ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

1826, 15(27) января - Рождение Михаила Евграфовича Салтыкова в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии.

1836–1838 - Салтыков учится в Московском дворянском институте.

1838–1844 - Салтыков учится в Царскосельском (впоследствии Александровском) лицее, где происходит его знакомство с М. В. Петрашевским.

1841, март - Первое выступление Салтыкова в печати: стихотворение «Лира» в журнале «Библиотека для чтения».

1844–1847 -Салтыков посещает «пятницы» Петрашевского.

1844–1848 - Служба в канцелярии военного министерства.

1847, ноябрь - В журнале «Отечественные записки» появляется первая повесть Салтыкова «Противоречия».

1848, март - «Отечественные записки» публикуют новую повесть Салтыкова «Запутанное дело», вскоре привлекшую внимание Третьего отделения, а затем и меньшиковского Комитета по рассмотрению действий цензуры.

1848–1855 - Служба в Вятке.

1855, 12 ноября - Александр II разрешает Салтыкову «проживать и служить, где пожелает».

1856–1857 - Появление в «Русском вестнике» «Губернских очерков» Салтыкова под псевдонимом «Н. Щедрин».

1857 - Отдельное издание «Губернских очерков».

Июнь - Статья Н. Г. Чернышевского в «Современнике» о «Губернских очерках».

Октябрь - «Русский вестник» печатает пьесу Салтыкова «Смерть Пазухина».

Ноябрь - Драматическая цензура запрещает исполнение «Смерти Пазухина».

Декабрь - Статья Н. А. Добролюбова в «Современнике» о «Губернских очерках».

1858–1859 - Салтыков публикует в журналах очерки и рассказы из задуманной им «Книги об умирающих».

1860–1862 - В «Современнике», «Времени» и др. изданиях - очерки, сцены и рассказы Салтыкова, впоследствии составившие «Сатиры в прозе» и «Невинные рассказы».

1860, 3 апреля - В связи с разногласиями с рязанским губернатором Н. Н. Муравьевым Салтыков назначается тверским вице-губернатором.

Апрель - май - Неудачная попытка Салтыкова добиться разрешения издавать журнал «Русская правда».

Декабрь - Салтыков становится членом редакции «Современника».

1863, февраль - Появляется книга Салтыкова «Сатиры в прозе».

1863–1864 - Салтыков публикует в «Современнике» хронику «Наша общественная жизнь», первые рассказы из цикла «Помпадуры и помпадурши», принимает активное участие в полемике с «Временем» и «Русским словом».

1864, февраль - Статья Д. И. Писарева «Цветы невинного юмора» (о творчестве Салтыкова) в «Русском слове».

Март - Появление книги Салтыкова «Невинные рассказы».

Ноябрь - Салтыков выходит из редакции «Современника».

1865, март - В «Современнике» публикуется очерк Салтыкова «Завещание моим детям» - последнее его произведение в этом журнале, закрытом в 1866 году.

1867, 13 октября - После резкого конфликта с тульским губернатором М. Шидловским Салтыков назначается управляющим Рязанской казенной палатой.

Сентябрь - Салтыков становится членом редакции «Отечественных записок», возглавляемой Н. А. Некрасовым.

1868–1869 - В «Отечественных записках» печатаются очерки и рассказы из «Писем о провинции», «Признаков времени» и «Помпадуров и помпадурш».

1869 - Салтыков начинает печатать «Историю одного города» и «Господа ташкентцы».

Январь - Отдельное издание «Признаков времени» и «Писем о провинции», вызвавшее отзыв А. Суворина в «Вестнике Европы» о безыдейности юмора Салтыкова.

Февраль - март - Первые сказки Салтыкова в «Отечественных записках».

Ноябрь - Цензура исключает из «Отечественных записок» очерк «Ташкентцы, обратившиеся внутрь».

1870, октябрь - Статья Салтыкова «Сила событий» с откликами на франко-прусскую войну.

