Как закалялась сталь - автобиографическая повесть-роман, основанная на реальных события, написанная и изданная в 1934 году.

Смысл Романа

Роман стал для не одного поколения советских людей символом мужества, доблести, чести, и непокорности к судьбе. Это книга про человека, который целиком и полностью отдал себя родине, обществу и благому делу коммунизма. Даже когда главный герой лишился рук, ног, глаз, и одной руки, он не сдался, а с помощью изобретённого им трафарета начал писать книгу. Говоря коротко смысл книги - нельзя сдаваться.

История Создания

Островский начал работать над книгой в 1930 году. Работа была крайне сложной, потому как писатель был слеп и лишён руки. Поэтому работал с помощью специального трафарета. Писательство стало делом его жизни, потому как, терять ему было нечего. Писал очень много, даже по ночам. Рука стала болеть и отекать. Поэтому повесть писалась под диктовку. Первая часть романа была закончена в 1931 году. Издательство её одобрило. В 1932 году автор получил заказ на второй том романа. В середине этого же года заказ был выполнен. Первый раз повесть была опубликована в журнале в 1932 году, сразу обретая большую популярность. Окончательно роман был готов в 1934 году. После 1956 года, в связи с "разоблачением культа личности Сталина" хрущёвская цензура вычеркнула из романа добрую половину текста.

Краткое содержание

Павлу Корчагину 12 лет. Он живёт в украинском городке Шепетовка, учиться в школе. В скором времени его от туда выгоняют из - за того, что он подсыпал табаку в пасхальное тесто, желая отомстить учителю-попу за унижения. Он идёт работать в местный трактир посудомойщиком. Его там бьёт и унижает официант Прошка, но через некоторое время брат Артём заступается за Павла. С 16 лет Павка работает в кательной на электростанции. Судьба сводит его с матросом-большевиком Жухраем, которого он спас от рук царской охранки, попав при этом в тюрьму, правда в скором времени он вышел от туда по счастливой случайности. Жухрай рассказал Павлу о большевиках, о Ленине, научил его драться. Также некоторое время Павел встречался с Тоней Тумановой, судьба разлучила их. В 1917 году в Шепетовку пришли немцы. Павел не раз вступал с ними в конфликты. Наконец ему удалось бежать из Шепетовки. Корчагин воевал в Гражданской войне, сначала в армии , затем в армии . На войне лешился глаза. Из - за этого не смог воевать. Некоторое время работал в ЧК, строил железную дорогу, занимался иным физическим трудом. Всё было до тех пор, пока судьба не сделала из него настоящего инвалида. Он лешился глас, ног, одной руки. Остаток своих дней провёл в Крыму. Мать приехала за ним ухаживать, с женой Маргоритой он виделся мало, потому как, она тоже много занималась работой, как физической, так и политической. Сначала Павел написал книгу о "котовцах", рассказывая в ней о том, как когда-то воевал в армии Котовского, но к сожалению рукописи были утеряны. И тогда Корчагин начал писать книгу "Как закалялась сталь"

Экранизация 1942 года

Первая экранизация произведения вышла в 1942 году во время ВОВ, фильм подкреплял боевой дух советских людей в борьбе с фашисскими захватчиками. В ролях:

Владислав Перист-Петренко - Павел Корчагин

Даниил Сагал - матрос Жухрай

Ирина Федотова - Тоня Туманова

Александр Хвыля - Долиник

Борис Рунге - Серёжка

Композитор - Лев Шварц

Помимо СССР фильм был показан в Греции, США и Швеции в 1944 году.

Экранизация 1956 года

В 1956 году на телеэкраны СССР вышел фильм . Действие описанное в фильме происходило уже после того, как главный герой стал инвалидом.

