июня 20 2010

Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая».

Катерина - натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев, она чувствует красоту природы и любит ее. «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», - рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить

мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. И нежная, поэтическая Катерина в этой мрачной атмосфере «завяла совсем». Как гордая птица, которая не может жить в клетке, она погибает в доме Кабанихи.

Поэтичность и душевная чистота Катерины проявляются в каждом ее . «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» - говорит она, прощаясь с Тихоном. С какой естественной простотой и точностью передают эти слова ее состояние! Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе выхода. Глубокая человеческая тоска звучит в ее мечте о детях: «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать,- ангелы ведь это». Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!

Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой. Но как отличается искренняя, детски чистая религиозность Катерины от ханжеской религиозности Кабанихи! Для Кабанихи религия - это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины - это поэтический мир сказочных образов. «…До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится»,- вспоминает она. В Калинове никто не молился так искренно, как Катерина. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится»,-говорит Борис, и Кудряш сразу безошибочно определяет, что речь идет о Катерине.

И в то же- время. религия - это клетка, в которую «темное царство» заперло душу Катерины. Ведь страх перед «грехом» мучит ее даже сильнее, чем гнет Кабанихи. И то, что она сумела побороть его, свидетельствует о нравственной силе Катерины.

В основе протеста Катерины против гнета «темного царства» лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя - вот имя ее главного врага. Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но «здесь», отмечает , «все как будто из-под неволи». Неволя несовместима с ее свободолюбивой душой. «А горька неволя, ох, как горька!» - говорит она в сцене с ключом, и эта мысль приводит ее к решению увидеться с Борисом. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в «темном царстве» хуже смерти. И она предпочла смерть неволе. «Грустно, горько такое освобождение,- писал Добролюбов,-но что же делать, когда другого выхода нет».

В поведении Катерины проявился, по словам Добролюбова, «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя,- несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе». Добролюбов отмечал, что характер Катерины, составляющий «шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей », отражает новую фазу в развитии русской народной жизни. Настала необходимость в людях с решительным характером, которые воплотили бы общее требование правды и права в решительные действия. Катерина явилась первым в русской литературе типом такого человека. Поэтому Добролюбов и сравнил ее с лучом света, осветившим не только ужасы «темного царства», но и приметы его близкого конца.

Великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова говорила о сценическом воплощении Катерины: «Играю я эту роль смолоду, а только теперь понимаю, как надо ее играть. И совсем я не понимала раньше того, что Катерина - луч света в темном царстве. А надо, чтобы сквозь каждое ее слово, каждое движение где-то проглядывал этот сияющий луч, который стремится прорвать тьму. И пусть Катерина, не найдя дороги к светлой и радостной жизни, погибает: к этому концу ведет не беспомощность, не грусть и не внутреннее опустошение. Напротив - яркий порыв. И только сейчас ему нет выхода из темного царства, но когда-нибудь, скоро будет… Вот так задумал Катерину Островский, так ее и играть надо». Замечательные русские актрисы Л. П. Никулина-Косицкая - первая исполнительница роли Катерины, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова оставили в истории русского театра незабываемые, творчески своеобразные портреты Катерины.

Протест Катерины против деспотизма Кабанихи носил не только личный характер в условиях борьбы против крепостничества он имел большое революционное значение, хотя сама Катерина действовала совершенно бессознательно, отстаивая только свободу собственной личности.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Протест Катерины в драме Островского «Гроза» . Литературные сочинения!

Урок 34. Тема: Протест Катерины против «тёмного царства». В чём трагедия героини и случайна ли её гибель?

Цели:

  1. воспитывать чувство собственного достоинства, умение объективно оценивать поступки других людей, в том числе и литературных персонажей.
  2. развивать навыки связного монологического высказывания.
  3. обучать анализировать образ персонажа, выделять особенности речевой характеристики.

Такая уж я зародилась, горячая!

(Катерина. Из пьесы А.Н.Островского «Гроза»)

ХОД УРОКА

I. ОРГМОМЕНТ

Постановка цели урока: на этом уроке мы поговорим об образе главной героини драмы Островского, выясним в чём заключалась её трагедия и подумаем, случайна ли её смерть?

II. БЕСЕДА С КЛАССОМ

А) Дома вы должны были охарактеризовать Катерину. Каковы же черты её характера?

Катерина не умеет врать, лицемерить, не склонная к обману кого бы то ни было, к притворству, ей свойственны кротость, верность. Но при всей своей кротости она является борцом: не может и не хочет покориться обитателям «тёмного царства», не хочет приспосабливаться к жизни путём лжи. Все её чувства и побуждения искренни, открыты.

Также следует учитывать и значение имени «Катерина».

Екатерина - имя имеет древнегреческие корни и происходит от слова «катариос», которое означает «чистая», «чистокровная», «непорочная», «безупречная», «простая», «чистейшая». Все значения имени реализованы в характере персонажа.

Читая, вы обратили внимание на отношение Катерины к труду, к религии, к семейной жизни. Что можно сказать об этом?

Живя в доме родителей Катерина любила трудиться, заниматься рукоделием, но этот труд был «не из-под палки». Отношение к вере, религиозность Катерины по большому счёту сводятся к чувству религиозного экстаза в церкви, когда на героиню производит впечатление внешняя сторона христианской религии: обрядовость.

В семейной жизни хотела найти любовь и гармонию, но этого не получается. Мужа не любит (хоть и старается), так как «любить его не за что», но жалеет. Следует учесть и тот факт, что Катерина выходила замуж не по любви, а, как и большинство девушек того времени, потому что Тихон был достаточно выгодной партией.

Итак, мы выделили и записали главные черты характера Катерины: кротость, не способность лгать, проявление чувства собственного достоинства; поговорили о её отношении к труду, религии и семье, теперь поговорим о том, какова была жизнь Катерины в доме родителей, до замужества? (д. 1, явл. 7)

«точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала», занималась рукоделием, ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала рассказы странниц и богомолок, гуляла в саду.

Катерина не раз говорит о полёте, сравнивает себя с птицей. О чём может это говорить?

Она хочет свободы. И полёт в данном смысле – это полёт души. Катерина ко всему ещё и свободолюбивая.

Какие новые качества мы можем выявить, проанализировав её монолог (д. 1, явл.7)? Мечтательность, поэтичность.

Б) Почему можем назвать Катерину поэтической натурой? Она рассказывает о посещениях церкви, о своих снах, рассказывает с воодушевлением, используя выразительные средства народно-поэтического языка, просторечия; её речь оживляют различный интонации, что является проявлением эмоций, впечатлений от увиденного, Катерина не стремится скрыть всё в себе, она открыта этому миру, также в речи много риторических вопросов и восклицаний, часто предложения незакончены, речь похожа на песню по своей мелодичности, на произведение народного творчества.

В) Жизнь в доме мужа (д. 2, явл. 3, явл. 10). Как живётся Катерине в доме Кабановых?

«я у вас завяла совсем», «да здесь всё как будто из-под неволи», «душно». Атмосфера, царящая в доме Кабановых, - страх. Всё основывается на приказаниях свекрови, которой свойственны ханжество, лицемерие.

Мы видим, как резко меняется жизнь девушки. Как пагубно воздействует на нее атмосфера дома мужа и всего города Калинова.

Почему Катерина обращает внимание на Бориса? Только ли от невыносимо жестких условий жизни, от бесконечного гнёта свекрови?

Катерина чувствует потребность любить – быть любимой и отдавать кому-то свою любовь. Но к мужу таких чувств не испытывает, как и он сам, детей у них нет, хотя она мечтает о детях.

На Бориса обращает внимание, потому что он отличается от других жителей города Калинова. Он интеллигентен, отчасти робок, образован, отличается от невежественного мужа. И вся жажда любви, независимости, воли проявляется в любви Катерины к Борису.

Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает? Предрассудки, нежелание лгать, хитрить, совершать грех.

Поборола ли их Катерина? Какая художественная деталь является символом её душевной борьбы, борьбы самой с собой?

Она победила все предрассудки, согласившись на встречу с Борисом. Но это далось Катерине нелегко. Символом внутренней борьбы является ключ от калитки.

Давайте посмотрим, как шла борьба героини с собой. Приведите цитаты, доказывающие это.

С одной стороны, она не хотела встретиться с Борисом, не хотела нарушить клятву, данную супругу. («Вот погибель-то!», «Бросить!»), но её жажда любви, свободы берёт верх («Видно сама судьба этого хочет.», «Да что я себя обманываю!») Таким образом, можем сказать, что любовь к Борису – это проявление воли. Отказ от неё (любви) предполагал бы полное подчинение миру Кабановых и Диких .

Но обретает ли Катерина свободу?

С одной стороны – да, она вольна делать, к чему призывает её «горячее сердце», а с другой – голос совести не оставляет героиню, вступив на путь измены она, натура чистая, уже погибла. Но и при том, нельзя не отметить ещё одну черту Катерины – решительность (« Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть режь меня!»).

Таким образом, можем сказать, что полюбив Бориса, согласившись на встречи с ним она уже заявила свой протест против затхлых моральных устоев Калиновского общества, она уже говорит о том, что пути назад нет. Разве сможет она вновь вернуться к прежней рабской, «душной» жизни?!

Г) Почему же кается Катерина? (д. 4, явл. 6)

Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?

В разговоре с Варварой Катерина говорит: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». «Такая уж я зародилась, горячая» – что значит эта фраза?

Катерина – герой, руководствующийся сердцем. Поэтому и относится к ряду персонажей Островского, называемых «горячим сердцем».

В христианстве покаяние – очищение. Иногда некоторые из нас ходят в церковь на исповедь, покаяться в грехах, которые Господь отпустит, и к нам придёт очищение. Приходит ли очищение к Катерине?

Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче – не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам.

А как ведёт себя Борис? Он остаётся как будто в стороне от произошедшей драмы. Его поведение рационально, не делает опрометчивых выводов и не принимает необдуманных решений. Он оказался не в силах помочь Катерине изменить свою жизнь, освободить её от гнёта «тёмного царства».

Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса (д. 5, явл. 3). Здесь каждый проявляет свои качества в большей мере.

Борис безволен. Он безропотно подчиняется воле дяди, боясь потерять его благосклонность и, следовательно, долю в наследстве. Он идёт проститься «с местом», но не с Катериной. Сам называет себя «вольная птица» - полная противоположность Катерины. И Борис не рискует ради нее своей свободой. К тому же сетует на судьбу: «Лучше б бежать мне тогда». Не хочет взять Катерину с собой, она была бы в данной ситуации для него обузой, потому что Катерина страдает за двоих, а он исключительно за себя. Решительность молодой женщины («Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!») подчёркивает слабость, трусость её избранника: «Не застали б нас здесь!».

Борис уходит от Катерины со словами «Умерла бы поскорее». Зачем он так говорит, неужели он, безмерно любимый Катериной, желает ей смерти?

Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение её – забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может, так как в то время её могли вернуть через полицию.

Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть презираемой всеми?

Д) обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Как вы относитесь к её гибели? Разве это единственный выход? Обратите внимание на то, что девушка она была религиозной, а самоубийство – самый страшный грех! Неужели даже это не останавливает героиню пьесы Островского?

Смерть героини – это протест. Так как остаться жить значило бы смириться, подавить свои чувства, отказаться от воли, стать рабом самодуров, перечеркнуть своё чувство собственного достоинства – стать безвольным существом.

Таким образом, смерть Катерины – это протест против «тёмного царства», это утверждение силы свободы человека.

Сделаем вывод, отталкиваясь от всего, о чём говорили сегодня на уроке: в чём же трагедия Катерины, случайна ли её гибель?

Катерина не смогла смириться и подчиниться законам «тёмного царства». Вступив на путь измены она уже погибла. Такое положение вещей не для её чистой души. Самоубийство – и победа, и наказание. Мы можем осуждать героиню, можем ей сочувствовать, но иного выхода у неё не было.

ВЫВОД ПО УРОКУ

(под запись): трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, это утверждение силы свободы человека, его победа над предрассудками, это утверждение воли и чувства собственного достоинства. Трагедия Катерины не в том, что при живом муже она отдала своё сердце другому человеку, а в том, что ей некому больше было отдать сжигающее её чувство. Бориса полюбила на «безлюдье». Её губит не запретная любовь к Борису, а поиск её. Смерть Катерины – неизбежный исход для «горячего сердца».

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Задания по группам:

  1. Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
  2. Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
  3. Третья группа: анализ д.5 – явл.2

Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость?

Урок 34. Тема: Протест Катерины против «тёмного царства». В чём трагедия героини и случайна ли её гибель?

Цели:

  1. воспитывать чувство собственного достоинства, умение объективно оценивать поступки других людей, в том числе и литературных персонажей.
  2. развивать навыки связного монологического высказывания.
  3. обучать анализировать образ персонажа, выделять особенности речевой характеристики.

Такая уж я зародилась, горячая!

(Катерина. Из пьесы А.Н.Островского «Гроза»)

ХОД УРОКА

I. ОРГМОМЕНТ

Постановка цели урока: на этом уроке мы поговорим об образе главной героини драмы Островского, выясним в чём заключалась её трагедия и подумаем, случайна ли её смерть?

II. БЕСЕДА С КЛАССОМ

А) Дома вы должны были охарактеризовать Катерину. Каковы же черты её характера?

Катерина не умеет врать, лицемерить, не склонная к обману кого бы то ни было, к притворству, ей свойственны кротость, верность. Но при всей своей кротости она является борцом: не может и не хочет покориться обитателям «тёмного царства», не хочет приспосабливаться к жизни путём лжи. Все её чувства и побуждения искренни, открыты.

Также следует учитывать и значение имени «Катерина».

Екатерина - имя имеет древнегреческие корни и происходит от слова «катариос», которое означает «чистая», «чистокровная», «непорочная», «безупречная», «простая», «чистейшая». Все значения имени реализованы в характере персонажа.

Читая, вы обратили внимание на отношение Катерины к труду, к религии, к семейной жизни. Что можно сказать об этом?

Живя в доме родителей Катерина любила трудиться, заниматься рукоделием, но этот труд был «не из-под палки». Отношение к вере, религиозность Катерины по большому счёту сводятся к чувству религиозного экстаза в церкви, когда на героиню производит впечатление внешняя сторона христианской религии: обрядовость.

В семейной жизни хотела найти любовь и гармонию, но этого не получается. Мужа не любит (хоть и старается), так как «любить его не за что», но жалеет. Следует учесть и тот факт, что Катерина выходила замуж не по любви, а, как и большинство девушек того времени, потому что Тихон был достаточно выгодной партией.

Итак, мы выделили и записали главные черты характера Катерины: кротость, не способность лгать, проявление чувства собственного достоинства; поговорили о её отношении к труду, религии и семье, теперь поговорим о том, какова была жизнь Катерины в доме родителей, до замужества? (д. 1, явл. 7)

«точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала», занималась рукоделием, ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала рассказы странниц и богомолок, гуляла в саду.

Катерина не раз говорит о полёте, сравнивает себя с птицей. О чём может это говорить?

Она хочет свободы. И полёт в данном смысле – это полёт души. Катерина ко всему ещё и свободолюбивая.

Какие новые качества мы можем выявить, проанализировав её монолог (д. 1, явл.7)? Мечтательность, поэтичность.

Б) Почему можем назвать Катерину поэтической натурой? Она рассказывает о посещениях церкви, о своих снах, рассказывает с воодушевлением, используя выразительные средства народно-поэтического языка, просторечия; её речь оживляют различный интонации, что является проявлением эмоций, впечатлений от увиденного, Катерина не стремится скрыть всё в себе, она открыта этому миру, также в речи много риторических вопросов и восклицаний, часто предложения незакончены, речь похожа на песню по своей мелодичности, на произведение народного творчества.

В) Жизнь в доме мужа (д. 2, явл. 3, явл. 10). Как живётся Катерине в доме Кабановых?

«я у вас завяла совсем», «да здесь всё как будто из-под неволи», «душно». Атмосфера, царящая в доме Кабановых, - страх. Всё основывается на приказаниях свекрови, которой свойственны ханжество, лицемерие.

Мы видим, как резко меняется жизнь девушки. Как пагубно воздействует на нее атмосфера дома мужа и всего города Калинова.

Почему Катерина обращает внимание на Бориса? Только ли от невыносимо жестких условий жизни, от бесконечного гнёта свекрови?

Катерина чувствует потребность любить – быть любимой и отдавать кому-то свою любовь. Но к мужу таких чувств не испытывает, как и он сам, детей у них нет, хотя она мечтает о детях.

На Бориса обращает внимание, потому что он отличается от других жителей города Калинова. Он интеллигентен, отчасти робок, образован, отличается от невежественного мужа. И вся жажда любви, независимости, воли проявляется в любви Катерины к Борису.

Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает? Предрассудки, нежелание лгать, хитрить, совершать грех.

Поборола ли их Катерина? Какая художественная деталь является символом её душевной борьбы, борьбы самой с собой?

Она победила все предрассудки, согласившись на встречу с Борисом. Но это далось Катерине нелегко. Символом внутренней борьбы является ключ от калитки.

Давайте посмотрим, как шла борьба героини с собой. Приведите цитаты, доказывающие это.

С одной стороны, она не хотела встретиться с Борисом, не хотела нарушить клятву, данную супругу. («Вот погибель-то!», «Бросить!»), но её жажда любви, свободы берёт верх («Видно сама судьба этого хочет.», «Да что я себя обманываю!») Таким образом, можем сказать, что любовь к Борису – это проявление воли. Отказ от неё (любви) предполагал бы полное подчинение миру Кабановых и Диких .

Но обретает ли Катерина свободу?

С одной стороны – да, она вольна делать, к чему призывает её «горячее сердце», а с другой – голос совести не оставляет героиню, вступив на путь измены она, натура чистая, уже погибла. Но и при том, нельзя не отметить ещё одну черту Катерины – решительность (« Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть режь меня!»).

Таким образом, можем сказать, что полюбив Бориса, согласившись на встречи с ним она уже заявила свой протест против затхлых моральных устоев Калиновского общества, она уже говорит о том, что пути назад нет. Разве сможет она вновь вернуться к прежней рабской, «душной» жизни?!

Г) Почему же кается Катерина? (д. 4, явл. 6)

Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?

В разговоре с Варварой Катерина говорит: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». «Такая уж я зародилась, горячая» – что значит эта фраза?

Катерина – герой, руководствующийся сердцем. Поэтому и относится к ряду персонажей Островского, называемых «горячим сердцем».

В христианстве покаяние – очищение. Иногда некоторые из нас ходят в церковь на исповедь, покаяться в грехах, которые Господь отпустит, и к нам придёт очищение. Приходит ли очищение к Катерине?

Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче – не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам.

А как ведёт себя Борис? Он остаётся как будто в стороне от произошедшей драмы. Его поведение рационально, не делает опрометчивых выводов и не принимает необдуманных решений. Он оказался не в силах помочь Катерине изменить свою жизнь, освободить её от гнёта «тёмного царства».

Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса (д. 5, явл. 3). Здесь каждый проявляет свои качества в большей мере.

Борис безволен. Он безропотно подчиняется воле дяди, боясь потерять его благосклонность и, следовательно, долю в наследстве. Он идёт проститься «с местом», но не с Катериной. Сам называет себя «вольная птица» - полная противоположность Катерины. И Борис не рискует ради нее своей свободой. К тому же сетует на судьбу: «Лучше б бежать мне тогда». Не хочет взять Катерину с собой, она была бы в данной ситуации для него обузой, потому что Катерина страдает за двоих, а он исключительно за себя. Решительность молодой женщины («Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!») подчёркивает слабость, трусость её избранника: «Не застали б нас здесь!».

Борис уходит от Катерины со словами «Умерла бы поскорее». Зачем он так говорит, неужели он, безмерно любимый Катериной, желает ей смерти?

Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение её – забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может, так как в то время её могли вернуть через полицию.

Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть презираемой всеми?

Д) обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Как вы относитесь к её гибели? Разве это единственный выход? Обратите внимание на то, что девушка она была религиозной, а самоубийство – самый страшный грех! Неужели даже это не останавливает героиню пьесы Островского?

Смерть героини – это протест. Так как остаться жить значило бы смириться, подавить свои чувства, отказаться от воли, стать рабом самодуров, перечеркнуть своё чувство собственного достоинства – стать безвольным существом.

Таким образом, смерть Катерины – это протест против «тёмного царства», это утверждение силы свободы человека.

Сделаем вывод, отталкиваясь от всего, о чём говорили сегодня на уроке: в чём же трагедия Катерины, случайна ли её гибель?

Катерина не смогла смириться и подчиниться законам «тёмного царства». Вступив на путь измены она уже погибла. Такое положение вещей не для её чистой души. Самоубийство – и победа, и наказание. Мы можем осуждать героиню, можем ей сочувствовать, но иного выхода у неё не было.

ВЫВОД ПО УРОКУ

(под запись): трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, это утверждение силы свободы человека, его победа над предрассудками, это утверждение воли и чувства собственного достоинства. Трагедия Катерины не в том, что при живом муже она отдала своё сердце другому человеку, а в том, что ей некому больше было отдать сжигающее её чувство. Бориса полюбила на «безлюдье». Её губит не запретная любовь к Борису, а поиск её. Смерть Катерины – неизбежный исход для «горячего сердца».

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Задания по группам:

  1. Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
  2. Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
  3. Третья группа: анализ д.5 – явл.2

Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость?


Оборудование: портрет а. н. Островского; иллюстрации к драме; фрагменты из кинофильма или спектакля; тексты драмы; эпиграф на доске.

Под деревцом могилушка… как хорошо… а. н. Островский. Катерина

Надо мной, чтоб вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

М. Ю. Лермонтов

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. приветствие учителя

2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь

II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1. Вопросы на восприятие содержания драмы

♦ Какие чувства вызвало у вас чтение «Грозы»?

♦ Ожидали ли вы такого финала?

2. обращение к эпиграфам урока

♦ Почему к сегодняшнему уроку взяты такие эпиграфы? Как они связаны с темой?

♦ Что в миропонимании героини драмы «Гроза» и поэта Лермонтова их объединяет? О чём это говорит? (О неприятии «земного» мира; у героини Островского - «тёмного царства»; о понимании смерти как избавления, освобождения от него)

III. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение наизусть монолога Кулигина

2. Выразительное чтение наизусть монолога Катерины

IV. Проблемно-исследовательская беседа по теме урока

♦ Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах? (Неспособность лицемерить, лгать, прямота, неумение приспосабливаться и покоряться)

♦ Откуда появились в героине эти черты? Почему автор только о Катерине рассказывает так подробно? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала её в детстве и окружает в семье мужа? Заполним таблицу.

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Катерины главное - жить согласно своей душе Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему

Š В чём выражается протест Катерины? Можем ли мы назвать её любовь к Борису протестом? (Вопрос спорный. Можно, если считать, что любовь - это и есть стремление жить по законам своей души. Нельзя, если считать, что Катерина поступает вопреки своим нравственным нормам.)

Š В чём сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису - это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви - это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.)

Š Почему Катерину пугает приближающаяся гроза? Какое символическое звучание в пьесе получает это природное явление, помогая воплощению авторского замысла?

Š Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и её сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней. (Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь - всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за неё. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.)

Š Островский писал: «Катерина - женщина с страстной натурой и сильным характером. Она доказала это своей любовью к Борису и самоубийством. Катерина, хотя и забитая средой, при первой же возможности отдаётся своей страсти, говоря перед этим: «Будь что будет, а Бориса я увижу!». …Положение Катерины стало безвыходным. Жить в доме мужа нельзя. …Катерина пришла к убеждению, что жить, как жила раньше, нельзя, и, имея сильную волю, утопилась…». Во всём ли вы принимаете авторскую интерпретацию характера героини? Можно ли её назвать трагической героиней?

Š Докажите, что смерть Катерины - это протест. (Смерть Катерины - это протест, бунт, призыв к действию, который услышан другими героями: Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрёк в немилосердии.)

Š Сможет ли город Калинов жить по-старому?

V. Обобщающая беседа на основе литературного наблюдения

Литературное наблюдение

Учитель. Сравните монолог Катерины (действие V, явление 4) и отрывок из стихотворения М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу… ». найдите общие черты: мысли, лексику, ритм и т. п. а в чём разница?

Монолог Катерины

Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день, мой слух

Лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, надо мной, чтоб вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел В могиле лучше… Под деревцом могилушка… Как хорошо!.. Солнышко её греет, дождичком её мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жёлтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается), всякие… так тихо! так хорошо! Мне как будто легче! а об жизни и думать не хочется если попробовать записать монолог Катерины стихотворными строками, что получится? (Что-то похожее на народную лирическую песню)

Это случайность? Что таким образом выражает Островский? (Народное понимание смерти как освобождения от страданий, как примирения с самим собой.)

VI. Подведение итогов урока

VII. Домашнее задание

1) группе «критиков»:

Рассказать о взглядах н. а. Добролюбова на драму «Гроза» с опорой на цитатный к его статье «луч света в тёмном царстве»;

Рассказать о взглядах а. Григорьева на драму «Гроза» с опорой на план к его статье «После “Грозы” Островского»;

Рассказать о взглядах Д. Писарева на драму «Гроза» с опорой на план к его статье «Мотивы русской драмы».

2) группе «театроведов»: подготовить сообщение о сцени

Ческой истории «Грозы».

Александр Николаевич Островский - великий русский драматург, автор множества пьес, описывающих русскую жизнь. «Гроза» является, без сомнения, вершиной его творчества, где он поставил актуальнейший вопрос своей эпохи - освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение. Создание «Грозы» издавна связывали с впечатлениями Островского от пребывания в Костроме, где в ноябре 1859 года разыгрались трагические события, которые во многом совпадают с сюжетом драмы. Молодая женщина из купеческой семьи покончила жизнь самоубийством, бросившись в Волгу. Она не хотела мириться со своеволием властной и недоброжелательной свекрови. Удивительно совпадала и история ее тайной любви с обстоятельствами жизни Катерины, и основные черты характера мужа с образом Тихона. Драма «Гроза» основана на фактах достоверных.

Основное внимание Островский уделяет образам Марфы Игнатьевы Кабановой и ее невестки Катерины. Два противоположных характера. Кабаниха тиранит своих близких, она «поедом ест», «точит, как ржа железо», подавляя мысль, живое существо, стремление к воле, утверждая страх и повиновение. Лицемерная, хитрая и злая ханжа, она оделяет нищих, окружает себя льстивыми странницами, говорит о любви к детям и в то же время делает их жизнь невыносимой.

С особенной глубиной раскрывает Островский образ Катерины - прекрасной русской женщины, в характере которой сочетается поэтичность, непосредственность и нежность с огромной волей и способностью к решительному бунту против гнета и бесправия. Страстная и вольнолюбивая Катерина не могла смириться с грубым произволом, не могла довольствоваться жизнью, которую вели окружающие. «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!», - говорит она Варваре. В ее рассказах о прежней жизни, в мечтах отражается цельная, поэтическая натура, ее стремление к воле, любви, счастью. Она не может лгать и приспосабливаться, как Варвара; и вместе с тем, сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями и бежать с Борисом. В образе Катерины Островский создал самобытный, цельный русский характер, который, по утверждению Добролюбова, «выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе».

Катерина ни в ком и нигде не находит поддержки. Лавина неприятностей обрушилась на нее, И конфликт становится неразрешимым. Катерина настолько совестливый человек, что не может жить во лжи, с грехом в душе. Она не приемлет сочетание любви и лжи. Внутренний конфликт терзает ее душу и перед самоубийством. До последней минуты пронесла Катерина горячую веру в любовь, надежду на сострадание. «Друг мой! Радость моя! Прощай!»- ее последние слова, подчеркивающие трагическую высоту духа героини, делающие ее идеалом русской женщины.