• 6. Формы планирования и факторы, влияющие на выбор форм планирования
  • 7. Требования к разработке бизнес-планов. Информационное обеспечение бизнес-планирования
  • 8. Структура, функции и содержание разделов бизнес-плана. Раздел бизнес-плана "концепция, обзор, резюме"
  • 9. Раздел бизнес-плана "описание базового предприятия"
  • 10. Разделы бизнес-плана "описание продукта (продукции, услуги, изделия)", "анализ рынка, маркетинг и продажи"
  • 11. Разделы бизнес-плана "план производства", "организационный план"
  • 12. Разделы бизнес-плана "окружение и нормативная информация", "риски проекта и страхование", "календарный план реализации проекта"
  • 13. Понятие, экономическое содержание, основные элементы стратегического планирования. Понятие и классификация стратегий
  • 4. Реализация стратегии, контроль и оценка.
  • 14. Цели организации (предприятия)
  • 15. Цели и стратегия реализации проектов
  • 16. Инвестиционный план (проект). Бюджет инвестиционных затрат
  • 17. Первичные документы финансового плана. Назначение, структура и методика расчетов основных документов финансового плана
  • 18. План движения денежных средств
  • 19. План прибылей и убытков
  • 20. План распределения прибыли. Балансовый план
  • 21. Требования к основным документам финансового плана. Международные стандарты финансовой отчетности. Технология финансового планирования
  • 22. Стратегия финансирования проекта. Информационное обеспечение, методика расчетов плановых показателей и определения денежных потоков
  • 23. Основные технологические процессы бизнес-планирования. Техническое задание и календарный план (график работ) на разработку бизнес-плана
  • 24. Виды моделей, применяемых при бизнес-планировании
  • 25. Особенности разработки моделей бизнес-процессов. Информационные технологии для разработки бизнес-планов
  • 1. Выделение бизнес-процессов:
  • 2. Ранжирование бизнес-процессов с целью их оценки по следующим признакам:
  • 3. Описание бизнес-процессов, которое проводится горизонтально и вертикально в следующей последовательности:
  • 26. Назначение аналитической системы project expert
  • 27. Основные этапы разработки финансовой модели {бюджетов) бизнес-плана. Подготовка необходимой исходной информации для разработки финансовой модели
  • 28. Конкурентоспособность. Операции. Финансовое положение компании. Стратегический план
  • 29. План продаж и план производства в системе project expert
  • 30. Определение стратегии финансирования. План финансирования проекта в системе project expert
  • 31. Влияние условий оплаты, инфляции и налогообложения на результаты расчетов
  • 32. Сценарный анализ
  • 33. Имитационное моделирование
  • 34. Оценка и анализ инвестиционных проектов. Показатели эффективности инвестиций. Расчет и анализ основных показателей эффективности инвестиционных затрат с учетом ставки дисконтирования
  • 35. Период окупаемости. Дисконтированный период окупаемости
  • 36. Средняя норма рентабельности. Чистый приведенный доход
  • 37. Индекс прибыльности. Внутренняя
  • 38. Модифицированная внутренняя норма рентабельности
  • 39. Расчет, оценка и анализ финансовых коэффициентов бизнес-плана
  • 40. Показатели ликвидности
  • 41. Показатели деловой активности
  • 42. Коэффициенты оборачиваемости рабочего капитала, основных средств, активов
  • 43. Показатели структуры капитала
  • 44. Показатели рентабельности
  • 45. Инвестиционные показатели
  • 46. Расчет и определение факторов риска.Факторный анализ. Экспертный метод
  • 47. Анализ чувствительности
  • 48. Метод монте-карло
  • 49. Анализ безубыточности проекта
  • 50. Показатели безубыточности проекта
  • 51. Статистический и сценарный анализ. Моделирование условий, расчет и интерпретация результатов статистического и сценарного анализа в системе project expert
  • 52. Принятие решений о необходимости инвестирования проектов (бизнес-планов) по показателям эффективности. Принятие решений по результатам анализа с целью оптимизации доходов, затрат
  • 23. Основные технологические процессы бизнес-планирования. Техническое задание и календарный план (график работ) на разработку бизнес-плана

    При бизнес-планировании выделяют следующие технологические процессы (этапы):

    1. Сбор и анализ предварительной информации.

    2. Подготовка технического задания и календарного плана на разработку бизнес-плана.

    3. Сбор детальной информации по всем разделам бизнес-плана.

    4. Анализ, обработка информации, подготовка разделов бизнес-плана.

    5. Подготовка оформления бизнес-плана.

    6. Контроль содержания разделов и безошибочности финансовых расчетов.

    7. Подготовка нескольких вариантов бизнес-плана (в зависимости от целевой аудитории).

    8. Печать, прошивка копий бизнес-плана.

    Заказчиком бизнес-плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-плане.

    Разработчиками бизнес-плана выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

    Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что бизнес-план составляется наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки исходных данных. Другой подход - когда инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов.

    При разработке бизнес-плана составляются техническое задание и календарный план (график работ). При разработке бизнес-плана консалтинговыми фирмами эти документы составляются письменно и согласовываются сторонами (заказчиком и исполнителем). При разработке бизнес-плана сотрудниками фирмы допускается не оформлять данные документы, но нужно согласовать между руководителем и специалистом основные параметры, определяемые в данных документах.

    Техническое задание должно содержать описание существенных требований, ограничений и параметров ожидаемого результата работы по разработке бизнес-плана. Техническое задание может содержать описание механизмов отношений между заказчиком и исполнителем.

    Календарный план должен содержать перечень всех этапов осуществляемой работы с планируемыми датами их начала и окончания. Особенно важны ключевые показательные даты окончания особо значимых этапов.

    24. Виды моделей, применяемых при бизнес-планировании

    При бизнес-планировании могут применяться разные виды финансовых, экономических и бизнес-моделей. Выбор конкретной модели зависит от целесообразности и возможности ее использования для данного бизнес-плана. Многие модели оформлены в виде компьютерной программы, или, наоборот, многие программы содержат в себе встроенные модели.

    Любая применяемая модель должна отвечать общепризнанным принципам экономического моделирования.

    Для создания модели необходимо выделить типовые агрегированные показатели (статьи) отчетов и детализированные показатели (статьи) отчетов в соответствии с особенностями компании (проекта), а также определить входящие параметры, формулы расчета целевых показателей в зависимости от значений переменных факторов и форму представления конечной (исходящей) информации для пользователя модели.

    Входящие и исходящие данные модели могут находиться в разных комбинациях. Главное - создать взаимоувязанную динамическую комплексную картину компании или проекта на установленный срок, спрогнозировать финансовые показатели и финансовое состояние. Заданный период планирования разбивается на отчетные периоды, по каждому из которых можно увидеть требуемые показатели.

    Понятие модели бизнеса (бизнес-модели) в широком смысле используется для обозначения способа получения прибыли от деятельности компании.

    Формально модель бизнеса компании связана с экономической составляющей стратегии, с соотношением доходы - издержки - прибыль, с фактическими и планируемыми доходами от сбыта товаров компании, со стратегией конкуренции, со структурой издержек, уровнем доходов, потоками прибыли и окупаемостью инвестиций. Бизнес-модель компании призвана обеспечить эффективность стратегии с точки зрения получения прибыли. Следовательно, понятие модели бизнеса уже, чем понятие стратегии бизнеса. Стратегия определяет методы конкуренции и ведения бизнеса компании (не касаясь конкретных финансовых результатов и последствий конкурентной борьбы), а бизнес-модель на основании показателей прибыли и издержек, получаемых в результате применения данной стратегии, обеспечивает жизнеспособность компании. Длительный срок работы в своей сфере бизнеса и стабильная удовлетворительная прибыль говорят о наличии у компании успешной бизнес-модели, подтверждающей рентабельность и жизнеспособность ее стратегии.

    Для начала важно понять, что такое бизнес-план и какие цели и задачи он собой несет. В любой бизнес-план включается наиболее подробная информация обо всех аспектах планирования деятельности той или иной организации. Разрабатывается он не только для того, чтобы обосновать какой-то определенный проект вложения инвестиций, но и для того, чтобы наиболее эффективно управлять компанией в настоящем времени, продумывая при этом финансовую стратегию.

    Такой документ будет актуальным не только для тех, кто предоставляет услуги, но еще и для тех, кто работает в производстве. Конечно, в зависимости от целей и функционала, структура и содержание бизнес-плана может несколько видоизменяться. Однако в любом случае бизнес-план является неким просчитываемым прогнозом на следующие периоды времени.

