Зентангл - это абстрактный рисунок, созданный на основе повторяющихся узоров, соответствующих запатентованному методу зентангла. Настоящие зентанглы всегда рисуют на квадратном листе бумаги шириной 3.5 дюйма (8,9 см), и они всегда рисуются черными чернилами на белой бумаге. Изобретение зентангла предназначалось для того, чтобы сделать рисование приносящим удовольствие, успокаивающим и доступным всем. Читайте первый пункт, чтобы научиться рисовать свой собственный зентангл.

Шаги

Часть 1

Изучение метода зентангла

    Изучите базовое определение зентангла. Зентангл - это абстрактный, разделенный на части рисунок, нарисованный по принципам метода зентангла. Используя стандартный формат 3.5 дюймового квадратного листа, художник создает структурированную модель, выбранную им (ей) по своей прихоти, следуя основным инструкциям. Не нужно никакой технологии, специальных материалов или образования, чтобы стать художником по зентанглам. Вот несколько основ зентангла:

    Узрите отличия зентангла от других изобразительных искусств. Метод зентангла сильно отличается от обычного рисования карандашом, красками и других форм изобразительных искусств. Он задуман как форма художественной медитации, которую способен воплотить каждый. Процесс создания зентангла так же важен, как и получившийся результат, который ценится за свою уникальную красоту. Создание зентангла должно твердо придерживаться следующих философских принципов:

    Поймите разницу между зентанглом и дудлом. Многие создают дудлы – иногда красивые – на полях блокнотов и на кусочках бумаги. Дудлы обычно создаются во время того, как человек занят чем-то, но мало обращает на это внимание, например, говорит по телефону или сидит на лекции. Хотя лучшие дудлы могут быть похожи на зентанглы, они, на самом деле, сильно разнятся. Вот как:

    • Метод зентангла требует предельной сосредоточенности. В отличие от дудла, человек, создавая зентангл, отдает ему все свое внимание безраздельно. Зентангл нельзя нарисовать, пока говорите по телефону или слушаете лекцию, потому что сосредоточенность – неотъемлемая часть его художественной формы.
    • Метод зентангла - это церемония. Так как зентангл заслуживает все внимание художника, его следует создавать в тихом месте, где можно сосредоточиться и духовно настроить себя. Бумага и ручки обязательно должны быть высшего качества, так как зентангл – художественное занятие, которым можно довольно долго наслаждаться.
  1. Узнайте о первых художниках. Метод зентангла изобрели Рик Робертс и Мария Томас, когда обнаружили, что процесс рисования абстрактных форм в рамках нескольких основных правил чрезвычайно успокаивает.

    Часть 2

    Создание собственного зентангла
    1. Начните с правильных материалов. Метод зентангла требует использования хорошей бумаги для основы зентангла. Это должна быть ровная белая бумага без линий. Вырежьте квадрат со стороной 3.5 дюйма (8.9 см) из листа.

      • Сделанная вручную или текстурная бумага подойдет, если на ней нет узоров.
      • Также можно использовать цветную бумагу по желанию, но это не будет рассматриваться как настоящий зентангл, соответствующий методу зентангла.
    2. Нарисуйте границы. Воспользуйтесь карандашом, чтобы нарисовать границу в форме квадрата рядом с краями листа. Не пользуйтесь линейкой или схожими предметами с ровным краем, чтобы ее нарисовать. Просто слегка набросайте ее рядом с краями листа.

      • Ничего страшного, если у вас дрожит рука при рисовании границ. Она будет уникальной, оригинальной рамкой, внутри которой поместится узор. Если у нее неровные края или необычный вид, то готовый зентангл будет еще более оригинальным.
      • Не слишком давите на карандаш, пока рисуете границу. Она не будет видимой после того, как вы закончите рисовать зентангл ручкой.
    3. Нарисуйте нить. Возьмите карандаш и нарисуйте «нить» внутри границы. Согласно методу зентангла, нить – это изогнутая линия или кривая, которая оформит структуру дизайна. Узор, создаваемый вами, будет в пределах контура нити. Она должна быть легко набросана, простой, абстрактной формы, элегантно разделяя площадь внутри границы на секции.