Ноябрь - Отдельное издание «Истории одного города».

1871, апрель - Статья А. Суворина (под псевдонимом «А. Б - ов») «Историческая сатира» в «Вестнике Европы», искажающая идею «Истории одного города».

Август - По требованию цензуры из «Отечественных записок» вырезана пятая глава из цикла Салтыкова «Итоги», связанная с процессом нечаевцев.

Октябрь - Статья Салтыкова «Самодовольная современность», касающаяся Парижской коммуны и обращающая на себя внимание цензуры.

1872 - Салтыков публикует «Дневник провинциала в Петербурге», продолжение «Господ ташкентцев» и первый очерк из «Благонамеренных речей».

1873 - В «Отечественных записках» - произведения из циклов Салтыкова «Помпадуры и помпадурши», «Благонамеренные речи» и «Между делом».

Январь - Отдельное издание «Господ ташкентцев».

Декабрь - Отдельное издание «Помпадуров и помпадурш».

1874–1875 - В «Отечественных записках» - произведения из циклов Салтыкова «Благонамеренные речи», «Экскурсии в область умеренности и аккуратности» и «Между делом».

1874, 30 июля - Совет министров запрещает майскую книжку «Отечественных записок» (уничтожена 30 сентября). Среди статей, вызвавших это решение, - «Тяжелый год» Салтыкова.

3 декабря - Смерть матери писателя, Ольги Михайловны Салтыковой. В это время Салтыков жестоко простудился и заболел.

1875, апрель - Доктор Н. А. Белоголовый отправляет Салтыкова лечиться за границу.

Август - Цензура запрещает четвертую главу «Экскурсий в область умеренности и аккуратности».

Октябрь - В «Отечественных записках» печатается рассказ «Семейный суд», ставший впоследствии началом романа «Господа Головлевы».

1876 - В «Отечественных записках» печатаются очерки из циклов «Благонамеренные речи», «Культурные люди», «Недоконченные беседы», «Отголоски», «Экскурсии в область умеренности и аккуратности» и главы из «Господ Головлевых».

Май - Возвращение Салтыкова из-за границы.

Август - В связи с тяжелой болезнью Некрасова Салтыков фактически возглавляет «Отечественные записки».

Сентябрь - Отдельное издание «Благонамеренных речей».

1877 - В «Отечественных записках» - «Современная идиллия» и «Отголоски» Щедрина.

Февраль - Цензура исключает из «Отечественных записок» очерк Щедрина «Чужую беду - руками разведу».

Декабрь - Отдельное издание «В среде умеренности и аккуратности».

1878 - В «Отечественных записках» - «Современная идиллия» и «Убежище Монрепо» Салтыкова.

Февраль - Глава «Современной идиллии» исключена из журнала по требованию цензуры.

Май - Вышли «Сказки и рассказы» Салтыкова.

Ноябрь - Очерк Салтыкова «В добрый час» исключен из журнала по требованию цензуры.

1879 - «В Отечественных записках» - «Круглый год» и «Убежище Монрепо».

Сентябрь - Ради спасения книги журнала от ареста редакция вырезает половину главы из «Круглого года» и страницу из очерка «Finis Монрепо».

Декабрь - Отдельное издание «Убежища Монрепо».

1880 - В «Отечественных записках» - «Господа Головлевы», «Круглый год» и «За рубежом».

Февраль - Под угрозой ареста книжки журнала исключается рассказ Салтыкова «Вечерок». Июнь - Отдельные издания «Господ Головлевых» и «Круглого года». Отъезд Салтыкова за границу.

Сентябрь - Возвращение в Россию.

1881 - в «Отечественных записках» - «За рубежом» и «Письма к тетеньке».

Февраль - Цензура вырезает страницу из пятой главы «За рубежом».

Июнь - Тяжелая болезнь Г. 3. Елисеева, который с этих пор фактически выходит из редакции журнала. Издание «Сборника» Салтыкова.

Июнь - сентябрь - Салтыков за границей. Узнав о создании «Священной дружины», он предупреждает об этом Н. А. Белоголового.

Сентябрь - Отдельное издание «За рубежом». По требованию цензуры из журнала вырезано третье из «Писем к тетеньке».

1882 - «В Отечественных записках» - «Письма к тетеньке» и «Современная идиллия». Сентябрь - Отдельное издание «Писем к тетеньке».

2 ноября - Директор департамента полиции В. Плеве обращает внимание цензуры на «Современную идиллию».

1883 - В «Отечественных записках» - «Современная идиллия» и «Пошехонские рассказы».

Февраль - Салтыков вынимает из журнала три сказки.

Июль - август - Салтыков за границей.

Сентябрь - Отдельное издание «Современной идиллии».

1884 - В «Отечественных записках» - «Пошехонские рассказы» и «Между делом».

Февраль - Цензура вырезает из журнала четыре сказки Салтыкова.

Март - Салтыков вынимает из журнала две свои сказки.

Октябрь - Отдельное издание «Недоконченных бесед» («Между делом»).

Ноябрь - Отдельное издание «Пошехонских рассказов». Салтыков начинает печатать «Пестрые письма» в «Вестнике Европы».

1885 - «Пестрые письма» - в «Вестнике Европы», сказки - в «Русских ведомостях».

Январь - Министр внутренних дел Д. Толстой требует закрытия «Вестника Европы» за третье из «Пестрых писем».

Июнь - август - Салтыков за границей (последняя поездка).

Ноябрь - Тяжелый приступ болезни.

1886 - Сказки и «Мелочи жизни» в «Русских ведомостях», «Пестрые письма» и продолжение «Мелочей жизни» - в «Вестнике Европы».

Сентябрь - Вышли «23 сказки» Салтыкова.

Ноябрь - Отдельное издание «Пестрых писем».

1887 - «Мелочи жизни» - в «Вестнике Европы» и «Русских ведомостях». «Пошехонская старина» - в «Вестнике Европы».

Апрель - Отказ цензуры разрешить издание сказок Салтыкова для народа.

Август - Отдельное издание «Мелочей жизни».

1888–1889 - «Пошехонская старина» - в «Вестнике Европы».

1889, март - Резкое ухудшение здоровья Салтыкова.

2 мая - Похороны на Волковом кладбище, рядом с могилой Тургенева (по завещанию Салтыкова), при огромном стечении народа.

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Салтыков-Щедрин автора Тюнькин Константин Иванович

Основные даты жизни и творчества M. E. Салтыкова-Щедрина45 1826, 15 (27) 2 января46- В селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии (ныне - Талдомского района Московской области) в семье помещиков Ольги Михайловны и Евграфа Васильевича Салтыковых родился сын Михаил.1836,

Из книги Данте автора Голенищев-Кутузов Илья Николаевич

Основные даты жизни и творчества Данте 1265, вторая половина мая - Во Флоренции у гвельфа Алигьеро Алигьери и госпожи Белы родился сын Данте. 1277, 9 февраля - Обручение Данте с Джеммой Донати. Ок. 1283 - Умирает старый Алигьери, и Данте остается старшим в семье,

Из книги ИЗБРАННОЕ. ЭССЕ. Автобиография. автора Миллер Генри

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Г. МИЛЛЕРА

Из книги Александр Грин автора Варламов Алексей Николаевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. С. ГРИНА 1880, 11 (23) августа – В г. Слободском Вятской губернии у Степана Евсеевича Гриневского и Анны Степановны Гриневской (урожденной Лепковой) родился сын Александр.13 (25) августа – Александр Гриневский крещен в Никольской церкви г.

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

Из книги Николай Клюев автора Куняев Сергей Станиславович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н. А. КЛЮЕВА 1884, 10 октября <22 октября н. с.) - в одной из деревень (предположительно, в деревне Андоме) в семье Алексея Тимофеевича и Параскевы Дмитриевны Клюевых родился сын Николай. 1893(?)-1895(?) - Николай Клюев учится в Вытегорском

Представляет собой некую неопределенную сатирическую журналистику, по большей части бессюжетную, по форме нечто среднее между классическими «характерами» и современным «фельетоном». Она чрезвычайно злободневна. В свое время Салтыков был невероятно популярен, однако с тех пор потерял значительную часть своей привлекательности по той простой причине, что его сатира направлена на давно исчезнувшие жизненные условия и большая часть ее без комментариев непонятна. Такая сатира может жить, только если в ней содержатся мотивы, имеющие вечное и всечеловеческое значение, чего в большинстве произведений Салтыкова-Щедрина не было.

Портрет Николая Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Художник И. Крамской, 1879

Его ранние произведения (Губернские очерки , 1856–1857; Помпадуры и помпадурши , 1863–1873 и т. д.) – это «улыбчивая» сатира на пороки дореформенной провинциальной бюрократии, более юмористическая, нежели злая. В этих ранних сатирах не слишком много серьезности и отсутствует какая-либо положительная программа, и крайний нигилист Писарев был не совсем неправ, когда осудил их как безответственное и неостроумное зубоскальство в знаменитой статье Цветы невинного юмора , возмутившей других радикалов.

В 1869–1870 гг. появилась История одного города , в которой суммируются все достижения первого периода салтыковского творчества. Это нечто вроде пародии на русскую историю, сконцентрированную в микрокосме провинциального города, где градоначальники – прозрачные карикатуры на русских монархов и министров, и самое название города дает его характеристику – город Глупов.

Салтыков-Щедрин. Биография и творчество

В дальнейшем творчество Салтыкова одушевлялось чувством острого негодования. Сатира его обратилась на новых, пореформенных людей: просвещенного, но в сущности не изменившегося бюрократа; вырванного из привычной почвы, но не переродившегося помещика; жадного и бессовестного капиталиста, поднявшегося из народа. Ценность этих книг (Господа ташкентцы , 1869–1872; В царстве умеренности и аккуратности , 1874–1877; Убежище Монрепо , 1879–1880; Письма к тетеньке , 1881–1882 и т.д.) больше, чем предыдущих, но крайняя злободневность сатиры делает ее явно устаревшей. Кроме того, они написаны на языке, который сам Салтыков называл эзоповым. Это постоянные околичности из-за цензуры, которые все время требуют комментария. К тому же стиль глубоко укоренен в дурной журналистике эпохи, порожденной Сенковским , и производит на сегодняшнего читателя впечатление тщательно, с муками разработанной вульгарности.

На более высоком литературном уровне стоят Сказки , написанные в 1880–1885 гг., в которых Салтыков достигает большей художественной крепости, а иногда (как в замечательной Коняге , где судьбы русского крестьянства символизирует старая заезженная кляча) концентрации, почти достигающей поэтического уровня.

И все-таки Салтыков-Щедрин занимал бы в русской литературе место только как выдающийся публицист, если бы не единственный его настоящий роман Господа Головлевы (1872–1876), состоящий из семи очерков (см. их краткие содержания: Семейный суд , По-родственному , Семейные итоги , Племяннушка , Недозволенные семейные радости , Выморочный , Расчёт). Эта книга выдвигает его в первый ряд русских романистов-реалистов. Это социальный роман – история провинциальной помещичьей семьи, изображающая скудость и скотство быта класса крепостников, власть животного начала над человеческой жизнью. Злобные, жадные, эгоистичные, лишенные даже родственных чувств, лишенные способности ощущать удовольствие или испытывать счастье из-за своей тупой и темной души Головлевы – это безнадежно запущенное полуживотное человечество. Книга эта, конечно, самая мрачная в русской литературе, еще мрачнее оттого, что впечатление достигается простейшими средствами, без всяких театральных, мелодраматических или атмосферных эффектов. Вместе с гончаровским Обломовым , написанным раньше, и бунинским Суходолом , написанным позже, это величайший monumentum odiosum (памятник ненавистному), воздвигнутый русскому провинциальному дворянству. Самая замечательная фигура в этом романе – Порфирий Головлев (прозванный Иудушкой), пустой лицемер, растекающийся в медоточивом и бессмысленном вранье не по внутренней необходимости, не ради выгоды, а потому, что его язык нуждается в постоянном упражнении. Это одно из самых страшных видений вконец дегуманизированного человечества, когда-либо созданное писателем.

В последние годы жизни Салтыков-Щедрин написал большую ретроспективную вещь под названием Пошехонская старина (1887–1889); это хроника жизни средней провинциальной дворянской семьи и ее окружения незадолго до отмены крепостного права. В ней много детских воспоминаний. Книга эта «тенденциозная» и невыносимо мрачная; в ней много великолепно написанных картин, но не хватает той концентрации и непреложности, которая есть в Господах Головлевых и которая одна только и могла бы поднять ее над уровнем обычной «литературы с направлением».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка. В 1836 года Салтыков-Щедрин обучался в Московском дворянском институте, с 1838 – в Царскосельском лицее.

Военная служба. Ссылка в Вятку

В 1845 году Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает на службу в военную канцелярию. В это время писатель увлекается французскими социалистами и Жорж Санд, создает ряд заметок, повестей («Противоречие», «Запутанное дело»).

В 1848 году в краткой биографии Салтыкова-Щедрина наступает длительный период ссылки – за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет, сначала служил канцелярским чиновником, а после был назначен советником в губернском правлении. Михаил Евграфович часто ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений.

Государственная деятельность. Зрелое творчество

Вернувшись в 1855 году из ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел. В 1856-1857 годах были опубликованы его «Губернские очерки». В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем Твери. Параллельно писатель печатался в журналах «Русский вестник», «Современник», «Библиотека для чтения».

В 1862 году Салтыков-Щедрин, биография которого ранее была связана больше с карьерой, чем с творчеством, покидает государственную службу. Остановившись в Петербурге, писатель устраивается работать редактором в журнал «Современник». Вскоре выходят его сборники «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе».

В 1864 году Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.

Последние годы жизни писателя

С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается литературной деятельностью. В этом же году писатель становится одним из редакторов «Отечественных записок», а после смерти Николая Некрасова занимает пост ответственного редактора журнала. В 1869 – 1870 годах Салтыков-Щедрин создает одно из самых известных своих произведений – «История одного города» (краткое содержание) , в котором поднимает тему отношений народа и власти. Вскоре издаются сборники «Признаки времени», «Письма из провинции», роман «Господа Головлевы».

В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты, и писатель начинает печататься в журнале «Вестник Европы».

В последние годы творчество Салтыкова-Щедрина достигает кульминации в гротеске. Писатель издает сборники «Сказки» (1882 – 1886), «Мелочи жизни» (1886 – 1887), «Пешехонская старина» (1887 – 1889).

Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Во время обучения в лицее Салтыков-Щедрин публиковал свои первые стихотворения, однако быстро разочаровался в поэзии и навсегда оставил это занятие.
  • Михаил Евграфович сделал популярным литературный жанр социально-сатирической сказки, направленной на разоблачение людских пороков.
  • Ссылка в Вятку стала поворотным моментом в личной жизни Салтыкова-Щедрина – там он познакомился со своей будущей женой Е. А. Болтиной, с которой прожил 33 года.
  • Пребывая в вяткинской ссылке, писатель переводил труды Токвиля, Вивьена, Шерюеля, делал заметки о книге Беккари.
  • В соответствии с просьбой в завещании, Салтыков-Щедрин был похоронен рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева .

Тест по биографии

Прочитав краткую биографию Салтыкова-Щедрина, пройдите тест.

«Он знает всю страну, лучше, чем

кто-либо из современников».

(И.С. Тургенев).

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшею популярностью пользуются его сказки. Они привлекают читателя своей жизненной правдой, лукавым юмором, осуждением зла, несправедливости, тупости, предательства, трусости, лени, прославлением добра, благородства, ума, верности, мужества, трудолюбия, злой насмешкой над угнетателями, сочувствием и любовью к угнетённым.

Большая группа сказок великого писателя посвящена теме: народ и господствующие классы. Трагическое положение закабалённого, ограбленного и бесправного мужика показано Щедриным в сказке «Коняга».

Главный герой произведения – Коняга, «обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый», который «день-деньской… из хомута не выходит». Благодаря ему растёт хлеб на необъятных полях Росси, но сам он не имеет права есть этот хлеб.

Его удел – вечный каторжный труд. «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования…» – восклицает сатирик.

Писатель говорит о народе с горечью и любовью: «Ходит Коняга от зари до зари, а впереди его идёт колышущееся чёрное пятно и тянет, и тянет за собой. Вот теперь оно колышется перед ним, и теперь ему, сквозь дремоту, слышится окрик: «Ну, милый! Ну, каторжный! Ну!»

Сказка ставит вопрос: почему бездельники в роскоши, а труженики никак из нужды не выбьются?

С ненавистью и презрением нарисованы Щедриным образы «пустоплясов» – врагов тружеников, с горячим сочувствием и любовью – образы мужика и Коняги. Со страстной тоской писатель призывал то время, когда народ освободит себя и свою родину.

Вера в силы народа, в свободное будущее своей родины ни на миг не покидала писателя. «Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу их плена? Кто вызовет её на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге», – писал Щедрин.

Идейная близость сатирика к народу проявилась не только в том, что он в своём творчестве защищал интересы народа, но и в том, что автор щедро пользовался богатствами устно-поэтического народного творчества в своих произведениях.

В сказках Щедрина мы встречаем традиционные сказочные образы зверей, птиц и рыб. В духе народных сказок писатель прибегал к аллегориям: в образах льва и орла он рисовал царей; в образах медведей, волков, коршунов, ястребов, щук – представителей высшей царской администрации; в образах зайцев и пескарей – трусливых обывателей. Образ Коняги в одноимённой сказке – символ порабощенной родины и истерзанного угнетателями народа. «Целая масса живёт в нём, неумирающая, нерасчленимая и неистребимая».

Жизнь народа – непрерывный изнуряющий труд. Бремя невыносимой подневольной работы превращает труд в проклятие, в «ноющую боль», лишает жизнь радости. «Для всех поле – раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно – кабала… Для всех природа – мать, для него одного она – бич и истязание».

Трудом Коняги живут «пустоплясы». Им нет никакого дела до народа, им нужен лишь его труд, нужна его жизнь, «способная выносить иго работы». «Пустоплясы» могут только вести праздную болтовню о причинах несокрушимости и бессмертия Коняги. Живучесть труженика они объясняют смирением и покорностью. Несокрушимость тем, что «он в себе жизнь духа и дух жизни носит!» Причину неуязвимости Коняги видят в том, «что он «настоящий труд» для себя нашёл». Четвёртый же «пустопляс» говорит: «Оттого нельзя Конягу догонять», что он «к своей юдоли привычен и нуждается только в том, чтобы его постоянно взбадривали кнутом».

Часто писатель пользовался народными сказочными зачинами: «Жил-был пескарь»; «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик». Не отступил он от своего правила и в этом произведении: «Жил во времена оны старый конь, и было у него два сына: Коняга и Пустопляс».

Нередко сатирик прибегал к традиционным формулам, как: «по щучьему велению, по моему хотению»; «ни в сказке сказать, ни пером описать». В «Коняге» мы встречаем такие выражения, как: «мужичий живот», «день-деньской», «с утра до вечера землю работает», «на веки вечные», «худое Конягино житьё».

В творениях Салтыкова-Щедрина рассыпано множество «крупиц из копилки народной мудрости»: «бабушка надвое сказала», «стыд глаза не выест», «живёт богато, со двора покато: чего ни хвались, за всем в люди покатись». В анализируемой сказке иногда одним только подбором пословиц и поговорок писатель характеризует своих героев: «Коняге – солома, Пустоплясу – овёс», «Дело мастера боится», «Плетью обуха не перешибёшь», «Словно у Христа за пазушкой».

Щедринская сказка, богатая фольклорными элементами, в целом не похожа на народную, потому что сатирик свободно творил на её основе и в её духе, совершенствуя её в идейном и художественном значении.

Опираясь на богатейшую образность сатирической народной сказки, писатель в своих произведениях уделил большое внимание эпитетам («зияющая бездна полей», «худое житьё»), метафорам («белый саван» (снег), «огненный шар» (солнце), «громада полей… силу сказочную в плену у себя сторожит», «поле… орошает своею кровью»), сравнениями («губа отвисла, как блин»; «поле, как головоног, присосалось к нему бесчисленными щупальцами и не спускает его с урочной полосы»).

Щедрин был взыскательным художником, в совершенстве владевшим всеми изобразительными средствами общенародного русского языка.

В его творчестве просматривается сближение фантастического элемента с фантастикой народных сказок. К этому приёму автор прибегал, когда испытывал цензурные затруднения. Одним из способов преобразования явлений жизни служит живоописание обыденных отрицательных, пошлых сторон при помощи приёмов гиперболы и фантастики. Показывая каторжную жизнь трудящихся, писатель скорбит о покорности народа, о смирении перед угнетателями. «Бьют его чем ни попадя, а он живёт, кормят его соломою, а он живёт. Хоть целое дерево об него обломай, а он всё жив», – говорит Сатирик о долготерпении Коняги.

Они являются средством эмоционального воздействия на читателя, вызывают чувство негодования по поводу изображаемых явлений действительности. «Совсем было позабыл Пустопляс, что у него братец на свете живёт, да вдруг с чего-то загрустил и вспомнил… Смотрит – ан братец-то у него бессмертный!» Всему творчеству Щедрина присущи элементы гиперболизма.

Язык героев сказки прекрасно дополняет их характеристики. Пустопорожнее «каляканье» слышится в речах «пустоплясов». В пустословии коней-интеллигентов выражено их духовное убожество и низменные интересы. Тусклой, «нудной» речи «пустоплясов» («В нём от постоянной работы здравого смысла много накопилось… Здравый смысл – это нечто обыденное, до пошлости ясное, напоминающее математическую формулу») Щедрин противопоставляет красочную, меткую, бойкую, полную мысли и чувства речь людей из народа («Ну, милый, упирайся! Ну милый, вывози!» – подбадривает мужик Конягу).

В авторском слове сатирика, то суровом и гневном, исполненном ненависти и презрения к угнетателям народа, то полной любви, тоски и горечи, когда он говорил о человеке-труженике, выражено огромное богатство идей и чувств великого революционно-демократического писателя.

По манере повествования «Коняга» представляет собою как бы лирический монолог. Первая философская часть – тревожные раздумья о будущем народа. Заключительные страницы сказки – гневная сатира на идеологов социального неравенства, на всех «пустоплясов», которые пытались разными теориями оправдать и увековечить подневольное положение Коняги.

В сказке ставится вопрос: где выход? – и даётся ответ: в самом народе. Окружающие его пустоплясы-интеллигенты могут сколько угодно спорить о его мудрости, трудолюбии, здравом смысле, но споры их прекратятся, когда они проголодаются и начнут кричать дружным хором: «Н-но, каторжный, н-но!» Замысел «Коняги» состоит в том, чтобы призвать народ к коренному изменению несправедливого социального строя, основанного на эксплуатации.

В своих произведениях сатирик выступал как суровый судья, каравший оружием смеха «дирижирующие классы», как писатель, страстно любивший народ и родину.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Родился 15 января (27 н.с.)1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин. Детские годы прошли в родовом имении отца в "…годы… самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов "Пошехонья". Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя.

Отец Салтыкова, Евграф Васильевич, столбовой дворянин, служил коллежским советником. Происходил из старинного дворянского рода. Мать, Ольга Михайловна, урожденная Забелина, москвичка, купеческая дочь. Михаил был шестым из девяти ее детей.

Первые 10 лет своей жизни Салтыков живет в родовом имении отца, где получает начальное домашнее образование. Первыми учителями будущего писателя были старшая сестра и крепостной живописец Павел.

В 10 лет Сатлыков был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года. В 1838, как один из отличнейших учеников, был переведен казеннокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. В лицее начал писать стихи, но позднее понял, что не обладает поэтическим даром и оставил поэзию. В 1844 окончил курс в лицее по второму разряду (с чином X класса) и поступил на службу в канцелярию Военного министерства. Первое штатное место, помощника секретаря, получил только через два года.

Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал - сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).

За вольнодумие в 1848 году в биографии Салтыкова-Щедрина состоялась ссылка в Вятку. Там он служил канцелярским чиновником, там же во время следствий и командировок собирал информацию для своих произведений.

В 1855 году Салтыкову-Щедрину наконец разрешили покинуть Вятку, в феврале 1856 он был причислен к Министерству внутренних дел, а затем назначен чиновником особых поручений при министре. Возвратившись из ссылки, Салтыков-Щедрин возобновляет литературную деятельность. Написанные по материалам, собранным за время пребывания в Вятке, «Губернские очерки» быстро завоевывают популярность у читателей, имя Щедрина становится известным. В марте 1858 Салтыков-Щедрин был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 переведён на ту же должность в Тверь. В это время писатель много работает, сотрудничая с различными журналами, но в основном – с «Современником».

В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь", которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

Весьма вероятно, что стеснения, которые "Современник" на каждом шагу встречал со стороны цензуры, в связи с отсутствием надежды на скорую перемену к лучшему, побудили Салтыкова опять вступить на службу, но по другому ведомству, менее прикосновенному к злобе дня. В ноябри 1864 г. он был назначен управляющим пензенской казенной палатой, два года спустя переведен на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 г. — в Рязань. Эти годы были временем его наименьшей литературной деятельности: в продолжение трех лет (1865, 1866, 1867) в печати появилась только одна его статья.

После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 - 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 году пишет "Историю одного города" - вершину своего сатирического искусства.

В 1875-м, будучи во Франции, встретился с Флобером и Тургеневым. Большинство произведений Михаила того времени были наполнены глубочайшим смыслом и непревзойденной сатирой, кульминация которой достигла своего апогея в гротеске под названием «Современная идиллия», а также «Господа Головлевы».

В 1880-е годы сатира Салтыкова достигает кульминации в своем гневе и гротеске: "Современные идиллии" (1877-1883); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883-1884).

В 1884 правительство запретило издание «Отечественных записок». Закрытие журнала Салтыков-Щедрин пережил тяжело. Он вынужден был печататься в чуждых ему по направлению органах либералов - в журнале «Вестник Европы» и газете «Русские ведомости». Несмотря на свирепую реакцию и тяжёлую болезнь, Салтыков-Щедрин создал в последние годы такие шедевры, как «Сказки» (1882-86), в которых сжато отражены почти все главные темы его творчества; исполненные глубокого философского историзма «Мелочи жизни» (1886-87) и, наконец, широкое эпическое полотно крепостной России - «Пошехонскую старину» (1887-1889).

10 мая (28 апреля) 1889 года – Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин умирает. По собственному завещанию похоронен на Волковом кладбище в Петербурге рядом с И.С. Тургеневым.