На одной из сопок в Магадане расположен один из немногих в России крупных памятников жертвам политических репрессий: монумент "Маска Скорби". Он был построен 15 лет назад на деньги Бориса Ельцина по инициативе Эрнста Неизвестного. У знаменитого архитектора в Магадане погибли родители.

Магаданская область - в простонародье "Колыма" - символ лагерной системы СССР, и один из символов массовых политических репрессий. Хотя по советским меркам здесь погибла меньшая часть всех жертв тоталитаризма - около 11 тысяч человек, по данным местных историков.

В 1997 году на одной из сопок на окраине Магадана был построен монумент всем погибшим в колымских лагерях. Называется "Маска Скорби". Из города смотрится не очень. Достаточно далеко, просто небольшое возвышение на склоне сопки между гаражами, антеннами и складами.

Наибольшее количество исправительно-трудовых лагерей, как известно, приходится на Дальний Восток. Особенно много их было размещено на Колыме. А в память о жертвах массовых репрессий, которые загубили на принудительных работах свои жизни, в городе Магадане на склоне сопки Крутой был возведен монумент «Маска Скорби». Официальное открытие состоялось 12 июня 1996 года. Средства на создание и установление скульптуры были пожертвованы и президентом России Б.Ельциным, и правительством страны, и Магаданской городской администрацией, и разными городами России, и частными предприятиями и лицами. Инициатором и автором проекта выступил известный российский скульптор Эрнст Неизвестный.

Его родители были в числе первых жертв массовых репрессий 1930-х годов. Скульптура выполнена из грубо обточенного бетона в форме лица. В высоту она достигает 15 метров, а подножие уложено гранитными глыбами. Из левого глаза, подобно слезам текут лица людей, искаженные страданием. Над глазом находится ветровой колокол, приглушенный звон которого звучит довольно мрачно. Вместо правого глаза - небольшое зарешеченное окно. Спереди также находится небольшая ступенчатая лесенка, ведущая внутрь.

В середине маски сделана небольшая одиночная камера, какими они были во времена ГУЛАГа - приземистая, темная, ободранная. Здесь можно увидеть грязные нары, колченогий стол и керосинку, на гвозде болтается старая телогрейка.

В соседней комнате воссоздан забой с инструментами и отколотыми камнями. На обратной стороне можно увидеть крест, на котором распят обезглавленный мужчина, а у его ног сидит скорбящая женщина. Выполнены эти фигур из бронзы. На склоне, которые ведет к маске Скорби, по обе стороны дорожки тут и там лежат серые камни с высеченными на них символами разных религий. Немного сбоку расположены плиты с названиями концентрационных лагерей. Чуть ниже сделана смотровая площадка, откуда открывается панорама Магадана и его окрестностей.

Это совершенно "неправильный" памятник. Начать с того, что в Магадане памятник виден из огромного числа мест, но отовсюду совершенно невыразителен - бетонная прямоугольная глыба. Дорога к нему тоже не соответствует представлениям о дороге к мемориалу - сплошные гаражи и склады, крутая пыльная дорога. Поднимаешься и думаешь, что для полноты ощущений не хватает конвойного, толкающего прикладом в спину.

Вблизи сама скульптура тоже не произвела впечатления: огромное лицо с глазом-лицом и слезами-лицами лично у меня ничего кроме отторжения не вызывает. Неожиданно "цепляют" мелкие, казалось бы малозначимые детали - гвоздики, лежащие на камнях как капли крови, "лагерные" фонари, камни, похожие на надгробные, с названиями лагерей и с символами религий и с серпом-молотом. В Магадане часто бывает ветер, он раскачивает импровизированный колокол, унылый звук которого напоминает о лагерном распорядке.

Самое же главное в этом памятнике находится не снаружи, как обычно, а внутри. Внутрь ведет узенькая лестница. Внутри оказался узкий коридор и две комнатки. В одной - имитация забоя (камни, кирка, другие инструменты), в другой - тюремная камера с рваной телогрейкой, нарами, столом и керосинкой. Помещения маленькие. Ощущения очень сильные, пробирает до костей, ставишь на миг себя на место заключенного.

