От редакции. Сегодня дедушке Саше Шульгину, завершившему все свои земные эксперименты позапрошлым летом, исполнился бы 91 год. По этому случаю мы публикуем перевод пред(как оказалось)последнего интервью с Шульгиным, сделанный для «Катабазии» µ0r . Познакомиться с оригиналом можно .

За последние четыре десятилетия доктор Александр «Саша» Шульгин создал более двух сотен психоделических соединений, родственных своему основному открытию, MDMA (более известного по своему жаргонному названию «экстази»). Ученый из Северной Калифорнии – центральная фигура документального фильма «Грязные рисунки», который был назван так из-за рисунков химических соединений на пробирках в лаборатории Шульгина. В этом фильме седобородый Шульгин с дрожащим голосом выглядит в точности как контркультурный волхв-алхимик, однако фильм показывает его и как серьезного исследователя, расширяющего рубежи разума – для Шульгина психоактивные вещества это прежде всего врата истинного самопознания, а также – вероятное лекарство от депрессии.

Бывший химик из Dow Chemical Company, 85 летний Шульгин покинул корпоративный мир в 1965 чтобы заняться изысканиями в интересовавшей его области, которые он вёл из старого бунгало в окрестностях Беркли. Шульгин не раскрывал точного расположения своего дома-лаборатории, даже когда уже не работал более с MDMA и другими «запрещенными» веществами. Он познакомился со своей женой Энн в 1979 – и они сразу почувствовали родство в интересе к визионерским растениям-энтеогенам. Энн стала полноправным партнёром и соавтором своего мужа. Фильм «Грязные рисунки» показывает, как Шульгины пробуют новое вещество с друзьями и коллегами – они называют это экспериментом. Эти сцены перемежаются с их путешествиями: на фестиваль «Burning Man» в пустыне Невада, в Египет, на симпозиум в Нью-Йорке, а также – на интервью с доброжелательным агентом DEA (Drug Enforcement Agency, американская федеральная служба по борьбе с наркопреступностью) и химиком, который разрабатывает психоделические вещества для использования в медицине, но никогда не пробовал их сам.

В 1991 Шульгины опубликовали книгу PiHKAL: A Chemical Love Story, которая рассказывает об их отношениях и их работе – впрочем, многие увидели в этой книге лишь сборник рецептов. Несмотря на то, что после издания этой книги Шульгина лишили лицензии по работе с веществами из американского Списка 1 и оштрафовали на 25 тысяч долларов, в 1997 году вышло продолжение TiHKAL, а потом Саша, Энн и их помощница Таня втроём закончили сложнейшую работу над гигантским индекстом психоактивных веществ – данная работа также отражена в фильме.

Как вы относитесь к тому, как вас представляет документальный фильм?

Энн Шульгина: Очень грустно, что его сняли до того, как я похудела на 35 фунтов. Мне кажется они сделали все отлично, мне очень понравилось. Конечно Саша уже почти слеп, так что он не особо видел что же происходит на экране.

Саша Шульгин: Там наверняка все отлично.

Саша, сегодня ваш день рождения. Как вы собираетесь отпраздновать?

Саша: Доживу до 86.

Вы собираетесь провести какие-нибудь эксперименты?

Саша: О, нет, нет.

Энн: Для этого у нас практически нет времени – нас постоянно посещают различные люди.

В фильме отражён тот факт, что у вас очень широкий социальный круг. Кто все эти люди, которые постоянно у вас дома?

Саша (смеется): Тебе придется на этот ответить, Энн.

Энн: Очень много людей в мире интересуются действием психоактивных соединений. Я уже даже и не знаю, сколько людей приходило к Саше, или нам обоим со словами: «Вы изменили мою жизнь!» Многие были в состоянии сильнейшей депрессии и они приняли MDMA.

Саша: Мы не меняли их жизней – они сами изменили свою жизнь.

Энн: И MDMA помогло им получить доступ в те части себя, которые они не могли раньше открыть. Это очень важный опыт для многих людей. У нас есть друзья, которые не используют психоактивные соединения, но которые все равно интересуются, как работает мозг, психологией и духовными практиками. Это очень обширная группа весьма умных людей. У нас дважды в год проходит вечеринка, люди приносят еду и напитки – и знакомятся. Очень хорошая вечеринка.

Саша: У нас есть два правила. Первое: Не приходить до полудня. Другое правило – можно оставаться пока хочется.

Когда вы принимаете MDMA, вы все еще находите подобные «новые части себя»?

Энн: Мы его не принимаем. Это теперь запрещенное вещество [определенного к категории Списка 1, в который входят вещества без медицинского применения и с большим потенциалом к злоупотреблению, по мнению DEA], так что мы его теперь не принимаем.

Саша: Категоризация веществ это проблема государства, не наша проблема. Они хотят что-то запретить – ну, хорошо. Моё дело – создание новых веществ. Новые вещества еще не запрещены, их ведь никто еще прежде не синтезировал.

Энн: У нас нет запрещенных веществ в лаборатории или дома. Мы всегда помним, что DEA всегда очень интересуется нами, будучи весьма враждебно к нам, так что у нас нет никакого намерения делать что-то, чтобы они опять к нам вторглись.

Саша: Как только они что-либо запрещают – через три или четыре года после того, как я это изобрел, я просто сжигаю все образцы в камине.

А что за вещества, которые вы создаете?

Саша: Новые психоделические вещества, новые соединения которые совсем неизвестны.

Вы беспокоитесь, когда принимаете эти вещества? Вы же не знаете дозировок, или их влияния на вас.

Саша: У любого нового вещества нет подобных «предварительных» данных. Нет способа заранее это узнать. Так что обычно принимаешь дозы, которые слишком малы, чтобы быть активными. Энн, ну вот сколько неизвестного вещества ты примешь для теста?

Энн: Самую малую дозу, нанограмм.

Саша: Нанограмм очень сильного соединения может быть весьма активным.

Энн: Тогда я тебя спрошу.

Вы можете описать, что вы пытаетесь в итоге создать? Идеальное психоделическое вещество?

Саша: Идеальное? Нет. Если бы у меня было знание об идеальном психоделическом веществе – и я знал бы его структуру, я бы создал его. Для того у меня и лаборатория, чтобы создавать то, чего раньше не было.

Энн: К тому же биохимия тела у всех разная. Эффекты, которые нравятся Саше или мне в каком-то веществе, могут отсутствовать или значительно отличаться, когда это же вещество использует кто-то другой. Нет способа понять, какое вещество будет идеальным -потому что оно будет идеальным только для вас.

Саша, в статье Нью-Йорк Таймс 2005 года вас назвали «Доктор Экстази», в фильме вы говорите, что вам это не нравится. Почему?

Саша: Во-первых, я не знаю, что значит «Доктор Экстази». Дайте определение «Экстази», что это вообще значит?

Энн: В названиях уличных наркотиков такие цветастые слова означают не формулу и не само вещество, а некий общий эффект.

Саша: И потому это ничего не означает.

Энн: «Экстази» – это уличное название. Вещество запрещено, поэтому нет никакого контроля качества. Нет способа узнать, содержится ли там сколько-нибудь MDMA. Наша исследовательская группа получила данные, что из того, что можно найти на каком-то рэйве, только в трети того, что продается, есть хоть сколько-нибудь MDMA. В остальном оно не содержалось – и это одна из опасностей запрещения чего-либо. Нет никаких гарантий, никакой защиты. Власти считают, что защиты быть не должно, но их взгляды отличаются от наших.

В фильме показано ваше путешествие на фестиваль Burning Man, ситуация с психоактивами там тоже ведь далека от фармакологического пуризма типа вашего – по сути, там употребляются вполне себе «уличные» психоактивы.

Энн: Где-то треть людей на фестивале принимают психоактивные вещества. Остальные принимают алкоголь. Там не так уж много употребления психоактивных веществ.

Саша: Я думаю, что многие считают, что там собираются одни обьебосы. Но посетители таких фестов зачастую совсем не нуждаются ни в каких наркотиках и видят мир и без этого вполне живописно. Некоторые просто принимают чуточку этого или того, собираются и просто тусят некоторое время».

Энн: Если вы не были на Burning Man, вам стоит как-нибудь съездить! Это необыкновенный опыт. Я там видела образцы искусства, которые были лучше, чем многие экспонаты музеев. Это просто потрясающе! Мы бы рады еще съездить, но это слишком дорого.

Саша: Мы там три раза были, этого достаточно.

Когда вы принимаете вещества в фильме, вы это называете экспериментаторством, но используете ли вы свои новинки для того, чтобы как следует «отлететь»?

Саша: Нет, потому что никогда не знаешь можно ли с этого «отлететь»! Это новое соединение, потому это всегда эксперимент. В 99% случаев вы принимаете вещество – и никаких эффектов нет совсем. Вы продолжаете свой день как обычно, а через два дня вы принимаете что-то другое, и через три дня еще что-то. И вы не возвращаетесь к этому же веществу неделю, две, три.

Энн: Мы раньше так делали. Но мы уже не делаем этого лет пять. Когда становишься старше, вещества сильнее действуют, чем в молодости. Нам пришлось в связи с этим порядком уменьшить дозировки. В какой-то момент Саша был на лекарствах, которое ингибирует эффект психоделиков – и потому нужно было быть очень осторожным.

Вы ничего не употребляли пять лет?

Саша: Ну, изредка.

А когда это происходит, узнаете ли вы о себе что-то новое?

Саша: О, да. Один из самых интересных людей для знакомства – это ты сам.

Энн: В каждом индивиде содержится целая вселенная, и нет им конца – и сознанию и бессознательному. Нет границ у того, что внутри вас. Мы все очень связаны. Нет этому конца.

Как часто вы экспериментируете?

Энн: Сейчас?

Саша: Не так часто, как в прошлом.

Энн: Саша работает над книгой пять лет. Она всего в двух неделях от завершения.

Саша: И она в таком состоянии уже полтора года.

Энн: Но в этот раз нам кажется все получится.

О чем эта книга?

Энн: Она называется «Индекс Шульгина», это справочник.

Таня: Она построена как Индекс Мерка . Там примерно 127 основных статей о фенетиламиновых соединениях и веществах, изменяющих состояние сознания. Там описаны точки плавления, синтез, исследования на людях и животных.

Саша: В ней важно то, что она может быть полезна как властям, так и психоделическим химикам. Там весь собранный фактический материал – и каждый комментарий задокументирован с ссылками на публикации. Власти очень любят такое, потому что они могут пойти и найти оригиналы. Такое ценно и для правоохранительных органов и для тех, кто интересуется психоделическими веществами.

Считаете ли вы, что открыли что-либо, что так же важно, как MDMA?

Саша: Мне нравится 2C-B, это я открыл. Но я не особо люблю возвращаться к тому, что уже известно. Я ищу новое.

После того, как вы что-то открыли – что с этим происходит?

Саша: Я позволяю другим делать это, если они хотят. Или делать коммерчески, если они хотят. Мне самому ничего не нужно.

Таня: Если вы поинтересуетесь, то 2C-B коммерчески выпускалось в Германии. Оно называлось «Нексус». А в Южной Африке было племя, которое использовало его в ритуалах и целительстве, а потом его внесли в «Список 1» – и на этом все.

В фильме вы описываете эксперимент, который вы как-то вместе проводили. Вы приняли вещество и сконцентрировались на стрелках часов. Стрелки становились медленнее и медленнее, пока почти не остановились. Саша, вы перепугались и вышли из этого состояния?

Саша: Поставьте себя на мое место. Если вы смотрите на стрелки часов, а они все замедляются и замедляются, как вы думаете, что произойдет? Я рад, что выбрался пока мы не остановились).

Энн: Я думаю, мы могли бы пройти дальше. Он просто перепугался.

Ваши отношения одна из самых интересных вещей в фильме. Это настоящее романтическое и профессиональное партнерство с корнями в довольно редком общем интересе.

Энн: Наш самый первый разговор был о разных вещах, которые изменяют сознание. У меня был опыт с одним, он очень увлекался растениями.

Саша: Разные подходы, общий интерес.

Энн: Он ученый, а я…

Саша: А ты – художник).

Энн: Меня интересует чувственный аспект такого опыта.

В фильме показано как вас дома допрашивают власти. Такое часто случается?

Саша: Ну, теперь больше нет. Они как-то раз вернулись – мол, что-то запрещенное у вас в дальней комнате. Меня посадили к ним в машину. Было два часа дня – и к десяти вечера они все досмотрели и видимо поняли, что ошиблись. Так что половина из них поехала домой, а остальные остались поговорить с нами за чашкой кофе и бокалом вина.

Они спросили: «так что вы делаете с запрещенными веществами?» И я ответил: «у меня таких нет. Те, которые запретили, я уничтожил».

Что они запрещают? То, что было активным и интересным. Они их запрещают – это их проблемы, не мои. Когда они поняли, что ничего не найдут, то перестали приходить.

Саша, вы еще имеете какое-нибудь отношение к DEA?

Саша: Нет.

Таня: У Саши есть друзья в DEA, с которыми он больше не может общаться. Их жизни и карьеры на кону. Они обязаны обо всем докладывать – и потому больше не разговаривают.

Энн: Химики любят химию – и химики из DEA не исключение, им интересна химия веществ. Но в том виде, как дела идут сейчас, они не могут общаться с Сашей. Они бояться запачкать свою репутацию.

В фильме вы обсуждаете концепцию сознания. Приблизились ли вы к пониманию что же это?

Саша: Ой, нет.

Энн: Я думаю – ответ в мире духовного. Это не очень научно.

Думаете ли вы над смертной природой или о продлении сознания за границами материального мира?

Саша: Я думаю, что когда умираешь – то умираешь.

Энн: А я, конечно, думаю противоположное.

Вы спорите об этом?

Саша: Нет.

Энн: Мы уважаем взгляды друг друга. Есть вещи, о которых не спорят, потому что это пустая трата времени.

Интервью: Майкл Мартин

Перевод: µ0r

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter .

Views: 7 926

Саксофонистка Елена Шеремет, группа «Мечтать» и другие музыканты. Также с его именем связаны телевизионные шоу «Фабрика звезд» и «Стань звездой». Сейчас Шульгин руководит группой компаний «Фамилия», которая ведет деятельность в сфере СМИ и индустрии развлечений.

Родился Александр в Иркутске и еще в младшей школе проявил себя как творческая личность. С самых ранних лет он начал писать стихи, а в 12 лет увлекся музыкой. Сначала это было связано с коллекционированием популярных аудиозаписей, но вскоре Саша уже играл в школьном ансамбле на гитаре.

После школы Шульгин поступил в Иркутский государственный лингвистический университет, затем перевелся в Иркутский технический университет, оттуда в Байкальский государственный университет экономики и права. Но нормально учиться у него не получалось нигде, так как с музыкой молодой человек не расставался, а в 19 лет начал работать в составе советской рок-группы «Круиз».

Работа с этим коллективом привела Александра в Германию, где он разобрался в современных тенденциях звукозаписи и проникся системой шоу-бизнеса. Вернувшись домой, Шульгин начал продюсерскую деятельность, а также открыл ряд собственных фирм. В 1998 году он основал компанию «Фамилия». На сегодняшний момент эта структура включает в себя музыкальное издательство, консалтинговую компанию, ряд социальных сетей и множество других филиалов.

Музыка

Первые записи Александра Шульгина совпали с появлением на свет дебютной пластинки группы «Круиз». В Германии был записан самый мощный их диск «Kruiz», состоялось множество живых концертов, в которых принимал участие и Александр.


По возвращении в Россию музыкант начинает реализовывать себя в качестве композитора. Более 50 его песен становились хитами и попадали в чарты. В течение 90-х годов Шульгин сотрудничает в качестве автора песен с такими звездами, как певица Валерия и группа «Мечтать», а также продюсирует альбом «Jazz» рок-группы «Алиса», продвигает первые диски «Мумий Тролля» и «Иванушек International». С ним работали , и многие другие популярные артисты.

Кстати, на студии «Утекай Звукозапись», принадлежащей Александру Шульгину и , был выпущен первый альбом . Также продюсером издаются концерты и реставрируются за свой счет архивы . В новом веке Шульгин успел создать мюзикл «Я», открыть миру неординарную саксофонистку Елену Шеремет, чьи компакт-диски расходились миллионными тиражами, особенно в Северной Америке.


В 2005 году Александр пишет концептуальный альбом «Представление», все песни и инструментальные композиции которого посвящены борьбе добра и зла. Затем он выпустил диск «Триптих» - тройной альбом чисто инструментальной музыки, написанной в виде коктейля джаза и звуков для релаксации. Последней студийной работой Шульгина на данный момент является двойной компакт-диск «Сказка». Первая часть этой работы сыграна на арфе и виолончели, а вторая – на фортепиано.

В 2011 году композитор подарил родному городу гимн «Сибирь, Байкал, Иркутск», который стал подарком к 350-му юбилею Иркутска. Запись исполнена в различных трактовках – от чисто оркестровой до хоровой.

Телепроекты

В 2002 году Александра Шульгина пригласили в первое реалити-шоу по поддержке молодых исполнителей «Стань звездой». В результате появилась группа «Другие правила», куда вошли пять финалистов этого шоу. Но, начав работать с этим коллективом, Шульгин переключился на новый, более перспективный телепроект - «Фабрика звезд».


Для участников «Фабрики» Александр пишет более 40 песен, создает десятки сценических образов и помогает множеству начинающих исполнителей определить собственный стиль. Под началом Шульгина всероссийскую известность получили , и .

Личная жизнь

Со своей первой женой, певицей Валерией Александр Шульгин познакомился в ночном клубе, где она выступала сольно. Сначала продюсер предложил свои профессиональные услуги, но затем их отношения переросли в романтические. И это несмотря на то, что Валерия тогда была замужем за музыкантом Леонидом Ярошевским.

Тем не менее вскоре молодые люди официально заключают брак, а в 1993 году у них рождается первенец – дочка Анна. Позднее в семье появляются сыновья Арсений и Артем. Хотя во время последней беременности Валерия уже подавала на развод, Шульгин сумел уговорить ее остаться ради малыша.


Но в итоге певица и продюсер все равно расстаются, причем с грандиозным скандалом. Дело в том, что экс-супруга Александра стала рассказывать журналистам обо всех их ссорах, что нанесло серьезный удар по репутации бывшего мужа. Александр Шульгин не старался поддерживать связь с детьми и не платил алименты. Дети отвечали отцу взаимностью. По словам Валерии, когда дочь Аня узнала, что отец якобы хочет ее навестить, девочка в слезах убежала в другую комнату.

Впоследствии Анна заявила журналистам, что не считает биологического папу собственным отцом и не испытывает к Шульгину никаких родственных чувств.


После Валерии Александр Шульгин некоторое время жил в гражданском браке с певицей Юлией Михальчик, с которой познакомился на «Фабрике звезд». Впрочем, и с молодой невестой композитор расстался и с тех пор предпочитает наслаждаться жизнью холостяка.

В последние годы Александр Шульгин увлекся вопросами религии и в 2011 году поступил на факультет богословия в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Впоследствии композитор также начинает писать музыку для первого общественного православного телеканала «СПАС».


Это не мешало Александру Шульгину увлекаться технологиями и организовать работу фирмы венчурных инвестиций. Композитор даже стал членом экспертного совета при правительстве РФ. Многогранную натуру Шульгина показательно изображает «Инстаграм » продюсера, где фотографии в храмах перемежаются с кадрами с площадок технологических и просветительских фестивалей.

В 2016 году Александр Шульгин стал сопродюсером короткометражного фильма «ШахМат». Главную роль в картине сыграла . Шульгин также написал музыку для этой картины.

Сегодня Александр Шульгин известен также как инвестор в новые высокотехнологичные проекты. Композитор одним из первых в России инвестировал деньги в блокчейн, а также присоединился к проекту Элона Маска.


В 2016 году композитор провел в Иркутске бесплатную лекцию под названием «Трансформация глобальной экономики и образа жизни 2020-2030», которую посвятил изменениям в обществе, новым технологическим веяниям и вопросу о том, какие профессии и какое образование станут востребованными в будущем.

В 2017 году Шульгин выступил на площадке «Иннопрома» «Финансы для индустрии 4.0», где представил свое видение будущего страны. По словам продюсера, роботизация спасет Россию, но при этом останется риск, что производство будет направлено на то, чтобы тягаться с иностранными фирмами, вместо того чтобы создавать собственные оригинальные продукты. Также инвестор прочитал лекцию о новых профессиях, которые появятся и разовьются через 20-30 лет.


В 2017 году в программе «Прямой эфир» первый муж Валерии Леонид Ярошевский заявил, что певица и продюсер вовсе не ждали официального развода и Валерия изменяла тогдашнему мужу с Александром Шульгиным. На эту же тему – о предательстве певицы и о втором браке Валерии – Ярошевский выпустил книгу под названием «Валерия: «паровоз» из Аткарска». Скандальное заявление породило ряд ток-шоу.

Дискография

  • 1992 - The Taiga Symphony
  • 2000 - Первый Internet-альбом
  • 2005 - MADE IN RUSSIA
  • 2005 - Примадонна
  • 2005 - Представление
  • 2005 – Lady Sax
  • 2006 – Sax It Easy
  • 2006 - Sax It Up!
  • 2008 - Триптих
  • 2013 - Диптих «SKAZKA»

Они общаются как две подружки: просто, легко, с улыбкой и определенной долей иронии по отношению друг к другу. А 17 декабря им предстоит вместе выйти на сцену Государственного Кремлёвского дворца в большом семейном концерте.

Фотография: IVStudio

Валерия и Анна Шульгина - счастливый пример гармонии в отношениях матери и дочери. Что это: правильное воспитание? гены? Думаю, и то и другое. Глядя на них, чувствуешь, что исчезают все возрастные границы, и это важный штрих к совместному портрету Валерии и Ани.

К огда мы с Иосифом Пригожиным договаривались о нашей с вами, дорогие девушки, встрече, он сказал, что Аня сейчас занята даже больше, чем мама. Меня это очень заинтриговало.

Валерия: Аня участвует в проекте «Точь-в-точь» на Первом канале и всё свое время отдает ему.

Аня: На самом деле я очень рада, что у меня практически нет свободного времени. За два месяца случился один выходной, который я посвятила генеральной уборке квартиры.

Похвально, Аня, что свою квартиру ты убираешь сама. Кстати, еще год назад ты жила с мамой, и она показывала мне твою девичью комнату, довольно маленькую, похожую на пенал. А когда ты стала жить отдельно?

А.: Переехала летом, в свой день рождения. Лучший подарок самой себе, наверное, трудно придумать!

В.: Аня бы и в десятилетнем возрасте отделилась, уже тогда она рвалась быть самостоятельной. А впервые попробовала жить отдельно, когда ей исполнилось семнадцать.

А.: Ну, я тогда не одна жила, а делила съемную квартиру с совершеннолетней подружкой.

«В ответ я начала вести себя очень дерзко. Это была самозащита. Но эта дерзость не обошла стороной и близких»

А одну Аню в таком возрасте ты, Лера, не отпустила бы?

В.: Знаешь, отпустила бы. Меня мама с пятнадцати лет отпускала куда угодно. Я была «благонадежной». Хотя, конечно, Аня прошла сложный период, лет в двенадцать-тринадцать. Она была… такая вся, на протесте.

С чем был связан этот протест?

А.: Как-то всё накопилось. Я перешла из своей любимой школы в другую, которая расположена ближе к дому. Там меня не воспринимали ни одноклассники, ни педагоги. Прессовали за то, что я дочь известной артистки. Педагоги в открытую издевались. Учительница физики, например, вызывала меня к доске и, не дождавшись моего ответа на вопрос, говорила что-то вроде: «Конечно, у тебя же мама известная, зачем тебе вообще учиться?»

Какой ужас! Это же так непедагогично.

И конечно, в ответ я начала вести себя очень дерзко. Это была самозащита. Но эта дерзость не обошла стороной и близких. Я считала, что родители виноваты в том, что я не такая, как все: почему меня вечно выделяют, и только со знаком минус?

Ты, Валерия, пыталась помочь дочери, как-то успокоить ее? Или времени на это у тебя не было?

В.: В тот период у меня действительно было очень мало свободного времени. Да и я, если честно, не понимала, что с Аней происходит. Списывала всё на переходный возраст.

А.: В твоем детстве, мама, не было такой адской вещи, как Интернет. Он уничтожает человека, там дозволено абсолютно всё, ты можешь писать что хочешь - анонимно, не анонимно. Мне даже угрожали через Интернет!

А были попытки сбежать из дома? Мол, нигде нет сочувствия.

А.: Естественно, меня даже сажали под домашний арест. Но я всё равно находила способы вырваться. Говорила, например, что решила заняться черчением: два-три раза схожу на занятия, а потом просто гуляю. Ко мне и охрану приставляли, но я от нее убегала.

В.: Аня всех охранников проверяла на прочность.

А.: Теперь я понимаю, что родители таким образом хотели меня защитить. Но на самом деле это делало меня еще более одиозной фигурой, я еще больше выделялась на общем фоне. Помню, пошла с парнем на первое свидание в кино, а рядом охранник. Никакой личной жизни! Потом родители начали потихоньку сдавать позиции: «Охранник проводит тебя только до школы. Хорошо, он будет просто следить за тобой со стороны».

В.: Ну что, Аня, расскажем Вадиму, как и почему мы додумались до охраны?

А.: Расскажи.

В.: Мы отправили Аню учиться в Швейцарию. Проучившись там год, она приехала домой на каникулы. На день рождения мы подарили ей дорогущий телефон, очень крутой, чтобы она порадовалась. Она заслужила: хорошо закончила учебный год. И вот за день до отъезда обратно в Швейцарию происходит следующее: десять часов вечера - Ани нет, одиннадцать - тоже нет. Звоню ей - телефон заблокирован. Я, в слезах, обзваниваю ее подруг. Они все, как оказалось, были дома. Что я должна была подумать в той ситуации?! Вдруг раздается звонок в дверь, влетает Аня: тушь размазана по всему лицу, от нее пахнет алкоголем, сигаретами, она рыдает. Первый раз случилось такое. Я, конечно, не била ее, просто дала ей легкую пощечину.

А.: Мне тогда было очень обидно.

В.: А ты представляешь, Вадим, в каком я была трансе? Думаю: господи, и это мой ребенок?! И я сказала ей: «Знаешь что, моя дорогая, завтра ты не едешь в Швейцарию». Я собиралась тогда в тур и взяла Аню с собой, она замечательно объездила со мной всю Украину. По возвращении Аня стала заниматься с репетиторами уже дома. И как раз с этого момента появилась в нашей жизни охрана. А виновата в этом ее собственная глупость. Потом за полгода произошло некое отрезвление. Помню, у меня брали какое-то интервью, журналист захотел пообщаться с детьми, меня попросили выйти из комнаты, но я всё равно услышала слова Ани. Она сказала: «Я очень благодарна маме за то, что она поставила меня на правильные рельсы».

Ты искренне это говорила, Аня?

А.: Мама всё сделала правильно. В моей ситуации другого выхода не было. Я устала быть не такой, как все, я чувствовала себя одинокой, от этого всего спасали пьянки-гулянки. Так что мама, можно сказать, спасла меня.

Скажите, девочки, а когда у вас произошло внутреннее сближение?

В.: Знаешь, когда я посмотрела на нее другими глазами? Аня была в одиннадцатом классе, тогда она начала делиться со мной своими секретами на личную тему. И однажды Аня сказала такую мудрую вещь - я просто рот открыла от удивления. Она рассказывала про мальчика, с которым у нее были сложные отношения. Они вроде и дружили, но у Ани были чувства к другому парню, с которым рассталась.

Прямо какая-то «Санта-Барбара».

И она с этим своим другом проводила очень много времени. Я говорю: «Ань, ты знаешь, очень странно: у него есть девушка, а он всё время с тобой. Я не верю в дружбу между мальчиком и девочкой без какой-то личной подоплеки. Скажи, о чем вы с ним разговариваете?» Она отвечает: «Я ему говорю то, что он хочет услышать. Я говорю с ним про него».

А.: Я правда считаю, что в этом секрет личных отношений.

В.: А я тогда обомлела! Думаю, вот такая у меня уже взрослая девочка выросла, что-то соображает в отношениях.

Сейчас, Лера, ты контролируешь личную жизнь своей дочери?

В.: Я ее не контролирую, я ее принимаю.

Понятно. А если, допустим, Аня приведет в дом молодого человека, который тебе не понравится?

В.: Значит, таков ее выбор.

А.: Да я, наверное, и не послушаю маму.

В.: Ни один ребенок не послушает.

Аня, ты сейчас влюблена?

В.: Мы прекрасно ладим с ее молодым человеком. Хочу, чтобы моя девочка была счастлива. Она сейчас испытывает какой-то творческий подъем.

А.: Мой молодой человек меня вдохновляет. У нас не те отношения, в которых «муси-пуси». Мне нравится, что он может мне сказать что-то очень жестко, осечь, если я не права. Он тоже творческий человек, он мне помогает. Иногда даже отчитывает за то, что я как-то неправильно разговариваю с родителями. Говорю ему: «Не лезь в это дело». А он мне: «Я тебе желаю добра, позвони и извинись перед родителями, ты сейчас не права».

Аня, у тебя перед глазами, скажем так, не очень хороший пример отношений твоих мамы и папы. С родным отцом, Александром Шульгиным, ты, как я понимаю, вообще не общаешься.

А у тебя была такая потребность? Или, может, она есть и сейчас?

А.: Я в детстве была так зашугана отцом, что потом пришлось очень долго от этого отходить.

В.: Аня же самая старшая из моих детей, ей больше всего от папы досталось. Она видела все наши конфликты, ссоры, и это отражалось на ней.

А.: Благодаря той ситуации я раньше повзрослела. Я, можно сказать, стала более мудрой. Когда я была маленькой, мы сбежали с братьями и мамой на ее родину, в Аткарск. И даже там я испытывала страх по отношению к этому человеку, я отвыкла от него. Но ненависти у меня нет.

В.: Как и у меня.

А.: Вот представьте, Вадим, мимо пройдет посторонний человек, вы же к нему никаких чувств не будете испытывать. Отец когда-нибудь «проходил мимо»?

В.: Проходил недавно, и мне было безразлично.

А.: А мне было смешно и неприятно одновременно. Мы встретились на мероприятии в рамках одной из недель моды. Мы стояли компанией, он прошел и так посмотрел... оценивающе, будто девицу какую-то оценивает - сверху вниз… Ну посмотри ты на дочь с удивлением, с умилением, с испугом, но точно не таким взглядом. После этого я поняла, что, наверное, боженька есть и он специально его от нас отвел.

Неужели отец никогда не пытался наладить с тобой отношения?

А.: Мне было лет пятнадцать-шестнадцать, когда на мою почту пришло письмо примерно следующего содержания: «Если ты не начнешь со мной общаться, то Бог тебя накажет и церковь от тебя откажется». Помнишь, мам, я тебе зачитывала это письмо, мы тогда были на отдыхе? Десять лет не общаться и начинать с угроз! Весьма мудро...

Ты можешь, Аня, сказать, что Иосиф Пригожин заменил тебе отца?

А.: Он стал для меня полноценным отцом. Для меня не существует понятия «биологический отец». Сделать ребенка для мужчины не проблема, а вот воспитать его… Иосиф занимался нами, обеспечивал нашу жизнь, мы получили образование, он всегда рядом с мамой. Он принял маму с тремя детьми. Он стал главой семьи.

Ты сразу нашла общий язык с Иосифом?

А.: Сначала я не понимала, какие у них с мамой отношения. Думала, что он просто мамин партнер по работе. Иосиф приезжал в Аткарск знакомиться с нами, но не было такого, чтобы они сели и сказали: «Дети, у нас роман». Если бабушка о чем-то и догадывалась, то мы не понимали, что происходит. Более того, даже когда мы стали жить все вместе, я и не думала о них как о паре. И в один прекрасный момент, помню, мама мне сообщает, что такого-то числа свадьба. Возможно, я сама не хотела принимать эту ситуацию, думать о ней, допускать такое развитие событий.

Ты не хотела маму ни с кем делить?

А.: Понимаете, когда ребенок с самого детства лишен полноценного общения с мамой, которая всё время гастролирует, а тут у него появляются два года, в Аткарске, которые он всё время проводит с мамой, с бабушкой, с дедушкой. Мама же тогда вообще не выступала. Она могла сделать со мной уроки, неторопливо поговорить… И вот появляется мужчина. Я его не знаю. А вдруг всё снова повторится, как с моим отцом? Я тогда с подозрением смотрела на всех мужчин. У меня была жуткая депрессия. Я втихаря что-то там рисовала, как-то раз один рисунок показала маме. И что там было изображено?

А.: Мои братья Арсений и Тёма, крестная, мама, Иосиф - все такие веселые, а я стою отдельно и плачу. И нас разделяет молния.

В.: Вообще этого не помню.

А.: Я показывала тебе. А ты отреагировала: «Ой, какие глупости».

В.: Я однажды сказала: «Ань, в нашей семье появился новый человек. Это не означает, что он меня от вас заберет. Это не значит, что я буду любить тебя меньше, а только означает, что тебя будут любить на одного человека больше». После этого разговора лед тронулся - в Ане что-то поменялось.

А.: Нет, мам, поменялось не после этого разговора. Просто со временем до меня дошло, что любая нормальная мать - а у меня отличная мать - в любых ситуациях выберет детей. Кроме того, я поняла, что мама банально должна быть счастливой. Я сама распутала все узелки. И это, конечно, не двухдневная работа. Мне потребовалось около года.

Видишь, Лера, в своем женском счастье ты несколько иначе, чем оказалось на деле, воспринимала переживания дочери. Теперь о другом. В какой момент Аня определилась с будущей профессией?

А.: Я человек мятущийся, очень эмоциональный. Я живу в своем собственном мире и не могу до конца понять, кто я на самом деле. Меня всегда тянуло в творческую сторону, мне нравилось быть на публике.

В.: Аня закулисный ребенок. Бабушка, дедушка, мама - музыканты. Когда ей было лет десять, она потрясающе ставила танцы, занималась вокалом, фортепиано.

А как пришла идея поступать на актерский в Щукинское училище?

А.: Сначала я хотела поступать в Щепку на курс Василия Бочкарёва. Пришла к нему на прослушивание, он спрашивает: «Сколько тебе лет?» Говорю: «Пятнадцать». «Слушай, ну ты давай повзрослей, - говорит он, - и приходи через годик, мы тебя без экзаменов возьмем». Я так расстроилась, обиделась на него. Перед выходом крикнула с отчаянием: «Бочкарёв - правильное пиво!» (как раз тогда постоянно крутили рекламу с этими словами) - и захлопнула дверь.

В.: Кошмар какой! Я этого не знала.

А.: Мне самой сейчас стыдно, что я так сказала. А в Щуку я поступала сразу к нескольким мастерам. В итоге училась у Любимцева Павла Евгеньевича.

В институте за тобой тоже тянулся шлейф знаменитой семьи?

А.: К сожалению, да. Одна женщина-педагог из-за своей собственной нереализованности постоянно срывалась на нас, студентов. Мне, например, она могла сказать следующее: «Ты никому не нужна, тебя в театр не возьмут, а в кино и подавно».

В.: Особо «умные» педагоги говорили ей: «Посмотри, какая у тебя мама худая, а ты в кого такая?» Ужас.

А.: Когда я была на первом курсе, умер дедушка. Я очень тяжело это переживала, болячки полезли, я была сломлена. На следующий день после похорон пошла в институт, буквально заставляла себя работать. Педагог спросил: «Почему тебя вчера не было?» При этом он знал почему, просто провоцировал меня на негативные эмоции. Потом он добавил, что мои личные проблемы не повод отсутствовать на занятиях. Мне кажется, Аня, подобные вещи могут не только вызывать боль и обиду, но и закалять характер.

А.: Конечно. Как видите, педагогам не удалось меня сломать, даже несмотря на то, что в какой-то момент я была на грани.

Сейчас ты встала на путь певицы. Тебя не пугают сравнения с мамой, что, впрочем, вполне естественно?

В.: Можно я скажу? На самом деле Аня сама запуталась в том, кто она сейчас: певица, актриса, телеведущая. После окончания института она начала ходить на бесконечные кастинги, ее утвердили на главные роли в двух фильмах. В прошлом году она должна была уехать сниматься на полгода в Таиланд, потом в Киев. Проект заморозили. Образовалась пустота. Аня девушка активная, она не может сидеть на одном месте. Стала много заниматься вокалом, поймала, как говорится, волну, стала выкладывать свои музыкальные эксперименты в Instagram.

А.: И в Instagram меня нашел мой бывший однокурсник, которого отчислили еще на первом курсе, мы не виделись лет пять-шесть. Он мне написал: «Слушай, у нас есть творческая команда. Давай запишем вместе песню?» А что я теряю? И всё получилось! Я продолжила выкладывать записи, были репосты, я понимала, что людям это интересно. Да я и сама вошла во вкус. Почему мне, если у меня есть данные, не развить эту сторону? Это же мышцы, это как физкультура: хочешь сесть на шпагат - давай! Я ходила на вокальные занятия к педагогу, каждый день выла и выла, вырабатывала свои какие-то фишки, слушала американских исполнителей, как они переходят на фальцет, и так далее.

Кстати, Аня, а почему ты не брала уроки вокала у мамы?

А.: Я не могу с мамой заниматься. Мне сложно воспринимать ее как педагога. Да и ошибаться мне при ней стыдно.

В.: Я Аню прекрасно понимаю. Моя мама - опытнейший педагог с консерваторским образованием. Она не взяла меня к себе в музыкальной школе, а отдала своей ученице.

Я смотрю на вас и понимаю, насколько вы похожи и по характеру, и по темпераменту.

В.: Это правда. Понимаешь, Аня у нас такая русская красавица. Милашка, душка, лапочка. Глядя на нее, многие так и думают. А внутри у этой Алёнушки столько всего: и Баба-яга, и рыцарь. (Улыбается .)

А.: Я ни в коем случае не девочка-одуванчик, которая прячется за мамину юбку. Все думают, если у тебя мама - ангел, ты должна быть такой же. Я родилась не такой, простите, и не хочу ни под кого подстраиваться.

А мама что, ангел? По-моему, у нее ярко выраженный бойцовский характер.

А.: Мама мудрая, спокойная, нежная. (Улыбается. )

В.: Конечно же, я не спокойная. Но мне досталась крепкая нервная система. Все мои страсти бурлят внутри, я не выплескиваю на других свои проблемы.

А.: Если мама может спокойно реагировать на несправедливость, то я - нет. Если тронут мою семью, я вежливо отвечать не буду. Мама дипломат, а во мне вспыльчивость от Иосифа.

В.: Да-да, она в Иосифа. А у меня другое: я терплю-терплю, а потом если взрываюсь, то лучше всем сразу расходиться.

В общем, обе вы ураган!.. Лера, скажи, ты когда-нибудь испытывала чувство вины перед детьми, что в свое время уделяла им слишком мало внимания?

Знаешь, Вадим, нам было так хорошо, комфортно, когда мы жили все вместе в Аткарске. Моя мама с удовольствием вспоминает тот период как самые счастливые годы в своей жизни. Она говорит: «Я тогда обрела не только дочь, но и внуков». Мы жили в любви, в полнейшей гармонии, несмотря на то, что условия были далеки от идеальных. И вот тогда я Ане говорила: «Зайка моя, представляешь, как хорошо, что мы рядом. Ты бы хотела, чтобы мама всегда была рядом?» Аня, помню, мне тогда ответила: «Да. Конечно, я бы хотела, чтобы ты была с нами. Но я хотела бы, чтобы ты еще и пела». Детям важно гордиться своими родителями. Вообще хочу сказать, это так здорово, когда в семье много детей. Они все разные, у каждого свой путь. Но это уже другое поколение, они по-другому воспринимают этот мир, по-другому воспринимают искусство. Я у них многому учусь. Стараюсь смотреть на эту жизнь и их глазами тоже. Возможно, благодаря им мне удается сохранять творческую активность. Удается оставаться нужной.

Стиль: Ирина Миронова

Макияж: Юрий Столяров/Maybelline New York

Прически: Евгений Грибов

Благодарим студии цветов paperpoms.ru и paperflowers.ru за помощь в организации съемки

Продюсеру Александру ШУЛЬГИНУ, которому 25 августа исполняется 40 лет, всегда катастрофически не везло. Когда-то он рискнул выпустить первые альбомы никому не известных «Мумий Тролля», «Иванушек» и Натали. Но, став звездами, они сразу же кинули его («ЭГ» № 41, 1999). Потом на пике успеха от Шульгина со скандалом ушла его главная «звезда» - жена и мать его троих детей Валерия. Олег МИТЯЕВ и вдова Юрия ВИЗБОРА, авторскими правами которых он управлял, подали на него в суд за обман. А начинающая певица Анастасия ШИРОКОВА, которую Александр взялся продюсировать после ухода Валерии, обвинила его в растрате $500 000, выделенных спонсорами на ее раскрутку («ЭГ» № 38, 2003). Когда после всего этого Первый канал доверил Шульгину продюсировать «Фабрику звезд-3», многие предрекали неприятности. И оказались правы…

Несмотря на то что по рейтингу и количеству хитов шульгинская «Фабрика» превзошла все остальные, ни выпуска официального альбома, ни гастрольного тура по окончании телетрансляции почему-то не последовало. «Фабриканты» начали роптать в кулуарах, что Шульгин, мол, их бросил, да еще мешает использовать в репертуаре «фабричные» песни, оформив себя их соавтором. А вскоре было объявлено, что вместо него дальнейшим продюсированием «Фабрики звезд-3» будет заниматься глава подконтрольной Первому каналу компании «Реал Рекордс» Иосиф Пригожин . По странному совпадению, ранее ставший новым продюсером и мужем Валерии .

Стращал раскаленным утюгом

Плачевно завершился и распиаренный роман Шульгина с «фабриканткой» Юлией Михальчик , которой он сделал предложение прямо во время финального «фабричного» концерта. После совместной поездки в Египет они внезапно расстались. А подписав контракт с «Реалом», Юля принялась рассказывать в интервью, что он издевался над ней, как в свое время над Валерией. Причем с каждым разом ее рассказы становились все более чудовищными. Если сначала Михальчик ставила Шульгину в вину лишь то, что он швырнул в нее зубной щеткой и «хотел ударить», то, если верить ее последним интервью, экс-жених уже колотил ее чуть ли не каждый день, стращал раскаленным утюгом, а заодно бросался с кулаками на других «фабрикантов».

Это страшный человек, - жаловалась Юлия журналистам. - С виду - белый и пушистый, добренький, сентиментальный. А когда вокруг нет телекамер, вообще людей - он превращается в зверя. Мне стыдно за те интервью, что я давала вместе с ним. Но он заставлял меня врать. И про скорую свадьбу, и про совместный альбом, и даже про наши «чисто платонические отношения». Потом, когда мы познакомились с Валерией, она меня долго жалела: «Господи, маленькая девочка, как много ты перенесла. Ведь я же не могла тебя предупредить, какое это чудовище!»

Пять процентов правды

По правде говоря, происходящее вокруг третьей «Фабрики» выглядело несколько странновато. В надежде прояснить ситуацию я обратился к самому Александру Шульгину.

Приняв от руководства Первого канала и телекомпании «ВИД», производителя «Фабрики звезд-3», предложение стать музыкальным продюсером этого телепроекта, я не заключал с ними никаких контрактов, - поведал мне Александр Валерьевич. - Для меня было достаточно слова их руководителей (имеются в виду Константин Эрнст и его супруга Лариса Синельщикова. - М.Ф. ). Мне обещали, что они непременно со мной встретятся, чтобы обсудить детали моего дальнейшего участия в проекте. Предполагалось, что «Реал Рекордс» будет заниматься только организацией гастролей, а творческой частью по-прежнему я. Увы, встречи до сих пор не произошло. Но я не считаю, что меня кинули. Люди, занимающие эти посты, весьма заняты. Тому, что «фабриканты» в концертах поют мои песни и используют произведенные мной фонограммы, я никак не препятствую. Вопросы же об авторских отчислениях, уверен, решатся позже. Было много предложений по выпуску альбомов «Фабрики-3»: за три альбома оригинальных песен и один «best» из трех гарантировали семизначную сумму. Но мне сказали, что выпуск альбомов возможен только через «Реал Рекордс». А на «Реале» как-то никто не шевелился. Что же касается интервью Юли Михальчик… Не думаю, что она сама придумала про все эти избиения. Она уже заявила в Интернете, общаясь с фанатами, что во всех этих страшилках лишь пять процентов правды, газеты, мол, все переврали. Думаю, это нужно Юле для рекламы, и я на нее не в обиде.

Новые слова «Котенка»

Хоть Шульгин и уверял, что обманутым себя не считает, из его рассказа недвусмысленно следовало, что его как раз самым банальным образом кинули. Не очень понятно было только одно - почему же с ним так некрасиво поступили?

Никаких официальных комментариев по поводу Шульгина со стороны нашей компании в принципе быть не может, - огорошила меня пресс-атташе «Реал Рекордс» Мария Веснина. - «Фабрика» пришла к нам уже готовым проектом, и в историю их взаимоотношений с Шульгиным мы не вдавались. Да, интервью Михальчик про Шульгина делались под нашим контролем и публиковались с нашего одобрения. Но это не была официальная точка зрения нашей компании. Могу вас заверить, что в сольном альбоме Никиты Малинина , который мы скоро выпускаем, не будет ни одной песни, написанной Шульгиным. Как и в записи альбомов Руслана Курика и Юли Михальчик. Единственное, в альбоме Малинина выйдет ремикс «Котенка» - музыка-то там все-таки его. Шульгин имел отношение и к словам. Но сейчас Никита написал новые слова. И полностью поменял в музыке всю ритмическую сетку и бас. Так что эта версия «Котенка» не имеет ничего общего с той, которая была записана Шульгиным…

Широкова осталась на бобах

Просто вендетта какая-то со стороны «Реала» в отношении Шульгина! Неужели глава этой компании Пригожин мстит бывшему «мужу-извергу» своей нынешней супруги Валерии, с которой Иосиф оформил брак явно в рекламных целях?! Не очень-то верится… И тут меня внезапно осенило.

Возможное объяснение подсказала незадачливая подопечная Шульгина Анастасия Широкова . Еще полтора года назад она поведала мне, что Иосиф предлагал ей свои продюсерские услуги задолго до Александра. Но с условием, что Широкова найдет деньги. Они вскоре нашлись, да какие - $500 тысяч давали под нее спонсоры! Но девушка Пригожину предпочла Шульгина… Соответственно, возвращение Валерии на сцену и подстава с «Фабрикой звезд-3» могли быть банальной местью Пригожина за эти злосчастные полмиллиона.

Я наивно думала, что мои песни мгновенно зазвучат на всех каналах, - рассказала мне Анастасия. - Но реальный процесс оказался более долгим и трудным. Я забеспокоилась. Начала ходить к знакомым продюсерам и спрашивать совета. Обратилась и к Пригожину. Как со старым другом поделилась с ним сокровенными переживаниями. А он сразу начал рассказывать во всех интервью, что Шульгин меня кинул. Ладно бы Иосиф действительно хотел мне чем-то помочь. Но он и не собирался мной заниматься. В его планах тогда уже стояла Валерия. Иосиф просто использовал мою ситуацию для ее раскрутки. Мол, смотрите, какой ее бывший муж плохой, вот и Широкову он тоже обижает.

Кстати

После того как Первый канал не дал Игорю Крутому прямой эфир для трансляции из Юрмалы его конкурса «Новая волна», под крыло Пригожина, по слухам, поспешили перебраться и некоторые участники «Фабрики звезд-4», которую продюсировал Игорь Яковлевич. В их числе называют, в частности, Стаса Пьеху, сбежавшего с «Новой волны» под предлогом болезни, и Ксению Ларину, вообще до Юрмалы не доехавшую. А потом заявившую в интервью, что подручные Крутого запрещали ей участвовать в «Последнем герое-5», отобрали у нее загранпаспорт и ей пришлось спасаться от них бегством.

Наша справка
ВАЛЕРИЯ родилась в Аткарске Саратовской области. Окончила музыкальную школу по классу фортепиано, в 1990 году получила диплом об окончании Музыкальной академии им. Гнесиных по классу эстрадного вокала. В 1989 году познакомилась с Александром Шульгиным, а в 1993 году он стал ее супругом. В 1992 году вышел первый альбом певицы The Taiga Symphony, в работе над которым приняли участие музыканты, сотрудничавшие с группами Pet Shop Boys, Dire Straits, Pink Floyd, а также Московский государственный симфонический оркестр п/у Павла Когана. По заказу английской фирмы "Олимпия диск" в начале девяностых Валерия записала альбом русских романсов "Побудь со мною". В перерывах между записью альбомов "Анна" (1995), "Фамилия, часть 1"(1997), "Первый интернет-альбом" (2000), "Глаза цвета неба" (2001) родила троих детей - Анну, Артема и Арсения.

В ИЮЛЕ и августе у певицы Валерии еще три суда с бывшим мужем. Чего добивается отчаявшаяся женщина и почему она это делает?

ЛЕРА, я до сих пор отказываюсь верить в чудовищную правду о твоей жизни. Но, насколько я понимаю, ваш разрыв назревал давно?

Прожив с мужем несколько месяцев, я поняла, что попала в западню. Он меня до такой степени запугал, что я боялась что-либо предпринимать. У меня не было связи ни с родственниками, ни с друзьями. Все, что было в моей жизни до встречи с ним, было стерто. Ему, видимо, не хотелось, чтобы люди знали, что до него у меня уже были какие-то профессиональные заделы (окончила институт, была солисткой оркестра Театра эстрады, участвовала в "Песне года"). И если не Шульгин, то кто-то другой возник бы обязательно. Но ему хотелось представить эту историю так: жила-была неумытая Золушка, затем в ее жизни появился он, умыл ее, приодел и выпустил на сцену.

Справедливости ради стоит сказать, что Шульгин многое сделал для твоей популярности.

Никто не умаляет его деловых качеств, коммерческого чутья, умения проводить рекламные кампании. Мне было интересно работать, особенно на первом этапе, когда делали проект "Тайга симфони". Шульгин не являлся в прямом смысле продюсером этого проекта, но создал ситуацию, при которой я попробовала свои силы в работе с именитыми музыкантами.

Он меня душил

Я ВСЕ понимаю, но почему именно сейчас, на пике популярности, ты решила все рассказать?

Лимит моего терпения исчерпан. Я подавала на развод два раза - три и полтора года назад. Уже тогда мне было все равно, как сложится моя артистическая карьера. Я должна была спасать свою жизнь и жизнь своих детей. Он ведь каждый раз умолял, нет, даже не умолял, а требовал забрать заявление, и я забирала. Когда в сентябре прошлого года перед концертами в ГЦКЗ "Россия" он стал меня просто душить, я сказала: "Все, это финальная точка". Но я не могла остановить это немедленно. На меня бы повесили недополученную прибыль, огромные суммы.

Три года назад ты уже пыталась развестись и в это же время вдруг рожаешь третьего ребенка. Где логика?

Я подавала на развод в тот момент, когда была беременна Сеней. Мы не жили вместе почти год, поэтому я рожала ребенка и Шульгин про это ничего не знал.

Но потом же все-таки вернулась?

Он же УМОЛЯЛ меня вернуться. Как раз тогда мы и заключили брачный контракт. Шульгин мне сказал: "Забери заявление и подожди полгода, вот увидишь, я исправлюсь, стану другим". По прошествии этого времени я поняла, что мне все же необходимо подать на развод, но тогда у нас закрутилась работа над новой программой. И остановить процесс сразу было невозможно. Я ждала момента.

Денег почти не давал

ИМУЩЕСТВО вы уже разделили?

Я подала апелляцию, чтобы окончательно дорешить наш имущественный спор. После первого суда мне достался дом в Подмосковье, а Шульгину все остальное: 7 квартир и офис в центре Москвы. Это нормально? Формально Шульгин оказался прав - все имущество оформлено на него. С того момента, когда мы подписали брачный контракт, у нас по документам предполагалось раздельное ведение хозяйства. На самом деле мы жили одной семьей. И при этом нигде не написано, что это я пахала по 200 концертов в год, а не он. Почти все это имущество было куплено в тот момент, когда я занималась гастрольным "чёсом".

Неужели все деньги получал Шульгин?

Все до копейки проходило через него. И даже те 25%, которые полагались мне по контракту, до меня не доходили. Они были только на бумаге. Он мне все время говорил: "Ну зачем тебе сейчас эти деньги? Ведь мы же все для семьи делаем".

Извини, но на руки ты сколько-то получала?

Ничего не получала. Если мне надо было на продукты, я просила каждый раз у него. Свободных денег у меня никогда не было.

А сейчас на что живешь?

В декабре, когда уже подала на развод, я поставила жесткое условие, и он мне впервые заплатил реальные деньги из расчета 25% за конец ноября, декабрь и половину января. На эти деньги и живу, потому что пока не работаю.

Даже алименты Шульгин не платит?

У нас было составлено алиментное соглашение, согласно которому он оплачивает 50% расходов на детей. То есть сначала я должна потратить деньги, потом расписать, на что они потрачены, и только потом он вернет мне половину.

Насколько я знаю, Шульгин не отказывается давать деньги на детей.

Он не отказывается. Но меня не устраивает ситуация - 50% от расходов. Более того, он открыл счет в банке на свое имя. Почему не на мое?! Нормальному человеку это понять невозможно.

Шульгин всегда говорил, что любит своих детей. Неужели к родным отпрыскам он относился так жестоко, как ты рассказываешь в прессе?

Он страшный человек. Я до сих пор не могу забыть, как нашего Артема укачало в машине и Шульгин так его ударил по лицу, что у ребенка ухо почернело. Мало того, Шульгин запер его в наказание в вольер с собакой, которую Тема очень боялся. Такое отношение к ребенку было с рождения - ему еще годика не было, а "любящий" папочка швырял его и говорил: "Кусок дерьма". Смотреть на это было невозможно, и сделать я ничего не могла. Я старалась как можно чаще отвозить его к своим родителям.

К другим детям он так же относился?

Старшая Аня какое-то время была у него на особом счету. Он ее баловал, по отношению к ней его жестокость не очень проявлялась. Больше всех досталось Теме, причем это началось, когда он был еще в утробе. Мои сломанные пальцы, отбитый позвоночник были обычным делом. Чего там говорить... беспредел!

Неужели за все совместные годы у тебя не осталось ни одного светлого воспоминания?

Он мне тоже постоянно говорил: "Ну что ты все одной краской мажешь?" Не было светлых пятен, честное слово! Никогда не было настоящей искренности, свободы... У нас в доме не было ни одной целой двери, он разбивал их кулаками. Разобьет дверь и говорит мне: "Это ты сделала". Когда ты ждешь, что тебя ударят, вот эта самая секунда перед ударом ужасна. И не важно, был удар или нет. Через неделю, даже через месяц, после того как тебя истязали, невозможно безмятежно улыбаться. И таких ситуаций было так много, что мне по сей день снятся кошмары. Либо он меня куда-то загоняет, вонзает ножи. Я просыпалась в холодном поту много-много лет.

Вонзил нож в колено

ЧТО, были и ножи?

Это вообще история за пределом понимания. Мы пролежали две недели с Анюткой в роддоме (были проблемы со здоровьем) и только выписались. Он как заботливый папашка накупил черной икры, мы сели за стол. При этом мы вспоминали что-то лирическое, личное, относящееся к первоначальному этапу нашей жизни. Он намазывает мне бутерброд с икрой, и вдруг ему показалось, что я что-то не то сказала. Он как держал нож, испачканный икрой и маслом, так и вонзил мне его в колено ни с того ни с сего. Фонтан крови, я от неожиданности даже крикнуть не могла. На следующий день из Германии приехали фотографы журнала "Космополитэн", чтобы сделать репортаж со мной из Звездного городка. Я, естественно, перед этим ночь не спала, ребенка пеленала, прыгая к нему на одной ноге. На съемку явилась, сильно хромая, с перебинтованным коленом. И Шульгин всем объяснил: "Это она консервы открывала и поранила ногу".

Забыть ЭТО НЕ МОГУ! Тем более когда человек, сделавший все ЭТО, продолжает в том же духе. Вместо того чтобы сказать: "Да, я виноват от начала и до конца". И сделать все, чтобы на этом этапе было проще нам и нашим детям.

Я не хотела ничего говорить, но не могу понять, для чего он все это начал? Развелись бы, как цивилизованные люди, и жил бы он себе спокойно. Никто бы о нем ничего не узнал. Но, наверное, он боялся, что рано или поздно я начну рассказывать, и первым начал все эти грязные газетные баталии. Если он хочет каких-то "рабочих" взаимоотношений, общаться со мной как с матерью общих детей (как он говорил на суде адвокату), то почему так нелогично себя ведет? Я объясняю себе это только одним: ему нужно сделать себе имя дополнительно и любым способом. "Иисус вошел в историю, его помнят, но точно так же помнят и Иуду", - говорил он часто.

Как дети переживают случившееся?

Дети сейчас живут другой жизнью. Они лишились страха. Как и любые нормальные люди, не испытывают потребности в этом страхе.

Они хотя бы спрашивают про папу?

Не спрашивают, они прекрасно все понимают. Они были свидетелями этого кошмара на протяжении всех лет нашей жизни. Аня первая, поэтому помнит больше. Сколько раз он избивал меня при ней, и она кричала: "Мамочка, мамочка! Папа, перестань!" Куда бы мы ни уезжали, в любой точке мира (Канны, Нью-Йорк) - везде был криминал. Поэтому дети абсолютно не переживают, что мы не вместе. Более того, он же сам рассказывал детям про квартиры, про то, что у каждого будет шикарная комната, даже мебель вместе с ними ездил выбирать. А получается, что жить в этих квартирах дети не могут и тоже понимают, что их обманули. Сейчас, правда, мне передают позицию Шульгина, который говорит: "Пожалуйста, пусть они живут в квартире". Но почему я должна жить в чужой квартире?!

То, что я рассказала, - всего лишь верхушка айсберга. Выдумать все это нельзя и забыть, к сожалению, - тоже. Знаю, что хуже, чем было, не будет. Слава богу, жива осталась, дети живы-здоровы. Есть время для нового разбега, есть силы жить дальше. Я уже начала жить свободно полгода назад.

P. S. Мы попросили Александра Шульгина опровергнуть или подтвердить слова бывшей супруги. И вот что он ответил: "Я много нового, особенно в последние месяцы, узнал о себе со страниц газет и журналов и, видимо, многое еще узнаю. Для меня же было и остается главным, чтобы у нее все было хорошо в жизни".