Лепка с раннего детства знакома каждому, ведь ее безграничный потенциал для ребенка незаменим. Занятие развивает воображение и пространственное мышление, мелкую моторику, помогает понять цвет и форму предметов, заставляет проявить фантазию. Но когда начать знакомить малыша с видами лепки, аппликациями из пластилина, как заниматься и на каких материалах остановиться? Ответы на эти и другие вопросы интересуют многих родителей.

Лепка и ее польза

Искусство придания формы пластическому материалу считается необыкновенно живым и, что важно, осязаемым. Лепка по праву занимает место одного из самых эмоциональных деятельности. Даже ребенок раннего дошкольного возраста создает реальный или вымышленный образ, к которому можно прикоснуться, а не только представить или увидеть.

Возможности лепки широко используются для развития детей. При ее помощи ребенок способен:

  • разнообразить свой сенсорный опыт, получая представление о материале, его структуре, пластичности, форме и цвете;
  • создавать объемные поделки;
  • развивать мелкую моторику и координировать одновременно работу обеих рук;
  • получать эстетическое воспитание.

Это тот случай, когда важен не только процесс, но и результат. Малышу интересно наблюдать, как бесформенный комок приобретает очертания знакомого предмета. Он трансформируется бессчетное количество раз, пока не появится удовлетворение от результата.

Материалы. Какие они?

Изобразительная деятельность в ДОУ обязательно включает традиционные техники и рисование, лепку и конструирование. Большое значение имеет возраст малыша. Он важен не только для задач, которые предстоит поставить ребенку, но и для правильного выбора материала. И дома, и в детском саду особенно широко применяются глина и классический пластилин. Последний может быть также восковой, плавающий, с блестками, магнитный, флуоресцентный, перламутровый.

Какие еще бывают материалы? Стоит остановиться на самых популярных.

Яркое тесто для лепки отличается податливостью и мягкостью. С ним легко работать с первых минут, но готовая поделка не сохранит форму надолго и не все детали можно скрепить друг с другом. В составе производителем заявлены безвредные компоненты, потому подойдет для малышей, начинающих лепить.

Шариковый пластилин часто вызывает любопытство ребенка, которого привлекают насыщенные цвета и необычная текстура. Бывает различных видов:

  1. Незасыхающим можно играть долгое время, важно лишь не смешивать цвета.
  2. Засыхающий имеет иные свойства: при комнатной температуре становится твердым, но хрупким. Поэтому им лучше декорировать фигурки или формы. К примеру, можно сделать симпатичную вазу. Для этого отрезать нижнюю часть пластиковой бутылки, а затем задекорировать с внешней стороны этим материалом. Предлагать детям от 3 лет. Играть в присутствии родителей.

Ассортимент велик и постоянно появляются все новые варианты. Лепить можно пастой для моделирования, мягкой массой, из соленого теста, обыкновенного влажного или кинетического песка, полимерной глины, снега.

Глина и пластилин: сравнение свойств

Изучая виды лепки, на занятиях применяется два вида материала. Оба пластичные, доступные и имеют свои особенности.

Глина считается наиболее ценным и экологически чистым материалом. Она обладает особой выразительностью, не зря еще с давних времен использовалась для строительства и изготовления посуды. Необыкновенные свойства сделали ее основным материалом для детей:

  • нейтральный цвет;
  • способность прекрасно сохранять форму;
  • возможность выбрать кусок любого размера;
  • наличие однородной текстуры;
  • дает возможность понять целостность формы, не отвлекаясь на детали;
  • изделия можно сушить, а после продолжать работу (окрашивать, создавать скульптурные композиции, использовать для декорации).

К минусам относятся особенности сушки, на которую требуется время. Ребенок раннего возраста может потерять интерес к результату. Сохранять глину рекомендуется в прохладном сыром помещении в пластмассовом контейнере под влажной тканью.

Пластилин - материал, требующий специальной подготовки перед использованием. Его особенности также активно применяются для обучения видам лепки в детском саду:

  • достаточно прочный материал;
  • детали легко скрепляются;
  • цвет вносит разнообразие в работу, но может отвлекать от целостного восприятия формы.

Из минусов пластилина:

  • не подходит для малышей из-за состава;
  • перед началом лепки его предстоит размять или нагреть, чтобы сделать податливым, поэтому подойдет для детей старше 3 лет.

Когда и с чего начинать

Взрослым во время занятий придется находиться рядом с малышом.

Во-первых, так безопаснее, ведь малыш способен попробовать материал на зуб.