    Для кого составляется бизнес-план

    • Во-первых, для самого руководителя предприятия, который может оценить возможности развития.
    • Во-вторых, для потенциальных кредиторов и инвесторов, которых может заинтересовать правильно разработанный бизнес-план.
    • В-третьих, для получения финансирования от государства.

    В любом случае, правильно составленный он может принести организации только положительные эффекты.

    Важно понимать, что бизнес-план – документ довольно объемный, отображающий множество аспектов той или иной идеи. Каждый объект рассмотрения связан со всеми другими, в совокупности они становятся для составителя некой стратегией, долгосрочным руководством.

    Существует несколько вариантов структуры и разделов бизнес-плана. Зависят они от той сферы деятельности, для которой разрабатывается проект. Детализация бизнес-плана также выбирается разработчиком. Для сферы услуг это может быть простой проект, не содержащий некоторых разделов. А вот для больших производственных предприятий это должен быть детальный и подробный бизнес-план. От задач может зависеть и выбор методики расчетов тех или иных показателей.

    Титульный лист

    Любой бизнес-план начинается с оформления титульного листа , на котором указывается название самого проекта, наименование организации, для которой он разрабатывался, ее расположение (страна, город), телефоны, данные владельца и того, кто этот документ составлял и разрабатывал, дата создания. Могут на титульный лист выноситься и финансовые показатели, если планируется бизнес-план показывать потенциальным кредиторам или инвесторам. Чаще всего в таком случае указываются сроки окупаемости, доходность, необходимость получить заемные средства и их количество.

    Кроме того, на титульном листе может быть указана информация о политике конфиденциальности. Как правило, там указывается тот факт, что разработанный бизнес-план не должен быть раскрыт третьим лицам.

    Резюме

    После титульного листа оформляется первый раздел бизнес-плана – резюме. В нем содержится обобщенная информация. Задачей этой части документа является привлечение внимания читателей, а точнее возможных инвесторов или кредиторов. Именно резюме создает первое впечатление, от которого зачастую и зависит судьба проекта.

    Этот раздел является сжатым бизнес-планом, в нем раскрывается суть и задачи. Для составления резюме используют информацию из всех последующих разделов. То есть для написания данного раздела нужно сначала составить весь бизнес-план, а только потом переходить к его краткому изложению. Обычно в резюме отображается:

    • Сжатое описание выбранного проекта, основные цели и задачи.
    • Необходимые ресурсы.
    • Способы реализации.
    • Шансы на успех с учетом того, является ли создаваемый продукт или услуга новыми и актуальными для потребителя.
    • Размеры необходимого финансирования, которое сам владелец на себя взять не сможет.
    • Информация о возврате заемных средств кредиторам или инвесторам.
    • Данные об основных показателях эффективности.

    Очень важно, чтобы резюме было простым, понятным и небольшим. Идеальный размер – 1-2 печатные страницы.

    Постановка цели разрабатываемого бизнес-плана

    В данном разделе определяется ясная и четкая цель, описывается деятельность, выпускаемые продукты или услуги. Также будет нелишним уделить внимание технологическим процессам, которые будут происходить. Очень важно выделить те преимущества, которые будет получать потребитель от выпускаемых товаров и услуг. А вот углубляться в технические особенности не стоит. Их лучше вынести отдельно в приложение.

    Важно показать, что продукция будет уникальной или особенной. Может это быть достигнуто посредством разработки совершенно новой технологии, более высокого уровня качества товара или низкой себестоимости. Стоит выделить и пути усовершенствования производства или самой продукции.

    Анализ выбранной отрасли и оценка жизнеспособности проекта в ней

    В данном разделе содержится информация о том, как обстоят дела в выбранной отрасли. При этом анализируется возможность работы на ней. Кроме того, рассматриваются возможности развития. Внешние факторы тут также учитываются, делается акцент и на том, какое влияние они оказывают на развитие и результативность проекта. Важно, чтобы бизнес-план был актуален для нынешней ситуации на рынке. Очень важно учесть всевозможные факторы, показав тем самым, что проект сможет быть конкурентоспособным в любой ситуации.

    Если в данном разделе также будут указаны потенциальные конкуренты (названия организаций, их преимущества и возможности) и новинки отрасли, то это только увеличит шансы на успех. Важно также составить портрет потенциального покупателя, детально обозначив, какие слои населения будут заинтересованы в товаре или услуге.

    Оценка возможностей организации в данной отрасли

    Очень важно подойти к проработке данного раздела ответственно, рассмотрев все аспекты. Комплексный анализ должен содержать в себе следующую информацию:

    • Товары и услуги, предоставляемые организацией, направления деятельности.
    • Информация об организационно-правовой форме (ОПФ) фирмы, ее административной структуре, работниках, партнерах, владельцах, дате создания.
    • Основные финансово-экономические показатели работы организации.
    • Расположение фирмы, в том числе ее адрес, описание помещений, информация о форме собственности.
    • Аспекты выбранной деятельности (режим работы, сезонность и другая информация).

    Особое внимание этому разделу уделяется в том случае, если планируется открытие новой организации. Тогда описание должно быть более детальным. Сюда же включаются в таком случае возможности успешного развития, информация о навыках будущего владельца.

    Главной задачей данного раздела является убеждение потенциальных кредиторов или инвесторов в том, что предлагаемая идея надежна и имеет большие перспективы.

    Собственно описание самого товара или услуги

    В данном разделе внимание уделяется наиболее важным для потребителя характеристикам товара, а также преимуществу его перед конкурентной продукцией на рынке. Идеальным вариантом будет тот случай, если к бизнес-плану приложен образец или фотография готового товара. Можно также добавить его описание, информацию о технических характеристиках. При этом указываются:

    • Название товара или услуги.
    • Прямое назначение, возможности использования.
    • Описание и перечень наиболее важных характеристик.
    • Оценка преимуществ товара и его конкурентоспособности.
    • Наличие авторских прав и патента.
    • Указание о необходимости получения лицензии на производство товара или предоставление услуги.
    • Информация о наличии сертификатов качества на товар.
    • Безвредность для человека и внешней среды.
    • Данные о поставках, разработанная упаковка.
    • Наличие гарантий и сервисного обслуживания.
    • Информация об эксплуатации.
    • Способы утилизации после истечения сроков годности.

    Составление маркетинг-плана

    После оценки рынка и конкретной отрасли, их анализа, разрабатывается определенная стратегия. При этом указываются объемы потребления, возможные покупатели. Рассматриваются и рычаги воздействия на спрос (изменение цены, разработка рекламной компании, улучшение качества продукции и другие способы). Уделяется внимание и способам сбыта, примерной стоимости, разработке рекламной политики.

    При указании возможных потребителей учитываются способы покупки (опт, розница, конечный потребитель), а также их статус (юридические и физические лица, а также простое население).

    При рассмотрении возможных характеристик продукции оценивается ее внешний вид, выполняемые задачи, стоимость, срок годности и службы, безопасность для потребителя и окружающего мира. Стоит при этом в разделе придерживаться следующей структуры:

    • Анализ потенциальных покупателей.
    • Анализ конкурентоспособности.
    • Анализ возможностей сбыта товара или услуги.
    • Описание последовательности поставок от производства до конечного потребителя (сюда же включается описание упаковки, места и способы хранения, сервисное обслуживание, формы сбыта).
    • Способы привлечения покупателей (сюда входят различные рекламные акции, бесплатная апробация, выставки).

    Очень важно обосновать связь цены, качества и рентабельности.

    Зачастую разработка маркетинг-плана требует огромных усилий, ведь это очень трудоемкий процесс. При этом затрагиваются такие довольно сложные механизмы как способы рекламирования, продвижения, поддержки, выявления интересов, прогнозирования и многое другое.

    Составление производственного плана

    В данном разделе внимание уделяется производству и иным рабочим процессам. Включается сюда и информация о различных используемых помещениях, оборудовании, персонале, задействованном в работе. Кроме того, производственный план содержит в себе и подробное рассмотрение способов увеличения или сокращения объемов производства товара или предоставления услуги.

    Если бизнес-план включает в себя информацию о налаживании производства, то прописывается и последовательность производственного процесса, начиная с используемых затрат и заканчивая системой выпуска товаров. Словом, учитываются все нюансы.

