Смысл названия комедии «Горе от ума»

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения. В наше время счастье тоже не всегда выпадает на долю людей умных, мыслящих, а зачастую “везет дуракам”. Замечательный философ Гельвеции писал: “Здравым смыслом почти все называют согласие с тем, что признается глупцами, а человек, который ищет лишь истину и поэтому обычно отклоняется от принятых истин, считается дураком”. В комедии происходит столкновение ума как нравственно-философской категории, ума прагматичного, бытового. Это утверждение можно раскрыть на примере противоборства Чацкого и фамусовского общества, и эту же мысль хорошо проиллюстрирует высказывание Софьи:

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит,

Который свет ругает наповал,

Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал,

Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Вот в чем суть противопоставления: ум - “гений”, который “скор, блестящ”, ум критический, острый, пытливый, “который свет ругает наповал”, - ум “для себя”, ум эгоистичный, способный “семейство осчастливить”. Софья приняла мораль фамусовского общества, согласно которой ценен, почетен второй тип ума: ум Молчалива, Фамусова, Кузьмы Петровича и Максима Петровича, а не ум Чацкого и князя Федора. С точки зрения фамусовского мира критический, скорый, блестящий гений - “чума”. Ум “для семейства” приносит высокие дивиденды: его обладатель умеет “и награжденья брать, и весело пожить”. Удобный, выгодный ум. И по служебной лестнице вверх за чинами - пожалуйста, и выгодные знакомства завести. А что гений? “Ум, алчущий познаний”, стремящийся к вечному совершенствованию и горько страдающий от несовершенства мира, ищущий новые пути и не находящий их, подобно Чацкому, с его высоким умом, стремящимся к высоким нравственным идеалам. Все фамусовское общество, обладающее “умом житейским, бытовым”, стремится к своим идеалам: Максиму Петровичу и Кузьме Петровичу. Фамусов стремится к их стилю жизни, а следовательно, иметь и достаточно высокий чин, и деньги, и материальные блага. Вот что дает “ум житейский”, а что ум “гения”? Горе от такого ума, он странен и страшен обществу. Приехавший после долгой отлучки главный герой Александр Андреевич Чацкий не может понять, почему так изменилась Софья, с которой он рос, которую полюбил и к которой так стремился. Он не видит, что Софья полюбила другого. Такая “слепота” может быть неправильно истолкована, между тем Чацкий не слеп и не глуп. Он “не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен... Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум играл страдательную роль...” Судьба такого человека, как Чацкий, не может быть не трагичной в фамусовском мире. Общество отвергает такого гения, ощущая его чуждым. Софья не случайно пускает слух о “безумстве Чацкого”: человек, обладающий умом “гения”, опасен в обществе. Чацкого ославили безумцем. Но много ли в этом клеветы с точки зрения фамусовского общества? По каким законам оно живет? По законам “Табели о рангах”, “Максима Петровича и Кузьмы Петровича”, по законам “Фамусова и Марьи Алексевны”, жизнь фамусовского общества - это жизнь, в которой все происходит по законам, установленным раз и навсегда еще дедами и прадедами:

Спросили бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя.

Вот основная заповедь существования высшего света. Это общество, где морально то, что выгодно. Вот идеалы “московских всех мужей”. Идеалы их грубо материальные, прагматические - все для себя, все ради себя: “сто человек к услугам, весь в орденах, век при дворе”. Не человек важен, а степень его нужности, способности услужить. Вот почему с легкостью был принят в фамусовское общество Молчалин - “тверской парень”. Тот самый Молчалин, который уразумел все правила фамусовского круга и не стал “врагом исканий”. Он не стал затуманивать себе голову “науками и искусствами творческими, высокими и прекрасными”. По этой же причине картежник, вор, доносчик Загорецкий хоть и обруган, но везде принят: ведь “мастер услужить”. Здесь царят отношения не между людьми, а между чинами и титулами. Свет просто не может считать Чацкого здравомыслящим человеком, ведь это значило бы, что его убеждения разумны и вполне нормальны. Чацкий для московского общества - либо преступник, либо сумасшедший. И самому свету много удобнее видеть в нем безумца: ведь тогда все обличения Чацкого - лишь плод больного воображения. “Умный человек, - замечал Гельвеции, - часто слывет сумасшедшим у того, кто его слушает, ибо тот, кто слушает, имеет перед собой альтернативу считать или себя глупцом, или умного человека сумасшедшим, гораздо проще решиться на последнее”. В комедии используется прием “кривого зеркала”: тем, кто смотрит не прямо на собеседника, а на его отражение в кривом зеркале, друг друга не понять. Чацкий-сумасшедший обществу не страшен - вот что главное, вот почему клевета Софьи попала в цель, ей так быстро, так искренне и легко поверил свет. Два мира столкнулись. Чацкий противостоит целой толпе врагов. Конечно, где-то есть подобные ему, он и говорит от имени “молодых людей”, да и противники Чацкого вспоминают то о двоюродном брате Скалозуба, который “набрался каких-то новых правил”, то о племяннике Тугоуховской, который “чинов не хочет знать”. Но в настоящий момент он одинок, ранен холодностью любимой девушки. И с того момента звуконепроницаемая стена встает между Чацким и окружающими.

Образованность Чацкого, его высокий интеллект задевают другие персонажи комедии. Эти люди считают себя далеко не глупыми, принимая хитрость и ловкость за подлинный ум.

Скалозуб, например, с его убогим умом знает “многие каналы”, чтобы добыть чины. “Об них (о чинах) как истинный философ я сужу”, - с гордостью заявляет он. Фамусов, хотя и “черпает свои суждения из забытых газет”, все же дал дочери образование, брал учителей, чтобы не прослыть недалеким ретроградом. Но делал он все это для того, чтобы удачно выдать Софью замуж, хотя на словах он уже готов признать ум за реальную ценность. Наталья Дмитриевна Горич радуется удачному замужеству, ее муж подходит ей “по нраву, по уму”, но хитрее и ловчее всех тихий и кроткий Молчалин, который выработал для себя целую систему взглядов на жизнь. У него своя философия, но мысли его мелки, ум меркантилен.

Человек, обладающий глубоким умом, как правило, бесхитростный, прямодушный. Чацкому немного хитрости не повредило бы. Но в наших глазах он бы при этом проигрывал. Нам импонирует Чацкий с его дерзким умом, его веселостью и остротами.

Таким образом, в самом названии комедии Грибоедова “Горе от ума” заложена многозначительность толкования. Драматург ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Многие умные люди “ломали голову” над смыслом названия пьесы. В самом деле, разве возможно горе от ума? Чем больше ума, тем лучше. Тем счастливее должен быть носитель ума и общество, в котором он живет. В нашем случае герой испытывает горечь разочарования и “мильон терзаний”, а общество радуется скорому отъезду Чацкого из Москвы. Чацкому горе от его ума потому, что общество его не поняло, не признало и сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Большому уму нужно большое понимание и признание. И тогда будет счастье от ума и спокойствие, а не страдания или, словами Гончарова, терзания. Чацкий несчастлив, потому что не понят.

Я странен, а не странен кто ж? —
Тот, кто на всех глупцов похож...
А. С. Грибоедов

В грибоедовское время «ум» понимался широко — как интеллигентность, просвещенность. Понятия «ум», «умник», «умный» употреблялись в значении «вольнодумство», «вольнодумец», человек передовых убеждений, носитель новых идей, независимых свободолюбивых взглядов. Противоположный смысл придавался словам «глупец», «глупость», то есть отсталый, консервативный, реакционный.

Первоначально Грибоедов назвал свою комедию «Горе уму» — этим он хотел подчеркнуть драматическое положение ума в обществе мракобесия и косности. Высказывание самого Грибоедова о замысле и основном конфликте произведения помогает понять смысл заглавия пьесы: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».

Уже в первом действии комедии определена та политическая обстановка, при которой в обществе нет и не может быть места думающим: «Ведь нынче любят бессловесных». В эпоху Александра I в России усилилась реакция, установился аракчеевский режим, когда нужны были не деятельные умы, а бессловесные, молчаливые исполнители, служащие «не делу, а лицам». Все оригинальное, самобытное, смелое душилось, все, кто осмеливались иметь собственное независимое суждение, казались властям просто сумасшедшими, их уделом было горе от ума.

Именно ум Чацкого — первопричина его столкновения с фамусовским обществом и его личной драмы. Лучшие человеческие качества Чацкого делают его в представлении окружающих сначала «чудаком», «странным человеком», а потом безумцем. Главный герой понимает «предназначенье века» и, будучи гражданином, патриотом, не может «в постыдной праздности влачить свой век младой». Он борется с обществом обличающим словом. Чацкий бросает в лицо фамусовскому обществу гневные, обличительные слова о бездумном подражании иностранцам, в презрении к родному языку, к народу, национальной культуре. Убеждения Чацкого глубоко выстраданы. Образ жизни московской столичной знати для него неприемлем. Чацкий прекрасно знает, что ждать перемен в высшем свете не приходится:

Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два.

Прошедший век, которым так восхищался Фамусов, Чацкий называет «веком покорности и страха». В монологе «А судьи кто?..» он обрушивается на тех «негодяев знатных», которые меняют слуг на борзых собак, сгоняют для своих затей на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей» и распродают их «поодиночке». Все выпады Чацкого против великосветской знати согреты горячей любовью к отчизне и к ее «умному и доброму» народу.

Среди гостей Фамусова Чацкий совершенно одинок. Для них, привыкших жить по заветам, оставленным им в наследство «веком минувшим», он чужой, мало того — «карбонарий». Чацкому в комедии противостоят Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Каждый из них по-своему умен.

Грибоедов в образах комедии воплотил свое представление о двух типах «ума». Чацкий — носитель настоящего ума — светлого, пытливого, ищущего истину. Ум фа-мусовцев — житейский, практический, пошлый, служит средством для личного преуспевания. Для Чацкого высшая ценность — «ум, алчущий познаний». Он превыше всего ставит в людях ум и оценивает их по уму. Такие же люди, как Молчалин и Фамусов, понимают «ум», как уменье жить, то есть приспосабливаться к жизни, тратить все свои интеллектуальные силы на то, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить».

У людей фамусовского круга свои понятия о ценностях жизни, свои представления о том, как преуспеть в обществе, как продвинуться по службе.

Фамусов:

Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь; Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — Тот и жених.

Молчалин:

В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь... Ведь надобно ж зависеть от других.

Репетилов убежден: «умный человек не может быть не плутом». Софья не раз высказывает сомнение в достоинствах и роли ума. «Зачем ума искать и ездить так далеко?» — спрашивает она, имея в виду Чацкого. Софья использует свой острый ум для откровенной лжи и распускания слухов. Именно ей Чацкий обязан сплетней о своем сумасшествии.

Все гости фамусовского дома с презрением относятся к наукам, просвещению. Недаром образованность и свободомыслие Чацкого принимается ими за сумасшествие. Источником всякого зла Фамусов считает просвещение: Материал с сайта

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

У него даже есть рецепт того, как избавиться от этой «чумы»: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь». Ему вторит Хлестова, проклиная все очаги просвещения — «пансионы, школы, лицеи, Петербургский институт». Скалозуб мечтает о том, чтобы в «лицеях и гимназиях» обучали «по-нашему: раз, два!..»

Необразованность, пренебрежение всяческими нравственными принципами, зависимость от мнений высшего света, общественная бесполезность — черты, которые объединяют в комедии всех членов фамусовского общества.

Создав образ Чацкого, Грибоедов показал, что ум — могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом. Именно такой ум расценивался в фамусовском обществе как безумие, сумасшествие. Грибоедов рассказал о горе вольнодумца, противостоящего косному обществу крепостников. Заглавие комедии указывает на неизбежность трагедии умного передового человека в обществе Фамусовых. Трагедия Чацкого — это трагедия лучших людей эпохи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • смысл названия комедии горе от ума сочинение
  • почему комедию горе от ума назвали именно так?
  • понятно ли вам название комедии горе от ума
  • смысл заглавия горе от ума
  • смысл названия горе от ума маленькое сочинение

«Горе от ума» - первая реалистическая комедия з русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).

Название первой редакции комедии было другое - «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий - романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен - горе умному человеку.

Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? - пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. - Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой - никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.

Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, - тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу.

У Молчалина цель жизни - медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья - еще одна возможность для осуществления его замыслов.

Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал «муж-мальчик», «муж слуга».

У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них

разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным. Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!»

Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья - из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.

Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, - не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.

Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.

Комедия «Горе от ума» стала настоящим потрясением для русского общества. Грибоедов совместил бытовую комедию и политическую сатиру, что было прямым нарушением требований господствовавшего тогда классицизма. Это было первое проявление реалистического метода.

Грибоедов работал над комедией в около семи лет, и первоначально она называлась « Горе уму». Окончательное название приобретает ярко выраженный иронический характер. По сути Грибоедов подвергает сомнению ум главного героя. Какой же это ум, если от него одно горе? Конечно, Чацкий прекрасно образован, он «славно пишет, переводит» обладает блестящим и острым мышлением, смело критикует пороки общества. Это пылкий и искренний молодой человек, который прямо выражает свои взгляды. Вернувшись в Москву после трехлетнего отсутствия, Чацкий рассчитывает найти здесь прежнее к себе отношение. И поначалу ему действительно рады. Фамусов встречает его почти как сына, Репетилов видит в нем единомышленника, московские барыни - жениха для своих дочерей, но очень быстро своими страстными монологами главный герой настраивает против себя всех. Чацкий не понимает, что Софья, ради которой он вернулся в Москву, уже прочно стоит на позициях московского света, что она влюблена в другого и ей важно и дорого все, что Чацкий так безжалостно высмеивает. Именно Софья невольно становится источником сплетни о безумии Чацкого. Его презрительное отношение к общественному мнению, к засилью иностранцев, возмущение нравственным падением общества приводят в негодование гостей Фамусова, и они охотно принимают версию о сумасшествии героя. Обществу удобно видеть в Чацком безумца, такой Чацкий им не опасен, ведь все, о чем он говорит,- это всего лишь плод больного воображения. Но те, кто противостоит Чацкому не глупцы, они умны по-своему. Пьеса как раз и построена на столкновении различных типов ума - блестящего и критического, который «свет ругает наповал», и ума, «способного семейство обеспечить», и «награжденья брать, и весело пожить». Именно таким умом обладает Максим Петрович, Скалозуб, Молчалин, да и сам Фамусов. Второй тип ума ценится в фамусовском обществе, а такие, как Чацкий, только нарушают гармонию существования. Он чужой в этом мире, в этом обществе.

До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия (в то время 21-го года). Название произведения не относится напрямую к Митрофанушке – главному герою комедии, а наоборот охватывает целое поколение того времени.

Главными темами данной комедии стали проблемы дворянского воспитания и нравственность дворян того времени.

Так какая же главная идея, заключена Фонвизиным в названии и содержании этого произведения? А она проста. Автор хотел рассказать читателю, о том, что недоросль так и останется таким необразованным и глупым до конца жизни, и это относится не только к конкретному герою. Митрофанушка, это сатирический образ, с помощью которого автор высмеивает молодых дворян того времени. В наши дни, имя главного героя этой комедии стало нарицательным и синонимом слов невежда, глупец и неуч.

При буквальном переводе имени «Митрофан», получается словосочетание «являющий свою мать», что напрямую относится к содержанию комедии «Недоросль». Автор всеми силами пытался показать нам «маменькиного сынка», выросшего в окружении невежд и глупцов. Фонвизин подчеркивает то, что мальчик не глуп и способен, но не хочет использовать свой ум для обучения и выполнения домашних работ. Из этого и вытекает второстепенная тема данной комедии: даже если юный дворянин наделен умом, желанием учиться и развиваться, то эти черты будут уничтожены родителями и учителями маленького дворянина. Фонвизин говорит о том, что дворянских детей нужно воспитывать как граждан своей страны и будущих её деятелей, а не как нахлебников и невежд.

Подводя итог, можно сказать, что название комедии описывает и охарактеризовывает ни конкретно мальчика по имени Митрофанушка, а целое поколение юных дворян того времени. Но кто виноват? Как с этим бороться? После прочтения произведения, становится ясно, что виной всему окружение и среда, в которой выросли дворянские дети, а решение этой проблемы требует большого количества времени. Такие «Недоросли» встречаются и в 21-ом веке, что подчёркивает актуальность этого произведения и в наши дни.

Смысл названия, по-моему, вполне прозрачен. Главный герой - Митрофанушка - и есть недоросль. Это значит, что он не дорос до нужного (нормального) уровня.

Он сын богатой, жадной и злобной барыни, а она в сыночке видит свою единственную радость. Она его избаловала ужасно. Он очень капризный, вредный.

Митрофан много есть - всяких пирогов, а после ему плохо, но все его жалеют и оправдывают. Всех за него ругают: слуг, учителей... он очень тупой. В смысле, тугой в обучении. За три года не научился ни читать, ни считать. Но говорит, что просто не хочет учиться, но уже хочет жениться.

Мамочка называет его детинушкой деликатного сложения. Он на таком питании, на воздухе вымахал так, что ни один кафтан не подходит.

То есть он вроде и вырос телом, но не дорос умом до взрослой жизни. Он ведет себя хуже ребенка! То на няньку, которая так его любит, кричит и ругается, то ее зовет на помощь. Только на него дядя с кулаками, как Митрофанушка орет: "Матушка, защити!" (Это он няньке.)

И еще он говорит маме, что так уж и быть, покажет свои знания, хотя их и нет. Парень-то считает, что пришел час его воли. Что хочу, то и делаю! Круто, но рано.

От матушки, только ее обвинили в жестокости и подобном, он сразу отказывается. Это для нее страшный удар! Она готова ради него даже убить, а он ее не любит, плюет на нее.

Про батюшку он, вообще, говорит, что тот - дрянь. Никакого уважения!

Я б с таким парнем дружить не смог. У него там и нет друзей. Он предаст и обманет. Надеюсь, после всей этой истории он взялся за ум.

В самом конце произведения решил я, что хорошо, если он и есть просто недоросль. Вот если бы он научился всему, стал вежливым, так он бы таким страшным злодеем мог стать. Он бы всех сумел обмануть! Так и очень хорошо, что он такой ленивый и вредный. Все сразу видят, кто перед ними!

Не дорос он до хорошего человека, но не дорос и до того, чтоб стать по-настоящему плохим.

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Серова Мика Морозов 4 класс описание

    Знаменитый художник Валентин Александрович Серов написал много замечательных картин. Особое место в творчестве Валентина Александровича занимают портреты детей. Серов признан мастером детского портрета. Художник с доскональной точностью передавал

  • Сочинение по картине Н. Рериха Заморские гости 4 класс (описание)

    Глядя на картину, я сразу обратил внимание на чаек. Они как будто стремятся пересечь неуловимые границы полотна и вот-вот вылетят на волю. Ярко-синее море тоже изображено так, что его глубина кажется реальной и туда можно окунуться

  • Сочинение Что я люблю делать и почему 5 класс

    Я еще учусь в школе, и у меня много разных интересов. Одно дело я люблю особенно, мне нравится вышивать. Я умею вышивать крестиком, гладью и другими способами.

  • Смысл, суть и идея рассказа Горького Старуха Изергиль

    Будучи в Бессарабии Горький задумывается над написанием рассказа Старуха Изергиль. Несколько лет писатель постигал суть человеческой природы, в которой борются плохое и хорошее и до конца не известно, что победит.

  • Анализ главы Тамань из романа Герой нашего времени 9 класс

    «Тамань» - это первая глава, с которой начинается повествование в дневнике Печорина. Так он старается передать внутреннее состояние мужчины. Повествование достаточно просто, по работе