Выходишь обратно на ласковое солнышко ошеломленный и потерянный. Может быть эффект оказался таким сильным еще оттого, что ничего подобного не ожидаешь. Многие местные жители говорят, что никогда не были внутри, двери обычно бывают закрыты. Так что если будете у Маски Скорби - постарайтесь проникнуть внутрь.

Монумент-мемориал под названием «Маска Скорби» - это один из главных памятников города Магадана. Памятник на склоне сопки Крутой был установлен в память жертв политических репрессий. Магаданская область, называемая в народе просто «Колыма», является символом лагерной системы СССР и советских политических репрессий.

Официальное открытие монумента-мемориала состоялось в июне 1996 г. Средства на установление скульптуры пожертвовали президент России Б. Ельцин, Магаданская городская администрация, а также некоторые суммы выделили администрации различных городов России, частные предприятия и лица. Инициатором и автором данного проекта стал известный скульптор России - Эрнст Неизвестный, родители которого были в числе жертв массовых политических репрессий 1930-х гг.

Главная скульптура монумента-мемориала «Маска Скорби» представляет собой лицо человека. Если хорошо присмотреться, можно увидеть, как из левого глаза текут слезы в виде маленьких масок. Что касается правого глаза, то он изображен в виде окна с решеткой. С обратной стороны маски находится сделанная из бронзы скульптура плачущей женщины под распятием. Дополняет этот монумент ветровой колокол, который при дуновении ветра издает удивительные звуки.

Внутри монумента-мемориала находится узенький коридор и две небольшие комнаты. В одной можно увидеть имитацию забоя (кирка, камни и другие инструменты), а во второй - копию типичной тюремной камеры. В этой комнате все по-настоящему - зарешеченные окна, нары и прохудившийся бушлат.

На склоне, ведущем к монументу-мемориалу «Маска Скорби», с обеих сторон дорожки лежат серые камни, на которых высечены символы разных религий. А несколько дальше располагаются плиты, где указаны названия советских концентрационных лагерей. Неподалеку отсюда находится смотровая площадка, с которой открывается удивительная панорама на город Магадан и его окрестности.

В конце восьмидесятых в прессе прокатилась целая волна разоблачительных публикаций о сталинских репрессиях, эта тема стала весьма актуальной. Соответственно, для многих встал вопрос об увековечении памяти жертв ГУЛАГа. В 1989 году созданием мемориала жертвам репрессий занялся скульптор Эрнст Неизвестный, эмигрировавший в США ещё в 1976 году. Задуман он был как триптих "Треугольник страданий" с установкой монументов в трёх "неофициальных столицах" ГУЛАГа - Магадане, Воркуте и Свердловске (родном городе скульптора). Эти три географические точки будут духовно соединены в своеобразный треугольник страдания, в традициях древних капищ. Впоследствии автор рассказывал, что идея эта возникла у него ещё в пятидесятые, когда реализовать её не было никакой возможности.

Магадан

В декабре 1987 года магаданское областное управление культуры провело переговоры по вопросу создания памятника с ленинградским скульптором Л.Лазаревым. К конкретным результатам эта затея не привела, но уже в следующем году вопрос был вынесен на всенародное обсуждение, а по результатам проведённого в 1989 году опроса 90% горожан высказались за создание мемориала жертвам репрессий. Был начат сбор добровольных пожертвований. Предложение Эрнста Неизвестного, высказанное им летом 1989 года, пришлось как нельзя кстати. В июле 1990 года Неизвестный приехал в Магадан и заключил с горисполкомом договор на создание мемориала. А уже к концу 1990 в Магадан доставили макет, который был выставлен на обозрение в областном краеведческом музее. Макет сопровождался звуковым письмом от скульптора:

Я надеюсь, что по модели уже можно будет начинать проектирование общего … Лестница ведет внутрь этого сооружения, а выход с обратной стороны к кресту. В теле маски должна быть расположена камера. Надо продумать конструкцию камеры. Или мы будем имитировать подлинный вид камеры, или образ камеры. Мне бы хотелось, чтобы человек, поднимаясь по этой лестнице и войдя внутрь камеры, поставил свечку в память сидевших, почувствовал себя заключенным. А мы все, по существу, были заключенными… Мне хотелось, чтобы это был момент соборный, то есть, когда группа людей, которая идет к этому монументу и понимается по лестнице. Но в камеру должен идти человек один, должна быть узкая дверь, чтобы вошел только один, и узкая дверь, чтобы вышел только один. Идея соборности, то есть все вместе, и литургичности - я один, чтобы каждый почувствовал себя в одиночке и подумал о людях, которые сидели. И потом опускаться вниз к кресту - как бы путь к очищению…