    Если же часть процессов на себя берет партнер, то нужно указать информацию о нем, о стоимости предоставляемых услуг, их объеме, а также основания для заключения контракта именно с этой фирмой. При этом если подрядчик предоставляет оборудование или какое-то сырье, указывается информация о каждом наименовании. Приводятся также расчеты стоимости, выгод.

    Кроме того, обязательно производится расчет себестоимости предоставляемого товара или услуги, составляется смета, определяются переменные (зависящие от объемов производства и иных факторов) и постоянные затраты. В целом можно структурировать раздел следующим образом:

    • Сведения о предприятии с точки зрения производства (развитость систем, в том числе инженерных, транспортных, ресурсных).
    • Описание выбранной технологии, а также обоснование сделанного выбора.
    • Необходимость покупки или аренды помещений для производства.
    • Необходимость в персонале, при этом указывается их квалификация, навыки, число, направление деятельности.
    • Фактические доказательства безопасности производства и конечного продукта для людей и окружающей среды.
    • Описание необходимых производственных мощностей (с указанием имеющихся в наличии).
    • Описание необходимого оборудования, их характеристики, общая информация.
    • Описание необходимого ресурсного и сырьевого обеспечения.
    • Рассмотрение всех возможных поставщиков, условий контрактов, выбор субподрядчиков.
    • Расчет примерной себестоимости всех изготавливаемых товаров или предоставляемых услуг.
    • Составление сметы текущих затрат.
    • Проведение анализа структуры себестоимости продукции.

    Организационный план

    В данном разделе содержится информация о различных законодательных и нормативных актах и документах, на которые необходимо обратить внимание при составлении бизнес-плана. Кроме того составляется график реализации выбранного проекта, с детальным описанием сроков и проводимых процедур.

    Финансовый план

    Лучше всего в данном разделе отобразить следующие документы и информацию:

    • Ежегодный план расходов и доходов.
    • Расчет сроков реализации (детально расписав первый год помесячно).
    • План движения финансовых активов и денежных средств.
    • Приблизительный баланс для первого года.
    • Анализ безубыточности (с рассмотрением перспектив, графиком, нахождением точки безубыточности).

    Кроме того отображаются и возможные инвестиционные вложения (лизинг, кредитование и другие). Здесь подробно рассматриваются источники, оценивается возможность получения инвестиций, а также рассчитывается выгодность их использования. Кроме того подробно рассматриваются и сроки погашения всех задолженностей.

    В конце раздела обязательно делается анализ эффективности данного бизнес-плана. Для расчета может быть использована любая из методик, например, одна из методик проектного анализа или анализа ФХД (финансово-хозяйственной деятельности). При этом рассчитывается рентабельность, а также финансовая устойчивость разрабатываемого проекта и многие другие показатели.

    Структура данного раздела может выглядеть следующим образом:

    • Ежегодный отчет о прибылях и убытках.
    • Структура налоговых отчислений.
    • План движения финансов для первого года.
    • Плановый баланс первого года.
    • Необходимость инвестиционных вложений.
    • Необходимые затраты, которые связаны с использованием заемных средств.
    • Анализ эффективности всего бизнес-плана, исходя из выбранной методики.

    Рассмотрение и анализ возможных рисков

    Любой проект на своем пути встречает различные проблемы, трудности, которые могут поставить под вопрос осуществление проекта или его эффективность. Поэтому особое внимание уделяется определению возможных рисков, их оценке, а также способам устранения. Поэтому грамотный финансист уделяет данному разделу особое внимание. В нем разрабатываются различные стратегии по преодолению трудностей. Очень важно определить и степень каждого из рисков. Любой из них должен быть обоснован и объективно оценен.

    Стоит подумать и о разработке альтернативных стратегий, способствующих компенсации возможных потерь. Как говорится «предупрежден — значит вооружен». При этом можно использовать различные методики, в том числе количественный и SWOT-анализ.

    Если рассматривать количественный анализ, можно говорить о расчете не только факторов риска, но еще и о расчете возможных потерь. Тут также могут быть применены различные методики (экспертная, статистическая и другие).

    Рассмотрение всех рисков, их минимизация может стать гарантией для потенциальных партнеров. Наиболее значимые из них:

    • Гарантии со стороны властей различных уровней (местные, региональные, федеральные).
    • Страхование.
    • Наличие залога.
    • Гарантии от банков.
    • Возможность передачи прав.
    • Гарантии готовой продукции.

    Приложения

    Последний раздел может содержать в себе разную информацию. Так, в него могут быть включены документы, на которые идет ссылка в основных разделах. Это может быть:

    • Копии лицензий, договоров.
    • Подтверждение достоверности исходных параметров.
    • Прайс-листы от возможных поставщиков.
    • Табличные расчеты различных финансовых показателей, которые вынесли для того, чтобы не загромождать вычислениями сам проект.

    Заключение

    Вот и все основные разделы бизнес-плана. Как упоминалось в самом начале, структуры бывают разными в зависимости от вида деятельности, но основные разделы все же такие, как описано выше. Составлять бизнес-план не сложно, если вы разбираетесь в планируемом бизнесе. Но если вы далеки от него, то может и не стоит такой бизнес начинать.

    Если у вас есть вопросы или дополнения, то пишите их в комментариях.

    Все знают, что бизнес-план – это один из самых эффективных инструментов для успешной реализации нового проекта. Несмотря на это, многие начинающие предприниматели не понимают, как грамотно составить бизнес-план. Кому-то хватает простых подсчетов из разряда “куплено-продано”, другие выстраивают сложнейшую стратегию вместо понятных целей и задач. Так нужен ли бизнес-план предпринимателю и как его разработать?

    Зачем нужен план?

    В практике ведения бизнеса есть огромное количество форс-мажорных обстоятельств, которые могут повлиять на течение дел. Их перечень настолько огромен, что вряд ли впишется в формат данного материала. Более того, учесть все факторы в одном документе и разработать механизм реагирования на них практически невозможно. Так есть ли смысл иметь стратегию или достаточно ограничиться основными приемами и применять их по мере надобности? Как показывает практика, иметь бизнес-план все же стоит.

    Он нужен для двух задач:

    1. Бизнес-план для «внутреннего использования»:

    — Как гласит народная мудрость, 10 минут, потраченных на планирование, экономят час напряженной работы. Наличие четко разработанного бизнес-плана для малого бизнеса позволяет наладить процессы управления. Это особенно важно при работе в команде. Подробный план исключает разночтения и оговаривает шаги, которые каждый член коллектива делает в той или иной ситуации.

    — Отслеживание эффективности работы. Качественно разработанный бизнес-план имеет ряд ключевых точек-показателей, которых ваш бизнес должен достичь через определенные промежутки времени. По тому, как четко вы проходите эти «метки», можно сделать выводы об эффективности бизнес-процессов и «подкрутить гайки» в случае необходимости. Кроме того, вы можете быть уверены в том, что ваша команда будет сконцентрирована на правильных целях в случае временного отсутствия руководства.

    Качественно разработанный бизнес-план имеет ряд ключевых точек-показателей, которых ваш бизнес должен достичь через определенные промежутки времени. По тому, как четко вы проходите эти «метки», можно сделать выводы об эффективности бизнес-процессов.

    — Снижение рисков. Мы уже писали о том, что все форс-мажорные обстоятельства предусмотреть невозможно, однако общий шаблон действий в кризисной ситуации – очень полезная штука. Как правило, такие шаги достаточно универсальны и позволяют сократить риски. Пункт о том, кто, когда и при каких обстоятельствах их будет выполнять, должен присутствовать в бизнес-плане.

    2. Бизнес-план для инвесторов.

    Генеральный план развития бизнеса, впрочем, нужен и не только для внутреннего использования. В некоторых случаях он может быть представлен третьим лицам. Очень часто бизнес-план для оценки изучают потенциальные инвесторы. От того, насколько хорошо в нем проработаны все нюансы, зависит решение о вложении средств в ваш бизнес. В этом случае документ имеет статус условной «долговой расписки» и обязателен к исполнению. Это может быть бизнес-план для центра занятости , получения грантов или субсидий. Для получения субсидии на открытие собственного дела заявитель должен предоставить в центр занятости населения (ЦЗН) ряд документов. В том числе – бизнес-план, подготовленный в соответствии со структурой, которая задается ЦЗН. Отступления от нее не допускаются.

    Где взять план?

    Бизнес-план может появиться у вас двумя путями:

    1. Первый вариант – обращение в специализированную компанию, которая выполнит эту работу. Как правило, такую услугу предоставляют различные маркетинговые агентства. Специалисты оценят рыночную ситуацию, проведут необходимые исследования и расчеты, сформулируют наиболее приемлемую концепцию развития и основные ключевые показатели. Естественно, что заказ разработки бизнес-плана потребует определенных трат. Стоимость услуги зависит от региона, квалификации агентства и объема работы. Как правило, в итоговом документе учитываются и отдельные пожелания клиента.
    2. Написать бизнес-план с нуля можно самостоятельно. Это бесплатно, но процесс требует приложить силы и определенные знания. В качестве первого шага на этом пути можно порекомендовать скачать образец с расчетами или готовые примеры , адаптировать их под собственный бизнес.

    Самостоятельное бизнес-планирование

    Мы предлагаем вам универсальную пошаговую инструкцию для самостоятельной разработки бизнес-плана.

    1. Определяем тип документа

    Практики и теоретики бизнеса в России утверждают, что бизнес-планы можно разграничить по четырем основным типам:

    • Бизнес-план компании. Это самый распространенный тип. Документ «для внутреннего использования», о котором было написано выше;
    • Инвестиционный бизнес-план разрабатывается для инвесторов, описывает характеристики вашего бизнеса и содержит данные маркетинговых исследований;
    • Кредитный бизнес-план необходим для получения займа в банке. Показывает реальную потребность в кредите, возможности использования кредитных средств и их возвратность;
    • Бизнес-план для получения гранта или или негосударственных структур. В таком бизнес-плане необходимо акцентировать внимание на пользе вашего бизнеса для региона или страны в целом либо его социальной составляющей (например, экологические проекты).

    2. Собираем и анализируем информацию

    • Описание товара или услуги, которые вы намерены реализовывать. Акценты необходимо сделать на конкурентных преимуществах продукта. Если он дешев, технологичен или вообще не имеет аналогов, обязательно отметьте это;
    • Анализ рынка сбыта. Важно тщательно изучить потенциальный рынок сбыта вашего товара или услуги. Это можно сделать с помощью различных инструментов. Например, проанализировать продажи аналогичных товаров или выпустить на рынок пробную партию своего товара. При этом на практике можно понять, как будет распространяться товар, его актуальную цену, возможности стимулирования потребителей и каналы продвижения (реклама);
    • Оценка конкурентов. Своих конкурентов нужно изучить досконально. Это поможет выделить преимущества своего продукта, а также предугадать действия других игроков рынка;
    • Анализ производства. Здесь важно оценить собственные производственные возможности (знать, сколько продукта вы сможете поставлять на рынок), их гибкость (возможность модернизации, расширения, перепрофилирования и проч.). Неплохо оценить и максимальные возможности бесперебойных поставок сырья и расходных материалов. Если бизнес-план составляется для компании или предприятия сельского хозяйства, то нужно сделать определенную поправку на риски природного характера, а все расчеты проводить исходя из пессимистического сценария развития ситуации;
    • Организационные моменты. Набор команды профессионалов и организация работы тоже требуют затрат ресурсов. Внимательно проанализируйте эти моменты;
    • Предполагаемый финансовый план. В этой части исследования вам необходимо посчитать объемы затрат на вышеперечисленные пункты и текущую деятельность, а также оценить выручку, прибыль и сроки окупаемости.

    Набор команды профессионалов и организация работы тоже требуют затрат ресурсов. Внимательно проанализируйте эти моменты.

    3. Оформляем бизнес-план

    Итак, все данные собраны, систематизированы и перепроверены. Последний пункт особенно важен, так как ошибки в бизнес-плане могут быть чреваты серьезными проблемами в будущем. Наступило время свести все данные и выводы в едином документе и оформить его:

    • Титульный лист документа оформляется по определенным стандартам. В нем должна быть указана информация об адресе и контактных данных предприятия, кому предназначается документ и носит ли он конфиденциальный характер. Обязательно укажите данные о полном и коротком названии проекта, руководителе предприятия и данного проекта, дату начала реализации и ее срок. Укажите временной промежуток, в течение которого данные в документе будут актуальны;
    • Краткое резюме. На 2-3 страницах опишите суть проекта и его перспективы;
    • Основная часть. Для подготовки этой главы бизнес-плана используем заранее собранную и структурированную информацию, о которой мы уже писали выше. Основная часть должна включать следующее:

    – детальное описание вида деятельности и услуг компании;

    – оценка рынка с указанием конкурентных преимуществ компании;

    – маркетинговая стратегия;

    – продвижение товара на рынок.

    – затраты на предоставление услуг;

    – план технического оснащения и деятельности фирмы и производственные возможности;

    – структура управления, поиск персонала;

    – оценки потенциальных рисков;

    – финансовый прогноз.

    • Приложение. В эту часть бизнес-плана стоит внести дополнительные материалы с обоснованием тезисов документа.

    Для составления бизнес-плана можно воспользоваться и специальными программами. Это позволит несколько упростить и автоматизировать процесс, однако суть документа от этого не изменится.

    Короткий алгоритм самостоятельной разработки бизнес-плана

    1. Выбор типа документа: бизнес-план предприятия, инвестиционный, кредитный или документ на получение гранта.
    2. Сбор, анализ, проверка и систематизация информации: описание товара с выявленными конкурентными преимуществами; изучение и анализ рынка, конкурентов, производства и организационных мероприятий; вложения, выручка, прибыль и сроки окупаемости.
    3. Оформление бизнес-плана. Внесение в итоговый документ всех данных и выводов, сделанных на их основе. Не забываем о приложении.
    1. Проверяйте и перепроверяйте данные, которые вы используете при составлении бизнес-плана. Неправильная или неактуальная информация может привести к фатальным ошибкам. Используйте для сравнения данные официальных и независимых источников. Применяйте исследования: опросы, фокус-группы, запуск пробных партий товара.
    2. Включайте в бизнес-план варианты развития негативных сценариев и ваши действия при этом. Такой подход позволяет минимизировать риски при реализации проекта.
    3. Уделите особое внимание оформлению. Ошибки в итоговом документе недопустимы.
    4. Бизнес-план в вашей компании должен иметь статус закона. Отступления от действий и ключевых показателей возможны, только если так решите вы или ваши инвесторы.

    Помните, что любой, даже самый проработанный бизнес-план – это всего лишь один, пусть и очень вероятный вариант развития событий. Будьте готовы скорректировать его в случае необходимости.

    Из желаний богатств не получается. Они получаются из ясного плана действий, основанного на таких же ясных устремлениях. Наполеон Хилл, философ, автор бестселлера «Думай и богатей»

    После перехода к рыночной экономике резко увеличилась важность бизнес-планов, необходимых для организации своего дела, предварительной оценки эффективности проекта, освоения новых сфер деятельности. Разработка бизнес-плана рекомендуется как для только созданной компании, так и для уже существующей организации на определенном этапе развития.

    Вы узнаете:

    • Для чего нужна разработка бизнес-плана.
    • Какие существуют виды бизнес-плана.
    • Каковы цели и функции бизнес-плана.
    • Какие выделяют этапы разработки бизнес-плана.
    • Как выглядит структура бизнес-плана.
    • Как оценить эффективность бизнес-плана.

    Почему так важна разработка бизнес-плана

    Применение делового планирования помогает в реализации проектов фирмы. Составленный план дает возможность представить все предстоящие мероприятия и оценить возможные результаты и эффекты от них.

    Бизнес-план включает в себя подробное описание компании , в том числе реализуемые товары (услуги), процессы управления, а также финансовые потребности.

    Предназначения бизнес-плана

    1. Стать документом для создания новой компании . В нем прописывается, при помощи каких методов и инструментов собственники планируют достичь своих целей. То есть бизнес-план является своеобразной инструкцией для открытия нового дела.
    2. Показать, что руководитель инициативен и свою активность сможет направить на реализацию определенного проекта, ответственен и сможет достичь поставленных целей, понимает, как преодолеть все возможные трудности.
    3. Рассказать контрагентам и работникам о некоторых нюансах проекта . Это поможет им посмотреть на руководителя как на своего коллегу.
    4. Доказать возможным инвесторам целесообразность денежных вложений .
    5. Продемонстрировать емкость и перспективность развития нового рынка сбыта .
    6. Провести оценку затрат на изготовление товаров , необходимых рынку, соотнести их с ценами, по которым возможна реализация своей продукции, для определения вероятной прибыльности проекта.
    7. Выделить критерии, опираясь на которые можно будет контролировать состояния дел и осуществлять управление .
    8. Выявить все вероятные трудности, поджидающие проект в первые годы реализации .
    9. Добиться большего уважения и доверия со стороны коллег и инвесторов .

    Основные виды бизнес-планов

    Бизнес-план обычно создается для введения в действие инновационных, социальных, экономических и организационных видов проектов.

    • Инновационный бизнес-план – документ, описывающий комплекс мероприятий по разработке новой продукции, проведению маркетинговых исследований. Большое значение отводится описанию инновационности проекта, защите объектов интеллектуальной собственности. Сформулирована высшая цель и определены конкретные периоды воплощения проекта.
    • Организационный план создается для проведения реформ в компании, перехода на новые системы управления и менеджмента, разработку и реализацию мероприятия. Очень затруднительно выявить качественные или количественные показатели оценки результатов подобных проектов.
    • Экономический план необходим для построения системы аудита , приватизации фирмы, перехода на другую налоговую систему.
    • Социальный бизнес-план предполагает изменения в сфере соцзащиты, соцобеспечения, здравоохранения, устранение негативных результатов общественных потрясений и природных катастроф.

    Также возможна разработка бизнес-плана для реализации различных целей, то есть он может быть направлен на конкретную целевую группу:

    1. Бизнес-план инвестиционного проекта.

    Мы подготовили статью, которая:

    ✩покажет, как программы слежения помогают защитить компанию от краж;

    ✩подскажет, чем на самом деле занимаются менеджеры в рабочее время;

    ✩объяснит, как организовать слежку за сотрудниками, чтобы не нарушить закон.

    С помощью предложенных инструментов, Вы сможете контролировать менеджеров без снижения мотивации.


    2. Бизнес-план предприятия.

    Это один из наиболее часто встречающихся типов бизнес-плана, который пригодится как большим компаниям, так и организациям малого и среднего бизнеса. Разработка бизнес-плана предприятия включает в себя рассмотрение главных аспектов деятельности фирмы, возможных преимуществ и недостатков развития, способов решения вероятных трудностей. При помощи бизнес-плана можно проанализировать идеи, определить более целесообразное решение по организации бизнеса, выявить слабые места, рассмотреть опыт конкурентов. Кроме того, разработка бизнес-плана предприятия понадобится, если вы хотите начать сотрудничество с потенциальными инвесторами или партнерами. Первому разделу (резюме) следует уделить наибольшее внимание. Многое зависит от убедительного и побуждающего к сотрудничеству краткого содержания бизнес-плана. В большинстве случае изучение проектов начинается с резюме, поэтому очень важно четко и доступно описать вашу концепцию, способы получения прибыли и доказать инновационность предложения. Нужно, чтобы после прочтения резюме можно было ответить на два вопроса: «В чем интерес участников в реализации проекта?» и «Какова вероятность остаться без прибыли?».

    3. Бизнес-план на кредит.

    Бизнес-план на получение кредита имеет три отличия от инвестиционного:

    • в нем должно быть обоснование необходимости финансирования фирмы в определенный период времени;
    • должно четко прослеживаться получение выгоды от использования займа;
    • должны содержаться доказательства высокой платежеспособности компании, свидетельствующие о своевременной оплате долга и процентов.

    Скорее всего, банк не станет скрупулезно изучать пункты бизнес-плана, не относящиеся напрямую к финансовой устойчивости предприятия. Большее значение имеет, есть ли у заемщика ответственный поручитель или ценности для залога. Также внимание уделяется кредиторской и дебиторской задолженностям . Изучение кредитной истории поможет выяснить, есть ли у организации долги и насколько своевременно они погашаются. Бессмысленно указывать искаженную информацию. Во-первых, все банковские учреждения осуществляют независимую оценку финансовой состоятельности потенциального заемщика, и во время оформления кредита необходимо будет собрать большой пакет документов и подвергнуться нескольким проверкам. Во-вторых, перед принятием решения об оформлении кредита следует оценить все плюсы и минусы, а также перепроверить собственные возможности по своевременной выплате займа и процентов. Поэтому при составлении бизнес-плана необходимо быть предельно честным и трезво смотреть на свои силы, чтобы быть максимально готовым к вероятным трудностям.

    4. Бизнес-план на грант.

    Разработка бизнес-плана на грант подразумевает получение субсидии или займа из госбюджета или благотворительных фондов. В данном случае в вашем документе должен быть сделан основной акцент на гуманные цели и большой вклад в развитие своей области или города. Вероятность получения гранта зависит от того, насколько честно и точно вы представите концепцию бизнес-плана. И опять же необходимо будет сделать основной акцент на резюме.

    Подводя итог, можно сказать следующее. Бизнес-план – это документ, состоящий из расчетов, технического и экономического обоснования, а также перечня мероприятий и конкретных задач, необходимых для реализации проекта и получения максимальной прибыли. При разработке бизнес-плана необходимо придерживаться последовательности, скрупулезности, конкретизации, подробного описания всех деталей и нюансов и системного подхода, чтобы все потенциальные партнеры могли получить развернутые ответы на свои вопросы.

    Необходимо брать во внимание все особенности ваших будущих партнеров, вне зависимости от выбора типа бизнес-плана. Как правило, инвесторам нравится документ, который специалисты фирмы составили самостоятельно, без обращения к другим компаниям. И в первую очередь они рассматривают саму организацию, ее человеческие ресурсы и качество предлагаемой идеи.

    Для банковских учреждений важна текущая платежеспособность предприятия, без учета потенциальной прибыли. А государственные структуры обычно поощряют проекты, приносящие пользу обществу и человечеству.

    • Государственная помощь бизнесу: с кем государство поделится деньгами

    Цели разработки бизнес-планов

    В бизнес-плане должны быть отражены и обоснованы затраты и прибыльность создаваемого дела.

    Но это не единственная цель. Помимо нее выделяют другие цели разработки бизнес-планов:

    • снижение рисков открытия нового бизнеса;
    • определение уровня реальности достижения поставленных целей;
    • привлечение новых инвесторов, партнеров, спонсоров и пр.;
    • определение сильных и слабых сторон создаваемого бизнеса, оценка рисков;
    • бизнес-план – механизм для получения денежных средств (финансирование, инвестирование, получение кредитов);
    • доказательство возможным инвесторам привлекательности и рациональности создания новой организации;
    • необходимо воспринимать бизнес-план как процесс планирования и инструмент управления внутри компании.

    По другой классификации выделяют внутренние и внешние цели бизнес-плана.

    Внутренние цели: проверить имеющиеся знания, собственное понимание рыночной среды и приобрести новые навыки и опыт. Многое зависит от осознания инвестором стратегических целей , показателей, конкурентной среды, сильных и слабых сторон определенного инвестиционного проекта, его предполагаемой продуктивности при конкретных условиях.

    1) Разработка стратегии создания нового предприятия.

    Стратегическое планирование внутри самой компании происходит в несколько этапов:

    • Формирование стратегических целей организации.
    • Разработка различных направлений развития фирмы для достижения утвержденных целей.
    • Выявление ресурсов, которые понадобятся для воплощения других направлений развития компании.
    • Оценка и сопоставление продуктивности вариантов развития фирмы.
    • Определение самого эффективного варианта из множества различных направлений развития организации.
    • Оценка необходимости дополнительного финансирования для воплощения варианта, которому было отдано предпочтение.

    Все важные сведения, выявленные в ходе стратегического планирования, оказывают влияние на бизнес-план.

    2) Обеспечение возможности контролировать процесс реализации выработанной стратегии.

    Бизнес-план – своеобразная база для сопоставления, позволяющая определить отклонение от подготовленного плана, выявить основания несоответствий и разработать мероприятия по их ликвидации.

    Следовательно, бизнес-план – это важный механизм для управления компанией. Создание бизнес-плана поможет эффективнее спрогнозировать дальнейшее развитие событий.

    Внешней целью разработки бизнес-плана являются получение денежных вливаний от внешних источников в виде займов или инвестиций, привлечение интереса банковских учреждений и инвесторов, доказательство им целесообразности инвестиционного проекта и высокого менеджмента фирмы.

    Все инвесторы хотят оценить рентабельность вливаний в проект и выявить предполагаемую от него отдачу и рискованность инвестиций, и лучше всего это сделать при помощи изучения и анализа бизнес-плана.

    Грубо говоря, бизнес-план – это визитка инвестиционного проекта . Ознакомившись с ним, инвестор сможет понять, выгодно ли ему вкладывать деньги и как проект сможет выйти на наибольшую продуктивность при рисках, допустимых для инвестора.

    Чтобы бизнес-план работал и достигал установленных целей, очень важно грамотно подойти к его созданию. Разработан общий алгоритм формирования бизнес-плана.

    Этапы разработки бизнес-плана

    1. Перед тем как приступить к созданию бизнес-плана, необходимо проанализировать финансовую деятельность рынка компании, а также осуществить технико-экономическое исследование различных альтернатив его развития, принимая во внимание общепринятые международные стандарты. После проведенных анализа и исследования формируется стратегия производства и сбыта продукции. Чтобы принять решение, нужно обладать подтвержденной и полной информацией. Поэтому определение источников нужной информации – это первый этап, с которого стартует разработка бизнес-плана. Разделы начинают формироваться с изучения изданий по бизнес-планированию, обращения за помощью к компаниям, дающим управленческие консультации, или посещения курсов, предлагающих советы по разработке бизнес-плана.
    2. На следующем этапе составления бизнес-плана формируют цели разработки, основанные на проблемах, которые должен решить этот документ.
    3. После определения внешних и внутренних целей можно переходить к третьему этапу: выявлению адресатов разработки . Будут ли это только внутренние члены фирмы (скорее всего, нет) или еще и внешняя сторона, которую компания хотела бы привлечь в качестве инвесторов (коммерческие банковские учреждения, потенциальные акционеры).
    4. На четвертом этапе разработки бизнес-плана приступают к установлению общей структуры создаваемого документа.
    5. На пятом этапе начинается сбор информации для подготовки всех вышеописанных разделов. На данном этапе нужно найти людей со знаниями и навыками, необходимыми для создания бизнес-плана, и способных вас поддержать. К примеру, это могут быть сотрудники компании, а также привлеченные со стороны консультанты.
    6. На шестом этапе происходит создание исходного варианта бизнес-плана. После того как все разделы оказались скомпонованы, оформляется резюме (его всегда пишут в последнюю очередь). Когда все этапы разработки бизнес-плана пройдены, можно считать, что планирование завершено, но лучше не пускать документ в дело, а сначала отдать его какому-нибудь влиятельному, но беспристрастному специалисту, способному дать непредвзятые комментарии.
    • Формы организации бизнеса: примеры, рекомендации, практические вопросы

    Мнение эксперта

    Схема подготовки бизнес-плана

    Татьяна Ларина,

    Разработка бизнес-плана магазина, предприятия осуществляется по следующей схеме:

    1. Создается проект бизнес-плана. Для его составления понадобятся сведения, полученные в результате анализа отрасли. Пригодятся некоторые показатели, например, тенденции и темпы развития различных областей, степень динамичности и емкости рынка, стандартизации продукции, анализ сегментов, ресурсы покупателей, производственные мощности в бизнесе. Затем необходимо оценить актуальность бизнес-плана, возможно ли сейчас приступить к его воплощению.
    2. Далее начинаем разрабатывать стратегию бизнес-плана, формируем цели и задачи. Мы определяем вероятный уровень экономических показателей и делаем прогноз, возможно ли увеличение прибыли, какую долю на рынке сможет занять бизнес, как повысится товарооборот, сможем ли мы удовлетворить потребности покупателей.
    3. В самом конце разрабатывается тактический бизнес-план. В нем составляется график, на котором отмечаются действия компании, осуществленные для решения поставленных задач и достижения целей, а также для реализации стратегического бизнес-плана.

    Опираясь на эти этапы, была создана шаблонная структура бизнес-плана, при помощи которой можно составить документ, отображающий все необходимые сведения.

    Разработка бизнес-плана: разделы документа и его оформление

    1. Оформление.

    Обложка – важная деталь любого бизнес-плана. Не стоит халатно относиться к ее разработке, потому что привлекательная обложка, понравившаяся инвестору, может положительно повлиять на его решение о подписании с вами контракта. На обложке необходимо напечатать логотип фирмы, а сам бизнес-план поместить в подходящую папку на пружинках. Текст должен размещаться только на одной стороне листа. Для бизнес-плана следует использовать стандартный шрифт (Times New Roman или Arial) размером 12-14, выделяя все заголовки.

    На титульном листе поместите следующую информацию о компании: наименование, номера телефонов, контактное лицо, электронную почту, юридический адрес.

    2. Краткое резюме.

    Изучив краткое резюме, ваши потенциальные инвесторы смогут узнать о плюсах и специфике вашего бизнеса. Обязательно обозначьте выгоду, которую получат инвесторы, в чем привлекательность этого направления, какие задачи компания определила для себя, как она планирует занять свою нишу в условиях современного рынка.

    Уже после первых предложений бизнес-плана инвестору должна быть понятна привлекательность проекта. Резюме должно включать в себя следующие сведения в краткой форме:

    • суть бизнес-проекта, основная цель фирмы, экономическая эффективность деятельности;
    • перспектива реализации идеи на рынке, в бизнесе;
    • сведения о необходимых для реализации источниках финансирования;
    • лицо, ответственное за реализацию проекта, этапы воплощения бизнес-плана;
    • ожидаемая польза (предполагаемый уровень продаж, нормы доходов, сроки, необходимые для окупаемости и возврата инвестиций).

    Особое внимание стоит уделить определению главной цели фирмы, в которой следует отметить:

    • основные направления, специфику компании;
    • этапы развития бизнеса;
    • организационно-правовую форму и задачи фирмы;
    • виды товаров/услуг, которые компания планирует реализовывать потребителям, каким образом она планирует это осуществлять;
    • информацию о главных экономических и технических данных за предыдущие пять лет;
    • сведения о конкурентоспособности товаров и бренда в разрезе конкретных периодов и рынков;
    • текущие положение дел в фирме и перспективы деятельности;
    • конкурентные преимущества бизнеса , отличия от работы других фирм.

    3. Описание продукта или услуги.

    В этом разделе стоит рассмотреть основные виды услуг или товаров, изготавливаемых компанией.

    4. Конкурентное преимущество .

    Конкуренция – это один из важных элементов, который необходимо учитывать при планировании деятельности. Следует четко понимать, в каких сферах наиболее серьезная конкуренция и что можно сделать для того, чтобы решить эту проблему. Зачастую, чтобы войти в рыночную среду при особо высокой конкуренции, компании снижают цены для получения возможности функционирования и успешного ведения бизнеса. В идеальных условиях ценовой конкуренции нет, но сейчас это встречается лишь в случае создания оригинального товара.

    Для выживания среди наиболее сильных конкурентов по бизнесу фирма должна предлагать покупателю товары или услуги, отличающиеся от аналогичных, реализуемых другими фирмами. Но нюансы продукции должны положительно восприниматься потребителями.

    5. Оценка рисков .

    Риски – это факторы, на которые бизнесмен не может повлиять. Воплотившиеся в реальность риски серьезно усугубляют текущее положение дел, снижают прибыль, уменьшают число покупателей, что может лишить фирму возможности дальнейшего ведения бизнеса.

    Перед началом собственного дела необходимо разработать бизнес-план с учетом вероятных рисков. Это важно, потому что поможет:

    • определить, реально ли достичь запланированных показателей в бизнесе (уровень прибыли, желаемое количество потребителей);
    • оценить, чего следует опасаться, и разработать пути, способные обезвредить неблагоприятные последствия.

    При оценке рисков большинство организаций и ИП используют SWOT-анализ, рассматривающий бизнес-обстановку с внешних и внутренних сторон.

    6. Маркетинговая стратегия .

    9 самых распространенных ошибок при составлении бизнес-плана

    Ошибка 1. Нехватка знаний в области рынка, актуальных тенденций, конкуренции и недостаток аргументации. Это очень распространенная ошибка при разработке бизнес-плана, потому что зачастую предприниматели занимаются лишь производственными вопросами, забывая изучить спрос на товар. Это неправильно, необходимо делать упор на анализ рынка, предполагаемых покупателей, а также составлять выводы, подкрепленные аргументами о планируемых объемах продаж.

    Ошибка 2. Неточность целей. Вам необходимо иметь перед собой четкую цель и знать, чего вы хотите. К примеру, к 2018 году занять лидирующую позицию в своем населенном пункте по ассортименту, качеству и объему продаж хлебопекарных изделий. Вы должны показать инвесторам свое понимание трех аспектов:

    • как обстоят дела на сегодня (кто мы на текущий момент?);
    • чего вы хотите достичь (в каком направлении двигаемся?);
    • как вы собираетесь достигнуть желаемого (кем вы станете и как добьетесь этого).

    Ошибка 3. Непроработанные вопросы. В бизнес-плане необходимо все предусмотреть и описать. Нельзя игнорировать вопросы, касающиеся:

    • информации о поставщике оборудования, сырьевой продукции и остальных материалов;
    • подробного плана привлечения инвесторов;
    • информации об имуществе предприятия (ИП), способного быть залогом при кредитовании.

    Ошибка 4. Указание стоимости проекта ниже реальной. Это одна из распространенных ошибок, возникающая в связи со слабой проработанностью вопросов, касающихся строительства, закупки оборудования и получения соответствующих документов.

    Поскольку на этапе планирования не все детали можно учесть, настоящая стоимость реализации будет выше, чем на бумаге. Это может привести как к необходимости поиска и привлечения дополнительных инвестиций, так и к абсолютному окончанию работ и банкротству.

    Ошибка 5. Заниженная себестоимость товаров или услуг. Эта ситуация возникнет, если вы недостаточно хорошо проработаете вопросы, связанные с организацией процесса производства. Молодые предприниматели зачастую при подготовке бизнес-плана неточно рассчитывают расходы ресурсов, материалов, сырья или прибегают к недостоверной информации. Это приводит к высокой себестоимости товара, неспособности выдерживать конкуренцию и, в большинстве случаев, к уходу с рынка.

    Ошибка 6. Сроки реализации плана не соответствуют действительности. Ошибки, совершенные при подготовке бизнес-плана, могут повлечь за собой некорректный расчет сроков выполнения работ по реализации проекта (слишком короткие), что заставит инвесторов и кредиторов сомневаться в вашей компетентности и способности адекватно оценивать свои силы и возможности.

    Ошибка 7. Проект и потенциал предприятия несоизмеримы. Любой задуманный проект должен соответствовать финансовым возможностям компании, ее размерам и имеющимся ресурсам. Инвесторы и кредиторы с недоверием относятся к фирмам, несоизмеряющим свои запросы и возможности. В большинстве банковских учреждений запрещено выдавать кредиты на реализацию проектов компаниям, у которых масштаб проекта превышает сегодняшние финансовые возможности.

    Ошибка 8. Нет четкого бизнес-плана по продвижению продукта. Бывают случаи, когда предприниматель уделяет мало внимания вопросам продажи и продвижения своего товара, что может привести к получению выручки ниже возможной. В результате продукция остается лежать на складе, а поставленные в бизнес-плане цели так и не достигнуты.

    Ошибка 9. Нет четкой схемы возврата денежных средств, взятых в кредит. Инвесторам и кредиторам очень важно понимать, как вы планируете возвращать деньги. Исключив этот пункт из своего бизнес-плана, вы, скорее всего, получите отказ.

    Бизнес-планирование уже давно вошло в отечественную бизнес-практику. Большинство компаний (по крайней мере средних и крупных) имеют опыт в данной области. Они или самостоятельно разрабатывали бизнес-планы или привлекали для этих целей специализированные компании.

    Существуют определенные стандарты разработки бизнес-плана и стандартные форматы бизнес-плана. Хотя, конечно же, в каждом конкретном случае форматы бизнес-планов могут отличаться от стандартов, особенно если бизнес-план составляется для собственных нужд, а не для банка.

    Следует отменить, что бизнес-план может разрабатываться для компании в целом или для какого-то отдельного инвестиционного бизнес-проекта.

    Цели разработки бизнес-плана

    Разработка бизнес-плана может осуществляться для различных целей:
  • планирование деятельности и развития компании для собственных нужд;
  • обоснование перед кредитной организацией необходимого объема внешнего финансирования;
  • обоснование перед потенциальными инвесторами необходимого объема финансирования, требуемого для развития компании или бизнес-проекта;
  • обоснование перед Центробанком перспективности финансируемого бизнес-проекта или компании;
  • и т.д.

    Планирование деятельности и развития компании для собственных нужд

    В данном случае бизнес-план составляется для реального планирования и последующего исполнения всех основных показателей компании или проекта.

    Если в компании уже отлажены функции бизнес-планирования и бюджетирования , то разработка бизнес-плана и бюджетов компании может выполняться компанией самостоятельно без привлечения помощи из вне (например, консультантов).

    Если же данные функции пока не поставлены на регулярную основу, но собственники и/или менеджмент компании хотят получить реальную картину будущего, то для выполнения данной работы могут привлекаться консультанты. Кстати, финансово-экономическая модель , которая должна быть разработана для расчета показателей бизнес-плана, в дальнейшем может использоваться компанией для составления новых бизнес-планов и бюджетов и/или для корректировки подготовленного бизнес-плана.

    Следует отметить, что при разработке бизнес-плана для данной цели компании нужен будет четкий механизм контроля исполнения бизнес-плана. Ведь важно не только разработать бизнес-план, но и добиться его выполнения. Для этого в компании необходимо внедрить полноценную систему бюджетирования и управленческого учета .

    Обоснование перед кредитной организацией необходимого объема внешнего финансирования

    Достаточно часто бизнес-планы разрабатываются для того чтобы обосновать перед банком требуемый размер кредита.

    То есть в данном случае речь идет о выполнении одного из требований банка, необходимых для получения кредита.

    Зачастую такие бизнес-планы подгоняются под нужные объемы кредитных ресурсов и не всегда соответствуют действительности.

    Обоснование перед потенциальными инвесторами необходимого объема финансирования, требуемого для развития компании

    Даная цель разработки бизнес-плана похожа на предыдущую. Но при этом, как правило, приходится составлять более детальный и проработанный бизнес-план, т.к. риски у инвесторов выше, чем у банков.

    Ни для кого не секрет, что банки выдают кредиты не тем компаниям, у которых есть очень качественные бизнес-планы, а тем, у кого есть необходимое обеспечение.

    В данной же ситуации инвесторы вкладывают свои средства, которые в случае неудачи не будут ничем компенсированы. В качестве инвесторов могут выступать те же банки, но теперь они будут уже более внимательно изучать бизнес-план.

    Обоснование перед Центробанком перспективности финансируемого бизнес-проекта или компании

    С началом последнего глобального кризиса Центорбанки стали усиливать контроль выдачи банками кредитов.

    В частности, Центральный банк РФ проверяет все банки на предмет обоснованности уровня риска финансирования тех или иных бизнес-проектов или компаний.

    В случае если Центробанк посчитает какие-то проекты банка слишком рискованными, то со стороны ЦБ могут последовать определенные санкции вплоть до отзыва у банка лицензии. Это может произойти в том случае, если Центробанк сочтет, что сформированные банком резервы на возможные потери по ссудам (РВПС) неадекватно занижают уровень риска, т.е. банк умышленно завышает величину капитала в своей финансовой отчетности.

    Поэтому сейчас банки стали больше внимания уделять не только обеспеченности выдаваемых кредитов, но и наличию соответствующим образом подготовленных бизнес-планов.

    Таким образом, в данном случае заказчиком разработки бизнес-плана может выступать не финансируемое предприятие, а банк.

    Технология разработки бизнес-плана

    Вне зависимости от целей разработки бизнес-плана при выполнении данной работы необходимо выполнить определенные этапы.

    Этап 1. Постановка задачи.
    Этап 2. Сбор и анализ исходных данных, необходимых для разработки бизнес-плана.
    Этап 3. Разработка финансово-экономической модели бизнес-плана
    Этап 4. Согласование модели и уточнение основных показателей бизнес-плана.
    Этап 5. Оформление бизнес-плана.

    Постановка задачи

    Это очень важный этап, поскольку от него будет зависеть выполнение всех остальных этапов разработки бизнес-плана и соответственно конечный результат, т.е. бизнес-план.

    В рамках данного этапа нужно прежде всего определить цель разработки бизнес-плана.

    Затем обсудить основные источники данных, которые будут использоваться для разработки бизнес-плана.

    После этого нужно согласовать концепцию финансово-экономической модели. То есть основные идеи по планированию всех ключевых показателей бизнес-плана. Сама модель будет разрабатываться позже, но ее основы нужно заложить на этом этапе.

    И наконец, нужно утвердить формат бизнес-плана.

    Т.е. в рамках первого этапа нужно пройтись по всем остальным этапам разработки бизнес-плана. Если для разработки бизнес-плана будут привлекаться консультанты, то этот этап нужно делать вместе с ними, чтобы они могли оценить объем работы и стоимость своих услуг.

    Сбор и анализ исходных данных, необходимых для разработки бизнес-плана

    Это тоже очень важный этап, поскольку от него будет зависеть качество подготовленного бизнес-плана.

    К этому моменту уже должны быть проработаны все основные подходы к планированию показателей бизнес-плана (наметки к финансово-экономической модели бизнес-плана).

    Нужно отметить, что время и стоимость разработки бизнес-плана во многом зависят от наличия исходной информации.

    Если для разработки бизнес-плана требуется проведение полномасштабных маркетинговых исследований, то и по времени и по стоимости это будет самый длительный и дорогой вариант.

    На самом деле достаточно часто у компании есть необходимая информация для составления бизнес-плана. Особенно в тех случаях, когда бизнес-план разрабатывается для целей обоснования перед кредитными организациями необходимого объема финансирования.

    Конечно же, если бизнес-план разрабатывается для какого-то нового венчурного бизнес-проекта, то у разработчиков изначально может отсутствовать вся необходимая информация, в частности данные о рынке. В таком случае нужно будет определиться, каким образом можно получить данную информацию. Если достаточно будет информации из открытых источников, то данная задача решается проще, чем в случае, когда потребуется проведение маркетинговых исследований.

    Разработка финансово-экономической модели бизнес-плана

    Все показатели бизнес-плана должны рассчитываться на основе определенной финансово-экономической модели. Данная модель определяет методику расчета бизнес-плана. В состав этой модели может входить достаточно большое количество различных планов, бюджетов, графиков финансирования и т.д.

    Финансовую модель можно будет использовать в том числе и для проведения сценарного анализа (расчет основных показателей бизнес-плана при различных значения входных параметров). Проведение таких расчетов может потребоваться при согласовании основных показателей бизнес-плана.

    Степень детализации модели определяется несколькими факторами:

  • целями разработки бизнес-плана;
  • исходной информацией, используемой для расчета бизнес-плана;
  • требуемой точностью.

    Несмотря на то, что сейчас существуют специализированные программные продукты для разработки бизнес-плана нужно отметить, что в большинстве из них уже заложена определенная финансово-экономическая модель, что, конечно же, существенно уменьшает возможности разработчиков бизнес-плана.

    Кроме того у этих программ проработана только модель планирования. В них нет модели для расчета фактических показателей бизнес-плана и формирования план-фактных отчетов. Хотя конечно для всех целей разработки бизнес-плана кроме первой составление фактических и план-фактных отчетов, как правило, не требуется.

    Если же бизнес-планы составляются для реального использования, то при выборе программ лучше ориентироваться на те, которые позволяют полностью автоматизировать процесс бизнес-планирования и бюджетирования.

    На самом деле в любом случае вначале лучше использовать электронные таблицы для составления финансово-экономической модели бизнес-плана. Это связано с тем, что электронные таблицы самый гибкий инструмент, в котором к тому же можно гораздо быстрее разработать финансово-экономическую модель, чем в каком-либо программном продукте.

    Поэтому только для разработки бизнес-плана лучше использовать электронные таблицы. Если же в дальнейшем предполагается использовать бизнес-план для реального управления компанией или бизнес-проектом, то финансово-экономическую модель можно настроить в информационной системе, используемой для автоматизации бюджетирования и управленческого учета .

    При разработке финансово-экономической модели нужно помнить, что в обязательном порядке должны быть рассчитаны все три финансовых бюджета: бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС) и бюджет по балансовому листу (ББЛ). Кстати ББЛ используется для проверки правильности финансовой модели. Критерий правильности финансовой модели – отсутствие разницы между активами и пассивами .

    Согласование модели и уточнение основных показателей бизнес-плана

    В рамках данного этапа нужно окончательно утвердить методику расчета и сами значения всех основных показателей бизнес-плана.

    Таким образом, сначала нужно внести все необходимые корректировку в саму финансово-экономическую модель (методику расчетов). Даная работа может занять определенной время в зависимости от сложности изменения модели.

    После этого желательно вносить изменения только в значения входных параметров модели бизнес-плана, не меняя саму модель. В таком случае перерасчет показателей бизнес-плана будет происходить мгновенно сразу после изменения входных параметров. Без модели проведение таких расчетов было бы очень затруднительным.

    Нужно отметить, что при использовании финансово-экономической модели для согласования показателей бизнес-плана выполняется одно из важнейших правил финансового моделирования. Вносить изменения можно только во входные параметры модели. Нельзя вручную изменять итоговые показатели (например, потому что они не устраивают Заказчика). Если какие-то итоговые показатели не устраивают, то изменения нужно вносить только во входные параметры .

    Если модель построена правильно, то после изменения входных параметров все итоговые показатели должны пересчитываться в соответствии с настроенной методикой расчета.

    Оформление бизнес-плана

    Это технический этап, в рамках которого осуществляется оформление бизнес-плана в виде единого документа в соответствии с согласованным ранее форматом. В дополнении к бизнес-плану может подготавливаться презентация в формате Power Point. Ее можно использоваться для представления бизнес-плана Заказчику, если это потребуется.

    Переходить к данному этапу нужно после окончательного согласования всех показателей бизнес-плана. В противном случае возможна потеря времени из-за переделки бизнес-плана.

    Это связано с тем, что как правило, расчеты бизнес-плана осуществляются с использованием финансово-экономической модели, составленной в электронных таблицах, например в MS Excel. А сам документ (бизнес-план) оформляется с использованием текстографического редактора, например, MS Word. Таблицы с расчетными показателями бизнес-плана из Excel в Word автоматически не переводятся.

    Если для расчета бизнес-плана составляется достаточно детальная модель, то таких таблиц (планы, бюджеты, графики финансирования и т.д.) может быть много. Соответственно техническая работа по переводу таблиц из одного формата в другой может занимать много времени.

    Если при выполнении такой работы будут внесены какие-то изменения в исходные данные, то это может привести к изменению большого количества таблиц. А значит, нужно будет снова тратить время на перевод таблиц из Excel в Word.

    Выше уже отмечалось, что есть специализированные программные продукты, предназначенные для разработки бизнес-плана. Но нужно помнить, что работать с большими таблицами в автоматическом режиме они все-таки не очень умеют. Если таблица небольшая, то такие программы легко разместят ее на одном листе. Если же таблица не будет помещаться на один лист, то эти программы могут не совсем удачно разбить таблицу по страницам. Все-таки в ручном режиме это можно сделать гораздо эффективнее.

    Стоимость разработки бизнес-плана

    Как уже упоминалось выше, заниматься разработкой бизнес-плана могут все компании самостоятельно без привлечения сторонней помощи.

    Если для разработки бизнес-плана привлекаются консультанты, то стоимость данной работы зависит от трех основных факторов:

  • цели разработки бизнес-плана;
  • исходной информации, необходимой для составления бизнес-плана;
  • сложности финансово-экономической модели, которую нужно будет разработать для расчета бизнес-плана.

    Наибольшая стоимость разработки бизнес-плана будет при следующих условиях:

  • бизнес-план разрабатывается с целью планирования деятельности и развития компании для собственных нужд;
  • отсутствует большинство исходной информации, необходимой для составления бизнес-плана (например, данные о рынке, данные об основных затратах и т.д.);
  • требуется разработать достаточно детальный бизнес-план.

    Наименьшая стоимость разработки бизнес-плана будет при следующих условиях:

  • бизнес-план разрабатывается с целью обоснования необходимого внешнего финансирования;
  • вся исходная информация, необходимая для составления бизнес-плана уже имеется у Заказчика (возможно пока не в том виде, в котором нужно, но есть принципиальная возможность ее получить без каких-либо дополнительных денежных затрат);
  • требуется разработать не очень детальный бизнес-план.

    В последнем случае можно заранее назвать ориентировочную стоимость разработки бизнес-плана. Данная работа может стоить от 50 до 150 тыс. руб. В некоторых ситуациях и еще меньше.

    Если же потребуется получить информацию, необходимую для разработки бизнес-плана, не у Заказчика, а в каких-то других источниках, то стоимость данной работы определяется индивидуально в каждом конкретном случае.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы можете направить их по адресу