Давиташвили, Евгения Ювашевна
Альберт Асадуллин
Пресняков, Владимир Петрович
Кузьмин, Владимир Борисович
Резник, Илья Рахмиэлевич
Николаев, Игорь Юрьевич
Горобец, Руслан Борисович
Михаил Танич
Осиашвили, Симон Абрамович
Медяник, Владислав Васильевич
Алексей Глызин
Александр Кальянов
Анне Вески
Телешев, Леонид Михайлович
Сергей Куприк
Любовь Шепилова
Александр Ягья

Александр Леонидович Левшин (род. 4 декабря , Ленинград) - советский и российский режиссёр , певец , музыкант , композитор , радиоведущий. Заслуженный артист Российской Федерации , лауреат премии «ТЭФИ », солист ВИА «Коробейники» , солист группы «Рецитал».

Биография

Александр Леонидович Левшин родился 4 декабря 1953 года в Ленинграде , впоследствии семья переехала в Москву . Со школьного возраста Александр увлекся рок-музыкой и с 1970 по 1973 год выступал в составе группы «Авангард », в качестве гитариста и вокалиста.

После армии в 1975 году пришёл работать в «Росконцерт » в состав ВИА «Коробейники» . В 1976 году Александр Левшин и ВИА «Коробейники» приняли участие во Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение песни в Сочи, где стали лауреатами, получив 1 премию за исполнение музыкальной оратории композитора Георгия Свиридова «Памяти Сергея Есенина». В 1978 году вокальная группа ВИА «Коробейники» в составе: Вячеслава Назарова, Александра Левшина, Владимира Чуйкина и Юрия Меньшова принимала участие в записи песен композитора Максима Дунаевского к кинофильму «Д’Артаньян и три мушкетёра ». Александр Левшин озвучивал, как певец, роль Де Тревиля (в кадре - Лев Дуров). В фильме Александр Леонидович принимал участие в записи следующих песен: «Баллада де Тревиля », «Дуэт де Тревиля и д`Артаньяна », «Песня мушкетёров », «Марш гвардейцев кардинала », «Баллада о дружбе ».

В 1980 году Александра Левшина пригласили на студию «Мелодия » для участия в записи песен Аллы Пугачевой : «Дежурный ангел», «Усталость», «Как тревожен этот путь». После совместной работы на студии Алла Борисовна предложила Александру Леонидовичу участвовать в группе «Рецитал » в качестве музыканта. После создания в 1987 году «Театра песни Аллы Пугачевой » Александр Левшин, Руслан Горобец , Александр Кальянов , Владимир Кузьмин , Владимир Пресняков и т. д. стали участвовать в концертах Аллы Борисовны, как солисты, авторы исполнители.

В 1982 году Александр Левшин поступил в ГИТИС на режиссёрский факультет и в 1986 году успешно окончил институт.

В 2003-ем году Александру Леонидовичу Левшину было присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации ».

Так же в 2003 году Александром Левшиным была организована собственная студия звукозаписи LAL-Studio , в которой создаются и записываются песни для популярных и только начинающих свой творческий путь артистов и певцов.

В 2006 году на звукозаписывающей студии LAL-Studio были записаны новые песни для группы «Рецитал ». С 2006 года группа «Рецитал », состоящая из музыкантов, аккомпанирующих А. Б. Пугачевой , создали собственные сольные программы и стали гастролировать по России и другим странам мира.

С 2007-2008 гг. на студии LAL-Studio был записан цикл песен в рамках проекта «Поющие продюсеры». В то же время, совместно с поэтессой Ларисой Рубальской , Александром Левшиным в качестве композитора и аранжировщика, была создана песня «Живи, моя Кубань» в исполнении певицы Марины Лях для торжественного концерта на закрытии международного форума в Сочи , с участием руководителей многих стран мира.

В последние несколько лет Александр Леонидович серьёзно увлекся художественной литературой. Написал книгу в жанре фэнтези. Ведёт работу над книгой новелл.

С мая 2009 года по май 2012 года Александр Левшин вел авторскую передачу на радиостанции «Говорит Москва» - 92 fm. В 2011 году Александр Левшин стал лауреатом премии «Москва-Медиа » в номинации «Лучшая информационная программа о шоу-бизнесе».

В 2010 году Александр Левшин записал песни, которые вошли в новую концертную программу «Я соберу своих друзей». На сцене звучат произведения, созданные в совместном творчестве Александра Леонидовича с такими поэтами, как: Симон Осиашвили , Илья Резник , Никита Джигурда и другие. В своих выступлениях певец радует своих поклонников композицией - посвящением Алле Борисовне Пугачевой, в основу которой лёг сонет Валерия Брюсова - «Ты женщина». Песни написаны в жанре романса и эстрадного шансона.

В настоящее время Александр Левшин активно занят концертной деятельностью, съёмками на телевидении, ведением радиопередачи, записью новых песен, выпуском сольных альбомов.

Награды и почётные звания

  • 1976 год - Победитель (1 место) во Всесоюзном конкурсе за лучшее исполнение музыкальной оратории композитора Георгия Свиридова «Памяти Сергея Есенина» (в составе ВИА «Коробейники»), (город Сочи , СССР)
  • 2001 год - лауреат премии «ТЭФИ » в номинации «Музыка на телевидении», с программой: I международный фестиваль «И все поют стихи Булата…», (Эфир: Первый канал и REN-TV)
  • 2003 год - Заслуженный артист Российской Федерации (29 ноября год , УКАЗ Президента РФ от 29.11.2003 N 1416 «О НАГРАЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»)
  • 2008 год - Награждён медалью «ЗА ВКЛАД В ДЕЛО МИРА» Всемирным благотворительным фондом «Дети и молодежь против терроризма» (№НК/02 от 01.09.2008)
  • 2011 год - Награждён медалью «ЗА ВКЛАД В РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА» (общественная медаль «Великий Русский композитор М. И. Глинка»)
  • 2011 год - лауреат радио премии «Москва Медиа» в номинации «Лучшая информационная программа о шоу-бизнесе»
  • 2013 год - Награждён медалью ОРДЕНА «СИЛА РОССИИ» В ОЗНАМЕНОВАНИЕ 100-ЛЕТИЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ «100 ЛЕТ ВВС»
  • 2013 год - Награждён нагрудным знаком «200 лет Георгиевскому Кресту»
  • 2013 год - Награждён нагрудным знаком «ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ» II степени (от 4.12.2013 года)
  • 2014 год - Награждён орденом «ПЕТРА ВЕЛИКОГО» II степени (от 4.12.2014 года)
  • 2015 год - Награждён Благотворительным фондом «Национальное достояние» орденским знаком «Золотая Звезда Отечества» (№ 347 от 20.06.2015) за вклад в развитие музыкального искусства и отечественной эстрады