Василий Лановой - Павел Корчагин

Эльза Леждей - Рита Устинович

Лев Перфилов - Клавичек

Ада Роговцева - Христина

Константин Степанков - Аким

Александр Лебедев - Николай Окунев

Валентина Телегина - самогонщица

Евгений Моргунов - урка

Дмитрий Милютенко - Токарев

Павел Усовниченко - Жухрай

Владимир Маренков - Иван Жаркий

Николай Гринько - начальник станции

Феликс Яворский - Виктор Лещинский

Евгений Леонов - Сухарько (гимназист)

Режиссёр: Александр Алов, Владимир Наумов

Оператор: Илья Миньковецкий, С. Шахбазян

Композитор: Юрий Щуровский

Художник: Вульф Агранов

Экранизация 1975 года

В отличие от предыдущих экранизаций, этот фильм этот состоял из нескольких серий и был в цвете. По своей сути, полностью повторял сюжет романа. Обрёл большую популярность. Не раз показывался на советском телевидении.

Владимир Конкин - Павел Корчагин

Наталья Сайко - Тоня Туманова

Михаил Голубович - Артём Корчагин

Константин Степанков - Жухрай

Антонина Лефтий - Рита Устинович

Людмила Ефименко - Тая

Антонина Максимова - Екатерина Михайловна Корчагина

Юрий Ротштейн - Цветаев

Лесь Сердюк - Саломыга

Сергей Иванов - Серёга Брузжак

Лев Прыгунов - Файло

Владимир Талашко - красноармеец Окунев

Эльза Радзиня - Ирина Александровна, редактор газеты

Лев Перфилов - мужик

Георгий Куликов - председатель железнодорожного лесного комитета

Режиссёр: Николай Мащенко

Оператор: Александр Итыгилов

Художник: Виктор Жилко, Эдуард Шейкин

Экранизация 2000 года

В 2000 году совместно с Украиной сняла 20-сирийный фильм по одноимённой повести Островского. В он был признан лучшим сериалом года.

Андрей Саминин - Павка Корчагин

Елена Еременко - Тоня Туманова

Александр Жуковин - немецкий офицер Зиндель

Светлана Прус - Рита Устинович

Наталия Морозова - комсомолка-агитатор

Виталий Новиков - вожак банды

Также над фильмом работали:

Режиссер: Хан Ган

Художник: Сергей Бржестовский

Судьба романа после перестройки

После перестройки и распада СССР, произведение "стало неактуальным", точнее говоря его сделала неактуальным банда, пришедшая к власти в 1991 году, объявив его "лживой советской пропагандой". В наше время трудно найти человека, родившегося после развала страны, который бы посмотрел бы фильм, не говоря уже о чтении книги. Но настоящие патриоты-коммунисты никогда не забудут своего героя.

Николай Островский

КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава первая

– Кто из вас перед праздником приходил ко мне домой отвечать урок – встаньте!

Обрюзглый человек в рясе, с тяжелым крестом на шее угрожающе посмотрел на учеников.

Маленькие злые глазки точно прокалывали всех шестерых, поднявшихся со скамеек, – четырех мальчиков, и двух девочек. Дети боязливо посматривали на человека в рясе.

– Вы садитесь, – махнул поп в сторону девочек. Те быстро сели, облегченно вздохнув.

Глазки отца Василия сосредоточились на четырех фигурках.

– Идите-ка сюда, голубчики!

Отец Василий поднялся, отодвинул стул и подошел вплотную к сбившимся в кучу ребятам:

– Кто из вас, подлецов, курит?

Все четверо тихо ответили:

– Мы не курим, батюшка.

Лицо попа побагровело.

– Не курите, мерзавцы, а, махорку кто в тесто насыпал? Не курите? А вот мы сейчас посмотрим! Выверните карманы! Ну, живо! Что я вам говорю? Выворачивайте!

Трое начали вынимать содержимое своих карманов на стол.

Поп внимательно просматривал швы, ища следы табака, но не нашел ничего и принялся за четвертого – черноглазого, в серенькой рубашке и синих штанах с заплатами на коленях:

– А ты что, как истукан, стоишь?

