Корреспонденты "МК" раскрывают новые тайны самого знаменитого лайнера

Ученые поведали "МК" новые обстоятельства гибели знаменитого лайнера. Корреспонденты "МК" нашли в Петербурге потомков честного кассира с «Титаника», а также выяснили, что выживших в кораблекрушении расстреляли в лагерях.

«ТИТАНИК» СГУБИЛИ ЛУНА И КАПИТАН

Ученые продолжают выяснять новые обстоятельства гибели знаменитого лайнера

Об этой трагедии написаны сотни книг, сняты десятки фильмов, но она по-прежнему будоражит умы исследователей. Среди последних работ, посвященных одной из самых громких катастроф ушедшего века, — исследования Сэмюэля Хэлперна и группы астрономов под руководством Дональда Олсона. «МК» связался с обоими авторами, чтобы узнать их точку зрения на события вековой давности.

«Винить можно лишь капитана судна»

Напомним, что, согласно результатам расследования 1912 года, айсберг, с которым столкнулся «Титаник», был замечен за 37 секунд до столкновения. Судно же поменяло курс почти мгновенно, но аварии было уже не избежать.

Однако Сэмюэль Хэлперн и его коллеги, выпустившие к столетию трагедии книгу со своим новым исследованием, полагают, что теоретически корабль мог не столкнуться с айсбергом. За основу авторы взяли воспоминания тех людей, чьи показания не использовались при расследовании сто лет назад. Речь идет о Фредерике Флите, который был на наблюдательном мостике в ту ночь, и рулевом Роберте Хикэнсе. Их свидетельства позволили установить, что айсберг был замечен на самом деле за минуту до столкновения и, если бы приказ сменить курс был отдан даже на 20 секунд раньше, катастрофы можно было избежать. Однако Уильям Мердок, старший помощник капитана судна, бывший ответственным офицером на мостике в ночь трагедии, не стал этого делать, поскольку смена курса также грозила катастрофой — корма могла при повороте задеть айсберг. Мердок медлил, рассчитывая, что корабль и так минует опасность.

Так кого же винить в гибели судна? Об этом «МК» побеседовал с самим Сэмом Хэлперном.

— Что сподвигло вас на изучение крушения «Титаника» и как долго вы этим занимаетесь?

— По роду своей деятельности я системный аналитик и исследователь. Катастрофа же «Титаника» — одна из многочисленных тем, интересующих меня.

— Что не устраивает вас в официальной версии тех событий?

— Расследование причин катастрофы по горячим следам, в 1912 году, не включало в себя многих очевидных для того времени фактов. Этими данными мы располагаем сейчас. Тогда же специалисты, занимавшиеся изучением причин трагедии, отдавали предпочтения, например, показаниям некоторых выживших офицеров, игнорируя в то же время свидетельства других людей.

Что касается событий той трагической ночи, то было много факторов, которые привели к катастрофе. Один из них — человеческий. Людям вообще свойственно совершать ошибки.

— Был ли у экипажа корабля, по вашему мнению, шанс спасти судно после столкновения?

— Нет, судьба «Титаника» была предрешена тогда, когда айсберг пробил пять основных перегородок в корпусе судна, в результате чего вода стала поступать в передний отсек, три первых трюма и бойлерную.

— Можно ли говорить о том, что катастрофа стала результатом ошибки лишь одного человека, Уильяма Мердока?

— Нет. Если кого-то и надо винить в катастрофе, то это должен быть капитан судна Эдвард Джон Смит. Именно он мог спасти судно намного раньше, если бы направил корабль южнее, еще до того, как взял курс на Нью-Йорк в 17.50. К тому моменту по радиосвязи прозвучало не одно предупреждение о том, что впереди по курсу льды и что к ночи корабль окажется в месте, где полно айсбергов. Эдвард Смит сам взял на себя риск и не отклонился от курса, в этом была его фатальная ошибка.

— Последовала ли какая-то официальная реакция на вашу последнюю книгу?

— Я не совсем понимаю, что в данном случае может служить официальной реакцией, но те отзывы, что получила моя книга, написанная в соавторстве с еще десятью людьми, были положительными.

«Мы лишь объяснили, откуда на пути «Титаника» взялось столько айсбергов»

А вот коллектив американских астрономов из университета города Остин, что в штате Техас, не отрицает общепринятой версий обстоятельств трагедии. Однако исследователи во главе с Дональдом Олсоном решили установить, чем было вызвано обилие айсбергов, с одним из которых столкнулся «Титаник».

По их мнению, огромную роль сыграло положение Луны относительно Земли. В частности, в январе 1912 года Земля приблизилась на максимально возможное расстояние к Солнцу, а уже на следующий день Луна достигла перигея — ближайшей к Земле точки своей орбиты. Гравитационное воздействие Солнца и Луны на Землю привело к повышению уровня моря. А это, в свою очередь, «освободило» огромные айсберги, которые при нормальном уровне воды стояли бы на одном месте, постепенно уменьшаясь в размерах. Однако активность небесных тел в конечном счете отпустила здоровые глыбы в плавание, и одна из них встретилась с «Титаником». Руководитель исследовательской группы Дональд Олсон поделился с «МК» своими соображениями по поводу влияния небесных тел на события на Земле и судьбу «Титаника».

