Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основывающиеся на вере в реальное существование сверхъестественного . Уже на стадии родового общества появляются формы религиозных верований, многие из которых до сих пор сохранились у некоторых народов (магия, тотемизм, анимизм, шаманство, фетишизм, культы - предков, природы, племенных вождей, земледельческие и скотоводческие).

Национальные религии

Отдельные религии древнего мира стали поли- и монотеистическими. Из таких религий следует отметить возникший у евреев во II тыс. до н. э. и сохранившийся до настоящего времени иудаизм. Основой другой древней религии - зороастризма, которая возникла в начале I тыс. до н. э. у иранцев и сохранилась в трансформированном виде у этноконфессиональных групп парсов, гебров и езидов, стал дуализм, т. е. представление о противоборстве доброго и злого начал. В древности на юге и востоке Азии возникли отдельные политеистические религии (например, брахманизм у индийцев, трансформировавшийся затем в индуизм). В Китае в VI-V вв. до н. э. появляются два философско-этических учения, постепенно трансформировавшиеся в религии - конфуцианство и даосизм. В отличие от названных религий, развивавшихся из философских учений, еще одна восточноазиатская религия - синтоизм - возникла в Японии на основе господствующих в первобытности культов предков и природы. Хотя названные религиозные системы и распространились достаточно широко, они не превратились в религии мирового значения. Такими стали три возникшие в разное время религии: буддизм, христианство и ислам .

Мировые религии

Буддизм возник в северной части Южной Азии в VI-V вв. до н. э. Затем распался на два основных направления. Одно из них - хинаяна - требует от верующих обязательного прохождения монашества. Другое - махаяна - допускает, что спастись могут и миряне (при этом обожествляется основатель буддизма - Сиддхартха Гаутама). Особое течение махаяны - ламаизм - большое значение придает магическим действиям .

В начале I тыс. н. э. появилась еще одна мировая религия - христианство. В середине XI в. оно раскололось на два направления - православие и католицизм. В результате Реформации в XVI в. от католицизма отделился протестантизм, распавшийся, в свою очередь, на несколько самостоятельных течений, важнейшие из которых - англиканство, лютеранство и кальвинизм. Помимо трех основных направлений христианства - православия, католицизма и протестантизма - существуют два менее влиятельных направления, сложившихся уже в V в. н. э.: монофизитство (к нему, в частности, относятся армяне-григориане) и несторианство. По обрядности несторианство, и особенно монофизитство, очень близко к православию .

Наиболее молодая мировая религия - ислам - возникла в VII в. среди арабов. Вскоре после этого ислам распался на два основных направления: суннизм и шиизм (есть еще и третье - хариджеизм). Основное различие между суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты кроме Корана признают еще в полном объеме "священное предание" - сунну, шииты же принимают это предание только частично, признавая лишь разделы, основанные на авторитете родственников пророка .

Религиозная структура населения

Согласно оценке религиозной структуры населения мира на начало 80-х годов ХХ в., христиан насчитывается более 1400 млн. чел., мусульман - более 720 млн., индуистов - 580 млн., буддистов - 275 млн., конфуцианцев и даосистов - 200 млн., иудаистов - 17 млн. чел. Из христиан наиболее многочисленны католики - 56 % общего количества христиан. Протестантов насчитывается 29 %, православных (вместе с монофизитами и несторианами) - 9 % .

Большинство христиан сосредоточено в Америке и Европе. Меньшие по численности группы христиан живут в Африке, Азии, Австралии и Океании. В Европе, Америке и Австралии с Океанией христианство исповедует большинство верующего населения. В Азии доля христиан невелика. Католицизм наиболее распространен в Америке, хотя его влияние велико и в Европе. Католицизм исповедует большая часть населения Франции, Бельгии, Италии, Испании, Португалии и Южной Европы. Католиками являются также большинство верующих Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, около половины жителей ФРГ, Нидерландов и Швейцарии, около трети населения бывшей Югославии. Основной район распространения православия - Восточная и Юго-Восточная Европа. Православия придерживаются большая часть верующих России, Украины, Белоруссии, Румынии, Болгарии, две пятых населения бывшей Югославии и большинство жителей Греции. Оплотом протестантизма являются Северная и Центральная Европа. Он доминирует в скандинавских странах и Финляндии (в форме лютеранства), а также в Великобритании (англиканство). Протестантизм исповедуют около половины жителей ФРГ (преимущественно лютеране и кальвинисты), Нидерландов и Швейцарии. В Америке больше всего протестантов в США (64 % населения) .

Большинство последователей другой мировой религии - ислама - живет в Азии. Ислам занимает положение господствующей религии во многих странах Юго-Западной Азии. Мусульмане преобладают в Индонезии, они есть в Индии и Китае, а также в государствах Средней Азии (узбеки, казахи, киргизы, таджики, туркмены и др.). Много мусульман в Африке и среди народов Кавказа. В большинстве стран ислам существует в форме суннизма; шиизм широко распространен лишь в Иране .

Распространение третьей мировой религии - буддизма - ограничено в основном восточной частью Азии (Шри-Ланка, Бирма, Таиланд, Лаос, Камбоджа, Монголия). Буддизм является одной из двух главных религий Японии (наряду с синтоизмом); много буддистов в Китае, Корее, Вьетнаме; есть они в Индии, Непале, Сингапуре и некоторых других странах. В большинстве стран буддизм представлен хинаянистским направлением .

Индуизм - крупнейшая по численности последователей "немировая" религия - распространен главным образом в Южной Азии (прежде всего в Индии). Конфуцианство и даосизм исповедуют на востоке Азии (в основном в Китае). Синтоизм - чисто японская религия. Последователи иудаизма (почти исключительно евреи) расселены по всем континентам: большинство из них живут в Америке (в основном в США), немало их также в Европе и Азии (главным образом в Израиле). Зороастризм распространен преимущественно в Индии (парсы), а также в Иране (гебры) и Пакистане. Кроме перечисленных религий существует еще множество местных и племенных верований, не выходящих за пределы одного небольшого этноса .

