В феврале 1861 года в России было отменено крепостное право. Это прогрессивное событие сильно всколыхнуло крестьян и вызвало волну новых проблем. Главную из них Некрасов описал в стихотворении «Элегия» , где есть афористичная строка: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». В 1863 году Николай Алексеевич начал работать над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» , в которой затрагиваются проблемы всех слоев населения страны после отмены крепостного права.

Несмотря на довольно простой, фольклорный стиль повествования, произведение является достаточно сложным для правильного восприятия, поскольку в нем затрагиваются серьезные философские вопросы. На многие из них Некрасов искал ответы всю жизнь. Да и сама поэма, которая создавалась долгих 14 лет, так и не была завершена. Из задуманных восьми частей автор успел написать четыре, которые не следуют одна за другой. После смерти Николая Алексеевича издатели столкнулись с проблемой: в какой последовательности публиковать части поэмы. Сегодня мы знакомимся с текстом произведения в том порядке, который предложил Корней Чуковский, скрупулезно работавший с архивами писателя.

Некоторые современники Некрасова утверждали, что идея поэмы возникла у автора еще в 50-е годы, до отмены крепостного права. Николай Алексеевич хотел уместить в одно произведение все, что знал о народе и слышал от многих людей. В какой-то мере это ему удалось.

Для поэмы «Кому на Руси жить хорошо» подобрано много жанровых определений. Одни критики утверждают, что это «поэма-путешествие», другие отзываются о ней как о «Русской Одиссее». Сам автор считал свой труд эпопеей , поскольку здесь изображена жизнь народа в переломный момент истории. Таким периодом может быть война, революция, а в нашем случае – отмена крепостного права.

Автор стремился описывать происходящие события глазами простых людей и с применением их лексики. Как правило, в эпопее нет главного героя. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вполне отвечает этим критериям.

Но вопрос о главном герое поэмы был поднят не раз, он не дает покоя литературным критикам и по сей день. Если подходить формально, то главными героями можно считать мужиков-спорщиков, отправившихся искать счастливых людей на Руси. Отлично подходит на эту роль и Гриша Добросклонов – народный просветитель и спаситель. Вполне можно признать, что главным героем в поэме выступает весь российский народ. Это наглядно отражено в массовых сценах гуляний, ярмарки, сенокоса. Важные решения принимаются на Руси всем миром, даже облегченный вздох после смерти помещика вырвался у крестьян одновременно.

Сюжет произведения достаточно прост – на дороге случайно встретились семь мужиков, которые затеяли спор на тему: кому хорошо живется на Руси? Чтобы решить его, герои отправляются в путешествие по стране. В долгой дороге они знакомятся с самыми разными людьми: торговцами, нищими, пьяницами, помещиками, священником, раненым солдатом, князем. Довелось спорщикам повидать и много картин из жизни: острог, ярмарку, рождение, смерть, свадьбы, праздники, торги, выборы бургомистра и т. д.

Семь мужиков не описаны Некрасовым в деталях, их характеры практически не раскрыты. Странники идут вместе к одной цели. А вот персонажи второго плана (сельский староста, Савелий, холоп Яков и другие) вырисованы ярко, с множеством мелких подробностей и нюансов. Это позволяет сделать вывод, что автор в лице семи мужиков создал условно-аллегорический образ народа.

Проблемы , которые поднял Некрасов в своей поэме, очень многообразны и касаются жизни разных слоев общества: алчность, бедность, безграмотность, мракобесие, чванство, моральная деградация, пьянство, высокомерие, жестокость, греховность, сложность перехода на новый жизненный уклад, безграничное терпение и жажда бунта, угнетенность.

Но ключевой проблемой произведения является понятие счастья, которое каждым персонажем решается по собственному разумению. Для богатых людей, таких как поп и помещик, счастье – это личное благополучие. Для мужика очень важно уметь уходить от бед и напастей: медведь гнался, но не догнал, на работе сильно били, но до смерти не забили и т. д.

Но есть в произведении персонажи, которые не ищут счастье только для себя, они стремятся сделать счастливыми всех людей. Такими героями являются Ермил Гирин и Гриша Добросклонов. В сознании Григория любовь к своей матери переросла в любовь ко всей стране. В душе парня бедная и несчастная мать отождествилась с такой же бедной страной. И семинарист Гриша считает целью своей жизни просвещение народа. Из того, как Добросклонов понимает счастье, вытекает главная идея поэмы: это чувство способен в полной мере ощутить только тот человек, который готов посвятить свою жизнь борьбе за счастье народа.