Черноглазый, глядя с затаенной ненавистью, глухо ответил:

– У меня нет карманов, – и провел руками по зашитым швам.

– А-а-а, нет карманов! Так ты думаешь, я не знаю, кто мог сделать такую подлость – испортить тесто! Ты думаешь, что и теперь останешься в школе? Нет, голубчик, это тебе даром не пройдет. В прошлый раз только твоя мать упросила оставить тебя, ну а теперь уж конец. Марш из класса! – Он больно схватил за ухо и вышвырнул мальчишку в коридор, закрыв за ним дверь.

Класс затих, съежился. Никто не понимал, почему Павку Корчагина выгнали из школы. Только Сережка Брузжак, друг и приятель Павки, видел, как Павка насыпал попу в пасхальное тесто горсть махры там, на кухне, где ожидали попа шестеро неуспевающих учеников. Им пришлось отвечать уроки уже на квартире у попа.

Выгнанный Павка присел на последней ступеньке крыльца. Он думал о том, как ему явиться домой и что сказать матери, такой заботливой, работающей с утра до поздней ночи кухаркой у акцизного инспектора.

Павку душили слезы.

«Ну что мне теперь делать? И все из-за этого проклятого попа. И на черта я ему махры насыпал? Сережка подбил. «Давай, говорит, насыплем гадюке вредному». Вот и всыпали. Сережке ничего, а меня, наверное, выгонят».

Уже давно началась эта вражда с отцом Василием. Как-то подрался Павка с Левчуковым Мишкой, и его оставили «без обеда». Чтобы не шалил в пустом классе, учитель привел шалуна к старшим, во второй класс. Павка уселся на заднюю скамью.

Учитель, сухонький, в черном пиджаке, рассказывал про землю, светила. Павка слушал, разинув рот от удивления, что земля уже существует много миллионов лет и что звезды тоже вроде земли. До того был удивлен услышанным, что даже пожелал встать и сказать учителю: «В законе божием не так написано», но побоялся, как бы не влетело.

По закону божию поп всегда ставил Павке пять. Все тропари, Новый и Ветхий завет знал он назубок: твердо знал, в какой день что произведено богом. Павка решил расспросить отца Василия. На первом же уроке закона, едва поп уселся в кресло, Павка поднял руку и, получив разрешение говорить, встал:

– Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что земля миллион лет стоит, а не как в законе божием – пять тыс… – и сразу осел от визгливого крика отца Василия:

– Что ты сказал, мерзавец? Вот ты как учишь слово божие!

Не успел Павка и пикнуть, как поп схватил его за оба уха и начал долбить головой об стенку. Через минуту, избитого и перепуганного, его выбросили в коридор.

Здорово попало Павке и от матери.

На другой день пошла она в школу и упросила отца Василия принять сына обратно. Возненавидел с тех пор попа Павка всем своим существом. Ненавидел и боялся. Никому не прощал он своих маленьких обид: не забывал и попу незаслуженную порку, озлобился, затаился.

Много еще мелких обид перенес мальчик от отца Василия: гонял его поп за дверь, целыми неделями в угол ставил за пустяки и не спрашивал у него ни разу уроков, а перед пасхой из-за этого пришлось ему с неуспевающими к попу на дом идти сдавать. Там, на кухне, и всыпал Павка махры в пасхальное тесто.

Никто не видел, а все же поп сразу узнал, чья это работа.

…Урок окончился, детвора высыпала во двор и обступила Павку. Он хмуро отмалчивался. Сережка Брузжак из класса не выходил, чувствовал, что и он виноват, но помочь товарищу ничем не мог.

В открытое окно учительской высунулась голова заведующего школой Ефрема Васильевича, и густой бас его заставил Павку вздрогнуть.

– Пошлите сейчас же ко мне Корчагина! – крикнул он.

И Павка с заколотившимся сердцем пошел в учительскую.