Религии

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

Национальные религии - религии, распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации.
Самой крупной по числу последователей ограниченной религией классового общества является основная религия Индии - индуизм, предоставляющая реформированную форму брахмаизма. Впрочем, индуизм - это скорее не единая религия, а совокупность религиозных систем, связанных общим происхождением и обладающих рядом общих черт.
Для индуизма характерно также отсутствие каких-либо руководящих органов; это, если можно так выразится «нецерковная религия».
Индуисты почитают большое количество божеств, среди которых особо выделяется Бог-хранитель Вишну и Бог- разрушитель и созидатель Шива.
Важное место в индуизме занимают положения о дхарме, карме и перерождении. Дхармой индуисты называют установленный для каждой касты порядок жизни (занятие, поведение в быту и т.д.). Карма - это воздаяние или невыполнение дхармы. После смерти человека ожидает перерождение. Его душа воплощается в ту или другую телесную оболочку в соответствии с принципом кармы или даже в тело небожителя. При невыполнении дхармы душе грозит воплощение в тело человека, занимающего более низкое сословно-кастовое положение или даже в тело животного или растение.
Джайнизм - индуистская религия, вышедшая из недр брахмаизма, решительно отвергнула кастовый строй. Джайны не только отвергли политическую систему, но и отказались поставить на её место какое-нибудь единое божество, мировую душу. Они признают лишь индивидуальные души, которые считают бессмертными и в каждый конкретный момент находящимися в определенной телесной оболочке.
Воплощение души умершего человека в ту или иную новую оболочку зависит, согласно джайнизму, от того, насколько праведной была предыдущая жизнь. Таким образом, джайнизм полностью заимствовал от брахманизма его положения о карме и перерождении.
Не имея каких-либо божеств, джайны больше всего почитают своих легендарных пророков, последним 24-м по счету из которых они считают основателя религии - Вардхаману Махавиру, или Джинну. Именно от имени этого пророка и происходит название самой религии.
Сикхизм возник в конце XV - начале XVI в. как индуистическая секта, но позже сикхизм обособился настолько, что фактически сейчас является самостоятельной религией. Сикхизм провозглашает единобожие. Большим почитанием пользуются девять духовных наставников (гуру), в том числе и основатель сикхизма Нанак.
Поклоняются же сикхи «священной» книге Адиграытх, в которой изложено их вероучение. Ни духовенства, ни публичных богослужений у сикхов нет. Религиозные обряды у них сильно упрощены. Сикхистская религия запрещает создавать какие-либо изображения божества. Не практикуются у сикхов и посты, паломничества.
Сикхизм враждебно относится к жертвоприношениям, полностью отвергает кастовый строй. Даосизм - одна из религий современного Китая, возникла на основе даоситского философского учения, созданного Лао-Цзы. Согласно философскому даосизму, основой возникновения, изменения и конца всех вещей является Дао, что в переводе означает «путь». Одни из последователей Лао-Цзы видели в Дао естественный ход жизни, природу, другие давали ему метафизическое истолкование. Лао-Цзы учил о том, что всё в мире находится в постоянном изменении, все вещи и явления со временем переходят в свою противоположность.
Однако, видя единство противоположностей, он не замечает их борьбы. В своём учении Лао-Цзы, осуждая угнетение, в тоже время лучшим способом достижения гармонии считает бездеятельность.
Народные верования, превратили даосизм в типичную политическую религию. В современном даосском пантеоне старшей считается божественная троица: Паньгу, Юйхуан и сам Лао-Цзы. Кроме того, есть множество других божеств и святых.
Даоссисты имеют многочисленное жречество. Старшим даосским жрецом считается Тяньши («даосский папа»).
Конфуцианство занимает особое своеобразное место среди других верований. Конфуцианство совершенно не знает пророчества; кроме того, в этой религии наибольшее внимание уделяется этическим мотивам, а сюжеты мироздания развиты очень слабо. В связи с этим конфуцианство часто считают не религией, а философско-этическим учением. Но всё-таки конфуцианство, как и прочие верования, имеет характерную для любой религии черту - веру в сверхъестественное.
Важнейшими книгами конфуцианцев являются сочинения, именуемые Пятикнижием (Уцзин) и Четверокнижием (Сышу). Следует отметить, что значительная часть содержания конфуцианских книг посвящена историческим событиям, поэтическим произведениям, описаниям церемоний и т.п. и прямого отношения к религии или философии не имеет.
Одно из основных положений конфуцианства - требование безоговорочного подчинения вышестоящему старшему. Различия в общественном положении людей, согласно конфуцианству, предначертаны небом, и никто не должен сопротивляться этому. Каждый, кто посягнёт на более высокий статус, должен быть, в соответствии с конфуцианским принципом «чжэнмин» поставлен на своё место. Конфуцианство учит с большим уважением относиться к власти, так как, согласно его догмам, мудрый правитель выполняет на земле волю небес, связывает подчинённых ему людей с небом. При своей трансформации в одну из китайских местных религий конфуцианство впитало в себя китайские народные верования, в первую очередь культ предков и культ природы.
Верховным божеством у конфуцианцев почитается небо, обожествлены также сам Конфуций, его ученики и верные последователи.
Конфуцианцы верят в загробную жизнь, для умилостивания душ умерших совершаются жертвоприношения.
Конфуцианство всегда представляло собой мощную консервативную силу, препятствовавшую подлинному прогрессу китайского общества. Воспитывая в народе преклонение перед любой властью, чинопочитание, оно способствовало прочному внедрению в китайский общественный быт бюрократической идеологии.
Синтоизм - религия Японии, возникшая на базе японских родоплеменных верований, по-прежнему сохраняет многие элементы этих верований.
Синтоизм политеистичен. Мир, по представлениям синтоистов, населён всевозможными божествами и духами.
Во главе синтоистского пантеона стоит солнечная богиня Аматэрасу Омиками. Основные каноны синтоизма изложены в «священной» книге этой религии- Кодзики, написанной в VIII в. В этой книге в мифологической форме рассказывается о происхождении мира, страны и народа, описывается созидательная деятельность богов и героев.
Основные синтоические обряды заключаются в молитвах и жертвоприношениях. Эти несложные по своему характеру ритуалы совершаются в храмах (дзиндзя).
В этих храмах служат жрецы, подразделяющиеся на несколько рангов. Спецификой синтоизма является передача должности жреца по наследству.
Современный иудаизм представляет собой монотеическую религию. Он провозглашает евреев богоизбранным народом. Согласно иудаизму, сотворивший мир всемогущий Бог Яхве заключил с евреями особые договоры - заветы. По этим договорам Яхве передал евреям власть над страной, за что те обязались не почитать других богов и выполнять заповеди Яхве.
Иудаисты верят в грядущий приход Мессии, который должен сотворить праведный суд. Верят они также в бессмертие души, посмертное воздаяние и загробную жизнь.
Основным условием спасения считается непоколебимая вера в Бога Яхве.
Основным «священным писанием» у иудаистов считается Танах (тождественный христианскому ветхому завету, состоящий из трёх групп книг: Пятикнижие (Тора), Пророки, Писания. Большое значение признается и составленному в III - V вв. Талмуду, предоставляющему собой толкование содержащихся в Танахе религиозно-этических правовых и бытовых предписаний.
Религиозной общиной иудаистов является синагога, возглавляемая раввином (учителем религиозного закона). Синагогой называется также иудаистический молитвенный дом. Храмов и жрецов в иудаизме нет.
Эта религия строго запрещает работать в субботу, не разрешается в субботу также зажигать или гасить свет и т.д.
Караимы, отделившиеся от иудаизма в VIII в. н.э. основывают своё вероучение только на Ветхом завете. Талмуд караимы не признают.
Очень древнее происхождение имеет весьма малочисленная сегодня секта самаритян. Они отвергают не только Талмуд, но и часть книг Ветхого завета.
Обязательными для них являются лишь Тора и книги Иисуса Навета. Значительно большее количество последователей имеет возникшее в первой половине XVIII в. течение иудаизма - хасидизм. Это течение отказалось от мелочного расписания каждого шага верующего. Основатель хасидизма Израиль Бешт говорил, что главное вовсе не в знании Библии и Талмуда, а в благочестии и молитве. Для хасидизма очень характерен крайний пшетицизм. Под знаменем этого течения расплодились святые - цадики, претендующие на посредничество между Богом и народом.
Мандеизм. Мандейцев называют иногда сабейцами или последователями св. Иоанна. Происхождение этой очень малочисленной религии, возникшей в I в. н.э. в Двуречье не очень ясно. Одни считают, что мандеизм ответвился от иудаизма, другие связывают его с ранним христианством.
Зороастризм - ещё одна религия, возникшая в Передней Азии. Одним из основных положений этой религии является ярко выраженным представлением о противоборстве доброго и злого начал. «Священной» книгой зороастрийцев является Авеста. Древнейшая её часть приписывается легендарному Заратуштре, другие её части были написаны несколько веков спустя первой. Доброе начало в зороастризме олицетворяет Ахура -Мазда. Он предстаёт в роли творца. Олицетворение злого начала - Анхра-Майнью также наделён способностью творить, однако плоды его творчества вредны для людей.
Зороастрийцы почитают огонь, имеющий по их взглядам очищающую силу.
Йезидизм - связан своим происхождением с зороастризмом. Йезидизм основан по преданию в XI в. шейхом Ади и распространенный в настоящее время среди части курдов.
В отличие от зороастрийцев йезиды поклоняются не только светлому началу, но и тёмному. Светлое, именуется у них Ездом, откуда и происходит само название йезиды (или езиды). Тёмное имеет имя Мелек-Тауз. Йезиды считают, что светлое начало полно добрых помыслов, поэтому его можно не задабривать. А Мелек -Тауз, способный творить зло, заслуживает большего внимания и почитания. Йезиды очень не любят, когда в их присутствии бранят это злое начало, т.к. считают Мелек-Тауз в конце концов помирится с Ездом.
Такое позитивное отношение к дьяволу со стороны йезидов всегда вызывало ярость у фанатично настроенных мусульман и христиан, которые считают их «чертомолами». Не раз йезиды подвергались жестоким преследованиям.
Независимо от того, в какой части Земного шара возникла религия, она так или иначе говорит о едином Боге (Христианство, Ислам и др.), а где-то со временем обрастёт множеством божков (Индуизм).