— Как вы пришли к тому, что связали катастрофу «Титаника» и астрономические аномалии?

— Наша группа из Техасского университета уже очень давно занимается изучением необычайно высоких приливов, вызванных различными астрономическими явлениями, и их влияния на события в истории человечества. В журнале «Sky&Telescope» мы уже публиковали статьи, связанные с «Бостонским чаепитием», битвой за Тараву в 1943 году, вторжением Юлия Цезаря в Британию в 55 году до н.э., высадкой войск в Нормандии в 1944 году, известной как «День Д», «Кентерберийскими рассказами» Джеффри Чосера. Приливы сыграли решающую роль в ноябре 1943 года, когда десант из морских пехотинцев высадился на Тараве. Из-за того, что десантный корабль наткнулся на риф, морским пехотинцам пришлось высаживаться на прибрежную зону под шквальным огнем. Снижение уровня приливов в тот период мы связываем с лунным апогеем и тем, что Луна находилась в четвертой четверти. Оба этих явления наблюдались за день до высадки десанта.

В другой статье мы говорим о возрастающей Луне во время «Бостонского чаепития». В этом случае, все произошло совсем иначе, нежели с высадкой на Тараве. Приливы в бостонской гавани возросли на фоне новолуния и лунного перигея. И вновь оба явления наблюдались одновременно, накануне «Бостонского чаепития». События «Дня Д», на которые также оказали влияние приливы, рассматриваются в нашей статье 1994 года, вышедшей к 50-летию высадки войск в Нормандии.

Кроме того, мы проанализировали приливные течения, чтобы установить место, где Цезарь высадился в ходе вторжения в Британию в 55 году до н.э. На фоне подобных опытов неудивительно, что мы взялись за изучение дат самых высоких приливов, связанных с лунным перигеем, имевших место в январе 1912 года, и с помощью Фергюса Вуда связали это с айсбергом, погубившим «Титаник».

Идея о том, что эта катастрофа может быть связана с астрономическими явлениями, возникла у нас уже давно, еще в начале 90-х годов прошлого века. Статья ждала подходящего момента для публикации — такого, как столетие со дня катастрофы.

— Как ваше исследование соотносится с основной версией событий?

— Мы лишь добавляем к уже известным фактам результаты наших исследований. То есть мы связываем лунный перигей, наблюдаемый в январе 1912 года, с активными приливами и — как следствие — обилием отколовшихся айсбергов, которые оказались на пути корабля спустя 3,5 месяца.

— Что касается трагической ночи — какие конкретные астрономические обстоятельства могли спровоцировать катастрофу?

— Мы знаем, что ночь с 14 на 15 апреля 1912 года была безлунной. Это значит, что видимость была плохая и увидеть айсберг на том расстоянии, когда еще имелся шанс удачно сманеврировать, было трудно.

— Были ли у «Титаника» шансы спастись?

— После столкновения корабля с айсбергом их уже не было — гибель была неизбежной. Разумеется, к трагедии в конечном счете привело именно столкновение с айсбергом. «Титаник» не замедлил ход даже после того, как получил несколько предупреждений по радио о том, что впереди опасность. Судно полным ходом шло на айсберги, и это самое главное. Наша же работа объясняет, почему в ту ночь в том месте было так много айсбергов на пути корабля.

— В своей статье вы пишете о том, что 4 января 1912 года Луна достигла перигея, приблизившись к Земле на столь малое расстояние, на которое не приближалась 1400 лет. Теперь, когда мы знаем, что это может повлечь за собой, интересно — когда подобное явление случится в следующий раз?

— Это может произойти не раньше, чем в 2257 году.

Русский офицер спас француженку

В Петербурге живут потомки честного кассира с «Титаника»

Точные пофамильные списки пассажиров «Титаника» так и не удалось восстановить. Но доподлинно известно, что на борту лайнера было немало подданных Российской империи, в том числе несколько петербуржцев. Их родственники до сих пор живут в городе.

Выживших в кораблекрушении расстреляли в лагерях


В тот злополучный рейс отправились около трех десятков россиян. Из-под Ростова-на-Дону целая партия крестьян переселялась в Уругвай. Там их уже ждали родственники. Некоторым удалось спастись, и они благополучно добрались до Америки. Но спустя 17 лет, стосковавшись по родине, вернулись в СССР и вскоре были расстреляны.

С ростовскими крестьянами на нижней палубе в третьем классе плыл и осетинский парень — Мурзакан Кучиев. Ему повезло: перед самым столкновением корабля с айсбергом он вышел на верхнюю палубу. Когда началась паника, осетин содрал спасательный жилет с кого-то из людей и кинулся в воду. Там он нашел стул, взгромоздился на него и так и плавал, пока почти окоченевшего его не подобрала спасательная шлюпка с парохода «Карпатия». На этом же судне в Америку доплыл и казак с Кавказа Михаил (фамилия его не сохранилась). Он смог продержаться несколько часов в ледяной воде. В Штатах он разбогател и в 1914-м вернулся домой. Но в 1930-е Михаила сослали в Сибирь, где он и пропал.

