Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной. Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно. По этой причине редакция SuperCook.ru провела свои собственные фундаментальные научно-исторические исследования, наконец-то прояснившие эту великую древнюю тайну.


Наш всесильный русский языческий Бог Дед Мороз могуч и велик во всем, в том числе и в способности по-русски превелико выпивать – с божественным здоровьем у него все в порядке, никакие хвори и опьянения его не берут…

Однажды у великого русского Бога-Отца Деда Мороза и божественной Снежной Вьюги-Метелицы родился Бог-Сын Снеговик. По причине зачатия в состояниии крепкого новогоднего подпития родителей, он родился несколько слабоватым умом, но очень добрым и отзывчивым. Привычку выпивать он от Отца не перенял, потому совсем не пьет, а всякой еде предпочитает мороженое.

В один прекрасный момент у зимнего Бога-Сына Снеговика и русской богини Весны-Красны родилась дочка Снегурочка. Так как у непьющего Снеговика с божественной генетикой все в порядке, его дочка уродилась на славу!

Всем Снегурочка вышла – и перенятой от Весны-Красны невиданной божественной красотой, и умом, и сообразительностью, и перенятыми от Снеговика добротой и несклонностью к принятию алкоголя.

Божественные мамашки Бога-Сына Снеговика (сына Деда Мороза и Снежной Вьюги-Метелицы), и Богини-Внучки Снегурочки (дочки Снеговика и Весны-Красны) быстренько от этой развеселой разгульной новогодней компании разбежались и появляются там нечасто. Мудрая Весна-Красна предпочитает общаться с Дедом Морозом, Снеговиком и Снегурочкой лишь кратенько, перед самым наступлением весеннего тепла, когда наши веселые новогодние Бог-Отец Дед Мороз, Бог-Сын Снеговик и Богиня-Внучка Снегурочка уже собираются к отъезду на все лето в свою вотчину на Диком Дальнем Севере. А вот более смелая и решительная божественная Снежная Вьюга-Метелица эпизодически навещает своих новогодних родственников в течение всей зимы, да и летом тоже иногда заглядывает их проведать в северной Стране Вечных Снегов.

А вот что известно о Снегурочке из других, более ранних источников.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.


В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).


История Снегурочки.

Снегурочка - русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.


Образ Снегурочки не зафиксирован в древнем русском народном обряде. Снегурочка – сравнительно недавнее достижение русской культуры.

Ныне часто фигурирует глубоко ошибочное, антинаучное мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы.

Здесь вспомним, что в исторической науке существует термин «кабинетная мифология», в которой известные разрозненные факты искусственно «притягиваются за уши», мощно дополняются собственной фантазией "исследователя", и в результате возникает квазиисторическое сочинение в стиле фэнтези, не имеющее ничего общего с реальностью. Зачастую, такие ученые-мифологи работают под заказ властей – местных или государственных.

В исторической науке «кабинетная мифология» не вчера возникла и не завтра исчезнет. Во всех науках всегда были и есть любители посочинять отсебятину, не связанную с действительностью. Связь образа русской Снегурочки с Костромой была "найдена" костромскими краеведами, когда власти Костромы решили объявить свои места родиной Снегурочки.

Заметим, что якобы "древний" обряд, связанный с образом Костромы, был впервые отмечен и описан только в XIX веке, так что древность сведений о нем весьма невелика. Много позже из этих описаний местные костромские «кабинетные мифологи» сделали выводы, будто миф о Снегурочке возник из "древнего" славянского обряда похорон Костромы, который проводился крестьянами в местностях вокруг города Кострома.

Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.

Мара

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.

Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома - не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.

Морана (Марана, Кострома…) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть - черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.

Марена

Множественность в русском языке имен Мораны-Костромы не удивительна. В XIX веке на Руси еще существовало множество местных особенностей русского языка, к середине ХХ века практически исчезнувших из-за введения единого стандартизованного образования. Например, один и тот же древний языческий праздник урожая, традиционно отмечаемый в день осеннего равноденствия, в разных местностях России именовался Вересень, Таусень, Овсень, Авсень, Усень, Осень, Радогощь.

Зима Марена

Сожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая религия друидов/волхвов (у славян языческие священнослужители-друиды именовались "волхвы").

В дохристианские времена чучело Зимы уничтожали утоплением в воде или сжиганием в день весеннего равноденствия во время языческого праздника Комоедицы (см. подробности). Позднее, когда победившая христианская церковь под страхом тяжкой кары запретила языческую Комоедицу и ввела взамен христианский праздник Масленицу (в Европе именуемый "карнавал"), чучело Зимы люди стали уничтожать в последний день Масленицы.