По мере того, как племена и народности неизбежно созревали для того, чтобы превратиться в народы, росла потребность в религии, которая оказались бы в состоянии обеспечить национальную консолидацию молодых народов в рамках централизованных абсолютистских государств. Так возникают национальные религии - это религии, которые по своему характеру неразрывно связаны с определённым народом или государством и которые поэтому не могут распространиться в других регионах. Такая религия неотделима от культуры, мифов и обычаев исповедующего ее народа. Современные национальные религии по времени своего возникновения отличаются друг от друга и порой довольно резко. Большинство из них являются политеистическими, но есть среди них и монотеистические. Во всех религиях этого типа имеется учение о загробном воздаянии. Названные религии отказались от человеческих жертвоприношений. Были упрощены жертвоприношения вообще и значительно сокращены, или вообще отменены жертвы птиц и скота. Все это позволило этим религиям выжить в современном мире, где преобладают мировые религии, провозгласившие приоритет моральных ценностей.

Даосизм (так же, как и конфуцианство) зародился в Китае в VI - V веке до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основателем даосизма считается Лао-цзы. Важнейшие каноны даосского учения изложены в книге последователей Лао-цзы "Дао дэ цзин". На формирование даосизма как религиозной системы большое влияние оказал буддизм, проникший в Китай из Индии в начале н.э. и достигший там своего наивысшего развития в VI - X веках. Именно в этот период произошло формирование даосского монашества. В период правления монгольской династии Юань (1279 - 1367) даосизм претерпевал определенные трудности. Был уничтожен ряд даосских сочинений. Название "Дао" предположительно происходит от наименования одной из древних китайских шаманских практик - "гуй дао". В 1957 году в Китае была создана Китайская ассоциация последователей даосизма. Главным гуань (даосским монастырем) является пекинский монастырь Байюнь гуань (монастырь Белых облаков). К XX веку влияние даосизма постепено уменьшалось. Точное число приверженцев даосизма неизвестно, по приблизительной оценке к концу XX века наиболее активных даосов насчитывалось около 20 миллионов человек.

Джайнизм.

Ортодоксальные религиозные доктрины древней Индии, генетически восходившие к религии и мифологии арийских вед, были тесно связаны с системой сословного неравноправия, которая нашла свое выражение в виде варн. На основе первоначального деления на варны древнеиндийское общество в процессе смешения арийского субстрата с аборигенными племенами выработало еще более дробное и в сословном отношении еще более неравноправное членение на касты. В индуистской Индии джайны на протяжении многих веков существовали в качестве этноконфессионального меньшинства. Правда, это меньшинство не было враждебно большинству. Напротив, оно, как упоминалось, сохраняло определенные связи с индуистами, чему способствовал факт сохранения каст и родственных контактов между джайнами и индуистами. Но эти связи не привели и к противоположному результату, т. е. к растворению джайнского меньшинства в океане индуизма. Строго организованная, внутренне дисциплинированная джайнская община сохранила свой стиль жизни и дожила до наших дней. Более того, несмотря на свою немногочисленность, джайны сыграли заметную роль в истории и культуре Индии. Богатые джайнские храмы и поныне привлекают своей красотой, стройностью архитектуры, отделкой и убранством. Усилиями джайнов в средневековой Индии развивались наука, искусство и литература. Этика и благотворительность джайнов тоже не могли не быть замеченными, тем более, что и то, и другое отлично вписывалось в индуистскую систему социальных, моральных и духовных ценностей. И, наконец, аскетизм джайнских монахов не остался без внимания привыкших, но не устававших восхищаться подвигами аскезы индуистов.