Дискография

  • - Отражение
  • - Заветные слова
  • - Я небо (совместно с группой «РЕЦИТАЛ»)
  • - Я соберу своих друзей
  • - АнтиСказки
  • - Зеркало небес

Фильмография

  • - Д’Артаньян и три мушкетёра - де Тревиль (исполнение песен)
  • - Любовью за любовь (музыкальный художественный фильм по мотивам пьесы У. Шекспира «Много шума из ничего» на музыку Тихона Хренникова) - камео, как музыкант группы «РЕЦИТАЛ»
  • - Пришла и говорю - камео, музыкант группы «РЕЦИТАЛ»
  • - Как стать счастливым - научный сотрудник Института Мозга
  • - Приморский бульвар - запись песен в фильме композитора В. Добрынина
  • - Музыкальные горошины - клип на песню Александра Левшина - Я не верю тебе (Главная редакция муз. программ ЦТ)
  • - Клип на песню "Не будьте ко мне равнодушны", муз. А.Левшин , сл. Н.Джигурда (Кинокомпания "АХ-фильм", сценарий/режиссёр Алексей Хазов, режиссёр/монтаж Роман Данилин)

Радио

  • с 1995-1997 года - главный редактор радиостанции «ВЕНЕЦ»
  • с 2009-2012 года - автор и ведущий радиопередачи «Три портрета», радиостанция Говорит Москва

Литературные произведения

  • Левшин А. Л. / Сказание о Прибамбассе - М.: Домашняя библиотека, 2014. - 264 с. ISBN 978-5-4270-0102-1

Творческие союзы

Как автор работал с: Ирина Аллегрова , Валерий Леонтьев , Филипп Киркоров , Майя Булгакова , Владимир Пресняков (ст) , Алексей Глызин , Светлана Лазарева , Валерия Ланская , Екатерина Семёнова , Елена Бутенко , Галина Ненашева , Тамара Сёмина , Ксения Георгиади , Вячеслав Добрынин , Валерий Сюткин , Евгений Герчаков , Юрий Кузнецов-Таёжный , Александр Кальянов , Маша Распутина , Алексей Остудин , Алена Апина , Анне Вески , Ирина Шведова , Никита Джигурда , Александр Айвазов , Сергей Куприк , Анатолий Днепров , Альберт Асадуллин , Тынис Мяги , Любовь Шепилова , Владимир Бегма , Александр Ягья , Леонид Телешев , Государственный академический Северный русский народный хор , группа Динамит , группа Самоцветы и другие.

Соавторы: Михаил Танич , Лидия Козлова , Илья Резник , Симон Осиашвили , Валерий Брюсов , Лариса Рубальская , Герман Витке , Александр Басов , Виталий Мозгалин , Алексей Остудин , Григорий Ермилов , Валерий Сауткин , Никита Джигурда , Борис Шварцман , Андрей Лихачев и другие.

Напишите отзыв о статье "Левшин, Александр Леонидович"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Левшин, Александр Леонидович

– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
– Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
– Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.
– Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
– Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
– Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
– Да, я его видела, – сказала она.
– Как же? Как же? Стоит или лежит?
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.
Отец с матерью больше не говорили об этом деле с сыном; но несколько дней после этого, графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманивании сына и в неблагодарности. Соня, молча с опущенными глазами, слушала жестокие слова графини и не понимала, чего от нее требуют. Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью; но в этом случае она не могла понять, кому и чем ей надо жертвовать. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви. Она была молчалива и грустна, и не отвечала. Николай не мог, как ему казалось, перенести долее этого положения и пошел объясниться с матерью. Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно.
Графиня с холодностью, которой никогда не видал сын, отвечала ему, что он совершеннолетний, что князь Андрей женится без согласия отца, и что он может то же сделать, но что никогда она не признает эту интригантку своей дочерью.
Взорванный словом интригантка, Николай, возвысив голос, сказал матери, что он никогда не думал, чтобы она заставляла его продавать свои чувства, и что ежели это так, то он последний раз говорит… Но он не успел сказать того решительного слова, которого, судя по выражению его лица, с ужасом ждала мать и которое может быть навсегда бы осталось жестоким воспоминанием между ними. Он не успел договорить, потому что Наташа с бледным и серьезным лицом вошла в комнату от двери, у которой она подслушивала.
– Николинька, ты говоришь пустяки, замолчи, замолчи! Я тебе говорю, замолчи!.. – почти кричала она, чтобы заглушить его голос.
– Мама, голубчик, это совсем не оттого… душечка моя, бедная, – обращалась она к матери, которая, чувствуя себя на краю разрыва, с ужасом смотрела на сына, но, вследствие упрямства и увлечения борьбы, не хотела и не могла сдаться.
– Николинька, я тебе растолкую, ты уйди – вы послушайте, мама голубушка, – говорила она матери.
Слова ее были бессмысленны; но они достигли того результата, к которому она стремилась.
Графиня тяжело захлипав спрятала лицо на груди дочери, а Николай встал, схватился за голову и вышел из комнаты.
Наташа взялась за дело примирения и довела его до того, что Николай получил обещание от матери в том, что Соню не будут притеснять, и сам дал обещание, что он ничего не предпримет тайно от родителей.
С твердым намерением, устроив в полку свои дела, выйти в отставку, приехать и жениться на Соне, Николай, грустный и серьезный, в разладе с родными, но как ему казалось, страстно влюбленный, в начале января уехал в полк.
После отъезда Николая в доме Ростовых стало грустнее чем когда нибудь. Графиня от душевного расстройства сделалась больна.
Соня была печальна и от разлуки с Николаем и еще более от того враждебного тона, с которым не могла не обращаться с ней графиня. Граф более чем когда нибудь был озабочен дурным положением дел, требовавших каких нибудь решительных мер. Необходимо было продать московский дом и подмосковную, а для продажи дома нужно было ехать в Москву. Но здоровье графини заставляло со дня на день откладывать отъезд.
Наташа, легко и даже весело переносившая первое время разлуки с своим женихом, теперь с каждым днем становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает ее лучшее время, которое бы она употребила на любовь к нему, неотступно мучила ее. Письма его большей частью сердили ее. Ей оскорбительно было думать, что тогда как она живет только мыслью о нем, он живет настоящею жизнью, видит новые места, новых людей, которые для него интересны. Чем занимательнее были его письма, тем ей было досаднее. Ее же письма к нему не только не доставляли ей утешения, но представлялись скучной и фальшивой обязанностью. Она не умела писать, потому что не могла постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом. Она писала ему классически однообразные, сухие письма, которым сама не приписывала никакого значения и в которых, по брульонам, графиня поправляла ей орфографические ошибки.
Здоровье графини все не поправлялось; но откладывать поездку в Москву уже не было возможности. Нужно было делать приданое, нужно было продать дом, и притом князя Андрея ждали сперва в Москву, где в эту зиму жил князь Николай Андреич, и Наташа была уверена, что он уже приехал.
Графиня осталась в деревне, а граф, взяв с собой Соню и Наташу, в конце января поехал в Москву.