Хозяин станционного буфета, пожилой, бледный, с бесцветными, вылинявшими глазами, мельком взглянул на стоявшего в стороне Павку:

– Сколько ему лет?

– Двенадцать, – ответила мать.

– Что же, пусть останется. Условие такое: восемь рублей в месяц и стол в дни работы, сутки работать, сутки дома – и чтоб не воровать.

– Что вы, что вы! Воровать он не будет, я ручаюсь, – испуганно сказала мать.

– Ну, пусть начинает сегодня же работать, – приказал хозяин и, обернувшись к стоящей рядом с ним за стойкой продавщице, попросил: – Зина, отведи мальчика в судомойню, скажи Фросеньке, чтобы дала ему работу вместо Гришки.

Продавщица бросила нож, которым резала ветчину, и, кивнув Павке головой, пошла через зал, пробираясь к боковой двери, ведущей в судомойню. Павка последовал за ней. Мать торопливо шла вместе с ним, шепча ему наспех:

– Ты уж, Павлушка, постарайся, не срамись.

И, проводив сына грустным взглядом, пошла к выходу.

В судомойне шла работа вовсю: гора тарелок, вилок, ножей высилась на столе, и несколько женщин перетирали их перекинутыми через плечо полотенцами. Рыженький мальчик с всклокоченными, нечесаными волосами, чуть старше Павки, возился с двумя огромными самоварами.

Судомойня была наполнена паром из большой лохани с кипятком, где мылась посуда, и Павка первое время не мог разобрать лиц работавших женщин. Он стоял, не зная, что ему делать и куда приткнуться.

Продавщица Зина подошла к одной из моющих посуду женщин и, взяв ее за плечо, сказала:

– Вот, Фросенька, новый мальчик вам сюда вместо Гришки. Ты ему растолкуй, что надо делать.

Авто-био-гра-фи-че-ский роман Николая Остров-ского разделен на две части, каждая из которых содержит по девять глав: детство, отро-че-ство и юность; затем зрелые годы и болезнь.

За недо-стойный поступок (насыпал священ-нику махры в тесто) кухар-кина сына Павку Корча-гина выго-няют из школы, и он попа-дает «в люди». «Заглянул мальчик в самую глубину жизни, на её дно, в коло-дезь, и затхлой плесенью, болотной сыро-стью пахнуло на него, жадного ко всему новому, неиз-ве-дан-ному». Когда в его маленький городок вихрем ворва-лась ошелом-ля-ющая весть «Царя скинули», Павлу вовсе некогда было думать об учебе, он тяжело рабо-тает и по-маль-чи-шески, не разду-мывая, прячет оружие вопреки запрету со стороны шефов внезапно нахлы-нувшей немет-чины. Когда губернию зали-вает лавина петлю-ров-ских банд, он стано-вится свиде-телем множе-ства еврей-ских погромов, закан-чи-вав-шихся звер-скими убий-ствами.

Гнев и возму-щение часто охва-ты-вают юного смель-чака, и он не может не помочь матросу Жухраю, другу своего брата Артема, рабо-тав-шего в депо. Матрос не раз по-доброму бесе-довал с Павлом: «У тебя, Павлуша, есть все, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее дело, только вот молод ты очень и понятие о клас-совой борьбе очень слабое имеешь. Я тебе, братишка, расскажу про насто-ящую дорогу, потому что знаю: будет из тебя толк. Тихоньких да прима-занных не люблю. Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не мамень-кины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан, а бьет без пощады». Умеющий драться, крепкий и муску-ли-стый Павка Корчагин спасает из-под конвоя Жухрая, за что его самого по доносу хватают петлю-ровцы. Павке не был знаком страх обыва-теля, защи-ща-ю-щего свой скарб (у него ничего не было), но обычный чело-ве-че-ский страх захватил его ледяной рукой, особенно когда он услышал от своего конвоира: «Чего его таскать, пане хорунжий? Пулю в спину, и кончено». Павке стало страшно. Однако Павке удается спастись, и он прячется у знакомой девушки Тони, в которую влюблен. К сожа-лению, она интел-ли-гентка из «класса богатых»: дочь лесни-чего.