Зентанглинг (процесс рисования узоров-зентанглов), созданный немногим более десяти лет назад, не только не ушёл в небытие, как часто бывает со многими модными веяниями, но наоборот – всё больше набирает популярность в мире.

Зентангл – особый стиль рисования, который доступен, пожалуй, любому желающему. Человек рисует узоры, орнаменты, складывающиеся в причудливые абстрактные композиции без какой-либо символической или смысловой нагрузки. И сам процесс создания таких узоров погружает автора в особое состояние, — художник получает опыт, весьма похожий на медитативные переживания.

Рисование зентанглов не только успокаивает, улучшает настроение, но и тренирует концентрацию внимания, развивает художественное видение, креативность. Некоторые могут получить от такого рисования терапевтический эффект, отдохнуть так, что всего за полчаса в голове может проясниться, а в теле почувствуется легкость и бодрость, как после хорошего сна.

Поскольку этот метод рисования запатентован авторами (Мария Томас, Рик Робертс), у него есть определенные правила-признаки, по которым можно определить классический зентангл:

  • рисунок абстрактен;
  • выполняется на маленьких белых квадратах (9х9 – классический размер);
  • используются черно-белые цвета;
  • в процессе рисования нельзя использовать ластик, вспомогательные линейки, трафареты или другие средства – всё от руки (единственный момент, когда используется карандаш и ластик, — это начальное определение границ рисунка, которые после окончания и нужно будет стереть).

Конечно, метод развивается, дополняется, появляется много течений, похожих на зентангл, но классические основы всё же остаются. И, наверное, это не случайно: такие правила возникли из практики и делают метод доступным, удобным для исполнения в любых условиях. К примеру, маленькие квадратики, как и гелевую ручку, легко можно носить с собой в кармане или сумочке. Для начала этого вполне хватит.

А вот если вы решитесь совершенствоваться в искусстве зентангла, то нужно будет тренироваться, набивать руку, отрисовывать разные танглы (части общего узора), для чего потребуется уже более серьёзное оснащение и разнообразный инструментарий.

Что необходимо для зентанглинга?

Даже если вы только начинаете рисовать зентанглы, не стоит небрежно относиться к выбору рабочих материалов, поскольку в этом процессе всё: от толщины линии, до фактуры бумаги, на которой эта линия проводится, — работает на создание особого состояния и получение удовольствия от выполненной творческой работы.

Зентанглы рисуются на специальных фирменных плитках плотной бумаги, которую вот уже более трёх веков производит итальянская компания Fabriano Tiepolo. Это белые или черные квадратики 9х9 см с неровными краями, на обороте которых стоит знак зентангла.

Для начала такие плитки можно изготовить самостоятельно, просто разрезав на квадраты большой лист плотной бумаги, которая вам понравится по качеству, текстуре.

Зентанглы рисуются черными (или белыми, если на черных квадратах) линерами, маркерами, гелевыми ручками или ручками-кисточками. Шариковые ручки здесь не подойдут, поскольку линия от них может быть прерывистой, нечеткой, неровной. Толщина может быть разной, но чаще всего используются линеры 01, 05, 005. Можно взять и фломастеры, но у них линия, как правило, слишком толстая.

Если вам захочется позже заняться зендудлингом , можно экспериментировать с цветом (сейчас продаются гелевые ручки разных цветов, из которых легко собрать свой собственный набор). Можно попробовать рисовать зендалы – зентанглы в круге (как мандала), но это уже считается более сложным уровнем.

Неплохо было бы обзавестись альбомом или блокнотом для эскизов, в котором можно «набивать руку» и тренироваться в рисовании узоров, танглов. Это, конечно, можно делать и на обычных тетрадных листках в клетку, но лучше всё же сразу пробовать на хорошей бумаге для рисования.

Как рисовать зентанглы?

Вот наконец-то всё готово: есть и на чём и чем рисовать, — можно приступать.

