Петр Андреевич Вырыпаев

(К105-летию со дня рождения)

В 1904 году бывший солдатский сын – крестьянин из села Щепотьева Андрей Иванович Вырыпаев, спасаясь от нужды, в поисках доброй доли подался в город Чембар. Надеялся там найти работу и прокормить немалую семью. По реформе 1861 года его отец – ветеран Крымской войны-обделен был землей, и стал его сын – безземельным солдатским сыном.Жизнь в селе ему, сыну николаевского солдата, этой возможности не давала.Прокормить большую семью в селе без земли было невозможно. Так стал он жителем маленького, но все же уездного, города Чембара, не порывая своей связи с родным селом. Андрей Иванович, имея некоторые познания в пчеловодстве,нанимался пчеловодом к богатеям, в том числе и к частному приставу Мезеровскому И.Т., а также стал служить сторожем в Чембарскомуездном поземельном банке, половым и наемным картежным игроком в трактире.

В 1905 году 23 сентября старого стиля родился у Андрея Ивановича и его жены Авдотьи Николаевны тринадцатый ребенок - Петр. (От такой большой семьи в живых осталось только четверо. Остальные умерли в малолетнем возрасте).

Петр Андреевичрано лишился матери, ее заменила ему бабушка, мать отца. Судьба к семье и далее была неласкова – сгорел дом. По окончании начальной школы, он поступил в Чембарскоевышеначальное училище, но вскоре ему пришлось его оставить, так как семья, бывших погорельцев, не могла внести плату за обучение.В 1921 году,Петр Андреевич поступил в пятый класс чембарской школы второй ступени и успешно окончил ее в 1926 году. В свидетельстве об окончании школы ему дана такая характеристика: «Дисциплинирован , учебой интересовался, работал серьезно, способности хорошие, имеется инициатива. Может быть рекомендован на самостоятельную работу. В общественной работе школы принимал самое активное участие. Состоял в руководящих ученических организациях».Эту характеристику можно было бы и не приводить, но она предвосхищает то,что с ним случится при дальнейшей учебе в вузе.

По окончании школы П.А. Вырыпаев был направлен комсомольской организацией Чембара в близлежащие села: Тархово, Обвал, Нижние Поляны, Шафтельи др.,для борьбы с безграмотностью, и ведения культурно-просветительской работы с молодежью. К этому времени он обзавелся семьей. Его женой стала одноклассница Ольга Семеновна Матвеева, с которой он,душа в душу, прожил всю жизнь.

В 1927 году, проштудировав необходимые учебники от корки до корки, он, выдержав конкурс в 13 человек на 1 место, поступил в Ленинградский педагогический институт имени Герцена. В официальной биографии сказано, что по семейным обстоятельствам, после недолгой учебы, Петр Андреевич был вынужден перевестись в Саратовский Университет. Что же скрывается за этой нейтральной фразой?

Начиналась коллективизация сельского хозяйства. Отец Петра Андреевича к этому времени вернулся в родное село. Пользуясь благами НЕП-а, он развернул свое хозяйство и стал содержать, на теперь уже своей пасеке, более ста семей.Не видя для себя в этом большого вреда, Андрей Иванович одним из первых записался в колхоз, и перешел в него вместе со своей огромной пасекой.

И вот однажды в село приехал прокурор Чембарского уезда, для того чтобы разобраться, почему медленно идет коллективизация, и разобраться с кулаками, и их раскулачиванием. На сельском сходе он вдруг, в качестве примера кулака, назвал имя Андрея Ивановича Вырыпаева. Тот не выдержал, вспылил. И в ответ на эту неправду заявил, что он до революции был безземельным, всю жизнь работал по наймам, что пасеку создалсобственным трудом, и никогда не держал, и не держит, ни батраков, ни работников, и, что первым он записался в колхоз, и сам первый из него и выйдет. И тут же написал заявление об этом.Этого поступка ему не простили и пасеку ему не вернули, обрезали клочок земли около дома под садом, и размеры приусадебной пасеки, если он вздумает ее возобновлять, ограничили количеством не более 20-ти семей. И, кроме того, с него, как единоличника, будут брать большие налоги. Но и это еще не все, о его демонстративном поступке на сельском сходе будет извещено начальство вуза, в котором учится его сын, и они будут настаивать на исключении сына из института, как классово чуждого элемента. Андрей Иванович написал обо всем этом в письме сыну, и посоветовал ему объявить о разрыве с ним в газете, что было в это время модно. И к нему пока не приезжать, пока не пройдет это лихое время. Петр Андреевич так и поступил.

Его деятельная натура не осталась в стороне от общественной жизни института.В 1928 году в ленинградских вузах начались студенческие волнения. Его, как активного общественника, выбрали в студенческий забастовочный комитет, и делегировали,в составе комитета, поехать к народному комиссару просвещения Анатолию Васильевичу Луначарскому, и изложить ему все студенческие требования.Нарком делегатов принял, и в результате переговоров, все требования студентов были удовлетворены, к неудовольствию институтского руководства. Все хорошо, но как часто бывает: «пришла беда отворяй ворота». У Петра Андреевича сошлись в одной точке неприятности, связанные с поступком отца, и напряженные отношения с институтским руководством, косо глядевшим на него после поездки к Луначарскому.И пришлось переводиться «по семейнымобстоятельствам» в Саратовский университет, который он окончил в 1931 году по специальности инженер-экономист.

Молодого специалиста направили в стариннуюуральскую глушь – в городок Арти накосный завод. Городок стоял на речке Артинке,в 50 км от Красноуфимска, ближайшей станции железной дороги. Приехал не один. С ним приехал закадычный друг, Петр В.,с которым вместе учились в Чембаре, в Ленинграде, вместе перевелись в Саратовский университет, и теперь вместе приехали и привезли свои семьи в городок Арти.Приходится писать об этом, чтобы была понятна дальнейшая канва жизни. Не долго проработал молодой специалист на Артинском косном заводе.Вскоре он перевелся вместе со своим товарищем на Саратовский аккумуляторный завод.

Город Саратов в это время был голодным городом, и семья была вынуждена переехать в родные края, в Пензу. И опять вместе переехал и товарищ. Необходимо напомнить об этом. Решение, видимо, принималось совместно. Пенза была в это время относительно сытым городом. И начали они работать на заводе имени Фрунзе. Петр Андреевич, кроме того, принялся преподавать в заводской школе ФЗУ. Школа ФЗУ давала в то время довольно основательные знания, и была по сути дела неким подобием современного техникума, или, как теперь говорят, колледжа. Семьи друзей жили в одной квартире, по сути одной дружной семьей, до трагических событий, которые последовали затем в недобром 37году. Что же это за события ?

