Имя: Исаак Левитан (Isaak Levitan)

Возраст: 39 лет

Место рождения: Кибартай, Литва

Место смерти: Москва

Деятельность: Русский художник - пейзажист

Семейное положение: Не был женат

Исаак Левитан - биография

Великий мастер полотен живописи, на которых изображена природа. Пейзажист, которому нет равных. Он одухотворяет застывшую на картине природу, делает её живой и узнаваемой.

Детские годы, семья художника Левитана

Известного художника подарила миру Литва. Семья, в которой родился Исаак Левитан, была очень образованной, но бедной. Еврей по происхождению, Левитан никогда не стеснялся этого. Отец работал станционным смотрителем, окончил религиозную школу, самостоятельно изучил французский и немецкий языки, что в дальнейшем помогло ему устроиться преподавателем и переводчиком.


Кроме Исаака в семье были и другие дети: брат и две сестры. Левитаны жили в небольшом местечке, и для расширения своих возможностей и обучения детей переезжают в Москву.

Отец рано определил художественные способности у мальчиков и определил их в соответствующее училище столицы. Учителями были Саврасов, Перов, Поленов. Иметь таких знаменитых наставников – написать свою биографию художника с большой буквы. Педагоги начали борьбу за юного Исаака, обнаружив у него настоящий талант, каждый хотел забрать его в свой класс.


Великая красота природы восхищала художника Саврасова, который и стал не только педагогом, но и добрым другом для начинающего пейзажиста. Всё шло хорошо, пока родители были живы, Буквально за три года дети лишились матери, а затем и отца. Наступило нищенское существование, за училище стало нечем платить. Руководство не брало с талантливого ученика ни копейки за обучение и не раз помогало материально его семье.

Исаак Левитан - картины

Когда работы - картины юного Левитана были выставлены на выставке, они заслужили похвал, большой премии и малой серебряной медали. Обучение можно было продолжать, но после покушения на Александра II всех евреев приказано было выселить из столицы. Левитан и его оставшиеся родные жили в деревне под Москвой, затем пришлось продать одно из своих полотен и снять приличную комнату.

Как бы хороши не были картины художника, нашлись люди, которые высказывали мысль, что русские пейзажи не для евреев. В связи с такими настроениями, витавшими в стенах художественного училища, Левитану не дали диплома художника после окончания учебного заведения.

По диплому он был учителем чистописания и внеклассным художником. Казалось, о биографии живописца стоило забыть, но художник стал искать выход. Он очень нуждался материально, поэтому перебирается в маленькую подмосковную деревню Максимовку.


По соседству жили Чеховы, брат Антона Павловича был хорошо знаком с Левитаном. Финансовое положение живописца стало улучшаться, после поездки в Крым Левитан организует персональную выставку. Благодаря таким действиям, он вызвал к себе интерес известного в России мецената Саввы Морозова .

Новое дело Левитана

Морозов ставит оперу «Русалочка», а Левитан и Васнецов выступают в качестве декораторов. Премьера прошла с успехом, появилась возможность отправиться в путешествие по Волге, так манившей к себе с детства. Три лета художник приезжает на волжские места рисовать с натуры. Его пригласили преподавать юным дарованиям, с чем он прекрасно справлялся.

Но, чтобы быть в курсе современных тенденций в живописи, Левитан выезжает на парижскую всемирную художественную выставку. Художник по-прежнему уделял огромное внимание изображению величественной русской природе. Снова начались изгнания евреев из Москвы. В биографии Левитана появились новые географические названия: Тверь, Владимир.

Исаак Левитан - биография личной жизни

Исаак долгое время дружил со своей единомышленницей художницей Софьей Кувшинниковой. Однажды их пригласили в имение Островно отдохнуть. Рядом находилось имение петербургского градоначальника Турчаниново. Супруга начальника приехала из Горок с визитом вежливости. Жена знатного господина и Левитан влюбились друг в друга. Красивый художник Исаак Левитан покорял не только своей внешностью, но и невероятным блеском в глазах, поэтической натурой.


Он был похож на одухотворённого создателя прекрасного. В него нельзя было не влюбиться, и Софья это прекрасно понимала. Она вынуждена была наблюдать их любовные отношения, она покинула гостеприимный дом, оставив художника разбираться со своей любовью. К этому времени одна из дочерей чиновника тоже влюбилась в Левитана.

