Исаак Ильич Левитан (1860-1900), родился в небольшом литовском городе, в большой и бедной еврейской семье. Он был 4 ребёнком. Его еврейское происхождение впоследствии негативно повлияет на его жизнь и судьбу.

В конце 1860-х семья решает переехать в Москву, для улучшения своего положения, но и на новом месте становится нелегко. Отец подрабатывает частными уроками. В 1873г. Исаак поступает в Художественное училище. Учебные годы прошли с успехами и огорчениями, в постоянном труде. Многих преподавателей настораживало еврейское происхождение ученика. Но главные учителя Поленов, Соврасов, Перов, всё же смогли увидеть в молодом ученике талант и повлияли на его дальнейшее обучение с положительной стороны.

В 1875г. у Левитана умирает мать, а через 2 года отец, дети остаются нищими, но в школе ему оказывали помощь друзья и учителя, и сам молодой художник работает изо всех сил.

В 1879г. на выставке работ учеников его работу «Осенний день. Сокольники» покупает Третьяков за 100 рублей. В этом же году всех евреев высылают из Москвы, но благодаря помощи друзей через год он возвращается обратно.

С 1880 по 1885г. появляются известные картины «Сосны», «Осень», «Первый снег». Художник получает популярность. Следующим унижением, сказавшимся на здоровье мастера - было выдача диплома «учителя чистописания», вместо диплома художника.

Работать мастер любил с пейзажами, это сказывалось в его особой любви к природе, чувствительность к её разным состояниям.

Самым близким другом Левитана был А.П. Чехов, знакомство их произошло ещё в конце 1870-х, будучи студентами, но особо сблизились в 1885 году в подмосковной усадьбе Киселёвых Бабкино. Их дружба длилась всю жизнь, а Мария Чехова, сестра писателя, была первой любовью Левитана.

В конце 1880-х состояние здоровья резко ухудшается и художник решает выехать в Крым на дачу Чехова. Он пробыл там год, эта поездка стала плодотворной и для здоровья и для творчества, оттуда было привезено более 50 пейзажных работ, которые получили превосходные отзывы.

У Чеховых Левитан знакомится с Софьей Кувшинниковой, он обучает её живописи и незаметно эти уроки перерастают в любовь.

В 1888 году художник отправляется в Поволжье, вместе с Софьей, они вместе живут в небольшом городке на берегу Волги, появляется много новых картин «Ветхий дворик», «Осень. Слободка», «Вечер. Золотой плёс».

В 1890году художник впервые отправляется в Европу, сперва во Францию на Всемирную выставку, затем в Италию, там он пишет свои шедевры «Берег Средиземного моря», «Весна в Италии».

В 1892 году из Москвы начали выселять всех евреев. Левитан покидает горд и вместе с ним едет Софья Кувшинникова, они живут вместе. Появляются работы: «Владимирка», «У омута», «Март».

В 1896 году проблемы с сердцем обострились, но несмотря на это он продолжает много работать.

В 1898 году Академия художеств присваивает ему звание академика, и теперь он сам может преподавать в Художественном училище.

В конце весны 1900 года развивается простуда, что даёт осложнение на и так слабое, больное сердце, и спустя месяц он умирает. В его мастерской остались недописанные картины, и очень много набросков.

Что можно сказать о таком величайшем художнике, как Исаак Ильич Левитан, нужно просто внимательно рассмотреть его картины, после чего станет понятно, какой великий творец, гений создавал это. Первое впечатление от картин всегда будет только положительным, будто бы ты видишь всё это из своего окна, так тщательно прорисованы мелкие детали: ощущается тепло солнца, холод снега, шум воды, видно как течёт река, движутся облака. Всё это заряжает нас умиротворённостью и теплотой, но какая тяжёлая судьба была у автора этих произведений, что и не подумаешь, глядя на них.

Очень кратко

Если посмотреть картины русских художников, то практически невозможно увидеть ту полноту и изящество, с какими была изображена природа у Исаака Ильича. Именно он показал глубокое очарование русского пейзажа.

На свет появился Левитан 18 августа 1860 года в литовской семье. Родители у него были интеллигентными людьми. В 10-летнем возрасте будущий творец переехал в Москву, а через 3 года начал обучаться в училище живописи. Благодаря тому, что в данном заведении преподавали такие известные художники, как Саврасов, Перов и Поленов, Исаак овладел всеми известными приемами в изображении небольших этюдов. Семейство Левитана нуждались постоянно в деньгах. Были дни, когда они ничего не ели. После смерти родителей Левитану пришлось тяжело. Он не мог платить за обучение. Но преподаватели помогали ему, освободив от платы. Исаак любил изображать на полотнах пейзажи. Через некоторое время его картины стали хорошо распродаваться, и юноша, таким образом, стал зарабатывать себе на жизнь.

В 1885 году, окончив училище, Левиту выдали диплом преподавателя чистописания. В апреле этого же года он знакомится с Чеховым. У Исаака Ильича становится стабильным финансовое положение, однако из-за тяжелых моментов он заболевает. После того, как он отдохнул в Крыму, его состояние становится лучше. Художник организует персональную выставку, где выставил около 50 картин. Если посмотреть знаменитую картину «Золотая осень», то невозможно передать всю прелесть этого полотна. По своей живописности, точности красок и простоте она похоже на описание Пушкиным осени. Вся поэзия русской осенней природы с ее чистым воздухом и светлыми далями, с шорохом золотых листьев показана здесь с удивительной силой. Именно эту картину приобрел П.М. Третьяков для своей галереи.

В 1891 году происходит знакомство с известным меценатом Морозовым. Именно это господин помог художнику обустроить мастерскую в Трехсвятительском переулке. В 1892 году Левитан принимает участие со своими работами «Вечерний звон» и «У омута» в выставке передвижнической выставки. В этом же году ему пришлось покинуть столицу по приказу государя, так как тот издал приказ о выселении людей еврейской национальности. Путешествуя по глубинке России, Левитан не переставал писать свои картины. В последующие годы он был в Одессе, ездил за границу. В 1898 году ему присваивают звание академика. Однако, здоровье продолжало ухудшаться, и талантливый художник скончался в Москве в 1900 году.

Художник Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарты (Литва) в августе 1860 года. О детстве он почти никому не рассказывал, поэтому сведений об этом периоде его жизни потомкам не осталось. Известно, что отец был каким-то очень небольшим служащим и изо всех сил старался дать детям хорошее образование. Исаак Левитан, биография которого начинается с переезда в Москву, пошёл по стопам брата-художника, который водил его на выставки, на пленэры, на этюды. В тринадцатилетнем возрасте Исаак был принят в художественное училище.

Великие учителя

С учителями мальчику сильно повезло, но в общем все годы обучения принесли ему тяжкие испытания. Он к тому времени остался круглым сиротой, никто и ничем не мог ему помочь, все проблемы в этом юном возрасте нужно было решать самостоятельно. У такого гениального пейзажиста, как Исаак Левитан, биография была сложная. Способности в нём сразу обнаружились недюжинные, поскольку и учителя оказались прекрасными: и Алексей Саврасов - уже сами имена всё сказали об этих художниках. К тому же и педагог, например, Саврасов был отменный, воспитавший целую когорту превосходных учеников: Нестеров, оба Коровины, Светославский, Степанов...

Левитан, биография которого описана в этой статье, чувствовал, что ему всё даётся легко, и постоянно боялся этой лёгкости, работал много и упорно, искал свой стиль. С восемнадцатилетнего возраста принимал участие в выставках, и о его картинах сразу же заговорили. Исаак Ильич Левитан сразу стал ярким явлением в сфере русской культуры. Как художник Левитан был очень пытлив, но исследовал он природу, не препарируя её по-медицински, он словно беседовал с нею доверительно. И никто не прознал от неё столько тайн, как Левитан.

Биография

Художник не любил далеко уезжать от родной природы, жил по большей части в Москве, работал в губерниях Тверской и Московской, дважды в Крыму и много - на Волге, поскольку состоял в "Товариществе передвижников". Жил всегда тихо, не было времени на излишества, потому что работа забирала у него всё время, все силы и всю любовь. Вот все эти дышащие жизнью работы, которые создал Левитан, - биография и есть, самая доподлинная.

Видение и чувствование

Он преодолел сценические условности местами сохранившиеся у друзей-передвижников. Человек необыкновенно восприимчивый к любым впечатлениям природы во всех её проявлениях, художник И. И. Левитан и его картина - каждая! - это каждый раз провидчество, "считывание" переживания. У музыкантов бывает

На пейзажи у Левитана был "абсолютный глаз" или "абсолютное чувство". Это же касается и где так же точно передаётся именно поэтическое настроение, которое было сутью художественного явления природы. В акварелях Левитан, пейзажи которого всегда чрезвычайно достоверны, избегал подробностей, но смело и точно передавал то настроение, которое ему нашёптывала картина природы.

Философия

"Пейзажи настроения" Левитана имеют редкостную психологическую насыщенность, в них вложена огромная часть человеческой души. Он так умел вглядеться в природу, как будто в ней сосредоточились все тайны бытия (любимым философом художника был А. Шопенгауэр, кстати, что весьма точно объясняет эту его способность). Картины Левитана восприняли некоторые новации импрессионизма, но художник тем не менее не мог отдаться чистоте и радости игры света и цвета, поскольку пребывать не перестал в кругу исконно русских образов, а они всегда и непременно овеяны свойственной нашим душам "мировой тоской".

Даже самые ранние работы исключительно лиричны. Художник И. И. Левитан и его картина "Осенний день. Сокольники" как бы открывают для нас его первый период творчества. В зрелости же Левитан, став мастером пейзажа, научился даже самый простой мотив превращать в типический образ родной страны. зрелого открывает "Березовая роща". Во все годы его жизни время от времени солнце уходило с его полотен, и рождались пейзажи, наполненные трагическими предчувствиями, тоской и одиночеством. Художник тяжело болел, мысли о близкой кончине не покидали его. Тем не менее лечиться в Италию он не поехал. "Ведь только в России и может работать настоящий пейзажист," - объяснял он.

Золотой Плёс

Поэтически одухотворены произведения, написанные Левитаном во время путешествия по Волге с друзьями-передвижниками. "Волжский период" Левитана по творческой отдаче сравним с Древности Свияжска, староверческие кресты над рекой, суровая красота северной природы, отдалённость от всего пышного, бренного, ненужного - вот что нашёл там художник И. И. Левитан. И его картина родилась - настоящая, знаковая - "Над вечным покоем".

Этюды заброшенного погоста пригодились для начала работы над композицией, поэтому ландшафт реален, как чаще всего и происходило, но ему художник придал необыкновенную глубину и величественность, и земля соединилась с небом, отдавая ему заволжские дали, тонущие в вечерней лиловости. Помимо этой картины Левитан пейзажи писал во множестве - превосходные, тёплые, светлые, насыщенные образностью: "Вечер. Золотой Плёс", "Вечер на Волге", "После дождя", "Свежий ветер", но по-настоящему характерной, знаменитой, то есть узнаваемой всеми, стала всё-таки она - "Над вечным покоем".

Подробности

В этой картине есть всё: и тишина, и тяжёлый гул большого колокола, и кладбищенский покой, и бесконечное движение жизни. Серая, холодная мощь реки показана как бы с высоты полёта птицы, и крылом распластался над водой узкий мыс, на котором приютился небольшой старенький храм, а при нём - погост. А ветер безостановочно и требовательно рвёт верхушки осин, и даже кресты накренились, кажется, под его напором.

Но храмовое окошечко светится ярко-ярко, от этого даже серая вода и тёмная лиловость горизонта словно светлеют. Таков вечно существующий покой мира, который создан Творцом: этот ветер, кажется, гонит не тучи, не осины треплет, а само время проносится над этим пейзажем быстро и безвозвратно. Ни одного знака присутствия человека в этом пейзаже нет. Есть только простор, где душа не смущена ни малостью деталей, ни огромностью мира. Так картины Левитана прорываются к вселенской гармонии.

О стиле

Само понятие стиля - это категория надличностная. Начиная работу над картиной, художник словно вступает в предложенную игру, принимая её условия. Конечно, он имеет право восстать против этих условий, опровергнуть их своей манерой письма. Нечто подобное происходило и с Левитаном. В его ранних работах - "Деревня", "Дорога в лесу", "Осенний день в Сокольниках", "Аллея Останкино", "Сад в снегу", "Пейзаж. Дали" и других - явно проявляется стилистика модерна, хотя и "надличностно", не прямо.

Московские принципы живописной школы, конечно, доминируют. Однако в упомянутой выше картине "Над вечным покоем", в высшей точке философской медитации Левитана, стиль модерн заявляет о себе вполне громко. Хотя выделить какой-то один стиль в его работах невозможно. Картины Левитана - бесконечный поиск. Здесь и отголоски романтизма, и реализм (пейзажи же!), и символизм, и импрессионизм, и модерн, и экспрессионизм, но все они заявлены только в плотнейших стилевых соединениях. Главным для Левитана было уловить мотив произведения в его природном состоянии, а способы, чтобы это выразить, он знал разные и пользовался всеми по мере надобности.

Композиция и форма

Композиционно работы Левитана решены по классическим образцам, в них присутствует равновесие, своеобразный графизм. Композиция разбивается на условные треугольники. Например, так: справа на переднем плане - берег, далее он же - слева, по направлению реки, дальше - снова выступ берега справа, уравновешенный слева камышом, так заостряется выход реки к горизонту. Всё это построение завершается двумя лодками, чья форма как бы продолжает стремящуюся к горизонту линию. В итоге обе части объединяются в композиции: не строгая симметрия, а скорее, равновесие.

Объём и пространство воплощаются и взаимодействуют яснее всего в архитектуре, но и в живописи долно происходить нечто подобное - в соотношении фона и предмета. А как писал Исаак Левитан картины осени! Самое яркое тому подтверждение. Деревья у него выглядят очень крепкими, вода - не только прозрачной, но и мокрой, а лодки на ней, даже самые крохотные, далёкие, видятся полыми внутри, лёгкими и парящими на глади воды.

Цвет и свет

Любимый цвет художника - зелёный, и он умел разбить его на десяток оттенков из одной изумрудно-зелёной краски. Даже тени он никогда не писал чёрным. Тонкие слои, лессировка - вот так добивался Левитан сказочной живописности своих творений. Взаимосвязь цвета и света художник чувствует гениально: например, холодный свет луны усиливается синим, даже зелень слегка синеет, и вода служит отражающей этот свет плоскостью. У Левитана цвет не перестаёт быть интенсивным, предметы, отдаляясь, темнеют очень незначительно.

Исаак Левитан, биография которого интересует всех знатоков искусства, - известный русский художник. Его считали мастером "пейзажа настроения". Известен как академик Императорской академии художеств.

Происхождение художника

В октябре 1860 года родился Левитан. Биография художника гласит, что случилось сие событие в небольшом местечке Кибарты Августовской губернии. Сегодня это территория Польши. Его родители были обедневшими, но образованными евреями.

Отец, Илья Абрамович Левитан, происходил из семьи раввинов. Самостоятельно овладел немецким и французским языками. Впоследствии преподавал их в гимназии, а также работал переводчиком на строительстве железнодорожного моста французской компанией.

Юность Левитана

Родители Левитана стремились улучшить свое материальное положение и дать детям достойное образование. Для этого в начале 70-х годов XIX века они переехали в Москву.

В 1871 году старший брат героя нашей статьи, Авель, поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года там начал учиться и юный Исаак, которому исполнилось 13 лет.

Художник Исаак Ильич Левитан, биография которого подробно описана в этой статье, занимался у таких маститых живописцев, как Алексей Саврасов, Василий Перов, Василий Поленов.

В 1875 году в семье Левитана происходят серьезные перемены. Мать умирает, а отец тяжело заболевает. Из-за недомогания ему приходится уволиться из железнодорожной компании, а доходы от репетиторства не позволяют содержать четверых детей.

В результате даже само училище оказывает братьям финансовую помощь. В 1876 году их полностью освобождают от платы за обучение как попавших в сложное финансовое положение и демонстрирующих успехи в учебе и искусстве.

В 1877 году их отец умирает от тифа.

Первый заработок

Художник, его братья и сестры жили в крайней нужде. В то время у Перова учился Левитан. Биография художника гласит, что жизнь его круто изменилась, когда его перевели в класс Алексея Саврасова. Здесь ему удалось сконцентрироваться на пейзажах.

Тогда же к нему пришли и первые успехи. В 1877 году сразу две картины художника отметили на выставке. Он получил малую серебряную медаль и первый серьезный заработок - 220 рублей. На тот момент ему исполнилось всего 16 лет.

Совсем скоро в его жизнь вошли новые трудности. На этот раз от царского указа пострадал Левитан. Биография художника увлекает нас за пределы столицы. Дело в том, что после покушения революционера Соловьева на Александра II всем евреям запретили жить в исконно русской столице, то есть в Москве. Это притом, что сам Соловьев, как считает большинство современных историков, евреем не был.

В возрасте 18 лет Исаак Ильич Левитан, творчество которого к тому времени уже было знакомо многим, уезжает из Москвы. Вместе с братьями и сестрами он начинает жить на небольшой даче в районе Балашихи. Здесь он проводит два года.

Позже, когда запрет ослаб, возвращается в столицу, снимает меблированную комнату на Большой Лубянке. Деньги ему удалось выручить за картину "Вечер после дождя".

Окончил училище только в 1885 году Левитан. Биография художника содержит сведения о том, что мастеру кисти было присвоено звания учителя чистописания.

Левитан в работе

Окончив училище, Левитан переезжает в Московскую область, в глухую деревню Бабкино, так как денег на жизнь в столице у него не было. Однако и здесь находятся занятные соседи - это Чеховы. Исаак Ильич Левитан именно там знакомится с писателем, дружба и противостояние с которым будут продолжаться всю его жизнь.

К середине 80-х годов XIX века Исаак Ильич уже становится достаточно известным живописцем, благодаря этому улучшается и его финансовое положение. Однако голодное детство и безденежная молодость негативно сказываются на его здоровье. У художника начинает развиваться болезнь сердца.

В 1886 году он отправляется в Крым, чтобы восстановить силы. Стоит отметить, что поездка произвела на него положительный эффект. Здоровье живописца заметно улучшилось. Вернувшись с полуострова, Исаак Ильич Левитан представляет на персональной выставке сразу 50 новых пейзажей.

Еще одной плодотворной поездкой стал круиз по Волге, в который он отправился в 1887 году. Великую русскую реку любил изображать еще его учитель - Саврасов. Левитан решил не отставать.

В 1888 году, во время второй поездки по Волге, Левитан открывает для себя небольшой городок Плес. Здесь он проводит три следующих летних сезона. Причем весьма продуктивно.

За эти годы им были написаны около 200 произведений, которые принесли мастеру живописи всероссийскую популярность.

"Над вечным покоем"

Художник Исаак Левитан, картины которого появлялись на всех крупнейших выставках, по мнению многих, написал самую русскую картину. Так критики отзываются о его творении "Над вечным покоем", созданном в 1894 году.

Работать над этим полотном художник начал еще под Вышним Волочком, а продолжил в Плесе.

Ее сюжет хорошо известен любому знатоку живописи. Над землей нависают тяжелые свинцовые облака. В центре композиции широкое озеро, которое выглядит так же мрачно и сурово.

Сам художник признавался, что, когда смотрит на эту картину, чувствует себя одиноким перед громадным водным пространством.

Небо и вода на этом полотне будят в человеке мысли о его ничтожности и быстротечности жизни. Единственное строение на картине - деревянная церковь, рядом с которой - старое кладбище с покосившимися заброшенными могилами.

Суровому величию природы на картине противостоит только одинокий огонек, который светит в церквушке.

Второе выдворение из Москвы

Но не все безупречно складывается в жизни художника. В 1892 году снова вынужден уехать из Москвы Левитан. Краткая биография живописца отмечает, что он был подвергнут выселению как "некрещеный еврей". На то, чтобы покинуть Москву, ему были отведены одни сутки.

После этого Левитан живет во Владимирской и Тверской губерниях. Только через несколько лет ему позволяют вернуться. Об этом хлопочут его многочисленные друзья, которым удается пролоббировать этот вопрос в высоких кабинетах.

В этот период он пишет еще одну свою известную картину - "Владимирка". На ней изображена дорога, по которой каторжан гнали в Сибирь.

Отношения с женщинами

Непростыми были взаимоотношения между великим писателем и великим художником. Первая тень пробежала, когда Чехов осветил в своем рассказе "Попрыгунья" события, произошедшие между Левитаном, его ученицей Софьей Кувшинниковой и ее мужем.

В 1894 году лето проводит в имении Островно у Ушаковых Левитан. Краткая биография художника отмечает, что вместе с ним была Софья Кувшинникова. В тот раз здесь разыгралась еще одна любовная драма.

В имение по соседству приезжает семья Турчаниновых. У Левитана завязывается роман с Анной Николаевной, супругой заместителя градоначальника Санкт-Петербурга. Кувшинникова возвращается в Москву и больше никогда не видится с живописцем.

При этом сам Левитан пребывает в состоянии тяжелой депрессии. Летом 1895 года он хотел покончить собой. Художник пытался застрелиться. После этого его проведал Чехов, который убедился, что жизни друга ничего не угрожает. А сама попытка была лишь имитацией самоубийства.

Уехав от Левитана, Чехов пишет рассказ "Дом с мезонином" и пьесу "Чайка", в которых Левитан снова узнает себя, на что сильно обижается.

Смерть художника

В 1896 году Левитан во второй раз переносит тиф. Ему 36 лет, а симптомы аневризмы сердца только усиливаются. Болезнь принимает тяжелый и хронический характер.

1899 год он проводит в Ялте, рядом снова Чехов. Но на этот раз между старыми друзьями нет прежней близости. Левитан может ходить, только опираясь на палку, сердце болит непрерывно.

Поездка на курорт не помогает. Вернувшись в Москву, он практически не выходит из дома. В мае 1900 года его навещает Чехов.

22 июля 1900 года Исаак Левитан умирает. Ему было всего 39 лет. В его творческой мастерской осталось около 40 незаконченных полотен и не менее 300 этюдов, работа над которым планировалась только в будущем.

Его последняя картина "Озеро" так и осталась недописанной. Сегодня она находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Левитан был похоронен в Северной столице на старом еврейском кладбище.

Исаак Ильич Левитан - величайший пейзажист, мастер лирического пейзажа
(1860, 18 августа, село Кибарты, Литва - 1900, 22 июля, Москва)

"Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался - ему всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился... Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова "родина", он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности." (Юон К.Ф.)

Исаак Левитан - выдающийся русский художник, его талант был признан современниками безоговорочно. Левитан создал пейзаж настроения, в котором образ природы одухотворен человеческими чувствами и размышлениями. Ученик и продолжатель традиций А.К.Саврасова и В.А.Поленова, Левитан обогатил пейзажную живопись многообразием тем, эмоциональной глубиной и поэтическим восприятием. Родился в Литве в местечке Кибарты Ковенской губернии в семье служащего, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где уже заявил о себе как талантливый художник-лирик («Осенний день. Сокольники», 1879). После окончания училища Левитан участвовал в передвижных выставках, расписывал декорации для Частной оперы С.И. Мамонтова, преподавал. В цикле работ начала 80-х гг., выполненных в Звенигороде, Левитан выступает мастером камерного этюда. Пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной, предельным лаконизмом изображения. Художник стремился передать все красочное богатство русской природы: она молода и радостна («Весна. Большая вода», 1897), печальна и полна таинственности («У омута», 1892), сверкает золотом опадающих листьев («Золотая осень», 1895) и блеском тающего снега («Март», 1895). Пейзаж Левитана часто именуется «пейзажем настроения». Природа изображается в нем так, как видит ее рассеянный взгляд человека, целиком поглощенного каким-либо душевным состоянием и замечающего вокруг лишь то, что звучит в лад с этим состоянием. Все видимое превращается в эхо настроений - тревоги, умиротворенности, меланхолии, скорби. Настроения же - явления подвижные, склонные к изменчивости, и потому в пейзажах Левитана мы не найдем тщательной отделки объемной формы предметов. Передача формы предметов, их цветового «тембра» дается обобщенно - живописными цветовыми пятнами. Так написаны картины «Март» и «Золотая осень» (обе-1895), знаменующие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа. Эта картина - один из тонких и проникновенных пейзажей Левитана, с творчеством которого вошло в русскую живопись понятие «пейзаж настроения». «Золотая осень» - своеобразный гимн прощания с цветущей природой, наполненной ярким горением красок и живописным многоцветием. Написанный с блистательным мастерством, пейзаж, отличающийся сложным цветовым решением, перелает красоту природы во всем ее осеннем великолепии.

В пейзажах Левитана природа одухотворена незримым присутствием человека, его настроениями и мыслями, о существовании которого напоминают церкви, мостики, избы, могилы. Среди пейзажей Левитана выделяется группа произведений, где настроение переводится в план раздумий о судьбе человека, судьбе России. Такова знаменитая «Владимирка» (1892) - картина, изображающая дорогу, по которой издавна гнали ссыльных в Сибирь. Грустная поэзия русских дорог, многократно воспетая в народных песнях и стихах, нашла у Левитана глубокое живописное претворение. К пейзажам с «философской программой» относится картина «Над вечным покоем» (1894). Это словно бы край земли, царство безмолвия, навевающее мысли о вечности и смерти. Многочисленные искания художника, размышления о жизни и смерти, о извечности мира и бренности человеческой жизни нашли отражение в этом масштабном полотне. Левитан писал картину в Тверской губернии, на озере Удомля под Вышним Волочком. Однако это не изображение конкретной местности, а скорее выражение монументального эпического образа при ролы, не подвластному времени. Решая картину в стилистике, близкой модерну, Левитан остался верен овальности. Островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, окруженный со всех сторон золой и небом, выражает не только настроение, но чувства и мысли художника, писавшего о картине «в ней я весь, со всей моей психологией, со всем содержанием». Разительный контраст к ней - незавершенное полотно «Озеро. Русь» (1900) - собирательный образ русской природы, ликующий гимн красоте родной земли, поэма о России, ее красоте и величии. Он не успел завершить работу. 22 июля 1900 года Левитана не стало. А.П. Чехов, близкий друг художника, писал о нем: «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил, да и не знаю, дойдет ли кто и после». Творчество Левитана оказало огромное воздействие на следующее поколение пейзажистов. Персональный сайт Левитана - isaak-levitan.ru .

Подборка лучших произведений.
Количество представленных произведений зависит от значимости художника. От 3-4 картин у хороших до 20 картин у великих гениев.
Для просмотра крупного изображения, кликните по маленькой картине. Изображение откроется в новом окне.

После дождя. Плес, 1889

Березовая роща, 1885

Осенний пейзаж. 1898

Свежий ветер. Волга, 1895

Вечерний звон, 1892

Осень. Туман, 1898

Тихая обитель, 1891

Над вечным покоем, 1897

Вторая половина XIX века была рассветом отечественной живописи. Ярким представителем выдающихся мастеров стал уроженец литовского местечка Кибартай Исаак Левитан. После себя мастер, водивший дружбу с Федором Шаляпиным и Антоном Чеховым, оставил неоценимое культурное наследие. Про него говорили: «Левитан - это Пушкин русского пейзажа».

сайт вспомнил пять известных картин выдающегося художника.

«Березовая роща» (1889)

Летом 1885 года Левитан, которого неоднократно отсылали из первопрестольной из-за еврейского происхождения, находился в усадьбе Бабкино на Истре под Москвой и полотно, ставшее одним из главных пейзажей в русской живописи, задумал именно там. Работу же художник закончил через четыре года в Плесе - небольшом городе на берегу Волги, куда живописец приезжал с 1888-го по 1890 год. Здесь также были созданы несколько известных его картин.

Плесская березовая роща расположена на окраине города, недалеко от кладбищенской церкви Пустынка. Художник пришел туда с полотном, начатым в Подмосковье, и завершил его.

Левитан построил работу на игре света и тени на стволах деревьев, свежей зеленой траве и листьях. Художник использовал на полотне приемы импрессионистской живописи.

Один из главный русских пейзажей, исполненный Левитаном. Фото: Commons.wikimedia.org

«После дождя. Плес» (1889)

Государственная Третьяковская галерея

На этом полотне Левитан попытался обобщить свои впечатления от своей поездки на Волгу. На картине Левитан показал повседневную жизнь реки.

Живописец сумел изобразить лужи, пропитанный влагой воздух и лучи солнца, пробивающиеся сквозь облака. Левитан размышляет о том, что духовная жизнь людей связана с рекой, с пристанью и пароходами. Три корабельные мачты в центре картины - как три купола церкви.

В этой работе художнику удалось показать русскую жизнь маленького волжского городка с барками и пароходами. Картина «После дождя. Плес» была приобретена Павлом Третьяковым для своей коллекции в 1890 году, вместе с другой известной картиной Левитана «Вечер. Золотой Плес».

Такой видел Волгу мастер. Фото: Commons.wikimedia.org

«Вечерний звон» (1892)

Государственная Третьяковская галерея

В своем творчестве Левитан неоднократно обращался к теме гармонии православных ценностей и удивительной русской природы.

К «Вечернему звону» художник подходил обстоятельно. Воплощение идеи требовало тщательного выбора натуры. Левитан сделал несколько десятков набросков, пока не увидел Савино-Сторожевский монастырь под Звенигородом, который произвел на него сильное впечатление.

Два года спустя, когда художник жил в Плесе, в поисках новых мотивов для картин он поехал в Юрьевец, где увидел небольшую церковь. Тот монастырь назывался Кривозерским - в середине 1950-х он попал в зону затопления Горьковского водохранилища. Два этих здания и послужили основой к созданию шедевра русской культуры.

Сразу два монастыря вдохновляли Левитана при написании этого полотна. Фото: Commons.wikimedia.org

«Над вечным покоем» (1894)

Государственная Третьяковская галерея

Следующее полотно считается одним из самых философски наполненных у Левитана. Работу над ним мастер вел в Тверской губернии. Церковь же в эту картину перекочевала из ранее созданного этюда на Плесе. Существуют также свидетельства, что Левитан при создании этой картины просил свою подругу Софью Кувшинникову играть ему Бетховена.

Коллекционеру Третьякову Левитан писал, что счастлив передать «Над вечным покоем» именно ему. «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх!», - говорил художник.

Действительно, зрителя вода и небо на картине захватывают, как и мысли о быстротечности жизни. На полотне можно разглядеть церковь, стоящую рядом с кладбищем с покосившимися крестами и заброшенными могилами.

Исаак Левитан вспоминал, что ему было страшно при творении этой картины. Фото: Commons.wikimedia.org

«Золотая осень» (1895)

Государственная Третьяковская галерея

Безусловно, особое место в творчестве Исаака Левитана занимает завораживающая красота русской природы. В 1895 году художник, обитавший в тот момент в усадьбе Горка в Тверской губернии, довольно часто посещал реку Съежа. Считается, что именно на ней он увидел удивительную красоту осени, которую и решил запечатлеть на полотне. Известно, что в ту пору Левитан был вдохновлен и бурным романом с Анной Николаевной Турчаниновой - супругой сенатора и помощника градоначальника Петербурга Ивана Николаевича Турчанинова. Она часто отдыхала в принадлежащей семье усадьбе Горка, где и познакомилась с художником.

Работа над полотном завораживала мастера. В 1895 году он писал Василию Паленову: «Совсем было собрался ехать к Вам, добрейший Василий Дмитриевич, как вдруг, именно вдруг, меня страстно потянуло работать; увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста… Вместе с тем, как я стал работать, и нервы стали покойнее, и мир стал не так ужасен».

На картине зеленый бугристый склон, который заканчивается широкой речкой. Вода в ней настолько прозрачная и чистая, что легко отражаются прибрежные растения и травы. Мастер постарался изобразить во всей своей красе русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона.

Вместе с девятью другими произведениями Левитана, среди которых были «Март», «Свежий ветер. Волга», «Сумерки», «Папоротники в бору», «Ненюфары» и другие, картина «Золотая осень» экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1896 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву. Купленная Павлом Третьяковым, картина в том же 1896 году была передана им в дар Третьяковской галерее.

Осень вдохновляла и Левитана, и Пушкина. Фото: Commons.wikimedia.org

Спустя четыре года после этого Левитана не стало. В 1901 году в Петербурге и Москве прошли посмертные выставки художника, где было впервые показано и его неоконченное полотно «Озеро».