Главной внутриполитической темой на этой неделе должна стать продолжающаяся ротация губернаторов. Губернатор Омской области Виктор Назаров на традиционном утреннем рабочем совещании с членами правительства попрощался со своими подчиненными, не дожидаясь официального сообщения Кремля. Об этом сообщает региональный ресурс om1.ru. По словам издания, губернатор заявил, что решение о его отставке появится до конца недели.

Сразу три источника «Газеты.Ru», близких к Кремлю, и один источник в регионе называют в качестве возможного сменщика Назарова называют главу «Оборонпрома» Сергея Сокола. Раннее СМИ называли его также в качестве претендента на губернаторство в Красноярском крае. Кроме того, по словам двух собеседников «Газеты.Ru», на руководство Омской области может претендовать депутат Госдумы от Омской области Андрей Голушко.

Еще одним возможным претендентом на этот пост собеседник «Газеты.Ru» назвал другого депутата ГД, близкого к «Ростеху» Владимира Гутенев.

Ему в свою очередь уже прочили Самарскую область. Впрочем, прошлая неделя показала, что далеко не всегда в губернаторском кресле оказывается именно тот кандидат, который считался фаворитом на данную позицию.

Так, на прошлой неделе назначение на пост главы Красноярского края Александра Усса стало весьма неожиданным. СМИ называли других претендентов. Вероятно, у в внутриполитического блока администрации президента был другой фаворит. Сообщение об отставке теперь уже бывшего главы области выглядело как небольшой фальстарт. Толоконский заявил о таком решении в среду депутатам регионального парламента приватно, а они в свою очередь уже распространили информацию. Официальный указ последовал только в пятницу. В результате регион возглавил спикер заксобрания края Александр Усс. По информации «Газеты.Ru», его назначение мог лоббировать министр обороны РФ Сергей Шойгу.

На прошлой неделе состоялись официальные отставки сразу четырех губернаторов. Свои посты покинули главы Самарской и Нижегородской областей, Красноярского края и Ненецкого автономного округа. Предполагается, что отставки продолжатся. Еще в субботу РИА «Новости» со ссылкой на источник анонсировали, что Кремль хочет провести замену еще в 8-11 регионах.

Некоторые из замен напрашиваются сами. Во-первых, еще на прошлой неделе о своем намерении написать заявление по собственному желанию после визита в Москву сообщил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Его заявление вызвало небольшой скандал. Политик весьма негативно отозвался о том, как его склонили к этому решению.

«Есть люди в Москве, которые на ходу бреют зайцев. От них страдали в 90-е годы. И плохо, что они порой навязывают президенту не очень популярные решения», — прямо намекнул пока действующий глава Дагестана.

Вряд ли ситуация, когда все знают, что нынешний глава республики не будет занимать свой пост, а официального преемника нет, продлится долго.

В воскресенье телеграмм-канал «Давыдов.Индекс» анонсировал, что своих постов могу лишиться главы республики Коми Сергей Гапликов и Орловской области Вадим Потомский. Этих руководителей включил в свой перечень кандидатов на отставку и «КоммерсантЪ», со ссылкой на свои источники. В данном случае отдельного внимания заслуживает ситуация именно Потомского.

Дело в том, что ранее у каждой партии из парламентской оппозиции было по своему губернатору. Все они избрались в отсутствии конкурентов со стороны «Единой России». Такова была некоторая негласная договоренность партии власти и их парламентских визави. Впрочем, к нынешнему моменту баланс уже нарушен. Представитель КПРФ, губернатор Иркутской области Сергей Левченко в 2015 году неожиданно победил на выборах действующего губернатора. А «Справедливая Россия» лишилась своего ставленника Константина Ильковского по результатам критики президента.

Источник, близкий к Кремлю, утверждает, что бессменный лидер КПРФ Геннадий Зюганов не будет особенно биться за Потомского, так как не так уж хорошо к нему относится.

В какой-то момент обсуждался возможный уход главы Владимирской области Светланы Орловой и мурманского губернатора Марины Ковтун. Впрочем, по информации «Газеты.Ru», в конечном итоге их фамилий в списке на отставку не оказалось.

На этом список не заканчивается. Еще два источника, близких к Кремлю, предполагает, что лишиться своего поста может и глава Новосибирской области Владимир Городецкий. Также, по информации «Газеты.Ru», дела не в порядке и у главы Приморья Владимира Миклушевского. Наконец еще один источник «Газеты.Ru» заявляет о предстоящих отставках как в республике Алтай, так и в Алтайском крае.

Впрочем, все собеседники «Газеты.Ru» напоминают, что финальное решение по отставкам принимает лично президент России Владимир Путин. Внутриполитический блок Кремля только предлагают ему варианты отставок. Но последнее решение он принимает сам. «Подается 10 кандидатур, а главный человек кого-то вычеркивает, кого-то оставляет», -— подводит черту собеседник «Газеты.Ru».

На этой неделе в отставку уйдут главы Нижегородской, Самарской областей и Красноярского края. Об этом 24 сентября источники «Газеты.Ru». По информации других изданий, в отставку уходят также губернаторы Ивановской, Мурманской, Новосибирской и Омской областей, Алтайского края и Ненецкого автономного округа. Могут также произойти кадровые перестановки в одном или двух регионах Северного Кавказа, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники в администрации президента.

