Свиридов Г.В г.


Произведения Свиридова Г.В. Вокальная музыка Вокальная музыка 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) романсов на слова М.Лермонтова (1938) 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938) 3 романса на стихи А.Блока (1941) 3 романса на стихи А.Блока (1941)1941 Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира () Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира ()Уильяма Шекспира194460Уильяма Шекспира Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)1950 Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955)Роберта Бернса Самуила Маршака1955Роберта Бернса Самуила Маршака1955 Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956)Сергея Есенина1956Сергея Есенина1956 Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956)поэмаСергея Есенина1956поэмаСергея Есенина1956 Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (196169) Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (196169)Александра Блока196169Александра Блока Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965) Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965)Фёдора Тютчева1965Фёдора Тютчева1965 Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973) Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)1973 Гимны Родины для хора (1978) Гимны Родины для хора (1978) 10 романсов на слова А.Блока () 10 романсов на слова А.Блока () «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока () «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока ()Александра БлокаАлександра Блока «Петербург», вокальная поэма (1995) «Петербург», вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)


Произведения Свиридова Г.В Музыка к кинофильмам Музыка к кинофильмам Музыкальная комедия «Огоньки» (1951) Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)1951 Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943) Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)1943 Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964) Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964)Александра ПушкинаМетель1964Александра ПушкинаМетель1964 Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час. Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час. СюитаВремя, вперёд!1965одноимённому кинофильмупрограммы «Время» СюитаВремя, вперёд!1965одноимённому кинофильмупрограммы «Время» «Красные колокола», сюита из музыки к кинофильму (1984). «Красные колокола», сюита из музыки к кинофильму (1984). «Метель»,музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина() и др. «Метель»,музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина() и др.



По всей вероятности, возврат к национальной традиции, не только в смысле интонационного языка, но и по существу, в смысле нравственно- этического содержания вот истинное, новизна для нашего времени. По всей вероятности, возврат к национальной традиции, не только в смысле интонационного языка, но и по существу, в смысле нравственно- этического содержания вот истинное, новизна для нашего времени. Свиридов В.Г. Свиридов В.Г.


Произведения Свиридова Г.В. Инструментальная музыка Инструментальная музыка 7 маленьких пьес для фортепиано () 7 маленьких пьес для фортепиано () Соната для фортепиано (1944) Соната для фортепиано (1944)1944 Квинтет для фортепиано и струнных (1945) Квинтет для фортепиано и струнных (1945)1945 Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946) Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946)1945 Сталинская премия Сталинская премия1946 Партита Ми минор Партита Ми минор Партита Фа минор Партита Фа минор Трио Ля минор Трио Ля минор Симфоническая музыка Симфоническая музыка Камерная симфония для струнных (1940) Камерная симфония для струнных (1940)1940 Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956)поэмаСергея Есенина1956поэмаСергея Есенина1956 «Весенняя кантата» для хора и симфонического оркестра (1972) «Весенняя кантата» для хора и симфонического оркестра (1972)


Неправильно пишут о моем пристрастии к литературе или что я считаю литературу первой в иерархии искусств. Последнее совсем чепуха. Я же пристрастен к слову (!!!), как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира. Литература же и ее собственные формы это совсем иное. Многое мне в этом (в литературе собственно) чуждо. Наиболее действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки. Этим я и занимаюсь. Неправильно пишут о моем пристрастии к литературе или что я считаю литературу первой в иерархии искусств. Последнее совсем чепуха. Я же пристрастен к слову (!!!), как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира. Литература же и ее собственные формы это совсем иное. Многое мне в этом (в литературе собственно) чуждо. Наиболее действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки. Этим я и занимаюсь. Свиридов Г.В. Свиридов Г.В.

