Расположенный в Лос-Анджелесе Getty Center (Гетти центр), в состав которого сейчас входит Музей Гетти, был открыт в 1997 году. Он представляет собой один из крупнейших музейных и выставочных центров мира, принимая ежегодно до полутора миллионов посетителей. Центр носит имя своего основателя Жана Поля Гетти, миллиардера и страстного коллекционера, чьё собрание произведений искусства составило ядро музейной экспозиции. Жан Поль Гетти начал выставлять свои коллекции с 1954 года, который и считается годом основания музея.

Принцип организации комплекса – хронологический, его реализуют 4 павильона, связанные переходами и названные соответственно сторонам света, пятый павильон – выставочный. В каждой из четырёх галерей есть место для произведений различных жанров, объединённых одной эпохой, включая скульптуру, прикладные искусства и, конечно, живопись, которой отдан второй этаж каждого павильона.

Коллекция живописи Музея Гетти после его смерти стала пополняться за счёт немалых средств, оставленных им на эти цели. Специалисты Музея являются непременными участниками всех значимых аукционов живописных произведений в Европе и Америке. Благодаря их трудам и усилиям основателя, Музей располагает богатыми собраниями картин фламандских мастеров, итальянскими шедеврами эпохи Ренессанса, произведениями импрессионистов.

С целью создания наилучших условий для осмотра картин при естественном свете многие стены и потолки галерей выполнены из стекла. Интенсивность освещения регулируется светофильтрами, а специальные жалюзи направляют световой поток на полотна нужным образом. Картины размещены очень удобно для посетителей, обрамлены с большим вкусом, имеют безупречный вид, благодаря искусным реставраторам музея. Посетителям разрешено фотографировать картины без использования вспышки. Это связано и с участием Музея Гетти в программе визуального поиска Google Goggles. Загрузив изображение картины, можно получить в Интернете информацию о произведении и комментарий искусствоведа.


В Калифорнии, на одной из вершин холма в горах Санта-Моники, в очень
живописном месте, расположен один из крупнейших художественных
музеев мира - Музей Гетти, входящий в состав одноименного центра.

В его основу легла коллекция американского нефтяного магната
Жан Пол Гетти , который был ко времени смерти самым
богатым человеком мира и завещал большую часть состояния
благотворительному фонду своего имени, созданного в 1953 году.


15.12.1892 - 6.06.1976

Оставленное им на нужды музея многомиллиардное состояние,
сделало музей Гетти самым состоятельным приобретателем
произведений «старых мастеров» и античной скульптуры на
престижных аукционах Лондона и Нью-Йорка.

Строительство Центра, начатое в 1983 году в Брентвуде Лос-Анжелеса,
продолжалось 14 лет и обошлось в 2 млрд. долларов. 33 маститых архитектора представили на конкурс свои варианты проекта, но предпочтения отдали архитектору Ричарду Мейеру.

Он был выбран для проектирования здания музея не случайно
- хорошо известен работами по созданию офисных и общественных
зданий, а также проектами ряда музейных зданий.

Музей Гетти

Мейер работал над музеями декоративного искусства в германском городе Франкфурте и современного искусства в Барселоне, над штаб-квартирами таких известных фирм как «Сименс» и «Кэнон». В 1984 году он стал обладателем премии Притцкера - самой высшей награды за достижения в области архитектуры.. Одной из «изюминок» его проектов, прославивших мастера на весь мир, стали абсолютно белые здания.

Стены музейного центра Гетти облицованы итальянским
камнем золотистого цвета, привезенным из городка Баньи-ди-Таголи,
расположенного неподалеку от Рима. Когда-то именно
из этого камня римляне построили Колизей, колоннады
Собора Святого Петра и фонтана Треви.

Многие стены в музейном комплексе выполнены из стекла, чтобы
обеспечить максимальное освещение естественным солнечным светом.
Но поскольку в залах музея экспонируются очень ценные произведения
искусства, то предусмотрена регулировка интенсивности освещения с помощью светофильтров или жалюзи, защищающих от переизбытка солнечных лучей.

Центр Гетти включает в себя Музей Пола Гетти,
специальную Грант-программу, НИИ истории искусства и гуманитарных наук, с собственной библиотекой на 800 тысяч томов, плюс более 10 филиалов на территории США.

Органично вписанный в его рельеф, комплекс состоит из взаимосвязанных
между собой шести сооружений с террасами и просторными обзорными
площадками, откуда открывается величественный вид на лежащий внизу
Лос-Анджелес. Взору восхищенных экскурсантов предстает гладь Тихого
океана, горный хребет и снежные вершины лыжного курорта Биг Беар.