Как создаётся зентангл? Постепенно, есть несколько этапов:

  1. Границы рисунка. После того, как взяли квадратик-плитку, отметьте карандашом в каждом её углу 4 точки (всё от точек до линий делается «на глазок», без линеек и сантиметров – так даже интереснее), потом последовательно соедините эти точки одной линией, желательно, не отрывая карандаш от бумаги. Пусть где-то линия будет неровная или волнистая, возможно, где-то захочется сделать петлю – смелее. Эти границы зентангла лучше рисовать твёрдым карандашом (например, 2Н) – так они будут тоньше, незаметнее. Линии эти вспомогательные и в конце их стирают ластиком.
  2. Рисуем «строчки» — создаём внутри границ зоны для узоров. Это ключевой момент. Тот же карандаш ставим в одну из четырех отмеченных точек (впрочем, если хочется начать с линии, такое тоже возможно), расслабляем руку и рисуем случайную кривую, как захочет рука. Она может быть S-, V- образная или соединять в себе эти силуэты, а может вообще это будет некая петелька, — эталона нет, всё подходит! Некоторые художники рисуют эту линию с закрытыми глазами, сосредоточившись на процессе, образе, а, возможно, и на каком-то внутреннем вопросе…
  3. Танглинг. Это следующий этап, предоставляющий простор для творчества и фантазии, и от этого, пожалуй, самый интересный. На этом этапе начинаем заполнять зоны внутри квадратика разными узорами. Примеры таких узоров можно посмлотреть в нашей статье: и потренироваться их рисовать заранее. И, конечно, не возбраняется придумать собственные уникальные орнаменты. В процессе заполнения плитки рисунком, её можно двигать, крутить, если захочется. Одна из особенностей зентангла – его можно рассматривать с любых сторон: тут нет начала или конца рисунка. Вот здесь, пока вы прорисовываете повторяющиеся ритмы узоров, ваше состояние постепенно меняется, вы успокаиваетесь, сосредоточиваетесь на том, что делаете…
  4. Удаление вспомогательных линий. После того, как все зоны заполнены (кстати, совсем не обязательно зарисовывать всё пространство, вы можете оставить и пустые зоны, если так захочется в процессе рисования), нужно ластиком стереть карандашные линии, которые наносили в начале.
  5. Растушевка и затенение. Последний штрих – придание объёмности рисунку. Для этого нужно нанести тени, которые в нужных местах для смягчения растушевываются. Представьте, что ваш рисунок освещается с какой-то стороны (проще всего сверху слева или сверху справа), и вы смотрите на него оттуда. В соответствии с освещением нанесите тени.

На этом работа над первой плиткой может быть закончена. Ну как? Вдохновились процессом? Если хочется продолжать, то ещё один маленький штришок: на обороте получившейся плитки-зентангла напишите дату её создания (кто-то даже ставит и свою подпись), поступайте так со всеми плитками, которые ещё нарисуете – потом весьма интересно будет наблюдать рост собственного мастерства в рисовании зентанглов.

Статью прочитали: 4 757

КАЖДЫЙ ДЕНЬ МЫ БУДЕМ учиться новым узорам и техникам, приобретать но­вые навыки.

Новый день будет начинаться с обучения новым танглам . Схемы пошагового рисования узоров будут показаны на квадратах 2,5 х 2,5 см. Квадраты пронумеро­ваны по порядку. Каждый новый шаг обозначен красными чернилами. На по­следнем этапе будет показано, как затенить узор.

Инструкции призовут вас тренироваться - рисовать новый узор в альбоме для эскизов, прежде чем приступать к зентанглу. Некоторые читатели будут ко­пировать узоры пошагово, а затем повторять их в альбоме и далее рисовать, пока не получится желаемый результат. Другим будет достаточно посмотреть на образец и потренироваться его нарисовать. Любой путь хорош: делайте так, как вам удобнее. Важный совет: подписывайте каждый тангл - название узора и название тангла, так их проще запомнить и идентифицировать.