Однажды собрался кружок четверых близких друзей отметить какое то событие. Среди них были некто Ш., Алексей, и двое закадычных друзей. И в момент не очень трезвой беседы, касающейся в том числе и политического состояния нашего общества, Алексей вдруг сказал, что если бы рядом с нимбыл Сталин и у него былпистолет - он убил бы Сталина. Казалось, никто этому не придалзначения, и беседа продолжалась. Но через несколько дней их начали таскать в соответствующие органы, а Алексей пропал без следа. Петр Андреевич при допросахотговорился тем, что был нетрезв и этого факта не помнит. Но, анализируя случившееся, он понял кто среди них оказался стукачом, и кто, боясь обвинения в недонесении, засвидетельствовал происшедшее.

За этим последовал распад существовавшего c одружества двух семейств, увольнение Петра Андреевича с завода имени Фрунзе, и переход его на педагогическую работу, а имястаринного друга Петра В. никогда впредь даже не упоминалось ни при каких обстоятельствах.В 1943 году Петр Андреевич возвращался из ответственной командировкипо расследованию пропажи двух вагонов полушубков, предназначавшихся длябойцов воевавшей армии . Он проследил весь путь следования этих вагонов, и обнаружил их в тупике, в Сызрани, разграбленными, и с убитым сопровождающим солдатом.

Передав дело прокуратуре, он отправился снова на фронт.

И вот в Москве, вкупе, вошел военный вфуражке-конфедератке и польской форме. Он узнал в нем Ш.В купе они были только вдвоем. И когда отметили встречу, и языки развязались, Петр Андреевич попробовал вызвать его на откровенность, сказав, что он догадывается ктосообщил о разговоре четверых друзей в соответствующие органы. И тому нужно облегчить свою душу от этой ноши, хотя бы исповедавшись перед ним.Кто знает вернутся ли они с фронта живыми?И Ш. подтвердил, что донес он, и сделал это, полагая, что это очередная проверка его лояльности органами НКВД, в которыеуже был завербован. Он якобы находился в безвыходным положении: или он или его. Такие были времена.

До Великой Отечественной войны Петр Андреевичмного сил отдал педагогической работе – был директором школ, поставил на ноги школу - новостройку в неблагополучном районе Пензы. Активно занимаясь общественной работой. Он был избран вдекабре 1939 года депутатом Городского Совета Пензы.

Призванный в ряды действующей армии в декабре 1941 года, Петр Андреевич воевал в составе Калининского фронта, а затем в составе 39-й армии 3-го Белорусского.После окончания войны на Западе против Германии и начала войны против Японии, он воевал в составе войск Забайкальского фронта. Во время боевых действий против Японии ему пришлось присутствовать при капитуляции частей японской Квантунской армии в Харбине. Петр Андреевич в войне против Япониидошел до Порт-Артура и города Дальнего, и был награжден в ходе обеих компаний боевыми орденами и медалями.После демобилизации П.А. Вырыпаеввернулсяна родину к семье, жившей в это время в селе Лермонтово, и с июня 1946 года начал работать в качестве научного работника в музее- усадьбе М. Ю. Лермонтова (Тарханах).

Работа научного сотрудникатолько в качестве экскурсовода,никак не могла удовлетворить его деятельную натуру. Изучая опыт старых и авторитетных музеев, - Ясной поляны, Пушкиногорья, Абрамцева и других, - он пришел к выводу, что если музей, только- только встающий на ноги, ограничится лишь экскурсионной работой, он захиреет и не выберется из провинциального захолустья. Для завоевания авторитета музею необходимо заниматься научной работой, а это значит надо изучать документы в подлиннике, изучать многочисленные архивы, и различные предметы старины- предметный фон той давней эпохи, давшей нам Лермонтова. В этом Петр Андреевич Вырыпаеввидел истинный профессионализм работников музея.

И он наряду с обычной работой, занялся архивными разысканиями в архивах страны. Объездил и обследовал многие архивы страны. Ни один, более- менее, крупный архив не остался без его внимания.Он начал записывать легенды и предания, как в самом Лермонтове, так и в округе.С сообщениями об этих легендах и своих архивных находках он многократно выступалв периодическойпечати.

В 1950 году в альманахе «Земля родная» Петр Андреевич опубликоваллегенды овременах Пугачевского бунта, записанные им в селах и деревнях: Шафтель, Нижние Поляны, Тархово, Языково и др. Носителями легенд были жители этихсел.Клегендарным временам постоянно возвращались, в своих воспоминаниях, и его родственники. Жена Петра Андреевича- Ольга Семеновна и его теща – Татьяна Егоровна и он сам жил, в свое время, в Шафтели, а она, эта деревенька была рядом с этими легендарными местами. Вот там и мог он слышать эти легенды. Легенды были на слуху , и ими был, буквально, пропитан воздух. Они сами дожидались добросовестного собирателя этих легенд.

Среди произведений Лермонтова есть неоконченный юношеский роман «Вадим», с весьма загадочными содержанием и местами его действия, особенно вызывавшими бесконечные споры лермонтоведов, и просто любителей произведений Лермонтова.Внимательный анализ архивных документов, преданий, легенд, и состава окружения Лермонтова в детском возрасте, а также хорошее знание местности близ Тархан и селв Чембарской округе,позволили Петру Андреевичу сделать вывод, что Михаил Юрьевич располагал богатым фактическим материалом для «Вадима», и ненуждался в выдумывании фабулы романа из пугачевских времен. И он никому не подражал, и ни у кого не заимствовал сюжеты своего романа.

Петр Андреевич показал, что в своем неоконченном опытепрозаического произведенияМихаил Юрьевич впервые в России (прежде Пушкина) обратился ко временам Пугачевского бунта, иЛермонтов дал понять предполагаемым читателям, что крестьяне бунтовали не от хорошей жизни. Крепостная действительность сама создавала бунтовщиков, жестокость которых, однако была ему все же противна.

Знаниеместности вокругТархан,Чембара и Нижнего Ломова,и событий, нашедших отражение в архивных документах, позволили Петру Андреевичу окончательно решить для лермонтовединия, что события иместа, к которым привязано действие этого романа: Пензенская губерния, Нижнеломовский мужской монастырь, Чембарская округа и чащобы в нижнеполянских и тарховских оврагах.Этот его вывод стал в лермонтоведении общепринятым, на его работы ссылаются многие лермонтоведы , например такой авторитет,какИ.Л. Андронников в книге «ЛермонтовИсследования и находки» в главе «Исторические источники «Вадима». И даже нашел отражениев художественной литературе, например, в книге «Тарханская пора» С.А. Андреева- Кривича, в которой автор прибегаетиногда , без ссылок на источники, к прямому цитированию отдельных отрывков из трудов П.А. Вырыпаева.К этому же времени относится , особо отмечаемая лермонтоведами, работа Петра Андреевича «Лермонтов и крестьяне»,которую он написал по материалам архивов пензенской области и, которую опубликовал в 1952 году в 58-м томе «Литературного наследства».

В том же году в альманахе «Земля родная» была опубликована совместная работаГ.П Похвиснева и П.В. Вырыпаева « Пензенская действительность идекабристские настроения М. Ю. Лермонтова», написанную также на основе материалов собственных разысканий в местных архивах.В конце 50-х – начале 60-х годов три издания выдержал написанный им путеводитель «Музей-усадьба М. Ю. Лермонтова» (3-е издание в 1961вышло в Пензенском книжном издательстве).