Обряд сожжения на Комоедицу в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленицы) чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель.

Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы) – это всего лишь нелепые антинаучные натяжки излишне остроумных костромских краеведов, действовавших под заказ местных властей.

Бессмысленны и попытки искать корни родства Снегурочки в дохристианской мифологии славян, которая к XIII веку была полностью и невосстановимо уничтожена церковниками, и о которой ныне практически ничего неизвестно.

В жестокие средневековые времена внедрения христианства на завоеванной и порабощенной пришлыми скандинавскими бандитами-варягами (викингами) Руси русский народ лишился и своей мифологии, и древней славянской рунической письменности, а вместе с рунической письменностью – и всех своих исторических хроник, которые вели волхвы. Именно тогда история, верования и обычаи славян дохристианских времен в течение нескольких веков старательно уничтожались церковниками и варяжскими властями и стали неведомыми.

Обратимся к реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки.

Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти.

В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать.

Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчество и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали.

С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Снегурочка Островского

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.


Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Изумительная русская культура XIX века породила еще одно подобное уникальное произведение - оперу «Иоланта», в которой тоже нет ни одного отрицательного персонажа, и вся фабула тоже строится на борьбе добрых благородных героев с неблагоприятными природными обстоятельствами. Вот только в опере «Иоланта» герои (с помощью достижений науки) побеждают, а в народной сказке «Снегурочка» героиня гибнет под воздействием неодолимой силы земной природы.

Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами "снеговик" и "снег", - сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века.

Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж.

Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев (см. второй том его труда «Поэтические воззрения славян на природу», 1867 год).

Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку - боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Снегурка

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок.

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.


В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки.

Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

Впрочем, два из секретных адресов Снегурочки уже известны : Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3, Снегурочке и Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки На эти адреса Снегурочке можно отправлять письма в надежде получить ответ от Снегурочки или от ее добрых помощников.


Кострома. Терем Снегурочки зимой.

А вот у Деда Мороза официальных резиденций сразу несколько.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в «луковичном» стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем тоже очень нравится.

Если ты захочешь послать письмо или открытку Деду Морозу обычной почтой, пиши на очень простой адрес: Куда: Север Кому: Деду Морозу (индекса не надо - этот адрес на почте все знают, и письмо обязательно дойдет, можешь быть уверен)

Письма Деду Морозу

Или ты можешь написать на письме полный почтовый адрес Дедушки Мороза: Россия, 162390, Вологодская область, г. Великий Устюг, Деду Морозу



взято с big-rostov.ru

Где-то на краю земли в деревянном доме живет старичок. В его хоромах полно удивительных вещей: огромный трон, теплый камин, кровать с отдельными подушками на каждый день и даже комната желаний. С наступлением холодов, когда снег ложится уверенным покровом на землю, начинает дедушка обход владений. То речку заморозит, то дерево оденет в иней, а то вьюгу на дома людей пошлет. В новогоднюю же ночь он является с огромным мешком подарков за плечом. Достает оттуда разноцветные большие и маленькие сюрпризы и дарит детям счастье, радость и чудо. Самое настоящее волшебство. Кто же показывает его малышам? Без кого невозможно в наше время представить Новый год? И кто этот загадочный старичок с белой бородой? Конечно же, Дед Мороз! История его возникновения очень занимательная, а современная жизнь еще интересней.

Прообраз Дедушки Мороза

взято с bigslide.ru

Кто такой этот Мороз Красный нос и сколько ему лет − вопросы, которые волнуют и детишек, и многих взрослых. Много кто интересуется, но мало кто знает, что согласно многим источникам Волшебнику уже не менее 2 тысяч лет! Его прообразом наши предки славяне считали могучего и хмурого старика Трескуна. В народе называли его еще:

  • Зимник;
  • Морозко;
  • Морок;
  • Студенец.

Языческий бог обладал огромной силой. Он мог замораживать одним дуновением. Под его ногами замерзали реки и озера, а от взмаха палки в руках деревья покрывались инеем. Вот где был настоящий Дед Мороз! В те времена ни о каком добром новогоднем волшебнике и речи быть не могло. Внешне он был очень похож на современного гостя новогодних праздников, только ростом отличался маленьким. Деда остерегались, а встречи с ним очень боялись, ведь можно было остаться в лесу замороженным навсегда. Некоторые суеверные люди до сих пор при дуновении метели низко опускают голову и прячут глаза, чтобы не встретиться взглядом с повелителем зимы. Не верящие в подобные образы толкуют такие деяния просто осторожностью перед завирухой, когда не хочется ощутить вкус снега на губах и холод за воротом.

Подтверждением того, что история появления Деда Мороза не является выдуманной, является и факт существования вполне реального Святого – Николая Чудотворца. Старец жил в 4 веке в городе Патары (Малая Азия) и творил богоугодные дела. Он стал прототипом нынешнего Зимнего кудесника и благодаря внешнему сходству, и добрым деяниям.

В 1700 году указом Петра Первого Новый год стал официально отмечаемым праздником. Символом и гостем утренников, новогодних вечеров и гуляний вполне мог стать как раз Дед Мороз. Палку он в то время уже сменил на менее грозный посох, а послушным детям стал приносить подарки. Шалунам, которые баловались и огорчали родителей и учителей своим поведением, доставались «колотушки» розгами.

Если во все времена сказания о Дед Морозе были только на слуху, то в 1840 году впервые кудесник был упомянут в литературе. Он фигурировал в рассказе Одоевского, где читатели наконец-то узнали настоящее имя старика − Мороз Иванович. Нрав у него по-прежнему был крут, сам он отличался могуществом, но в характере появилась доброта, сочувствие и понимание.

В 20 веке в разные периоды отмечания новогодних праздников, как и установка елки, то запрещались, то снова возобновлялись. И уже с 1935 года официально при Сталине было объявлено торжество с 31 декабря на 1 января. Гостем программ обозначался именно Дед Мороз, который в этом же 35-ом году впервые показался на празднике в Москве со Снегурочкой.

Свой День Рождения русский Дедушка Мороз с недавних пор празднует 18 ноября. Дата эта является знаменательной с точки зрения изменений погодных условий. По данным, которые были получены в результате обобщения цифр за много лет, именно с этого дня в России наступает настоящая зима. Земля укрывается надежным слоем снега и приходят зимние морозы. Детишки любят праздновать день Рождения их кумира, а потому присылают ему открытки с поздравлениями и подарки, сделанные собственными руками.

Дед Мороз в разных странах

взято с classpic.ru

Тем, кто хотел бы узнать что-то из рубрики « Дед Мороз интересные факты», предлагается познавательная информация. В первую очередь, следует упомянуть о Деде Морозе и Санта Клаусе. В настоящее время на новогодних плакатах, как и в современных мультфильмах и кинолентах, эти два образа зачастую отождествляют или заставляют сродниться. Действительно, зимние старички очень походят друг на друга: те же белые борода и усы, глаза с усмешкой, теплое одеяние и подарки для деток. Вот только наш Мороз:

  • высок, могуч и статен;
  • не изменяет вкусом в одежде: носит длинную шубу и высокую шапку с меховой окантовкой;
  • всегда появляется с волшебным посохом;
  • кладет подарки детям под елку, пока те спят.

Санта Клаус же часто появляется в очках, носит курточку и штаны красного цвета, красный колпак с помпоном, а в дом к детишкам попадает через дымоход. Многие семьи нашей страны переняли американскую традицию развешивать у камина красочные носки, в которые Санта прячет подарки для деток. Это и дополнительное развлечение, и декорирование помещений к новогодним праздникам, и для ребятишек запоминающееся событие.

Санта Клаус в разных странах выглядит по-разному, да и способ доставки подарков малышам отличается. Так, во Франции Пер Ноэль помещает сюрпризы в башмаки, которые предусмотрительные хозяева домов оставляют перед камином. Приезжает же Волшебник в обители на осле, да еще и в деревянных башмаках. Вместо мешка у него имеется корзина с подарками, а кафтан оснащается капюшоном.

В Голландии кудесника зовут Синдерклаас. Он неизменно обут в белые сапоги и одет в кафтан. Перед Новогодней ночью волшебник пребывает в столицу на корабле, а подарки детишкам раздают приближенные Синдерклааса − мавры.

Фины называют Деда Мороза Йоулупукки. Он очень похож на Санта Клауса, только вот живет в Лапландии (север Финляндии) вместе со своей женой. Любимым занятием Дедушки является кормления любимого оленя Рудольфа лишайником и, конечно же, дарение подарков заждавшимся его детишкам.

