Имя при рождении: Алексей Николаевич Толстой Псевдонимы: Иван Сударев Дата рождения: 29 декабря 1882 года (10 января 1883) Место рождения: г. Пугачев (Николаевск) Саратовской области Дата смерти: 23 февраля 1945 года Место смерти: г. Москва Гражданство: Россия, (СССР) Род деятельности: писатель и драматург Карьера: 1908 - 1945 Направление: социалистический реализм Жанр: исторический роман, научная фантастика, драматургия Дебют: сборник стихов "Лирика" Произведения на сайте Lib.ru

Родился 29 декабря 1882 (10 января 1883) в городе Николаевске Самарской губернии , ныне г. Пугачев Саратовской области в семье помещика. Отец Толстого - граф Николай Александрович Толстой , мать – детская писательница Александра Леонтьевна Бостром , урождённая Тургенева, двоюродная внучка декабриста Н.И. Тургенева . Был воспитан отчимом Алексеем Аполлоновичем Бостромом, либералом и наследником "шестидесятников". Детские годы прошли на хуторе Сосновка под Самарой, принадлежавшем отчиму. Первоначальное образование получил дома под руководством приглашенного учителя.

Юность Толстого

В 1897 году Толстой поступает в Сызранское реальное училище, а в следующем году его переводят в Самарское реальное училище, которое он и заканчивает в 1901 году. В этом же году он поступает в на отделение механики. К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от подражания Некрасову и Надсону . Толстой участвует в студенческих забастовках и демонстрациях. В 1907 году, незадолго до защиты диплома, Толстой оставляет институт, решив посвятить себя литературе.

В 1908 написал книгу стихов "За синими реками" - результат первого знакомства с русским фольклором. К этому времени относятся и первые прозаические опыты - "Сорочьи сказки".

На раннее творчество Толстого оказал влияние М.Волошин , который в те годы был с ним дружен. В 1909 написал первую повесть "Неделя в Тургеневе", вошедшую позднее в книгу "Заволжье". Затем вышли в свет два романа - "Чудаки" и "Хромой барин". Произведения Толстого привлекли внимание М.Горького , который увидел в нем "...писателя, несомненно крупного, сильного..." Критика тоже благосклонно оценила его первые публикации.

Октябрьская революция в судьбе писателя

В 1921 году писатель переезжает в Берлин и входит в сменовеховскую группу "Накануне" (общественно-политическое движение русской эмигрантской интеллигенции, отказавшейся от борьбы с Советской властью и перешедшей к ее фактическому признанию). Бывшие друзья-иммигранты отвернулись от А.Толстого. В 1922 году Толстой публикует “Открытое письмо Н. В. Чайковскому ”, объясняя ему причины своего разрыва с белой эмиграцией и признавая советскую власть как единственную силу, способную спасти Россию.

Стиль А.Н. Толстого

За десятилетие интенсивной творческой работы у писателя складывается свой стиль. Его отличительными особенностями являются обостренная сюжетность, вкус к полновесному и сочному слову, добытому из глубин народной речи. Наконец, высокое искусство анализа внутреннего мира героя посредством особой трактовки его действий, поступков, того, что сам писатель назовет «жестовой силой слова». Есть, например, в «Петре Первом» сцена, когда юный царь, узнав о смерти своего друга и сподвижника Франца Лефорта, немедленно выезжает из Воронежа и, «заганивая перекладных», добирается до Москвы. Безупречно передано состояние потрясенного Петра, его немые рыдания: «Долго стоял, положив руку на край гроба… Плечи стали шевелиться под зеленым кафтаном, затылок натянулся».

В 20-е годы художник обращается к самым разным жанрово-тематическим сферам. Прихотливо сочетаются XVIII в. («Граф Калиостро», цикл произведений о Петре I) и отдаленное будущее – эпоха межпланетных полетов («Аэлита», 1922), научно-фантастическая утопия (роман «Гиперболоид инженера Гарина», 1927) и нравственно-бытовая повесть из эпохи нэпа («Голубые города», 1925; «Гадюка», 1928), наконец, сатира, переходящая временами в обличительный памфлет («Похождение Невзорова, или Ибикус», 1924; цикл произведений об эмигрантах), и социально-психологический эпос («Хождение по мукам», 1921-1941). О чем бы ни писал А. Толстой, незыблемыми остаются приметы его неповторимого стиля: красочность живописной природы, скульптурность слога, помогающие воссоздать вещественную фактуру, ту свежесть и первозданность бытия, когда написанное как бы исчезает, а читатель погружается в самую гущу полнокровной и терпкой жизни.

Возвращение в СССР

В1923 году А.Н. Толстой возвращается в СССР, где публикует последнее созданное за границей произведение – научно-фантастический роман «Аэлита» и роман «Сестры» (1922, 2-я ред. 1925, первая часть трилогии «Хождение по мукам»). Испытав горечь временного отторжения от Родины, писатель признавался: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины, невесовым, бесплотным, не нужным никому, ни при каких обстоятельствах».

В 1937 году Толстой посещает республиканскую Испанию, выступает на международных антифашистских конгрессах в Париже, Лондоне, Мадриде.

В годы Великой Отечественной войны

В период Великой Отечественной войны Алексей Толстой продолжает интенсивно работать в трех направлениях. Это проза – «Рассказы Ивана Сударева», замысел большого романа-эпопеи о военном подвиге народа «Огненная река (На верном пути)», драматургия – драматическая повесть из двух пьес об Иване Грозном – «Орел и орлица» и «Трудные годы». Много работает в жанре публицистики. Примечательная особенность военной публицистики А. Толстого - активное использование идей и образов героического прошлого нашей Родины, ее многовековой истории.

23 февраля 1945 года Алексей Николаевич Толстой скончался в Москве не успев закончить свой замысел писателя о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне .

Личная жизнь

Толстой был женат четыре раза.

    Tolst1902rozh.jpg

    А.Н. Толстой и Юлия Васильевна Рожанская (первая жена)

    Вторая жена - Софья Исааковна Дымшиц (1886-1963)

    Tolst1933kran.jpg

    А.Н. Толстой и Наталья Васильевна Крандиевская (1888-1963)

    А.Н. Толстой и Людмила Ильинична Крестинская (1906-1982)

Дети писателя

Сыновья: Никита (р. 1917 г.; физик),

Личное дело

Алексей Николаевич Толстой (1883—1945) родился в Николаевске Самарской губернии в семье графа Николая Александровича Толстого (1849—1900). К моменту его рождения мать Александра Леонтьевна покинула супруга, уйдя к Алексею Аполлоновичу Бострому. В имении последнего, также под Самарой, прошли детские годы писателя. Курс реального училища Толстой проходил в Сызрани и Самаре, а затем поступил в Петербургский технологический институт.

К этому времени относятся его первые литературные опыты — книга стихов «За синими реками». В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1909 Толстой написал первую повесть «Неделя в Туреневе», затем появились романы «Чудаки» и «Хромой барин», обратившие на себя благосклонное внимание Максима Горького.

В Первую мировую войну писатель работал военным корреспондентом; в частности, в 1916-м совершил поездку по Франции и Англии.

К Октябрьской революции писатель отнесся враждебно и осенью 1918 года уехал в Одессу, а оттуда в Париж. В эмигрантский период написаны повести «Детство Никиты», «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью» и роман «Аэлита».

Переехав в 1921-м в Берлин, Толстой сблизился с авторами сборника «Смена вех», стоявшими на позициях признания власти большевиков. Результатом идейной эволюции Толстого стало возвращение в Россию в 1923 году.

Здесь появляется на свет вторая фантастическая книга Толстого — «Гиперболоид инженера Гарина», а затем трилогия «Хождение по мукам». В 1929 году писатель начинает работу над последней крупной книгой — масштабным историческим романом «Петр I», который так и не был закончен. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонек» — тогда Михаил Кольцов привлек к амбициозному проекту (каждый писатель пишет по одной главе) 25 человек.

В августе 1933 года участвовал в знаменитой «экскурсии» группы писателей на Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов известного опуса «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», вышедшего в следующем году.

Толстой активно участвовал в общественной жизни — на Первом съезде писателей в 1934 году он выступил с докладом о драматургии. Будучи членом союза писателей, весной 1936 года принял активное участие в литературной дискуссии «О борьбе с формализмом и натурализмом». Активно представлял Советский Союз за границей — в 30-е годы выезжал в Германию, Италию, Францию, Англию, Чехословакию и Испанию. В 1935 и 1937-м годах участвовал в Первом и Втором конгрессах писателей в защиту культуры. В 1936—1938 годах после смерти Максима Горького Толстой возглавлял Союз писателей СССР. С 1937 года писатель был депутатом ВС СССР 1-го созыва; в 1939 году ему было присвоено звание академика.

В 1936 году вышел «ремейк» сказки Карло Коллоди про Пиноккио — «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Хотя оригинал истории про деревянного человечка с растущим от вранья носом был к тому моменту переведен на русский, версия Толстого оказалась в Советской России значительно популярнее. На ее материале Толстой пишет киносценарий и пьесу для детского театра.

С первых дней войны Толстой активно выступает как публицист — ему принадлежит около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях). В них он обращается к фольклору, страницам русской истории, последовательно апеллирует к русскому характеру. В 1942 году участвует в работе Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов.

Конца войны писатель не увидел: он скончался от рака 23 февраля 1945 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

Алексей Толстой

Один из символов советской литературы, которого еще можно назвать наследником XIX века. «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» сделали Толстого одним из основателей советской фантастики как таковой; «Петр I», хотя и незавершенный, стал одним из самых значительных русских исторических романов XX века, а советское детство после Толстого непредставимо без Буратино. Повесть «Хлеб» (1937), по мнению исследователей, отражает точку зрения на оборону Царицына в годы Гражданской войны, бытовавшую в кругу Сталина и его соратников. В известном смысле текст стал одной из предпосылок формирования культа личности.

Произведения Толстого неоднократно экранизировались, некоторые («Гиперболоид инженера Гарина», «Золотой ключик», «Хождение по мукам») — неоднократно. Одним из самых известных стал фильм Марка Захарова «Формула любви», снятый по мотивам повести «Граф Калиостро».

О чем надо знать

Есть предположения, что настоящим отцом Толстого был Алексей Бостром. В частности, существует письменное свидетельство его матери о том, что в этом она поклялась протоиерею самарской церкви. Предположительно впоследствии она поняла, что ребенку «выгоднее» быть законнорожденным графом, и начала тяжбу о законности его рождения. Процесс завершился успехом в 1901 году, когда Толстому было уже 17 лет. После революции, однако, графский титул скорее вредил репутации Толстого; зачастую скептическое отношение к «красному графу» в СССР усугублялось и его образом жизни — писатель привык жить на широкую ногу.

Толстой трижды был женат; первой его избранницей была Юлия Рожанская, с которой он жил в годы своего студенчества. Сын Юрий, родившийся в этом браке, умер в пятилетнем возрасте. Художница Софья Дымшиц отказалась от иудейского вероисповедания, чтобы вступить с писателем в законный брак, который распался в 1914 году — у четы родилась дочь Марианна. В 1915 году Толстой женится на поэтессе Наталье Крандиевской; в этом браке рождаются сыновья Дмитрий и Никита, ставшие соответственно композитором и физиком. Одна из дочерей последнего Татьяна Никитична Толстая также стала писательницей; ее сын Артемий Лебедев — известным дизайнером.

Прямая речь

О «Хождении по мукам»: «Это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи».

Об эмиграции: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парней, человеком, оторванным от родины... не нужным никому...»

О роли искусства: «В искусстве всегда и во все времена два побуждающих начала — познание и утверждение: познание психической природы человека и утверждение этой природы в действительности. Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг».

О смехе: «Смеху, как влюбленности, не научишь».

Иван Бунин о происхождении Толстого: «Вчера Алданов рассказал, что сам Алешка Толстой говорил ему, что он, Толстой, до 16 лет носил фамилию Бостром, а потом поехал к своему мнимому отцу графу Ник. Толстому и упросил узаконить его — графом Толстым».

Михаил Веллер об Алексее Толстом: «В Русском музее висит портрет Алексея Толстого работы Кончаловского. Висит себе и висит. Портрет страшный, то есть это обвинение всей советской литературе конца 30-х годов. Сидит Алексей Толстой такой утробистый, такой брыластый, с такой салфеточкой, заткнутой за ворот, распахнутый на жирной шее. Он сидит у бревенчатой стены дачи. Где-то сбоку кустик сирени, а перед ним стол, а на столе бутылки, бутылки, и закуска, закуска… И он собирается много выпить и плотно закусить. В одной руке у него что-то вроде фужера винища, а в другой — что-то вроде, допустим, индюшачьей ножки. Страшный портрет, который очень соответствует действительности».

Советская литература

Алексей Николаевич Толстой

Биография

Толстой Алексей Николаевич (1883 - 1945), прозаик, поэт.

Родился 29 декабря (10 января н.с.) в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика. Был воспитан отчимом А. Бостромом, либералом и наследником «шестидесятников», к которому ушла мать А. Толстого, женщина образованная и не чуждая писательству. Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму.

Первоначальное образование получил дома под руководством приглашенного учителя. В 1897 семья переезжает в Самару, где будущий писатель поступает в реальное училище. Окончив его в 1901, едет в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступает на отделение механики Технологического института. К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от подражания Некрасову и Надсону.

В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1908 написал книгу стихов «За синими реками» - результат первого знакомства с русским фольклором. К этому времени относятся и первые прозаические опыты - «Сорочьи сказки».

На раннее творчество Толстого оказал влияние М. Волошин, который в те годы был с ним дружен. В 1909 написал первую повесть «Неделя в Тургеневе», вошедшую позднее в книгу «Заволжье». Затем вышли в свет два романа - «Чудаки» и «Хромой барин». Произведения Толстого привлекли внимание М. Горького, который увидел в нем «…писателя, несомненно крупного, сильного…» Критика тоже благосклонно оценила его первые публикации.

Первая мировая война меняет планы Толстого. Как военный корреспондент от «Русских ведомостей» он находится на фронтах, побывал в Англии и Франции. Написал ряд очерков и рассказов о войне (рассказы «На горе», 1915; «Под водой», «Прекрасная дама», 1916). В годы войны обратился к драматургии - комедии «Нечистая сила» и «Касатка» (1916).

События Февральской революции вызвали его интерес к проблемам русской государственности, что побудило его заняться историей петровских времен. Много времени уделял работе с архивами, стремясь открыть подлинную действительность того времени, образы Петра 1 и его окружения.

Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. Продолжает работать - в 1918 в его творчестве появляется историческая тема (рассказы «Наваждение», «День Петра»).

Осенью 1918 у.е.зжает с семьей в Одессу, оттуда - в Париж. Становится эмигрантом. О своей жизни в тот период Толстой напишет: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины… не нужным никому…» В 1920 была написана повесть «Детство Никиты». В 1921 «перекочевал» в Берлин и вошел в сменовеховскую группу «Накануне» (общественно-политическое движение русской эмигрантской интеллигенции, отказавшейся от борьбы с Советской властью и перешедшей к ее фактическому признанию). Бывшие друзья отвернулись от А.Толстого. В 1922 в Берлин приехал М. Горький, с которым установились дружеские отношения. В берлинский период были написаны: роман «Аэлита», повести «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью».

В 1923 Толстой возвращается в СССР. Среди написанного после возвращения выделяется прежде всего трилогия «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», 1927 - 28; «Хмурое утро», 1940 - 41). К трилогии тематически примыкает повесть «Хлеб» (1937).

В открытом гостеприимном доме А. Толстого собирались интересные, талантливые люди - писатели, актеры, музыканты.

Значительным достижением А. Толстого стал его исторический роман «Петр I», над которым он работал в течение шестнадцати лет.

Во время Отечественной войны часто выступал со статьями, очерками, рассказами, героями которых были простые люди, проявившие себя в тяжелых испытаниях войны. В годы войны создает драматическую дилогию «Иван Грозный"(1941 - 1943).

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (29.12.1882/10.01.1883−23.02.1945), русский прозаик, публицист, драматург.

Воспитывался на хуторе под Самарой в доме отчима. Учился в Петербургском технологическом институте и в Художественном училище. Первые публикации - стихи. Распаду помещичьей усадьбы посвящена ранняя проза Толстого («Заволжье», 1910, романы «Чудаки», 1911, и «Хромой барин», 1912).

С началом Первой мировой войны в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей» неоднократно выезжает в зону боевых действий, привозя оттуда очерки и заметки о патриотизме и мужестве русских воинов. Меняются литературные пристрастия Толстого; разочаровавшись в декадентском искусстве, он резко осуждает его за безжизненность и никчемность.

Февральскую революцию Толстой принимает восторженно, но Октябрьский переворот рушит его идиллические надежды: гибнут два его родных брата, расстреляны дядья, несколько родственников умирают от голода и болезней. «Физически возненавидев большевиков» как виновников смуты, Толстой уже в 1918 через Одессу перебирается во Францию, затем в Германию.

Эмигрантские годы писатель назовет позднее «самым тяжелым периодом всей своей жизни». Бытовая неустроенность отягощалась его несовместимостью с эмигрантской средой, в целом не разделявшей его безоглядную веру в русский народ. Преодолевая гнетущее одиночество, писатель пишет пронизанные воспоминаниями о прошлом повести «Детство Никиты» и «Приключения Никиты Рощина» (1922) и фантастическую повесть о прекрасном мире всеобщего счастья и справедливости «Аэлита» (1923).

В эмиграции написан роман «Сестры» (1919−22), 1-я часть будущей трилогии «Хождение по мукам».

В 1922 Толстой публикует «Открытое письмо Н. В. Чайковскому», объясняя ему причины своего разрыва с белой эмиграцией и признавая советскую власть как единственную силу, способную спасти Россию. С программой «укрепления нашей великодержавности» в 1923 Толстой с семьей возвращается на родину.

В последующие годы наряду с многочисленными рассказами и повестями Толстой пишет вторую и третью книги «Хождения по мукам» - «Восемнадцатый год» (1928) и «Хмурое утро» (1941).

В 30-е, наряду с откровенно неудачными «официальными» повестью «Хлеб» (1937) и пьесой «Путь к победе» (1938), писатель пишет один из лучших исторических романов в русской прозе «Петр I» (1930- 45, третья часть завершена в годы войны).

Публицистический дар Толстого с особой силой раскрывается в годы Великой Отечественной войны. Он написал свыше 60 патриотических статей (в т. ч. знаменитый очерк «Родина», 7 ноября 1941), фронтовой цикл «Рассказы Ивана Сударева» (1942−44), драматическую трилогию «Иван Грозный».

Из-за болезни писателя остался неосуществленным замысел писателя о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне.

Толстой Алексей Николаевич (29.12.1882, Николаевск Самарской губернии - 23.02.1945, Москва), писатель, академик АН СССР (1939), трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1946).

Официально считался сыном графа Толстого, но родился уже после того, как его мать ушла к соседскому помещику А. А. Бострему, так что вероятность того, что тот был отцом писателя, очень велика. По ряду источников именно Толстой был главным автором (вместе с историком Щеголевым) фальсификации «Дневника Вырубовой» - пошлой и грязной подделки. В 1918 у.е.хал в эмиграцию. За границей «не прижился» и не смог жить на широкую ногу, как привык в России. В 1921−22 примкнул к «сменовеховцам». В 1923 вернулся в СССР и в этом же году выпустил утопию «Аэлита». Заявил, что «Октябрьская революция как художнику дала мне все». В 1925−26 написал «Гиперболоид инженера Гарина», в 1941 - «Петр I», в 1920-1941 - «Хождение по мукам». Выпущенная им в 1937 книга «Хлеб» прославляла оборону Царицына «под мудрым руководством Сталина». Из детских книг Толстого наибольшую известность получила «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936), написанная по мотивам итальянских сказок. Будучи очень талантливым писателем, пользовался огромной популярностью и всячески пропагандировался советской партийной печатью. Прекрасно жил большим барином, получив от властей все блага, какие только хотел. Имел прозвище «товарищ граф». Во время процесса по от начала до конца фальсифицированному делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра» вместе с А. А. Фадеевым, П. А. Павленко и другими подписал письмо, где в т. ч. говорилось: «Требуем беспощадного наказания для торгующих родиной изменников. шпионов и убийц». Как один из немногих живших в СССР писатель с мировым именем использовался пропагандой для выступления на международных конференциях. С 1937 депутат Верховного Совета СССР. Во время Великой Отечественной войны входил в советскую комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, которая признала, что польских офицеров в Катыни расстреляли немцы.

Толстой Алексей Николаевич (1883 -1945 гг.) – известный поэт и прозаик, родившийся 29 декабря, по новому стилю, 10 января. Место рождения – город Николаевск Самарской губернии. Мать А. Толстого – женщина с хорошим образованием, рассудительная и разбирающаяся в писательстве. Детство Алексей провел на хуторе Сосновка. Жил и воспитывался матерью и отчимом А. Бостромом.

Первое образование получил дома, а в 1897 году семья отправляется в Самару. Там он решает поступать в училище. Теперь у него одна единственная цель – продолжать образование в Технологическом институте. В это период он пишет первые собственные стихи. В 1907 году перед самой защитой диплома он бросает институт и окунается в мир литературы.

Дружба Толстого с М. Волошиным существенно отразилась на раннем его творчестве. Уже в 1909 году в мир выходит его первая повесть «Неделя в Тургеневе», которая вошла в книгу «Заволжье». Позже вышли два его романа «Чудаки» и «Хромой барин». Критика была настолько положительной, что он начинает строить планы, которым не судьба была осуществиться.

С приходом Первой мировой войны он был отправлен на фронт. После решает продолжать свою работу в литературе. В 1918 году его творчество пополняется исторической тематикой (рассказы «Наваждение», «День Петра»).

Важным вкладом А. Толстого в литературу является исторический роман «Петр I». Продолжительность его работы над ним составила 16 лет. В период Отечественной войны довольно часто выступал со статьями, рассказами, в которых выступали простые люди. Создается дилогия драматического характера «Иван Грозный» (1941-1943 гг.).

Произведения

Хождение по мукам Гиперболоид инженера Гарина Пётр Первый

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря (10 января н.с.) в городе Николаевске (ныне – Пугачев) Самарской губернии в семье помещика. Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму писателя – Алексею Бострому, служившему в земской управе города Николаевска, - этого человека Толстой считал своим отцом и до тринадцати лет носил его фамилию.

Родного отца, графа Николая Александровича Толстого, офицера лейб-гвардии гусарского полка и знатного самарского помещика, маленький Алеша почти не знал. Его матушка, Александра Леонтьевна, наперекор всем тогдашним законам, оставила мужа и троих детей, и, беременная сыном Алексеем, ушла к своему возлюбленному. В девичестве Тургенева, Александра Леонтьевна была сама не чужда писательству. Сочинения ее - роман «Неугомонное сердце», повесть «Захолустье», а также книги для детей, которые она печатала под псевдонимом Александра Бостром, - имели значительный успех и были довольно популярны в то время. Матушке своей обязан был Алексей искренней любовью к чтению, которую та смогла ему привить. Пыталась Александра Леонтьевна склонить его и к писательству.

Первоначальное образование Алеша получил дома под руководством приглашенного учителя. В 1897 семья переезжает в Самару, где будущий писатель поступает в реальное училище. Окончив его в 1901, едет в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступает на отделение механики Технологического института. К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от влияния творчества Некрасова и Надсона. Толстой начал с подражания, о чем свидетельствует вышедший в 1907 году первый его сборник стихов «Лирика», которого он потом чрезвычайно стыдился, - настолько, что старался о нем даже никогда не упоминать.

В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. Вскоре он «напал на собственную тему»: «Это были рассказы моей матери, моих родственников об уходящем и ушедшем мире разоряющегося дворянства. Мир чудаков, красочных и нелепых... Это была художественная находка».

После повестей и рассказов, составивших позже книгу «Заволжье», о нем стали много писать (появился одобрительный отзыв А. М. Горького), но сам Толстой был собой недоволен: «Я решил, что я писатель. Но я был неучем и дилетантом...»

Еще в Петербурге он, находясь под влиянием А.М.Ремизова, взялся за изучение народного русского языка «по сказкам, песням, по записям «Слова и дела», то есть судебным актам XVII века, по сочинениям Аввакума.. Увлечение фольклором дало богатейший материал для «Сорочьих сказок» и пронизанного сказочно-мифологическими мотивами поэтического сборника «За синими реками», издав который Толстой решил более стихов не писать.

В те первые годы, годы накопления мастерства, стоившие Толстому невероятных усилий, чего он только не писал - рассказы, сказки, стихи, повести, причем все это в огромных количествах! - и где только не печатался. Он работал не разгибая спины. Романы «Две жизни» («Чудаки» - 1911), «Хромой барин» (1912), рассказы и повести «За стилем» (1913), пьесы, которые шли в Малом театре и не только в нем, и многое другое - все было результатом неустанного сидения за рабочим столом. Даже друзья Толстого изумлялись его работоспособности, ведь, помимо всего прочего, он был завсегдатаем множества литературных сборищ, вечеринок, салонов, вернисажей, юбилеев, театральных премьер.

После начала первой мировой войны он, как военный корреспондент от «Русских ведомостей», находится на фронтах, побывал в Англии и Франции. Написал ряд очерков и рассказов о войне (рассказы «На горе», 1915; «Под водой», «Прекрасная дама», 1916). В годы войны обратился к драматургии - комедии «Нечистая сила» и «Касатка» (1916).

Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. В июле 1918 года, спасаясь от большевиков, Толстой вместе с семьей перебрался в Одессу. Такое впечатление, что происходившие в России революционные события совершенно не затронули написанные в Одессе повесть «Граф Калиостро» - прелестную фантазию об оживлении старинного портрета и прочих чудесах - и веселую комедию «Любовь - книга золотая».

Из Одессы Толстые отправились сначала в Константинополь, а затем в Париж, в эмиграцию. Писать Алексей Николаевич не перестал и там: в эти годы увидела свет ностальгическая повесть «Детство Никиты», а также роман «Хождение по мукам» - первая часть будущей трилогии. В Париже Толстому было тоскливо и неуютно. Он любил не то чтобы роскошь, но, так сказать, должный комфорт. А достичь его никак не удавалось. В октябре 1921-го он снова переезжает, на сей раз - в Берлин. Но и в Германии житье было не из лучших: «Жизнь здесь приблизительно как в Харькове при гетмане, марка падает, цены растут, товары прячутся, - жаловался Алексей Николаевич в письме И.А. Бунину.

Отношения с эмиграцией портились. За сотрудничество в газете «Накануне» Толстого исключили из эмигрантского Союза русских писателей и журналистов: против голосовал один лишь А.И. Куприн, И.А. Бунин - воздержался... Мысли о возможном возвращении на родину все чаще овладевали Толстым.

В августе 1923 года Алексей Толстой вернулся в Россию. Точнее, в СССР. Навсегда.

«И сразу же впрягся в работу, не давая себе никакой передышки»: в театрах без конца ставились его пьесы; в Советской России Толстой написал и одну из лучших своих повестей «Похождения Невзорова, или Ибикус» и завершил начатый еще в Берлине фантастический роман «Аэлита», наделавший немало шума. К фантастике Толстого в писательских кругах отнеслись с подозрением. «Аэлиту», так же как вышедшие позднее утопический рассказ «Голубые города» и авантюрно-фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», написанный в духе популярного тогда «красного Пинкертона», не оценили по достоинству ни И.А. Бунин, ни В.Б. Шкловский, ни Ю.Н. Тынянов, ни даже дружественный К.И. Чуковский.

А Толстой с улыбкой делился со своей женой, Натальей Крандиевской: «Кончится дело тем, что напишу когда-нибудь роман с привидениями, с подземельем, с зарытыми кладами, со всякой чертовщиной. С детских лет не утолена эта мечта... Насчет привидений - это, конечно, ерунда. Но, знаешь, без фантастики скучно все же художнику, благоразумно как-то... Художник по природе - враль, вот в чем дело!» Прав оказался А.М. Горький, который сказал, что «написана «Аэлита» очень хорошо и, я уверен, будет иметь успех». Так оно и вышло.

Возвращение Толстого в Россию вызвало самые разные толки. Эмигранты сочли этот поступок предательством и сыпали по адресу «советского графа» страшными проклятиями. Большевиками же писатель был обласкан: со временем он сделался личным другом И.В. Сталина, постоянным гостем на пышных кремлевских приемах, был награжден многочисленными орденами, премиями, избран депутатом Верховного Совета СССР, действительным членом Академии Наук. Но социалистический строй не принял, скорее, приспособился к нему, смирился с ним, а потому, как и многие, часто говорил одно, думал - другое, а писал - совершенно третье. Новые власти не скупились на подарки: у Толстого было целое поместье в Детском Селе (как и в Барвихе) с роскошно обставленными комнатами, два или три автомобиля с личным шофером. Писал он по-прежнему много и разно: без конца дорабатывал и перерабатывал трилогию «Хождение по мукам» и тогда же вдруг взял да и подарил детям так полюбившуюся им деревянную куклу Буратино - пересказал на свой лад известную сказку Карло Коллоди о приключениях Пиноккио. В 1937 году сочинил «просталинскую» повесть «Хлеб», в которой поведал о выдающейся роли «отца народов» при обороне Царицына в годы Гражданской войны. И до последних дней трудился над своей главной книгой - большим историческим романом об эпохе Петра Великого, замысел которого возник, возможно, еще до революции, во всяком случае, уже в конце 1916-го, а в 1918-м появились такие рассказы, как «Наваждение», «Первые террористы» и, наконец, «День Петра». Прочтя «Петра Первого», даже угрюмый и желчный Бунин, строго судивший Толстого за его понятные человеческие слабости, пришел в восторг.

Великая Отечественная война застала Алексея Толстого уже известным писателем в возрасте 58 лет. Во это время он часто выступает со статьями, очерками, рассказами, героями которых были люди, проявившие себя в тяжелых испытаниях войны. И все это - несмотря на прогрессирующую болезнь и связанные с ней поистине адские муки: в июне 1944-го врачи обнаружили у Толстого злокачественную опухоль легкого. Тяжелая болезнь не дала ему дожить до конца войны. Он умер 23 февраля 1945 в Москве.

Алексей Николаевич Толстой – писатель многогранного и яркого дарования. Им созданы романы о современности и историческом прошлом нашей Родины, рассказы и пьесы, сценарии и политические памфлеты, автобиографическая повесть и сказки для детей.

А. Н. Толстой родился в г. Николаевске Самарской губернии – ныне город Пугачев Саратовской области. Он рос в обстановке дикого быта разорившихся заволжских помещиков. Эту жизнь писатель красочно изобразил в своих рассказах и романах, написанных в 1909–1912 гг. («Мишука Налымов», «Чудаки», «Хромой барин» и др.).

Великую Октябрьскую социалистическую революцию Толстой принял не сразу. Он эмигрировал за границу.

«Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни, – писал позже Толстой в автобиографии. – Там я понял, что значит быть парнем, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплодным, не нужным никому ни при каких обстоятельствах».

Тоска по Родине вызывала в памяти писате­ля воспоминания детства, картины родной природы. Так появилась автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1919), в которой чувствуется, как глубоко и задушевно любил свою Родину Толстой, как тосковал вдали от нее. В повести рассказывается о детских годах писателя, прекрасно изображены картины русской природы, русского быта, образы русских людей.

В Париже Толстой написал научно-фантастический роман «Аэлита».

Вернувшись в 1923 г. на Родину, Толстой писал: «Я стал участником новой жизни на земле. Я вижу задачи эпохи». Писатель создает рассказы о советской действительности («Черная пятница», «Мираж», «Союз пяти»), фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», трилогию «Хождение по мукам» и исторический роман «Петр I».

Над трилогией «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро») Толстой работал около 22 лет. Ее тему писатель определил так: «Это потерянная и возвращенная Родина». Толстой рассказывает о жизни России периода революции и гражданской воины, о сложном пути к народу русских интеллигентов Кати, Даши, Телегина и Рощина. Революция помогает героям трилогии определить свое место в общенародной борьбе за социализм, найти личное счастье. Читатель расстается с ними в конце гражданской войны. Начинается новый этап в жизни страны. Победивший народ приступает к строительству социализма. Но, прощаясь со своим полком, герои романа Телегин говорит: «Предупреждаю вас – впереди еще много трудов, враг еще не сломлен, и его мало сломить, его нужно уничтожить... Эта война такая, что в ней надо победить, в ней нельзя не победить... Ненастным, хмурым утром вышли мы в бой за светлый день, а враги наши хотят темной разбойничьей ночи. А день взойдет, хоть ты тресни с досады...»

Русский народ предстает в эпопее творцом истории. Под руководством Коммунистической партии он борется за свободу и справедливость. В образах представителей народа – Ивана Горы, Агриппины, балтийских матросов – Толстой отражает стойкость, мужество, чистоту чувств, преданность Родине советских людей. С большой художественной силой писателю удалось запечатлеть в трилогии образ Ленина, показать глубину мыслей вождя революции, его целеустремленность, энергию, скромность и простоту.

Толстой писал: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер».


Одной из таких эпох была Петровская эпоха. К ней и обратился А. Толстой в романе «Петр I» (первая книга – 1929–1930 гг., вторая книга – 1933–1934 гг.). Это роман не только о великом преобразователе Петре I, но и о судьбах русской нации в один из «трагических и творческих» периодов ее истории. Писатель правдиво рассказывает о важнейших событиях Петровской эпохи: стрелецком бунте, крымских походах князя Голицына, о борьбе Петра за Азов, путешествиях Петра за границу, его преобразовательной деятельности, о войне России со шведами, о создании русского флота и новой армии, об основании Петербурга и т. д. Наряду со всем этим Толстой показывает жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс.

Создавая роман, Толстой использовал огромный материал – исторические исследования, записки и письма современников Петра, военные донесения, судебные архивы. «Петр I» – один из лучших советских исторических рома­нов, он помогает понять сущность далекой эпохи, воспитывает любовь к Родине, законную гордость ее прошлым.

Для детей младшего возраста Толстой написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». На материале сказки он сделал киносценарий и пьесу для детского театра.

В годы Великой Отечественной войны А. Толстой рассказывал о силе и героизме советских людей в борьбе с врагами Родины. Его статьи и очерки: «Родина», «Кровь народа», «Москве угрожает враг», рассказ «Русский характер» и другие – вдохновляли советских людей на новые подвиги.

В годы войны А. Толстой создал также драматическую повесть «Иван Грозный», состоящую из двух пьес: «Орел и орлица» (1941–1942) и «Трудные годы» (1943).

Замечательный писатель был и выдающимся общественным деятелем. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, был избран действительным членом Академии наук СССР.

Писатель-патриот и гуманист, художник широкого творческого диапазона, мастер совершенной литературной формы, владевший всеми богатствами русского языка, Толстой прошел сложный творческий путь и занял видное место в русской советской литературе.