Были на «Титанике» также эстонцы, армяне, евреи — все с российскими паспортами.
Петербуржцев на борту лайнера оказалось трое. Двое из них по происхождению были англичанами, но уже давно обрусевшими. Артур Джи возглавлял шлиссельбургскую мануфактурную фабрику, в Питере прожил больше тридцати лет. Его путь лежал в Мексику, где Джи хотел развивать свой бизнес. Вторым был мистер Смит — агент по продаже американских и английских стальных изделий. В Петербурге он уже успел обзавестись семьей. Оба они ушли на дно.

У третьего петербуржца с «Титаника» была реальная возможность спастись. Но он благородно уступил место в шлюпке женщине. Михаилу Михайловичу Жадовскому шел 69-й год. За плечами у него были сражения Русско-турецкой войны. Отставной капитан, он некогда служил в 4-м лейб-гвардии стрелковом Императорской фамилии батальоне. Его отец — генерал Жадовский — жил на Дворцовой набережной, в доме 24. У Михаила Михайловича имелись жена и четверо сыновей, также военнослужащих. Но дела отставного офицера, видимо, складывались не очень благополучно. Иначе зачем бы он согласился подработать на «Титанике» кассиром.

Во время кораблекрушения Жадовский имел полное право, захватив кассу и документы, сесть в лодку и спастись. Уже стоя у борта, он отдал деньги боцману, занявшему место в шлюпке, и сказал: «Я останусь вместе с капитаном. Мне уже 68 лет, и жить все равно осталось немного, а деньги и без меня будут доставлены по назначению». Свое место он уступил француженке Жозефине де Латур. Она выжила, и спустя несколько месяцев после трагедии один из сыновей Михаила Жадовского получил от нее письмо, в котором и были описаны последние минуты жизни русского офицера, кассира с «Титаника».

В Петербурге сейчас живут родственники этого отважного человека. О его истории они знают немногим больше, чем было сказано в письме Жозефины.

— В советские годы вообще многие Жадовские говорили, что просто однофамильцы с тем человеком, как-никак он был офицер, дворянин. И о нем старались не вспоминать, — объяснил Иван Жадовский «МК в Питере».

КОМУ ТРАГЕДИЯ, А КОМУ ДОХОД

Гибель «Титаника» — как повод пополнить казну

Благодаря «беспроволочному телеграфу» Маркони, установленному на «Титанике», о том, что случилось в Атлантике в ночь на 15 апреля 1912 года, мир узнал почти сразу. Человечество было в шоке. «Титаник», который объявлялся первым в истории судном, непотопляемым ни при каких условиях, камнем пошел ко дну спустя всего 2 часа после столкновения с ледяной глыбой, унеся с собой более полутора тысяч жизней. Это было не просто кораблекрушение, это было крушение надежд. Катастрофа развеяла миф о непогрешимости мировой индустриальной мощи, о том, что человек способен подчинить себе дикую природу. «Люди всегда будут оплакивать гибель «Титаника» как одну из величайших трагедий в истории», — писала тогда лондонская «Таймс».

9 апреля 1912 года. «Титаник» в порту Саутгемптона за день до отплытия в Америку.

14 апреля исполнилось 105 лет со дня легендарной катастрофы. «Титаник» — британский пароход компании «Уайт Стар Лайн», второй из трёх пароходов-близнецов типа «Олимпик». Крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул.


На борту находилось 1316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513.

Вот как рассказывали об этой трагедии журнал "Огонекъ" и журнал "Новая Иллюстрація":

Обеденный зал на «Титанике», 1912 год.

Комната для пассажиров второго класса на борту «Титаника», 1912 год.

Парадная лестница «Титаника», 1912 год.

Пассажиры на палубе «Титаника». Апрель, 1912.

У оркестра «Титаника» было два состава. Квинтет возглавлял 33-летний британский скрипач Уоллас Хартли, в него входили еще один скрипач, контрабасист и два виолончелиста. Дополнительное трио музыкантов из бельгийского скрипача, французского виолончелиста и пианиста было нанято для «Титаника», чтобы придать Caf? Parisien континентальную нотку. Трио играло также в холле ресторана лайнера. Многие пассажиры считали судовой оркестр «Титаника» лучшим из тех, что они когда-либо слышали на кораблях. Обычно два состава оркестра «Титаника» работали независимо друг от друга - в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все восемь музыкантов впервые играли вместе. Они играли самую лучшую и веселую музыку до последних минут жизни лайнера. На фото: Музыканты судового оркестра «Титаника».

Тело Хартли было найдено через две недели после гибели «Титаника» и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты.
Среди других участников оркестра выживших не оказалось… Один из спасенных пассажиров «Титаника» напишет позже: «В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы». На фото: Похороны дирижера и скрипача судового оркестра «Титаника» Уоллас Хартли. Апрель 1912.

Айсберг, с которым, предположительно, столкнулся пассажирский лайнер «Титаник». Фотография была сделана с борта кабельного судна «Mackay Bennett», которым управлял капитан DeCarteret. Судно «Mackay Bennett» одним из первых прибыло на место катастрофы «Титаника». По словам капитана DeCarteret, это был единственный айсберг вблизи места крушения океанского лайнера.

Спасательная шлюпка «Титаника», снятая одним из пассажиров парохода «Карпатия». Апрель, 1912.

Спасательное судно «Карпатия» подобрало 712 выживших пассажиров «Титаника». На фотографии, сделанной пассажиром «Карпатии» Луисом М. Огденом, видны спасательные шлюпки, которые приближаются к «Карпатии».

22 апреля 1912 года. Братья Мишель (4 года) и Эдмонд (2 года). Считались «сиротами Титаника» до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции. Отец погиб во время крушения лайнера.

Мишель умер в 2001 году последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на «Титанике».

Группа спасенных пассажиров «Титаника» на борту «Карпатии».

Ещё одна группа спасенных пассажиров «Титаника».

Капитан Эдвард Джон Смит (второй справа) с командой корабля.

Рисунок тонущего “Титаника” после катастрофы.

Пассажирский билет на «Титаник». Апрель 1912.

Впервые Титаник попал на главные страницы газет в качестве самого большого судна в истории человечества, и первый его рейс должен был совершить длинное путешествие через всю Атлантику в апреле 1912 года. Как всем известно, вместо триумфального плавания историю судоходства дополнила величайшая катастрофа. В свой четвертый день путешествия 105 лет тому назад в 643 километрах от берега Новой Шотландии судно столкнулось с айсбергом и затонуло в течение 2 часов и 40 минут. В тот страшный день погибло 1500 пассажиров, которые главным образом умерли не от травм или асфиксии, а от переохлаждения. Мало кому удалось выжить в ледяной воде Атлантического океана, температура которой в апреле 1912 года опустилась до – 2 °С. Не спешите удивляться, вода вполне может оставаться жидкой при таком холоде, если учитывать, что в океане она представляет собой раствор соли с прочими питательными веществами, а не чистую H2O.

Но если изучить историю Титаника глубже, вы найдете также и рассказы о людях, которые во время непредвиденной катастрофы действовали решительно, избежали смерти и помогли другим утопающим. Свыше 700 человек пережили бедствие, хотя для некоторых из них это было дело счастливой случайности. Перед вами 10 историй выживших в самой трагической катастрофе Атлантики.

10. Франк Прентис – член экипажа (помощник на складе)

Прямо перед тем, как Титаник окончательно погрузился под воду, корма судна ненадолго поднялась в воздух перпендикулярно уровню воды. Тогда же член команды Франк Прентис (Frank Prentice), один из последних на корабле людей, вместе с 2 своими товарищами решился спрыгнуть с тонущего лайнера в холодную воду. Один из его коллег во время падения ударился об винтовой пропеллер Титаника, но Прентису удалось пролететь 30 метров до самой воды, где его уже ждало бездыханное тело друга. К счастью, Франка вскоре подобрала спасательная шлюпка.

В историю Прентиса легко проверить, тем более что его часы остановились ровно в 2:20, а это точное время окончательного погружения Титаника в воды Атлантического океана. Примечательно то, что через несколько лет Прентис пережил еще одно кораблекрушение, когда служил на борту военного судна Океаник (Oceanic) во время Первой мировой войны.

9. Восемь китайских пассажиров из третьего класса

Это может удивить, но если почитать отчеты о крупномасштабной эвакуации с тонущего Титаника, вы поймете, что сначала это был очень цивилизованный процесс. Все пассажиры послушно выполняли приказы экипажа парохода, и многие из них были рады отдать свои места в спасательных лодках женщинам и детям. Они делали это добровольно и без принуждения. Паника не лишила людей благоразумия и чести. По крайней мере, не всех и не сразу.

Но если вы хотите узнать, как в кораблекрушении начала 20 века удалось выжить пассажирам с более практичным подходом к испытаниям, вам будет интересно послушать про 8 китайских иммигрантов, которые взошли на борт легендарного судна все по одному билету. Это была группа выходцев из Гуанчжоу, лишившаяся работы из-за угольного кризиса, и плывшая домой в Гонконг.

В разных иммиграционных отчетах их имена изменялись, но сегодня это уже не важно. Когда произошло столкновение с айсбергом, семеро из них прокралось в спасательные лодки, прежде чем эти шлюпки были направлены к посадочным площадкам. Китайцы скрылись в шлюпках под одеялами, и долго оставались незамеченными. Пятеро из них выжили. Восьмой китаец тоже перенес кораблекрушение – его подобрала спасательная шлюпка №14 (спасшая и Гарольда Филлимора, о котором мы расскажем чуть позже). Спасение 6 человек из группы 8 товарищей – неплохая статистика, но героическим их поведение назвать сложно.

8. Олаус Йоргенсен Абелзет – пассажир второго класса

Олаус Йоргенсен Абелзет (Olaus Jorgensen Abelseth) был норвежским пастухом, работавшим на животноводческой ферме в Южной Дакоте (South Dakota). Он возвращался из поездки домой после посещения родственников, и в апреле 1912 года сел на Титаник с пятью членами своей семьи.

Во время эвакуации с Титаника людей рассаживали по спасательным шлюпкам по определенным соображениям. Взрослый мужчина мог попасть на борт спасательной лодки, только если у него был хороший опыт в судоходстве, который пригодился бы для управления плавательным средством в водах открытого океана. Спасательных шлюпок было всего 20, и на каждой из них должен был присутствовать хотя бы один опытный моряк.

Абелсет имел шесть лет опыта мореходства, в прошлом он был рыбаком, и ему предложили место в очередной лодке, но мужчина отказался. А все потому что некоторые из его родственников не умели плавать, и Олаус Йоргенсен решил остаться с ними, чтобы позаботиться о выживании своей семьи. Когда Титаник полностью затонул, и родственников Олауса все же смыло в воду, мужчина оставался на плаву в холодном океане целых 20 минут, пока его не спасли. Когда Абелсет оказался в лодке, он активно помогал спасать других жертв кораблекрушения, откачивая перемерзших в ледяной воде.

7. Хью Вулнер и Мауриц Бйорнштрем-Штеффансзон – пассажиры первого класса

Хью Вулнер и Мауриц Бйорнштрем-Штеффансзон (Hugh Woolner, Mauritz Björnström-Steffansson) сидели в курительном салоне, когда услышали о столкновении с айсбергом. Джентльмены сопроводили свою подругу к спасательным лодкам и помогли экипажу Титаника в организации посадки женщин и детей в шлюпки. Хью и Мауриц находились на нижней палубе, когда решили запрыгнуть в последнюю шлюпку, пока та спускалась на . Их прыжок был совершен за 15 минут до окончательного затопления Титаника, так что это была попытка из разряда «сейчас или никогда».

Бйорнштрем-Штеффансзон успешно запрыгнул в шлюпку, но Вулнер оказался менее удачливым и промахнулся. Однако мужчина успел ухватиться за край лодки, и его друг сумел задержать Хью, пока тот свисал над океаном. В конечном счете, Вулнеру помогли забраться в лодку. Это было спасение, полное драматизма.

6. Чарльз Джоин – член экипажа (главный пекарь)

Большинство жертв крушения Титаника умерли от гипотермии (переохлаждения) в течение 15 - 30 минут в ледяной воде, но Чарльз Джоин (Charles Joughin) – настоящее доказательство того, что у каждого правила есть свои исключения. Джоин был пьян, когда пароход столкнулся с айсбергом. Несмотря на чрезвычайные условия и свое нетрезвое состояние пекарь очень помог другим тонущим, выбрасывая за борт Титаника шезлонги и стулья, чтобы людям было за что ухватиться, и не утонуть. После того как лайнер окончательно погрузился под воду, Чарльз дрейфовал в районе места крушения больше двух часов, пока его не прибило к одному из спасательных судов.

Эксперты по выживанию связывают успех Джоина с тем, что алкоголь повысил температуру его тела, а также с тем, что, как утверждал сам пекарь, он старался не погружать голову в ледяную воду. Некоторые критики сомневаются в том, что мужчина пробыл в воде так долго, но факт остается фактом, и у Джоина есть свидетели со спасательной шлюпки.

5. Ричард Норрис Уильямс – пассажир первого класса

Ричард Норрис Уильямс (Richard Norris Williams) путешествовал со своим отцом первым классом, и вместе они плыли на теннисный турнир. После того, как произошло столкновение айсбергом, оба они сохраняли невозмутимость, требуя открыть бар, и провели немного времени в тренажерном зале. Уильямсы даже успели помочь одному пассажиру, когда поняли, что не время прохлаждаться.

В итоге Ричарду довелось наблюдать за тем, как его отца накрыло дымовой трубой и унесло в море одной из волн, смывшей в океан складную шлюпку модели Collapsible A. Это была одна из 2 последних лодок на борту тонущего Титаника, и экипаж физически не успел приготовить оба этих спасательных средства для посадки в них людей и правильного спуска на воду.

Позже на борту британского парохода Карпатия (Carpathia), первого пришедшего на помощь жертвам Титаника, врачи советовали выжившему Норрису ампутировать обе обмороженные ноги. Спортсмен воспротивился рекомендациям докторов, и вопреки первоначальным прогнозам медиков не только не потерял свои ноги, но и восстановил их функциональность. Более того, мужчина вернулся в теннисный спорт и выиграл золотую медаль на Олимпийских играх 1924 года. Вдобавок он был награжден за безупречную службу в Первой мировой войне.

4. Рода «Роза» Эбботт – пассажир третьего класса

Все знают морское правило «сначала женщин и дети», но не всем известно, насколько оно было жестким. Если мальчику было больше 13 лет, его больше не считали ребенком. Это не устроило пассажирку третьего класса Роду Эбботт (Rhoda Abbott), которая не собиралась отказываться от двух своих сыновей 13-ти и 16-ти лет. Эбботт отдала место в шлюпке, чтобы до конца оставаться со своими детьми. Она была женщиной твердых убеждений, членом христианской гуманитарной миссии Армия Спасения и матерью-одиночкой. Рода схватила каждого ребенка за руку, и вместе они прыгнули за борт тонущего судна.

К сожалению, оба ее сына утонули, и на поверхность воды мать-героиня всплыла без них. Как и Ричард Норрис Уильямс, Роза ухватилась на борт перевернувшейся складной шлюпки Collapsible A. Ее ноги пострадали от переохлаждения почти так же сильно, как и ноги теннисиста. Эбботт провела в больнице 2 недели, но это не отменяет того факта, что она оказалась единственной женщиной, выжившей после плавания в ледяных водах Атлантического океана в ночь крушения Титаника.

3. Гарольд Чарльз Филлимор – член экипажа (стюард)

Знаменитый персонаж Розы Декатура, которую в фильме Джеймса Кэмерона сыграла Кейт Уинслейт (Rose Decatur, James Cameron, Kate Winslet), был вымышленным, но прототипом этой романтической истории мог быть пример стюарда Гарольда Чарльза Филлимора (Harold Charles Phillimore).

Мужчину обнаружили цепляющимся за плавающие обломки посреди моря трупов, когда к месту крушения в поисках выживших прибыла последняя спасательная шлюпка. Филлимор поделился частью дрейфующей деревянной балки с другим пассажиром, чего по сюжету Кэмерона не сделала Роза Декатур, позволив любви всей ее жизни умереть от переохлаждения. После трагического кораблекрушения Гарольд Филлимор продолжил свою морскую карьеру, добился выдающихся успехов и заслужил медали за службу в военно-морском флоте во время Первой мировой войны.

2. Гарольд Брайд – представитель компании Marconi Wireless

Гарольд Брайд (Harold Bride) был одним из двух операторов телеграфа британской компании Marconi Wireless, задача которой состояла в том, чтобы обеспечивать связь между пассажирами судна и материком. Брайд также отвечал за навигационные сообщения и предупреждения от других судов. Во время крушения Гарольду и его коллеге Джеймсу Филлипсу (James Phillips) было позволено оставить свой пост, чтобы как можно скорее спасаться, но оба они поддерживали связь Титаника с остальным миром до последних минут легендарного парохода.

Телеграфисты работали до тех пор, пока вода не начала заполнять их каюту. Тогда они и поняли, что пришло время покинуть судно. Коллеги сели на последнюю спасательную шлюпку, известную под названием Collapsible B. К сожалению, во время спуска на воду она перевернулась вверх дном, и все ее пассажиры оказались в ледяной воде. Гарольд Брайд так сильно поморозил ноги, что с трудом забрался по спасательной лестнице на борт британского парохода Карпатия, когда тот прибыл к месту аварии чтобы помочь выжившим жертвам.

На пути к своему спасению Гарольд проплыл мимо мертвого тела, которым оказался его товарищ Джеймс Филлипс, умерший этой страшной ночью от переохлаждения. Впоследствии Брайду не нравилось говорить на публике о произошедшем, потому что он был «глубоко поражен всем этим опытом, особенно потерей своего коллеги и друга Джека Филлиса».

1. Чарльз Лайтоллер – капитан второго ранга

Чарльз Лайтоллер (Charles Lightoller) начал свою морскую карьеру с 13-летнего возраста, и ко времени службы на Титанике в качестве капитана второго ранга он успел повидать многое. До того как заключить контракт с британской судоходной компанией White Star, которой принадлежал гигантский пароход, Лайтоллер уже пережил кораблекрушение в Австралии, циклон в Индийском океане, и путешествие автостопом от западной Канады до самой Англии после участия в неудачной разведке золотоносных мест в Юконе (Yukon).

Когда Титаник столкнулся с айсбергом, Лайтоллер был одним из первых, кто начал спускать спасательные шлюпки на воду. Примерно в 2:00 (за 20 минут до полного затопления лайнера), начальство приказало ему садиться в лодку и спасаться самому, на что Чарльз отважно ответил примерно следующее: «нет, чертовски навряд ли я это сделаю» (not damn likely).

В итоге он оказался в воде, подплыл к опрокинутой складной шлюпке Collapsible B, о которой мы уже упоминали выше, и помог поддержать порядок и моральный дух среди оставшихся в живых. Офицер проследил, чтобы лодка не перевернулась снова со всеми пассажирами на борту, и рассадил людей так, чтобы никого не смыло в ледяной океан.

Капитан второго ранга Чарльз Лайтоллер был самым последним спасенным человеком, спрыгнувшим с Титаника в Атлантический океан, и на борт Карпатии его подняли спустя почти четыре часа после появления спасателей с других пароходов. Кроме того он был самым старшим по должности среди всех выживших членов экипажа, и согласно уставу участвовал в слушаниях Конгресса США по делу трагического крушения Титаника.


Трансатлантический лайнер Титаник 15 апреля 1912 года после столкновения с айсбергом затонул и унёс с собой в пучину 1504 человеческих жизни.

Схема выживших и погибших. Среди пассажиров были и самоотверженные герои, и те, кто заботился лишь о своем спасении, и выжившие чудом.

Самый печальный зал выставки. На стене вывешены списки. Только у меня совсем нечётко вышли снимки.

Сверху списки погибших. По классам.

Внизу списки выживших. Тоже по классам.

Напомню, что при входе на выставку каждому выдавался билет реального человека. Вот мой билет на Титаник.Тут всё подробно написано про эту пассажирку.

Теперь надо найти среди списков фамилию Aubart.

Вот пассажиры первого класса, которые выжили.

В третьей строчке нашла её фамилию. Ура! Моя героиня выжила!

Парижанка - певица мисс Леонтина Полин Обар - ехала на Титанике в сопровождении своей служанки. Она путешествовала со своим любовником, нью-йорским миллионером Бенджамином Гуггенхаймом. Её багаж состоял из 4 чемоданов с 24 платьями, 24 парами туфель, нижним бельём, перчатками и алмазной диадемой. Бенждамин ехал в сопровождении камердинера. Из этих четверых спаслись двое. Как вы думаете: кто был второй спасшийся? Мысленно скажите ответ, а потом читайте то, что ниже.

Бенджамин Гуггенхайм - миллионер. Во Франции он основал компанию, которая поставляла фурнитуру для лифтов Эйфелевой башни. 12 апреля 1912 года Гуггенхаим взошёл на борт ""Титаника"" в сопровождении своей любовницы, французкой певицы мадам Леонтины Обар, своего камердиара Виктора Джильо и горничной мадам Обар Эммы Сегессер. В ночь на 15 апреля во время столкновения Титаника с айсбергом Гуггенхаим и Джильо спали, и были разбужены лишь мадам Обар и её горничной, которые почувствовали столкновение. С помощью стюарда надели спасательные жилеты и поднялись на палубу. Гуггенхаим усадил в шлюпку мадам Обар и её горничную, которые неохотно ему повиновались. Он убедил их, что это всего лишь ремонт и они скоро встретятся. Понимая, что ситуация намного серьезнее и ему не удасться спастись, Гуггенхаим вернулся с камердинером в каюту, где переоделись во фраки. Вместе уселись за столиком в центральном холле, где неспешно попивали виски, наблюдая за катастрофой. Когда кто-то предложил им попытаться спастись, Гуггенхаим ответил: ""Мы одеты в соответствии с нашим положением и готовы погибнуть как джентльмены"".

Это настоящий герой!!! В ту ночь они стали одними из многих жертв Титаника, а после трагедии их тела так и не были опознаны. После гибели Титаника личность Беджамина Гуггенхаима стала очень известной, и его персонажи неоднократно появлялись в различных фильмах о гибели Титаника.

Почему так много людей погибло?

Имевшиеся на лайнере спасательные средства могли вместить только 1178 человек. "Титаник" имел 20 спасательных шлюпок - к стандартному набору из 16 шлюпок двух типов вместимости (на 65 и 40 человек) были добавлены четыре складных шлюпки на 47 человек каждая.


Ответственным за конструирование Титаника был директор-распорядитель пароходной компании "Уайт Стар Лайн" Джозеф Брюс Исмей. Он антигерой. Именно он принял решение не размещать на борту корабля лишние спасательные шлюпки из соображений экономии денежных средств. Эти лодки могли бы спасти 1500 жизней - почти всех, кто погиб. Данное обстоятельство усугубляет то, что Исмей, невзирая на приказ капитана "женщины и дети прежде всего", вовремя занял свое место в шлюпке и смог выжить в катастрофе. На корабле "Карпатия", который поднял на борт 706 человек, Исмей расположился в отдельной каюте, в то время как остальные спали на полу и столах.

Тем не менее, членам экипажа даже не удалось спустить на воду все шлюпки, которые были на корабле. Одну лодку смыло за борт, другая плавала в перевернутом состоянии. Поразителен и тот факт, что большинство лодок было заполнено не больше, чем на две трети. Это произошло по многим причинам. Поначалу пассажиры не хотели занимать места в шлюпках, потому что им казалось, что оставаться на Титанике было безопаснее. Позднее, когда стало очевидно, что гибель парохода неминуема, шлюпки заполнялись лучше. В одной из шлюпок, рассчитанной на 65 человек, спаслись лишь 12.

...Попав в воду, многие люди умирали мгновенно от разрыва сердца или болевого шока...

Очень жалко, что погибло так много детей, их спаслось только 52%.

В знак траура по погибшим детям легендарная фирма "Steiff" изготовила 500 мишек чёрного цвета размером в 50 сантиметров. У них красный ободок вокруг заплаканных глазиков.

104 года назад, в ночь с 14 на 15 апреля, самое большое на то время судно в мире потерпело крушение в Северной Атлантике после столкновения с айсбергом. Издание Mashable опубликовало редкие фото событий тех дней, среди которых снимки выживших пассажиров лайнера и родственников, надеющихся дождаться родных живыми.

На снимке - тот самый Фредерик Флит, матрос с «Титаника», который первым заметил айсберг. 14 апреля 1912 года в 23:40 Флит заметил ледяную гору прямо по курсу судна, позвонил в колокол три раза и сообщил об увиденном младшему офицеру Джеймсу Муди (он потом погибнет). В 2:20 15 апреля корабль затонул, унеся с собой жизни 1496 человек. Выжить удалось лишь 712 пассажирам. Сам Флит после спасения участвовал в обеих мировых войнах, а в 1965 году повесился из-за депрессии. Говорят, все эти годы он так и не избавился от чувства вины за гибель пассажиров.

Снимок того самого айсберга.

Выжившие пассажиры направляются на корабль «Карпатия». Во время эвакуации Флит оказался на шлюпке №6, где находилась ставшая потом знаменитой «непотопляемая» Маргарет Браун - отважная женщина, которая как могла организовывала спасение людей на борту «Титаника», а потом настояла, чтобы их полупустая шлюпка вернулась к месту крушения и подобрала оставшихся в живых, кого еще можно было. Маргарет знала несколько языков и могла говорить с пассажирами из разных стран. Позже, уже на «Карпатии» (корабль, который первым прибыл к месту крушения и спас всех, кто выжил) она искала для них одеяла и продукты, составляла списки выживших, собирала деньги для тех, кто потерял вместе с «Титаником» всё: и семью, и сбережения. К моменту прибытия «Карпатии» в порт она собрала для выживших 10 000 долларов!

Потом появилась легенда о «Молли Браун», амазонке, знавшей пять европейских языков и умевшей ругаться, как шахтёр, женщине, которая могла семь с половиной часов сидеть на вёслах спасательной шлюпки. Ее придумали журналисты, материал попал в газеты, на радио и даже на Бродвей, где с успехом шел мюзикл «Непотопляемая Молли Браун», прототипом которой была Маргарет.

Спасенные пассажиры «Титаника» на «Карпатии».

Рисунок гибели «Титаника», сделанный одним из выживших.

Люди ждут новостей у офиса британской судоходной компании White Star Line в Нью-Йорке. Некоторые из богатых и известных пассажиров «Титаника», как выживших, так и погибших, были опознаны еще до прибытия «Карпатии» в порт, но родственники пассажиров низших классов были вынуждены ожидать в неизвестности.

Когда «Карпатия» прибыла в порт дождливым вечером 18 апреля, ее окружили более 50 лодок с журналистами, которые взывали к выжившим и предлагали им деньги за их свидетельства. Репортер Херста, который прибыл на «Карпатию» и уже успел опросить выживших, положил свои заметки в коробку из-под сигар и бросил в воду, чтобы передать своему редактору.

Родственники пассажиров «Титаника» ожидают прибытия «Карпатии».

Выжившие члены экипажа. Флит – второй слева в первом ряду. Выжившие члены команды из Саутгемптона (Англия) вернулись домой 29 апреля.

Люди слушают историю выжившего пассажира.

Родственники встречают выживших в Саутгемптоне, Англия.

Один из выживших дает женщине автограф.

Выжившие мальчики, позже идентифицированные как Мишель и Эдмон Навратиль. Мишель и его брат Эдмон были известны, как «Сироты «Титаника», потому что единственный сопровождающий их взрослый - их отец, - погиб, и братьев, в силу их возраста, не сразу смогли опознать. Мишель Навратиль стал последним умершим среди спасённых мужского пола, он скончался в 2001 г.

Родители мальчиков разошлись и при разводе право опеки над сыновьями досталось матери, однако, она разрешила Мишелю забрать детей к себе на Пасху. Позже, когда она приехала за ними, то обнаружила, что все трое исчезли. Мишель решил эмигрировать в США и захватить детей с собой.

На борт «Титаника» Навратили взошли в качестве пассажиров 2-го класса, но, ради подстраховки, билеты были зарегистрированы на имя Луиса М. Хоффмана и его сыновей Луиса и Лото. Перед попутчиками Мишель изображал вдовствующего отца-одиночку и говорил, что «Миссис Хоффман» умерла.

После катастрофы Марчелла Навратиль узнала сыновей на фотографиях в газетах и приехала в Нью-Йорк, где 16 мая воссоединилась с мальчиками.


Медсестра держит новорожденного Люсьена Смита-младшего. Его мать была беременна им, когда села на борт «Титаника» во время медового месяца. Отец Люсьена погиб во время крушения, а мать впоследствии вышла замуж за одного из спасенных пассажиров, Роберта Даниэля.