В Италии Мороза называют Баббо Натале, в Грузии – Товлис Бабуа, в Армении он носит имя Дзмер Папи. Белорусские детишки встречают Зюзю или Дзэда, а эстонские − Йыулувану. На Гавайях Волшебнику разрешено являться не в длинной шубе и штанах, а курточке и шортах, а в Австралии Санта может нарядиться в смешную синюю шапку-тюбетейку из меха.

Где обитает зимний Волшебник?

взято с dvholidays.ru

Город Великий Устюг заслуженно носит свое величественное название. Он окружен великолепными пейзажами, чем олицетворяет истинную русскую природу. Населенный пункт является и родиной великих мастеров по дереву и серебру. Вот почему Великий Устюг стал вотчиной и Деда Мороза. Здесь в тишине, спокойствии и гармонии с окружающим миром живет Покровитель зимы, который каждый год с радостью встречает приехавших в гости ребятишек.

Резиденция Зимнего волшебника находится в 15 км от самого города. Сосновый бор, речка Сухона, деревянные терема способствуют созданию поистине сказочной атмосферы. В самом доме Дедушки царит волшебство. Находятся здесь:

  • гардеробная;
  • тронный зал (комната желаний);
  • спальня;
  • гостиная;
  • остальные из 13 комнат.

В гардеробной Дед Мороз хранит все свои наряды для разных событий. Здесь можно увидеть шубы разных цветов и узоров, летние кафтаны, а также спортивный лыжный костюм! В комнату желаний стремится каждый ребенок, который хочет, чтобы его мечты исполнились. Считается, что достаточно очень-очень чего-то захотеть и подумать об этом, а комната дальше сделает свое дело. Многие детишки и родители возвращаются в комнату повторно, дабы загадать следующее заветное желание. Интересно побывать и в помещении, где собираются многочисленные подарки для самого Дедушки мороза. Дети присылают ему поделки и красивые открытки, а друзья деды Морозы − забавные вещицы, например, шаманский бубен!

Кроме дома в Великом Устюге могучий Волшебник появляется в своих . Хоромы есть в Москве, Питере, Кемерово, в Крыму и в Екатеринбурге. Накануне новогодней ночи Дедушка Мороз вместе со своей любимой внучкой Снегурочкой и помощниками приезжает в гости к ребятам из разных уголков страны. Например, резиденция в Екатеринбурге является единственной на Урале, а потому здесь собираются жители городов близлежащих областей.

Для ребят очень важно провести новогодние праздники в компании Повелителя зимы. Для них Мороз со своей свитой всегда готовит массу развлечений. В резиденциях находятся аттракционы, площадки для игр, каток (в Московских апартаментах), а также увлекательное катание на санях, запряженных оленями!

Письма и подарки

взято с img.com

Дед Мороз в глазах малышей и школьников является олицетворением чудес, волшебства и того, что сказка может стать явью. В такие дни никак нельзя обойтись без главного сюрприза − подарков для ребят. В резиденциях Волшебника, на вотчине и на площадях в городах устраиваются массовые гуляния. Вокруг елки водят хороводы, зажигают гирлянды и пускают фейерверки.

К утренникам в детских садах и школах, как и мероприятиям в резиденциях Деда Мороза, дети готовятся основательно. Самые маленькие разучивают веселые и несложные четверостишья. Ребята постарше могут выучить смешные или повествовательные стихотворения, хором спеть праздничную песенку. За старания ребята одариваются подарками. Из огромного мешка, который Дед Мороз всегда носит с собой, он достает чудесные игрушки, конструкторы, куклы, мячи и много чего еще интересного и такого долгожданного.

Для ребят, которые точно знают, что же они хотели бы получить из этого волшебного мешка, существует почта Деда Мороза. Дети вместе с родителями могут написать письмо Кудеснику, вложить его в красивый и украшенный своими руками конверт и отправить адресату. Чтобы дедушка услышал ребят и подобрал для них подарки, следует быть вежливыми с ним, уважительно относится к нему и его свите, а также благодарить за новогоднее настроение.

Поверья и интересные наблюдения

взято с hmmasters.ru

Многие ошибочно сравнивают Дедушку Мороза со Снежной Королевой. Мол, оба повелевают холодом и вьюгой, замораживают и холодят. Только вот Снежная Королева превращает сердца людей в льдинки, потому что у нее самой вместо сердца в груди находится кусок замерзшей воды. Дед Мороз же, наоборот, согревает сердца своей добротой и теплотой. Он дает каждому шанс исправиться в наступающем новом году, оставить все плохое и неправильное в году уходящем. Он щедро одаривает детей подарками, а взрослых − радостью наблюдать за счастьем своих чад. Только благодаря ему зажигаются на елке разноцветные огоньки, деревья укутываются в иней, а в каждом доме под елкой в новогоднюю ночь появляются подарки.

Личная жизнь дедушки Мороза, по поверьям, сложилась довольно удачно. В женах у него − сама Зима. По одним суевериям у него в бороде живет вьюга, а метель подчиняется его воле, по другим же Вьюга − это его дочка. Любимой внучкой Мороза считается красавица Снегурочка, обладающая добрым сердцем и любовью к детишкам. Снежная девушка всегда сопровождает своего дедушку, помогает поздравлять ребят, водит с ними хороводы и поет песенки. В резиденциях страны для Снегурочки заготовлены личные терема, где она может отдохнуть и заплести свою красивую косу.

Существует еще несколько суеверий, которые определяют деда Мороза как величественного и могучего Повелителя холодов:

  1. Когда Мороз в холода обходит свои владения, он оставляет на стеклах окон неповторимые узоры. Где ступает его нога − льдом покрывается вода, а если посохом ударит он по избе, то треснет бревнышко на срубе.
  2. Кроме морозящего посоха в руках у Волшебника всегда находится мешок с подарками. Считается, что он бездонный. Дед Мороз никогда не роется в нем, дабы извлечь подарок. Он просто пускает туда руку, и в его варежку нужный подарок сам прыгает.
  3. Путешествует Мороз Красный нос на санях, запряженных тремя красавцами жеребцами. Зовут лошадей по именам зимних месяцев − Декабрь, Январь и Февраль.
  4. В гардеробе Кудесника имеются длинные шубы трех цветов: белая, синяя и красная. Все они украшаются сказочными узорами, оторачиваются белым мехом и подпоясываются широким поясом.

В настоящее время факты и поверья относительно этого Волшебника тесно переплелись и создали в тандеме чудесные легенды, предания и поверья. Что из всего правда, а что выдумка, определить довольно трудно. Легко узнать только одно: новогодние праздники, а особенно ночь, наполнены чудесами. И сбываются они особенно у тех, кто верит в них всей душой!

Несомненно, что самые любимые персонажи новогоднего праздника - это Дед Мороз и Снегурочка. Образ Деда Мороза в русском фольклоре складывался на протяжении многих веков. Историки склонны считать, что прототипом нашего Деда Мороза был восточнославянский дух холода Трескун, или, как его еще называли, Студенец. Больше похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных сказок Морозко, в более поздних версиях - Мороз Иванович, Мороз Елкич. Это Дух Зимы - строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом. К 1880-м годам в общественном сознании утвердился некий персонаж с мешком подарков у елки. Правда, звали его по-разному: Святочный старик, Рождественский дед или попросту Елочный дед. В литературной обработке Мороз Иванович появился в 1840 году в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского. Этот добрый седой старик одаривает Рукодельницу за хорошую работу «горстью серебряных монет», а Ленивицу проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. В поэме же Некрасова «Мороз Красный нос» главный герой злой, любящий «кровь вымораживать в жилах и мозг в голове леденить». В детской поэзии конца XIX века Дед Мороз - добрый волшебник. К началу ХХ века образ Деда Мороза как доброго дарителя елок и подарков окончательно закрепился. Традиционно Дед Мороз одет в длинную, по щиколотки, красную шубу, отороченную белым мехом. Сначала шуба его была синей (указывая на северное, холодное происхождение персонажа), на дореволюционных открытках можно встретить и белого Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красном костюме. Шапка его полуовальная в тон шубы. На руках у любимца ребятишек варежки. В одной руке он держит посох, а в другой - мешок с подарками.

Образ Снегурочки также оформился в XIX веке. В 1860 году Г.П.Данилевский опубликовал поэтический вариант русской народной сказки об ожившей снежной девочке. Официальной датой рождения Снегурочки стал 1873 год, когда А.Н.Островский переложил эту народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка». Так местом рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки. В 1874 году «Снегурочка» была напечатана в «Вестнике Европы», затем появилась опера, музыку к которой написал Н.А.Римский-Корсаков. Интересно, что при первом прочтении поэтичная драматическая сказка Островского не вдохновила композитора. Через пять лет, зимой 1879 года, Римский-Корсаков «снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем...». Первое представление «Снегурочки» состоялось 29 января 1882 года в Мариинском театре в бенефис хора русской оперы. Вскоре «Снегурочка» была поставлена в Москве, в Русской частной опере С.И.Мамонтова, а в 1893 году - в Большом театре. Опера имела громадный успех.

Образ Снегурочки и как дочки, и как внучки Мороза разрабатывался в детской и взрослой литературе, в изобразительном искусстве. Но именно благодаря красивой сказке Островского Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения - из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования от этого не потеряла. Внешний облик Снегурочки сложился благодаря трем великим художникам: Васнецову, Врубелю и Рериху. Это на их картинах Снегурочка «обрела» свои знаменитые наряды: светлый сарафан и повязку на голове; белое длинное снежное одеяние, подбитое горностаем, маленькую меховую шубку. До революции Снегурочка на празднике елки никогда не выступала в роли ведущей.

В двадцатые годы прошлого века страна вступила на путь борьбы с «религиозными предрассудками». С 1929 года были отменены все церковные праздники. Рождественский выходной день стал рабочим, но «тайные» елки иногда устраивались. Дед Мороз стал «продуктом антинародной деятельности капиталистов» и «религиозным хламом». Праздник елки вновь был разрешен лишь под новый 1936 год, после того как Сталин произнес знаменательную фразу: «Жить стало хорошо, товарищи. Жить стало веселее». Новогодняя елка, лишившись религиозного контекста, стала символом праздника счастливого детства в нашей стране. С этого времени Дед Мороз был полностью восстановлен в правах. Советский Дед Мороз приносил в мешке пакеты с одинаковыми подарками для всех детей. В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике елки в московском Доме Союзов. Снегурочка стала бессменной спутницей Деда Мороза, помогающей ему во всем (традицию нарушали только в 1960-е годы, когда место Снегурочки на кремлевской елке несколько раз занимал космонавт). Так потом и повелось: девушка, то постарше, то помоложе, с косичками или без, в кокошнике или в шапочке, иногда в окружении зверюшек, иногда поющая, иногда танцующая. Она задает вопросы Деду Морозу, водит с детьми хороводы, помогает раздавать подарки. Вот уже много лет Дед Мороз и Снегурочка украшают любой новогодний праздник, будь то корпоративная вечеринка или детский утренник. Эти сказочные герои являются неотъемлемой частью Нового Года, точно такой же, как красиво наряженная елка и подарки.

Не так давно у российского Деда Мороза появилась собственная резиденция. Она находится в Великом Устюге, что в Вологодской области. К новому 2006 году была открыта усадьба Деда Мороза в Москве, в парке Кузьминки. В ноябре 2006 года в Кузьминках открылся терем Снегурочки. Деревянный двухэтажный терем выполнен по проекту костромских архитекторов в «луковичном» стиле. Внутри, на первом этаже, стоит прялка для Снегурочки-мастерицы. На втором устроена выставка подарков от детей. Это рисунки, поделки из глины, снежинки и другие сувениры, посвященные Новому году.

Новый год неразрывно связан с соответствующими атрибутами: ароматной елочкой, гирляндами и елочными игрушками, Снегурочкой, и, конечно же, ее дедушкой. Редко кто знает, как появился , и вряд ли кому известно, что поначалу он был отрицательным персонажем. Когда-то вместо теплой нарядной шубы он носил плащ, дубасил непослушных детей посохом, и был почти калекой, имея по три пальца на руках. Заинтригованы? Тогда перейдем к истории.

Страх перед Мороком

Русский Дед Мороз ассоциируется с добрым волшебством, весельем и подарками, которые дети находят под елкой и в новогодних сапожках, таких как этот.

Однако все не так просто: восточные славяне когда-то считали его злым зимним духом и называли Мороком, который также упоминается как бог холода и зимы. Ученые, изучающие жизнь древних славян, уверены, что именно от «морока» появилось слово «мороз».

Морок считался воплощением зла и ледяного холода и представлялся как горбатый неряшливый старик, обутый в лапти и одетый в рубаху изо льна. Там, где он проходил, земля, реки и леса превращались в ледяное царство: он все заковывал морозом. Именно свойства превращать живое в мертвое делало облик старца таким зловещим: славяне верили, что тот, кто попадется ему на пути, превратится в кусок льда. Вот откуда пошли выражения «заморочить голову» и «упасть в обморок».

Впоследствии страх уступил место любознательности, и люди выделили ряд примет, например, что снежные и холодные зимы оборачиваются урожайной летом и осенью. Чтобы получить больше урожаев, они стали завлекать Морока в Чистый четверг и святочную неделю, выставляя на крылечко кутью или блины. Говорят, приманка действовала «на ура»: утром еды на крыльце не оказывалось, а рождественские и святочные дни были трескуче морозны.

От злого бога к доброму волшебнику

Перемена отношения к старцу, несколько столетий слывшему злым духом, выразилась в изменении образа. Он «избавился» от лохмотьев и лаптей, и нарядился в валенки, добротную шубу и теплую шапку.

Новый посох украсился бычьей головой, олицетворявшей счастье и плодородие. Хотя его руки по-прежнему представлялись трехпалыми, теперь на них были теплые перчатки.

А вот с внешним видом пока было проблематично: божество оставалось сердитым и косматым, с прозвищем Студенца или Трескунца.

Не Морок, а Мороз Иванович!

Когда свершилось Крещение Руси и язычество всячески выкорчевывалось, о Мороке было забыто, но он никем не был заменен.

Первое упоминание о появилось только в 19 веке, и то это был не наш привычный русский Дед Мороз, а Николай Угодник (Чудотворец). Святой Николай – добрейший старец, прославившийся бескорыстием и готовностью помочь всякому, кто нуждается. При Александре II его образ впервые стал ассоциироваться с новогодними и рождественскими праздниками, но тогда о резиденции Деда Мороза в России еще и не упоминалось. Николай посещал дома и одаривал детишек подарками, которые они находили под елочкой или в рождественском сапожке.




Только ближе к началу 20 века Дед Мороз получил свой сегодняшний статус.

Его «нарядили» в длиннополую красную (синюю) расписную шубу, отороченную густым мехом, теплую шапку и валенки. Посох украсил наконечник – звезда.

Вот как появился Дед Мороз в России, живший тогда, по легенде, в огромном ледяном дворце и спавший на снежных перинах. Где именно стоял дворец старца, никто не знал.

Владимир Одоевский прозвал волшебника Морозом Ивановичем, ведь негоже называть взрослого человека просто по имени. Дед Мороз стал любимцем детей и взрослых, хотя его дары еще нужно было заслужить: их получали только те, кто хорошо вел себя в минувший год. Только послушные и прилежные дети получали конфеты и пряники. Лодырям и грязнулям доставалась ледяная сосулька, а злым кривлякам – удар посохом по лбу!

Когда свершилась революция, о добром волшебнике забыли и даже стали преследовать тех, кто не хотел отказываться от традиций. Но чуть погодя, в 1936 г он вновь появился на детских праздниках – уже в сопровождении внучки Снегурочки.

Наш обновленный русский Дед Мороз превратился в окончательного добряка, превратившего посох из орудия наказания в волшебный пульт управления елочными огнями!

Подарки стали более доступны: их мог получить и лодырь, и неряха, главное, чтобы он рассказал выученный наизусть новогодний стишок или спел песенку.

Ближе к 90-м годам в Росси появилась резиденция – поначалу в Архангельске, позже – в Великом Устюге, где она находится и сегодня. Многие российские дети пишут ему письма, указывая желаемые подарки, и каждый знает, что желание непременно сбудется, ведь Дед Мороз – воплощение доброго чуда, которого с замиранием ждут детские сердца!

Образ доброго и отзывчивого старика возник далеко не сразу. История Деда Мороза формировалась на протяжении тысячелетий. Сначала он был известен как маленький, сгорбленный старикан, с суровым нравом.

Ранние восточные славяне не ставили себе за цель создать положительного персонажа, дарящего радость и любовь. Напротив, древний Мороз являлся своеобразным отображением суровой русской зимы. Твердость, непоколебимость, жесткость и властный характер – вот его наиболее яркие черты.

Он был известен под разными именами, будь то Мороз, Трескун, Студенец, Карачун и так далее. Его неотъемлемым атрибутом была твердая деревянная палка, которой он наказывал непослушных малышей.

В зависимости от своего настроения и конкретных обстоятельств, он мог выступать как в качестве положительного, так и в качестве отрицательного персонажа.

Что же касается его функций - Легенда о Деде Морозе, или скорее уж легенды, свидетельствуют о нем, как об одном из наиболее ярких мифологических персонажей. Муж зимы, всесильный кудесник, волшебник, даритель и судья – это лишь краткий перечень его полномочий. В зимнее время он обретал высшую власть, становился одним из наиболее могущественных существ славянского мира.

Исходя из этого, тех, кто придумал Деда Мороза, попросту не существует, так как это народный персонаж, неоднократно изменявший свой облик и поведение. Однако есть и другая версия, согласно ней, данный персонаж был создан лишь в ХХ веке и являлся культурным заимствованием у народов Западной Европы.

Конечно же, нельзя исключать, что он одолжил несколько традиционных черт у своего аналога. Однако большинство историков склонно полагать, что в качестве главного автора, спровоцировавшего появление Деда Мороза, выступил именно русский народ.

Как Дед Мороз прижился в качестве доброго волшебника на Руси

На рубеже 19-20 веков персонаж начал свою очередную трансформацию. Новые нравы, ценности и идеалы требовали качественно новый образ, способный целиком и полностью им соответствовать. В результате история Деда Мороза, равно как и его характер и внешность перетерпели значительные изменения.

Он стал добрее, ласковее, утратил свои самые устрашающие черты характера (грубость, крутой нрав и так далее). На смену маленькому, неопрятному существу пришел милый старик, внушающий доверие.

Дед Мороз как символ Нового года

История Деда Мороза гласит следующее – сначала он был известен как рождественский персонаж, дарящий подарки в канун праздника. Стоит отметить, что в данный период «дедушка» не пользовался огромной популярностью.

Она пришла к нему немного позже, в 1935 году. Именно в этом году начинается история появления Деда Мороза в его нынешнем варианте. Советское правительство приняло решение учредить детский вариант празднования нового года.

Кандидатуры Санта-Клауса или более традиционного святого Николая шли в разрез с традиционной социалистической идеологией. Атеистическая политика и яркий антибуржуазный характер государства исключали даже саму вероятность использования данных персонажей.

Нужно было придумать что-либо новое, не связанное ни с религией (Рождеством) ни с западными странами. Взяв за основу древнерусский образ, советские политики наделили его лучшими моральными качествами в духе молодой, развивающейся страны.

Что же касается внешности, единственное, что было сохранено – это борода. Вместо доброго и забавного дедушки жители СССР увидели рослого и могучего богатыря, одетого в синий плащ, шапку и рукавицы. Собственно, именно так и произошло возникновение Деда Мороза как символа нового года.

Дед Мороз в СССР

История Деда Мороза в Советском Союзе – это период создания, становления и развития горячо любимого персонажа. Именно в это время он приобрел общенародное признание. Стал частым гостем Дед Мороз в каждом доме , более того - он стал появляться даже в Московском Кремле.

Данная эпоха породила абсолютно оригинального персонажа. Были отброшены все иностранные мотивы. Копнув поглубже, можно заметить много интересных моментов, которые таит в себе современная история возникновения Деда Мороза.

Например – персонаж отказался от повозки с оленями и стал управлять традиционной русской тройкой. Отбросил штаны и короткий пиджак, облачившись в длинный плащ фиолетового цвета. Но главной инновацией стало появление очаровательной спутницы – Снегурочки, выступавшей в роли внучки общеизвестного персонажа.

Появление Деда Мороза как символа нового года – его значение, роль в советской и современной культуре

Значение данного персонажа трудно переоценить. Его образ использовался во многих сказках, книгах и мультфильмах. А сам он стал неотъемлемой частью Зимы, «титульным лицом» ее главного праздника – Нового года.

Дед Мороз был олицетворением доброты, щедрости и ответственности. Данный образ отыграл огромную роль в воспитании сразу нескольких поколений детей. Стал отличным инструментом для формирования лучших моральных качеств в характере ребенка. А так же создал, или поспособствовал созданию счастливого и незабываемого детства.

История Деда Мороза сегодня

Развал Советского Союза спровоцировал появление Деда Мороза в новом облике. Он стал использовать некоторые западные элементы (например – переоделся в красную одежду), проповедовать новые идеалы (ныне его часто отождествляют со святым Николаем).

Однако все самое лучшее осталось, будь то доброта, ласковый характер и справедливость. В результате он стал еще более популярным. Легенда о Деде Морозе продолжает оставаться частью отечественной культуры, а такие вопросы как «Кто придумал Деда Мороза» или «Как появился Дед Мороз» задаются все чаще и чаще.

Ныне он продолжает дарить радость малышам, превращая их жизнь в сказку, пусть и на короткий миг. А сама история появления Деда Мороза превратилась в культовую легенду, которую стоит рассказать своему чаду, как только оно спросит, - «Как появился Дед Мороз?».

Единая предлагает вам в преддверии Нового года! Дед Мороз и Снегурочка на дом - то, что нужно, чтобы ваш праздник стал по истине волшебным!