Пьер после сватовства князя Андрея и Наташи, без всякой очевидной причины, вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь. Как ни твердо он был убежден в истинах, открытых ему его благодетелем, как ни радостно ему было то первое время увлечения внутренней работой самосовершенствования, которой он предался с таким жаром, после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, – вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него. Остался один остов жизни: его дом с блестящею женой, пользовавшеюся теперь милостями одного важного лица, знакомство со всем Петербургом и служба с скучными формальностями. И эта прежняя жизнь вдруг с неожиданной мерзостью представилась Пьеру. Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву.
В Москве, как только он въехал в свой огромный дом с засохшими и засыхающими княжнами, с громадной дворней, как только он увидал – проехав по городу – эту Иверскую часовню с бесчисленными огнями свеч перед золотыми ризами, эту Кремлевскую площадь с незаезженным снегом, этих извозчиков и лачужки Сивцева Вражка, увидал стариков московских, ничего не желающих и никуда не спеша доживающих свой век, увидал старушек, московских барынь, московские балы и Московский Английский клуб, – он почувствовал себя дома, в тихом пристанище. Ему стало в Москве покойно, тепло, привычно и грязно, как в старом халате.

Александр Леонидович Левшин - советский и российский режиссёр, певец, музыкант, композитор, радиоведущий. Заслуженный артист Российской Федерации, лауреат премии «ТЭФИ», солист ВИА «Коробейники», солист группы «Рецитал». 10 декабря 2015 года состоялась презентация нового альбома Александра Левшина «Зеркало небес», после которого музыкант дал большое интервью "Эпоха Бескорыстия" для портала Вокально-Инструментальная Эра. Предлагаем выдержки из интервью, в котором артист рассказывал о своей работе с Игорем Николаевым.

Интервьюер: Георгий Симонян
Источник ВИЭ

Кто тогда входил в состав «Рецитала »?

Первые полгода, как я уже сказал, руководил «Рециталом» Юра Шахназаров. Работал прекрасный пианист Дмитрий Атовмян. Гениальный музыкант, великолепный аранжировщик! Да и вообще, надо сказать, что армянам джаз легко дается. Дима славился тем, что во время езды за рулем, на машине, мог писать партитуры. Именно Дима написал аранжировки к фильму «Д”Артаньян и три мушкетера», в котором пели «Коробейники».

Вторым клавишником был совсем молоденький Игорь Николаев . Третьим клавишником - Саша Юдов. Барабанщик – Саша Герасимов. На бас-гитаре играл Валера Гришков. Гитарист Талгат Тухтамышев и медная группа – Толя Протасов (труба) и Саша Розанов (саксофон, флейта). Последние трое остались из старого состава, который уехал в Харьков. Протасов был москвич, Розанов – довольно стильный музыкант, был из Адлера, а Талгат, к тому времени, женился на москвичке. На бэк-вокале работали Леша Глызин и Женя Завьялова.

Художником по свету был Николай Коновалов, звукорежиссерами - Володя Гринберг и Виктор Иванов.

В тот момент формировался гастрольный тур в Чехословакию и Западный Берлин. Многих ребят не выпустили заграницу. Алла вынуждена была взять какого-то польского бас-гитариста. Диме Атовмяну пришлось играть на американском синтезаторе Профит, который он не знал. Было очень много накладок. При этом музыканты были классные и как-то выкрутились.

В программе «Как тревожен этот путь» у нас работал Николай Коновалов, художник по свету и мой хороший товарищ. Сейчас Коля руководит фирмой по прокату звука, света.

Он тогда подошел ко мне с одной идеей. Рассказал, что есть намётки, песни. А в это время у нас появилась очень хорошая аппаратура, которую стали собирать в «Олимпийском». Это было как раз кстати.

Так вот, я собрал музыкантов. Там Петя Подгородецкий играет, басист Валентин Лёзов, барабанщик Александр Герасимов, медная секция: Калмыков, Горбунов, Жагун, я - на гитаре, немного Руслан Горобец и, чуть-чуть, Игорь Николаев . Напел свои опусы Николай Коновалов. Виктор Иванов нам это свел. Все это было записано на магнитофонные пленки.

В Ленинграде на гастролях я встретился со своим знакомым, директором одного модного клуба, в ДК Связи - Александром Ходарковским. Он прослышал про наши записи и предложил сделать видео в его клубе. Мы набрали танцевальную массовку и записали несколько песен. Но поскольку график концертов с Пугачевой был очень плотный, то у нас тогда не получилось выступить с этими песнями. Но с разрешения Аллы мы все-таки стали готовить программу на четырех исполнителей.

Тогда же появился альбом, записанный с Александром Кальяновым?

Да, это было, когда Игорю Николаеву жить было негде и он полгода жил у меня. Веселое было время. Тогда мы и придумали эти песни. Поначалу они должны были войти в спектакль Галины Волчек «Команда» в «Современнике». Причем исполняли я и Татьяна Анциферова. Спектакль не особо удался, его быстро сняли, но песни остались. И мы записали их с нашим концертным звукорежиссером Сашей Кальяновым. «Свежий запах лип» и другие.

Так вот получилась программа, в которой сначала пел несколько композиций Горобец, потом совсем молодой Киркоров, дальше пел я и заканчивал Кальянов. Мы играли вживую. Для Киркорова мы сделали шесть песен болгарских композиторов на русские стихи, в основном, Натальи Шемятенковой. Я исполнял песни «Эпитафия №0», «Афганский реквием» и «Открытый взгляд» и другие. Руслан пел несколько танцевальных песен, а Кальянов те песни, которые мы ему написали с Игорем . К нам стали обращаться директора и предлагать гастроли. Я тогда, по сути, стал бригадиром-организатором. Мы объехали полстраны, собирали стадионы и Дворцы спорта.