Болезнь и смерть Исаака Левитана

Живописец запутался, хотел застрелиться. Чтобы загладить свою вину Турчаниновы приглашают художника в своё имение и выделяют для него отдельную мастерскую. Картины этого периода очаровали знаменитого Третьякова. Здоровье Левитана ухудшилось, сказалось вторичное заражение тифом. Сердце у художника было больным с детства, а в этом случае ситуация усугубилась. Художник уезжает в Италию, получает звание академика, затем преподаёт в родном училище. По настоянию врачей уезжает зимой подлечиться в Ялту. Вернувшись в Москву, он уже мало выезжал и мало выходил, он тяжело заболел.

Ожидалось его сорокалетие, но Левитан до него не дожил. Художник оставил много незавершённых работ и эскизов. Похоронен был на кладбище для евреев. Проводить в последний путь великого мастера живописи приехали именитые художники и поэты.


Автор биографии: Natsh

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) - русский художник-пейзажист еврейского происхождения. Он родился в Ковенской губернии литовского города Кибарты. Живописец умер слишком рано, но уже много лет его помнят и ценят в разных странах. При жизни он терпел тяготы и лишения, нередко подвергался издевательствам из-за своего происхождения. Но ничто не смогло заставить его покинуть страну, ставшую источником вдохновения для потрясающих картин. Наиболее известными работами художника являются полотна «Осенний день», «Вечер на Волге» и «Березовая роща».

Детство и образование

Будущий художник появился на свет 18 августа 1860 года. Он рос в интеллигентной еврейской семье. Когда мальчику исполнилось 10 лет, вместе с родителями они переехали в Москву. Там Левитан увлекся изобразительным искусством, уже в 13 лет юноша поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В числе его преподавателей были В. Перов и В. Поленов.

Отец будущего живописца работал смотрителем на станции. Он окончил религиозную школу, позднее смог самостоятельно выучить французский и немецкий языки. Благодаря своим способностям Илья получил должность преподавателя и переводчика. Он был очень умным, заботился об Исааке и его сестрах. Именно благодаря отцу юноша мог развивать свой талант, обрел уверенность в себе и получил соответствующее образование.

В 1875 ушла из жизни мать Исаака, спустя год умер и отец. Юноша рано остался без родителей, поэтому все свободное время он тратил на заработок денег. Иногда их не хватало даже на жилье и еду. К счастью, преподаватели училища высоко ценили талант студента. Ректор освободил его от оплаты за образование. После окончания учебного заведения живописец пошел на курсы в пейзажный класс А. Саврасова.

Дискриминация художника

Из-за своего происхождения Левитан часто сталкивался с несправедливостью. Преподаватели не воспринимали всерьез его увлечение российскими пейзажами, некоторые из них даже отказывались учить юношу. В результате он остался без диплома художника. В бумаге, выданной после окончания учебного заведения, юношу называли учителем чистописания.

Но были и те, кто поддерживал талантливого живописца. Они помогли ему организовать первую выставку, принесшую парню серебряную медаль. Казалось, у Исаака еще все впереди, но после покушения на Александра II был издан жесткий указ. Всех евреев выселили из столицы, студенту пришлось перебраться в деревню в Подмосковье. И только через год он смог вернуться благодаря помощи друзей.

Проживание в деревне принесло и положительные изменения в жизни Левитана. Его соседом был Антон Павлович Чехов, творческие люди быстро нашли общий язык и подружились. Также в Подмосковье живописец нарисовал картину «Вечер после дождя». За деньги, вырученные от ее продажи, он снимает комнату в русской столице.

Творческий путь

Первую картину Левитан продал еще в 1879. Сам Третьяков приобрел за 100 рублей работу «Осенний день. Сокольники». Позднее Павел Михайлович купил и другие творения живописца, в их числе «Золотая осень» и «Март». С 1880 по 1885 год было продано еще несколько известных полотен, среди них «Осень», «Первый снег» и «Сосны».

Всю свою жизнь Исаак Ильич трудился. Но его часто не понимали, дискриминировали из-за еврейского происхождения. В результате у художника существенно ухудшилось здоровье. Чтобы отдохнуть и подлечиться, он отправился в Крым. Природа полуострова так вдохновила живописца, что он написал целую серию картин. После возвращения в Москву он организовал выставку, посвященную этому месту. Ее посетил известный меценат Савва Морозов, он заинтересовался творчеством живописца.

После путешествия в Крым Левитан решил осуществить еще одну свою мечту. Он отправился в поездку по Волге, в течение трех лет писал пейзажи этой восхитительной местности. Особенно понравилось живописцу местечко Плес. Именно там он создал известную картину «Над вечным покоем». В свободное время юноша преподавал детям. Также он успел попробовать себя в качестве декоратора, проиллюстрировав оперу Морозова «Русалочка».

Исаак был в восторге от российской природы, однако его тянуло и в Европу. Чтобы пообщаться с единомышленниками и узнать о новых тенденциях, художник выехал на парижскую выставку. Там он нашел общий язык с импрессионистами, а по возвращении в Россию вступил в общество передвижников. В 1896 была организована совместная выставка Левитана, Попова и Симова. Там были продемонстрированы полотна «Лето», «Октябрь» и «У омута».

Последние годы

В 1898 Исаак стал Академиком пейзажного творчества в родном училище. Но уже через год ему пришлось отправиться в Ялту на лечение. Здоровье художника ухудшилось после тифа, перенесенного дважды. Последняя работа пейзажиста «Озеро. Русь» так и не была закончена. Великий художник умер 4 августа 1900 вследствие долгой борьбы с аневризмой сердца.

За свою жизнь Левитан ни разу не был женат. Однажды он увлекся ученицей, этот эпизод был описан Чеховым в рассказе «Попрыгунья». Писатель осуждал поведение друга, вследствие этого их отношения окончательно испортились.

Главной любовью Исаака Ильича считается Софья Петровна Сафронова, жена доктора Дмитрия Кувшинникова. Они вместе путешествовали по Волге, женщина разделяла интересы живописца. Она также была художницей, хоть и не такой известной. Из-за замужнего положения Софьи влюбленным пришлось скрывать свои чувства.

«Великий русский художник Левитан родился
в бедной еврейской семье.»

Из школьного сочинения

Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибартай, в еврейской семье. Отец был мелким служащим, но, желая дать своим двум сыновьям (у Исаака Ильича был еще старший брат) достойное образование, они переехали в Москву. В Москве они не имели полноценного права на жительство, будучи евреями, но решили пойти на риск. Позже, когда талант Левитана проявил себя, вопрос о правах уже не стоял остро.

К сожалению, о детстве художника почти нет сведений, потому что он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. Но воспоминания людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты биографии художника.

Вероятнее всего, на выбор жизненного пути Исаака Левитана повлиял его старший брат - художник, часто бравший мальчика с собой на этюды и на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. Учителями Левитана были такие знаменитые и талантливые художники, как Алексей Саврасов и Василий Поленов.
Одна из самых значительных страниц биографии Левитана - его дружба с А. П. Чеховым. Помимо того, что они ровесники, можно сказать, что судьбы их во многом похожи. Оба гения приехали в Москву из провинции.

Исаак Ильич Левитан и Антон Павлович Чехов дружили своеобразно: они могли бесконечно шутить друг над другом, но дошедшие до нашего времени письма говорят о том, что лишь Чехов был в курсе всех переживаний художника, а значит - самым близким и дорогим другом. Кому еще, как не Чехову, Левитан мог написать следующие строки: "Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи..." В то же время, Чехов пишет одному из своих друзей: "Талант его (Левитана) растет не по дням, а по часам..."
Паустовский писал: "Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков".

Одной из первых работ Левитана была картина "Осенний день. Сокольники", написанная в 1879 году. Картина экспонировалась на московской выставке и была куплена П. М. Третьяковым для его галереи. В те годы Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему было только 19 лет. "...По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном... Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости... Жизнь самого Левитана дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце...", - писал Константин Паустовский.

Произведения Левитана всегда теснейшим образом связаны с переживаниями, чувствами человека, поэтому неудивительно, что его работы не оставляют людей равнодушными. Для него понять природу - означало передать самые сокровенные мысли, раздумья о месте человека в мироздании, о его сложных и противоречивых отношениях с окружающим миром. Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть и оттого, что величественная природа находится в такой дисгармонии с жизнью человека.

М. Гробман пишет в статье “Загадка Левитана”: “Левитан смотрит на природу, но видит не ее, вернее - видит через нее... Левитан стремился к "скрытому свету" (Ha"or ha"ganuz) - то есть вступил на дорогу, которая ведет в бесконечность... Какой невероятный расклад судьбы - еврейская Волга Левитана и русский Кинерет Поленова... Если Левитан еврейский художник, то он ведет за собой в Святую Землю и Саврасова с Поленовым.”

Замысел пейзажа картины "Владимирка", написанной в 1894 году, родился следующим образом. Один из знакомых художника вспоминает: "Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелестью... и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога: "Постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда...". И в тишине поэтической картины стала чудиться нам глубокая затаенная грусть".

Последнее десятилетие в жизни Левитана было особенно плодотворным. В пейзажах "У омута", "Вечерний звон", "Над вечным покоем", "Март", "Золотая осень", "Большая дорога", "Сумерки. Стога", "Летний вечер", "Озеро, Русь" нашли отражение размышления художника о смысле жизни.

В последние годы жизни солнечные полотна у художника уступают место пейзажам, проникнутым трагическим ощущением одиночества, тоски. Левитан был тяжело болен, и его не покидала мысль о близкой смерти. Врачи советовали пожить в Италии. "Чувствую себя немного лучше, хотя все-таки неважно. В Италию не еду, а через неделю-две еду в Париж посмотреть выставки, - пишет он художнику А. М. Васнецову, - воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси, - реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист". Вернувшись на Родину, Левитан едет на Удомельское озеро. Заброшенный уголок Русской земли, суровая северная природа подсказали художнику тему его знаменитой картины "Над вечным покоем".

Левитан писал в одном из писем: "Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще... Какой ужас, какой страх!". Картина "Над вечным покоем" заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. "В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием", - говорил об этой картине художник.
Часто бывал Левитан у Чеховых. Дружная и сердечная атмосфера Чеховской семьи успокаивала его. Личная жизнь художника не сложилась. У него не было семьи, детей. Может быть, единственное сильное чувство он испытал к Марии Павловне Чеховой.

У Чехова в Крыму Левитан встретил новый 1900 год, последний год своей жизни. Две недели провел Левитан с Чеховым, рассказывал писателю о новых замыслах, о еще не написанных картинах, о своих учениках... Летом он покинул его, желая сопровождать своих учеников, и Чехов, тонко чувствовавший состояние друга, забеспокоился о его здоровье. Тревога Чехова была не напрасной. 22 июля (4 августа) 1900 года Левитан умер.

4 августа 1900 года в своём доме-мастерской в Трёхсвятительском переулке умер известный русский художник Исаак Левитан. Его часто называли мастером «пейзажа-настроения» — такой картины, где природа одухотворена человеческой мыслью. Рассказываем о судьбе и творчестве Исаака Ильича.

Детство

Исаак Левитан родился в 1860 году в посаде Кибарты (ныне территория Литвы) в бедной, но интеллигентной еврейской семье. Отец его, самостоятельно выучив французский и немецкий язык, работал переводчиком в городе Ковно, в то же время занимался образованием ребёнка. В возрасте 10 лет Исаак Левитан вместе с семьей переехал в Москву, где он вместе с братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Здание Московского училища живописи, ваяния и зодчества

Первые картины

Огромную роль в формировании Левитана как художника сыграли его учителя в Училище — известные художники Перов, Поленов, Саврасов. У последнего, по свидетельствам современников, Левитан вообще был в любимчиках. В скором времени, потеряв родителей, Исаак Левитан был вынужден зарабатывать деньги своим мастерством — с ранних лет он начал выполнять художественные заказы, проводил уроки рисования, рисовал для различных журналов. Уже тогда, в возрасте 17 лет, Левитан начал выставлять свои картины на ученических выставках.

«Солнечный день. Весна». Исаак Левитан, 1877 год

Одну из них — картину «Осенний день. Сокольники» — неожиданно приобрел для своей прославленной галереи Павел Третьяков, что, безусловно, вдохновило начинающего художника.

«Осенний день. Сокольники». Исаак Левитан, 1879 год

Знакомство с передвижниками

Одним из важнейших событий в жизни Исаака Левитана стало знакомство с известным меценатом Саввой Мамонтовым. По заказу Мамонтова Левитан стал выполнять ряд работ, в том числе вместе с другими художниками занимался оформлением декораций. Впоследствии Левитан стал частым гостем в доме Мамонтова, где познакомился с кругом превосходных художников.