Предложений по месту установки было множество, однако в конечном итоге остановились на сопке Крутой, где сталинские времена находилась "транзитка" - перевалочный пункт, с которого этапы заключённых отправляли по колымским лагерям. Торжественная церемония открытия мемориала памяти "Маска скорби" состоялась 12 июня 1996 года.




Деньги собирали всем миром - были выделены средства правительством России, пожертвования от Новосибирска, Москвы, Самары, Санкт-Петербурга, Тамбова, Магадана, Анкориджа (побратим Магадана); личный вклад внес также и сам Эрнст Неизвестный. Монумент сооружён из монолитного железобетона, а на площадке перед ним установлено 11 бетонных блоков с названиями колымских лагерей - Бутыгычаг, Эльген, Серпантинка и др. Отличные круговые панорамы, дающие полное представление о магаданском монументе, можно посмотреть .

Воркута

Воркутинской "маске" повезло меньше - до реализации дело так и не дошло, и в первую очередь из-за дороговизны проекта. Оно и понятно, в Воркуте в девяностые шахтёры сидели без зарплаты, какие уж там памятники. Да и в последующие годы, несмотря на богатейшую историю, в "столице мира" появилось лишь несколько памятных знаков, для монументального сооружения средств так и не нашлось.

Свердловск-Екатеринбург

Со свердловским горисполкомом и местным отделением "Мемориала" Неизвестный заключил договор в апреле 1990-го. От гонорара в 700 тыс. долларов сразу же отказался, передав эти деньги на строительство памятника. Уже через три месяца трёхметровая гипсовая модель монумента была доставлена из Нью-Йорка и помещена в городской Художественный фонд. При этом её пришлось распилить на части, чтобы можно было занести в подвал. Кроме этого, Художественным фондом была создана копия в масштабе 1:5, которая экспонировалась в Музее истории Екатеринбурга.


Свердловская "маска" называется "Европа-Азия", поэтому она двуликая - одно лицо смотрит на восток, другое на запад. Планировалось выполнить её в уральском граните, 15 метров высотой, и установить в сквере у Дворца молодёжи. Деньги на строительство монумента были выделены правительством России, однако дальше дело застопорилось. В прессе об этом много разного писали, кто-то винил в затягивании сроков правительство Екатеринбурга, кто-то ссылался на то, что деньги из Москвы так и не дошли. Возможно, тут сразу несколько причин, но факт остаётся фактом - в течение пятнадцати лет не было ни выдано разрешение на землеотвод, ни изысканы средства на строительство.

Челябинск

В декабре 2005 года Эрнст Неизвестный обратился к губернатору Петру Сумину с предложением установить екатеринбургскую "маску" на территории Челябинской области. Как оказалось, Челябинская область для него тоже не чужая - дед Неизвестного родом из Верхнеуральска. Да и в системе ГУЛАГ наша область тоже в своё время занимала не последнее место.

Так возник спор за "маски" между Челябинском и Екатеринбургом. Суть разногласий заключалась в том, что против передачи "масок" Челябинску выступал директор Екатеринбургского художественного фонда С.Титлинов. И даже нашёл нового спонсора, который готов был заняться сооружением монумента, но в обмен на передачу ему авторских прав. От этого предложения скульптор отказался и подал иск в Ленинский суд Екатеринбурга. В июле 2006 гипсовый макет "масок" был изъят судебными приставами из Художественного фонда и перевезён в Челябинск.


Что касается исполнения, то теперь речь шла уже не о граните, а о бронзовой отливке, причём в том же масштабе, что и оригинальный макет - высотой 3,5 метра. В газетах писали, что на реализацию проекта требовалось 650 тыс. долларов. Изменилась и идея памятника - теперь он назывался "Маски. Европа-Азия" и был посвящён не только жертвам репрессий, но и всем погибшим в войнах - и европейцам, и азиатам.

К сожалению, история повторяется. По соглашению с П.Суминым и В.Тарасовым, реализация памятника должна была быть закончена в течение 3-4 месяцев, а на открытие памятника должен был прилететь сам Неизвестный. Но по разным причинам, главным образом финансового характера, активность по данному проекту вскоре сошла на нет.

Михаил Петров, доверенное лицо Эрнста Неизвестного в России:
— С 2006 года в администрации Челябинской области лежит договор о реализации проекта, подписанный Неизвестным. Были договоренности с предприятиями о минимизации расходов. Например, в Нижнем Тагиле готовы были отлить формы, часть работ выполнить по себестоимости, предприятие «Челябинск-Мрамор» обещало бесплатно доставить черный мрамор. Но все затормозилось. Говорят, денег нет. Но это неправда. Нашлись ведь деньги на конноспортивный комплекс.
Жизнь Эрнста не замкнулась на этой скульптуре. Он уважаем и востребован во всем мире. Сейчас ему 85 лет. В таком возрасте человеку все равно, поставим мы «Маски» или нет.
Когда мы встречались в Нью-Йорке, он сказал: «Я же не могу навязывать. Я понимаю, что в связи с кризисом ситуация изменилась, поэтому согласился с тем, что будет бронзовый монумент в масштабе модели. Мне было приятно узнать, что Южный Урал — это моя родина, что огромную работу провели в Верхнеуральске. Поэтому я передал право Челябинску».

В настоящее время оригинальный макет работы Эрнста Неизвестного по-прежнему находится в хранилище Челябинского государственного краеведческого музея, хотя срок "договора ответственного хранения" давно истёк. Мне даже любезно разрешили на него посмотреть и сделать несколько снимков. Как видите, "маски" целы и невредимы, для их хранения есть все необходимые условия. Когда смотришь вблизи, масштаб произведения особенно впечатляет - это шесть огромных частей, каждая весом около 600 килограмм.

Магадан – это не только богатая золотом земля, но и земля, которая насквозь пропитана кровью, потом и горькими слезами тысячи людей. Магаданская область, или попросту «Колыма», является символом репрессий и жесткой системы лагерей в СССР.

Все жертвы того времени нашли увековечение в монументе «Маска Скорби» на Крутой сопке. Средства на творение выделили Российское правительство и Магаданская область. Пожертвования поступали и из ряда городов: из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тамбова, Самары и Москвы.

Занялись проектом Эрнст Неизвестный и Камиль Казаев. В паре скульптор и архитектор создали нечто большее, чем памятник погибшим, они вложили жуткие воспоминания и скорбь по родным.

У гениального союза родилась идея создания огромного плачущего лица из железобетона. Слезы из одного глаза сделали в виде печальных страдающих масок. Вместо другого глаза окно с решеткой. Над ним находится колокол, который в ветреную погоду издает протяжный тоскующий звон, больше похожий на вой терзаний и мучений.

С обратной стороны расположен крест с распятым на нем обезглавленным мужчиной, а к его ногам припала скорбящая женщина. Бронзовые скульптуры угнетают и наводят на мрачные мысли.

Сама же гигантская маска вырастает из гранитных глыб, а дорожка, ведущая к монументу, оформлена серыми камнями с высеченными на них религиозными символами. Рядом бетонные блоки, на которых можно прочитать названия самых ужасных лагерей. Они больше походят на могильные плиты. Если пройти ниже, то появится и смотровая площадка, с которой виден Магадан и окрестности.

Но самая впечатляющая часть, это путешествие внутрь лица. Пройдя по узенькой лестнице, можно оказаться в помещении, разделенным на две комнатки. Одна из них камера-одиночка, сделанная по образцу того времени: темная и ободранная. В ней нары, стол с керосинкой, а на гвозде рваный бушлат. В другой каморке воссоздан забой с отколотыми камнями, киркой и другими инструментами.

Находясь в этих комнатушках, как нельзя представляется лагерный быт. Такое ужасающее зрелище не забудется никогда.

Отдельно нужно сказать о местоположении монумента. Его создатели не зря выбрали главенствующее место над гаражами, складами и заброшенными домами. Поднимаясь по пыльной дороге к маске, человек невольно почувствует себя заключенным, а эти сооружения будут выступать в роли подгоняющего конвоя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter