Украшением одной из Санкт-Петербургских набережных является здание, покой которого стерегут два сфинкса, привезённые некогда из далёкого Египта. В нём помещается Петербургская академия художеств, именуемая в наши дни Институтом живописи, скульптуры и архитектуры. Она по праву считается колыбелью русского изобразительного искусства, снискавшего заслуженную славу во всём мире.

Рождение Академии

Академия художеств в Санкт-Петербурге была основана фаворитом императрицы Елизаветы Петровны, видным российским государственным деятелем и меценатом XVIII века Иваном Ивановичем Шуваловым (1727-1797). Фото с изображением его бюста представлено в статье. Он принадлежал к той, редкой во все времена, категории людей, которые стремились употребить своё высокое положение и богатство на пользу России. Став в 1755 году основателем Московского университета, носящего в наши дни имя Ломоносова, двумя годами позже он выступил с инициативой создания учебного заведения, призванного готовить мастеров в основных видах изобразительного искусства.

Петербургская академия художеств, размещавшаяся первоначально в его собственном особняке на Садовой улице, начала работу в 1758 году. Большая часть финансирования осуществлялась из личных средств Шувалова, поскольку казной на её содержание была выделена недостаточная сумма. Щедрый меценат не только за свои деньги выписал из-за границы лучших педагогов, но и подарил созданной им академии принадлежавшую ему коллекцию картин, положив, таким образом, начало созданию музея и библиотеки.

Первый ректор академии

С ранним периодом работы Академии художеств, а также строительством её нынешнего здания связано имя ещё одного человека, оставившего заметный след в истории отечественной культуры. Это выдающийся русский архитектор Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772). Разработав совместно с профессором Ж. Б. М. Валленом-Деламотом проект здания, в которое академия переехала из шуваловского особняка, он занял в ней должность директора, затем профессора и ректора. Обстоятельства его смерти породили одну из многочисленных петербургских легенд, известную как «Призрак академии художеств». Дело в том, что по сохранившимся данным ректор академии ушел из жизни не в результате водяной болезни, как было указано в официальном некрологе, а повесился на её чердаке.

Возможных причин самоубийства называются две. Согласно одной версии, причиной стало необоснованное обвинение в присвоении казённых средств, то есть в коррупции. Поскольку в те времена это ещё считалось бесчестием и позором, а оправдаться Александр Филиппович не сумел, он предпочёл уйти из жизни. По другой версии толчком к такому шагу послужил выговор, полученный им от императрицы Екатерины II, посетившей здание академии и испачкавшей платье о свежевыкрашенную стену. С тех пор рассказывают, что душа самоубийцы, не получив упокоение в Вышнем мире, обречена вечно бродить в созданных им когда-то стенах. Его портрет представлен в статье.

Женщины, вошедшие в историю академии

В Екатерининскую эпоху появилась первая женщина-академик Петербургской академии художеств. Ею стала ученица французского скульптора Этьена Фальконе - Мари-Анна Колло, создавшая вместе со своим учителем знаменитого «Медного всадника». Именно она выполнила голову царя, ставшую одним из его лучших скульптурных портретов.

Восхищённая её работой императрица повелела назначить Колло пожизненную пенсию и присвоить столь высокое звание. Между тем среди ряда современных исследователей бытует мнение, что вопреки устоявшейся версии Мари-Анна Колло - женщина-академик Петербургской академии художеств, является автором не только головы «Медного всадника», но и всей фигуры царя, тогда как её учитель изваял лишь коня. Впрочем, это не умаляет и его заслуг.

Попутно следует отметить, что высокое и почётное звание заслужила в России конца XVIII века ещё одна художница, приехавшая из Франции и входившая в число лучших портретистов своего времени, - Виже Лебрен. Академик Петербургской академии художеств - звание, присуждавшееся лишь выпускникам. Лебрен же получила не менее громкий титул почётного вольного общника, которого удостаивались в то время выдающиеся художники, получившие образование за рубежом.

Порядок обучения, принятый в XVIII веке

Петербургская академия художеств с момента её создания играла ключевую роль в развитии российской культуры. О том, сколь серьёзно была поставлена в ней работа, может свидетельствовать тот факт, что в XVIII веке обучение продолжалось в течение пятнадцати лет, а лучшие выпускники посылались за казённый счёт на стажировку за границу. Среди разделов искусства, изучаемых в академии, были живопись, графика, ваяние и архитектура.