Конспект урока по краеведению на тему: "Георгий Васильевич Свиридов – великий русский композитор XX века" (6 класс)

Полякова Светлана Николаевна, учитель истории ОКСКОУ «КСКО школа», г. Курск.
Описание работы: я предлагаю конспект урока, посвященный жизни и творчеству выдающегося композитора Г.В. Свиридова. Данный урок предполагает сопровождение презентацией. Эта работа будет полезна учителям краеведения Курской области или педагогам, для проведения классных часов в школе.

Урок на тему: Георгий Васильевич Свиридов – великий русский композитор XX века.

Цель: сформировать представление у учащихся о выдающемся музыканте родом из Курского края.
Задачи:
рассказать учащимся о жизни и творческом пути композитора Г. Свиридова;
доказать, что Г.В. Свиридов был выдающимся композитором;
расширить кругозор учащихся;
уточнить и сформировать понятия: композитор, оркестр, консерватория;
корригировать память, внимание, мышление, устную речь, развивать умения анализировать, сравнивать, систематизировать изученный материал, выделять главное; развивать умение развернуто и связно отвечать на вопросы;
воспитывать гражданственность, трудолюбие, чувство гордости за свой край.
Оборудование: проектор, ПК.
Дидактический материал: презентация по теме.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока.

I. Орг. момент.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний, объявление темы.
- Радостно сознавать, что Курская наша земля богата замечательными людьми. В наших городах и селах рождались и росли великие российские писатели, художники, актеры и др. выдающиеся личности. А сегодня мы поговорим о выдающемся музыканте 20 века Георгии Васильевиче Свиридове. Он является композитором и пианистом.
Слайд 1 (с темой урока)
Сообщение темы урока, запись в тетради.
- Давайте разберемся, для начала, кого называют пианистами?
- А кого среди музыкантов называют композитором?
Композитор - автор музыкальных произведений; человек, создающий музыку.
- Ребята, Свиридов является не просто россиянином, он еще и курянин. В России много выдающихся музыкантов, но этот нам интересен тем, что родился и вырос, начинал свой творческий путь на нашей курской земле. И мы с вами должны знать людей, которые прославили наш край.
2. Изучение нового материала.
Слайд 2 (с надписью слов Г.В. Свиридова)
- Перед тем как мы познакомимся с биографией музыканта, я бы хотела зачитать несколько слов, которые говорил Георгий Васильевич о себе и своем творчестве.
Слайд 3 (с фото Г.В. Свиридова и датой рождения)