Как получилось, что Кальянов вообще запел?

Это Алла придумала. Была такая песня - «Живем мы недолго». И она предложила такой вариант, что мы все стоим на сцене, и вдруг из-за пульта встает мужик и таким низким голосом начинает «Живем мы недолго…». И она дала ему такой старт. Но потом Саша занялся музыкой в стиле шансон.

Владимир Кузьмин числился в «Рецитале»?

Нет, но он ездил с нами в одной программе. Вместе со своим составом - «Динамик». Это Рыжов, Китаев, Чернавский.

Надо сказать, что это все течение шло из Тульской филармонии. Я имею в виду и появление киевлян у нас, а потом и Кузьмина с «Динамиком». Самым «активным» тусовщиком из всей этой компании был трубач Паша Жагун-Линник. Он стал тогда писать стихи к песням Игоря Николаева . Вообще, киевляне всегда старались держаться вместе. На гастролях в Индии в 1988 году произошел конфликт, который уже давно назревал, между киевлянами и остальными музыкантами. Алла всех зачинщиков уволила. И после этого в коллективе, из всех киевлян, остался только Руслан Горобец, самый спокойный и неконфликтный.

Столько с великой певицей не прожил ни один из ее мужей, так что Левшина можно смело заносить в книгу каких-нибудь рекордов. В преддверии "Рождественских встреч", которыми примадонна планирует удивить столицу 12 декабря, ее преданный музыкант рассказал нам о том, как все начиналось. "Было несладко в коллективе - это пауки в банке" - Александр, далеко не все знают, что вы были режиссером первых "Рождественских встреч" и сыграли не последнюю роль в этом проекте. - Я помогал Алле в трех выпусках, но первыми горжусь больше всего. В 88-м отмечали тысячелетие христианства, поэтому Пугачева и задумала именно "Рождественские встречи". Тогда на эстраде было много новшеств, но шоу примадонны все равно стало феноменом. Сейчас вообще очень интересная ситуация - Алла делает "Встречи" в конце своего тура и прощается с публикой в мировом масштабе. Думаю, Киеву очень повезло, что такое событие произойдет именно там. Это будет телевизионная программа без живого концерта, но с нарядным, красочным шоу. Воплотила идею в жизнь исполнительный продюсер шоу Валентина Басовская, она очень любит Аллу и помогает ей на протяжении многих лет. - В следующем году исполняется ровно тридцать лет, как вы в команде Пугачевой. Как вам работается с ней? - Честно признаюсь, я единственный из всего созыва коллектива 80-х, кто не собирался работать с Аллой всю жизнь. Мне страшно не хотелось утверждаться на ее славе! Многие люди приходили в ее команду с одной целью - сделать карьеру. А я просто любил ее. Есть такое глубокое чувство восхищения. Для меня каждый день проживания с ней на одной сцене был сплошным праздником, мне повезло, что я видел Пугачеву разной. Было много воспоминаний и эмоций, которые украсили мою жизнь, но в списке идеалов на видном месте всегда будет находиться Алла Пугачева. Я воспринимаю Аллу не как звезду, а как человека, которого потрогал Господь. Я общался с Зыкиной, был знаком с Высоцким, но таких знаковых людей, как она, не встречал.
- Если так, почему вы ушли от примадонны, когда в ее жизни появился Владимир Кузьмин? - Мне было очень несладко. Группа Пугачевой "Рецитал" того периода - это пауки в банке. В таком водовороте я оказался, когда пришел на студию "Мелодия". Люди там были талантливые, но очень амбициозные, карьерные. Им было тесно вместе, возникали какие-то интриги, подсиживания. Одни подались в звезды, другие - в артисты. Я находился на войне, меня несло течением! И, может, из всего коллектива остался один, потому что многих вещей не принимал близко к сердцу. Были и трагические судьбы. Люди, которые окружали Аллу, - это целая история. Вокруг нее все бурлило, можно лишь представить, с какой скоростью! И не могло не бурлить - сама Алла была причиной этого. - При таком пиетете к шефине, думаю, сами бы вы не решились на этот шаг. Может, Алла попросила вас уйти? - Когда пришел Владимир Кузьмин, в коллективе стало три гитариста, а в таком количестве в них просто не было необходимости. Был Талгат Тухтамышев, который сейчас работает у Филиппа Киркорова, еще Кузьмин - третий оказался лишним. Алла была ослеплена симпатией к Володе, и, соответственно, меня отодвинули. Но Аллин муж Евгений Болдин меня не уволил, он подошел тет-а-тет и по-мужски сказал: "Саш, ты и дальше числишься в коллективе, занимайся своими делами". Он и сам тогда страдал из-за этого романа, но очень мужественно его перенес.
- В следующем году АБ прекратит свою концертную деятельность. Вас уже поставили перед фактом? - Этот разговор ведется давно и перманентно. Но я дал себе слово, что пока она сама об этом не скажет, я буду рядом. Не сомневаюсь, что коллектив придется распустить. Я не пропаду, но и сам не буду прилагать усилий, чтобы уйти. Для Аллы я одновременно сотрудник, подчиненный и товарищ, что ей нужно от меня - пускай берет. Я прихожу к ней все эти годы, чтобы помочь, понять и поддержать. Думаю, в этом и заключается моя обязанность. - И это при том, что столько лет вы обращаетесь к ней исключительно по имени-отчеству? - А я специально называю ее на "вы". Не потому, что есть какое-то подобострастие - мы просто уважаем друг друга. И потом: это красиво звучит. (Смеется.) "Мужья Аллы по-разному относились к музыкантам" - Личная жизнь Пугачевой не могла не сказаться на погоде в коллективе. В чем это проявлялось? - Каждый ее муж по-разному относился к музыкантам. С Болдиным много хорошего связано - в тот период был создан Театр песни, программы "Пришла и говорю", "Монологи певицы", мы часто бывали за границей. На мой взгляд, Болдин был самым хорошим мужем-директором, он ведь занимал такую должность и был обязан заботиться о коллективе. Он часто вспоминает ту часть жизни и по сей день нежно относится к Алле, говорит о ней с большим восторгом. Не люблю вспоминать Александра Стефановича, хотя и фильм "Женщина, которая поет" при нем возник, и творческая связь с Зацепиным, работа на студии. Все равно, по-моему, более плодотворно она жила в период Евгения Борисовича. А вот Галкин, например, - это большой настоящий друг. Максим самодостаточен и, главное, - небедный, не пришел к Алле побираться. Мне кажется, именно эти качества ей в нем больше всего и нравятся.
- У вас случалось много приключений на гастролях. Что на самом деле произошло в Корее, когда самолет Аллы едва не разбился? - Было дело. Мы возвращались из Северной Кореи после сумасшедшего концерта. В связи с юбилеем своего отца нас принимал Ким Чен Ир, тогда он только входил во власть. Мы сидели во второй половине рейсового самолета и разогревались перед взлетом, и вдруг пошел такой запах и желтый дымок! Олег Непомнящий (он тогда работал администратором), Болдин, Руслан Горобец и я сняли ремни безопасности и рванули вперед - там стояла канистра, она уже по шву раскололась, а в ней - азотная кислота, которая уже пролилась и проела всю нишу с электрокабелями. Тут Алла, сидящая впереди, встает и говорит: "Делайте что хотите, но я на этом самолете не полечу!" Мы все тут же вышли, разгорелся скандал, приехал министр авиации. В итоге Ким Чен Ир дал нам свой самолет, и мы благополучно добрались до Хабаровска, а оттуда - в Москву. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы мы все-таки полетели. Можно сказать, что Алла спасла не только свою жизнь, но и всей команды! А однажды в Венгрии у нас произошел пожар прямо на сцене. На колосниках загорелись тряпки, дым был таким ядовитым, что отравилась половина группы, меня так вообще откачивали. - Но Пугачева всегда находит выход из любой ситуации. Говорят, однажды она даже разделась перед музыкантами в гримерке и заставила их спеть вместе? - Да нет, все было не так. Как-то у Аллы случилось плохое настроение, она нас срочно вызвала и сердито заявила, что не будет исполнять такие-то песни, а хочет эти и те. Из них почти все оказались новыми, которые мы никогда не играли. В ее гримерке стояло фортепиано, Руслан Горобец сел за него и начал подбирать мелодии, а потом Алла действительно прямо там и переоделась в концертную одежду. Но главное-то не в этом, а в том, что за десять минут мы поменяли целое отделение концерта и сыграли все, как она хотела, без единой репетиции!
- Страшна ли Алла в гневе? - Если я три раза не успею среагировать, то мне расстрел. (Смеется.) Может, конечно, и крепкое слово сказать. Не нужно делать из Пугачевой пастеризованный образ - она нормальный, живой человек. - А за помощью к своему начальнику в экстренных ситуациях обратиться можете? - Только если очень надо, просить по мелочам неприлично. Есть по этому поводу такая фраза: "У крутых не просят, они сами дают". Вот когда совсем припечет, прихожу и говорю: "Алла Борисовна, у меня серьезная ситуация, то и то…" И не было случая, чтобы она сказала "нет". Алла ведь видит, что я так просто не буду ее беспокоить. - Знаю, что сейчас вы ведете авторскую программу на радио. Довольно странно, что вы не отдали ее на радио "Алла". - Ой, это непринципиально. Радио "Алла" - это придуманный тренд. А мне импонирует радио "Москва", где я сейчас работаю. Станция не чисто музыкальная, но отражает жизнь города. Я туда пришел, как в спокойную реку, и мне нравится такое пребывание, а Алла - это целиком радио "Алла". Если бы я там оказался, то должен был делать передачу, связанную с Пугачевой. А раз она там и без меня есть, то и не нужно ничего менять. - Вы знаете столько тайн о ее жизни и можете пролить свет на многие вещи, но пока этого не делаете. Когда соберетесь рассказать всю правду общественности? - Сейчас многие зубастые акулы написали и выпустили книги о Пугачевой. В большинстве своем эти творения не несут ни художественной, ни биографической ценности. Люди либо врут, либо пытаются заработать и попиариться. Пока Алла на сцене, писать обобщающие книги аморально. Да, я знаю много о ее жизни, но если когда-нибудь решусь что-то написать, то это произойдет с ее разрешения и в тот момент, когда она сама скажет: "Точку не ставьте, пусть будет точка с запятой". Зачем я буду вмешиваться в неоконченную пьесу? Это непорядочно и дешево. По-настоящему написать про Аллу может лишь бескорыстный человек с открытым сердцем!

Екатерина Архипова при участии Виталия Белобрагина, фото автора

Александр Левшин последнее время просто нарасхват. Ну во-первых, потому, что этот известный музыкант почти 30 лет являлся гитаристом ансамбля «Рецитал» , аккомпанировавшего и аккомпанирующего по сей день Алле Пугачевой. Во-вторых, потому что он человек очень разносторонний, и ему удалось проявить себя в самых разнообразных областях. Да и собеседник он замечательный, вот поэтому это предновогоднее интервью мы сделали именно с ним. Тем более, что роль Деда Мороза ему в свое время предложил не кто-нибудь, а... ну да, конечно, Алла Пугачева .

Да, Алла сподвигла меня полюбить Новый год. Я к этому празднику всю жизнь относился тепло, но спокойно. А она мне как-то говорит: «Приезжай Дедом Морозом ко мне на Истру». А я никогда до этого не был Дедом Морозом. Даже в школе. Но тут мне купили костюм, разрисовали губной помадой щеки - они потом неделю горели, оказывается, помада такая ядовитая… Лена Чупракова была Снегурочкой, что уже смешно само по себе. В общем, я подготовился, шпаргалки сделал - на картинках стишки детские... Маленький Дени и Никита даже поверили, что я - Дед Мороз. И с тех пор я полюбил Новый год. Мы даже для «Рецитала» с Александром Венегеровым написали песню «Новый год каждый год».

- У Вас же была идея создать Театр "Рецитал"?

Есть у меня одна задумка, я пока говорю об этом очень осторожно, потому что все зависит от человеческого фактора, конечно. А только потом от денег, от больших людей, которые скажут – почему бы и нет. Сейчас народ думает, пойти в бой со мной или нет. Если да, тогда весь человеческий ресурс, накопленный за 30 лет (ведь в следующем году «Рециталу» исполнится 30 лет), может выстрелить. Эти люди никуда не делись, большинство живы-здоровы. И многие очень талантливы. И я верю в коллективный разум единомышленников. Это мной много раз испытано. А в какой форме этот Театр будет существовать, будет видно.

- Вы же раньше в театре тоже работали?

Я в свое время очень близко подошел к театру, у меня есть музыка к некоторым спектаклям, я сотрудничал с Театром молодого актера, а потом пошел в большие формы. Ставил эстрадно-театрализованные программы, потому что все-таки одним из моих учителей был Шароев, царстие ему небесное, и он был мастером прологов огромных гала-представлений. Ну и, вы знаете, я помогал и Алле Пугачевой на «Рождественских встречах» - три первых программы был помощником режиссера. Вообще, как режиссер, я только в «Олимпийском» сделал около 30 программ в свое время, в том числе, «Сюрприз для Аллы Пугачевой», продюсером которого был Филипп Киркоров, надо отдать ему должное.

Мне все интересно. В последнее время я увлекся ролью идеолога саундпродюсера на студии. Я студию превратил в лабораторию, делаю аранжировки и стараюсь тем исполнителям, которые приходят ко мне, помочь найти нужную интонацию. Не просто записать песню, а сделать это таким образом, чтобы заставить человека резонировать.

Только что у себя на студии я сделал ремейк песни «Гималаи» Маше Распутиной, аранжировку, оркестровку, все живьем, ко мне приходило большое количество музыкантов по очереди две недели, из консерватории - и хоры, и скрипки, и басы и скасофоны. И в результате получилась очень натуральная живая музыка. Маша приезжала ко мне домой и получила большое удовольствие. Я очень рад, что ей удобно с этой фонограммой работать. Я ее давно люблю и считаю очень яркой артисткой. Она неповторима, у нее очень сильная индивидуальная харизма. Она людей заводит 100%.

Кстати, я вот около 30 лет с Пугачевой работаю, это для многих уже не секрет, я задавал себе вопрос, почему? Так вот потому, что мне как раз нравится мотивация внутренних резонансов, которая есть между ней и нами, музыкантами, мной, в том числе. Я питаюсь этими тонкими резонансными отношениями, которыми мало кто из артистов на сцене может вот так обмениваться. А у Аллы Пугачевой эта связь внутренняя, тонкая, наверно, важнее, чем музыка, в чем одет, как себя чувствуешь. Она может простить человеку все, если она посмотрела ему в глаза, и возник этот внутренний виртуальный мост. Она умеет обмениваться и с залом своими эмоциями, именно обмениваться, а не дарить радость, как некоторые говорят, или получать аплодисменты. Вот если б этого не происходило, наверно, было бы как у всех. А у нее есть некое феноменальное качество. И меня это притягивает.

- А давайте еще поговорим о Вашем проекте, который называется «Поющие продюсеры».

Я записал 15 самых видных продюсеров, таких, как Евгений Болдин в шоу-бизнесе или как генеральный продюсер Первого канала Александр Файфман на тлевидении. Это все достаточно приятные люди с точки зрения стиля, вкуса, отношения к жизни, что видно уже по тому, какие песни они выбрали. Это был сложный процесс. Я ведь записывал и тех, кто вообще петь не умеют. То есть душа-то поет, и юдагодаря технике мы сможем это услышать. Некоторые записи были собраны буквально по крупицам. Потому что я хотел, чтобы этот человек был в этой обойме – у него интересная судьба, сам по себе он очень неординарный, пусть даже он петь не умеет, слуха нет. Я не буду говорить, кого, попросил просто наговорить текст и напеть какие-то ноты, а я потом все расставил, как положено.

А вот, например, Евгений Борисович Болдин красиво поет. Кстати, Алла всегда отмечала его тембр, его бархатный баритон, улыбчивый, обаятельный. Или если говорить про Олега Непомнящего, то это большой артист на самом деле. И он выбрал песню Вертинского «Бонбоньерка». Был еще фильм такой альтеративный «Изображая жертву», там еще Лия Ахеджакова, играя официантку в японском ресторане, пела эту песню только в другой транскрипции.

- Все сразу согласились участвовать?

Не сразу. Сначала все щеки надували, а потом пошли просто пачками и встали в очередь. И когда мы записали последнего, стал проситься еще один, потом еще один... Но мы пока решили сделать первый выпуск, а потом записать и тех, кто проявил интерес к проекту, позвонил и сказал, что он тоже не против поучаствовать. Для чего я в это дело влез и сделал аранжировки и вообще этот альбом - я мечтаю, чтобы продюсеры были на сцене, а звезды сидели в зале. Я хочу показать людям, может быть, используя возможности телевидения, пускай это будет один раз - некоммерческое исполнение и некоммерческая пластинка - что люди, которые стоят за спинами звезд - это глубокие и интересные люди, зачастую более глубокие, чем их артисты. Ведь талантливых администраторов и концертных, и продюсирующих, и промоутеров в стране человек, может быть, 25 - 30 максимум.

Я этих людей знаю всю жизнь, и знаю их судьбу и историю. И хлеб тяжелый у продюсеров на самом деле. Это же вообще-то концертные директора, которые рядом с артистом круглосуточно, с момента его становления и дальше, дальше. Это как семья, и продюсер - и доверенное лицо, и мальчик для биться, в общем все.

- Значит, скоро услышим, как поют директора наших звезд?

Насчет скоро не знаю... Песни получились замечательные, и проект как раз на этом самом месте споткнулся – правонаследники авторов этих хороших песен довольно амбициозные люди, любят деньги очень. Так что я отвел нашего ответственного продюсера Вячеслава Белина в РАО, где он сейчас занимается очисткой прав.

- Вы же еще и на радио работаете?

Я не зарабатываю там ни копейки, я просто прихожу и час в неделю эфирю. Я не занимаюсь политикой, но мне стало нравится в эфире разговаривать с какими-то интересными людьми. Обычно во время съемки или записи на радио человек становится немножко другим. Подчеркнуто любезным, или подчеркнуто талантливым, или подчеркнуто брутальным. Он сразу надевает на себя маску того амплуа, которое, ему кажется, наиболее выгодно его оттеняет. А на самом деле человек должен быть естественным. Мой сын снимает эти передачи, и я их потом смотрю – какие все разные. Кто закомплексован, кто расслаблен, кто по-настоящему радуется чему-то, кто говорит выученные фразы. Почему-то люди считают, что закон Станиславского «существовать в предполагаемых обстоятельствах» касается не только сцены, но еще и интервью. А мне кажется, что интервью это как раз антипод сцены. Человек должен постараться запечатлеть себя таким, какой он есть. Потому что мотивация интервью как раз в этом.

- Некоторым людям быть естественными труднее, чем существовать в каком-то амплуа...

Значит, это амплуа придумано не ими, а одето на них как одежда. Или они боятся отклониться от образа, который показался им удачным. А мне кажется, интересно посмотреть, что это за человек, раз он такое сочиняет, такое поет или такое написал. Потому что все несуразности и радио, и телевидение сразу высвечивают. Многие же и в личной жизни притворяются.

- Вам удается снимать с людей маски?

Я стараюсь говорить с той теплой интонацией, чтобы человек выдавал живые эмоции. И начинается какой-то момент истины. Моя передача называется «Три портрета Александра Левшина». Меня все спрашивают, почему три. Два портрета – мой и моего гостя, а третий - это некий момент истины, возникающий в процессе передачи, когда человек раскрывается и из него идет поток. Вот это и есть его настоящий портрет внутренний. Подсознательный, психологический. И все уходят умиротворенные с передачи, потому что я не задаю острые вопросы, потому что мне не интересен человек на войне, человек, который целится или стреляет. Мне интересно, когда появляются какие-то ассоциации с тем, что человек написал…

- Это в вас хиппи говорит... Вы ж, наверно, хипповали в свое время?

Да, я хипповал, и на демонстрации ходил. Я в 15 лет ушел из дома и жил непонятно где, с гитарой подмышкой. В те годы у хиппи был тезис очень сильный, который меня подкупил: Let"s make love! Т.е. не в смысле все в койку. Контекст был – любите друг друга. Первые два-три года в движении хиппи было это. Потом многие хиппи пошли в наркотики, в алкоголь, это была уже некая асоциальная история. Но многие трансформировались в нормальных людей.

- Наши хиппи были не так уж асоциальны, климат не позволил. Я знала хиппи, внешний вид их часто ужасал бомжеватостью, но это были очень добрые люди, готовые помочь, мы сами вписывались к ним пожить в других городах, все это было без денег, причем, это были не особо знакомые люди. Сейчас я таких отношений не наблюдаю.

Это точно, вот зарисовка такая. Я играл на танцах уже в те годы, мы такие все лохматые были, веселые, пели The Beatls - All you need is love, The Doors пели, там ведь тексты просто замечательные, и потом шли все вместе в какую-то квартиру. И вот открываешь дверь, а там муравейник - человек 30, и каждый занимается своим делом. Кто-то разговаривает, кто-то разливает, кто-то играет. В фильме «Брат» есть похожий эпизод на питерской квартире. И там не было ничего безнравственного. Если кто-то что-то в ванне и принимал, это не было публично. Были и девчонки, и мальчишки, и всех заводила атмосфера какого-то братства. Вот на это подкупились очень многие. Особенно дети интеллигенции, золотая молодежь, тогда они, в отличие от нынешней, играли, писали стихи, сочиняли, путешествовали – с рассветом уезжали на троллейбусе пить воду из какого-то источника. Вот в этой атмосфере я и провел часть своей молодости. Но поскольку я уже играл на гитаре в группе «Авангард», довольно известной в те годы, ко мне все относились очень тепло за то, что я уже что-то умел. Это было романтичное время. Люди пели, танцевали, они не требовали от меня ничего, просто находились все в этом общем вареве.

- Да, была такая сопричастность.

Хорошее слово - сопричастность. Сейчас сопричастность себе могут позволить только несколько больших артистов. В частности, Пугачева. Она находится на этой волне, которая называется сопричастность. Сейчас вот тур идет. 5000 мест, 8000 мест – практически полные залы. И это говорит о многом. А какие цены! И как людям несладко живется. И часто хочется от всего абстрагироваться...

Сейчас я, кстати, написал большую художественную книгу. Может, поэтому. Комедийное фэнтази про древнее устройство мира. Она уже брошюруется, а я пишу вторую про будущее время. И что мне нравится, я понял одну очень интересную вещь – мотивация в любом сюжете – и на сцене, и на телевидении, и в книжке – всех поступков людей совершенно незыблема. Есть любовь, есть ревность, есть зависть, есть месть, есть смерть, есть рождение, есть духовная жизнь, есть негодяйские какие-то мысли... Про что бы человек ни писал, он должен писать про человеческую природу взаимоотношений.

А тогда, в древности, не было никаких комплексов – иди вправо, а влево нельзя, это грех, а это нет, не было еще общественных заборов, которые мы сами себе строим. Ведь на самом деле, чему научилось общество за времена цивилизации – только слову "нет". Мы не разгадали секрет слова "да". А слово "нет" мы все время исследуем. А мне кажется, что человек рожден, чтобы понять слово "да". Потому что когда человек понимает слово "да", и над ним не довлеют ни демоны, ни соблазны, он живет ради гармонизации жизни.

Вот мне кажется, если Алла уйдет со сцены, как она говорит, весной, то огромная глыба этой глубочайшей искренности на сцене перестанет функционировать. Как концертная форма. Конечно, Алла Пугачева будет работать и существовать в других формах. Но все равно это для меня большая беда, даже личная драма. Дело не в том, работаю я или нет, а в том, что настоящих больших артистов очень мало. И я очень люблю смотреть, как выходит на сцену, даже в эти года, Иосиф Кобзон, у меня вызывает большое восхищение, как выходит Розенбаум... Мне очень нравится смотреть хроники Александра Вертинского, Клавдии Шульженко… Не потому, что это ретро. Не в этом дело. Я сейчас, скажем, очень опечален фактом, что ушел Тейлор из группы Aerosmith. Он отказался выступать и пропал, на связь не выходит. Сказал - мне все надоело, я ухожу из группы. И мне жаль, что это так, потому что Тейлор вместе с ребятами прошли огонь и воду и создали какое-то такое звучание, пусть они не так поют, не так играют, мне дорога энергетика тех песен и той сценической жизни.

Умер Фредди Меркьюри, уже сколько лет прошло, а я до сих пор думаю об этом с грустью, потому что моя любимая песня последних лет, это когда он вместе с Монсеррат Кобалье спел "Барселону", заглавную вещь в одноименном альбоме. Я считаю, что и визуальный ряд, как они вдвоем стояли, и как они это спели - это глубочайшая удача, сильнейшая догадка.

Вот ради таких удач, догадок интересно существовать во всех жанрах. А мне это повзолительно, потому что у меня есть образование режиссера-постановщика, я сценарии пишу, я занимаюсь и телевидением иногда, литературой, музыкой…. Сам иногда выхожу на сцену. Мне все это интересно, потому что я как раз живу ради тех резонансов, о которых мы говорили.

Александр Левшин - легендарный гитарист группы «Рецитал», коллектив более 30 лет работал бок о бок с примадонной отечественной эстрады Аллой Пугачевой. Сегодня Александр Левшин продолжает активную деятельность на сцене и ТВ, пишет две книги. «Родному городу» музыкант расскажет о работе с Аллой Борисовной, о понятии патриотизма и при каких условиях он готов написать гимн для Волгограда.

Работа с Примадонной

Александр Леонидович, в этом году вы получили орден Следственного комитета «За содействие». За что он присуждается?

- Работая в сфере культуры в качестве автора-исполнителя музыки и песен, книг, сценариев, я чутко реагирую на происходящее в своей стране. За последние годы часто выступаю в концертах, фестивалях в разных ведомствах и на предприятиях, работаю в различных жюри. Мне приятно, что Следственный комитет отметил мое участие в их мероприятиях.

На ваш взгляд, удается ли популяризировать композиции патриотической направленности?

- Убежден, что искусственно популяризировать патриотику ни в каком виде не надо. В конце концов, это веление души и собственных убеждений. А хорошая песня сама свои адреса найдет через выступления на концертах и показы клипа.

Что для вас патриотизм?

- Наверное, это следование своим принципам. Мне не все равно, что происходит на моей улице, в городе, стране. Хочется держаться за родной язык, культурные и духовные ценности, впитанные с молоком матери. Так случилось, что родился и живу здесь. И люблю родные места.

Вы работали в «Театре песни Аллы Пугачевой», расскажите о работе с ней.

- Удивителен сам факт, что я просуществовал там целых 30 лет. Таких больше нет. Конечно, было много курьезов и трагичных моментов. Скоро выйдет моя автобиографическая книга. Вот там и буду описывать самые забавные и не очень эпизоды самого популярного коллектива.

Сегодня я практически не общаюсь с Аллой. У нее совершенно другая жизнь. Она совершенно другая. Живет в другой реальности. Там места нет тому, что было многие годы дорого по-настоящему. Была яркая и необычная гастрольная история. Нынче же Алла поселилась в замке, завела детей, кайфует от комфорта. Все это раньше отрицалось. Было важнее всего выйти на сцену и получить тот несравненный кайф от энергии зрителей и исполнения своего творчества. Думаю, секрет популярности Аллы прост - надо очень любить свою историю, эта энергия передается людям. И песни писались, и вкусно закусывали, и держались в беде и в радости вместе. А сегодня - жизнь успешных помещиков. Это разобщает людей.

Удалось ли вам посотрудничать с Татьяной Снежиной?

- Таня, к сожалению, погибла на взлете карьеры (российская поэтесса, композитор, автор лирических песен, погибла в автокатастрофе. - Прим. ред.). Успела раздать свои хиты некоторым артистам. Жаль. Виделись пару раз… Но трагический случай прервал ее песню.

«Готов написать гимн Волгограду!»

Сейчас все большую популярность набирает ритм-энд-блюз. Эпоха рока прошла?

- Ничего никогда не проходит. Рок-музыка и вообще гитарная музыка существуют только в руках идеалистов. Надо быть особым, чтобы посвятить жизнь этому стилю. Это не металл, не панк-рок. Настоящий рок - это Led Zeppelin, к примеру. Это образ жизни. Никакой агрессии. А ритм-энд-блюз просто одна из первых ступеней к року. Там и мэрси-бит, и блюзы всех мастей. Важна личность, а не стиль.

Как в целом оцениваете писательский опыт? Почему выбрали жанр фэнтези?

- Да, я выбрал стиль повествования фэнтези уже в двух из четырех книг. Но это просто форма повествования. Так удобнее уходить в метафоры и намеки. Что с фантаста возьмешь? У каждого из них свой гиперболоид. Главное - это содержание и смыслы. А обертка просто для удобства понять и почувствовать сюжет, историю.

Расскажите об опыте главного редактора радиостанции «Венец». Вам как творческому человеку сложно было освоиться в роли управленца?

- Быть чиновником, по сути, противно. Надо следить и рулить. Я научился этому еще в практике режиссера больших программ. «Венец» в моей жизни - это случайная случайность. Но если взялся, то надо держать фасон. А в целом неинтересно.

- Если бы волгоградский поэт прислал мне текст, и он захватил бы меня, - конечно! Даже сделал бы все сам. Только надо понимать, что есть сопричастность к городу, людям.

Когда вы были в нашем городе? Чем запомнился Волгоград?

- Бывал много раз, люблю Волгоград. Своеобразный и особенный город. Здесь и рыбачил, и пел, и гулял. Много знакомых было в свое время. Иногда с некоторыми пересекаемся в Москве. С удовольствием приехал бы и выступил со своим творчеством.

Как отметили Новый год?

- Новый год - милый семейный праздник. Только по роду профессии часто выступаю в эти две недели в разных местах. Но стараюсь поднять бокал в 00.00 дома. Материальных интересов от самого праздника нет. Но концерты оплачиваются соответственно. Это часть моей работы - развлекать людей .

Расскажите о новогодних традициях в вашей семье.

- Отмечать дома с семьей, желать друг другу тепла и любви. Новый год - это подарки под елкой, салат оливье и шампанское.

Какие проекты готовите в 2018 году?

- Планов громадье. Успеть бы. Некоторые перечислю. Пишу музыку к одной театральной антрепризе, закончил писать мюзикл, пишу детский спектакль, заканчиваю сразу две книги: роман и автобиографическую. Также выступаю и готовлю новый цикл песен для пластинки, руковожу вокальным ансамблем в одном ДК. Ну что еще… хожу иногда на ТВ, работаю в своей студии звукозаписи.

Вы нередко принимаете участие в ток-шоу. Не смущает, что часто такие проекты пытаются задеть чувства людей в угоду публике?

- Я поэтому и захожу на некоторые ток-шоу, чтобы задевшие меня истории чьей-то жизни обсудить с умными людьми и послушать их. А потом высказать свои мысли. Это полезно… не увиливать от реалий, а пытаться понять, кто ты и как бы ты мог оценить какую-либо трудную ситуацию.

Расскажите, пожалуйста, о самых ярких книгах, прочитанных в 2017 году.

- Периодически перечитываю некоторые книги. Могу их назвать: «Божественная комедия» Данте, «Альтист Данилов» Владимира Орлова и священные книги. Пытаюсь проникнуть в каждую из них. Иногда кажется, что получается. А вот современных авторов читаю редко. Не забирает, если честно. Но современную музыку слушаю и интересуюсь.

> Досье «Родного города»

Александр Левшин,режиссер, певец, музыкант, композитор, радиоведущий.

Образование: окончил режиссерский факультет ГИТИСа.

Карьера: после совместной работы на студии Алла Борисовна предложила Александру Леонидовичу участвовать в группе «Рецитал» в качестве музыканта. Параллельно с работой у Пугачевой организовывал и проводил массу теле- и постановочных режиссерских работ. В 2003 году Александру Леонидовичу присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Артем Карасев

Фото из личного архива Александра Левшина