«Вечер на пашне». Исаак Левитан, 1883 год

В 1884 году картина Левитана «Вечер на пашне» впервые была показана на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где посетители по достоинству оценили талант начинающего художника. В то же время Левитан формально оставался учеником Училища, хоть и перестал посещать занятия. В результате, выпускаясь, звания художника он так и не получил — ему выдали диплом учителя чистописания.

«Саввинская слобода под Звенигородом». Исаак Левитан, 1884 год

В начале 1880-х годов, перебиваясь деньгами, полученными от продажи картин, Исаак Левитан поселился в небольшой подмосковной деревне Максимовка, где познакомился с жившим поблизости Антоном Чеховым, дружба с которым завязалась на долгие годы. В той же деревне Левитан написал большое количество пейзажей.

«Мостик. Саввинская слобода». Исаак Левитан, 1884 год

«Берёзовая роща». Исаак Левитан, 1885 год

Путешествия

Насладившись умиротворенной деревенской жизнью, художник стал искать вдохновения в поездках. Однако Левитан решил не ехать для этого за границу, а начать с необъятных просторов России. Весьма плодотворными получились поездки в Крым и на Волгу, где художником выполнил ряд известных пейзажей.

«У берега моря. Крым». Исаак Левитан, 1886 год


«Свежий ветер. Волга» Исаак Левитан, 1895 год

«После дождя. Плес». Исаак Левиан, 1889 год

На конец 1880-х годов, как склонны считать искусствоведы, приходится расцвет таланта Исаака Левитана. Антон Чехов писал по поводу новой картины «Тихая обитель»: «Левитан празднует именины своей великолепной музы: его картина производит фурор».

«Тихая обитель». Исаак Левитан, 1891 год

В 1890 году Левитан все же побывал за границей: он сделал целое турне по культурным центрам Европы. Результатом поездки стало несколько картин, которые наглядно свидетельствуют о его любви к маленьким тихим городкам.

«Канал в Венеции», 1890 год


«На озере Комо. Набережная». Исаак Левитан, 1894 год

Последнее пристанище

После долгих скитаний в 1889 году Левитан поселился в Москве, в доме-мастерской в Трехсвяительском переулке. В 1890-е годы Исаак Левитан работал прежде всего в разных местах Владимирской и Тверской губерний, создав одни из наиболее значимых своих полотен.

«У омута». Исаак Левитан, 1892 год

«Над вечным покоем». Исаак Левитан, 1894 год

В своей мастерской Исаак Левитан проработал вплоть до весны 1900 года, когда, гуляя с учениками, подхватил сильную простуду. Ослабленное сердце художника не выдержало: он не оправился от своей болезни и умер 4 августа 1900 года.

Вторая половина XIX века была рассветом отечественной живописи. Ярким представителем выдающихся мастеров стал уроженец литовского местечка Кибартай Исаак Левитан. После себя мастер, водивший дружбу с Федором Шаляпиным и Антоном Чеховым, оставил неоценимое культурное наследие. Про него говорили: «Левитан - это Пушкин русского пейзажа».

сайт вспомнил пять известных картин выдающегося художника.

«Березовая роща» (1889)

Летом 1885 года Левитан, которого неоднократно отсылали из первопрестольной из-за еврейского происхождения, находился в усадьбе Бабкино на Истре под Москвой и полотно, ставшее одним из главных пейзажей в русской живописи, задумал именно там. Работу же художник закончил через четыре года в Плесе - небольшом городе на берегу Волги, куда живописец приезжал с 1888-го по 1890 год. Здесь также были созданы несколько известных его картин.

Плесская березовая роща расположена на окраине города, недалеко от кладбищенской церкви Пустынка. Художник пришел туда с полотном, начатым в Подмосковье, и завершил его.

Левитан построил работу на игре света и тени на стволах деревьев, свежей зеленой траве и листьях. Художник использовал на полотне приемы импрессионистской живописи.

Один из главный русских пейзажей, исполненный Левитаном. Фото: Commons.wikimedia.org

«После дождя. Плес» (1889)

Государственная Третьяковская галерея

На этом полотне Левитан попытался обобщить свои впечатления от своей поездки на Волгу. На картине Левитан показал повседневную жизнь реки.

Живописец сумел изобразить лужи, пропитанный влагой воздух и лучи солнца, пробивающиеся сквозь облака. Левитан размышляет о том, что духовная жизнь людей связана с рекой, с пристанью и пароходами. Три корабельные мачты в центре картины - как три купола церкви.

В этой работе художнику удалось показать русскую жизнь маленького волжского городка с барками и пароходами. Картина «После дождя. Плес» была приобретена Павлом Третьяковым для своей коллекции в 1890 году, вместе с другой известной картиной Левитана «Вечер. Золотой Плес».

Такой видел Волгу мастер. Фото: Commons.wikimedia.org

«Вечерний звон» (1892)

Государственная Третьяковская галерея

В своем творчестве Левитан неоднократно обращался к теме гармонии православных ценностей и удивительной русской природы.

К «Вечернему звону» художник подходил обстоятельно. Воплощение идеи требовало тщательного выбора натуры. Левитан сделал несколько десятков набросков, пока не увидел Савино-Сторожевский монастырь под Звенигородом, который произвел на него сильное впечатление.

Два года спустя, когда художник жил в Плесе, в поисках новых мотивов для картин он поехал в Юрьевец, где увидел небольшую церковь. Тот монастырь назывался Кривозерским - в середине 1950-х он попал в зону затопления Горьковского водохранилища. Два этих здания и послужили основой к созданию шедевра русской культуры.

Сразу два монастыря вдохновляли Левитана при написании этого полотна. Фото: Commons.wikimedia.org

«Над вечным покоем» (1894)

Государственная Третьяковская галерея

Следующее полотно считается одним из самых философски наполненных у Левитана. Работу над ним мастер вел в Тверской губернии. Церковь же в эту картину перекочевала из ранее созданного этюда на Плесе. Существуют также свидетельства, что Левитан при создании этой картины просил свою подругу Софью Кувшинникову играть ему Бетховена.

Коллекционеру Третьякову Левитан писал, что счастлив передать «Над вечным покоем» именно ему. «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх!», - говорил художник.

Действительно, зрителя вода и небо на картине захватывают, как и мысли о быстротечности жизни. На полотне можно разглядеть церковь, стоящую рядом с кладбищем с покосившимися крестами и заброшенными могилами.

Исаак Левитан вспоминал, что ему было страшно при творении этой картины. Фото: Commons.wikimedia.org

«Золотая осень» (1895)

Государственная Третьяковская галерея

Безусловно, особое место в творчестве Исаака Левитана занимает завораживающая красота русской природы. В 1895 году художник, обитавший в тот момент в усадьбе Горка в Тверской губернии, довольно часто посещал реку Съежа. Считается, что именно на ней он увидел удивительную красоту осени, которую и решил запечатлеть на полотне. Известно, что в ту пору Левитан был вдохновлен и бурным романом с Анной Николаевной Турчаниновой - супругой сенатора и помощника градоначальника Петербурга Ивана Николаевича Турчанинова. Она часто отдыхала в принадлежащей семье усадьбе Горка, где и познакомилась с художником.

Работа над полотном завораживала мастера. В 1895 году он писал Василию Паленову: «Совсем было собрался ехать к Вам, добрейший Василий Дмитриевич, как вдруг, именно вдруг, меня страстно потянуло работать; увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста… Вместе с тем, как я стал работать, и нервы стали покойнее, и мир стал не так ужасен».

На картине зеленый бугристый склон, который заканчивается широкой речкой. Вода в ней настолько прозрачная и чистая, что легко отражаются прибрежные растения и травы. Мастер постарался изобразить во всей своей красе русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона.

Вместе с девятью другими произведениями Левитана, среди которых были «Март», «Свежий ветер. Волга», «Сумерки», «Папоротники в бору», «Ненюфары» и другие, картина «Золотая осень» экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1896 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву. Купленная Павлом Третьяковым, картина в том же 1896 году была передана им в дар Третьяковской галерее.

Осень вдохновляла и Левитана, и Пушкина. Фото: Commons.wikimedia.org

Спустя четыре года после этого Левитана не стало. В 1901 году в Петербурге и Москве прошли посмертные выставки художника, где было впервые показано и его неоконченное полотно «Озеро».