Считайте альбом для эскизов рабочей тетрадью для практики и экспериментов с танглами. Это справочник, в котором легко найти и вспомнить, как рисовать тот или иной узор, что уда­лось, а что нет. Речь не о том, чтобы заучить названия узоров. Альбом нужен для тренировок, поиска новых путей решения и проработки сложных моментов, с которыми пришлось столкнуться во время работы с узором. Это нормально - время от времени возвращаться к схемам.

Создавайте зентангл на квадрате 9×9 см. Каждый день вы будете работать над дополнительным проектом, который продемонстрирует новые техники или варианты. Некоторые из этих проектов выполняются в альбоме для эскизов, в то время как для других техник используются квадраты, бума­га для рисования или бумага для акварели. Эти работы каса­ются зентангла и зендал , которые представляют собой фор­му мандалы. Мандала - это символическое изображение центра, сущности, источника энергии. Мандалы являются символами для медитации с орнаментальным узором, чаще всего заключенным в круг. Зендала не скрывает в своих узо­рах или цветах глубокий смысл, однако же это одна из форм медитативного искусства. Зендалы создаются с использова­нием тех же танглов, что и зентанглы.

Курс будет состоять из 42 уроков, который желательно пройти за 42 дня, так как очень важно рисовать танглы каждый день.

Что такое зентангл?

Не смотря на то, что это направление в рисовании было придумано относительно недавно, наверняка, вы уже встречали иллюстрации в этом стиле. Для тех, кто еще не в курсе, зентангл — это абстрактное художественное миниатюрное произведение, которое создается из узоров, не имеющих смысловой нагрузки, на листе бумаги для рисования размером 9 х 9 см. Рисунок в стиле зентангл представляет собой повторяющие орнаменты, линии, круги и другие формы, каждая их которых называется «танглом». Танглы соединяются между собой в причудливые узоры.

Возникновение зентангла

Авторы идеи — Рик Робертс и Мария Томас: он — «Зен», она — «Тангл». Рик был таксистом, агентом по продажам, финансовым аналитиком, инвестором, дизайнером флейти в стиле североамериканских индейцев, криэйтором, писателем, студийным артистом и долгое время монахом. Мария — известный художник-шрифтовик, предприниматель и владелица компании Pendragon Ink, штат Массачусетс, она занимается дизайном открыток и свадебных приглашений, продает канцелярские принадлежности.

Зентангл — это сочетание знаний Марии в области рисования и умения Рика медитировать. Наблюдая, как Мария рисует, Рик заметил, что та полностью сосредоточена на работе. Они выяснили, что, создавая очередной шедевр, Мария чувствует то же, что и Рик, медитируя, и разработали шаги, которые позволяют любому человеку добиться максимального расслабления во время рисования красивых узоров за счет повторяющихся в них элементов.

Зентангл — это возможность расслабиться, сбавить ритм сумасшедшей жизни,
а также создать великолепные произведения искусства.Результаты исследований показывают, что он улучшает память, стимулирует творческие способности, поднимает настроение, успокаивает в стрессовых ситуациях и может быть использован как инструмент управления гневом. Тем, кто работает с большим объемом информации, зентангл помогает «перезагрузить» мозг — будто вы вздремнули и проснулись свежими, полными сил. Кроме того, оттачивая штрихи, совершенствуя свои узоры и рисунки, вы корректируете зрительно-моторную координацию, которая необходима для рисования, так что зентангл помогает обрести уверенность в себе.

Одна из чудесных особенностей зентангла состоит в том, что он, как и жизнь, находится в постоянном движении: всегда можно сделать новый штрих — так появляется новый узор либо старый трансформируется в нечто более интересное. В жизни мы тоже многое меняем, если что-то не нравится. Иногда я заканчиваю работу, но чувствую, что она мне не по душе. Через какое-то время снова возвращаюсь к ней, и она начинает мне нравиться: я просто перестаю замечать штрихи, которые раньше мне мешали. Помните: всегда можно начать следующий рисунок, а каждый рисунок — шанс научиться чему-то новому.