Такой способ пакетной смены губернаторов стал уже привычным за последние пять лет. Впрочем, часто из предварительных списков исключаются один или два руководителя, которые продолжают работать на своей должности. По информации «Газеты.Ru», существует также расширенный список кандидатов на замену уходящим со своих постов. В нем более десяти фамилий. Окончательные кадровые решения, по всей видимости, принимает глава государства.

Если политический Олимп покинут сразу десять глава субъектов, это будет значительным обновлением губернаторского корпуса.

Последний раз такая масштабная ротация происходила во времена президентства Дмитрия Медведева, когда с должностей ушли десять глав регионов, включая таких тяжеловесов «ельцинского призыва», как Юрий Лужков, Эдуард Россель, Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов, Егор Строев, Александра Филиппенко.

Вновь назначенные на их место люди будут работать с приставкой «врио» (временно исполняющие обязанности) и пойдут на выборы, которые состоятся одновременно с президентскими в марте 2018 года.

Не все губернаторы, «сидящие на чемоданах», имеют низкие рейтинги, однако даже у успешных из них — конфликты с элитами или городской властью,

Так, глава Мурманской области Марина Ковтун сумела увеличить свои рейтинги, но конфликтует с региональными элитами. Нижегородский губернатор Валерий Шанцев считается тяжеловесом, однако стал стороной затяжного конфликта с мэром Нижнего Новгорода. Алтайский руководитель Александр Карлин имеет относительно неплохие рейтинги, однако эксперты отмечают «относительно низкую популярность» и «подчеркнуто жесткий стиль управления».

Глава Новосибирской области Владимир Городецкий не имеет высоких рейтингов и конфликтует с мэром-коммунистом Анатолием Локтем. Губернатор Омской области Виктор Назаров смог усилить свои позиции, однако остается «аполитичной фигурой».

Виктор Толоконский, глава Красноярского края, возглавляет регион с 2014 года, а до этого долгое время был мэром Новосибирска и губернатором области. Как отмечается в последнем «Рейтинге выживаемости губернаторов» фондов «Петербургская Политика» и «Минченко консалтинг», он по-прежнему «слабо вписывается в местную ментальность».

Губернатор Ивановской области Павел Коньков также имеет низкие рейтинги в исследованиях рейтинга выживаемости, а область «является одним из рекордсменов по уголовным делам в отношении представителей управленческой элиты».

Стоит отметить, что отставку губернатора Самарской области Николая Меркушкина прочили давно. Одиозная политическая фигура, он вызвал немало недовольства у жителей региона своими заявлениями «на грани фола», которыми настроил против себя различные группы населения. На последних выборах в Госдуму в этой области произошел ряд скандалов, которые вызвали недовольство центра.

Губернаторские выборы, отмененные в 2004 году, были вновь возрождены летом 2012 года. Однако был введен муниципальный фильтр, который усложнил для представителей оппозиции участие в выборах. В случае ухода губернатора в отставку его обязанности исполняет не местный руководитель, а назначенец Кремля.

Череда замен глав российских регионов завершится к 10 октября, всего президентом будет выдвинуто от восьми до 11 новых кандидатов, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на источник близкий к администрации президента.

Всего за последние 10 дней отставка коснулась главы Красноярского края Виктора Толоконского, Дагестана Рамазана Абдулатипова, Нижегородской области Валерия Шанцева, Самарской области Николая Меркушкина и Ненецкого автономного округа Игоря Кошина.

Несколько наследников уволившихся глав регионов известны уже сейчас. Так, на место Шанцева был назначен 40-летний Глеб Никитин, прежде занимавший пост первого заместителя министра промышленности России. Самарскую область возглавил бывший мэр областной столицы Дмитрий Азаров.

В качестве основного кандидата на должность главы Дагестана рассматривают первого заместителя директора Росгвардии Сергея Меликова. Кошина сменит 38-летний Александр Цыбульский, который с ноября 2014 года работал замглавы Минэкономразвития России.

На очереди, по словам информированного собеседника - отставка омского губернатора Виктора Назарова.

«Это завершится к 10-му числу (10 октября), по итогам будет предложено от 8 до 11 замен новых кандидатов в губернаторы, с учетом тех, о которых уже объявлено. Количество отставок целиком зависит от решения президента», — пояснил человек, близкий к Кремлю.

По его словам, замена главы Омской области назрела давно.

«Да, в Омской области требуются изменения для повышения управляемости в регионе», — указал собеседник.

Ранее пресс-секретарь главы региона назвала информацию о планируемой отставке «искусственно создаваемой волной слухов» и сообщила, что график Назарова расписан на несколько недель вперед.

Политологи из холдинга «Минченко консалтинг» составили свой список губернаторов, которые в ближайшее время могут потерять пост главы региона. Об этом стало известно из экспертного доклада «Политбюро 2.0 и губернаторский корпус».

Губернаторов оценили по девяти критериями: за каждый из них можно было получить от трех до 10 баллов. Критерии оценки работы глав регионов делились на «бонусы» и «штрафы».

К первому политологи отнесли наличие в субъекте больших проектов, узнаваемого имиджа губернатора и его поддержку околокремлевскими силами. К «штрафному» критерию отнесли федеральные и региональные конфликты, а также уголовные дела и аресты родственников глав регионов.

Эксперты пришли к выводу, что следующими главами регионов, которые попадут в список «на вылет», окажутся главы Калмыкии, Северной Осетии, Алтая, Новосибирской, Мурманской, Омской, Владимирской, Ивановской и Воронежской областей, а также главы Алтайского и Приморского краев.

Все кандидаты получили низкие оценки — от четырех до девяти баллов. При этом наименьший балл получил глава Калмыкии Алексей Орлов — его эксперты оценили в четыре балла. Пять баллов дали главе Новосибирской области Владимир Городецкий. Не менее низкие показатели у главы Мурманской области Марины Ковтун, губернатора Алтайского края Александра Карлина и главы Омской области Виктора Назарова — они получили по шесть баллов.

Самыми стойкими руководителями политологи признали мэра Москвы Сергея Собянина, главу Тульской области Алексея Дюмина и руководителя ЯНАО Дмитрия Кобылкина — все они набрали по 19 баллов.

Член Общественной палаты РФ Екатерина Курбангалеева рассказывала «Газете.Ru», что не исключена скорая отставка губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, прежде всего — по возрастным показателям. По ее словам, причиной смены большинства глав регионов является курс на омоложение кадров. Что касается времени отставок — нужно исходить из того, что нынешний президент России Владимир Путин пойдет на очередной срок в следующем году.

«К этому времени необходимо, чтобы недавно назначенные главы регионов обрели уверенность на своих постах, сориентировались, взяли рычаги управления. Им надо дать временной задел для того, чтобы зарекомендовать себя. Менять глав таких больших регионов непосредственно перед президентскими выборами нежелательно», — указала политолог.

Конец года – время подведения итогов не только в жизни частной, но и на политической арене. Центр «Рейтинг» решил определить, насколько эффективно губернаторы управляли своей подведомственной областью, и насколько безоблачное (или туманное) будущее им светит.

Для составления «Национального рейтинга губернаторов » было привлечено множество специалистов в самых разных областях, которых опросили устно или письменно. Анонимность опрошенных гарантировалась. В число экспертов вошли такие яркие фигуры политического Олимпа как Владимир Жириновский, Сергей Белоконев, Сергей Марков, Алексей Кондратьев и другие.

Бессменный владыка Чечни с 2007 г. продолжает управлять вверенной ему территорией, хотя позиции его несколько пошатнулись – по сравнению с рейтингом 2016 г. он опустился с седьмого на десятое место.

Сам Кадыров в ноябре произнес речь в стиле «я устал, я хочу уйти» и заявил, что Чечне сейчас нужны не воины, а администраторы. Впрочем, то же самое он говорил в феврале 2016 г.

В этом году Анатолий в первый раз попал в губернаторскую десятку, хотя управляет Калужской областью с 2000 г.

Творец «калужского экономического чуда», под управлением которого Калуга из обычной полунищей постсоветской области перешла в разряд относительно благополучных, считает, что губернаторов не надо перемещать с места на место. По его мнению, губернатор должен быть укоренен на своей территории, а когда придет время уходить, заранее воспитать себе преемников.

За одно только сохранение титула президента и уникального статуса республики благодарные татары способны дать Минниханову высочайшую оценку. Кроме того, Рустаму удается удачно лавировать в политических течениях, выбивать деньги из Москвы и использовать их на благо республики.

Правда, несколько подпортил репутацию губернатора языковой вопрос – как именно и в каких пропорциях должны изучаться русский и татарский языки в школах.

Кроме того, усиленно готовя область к Чемпионату мира по футболу, Минниханов несколько подзабыл о нуждах простых людей. В Казани идет строительство второй ветки метро, которая идет по нежилому району под трамвайной линией. А ведь ее можно было бы пустить под спальным районом, тем самым позволив многим казанцам быстрее добираться до работы и обратно. Ведь чемпионаты проходят, а люди остаются.

В 2017 г. позиция Александра сместилась пониже – если в он был на четвертом месте, то в нынешнем – всего лишь на седьмом. Управление им областью вызвало благосклонное внимание самого Путина, «Единая Россия» заняла больше всего мест на выборах в Государственную думу, а реформа кадров в управленческом аппарате области оказалась успешной. Ходят даже слухи, что Дрозденко может занять место главы Санкт-Петербурга. И хотя многие эксперты относятся к такой возможности с недоверием, эти слухи отражают сильные позиции руководителя Ленобласти.

Также губернатор гордится, что во вверенном ему регионе самые низкие в стране показатели детской смертности.

К серьезным просчетам в работе Дрозденко можно отнести несоблюдение сроков строительства перинатального центра в Гатчине и обрушение здания школы, строящейся в 5 километрах от Санкт-Петербурга. Счастье, что она еще не была сдана в эксплуатацию.

Присутствовали и традиционные коррупционные скандалы, но в целом они были достаточно мелкими и незначительными по общероссийским меркам

Прошедший год оказался успешным для Алексея – с девятого места в рейтинге 2016 г. он переместился на шестое. До своего назначения на пост губернатора Воронежской области Гордеев был министром сельского хозяйства; возможно, именно этот фактор послужил залогом эффективного развития аграрной области на подведомственной ему территории.

Кроме того, бюджет у области положительный, дороги чинятся, капитальный ремонт проводится, а немецкие предприниматели начали в области строительство фармацевтического завода. Чего еще желать?

Эту радужную картинку несколько портит громкая история с нарушением технологии производства двигателей для ракеты-носителя «Протон-М», которая произошла на одном из воронежских предприятий. Разумеется, сам Алексей Васильевич не имеет отношения к технологическому процессу, однако история негативно повлияла на имидж возглавляемой им области.

Бывший адъютант Путина и бессменный вратарь в хоккейных матчах Ночной лиги в целом провел год благоприятно. Интересно, что впервые за 15 лет он не был назначен в Тулу «сверху», а получил свое место после выборов и сразу же принялся за развитие области.

Началась реализация проекта федерального значения по постройке магистрали Москва – Тула, создана особая экономическая зона, которая, по теории, должна помочь с трудоустройством населения, а также открыт детский технопарк в Туле.

По мнению «Независимой газеты», Дюмин – возможный преемник Путина на выборах 2018 г. Так ли это – увидим через несколько месяцев.

Многие губернаторы могут только мечтать о четвертом месте в рейтинге, однако для Собянина оно стало знаком, что не все ладно в Московском царстве. Волну негодования москвичей вызвали регулярные аварии (летом Москву затапливает, зимой она замерзает из-за проблем на теплотрассе) и собянинские новоделы. Возможно, проводились они в жизнь с лучшими намерениями (а не чтобы попилить бюджет), но получилось, как всегда – грубо и с недочетами.

Тем не менее, московский мэр все еще остается очень влиятельной фигурой на политической арене. Дорогостоящие программы, инициированные им, периодически получают поддержку от Владимира Путина, а выборы депутатов столичных муниципальных районов прошли для Собянина вполне успешно.

Сведения из Ямало-Ненецкого округа поступают противоречивые. С одной стороны, это довольно благоприятный регион с высокими зарплатами. Успешно реализуются проекты федерального значения (строятся новые нефте- и газопроводы, а также налаживается эффективная транспортная сеть).

С другой стороны – проблема пожаров может отрицательно повлиять на рейтинг Дмитрия в будущем. Летом у него горят леса (и даже введение чрезвычайного сообщения не смогло помочь их потушить с наименьшими потерями), потом у него горят деревянные дома Якутска (в некоторых случаях можно с уверенностью говорить о поджогах). Ну и, как обычно, воруют-с.

Несмотря на эти неприятности, на 2018 год у Кобылкина большие планы. Он намерен составить чёрный список работодателей, которые нерегулярно выплачивают зарплаты вахтовикам. Приятные перемены ждут и жен оленеводов, они будут получать зарплату за хлопоты по домашнему хозяйству.

Хотя внешне год прошел для Евгения неплохо, эксперты уверены, что это ненадолго. Хотя сам Путин положительно оценил его выступление на встрече федеральных политиков в Москве (стоит отметить, что Савченко одного из немногих допустили до микрофона), однако нарастающие противоречия среди местных властей могут грозить Савченко потерей кресла. Впрочем, сам Евгений прямо говорит, что этот срок для него – последний, и ищет себе преемника. А так как этот регион важен для многих федеральных игроков, вряд ли поиск подходящего преемника пройдет гладко и спокойно.

В кресле главы Белгородской области он находится с 1993 года, это очень длительный срок, и эксперты считают, что пик политической карьеры Савченко уже пройден.

Лидером в «Национальном рейтинге губернаторов» стал глава Тюменской области, Владимир Якушев. Сюрпризом первое место для него не стало – почти весь год он находился в первой тройке.

Секрет его успеха – в эффективном управлении областью; из сырьевого придатка она постепенно превращается в комфортное место для жительства. Губернатор уделяет больше внимание строительству транспортной инфраструктуры и развитию производящей промышленности. Недовольных в области немного – разве что тобольчане, у которых уже который раз в году случается прорыв труб горячего водоснабжения.

Полный список (Таблица)

Рейтинг Губернатор Субъект РФ
1 ЯКУШЕВ Владимир Владимирович Тюменская область
2 САВЧЕНКО Евгений Степанович Белгородская область
3 КОБЫЛКИН Дмитрий Николаевич Ямало-Ненецкий автономный округ
4 СОБЯНИН Сергей Семёнович Город федерального значения Москва
5 ДЮМИН Алексей Геннадьевич Тульская область
6 ГОРДЕЕВ Алексей Васильевич Воронежская область
7 ДРОЗДЕНКО Александр Юрьевич Ленинградская область
8 МИННИХАНОВ Рустам Нургалиевич Республика Татарстан
9 АРТАМОНОВ Анатолий Дмитриевич Калужская область
10 КАДЫРОВ Рамзан Ахматович Чеченская Республика
11 ПОЛТАВЧЕНКО Георгий Сергеевич Город федерального значения Санкт-Петербург
12 ХАМИТОВ Рустэм Закиевич Республика Башкортостан
13 КОНДРАТЬЕВ Вениамин Иванович Краснодарский край
14 ИЛЮХИН Владимир Иванович Камчатский край
15 АКСЁНОВ Сергей Валерьевич Республика Крым
16 ВОЛКОВ Владимир Дмитриевич Республика Мордовия
17 МОРОЗОВ Сергей Иванович Ульяновская область
18 РЕШЕТНИКОВ Максим Геннадьевич с 06.02.2017. Сменил В.Ф.Басаргина Пермский край
19 КОМАРОВА Наталья Владимировна Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
20 НИКИТИН Александр Валерьевич Тамбовская область
21 ГОЛУБЕВ Василий Юрьевич Ростовская область
22 ШПОРТ Вячеслав Иванович Хабаровский край
23 КАРЛИН Александр Богданович Алтайский край
24 ПЕЧЁНЫЙ Владимир Петрович Магаданская область
25 КУЙВАШЕВ Евгений Владимирович Свердловская область
26 ЦЫБУЛЬСКИЙ Александр Витальевич с 28.09.2017. Сменил И.В.Кошина Ненецкий автономный округ
27 НИКИТИН Андрей Сергеевич с 13.02.2017. Сменил С.Г.Митина Новгородская область
28 МИРОНОВ Дмитрий Юрьевич Ярославская область
29 ВЛАДИМИРОВ Владимир Владимирович Ставропольский край
30 КУВШИННИКОВ Олег Александрович Вологодская область
31 КОПИН Роман Валентинович Чукотский автономный округ
32 ЕВКУРОВ Юнус-бек Баматгиреевич Республика Ингушетия
33 КОРОЛЁВ Олег Петрович Липецкая область
34 ВАСИЛЬЕВ Владимир Абдуалиевич с 03.10.2017. Сменил Р.Г.Абдулатипова Республика Дагестан
35 КОЖЕМЯКО Олег Николаевич Сахалинская область
36 ВОРОБЬЁВ Андрей Юрьевич Московская область
37 РУДЕНЯ Игорь Михайлович Тверская область
38 ЖВАЧКИН Сергей Анатольевич Томская область
39 СИТНИКОВ Сергей Константинович Костромская область
40 ИГНАТЬЕВ Михаил Васильевич Чувашская Республика
41 БЕЛОЗЕРЦЕВ Иван Александрович Пензенская область
42 ГАПЛИКОВ Сергей Анатольевич Республика Коми
43 АЛИХАНОВ Антон Андреевич Калининградская область
44 ВОСКРЕСЕНСКИЙ Станислав Сергеевич с 10.10.2017. Сменил П.А.Конькова Ивановская область
45 БЕРГ Юрий Александрович Оренбургская область
46 УСС Александр Викторович с 29.09.2017. Сменил В.А.Толоконского Красноярский край
47 ТРАВНИКОВ Андрей Александрович с 06.10.2017. Сменил В.Ф.Городецкого Новосибирская область
48 ЕВСТИФЕЕВ Александр Александрович с 06.04.2017. Сменил Л.И.Маркелова Республика Марий Эл
49 ОСТРОВСКИЙ Алексей Владимирович Смоленская область
50 БОГОМАЗ Александр Васильевич Брянская область
51 БРЕЧАЛОВ Александр Владимирович c 04.04.2017. Сменил А.В.Соловьёва Удмуртская Республика
52 ТЕМРЕЗОВ Рашид Бориспиевич Карачаево-Черкесская Республика
53 НИКИТИН Глеб Сергеевич с 26.09.2017. Сменил В.П.Шанцева Нижегородская область
54 ОРЛОВА Светлана Юрьевна Владимирская область
55 КОКОВ Юрий Александрович Кабардино-Балкарская Республика
56 АЗАРОВ Дмитрий Игоревич с 25.09.2017. Сменил Н.И.Меркушкина Самарская область
57 ВАСИЛЬЕВ Игорь Владимирович Кировская область
58 ДУБРОВСКИЙ Борис Александрович Челябинская область
59 РАДАЕВ Валерий Васильевич Саратовская область
60 ЛЮБИМОВ Николай Викторович с 14.02.2017. Сменил О.И.Ковалёва Рязанская область
61 ОВСЯННИКОВ Дмитрий Владимирович Город федерального значения Севастополь
62 КЛЫЧКОВ Андрей Евгеньевич с 05.10.2017. Сменил В.В.Потомского Орловская область
63 ЖИЛКИН Александр Александрович Астраханская область
64 БУРКОВ Александр Леонидович с 09.10. 2017. Сменил В.И.Назарова Омская область
65 ЦЫДЕНОВ Алексей Самбуевич с 07.02.2017. Сменил В.В.Наговицына Республика Бурятия
66 ТАРАСЕНКО Андрей Владимирович с 04.10.2017. Сменил В.В.Миклушевского Приморский край
67 МИХАЙЛОВ Александр Николаевич Курская область
68 КУМПИЛОВ Мурат Каральбиевич с 12.01.2017. Сменил А.К.Тхакушинова Республика Адыгея
69 ОРЛОВ Игорь Анатольевич Архангельская область
70 КОКОРИН Алексей Геннадьевич Курганская область
71 ТУЛЕЕВ Аман Гумирович Кемеровская область
72 БОЧАРОВ Андрей Иванович Волгоградская область
73 ВЕДЕРНИКОВ Михаил Юрьевич с 12.10.2017. Сменил А.А.Турчака Псковская область
74 КОЗЛОВ Александр Александрович Амурская область
75 КАРА-ООЛ Шолбан Валерьевич Республика Тыва
76 ЛЕВЧЕНКО Сергей Георгиевич Иркутская область
77 ПАРФЕНЧИКОВ Артур Олегович с 15.02.2017. Сменил А.П.Худилайнена Республика Карелия
78 ЖДАНОВА Наталья Николаевна Забайкальский край
79 ОРЛОВ Алексей Маратович Республика Калмыкия
80 ЛЕВИНТАЛЬ Александр Борисович Еврейская автономная область
81 БОРИСОВ Егор Афанасьевич Республика Саха (Якутия)
82 БИТАРОВ Вячеслав Зелимханович Республика Северная Осетия-Алания
83 КОВТУН Марина Васильевна Мурманская область
84 БЕРДНИКОВ Александр Васильевич Республика Алтай
85 ЗИМИН Виктор Михайлович Республика Хакасия