Пройдя первое боевое крещение в боях граж-дан-ской войны, Павел возвра-ща-ется в город, где создана комсо-моль-ская орга-ни-зация, и стано-вится её активным членом. Попытка зата-щить в эту орга-ни-зацию Тоню прова-ли-ва-ется. Девушка готова ему подчи-няться, но не до конца. Слишком расфран-ченной она приходит на первое комсо-моль-ское собрание, и ему тяжело её видеть среди выцветших гимна-стерок и кофточек. Дешевый инди-ви-ду-а-лизм Тони стано-вится непе-ре-но-симым Павлу. Необ-хо-ди-мость разрыва была ясна им обоим... Непри-ми-ри-мость Павла приводит его в ЧК, тем более в губернии её возглав-ляет Жухрай. Однако чекист-ская работа действует на нервы Павла весьма разру-шающе, учаща-ются его конту-зи-онные боли, он часто теряет сознание, и после короткой пере-дышки в родном городе Павел едет в Киев, где тоже попа-дает в Особый отдел под руко-вод-ство това-рища Сегала.

Вторая часть романа откры-ва-ется описа-нием поездки на губкон-фе-ренцию с Ритой Усти-нович, Корча-гина назна-чают ей в помощ-ники и тело-хра-ни-тели. Одолжив у Риты «кожаную куртку», он протис-ки-ва-ется в вагон, а потом через окно втас-ки-вает молодую женщину. «Для него Рита была непри-кос-но-венна. Это был его друг и товарищ по цели, его политрук, и все же она была женщиной. Он это впервые ощутил у моста, и вот почему его волнует так её объятье. Павел чувствовал глубокое ровное дыхание, где-то совсем близко её губы. От близости роди-лось непре-одо-лимое желание найти эти губы. Напрягая волю, он подавил это желание». Не в силах совла-дать со своим чувством, Павел Корчагин отка-зы-ва-ется от встреч с Ритой Усти-нович, обуча-ющей его полит-гра-моте. Мысли о личном отодви-га-ются в сознании юноши ещё дальше, когда он прини-мает участие в стро-и-тель-стве узко-ко-лейки. Время года трудное — зима, комсо-мольцы рабо-тают в четыре смены, не успевая отды-хать. Работу задер-жи-вают бандит-ские налеты. Кормить комсо-мольцев нечем, одежды и обуви тоже нет. Работа до полного надрыва сил закан-чи-ва-ется тяжелой болезнью. Павел падает, сраженный тифом. Самые близкие друзья его, Жухрай и Усти-нович, не имея о нем сведений, думают, что он умер.

Однако после болезни Павел снова в строю. В каче-стве рабо-чего он возвра-ща-ется в мастер-ские, где не только упорно трудится, но ещё и наводит порядок, заставляя комсо-мольцев вымыть и почи-стить цех к вящему недо-умению началь-ства. В городке и по всей Украине продол-жа-ется клас-совая борьба, чекисты ловят врагов рево-люции, подав-ляют бандит-ские налеты. Молодой комсо-молец Корчагин совер-шает немало добрых дел, защищая на засе-да-ниях ячейки своих това-рищей, а на темных улицах — подруг по партии.

«Самое дорогое у чело-века — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучи-тельно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрас-ному в мире — борьбе за осво-бож-дение чело-ве-че-ства. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь траги-че-ская случай-ность могут прервать её».

Став свиде-телем множе-ства смертей и убивая сам, Павка ценил каждый прожитый день, принимая партийные приказы и уставные распо-ря-жения как ответ-ственные дирек-тивы своего бытия. Как пропа-ган-дист он прини-мает участие и в разгроме «рабочей оппо-зиции», называя «мелко-бур-жу-азным» пове-дение своего родного брата, и тем более в словесных атаках на троц-ки-стов, осме-лив-шихся высту-пать против партии. Его не желают слушать, а ведь товарищ Ленин указывал, что надо делать ставку на моло-дежь.

Когда в Шепе-товке стало известно, что умер Ленин, тысячи рабочих стали боль-ше-ви-ками. Уважение партийцев продви-нуло Павла далеко вперед, и однажды он оказался в Большом театре рядом с членом ЦК Ритой Усти-нович, с удив-ле-нием узнавшей, что Павел жив. Павел говорит, что он её любил, как Овод, человек муже-ственный и безгра-нично вынос-ливый. Но у Риты уже есть друг и трех-летняя дочурка, а Павел болен, и его отправ-ляют в сана-торий ЦК, тщательно обсле-дуют. Однако тяжелая болезнь, приведшая к полной непо-движ-ности, прогрес-си-рует. Никакие новые лучшие сана-тории и боль-ницы не в состо-янии его спасти. С мыслью о том, что «надо остаться в строю», Корчагин начи-нает писать. Рядом с ним хорошие добрые женщины: сначала Дора Родкина, потом Тая Кюцам. «Хорошо ли, плохо ли он прожил свои двадцать четыре года? Пере-бирая в памяти год за годом, Павел проверял свою жизнь как беспри-страстный судья и с глубоким удовле-тво-ре-нием решил, что жизнь прожита не так уж плохо... Самое главное, он не проспал горячих дней, нашел свое место в железной схватке за власть, и на багровом знамени рево-люции есть и его несколько капель крови».

Описанное в романе «необыкновенное время» включает первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу с разрухой, бандитизмом, мелкобуржуазными элементами, отпор партийной оппозиции, период индустриализации страны. Эти события формируют характер и психологию героев романа, отражаются на судьбах людей, творящих новые общественные отношения.

В романе очень много действующих лиц (около 200), и всех их можно разделить на два противостоящих лагеря.

В этой борьбе двух враждебных сил выковывался новый человек, формировались новые представления о жизни, новая мораль. Автор стремился показать как закалялись характеры первого поколения коммунистической молодёжи, проходящего через разнообразные жизненные испытания, находящегося всегда впереди, на линии огня. Н. Островский, объясняя смысл заглавия романа говорил: «Сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она становится крепкой и ничего не боится. Так закалялось и наше поколение в борьбе и страшных испытаниях и училось не падать перед жизнью». Этой задачей, стоящей перед автором, и объясняется такой широкий охват действительности, обилие в романе исторических событий и явлений общественной жизни страны, строящей социализм.

В эпизодах романа действуют многочисленные персонажи, многие из которых очерчены довольно бегло. Но и те, кто встречается довольно часто, и те, кого мы видим в одном эпизоде, создают представление о коллективном облике определенной социальной среды. И те и другие помогают увидеть два лагеря: в одном из них Корчагин и его единомышленники, в другом – яростные враги революции или люди, предавшие её идеалы. Эпизодические лица помогают лучше представить эпоху массовых потрясений, событий, затронувших судьбы миллионов людей. Массовость революционного движения в романе показана именно через эту множественность параллельных человеческих судеб.

Павел Корчагин и окружающие его товарищи по борьбе, жизнь, идеалы которых в той или иной степени повторяют его жизнь и духовный облик, как раз и создают тот типичный «образ молодого бойца, на которого равнялась бы молодежь». Иван Жаркий, Серёжа Брузжак, Рита Устинова, Панкратов, Гришутка Хороводько и другие при всей своей индивидуальности несут в себе то общее, что повторяется от характера к характеру, и в результате полно и ярко раскрывают черты молодой гвардии большевиков.