Весь курс обучения, который предоставляла своим студентам Академия художеств, делился на пять классов, или разделов, из которых четвёртый и пятый являлись низшими и именовались Воспитательным училищем. В них принимались мальчики, достигшие пяти-шестилетнего возраста, где они обучались грамоте, а также приобретали начальные навыки, занимаясь рисованием орнаментов и копированием готовых изображений. В каждом из этих двух начальных классов обучение продолжалось по три года. Таким образом, курс Воспитательного училища длился шесть лет.

Разделы с третьего по первый были высшими, именно они считались, собственно, Академией художеств. В них студенты, ранее обучавшиеся единой группой, делились на классы в соответствии с будущей специализацией - живописью, гравированием, скульптурой или зодчеством. В каждом из этих трёх высших разделов учились по три года, в результате чего непосредственно в самой Академии обучение продолжалось девять лет, а вместе с шестью годами, проведёнными в Воспитательном училище, оно составляло пятнадцать лет. Лишь значительно позже, в XIX веке, после того как в 1843 году закрыли Воспитательное училище, срок обучения значительно сократился.

Прочие дисциплины

Академия художеств в Санкт-Петербурге по образцу подобных ей европейских учебных заведений выпускала из своих стен не только профессионально подготовленных специалистов в различных областях искусства, но и широко образованных людей. Помимо основных дисциплин, в программу обучения входили также иностранные языки, история, география, мифология и даже астрономия.

В новом столетии

Петербургская академия художеств в 19 веке получила своё дальнейшее развитие. Возглавивший её богатый российский меценат граф Александр Сергеевич Строганов провёл ряд реформ, в результате которых были созданы реставрационный и медальерный классы, а также на определённых условиях допущены к обучению крепостные. Важным этапом в жизни академии того периода явилась её передача сначала в ведение Министерства народного образования, а затем - Министерства императорского двора. Это во многом способствовало получению дополнительного финансирования и позволило большему количеству выпускников отправиться за границу.

Во власти классицизма

Практически в течение всего XIX века единственным художественным стилем, признаваемым в академии, являлся классицизм. На приоритеты преподавания в тот период большое влияние оказала так называемая иерархия жанров - принятая Парижской академией изящных искусств система деления жанров изобразительного искусства по их значимости, главным из которых считалась историческая живопись. Такой принцип просуществовал до конца XIX века.

Сообразно этому студенты обязаны были писать картины на сюжеты, взятые из Священного Писания либо из произведений античных авторов - Гомера, Овидия, Феокрита и т. д. Древнерусская тематика также допускалась, но лишь в контексте исторических трудов М. Ломоносова и М. Щербатова, а также Синопсиса - сборника произведений древних летописцев. В результате классицизм, который проповедовала Петербургская императорская академия художеств, неизбежно ограничивал творчество студентов, загоняя его в узкие рамки отживавших свой век догм.

Художники-бунтари, прославившие русское искусство

Постепенное освобождение от устоявшихся канонов началось с того, что в ноябре 1863 года 14 наиболее одарённых студентов, включённых в число участников конкурса на золотую медаль, отказались писать картины на заданный им сюжет из скандинавской мифологии, потребовав права самим выбрать тему. Получив отказ, они демонстративно покинули академию, организовав сообщество, ставшее основой для создания впоследствии знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок. Это событие вошло в историю русского искусства как Бунт четырнадцати.

Выпускниками и академиками Петербургской академии художеств стали такие прославленные живописцы, как М. А Врубель, В. А. Серов, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и многие другие. В одном ряду с ними следует упомянуть также и плеяду блестящих педагогов, среди которых В. Е. Маковский, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и И. Е. Репин.

Академия в XX веке

Петербургская академия художеств продолжала свою деятельность вплоть до октябрьского переворота 1917 года. Уже через полгода после прихода к власти большевиков постановлением Совнаркома она была упразднена, и на её базе начали создаваться и периодически менять свои названия различные художественные учебные заведения, призванные готовить мастеров нового социалистического искусства. В 1944 году, помещавшемуся в её стенах Институту живописи, скульптуры и архитектуры было присвоено имя И. Е. Репина, которое он носит и поныне. Сами же основатели Академии художеств - камергер императорского двора И. И. Шувалов и выдающийся российский зодчий А. Ф. Кокоринов, навсегда вошли в историю отечественного искусства.

Еще в годы правления императрицы . Основная заслуга в ее открытии принадлежит .

Графу очень хотелось, чтобы Академия искусств находилась в , при задуманном им университете, но учреждена она была в 1757 году в , однако в течение 6 лет числилась в Москве.

Первый набор состоялся в 1758 году. Занятия проводились в особняке Шувалова. Студенты изучали гравюру, портрет, архитектуру и скульптуру. Самых талантливых, Шувалов отправлял учиться дальше за границу.

Финансировалась дальнейшая стажировка из средств Академии, которых было очень мало. Елизавета Петровна выделила на ее содержание 6 тысяч рублей в год.

Содержалась Академия, в основном, на средства самого Шувалова. К концу XVIII века для Академии на Университетской набережной было построено новое здание, котором она и находилась все время своего существования. В качестве преподавателей были приглашены знаменитые художники из Германии и Франции. Позднее в Академии начал преподавать архитектор Кокоринов А.Ф.

Настоящего расцвета Академия достигла уже при . Императрица выделила на ее содержание уже 60 тысяч рублей, что позволило пригласить новых талантливых преподавателей, посылать за границу большее число студентов. Но Кокорина на посту президента Академии сменил Бецкий. При его системе администрирования деятельность Академии начала приходить в упадок. От последствий развала, происшедшего в эти годы, учебное заведение еще долго не могло оправиться.

В середине XIX века Академия была передана в подчинение Министерства при Императорском Дворе. В связи с этим увеличиваются средства на ее содержание, больше внимание уделяется содержанию пансионеров за границей, классные художники стали получать звания и чины.

Правда, не всем студентам нравились новые порядки. В 1863 году 14 самых талантливых учеников, недовольных запретом Совета Академии на замену конкурсного задания, покинули стены учебного заведения. Позднее они организовали " ".

После , Императорская Академия художеств была закрыта в 1917 году. За годы ее деятельности из стен учебного заведения вышли такие именитые художники, как ., ., Брюлов К.П., Врубель М.А., Кипренский О.А. и многие другие художники, которые оставили свой заметный след в русской культуре.

За годы Советской власти Академия неоднократно изменяла название, но каждый раз оно указывало, что учебное заведение должно проповедовать именно пролетарскую культуру. В 1990 году прошлого столетия данное учебное заведение было преобразовано в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени , каковым и остается до сих пор.

Об открытии в Петербурге художественной академии, подобной французской, мечтал еще Петр Великий. Незадолго до своей смерти он издал указ о создании специального учебного заведения, в котором обучали бы наукам, языкам и художествам. После его смерти, художественное отделение было открыто при Академии наук, но к середине XVIII столетия, оно было преобразовано в отдельную граверно-рисовальную школу.

Идея же основания, непосредственно, Академии художеств принадлежала одному из фаворитов императрицы Елизаветы графу И.И. Шувалову. Изначально ее собирались разместить в Москве, при недавно созданном университете, главой которого граф и являлся. Но позже решение было изменено, и Академию открыли в Петербурге, в 1757 году. Однако самостоятельным учебным заведением она стала не сразу и первые несколько лет своего существования официально числилась при Московском университете.

Первым зданием для нового учебного заведения стал особняк все того же Шувалова, расположенный на Садовой улице. Именно здесь в 1758 году начались первые занятия. Полный учебный курс был рассчитан на 9 лет и включал в себя обстоятельное изучение всех видов изобразительного искусства, начиная с архитектуры и заканчивая гравюрами. Самые лучшие ученики отправлялись на стажировку за границу.

В 1788 году было закончено возведение нового здания для Академии. Оно расположилось на Васильевском острове, на набережной Невы. Строительство продолжалось очень долго, 22 года, а внутренняя отделка помещений была закончена лишь к 1817 году.

Государство очень скудно финансировало Академию, но и в этом помог могущественный фаворит императрицы, щедро вкладывающий собственные средства в развитие любимого детища. В качестве преподавателей, Шувалов пригласил самых лучших европейских живописцев, а должность педагога по архитектуре занял А.Ф.Кокоринов, ставший вскоре директором, а потом и ректором Академии.

При Екатерине Великой бюджет учебного заведения был уже значительно увеличен, и составлял целых 60 тысяч рублей в год. Благодаря улучшенному финансированию Академия быстро развивалась, но в 1863 году ее президентом стал И.И. Бецкой, сменивший на этом посту графа Шувалова. Период президенства Бецкого стал периодом застоя для Академии. Положительным моментом этого времени стало лишь открытие воспитательного училища при Академии, куда принимались мальчики с 5 лет. А отрицательных хватало, особенно много шума вызвала крупная растрата академической кассы, совершенная А.М. Салтыковым, занимавшим должность конференц-секретаря.

Академический век

Расцвет Академии пришелся на начало нового XIX столетия, когда главой ее стал известный меценат А.С. Строганов. В это время появились новые классы, в которых обучали реставрационному и медальерному делу. Впервые, в качестве вольных слушателей на занятия стали допускаться крепостные крестьяне. В 1802 году Строганов подготовил проект коренного реформирования Академии, включающий в себя учреждение разнообразных премий и устройство картинной галереи для выставки студенческих работ. Но эти планы так и остались на бумаге, и единственным поощрением для молодых талантов осталась традиционная стажировка за границей.

В 1817 году Строганова на посту президента Академии сменил А.Н. Оленин. В это время учебное заведение было передано под управление министерства императорского двора, что существенно улучшило его финансирование. Появились возможности для дополнительных заграничных стажировок студентов, а в Риме, специально для них, было устроено отдельное попечительство. Решено было обновить и само здание, под руководством известного архитектора К.Тона, в 1830-е годы были созданы новые, отличающиеся особой пышностью отделки залы - Тициановский и Рафаэлевский.

В 1859 году был принят Новый Устав. Отныне Академия художеств состояла из двух отделений: архитектуры и живописи. Началось преподавание общих наук, которым ранее уделялось крайне мало внимания. Архитекторы теперь обязательно должны были изучать основы математики, химии и физики. Было введено разделение художников по мастерству на три степени. Студент, заслуживший звание художника 1-й степени, автоматически получал право на заграничную стажировку и чин, соответствующий Х классу российской Табели о рангах.

Эпоха преобразований

Академия динамично развивалась, и постепенно, ее воспитанников стали тяготить строгие эстетические догмы, диктуемые преподавателями из Европы. Студенты были поставлены в жесткие рамки как в выборе сюжетов для своих произведений, так и в приемах их воплощения. В 1863 году в стенах учебного заведения произошел так называемый «Бунт четырнадцати». 14 самых талантливых студентов обратились к руководству с просьбой о замене конкурсного задания на соискание 1-й степени. Не желая писать работу на традиционный мифологический сюжет, они просили дать им свободную тему, чтобы каждый живописец смог полностью раскрыть весь свой творческий потенциал. Получив отказ, все молодые художники предпочли покинуть Академию. Они организовали собственную художественную артель, которая со временем преобразовалась в «Товарищество передвижных художественных выставок». Так в истории русского искусства появилась ярчайшая плеяда великих мастеров, которых стали именовать художниками-передвижниками.

1870-е годы ознаменовались для Академии появлением талантливейшего преподавателя - П.П.Чистякова. Известный художник являлся мастером портрета и исторической живописи. Его учениками стали такие выдающиеся русские живописцы как В.А. Серов, В.М.Васнецов, М.А.Врубель и многие другие.

Введение нового устава в 1893 году позволило допускать к преподаванию известных художников, не являющихся выпускниками Академии. Это позволило обогатить преподавательский состав такими знаменитыми мастерами как А.И.Куинджи, И.Е. Репин и И.И.Шишкин.

В это время открылся для всеобщего доступа Художественный музей при Академии, где периодически стали проводиться выставки студенческих работ.

После революции 1917 года Академию полностью упразднили, а музей был закрыт. Продолжило свою работу лишь Высшее художественное училище, которое за первые годы советской власти не раз меняло свое название и структуру. Наконец, в 1932 году возник Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, а 1944 году ему было присвоено имя И.Е. Репина.