Уходящий 2017 год принес самые серьезные перестановки в губернаторском корпусе за всю историю правления В.В.Путина. И, как отмечают эксперты, большинство новых губернаторов — выходцы из федеральных структур. Раньше тенденция была обратной, губернаторы меняли свое кресло на пост министра или уходили на повышение в федеральный центр. Единственным незыблемым губернатором остается Аман Тулеев. Принесет ли пользу российским регионам, особенно в условиях экономического и социального кризиса, назначение «молодых технократов», как окрестили новых губернаторов, покажет 2018 год.

В 2017 году по России прокатилась самая масштабная за последние пять лет волна отставок глав регионов. В первую очередь перестановки связаны с подготовкой Кремля к президентским выборам, ведь это один из немногих инструментов, позволяющих власти поправить свои рейтинги при дисфункциональной системе управления, нарастании общественного недовольства и отсутствии желания проводить реформы. Хотя единого алгоритма в смене губернаторов, судя по всему, нет (каждое решение об отставке и назначении принималось отдельно), Кремль учитывал такие критерии, как общественно-экономическая ситуация в регионе, уровень напряженности в кругах локальных элит, а также рейтинг действующего губернатора.

Контекст

Калининград ждет своего часа

Jyllands-Posten 24.10.2017

Что Кремль хотел и что получил от губернаторской ротации

Carnegie Moscow Center 15.10.2017

Путин назначает новых губернаторов

Le Figaro 04.10.2017

Неспособность Кремля сформулировать четкую и привлекательную предвыборную программу маскируется частичным обновлением руководящих регионами кадров и временной нейтрализацией напряженности в некоторых частях страны. Кадровый «лифтинг» преследует в основном имиджевые цели: он призван (по крайней мере, на время) вселить в россиян надежду на положительные изменения.

Позиция губернаторов в российской властной системе становится все более слабой. В рамках процесса централизации власти круг их полномочий последовательно сужается, а статус снижается. Логика перестановок 2017 года свидетельствует о том, что губернаторы окончательно лишились влияния и политической роли: назначенцы новой волны — это де-факто делегированные из центра менеджеры среднего звена, представители номенклатуры, которые полностью подчиняются центральным властям.

Место губернатора в российской политической системе

В Российской Федерации не сформировалась формализованная, прозрачная, четко регламентированная федеративная форма государственного устройства. Отношения между центром и регионами (формально — субъектами федерации) изначально в значительной мере работали в режиме «ручного управления», в котором большую роль играли личные отношения между главой государства и руководителями регионов (губернаторами), а также лоббистский потенциал последних. Попытки регионов обрести больше независимости, которыми ознаменовались 1990-е годы, представляли угрозу для целостности государства, а поэтому в путинскую эпоху им на смену пришла тенденция к максимальной централизации власти и контроля над политической сферой. В этот процесс вписывается постепенное снижение статуса губернаторов, начавшееся в 2000 году.

Кремль ограничивал их роль в системе двумя путями. Во-первых, бюджетные и налоговые реформы, проведенные в первые годы президентства Путина, снизили автономность глав регионов в сфере управления экономической ситуацией на подконтрольной им территории. В России закрепилась модель перераспределения, при которой большая часть региональных поступлений от налогов и сборов передается в федеральный бюджет, и только потом (зачастую непрозрачным способом) эти средства делят между регионами. Такая система демотивирует локальные власти, лишая их стимула повышать инвестиционную привлекательность регионов. Одновременно губернаторы, чья роль фактически свелась к управлению текущими делами, вынуждены постоянно заниматься финансовым лоббированием, то есть играть в отношении Москвы роль просителей. Болезненнее всего это отражается на богатых регионах: лишение их финансовой дееспособности гарантирует Кремлю лояльность местных элит. Нередко перед регионами ставят дополнительные задачи, не выделяя на них средств из центрального бюджета, при этом ответственность за выполнение заданий (и сохранение социальной стабильности) лежит полностью на местных властях.

Во-вторых, в последние полтора десятка лет губернаторы постепенно лишались своего политического веса. Террористический акт в Беслане в 2004 году послужил предлогом для отмены прямых губернаторских выборов (введенных в 1995 году). С 2005 года губернаторов назначали региональные парламенты по представлению президента РФ. Кремль вернул выборы, чтобы нейтрализовать протестную волну 2011-2012 годов, однако, губернаторы не обрели прежнего статуса. В выборы глав регионов внедрили разнообразные (формальные и неформальные) механизмы, которые ограничивают политическую конкуренцию или даже полностью ее пресекают. Это муниципальный фильтр и традиционное использование «административного ресурса»: законной и незаконной помощи при проведении и финансировании избирательной кампании, которую локальные власти оказывают кандидатам от «партии власти».

Кадровые решения, касающиеся губернаторов, принимает лично глава государства, а критерии выбора зачастую выглядят непрозрачно, поскольку свою роль играют здесь рекомендации управления по внутренней политике администрации президента, давление околокремлевских групп влияния, а также личные предпочтения Путина. Он назначает исполняющих обязанности губернаторов, а те формально легитимизируют свою позицию благодаря выборам, которые проходят на фоне фальсификаций и отсутствия конкуренции. Полученный таким образом общественный мандат не гарантирует, что они смогут сохранить пост: президент РФ имеет право отправлять их в отставку и назначать исполняющих обязанности глав регионов.

Его решения могут противоречить настроениям избирателей, о чем свидетельствует тот факт, что губернаторы, не пользующиеся общественной поддержкой, могут продолжать работать годами, если им удается обеспечить «Единой России» необходимые результаты на выборах. Законные полномочия главы государства дополняются неофициальными механизмами функционирования российской модели управления, в том числе неограниченными возможностями использования спецслужб в политических целях. Обычно формальной причиной отставок становится «желание» губернатора (в таком случае он может сохранить место внутри властной системы) или «утрата доверия президента» (например, если отставка связана с громким коррупционным скандалом).


Логика кадровых решений в 2017 году

В России установлен так называемый единый день голосования (ежегодно назначаемый на сентябрь), в который граждане выбирают представителей региональных и локальных властей разного уровня. В связи с этим отставки губернаторов проходят обычно весной или осенью. В свою очередь, исполняющие обязанности глав регионов получают достаточно времени, чтобы подготовить кампанию к выборам, на которых они смогут получить формальный мандат.

Две волны отставок 2017 года (февраль-апрель и сентябрь-октябрь) были беспрецедентно масштабными: поста лишились 19 губернаторов. При Путине подобный размах отставки приобретали только в 2010 году (тоже 19) и в 2012 (20). Февральские перестановки затронули губернаторов, срок полномочий которых в любом случае подходил к концу в 2017 году, так что решение в их отношении подсказывал избирательный календарь. В свою очередь, главы регионов, отправленные в отставку осенью, могли оставаться на своих постах еще несколько лет. На этом фоне выделяются две апрельские отставки: руководители Удмуртии и республики Мари-Эл не только лишились постов, но и услышали обвинения в коррупции.

Перестановки не имели планового характера, а скорее, служили свидетельством того, что администрация президента накануне президентских выборов занялась поиском новой формы обновления кадрового состава. Если в логике отставок прослеживается несколько четких критериев, но в новых назначениях единый тренд не просматривается. Внимания при этом заслуживает стремление Кремля оставить уволенных губернаторов (за редкими исключениями) в системе власти, найдя им место в структурах региональных или федеральных руководящих органов.

Главным критерием в ротации выступала сложная ситуация в регионах, которая могла стать проблемой для Кремля в контексте президентских выборов. Хотя их исход заранее известен, президент пользуется сильной общественной поддержкой, а весь административный аппарат будет приведен в состояние полной мобилизации, стиль победы остается для Путина вопросом первостепенной важности. В таких обстоятельствах конфликты внутри локальных элит, протестные настроения в обществе или коррупционные скандалы могут не только снизить эффективность избирательного механизма, но и опосредованным образом бросить тень на имидж главы государства.

В рейтингах, которые составляются для администрации президента, отправленные в отставку губернаторы получали низкие оценки в основном из-за неумения предотвращать коррупционные скандалы в региональном руководстве и конфликты в местных элитах (уровень консолидации элит на региональном уровне — это один из ключевых факторов для стабилизации ситуации в контексте президентских выборов), а также управлять общественными настроениями (как в Новосибирской области, где позиция губернатора пошатнулась в результате спровоцированного им конфликта на почве повышения тарифов на коммунальные услуги). В свою очередь, экономическая ситуация того или иного региона, влияла на кадровые решения незначительным образом.

Логика выбора новых глав регионов выглядит менее прозрачной. Свою роль играли здесь управленческие качества кандидата, специфика региона, расклад сил в локальных элитах, а также воздействие различных групп влияния, среди которых управление внутренней политики администрации президента выступает лишь одним из игроков (остальные — это федеральные министерства, региональное руководство, финансово-промышленные группы и спецслужбы). Кроме того, огромное значение имело личное отношение Путина к конкретным кандидатам.