Основным художественным средством поэмы можно считать устное народное творчество. Автор широко использует фольклор в картинах жизни крестьян и в описании будущего заступника Руси Гриши Добросклонова. Народную лексику в тексте поэмы Некрасов применяет по разному: как прямую стилизацию (пролог составлен), начало сказки (скатерть-самобранка, мифическое число семь) или косвенно (строки из народных песен, ссылки на разные легенды и былины).

Язык произведения стилизован под народную песню. В тексте есть много диалектизмов, многочисленных повторов, уменьшительных суффиксов в словах, устойчивых конструкций в описаниях. Из-за этого произведение «Кому на Руси жить хорошо» многие воспринимают как народное творчество. В середине девятнадцатого века фольклор изучали не только с точки зрения науки, но и как способ общения интеллигенции с народом.

Подробно проанализировав произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», легко понять, что даже в незаконченном виде оно является литературным наследием и представляет огромную ценность. И сегодня поэма вызывает живой интерес у литературных критиков и читателей. Изучая исторические особенности русского народа, можно сделать вывод, что они немного изменились, но суть проблемы осталась прежней – поиск своего счастья.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" самим Некрасовым с самого начала оценивалась как вершина творческого пути. В этом монументальном произведении звучат практически все мотивы лирики поэта, можно сказать, что оно явилось его завещанием последующим поколениям русских людей. Однако Некрасов не только дает описание всей великой Руси и размышляет о ее будущем. Как и Гоголь в своей поэме "Мертвые души", Некрасов в "Кому на Руси жить хорошо?" уделяет особое внимание настоящему положению народа, замечает и обращает внимание читателей на пороки и недостатки, жалеет многострадальных людей. Главная цель автора – понять жизнь простого человека, заглянуть в его душу. Поэтому "Кому на Руси жить хорошо?" – действительно народная поэма-эпопея. Но в чем же еще это проявляется?

О многом говорит сам замысел произведения, который становится понятным уже из названия. Автор ставит цель найти счастливого человека во всей необъятной Руси, но в этих поисках перед читателем появляется картина будничной жизни всего русского народа. Поэтому замысел произведения можно назвать глобальным.


Некрасов решил, что для воплощения этого замысла больше всего подходит жанр путешествия. Но, в отличие от автора "Мертвых душ", Некрасов сделал главными героями, глазами которых мы видим всю Россию, не чиновника, а целую группу истинно народных героев – крестьян "из временнообязанных", которые живут в "Пустопорожней волости, Терпигоревом уезде". Главным героям нельзя дать однозначную оценку: с одной стороны, это вполне реальные персонажи, что подчеркивается указанием на их социальный статус, действительно существовавший в пореформенной России. С другой стороны, названия волости и уезда, очевидно, являются не только вымышленными, но и обобщающими, то есть перед нами уже полусказочные, полубылинные персонажи. Былинные мотивы особенно заметны в начале поэмы: герои "сошлись на перекрестье дорог и заспорили", потом "положили домой не ворочаться", пока не найдут счастливого человека. Завязка, видимо, взята из фольклора.

Воплотить свой замысел до конца Некрасову не удалось, он умер, не успев закончить поэму. Но, хотя произведение осталось незавершенным, в нем действительно предстала вся Русь, весь ее народ. Конечно, автор хотел показать жизнь буквально всех сословий России, от крестьян до царя. Удалось же осветить, помимо быта крестьян, быт духовенства и помещиков. Казалось бы, эти два сословия всегда угнетали трудовой народ, но автор справедлив; он не идеализирует попа и помещика, однако и не ругает их. Описания жизни этих героев гармонично вписываются в общую структуру произведения, благодаря им читатель видит Россию глазами других представителей ее народа, ведь, например, у помещика своя трагедия: он понимает, что люди мельчают, патриархальная Русь рушится на глазах, погребая под собой и плохое, и хорошее. Вдобавок, с помощью образа помещика автор вводит тему крепостного права, высказывает идею, что "порвалась цепь великая: одним концом по барину, другим – по мужику".

Особое место в произведении занимает обобщенный образ женщины-крестьянки – Матрены Тимофеевны. Некрасова всегда волновала горькая участь русской женщины, и в своей поэме он уделяет много внимания описанию жизни "губернаторши". Матрена умет находить радость в своей нелегкой жизни, но автор не раз подчеркивает ужасы и лишения, которые терпят русские крестьянки. Описание судьбы Матрены заканчивается утверждением, что мужички "не дело затеяли" – искать счастливых среди женщин.

