Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) предлагает вернуться к юлианскому календарю и отмечать не 7 января, а 25 декабря.


Русские новогодние традиции, поражающие Запад

"Только мы придумали новый стиль. Был юлианский календарь, мы перешли к григорианскому. Весь мир Рождество отмечает 25 декабря, а у нас в России человек родился 7 января… Какое предложение? Вернуться к юлианскому календарю", — заявил лидер фракции Владимир Жириновский на заседании Госдумы.

Как сообщает РИА Новости, по мнению Жириновского, также необходимо вернуть гимн "Боже, царя храни" и поменять российский флаг на имперский, черно-желто-белый.

25 декабря в России называют "католическим Рождеством", что не совсем верно — ведь в тот же день Рождество Христово празднуют и все перешедшие на новоюлианский календарь Поместные Православные Церкви, и многочисленные протестанты. Быть может, Русской Церкви тоже пора перейти на новый стиль и вместе со всем западным миром?

Несмотря на то, что Римо-Католическая Церковь и ряд Поместных Православных Церквей — Константинопольская, Элладская, Кипрская и другие — отмечают Рождество Христово в один и тот же день, 25 декабря, католики и православные живут по разным календарям. Римо-Католическая Церковь и разнообразные протестантские деноминации следуют Григорианскому календарю, который был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днем после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Православные Поместные Церкви, за исключением Русской, Сербской, Грузинской, Иерусалимской и Святой горы Афон, которые остаются верны древнему юлианскому календарю, живут по календарю новоюлианскому, который был разработан в начале ХХ века сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем. Из православных Церквей на григорианский календарь перешла только Финская.

В результате принятого решения период самой западной пасхалии стал настолько великим (5700000 лет!), что ее можно было считать уже не цикличной, а линейной. Пасхальные даты каждый год стало нужно высчитывать отдельно. Кроме того, в результате проведенных изменений западная Пасха могла наступать одновременно, и даже ранее пасхи иудейской, что является прямым нарушением нескольких соборных установлений и правил и противоречит Евангельской хронологии. Ориентиром нового григорианского календаря стал только солнечный цикл вместе с ключевой для него датой весеннего равноденствия, в то же время его разработчиками были совершенно проигнорированы фазы лунного цикла, принципиально важные для определения христианской Пасхалии. Решение папской комиссии нарушило достигнутое в лунарно-солярном юлианском календаре согласование лунного и солнечного цикла и, соответственно, утвержденную структуру 532-летнего Юлианского Пасхального Цикла — Индиктиона.

Протестантские государства поначалу выступили резко против григорианской реформы, но все же постепенно, в течение XVIII века, перешли на новое летоисчисление. Вскоре григорианский календарь стал официальным календарем западноевропейской цивилизации, так называемым "новым стилем". Православная Церковь резко осудила новый григорианский календарь как ничем не обоснованное и абсолютно неприемлемое нововведение. В 1583 году Определением Константинопольского Церковного Собора григорианский календарь был предан анафеме.

Тем не менее, в 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV Метаксакис созвал "Всеправославный" конгресс — Константинопольское совещание, на котором обсуждался вопрос о проведении новой календарной реформы, окончательным решением которого было Положение о переходе Православной Церкви на новый Григорианский календарь. Сразу же после окончания Совещания, в начале 1924 года, архиепископ Афинский Хризостом предложил православным перейти на новоюлианский календарь. Этот календарь отличался от Григорианского большей точностью, но практически совпадал с ним вплоть до 2800 года, почему и стал считаться просто его модуляцией.

В марте 1924 года Элладская Церковь перешла на новый календарь, не дожидаясь решения других Православных Церквей. Восточные Патриархи, опираясь на решения Священных Соборов своих Патриархий, первоначально высказались решительно против перехода на новоюлианский календарь. Но в течение XX века на реформированный григорианский календарь все-таки перешло большинство Поместных Церквей. Патриарх Мелетий IV, занимая престол Афинский в 1918-1920 гг., Константинопольский в 1913-1923 гг., а затем и Александрийский в 1923-1935 гг., последовательно вводил там новый стиль. Он намеревался занять еще и Иерусалимский престол, но вскоре скончался, и Иерусалимская на новый стиль перейти не успела. Вскоре на новый стиль перешла Румынская Церковь, затем Антиохийская Патриархия — в 1948 году, и Болгарская Патриархия — в 1968 году.