Во-вторых, необходимо помочь ребенку освоить азы этого вида изобразительного искусства: показать материалы, познакомить с их свойствами, основными приемами и видами лепки.

Слушая родителя или педагога, малыш активно пополняет словарный запас и учиться вести диалог. Задания должны соответствовать возрасту. Если старший дошкольник способен сотворить фигурку животного или красивую пластилинографию самостоятельно, то кроха в лучшем случае сможет освоить лишь самые простые приемы лепки.

Начинать можно в возрасте около 9-12 месяцев. Конечно, малышу трудно усидеть на одном месте, но в этом нет необходимости. Достаточно того, что он получает новые тактильные ощущения и осознает, что в его маленьких ручках материал может принимать различную форму. Важно не заставлять ребенка заниматься тем, чем он не хочет в данный момент, а предложить позже.

Приемы лепки

В самом начале они отличаются простотой:

  • отщипывание - отделение большим и указательным пальцами небольшого кусочка от одного крупного;
  • разминание - надавливание пальцами или рукой;
  • сплющивание - сжатие материала и придание ему плоской формы.

Позднее приемы усложняются и ребенок осваивает новые:

  • скатывание - создание формы шара круговыми движениями ладони;
  • раскатывание - формирование „колбасок” ладонями;
  • сглаживание - придание округлости форме;
  • вдавливание - нажатием большого или указательного пальца делается углубление;
  • заострение - придание острого конца при помощи прижимания пальцами со всех сторон;
  • прищипывание - оттягивание и заострение одного края;
  • соединение - скрепление деталей друг с другом.

Ребенку постепенно удаются все более сложные действия с материалом. Результатом работы становится законченная композиция.

Основные виды лепки

От взрослого ребенок получает сведения об изобразительной деятельности, а на основе собственного опыта он пробует выполнить поставленные задачи самостоятельно. Со временем их решение перерастает в творчество, а материал становится более разнообразным.

Важно постепенно переходить от простого к сложному, чтобы ребенок не разочаровался в неудаче. Сначала изучаются отдельные приемы. Знания закрепляются, оттачиваются. Позже предлагаются все новые задачи, для которых необходимо правильно выбрать нужный способ из разных видов лепки. Все они имеют свои особенности:

  1. Скульптурный заключается в том, что изделие лепится из цельного куска. Этот метод считается более сложным, поскольку необходимо представление о пропорциях и форме. Чтобы создать поделку, дети используют такие приемы, как оттягивание, удлинение, прищипывание, сглаживание.
  2. Конструктивный, когда работа создается из отдельных частей. Дети начинают с самой крупной, постепенно изготавливая все более мелкие. Когда все детали подготовлены, остается их соединить между собой. Благодаря конструктивному виду лепки можно легко сравнить элементы по форме и величине, например, туловище животного крупнее, а хвост - значительно меньше.
  3. Комбинированный включает оба вышеназванных способа. Часть фигурки вылепливается из целого куска, например, ноги и туловище человека. Остальные части создаются отдельно и прикрепляются к основе.

Можно добавить элементы рельефной лепки для объема и естественности. Например, чтобы получились перья птиц, нужно наложить отдельные небольшие кусочки и, используя различные приемы, придать им нужную форму.

Какие еще существуют виды лепки

Имеется еще одна классификация - с точки зрения сюжета:

  1. Предметная лепка применяется для изображения отдельных предметов: животных, людей, мебели и др. Дети учатся придавать окончательную форму материалу, используя для этого всевозможные приемы, которыми владеют.
  2. Сюжетная лепка необходима для развития у ребенка воображения и пространственного мышления. Этот способ предполагает создание уже не одного предмета, а целой истории. Все фигурки устанавливаются на подставку и объединяются общим сюжетом. Процесс довольно длительный, требующий времени и сил, но от этого не менее увлекательный.
  3. Декоративная лепка знакомит с народным прикладным искусством и его видами. Кроме того, она учит заранее обдумывать тему будущей поделки: эскиз, орнамент, форму и роспись. К примеру, ребенок задумал слепить вазу в виде цветка и украсить растительным орнаментом. Здесь также предлагается выбор: можно нацарапать его острым предметом или выполнить из мелких деталей. Таким способом создаются украшения, статуэтки, сосуды, настольные пластины.

Лепка в детском саду

На занятиях педагоги уделяют особое внимание искусству придания формы пластическому материалу. Самых маленьких начинают знакомить с основными методами и приемами лепки. Крохи учатся отщипывать кусочки, скатывать шарики и колбаски.