Что необходимо для создания зентангла? Узнаем в

Когда я училась в школе и колледже, поля моих тетрадей часто были покрыты плотными узорами. Чаще всего это были геометрические рисунки, вписанные в клеточки. Взглянув на тот или иной рисунок, я могла вспомнить лекцию довольно подробно. Если сейчас заглянуть в мою записную книжку, то на страницах с телефонными номерами можно увидеть завитушки и лабиринты. То есть рисование помогает мне усвоить информацию или сосредоточиться на ней.
И только недавно я узнала, что можно снять напряжение и избавиться от ненужных мыслей при помощи того же рисования. И не нужно быть отличником художественной школы, да и рисовать уметь не обязательно. Результат всегда будет, как минимум, интересным, и долгожданное расслабление или новое вИдение проблемы обязательно появится. И в подарок получится красивый рисунок.

Так в моем активном словаре появились термины Zentangle (зентангл), Зенарт или «йога для мозга» . А в сумочке - карандаши, линеры и блокноты для рисования.

В сети достаточно материалов для освоения этого вида искусства. Это и открытые источники, как TanglePatterns.com, где необъятное количество материала и графический путеводитель по лучшим Zentangle® в Интернете. Там же можно купить книги и присоединиться к сообществу. Также прочесть, что есть Танглы и получаемый от них Дзен. Очень рекомендую этот ресурс.

Если вы, как и я, не владеете английским языком, перевода от вашего браузера будет достаточно, чтобы понять суть. Так, Линда Фармер пишет, что процесс создания Zentangle является формой «художественной медитации». И приглашает в путешествие по миру Zentangle и Zentangle стиле арт (ZIA).

Также есть закрытые источники типа «Зенарт», он же « Рисующий город» .
Основатель школы Алла Гурфинкель на базе интернет-сообщества Вконтакте набирает группы, где за восемь дистанционных занятий даст основы рисования в стиле Зенарт.
Сама Алла пишет: «дистанционное обучение дает возможность присоединиться к сообществу #рисующийгород, находясь в любой точке мира. 25-дневная программа позволяет каждому ученику последовательно и постепенно познакомиться с новой техникой рисования, открыть для себя приятный способ расслабления и развития».
Обучение платное, величина оплаты варьируется, есть различные скидки и акции. С удивлением поняла, что я заплатила намного дешевле, чем анонсируется в следующем наборе.
Алла подробно рассказывает, кому и как пригодится владение навыками подобного рисования. Так что я пересказывать не стану, дабы не переврать.

История, посредством разных источников, гласит, что Zentangle придумали Рик Робертс и Мария Томас. Рик в своей жизни кем только не был - таксистом и финансовым аналитиком, дизайнером флейт и монахом, писателем и агентом по продажам. Мария же - художник-шрифтовик и создатель открыток. Рик часто наблюдал за тем, как рисует Мария. Она была полностью поглощена процессом. Позже они выяснили, что ощущения Марии во время работы очень схожи с теми, что испытывает Рик, когда медитирует. Так родился Zentangle - форма медитативного искусства, сочетающая в себе рисование и медитацию.
Zentangle в своем изначальном и классическом виде представляет собой квадрат плотной бумаги размером 9х9 см, покрытый разнообразными повторяющимися узорами. Такие квадраты называются плитками. Плитки можно заказать в интернет-магазине, а можно нарезать самим из листов бумаги, скруглив углы ножницами или специальными дыроколами.
Существуют уже готовые узоры - танглы, которые можно изменять и дополнять бесконечно. Официально зарегистрированных танглов около 1000. И танглом может стать узор, который можно нарисовать без помощи карандашного наброска за 6 этапов.
И пусть вас не пугают цифры - взглянув на рисунок, вы увидите, что танглы просты, и их рисование запоминается легко. А сочетания могут быть настолько разнообразными и эффектными, что каждый раз вы будете получать удовольствие и от процесса, и от результата.
Плитка может быть заполнена одним танглом или любым понравившимся вам количеством узоров. Чаще всего это монохромный рисунок, а цвет можно добавить по личному желанию и потребности. Можно рисовать на акварельных разводах, можно разукрасить цветными карандашами, можно дорисовать отдельные элементы. Чего пожелает душа.
У меня были дешевые красочки из магазина, где одна цена на всё, были кислотные турецкие карандаши и недорогие акварельные карандаши - всё доставило удовольствие. И не потому, что я такая нетребовательная. Результат всегда будет хорош. Судите сами - даже кот Митя Ф. не мог остаться равнодушным.

Я решила записаться на курсы лишь потому, что на тот момент жизнь моя была несколько хаотична, и мне нужна была структура хоть в чём-то. И уроки по расписанию казались мне логичными и нужными. В итоге я научилась строить некую композицию и не бояться белого листа. Узоры же использую из первого источника.
Что лично мне нравится в Zentangle и Зенарте:

  • Я не умею рисовать - у меня нет классического образования. И в то же время очень люблю рисовать. Испытываю потребность вынести на бумагу свои фантазии и эмоции. Стоит только начать, и узоры будут получаться все лучше. Появятся свои идеи, вы найдёте то, что подходит именно вам. Что доставляет удвольствие.
  • Не нужно никаких специальных приспособлений и оборудования. Да, есть некий список начинающего художника от зентангл. И много мнений на этот счёт - этот лайнер лучше, этот похуже. Когда пришло время моего первого урока, я была на даче, и при мне был кусок картона от коробки с детским питанием и гелиевая ручка. Для начала сошло и это. Это потом я посетила новый магазин художественных товаров и купила и карандаши, и лайнеры, и бумагу разной плотности - когда я поняла, что мне это действительно интересно, и я готова потратить деньги, не терзаясь угрызениями совести по поводу их немалой цены.

  • Рисовать можно где угодно, когда угодно и что угодно. В долгих очередях к врачу или поздним вечером, когда сон сбежал - блокнот или пара плиток спасут от скуки и помогут справиться с тревожностью. Я рисовала в ожидании операции и лёжа после неё. Единственной проблемой был мой неожиданно проснувшийся перфекционизм- меня смущало то, что одна рука с капельницей не может поддерживать плитку, и некоторые линии выходили не такими совершенными, как мне хотелось. Я рисовала, когда мне нужно было излить свою печаль после гибели котёнка. Повторяющиеся линии, построение рисунка и добавление цвета - всё пошло в дело. Мне было проще пережить мою трагедию.

  • Общение: есть немало сообществ, где люди обмениваются опытом и эмоциями по этому поводу. Если вам это нужно и важно, всегда можно пообщаться с единомышленниками, лишенными критичного взгляда на ваше творчество.
  • Я бывала на разных семинарах и встречах по медитации. Это интересно, но мало применимо для моего образа жизни. Рисование зентангл на самом деле очень расслабляет и успокаивает меня. Это отличное средство, когда нужно переключиться, найти решение, очистить мысли или справиться с бушующими эмоциями.
  • Скоро вы заметите, что танглы притаились повсюду - и в коре дерева, и в тени от кружевного забора. А потом захотите перенести узор на блузку или кружку. Новый вид творчества откроет сказочный мир, в некоторой степени вернёт детское восприятие окружающего мира. Вернётся волшебство.
  • Еще одним побочным, но очень хорошим эффектом было то, что моя дочка 11 лет и её подруги заинтересовались Зенартом и присоединились ко мне.

Данная техника рисования возникла не так давно, а ее авторами являются художница Мария Томас и монах Рик Робертс. Именно они обнаружили медитативный эффект от рисования узоров и решили разработать систему, которая помогла бы всем желающим получить такой же опыт и добиться релаксации во время создания изображений.

Что такое зентангл?

Зентангл представляет собой особенную совокупность повторяющихся узоров, которые складываются в абстрактное изображение, не несущее в себе смысловую нагрузку.

Само название «зентангл» (англ. «zentangle») состоит из двух слов: «zen» («дзен») и «tangle» («сплетение, клубок»). Форма изображения ограничена квадратом, а вариантов узоров существует огромное множество. Процесс создания зентанглов называют зентанглингом.

Правила метода зентангла

Эта техника рисования запатентована и подразумевает под собой соблюдение некоторых правил:

  • зентангл-узоры должны быть абстрактными, беспредметными;
  • у зентангла нет одного направления, его можно рассматривать с любой стороны;
  • зентангл выполняется в черно-белых цветах;
  • каждый узор зентангла должен состоять не более чем из шести штрихов;
  • при рисовании зентангла не допускается использование линейки или трафарета;
  • нельзя использовать ластик.

Перед рисованием обязательно примите удобную позу, потянитесь, постарайтесь расслабиться. Когда вы рисуете зентангл, каждый ваш штрих, каждое движение должно быть осознанным. Это можно сравнить с написанием китайских иероглифов. Все ваши мысли должны быть сосредоточены на процессе создания вашего рисунка, и только на нем.

И хотя сначала вам придется выучить, как выполнять определенные зентангл-узоры, конечный вид вашего зентангла вам не должен быть известен. Начинайте рисовать без какой-либо картинки в голове, полагайтесь лишь на ваше воображение - кто знает, куда оно сможет вас завести. Нарисовать зентангл «неправильно» просто невозможно потому, что не существует правил, которые определяют, каким образом он должен выглядеть в итоге.

Рисуют зентанглы на бумажных квадратах размером 9x9 см, которые называют плитками. Однако эти рамки не мешают, а только способствуют развитию вашей креативности. Зентангл задуман в небольшом размере, чтобы рисунок можно было завершить за один раз, потратив на него не более тридцати минут. Таким образом, вы можете носить с собой плитки и релаксировать с помощью рисования в любое удобное вам время.

Польза от создания зентанглов

По результатам исследований доказано, что данная техника рисования оказывает на рисующих исключительно положительное влияние:

  • создает выраженный терапевтический эффект;
  • способствует релаксации;
  • приносит вдохновение;
  • способствует развитию творческих способностей;
  • избавляет от стресса и негативных эмоций;
  • спасает от бессонницы;
  • улучшает зрительно-двигательную координацию и концентрацию внимания.

У некоторых художников рисование зентанглов даже вызывает эффект «быстрого сна», прибавляет сил и ясности. Метод зентангла относят к одному из множества техник арт-терапии .

Зентанглинг, зендудлинг и дудлинг: в чем разница

Зентанглинг очень часто путают с такими понятиями, как дудлинг и зендудлинг, хотя все эти техники рисования имеют отличия.

Дудлинг (doodling) представляет собой механическое, неосознанное рисование спонтанных орнаментов, которые сами приходят в голову и не несут в себе смысловой нагрузки. Этим дудлинг и отличается от зендудлинга, в котором рисование происходит осознанно и сосредоточенно. К тому же, дудлинг не привязан ни к каким рамкам: дудлы можно рисовать где угодно и как угодно. Вы, наверное, уже занимались дудлингом, сами того не зная - например, когда рисовали абстрактные узоры в школьной тетрадке.

Зендудлинг (zendoodling) сочетает в себе элементы и дудлинга, и зентанглинга. Зендудлинг, как и зентанглинг - обдуманный процесс, при котором художник сосредоточен и обращает внимание на каждый штрих. Но, подобно дудлингу, зендудлы не заключаются в границы плитки и могут занимать сколько угодно места. Также зендудлинг не запатентован и создается из каких угодно орнаментов и штрихов.

Нередко при обозначении зендудлинга используется слово зенарт (zenart) . Но на самом деле зенарт скорее означает все техники рисования, которые вдохновлены зентанглингом. Работы в стиле зенарт могут быть какой-угодно формы (не абстрактное произведение, а, к примеру, животное, конкретный предмет или даже человек), но они точно так же состоят из абстрактных узоров вместо штриховки.

Существует и медитативная техника рисования под названием зендала (zendala) , которая создается из зентангл-узоров, но рисуется в форме круга. Зендала требует от художника особенного сосредоточения, поскольку в пределах этого круга нужно соблюдать симметрию.

Многие из тех, кто начинает рисовать зентангл или зенарт, оставляют зендалу на потом как более высокую ступень мастерства.

Что нужно для рисования зентангла

Оригинальный зентангл создается на специальной бумаге плотностью 260 г/м 2 . Карточки к зентанглам можно заказать в Интернете, но можно сделать и самостоятельно, нарезав любую плотную бумагу на квадраты 9x9 см. Для этих целей подойдет, например, бумага для черчения или акварельная бумага. Рисовать зентангл можно не только на белой, но и на бумаге черного цвета.

Когда вы только начинаете учиться рисовать зентангл, не спешите расходовать карточки. Приобретите отдельный альбом, где вы сможете упражняться в создании первых зентанглов и проработке орнаментов, а бумажные карточки оставьте для создания полноценных произведений.

Поскольку зентангл выполняется в черно-белых цветах, вам придется приобрести ручки черного цвета, либо белого, если вы рисуете на черной бумаге. Оригинальные зентанглы рисуют ручками самого высокого качества. Лучше всего подходят специальные маркеры-лайнеры, которые рисуют насыщенными черными линиями и подходят практически для любой поверхности. Однако вы можете использовать черные гелевые ручки.

Шариковая ручка может не подойти, поскольку иногда оставляет недостаточно яркие, не очень красивые и обрывистые линии, а штрихи зентангла нужно рисовать одной ровной линией. Вариантом замены для лайнера также могут стать обычные маркеры либо фломастеры, однако они рисуют более толстые линии, чем может потребоваться.

Если вы хотите освоить впоследствии не только зентангл, но и зендудлинг или зенарт, вы можете запастись цветными карандашами, ручками, пастелью, мелками либо фломастерами, которыми ваше творение можно разукрасить.

Как рисовать зентангл

Чтобы научиться рисовать зентангл, вам нужно выучить и проработать разнообразные зентангл-узоры. На данный момент их существует уже очень много: часть из них - запатентованные узоры, созданные Марией Томас, а другая часть придумана другими художниками и ее последователями.

Со временем вы и сами вполне сможете придумать подходящий для зентанглинга оригинальный орнамент. Но до тех пор вам предстоит приобрести книжки с официальными узорами либо найти зентангл-узоры бесплатно в Интернете, в частности, в блоге Марии или на ресурсах Pinterest и Tumblr.

Для примера мы рассмотрим несколько узоров, которые вы сможете потренировать и использовать в дальнейшем, чтобы нарисовать зентангл.

  • Возьмите карточку или начертите ровный квадрат размерами 9x9 см в тренировочном альбоме.
  • В пределах квадрата обозначьте четырьмя точками еще один квадрат. Эта рамка не обязательно должна быть строго прямой квадратной формы, какие-то из сторон могут немного изгибаться.
  • Принцип любого узора заключается в том, что вы делите рамку различными кривыми, а затем начинаете заполнять узором каждую из образовавшихся частей. В данном случае в пределах рамки нарисуйте несколько горизонтальных волнистых линий, с двумя подъемами, напоминающими верблюжий горб (смотрите на рисунке ниже). Первую линию нарисуйте «горбами» вверх, линию ниже — «горбами» вниз, и чередуйте их таким образом.
  • Начинайте заполнять самый нижний сегмент вертикальными дужками, которые будут его словно опоясывать. У вас получится нечто, похожее на кокон. То же самое проделайте с остальными сегментами. Границы между ними наведите черным пожирнее.
  • В качестве последнего штриха каждый из сегментов затените в нижней части с помощью легкой растушевки. Как делать растушевку, можно узнать из уроков рисования карандашом .

Прорабатывать каждый узор необходимо, держа перед глазами наглядную пошаговую схему. Без наглядности разобраться в том, как создается тот или иной узор, будет сложнее. Еще схемы нескольких других узоров и готовые зентанглы с их использованием смотрите ниже.

Срисовывание чужих готовых зентанглов противоречит принципу медитативного рисунка, когда каждый сегмент и каждый штрих вы продумываете сами, взяв за основу лишь готовые зентангл-узоры. Однако вы можете посмотреть, например, следующее видео, где рисуют зентангл для начинающих, чтобы поначалу попытаться повторить такой же рисунок: