8. /Ivaneko i dr/metodika/Poslovicy, pogovorki 5/Poslovicy, pogovorki 5.docx
9. /Ivaneko i dr/metodika/Skazka kak ganr folklora 3/Skazka kak ganr folklora 3.docx
10. /Ivaneko i dr/metodika/Zagadki 6/Zagadki 6.docx
11. /Ivaneko i dr/opisaniey/Opisanie UMM.docx
12. /Ivaneko i dr/opisaniey/Psihologo-pedagogicheskoe obosnovanie.docx
13. /Ivaneko i dr/opisaniey/Spisok ispolzuemyh materialov.docx
14. /Ivaneko i dr/programm/Aprobaciya UMM.docx
15. /Ivaneko i dr/programm/Issledovatelskaya rabota .docx
16. /Ivaneko i dr/programm/Poiskovo-issledovatelskaya rabota.docx
17. /Ivaneko i dr/programm/Tvorcheskie raboty .docx Урок Тема: Анализ сказки «Царевна лягушка»
Урок Тема: Былина
Урок Тема: Что такое фольклор
Урок Тема: Детский фольклор
Литературное лото «Жанры детского фольклора». Игровое поле
Урок 8 Тема: Народная драма «Озорник Петрушка»
Урок 7 Тема: Песни. Частушки

Сказка как жанр фольклора

Фольклор

Список используемых материалов
Данный комплект умм был апробирован учителями моу «Нововаршавская гимназия» в двух пятых классах
«Собирал человек частушки…»

Творческие работы учащихся. Сказки. Кот – рыбак
Урок 2.

Тема: Былина.

Цели: формировать умение находить в произведении жанровые признаки былины; развивать умение делать выводы на основе сопоставления текстов, картин; воспитывать чувство патриотизма на примере былинных героев.

Оборудование урока : распечатка стихотворения Н. Асеева «Илья», опросный лист по теме «Былины», учебник, репродукции картин В. Васнецова «Витязь на распутье», «Богатырский скок», «Богатыри».

Методические приёмы : работа в паре, выразительное чтение, аналитическая беседа, словесное рисование.

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока (1 мин.).

II. Проверка домашнего задания (7 мин.).

1). Взаимопроверка знаний теоретического материала.

Методические рекомендации : взаимоконтроль осуществляется через работу в парах с помощью опросных листов по теме домашнего задания. В целях экономии времени один ученик может отвечать на нечётные вопросы, другой – на чётные.

Опросный лист по теме «Былины».

1.Что такое былина? Как былины назывались раньше?

2. Когда начали создаваться былины? Какие мечты народа воплотились в них?

3. Какие события нашли своё отражение в былинах?

4. Кто герои былин? Перечислите старшее, младшее поколение былинных героев.

5. Как исполнялись былины, кем?

6. Каково строение былин?

7. Что называется гиперболой? Какова её роль в былинах?

8. В чём особенность эпитетов в былине? Как называются такие эпитеты?

Критерии оценивания ответа:

«5» - правильно и полно ответил на все вопросы;

«4» - ответил на все вопросы, но допустил неточности или не ответил на один вопрос;

«3» - не ответил на два вопроса;

«2» - не ответил на три и более вопросов.

2). Проверка практических заданий : №4 c.24 учебника (подбор постоянных эпитетов),

№5 с. 30 (употребление гипербол в речи). Один ученик читает, класс проверяет правильность выполнения.

III. Знакомство с былиной «Три поездки Ильи Муромца». Определение жанровых признаков былины в произведении.

1). Выразительное чтение и сопоставительный анализ текстов.

Задание: прослушайте два произведения, определите, какое из них является былиной, свой вывод вы должны аргументировать.

а). Выразительное чтение стихотворения Н. Асеева «Илья» (читает подготовленный ученик) (2 мин.).

Тридцать три он года высидел,

Скудно ел и бедно жил;

В рост поднялся – крышу высадил,

вширь раздался – стены сбил!

И подался к бору хмурому

На великие дела

Из-под города с-под Мурома,

С Карачарова села.

Он берёг коня саврасого,

Дальним скоком не моря,

А с плеча копьё забрасывал

Через горы и моря.

И до города до стольного,

Удалая голова,

Он донёс народа вольного

Заповедные права:

Чтоб боярам не потворствовать,

Не давать им всюду путь,

Лжи и злобе не покорствовать,

Биться с ними грудь о грудь!

Тем и любо, тем и дорого:

Он не князю угождал –

Он берёг страну от ворога,

От татар освобождал!

Так проехал он по времени,

По стране во все концы;

У его стального стремени

Встали новые бойцы.

И, как вёсен свежих отклики,

В честь старинного Ильи

Продолжают снова подвиги

Богатырские свои.

б). Выразительное чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» (читает учитель) (13 мин.).

Методические рекомендации : чтобы текст был понят пятиклассниками, перед чтением провести словарную работу, познакомиться со значением слов, данных в сносках; после чтения выяснить, встретились ли ещё незнакомые слова.

в). Самостоятельная работа, наблюдения учащихся (5 мин.).

Методические рекомендации : если ученики затрудняются самостоятельно выполнить задание, предложить им критерии, по которым можно сравнить произведения: как читается произведение, композиция, особенности языка (вставка частиц, повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами), художественные приёмы (постоянные эпитеты, гипербола).

г). Выводы учащихся, аргументация ответов (4 мин.).

д). Беседа по вопросам (4 мин.):

А в чём сходство былины и стихотворения Н.Асеева?

Каким показан в былине Илья Муромец? Ради чего он совершает свои подвиги?

В стихотворении Н. Асеева есть строчка «Так проехал он по времени…». Раскройте смысл этой строки.

Как вы объясните, что герои былин упоминаются в русских летописях, произведениях древнерусской литературы, почему к событиям прошлого, к образам былинных богатырей обращались писатели и поэты 19,20 веков.

2). Отражение былинных сюжетов в живописи (4 мин.).

В каких произведениях других искусств есть отклики былинных событий?

Задание: сравните изображения богатырей, созданные В.М. Васнецовым. Какое из них кажется вам более удачным? Ответ обоснуйте.

IV. Обобщение (2 мин.).

На сегодняшнем уроке вы познакомились с произведениями устной поэзии – былинами.

Как вы думаете, почему до наших дней дошло название произведений о богатырях былина, а не старина?

Былины рассказывают о событиях давно минувших дней. Как вы объясните, почему к былинным сюжетам, образам богатырей обращались как во времена Древней Руси, так и писатели, поэты, художники 19, 20 веков?

V. Итог урока. Рефлексия (2 мин.).

- Какие задания выполняли на уроке?

Чем познавателен был для вас урок?

Какие умения сформировали?

Какие качества былинных героев вы хотели бы перенять?

VI. Домашнее задание (1 мин.): нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке.

од городом Киевом, в широкой степи Цицарской стояла богатырская застава. Атаманом на заставе старый Илья Муромец, под атаманом Добрыня Никитич, есаулом Алеша Попович. И дружинники у них храбрые: Гришка - боярский сын, Василий Долгополый, да и все хороши.

Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного. Мимо них и зверь не проскользнет, и птица не пролетит. Раз пробегал мимо заставы горностайка да и шубу свою оставил. Пролетал сокол да перо выронил.

Вот раз в недобрый час разбрелись богатыри-караулыщики: Алеша в Киев ускакал, Добрыня на охоту уехал, а Илья Муромец заснул в своем белом шатре...

Едет Добрыня с охоты и вдруг видит: в поле позади заставы, ближе к Киеву, след от копыта конского, да не малый след, а в полпечи. Стал Добрыня след рассматривать.

Это след коня богатырского. Богатырского коня, да не русского; проехал мимо нашей заставы могучий богатырь из хазарской земли - по-ихнему копыта подкованы.

Прискакал Добрыня на заставу, собрал товарищей:

Что же это мы наделали? Что же у нас за застава, коль проехал мимо чужой богатырь? Как это мы, братцы, не углядели? Надо теперь ехать в погоню за нахвальщиком, чтобы он чего не натворил на Руси.

Стали богатыри судить-рядить, кому ехать за нахвалыциком.

Думали послать Ваську Долгополого, а Илья Муромец не велит Ваську слать:

У Васьки полы долгие, по земле ходит Васька заплетается, в бою заплетется и погибнет зря.

Думали послать Гришку боярского. Говорит атаман Илья Муромец:

Неладно, ребятушки, надумали. Гришка рода боярского, боярского рода хвастливого. Начнет в бою хвастаться и погибнет понапрасну.

Ну, хотят послать Алешу Поповича. И его не пускает Илья Муромец:

Не в обиду будь ему сказано, Алеша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на нахвальщике много серебра да золота, позавидует и погибнет зря. А пошлем мы, братцы, лучше Добрыню Никитича.

Так и решили - ехать Добрынюшке, побить нахвальщика, срубить ему голову и привезти на заставу молодецкую.

Добрыня от работы не отлынивал, заседлал коня, брал палицу, опоясался саблей острой, взял плеть шелковую, въехал на гору Сорочинскую. Посмотрел Добрыня в трубочку серебяную - видит: в поле что-то чернеется. Поскакал Добрыня прямо на нахвалыцика, закричал ему громким голосом:

Ты зачем нашу заставу проезжаешь, атаману Илье Муромцу челом не бьешь, есаулу Алеше пошлины в казну не кладешь?!

Услышал богатырь Добрыню, повернул коня, по скакал к нему. От его скоку земля заколебалась, из рек-озер вода выплеснулась, конь Добрыни на колени упал. Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает он ни жив ни мертв, рассказывает все товарищам.

Видно, мне, старому, самому в чистое поле ехать придется, раз даже Добрыня не справился, - говорит Илья Муромец.

Снарядился он, оседлал Бурушку и поехал на гору Сорочинскую.

Посмотрел Илья из кулака молодецкого и видит: разъезжает богатырь, тешится. Он кидает в небо па лицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею словно перышком.

Удивился Илья, призадумался. Обнял он Бурушку-Косматушку:

Ох ты, Бурушко мой косматенький, послужи ты мне верой-правдой, чтоб не срубил мне чуженин голову.

Заржал Бурушка, поскакал на нахвалыцика. Подъехал Илья и закричал:

Эй ты, вор, нахвальщик! Зачем ты заставу миновал, есаулу нашему пошлины не клал, мне, атаману, челом не бил?!

Услыхал его нахвальщик, повернул коня, поскакал на Илью Муромца. Земля под ним содрогнулась, реки-озера выплеснулись.

Не испугался Илья Муромец. Бурушка стоит как вкопанный, Илья в седле не шелохнется.

Съехались богатыри, ударились палицами - у палиц рукоятки отвалились, а друг друга богатыри не ранили. Саблями ударились - переломились сабли булатные, а оба целы. Острыми копьями кололись - переломили копья по маковки!

Знать, уж надо биться нам врукопашную! Сошли они с коней, схватились грудь с грудью.

Бьются весь день до вечера, бьются с вечера до полночи, бьются с полночи до ясной зари - ни один верх не берет.

Вдруг взмахнул Илья правой рукой, поскользнулся левой ногой и упал на сырую землю. Наскочил нахвальщик, сел ему на грудь, вынул острый нож, насмехается:

Старый ты старик, зачем воевать пошел? Разве нет у вас богатырей на Руси? Тебе на покой пора. Ты бы выстроил себе избушку сосновую, собирал бы милостыню, тем бы жил-поживал до скорой смерти.

Так нахвальщик насмехается, а Илья от русской земли сил набирается. Прибыло Илье силы вдвое,- он как вскочит, как подбросит нахвальщика! Полетел тот выше леса стоячего, выше облака ходячего, упал и ушел в землю по пояс.

Говорит ему Илья:

Ну и славный ты богатырь! Отпущу я тебя на все четыре стороны, только ты с Руси прочь уезжай да другой раз заставу не минуй, бей челом атаману, плати пошлины. Не броди по Руси нахвальщиком.

И не стал Илья ему рубить голову.

Воротился Илья на заставу к богатырям.

Ну, - говорит,- братцы мои милые, тридцать лет я езжу по полю, с богатырями бьюсь, силу пробую, а такого богатыря не видывал!

Они меня унизили...

Так потом объяснит то, что сделал, Илья Асеев следователям, своим родителям и близким Олега Еремина , Сергея Флягина , Алексея Эшмакова , Анатолия Медведева и Сергея Рубина. Асеев убил их - этих пятерых парней - утром 8 мая 2016-го из охотничьего карабина "Сайга" с лазерным прицелом. На каждого - по три секунды: эксперты установят, что в общей сложности Асеев вёл стрельбу порядка 15 секунд.

Убитые ребята были мотоциклистами: любили мотоциклы, жили ими и жили в них. Все пятеро - члены профессионального байкерского клуба "Дикие сердцем". Илья Асеев - сейчас ему 29 лет, тогда было 27 - ПТУшник-электромонтёр, служивший охранником в элитном коттедже. Куча комплексов. После армии (химвойска, похвалы командиров за меткую стрельбу) пытался устроиться в полицию. Не взяли: у отца несколько судимостей. С личной жизнью - нелады, с девушками не складывалось. Иногда выпивал с горя. И тогда - сносило крышу: мог избить любого не глядя - полицейского, девушек... Отдушиной Асеева стала охота, там он был профи: купил карабин, оформил, как положено, таскал домой уток, гордился собой.

А ещё Илья Асеев хотел в байкеры. В деревне Челохово под его родным Егорьевском часто собирались "Дикие сердцем". Асеева на их слёты на мотоциклах привозили приятели, он просился в клуб... Не брали. Таких, которых байкеры катают в пассажирах, зовут "сидушечниками" - обидно, правда? Очень.

Накануне Дня Победы прошлого года байкеры снова собрались в Челохово, недалеко от заброшенного пивзавода: отметить праздник и заодно открыть новый мотосезон, - рассказывает источник в правоохранительных органах. - Приехал туда и Асеев. Выпили, посидели у костра. Слово за слово между Ильей и мотоциклистами завязалась ссора: его снова отказывались принимать в клуб, он в отместку не хотел поздравить кого-то из байкеров с Днём рождения, у него отняли шлем... И это на глазах у двух девчонок - подружек мотоциклистов. Асеев вызвал такси и уехал домой. А под утро вернулся с карабином.

Расстреляв парней, Асеев взял в заложницы тех самых девчонок. То есть, как "взял": заставил одну - которая была на машине - везти его домой, вторую усадил рядом. Предупредив: приедем - будем прощаться.

Но девушек он в итоге не убил, отпустил. Те позвонили в полицию, а потом стали основными свидетелями, - объясняют в Главном Следственном управлении СКР по Московской области. - Асеев не прятался, его задержали быстро - возле дома. Сознался во всем. За год было проведено более 20 судебных экспертиз и допрошено в общей сложности более 20 свидетелей. Расследование завершилось в минувшем мае.

Асеев запросил, чтобы его дело разбирали присяжные. Им он тоже рассказывал про "унижения", надеялся: проникнутся, он же не просто так тогда, с "Сайгой"... Но его не пожалели. 1 ноября коллегия "двенадцати" дала свой вердикт: виновен, снисхождения не заслуживает, и теперь Илье Асееву грозит пожизненный срок. Окончательное наказание ему в ближайшее время отмеряет суд.

Константину Локс Локс Константин Григорьевич (1886–1956) литературовед, педагог, участник объединения «Лирика».

И ты передо мной взметнулась,

твердыня дремная Кремля, -

железным гулом содрогнулась

твоя священная земля.

и слова выспреннего нет,

взор опаленный озирает

следы величественных бед;

ты видела, моя столица,

у этих древних алтарей

цариц заплаканные лица

и лики темные царей;

и я из дальнего изгнанья,

где был и принят и любим,

пришел склонить воспоминанья

перед безмолвием твоим…

А ты несешь, как и когда-то,

над шумом суетных шагов

соборов сумрачное злато

и бармы тяжкие снегов.

И вижу - путь мой не случаен,

как грянет в ночь Иван: «Прийди!» Как грянет в ночь Иван: «Прийди!» - Имеется в виду колокольня Ивана Великого в Кремле.

О мать! - дитя твоих окраин

тоскует на твоей груди.

1911

Звенчаль Звенчаль. - В сборнике Н. Асеева «Зор» (1914) было опубликовано под названием «Звенчаль конная, пенная немецкой стали!»

Тулумбасы Тулумбас - старинный музыкальный инструмент, род литавр. , бей, бей,

запороги, гей, гей!

Запороги-вороги -

головы не дороги.

Доломаны - быстрь, быстрь,

похолоним Истрь Истрь (Истр) - древнее название Дуная. , Истрь!

Харалужье паново

переметим наново!

Чубовье раскрутим,

разовьем хоругвь путем,

а тугую сутемь

раньше света разметем!

То ли не утеха ли,

соловейко-солоду,

то ли не порада ли,

соловейко-солоду!

По грудям их ехали -

по живому золоту,

ехали, не падали

по глухому золоту!

Соловее, вей, вей,

запороги, гей, гей!

Запороги-вороги -

головы не дороги.

1914

Объявление Объявление. - Н. Асеев вспоминал в 1929 г.: «Помню, как шел однажды по улице и в глаза мне бросилась вывеска над сенной лавкой: «Продажа овса и сена». Близость звучания ее и похожесть на надоевший церковный возглас: «Во имя отца и сына» - создало в воображении пародийную строку из этих двух близко звучащих обиходных словесных групп…» (Н. Асеев. Работа над стихом. Л., 1929, с. 54).

Я запретил бы «Продажу овса и сена»…

Ведь это пахнет убийством Отца и Сына?

А если сердце к тревогам улиц пребудет глухо,

руби мне, грохот, руби мне глупое, глухое ухо!

Буквы сигают, как блохи,

облепили беленькую страничку.

Ум, имеющий привычку,

притянул сухие крохи.

Странноприимный дом для ветра,

или гостиницы весны -

вот что должно рассыпать щедро

по рынкам выросшей страны.

1915

Венгерская песнь Венгерская песнь. - Н. Асеев писал об этом стихотворение: «В 1914 году, вскоре после объявления войны под влиянием или вернее наперекор влиянию всеобщего шовинистического настроения, я попытался ответить на него следующим стихотворением: «Простоволосые ивы…» Стихи были лиричны и окрашены отчасти любовной темой; поэтому их установка была недостаточно ясна, но написаны они были искренно; упор их был против квасного патриотизма и солдатчины» ( Там же, с. 55).

Простоволосые ивы

бросили руки в ручьи.

Чайки кричали: «Чьи вы?»

Мы отвечали: «Ничьи!»

Бьются Перун и Один,

в прасини захрипев.

Мы ж не имеем родин

чайкам сложить припев.

Так развевайся над прочими,

ветер, суровый утонченник,

ты, разрывающий клочьями

сотни любовей оконченных.

Но не умрут глаза -

мир ими видели дважды мы, -

крикнуть сумеют «назад!»

смерти приспешнику каждому.

Там, где увяли ивы,

где остывают ручьи,

чаек, кричащих «чьи вы?»,

мы обратим в ничьих.

1916

Предчувствия

1

Деревня - спящий в клетке зверь,

во тьме дрожит, и снится кнут ей,

но вспыхнет выстрел, хлопнет дверь,

и - дрогнут сломанные прутья…

То было раз - и той поры

зажженных жил так ярок запах!

То не ножи и топоры,

то когти на сведенных лапах.

И только крик - и столько рук

и кровь эта ищет Иуду,

идущего с серебром тьмою.

И вы, говорившие: «Пуль им!» -

и вы, повторявшие: «Режь их!» -

дрожите, прильнувши к стульям,

увидев поход этих пеших.

Кто жаждет напиться из лужиц,

тот встретит преграду потока, -

сумейте же будущий ужас

познать во мгновение она!

Ведь если пощады в словах нет,

ведь если не выплыть из тины, -

припомните: ржавчиной пахнет

затупленный нож гильотины.

Тема: Обобщающий урок в разделе «Былины»

Базовый учебник: Э.Э.Кац «Литературное чтение» 4 класс

Цели урока:

обучающие:

  • Провести сравнительный анализ произведений Н. Асеева «Илья», «Как Илья из Мурома богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», А.К.Толстой «Илья Муромец».
  • Определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения.
  • Формировать умение читать текст по ролям, определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев.

развивающие:

  • Содействовать осознанию учащимися ценности и социальной значимости учебного материала.
  • Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать изучаемые объекты.
  • Обогащение и усложнение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи.
  • Овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.

воспитательные:

  • Воспитание любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей страны.
  • Обогащать знания о качествах национального героя.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим работать над значением слов, будем работать с текстами, учиться выразительно читать, а в этом нам помогут произведения о былинных богатырях.

Как вы понимаете значение слов «былина», «богатырь».

III. Проверка домашнего задания.

2) Кому понравилось выразительное чтение своего соседа, и вы готовы прочитать это стихотворение? Выразительное чтение одной пары учащихся. Оцените чтение.

Дополнительные вопросы.

– Почему Илья ворчит:
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживёшь?»
– «Не пиров держусь!»
«И старик лицом суровым просветлел опять»–
– Илья обижен на неуважительное отношение Владимира.
– Илье важны не пиры и увеселения, а свобода и воля.

IV. Освоение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением об Илье Муромце и сравним его с раннее изученными произведениями.