После Константинопольского Совещания 1923 г., одобрившего переход всех православных церквей на "новоюлианский" стиль, Патриарх Московский и всея Руси Тихон издал Постановление о введении в Русской Православной Церкви "новоюлианского" календаря, но по прошествии 24 дней отменил его из-за начавшихся волнений православного духовенства и мирян.

Введение в ряде Православных Церквей новоюлианского календаря вызвало большую смуту в православном мире. В Поместных Церквах, перешедших на новый стиль, возникли раскольнические движения "старостильников". Крупнейшая старостильная юрисдикция Греции сегодня насчитывает около 400 тысяч прихожан.

Знаменитый профессор Петербургской Духовной академии В. В. Болотов так высказался о православном юлианском календаре. "Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить и для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформык неиспорченному старому стилю".

Сегодня Христово является, пожалуй, самым известным из христианских праздников, но так было не всегда. Главным праздником первых христиан было Воскресение Христово, Пасха, причем вначале это празднование установилось как еженедельное празднование Воскресения, а уже потом — как ежегодное празднование Пасхи. Ранние христиане, большинство из которых составляли евреи, не отмечали ни свои дни рождения, ни день рождения Господа Иисуса Христа, потому что в иудейской традиции день рождения считался "началом скорбей и болезней". Когда к Церкви присоединилось много новообращенных эллинистической культуры, возникла идея объявить днем пришествия в мир Спасителя зимнее солнцестояние, когда римляне праздновали день рождения Непобедимого Солнца.

В ранней Церкви в один праздник — Богоявление — вспоминали и рождение Христа в Вифлееме иудейском, и Его крещение в Иордане . В Армянской Апостольской Церкви эти праздники так и остались неразделенными. Рождество вместе с Богоявлением армяне отмечают 6 января по европейскому календарю.

На прошлое Рождество в моей ФБ ленте самой популярной "рождественской открыткой" была такая. Трое Волхвов бодро шагают через пустыню за звездой. Один из них - допустим, это Бальтазар - говорит: зачем, мол, башмаки стаптывать - две недели назад уже ходили. А второй - например, Гаспар - отвечает: ну ладно, сходим еще раз - для православных. Картинка облетела Интернет не без причины: к концу прошлого года остро обсуждался вопрос "единого календаря". И, как первый шаг навстречу Волхвам, вынужденным делать свою работу по два раза, вскоре Верховная Рада приняла решение "признать" за западными христианами те же права на Рождество, какие есть у восточных христиан, сделав 25 декабря выходным днем.

Решение ВР вызвало неоднозначную реакцию у публики - как равнодушной к вопросам исповедания, так и религиозной. Первая категория оказалась недовольна увеличением числа религиозных праздников в "светском государстве", но в большей степени - тем, что произошло это за счет сокращения майских праздников. Маевка и/или посадка картошки для большинства украинцев актуальнее, чем "католическое" Рождество. Интереснее позиция второй категории противников "лишнего выходного", утверждающих, что "католическое Рождество" - традиция чужая и чуждая, и нам не следовало бы с ней считаться вообще.

Что ж, календарь - вещь одновременно прикладная и политическая, и тут просто не могло обойтись без конфликтов. Никогда не обходилось. Вопрос календаря в православной части мира порождал массу недовольств и даже настоящих расколов. Причем особенно болезненно все это воспринималось не светским миром, для которого переход на новый стиль оказывался "делом техники". Все недоразумения в календарном вопросе так или иначе связаны с церковью, которая занимает по этому вопросу весьма жесткую позицию.