Индуизм - одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (около 95% всех индуистов - в Индии). Индуизм сформировался в 1-м тыс. н.э. в процессе развития ведической религии и брахманизма и дальнейшей ассимиляции народных верований.Индуизм называют "парламентом религий". В самом деле, индуизм представляет собой пеструю и причудливую смесь разнообразных верований, мифов, ритуалов, теологических представлений, философских прозрений, социальных предписаний, поведенческих нормативов и многого другого. Эта смесь на первый взгляд кажется хаотичной, но она объединена в нерасторжимое органическое целое глубинными смысловыми связями.Термин Индуизм - европейского происхождения. В Индии религия называется Хинду-самая или Хинду-дхарма.Истоки индуизма берут начало в Хараппской, или Индской цивилизации, существовавшей в III - II тысячелетии до н.э. в долине Инда. Религия этой цивилизации основывалась на почитании божества, имеющего много общего с индуистским богом Шивой.Брахманизм получил распространение в Индии в 1 тысячелетии до н.э. Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. позиции брахманизма начали слабеть, и он на некоторое время был оттеснен другими религиями, в основном буддизмом и джайнизмом. К концу 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложился комплекс разнородных религиозных представлений, которые не вступали в явное противоречие с Ведами, но больше соответствовали новым условиям жизни.В начале 1-го тысячелетия н.э. учение брахманизма начинает вновь возрождаться в Индии в форме индуизма. В это время индуизм и буддизм развивались параллельно, причем спор их философий был главной движущей силой этого развития. Индуистская школя Ньяя сформировалась под воздействием буддийской логики, а школа Веданта испытала серьезное воздействие буддийской школы Мадхьямика. Большую роль сыграл буддизм в отказе от кровавых жертвоприношений.Средневековый период был отмечен прежде всего ростом движения бхакти. Главными объектами преданного почитания и одновременно центральными божествами индуизма в этот период стали Вишну и Шива. Третий из богов тримурти, Брахма вскоре отошел на задний план, сохранив ничтожно малое число приверженцев.На этот же период приходится становление тантризма - важной составной части индуистской идеологии. В своих истоках он был связан с древнейшим культом богини матери. В индуистский пантеон богиня Дэви в разных ипостасях вошла в качестве супруги Шивы в период оформления индуизма как пуранической религии. Она вобрала в себя множество образов богинь-матерей, от персонажей высокой жреческой религии до народных сельских богинь. Ее почитают не только в благожелательном, но и в устрашающем, гневном образах. Для достижения высшей жизненной цели - освобождения от сансары тантристы используют особую ритуальную технику.И в настоящее время индуизм сохраняет прочные позиции, несмотря на упрощение ритуала и культовой практики, на изменения роли и статуса жреческого сословия и разрушение некоторых традиционных религиозных ценностей. Современные богоискатели пытаются создать новую универсальную религию, которая примирила бы все противоречия и отвечала требованиям современной жизни. Появляются новые гуру, возводятся новые культовые сооружения, высказываются мысли о духовной общности всех религий и об индуистском мессианстве.

История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части - Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание заключить, что в начале II тыс. до н. э. евреи, как и многие другие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, т. е. верили в различных богов и духов, в существование души (полагая, что она материализуется в крови) и сравнительно легко включали в свой пантеон божеств других народов, особенно из числа завоеванных ими. Это не мешало тому, что в каждой более или менее крупной этнической общности был свой главный бог, к которому апеллировали в первую очередь. Видимо, Яхве был одним из такого рода божеств - покровителем и божественным предком одного из колен (родственных групп) иудейского народа.Позже культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других и оказываясь в центре внимания всего еврейского народа. Мифы о легендарном праотце евреев Аврааме, о его сыне Исааке, внуке Иакове и двенадцати сыновьях последнего (по числу которых иудейский народ и разделился на двенадцать колен) со временем приобрели довольно последовательный монотеистический оттенок: богом, с которым непосредственно имели дело эти легендарные патриархи, советам которого они внимали и по указке которого они поступали, стал считаться один и тот же - Яхве.Библейская легендарная традиция повествует о том, что при сыновьях Иакова все евреи (вслед за попавшим в Египет сыном Иакова Иосифом) оказались в долине Нила, где они были радушно встречены благоволившим к мудрому Иосифу (ставшему министром) фараоном. После смерти Иосифа и его братьев все двенадцать колен иудеев продолжали еще несколько веков жить в Египте, однако жизнь их с каждым поколением становилась все более тяжелой. С рождением младенца Моисея (в колене Левия) еврейский народ обрел своего вождя, подлинного мессию, который сумел вступить в непосредственный контакт с Яхве и, следуя его советам, вывел евреев из "плена египетского" в "страну обетованную", т. е. Палестину. Согласно библейским сказаниям, Моисей был первым еврейским законодателем, именно ему принадлежат знаменитые десять заповедей, начертанных на скрижалях по повелению Яхве. С помощью различных чудес (мановением руки он заставил отступить море, и по этому проходу прошли евреи, преследовавшие же их египтяне утонули в волнах вновь сомкнувшегося моря; жезлом Моисей высек воду из скал посреди пустыни и т. д.) он спас евреев от гибели во время долгого и трудного пути. Поэтому Моисей считается отцом иудейской религии, иногда даже называемой по его имени мозаизмом.

Двадцатый век вошел в историю еврейского народа как век наиболее массового уничтожения. Холокост до сих пор является фактом центрального значения во всех взаимоотношениях евреев и неевреев. В середине века при попустительстве большинства правительств Европы и христианских лидеров было уничтожено более шести миллионов евреев, почти всё европейское еврейство, (треть всех евреев мира). Человечество содрогнулось. Шок от холокоста позволил более активно проводить агитацию за создание еврейского государства. Когда 14 мая 1948 г. кончилось действие мандата над Палестиной, выданного Великобритании по окончании первой мировой войны, было провозглашено новое государство - Израиль. Оно является светским, однако религия играет в его жизни заметную роль. Суббота, например, общегосударственный выходной день: не работают магазины, общественный транспорт, государственные учреждения. Запись актов гражданского состояния производят в синагогах, по религиозным вопросам судит особый суд, религиозные партии верховодят в политике. Ортодоксальный иудаизм - религия Израиля, он управляет и многими аспектами личной жизни. Только ортодоксальным раввинам (и сефардам, и ашкенази) можно совершать обряды свадьбы, вести надзор за разводами и прочими аспектами жизни.