Роль партии в революции показана через коллективный образ, включающий такие фигуры, как Федор Жухрай, Зоя Игнатьева, слесарь Токарев, Жигирева, Чернокозов и др. И хотя появляются они в романе эпизодически и каждый из них очерчен двумя-тремя штрихами, все вместе они создают глубокое представление о роли партии в революции и гражданском строительстве, о типе коммуниста – организатора и воспитателя масс.

Страстное стремление остаться в строю борцов за идеи коммунизма руководит Павлом Корчагиным. Начинается битва с недугами. И здесь сказывается героизм Павла и трагизм его положения, так как он терпит одно поражение за другим в этой битве. Но оптимизм этой трагедии в «победе духа над телом», в найденном пути возвращения в общий строй бойцов, в слиянии личного с общественным, в активном участи в жизни страны и воспитания молодых коммунистов пламенным словом писателя-бойца.

Воплощая в своем герое, в его характере и поступках черты нового типа человеческой личности, носителя героического начала, коммуниста-бойца за идеалы народа, Островский создает образ положительного героя, духовный строй и общественное поведение являют собой норму, могут служить образцом для подражания.

В галерее положительных образов советской литературы Павел Корчагин занимает особое место: в нем как бы собраны и обобщены главные черты, присущие человеку социалистического общества. Павел Корчагин словно вбирает в себя черты главных героев Фурманова и Кина, Гладкова и Фадеева, воплощая целый характер современника с присущими ему душевной чистотой и воинствующей идейностью, простой и вместе с тем необыкновенной героичностью.

Павел Корчагин представляет собой «тип такого положительного героя, который непосредственным примером всей своей жизни учит жить, бороться, побеждать. И то, что художественный образ, воплотивший в себе нормы коммунистической морали, стал нарицательным в нашем народе и выражает уже массовое явление в жизни, свидетельствует об истинной народности этого образа».

В книге болгарского писателя Людмила Стоянова «О литературе, искусстве и культуре» есть следующие слова: «Самое трудное в литературе – создать новый тип, целостный и правдивый, в котором тысячи и тысячи находят что-то свое, от своей судьбы и от своей жизни. Павел Корчагин именно такой новый тип, новый человек, и именно это значение почувствовали миллионы читателей, которые его любят, как нечто свое, близкое».

Д о к л а д

Н. Островский «Как закалялась сталь»

Выполнил ученик 11 «а» класса средней школы №6

Пучкин Александр

Проверила Кисленко Татьяна Дмитриевна

Павка Корчагин – хулиган, не очень хочет учиться, именно поэтому его выгоняют из школы. Он очень молод, и даже еще не закончил школу. Но, тем не менее, он покидает город, когда все узнают весть, что царя свергнули. Мальчик рвется в бой, самый настоящий. Это ему удается. Ведь сильный и проворный. Он встречает матроса, которого зовут Жухраем. С ним они начинают приятельствовать.

Матрос объясняет ему, что он слишком мал, хоть и вынослив и силен. Но потом Павка спасает матроса от конвоя, что делает Павку только сильнее. Потом он сам попадет в руки Петлюровцев. Но недаром он еще мал и юн – он вывернулся, и сбежал. Тогда и начинается взрослая жизнь. Он идет в бой вместе с другими, потом когда возвращается, стает членом комсомольского клуба.

У него первая любовь – интеллигентка, которая не до конца разделяет взгляды Павла. Поэтому он вскоре ее забывает. В жизни он много работает, стал активистом. Он борется за идею Ленина, исполняет все приказы свыше. Он стал для всех примером, так как работал очень много и боролся до конца за правую идею, защищал свои взгляды и товарищей. Он – сильный, прекрасный молодой человек. Вскоре он влюбился во второй и последний раз – девушка по имени Рита, которой он стал и товарищем, и телохранителем.

Но он бежит от своей любви, думая, что это доставит ему несчастье, как и в первый раз. Он ведет свою активистскую деятельность дальше, работает на заводах по производству стали. Но в конце он умирает от тяжелой болезни.

Подробное краткое содержание рассказа Как закалялась сталь Островского

Павка Корчагин был выгнан из школы, в следствии чего начал работать. Вскоре в город приходит новость об убийстве царя. Перед героем открываются мародёрства, убийства и многие другие кошмары переворотов.

После всего увиденного мальчик стремится попасть в бой, там он знакомится с матросом Жухрём, который рассказал ему всё поподробнее. Благодаря хорошей физической подготовке и навыку ведения драки Павка спасает Жухрая от конвоя. Но в скором времени петлюровцы поймали Павку и хотят убить. Однако Павку из под конвоя спасает Тоня. Раньше Павка любил Тоню, но она была интеллигенткой, и у них не было возможности быть вместе.

Павел активно участвует в гражданской войне, а после возвращения в родной город принимает активное участие в комсомольской организации. Пусть Тоня и поддерживала Павку во многих его мнениях, но затащить её в организацию Павка так и не смог. И в итоге им пришлось разорвать отношения. Павке ничего не остаётся, как поехать в Киев, где он и попадает в отдел Сегала.

Вторая часть романа начинается с появления новой любви Павки – Риты Устинович. Сначала Павка помогал ей и был товарищем, но вскоре он осознаёт, что их связывает нечто большее. Посредством телеграммы Павка отказывается лично с ней встречаться и помогает строить узкоколейку. Тяжёлая работа на стройке приносит свои плоды, и в один день Павка падает на землю замертво, заболевая тифом. Долгое время о Павке ничего не известно и все смеряются с мыслью о его смерти.

Однако в скором времени Корчагин выздоравливает и начинает наводить порядки и работать в цеху. Павка защищает своих товарищей от врагов революции и совершает храбрые поступки, такие как отлов преступников и расправа с ними.

Все муки, страдания, смерти, которые Павка повидал за свою жизнь, заставляют его ценить мир и понимать, что живём мы всего один раз. Не смотря на то, что Павка является образцовым партийным сотрудником, Ленин не придаёт ему значения. Но после его смерти Павке все-таки удалось значительно партийно продвинуться.

В скором времени он в большом театре встречается с Ритой, рассказывает, как сильно был в неё влюблён и сколько всего смог повидать. Но Рита оказывается замужней женщиной, да ещё и с дочерью. Павка заболевает, едет лечиться в санаторий, но всё напрасно.

Этот роман учит нас тому, что каждая наша жизнь – не зря. Что нашими силами возможно изменить жизнь будущего поколения. И что в каждом великом событии есть частица каждого из нас.

Картинка или рисунок Как закалялась сталь

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Соседи Салтыков-Щедрин

    В некотором селенье жили два Ивана. Они были соседями, один был богатый, другой бедный. Оба Ивана были очень хорошими людьми.

  • Краткое содержание Волшебный холм Андерсена

    Ящеры говорят о том, что на волшебный холм в скором времени прибудут знатные гости. Дальше, когда раскрывается холм, из него появляется одна древняя фея покровительница леса, на лбу у нее было янтарное сердце

  • Краткое содержание У войны не женское лицо Алексиевич

    Война – это слово всегда вызывает только самые тяжелые, страшные ассоциации. Но все мы привыкли, что война это в первую очередь мужское дело – защищать Родину, убивать врагов, брать на себя заботу и ответственность за слабых.

  • Краткое содержание Случай с Евсейкой Горького

    Главным персонажем сказки Максима Горького является маленький мальчик Евсейка. В один жаркий день он рыбачил на берегу реки. Скучное занятие и летний зной одолели Евсейку, он задремал и упал в реку.

  • Краткое содержание Чуковский Айболит

    Что может быть лучше, чем добрые сказки, которые учат наших детей добру? Одним из явных представителей таких сказок является-Айболит. Автор показывает и призывает быть добрым. Важно помогать всем и тогда будешь получать взамен только хорошее