Один из наиболее известных памятников России, посвященный героям народного ополчения 1612 года - новгородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Объект культурного наследия, расположенный рядом с собором Василия Блаженного на Красной площади.

Первым монументом, положившим начало украшению памятниками не государю, а великим людям, своими делами или подвигами прославившими , стал в начале XIX столетия величественный монумент героям второго народного ополчения - новгородскому старосте и князю , освободившим Москву от польских, литовских и шведских захватчиков в 1612 году.

Описание монумента

На высоком гранитном постаменте расположены фигуры героев-освободителей России - новгородца Кузьмы Минина, стоящего в полный рост с поднятой вверх правой рукой и призывающего князя Дмитрия Пожарского освободить Родину от захватчиков, и самого князя, сидящего перед ним на ложе, раненого, в одной руке держащего щит с изображением Спаса, а другой рукой опирающегося на меч, протянутый ему К. Мининым, и полного решимости возглавить народное ополчение. Обе фигуры известный русский скульптор начала XIX столетия Иван Петрович Мартос облачил в античные одеяния с элементами русского костюма и едва уловимыми нюансами в некоторых деталях внешности героев. Так, римская тога Кузьмы Минина гармонирует с его прической «в скобку», характерной для русского крестьянина, а обшитый узором хитон напоминает рубаху землепашца.

Основание памятника с обеих сторон украшают барельефы. На лицевой стороне изображена сцена сбора средств для ополчения, состоящая из двух групп людей. Правая группа изображает приносящих пожертвования мужчин, а левая - коленопреклоненных женщин в античных одеждах, но русских кокошниках, возлагающих на алтарь победы свои драгоценности. На заднем плане видны фигуры мужчин - отца и его сыновей, которых он благословляет на ратный подвиг. Портретное сходство отца с самим скульптором И. Мартосом неслучайно - его сын в 1812 году сражался с французами в армии . В самом центре барельефа скульптор изобразил принесенные людьми и сложенные на земле пожертвования. Сверху композиции выгравированы слова благодарности потомков освободителям Отечества.

Обратную сторону барельефа занимает сюжет изгнания интервентов, также состоящий из двух композиционных частей. В одной части изображены мужественные русичи во главе с князем Д. Пожарским, конь которого попирает копытом побежденного неприятеля, в другой - в ужасе убегающие враги.

Предыстория создания монумента

Спустя два века после трагического периода в истории средневековой России - Смуты, окончившейся изгнанием иностранных захватчиков из Москвы и победой над Польшей в 1612 году, недавние выпускники гимназии при Санкт-Петербургской Академии Наук, создавшие литературно-общественную организацию - Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, в 1803 году вынесли предложение о увековечивании в бронзе памяти народных героев - К. Минина и Д. Пожарского. Монумент предлагалось установить в - центре народного ополчения.

Скульптору Ивану Мартосу понравилась эта идея, и в 1804 году он приступил к работе над проектом. Первую гравюру будущего памятника выдающийся монументалист представил общественности в 1807 году. А уже в 1808 году жители Нижнего Новгорода подали прошение императору об объявлении конкурса на лучший проект памятника. Участие в конкурсе проектов кроме Ивана Мартоса приняли известные в начале XIX столетия скульпторы и архитекторы - Иван Прокофьев, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Андрей Михайлов и француз Жан Тома де Томон. В ноябре 1808 года победителем конкурса проектов стал скульптор И. Мартос. Императором Александром I был издан указ о начале сбора пожертвований для возведения величественного монумента. В первых числах января 1809 года началась всенародная подписка, и по всем большим губернским городам и небольшим селениям России были разосланы гравюры, на которых был изображен будущий монумент. Сам Александр I был заинтересован в возвеличивании народных героев, принесших свободу и независимость Российской империи от поляков, поэтому первым внес двадцать тысяч рублей для сооружения исторического монумента.

Средства собирали, что называется, «всем миром». В подписке участвовали, кроме представителей дворянских сословий, купцы, мещане и ремесленники. К 1811 году сумма, необходимая для начала работ, была собрана, а имена всех подписчиков напечатаны и преданы гласности. К этому же времени окончательным местом установки монумента, как важного памятника героического прошлого России, была определена Москва, а Нижний Новгород решено было украсить мраморным обелиском в честь героев-ополченцев - К. Минина и Д. Пожарского.

История создания памятника

Над малой и большой моделями памятника скульптор трудился весь 1812 год, лишь ненадолго прервав работу из-за начавшейся Отечественной войны. Победа над французами стала еще одним знаковым событием, на фоне которого создание монумента Минину и Пожарскому приобрело более глубокий, сакральный смысл, а именно - олицетворение победы России над врагами. В печати освещался не только ход работ над созданием монумента и технологии, которыми пользовались мастера при изготовлении деталей памятника, но этой теме также был посвящен цикл статей, в обсуждении которых принимали активное участие все желающие. В феврале 1813 года большая модель монумента была представлена императорской семье и общественности. Матери Александра I, вдовствующей императрице модель понравилась, равно высоко ее оценили члены Императорской Академии Художеств.

Для отливки столь значительного памятника был выбран лучший в то время литейных дел мастер - заведующий Литейным домом Академии Художеств Василий Екимов, и заготовлено свыше тысячи пудов меди. Подготовительные работы продолжались почти до конца лета 1816 года, и вот 5 августа отливка, продолжавшаяся десять часов, была произведена. Таких грандиозных работ в Европе тех лет еще не было. За что В. Екимов получил орден Анны II степени и премию в двадцать тысяч рублей, а сам скульптор И. Мартос - пенсию в четыре тысячи рублей в год пожизненно.

Постамент изначально планировалось делать из сибирского мрамора, но, учтя немалые размеры монумента, мрамор заменили гранитом. Несколько огромных кусков этого камня были доставлены из Финляндии, в то время бывшей провинцией Российской империи, и известный петербургский камнетес Самсон Суханов из трех гранитных глыб изготовил постамент.

Копия монумента в Нижнем Новгороде и другие интересные факты, связанные с легендарным событием

Копию московского монумента, всего на пять сантиметров ниже оригинала, создал российский скульптор Зураб Церетели, воспроизведя даже надпись на постаменте, только без указания года. Установлен монумент на территории нижегородского Кремля возле церкви Рождества Иоанна Крестителя. Как определили историки, именно с паперти этой церкви осенью 1611 года призывал Кузьма Минин собирать народное ополчение. Торжественное открытие памятника произошло 4 ноября 2005 года - в День народного единства, который незадолго до этого, в декабре 2004 года был внесен в список государственных праздников поправкой к федеральному закону «О днях воинской славы».

Одной из версий причины переноса монумента в 1931 году считается событие, произошедшее после смерти вождя революции , когда его соратники начали жестокую борьбу за власть. Тогда, по преданию, на постаменте памятника появилась надпись: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась». Надпись сразу стерли, но памятник перенесли.

Подвиг русских людей - К. Минина и Д. Пожарского на веки-веков вписан в скрижали истории государства Российского, а монумент, созданный в честь народных героев, служит молодому поколению примером самоотверженности, героизма, мужества и готовности отдать свою жизнь за Отечество.


Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Охотный ряд

Сдан: 1818 г.

Скульптор: Иван Мартос

Описание

В бронзе увековечены два героя поднявших Русский народ против Польских захватчиков, захвативших Москву. Гражданин Минин вручает меч князю Пожарскому, и призывает поднять народное ополчение для освобождения Руси от Польских интервентов. Князь Дмитрий Пожарский, сидя, правой рукой принимает меч, а левой опирается на круглый щит.

Скульптурная композиция установлена на большой, гранитный постамент. На постаменте изображены рельефные сцены начала семнадцатого века. Так же на постамент нанесена памятная надпись “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия 1818 год”.

История создания

Идея создания памятника возникла в самом начале 19-го века. Первоначально его планировали разместить в Нижнем Новгороде, откуда началось восстание против агрессоров. В результате конкурса, проект скульптора Ивана Мартоса был признан лучшим.

Значение памятника было настолько велико, что было решено установить памятник в Москве в центре Красной площади. И в 1818 году памятник был торжественно открыт. На открытии присутствовал Император Александр. Еще в 1812 году после победы над Наполеоном памятник стал еще более популярен, хотя была только создана его малая модель. Памятник стал символом свободы и независимости.

В 1931 году памятник был перемещен к Храму Василия Блаженного. А в 2005 году в Нижнем Новгороде была установлена точная, но немного уменьшенная копия памятника , созданная скульптором Зурабом Церетели.

Как добраться

От станции метро Охотный ряд идете через Манежную площадь на Красную площадь. Любуясь Красной площадью, проходите ее насквозь к Храму Василия Блаженного. Здесь у входа в Храм и увидите этот символ освобождения.

Увековечение в бронзе таких деятелей, как Кузьма Захарович Минин (Сухорукий) и Дмитрий Михайлович Пожарский – именно они возглавили Второе народное ополчение в годы Смуты – символизировало два важнейших события в летописи нашего Отечества. Первое – это освобождение Руси от польско-литовских и шведских интервентов в 1612 году, второе – победа в Отечественной войне 1812 года, тоже ставшей «народной войной» за свободу и независимость. Земской староста Минин и князь Пожарский, пожалуй, как никто другой подходили на роль этих символов – очень важных в деле воспитания чувства патриотизма и любви к Родине.

Монумент столь выдающимся личностям заметно выделяется среди достопримечательностей российской столицы. Во-первых, он находится в самом узнаваемом месте Москвы, а имена его персонажей давно стали хрестоматийными. Возле него всегда много туристов, которые с удовольствием фотографируются на его фоне. Во-вторых, у памятника Минину и Пожарскому есть собственная история – интересная, увлекательная и познавательная, о которой нельзя не рассказать…

Из истории памятника Минину и Пожарскому

С идеей построить такой монумент в 1803 году выступили представители интеллигенции, а именно участники одной известной литературно-общественной организации – Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, которое существовало в Петербурге в первой четверти XIX века. О ней сразу же проинформировали императора Александра I Павловича, который к инициативе «снизу» отнесся благожелательно. Тут же огласили конкурс на лучший проект, победитель в котором определился только в 1808 году: им стал известный скульптор-монументалист Иван Петрович Мартос. После этого императором был издан указ, согласно которому сбор средств на строительство памятника начался по всей стране. К 1811 году денег оказалось достаточно, чтобы работы могли стартовать. При этом Москва как место установки скульптурной группы поначалу вообще не рассматривалась: ее предполагалось поставить в Нижнем Новгороде. Почему? Во-первых, в этом городе Минин родился, во-вторых, именно здесь было сформировано ополчение против иноземных захватчиков.

Скульптору во время работы над памятником Минину и Пожарскому позировали… его собственные сыновья. Сегодня трудно сказать, насколько они были крепкими по своему телосложению, но исторические герои получились напоминающими античных богов. Конечно, такой вид скульптур обусловил и тот факт, что Мартос являлся убежденным последователем классического стиля. Однако при ближайшем рассмотрении убеждаешься, что мастер изобразил все же русских, а никаких не эллинов – об этом говорят отдельные детали фигур. Например, одеяние Минина очень напоминает вышитую рубаху, которая была повседневной одеждой, а волосы пострижены «в скобку», что тоже было традиционно для Руси XVII века.

Стоит отметить, что создание памятника Минину и Пожарскому находилось, говоря современным языком, под общественным контролем. В народе, особенно после победы над Наполеоном в 1812 году, видели в будущей скульптуре символ непоколебимости русского духа перед лицом чужеземных захватчиков и с большим интересом следили за реализацией этого, без преувеличения, проекта национального масштаба. Почему монумент все же решили установить в Москве? Взвесив все за и против, решили, что хотя ополчение было собрано в Нижнем Новгороде, победа над польскими интервентами имеет огромное значение для всей России, поэтому уместнее этому памятнику находиться все же в первопрестольной.

На всю композицию ушло порядка 1100 пудов меди, на плавку которой понадобилось без малого полдня. Гранит для пьедестала привезли из Финляндии, а в белокаменную его доставили из Петербурга по воде. Маршрут был такой: сначала Мариинским каналом направились в Рыбинск, затем путь пролегал по Волге вплоть до Нижнего Новгорода, потом вверх по Оке до Коломны и на завершающем этапе – по Москва-реке. Постамент, который изготовил камнетес Самсон Суханов, состоял из трех цельных кусков.

Памятник Минину и Пожарскому установили в самом сердце Красной площади, прямо напротив Верхних торговых рядов (сейчас в этом здании находится ГУМ) и лицом к Кремлю. За это место высказался сам И. П. Мартос. В церемонии открытия монумента 20 февраля (4 марта по новому стилю) 1818 года приняли участие Александр I и члены императорской фамилии. По этому случаю собралось очень много людей, состоялся парад гвардии. Кстати, государь хотел, чтобы памятник стоял к кремлевским стенам спиной, как бы заслоняя от интервентов. Мартос же считал, что если Минин и Пожарский будут, наоборот, смотреть на Кремль, то это более точно отразит исторические реалии того времени: он тогда как раз был занят врагами, а предводители ополчения призывали народ идти и освободить его.

В 1931 году власти решили переместить памятник к собору Василия Блаженного, поскольку на старом месте он мешал парадам и демонстрациям, в советский период проводившимся здесь очень часто. При этом памятник Минину и Пожарскому продолжал оставаться одной из главных достопримечательностей Москвы. Уже в наше время каждую зиму рядом с монументом начали заливать каток. Это стали делать не так давно, возродив тем самым добрую традицию, существовавшую с конца XIX столетия.

Особенности памятника

Скульптурная группа изображает Кузьму Минина, вручающего меч Дмитрию Пожарскому, что символизирует призыв к поднятию народного восстания для освобождения Руси от чужеземцев. Пожарский сидя принимает меч правой рукой, левой опираясь на круглый щит. На постаменте высечена надпись, свидетельствующая о том, что памятник посвящен этим двум выдающимся историческим личностям. И добавлено: «Благодарная Россия, 1818 год».

Кроме того, пьедестал украшен горельефами. Передний изображает простых людей – истинных патриотов, которые жертвовали своим имуществом на благо Родины. На левом изображен сам скульптор Мартос: запечатлен момент, когда скульптор отпускает своих сыновей на защиту родного Отечества. Один из них в 1813 году погиб. На заднем горельефе можно узнать князя Пожарского, изгоняющего из Москвы польских захватчиков.



Если бы в те времена существовала Книга рекордов Гиннесса, тот факт, что скульптурная композиция была отлита целиком, наверняка нашел бы в ней свое отражение, поскольку в Европе до этого за один раз не был отлит еще ни один памятник. Такой результат стал возможен благодаря таланту мастера Академии художеств Василия Екимова, который и занимался отливкой.

А вот надпись на памятнике Минину и Пожарскому подверглась критике со стороны Александра Сергеевича Пушкина. Поэт прямо высказал свое неудовлетворение тем, что данные на «гражданина Минина» упомянуты не полностью и их «не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского». То есть, по его мнению, надо было указать, что он «мещанин Косма Минин по прозвищу Сухорукой» или «Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства».

Внимательный читатель наверняка задался вопросом: если монумент спасителям Отечества установили в Москве, как это восприняли нижегородцы? Не возмущались ли? Ведь памятник, как мы уже сказали, первоначально планировалось установить в их городе, и в последний момент решение было изменено. Каких-либо исторических свидетельств о реакции людей нет, но можно предположить, что они отнеслись к этому с пониманием, поскольку в ту пору делалось всё, чтобы подчеркнуть важную роль Нижнего Новгорода в деле освобождения Руси.

Так, в мае 1817 года, когда отлитый памятник из Санкт-Петербурга отправили водным путем в Москву, специально запланировали заезд в Нижний Новгород. Это было сделано в знак благодарности нижегородцам и признания их героизма в Смутное время, а также для того, чтобы местные жители смогли воочию увидеть монумент. После этого в городе, которому судьбой было уготовано стать родиной ополчения, установили мраморный обелиск в честь Минина и Пожарского.



Уже в наше время, в 2005 году, в Нижнем Новгороде, у стен местного кремля была поставлена чуть меньшая, всего на 5 см, копия памятника Минину и Пожарскому в Москве. Рядом находится храм Рождества Иоанна Предтечи, с паперти которого Минин призывал своих земляков собрать ополчение, полностью его экипировать и без промедления двинуться на защиту первопрестольной от интервентов. Небольшую модель московского памятника вы можете увидеть и в Таганроге, она выставлена в коллекции местного художественного музея.

Памятник Минину и Пожарскому также воспроизведен – разумеется, в миниатюре – в каминных часах в корпусе из бронзы с позолотой, которые заказал в Париже крупный промышленник и меценат Николай Никитич Демидов. Их в 1820 году изготовил для него французский мастер Пьер-Филипп Томир. Эта модель стала отражением гравюры, на которой был запечатлен один из первоначальных проектов скульптора Мартоса. Существует и несколько реплик памятника, в целом повторяющих московский оригинал, но имеющих отличие в деталях. Один такой экземпляр преподнесли в дар императору, ныне он хранится в Эрмитаже, а второй можно увидеть в Петергофском музее.

Как добраться

Доезжаете до станции метро «Охотный ряд», выходите и направляетесь через Манежную площадь к Красной площади, которую нужно пройти, что называется, насквозь – пока не дойдете до храма Василия Блаженного. У входа в него и находится этот символ освобождения – памятник Минину и Пожарскому.

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому - один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.

Изначально установить памятник планировали в 1812 г. к двухсотлетнему юбилею изгнания поляков Вторым ополчением под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина.

Средства на памятник собирались по всей России по всенародной подписке, и его, наконец, решили поставить в центре Красной площади в Москве в 1818 г.

Скульптор Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо и подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство.

Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.

Барельефы на постаменте отражают два ключевых момента из истории Второго ополчения.


Передний барельеф разделен на две части. В правой - группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой - группа женщин. Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.

Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».

На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части - на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой - группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей.


Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, - на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.

После революции снести памятник ни у кого не поднялась рука, единственно его переместили в 1931 г. с центра площади к Собору Василия Блаженного - мешал парадам.

Правда, еще ходила легенда, что кому-то сверху не понравился указующий жест Минина с призывом освободить Кремль от временщиков. К тому же, кто-то в один день нацарапал на постаменте: «Гляди-ка, Князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась» (по другой версии: «Гляди-ка, Князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась»).


P.S. А нижегородцы памятник все-таки получили. Копию работы Церетели в 2005 г. поставили у Кремля на той самой площади, где некогда Минин созывал ополчение.

Подготовил К. Морозов

6 сентября 1817 году Москву прибыл памятник Минину и Пожарскому; он был отлит в Санкт-Петербурге и доставлялся водным путём через Нижний Новгород.

Это была первая скульптурная композиция Москвы и первый памятник, посвященный не государю, а народным героям. У него, как и у его персонажей, своя биография, полная торжества, трудностей и даже колкостей.

Всенародный монумент

Памятник Минину и Пожарскому был построен не на средства государственной казны, а на народные деньги. Инициаторы проекта – Вольное общество любителей словесности, наук и художеств собирали пожертвования со всей России. В 1808 году они разослали по стране гравюры с утвержденным проектом: «дабы оный был известен всем Россиянам». За три года удалось собрать 136 тысяч рублей, чего хватило и на постройку памятника в Москве и возведение обелиска в Нижнем Новгороде.

Двойной повод

На самом деле, памятник Минину и Пожарскому символизирует два события – освобождение Руси от инозменых захватчиков в 1612 году и победу в Отечественной войне, которая также вошла в историю как «народная война». Первоначально планировалось установить «Минина и Пожарского» в 1812 году к двухсотлетию победы второго ополчения, но война разрушила планы авторов проекта, замедлив ход работы. Скульптурная композиция появилась на Красной площади лишь 4 марта 1818 года.

Памятник-кочевник

История создания памятника, как и история его существования, наполнена постоянными спорами о том, где он должен стоять. Самым первым потенциальным местом расположения был Нижний Новгород, где родилось второе ополчение, но, учитывая важность события для страны, Александр I настоял на установке памятника в Москве. Тем не менее, в Нижнем Новгороде сегодня можно увидеть его брата-близнеца, правда, в уменьшенном размере. Он установлен под стенами Нижегородского Кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи, с которой когда-то Минин призывал нижегородцев созвать ополчение.
Скульптурную композицию в 1818 году установили напротив ворот ГУМа. По замыслу архитектора, Минин указывает Пожарскому на Кремль, призывая прогнать поляков из Москвы. В 1931 году памятник перенесли к Собору Василия Блаженного, так как он мешал проведению парадов на Красной площади.

Водным путем

Кстати, памятник Минину и Пожарскому был отлит не в Москве, а в Петербурге. В древнюю столицу скульптуру доставляли водным путем. Перевозка заняла несколько месяцев с 21 мая по 6 сентября 1818 года, так как в планах была обязательная остановка в Нижнем Новгороде. О прибытии долгожданного памятника в город сохранилось упоминание в журнале «Сын Отечества»: «Никакое перо не может изобразить, в какое восхищение приведены были как нижегородские, так и всего тамошнего края жители появлением на тамошних водах столь знаменитого памятника… граждане нижегородские обоего пола и всех возрастов с утра до ночи съезжались к судам зреть сей знаменитый по предмету, искусству и величине своей памятник».

Инновации

Сегодня скульптурная композиция «Минин и Пожарский» может показаться неуникальной, но для того времени это был настоящий технологический прорыв. Несмотря на свой внушительный размер, памятник монолитен, его отливали «одним куском». Для этого понадобилось «1000 пудов штыковой меди, 10 пудов олова, 60 пудов шпиуатеру». Медь плавили около десяти часов, метал в форме остыл лишь спустя пять дней. К началу XIX века такая работа считалась уникальной.

Поэтическая критика

На центральном памятнике Москвы все должно быть с умом. Придерживался этого мнения и Александр Сергеевич Пушкин, который в своих сочинениях сообщал о фактической ошибке в надписи на постаменте: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия». Поэт писал: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова».

Народный фольклор

С памятником «Минину и Пожарскому» связана одна политическая легенда. После смерти В.И. Ленина в 1924 году в верхушке партии началась борьба за власть. В этот нелегкий период, на одном из съездом, неосторожный Григорий Зиновьев выступил с главным докладом «Политическим отчетом ЦК РКП(б)», что являлось прерогативой генерального секретаря. Пошли слухи, что Зиновьеву удалось у всех за спиной прибрать к рукам власть. Так за ним закрепилось прозвище «второй Гришка Отрепьев». Считается, что в это же время на памятнике появилась надпись, вошедшая впоследствии в народный фольклор: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась». Правда, по другой версии, оригинал принадлежал к более позднему периоду, звучал как «Смотри-ка, князь, какая мразь у стен Кремлевских улеглась», и относился к мавзолею Ленина.