В планировку комплекса включены прямо-таки архитектурные сады
ландшафтного дизайнера Роберта Ирвина. Одна только центральная часть,
с лабиринтом из кустов азалий посреди водоема, занимает территорию
в 12400 кв. метров. О грандиозности музейного центра можно судить даже
по количеству дверей, все-таки 3200 цифра немаленькая!

В экспозиционных залах галерей на первых этажах представлена скульптура, старинные рукописи и рисунки, произведения искусства древних мастеров. Вторые этажи галерей отданы под экспозиции различных живописных полотен, которые упорядочены в залах согласно хронологии. На террасах можно также увидеть и скульптурные композиции.

Вилла Гетти

Музей Гетти открылся для посещений в декабре 1997 года.
На вилле Гетти, построенной в Молибу на западе округа
Лос-Анджелес, где в 1974 году первоначально открылся музей,
остались 44 тыс. произведений искусств древней Греции, Рима,
датированных 6500-400 годами до н.э.,

В том числе Lansdowne Геракла и Победоносная Молодежи.

На вилле остались коллекции драгоценностей, монет и огромная библиотека в 20 тыс. экземпляров книг, охватывающих искусство этих периодов.


Вилла Гетти

Несмотря на огромные затраты по строительству нового музея, вход в него (как и на вилле) и прогулки по замечательному саду совершенно бесплатны. Такова воля «нефтяного магната» Жан Пол Гетти. Крупнейший музейный и выставочный центр мира принимает ежегодно до 1,5 миллионов посетителей.




Благодаря целому ряду известных американских меценатов:
Уильям Херст, Арманд Хаммер, Генри Хантингтон, Нортон Саймон
- страстных коллекционеров и любителей прекрасного, собиравших
ценнейшие произведения искусства по всему свету, и позаботившихся
об их приумножении даже после своей смерти, - музей Гетти занимает
весьма солидное место не только в стране, но и в мире.


Бюст Жан Поля Гетти

Надо признаться, что и личность Жан Поля Гетти, и его биография - не менее увлекательны и интересны, как и его детище. О нем до сих пор ходят легенды - истинные, или вымышленные, - трудно сказать.

Если интересно, почитайте о нем в другой записи.

Увлекательные данные - жизнь, похожая на сказку. Предупреждаю: пост большой, много фото. Но, если вы наберетесь терпения и дочитаете до конца, то тогда поймете, почему ведущий теленовостей Би-Би-Си, объявляя о кончине Гетти, сказал:

«Скончался самый богатый, одинокий и эгоистичный человек
на планете. Ни разу в своей жизни он не пожертвовал ни единого
доллара ни одной благотворительной организации».

Однако, американцы должны быть благодарны этому скупердяю...
Именно Гетти собрал уникальные артефакты и создал
лучший музей на земле.

Советую посетить:

На сайте Gallerix.ru можно посмотреть картины, живопись,
репродукции из коллекции музея

Музыка: Giovanni Marradi «Moonlight Sonata»

Один из наиболее крупных художественных музеев, находится в Калифорнии и называется Музей Гетти , он был открыт для посещения относительно недавно, в декабре 1997 года. Сам же музей расположен в достаточно живописном месте, на одной из самых высоких вершин, холма, который находится в Санта-Монике.

Достаточно удивительный по своей архитектуре музей был спроектирован известным архитектором Ричердом Мейером. При этом финансовые затраты на саму постройку составили порядка 1,2 миллиона долларов, и при этом тем не менее сами посетители этого музея Гетти с лёгкостью могут заходить на все собранные выставки, а также прогуливаются по местным чудесным садам и всё совершенно бесплатно.

Сам же музейный центр был открыт при весомой помощи нефтяного магната, известного Пола Гетти, который ещё в конце далёких 1950-х годов смог стать наиболее богатым человеком во всём мире, при этом он сумел сохранить свой титул вплоть до конца своей жизни. Поэтому тут совершенно нечему удивляться, что сам Пол Гетти сумел оставить после себя для нужд этого музея и постройки абсолютно нового здания солидную сумму из своего огромного многомиллиардного состояния. Сам же музей Гетти также теперь считается наиболее известным и самым состоятельным приобретения из числа всех проходивших аукционов, и также в самих частных коллекция известных произведений искусства мастеров той старинной школы древних, античных скульпторов. При этом сотрудники этого музея также являются наиболее желанными посетителями на всех проходящих, престижных торгах, которые проходят в Нью-Йорке и Лондоне.