Спросите, например, у первого встречного украинца, какого числа празднуется Рождество. Готова спорить на что угодно, он ответит - 7 января. И это будет верно - но только со светской колокольни. С церковной же точки зрения это ерунда - православные, как и католики, празднуют Рождество 25 декабря. Только "по старому стилю". 7 января - это 25 декабря.

Вам понятно? Ах, так... Ну, держитесь.

Через сто лет 25 декабря будет 8-го января. Рождество в ХХІІ веке сдвинется на день позже. Календари, видите ли, вообще довольно несовершенны, а юлианский немножечко более несовершенен, чем григорианский. Из-за чего и был реформирован в 16 веке папой Григорием ХІІІ

В этом, наверное, и была беда - что во главе реформы календаря оказался папа римский. Не мог не оказаться: для такого серьезного дела, как изъятие из жизни тринадцати дней (ложитесь спать 8 сентября, например, а просыпаетесь не 9-го, а сразу 21-го) нужен был колоссальный авторитет, чья связь непосредственно с Небесной Канцелярией не подвергается сомнению. Поэтому и календарь "католический", и Рождество - соответственно, а православная часть мира так принципиальна в своем отказе все это принимать.

Ни одна православная церковь не приняла григорианского календаря по сей день. Многие из них живут по новоюлианскому календарю - созданному в качестве компромисса между светским жизненным циклом православных стран и нежеланием православных церквей мириться с "католическим" календарем. Иногда приходится слышать, что эти церкви "приняли григорианский календарь", но это не так. Во всяком случае, пока. В новоюлианском календаре непереходные праздники - такие, как Рождество - совпадают с "астрономическими" и, соответственно, с григорианскими, а переходные - пасхальный цикл - рассчитываются "по старому стилю". Григорианский и новоюлианский календари должны окончательно совпасть только к 2800 году.

Нас это, впрочем, не касается - украинское православие и греко-католическая церковь живут "по старому стилю", а их прихожане попадают в календарную ловушку, ассоциируя 25 декабря именно с "католическим Рождеством". Невозможно жить одновременно по двум календарям - если вы свою ежедневную жизнь сверяете по "новостильному", то и Рождество у вас - "7 января", а не "25 декабря по старому стилю".

Преодолеть этот разрыв между повседневной жизнью и церковной "отдельной реальностью" совсем непросто. Вопрос календаря, повторюсь, политический. И настолько болезненный, что даже из программы Всеправославного собора его решили вымарать - потому что достичь по нему консенсуса лидеры мирового православия не могли даже между собой. "Календарный разрыв" - между светским и сакральным, церковным и мирским, западным и восточным - дело принципа

Преодолеть этот разрыв между повседневной жизнью и церковной "отдельной реальностью" совсем непросто. Вопрос календаря, повторюсь, политический. И настолько болезненный, что даже из программы Всеправославного собора его решили вымарать - потому что достичь по нему консенсуса лидеры мирового православия не могли даже между собой. "Календарный разрыв" - между светским и сакральным, церковным и мирским, западным и восточным - дело принципа.

Для православной церкви неприятие "нового стиля" не исчерпывается нежеланием подчиняться правилам, сформулированным в католической церкви и носящим имя папы римского. То, что мир, в конце концов, принял этот календарь, для церкви оказалось вызовом, на который она ответила по-разному, но в любом случае осталась при "особом мнении". Новоюлианский календарь, хоть и выглядит компромиссом между светским календарем и желанием сохранить православную календарную самобытность, сохраняет дистанцию с григорианским в принципиальном вопросе пасхалии. Приверженцы юлианского календаря - "старого стиля" - не признают даже такого компромисса.

Характерно, что старый стиль сохраняется в нескольких православных церквях, находящихся в орбите РПЦ - Грузинской, Сербской, Польской и Иерусалимской ПЦ. РПЦ остается "оплотом" старого стиля.

Это, между прочим, было аргументом для продвижения в Украине "новостильного" Рождества: юлианский календарь привязывает нас к "русскому миру", а переход на "новый стиль" (хотя бы в виде новоюлианского календаря) сближает нас с западной культурой и ассоциирует с византийской "православной родиной". В общем, выход из отдельной астрономической реальности Святой Руси и переход на европейское время был бы выразительным символическим жестом.

Не только символическим, впрочем. Вести дела с западными партнерами стало бы проще, чем с "восточными" - это известно каждому, кто когда-либо имел дело с западными партнерами, у которых "анабиоз" зимних праздников начинается на неделю раньше, чем у нас, а когда мы сами в глубоком "анабиозе", они уже готовы работать и требуют этого от нас. Наконец, есть же над нами звезды - так пуская они решают! Григорианский календарь куда ближе к астрономической реальности, чем "старый стиль" нашего церковного календаря. Поэтому особенно смешно слушать апологетов государственного атеизма, возмущенных тем, что "католическое" Рождество сделали выходным днем. С точки зрения строгой науки, именно "католическое" Рождество и должно стать тем "одним выходным", на который они готовы согласиться в интересах верующих. А вовсе не 7 января. Но этот научный аргумент не только ничего не меняет в точке зрения церковной, а еще и усугубляет положение.

Как недавно дал понять патриарх Московский, наука для церкви - не аргумент, даже когда речь идет о научных экспертизах. Что "подлинное", а что нет - решать церкви, а не экспертизам

Если астрономические данные не совпадают с церковной традицией - тем хуже для астрономии. В общем, Галилея в православной церкви не только не стали бы таскать по церковным судам - его даже не заметили бы. Отказ переходить на "новый стиль" - это не только отказ мириться с чем-то исходящим от римского понтифика. Это также отказ признавать авторитет науки - вплоть до формирования "отдельной реальности", в которой календарь диктуют не движения небесных светил, а воля церковного руководства.

Когда я говорю о формировании "отдельной реальности" - это не то чтобы упрек. Это данность: церковь в любом случае формирует "отдельную реальность" - сакральную, в отличие от повседневной. Церковь - представительство "иного мира" на Земле и эта "неотмирность" может иметь самые разные проявления. От странных костюмов священнослужителей до полупонятного языка богослужения и - почему бы нет? - собственного календаря и летоисчисления в принципе.

Но есть некая грань между "неотмирностью" и политическим расчетом. Если православные церкви не могут договориться о едином календаре между собой - это не от того, что у них разная "неотмирность". У этого должны быть какие-то вполне земные причины. Одна из них заключается в том, что календарь оказывается крепко связан с самоидентификацией верующих. Вот хоть на нас посмотрите: подвергая ревизии свою самоидентификацию с русским православием, оспаривая свой статус "канонической территории" Моспатриархии, украинские православные остаются преданы старостильному календарю. В православном мире, разделенном на два лагеря - промосковский и прогреческий - календарная граница проведена достаточно четко, и мы со своей самоидентификацией с 7-м января остаемся в "московской" орбите.

Этот же аргумент самоидентификации важен не только в контексте отношений с Москвой. Он важен для тех, кто по каким-то причинам находится вдали от родины. Для украинцев в диаспоре, например, "свое Рождество" - это один из редутов на пути ассимиляции. Поэтому относиться к вопросу о календарной идентификации однозначно не получается.

Но политика в данном случае и не главное. Главная проблема - прикладная. Дело в том, что "все так привыкли". Это "традиция", которая одинаково используется как диаспорой, сохраняющей через нее духовную связь со "своими", так и политическими манипуляторами, формирующими геополитические химеры. Так вот, 7 января - это наша традиция (она же инерция). Все так привыкли: сначала - оливье, а уже после него - кутя. Да и церковнослужителям сверять свои богослужебные календари с новым стилем - лишняя работа.

Лейтмотивом отказа от перехода на "новый стиль" для большинства церковников оказывается именно этот: народ не поймет. Аргумент очевидно ущербный для церкви - это значит, что прихожане не доверяют в полной мере своим пастырям в вопросах, связанных с религиозной практикой.

Если верующие "в этот день в церковь не пойдут", как утверждают некоторые наши владыки, значит, что-то идет не так - верующие должны приходить, когда пастырь зовет, а не "когда привыкли".

Казалось бы, если традиция стоит на пути церковной миссии, в жертву нужно приносить традицию, а не миссию. Эта сентенция применима к вопросу о календаре в целом: если церковный календарь не совпадает с повседневным, это может быть истолковано положительно - как разрыв между сакральным и повседневным. Но в какой-то момент этот разрыв может оказаться разрывом уже не только между мирским и божественным, но между церковью и миром, в котором она призвана нести миссию.

Вопрос "своего календаря" и нежелания "сводить" его с другими - неважно, "греческим" или "католическим" - симптом застревания на стадии узкой самоидентификации. Идентификации с традицией, довольно узкой группой "своих" - нацией или империей, не слишком важно, с чем именно. Главное, что такого типа идентификация - противоположность христианскому универсализму. То, что Рождество "католическое" значит для нас по-прежнему больше, чем то, что это - Рождество. Классический случай убийства существительного прилагательным. Мы цепляемся за "свое Рождество" и "свой календарь", за "свою традицию" и узкую самоидентификацию, как за какую-то высшую ценность, превосходящую ценность христианской самоидентификации и единства во Христе.

Вопрос календаря сам по себе мало что значит - это только один из камней преткновения, одно из мест страсти, которые мы найдем для себя обязательно - не в этом, так в чем-то другом. За этим - политическим в корне - вопросом стоит значительно более сложная и глубокая драма разорванного мира и разделенного человечества. Драма, в которой земное рождение Бога-Младенца - центральный сюжет, дающий надежду. Ученые расходятся в точной датировке этого события. Говорят, это, на самом деле, было вовсе не зимой, а осенью. Или даже летом. Но "подогнать" дату Рождества под языческие праздники, связанные с зимним солнцестоянием, было очень практичным решением. Люди любят традиции. Это богов "подменить" можно, а даты празднований - поди попробуй...

Но ничего подменять нам и не надо. Выходной 25 декабря хорош уже тем, что возвращает нас именно к этим цифрам. Дата "7 января" - победа светского календаря над сакральным. Православное Рождество - как и католическое - 25 декабря. Можете делать поправку на стиль. А можете не делать.

Сегодня 25 декабря. Праздники: Православное Рождество. Католическое Рождество. Лютеранское Рождество.

Католическое Рождество.

Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, государственный праздник в более чем 100 странах мира.
Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием.
Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи; соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) 9 месяцев Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.
Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.
В XIII веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках изображают грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах и т.п.
Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования - хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости и др. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.
О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге - «рождественское полено». Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали его медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.
В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» - особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, - и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.
Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядности которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.

Православное Рождество.

День Рождения Иисуса Христа является одним из главных христианских праздников. В этот день – 25 декабря - Рождество празднуют не только западные, но и целый ряд православных церквей мира, принявших в начале 20-х годов XX века Григорианский календарь. Этот праздник отмечают миллионы христиан по всему миру, большинство православных церквей - 11 церквей из 15. Остальные четыре православные церкви отмечают этот праздник на тринадцать дней позже – по Юлианскому календарю.
Следует отметить, что разница календарей не изменяет сути Рождества. Ведь мы даже не знаем точно, когда именно произошло это событие - древняя Церковь назначила дату празднования Рождества довольно произвольно. Сама же традиция отмечать Рождество Христово 7 января по Юлианскому календарю или 25 декабря по Григорианскому связана с языческим праздником, отмечавшимся 25 декабря в Римской империи в честь языческого бога Сатурна. Сатурналии являлись неким аналогом современных Рождества и Нового года, объединенных воедино. Со временем язычество перестало быть актуальным, и приблизительно в 10-м веке церковь решила заменить Сатурналии днем рождения Христа.
Сегодня светлый праздник Рождества - одна самых красивых христианских традиций. За долгие века сформировалось множество традиций его празднования - традиционные елки, вертепы, богослужения и застолья. Но в той или иной стране к общепринятым правилам добавляются и местные обычаи, придающие свое очарование этому празднику.

Лютеранское Рождество.

День Рождения Иисуса Христа является одним из главных христианских праздников. В основе праздника – библейская история о рождении в г. Вифлееме Спасителя Иисуса Христа Девой Марией.
Праздник отмечают и католики и православные и протестанты. Разнятся только даты (25 декабря, 6 января и 19 января) и календарные стили (юлианский и григорианский). В европейских и ряде других государствах за точку летоисчисления принята именно дата Рождения Христа (от Р.Х. или Annus Domine), хотя и рассчитанная в средние века, как оказалось впоследствии, с небольшой ошибкой на 3-4 года.
В каждой стране и у каждой конфессии есть свои особенности в праздновании Рождества. В лютеранстве к числу рождественских традиций относятся, прежде всего, следующие:
Свечи. Горящие свечи – символ света, символ звезд, сиявших на небе в час рождения Христа. Свечи могут быть разной формы.
Рождественский венок. Рождественский венок плетется, как правило из веток сосны, ели, пихты. Способы плетения могут быть разными. Венок украшается свечами, лентами, деревянными фигурками. Его подвешивают над дверью, на стену или кладут на рождественский стол. Нередко в рождественский венок вставляют четыре свечи – по числу недель Адвента (рождественского поста), непосредственно предшествующих Рождеству. Каждое воскресенье на богослужении зажигают одну из этих свечей.
Рождественская елка. Традиция ставить на Рождество ёлку связана с лютеранством и немецкоязычными странами. Впервые она появилась именно там. Только при Петре I она перекочевала в Россию, а в советскую эпоху рождественская ёлка была заменена на новогоднюю ель.
Рождественская звезда.
Напоминает о Вифлеемской звезде и обычно вешается на елку.
Ясли, или так называемый «вертеп». Слово «вертеп» не имело первоначально такого отрицательного смысла, как сейчас, и означало ясли, в которых родился Христос. Также как и католики, лютеране на Рождество устанавливают ясли и разыгрывают сцену Рождения Спасителя. Считается, что тем самым Вифлеем как бы входит в дома и церкви, становится ближе и понятнее.
У истока этой традиции находится «живая картина» Рождества, устроенная Франциском Ассизским и его братьями по Ордену в лесу близ Гречо. Для празднования Рождества ими были установлены ясли, принесли сено, привели настоящих быка и осла. Так, Франциск Ассизский вновь открыл христианам глаза на то, что Иисус был человеком, жившим не во дворце, но рожденным в яслях, жившим среди бедных и иноплеменников, не имевших крыши над головой, т.е. был ближе, чем казалось обычному средневековому человеку.

4.9 (98.82%) 17 votes

Удивительно, что современные и, казалось бы, образованные люди не знают самых элементарных вещей! То, что православные отмечают Рождество с 24 на 25 декабря у большинства моих светских знакомых каждый год вызывает взрыв мозга…

Рожество Христово – один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Исуса Христа в Вифлееме. Рожество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты, вернее стили календарей.

100 лет назад Рожество было в декабре, а неделя начиналась с Воскресенья…

Никто и никогда не переносил дату Рожества Христова на иные дни. Просто со временем люди сочли, что прежний церковный календарь им не нравится и придумали новые. Церковь же занимает более консервативную позицию по данному вопросу.

Юлианский календарь , введенный в обиход в 46 году до н.э. императором Юлием Цезарем, был практичнее, чем старый римский. Он вводил понятие високосного года, добавляющего 29-й день в феврале. Однако “лишнее” время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегают одни неучтенные сутки.

В XVI веке папа римский Григорий XIII учинил новую реформу календаря. Хотя задействованы были лучшие умы астрономии того времени, самым значимым изменением стало смещение начала координат, или точки отсчёта. Это позволило достичь номинальной цели реформы – чтобы христианская Пасха не наступала раньше ветхозаветной иудейской, что запрещено апостольскими правилами и противоречит логике.

Правило святых апостол № 7

Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина. (Ап. 64, 70, 71; Трул. 11; Антиох. 1; Лаод. 37, 38; Карф. 51, 73, 106).

Однако время всё расставило на свои места. С 1582 года католическая Пасха не соответствует православной, причем сплошь и рядом католики празднуют Пасху до иудеев, в отличие от православных, которые на григорианский календарь не перешли. Исполнение указанного апостольского правила в православии достигается за счёт других механизмов расчёта пасхалии, которые были утрачены католиками.

Тем не менее, и у католиков, и у православных Рожество Христово наступает 25 декабря . Просто по католическому календарю наше 25 декабря приходится на 7 января.

В России григорианский календарь был введен советскими властями в 1918 году, однако церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении (замене) Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на “Новоюлианский” календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе, и постановление было отменено менее, чем через месяц.

Вместе с Русской Православной Церковью по старому стилю праздник Рожества Христова отмечают Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

С июля 2014 года на старый стиль официально перешла Польская Православная Церковь, отменив постановление, принятое 12 апреля 1924 года о введении в Польской Церкви нового стиля.

Все остальные 10 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря нового стиля. Однако они утверждают, что пользуются не “католическим” Григорианским календарем, а так называемым “Новоюлианским”, который … пока совпадает с Григорианским.

Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского – за 3 тысячи 333 года, а “Новоюлианского” – за 40 тысяч лет).

Тем не менее, по имеющимся данным, астрономические и космические расчёты наших дней ведутся в том числе по старому Юлианскому календарю, который более прост в использовании.

Когда около ста лет назад в России обсуждалась возможность перехода на новый григорианский календарь для гражданского пользования, то именно образованная часть общества была против реформы календаря. На заседаниях Комиссии Русского астрономического общества в 1899 году по вопросу о реформе календаря профессор В.В. Болотов, выражая общее мнение, сказал:

Григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения… Никейский Собор не постановлял ничего подобного

Саму отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю

(Журнал 4-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря, 20 сенября 1899 года, стр. 18-19 и журнал 8-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря, 21 февраля 1900 года, стр.34).

Отчасти эти слова оказались пророческими: григорианский календарь оказался ненужным, и теперь ученые хотят заменить его или исправить. Новый стиль уже устарел! И уже папа римский изъявил согласие на исправление григорианского календаря, на изменение нового стиля.

Не случайно польский астроном Николай Коперник, хотя и был ревностным католиком, отказался от замены старого стиля на новый и от участия в составлении этого нового календаря, справедливо считая, что астрономия не располагает достаточной точностью для установления нового времяисчисления, и это верно и по сей день.

Второй Ватиканский собор 4-го декабря (н. ст.) 1963-го года большинством голосов, 2057-ю против 4-х, заявил, что “не возражает против намерений ввести в гражданском обществе вечный календарь” вместо современного григорианского. Таким образом, григорианская реформа оказалась не нужной, не вечной – новый стиль хотят заменить или исправить. Новый стиль не имеет ни научной точности, на которую претендовал, ни практического удобства, которым ценен старый Юлианский календарь.

Олег Хохлов для

Статьи по теме:

Эксклюзивное расследование сайт об истории появления и традициях празднования самого неуместного праздника в году.

О том, когда на самом деле наступает Новый Год, и какой по счету:)


Материал об особенностях национального летоисчисления от старообрядческого автора, оцененный президентским дипломом.

Необычное издание, возвращающее нас в миросозерцание наших предков


Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, государственный праздник в более чем 100 странах мира.

25 декабря Рождество празднуют не только католики, но и православные большинства стран мира, лютеране и другие протестантские конфессии.

Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием.

Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи; соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) 9 месяцев Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния.

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво - сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды . В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.

В XIII веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках изображают грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные - бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах и т.п.

Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования - хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости и др. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге - «рождественское полено». Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали его медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.

В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» - особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента , - и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником.

Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядности которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.