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городке Фатеже Курской губернии в семье служащего. Отец его погиб на гражданской войне в 1919 году.
Учащиеся записывают текст слайда 2 в тетрадь.
Слайд 4 (с изображением фортепиано)
- Тяга к музыке и склонность к ее сочинению проявлялась у будущего композитора еще в детстве. Когда мальчику было девять лет, к нему пригласили преподавателя фортепиано.
Слайд 5 (с информацией о начальном периоде освоения музыкальной грамоты в Курске)
Позже семья переехала в Курск, где был неплохой оркестр народных инструментов. Юный Свиридов осваивал в нем начала музыкальной грамоты, играя на балалайке.
Слайд 6 (с изображением музыкальных инструментов)
- Посмотрите на экран, перед вами разные музыкальные инструменты. Найдите балалайку? В каком углу она расположена?
Учащиеся готовят ответ устно. Затем один ученик идёт к доске и проверяет правильность ответа, нажатием на картинку.
- В чем сходство этих музыкальных инструментов?
- В чем различие этих музыкальных инструментов?
- Давайте определим названия остальных музыкальных инструментов.
3. Физкультминутка.
Слайд 7 (с информацией об учебе в музыкальной школе)
- С 1929 по 1932 год он учился игре на фортепьяно в Курской музыкальной школе. 14-летний подросток на вступительных экзаменах в музыкальную школу исполнил на фортепиано марш собственного сочинения.
- Сколько лет он учился в музыкальной школе?
Слайд 8 (с информацией об учебе в Ленинграде)
- Окончив школу, Свиридов в 1932 году поступил в Ленинградский центральный музыкальный техникум, где занимался по классу фортепиано и классу композиции. Произведения, написанные в этот период, быстро становятся известными.
Окончив техникум в 1936 году, Свиридов поступил в консерваторию в класс композиции.
- Ребята, вы, наверное, слышали слово консерватория. Что же это за учебное заведение?
Консерватория – это музыкальное высшее учебное заведение.
Слайд 9 (с информацией о том, кто вдохновлял Свиридова)
- А сейчас давайте разберёмся – кто же вдохновлял Свиридова.
- Прежде всего, русские поэты и писатели, среди них: Лермонтов, Есенин, Блок и особенно Пушкин.
Слайд 10 (с музыкальным фрагментом к повести Пушкина «Метель»)
- Вот, например, музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель», знаменитый вальс.
- Г.В.Свиридов написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына и для всех детей. Композитор так и назвал это произведение – «Альбом пьес для детей». В него входит 17 небольших сочинений разного характера – колыбельная и танцевальная мелодии, картины природы, музыкальные портреты. Это пьески для совсем маленьких пианистов и для тех, кто уже занимается в музыкальном училище.
Слайд 11 (с музыкальными композициями: «Дождик», военный марш и композицией к кинофильму «Время, вперед!»)
- Давайте послушаем. Вам это, что-нибудь напоминает (какое-то погодное явление). Это композиция называется «Дождик».
Учащиеся слушают (верхний значок).
- Он жил во время Великой Отечественной войны, поэтому военная тематика тоже присутствует в его произведениях. Например, военный марш.
Учащиеся слушают (средний значок).
- А сейчас послушайте ещё одно произведение Свиридова и попробуйте вспомнить, где вы слышали эту музыку.
Учащиеся слушают (нижний значок).
- Эта композиция была написана к кинофильму «Время, вперед!» (1977). Но вы ее слышали, скорее всего, не там. Многие годы она была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время». А в 2014 году это произведение услышал весь мир, во время открытия Олимпийских игр – 2014.
- Как вы думаете можно ли назвать Свиридова выдающимся, великим композитором? Почему?
Слайд 12 (с информацией о дате смерти Свиридова и его фото)
- Умер Г.В. Свиридов 6 января 1998 года. Ему было 82 года.
Слайд 13 (с фото памятника Г.В. Свиридов
- 2005 год в Курске композитору Свиридову был установлен памятник (на углу улиц Ленина и Золотой).
4.Закрепление нового материала:
- Где родился Г.В. Свиридов?
- Как называется его профессия?
- Что мы называем консерваторией?
- На каких инструментах он учился играть?
- Кто вдохновлял композитора?
- Как благодарные потомки увековечили память о выдающемся композиторе, нашем земляке?
III. Заключительная часть.
1.Подведение итогов.
2.Выставление оценок.
3.Д/з (записи в тетради).

Презентация на тему: Георгий Васильевич Свиридов – великий русский композитор XX века

Свиридов Георгий Васильевич Биография Музыкальное образование Врожденный дар композиции Музыкальный техникум Ленинградская консерватория Окончание консерватории Сочинения о Войне Сочинения разнообразны и по жанрам Песня и романс Награды Гражданская панихида Сочинения


Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. В начале революции отец Георгия вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб во время гражданской войны. С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Там он стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. И его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Биография


Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. Комиссии он понравился, и в школу его приняли. Музыкальное образование


В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой. Закончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого известного педагога - М. Крутянского. По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин. Врожденный дар композиции


В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодежи. Под руководством Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Музыкальный техникум


Однако недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время в Курск, на родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Под руководством Шостаковича Свиридов завершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетию революции, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича. Ленинградская консерватория


Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. В классе Шостаковича Свиридов пробыл четыре года и закончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. Окончание консерватории


Сочинения о Войне До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, "Песня смелых" на стихи А. Суркова. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту "Раскинулось море широко", в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.