Императорская (Санкт-Петербургская) Академия художеств

Императорская Академия художеств - высшее художественное училище , существовавшее в период с 1757 до 1918 года.
Незадолго до своей смерти император Пётр I (1672-1725) издал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам», результатом которого стало открытие художественного отделения петербургской Академии Наук.
В середине 1700-х годов русский государственный деятель и фаворит императрицы Елизаветы I Петровны (1709-1761) Иван Иванович Шувалов развил давно гуляющую в головах российской аристократии мысль о необходимости создания полноценной гравёрно-рисовальной школы, а не простого художественного отделения.
Шувалов планировал открыть эту художественную школу в Москве, при задуманном им Императорском Московском университете (ныне Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова), однако в результате школу открыли в Санкт-Петербурге. Несмотря на это, первые 6 лет своего существования она официально числилась как филиал Московского университета.
Первоначально академия художеств оказалась размещена в петербургском особняке Шувалова (Шуваловский дворец) на Садовой улице - с 1758 года здесь шли занятия. Государственное финансирование академии было весьма скудным - 6000 рублей в год. Дабы академия развивалась, Шувалов начал активно финансировать её из собственных средств. Большая часть денег уходила на зарплату преподавателям, приглашённым из Франции и Германии.
В 1764 года императрица утвердила устав и состав академии, при этом государственное финансирование Императорской Академии художеств было увеличено до 60 000 рублей в год. Всё в том же 1764 году началось строительство собственного здания (Университетская набережная, 17) для академии художеств. Стройка длилась до 1788 года, а отделка интерьеров продолжалась до 1817 года.
В 1800 году Императорскую Академию художеств возглавил Александр Сергеевич Строганов. При нём в качестве вольнослушателей в академию стали допускать крепостных, а также появились медальерный и реставрационный классы.
В Императорской Академии художеств действовала система награждения талантливых учеников. За хорошие работы выдавались золотые и серебряные медали, малые и большие. Большая золотая медаль полагалась лучшему ученику, который определялся при помощи конкурсного отбора. Ученик, получивший золотую медаль, получал право на шестилетнюю поездку заграницу, полностью оплачиваемую из казны Императорской Академии художеств. Большинство учеников Академии в ходе этой поездки собирало художественные материалы (эскизы) для своих будущих художественных проектов.
Долгое время в стенах Академии возводили в абсолют , чьи догматы преподавались ученикам. Некоторое послабление в превознесении академизма началось после в 1863 году.
12 апреля 1918 года Императорская Академия художеств был закрыта. В скором времени на основе закрытой академии были основаны .

Президенты Императорской Академии художеств :
1757-1763 - Шувалов Иван Иванович - основатель и первый главный директор;
1764-1794 - Бецкой Иван Иванович;
1795-1797 - Мусин-Пушкин Алексей Иванович;
1797-1800 - Мари-Габриэль-Флоран-Огюст Шуазёль-Гуфье;
1800-1811 - Строганов Александр Сергеевич;
1811-1817 - Чекалевский Пётр Петрович (вице-президент, в реальности руководивший академией);
1817-1843 - Оленин Алексей Николаевич;
1843-1852 - Максимилиан Лейхтенбергский, зять Николая I;
1852-1876 - Великая княгиня Мария Николаевна, вдова предыдущего;
1876-1909 - Великий князь Владимир Александрович;
1909-1917 - Великая княгиня Мария Павловна, вдова предыдущего президента.

Академия художеств была учреждена в Петербурге решением Сената 17 (6 по старому стилю) ноября 1757 года в царствование императрицы Елизаветы Петровны по инициативе великого русского ученого Михаила Ломоносова и известного просветителя того времени графа Ивана Шувалова.

Именно Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников и в 1758 году подарил академии свою художественную коллекцию, положив этим начало библиотеке и будущему музею.

В 1764 году Академия художеств получила статус Императорской.

В этом же году при академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети пяти-шести лет. После девятилетнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов - историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. С 1767 года выпускники академии, награжденные золотой медалью, направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х годов в Императорской академии художеств начали проводиться выставки произведений искусства.

Среди первых выпусков академии — художники-портретисты Антон Лосенко и Федор Рокотов, скульптор Федот Шубин, архитекторы Василий Баженов и Иван Старов.

В 1802 году устав академии был дополнен новыми статьями, повысившими ее статус в области общественно-художественной деятельности, утвердившими ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. Академия получила право заниматься проектами городского строительства, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса на Крови в Санкт Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.

В 1840 году Воспитательное училище было закрыто, оставлены лишь учебные классы. С 1843 года президентами академии назначались только лица императорской фамилии. В 1847 году при академии было учреждено Мозаичное заведение в составе художественного и технического отделений. По уставу 1859 года академия утратила самоуправление и была подчинена Министерству императорского дворца.

В 1893 году был утвержден новый устав, который вернул академии самоуправление. Учебные классы были преобразованы в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры, при котором были открыты мастерские во главе с известными художниками Ильей Репиным, Владимиром Маковским, Иваном Шишкиным, Архипом Куинджи. Академии художеств было предоставлено право утверждать проекты монументальных сооружений.

Музей академии, основанный графом Иваном Шуваловым в 1758 году, за время своего существования собрал ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей. На основе этой коллекции в 1895 году был создан Русский музей императора Александра III (ныне Государственный Русский музей).

Активно работают региональные отделения Российской академии художеств "Урал, Сибирь и Дальний Восток", Поволжское отделение, Южное отделение.

Ученики и члены академии принимали участие в осуществлении художественных проектов - воссоздании храма Христа Спасителя в Москве, сооружении мемориала Победы на Поклонной горе в Москве, архитектурном решении фасадов и интерьеров комплекса зданий филиала Государственного академического Большого театра России и других.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников