Название мордва (из русского - в европейских языках: нем. Mordwinen и т.д.) не является исконным самоназванием и, хотя уже давно применяется и самим мордовским населением, представляет собою экзоэтноним, заимствованный из русского языка и служащий для обозначения двух изначально близких друг другу по языку и культуре, но тем не менее обладающих различным этническим самосознанием групп - мокши и эрзи . Впервые данный этноним встречается у Иордана (VI век н.э.) в форме Mordens - один из народов, якобы покорённых готским королём Германарихом. Затем, в X веке - у византийского императора Константина Порфирогенета в качестве названия страны Mordia. В русских летописях Моръдва впервые упоминается в списке народов Среднего Поволжья, входивших в сферу интересов Киевской Руси с самого раннего времени, составленном, как принято полагать, в XI веке. Своим происхождением это название очевидно связано со словами иранских языков, имеющими значение «человек, мужчина».Самоназвание мордвы-эрзи эрь(д)зя , впервые зафикси-ровано, как принято считать, в письме хазарского кагана Иосифа (X век), где в ряду подчинённых хазарами народов, между s-var (очевидно, - сувары, племя, жившее на территории Волжской Булгарии) и c-r-mis (видимо - черемисы, то есть марийцы), упоминается народ arisu. Возможно, это же имя (эрзя) стало основой для названия загадочной страны Arsa(niya) или Arta(b), упоминаемой в трудах арабских географов с X века как один из трёх основных центров русов, наиболее труднодоступный для иноземцев. Происхождение слова эрзя остаётся неясным.Самоназвание мордвы-мокши (морд. мокша ) впервые встречается в источниках XIII века - в записках фламандского путешественника брата Вильгельма де Рубрука среди покорённых Чингисханом народов назван народ Moxel, живущий за Доном на севере, далее которого обитает мордва («Merdas, которых латыняне называют Mеrduinis»). Мокша наряду с эрзей (arjan) упоминается в качестве одного из покорённых татарами народов Среднего Поволжья и в «Сборнике летописей» государственного деятеля при дворе монгольских ханов, перса Рашид ад-Дина (XIV век). Этот этноним, по-видимому, связан с названием реки Мокши, протекающей по исконной территории расселения мордвы-мокши, которое, в свою очередь, может иметь балто-славянскую этимологию: др.-церк.-сл., др.-рус. мокръ «мокрый» + балтийские параллели).Начиная с IX века мордва (в особенности - мокша на юге и востоке) попадает под влияние Волжской Булгарии, а с XI века мордовские земли становятся предметом внимания русских князей (согласно «Слову о погибели Русской земли» Морьдва платила дань мёдом Владимиру Мономаху (1053–1125 гг.)), и мордва принимает участие в борьбе Руси и Булгарии за зоны влияния в Среднем Поволжье. Особенно эта борьба обострилась в конце XII - начале XIII века, когда (в 1221 году) в устье Оки был основан русскими Нижний Новгород, а в мордовских землях возвысился эрзянский князь Пургас, не без успеха боровшийся с русскими, совершая даже походы на Нижний Новгород. Разгром Пургаса нижегородцами в 1229 году состоялся при поддержке сына некоего князя по имени Пуреш (вариант - Пурейша), союзника владимирского князя Юрия, которого некоторые исследователи склонны также считать мордовским князем (в летописях, впрочем, упоминается «Пурешевъ сынъ съ половьци», что даёт основания сомневаться в его мордовском происхождении).Развернувшейся в Среднем Поволжье борьбе положила в XIII веке конец третья сила - монголо-татары, в ходе нашествия которых (в 1237–1238 годах) мордовские земли были подчинены монголам, а часть мордвы-мокши во главе с князьями, по свидетельству бр. Вильгельма де Рубрука (см. выше), была включена в состав монгольского войска и погибла в европейских походах. Для контроля над мордовскими и соседними землями золотоордынцами был в XIV веке основан на р. Мокше город Мухши (ср. тат. мукшы «мордва-мокша» < морд. мокша ), ныне - село Наровчат Пензенской области. С этого времени возрастает тюркское влияние на культуру и язык мордвы-мокши. С другой стороны, на севере со второй половины XIV века мордовские земли попадают под власть нижегородских князей, и растёт русское влияние на мордву-эрзю, происходит частичная ассимиляция её в Окско-Сурском междуречье и сдвиг основной этнической территории эрзи на восток и юго-восток - к среднему течению р.Суры. Жестокий ордынский гнёт, не спасавший от постоянных страшных набегов степняков (отражённых в мордовском фольклоре в цикле исторических песен и преданий о ногайцах), привёл к тому, что большая часть мордвы постепенно склонилась на сторону русских, и в период борьбы Москвы с Казанским ханством мордва уже выступает союзным Москве народом.Окончательное включение всех мордовских земель в состав Русского государства произошло после покорения Москвой Казани в 1552 году. В XVI-XVII веках здесь строятся города, составлявшие оборонительный рубеж на степном пограничье Руси, и сильно возрастает приток русского населения. С этого же времени начинается христианизация мордвы, особый размах получившая в XVIII веке. Реакцией на неё, а также - на усиливающийся социальный и национальный гнёт было так называемое терюшевское (по названию волости) восстание 1808–1810 годов, возглавлявшееся Кузьмой Алексеевым (в русских документах - «Кузька мордовский бог»), пытавшимся на базе языческих мордовских верований создать особую общенациональную религию мордвы (см. о подобных реформаторских неоязыческих движениях в XIX веке у мари и удмуртов в соответствующих разделах).В результате ассимиляции татарами и русскими к XIX веку сложились две особые этнографические группы мордвы: каратаи (внешнее название по селу Большие Каратаи), живущие на юго-западе Татарстана (Тетюшский район), говорящие сегодня по-татарски, но считающие себя мордвой (мокшей) и сохраняющие мордовские особенности традиционной культуры, и терюхане (также внешнее название по селу Большое Терюшево), жившие вНижегородской губернии (сегодня - Дальнеконстантиновский район Нижегородской области), сохранявшие ещё в начале XX века мордовские особенности в культуре и самосознание (мордва-эрзя), сегодня полностью обрусевшие.С другой стороны, вследствие притока русских поселенцев на мордовские земли, закрепощения части (не более 10%) мордовского крестьянства и т.д., с XVII века начинаются миграции мордвы на восток: первоначально - в Поволжье, на территории нынешних Самарской, Ульяновской, Саратовской областей, Татарстана, затем, в XVIII веке - в Заволжье и Предуралье, в Башкирию, Оренбургскую область. Эти миграции привели к чрезвычайно дисперсному и широкому расселению мордвы, которая, однако, и на новых землях сохраняла свою культуру, язык, этническое самосознание. Уже к середине XIX века на коренных мордовских землях обитало едва ли более половины всего мордовского населения России, которое составляло в это время (перед отменой крепостного права в 1861 году) около 670 тыс. человек. Движение мордвы на восток продолжалось и во второй половине XIX века: по переписи 1897 года в России мордвы жило 1 миллион 22 тысячи человек, из них более 30 тысяч - в Зауралье, Сибири и Северном Казахстане.После революции 1917 года в России мордовский народ получил автономию: в 1928 году создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 году в Мордовскую автономную область (с 1934 года - Мордовская автономная республика). В силу дисперсного расселения мордвы первоначально менее трети всего мордовского населения России (по переписи 1926 года - 1 миллион 339 тыс. человек) оказалось живущим в пределах созданной автономии, среди населения которой мордва составляла в 1928 г. 32,2% (452 тыс. чел.), а в 1930 г., после изменения границ - 38,5% (501 тыс. чел.). В годы индустриализации и Второй мировой войны численность мордвы как в целом по России, так и в пределах Мордовской республики сократилась - преимущественно за счет ассимиляции, чему способствовали дисперсность расселения мордвы, наличие двух литературных языков, урбанизация, ликвидация мордовских национальных районов, созданных в 1930-е гг. в Пензенской и Самарской областях. По переписи 1959 года численность мордвы в СССР была 1 миллион 285 тысяч человек, из них в Мордовии жило 358 тысяч. Процесс сокращения численности мордвы продолжался и в 1960–1980-е гг.: 1970 г. - 1 млн. 262 тыс., 1979 г. - 1 млн. 192 тыс., 1989 г. - 1 млн. 154 тыс. человек в пределах СССР. При этом лишь 740 тыс. человек в 1989 г. (64%) считали родным один из мордовских языков. В Мордовии в 1989 г. жило 313,4 тыс. лиц мордовской национальности, из которых 277,3 тыс. (88%) считали родным один из мордовских языков.Говоря о современных этносоциальных процессах у мордвы, следует иметь в виду, что, в силу языковой и этнической близости мокши и эрзи, того, что на протяжении длительного времени по отношению к тем и другим применяется единый экзоэтноним мордва, существует мордовскаягосударственность, среди мордвы рельно распространено своеобразное «двойственное» этническое самосознание, когда человек считает себя, с одной стороны, принадлежащим к «мордовскому народу», а с другой - к одному из его так называемых «субэтнических подразделений» (мокше или эрзе). В связи с ростом интереса к национальной проблематике, подъёмом национального самосознания в конце 1980-х - начале 1990-х годов в мордовской среде довольно остро ставится вопрос о приоритете общемордовского или «отдельного», мокшанского и эрзянского самосознания, о том, следует ли продолжать использовать привнесённое извне имя мордва в качестве названия народа, или нужно перейти к официальному употреблению двух самоназваний, признав тем самым существавоние двух особых народов.Сегодня мордва-мокша населяет в основном запад и центр Мордовии, а эрзя - восток (см. выше о формировании этнической территории мордвы), при этом большая часть эрзян (составляющих, как принято считать, около двух третей мордвы) живёт за пределами республики, в Пензенской, Ульяновской, Нижегородской, Самарской, Оренбургской областях, в республиках Татарстан и Башкортостан. Мокшане также живут в этих областях и республиках, иногда - в одних сёлах с эрзянами, но в целом за пределами Мордовии их меньше.Помимо этих двух групп и охарактеризованных выше терюхан и каратаев следует упомянуть мордву-шокшу или (у некоторых авторов) теньгушевскую мордву , живущую на крайнем северо-западе Мордовии (около 15 тысяч человек в Теньгушевском и Торбеевском районах) и представляющую собой обособленную как в культурном, так и в языковом отношении мордовскую группу, изначально, возможно, близкую древнеэрзянскому массиву, давно живущую в русском и мокшанском окружении.Ссылки

К числу коренных финно-угорских народов России относятся эрзя и мокша, которых русские традиционно объединяют понятием "мордва", несмотря на то, что эрзянский и мокшанский являются самостоятельными языками. Первоначально мордвой называли только эрзян, которые в конце 14 века попали под власть Нижегородско-Суздальского великого княжества и стали принимать православие (которое сейчас является основной религией эрзян и мокшан).
В ходе переписи населения России 2010 года мордвой назвали себя более 744 тысяч человек (9 место среди ), из них 57 тысяч причислили себя к эрзянам (мордва-эрзя), а 4 тысячи 767 человек - к мокшанам (мордва-мокша). При этом мордовские корни имеют около 20 миллионов человек (информация с официального сайта Республики Мордовия - e-mordovia.ru), например, у известной модели Натальи Водяновой бабушка по отцу была из эрзян.
Женщина / девушка из мордвы в русском языке называется мордовка или мордвинка. Также употребляются названия "эрзянка" и "мокшанка".
Далее представлены самые красивые, на мой взгляд, эрзянки и мокшанки. В список попали только известные, на региональном и общероссийском уровне, девушки и женщины: спортсменки, финалистки конкурсов красоты, радиоведущая, поэтесса и певица.

8 место. Дарья Учватова - представительница Мордовии на международном конкурсе красоты среди девушек финно-угорских народов "Звезда Севера 2011". Дарья, которая является мокшанкой, выиграла в номинации "Голос Севера". Страница Дарьи Учватовой в соцсети "ВКонтакте" - https://vk.com/id65524177


7 место. Надежда Кадышева (род. 1 июня 1959, Горки, Лениногорский район, Татарстан) - певица, солистка ансамбля "Золотое кольцо", народная артистка России, народная артистка Мордовии. Надежда Кадышева - эрзянка, по-эрзянски её фамилии пишется "Кадышень".

6 место. Людмила Батяйкина - победительница конкурса Мисс Мордовия 2010. Эрзянка.

5 место. Татьяна Дудникова - победительница конкурсов "Мисс студентка Финно-Угрии 2012" и "Татьяна Поволжья 2013" (студенческий конкурс среди девушек с именем Татьяна). Работает артисткой балета в Государственном музыкальном театре оперы и балета им. И.М. Яушева, танцевала в балетах: «Жизель», «Лебединое озеро», «Корабль дураков», «Щелкунчик», «Волшебное дерево или сказка о заколдованном принце». Солистка ансамбля танца «Мордовочка» в Институте национальной культуры. Эрзянка. Страница Татьяны ВКонтакте - https://vk.com/dtp.aferistka

4 место. Алина Подгорнова - эрзянская поэтесса. Родилась 19 октября 1991 года в селе Кабаево Дубёнского района Республики Мордовия. Страница на сайте "Эрзянь Вайгель" (Голос эрзи) - http://www.goloserzi.ru/ru/tvorchestvo/literatura/alina-podgornova.html Страница ВК - https://vk.com/id70074719

3 место. Светлана Хоркина (род. 19 января 1979, Белгород) - российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях (1996, 2000), трёхкратная абсолютная чемпионка мира и трёхкратная абсолютная чемпионка Европы. Мокшанка, но в интервью называет себя мордовкой: "Родители у меня мордва, и поскольку во мне их кровь течет, я считаю себя чистокровной мордовкой".

2 место. Наталья Эрзяйкина - ведущая передач на эрзянском языке на национальном радио "Вайгель". Страница Натальи ВКонтакте - https://vk.com/id10604257

1 место. Ольга Каниськина (род. 19 января 1985, Саранск) - легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2008 года, первая в истории спортивной ходьбы трехкратная чемпионка мира (2007, 2009 и 2011 годов), чемпионка Европы 2010 года, двукратная чемпионка России. Эрзянка.

Мордва

МОРДВА́ -ы́; ж. Народ, основное население Мордовии, представители этого народа.

Мордо́вский (см.).

мордва́

(мордовцы), народ, коренное население Мордовии (313 тыс. человек). Численность в России 1073 тыс. человек (1995). Общая численность 1150 тыс. человек. Делятся на этнографические группы эрзя и мокша, каратаев и терюхан. Языки мордовские. Верующие - православные.

МОРДВА

МОРДВА́, народ в Российской Федерации, коренное население Мордовии (284 тыс. чел., 2002). Значительные группы мордвы живут в Московской области (22 тыс. чел.), городе Москве (23 тыс. чел.), Нижегородской (25 тыс. чел.), Саратовской (16,5 тыс. чел), Пензенской (71 тыс. чел.), Ульяновской (50 тыс. чел.), Оренбургской (52 тыс. чел.), Самарской (86 тыс. чел.), Челябинской (18 тыс. чел.) областях, в Татарии (24 тыс. чел.), Чувашии (16 тыс. чел.), Башкирии (26 тыс. чел.), а также в Северо-Западном федеральном округе (15,7 тыс. чел.), Южном федеральном округе (16 тыс. чел.), Сибирском федеральном округе (33 тыс. чел.), Дальневосточном федеральном округе (16 тыс. чел.), в Средней Азии. Численность в Российской Федерации 843 тысячи человек (2002).
Традиционно мордва делится на две основные группы: эрзю и мокшу. Каждая группа сохраняет особенности в материальной культуре (одежда, жилище), народном творчестве. Эрзянский и мокшанский языки составляют особую группу финно-угорских языков и являются самостоятельными литературными языками, на которых издается литература, газеты и журналы. Почти все мордовское население говорит на русском языке. К началу 21 века большая часть мордвы перестала осознавать свою групповую принадлежность. В ходе переписи 2002 года только 49,6 тысяч человек записали себя мокшой и 84,4 тысячи человек - эрзей (причем почти все они живут в самой Мордовии). Среди мордвы выделялись еще две более мелкие этнографические группы: терюхане и каратаи. Терюхане в 19 веке восприняли русский язык и полностью слились с русским населением. Кататаи жили в трех селах на правом берегу Волги в Татарии, говорят на русском и татарском языках. Верующие мордвины - православные.
Данные языка и материальной культуры указывают на автохтонность мордвы в междуречье рек Оки и средней Волги. Изучение древних поселений и могильников мордвы устанавливает преемственную связь с более древними местными племенами городецкой культуры (7 в. до н. э. - 5 в. н. э.). Эти связи прослеживаются в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях. В 7-12 веках у мордвы происходил процесс распада родовой общины, на смену которой с развитием пашенного земледелия пришла сельская община. Однако патриархально-родовые пережитки сохранялись и в последующее время. На формирование мордвы оказали влияние славянские племена. В 1930 году мордовский народ получил автономию, в рамках которой возникла национальная интеллигенция, развитие получили национальный театр, литература и различные виды традиционного народного искусства (вышивка, резьба по дереву), фольклор (исторические песни, лирика).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "мордва" в других словарях:

    Мордва, ы … Русское словесное ударение

    Самоназвание мокшет, эрзят … Википедия

    - (собир.) – название фин. уг. народа на территории бывш. Сарат., Сам., Тамб., Пенз., Нижегор. губ., др. русск. мордва (Пов. врем. лет), впервые – в форме Моrdеns (Иордан 23) – среди народов, подвластных Эрманариху; см. Сетэлэ, SSUF, 1885, стр. 92; … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Мордва, мордвы, мордвы, мордв, мордве, мордвам, мордву, мордвы, мордвой, мордвою, мордвами, мордве, мордвах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    МОРДВА, мордвы, мн. нет, жен. Финская народность, живущая в Мордовской АССР, а также (среди других народностей) в Среднем Поволжье. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    МОРДВА, ы, жен., собир., ед. мордвин, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Мордовии. | жен. мордовка, и. | прил. мордовский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Мордвин, мордовец, эрзя Словарь русских синонимов. мордва сущ., кол во синонимов: 3 мордвин (2) морд … Словарь синонимов

    мордва - МОРДВА, ы, ж Собир. и {{stl 8}}Мордвины{{/stl 8}}, ин, мн (ед мордвин, а, м) и МОРДОВЦЫ, ев, мн (ед мордовец, вца, м). Народ, составляющий основное коренное население Республики Мордовии, расположенной в России, на северо западе Приволжской… … Толковый словарь русских существительных

    - (самоназвания мокша, эрзя, шокша, каратаи, терюхане) народ общей численностью 1150 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 1073 тыс. чел., в т.ч. Мордовия 313 тыс. чел. Другие страны расселения: Казахстан 30 тыс. чел., Украина… … Современная энциклопедия

    - (мордовцы) народ, коренное население Мордовии (313,4 тыс. человек). Численность в Российской Федерации 1073 тыс. человек (1992). Общая численность 1150 тыс. человек. Делятся на этнографические группы эрзя и мокша, каратаев и терюхан. Языки… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Мордва , Смирнов. Мордва: Ист.-этногр. очерк И. Н. Смирнова W 483/9 (т. 1, ч. 2) U 223/85 (т. 1, ч. 2) W 516/197 (т. 1, ч. 2) МК (т. 1, ч. 2):Казань: тип. Ун-та, 1895: Воспроизведено в оригинальной авторской…

1. История

Этноним мордва — один из древнейших в Восточной Европе. Впервые он упоминается в VI веке, в труде византийского историка Иордана «Гетика» в форме "морденс". В X веке византийский император Константин Багрянородный писал о стране Мордии. А в следующем столетии русские летописи начинают упоминать о мордве.

Слово мордва - древнерусское. В своей основе оно восходит к скифо-иранскому мард — мужчина). Этот филологический факт свидетельствует о том, что мордва с древнейших времен очень тесно сблизилась с индоевропейскими народами, в частности со скифами и сарматами. А частица -ва носит оттенок собирательности, как и в других древнерусских этнонимах: литва, татарва.
Сами мордвины - угро-финны по происхождению - называют себя мордвой обычно при контактах с другими народами. Общаясь между собой, они применяют самоназвания эрзя и мокша. Это два крупных субэтноса, на которые делится мордовский народ (есть и другие, более мелкие). В количественном отношении эрзя примерно в два раза превосходит мокшу.

Вхождение мордвы в состав русских земель началось еще в XI-XII веках. Незадолго перед монгольским нашествием на эрзянских землях образовалось протогосударство, именуемого в русских летописях «Пургасовой волостью», так как во главе ее стоял князь Пургас. Одно время он с успехом соперничал с нижегородцами, но в конце концов был разгромлен ими.
Присоединение мордовских земель к России завершилось в 1552 году с падением Казанского ханства.

Созданием национальной государственности у мордвы озаботилась Советская власть. В 1930 году была образована Мордовская автономная область, спустя четыре года преобразованная в Мордовскую автономную республику, которая с 1991 года носит именование Республика Мордовия.
Сегодня мордва - крупнейший финноязычный этнос Российской Федерации, даже несмотря на то, что за последние десятилетия его численность сократилась с 1.100.000 до 840.000 человек.
В связи с этим венгерские учёные пришли к выводу, что в течение следующего тысячелетия мордва, как, впрочем, и другие угро-финские этносы, исчезнут вообще. Будем надеяться, однако, что это страшилка не сбудется.

2. Религия, культура, обычаи

Среди мордвы распространено двойственное этническое самосознание. Мордвин считает себя, с одной стороны, принадлежащим к «мордовскому народу», а с другой — к одному из двух крупнейших субэтносов - мокше или эрзе.

Мокша

Они различаются даже внешне: если эрзя выглядят как европеоиды, то у мокшан ярко выражены монголоидные черты.
Русские этнографы конца 19 века отмечали, что по характеру эрзя и мокша резко различаются между собой. Эрзя на землю и хозяйство смотрит как на святыню, дорожит ими. Они очень чистоплотны и опрятны. Стол, скамьи, лавки в эрзянском доме всегда тщательно вымыты, пол старательно выметен, каравай хлеба и солонка покрыты чистою скатертью.

Мокшане же в то время слыли чуть не за диких людей - неряшливых и мало способных к прогрессивным формам земледелия и ремесел.
Традиционная мордовская пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб, выпеченный в горячей печи на капустных листьях, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, пшенные блины, которые выпекаются очень толстыми, пироги с различной начинкой.
На крестины варили молочную пшённую кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав её, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке. К свадьбе пекли главный пирог — лукш из кислого ржаного теста с начинкой из 10—12 слоев, а также пироги «груди молодушки» с начинкой из творога.
В дохристианских религиозных верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств. Божества в мужском образе считались их мужьями.
Ничего доброго от своих идолов мордва не ждала. Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не задобрить их молениями и жертвоприношениями.

Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях остатки язычества, вплоть до того, что имя верховного божества языческого пантеона - Шкай, или Нишке - перенесено на христианского бога.

- 8912

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале 18 138 человек, относящихся к мордве (0,5 процента от общего количества жителей). В 1989 году было 27 095 (0,7 процента).

Когда я начал готовить материал о мордве Южного Урала, сразу поразился нескольким моментам. Оказывается, те, кого мы привычно именуем мордвинами и мордовками, сами себя так никогда не называли, это имя им дали другие народы. Но неоднородность этносов, объединенных словом «мордва», не помешала им стать в ряд коренных народов страны. Взаимопроникновение зашло так глубоко, что разобраться, где мордва, русские и другие россияне, очень трудно.

Эрзя + мокша = мордва

Мордва – экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя. Слово «мордва» появилось в письменных источниках довольно рано, отмечают ученые. Первое достоверное упоминание есть в книге готского историка Иордана VI века «О происхождении и деяниях гетов». Говоря о народах Восточной Европы, он упоминает и морденс, то есть мордву. Этноним восходит к ирано-скифским языкам (по-ирански мард – мужчина).

По переписи 1989 года, в России 1 117 429 человек считали себя мордвой. По переписи 2002 года, в качестве таковых обозначились 843 350 россиян, в том числе мокшанами и эрзянами назвались 49 624 и 84 407 соответственно.

Основная территория проживания мокшан – бассейн реки Мокши, эрзян – бассейн реки Суры. У мокшан язык мокшанский, у эрзян - эрзянский. Рядом с белокурыми и сероглазыми людьми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты со смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Многие эрзяне выше ростом.

Мордва исповедует православие, в меньшей степени лютеранство, есть также приверженцы дохристианских языческих традиций и молокане. Главный музыкальный инструмент – нюди, нудей (двойной кларнет из двух скрепленных по бокам полых тростниковых трубок). Главное блюдо – пшенные блины.

Эрзяне и мокшане первыми из этносов Среднего Поволжья присоединились к России, подчеркивают историки из столицы Мордовии Саранска. В 2012 году в стране будет отмечаться 1000-летие единения мордвы с народами нашего государства. Хотя многие помнят, что в 1985 году праздновалось 500-летие присоединения.

В XVI веке мордва подверглась насильственному массовому крещению. Обрусение было неудержимым, многие селения утеряли свои прежние названия, их нельзя отличить от русских. «Край мой! Любимая Русь и Мордва!» – воскликнул позже Сергей Есенин.

В июле 1928 года на заседании Совета народных комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа было предложено назвать его Мордовским на основании того, что слова «мокша» и «эрзя» не на слуху, а имя «мордва» всем известно. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет народных комиссаров создали Мордовский округ в составе Средне-Волжской области.

Самые известные

Среди мордвы много по-настоящему знаменитых людей. По мнению Льва Толстого и академика Дмитрия Лихачева, мордвином был знаменитый протопоп Аввакум (1620 – 1682 годы). В наш список также входит известный историк Василий Ключевский. Очень много знаменитостей среди эрзян: патриарх Никон (в миру – Никита Минов, 1605-1681 годы), скульптор Степан Эрзя (пишут также «Эрьзя», настоящая фамилия – Нефедов), легендарный комдив Василий Чапаев, певица Лидия Русланова, баритональный бас Илларион Яушев, народная артистка России, певица Надежда Кадышева, супермодель Наталья Водянова, актер Николай Чиндяйкин, губернатор Приморского края Сергей Дарькин, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Ольга Каниськина и Валерий Борчин, художник Никас Сафронов, группа «Братья Гримм» (близнецы Борис и Константин Бурдаевы) и другие достойные люди. Не уступают здесь и мокшане: Николай Мордвинов (1754-1845 годы) – русский государственный и общественный деятель, экономист, граф; митрополит Антоний (Вадковский, 1846-1912 годы жизни) – епископ Выборгский и Финляндский, Михаил Девятаев (летчик, угнавший самолет из немецкого плена, Герой Советского Союза), Алексей Маресьев (летал на военном самолете в протезах, прототип главного героя «Повести о настоящем человеке» писателя Бориса Полевого), Андрей Кижеватов – защитник Брестской крепости, Герой Советского Союза (посмертно). Удивительно, но саранские исследователи нашли мокшанские корни и у писателя, режиссера и актера Василия Шукшина. К знаменитым мокшанам также относят: композитора, лауреата премии имени Д.Д. Шостаковича Союза композиторов России Нину Кошелеву, поэта-фронтовика Ивана Чигодайкина, двукратную олимпийскую чемпионку, гимнастку Светлану Хоркину, экс-чемпиона мира по боксу в супертяжелом весе по версии WBC Олега Маскаева и многих других интересных людей. Звезда мирового хоккея Александр Овечкин тоже мордвин! Художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова и «Табакерки», большой русский актер Олег Табаков «признался», что его дед – мордвин.

Появление на Южном Урале

Мордва переселялась в наши края в разное время. Первая волна связана с оттоком на восток страны в связи с русской экспансией в XVI веке. Историки пишут, что в начале и середине XVII века мокшане и эрзяне перемещались за Волгу, а в XVIII веке широко расселялись по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. Дальнейшей миграции способствовало создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей.

Временем массового перемещения мордовских крестьян в наши края была вторая половина 20-х годов XX века. Разоренная после Гражданской войны страна никак не могла встать на ноги. На территории мордовского края происходили мощные вооруженные выступления крестьянства. Было решено переселять людей на восток, в частности, в наши края.

В 1925 году в южноуральском селе Остроленка организовали переселенческую контору. Весной 1928 года началось заселение поселка № 48 (в просторечии «Мордва», в будущем, с 1961 года, – Березки) пятью мордовскими семьями братьев Степкиных, а также семьями Сыркиных и Артемовых. Они привезли с собой скот, хозяйственный инвентарь, ткацкий станок, домашнюю утварь и т.д. Построили землянки. Занялись землепашеством. Из Мордовии к новому месту потянулись родственники и земляки, жившие на родине в крайней нужде. Всего в поселке насчитывалось около 80 дворов. В 40-50-х годах, после открытия Астафьевского месторождения горного хрусталя, березовцы стали работать на открывшемся по соседству Южном руднике. В 1981 году всех осташихся жителей переселили в поселок Южный. Березки ликвидировали.
В Верхнеуральском районе есть поселок Ивановский, который основан в 1920-е годы выходцами из Мордовии и назван по имени одного первопоселенца. В нем 250 человек. Житель этого поселка Василий Здунов в годы Великой Отечественной стал Героем Советского Союза, участником Парада Победы.

В 30-х годах в область направляли раскулаченных. В то время на Южный Урал попали многие мордовские семьи. Зажиточные мордовские старики тогда говорили: «Если лодыри поднялись, им надо все съесть». В 40-х годах представители мордвы приезжали в область как трудармейцы. После Великой Отечественной войны в республике было голодно. Денег не было, в колхозе за «палочки» работали. Люди отправлялись на восток, в Челябинске они устраивались на ЧТЗ, ЧМК. Многие поселилось в поселках Малакуль и Партизан.

Перебирались из Мордовии в нашу область и позже, в 70-х годах. «Я приехала в Челябинск в 1971 году, – рассказывает руководитель областного центра финно-угорской культуры «Стерх», мордовка-мокша Анна Исаева. – Смотрю, в магазинах колбаса лежит, много других товаров. А у нас тогда плохо было, за колбасой сутками стояли. В 1972 году вышла замуж за русского. Наш сын записался мордвином: «Мама, хочу, чтобы вашей нации было больше». За мной брат и сестра приехали. Сестра - Анастасия Бурлакова, брат – Петр Паршин». Мордва живет в Троицком, Нагайбакском и Варненском районах области, а также в Ленинском, Тракторозаводском и Металлургическом районах Челябинска. 30 июня 1891 года в поселке Кулевчи ныне Варненского района родился прозаик, драматург и публицист Александр Завалишин. В наш список входят бывший глава Карталинского района Александр Сутункин и нынешний – Анатолий Вдовин. Заместителем начальника Челябинской пригородной дирекции ЮУЖД работает Валерий Яковлев. В Челябинске жил и работал художник Василий Неясов, его дочь Ольга Гладышева преподает в художественном училище. Детская писательница Татьяна Тимохина писала на русском и мордовском языках. Пенсионер Егор Четыркин всю жизнь работал художником-оформителем на ЧТЗ. Недавно ушел из жизни художник Степан Алешкин, его сыновья учились в одной школе с бардом Олегом Митяевым, сейчас они в Саранске: художник Андрей Алешкин (автор герба и флага Мордовии, возглавлял Союз художников республики, работал в правительстве, учился в Финляндии и теперь без него не обходятся встречи высоких финских гостей) и священник Алексей Алешкин. Кстати, многие сейчас уезжают на историческую родину. Покинули область активисты центра «Стерх» Валентина Шахоткина и Виктор Юткин.
Не все знают, что знаменитая Людмила Татьяничева родилась в Мордовии, у нее есть стихи о родине.

Центр «Стерх»

«Мы только последние 20 лет стали вспоминать, кто эрзя, кто мокша, – говорит Анна Исаева. – А раньше все писались мордвой». Анна Михайловна после переезда в Челябинск работала штамповщицей на ЧТЗ, потом стала табельщицей, заместителем главного бухгалтера цеха. На пенсию ушла с должности заместителя директора муниципального учреждения социальной помощи.

Государственный ансамбль песни и пляски «Уморина» выступал в Челябинске на Днях мордовской культуры, они прошли 8-10 апреля 2010 года и были посвящены 1000-летию единения с народами Российского государства. Примечательно, что праздник состоялся в год всероссийской переписи населения, мордве Южного Урала вовремя напомнили о корнях. После торжеств Анна Исаева и Наталья Дюрягина, заведующая челябинской библиотекой № 11 имени Гашека (в ней находится центр «Стерх»), получили грамоты и подарки от главы Мордовии Николая Меркушкина. Он уделяет большое внимание диаспорам в регионах.

В поселке Скалистый Троицкого района проходил областной праздник национальной культуры, на нем выступила народная артистка Мордовии Нина Спиркина. В районах Южного Урала есть вокальные коллективы, в которых поют и русские. В Чесме ансамбль называется «Мокшанят» («Мокшаночка»). В Нагайбакском районе, в поселке Южный, потомки переселенцев создали ансамбль «Келуне» («Березка»).
- Я была в первом классе, когда мама стала ткать ткань для мордовской национальной одежды, – рассказывает А. Исаева. – «Анна, давай набивай челнок!» «Мама, кому это сейчас надо?» «Придет время, сама наденешь, и всем показывать будешь», – сказала тогда дочери Екатерина Ефимовна.

Так и вышло. Костюм Анны Михайловны сейчас висит в музее «Стерха». Она надевает его раз в год, когда проходит городской общественно-политический вернисаж. Вслед за ней и другие руководители национально-культурных центров стали облачаться в свои наряды. Примеряя для фотосессии костюм, Анна Михайловна рассказала, что мордовская невеста одевается около двух часов, а помогают ей пять человек. Надо облачиться в пять-семь рубах, надеть венок (ашкотв) на голову, навесить на плечи и на пояс много звенящих украшений (монет, колокольчиков). Анна Исаева достает это богатство из специального мешка. «Говорят, сначала мордовку услышишь по бренчанию украшений, - с улыбкой комментирует Наталья Дюрягина, - и только потом увидишь».

В музее центра «Стерх» много традиционных мордовских свистулек. Анна Исаева каждый год привозит их с родины. Замечательные изделия ей дарит директор Рузаевской художественной школы Владимир Калмыков. Среди экспонатов – забавные лошадки (автор Александр Гаушев), кукла в национальном костюме, матрешки, старичок-лесовичок, половики из 30-х годов XX века, корзины для собирания грибов.

Гордые люди

Насколько я понял, самые главные качества мордвы – гордость, сила воли и некая стремительность. Этим пропитана огромная книга «МОРДВА. Эрзя. Мокша» (991 страница!), выпущенная в Саранске в 2004 году. Ее авторы подчеркивают самодостаточность эрзян и мокшан. В главе о присоединении к России отмечается, что покорения не было. Саранские ученые также пишут, что неверно считать, будто мордва была частью Волжской Булгарии (современного Татарстана).

Я спросил у представителей челябинской мордвы, чем отличаются эрзя и мокша. Мне сказали, что ничем, только языком. В нашей области, как и в других регионах, у этих двуединых народов действительно нет никаких противоречий. Между тем в Республике Мордовия все сложнее. Я это понял, когда заглянул на сайты РМ. Сразу удивило, что практически во всех анекдотах обыгрываются взаимоотношения мокши, эрзи и мордвы. Пытаясь понять этот феномен, автор неожиданно обнаружил, что многие современные эрзяне и мокшане не считают себя мордвинами и мордовками. Большая часть «паспортных» мордвинов живет за пределами республики.

Особенно упорствуют эрзяне, они опасаются за свою идентичность. Дискуссия обостряется перед переписью населения. В эти дни звучат призывы «помнить имя свое». Эрзяне считают себя потомками арийцев (эрзя – от слов «эрий», «арий» – житель) и возмущаются, что российские ученые их не замечают. Они убеждены, что эрзянское прошлое – это история Руси.