Сочинения разнообразны и по жанрам Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже не надо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Он одинаково легко пишет и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.


Песня и романс Главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бернса, А. Исаакяна), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах "Курские песни" и "Деревянная Русь". Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте ("Огоньки", "Раскинулось море широко"), в кино ("Воскресение", "Золотой теленок" и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, "Дон Сезар де Базан" и др.).


Награды Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1975-м - Героя Социалистического Труда. Знаменитая заставка в программе "Время" ("Время, вперед!") была снята с эфира как примета "тоталитарного прошлого". Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена.


Гражданская панихида Гражданская панихида и похороны Г. Свиридова состоялись 9 января в Москве. К полудню в квартире на шестом этаже, полы которой были устланы еловыми ветками, парадоксально роднившими грусть похорон с ощущением зимних праздников - Нового года и Рождества, - собралось много народу. Скромное убранство дома, множество книг, нот - жилище истинного интеллигента и место прощания с ним. После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Спустя четыре месяца из жизни ушла и его супруга Эльза Свиридова.



Свиридов Георгий Васильевич() - выдающийся композитор, пианист, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975). Музыкальная комедия "Огоньки", (1951), вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея Есенина" (1956); "Патетическая оратория" (1959), "Курские песни" (1964) и "Пушкинский венок" (1979) для хора с оркестром, т н. маленькие кантаты "Деревянная Русь" (1964), "Весенняя кантата" (1972), хоровой концерт "Памяти А. А. Юрлова" (1973), музыка к спектаклям (в т. ч. "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого, 1973) и фильмам. Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1946, 1968, 1980). Государственная премия Российской Федерации (1994). Ранние и поздние сочинения Свиридова различаются настолько сильно, что порой даже кажется, что они не принадлежат одному композитору. Сочинения


7 маленьких пьес для фортепиано () 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938) Концерт для фортепиано с оркестром 1 () Камерная симфония для струнных (1940) 3 романса на стихи А.Блока (1941) Концерт для фортепиано с оркестром 2 (1942) Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943) Соната для фортепиано (1944) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира () Квинтет для фортепиано и струнных (1945) Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Музыкальная комедия «Огоньки» (1951) Оратория «Декабристы» на слова Александра Пушкина и поэтов-декабристов (, не окончена) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) Романс для голоса и фортепиано «Мой отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) «Патетическая оратория» на слова Владимира Маяковского (1959, Ленинская премия, 1960) Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (196169) Сочинения


Сочинения Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных 1964) «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968) «Пушкинский венок» для хора с оркестром (1979) Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964) Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина (1964) Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака (1965) Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи Александра Блока (1965) Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965) Сюита «Время, вперёд!» (1965) - тема заставки программы "Время", выпуска новостей СССР в 21 час. «Маленький триптих» (1966) Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973) «Весенняя кантата» для хора и оркестра (1972) Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973) Кантата «Ода Ленину» на слова Роберта Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976) Гимны Родины для хора (1978) 25 хоралов для баса и фортепиано () "Ночные облака", кантата на слова Александра Блока для смешанного хора a cappella (1979) 10 романсов на слова А.Блока () "Ладога", поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) "Песни", концерт для хора a cappella на слова Александра Блока () "Петербург", вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Воспитание у школьников любви к Отечеству в процессе изучения музыкального наследия Г.В.Свиридова.
  • Формирование духовно-нравственного воспитания учащихся.
  • Развитие личностной мотивационной направленности интереса к предмету.
  • Внедрение инновационных технологий и разнообразных форм, взаимопроникновения смежных предметов и интеграции знаний.

Задачи:

  • расширить представление о жизни и многогранном творчестве композитора Г.В.Свиридова,
  • раскрыть своеобразие личности и особенности музыкального языка композитора;
  • воспитывать любовь к русской музыке, литературе, истории;
  • воспитывать патриотические качества личности;
  • развивать художественно-эстетический вкус учащихся на основе полученных впечатлений;
  • формировать у школьников гражданскую ответственность и самосознание, инициативность и самостоятельность.

Оборудование: презентация, музыкальные фрагменты произведений Г.В.Свиридова.

В этом году все жители Курска готовятся принять участие в праздновании 980-летия нашего города. Курск - старейший российский город, принадлежавший сначала Киевской Руси, а затем московскому государству. Много талантливых людей дала наша земля, их творческое наследие составляет гордость отечественной культуры. В Курске жили известные политики и учёные, изобретатели и писатели, артисты и певцы, художники и музыканты. Особое место в их ряду занимает Почетный гражданин Курска, народный артист СССР Георгий Васильевич Свиридов.

Музыка Свиридова отличается отточенной простотой, национальной характерностью песенных мелодий. Кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, прозрачность звучания особенно ценны. Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности художнику за внимание к тому, что есть лучшее в нашем национальном искусстве.

Биография Свиридова

Будущий композитор родился в небольшом городе ФатежеКурской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. Когда Георгию было всего четыре года, семья осиротела: отец погиб во время гражданской войны. После этого мать вместе с сыном переехала в Курск. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) пошел в школу, где и проявились его музыкальные способности. Тогда же он освоил и свой первый музыкальный инструмент - обычную балалайку. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре на слух научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридовоттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В 1932году Свиридовпоехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля. В то время будущий композиторжил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах. В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодежи: здесь учился Н. Богословский, И. Дзержинский, В. Соловьев-Седой. И по уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией. Под руководством Юдина Свиридоввсего за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Свиридовпробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов. Однако недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время в Курск, на родину. Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридовпоступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом там был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д.Шостакович. Под руководством своего нового наставника Свиридовзавершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетию революции, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича. Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. Закончил консерваторию летом 1941года. Его выпускной работой стали: Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, однако все планы нарушила война. В первые же дни Свиридовбыл зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941года его демобилизовали по здоровью. До 1944 года Свиридовжил в Новосибирске. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, Песня смелых на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей, эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту Раскинулось море широко. Оперетта Свиридовастала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она много лет не сходила со сцены. В 1950 году поселился в Москве. Он одинаково легко пишет и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

Кроме того, Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал “музыкальной иллюстрацией”. Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это, прежде всего, цикл, посвященный повести

А. С.Пушкина“Метель”. Но главным жанром, с которыми композитор не расстается никогда, являются песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бернса, А. Исаакяна), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах “Курские песни” и “Деревянная Русь”. Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Возможно, поэтому многие сочинения Свиридовамолодые музыканты используют в своей учебной практике.Однако Свиридов работал и в популярных жанрах: в оперетте, в кино, в драматическом театре.

Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами:

  • 1946- Государственная премия СССР
  • 1968- Государственная премия СССР
  • 1980 - Государственная премия СССР
  • 1960 - Ленинская премия
  • 1970 -присвоено звание народного артиста СССР
  • 1975 – присвоено звание Героя Социалистического Труда

Гражданская панихида и похороны Георгия Свиридовасостоялись 9 января в Москве. В тот же день Е. Кретова в газете “Московский комсомолец” писала: ”Официозной панихиды, этого помпезного детища склонной к гигантомании советской эпохи, не было - так решила вдова композитора. Прощались с Георгием Васильевичем дома, в его квартире на Большой Грузинской. И это тоже в русских традициях - так хоронили русских гениев прошлого. Люди стали собираться возле дома на Большой Грузинской рано. К полудню в квартире на шестом этаже, полы которой были устланы еловыми ветками, парадоксально роднившими грусть похорон с ощущением зимних праздников - Нового года и Рождества, - собралось много народу. Скромное убранство дома, множество книг, нот - жилище истинного интеллигента и место прощания с ним. Никакой театральности - ни музыки, ни речей, ни ритуала. Все искренне и просто”. После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны Г. Свиридова. Свой последний приют тело великого композитора обрело на Новодевичьем кладбище. Спустя четыре месяца из жизни ушла и его супруга Эльза Свиридова.