В логике назначений прослеживаются три основные тенденции. Во-первых, большинство новых кандидатов не являются уроженцами тех регионов, которыми им предложили управлять (в осенней волне таких людей было 8 из 11). Мы видим здесь продолжение тренда, наметившегося во время третьего президентского срока Путина: доля «чужаков» возросла до 64%, тогда как при Медведеве она составляла 48%. Это свидетельствует о снижении уровня доверия к локальным группам влияния и, с одной стороны, вызывает у них недовольство, а с другой — создает надежду на то, что власть сможет улучшить свой имидж в глазах населения, отмежевавшись от скомпрометировавших себя локальных кланов. На этом фоне в особенности выделяется новый глава Дагестана: им впервые стал человек, не связанный с основными этническими группами, населяющими республику (у Владимира Васильева русско-казахские корни).

Во-вторых, благодаря перестановкам губернаторский корпус стал моложе. Средний возраст новых губернаторов снизился с 55 (2013 год) до 46 лет. Однако в России такое уже бывало: в 2011 году этот показатель составлял 40,9 лет. В-третьих, многие новые назначенцы относятся к «технократам» — это бывшие чиновники высшего или среднего звена, работавшие в структурах федеральной и региональной власти или на крупных предприятиях (заместители министра национального развития, заместитель министра промышленности, генеральный директор компании «Росморпорт», руководитель департамента в московском правительстве).

Эти тенденции свидетельствуют о лишении глав регионов политической роли и окончательном падении их статуса. Губернаторы новой волны фактически становятся делегированными из центра менеджерами среднего звена, представителями номенклатуры, которые полностью подчинены центральным властями. В эту схему вписываются даже назначения «политических» персон: спикера Законодательного собрания Красноярского края, градоначальников из Самары и Вологды, главы фракции «Единой России» в Думе или высокопоставленных представителей парламентской оппозиции — КПРФ и «Справедливой России».

Возможные последствия перестановок

Ротация кадров преследует в первую очередь имиджевые цели: ее задача состоит не в том, чтобы сделать работу регионального руководства в социально-экономической сфере более эффективной, а в том, чтобы хотя бы на короткое время повысить уровень доверия общества к власти и президенту Путина перед мартовскими выборами. Преемники «проблемных» губернаторов автоматически получают от избирателей, надеющихся на перемены, кредит доверия.

Рассчитывать, что какие-то из ключевых региональных проблем (обнищание населения, сокращение налоговой базы, урезание финансирования социальной сферы, в том числе здравоохранения) будут решены, не приходится. Все эти проблемы связаны не со спецификой регионов или с неверными кадровыми решениями, которые можно исправить перестановками на руководящих постах, а с неработоспособностью бюрократизированной и коррумпированной российской государственной системы. Следовательно, политические риски станутся прежними: из-за нарастания проблем в 2017 году в регионах усилилось общественное недовольство социальной, транспортной и жилищной политикой.

Самое большее, что могут принести кадровые перестановки, — временное повышение эффективности управления в регионах, связанное с налаживанием бюрократических механизмов. Это одна из немногочисленных сфер, в которой главы регионов до сих пор обладают реальным влиянием. Между тем трения между федеральным центром и регионами, возникающие на почве финансов, сохранятся. В 2017 году споры о принципах перераспределения средств между регионами в ситуации снижения поступлений в федеральный бюджет, вызванного падением цен на нефть, обострились.

Мэр Москвы, президент Татарстана, губернатор Калужской области, а также депутаты из Хакассии, Новосибирской и Сахалинской области заявили о том, что средства, поступающие от налогов, следует распределять более справедливо. Последним удалось при поддержке назначенного в 2015 году губернатора добиться от Кремля уступок. Некоторые регионы прибегают к прямым угрозам, заявляя, что они не смогут финансировать проекты, играющие важную роль в предвыборный период («майские декреты» Путина или ремонт дорог). Положение осложняют действия федеральных органов, противоречащие логике стабилизации ситуации накануне выборов, например, обострение отношений с Татарстаном или республикой Коми на почве языкового вопроса.

В этом контексте встает вопрос о том, удастся ли нормализовать обстановку в «проблемных» частях страны и даже слаженно провести выборы. В особенности это касается тех губернаторов, которые оказались в новых для себя регионах и плохо знают как местные проблемы, так и механизмы регионального управления (часть новых назначенцев — это относительно молодые чиновники федерального уровня). Им будет сложно управлять локальными группами влияния, в которых сосредоточены опытные закаленные в политической борьбе игроки.

Положение губернаторов осложнит то, что мера их ответственности за стабилизацию региональной социально-экономической ситуации несоразмерна тому количеству инструментов, которыми они обладают, а из-за отсутствия мощных политических тылов в регионе, они могут подвергнуться давлению силовых структур в рамках «борьбы с коррупцией». Удастся ли новым региональным руководителям взять под свой контроль ситуацию в период выборов, зависит от их личных качеств и умелого использования методов давления и убеждения. В итоге по крайней мере некоторые из них могут оказаться переходными фигурами, которые Кремль уберет во время следующих выборов осенью 2018 года.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.