Для проектирования был выбран архитектор Ричард Мейер, причем совершенно не случайно. Он также достаточно хорошо известен своими интереснейшими работами по точному созданию общественных и офисных зданий и помимо этого он приложил свою руку к созданию к проекту нескольких музейных зданий. Он также работал какое-то время над созданием музея декоративного искусства в городе Франкфурте, германском городе, Музеем современного искусства, который расположен в Барселоне, над современной штаб-квартирой популярной фирмы «Кэнон» и «Сименс». Сам же основатель Ричард Майер ещё в 1984 году получил премию Притцкера – это наиболее высшая награда за возможные достижения в архитектурной области. Ричард Майер также работает в стиле американского модернизма, и при этом является ведущим и известным представителем нью-йоркского стиля авангарда. Одно из основных его изюминок стал проект, который в итоге смог прославиться на весь мир, это были здания выполнение абсолютно из белого цвета.

В целом же всё экспозиционное пространство известного Музея Гетти полностью состоит из пяти огромных галерей, которые в свою очередь располагаются в различных павильонах, соединённых между собой и таким образом образующих замкнутое пространство вокруг всего этого центрального двора. В самих залах галереи на первом этаже были расположены старинные рукописи и рисунки, а также скульптуры, и различные произведения древнейших мастеров искусства. Второй этаж этой галереи решили отдать под разного рода экспозиции живописно выполненных полотен, которые решили упорядочить в этих залах согласной хронологии тех лет.

Если бы вы были самым богатым человеком на земле, как бы распорядились своим наследством?
Нефтяной магнат Дж. Пол Гетти (J. Paul Getty, 1892—1976), который был ко времени смерти самым богатым человеком мира оставил своё многомиллиардное состояние на создание центра искусств. В 1997 году в Лос-Анджелесе был открыт Центр Гетти , постройка которого обошлась в 1,3 миллиарда долларов.

Здесь находится музей, сады (как же в Калифорнии без садов?), исследовательский институт им. Гетти, фонд Гетти, который предоставляет гранты для "изучения и сохранения визуальных искусств" и администрация траста Гетти. Кстати, руководство траста настолько рьяно принялось за скупку полотен великих художников, что в течение 1980-х гг. их обвиняли в создании искусственного ажиотажа на рынке произведений искусства, который привёл к взлёту цен.
Вход в центр Гетти бесплатный, только надо заплатить за парковку. Также в течении дня организуется много бесплатных эксурсий по музею и саду. В этот день (второй день нашего путешествия) погода испортилась - было холодно, ветряно и облачно. Соответственно и фотографии такие - несолнечные.

От парковки местный поезд привозит вас к главному зданию центра:

Место для центра было выбрано на вершине горы.

Так он выглядит с высоты.

Архитекток комплекса - Ричард Мейер выбрал современный, минималисткий стиль для зданий с преобладающим белым цветом. Основной элемент - grid (решетчатя структура), которая используется и в облицовке и в окнах.

И требования к ландшафтному дизайну у него были особенные, чтобы растения сочетались с архитектурой зданий.
Сколько вы видете деревьев на этой фотографии? :)
Кажется, что всего лишь одно, так они выравнены по расположению, их стволы и кроны буквально индентичны.

Теперь взгляните немного под углом.

Как им удалось добиться, что деревья с 1997 года сохранили свою идеальную форму и не разрослись?
Все они посажены в горшки-контейнеры. Размер корней, ограниченных котейнером не даёт им разрастись и определяет размер кроны. Верите или нет - эти деревья тоже растут в контейнерах, этакие большие бонсаи.

Рассказывала о архитектуре и садах нам очень интересная и энергичная женщина. Работает она психоаналитиком, а по выходным -экскурсовод-волотер в центре Гетти.

Единственный "небелый" цвет в архитектуре центра - сиреневый цвет пергалы. Но было поставлено условие архитектором, чтобы растение вистерия в этом случае была белой.
Женя потерял бдительность и попал мне в кадр. Несомненно архитектор бы одобрил выбор цвета его рубашки:) Да, и я соответствовала - мое отражение в белом жакете в его очках.

Для оформления сада на внутренней территории был нанят художник (Роберт Ирвин), а не профессиональный ландшафтный дизайнер. В его палитре красок сада - около 200 оттенков зеленого но также и вкрапления ярких цветов. В оформлении он использовал обычные недорогие материалы - камни, железо.

Вот эти вазы построены из обычных железных прутьев. Вьющийся кустарник в них живет с 1997 года.

Звуки бегущей воды вплетаются в общую гармонию сада.

Окончательно замерзнув на экскурсии но тепло распрощавшись с нашей милой дамой, мы отправились в музей.

Здание спроектировано так, что из каждого крыла музея есть выход на улицу, в свою часть сада.

Это было сделано не случайно, многие люди, гуляя по большим музеям испытывают усталось и утомление, есть даже такое понятие - museum fatigue. Чтобы избежать это, на каждом этаже, в каждом крыле построены открытые площадки-променады, с которых открывается прекрасный вид на Лос-Анджелес внизу и на сам Гетти-центр.