«Курск - столица музыки Свиридова».

К 90-летию со дня рождения классика, в Курске был открыт мемориальный музей

Г.В. Свиридова Он создавался как филиал Курского областного краеведческого музея и расположился в здании старинного особняка, два этажа которого вначале ХХ в. занимало почтово-телеграфное ведомство, третий этаж был переоборудован под служебные квартиры. Одну из них получил В.Г. Свиридов – отец будущего композитора. 16 декабря 1915 г. здесь появился на свет Георгий Свиридов. Экспозиционная площадь музея составляет 115 кв. м.

В экспозиции музея отражены все периоды жизни и деятельности Г.В. Свиридова – детские годы, проведенные в родном Фатеже, годы жизни в Курске, Ленинграде, Москве; показан весь творческий путь великого композитора. Определенный колорит залам музея придает интерьер мебели начала XX века, сохранившийся до нашего времени первый музыкальный инструмент Г.В. Свиридова – рояль фирмы «Беккер», появившийся в семье в 1920 г. Редкие документы, фотографии, ноты, вещи с рабочего стола композитора также создают особое настроение.

В 2006 г. в музей передан бюст композитора работы народного художника СССР

М.К. Аникушина. Ежегодно музей посещает около 3 000 посетителей. Здание мемориального музея композитора Г.В. Свиридова имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

В 1968 году впервые в Курске был проведен музыкальный фестиваль по инициативе самого Г. В. Свиридова. Тогда в нем приняли участие симфонический оркестр под управлением К.Кондрашина, хоровая капелла под управлением А.Юрлова, солисты Большого театра А. Ведерников, А. Масленников, а также симфонический оркестр и хор Курского музыкального училища. В первый день зимы 1988года в Курске стартовал 1 музыкальный фестиваль имени Г.В.Свиридова. Торжественное открытие прошло в драматическом театре выступлением Курской хоровой капеллы под управлением профессора КГУ Евгения Легостаева. Перед зрителями выступили певец, друг композитора Александр Ведерников, солисты Большого театра, лауреаты первого Всероссийского конкурса вокальной музыки имени Свиридова, главный дирижер Большого театра Александр Ведерников (младший), заслуженный деятель искусств РФ, главный дирижер Воронежского театра оперы и балета Юрий Анисичкин.

В музыкальном училище прошли "Свиридовские чтения". Много мероприятий было и на родине гениального композитора в городе Фатеже. В рамках фестиваля проведена презентация книги Г.В.Свиридова "Музыка как судьба".16 декабря, в день рождения композитора, фестиваль завершился большим заключительным концертом творческих коллективов филармонии. С этого года музыкальные фестивали стали проводиться регулярно. В рамках фестиваля проходит множество мероприятий: концерты, романсовые гостиные, хоровые ассамблеи, научно-практические конференции. В докладах участников конференции затрагивается широкий круг проблем: духовные основы русской культуры, осмысление исторической судьбы России в творчестве Г. В. Свиридова, вопросы музыкального языка, жанра, стиля и формы. В дискуссиях принимают участие ведущие музыковеды, молодые ученые, музыкальные деятели различных учебных заведений России и зарубежья: Белорусской государственной академии музыки, Харьковского гуманитарно-педагогического института, Сумского высшего училища искусств и культуры имени Д. С. Бортянского, Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова, Ростовской государственной консерватории имени С.В.Рахманинова, Красноярской академии музыки и театра, Уфимской государственной академии искусств, Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и другие. В рамках конференции проходит демонстрация выставочных материалов: документов из Курского областного краеведческого музея, работ из фондов галереи «АЯ», воспитанников Курской иконописной школы, Курского музыкального колледжа имени Г. В. Свиридова. География участников фестиваля широкая - ведущие музыканты России и стран СНГ: народнаяартистка СССР Е. Образцова; народный артист А. Ф. Ведерников; солист Киевской национальной оперы и Большого театра России Тарас Штонда; «Вивальди-оркестр» под управлением народной артистки России С. Безродной; Московского камерный хор под руководством народного артиста СССР В. Минина; ансамбль духовой музыки «Благовест»; хоровая капелла России имени А.Юрлова, дирижер – заслуженный деятель искусств Г.Дмитряк; «Брамс – трио»: Наталия Рубинштейн (фортепиано),Николай Савченко (скрипка), Кирилл Родин (виолончель); Николай Петров, Надежда Пикуль и многие другие. Музыкальный фестиваль направлен и на просвещения молодого поколения. В мероприятиях принимают участие детские хоры, проходят детские хоровые Ассамблеи и мастер-классы известных педагогов.С точки зрения значимости, музыкальный фестиваль имени Г.В. Свиридова является одним из самых главных мероприятий культурной жизни Курской области.

Куряне решили увековечить память нашего земляка, 23 сентября 2005 был установлен Памятник "последнему классику". Его установили на перекрестке улиц Ленина и Золотая. Такой выбор обусловлен историческим фактом. Георгий Свиридов не раз бывал именно на этом месте, потому что в 20-е годы прошлого века здесь располагался музыкальный техникум, где учился будущий известный композитор. И тем, что памятник будет хорошо просматриваться с улиц Ленина, Золотой и Можаевской. Внешний вид памятника, одобрен общественным жюри: Свиридов, в задумчивости сидящий на скамье, а рядом с ним - Муза на высокой белой колонне. Авторы этого проекта курские скульпторы Николай Криволапова и Игорь Минин. Это был первый памятник композитору и на нём высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

Свиридов очень любил поэзию - это видно из его вокальных циклов. Дружил со многими поэтами и писателями: М.М. Зощенко и М. Дудиным, С.Я. Маршаком и А.Т. Твардовским, А.И. Солженицыным, был знаком с Л. Леоновым и М. Шолоховым, В. Астафьевым и В. Распутиным... В его квартире собрана огромная библиотека - более 2,5 тыс. книг и журналов. Свои размышления о жизни, о музыке он записывал на клочках бумаги, на полях журналов - своеобразные "летучие" записи своих мыслей. С 1972 г. композитор вел дневник, где он анализировал услышанные произведения, стихи, прозу, размышлял о самом сокровенном. Из дневника Свиридова: "Музыка - это Чувство, Ощущение. Откровение. Возбуждает мысль, пробуждает фантазию, рождает мысли у слушателя. Музыка помогает раскрыть сокровенный смысл Слова. А вместе со Словом они раскрывают Истину Мира". "Я ведь недаром люблю литературу, поэзию, слово. Вот встречаюсь с Коняевым, Распутиным, Клюева перечитываю - гигантский поэт! С монументальным народным, христианским ощущением жизни! Все дело в том, что музыка сегодня не та, что была в прошлые века. Религиозный дух оставляет ее, отделяется от нее, она как бы эмансипируется. И сегодня она может жить только в союзе со словом. А ведь - совместная жизнь слова и музыки - издавна присуща русской культуре. Наша народная музыка - это пение, как для русских, так и для белорусов с украинцами. Наши народные песни, целый пласт!» Композитор определял свое творческое credo как сплав Слова и Музыки. Музыка Свиридова стала классикой советского искусства XX века благодаря своей глубине и гармоничности. Композитора называют русским Бахом. Он так же уникален, творчески обилен и далеко не до конца знаком слушателю. Тем ярче он предстаёт перед нами. Тем интереснее знакомиться с его наследием. Богатство тематики, сквозной идеей которой является любовь к родному Отечеству, разнообразие музыкальных образов и характерный стиль, сочетающий в себе традиции классики, народной и духовной музыки, являются бесценным источником воспитания патриотических и гражданских чувств современных школьников.

Работая учителем более 30 лет, я использую то ценное, что было найдено лучшими педагогами в области музыки: образовательные программы Д. Б. Кабалевского, В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак, Е Д. Критской, Т. В. Надолинской. Стремлюсь найти свои, особые принципы, методы и приемы, которые помогут увлечь детей, заинтересовать их музыкой. Опыт показал, что при глубоком знании материала учителем его увлеченности и умении донести до учащихся смысл и красоту музыки Г.В.Свиридова, она становится для школьников близкой и родной, они пропитываются ее красотой и величием. Благодаря этому их внутренний мир преображается. Музыка композитора побуждает учащихся к размышлениям о главных ценностях жизни – судьбе Отечества, судьбе мира, воспитывает в них чувство патриотизма, формирует гражданскую ответственность.

Изучая творческое музыкальное наследие Г. В. Свиридова, я пришла к выводу, что необходимо включить больше произведений композитора в программу «Музыка» 1-9 класс. Не нарушая основных принципов преподавания, я постаралась, органично вставить их в тематическое содержание программы. Материал распределила по годам обучения в соответствии с возрастными особенностями детей младшего и подросткового возраста, учитывая при этом степень трудности восприятия музыкального содержания.

  • 1 класс: «Веселый марш», «Старинный танец», «Перед сном», «Вальс», «Военный марш».
  • 2 класс: «Дождик», «Солнышко», «Песня берёзы», «Романс».
  • 3 класс: «Упрямец», «Попрыгунья», «Зимняя дорога».
  • 4 класс: «На зелёной лужайке» , «Колечушко- сердечушко», «Стрекотунья, белобока».
  • 5 класс: «Звонили звоны», «Наташа», «Весна и осень».
  • 6 класс: «Соловей мой смутный» «Военный марш».
  • 7 класс: «Зимнее утро», «Мери», «Отзвуки вальса» .
  • 8 класс: хоровая кантата «Снег идет», «Пастораль», «Венчание».

(хоровая поэма «Ладога», вокально-хоровой цикл «Пушкинский венок», «Курские песни», музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».)

Предложенные мною произведения будут способствовать воспитанию у подрастающего поколения патриотических чувств (любви к природе, народу, Родине, Отечеству). А любовь к Родине начинается с душевной, нравственной привязанности к отчему краю, родительскому дому. Быть курянином - значит быть воспетым автором «Слова о полку Игореве», быть курянином - значит быть сопричастником славы наших земляков и предков, быть курянином - значит гордиться талантами родной земли, быть курянином - значит жить на прекрасной земле, где поют курские соловьи!

Используемый материал .

Интернет ресурс:

  1. http://www.classic-music.ru/sviridov.html
  2. http://www.belcanto.ru/sviridov.html.
  3. http://kursk-museum.ru/index.php/sviridov.html
  4. http://www.dddkursk.ru/number/573/new/002522/
  5. http://kursk.bezformata.ru/word/sviridovskie-chteniya/1354624/

Литература:

  1. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 1998. - 672 с.: ил. - С.488.
  2. Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт предисл. и коммент. А.С. Белоненко. - М.: Мол. гвардия, 2002. - 798 с.: ил. - (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое; Вып. 2).
  3. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки / Сост. А. Золотов. - М.: Сов. композитор, 1983. - 261 с.: ил.
  4. Сохор А. Георгий Васильевич Свиридов: Критикобиографический очерк. - Л.: Гос. муз. изд-во, 1956, 157 с.
  5. Сохор А. Георгий Свиридов. - М.: Сов. композитор, 1972. - 319 с.
  6. Георгий Свиридов: Сборник ст. и исслед. / Сост. Р.С. Леденев. - М.: Музыка, 1979. - 462 с.
  7. Георгий Свиридов: Полный список произведений (Нотографический справочник). - М. - СПб: Нац. Свиридовский Фонд, 2001. - 141 с.