1) Словарная работа. Демонстрация на интерактивной доске словосочетаний из нового произведения. Фронтальная работа. Объяснение значение словосочетаний, проверка.

2) Первичное восприятие текста Н. Асеева «Илья».Чтение учителем нового произведения.Что заметили, что понравилось?

3) Самостоятельная работа учащихся. Чтение про себя.

V. Обобщение и систематизация знаний.

1) Работа над текстом стихотворения Н.Асеева «Илья», сравнительный анализ с произведениями:«Как Илья из Мурома богатырём стал», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», А.К.Толстой «Илья Муромец»

Демонстрация на интерактивной доске слайдов-иллюстраций к к произведениям об Илье Муромце. (Приложение 1) Подбор заголовка. Организация выборочного чтения.

Вы заметили, что содержание этого стихотворения сходно с содержанием былин об Илье Муромце? Давайте докажем это, прочитав одинаковые по смыслу отрывки, а помогут нам в этой работе иллюстрации.

Слайд 1 . Илья на воле.
И ворчит Илья сердито:
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживёшь?»

Слайд 2. Болезнь Ильи.
Тридцать три он гола высидел,
Скудно ел и бедно жил;
Тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. Рванулся Илья – и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.

Слайд 3. Калики перехожие.
Подходят к его избе три нищих странника.
Налил странник воды в кошечек.
– Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озёр Руси-матушки.

Слайд 4 . Богатырь.
Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются.
В рост поднялся – крышу высадил,
Вширь раздался – стены сбил!

Слайд 5. Помощь родителям и их благословение.
Стал Илья лес расчищать – только щепки полетели. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвёт.
– Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.

Слайд 6. Дорога в стольный Киев-град.
Из того ли то из города из Мурома,Из того села Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А к обедне поспеть хотел он в стольный Киев-град.

И подался к бору хмурому
На великие дела
Из-под горда с-под Мурома,
С Карачарова села.

Слайд 7. Илья Муромец и Соловей Разбойник.
Как у той ли-то у Грязи-то у Чёрной, да у той ли у берёзы у покляпый,
Да у той ли речки у Смородины, у того креста у Леванидова
Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному.

Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

2) Работа над выразительным чтением.

Прослушивание ауди отрывка из произведения «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

3) Контроль и самопроверка.

Индивидуальная работа учащегося на ПК учителя.

Организация фронтальной проверки выполненной работы, учитывая выразительность чтения отрывков.

4) Проблемная ситуация: вопрос – рассуждение.

Слайд 8. Памятник в городе Муроме.

Как вы считаете, Илья Муромец вымышленный персонаж или реально живший богатырь? В былинах, которые пересказывал народ много преувеличений, они приобретают черты сказки. Почему же народ обычного человека сделал сказочным, былинным героем?

Реально живший человек, храбро защищавший Родину.Он был очень мужественным, смелым, готов был отдать свою жизнь за свой народ.

Так проехал он по времени,
По стране во все концы;
У его стального стремени
Встали новые бойцы.

И, как вёсен свежих отклики,
В честь старинного Ильи
Продолжают снова подвиги
Богатырские свои.

Лучшие черты народного богатыря прошли сквозь время, остались близкими русскому народу, объединили его в готовности защищать Родину.

5) Выразительное чтение произведения Н.Асеева.

В стихотворении Асеева вся история об Илье Муромце. Прочитаем её полностью.Чтение цепочкой по четверостишиям.

Закрепить знание событий, отраженных в былинах об Илье Муромце, раскрывающих его "биографию".

VI. Итог урока.

Как вы считаете, какая главная мысль всех произведений, которые мы читали сегодня на уроке.

Гордость за свою Родину, за её былинных защитниках.

И весь русский народ считает также, именно поэтому мы знаем много поговорок о защитниках Родины.

Фронтальная работа с учащимися, в ходе которой выясняется главная мысль всех произведений, прочитанных на уроке. Организация работы в парах с пословицами.

Работа в парах. Карточки. Собери пословицу.

Кто за Родину горой…………..тому сила двойная даётся.

Смело иди в бой…………………тот и герой.

Если по-русски скроен……….Родина за тобой.

Кто за Родину дерётся……….то и один в поле воин.

Рефлексия. Кого заинтересовали былины, сказания о богатырях?

VII. Домашнее задание.

Кого заинтересовали былины, сказания о богатырях? Завтра мы будем читать ваши книги, которые вы подобрали по этой теме.