Постепенно задания усложняются. Становится важна индивидуальная работа в группе. Например, воспитатель показывает, как изобразить фактуру шерсти животного или травы на земле. Объяснение делается для всей группы, но после педагог может помочь освоить навык каждому ребенку отдельно.

Давая задание, педагог на время устраняется, чтобы дать возможность детям попробовать свои силы, применив собственные знания и творческие способности.

Что необходимо знать и уметь

Конечно, малыши лишь знакомятся в ДОУ с видами лепки, материалами, пробуют новые тактильные ощущения. В старшем дошкольном возрасте необходимо знать и уметь гораздо больше, чтобы занятие лепкой принесло удовольствие:

  1. Чтобы сформировать зрительное восприятие, сначала дети рассматривают изображения или фигурки животных, людей, предметов. Наблюдая, выделяют основные формы или отдельные черты. Поняв характерные признаки, будет легче создать образ. К примеру, при лепке слона используются его выразительные признаки: длинный хобот, массивное туловище и крупная голова.
  2. Расширяя кругозор и рассматривая различные изображения знакомых предметов, ребенок накапливает зрительные образы, которые позже пригодятся. Например, представляя прыжок кошки, полет птицы, ходьбу человека, он сможет слепить их или нарисовать.
  3. При лепке с натуры дети сравнивают свою работу с примером. Для этого придется сначала рассмотреть его и обсудить характерные черты.
  4. Если поставлена задача создать свою поделку по представлению, то придется проявить самостоятельность в решении образа. Большую помощь окажут игровые ситуации. Например, воспитатель заранее рассказывает, что дети будут лепить для Деда Мороза лесных зверей, которых он пригласит на праздничный карнавал.

Пластилиновые картины

Кроме объемных фигур, изготавливаемых при помощи различных видов детской лепки, можно выполнить аппликации. Их преимущество в том, что на такую картину понадобится гораздо меньше материала, а процесс и результат порадуют не меньше.

Техника, принцип которой заключается в создании называется пластилинография. Изображение получается полуобъемное и яркое.

Выполнять можно на любой поверхности: стекле, плотном картоне, компьютерном диске или деревянной доске. Кроме того, для работы понадобится разноцветный пластилин. Сюжетом станет готовый рисунок (раскраска). Заполнять белое пространство можно разноцветными шариками, жгутиками или цельными деталями, применив прием размазывание.

Заключение

Лепка стала важным занятием, развивающим фантазию, мышление, мелкую моторику. Создание детьми даже самых простых поделок из глины или пластилина является интересным творческим процессом. Из бесформенного комка получается миниатюрный образ, картина или скульптурная группа. Это почти волшебство!

Используя основные виды лепки, ребенок учится превращать в действительность свой зрительный образ. Узнавая многочисленные приемы, дети своими руками могут создать восхитительные сюжетные скульптуры, пластилинографии, мозаичные картины или элементы декора.

    Предметная лепка

    Сюжетная лепка

    Декоративная лепка в детском саду.

    Конструктивный - простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

    Пластический-

    Комбинированный-

    Основные приемы лепки

    Приемы лепки

    Описание

    Отщипывание

    Сплющивание

    Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек - придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.

    Скатывание

    Вдавливание

    Заострение

    Раскатывание

    Соединение

    Прищипывание

    Литература.

    5. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008

Просмотр содержимого документа
«Основные методы и приемы в лепке в различных возрастных группах »

Основные методы и приемы в лепке в различных возрастных группах

Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».

В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел - их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно.

Изобразительная деятельность детей включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в воспроизведении представлений ребёнка об окружающем мире.

Рабочим материалом для лепки может быть, как глина так и пластилин или солёное тесто. Своеобразность лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях.

Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Предметы, которые они создают, используются в игровой деятельности.

Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.

На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество.

В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.

Во время ознакомления с предметом ребенок учится понимать его красоту. Он сам начинает передавать в лепке отдельные выразительные его признаки, старается тщательно обработать поверхность изделия, разукрашивает его орнаментом и т.д.

Лепка помогает воспитать любопытство к изобразительной деятельности. Ребёнок ставит перед собой определённую цель и доводит начатое дело до конца, а это оказывает содействие развитию организованности, целеустремлённости и настойчивости, дисциплинирует его.

Взрослым нужно помнить, что они должны учить ребёнка лепить, а не делать из него скульптора, и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.

Для детей трёх-четырёх лет рекомендуется лепить: столбики, апельсины, вишенки, бублики, крендельки, пирожки, вареники и др. Приёмы лепки, как раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание пластилина (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы), оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.).

Для работы с детьми пяти лет рекомендуется лепить: яблочко, морковь, мисочка, тарелочка, чашечка, стакан и др., где в основе лепки предметов лежат формы цилиндра, конуса (овощи, фрукты, игрушки и др.), приёмы лепки, как закругление и заострение (морковь, самолёт), вдавливание (корзина, чашечка, блюдце), загибание краёв, соединение частей, деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием.

Для детей шести-семи лет рекомендуется лепить: петрушка, курочка, уточка, птичка, котик, собачка, лисичка, мишка и др., в которых показаны разные способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный; приёмы сглаживания, плотного соединения частей.

Для занятий с детьми применяются три вида лепки:

    предметную;

    сюжетную;

    декоративную.

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.

Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.

Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.

В работе с детьми разного возраста можно использовать такие способы лепки: конструктивный, пластический и комбинированный.

Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются.

Пластический- способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это уточка, свинка и т.д.

Комбинированный- способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их.

Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, снегурочка, виноград и т. д. Рабочим материалом для лепки может быть как глина так и пластилин или солёное тесто.

Основные приемы лепки

Приемы лепки

Описание

Отщипывание

Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.

Сплющивание

Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.

Скатывание

Формирование больших или маленьких шариков при помлщи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Вдавливание

Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление

Заострение

Одним или двумя- тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца.

Раскатывание

Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Соединение

Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.

Прищипывание

Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.

Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых предметов.

Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.

На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Работа с пластилином требует физических усилий, поэтому в процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде физкультминуток и разминок.

В старшем дошкольном возрасте, когда дети освоили все традиционные приемы работы с пластилином, можно предложить лепку на каркасе, в качестве основы можно использовать трехжильный провод.

Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.

Литература.

1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. - М: АРКТИ, 2007.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

3.Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Карапуз - дидактика», 2007.

5. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008.

Скульптура обозначает «вырезать, высекать, лепить». В данной работе лепка рассматривается как самостоятельная часть скульптуры. Лепка применяется в любой скульптурной работе, начинающейся с исполнения модели, которую затем переводят в другой материал.

Лепку можно классифицировать по материалу: из глины, из теста, пластилина, снега и других мягких материалов. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, поэтому, не следует заменять их друг другом, а использовать разные материалы, в зависимости от поставленных целей и задач. Это необходимо учитывать при планировании работы с детьми.

Глина - природный материал, который добывали еще в древности и применяли для изготовления посуды, игрушек и других предметов обихода.

Опытные педагоги предпочитают работать с глиной, зная, что пластилин хуже поддается обработке, его долго приходится разминать, как бы разогревать в руках прежде, чем что-либо вылепить, к тому же он со временем теряет форму и не годится для обжига.

В школах чаще всего используется лепка из пластилина, так как при работе с глиной требуются дополнительные занятия по зачистке и обжигу изделий. Поэтому такие занятия лучше проводить в студиях на внеклассной работе. Но приемы и методы для лепки из глины и пластилина идентичны. В нашей работе мы за основу берем работу с пластилином.

Пластилин - искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, глицерина, жиров, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина.

Выделяют особенности работы с пластилином:

· мелкая пластика (задано размерами и возможностями материала);

· работа идёт сразу в цвете;

· позволяет создавать дополнительные цвета;

· материал практически не требует дополнительной подготовки;

· позволяет создавать объемные, все виды рельефных изображений; плоские картины, что позволяет использовать его как разновидность техник;

· при соблюдении температурного режима хорошо держит форму, пластичен.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения - фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа. Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем, например, в рисовании, т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом (барышня, ежик).

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы, времени, поэтому планируется не на один урок («Ежики на прогулке»).

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия - вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для ребёнка.

В школьной практике бывает так, что само знакомство с изобразительным искусством начинается с произведений большого искусства, а их понимание требует некоторой специальной подготовки. Декоративные же изделия, народная пластика - «это образы, близкие мировосприятию и мироощущению ребёнка, это художественный язык, доступный для понимания и усвоения даже совсем маленькими детьми, это техника, виртуозно отточенная временем и руками сотен мастеров». Родство детского изобразительного творчества и народного искусства проявляется в настроении, жизнерадостности, добром восприятии мира. «Праздничность» мировосприятия у народного художника близка к образному строю детских работ, где наивность, непосредственность, жизнерадостность восприятия окружающего проявляется в соответствующих формах и приемах выражения.

Лепка по мотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и обогащает их рациональными способами лепки; подводит детей к ясному пониманию такой художественной особенности, как обобщённый образ. На примере изделий ДПИ проще продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции, так как при их рассмотрении дети не отвлекаются на сюжетные стороны работы. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, красивому декоративному заполнению пространства. Работа над лепным орнаментом учит ребенка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

По видам скульптуры можно выделить: лепка круглых форм (круглая скульптура), рельефная лепка (рельеф).

По способу создания образа: по памяти, по представлению (по словесному описанию, по рисунку, схеме и т.д.), с натуры.

По способу организации детей и характеру их деятельности бывает индивидуальная, коллективная или комплексная, когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, играми.

Основными способами лепки являются - конструктивный, скульптурный, комбинированный.

Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано - уже в 2 - 3 года - и часто сами «открывают» его для себя. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка.

Скульптурный способ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Процесс работы идёт от общего к частному: в зависимости от образа, из куска пластичного материала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма - основа, которая дополняется более мелкими деталями (детали вытягиваются, прищипываются и т.д.). Скульптурный способ - более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным, т.к. в процессе изображения детям дошкольного и младшего школьного возраста легче идти от анализа, перечисления деталей предмета к их объединению в каком-то конкретном образе.

Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 - 8 годам дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Можно выделить основные приемы формообразования такие, как раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краев. Также существуют дополнительные приемы - это вырезание, выдавливание, отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез), строгание.

Приёмами соединения деталей являются - прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание.

Приёмами отделки формы можно назвать - заглаживание, декорирование: различными приспособлениями и инструментами, пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры

Нужно отметить возможности перехода приёма в ту или иную группу, например, вдавливание может выступать в роли основного приёма формообразования и в роли приёма соединения, а отпечатывание в роли, как дополнительного приёма формообразования, так и приёма декорирования.

Особенно необходимо понятие базовых элементов лепки при работе конструктивным и комбинированным способом. Базовые элементы лепки - основные формы, лежащие в основе будущих образов - шарик и валик (шар и цилиндр). Видоизменяя и комбинируя их, можно получить огромное количество образов. Из шарика и валика, применяя различные приёмы, получаем дополнительные часто используемые элементы - капелька (конус), лепёшка, жгутик. Оперируя этими формами, ребёнок начинает читать и самостоятельно создавать любые произведения, постепенно овладевая техникой лепки.

Техника в переводе с греческого «techne» обозначает - искусство, мастерство, а в области искусства: совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение. В данном случае, техника рассматривается не как авторское мастерство, а с точки зрения использования художественных возможностей материала.

Можно выделить следующие техники: пластилиновая живопись, процарапывание, лепка из колец, лепка из пластин, лепка на форме, отпечатывание.

В технике пластилиновая живопись можно создавать целые картины, как декоративного, так и реалистичного характера, плоские и рельефные. В данной технике используется работа пластилиновым мазком, «налепами» - отдельными разноцветными кусочками, капельками, шариками, жгутиками и т.д.; вливание цвета в цвет, смешивание и создание новых цветов и оттенков,

Техника применения пластилина в качестве красок многим детям знакома. Главным образом тем детям, которые посещали детский сад. Но и те, которые знакомятся с пластилином-«краской» впервые, охотно выполняют эту работу.

Варианты ведения работы:

1) Сильно разминаем пластилин, чтобы он легко размазывался, и в таком состоянии намазываем его на картон. Создаем фон будущей картины. А потом обычным рабочим пластилином "налепами" выполняем все нужные детали задуманного рисунка. Неудачные места легко исправить, убрав стеком пластилин и налепив новый. В данном случае работа ведётся «послойно» и очень эффективна при изучении пейзажа (идём от дальнего плана к ближнему; ближе - четко, ярко, загораживает, дальше - нечётко, загораживается), изображении элементов пейзажа, декоративных рельефных панно, изразцов.

2) На картоне намечаются контуры будущего образа, которые заполняются пластилином необходимого цвета - внутри контура, а цветом фона - снаружи. Здесь необходима аккуратность и точность заполнения, чтоб не нарушить границы рисунка. При изучении рисования от пятна, силуэтного изображения в жанрах натюрморта, портрета, пейзажа, анималистическом жанре. Данный вариант можно затем использовать как фон для первого варианта и процарапывания.

3) Комбинированный вариант, когда объединяются первый и второй вариант.

Основой для картин может служить картон, оргстекло, ДВП.

В этой технике можно исполнять очень много разнообразных заданий. Так же много, как и обычными красками, если научить детей расширять цветовую палитру пластилина. Только размеры пластилиновых картин будут значительно меньше, поскольку для детских рук исполнение их весьма трудоемко.

Смешивание пластилина бывает: полное (смешивание до образования причудливых разводов и пятен) и неполное (смешивание до получения нового цвета или оттенка).

Знакомство с получением новых оттенков и цветов в пластилине можно провести, как открытие, опирающееся на уже имеющийся опыт смешивания красок или одновременно: поэкспериментировать с красками и выдвинуть предположение о подобной возможности в пластилине. Далее следует открытие рациональной операции смешивания. Главное правило - не смешивать одновременно много цветов, а в остальном, смешивая даже два цвета, но в разных пропорциях, можно получать огромное количество оттенков.

Таким образом, можно сделать вывод, что лепка из глины и пластилина помогает детям младшего школьного возраста раскрыть свои творческие способности самостоятельно, а также под наблюдением педагога. Детям нравится лепить из данного материала, так как материал пластичен, может принимать любую форму и отвечать замыслам ребенка.

Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову Ращупкина Светлана Юрьевна

Способы лепки

Способы лепки

Итак, существует несколько способов лепки:

конструктивный способ подразумевает изготовление предмета из нескольких деталей, начиная с самой крупной части. Например, при выполнении человека в первую очередь следует вылепить туловище, затем ноги, руки, голову и т. д.

Все детали сравнивают по величине и пропорциональности, парные лучше всего лепить из заранее заготовленных одинаковых кусочков глины. Все части присоединяют к изделию постепенно. В последнюю очередь изготавливают самые мелкие детали. Так, например, лепят дымковские игрушки;

При пластическом способе лепки все детали вытягивают из одного куска глины, поэтому он подходит только для изготовления простых по силуэту фигурок, например уточки, петушка, птички-невелички и других животных филимоновской и каргопольской игрушки. По этой же причине фигурки, вылепленные пластическим способом, передают образы условно;

комбинированный способ объединяет первые два. Например, дымковский индюк изготовлен из цельного куска глины, но голову и хвост лепят отдельно и присоединяют к туловищу птицы в последнюю очередь. Обычно этот способ применяют для создания композиционных работ;

рельефная лепка – это нанесение рисунка на раскатанный пласт глины, толщина которого не менее 0,8 см, а поверхность гладкая и ровная.

Сырую глину перед работой требуется немного подсушить.

Рисунки наносят несколькими способами. Первый способ можно выполнить стекой, зубочисткой, кончиком ножа.

Рельефная лепка (первый способ)

Второй способ рельефной лепки состоит из наложения на пласт глины шариков, жгутиков, полос и т. д.

Рельефная лепка (второй способ)

Третий способ рельефной лепки – это выбирание глины. Для этого берут пласт глины толщиной не менее 3 см и стекой наносят рисунок. Затем с поверхности пласта со всех сторон рисунка снимают одинаковый слой глины. Таким образом, рисунок получается выпуклым.

Посуду изготавливают при использовании других способов лепки. Итак, это техника отщипывания, кругового налепа, спиральная техника и ленточный способ.

Отщипывание выполняют разными способами. Так, при лепке из шара в середину заготовки вдавливают большой палец, чтобы углубить и расширить стенки чашки, толщина которых должна быть одинаковой. Форму стенкам придают указательными пальцами, перемещая их навстречу друг другу с внутренней и внешней стороны.

Крупные сосуды можно выполнить путем кругового налепа, подготовив основание изделия, на котором следует сделать насечки для обозначения места присоединения первой полоски. Все полоски должны быть одинакового размера и увлажнены. Выкладывают их последовательно, заглаживая внутренние швы деревянной стекой, используя шликер и постепенно поворачивая форму.

Каждый кусочек глины прикладывают к основанию, прижимают указательным и большим пальцами и вытягивают стенки вверх. После выполнения нескольких кругов изделие надо немного подсушить, после чего продолжить наращивание стенок.

Этот способ можно применять и при лепке с помощью формы, дно которой с внутренней стороны надо выложить хлопчатобумажной тканью. Затем можно поднимать стенки по спирали, выравнивая их с внутренней стороны.

Спиральная техника представляет собой изготовление изделия из отдельных жгутов. Начинать работу нужно с создания эскиза, потом глину разделяют на одинаковые шарики и изготавливают из них одинаковые по длине и толщине жгуты. Основание сосуда можно сделать из пласта глины или жгута, свернув его по спирали и разгладив его стекой с внутренней стороны. Край основания надо смочить водой.

Кончик жгута срезают по диагонали, чтобы второй слой лег ровно, без излома. Кроме того, соединения жгутов не должны располагаться друг над другом. Каждый жгут необходимо промазать шликером и положить на внешний край предыдущего жгута, после чего стекой осторожно, не повреждая формы изделия, места соединения жгута и основания немного сдавливают. Форму изделию придают, меняя диаметр следующего круга жгутов.

Изготовление предмета происходит в несколько этапов. Через каждые несколько жгутов изделие необходимо подсушивать, чтобы следующие слои не придавили предыдущие. Готовое изделие высушивают вверх дном. Таким образом, можно изготовить сосуд любой формы.

Если жгуты пересекают хаотично, то стенки сосуда надо выполнять на ровной поверхности и затем соединить их на цилиндре, предварительно покрыв его бумагой.

Сосуд, выполненный в спиральной технике

Ленточным способом изготавливают бочонки, шкатулки, горшки и т. д. Для этого глиняное тесто делят на одинаковые куски, которые раскатывают в жгуты. Затем на стол, покрытый хлопчатобумажной тканью, укладывают деревянные рейки для обозначения границ глиняного пласта. Между ними выкладывают жгуты, раскатывают их в пласт, а затем разрезают на полоски шириной не более 3 см, причем длина каждой должна соответствовать длине окружности основания данного изделия.

Первую полоску укладывают на основание с насечкой так, чтобы ее верхняя сторона смотрела на внешнюю сторону изделия. Вторую полоску присоединяют к концам первой встык. В местах их соединения изнутри делают насечки, после чего на них укладывают жгут и замазывают шов, выравнивая поверхность.

Все следующие полоски выкладывают точно так же, заглаживая места соединения, чтобы их не было видно.

Места соединения жгутов не должны совпадать. Конструкции их полос могут быть разнообразны.

Самыми практичными горшками для цветов считаются те, что изготовлены из красной и темно-желтой глины, так как они более прочные и лучше сохраняют тепло при понижении температуры.

Изготовление панно с помощью ручного оттиска форм. В данном случае гипсовую форму заполняют глиной путем отщипывания и вдавливания кусочков, после чего верхний слой выравнивают.

После высыхания изделие вынимают из формы и досушивают, как обычно.

Из книги Любительское рыболовство [с иллюстрациями] автора Куркин Борис Михайлович

СПОСОБЫ УЖЕНИЯ РЫБ УЖЕНИЕ МИРНЫХ РЫБ_Амур белый_ разводится лишь в прудовых хозяйствах. Однако, хотя и в небольшом количестве, проник во многие естественные водоемы, вблизи которых расположены эти хозяйства. Так, его появлению в р.Роси, а затем и в Кременчугском

Из книги Входные ворота ушу автора Яоцзя Чэнь

Из книги Спортивная ловля рыбы автора Сабунаев Виктор Борисович

Из книги Особенности ловли рыб семейства окуневых автора Филипьечев Алексей Олегович

Из книги Ягодники. Руководство по разведению крыжовника и смородины автора Рытов Михаил В.

4. СПОСОБЫ ЛОВЛИ Существует много способов ловли на поплавочную и донную удочки, отличающихся друг от друга выбором места, снастью и техникой ловли. Прежде всего следует различать ловлю без течения в озерах, речных заводях и ловлю на течении в реках. Ловля на течении также

Из книги Как из хобби сделать бизнес. Монетизация творчества автора Тюхменёва Анна

Способы ловли Ловля с поплавком-грузомСпособ ловли, обычно применяемый на мелководье, заросшем водной растительностью, а также на основной струе течения с весны до осени. Насадку берут в основном животного происхождения, можно использовать стрекозу, хруща, овода,

Из книги Изделия из керамики автора Дорошенко Татьяна Николаевна

Из книги Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову автора Ращупкина Светлана Юрьевна

Из книги Ловля карпа, леща, толстолобика, белого амура. Секреты и хитрости успешной рыбалки автора Сторожев Константин

Из книги Домашняя грибная ферма. Вешенка, шампиньон, шиитаке автора Богданова Нина Евгеньевна

Из книги Косметика и мыло ручной работы автора Згурская Мария Павловна

Другие материалы, использующиеся для лепки В настоящее время магазины для творчества предлагают много разных материалов для лепки, поэтому имеет смысл разобраться, чем же они отличаются от глины, которая является самым древним из них и всегда популярна у детей, несмотря

Из книги Большая энциклопедия дачника автора Вечерина Елена Юрьевна

Приготовление глины для лепки. Основные этапы работы с глиной Глину для лепки можно купить в художественных салонах, где она продается в готовом виде в брикетах разного объема (от 0,5 до 3 кг). Держать ее надо в запечатанном виде, чтобы сохранить влагу. Однако магазинная

Из книги автора

Способы ловли В литературе, посвященной приемам и методам ловли, еще совсем недавно ловлю на толстолобика и белого амура относили в раздел спортивной. Объясняется это тем, что его воспроизводство в естественных условиях в наших широтах невозможно, тем более в водоемах,

Способыиприемылепкиразныхпредметоввзависимостиот особенностей развития детей.

Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто). Лепка из твёрдых материалов называется ваяние.

В детском саду используется в основном пластилин и глина.

Лепкой начинают заниматься с 2 лет. Вид лепки – предметная.

В средней группе – сюжетная лепка, два предмета (например, колобок встретил зайца).

В старшей группе – декоративная лепка, которая требует украшения.

В подготовительной группе – все виды лепки.

Вначале идет знакомство ребенка с материалом и его свойствами . Ребёнок осваивает пластичные материалы и делает новые «открытия». Он исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек глины или пластилина, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь ещё. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадёт, будет держаться, он легко размазывается на бумаге или на дощечке. На нём можно что-нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет. В экспериментировании ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения.

После ознакомления с пластичными материалами дальнейшие шаги в освоении лепки могут быть маленькими или большими, даже «вприпрыжку ». Ребёнок делает их самостоятельно с деликатной помощью и поддержкой взрослого. У каждого ребёнка свой темп и своя «дорожка», даже если она протаптывается в детском саду рядом с другими детьми.

Общее для всех детей, принципиально важное достижение - появление в лепке образа . Образное начало - специфика любого вида художественной деятельности, в том числе и лепки.

Как создать цилиндрическую форму и как её можно изменить

«Колбаска» или валик - первая форма, которую ребёнок может вылепить самостоятельно уже в 1 -1,5 года.

В дальнейшем он совершенствует своё умение - раскатывает длинные и короткие, толстые и тоненькие, одноцветные и многоцветные валики. И, конечно, лепит не просто так, а потому, что это карандаши, палочки, гвоздики, конфеты, заборчик, деревья и многое другое. К 2,5-3 годам ребёнок начинает более внимательно относиться к форме и старается точнее её передать. Он видоизменяет цилиндр всеми доступными ему способами и превращает его то в бублик, то в улитку, то в пирамидку.

Как получить цилиндрическую форму

раскатать кусочек пластилина (глины, теста) в ладонях продольными движениями туда-обратно;

раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твёрдой поверхности прямыми движениями;

раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.

Как преобразовать форму цилиндра

свернуть в кольцо (бублик, баранка, кольца для пирамидки, колесики, обруч);

скрутить в спираль (клубочки, улитка, цветок, змея);

сплющить в ленту (листок, шарфик);

раскатать в конус (морковка, колпачок);

свить или сплести 2-3 «колбаски» (коса, растение, колонна).

Как создать шарообразную форму и как её можно изменить

Шар - ещё одна форма, которую ребёнок осваивает в раннем детстве. Малыши с удовольствием лепят конфеты, ягоды, яблоки и «угощают» ими свои игрушки. Нужно заметить, что техника получения шара сложнее, чем создание цилиндрической формы, так как требует более точной и согласованной координации движений обеих рук.

Как получить шарообразную форму

раскатать кусочек пластилина (глины, теста) круговыми движениями;

раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твёрдой поверхности;

раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев; при таком способе получаются очень маленькие шарики («глазки», «носик» и т.д.).

Как преобразовать форму шара

слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать овоид или эллипс (киндер-сюрприз, воздушный шарик, дыня);

оттянуть с одной стороны (груша, матрёшка);

раскатать и по необходимости согнуть (банан, огурец); сплющить между ладонями в диск (колесо, лепёшка);

раскатать в конус (мороженое, пирамида);

некоторые формы, например, конус, можно создать как из цилиндра, так и из шара;

сплющить с одной стороны в полусферу (пряники, жуки);

сделать углубление пальцами или карандашом (шляпка гриба, чашка, ваза).

Формы шара, цилиндра и производные от них формы - это своеобразная «азбука» лепки, на основе которой ребёнок начинает «читать» и самостоятельно создавать любые «произведения», постепенно осваивая технику лепки.