Конфуцианство.

В конце III тыс. до н. э. на территории центральных равнин Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным вождем. Этот период принято называть эпохой Шань-Инь - по имени клана, который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае наступила эпоха династии Чжоу (XI-XIII вв. до н. э.) - один из самых интересных периодов в истории страны, когда начали закладываться основы практически всех философских школ и мистических учений.Издревле китайская социальная система была четко поделена на уровни, каждому из которых предписывались свои строжайшие нормы поведения, причем эти предписания порой касались даже мелочей. Например, было точно известно, в каких одеждах кому ходить, какую пищу есть, какие обряды совершать. Высшая аристократия так и называлась - "те, кто ест мясную пищу", в то время как на столе простолюдинов мясо не появлялось, и не потому, что его не хватало на всех, - причина заключалась в ритуальных предписаниях.Вся земля принадлежала верховному правителю - вану. Немного ниже вана стояли несколько властительных князей, которые иногда управляли областями. Ван долгое время сочетал себе функции племенного вождя и жреца, т. е. мог и управлять людьми, и общаться с Небом. О его священной функции говорил даже сам иероглиф "ван", который представляет собой три горизонтальные черты, пересеченные одной вертикальной. Это символически обозначало, что дух правителя способен соединить в себе три начала, или великую вселенскую триаду: Небо, Землю и Человека. Ван, обладая неограниченной властью, мог перераспределять землю, чем привязывал к себе наследственную знать. По представлениям, характерным для Древнего Китая, император обладал огромной духовной мощью, или дэ, которая дарована ему Небом и которую он мог передавать своим подданным. Эту мощь можно также назвать священной силой, благостью, благодатью или просто добродетелью. Представление о ней сложилось еще в глубокой древности, когда мир понимался как место встречи людей с духами и поэтому был пропитан особой "энергией". Именно благодать (дэ) вана стала позже одним из ключевых моментов учения Конфуция о государстве и о роли в нем правителя. Безраздельная власть требовала одновременно и особой нравственной чистоты, добродетельности, личного духовного совершенства вана, к чему и призывал Конфуций.Существовал принцип: "Кто знатен - тот богат". Незнатный не мог быть не только богатым, но даже зажиточным. На первый взгляд такая социальная система может показаться несправедливой и даже бесчеловечной. Но в течение многих веков именно такая система с ее жесткими предписаниями поддерживала стабильность в обществе и достаточно ровные отношения между властями и народом. В китайской истории период правления Чжоуской династии считается едва ли не идеальным временем в жизни людей и государства, когда все жили в достатке и каждый "знал свое место". Как сказал бы Конфуций, "правитель был правителем, а подданный - подданным". Единственное известное крупное мистическое произведение архаической традиции - знаменитая книга "И цзин", или, как принято переводить ее название, "Книга перемен". Частично она была записана в конце II тыс до н. э., хотя сама тема возникла значительно раньше. "И цзин" считалась гадательной книгой, по которой предсказывали разливы рек и исходы сражений, судьбу человека и великие события. Считается, что сам Конфуций составил комментарии к основному разделу этой книги, которые называются "Двенадцать крыльев".Мир представляется чередой вечных изменений, он дан человеку как "вечное непостоянство", как переход двух противоположных и взаимодополняющих начал - светлого (ян) и темного (инь). Окружающий мир в равной степени и реален, и иллюзорен, за видимой действительностью скрывается более глубокая, "истинная" сущность, рассказать о которой невозможно. Однако существует способ символического выражения этой внутренней реальности - через рисунки или сочетание сплошных и прерывистых линий. В "Книге перемен", непостижимым образом повлиявшей на развитие всей китайской философии, видимо, содержалось какое-то древнее мистическое знание, суть которого выходила далеко за рамки гадательной практики и примитивного общения с духами. Скорее всего во времена Конфуция ее истинного, изначального смысла уже никто не понимал. Мистическое свелось на уровень оккультного - магических приемов, обрядов вызывания и изгнания духов. Возникала явственная необходимость по-иному оценить место человека в этом мире, как бы заново осмыслить себя в пространстве уже иной духовной реальности.

Сикхизм - одна из национальных религий Индии. Название происходит от санскритского "сикх" - ученик. Сложился в 15 в. Основные положения сикхизма унаследованы от индуизма и ислама. По воззрениям сикхов, единый Бог существует в качестве вечной невидимой сущности в видимом мире. Он неописуем и непостижим. Общение с Ним - это глубоко внутренний процесс. Наставить на истинный путь может наставник-гуру, которых было десять, первый из них - Нанак (1469-1539 гг.). При десятом гуру (в 17 в.) были введены атрибуты сикхов - длинные нестриженые волосы, кинжал, гребень, стальной браслет, особый род нижнего белья, но сам институт гуру был упразднён. Численность сикхов - свыше 19 млн. чел., из них более 18 млн. живут в Индии (из которых 13 млн. чел. сосредоточены в штате Пенджаб).Согласно представлениям сикхов, наставить на истинный пyть и повести по немy может лишь наставник -гypy; yченик-сикх должен емy беспpекословно подчиняться. Все сикхские гypy жили в обществе, вели обычный семейный обpаз жизни и заботились о дyховном pазвитии своих yчеников. Всего их было 10 гypy.Во вpемя пpавления втоpого гypy, Ангада (1539 -- 1552), стали yстpаиваться бесплатные кyхни - лангаpы, где могли беспpепятственно полyчать едy члены pазных каст. С тех поp лангаpы являются неотъемлемой частью сикхских гypдваp. Тогда же, как говоpится в легендах, был введен шpифт гypмyкхи (бyкв."из yст гypy"), пpедназначенный для записи сикхского священного канона.Тpетий гypy, Амаp Дас (1552 -- 1574), начал постепенно отходить от непpитязательной пpостоты пеpвых yчителей. Он yчpедил сикхские пpаздники, ввел особый бpачный pитyал "ананд" и стал более благосклонно, чем его пpедшественники, относиться к миpским благам.Четвеpтый гypy. Рам Дас (1574 -- 1581), yстановил наследственный хаpактеp власти гypy (до него каждый гypy сам назначал своего пpеемника). Изменилась пpи нем и стpyктypа общины: она была поделена на теppитоpиальные единицы - манджи, во главе котоpых назначались масанды. Рам Дас заложил также бyдyщyю столицy сикхов Амpитсаp.Еще pезче обозначился отход от пеpвоначальных стpогих пpинципов пpи пятом гypy, Аpджyне (1581 -- 1606). Пpи нем община значительно yвеличилась, pаспpостpанившись в пpеделах всего Пенджаба, и yпpочилась в стpyктypном отношении, став мощной оpганизацией. Hо пpославился гypy Аpджyн главным обpазом благодаpя составлению священного сикхского канона "Ади Гpантх". Так постепенно сикхи пpевpатились в сплоченнyю, влиятельнyю и сильнyю оpганизацию. В XVII - XVIII вв. Пенджаб входил в состав импеpии Великих Моголов, и сyществование кpyпной сикхской общины на севеpо-западной гpанице не могло не беспокоить монаpхов. Пpотивостояние было неизбежным. Резyльтатом его явилось пpеобpазование миpной pелигиозной общины в военнyю могyщественнyю оpганизацию и обpетение сикхами того воинственного дyха, котоpый с той поpы стал неизменно с ними ассоцииpоваться. Пpеобpазование особенно активным было пpи шестом гypy, Хаpгобинде (1606 -- 1645). До десятого гypy, Гобинда Сингха (1675 - 1708), каpдинальных изменений в сикхской общине не пpоисходило. Гобинд Сингх пpоизвел сеpьезнyю pеоpганизацию: yпpазднил пост гypy, yничтожил системy масандов и создал новое сообщество сикхов -- хальсy, а также аpмию хальсы. Тогда же были введены атpибyты сикхизма, именyемые "пять "к" (длинные нестpиженые волосы, кинжал, гpебень, стальной бpаслет, особый pод одежды).Единственным гypy Гобинд Сингх пpовозгласил священнyю книгy "Ади Гpантх". Того, кто пpетендовал на пост гypy, сикхи считали веpоотстyпником. Это положение послyжило главной пpичиной pаскола и обpазования сект в сикхизме (yдаси, беди и дp.). В жизни независимой Индии сикхи играют немаловажную роль. Примерно с середины 50-х гг. растет и укрепляется национально-религиозное движение. В 1950-60-х гг. сикхи требуют создания единого штата Пенджаб на основе общего языка. В 1966 г. такой штат был создан, и большая часть индийских сикхов (около 80%) с тех пор проживает именно там. Общая численность сикхской общины в современной Индии составляет по разным оценкам от 15 до 18 млн человек, это третья по величине - после индуистов и мусульман - религиозная группа страны (2% населения).С середины 60-х гг. XX в. все большую силу стала набирать борьба за создание сикхского государства Халистан. Последующие десятилетия принесли новые подтверждения тому, что сикхизм не только не сдает своих позиций в Пенджабе, но и оказывает все возрастающее влияние на политические процессы в масштабах всей страны.

Синтоизм - религия, возникшая в раннефеодальной Японии не в результате трансформации философской системы, а из множества родоплеменных культов, на базе анимистических, тотемистических представлений магии, шаманизма, культа предков. В переводе с японского синто означает путь богов. В настоящее время около 80 млн японцев называют себя приверженцами синто.Превращение верований отдельных племен и народов в единую религию, получившую название "синто", тесно связано с историей образования раннего государства на территории Японии. Власть над страной постепенно сосредоточивалась в руках правителей центральной области Ямато. Тогда же начинает оформляться культ Аматэрасу как верховного божества - прародительницы и покровительницы императорского дома. Божества других кланов, подчинившихся клану Ямато занимали более низкое положение, произошло разделение на небесных и земных божеств. Так были сделаны первые шаги в направлении создания единого пантеона синто. В 1081 г. был утвержден список главных синтоистских святилищ, получавших поддержку непосредственно от императорского дома. Храмы подразделялись на три группы. К первой относились семь главных святилищ, которые были тесно связаны с императорским родом. Во вторую группу входили также семь святилищ, имеющих историческое и мифологическое значение. Последнюю составляли восемь храмов, которые были связаны с буддизмом, божествами основных кланов, местными культами и ритуалами вызывания дождя.

Некоторое время синто было государственной религией Японии. В 1882 г. правительство страны провозгласило свободу вероисповедания. При этом государственное синто сохранило за собой статус официального ритуала и идеологии. Учение о национальной исключительности отныне стало обязательным для преподавания во всех учебных заведениях Японии. Повсеместно был введен ритуал поклонения императору. Появился целый ряд новых официальных праздников, таких, как День вступления императора Дзимму на престол, День рождения правящего императора, День сошествия на землю божественного внука Нининги, День памяти императора Дзимму и т. д. По случаю праздников во всех школах исполнялся обряд поклонения портретам императора и императрицы, сопровождавшийся пением национального гимна. В годы японо-китайской (1894-1895 гг.) и русско-японской (1904-1905 гг.) войн государственное синто стало идеологией милитаризма. Погибшие японские солдаты объявлялись ками; в их честь строились новые храмы. В начале 30-х гг. ХХ в., с приходом к власти в стране ультранационалистических и фашистских группировок, официальное синто способствовало укреплению агрессивной политики государства. Религиозную основу имели призывы к созданию восточноазиатской сферы совместного процветания во главе с Японией. После поражения Японии во Второй мировой войне государственное синто было упразднено и все связанные с ним учреждения ликвидированы. Оккупационные власти запретили финансирование синто, а также преподавание его в учебных заведениях страны. 1 января 1946 года японский император публично отказался от своего божественного происхождения. Император перестал быть для японцев живым богом и первосвященником. Однако, согласно новой конституции 1947 г., он оставался символом государства и единства народа. Участие императора в синтоистских обрядах стало считаться делом его личных убеждений. После отделения религии от государства храмы государственного синто утратили привилегированное положение. Сохранились только формы синто, не связанные с государственным культом, а именно храмовое синто и синтоистские секты. Последние заимствовали обрядность из храмового синто, но при этом имели свои собственные догмы и пантеоны божеств. Итак, синто стало одной из религий Японии наряду с буддизмом и христианством.

Большинство людей не могут в определенные моменты своей жизни обойтись без веры. В единое всемогущее существо, или в могущественные силы, управляющие всеми аспектами человеческой жизни, или просто во что-то мистическое – не суть важно. Все мировые религии это понимают. Они предлагают опытных наставников и литературу для того, чтобы человек лучше понял свою веру. В зависимости от региона и культурных традиций, образовались основные мировые религии.

Как зародилась религия

В течение полутора миллионов лет во времена палеолита (каменного века) проходил процесс социального становления человечества. Примерно сорок миллионов лет назад он завершился. К тому времени кроманьонцы и неандертальцы (предки современных людей) научились разводить огонь, у них появилось понятие семьи и рода, развился собственный язык.

Культура человечества в тот период тоже успела достаточно развиться. Люди умели рисовать, придумали свои обряды. Общество стало контролировать определенные стороны жизни каждого участника, связанные с инстинктами, в том числе и половыми. Были выработаны понятия запрета и табу. Люди начали изготавливать тотемы – статуэтки животных-покровителей, изображение которых было призвано их защищать. Появились также и обряды магического толка, с помощью которых можно было добиться желаемого результата.

Когда примерно 9-11 тысяч лет назад человечество придумало земледелие, в обществе все более заметным стало неравенство. Сгладить возникающие конфликты помогла общая система ценностей, признаваемая всеми, независимо от положения в обществе. Так религия с ее понятием о единой, управляющей всеми силой, объединила народ.

Религии древнего мира

Самые первые, возникшие еще во времена древних цивилизаций религии, – это родоначальники всех тех верований, которые мы знаем сейчас. Со временем они изменились до неузнаваемости, однако, следы культов тех времен археологи находят и сейчас.

Так, цивилизация древнего Египта построила свою религию на тотемной основе. Их боги были гибридами человека и различных зверей и птиц. Считалось, что после смерти человек продолжает жизнь, только в другом мире, а потому в могилу к умершим отправлялись дорогие им вещи.

Благодаря религиозным представлениям жителей древней Месопотамии (шумеров) появились предания о сотворении мира, дошедшие до нас в виде Ветхого Завета. Шумеры стали родоначальниками астрологии, наблюдая за планетами и звездами, и вообще были довольно свободомыслящими в религиозном плане.

Мифология древней Греции рассматривала богов как могущественных существ, с которыми можно бороться и спорить, вызывать их любовь или ненависть. Боги Древнего Рима представляли собой воплощения абстрактных понятий.

В Китае, проповедующем даосизм, духовенство выполняло роль чиновников и помогало добиться благополучия народа. Их религиозные догматы являются настоящими философскими учениями, как и в случае с дошедшим до наших дней индуизмом.

Национальные религии

Одно время было распространено деление на мировые и национальные религии. Однако современные ученые не считают его корректным. Дело в том, что когда зарождались эти религиозные верования, общества еще не делились на определенные нации, а состояли из нескольких групп, этнически связанных между собой обществ.

Понятие национальных религий появилось в девятнадцатом веке для обозначения таких верований, которые были приняты в пределах определенного народа, но не распространились за его пределы.

Обычно к этому виду культов относят те, что зародились на заре цивилизации. Религии древних римлян и греков, шумеров, египтян, инков, являются примерами национальных.

И все же некоторые этнические верования дошли до наших дней, причем почти не изменившись со временем. Иудаизм в Израиле, индуизм в Индии, конфуцианство и даосизм в Китае, синтоизм в Японии практикуются до сих пор.

В противовес национальным, мировые религии – это распространившиеся по всей Земле культы, этническую принадлежность которых нельзя определить.

Христианство

Существует всего три мировые религии, одной из которых является христианство. Его главной отличительной особенностью является описание мира в исторической целостности. Согласно его догмам, наш мир был создан единым могущественным Богом. И с тех пор постоянно им управляется до тех пор, пока не произойдут пришествие Мессии и Страшный суд.

Центральной фигурой в христианстве стал Иисус Христос - богочеловек, подаривший людям учение о том, как правильно жить в этом мире.

Помимо Ветхого Завета, практически полностью пришедшего из иудаизма, в Библию (священную для христиан книгу) входит также и Новый Завет. В нем рассказывается о периоде земной жизни Христа, излагаются его учение и деяния его учеников.

Согласно верованиям христиан, однажды земная жизнь человечества завершится концом Света, после которого всех людей ждет Страшный суд. Именно тогда, согласно поступкам каждого человека, будет определена его дальнейшая судьба.

Православие и его ветви

К мировым религиям относится не только само христианство, но и основные его течения. Название «православие» произошло от греческого слова ortodoxia, что означает «правильная слава». Самостоятельным это направление стало в XI веке. По поводу обрядов и канонов православия в разных странах нет единого суждения. Службы ведут на национальном языке страны, где они проходят.

Отдельно выделяют русскую, грузинскую, армянскую и греческую православные церкви, каждую из которых возглавляет свой патриарх.

В семнадцатом веке священнослужители, не согласные с реформами Никона, образовали собственное течение – старообрядчество, сохранившее прежние ритуалы и каноны. В начале двадцатого века выделилась еще и подпольная катакомбная церковь, не желающая сотрудничать с властями.

Католицизм

Перечисляя главные мировые религии, нельзя не упомянуть о такой ветви христианства, как католицизм. Вся католическая церковь управляется из Ватикана, а ее главой считается избираемый голосованием кардиналов Папа Римский. Его персона считается непогрешимой.

Католики почитают святых и в особенности Деву Марию. Среди их догматов есть понятие чистилища, куда души людей попадают после смерти. Службы часто ведутся на латыни, но также и на национальных языках.

Протестантизм

Основные мировые религии включают в себя и такую ветвь христианства, как протестантизм. Возникло это движение в Европе XVI века, во времена Реформации. В нем есть 3 основных догмата, включающих признание истинным Священным Писанием только Библии, признание спасения души только через принятие искупительной жертвы Христа и отрицание главенства Папы Римского. Для протестантов любой верующий может называться священником, и нет необходимости в заступничестве святых или Девы Марии.

В протестантизме развилось множество различных течений, которые можно включить в мировые религии мира. Это и адвентизм, основанный на вере в скорый Страшный суд, и анабаптизм, последователи которого считают правильным креститься уже взрослыми, и англиканская церковь, главой которой является король или королева Англии. Есть также баптизм, кальвинизм, квакерство, лютеранство, методизм и другие религиозные учения, делающие акцент на определенных аспектах в своей вере.

Ислам

К мировым религиям относится ислам – довольно молодое религиозное учение по сравнению с остальными (появилось в седьмом веке нашей эры). Основателем его является пророк Мухаммед, сделавший основой веру в единого Бога – Аллаха, которому человек должен покориться беспрекословно, и даже не пытаться понять его волю.

В исламе действуют законы шариата, которые, по сути, являются сводом государственных законов и устанавливают понятия права.

Как и все основные мировые религии, ислам является силой, объединяющей тех, кто его исповедует (в данном случае в основном арабские народы). Священной книгой для мусульман стал Коран, являющийся цитатником пророка Мухаммеда.

Основным направлением в исламе является суннизм, в котором наследниками Мухаммеда считаются первые три халифа. Приверженцы другого исламского течения – шииты – называют преемником пророка Али, его зятя.

Буддизм

В три мировые религии входит буддизм. Зародился он как противоположность индуизму, давая возможность получить просветление не только представителям высших каст, но и простому народу.