Об отдельных типичных представителях народа идет речь и в рассказе "о Якове верном, холопе примерном", и в описаниях "сельской ярмонки". Снова и снова звучит мотив лишений, которым подвергается простой народ; жестокая месть Якова своему господину, рассказ солдатика о войне – все это вызывает у читателя не просто сочувствие и сострадание, а откровенную боль за ни в чем не повинных людей. Интересны и образы Власа и Клима, хотя они, в общем, противопоставлены друг другу, у них одна беда – произвол, творящийся в России, это беда всего народа.

Наряду с обобщенными образами Некрасов описывает и группы людей. В первую очередь, это, конечно, вахлаки.

Их игра с Последышем на самом деле не что иное, как модель отношений крестьян с помещиком в эпоху крепостного права. С едкой иронией и гневом автор описывает самодурство Утятина. Эта тема получает и продолжение. Автор специально описывает жизнь крестьян до смерти и после не. Сыновья покойного не желают отдавать обещанные луга, подчеркивается, что и после отмены крепостного права помещики обманывают крестьян, и, к сожалению, это тоже соответствовало реалиям жизни народа.

Удручающее впечатление производит описание жизни дворовых без барина в части "Крестьянка". Здесь простой народ критикуется, Некрасов дает понять, что народ все-таки сам кузнец своего счастья и во многих своих бедах виноват сам.

Новое звучание приобретает былинная тема при описании уже не совсем реальных народных характеров. Это, конечно, Савелий и Гриша Добросклонов. Савелий – представитель патриархальной Руси, истинный "богатырь святорусский", что подчеркивается при его портрете. Гриша же – богатырь нового типа. Некрасов неспроста упоминает в связи с Савелием Ивана Сусанина. Время могучих богатырей прошло, теперь черед умных и самоотверженных борцов, готовых спасать народ не только от захватчиков, но и от угнетателей.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Гриша – новый народный герой. В его уста Некрасов вкладывает собственные идеи, он становится носителем правды.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Матушка Русь!

Гриша – один из немногих, кто смотрит в будущее с надеждой, он готов бороться за него, он верит в свою родину.

В поэме "Кому на Руси жить хорошо?" Некрасов показал всю жизнь русского народа без прикрас. Но это произведение нельзя было бы назвать народной поэмой-эпопеей, если бы в нем не звучал голос самого автора.

Кушай тюрю, Яша,

Молочка-то нет, –

Где ж коровка наша? –

Увели, мой свет.

Барин для приплоду

Взял ее домой.

Славно жить народу

На Руси святой!

Здесь выражена основная идея всего произведения: нет во всей России счастливого человека, везде царит горе.

"Кому на Руси жить хорошо?" – это зеркало души России, Н.А. Некрасов продолжил традиции Радищева и Гоголя в изображении жизни простых людей, вывел несколько интересных образов, ставших символами русского народа.

Поэма Некрасова, став-шая подлинной эпопей народной жизни, вобрала в себя все основные темы творчества поэта. Главная идея этого произведения, вынесен-ная в его заглавие, придает поэме не только общенациональное, но и общечеловеческое значение. Рисуя состояние пореформенной Рос-сии, поэт подчеркивает, что в атмосфере перемен наиболее отчетливо выступают стабильные, неизменные начала. Здесь звучит тема, тес-но соприкасающаяся с важнейшей темой поздней лирики поэта: це-пи крепостного рабства распались, а страдания народа остались, ос-тался неизгладимый след, наложенный веками рабства:

Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!..

О том, что жизнь народа осталась по-прежнему тяжелой, чита-тель узнает уже в «Прологе», где знакомится со странниками, кото-рым предстоит искать счастливого. Это «семь временнообязанных»

Подтянутой губернии Заплатова, Дырявина, Уезда Терпигорева, Разутова, Злобишина, Пустопорожней волости, Горелова, Неелова — Из смежных деревень: Неурожайка тож…

Сами названия этих деревень красноречиво говорят о положе-нии народа в пореформенной России. Но наиболее ярко эта тема выступает в дальнейшем ходе поисков счастливого, который дол-жен воплотить народную мечту о счастье:

Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села!..

В главе «Счастливые» горькой иронией звучат рассказы «счастли-вых», которые показывают убогость и невыносимую тяжесть жизни народа, когда человек, нищий, больной, искалеченный, счастлив только потому, что остался жив после всех перенесенных страданий. Таково «счастие мужицкое» — «дырявое с заплатами, горбатое с мо-золями». Все последующие встречи мужиков-странников подтвер-ждают мысль о том, что доля народа по-прежнему осталась тяжела.

Особенно это касается женской доли — еще одной излюбленной темы творчества Некрасова, которая со всей силой вновь возникает в части «Крестьянка», рассказывающей о судьбе Матрены Тимофе-евны Корчагиной. Она, как и многие другие русские женщины, может подвести горький итог:

Не дело — между бабами Счастливую искать!..

Но поэт видит и светлые стороны народной жизни, которые свя-заны с теми богатейшими возможностями, которые заложены в нем. Это народ-труженик, создатель всех материальных и духов-ных ценностей, которыми богата страна:

Мы же немного Жизнь трудовая — Просим у Бога: Другу прямая Честное дело К сердцу дорога, Делать умело Прочь от порога, Силы нам дай! Трус и лентяй!

Эта тема тесно соприкасается с темой богатырства, присущего русскому национальному характеру. Это не только богатырская си-ла, которая сконцентрирована в образе Савелия, но способность по-стоять за правду, за свое счастье:

Рать поднимается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!

Вот почему так горько звучат слова поэта о вековой покорности и долготерпении народа, также являющейся отличительной чертой национального характера:

А потому терпели мы, Что мы — богатыри. В том богатырство русское.

Так утверждает Савелий, но недаром поэт показывает его, а вместе с ним и весь народ, не только в покорности, но и тогда, когда его тер-пению приходит конец. Савелий рассказывает, как, не выдержав из-девательств немца Фогеля, крестьяне закопали его в землю живьем:

А немец как ни властвовал, Да наши топоры Лежали — до поры!

Показательно, что в соответствии с законами эпоса здесь мотиви-ровка национальная совпадает с социальной. Поэт утверждает, что подобную антипатию испытывает народ и по отношению к предста-вителям церкви, хотя эти чувства не вполне мотивированы. Называя попов «породой жеребячьею», мужики не могут ответить, почему они так к ним относятся: «Не сами… по родителям», — только и могут они сказать. Это тоже черта эпического сознания, эпического опыта, которую не удается объяснить житейским опытом одного поколения. Она общенациональна, исконна и восходит ко временам праотцов.

Но зато ненависть мужиков к угнетателям-помещикам обозна-чена достаточно четко. Она ярко выступает в главе «Помещик» и в части «Последыш», где возникает еще одна важнейшая тема некра-совского творчества — сатирическое изображение поработителей и эксплуататоров народа. Поэт при этом показывает, что народное сознание не приемлет позиции помещика Оболта-Оболдуева, тос-кующего по временам, когда он имел неограниченную власть:

Закон — мое желание! Кулак — моя полиция!

С большим сомнением мужики выслушивают историю о том, как уже после отмены крепостного права крестьяне соглашаются играть «камедь» для старого помещика Утятина, изображая его крепостных. За это наследники помещика обещают крестьянам после смерти ста-рого барина отдать им заливные луга. Но оказывается, что и в таком качестве крепостное право губительно: не выдержав унижения, уми-рает крестьянин Агап. Ведь крепостное право калечит не только фи-зически, но и морально. С горечью показывает Некрасов сущест-вующих в народной среде людей «холопского звания», к которым сам народ относится с огромным презрением. Еще большую боль испы-тывает поэт, рассказывая о том, как народ топит свое горе в вине:

У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна, — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается.

Эта мысль проходит через всю главу «Пьяная ночь», звучит она и далее, но уже здесь показано появление среди народа таких лю-дей, которые способны трезво оценить положение народа и попы-таться найти иные пути противостояния тяготам жизни. Ведь чув-ство правды, справедливости, чувство достоинства также присущи народному сознанию. Эта мысль находит отражение в таких ярких образах поэмы, как Яким Нагой и Ермил Гирин. Вместе с ними в произведение входят темы пробуждения народного сознания, его стремления к правде, умение постоять за общее дело всем миром (сцена покупки мельницы). Поэт-демократ видел, что народный протест ограничен, стихиен, вера в царя-батюшку остается неиз-менной. Только народному заступнику Грише Добросклонову дано до конца понять корни всех народных бед: «Всему виною крепь», - а потому с темой народных заступников связана заключительная часть поэмы, подводящая итог развития ее художественной идеи.

Но в предшествующих частях поэмы поэт не раз говорит о том, что народу присуще стремление к правде и красоте, в нем живы творческие силы, могучий дух, который позволяет несмотря ни на что своим трудом создавать все то, чем гордится земля Русская: Материал с сайта

В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное!

Конечно, Некрасов видит, что протест, зреющий в народе, стихи-ен и непоследователен, а его эстетические потребности еще ограни-чиваются лубочными картинками, которыми так дорожит Яким Нагой. Но поэт мечтает о том времени,

Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет.

Недаром такое важное значение в поэме имеет глава «Сельская ярмонка», в которой в атмосфере широкого народного праздника возникает театральное зрелище — народное представление, бала-ган с его неистощимым юмором, бесшабашным весельем, а порой, гневным высмеиванием угнетателей народа. Еще более эта празд-ничная, радостная, вольная стихия народной жизни чувствуется в последней главе «Пир — на весь мир», целиком построенной на на-родно-песенной основе. Все это показывает, что главную идейную основу поэмы составляет авторская вера в то, что такой народ дос-тоин счастья, достоин лучшей доли, которая будет им отвоевана:

В минуты унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. Довольно! Окончен с прошедшим расчет, Окончен расчет с господином! Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

«Мысль народная» в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Некрасов писал свою поэму в течение двадцати лет, собирая матери­ал буквально по капле для нее всю жизнь. Он хотел показать в ней все социальные слои современной ему России, и поэтому мы видим такой длинный ряд персонажей - от царя до самого нищего крестьянина.

Тематика произведения, как видно, обозначена уже в самом его названии - это проблема поиска счастья. Но в том и состоит специфи­ка творчества Некрасова - он показывал, что, по сути, ни один соци­альный класс на Руси нельзя назвать полностью безмятежно счастливым.

Тема «народных страданий» развивалась автором во всем его твор­честве, она характерна для произведений разных лет. Вспомнить хотя бы такие классические стихотворения, как «Тройка», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».

А кульминацией развития этой темы - как в творчестве Некрасо­ва, так и в русской литературе вообще - считается поэма «Кому на Руси жить хорошо?». К сожалению, Некрасову не удалось ее закончить - он умер, оставив недорисованной картину Руси. Однако, невзирая на это, часто поэму называют эпопеей народной жизни, и недаром: она, не­смотря на незавершенность, все же отражает различные стороны рус­ского национального характера довольно полно. Русский мужик, как заявляется в ней, - богатырь (каменщик Трофим, Савелий - «богатырь святорусский»), но сила его не находит нужного, полезного примене­ния, ведет часто к несчастьям (так, Трофим надорвался, решив поднять слишком большой груз; по вине Савелия погиб ребенок). Жизненно­го кредо любого работяги - терпение и труд. Пример этого - Матрена Тимофеевна, олицетворение тяжелой женской доли; даже сам бог, по выражению Некрасова, потерял «ключи от счастья женского».

Но терпеть русский мужик может только своего, русского. Само­управство какого-нибудь Фогеля («немчуры») или пана Глуховского ведет к преступлению против закона, хотя и оправданному с точки зрения человеческой справедливости.

Несмотря на наличие в поэме таких героев, как богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, староста Влас, Матрена Тимофеевна, а так­же семеро «правдоискателей» - героев, сохранивших подлинную чело­вечность, душевное благородство, - понятно, что ни один из них не из­менит ничего в положении русской деревни. Никто из них не действует в этом направлении, каждый трудится и терпит, достигает успехов - но изменений к лучшему как лично для них, так и для крестьянства в це­лом не происходит.

Зато ненависть мужиков к угнетателям-помещикам обозначена до­статочно четко. Некрасовский крестьянин может внятно и толково объяснить, за что же он не любит барина. Зато все другие социальные симпатии и антипатии крестьянина менее определенны. Чем, например, мужикам не угодили попы, за что их зовут «породой жеребячьего»? Бра­тья Губины, Иван и Митродор, смущенно отвечают на этот вопрос: «Не сами…По родителям Мы так-то…». Вот она - правда крестьянская. Дети наследуют ее от родителей, дедов, прадедов и так далее. Так и про­является одна из черт русского народного характера. Это не личный опыт семейства Губиных, а общенациональная черта, исконная, восхо­дящая к глубокой древности. Личность в деревне не должна выделять­ся, а, наоборот, руководствоваться общими правилами, мнением массы. То есть в русском народе сильно общее начало, лучше всего получается то, что делается «всем миром»; так, не зная сути дела, гоняют из дерев­ни в деревню Егорку Шутова. За что бить? Неизвестно, но «так наказа­но». Единодушны они и по вопросу о «холопах примерных» - всеобщее презрение Якову Верному и «страдающему» подагрой «верному рабу» князя Переметьева.

Народный характер нельзя охватить целиком в одном произведении, да и несколько не вместят всей его ширины. Некрасову удалось отразить значительную часть народного сознания, но сумел он это сделать толь­ко за весь период своей литературной деятельности. Русский нацио­нальный характер претерпевает постоянные изменения, рождаются но­вые и умирают старые типы, и поэтому народная жизнь в изображении Некрасова - лишь небольшой (хотя, отдавая должное мастерству поэта, - весьма ярко нарисованный) период развития народного характера.

Гениальность Некрасова в изображении «мысли народной» неред­ко заставляла критиков говорить о народности творчества поэта вообще и конкретно о народности поэмы «Кому на Руси жить хорошо?». И дей­ствительно, трудно поспорить с тем, что присутствие в произведении «мысли народной» неизбежно гарантирует наличие у него этого каче­ства. Обычно народность того или иного произведения обусловлена со­отношением индивидуального творчества автора и коллективного, сте­пенью творческого заимствования мотивов, образов, поэтики народно­го поэтического творчества - иными словами, фольклора.

Также понятие народного искусства обозначает глубину художественного произведения, важность его идей и образов для развития об­щественного самосознания, для познания жизни всей нации. Как уже не раз было отмечено, Некрасов в своем произведении затронул очень глу­бокие вопросы, социальные и общественные, нравственные и философ­ские. Он как бы суммировал все сказанное предыдущими авторами, а также привнес некоторые свои, новые идеи, рассуждения о настоящей сущности и перспективе будущего для России. Он сумел ярко и нагляд­но обнажить перед читателем язвы современного ему общества, показал правы и дворянские, и крестьянские, и церковные. Ведь понятие «мысль народная», на мой взгляд, включает в себя не только смысл «народного духа», «народной души», так достоверно нарисованной Некрасовым в образах русских богатырей. «Мысль народная» - это еще и размышления автора над будущим России, выражение его «мысли» о судьбе своего на­рода, его сожаление о его неудачах и восхищение его достоинствами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений по поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Для урока литературы в 10 классе

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока: Образовательная: проверить степень понимания поэмы. Развивающая: продолжить обучение навыкам написания классного сочинения. Воспитательная: воспитывать любовь к классической литературе, патриотические чувства.

3 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Смысл названия поэмы Ирония и сатира в поэме Мотивы времени и пространства в поэме

4 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений 1.Как понимают счастье герои и автор поэмы? 2. Русский национальный характер в изображении Некрасова. 3. Как живётся попу, помещику и царю? 4. Образы борцов за народное дело 5. Изображение народа в поэме 6. Образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме

5 слайд

Описание слайда:

Развернутый план сочинения на тему «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»: Н.А. Некрасов – певец народа. 1 «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» 2. а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, названиях деревень, губерний, в пейзаже). б) Народное понятие счастья: - счастье в понимании Матрены Тимофеевны и крестьян; - Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нем «дольщиков народного добра»; - сознательное служение Ермила Гирина интересам крестьян; - Савелий – богатырь Святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу. в) Две возможные дороги к счастью: - дорога, по которой, «громадная, к соблазну жадная идет толпа»; сатирическое отношение Некрасова к таким людям; - другая – тесная, дорога «честная» - это путь славного заступника, борца за народное счастье. 3. «Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая» или «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата – человека, только тот себя переживет».

6 слайд

Описание слайда:

Женская доля (по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») Ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого. Н. А. Некрасов План I. Галерея женских образов в отечественной и зарубежной литературе. II. Счастье простой крестьянки в понимании Некрасова. 1. Попытка найти счастливого среди простого люда. 2. Счастье юной Матрены Корчагиной. 3. Ад среди мужниной родни. 4. Трагическая смерть Демушки. 5. «Губернаторша». III. Восхищение Некрасова русской женщиной.

7 слайд

Описание слайда:

3. Кому на Руси жить хорошо? Таким вопросом задаются семь мужиков-странников. Этот вопрос интересовал и самого автора произведения «Кому на Руси жить хорошо», Николая Алексеевича Некрасова. Ответ – его многолетний, но так и незавершённый труд- поэма-эпопея о жизни народа в пореформенный период отмены крепостного права.