В одном из залов мы застали лекцию-урок. Студенты делали наброски балерины.

Одна из самых знаменитых картин музея - "Ирисы" Ван Гога всегда окружена зрителями.

Рядом - один из 30 стогов Клода Моне.

Как хорошо бродить по залам музея и рассматривать шедевры.

"A Young Girl Defending Herself Against Eros" William-Adolphe Bouguereau. "Fruit piece" Jan van Huysum.

Картина "Вид на основной канал" Бернарда Беллотто видимо ввела в романтические грёзы некоротых посетителей:)

Для освещения в залах - потолочные окна, которые снабжены жалюзи, чтобы закрывать от слишком яркого солнца.

В музее много прекрасных скульптур.

И много прекрасных и харизматичных смотрителей.

Проведя почти целый день в центре Гетти (на территории центра есть кафе и ресторан, где можно пообедать), мы, конечно не успели обойти все галереи.
Когда-нибудь вернемся опять, как обычно пообещали мы себе. А пока направились .

Следующий день - экскурсия по Лос-Анджлесу.

Весенний калифорнийский отпуск, апрель 2011.

День 2-ой. Центр Гетти (Getty Center) в Лос-Анджелесе.

Будучи сам коллекционером, я серьезно интересуюсь судьбой частных коллекций, историей их формирования и развития. Кроме того, меня очень волнует проблема сохранения и, собственно, хранения произведений искусства, поэтому я с большим вниманием отношусь к мировому опыту в этой области. Оказавшись в Лос Анжелесе, посчитал абсолютно непростительным не посетить музейный центр Дж. Пола Гетти (J. Paul Getty).

Миллиардер нефтепромышленник Дж. Пол Гетти (1892-1976) являлся крупнейшим в мире коллекционером античных произведений искусства. Собирать свою коллекцию он начал с 1930-х годов, а в 1954 году открыл музей для публики в собственном доме в Малибу на окраине Лос Анжелеса. Музей принимал посетителей дважды в неделю с 15.00 до 17.00. Через три года к дому была пристроена галерея для размещения скульптуры.

С ростом коллекции возрастал и интерес публики к ней. С 1951 года Дж. Пол Гетти стал постоянно жить в Европе и для управления музеем в 1953 году решил создать Траст Гетти, цель которого – пополнять и развивать коллекцию, а также заниматься образовательными программами в области искусства. К концу 1960-х годов деятельность галереи, музея и библиотеки требовала новых помещений, и Гетти принял решение построить новое здание на территории ранчо, благо участок земли, приобретенной в 1945 году вместе с домом, был достаточно большим. Как человек страстно увлеченный античной культурой, Дж. Пол Гетти решил воспроизвести виллу деи Папири (Villa dei Papiri) – дом античного коллекционера папирусов, разрушенную при извержении Везувия в 79 году н.э. и обнаруженную при раскопках в 1709 году. Строительство виллы Гетти длилось 3 года и обошлось коллекционеру в 17 миллионов долларов. Не выезжая из Англии, где он проживал после переезда из США, он лично по фото-отчетам контролировал ход строительства. Открытие музея состоялось 16 января 1974 года.

Будучи филантропом от искусства и несомненно талантливым бизнесменом, Гетти при жизни решил распорядиться судьбой музея. По завещанию музей унаследовал 4 млн. акций компании Getty Oil, стоивших в то время 700 миллионов долларов. Также, четко было описаны полномочия Траста Гетти и назначение завещанных денег.

Сегодня музей Гетти состоит из 2-х комплексов: виллы Гетти и центра Гетти, построенного в 1997 году по проекту знаменитого американского архитектора Ричарда Мейера (Richard Meier). Главная миссия музея – популяризация искусства и распространение художественных знаний в широких массах. Входная плата с посетителей музея не взимается.

Деятельность музея включает в себя: сохранение и приумножение коллекции скульптуры, графики, живописи от античности до современного искусства; крупнейший институт реставрации, оснащенный современнейшим оборудованием; исследовательский институт в области искусства; библиотеку манускриптов и старинных иллюстрированных книг, рукописей и архивных документов (только вторичные источники по истории искусств, архитектуры и археологии насчитывают более миллиона книг, периодических изданий и аукционных каталогов). Специалисты института реставрации участвуют в масштабных реставрационных проектах по всему миру – сохранение стенных росписей гробницы Нефертити, мозаик в соборе св. Витуса 14-го века в Праге и многих других. Также впечатляет издательская деятельность музея, ежегодно выходит около 30-ти книг, альбомов и монографий, в том числе, уникальные научные издания по реставрации.

Источники:

Inside the Getty. 2008. J. Paul Getty Trust, Los Angeles.