В 1963 году в том же издательстве вышла книга живо написанных П. А. Вырыпаевым очерков «Кругом родные все места», посвященных жизни Лермонтова и его родственников в Пензенском крае, главным образом в Тарханах. Книга содержала такжерассказы, предания и легенды крестьян о Лермонтове, записанные в 1939-1957 годах.

В 1966 году в Саратове вышел, написанный импутеводительпо музею-усадьбе«Лермонтов с нами». В несколько переработанном виде книга «Кругом родные все места» была переиздана в 1967 году в Саратове под названием «На берегу Милорайки (Лермонтов в Тарханах)».

В 1954 году Петр Андреевич стал директором музея. Деятельность свою на этом посту онначал с приведения усадьбы в порядок, и постарался приблизить ее к тому виду, в каком она была во времена близкие ко временам М.Ю. Лермонтова. Музей по его инициативе привел в порядок домовую церковь Марии Египетской и включил ее в экспозицию на основе добытых им в архивах сведениях. Долго пришлось добиватьсясноса всех хозяйственных построек местного колхоза, расширения территории музея-усадьбы и открытия перспективы садов усадьбы. Это не всегда правильно понималось местными сельскими и районными властями, – не прониклись они еще сознанием выгодности содружества с музеем. И это неизбежно приводило к ненужным спорам и незаслуженным обидам, для обеих сторон. Однако, даже в этихусловиях, он этого всего добился, и добился начала благоустройства села, приведения в порядокподъездов к музею – усадьбе.

В 1959 году им было начаты, за счет средств, отпущенных на производство ремонта, при негласном согласии Пензенского Облисполкома, проектные изыскания, для строительства административного здания и научной библиотеки,и подготовлены изыскательские материалы, для построенного позже дома ключника.

Когда Облисполком уже был поставлен перед фактом начала этого строительства, дали этим хлопотам законное основание. Петр Андреевич понимал, какому риску он подвергается. Дело в том, что работники Облисполкома, поставили условием, что всю ответственность за незаконное начало этого строительства он должен взять на себя. Он и взял ее, несмотря на косые взгляды районных партийных и райисполкомовских работников.Зданиебылозакончено строительством в 1963 году. И в нем в 1964 году прошлаВсесоюзная научная конференция, организованная музеем, и посвященная 150-летиюМ. Ю. Лермонтова. На ней впервые прозвучало предложение о включенииусадьбы ближайшего родственника АрсеньевыхП.П. Шан-Гирея, в деревне Апалихе, в состав Лермонтовского заповедника. Конференция была своеобразным новосельем для музея. Музей обрел административное помещение и научную библиотеку. Площадь помещений музея увеличилась вдвое. Не смотря на то, что это прибавило ему организационных хлопот, он продолжал заниматься научной работой.Партийным районным органам не нравилась самостоятельность, инициативность и настырность директора. Такой директор им был неудобен. Они привыкли к директорам, не имеющим своего голоса, к директорам послушным, директорам – чиновникам, пекущемся только о своем благополучии и месте. И они стали действоватьиспытанным методом – сначала создали якобы «общественное мнение», а потом на основе различных пасквилей и инсинуаций начали разбираться с этим, ими же созданном , «общественным мнением».В начале 1966 года П.А. Вырыпаева районные партийные органы вынудили выйти на пенсию. Но от дела, которому он посвятил свои последние годы жизни, оторвать не смогли. Онпродолжал собирать материалы, для книги, в которой он собиралсярассказать о всех последних своих разысканиях.В 1968 году Петр Андреевичсовершил поездку по лермонтовским местам Тульской, Орловской и Липецкой областей.Это путешествие дало возможность по новому взглянуть на жизнь ближайших родственников Михаила Юрьевича в селах Кропотово и Васильевском. Во время этого путешествия им были обследованыТульские, Орловские и Липецкие областныеархивы.Работа в этих архивах позволила сделать существенные уточнения в понимание отношений Михаила Юрьевича и его отца Юрия Петровича Лермонтова, и сделать вывод что они много раз встречались. И существовавшее мнение о холодных отношениях между отцом и сыном неверно. Петр Андреевичубедился сам, и постарался убедить других,в добрых,сыновних чувствах Михаила Юрьевича. Такчтодореволюционные и современные биографы,напрасно драматизировалии без того драматическую биографию Лермонтова, отчужденности между отцом и сыном не было, а былидобрые, родственные отношения.Петр Андреевич восстановил доброе имя Юрия Петровича, незаслуженно оболганного в семенной драме, - его натянутых отношениях с властной, более богатой тещей, - Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. И убедился, что все обвинения Юрия Петровичабиографами Михаила Юрьевича основаны на односторонних обвинениях, исходящих от родни и близких друзей Арсеньевой, - сведениях необъективных и пристрастных. Это было своеобразным подвигом Петра Андреевича. Дело в том, что сделал он это вопреки сложившемуся убеждению в лермонтоведении,пошел в этомпротив многихавторитетов, и постарался в этом их убедить. И, наконец, он сделал дляувековечиванияпамятиЮрия Петровича Лермонтова, - отца поэта, -неоценимую услугу.Он разыскал его заброшенную могилу возле полуразрушенной церкви в селе Шипово,Становлянскогорайона, Липецкой области.Могилу без креста и надгробной плиты, взятой кем то из жителей в лихие послевоенные времена для фундамента, разоренного и сожженного оккупантами одного из домов в этом селе.Все, об этом и многом другом,было опубликовано впоследнейкниге Петра Андреевича, изданной в 1972 году. Она содержала и указание на место захоронения Юрия Петровича Лермонтова.

Вскоре, послевыхода ее из печати, она была подарена Ольгой Семеновной Вырыпаевой Георгу Васильевичу Мясникову – секретарю Обкома партии – большому любителю старины и краеведения, в бытность его пребывания в Лермонтове. Передавая подарок, онаподчеркнула, что книга содержит указание на место захоронения отца поэта.

Позднее по инициативе Георга Васильевича Мясникова, прах Юрия Петровича Лермонтова, идентичность которого была установлена судебно-медицинской экспертизой, перенесен в Тарханы, и, там перезахоронен в 1974 году рядом с часовней - усыпальницей его гениального сына.Георг Васильевич об этих хлопотах Ольги Семеновны не забыл,поблагодарил ее,отметив при этом, в этом делебольшие и несомненные заслуги Петра Андреевича Вырыпаева.

Петр Андреевич Вырыпаев скончался в городе Заречном 17 июля 1969 года. Он сильно переживал неприятности, которые ему создали совершенно несправедливо районные партийные органы. Он заболел и «болезнь огорчения» свела его в могилу.

Возвратимся к судьбе его книги. Книга,которую он видел, как завершение своих трудов, икоторая и содержала сведения о е го последних разысканиях,осталась в неоконченной рукописи. Все труды по приведению в порядок рукописныхматериалов, и их окончательному редактированию, приняла на себя его вдова - Ольга Семеновна Вырыпаева. Книга могла так и остаться в рукописи, если бы не помощь, и прямое участие в ее издании, выдающихся лермонтоведов - профессоров Ираклия Лаурсабовича Андроникова и Виктора Андрониковича Мануйлова.

Именно с их помощью книга «Лермонтов. Новые материалы к биографии»вышла под научной редакциейВ. А. Мануйловав 1972году в Воронеже, и сразу же стала библиографической редкостью. Именно в то время Георг Васильевич и познакомился с ее содержанием.

По инициативе Георга Васильевича Мясниковакнига была издана вторым изданием в 1976 году в Саратове.В предисловии к изданиям этой книги научный редактор отмечал, что она … «подводит итог многолетнимразысканиям автора. Эти разыскания всегда отличались целенаправленностью и добросовестностью. Ни один биограф Лермонтова не сможет обойтись без этого итогового труда покойного исследователя»...Это предсказание редактора сбылось. В наиболее авторитетном труде, посвященном Лермонтову: «Лермонтовской энциклопедии», изданной в 1981 году, содержитсямного статей, написанных для нееПетром Андреевичем еще при жизни, а также множествоссылок на его работы. Редкая статья, посвященная Лермонтову и его пребыванию внашему крае,обходится безссылок на его труды.

Но интересы Петра Андреевича не ограничивались только нашим краем, мы уже показали, чтопоиски следовродственников Михаила Юрьевичапривели его в архивы Тульской, Орловской и Липецкой области. Там он разыскал множество документово жизнипредков и родственников Лермонтова.

Эти поиски, были поисками уходящей натуры. Трудности были обусловлены тем, что значительная часть документов была утрачена в результате кратковременной немецкойоккупации. Немцы сожгли близлежащие села,родовой дом и усадьбу Лермонтовых, - пострадали, конечно, и архивы. И это чудо, что в этих условиях могло еще что - то сохраниться.

Собранные материалы были опубликованы не только в упомянутой вышекниге. Уже послесмерти ее автора, в книге «Радищев, Лермонтов, Белинский», изданнойв 1974 г.,в Рязани, были опубликованытристатьи Петра Андреевича Вырыпаева: «Поездка в Кропотово»,«Поиски Васильевского » и «Алексей Емельянович Столыпин».

Алексей Емельянович Столыпин-прадед Лермонтова по материнской линии, Пензенский помещик и губернский предводитель дворянства. Его жизнь прослежена Петром Андреевичем на основе документов пензенских архивов.

Кропотово ,- имение Лермонтовых в Ефремовском уезде Тульской губернии. (Ныне поселок Становлянского района, Липецкой области)

Васильевское,- родовое поместье прямых предков Лермонтова по материнской линии, Елецкого уезда. (Ныне село Краснянского района, Липецкой области.)

Именно там, в архивах, Петр Андреевичотыскал документы, подтверждающие его предположения, что Юрий Петрович имел право на злополучные 25 тысяч рублей, которые истолковывали, как отступные за воспитание его сынаЕлизаветой Алексеевной- бабушкой Михаила Юрьевича. Это была доля матери Михаила Юрьевича - Марии Михайловны - от раздела вотчины Арсеньевых- в селе Васильевском, которая была приданным Марии Михайловны, при ее вступлении в брак с Юрием Петровичем Лермонтовым. Елизавета Алексеевна Арсеньева – бабушка Михаила Юрьевича- пустилаеще раньше их в оборот,и в момент свадьбы она их наличными не имела, вот на них она и выдала заемное письмо. Вот эти разыскания Петра Андреевича Вырыпаева и прояснили картину семейных неурядиц после смерти Марии Михайловны. Картину ссоры властнойи богатой тещи и зятя, которого она считала неровней своей дочери.

И просроченноезаемное письмо Елизаветы Алексеевны Арсеньевой 1815 года на эту сумму Юрию Петровичу Лермонтову, и письмо 1817 года, продлевающее действие этого письма и подтверждающее правомерность этого долга,к воспитанию маленького Миши никакого отношения не имели.

Так добросовестный исследователь свом трудомприоткрыл завесу тайн времени, и восстановил некоторые картины драматической жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.

«Кислород» уже назвали самой скандальной премьерой года. О новом фильме, восприятии творчества и о смысле жизни – режиссер Иван Вырыпаев.

Иван Вырыпаев

Иван Вырыпаев, 35лет, режиссер, драматург, сценарист

Герой моего новогофильма текст . Задача в том, чтобы он прозвучал. Все остальныекомпоненты фильма – актеры, декорации, костюмы, страны – работали нато, чтобы текст попал в зрителя. Не просточтобы был им услышан, а чтобы попал в него эмоционально. Принцип такой: тыслышишь и ты видишь. По этой причине «Кислород» невозможно показатьиностранному зрителю. Его нельзя субтитром дублировать – он перестает работать.Его можно только дублировать реплика в реплику. Это минус.

Здесь нет сюжета как такового, а есть сама тема, и сюжет складывается из текста. Когдая делаю фильм, всегда представляю себя на месте зрителя. И никогда по-другому.И для нас всех, для всей команды, нет такого фильма, который бы мы сделали, апотом показали зрителю: мы сразу самиявляемся зрителями. И привлекаем с собой мысленно других людей.

Если бы у нас небыло уверенности , что наш текст можно прослушать, ни за что бы наэто не решились. Мы руководствовались тем, что однажды этот текст уже слушали,пускай и в театре. И все, что нужно сделать,– это найти язык кино, который позволил бы другими способами добиться того жерезультата.

Когда мы играли натеатре, текст попадал в зрителя с помощью игры актера,непосредственно здесь и сейчас, с помощью его пота, его слез. В кино этаистория не работает: здесь работают сюжеты. Так что способом стал сам ритмтекста, монтаж и видеоизображение. Поэтому сам фильм создавался из зрительного зала.

Для поклонниковспектакля «Кислород» фильм не будет представлять особого интереса: онсделан для человека, который в первый разслышит этот текст. Ведь большинство людей в нашей стране не видели спектакль, им будет интересно.

Мы хотим, чтобыфильм породил эмоциональный вопрос, не простоинтеллектуальный. Чтобы человек мог сказать: да, меня это волнует, эта историяпро меня. Вот из этой серии. Чтобы сердце зрителя как-то откликнулось.

Я снял фильм так,как хотел . Фильм выходит на суд зрителя таким, каким я его хотел сделать. Еслион не получился, это моя вина. Не на что свалить.

Иван Вырыпаев

У меня, простогочеловека, нет ответов на глубокие вопросы , связанныес десятью заповедями, убийством, смертью, жизнью. Когда мне было 28 лет и я только приехал в Москву, меня раздирали этивопросы, я просто их зафиксировал – как обычный человек, который живет в этомгороде. Это просто та энергия, зафиксированная. Она и послужила успехуспектакля, потому что она подлинная.

Все люди, которые участвуютв войне , виноваты. Моя позиция, позиция группы и авторапьесы очень простая: в войне нет правых. Именно мысль, что в войне есть правые,приводит нас к следующей войне. Здесь все виноваты, погибают люди, нет правил.Можно взрывать женщин и детей, стариков, насиловать женщин – потому что война.И единственный способ избежать этого – это избежать войны. До тех пор, пока мыне придем к такой точке зрения, война будет продолжаться.

Мы впутываемрелигию в войны . Согласитесь, террористы взрывают свои домапо-настоящему, конечно, не из-за бога. Но формально их причина – религия.Значит, это не религия плохая, а те люди, которые вмешивают великое учение,например ислам, иудаизм или христианство,в свои социально-политические мотивы. Вот этивопросы задаются в фильме. И это проблема, о которой мы должны сегодняговорить. Только один фильм в мире можно снимать – антивоенный. Нельзя сниматьфильм ПРО войну.

Когда мы слышимзаповеди , мы больше не воспринимаем их как настоящее. Онипревратились для нас в рутину, риторику. Мы слышим все время: «Не убий!» – и все. А почему «не убий»? Почему нельзяубивать? Мы убиваем коров, едим эскалопыиз свинины. Почему нельзя убить человека? Пожалуйста – берите ружье. Почемунельзя воровать? Иди воруй. Если нельзя –надо задуматься об этом. Почему нельзя так делать? Каждый философ и каждыйхудожник, живущий на этой земле, вынужден постоянно заново напоминать нам обэтом, а мы должны снова для себя оживлять эти заповеди.

Бог – это воздух , это то, без чего нельзяжить, а не просто то, что может быть или не быть. Это не проповедь повоскресеньям. Это жизнь. Попробуйте убрать воздух – что будет? Вот о чем речь.Это не скандал, а изучение.

Сейчас я делаюспектакль о смерти . Собираю материалы, разговариваю о ней с разнымилюдьми. С теми, кто болеет раком или СПИДом, или просто с пожилыми людьми. Длячеловека, который умирает, вопрос «что будет на том свете?» не являетсяфилософским. Он больше не философский. Это вопрос конкретный. Что со мной будетчерез две недели? А не вообще, есть ли богна Марсе или что-то еще. И вот эта конкретика,его жизнь в эти последние две недели,стоят всей его жизни. Вот самое главное и интересное в жизни. Болезнь тожедается нам Богом. Потому что это очень сильная, важная вещь в твоей жизни. Этопомогает понять то, что ты не можешь всилу своей лени осознать за всю своюжизнь. Ты наполняешься этой духовностью здесь и сейчас. И понимаешь, для чегоживешь.

Иван Вырыпаев

Я не являюсьпримером для подражания , потому что нестабилен в своемдуховном пути. И, наверное, меня нельзя вынести как пример: вот смотрите, какоймолодой герой. Я даже так скажу: я не являюсь героем своего произведения. Геройв «Кислороде» более симпатичный, чем я. И он гораздо устремленнее. Конечно, раз я написал пьесу, меня волнуютэти проблемы. Но сказать, что я – такой Чацкий, я не могу. Хотя Чацкие нужны, инужны декабристы, которые совершают вроде бы странный поступок и потомпогибают. Нужен такой человек, как Прометей. Я не являюсь таким человеком. Номогу написать про такого человека. У каждого своепредназначение.

Когда я сам игралэтот спектакль , мне было 28, 29, 30. Спектакль шел четыре года,игрался много. Когда мне стало 32 года, я уже понял, что как-то не могу большеиграть в нем. Я и в 28 лет не очень походил на героя, а в 32 у меня уже точноне было того максимализма. Та искренность, максимальная искренность, она у меняесть, конечно, но ее недостаточно. Да и потом,я плохо выглядел, потолстел. И вообще куда-то провалился.

Как-то я сам просебя сказал, что я человекбез совести: трудно сказать серьезно осовести. В общем, тогда я перегнул палку. Нет, с совестью у меня все в порядке.Я избавился от этого комплекса – осуждать себя.

Мне неизвестнаревность , я вообще неревнивый человек. Согласитесь, этонеправильно – ревновать. Ты же не можешь любить человека и одновременно думатьпро него нехорошо. Это очень странно. То есть я люблю человека, которого считаюхорошим, и мне не придет в голову что-то подобное думать о нем.

Я был женат три раза , и все мои жены были прекрасными женщинами, и подумать о них хотя бычуть-чуть плохо невозможно. Они самые лучшие на земле и остаются такими. Тутнадо разобраться с ревностью. Когда человек ревнует, надо подумать: значит,что-то внутри не то.

Меня кто-тоназывает пророком. Я не чувствую себя в роли пророка. Этот фильм неможет быть пророчеством. Что это вообще значит – пророчество, и кто эти пророки– неизвестно. Просто удалось написать актуальный текст. Это не значит, что онкакой-то там великий. Просто он написан в поэтической манере, а это делает егоактуальным, потому что только возвышенное остается. Всегда нужен такойсовременный текст.

Я раньше думал, чтонадо быть предельно понятным , чтобы тебя всепоняли и не обвиняли. Потом я понял, что это, к сожалению, невозможно. Всеравно кто-то скажет, что я пропагандирую наркотики. Кто-то скажет, что,наоборот, не хватает. Тебя всегда будут обвинять. Так устроено.

Иван Вырыпаев - российский режиссер, писатель и актер. Обладатель премии Венецианского кинофестиваля. Наибольшую известность приобрел благодаря своим фильмам «Эйфория», «Кислород» и «Чистый свет».

Главные фильмы режиссера Ивана Вырыпаева



  • Главные фильмы актера Ивана Вырыпаева


    • Краткая биография

      Родился 3 августа 1974 года в Иркутске. Его отец работал в Иркутском колледже, а мать имела высшее торговое образование и была руководителем. После окончания школы Иван поступил на актерское отделение Иркутского театрального училища (окончил в 1995-м), после чего переехал в Магадан. Там он играл в местном театре и преподавал сценическое движение в Магаданском государственном училище искусств. В 1996-м Вырыпаев отправился на Камчатку, в Театр драмы и комедии. Через два года он вернулся в родной город и открыл театр-студию «Пространство игры».

      В 1999-м году Иван поставил по собственному сценарию спектакль «Сны», затем пьесы «Город, где я» и «Валентинов день». Годом ранее он поступил на заочное отделение режиссерского факультета Щукинского училища, параллельно преподавал актерское мастерство в Иркутском театральном училище. В 2001-м году Вырыпаев переехал в Москву и стал режиссером в Центре новой пьесы «Театр.Doc». Вскоре он обрел широкую известность благодаря своему новому спектаклю «Кислород», высоко оцененному критиками. Иван был удостоен премии «Золотая маска» в номинации «Новация».

      Дебют в кино – сценарий для сериала «Деньги» Ивана Дыховичного (2002) и участие в качестве актера в одном из эпизодов сериала «Дневник убийцы». Театральная карьера Вырыпаева набирала обороты: в 2005-м он стал сотрудничать с театром «Практика», на сцене которого поставил такие спектакли, как «Бытие №2» и «Июль». Режиссер также открыл агентство творческих проектов «Движение Кислород», чтобы продюсировать собственные проекты, и выпустил книгу «13 текстов, написанных осенью».

      Все больше внимания Вырыпаев уделял кинематографу. В 2006-м году он был приглашен в качестве сценариста в ленту «Бумер-2» и фантастический сериал «Бункер, или Ученые под землей», в котором также исполнил одну из ролей. В том же году свет увидел первый полнометражный фильм Ивана – «Эйфория», который сразу же собрал целый ряд наград, в том числе Гран-при на Международном кинофестивале в Варшаве, «Малый золотой лев» Венецианского кинофестиваля, премия «Ника» и специальный приз жюри российского фестиваля «Кинотавр». Вырыпаев также активно работал в театре и представил в 2008-м спектакль «Объяснить». Следующий крупный проект в кино – картина «Кислород», снятая по мотивам популярнейшей одноименной пьесы Ивана. За эту ленту он был удостоен премии «Кинотавр» как «Лучший режиссер». Одновременно Вырыпаев снял короткометражку «Ощущать» для алманаха «Короткое замыкание». Третий его полнометражный фильм – «Чистый свет» (2010), действие которого происходит в тибетских Гималаях. В 2011-м году состоялась премьера новой пьесы «Иллюзии», а в апреле 2013-го года режиссер должен сменить Эдуарда Боякова на должности художественного руководителя театра «Практика».

      Широкую известность Вырыпаев получил и за границей. Спектакли по его произведениям, переведенным на многие языки мира, поставлены в двадцати странах, среди которых Польша, Германия, Чехия и Англия.

Иван Вырыпаев родился 3 августа 1974 года в Иркутске. После школы поступил на актёрское отделение Иркутского театрального училища. В 1995 году окончил училище и переехал в Магадан, чтобы играть на сцене Магаданского театра и преподавать сценическое движение в Магаданском государственном училище искусств. В 1996 году Вырыпаев перебрался на Камчатку, где работал в Театре драмы и комедии. Спустя два года вернулся в Иркутск и открыл в родном городе театр-студию «Пространство игры», где в 1999 году поставил спектакль по своей первой пьесе под названием «Сны», в 2000-м – «Город, где я», в 2001-м – «Валентинов день»

В 1998 году Вырыпаев поступил на заочное отделение режиссёрского факультета Щукинского училища. До 2001 года Вырыпаев учился, ставил спектакли и преподавал актёрское мастерство в Иркутском театральном училище

В 2001 году Иван Вырыпаев оказался в Москве в качестве режиссёра Центра новой пьесы «Театр.Doc». В 2002 году столица заговорила о его спектакле «Кислород», поставленном по собственной пьесе

Дебют на московской театральной сцене был высоко оценён критикой: Вырыпаев получил престижную премию «Золотая маска» в номинации «Новация»

В 2002 году Вырыпаев в составе коллектива авторов получил первый опыт работы над киносценарием – для сериала «Деньги» Ивана Дыховичного. В том же году состоялся актёрский дебют Вырыпаева в кино, он снялся в эпизоде картины «Дневник убийцы» коллеги режиссёра Кирилла Серебренникова

В 2004 году Иван Вырыпаев стал лауреатом молодёжной премии «Триумф»

В 2005 году режиссёр начал сотрудничать с театром «Практика», поставил на его сцене спектакли «Бытие №2» и «Июль»

В том же году он открыл агентство творческих проектов «Движение Кислород» для продюсирования собственных проектов и выпустил книгу «13 текстов, написанных осенью» в издательстве «Время». В 2006 году Вырыпаева пригласили писать сценарий для «Бумера-2» и фантастического сериала «Бункер, или Учёные под землёй». В сериале Иван сыграл одну из ролей

В 2006 году он снял свой первый полнометражный фильм «Эйфория»

Дебютный фильм принёс Вырыпаеву Гран-при на Международном кинофестивале в Варшаве, «Малого золотого льва» Венецианского кинофестиваля, премию «Ника», а также специальный приз жюри российского фестиваля «Кинотавр»

Несмотря на успех, Вырыпаев считает себя, прежде всего, театральным режиссёром. В 2008 году он поставил в Москве свой новый спектакль «Объяснить»

В 2009 году на экраны вышла его вторая картина «Кислород» по мотивам одноимённой пьесы, с большим успехом показанной на московской театральной сцене

Вырыпаев получил за «Кислород» приз «Кинотавра» за лучшую режиссуру

Также в 2009 году Иван Вырыпаев стал одним из участников проекта «Короткое замыкание», в рамках которого он снял новеллу «Ощущать» с Каролиной Грушкой в главной роли

В 2010 году Иван Вырыпаев снял свой третий полнометражный фильм под названием «Чистый свет». Действие фильма происходит в тибетских Гималаях

Иван Вырыпаев о съёмках: «На первом месте у меня человек, который сидит в зрительном зале – в театре и в кино. Я выбираю себе трёх зрителей, для которых, мне кажется, предназначен этот фильм. Например, “Кислород” – это фильм для абсолютно молодого человека, который никогда не видел спектакль “Кислород”. Это значит, все мои друзья сразу отсеиваются, потому что им не может понравиться этот фильм априори, они были фанатами моего спектакля. Я должен монтировать для человека, который первый раз слышит текст. И он молодой, ему 27 лет, он ищет, для него важны такие-то ценности – таким я его приблизительно представляю. А ещё я “сажаю” в зал какого-то кинокритика, который разбирается в современном кинопроцессе»

Иркутские кинематографисты снимают фильм «Иркутск Ивана Вырыпаева» про соотечественника и известного российского драматурга. Режиссер ленты - автор нашумевшего фильма «Похабовск. Обратная сторона Сибири» Юрий Яшников. В съемках принял участие российский писатель и драматург Евгений Гришковец. О том, зачем и для кого снимают этот фильм, рассказал Юрий Яшников.

141 15 85

Герой нашел нас сам

Мы не собирались снимать фильм. Идея съемок возникла совершенно спонтанно. В 2016 году иркутский союз кинематографистов (Иркутское областное отделение Союза кинематографистов РФ. - Прим. ред.) пригласил Ивана Вырыпаева презентовать в Иркутске новый фильм «Спасение». Мне как руководителю молодежного центра союза поручили его встречать. Захотелось встретить как-то интересно, и мы с Сергеем Дубасом придумали снять маленький ролик про визит Ивана. Как-никак знаменитый на весь мир драматург-иркутянин на родину прилетает.


Администрация аэропорта откликнулась на нашу просьбу и даже разрешила снимать у трапа самолета. В итоге первыми словами Ивана в фильме были: «О, а как вас сюда пустили?» Мы с оператором Ильей Закаблуковским, будучи уверенными, что снимаем просто ролик, посадили гостя в машину и повезли на «Чайку», где живет его папа.

Именно в те 20 минут, что мы ехали, начал рождаться фильм. В дороге Иван как бы между делом наговорил нам столько неожиданных вещей! Как режиссера меня потрясло его мировоззрение, чистые формулировки окружающего мира, что показалось преступным не запечатлеть это на пленку. Мы не искали героя, он нашел нас сам.



О внезапной смене наших планов мы Ивана, конечно, не известили. У меня тогда язык не поворачивался сказать, что мы начали фильм. Я боялся услышать «нет». Думаю, он сразу начал догадываться. Ведь за ним неотступно ходили сначала два оператора, а на выступлениях их количество доходило до четырех и восьми человек.

Разоблачение чуть не произошло в день отлета Ивана. Машина, на которой мы его везли, была полностью облеплена камерами, а внутри сидел оператор. Провожаем Ивана до здания аэропорта, открывается дверь - и там его встречает другой оператор. И тут Вырыпаев останавливается, поворачивается ко мне и спрашивает: «Юр, что происходит? Это уже совсем не походит на съемку маленького ролика…» Я даже не успел ничего ему ответить, как подошла сотрудница и быстро-быстро увлекла Ивана на посадку. Он улетел, так и не зная ничего. Объяснился я позже в электронном письме. И Иван прислал короткое: «Окей, снимайте».

В родном Иркутске Иван Вырыпаев бывает редко. В 2001 году он уехал в Москву, а во время наших съемок по семейным обстоятельствам перебрался в Польшу. Но остался в памяти свой, «вырыпаевский», Иркутск как напоминание о прошедшем детстве и юности. О событиях, которые когда-то причиняли ему радость и боль.

Он вспоминал, как вырос и жил на «Чайке», и прекрасно помнит ту вакханалию 90-х годов. Что многие его одноклассники скончались от героина. А проезжая по городу, признался, что его мама погибла в ДТП в маршрутке. Авария произошла по вине водителя, который находился в наркотическом опьянении. Иван тогда только начал жить в столице и вдруг потерял маму. У него даже не было денег приехать на похороны. Ему помог Михаил Ефремов, с которым они успели подружиться.

И всё же причина оставить родной город у будущего драматурга была серьезной. Он мечтал создать свой театр, но Иркутск не позволил.

Патриарх «новой русской драмы»

В современном отечественном театре есть устоявшееся движение «новая русская драма». Его патриархами в стране считают троих человек: это Евгений Гришковец, Кирилл Серебренников и Иван Вырыпаев. C 1998 года Иван грезил идеей говорить об актуальных проблемах театральным языком. Но авторитетные люди из иркутской театральной среды блокировали его попытки. И это творчество Ивана, которое не нашло тогда реализации в Иркутске, стало культовым направлением в российской драматургии. Останься он тогда здесь, то не стал бы нынешним Вырыпаевым. Он понимает это и, наверное, потому не держит зла на родной город.


По жанру фильм документальный с двумя главными героями - Иваном и Иркутском. Мы покажем реального Вырыпаева. А также об Иване расскажут люди, с которыми он работал, общался. А может и не работал никогда, как, например, с Евгением Гришковцом. Но покуда их обоих называют патриархами новой русской драмы, значит, есть у этих людей однозначно что-то общее. И в то же время - колоссальные различия.

Во время разговора с Гришковцом об Иване у нас пробегали мурашки по коже. Честно говоря, он наговорил много негативного. Но одна фраза потрясла всю съемочную группу. Евгений признался, что считает Ивана Вырыпаева величайшим художником из всех своих современников. И тут же добавил, что общение у них не складывается. «Да и о чем нам общаться?» - усмехался Гришковец.

В фильме не будет цензуры. Во время съемок я сказал Ивану: «Вань, ты понимаешь, что мы наснимали такого…?» А насколько откровенные факты нам стали известны, можете представить? Он ответил, что это наш фильм и своими материалами можем распоряжаться, как и задумали. Кстати, когда я сказал, что мы сняли Гришковца, Иван даже не отреагировал. Вот что уж точно он не мог сказать: «Ну что, ну что он там про меня сказал?» (Смеется.) Нет, это не Вырыпаев.

«А почему ты фильм про Ваню снимаешь вообще?»

Забавно, но на момент съемок я и моя команда ничего толком не знали о творчестве Ивана. Я не видел ни одного его спектакля, не читал его пьес. Смотрел только фильм «Кислород» и мельком - «Танец Дели». Из-за такого «незнания» произошло немало смешных моментов.



Все друзья и коллеги Ивана, видя, что мы снимаем про него фильм, были уверены, что мы какие-то ярые фанаты. И очень удивлялись, узнавая, что это не так. В Москве я познакомился с ученицей Ивана по имени Анна-Мария, она снимала бэкстейдж (фильм о фильме. - Прим. ред.) на съемках «Спасения». Мы попросили несколько кадров. Скидывая видео, она попутно объясняла мне, где и какая сцена. Пока я не сказал, что фильма-то не видел. Она посмотрела на меня изумленными глазами и спросила: «А почему ты фильм про Ваню снимаешь вообще?»


Мы не перестаём каждый съемочный день удивляться: почему раньше эта идея не пришла к нам в голову? И я счастлив, что так произошло, да еще нас поддержало областное министерство культуры и архивов. Возьмись снимать про Ваню кто-то другой, например из Москвы или Польши, - Иркутска в фильме бы не было. И он точно не назывался бы «Иркутск Ивана Вырыпаева». Ну отметили бы, что, мол, родился в Иркутске, и всё.

А мы хотим показать и Иркутск и Ивана тех, 90-х годов. То, как город повлиял на будущего сценариста. В этом свете приятно видеть, что много кто соглашается принять участие в съемках. Кроме Евгения Гришковца мы уже сняли Вениамина Смехова, Михаила Козырева, иркутянок - Анну Матисон и Наталью Меркулову. Съемки еще продолжаются, и фильм мы закончим в следующем году.




Юрий Яшников поделился интервью с Евгением Гришковцом, в котором он говорит об Иркутске и личности Ивана Вырыпаева.

Вырыпаев и Иркутск

Помню, я однажды встречался с Ваней в Иркутске, это было, когда мы с Аней Матисон снимали фильм «Сатисфакция». Он приехал к нам такой упитанный, смешной и очень самоуверенный. Это было как раз после успеха фильма «Кислород», премьеру которого он и привез в Иркутск. Ваня тогда мне показался отвратительным просто. Он вел себя очень самоуверенно, как некий сектант, который понимает, что он уже просветленный, который познал какую-то истину, а мы тут суетимся по каким-то мелким вопросам, погрязли в глупости.

Я считаю, что у него на самом деле нет контакта с этим городом. Иркутск ведь город очень тяжелый, из сибирских городов он самый тяжелый, пожалуй. Город, который находится на отшибе и построенный какими-то не очень счастливыми людьми - декабристами и прочими ссыльными. И они не встретились: Ваня с городом. Судя из того, что он транслирует в своих произведениях, я вижу, что ему там было тяжело. Да даже чисто символически: город убил его маму. Что может быть более символичным, чем смерть в маршрутном такси? Город убил маму.

Я видел Ваню веселым, но никогда - по-настоящему счастливым. Мне кажется, он один из самых несчастных людей, которых я встречал в жизни. Он удачливый, но несчастливый человек, потому что он был как-то сильно несчастлив в том месте, где родился. Я так вижу. Это совершенно не совпадает с моим отношением к родному городу Кемерово. Кемерово я люблю, я там был и счастлив и несчастлив. Но и меня очень любят в Кемерово.

А Иркутск как не любил Ваню, так по-прежнему и не любит. Он любим какой-то небольшой группой, но в целом иркутяне его, в общем-то, и не знают. Вот даже те в Иркутске, кто никогда не читал Вампилова, знают, что был такой Вампилов. А Ваня Вампиловым для Иркутска не стал. И не станет. Потому что тут есть странные глубокие взаимоотношения с городом, из которых произросла его таинственная художественная душа.

Меня в Иркутске любят больше, чем Ваню Вырыпаева, и гораздо больше знают. Я там снимал кино, десятки раз был в Иркутске, и для меня он стал даже не просто городом, а художественным пространством. Но по большому счету этот город для меня непонятен. Я хорошо себя чувствую и понимаю всё про Томск, Новосибирск, свое родное Кемерово, Омск, Красноярск. А Иркутск мне непонятен. Самый неулыбчивый город Сибири. Даже в Чите мне понятнее, чем в Иркутске.

Возможно, у меня такое отношение к Иркутску, потому что у меня нет восторженного отношения к Байкалу. Я когда смотрю на Байкал - мне страшно. Он для меня какой-то космический объект. Настолько мощное и неподвластное человеку место. Я сугубо городской человек, мне возле Байкала страшно. Я никогда не умилялся Байкалу, как могу умиляться около озера Иссык-Куль в Киргизии. Там приятно, а Байкал жуткий. Я человек, который ходил в море, служил на флоте три года, не боюсь океанского простора и глубин океана. А на Байкале мне жутко. И рядом с ним этот город, немножко на отшибе. Вот Иркутск никак не тот город, где я могу чувствовать себя вольготно и расслабленно.

Для меня Ваня во многом, наверное, важнейший художник из всех моих современников. Мне все время хочется понять, как и почему он так ощущал и ощущает этот город. У него какие-то глубинные и очень тяжелые взаимоотношения с городом, которые он не озвучил, не выговорил.

Про плохое образование

Я не знаю более талантливого художника, который занимался бы театром. Ваня априори театрален. У него не получается писать прозу, снимать кино. Он не смыслит ни черта в кино, ничего не понимает в киноязыке. Но ему случайно удалось сделать удивительный фильм «Спасение». Ваня настолько одарен, фантастически, но очень не образован. Он не невежественный человек, он просто не образованный.

Вот Чехов тоже не был же образован, он был обычным медиком. Он пытался писать прозу, а у него получались только маленькие рассказы. Но не знал, как написать роман, не знал анатомии и технологии романа - у него не получалось. И даже повесть «Степь», которую он пытался написать как большое прозаическое произведение, во многих местах проваливается.

И театральный от природы Ваня родился человеком, который обязан сделать собственный театр. Он ничего не смыслит в режиссуре театральной, то есть в законах восприятия. Он просто не очень хорошо знает людей. Он находится глубоко и далеко в тех сферах, куда я не ходил и даже не смотрел. Мне туда заглядывать страшно. Я не буду расшифровывать то, что я сейчас сказал.

В частности, я никогда в жизни не пробовал наркотиков. Это один из тех потаенных уголков, где я не был, а Ваня бывал. И заходил, видимо, в серьезные дебри. Так что, когда Ваня говорит об инопланетянах, он имеет в виду совершенно не то же самое, когда я говорю об инопланетянах. (Смеется.) Вот. Я знаю много людей, знаю много гениальных артистов, знавал несколько больших поэтов, живописцев. Но я не знаю более одаренного человека, чем Иван Вырыпаев. И я полагаю, он со своим дарованием не очень справляется.

У него недостаточно инструментов, чтобы обрабатывать те замыслы, которые ему приходят, которые ему даны, которые с ним случаются. Если бы он имел образование, было бы гораздо больше инструментов. И он в силу наличия таких инструментов был бы лучше услышан людьми. Они же плохо его слышат. Потому что он не очень внятно говорит. Иркутск не дал ему нужного образования. Иркутск заставлял его, или требовал от него, или предлагал ему делать не то, что ему нужно было делать в те юные годы. Мне посчастливилось больше: я получил в Кемерово очень хорошее образование.

Было время, когда я уже поставил на Вырыпаеве крест. Но несколько лет назад жизнь переубедила меня. А тогда у меня к нему были самые большие претензии, поскольку он самый талантливый. Какие претензии могут быть к бездарю и дураку? Никаких. И он мне чертовски интересен.

Следующего его произведения я очень жду. И даже если оно будет неудачным, точнее ошибочным, потому что Ваня делает огромное количество ошибок. Но это ошибки. Ошибки простительны, иногда ошибки бывают прекрасны. Ваня совершает и простительные, и прекрасные ошибки. Даже если это будет так, я восприму это с досадой, я скажу: «Эх, жалко, жалко, что это неудачно. Подождем другого».

«О чем нам разговаривать?»

У нас никогда не было с ним существенных разговоров. А о чем нам разговаривать?
Нам лучше переписываться эсэмэсками короткими. Например, когда посмотрю его очередной спектакль. Мне очень нравится спектакль «Пьяные», меня поразил текст «Иллюзий». Я тогда позвонил Ване и сказал, что я так не умею писать, я таким способом не владею.

В Иркутске он бы сдох. Потом он сдох бы в Москве. Сейчас может жить в Варшаве. Он уже говорит по-польски, он тепло отзывается о Варшаве, которую я терпеть не могу. Он постоянно перемещается. Я уехал из Кемерово, понимая, что там очень хорошо живу, а мне нужно обострить свою жизнь до невозможности. А Ваня уехал из Иркутска от невыносимости. Я так думаю. Потом ему было невыносимо в Москве. Это не закономерно, а жизненно необходимо было уехать. Воздуха не хватало человеку. Нечем было дышать.

Я никогда не ходил в его театр «Практика», я не люблю этот театр. Я видел сделанные им спектакли - считаю, что все они плохи. Я не могу это смотреть. Это неубедительно. Но он абсолютно уникальный драматург, выдающийся. Именно человек, который пишет для театра.

Дарья Васильева, ИА «Иркутск онлайн»

URL: http://www.сайт/news/articles/20170511/theatre/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

141 15 85