Основал буддизм княжеский сын по имени Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, который позже стал называться Буддой. Он был первым человеком, достигшим просветления – нирваны.

Главное, к чему по версии буддизма должен стремиться человек, – это к обретению абсолютного покоя и растворение в вечности, то есть к достижению нирваны. Отсюда следует важный принцип жизни: нельзя оказывать сопротивление злу.

Основополагающее понятие, которое различает мировые религии – это представление о том, куда попадает душа человека после смерти. В буддизме поддерживается идея реинкарнации, то есть перерождения в новом теле, которое зависит от деяний прошлой жизни (закон кармы).

Географическое распространение основных религий

Прежде всего, мировые религии – это верования, которые широко распространены во множестве стран по всей Земле.

В странах Европы, а также в Америке и даже Австралии, чаще всего можно встретить представителей христианства. Эта религия является самой распространенной в мире (ее исповедуют около двух с половиной миллиардов человек).

Если рассмотреть, какие мировые религии объявлены государственными в странах Африки и Ближнего Востока, то окажется, что в основном это мусульманство (ислам). По количеству верующих он занимает в мире второе место (примерно полтора миллиарда человек).

В современном мире мусульманство стало оказывать большое влияние на развитие человеческой цивилизации. Исламскими сейчас можно считать более 50 государств, а мусульманские диаспоры встречаются в более чем половине стран по всей планете.

Приверженцев буддизма чаще всего можно встретить в азиатских странах (около полумиллиарда человек).

Атеизм

Судя по распространению в современном обществе, атеизм – это новая мировая религия. Его концепция – отрицание существования Бога, основывается не просто на вере, но имеет под собой веские научные и философские основания.

Природа - все, что окружает человека, для атеиста является единственным существующим. Согласно этому мировоззрению человечество само за время своего существования придумало себе богов.

Атеизм признает лишь то, что можно доказать с помощью науки опытным путем, в противоположность концепции веры в других религиях.

Другие современные религиозные верования

Есть различные современные мировые религии, отдельные из которых имеют глубокие корни, а другие были созданы совсем недавно, порой даже в шутку.

Например, индуизм, синтоизм и иудаизм раньше были сугубо национальными. Их исповедовали в узком кругу людей, которые определили их культурные особенности. Теперь благодаря техническому прогрессу они стали распространены и за пределами своих регионов.

Всего 11 лет назад физик Бобби Хендерсон основал собственную шуточную религию – пастафарианство. Она провозглашает веру в летающего макаронного монстра и изначально была призвана показать всю абсурдность изучения в школах и университетах концепции сотворения мира. Однако, сейчас к пастафарианству в некоторых странах стали относиться как к серьезной религии. Так что кто знает, как изменится мировоззрение человечества через сто лет.

Для понимания особенностей культурного развития любого народа необходимо знакомство с его религиозными воззрениями. Это определяется тем, что религии выступали в качестве стержня народной культуры в прошлом, и продолжают играть исключительно важную роль в современном мире. Религия -- один из ведущих факторов развития человечества. В рамках этой темы изучаются основные положения мировых и национальных религий, закономерности в их развитии. Также материал о религиях и влиянии религий на другие сферы культуры содержится в лекции 2: «Первобытная культура. Культура цивилизаций Древности» и лекции 3: «Мировая культура в эпоху Средневековья».

Термин «религия » происходит от латинского religio, что означает святыня, предмет культа, связь. Религию определяют как мировоззрение, мироощущение и поведение, в основе которых лежит вера в существование бога или богов, т.е. вера в сверхъестественное. В основании всех религий можно увидеть две основные идеи:

l веру в то, что гибель живого существа не означает конца существования: другая, особая жизнь возможна и после смерти;

l веру в то, что справедливость, почти не достижимая в реальном мире, при жизни, обязательно восторжествует в мире потустороннем, после смерти.

Исторические формы развития религии :

l племенные -- магия, тотемизм, фетишизм, анимизм;

l национально-государственные (этнические);

l мировые.

Национальные религии распространены, как правило, в пределах одного народа. К ним, в частности, относятся индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм, иудаизм.

Мировые религии не имеют государственных и этнических ограничений и распространены в разных странах. К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам. Это наиболее важные религии в современном мире, число их последователей составляет основную массу населения Земли.

Религии делятся на учительские -- имеющие основоположника, учителя, и народные , когда невозможно указать конкретного основателя, пророка.

С точки зрения объекта обожествления -- выделяют религии политеистические -- это поклонение многим богам (политеизм, многобожие, язычество), и религии монотеистические (монотеизм).

Национальные религии

Индия

Индуизм -- национальная религия в Индии. Это одна из наиболее крупных в мире по числу последователей религия, в настоящее время число индуссов составляет около одного миллиарда человек. Начало индуизма относят ко второму тысячелетию до н.э. Первый этап в его развитии принято обозначать как ведический -- по названию священных книг Вед, которые, как полагали жители древней Индии, были даны людям самими богами. Веды включали религиозные гимны, молитвенные формулы, магические заклинания. Число божеств в ведийской религии очень велико -- многие сотни, это политеистическая религия. Высшие боги отличались бессмертием и всемогуществом, и были во многом похожи на людей -- могли быть злыми и благосклонными, хитрыми и простодушными. Самыми популярными богами были покровитель воинов Индра, кровожадный и мстительный Рудра, добрые братья Асвины, умевший принимать любой облик Вишну, бог мертвых Яма, бог жрецов и молитвы Брахма.

Значение Брахмы от века к веку усиливалось и в первом тысячелетии до н.э. он стал почитаться как единственный устроитель вселенной, царь всех богов. По имени Брахмы древнеиндийскую религию в этот период называют брахманизмом. Брахманы учили, что жизнь человека с самого рождения сопряжена со страданием, поэтому смерть является освободительницей для людей, помогая им перейти «из тьмы в свет». Брахманы же разработали учение о переселении душ. После смерти, утверждали они, люди вновь рождаются на Земле в новом облике. Брахманы сформулировали идею сансары -- бесконечного круговращения жизни, и кармы - новый облик человека зависит от его прежних поступков, а современные действия человека предопределят его будущее перевоплощение.

В 8 в. до н.э. на основе этих религиозных идей возник джайнизм . В основе его лежало представление о том, душа всегда привязана к телу, а совместным продуктом их деятельности является карма. Будущая судьба души зависит от поступков: грех может низвести человека до перехода в неживую материю, добродетель -- возвысить до воплощения в божестве, но лучшим исходом является уничтожение кармы, так как это освобождает душу от рабства телесного существования. Это освобождение есть состояние нирваны.