(†~101)

Предварительные сведения

Климент Римский родился в I столетии по Рождестве Христовом. В древней Церкви он почитался как один из наиболее значимых и выдающихся христианских святых.

О его почитании в первые века существования Церкви говорит хотя бы тот факт, что в его память и честь в Риме была воздвигнута базилика. Несмотря на известность святого Климента среди современников, в последующую эпоху сведения о деталях его жизни и деятельности стёрлись временем, обросли ложными слухами и легендами.

На сегодняшний день одним из ярчайших бесспорных свидетельств о его личности и служении является дошедшее до нас (в списках) послание к Коринфской общине, написанное святым Климентом в связи произошедшим там возмущением местных христиан. Помимо авторитета автора послание обнаруживает его ревность, любовь и духовную мудрость.

Согласно ранним историческим источникам, Климент Римский есть одно и то же лицо, что и Климент, упоминаемый апостолом Павлом в послании к Филиппийцам . В этом Писании о Клименте говорится как об апостольском сотруднике. Приведенное утверждение вполне согласуется с данными предания, указывающими на то, что Климент Римский был мужем апостольским, страдал за веру в Филиппах.

Сообразно другой точке зрения, святого Климента должно отождествлять с известным консулом Титом Флафием Климентом, родственником императора Домициана (гонителя Церкви). Известно, что в правление Домициана консул был обвинен в безбожии (атеизме) и казнён.

Разумея под этой политической фигурой Климента Римского (который был верующим христианином, но не атеистом), обвинение в безбожии интерпретируют и оценивают как обвинение в отрицании существования языческих богов.

Между тем в названное суждение не встраивается тот факт, что Тит Флавий Климент подвергся наказанию в 96-м году, тогда как святой Климент Римский руководил христианской паствой до третьего года правления Траяна (101-й год).

Несмотря на замечания критиков, что стиль составленного Климентом послания к Коринфянам якобы не даёт оснований видеть в нём представителя высшей аристократии, на основании его жития утверждается, что он принадлежал к знатной, богатой фамилии. Там же указывается, что его родители, Фавст и Матфидия, держались языческого мировоззрения.

В молодости, на протяжении нескольких лет, Климент жил в Риме без родителей, и очень страдал от того, что не имеет о них ни малейших вестей. Ни материальное благополучие, ни заботливость слуг не могли погасить его сыновнюю скорбь.

Обращение ко Христу

Однажды Божественный Промысл свёл Климента с христианином, который поведал ему о Пришествии в мир Искупителя, будущем воскресении, Страшном Суде, вечном мучении грешников и вечном блаженстве святых. Тронутый услышанным до глубины сердца, Климент оставил Римское жилище и отправился в Палестину.

Здесь, в Кесарии Палестинской, он познакомился с первоверховным апостолом Петром. После того как Петр просветил его светом Евангельской Истины, Климент принял Святое Крещение и вошёл в круг его учеников. Вскоре, помощью Божьей, нашлись его родители. Они тоже приняли Крещение от апостола Петра.

Епископское служение

Незадолго до своей мученической кончины, Пётр возвёл Климента на епископскую кафедру Рима. Так он стал третьим Римским архиереем после Лина и Анаклета.

Добродетели Климента встречали уважение как среди верующих, так и среди язычников. Это способствовало распространению веры и успеху Благовестия. Число верующих в Риме росло.

Успешная деятельность Климента Римского вызывала у языческих фанатиков лютую ненависть, чувство вражды. В какой-то момент некий Торкутиан, движимый злобой, инициировал против него возмущение и втянул в это дело градоначальника.

Градоначальник вызвал епископа для объяснений, а во время беседы напомнил ему о благородном происхождении и укорил в провоцировании беспорядков. В ответ Климент Римский попросил тишины и выступил с проповедью о Христе. Выслушав речь, градоначальник признался, что не нашёл в нём вины, но поскольку тот явился виновником народных волнений, постольку он вынужден доложить о случившемся императору Траяну.

Император ответил, что Клименту надлежит принести жертву богам. В противном случае он должен быть наказан и как негодный раб отправлен в ссылку в Херсонес. Когда Климента поставили перед выбором между предательством и страданием, он, не раздумывая, предпочел первому второе.

Ссылка

Прибыв на место, Климент обнаружил среди ссыльных около двух тысяч Христиан. В основном все они были осуждены, как и он, за твёрдость убеждений. Как епископ он взял их под свое окормление.

Братиям приходилось трудиться в Инкерманских каменоломнях. Помимо физических перегрузок и унижений они испытывали трудности от жары, изнывали от недостачи питьевой воды. Тогда Римский епископ предложил обратиться к Богу в соборной молитве, чтобы Господь явил им источник. Во время молитвы пред святителем предстал Агнец. Святитель, приняв это видение за Божье знамение, ударил в то место, на которое было указано Агнцем, и из камня пробился поток свежей, прохладной воды. Это чудо привлекло внимание многих и способствовало массовому обращению язычников ко Христу.

После добычи камня в местных скалах образовывались большие пустоты, напоминавшие пещеры. В одной из таких полостей Климент вырубил помещение для храма. В этом помещении братия стали устраивать богослужения (со временем на том месте образовался Православный монастырь).

Примеру епископа следовали и другие христиане. По некоторым свидетельствам, во время пребывания Климента Римского в Херсонесе, там было организовано более 70 церквей.

Конечно, эти древние храмы имели ограниченную площадь и вмещали небольшое количество людей, но и в этом усматривалось торжество Правды Божьей над злом. Климент Римский поставлял пресвитеров, и они помогали ему в распространении веры.

Весть о развернутой в Херсонесе ссыльным епископом миссионерстве дошла до ушей императора Траяна. И он не оставил её без внимания. В соответствии с его тайным распоряжением, святого Климента вывезли в море и утопили, привязав к шее тяжёлый морской якорь. Так он увенчался славой мученика. Это событие произошло в 101 году.

Чудесное развитие дальнейших событий

Смерть Климента лишила верующих архиерея, но его светлый образ продолжал жить в чутких сердцах. Ученики Климента, Корнелий и Фив, совместно с другими братиями предались молитве и стали упрашивать Бога явить им тело учителя.

По их искренней вере Господь совершил чудо: морские волны отступили и в одной из пещер, освободившейся от воды, были обнаружены нетленные мощи святого. Впоследствии за этой пещерой закрепилось название «Ангельская церковь».

С тех пор в течении нескольких лет, ежегодно, в день гибели Климента, море освобождало Ангельскую церковь от вод и люди, молясь при мощах, воздавали Богу хвалу.

Среди сочинений, приписываемых Клименту Римскому, достоверным признано одно: . Другое произведение, хотя и считается плодом его творческой мысли, однако не единогласно.

Тропарь священномученику Клименту, папе Римскому, глас 4

Иже от Бога чудодействы / преславно удивляя вселенныя концы мира, / священный страдальче, / паче естества морю составы водам содеваеши разделение / в честней памяти твоей / всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь / чудесным твоим мощем, / и по всенародном хождении, / море во едино течение чудодетельне твориши, / Клименте предивный, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

От - Октябрь, 27th 2010

Промыслом Божиим Крымской земле была уготована особая судьба в зарождении христианства и распространении его в северные славянские страны. Древнее предание повествует об апостольской проповеди Андрея Первозванного. Но спустя тридцать лет в пребывает святитель Климент Римский. Некоторые сведения об этом святом известны из самого текста Священного писания. Апостол Павел в послании к Филиппийцам среди своих сподвижников упоминает Климента. Его имя встречается также в свидетельствах II, а также IVвв.

Святой священномученик Климент родился в Риме в семье сенатора из рода Флавиев. В раннем возрасте его постигло несчастье – все члены его семьи были разлучены друг с другом. Сам он был лишен родительской опеки, но по знатности своего происхождения получил хорошее образование. С возрастом Климент осознал потерю своих близких и всегда ходил печален.

Не находя утешения в родных местах, юноша отправляется в путешествие и попадает в Александрию, где слышит проповеди и поучения апостола Варнавы. Он внимает им и просветленный отправляется дальше – в Кесарию (Малую Азию), где встречает апостола Петра. Будучи крещен самим Петром, Климент разделяет с ним все тяготы и лишения, сопутствующие апостольскому подвигу. Из рук того же первоверховного апостола Климент принимает и рукоположение на Римскую кафедру – становится третьим по счету епископом Рима (после Лина и Анаклета) и управляет церковью с 92 по 101 год. Начало его служения совпало как раз с особо жестокими гонениями на христиан. Однако ни физическое уничтожение последователей Иисуса Христа, ни постоянная опасность самому погибнуть от рук гонителей не поколебали твердую веру и крепкое мужество архипастыря.

Он продолжает дело Христово, обращая в христианство многих язычников, в том числе и знатных римлян. Успешные проповеди образованного и благочестивого иерарха не могли не обозлить императора, который принимает решение удалить Климента «на вечную ссылку за море, в какой-нибудь пустынный город из прилежащих Херсонесу». Вместе со своим архипастырем в далекие земли поехали и многие христиане, решившие, что лучше жить с пастырем в изгнании, чем остаться без него на свободе.

Когда святитель-исповедник прибыл в Херсонес, то его встретило около двух тысяч христиан, ранее сосланных в эти места, где эти несчастные должны были тяжко работать, добывая камень для строительства зданий империи. Они пожаловались Клименту на горькую жизнь на чужбине, но особенно на недостаток воды. Чтобы утолить жажду после тяжкого дневного труда, нужно было далеко идти к воде. После искренней и дерзновенной молитвы Климента Господь извел из камня источник вкусной и чистой воды. Слух об этом распространился по всей округе. Люди приходили, чтобы увидеть чудесный источник и услышать евангельское благовестие из уст ученика самих апостолов. Многие тут же крестились в водах Климентовского источника.

Святая жизнь Климента, его чудеса и проповеди привели к тому, что бывали дни, когда ежедневно крестилось до сотни человек. Года не прошло со времени прибытия в Крым Св.Климента, а его самоотверженными трудами значительно увеличилось число последователей Христа, которыми по всему побережью Крыма ниспровергались идолы языческих богов, разорялись капища и строились храмы во славу Живого Истинного Бога. Есть данные, по которым в Крыму руками святого изгнанника было построено около 75 церквей! При этом нужно, конечно, учесть, что в первые века существования христианства внешнее и внутреннее убранство храмов было очень скромным, и всего лишь выдолбленная в скале пещера с вытесанным из камня престолом уже считалась храмом, но и в нем, как и в любом другом храме, совершалось главное – служба Богу.

Сегодня близ бухты на вершине горного выступа видны остатки старинной крепости Каламита и пещерного города Инкермана, а у подножия горы приютился монастырь, возникший из пещерного храма. Та древняя церковь и была некогда иссечена в скале самим святителем Климентом Римским. Эта пещерная церковь имеет два придела: во имя апостола Андрея и св.Мартина исповедника – и является фактически старейшим храмом не только в Крыму, но и на Руси.

Вскоре молва об успешной миссионерской деятельности святителя Климента дошла до императора Траяна, и разгневанный цезарь послал своего игемона Авфидиана с приказанием пресечь дельнейшее распространение христианства в Крымской колонии. Прибывший на место мучитель подверг христиан различным пыткам, но понял, что здесь действительно очень многие уверовали во Христа и готовы ради него на любые мучения. Тогда вся злоба Авфридиана обрушилась на главного, по его мнению, виновника событий – святителя Климента. 25 ноября 101 года он претерпел жестокие унижения и поругания. Связанного по рукам и ногам, его с ругательствами таскали по улицам Херсонеса, а затем, привязав на шею якорь, бросили в море (чтобы тело его не досталось христианам для почитания и поклонения). Среди свидетелей кончины священномученика были и ближайшие его ученики Корнилий и Фив. Ярость гонителей повергла честные его останки в морскую пучину, но Промысел божий судил иначе: море отступило и обнажило скалу в виде храма, где почивали мощи священномученика.

Ученикам Корнилию и Фиву было откровение не переносить мощи святого, а оставить все, как есть. «И каждое годовое круговращение ко времени кончины мученика море отступает на 7 дней, открывая доступ для приходящих к мощам пешком. И это с того дня совершается и поныне, обозначая во всенародное известие срок памяти святого… Там на память мученика совершаются знамения и чудеса, руководящие всех к познанию и ясно направляющие к истине» - так записано в одной греческой рукописи XII-XIIIвв. Многие достоверные письменные источники, как греческие, славянские, так и западные, свидетельствуют о том, что мощи священномученика Климента покоились на небольшом островке в нынешней казачьей бухте, в небольшой пещерной церкви, построенной «руками ангельскими». Но ко времени прибытия в Крым равноапостольных учителей Кирилла и Мефодия, направляющихся на проповедь к хазарам, море уже более пятидесяти лет не отступало, чтобы открыть доступ к гробнице святителя. Святые братья чудесным образом обрели святые мощи Климента Римского и перенесли их на сушу в храм святых апостолов (краткий рассказ об этом событии помещен в восьмой главе жития Св.Кирилла).

Следует добавить, что в 1890г. при раскопках на островке в Казачьей бухте был действительно обнаружен маленький храм, а расположение острова и то обстоятельство, что тот часто заливается морскими волнами, вполне согласуется с данными, которые содержатся в письменных источниках, рассказывающих о мощах святителя Климента. Обнаруженный археологами храм в Казачьей бухте, по-видимому, и есть то место, где некогда были мощи святого и где они были обретены Кириллом и Мефодием. Обретение мощей имело важнейшие последствия. Часть их святые братья взяли с собой, и прибыв в 866г. в Рим, передали святыню папе римскому Адриану II, который торжественно поместил ее в храме Св.Марии.

Далее в «Повести временных лет» рассказано о дальнейшей судьбе мощей Св.Климента следующее: после крещения в Херсонесе князь «Владимир взял царицу и Анастаса, и священников Корсунских (так славяне называли Херсонес) с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял сосуды церковные и иконы на благословение себе». Где находится основная часть мощей, на сегодняшний день неизвестно. Но после восстановления в начале 90-х годов ХХв. Свято-Климентского Инкерманского монастыря (у Севастополя), по благословлению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей Святителя Климента была передана из Киево-Печерской Лавры в новоотрытую обитель. А немного раньше, в 1992г., частица мощей того же святого была передана в Свято-Никольский храм Севастополя. Таким образом, крымские православные вновь обрели небесного заступника и молитвенника в лице Святого священномученика Климента Римского, что подтверждается присутствием его честных останков снова на том самом месте, где святой страдалец предал свою чистую и непорочную душу Богу.


Всего 16 фото

Москвичи хорошо знают эту красивую, впечатляющую и величественную церковь, что находится в Климентовском переулке на Третьяковке. Она является безусловно выраженной архитектурной доминантой всего Замоскворечья. Это церковь священномученика Климента - папы Римского. Исходя из некоторого кажущегося внешнего противоречия, заключенного в самом названии, в том смысле, что причем тут папа римский и католичество, я заинтересовался историей этого православного храма и в особенности личностью самого Климента. Все оказалось очень любопытным и крайне поучительным. Далее под катом - фото храма в разное время и история о том, почему апостол Климент был таким популярным на Руси, на заре становления русского христианства.

Климент был младшим сыном состоятельных и знатных римских родителей в жилах, которых текла, в том числе и императорская кровь. Когда Климент был еще совсем юного возраста, отец отправляет его мать и двух старших братьев-близнецов в Грецию в Афины. По дороге их корабль настигает страшный шторм и случается кораблекрушение. Мать Климента и его братьев разлучает морская стихия. Все они спаслись, но ничего не ведали о судьбе друг друга. Отец же Климента, узнав о том, что его любимая жена и сыновья так и не прибыли в Афины, спустя четыре года сам отправляется на их розыски, оставив совсем юного Климента присматривать за их имуществом. Но, в результате пропал и он, превратившись в безутешного странника от безуспешных поисков своей семьи. Сам же Климент справедливо считал, что они все погибли.

Ему исполнилось двадцать четыре года, а уже прошло двадцать четыре года как пропали его братья с матерью, и двадцать лет как не было вестей от его отца. Климент вырос, получил хорошее образование, увлекся философией и новым тогда христианским учением. Страстно мечтая попасть в Иудею, откуда это учение распространялось по миру, Климент снарядил корабль и решительно туда отправился. Однако и он попал в сильный шторм, который привел его поначалу в Александрию, где он впервые услышал христианские проповеди апостола Варнавы, а оттуда отплыл в Кесарию Стратонийскую, в древний палестинский город на восточном побережье Средиземного моря. Там впервые он встретил Петра, ученика Христа, одного из его двенадцати апостолов, принял от него крещение став одним из его любимых учеников и последовал за ним. Оказалось, что в учениках у апостола Петра пребывали и его братья-близнецы. А немного позже в процессе их странствий и проповедей Петр удивительным образом встретил и узнал мать Климента, а впоследствии и его отца. Вот таким чудесным образом его семья объединилась, что приветствовал даже тогдашний император Рима.
02.

Впоследствии, когда апостол Петр прибыл в Рим, Климент уже выступал в роли неотлучного и любимого ученика и истово проповедовал учение христово. Перед тем как принять распятие от императора Нерона апостол Петр рукоположил Климента во епископы, который впоследствии стал главой римской христианской церкви с 91 по 100 г.

Климент вел в это время обширную и успешную религиозную деятельность, исцелял больных и обращал в христианскую веру множество людей, причем как простого сословия, так и знатных римлян, чем, в конце концов, навлек на себя неудовольствие императора Траяна из-за многочисленных доносов «о неуважении Климентом римских богов». Тогда были искусственно спровоцированы народные волнения и массовый мятеж против христиан. Траян убить его не посмел, но в наказание отправил Климента в ссылку в Инкерманские каменоломни, что были рядом с крупным античным городом Херсонесом Таврическим, короче в современный Крым, в нынешний Севастополь.

С Климентом добровольно отправились в изгнание и множество его последователей. Кстати, Инкерманские каменоломни были традиционным местом ссылки христиан в то время. Климент работал в этих каменоломнях, как и все остальные ссыльные, продолжая истово проповедовать. Он открыл чудесным образом на территории каменоломен животворный источник, и после этого стал очень востребованным, почитался местным населением и крестил тогда по 500 человек в день. Климент создал в Херсонесе большую общину, насчитывавшую более 5000 христиан. Влияние Климента было очень весомым.
03.

«Дошло до того, что местный военноначальник обратился к императору Трояну с письмом, в котором говорил: «Я уже не знаю, кто правит Крымом, - я или Климент. Я не могу с ним справиться, потому что огромные толпы разорвут меня на части». Тогда Троян прислал туда две свои когорты преторианцев, которые должны были убить Климента. Но, увидев огромное народное почитание и большое количество учеников, не решились сделать это открыто, и, выждав определенное время, хитростью заманили его на корабль, привязали к якорю и бросили в море. Поэтому крест с якорем - это символ и память мученической кончины первого русского святого, который хоть и был папой Римским, но стал покровителем Руси на все времена», - говорит отец Леонид, настоятель храма священномученика Климента в Замоскворечье.
04.

Его два любимых ученика - Корнилий и Фив воззвали тогда к верующим молиться об обретении его тела. После этой массовой молитвы море отошло от берега на несколько сот метров, и верующие нашли в нерукотворной мраморной пещере-храме нетленное тело мученика. Ученикам тут же было дано откровение, что тело надо оставить здесь, а море теперь будет каждый год отступать в течении семи дней, чтобы верующие могли поклониться мощам Климента. Впоследствии в течении столетий Климентом было явлено множество откровений, чудес и исцелений. Так это и продолжалось до 8-го века, когда море перестало отступать.
05.

Спустя еще полвека в Херсонес прибыли два христианских учителя - солунские братья Кирилл (Константин Философ) и Мефодий (да, да - те самые), которые побудили местного епископа Григория попытаться обрести его мощи с помощью молитвы. Григорий согласился и получил даже благословение тогдашнего константинопольского императора Михаила III (царствововал с 865 по 867 гг.) и патриарха Игнатия на это действо. При великом стечении людей после сильного ливня на закате всплыли мощи святого Климента осеняемые ярким белым светом. Мощи были перенесены в местную церковь Херсонеса, где впоследствии произошли массовые чудеса, исцеления и изгнания бесов…
06.

Также Климент чрезвычайно известен своим произведением "Первое послание к коринфянам", в котором он старается склонить к миру враждующие коринфские партии и подчинить их власти законной иерархии. Оно представляет собой первый по времени, после творений апостольских, письменный памятник христианского учения (написано около 97 г. после Р.Х.) и пользовалось в древней церкви особенным уважением: его читали в церквях наряду с посланиями апостольскими и оно помешалось в одних кодексах с ними.
07.

Живший задолго до разделения церквей, Святой Климент Римский одинаково широко почитается и в католицизме, и в православии. Святой Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве (в Климентовском переулке), Торжке и иных местах. Очевидно, связано это и с тем, что святой равноапостольный Кирилл лично перевез мощи Климента в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 - начало 868 года).

Папа Адриан II утвердил тогда богослужение на славянском языке и переведённые братьями «славянские книги», и приказал положить их в римских церквях, рукоположил Кирилла и Мефодия в епископы, а их славянских учеников в пресвитеры. Это был поистине революционный шаг. Многие западные и южные славяне к тому моменту уже приняли христианство, но у них не было своей иерархии. И в Риме, и в Константинополе рассматривали славянские народы лишь как объект культурно-политической экспансии. Византия ставила им греческих священников, которые вели богослужение на греческом языке с целью быстрейшей эллинизации славян. Славяне Моравии и Иллирака, находившиеся под юрисдикцией Рима были вынуждены приглашать служивших на латыни франкских миссионеров, пытавшихся начать процесс онемечивания славянских земель.
08.

Благодаря Константину (Кириллу) и Мефодию славяне получили общий язык, возможность богослужения на нем, свою национальную церковную иерархию и тем самым щит от греческой или франкской ассимиляции. И все это произошло только потому, что у солунских братьев вовремя оказались мощи святого Климента Римского.

По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До этого среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх "священных" языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья и были в свое время заподозрены в ереси и вызваны для разъяснений в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года. Константин умер в возрасте 42 лет и принял перед смертью имя Кирилл.
09.

Таким образом, обретение мощей святого мученика сыграло колоссальную роль в истории славянства, позволив славянам обрести общую письменность и тем самым сохранить свою культуру и самобытность, избавившись от опасности поглощения другими народами.
10.

Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шести тонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города русским князем Владимиром Великим в 988 или 989 году, который принял здесь крещение, мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) и телом его ученика Фивы по его приказу были перенесены в Киев "на благословении себе и на освящение всем людям", где пребывали в Десятинной церкви - первом каменном храме Киевской Руси. С XIII века мироточивая глава святого Климента пребывает в Киево-Печерской Лавре.

По мнению историков в этом акте рельефно проступает намерение Святого равноапостольного князя учредить церковь Киевской Руси на мощах папы-мученика, тем самым подчеркнув авторитет своей власти, святость своей столицы и ее кафедрального храма. И Владимиру действительно удалось добиться своей цели, так как в ближайшие десятилетия молодое Киевское княжество получило всеобщее признание в Европе, а его правители получили легитимность во всем христианском мире.

Судя по всему, для мощей в Киеве была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве именно в херсонесской мраморной гробнице святого Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор.
11.

Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.

Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.
12.

Таким образом, мощи священномученика Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси. Этим то и была вызвана его исключительная популярность на русской земле.

Некоторые историки считают, что четвертый папа Римский Климент никогда не был в Херсонесе, и что это только легенды, созданные якобы Кириллом и Мефодием для религиозного обоснования их просветительской миссии. Ведь до того как их вызвали в Рим для дачи разъяснений их деятельности по созданию славянской письменности и становлению самостоятельного славянского христианства братья никак не популяризировали мощи Климента, что находились у них. Но это и не важно, а важно то, что Климент, как апостол выступил совершенным символом становления нового славянского православного христианского мира.
13.

Так, что Климент является апостолом от 70-ти почитаемых, четвертым по счету епископом (папой) Рима. С католичеством этот его титул никак не связан. Просто, очевидно, само словосочетание «папа римский» в названиях церквей было применено уже в более позднее время.
14.

Что касается самой церкви в Климентовском переулке. Отсюда из этих мест Большая улица и Ордынская дорога вели в Золотую Орду. Здесь проживали «толмачи» - переводчики и «ордынцы» - исполнители воли великого московского князя в Орде. Сюда, преодолев моря и реки, привозили свои товары иноземные купцы - «гости». Возможно, на рубеже XV - XVI вв. они и основали у так называемого замосковского Ленивого торжка церковь в честь Климента Римского, чтобы возносить в ней молитвы священномученику — покровителю всех жаждущих света истинной веры Христовой и путешествующих по водам.

Это крупнейший храм в Замоскворечье. Впервые он упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польско-литовским войском гетмана Ходкевича.
15.

Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом. В 1662 году у него было уже три придела. Храм был перестроен в 1720 году, затем в 1756—1758 годах к нему добавили трапезную и колокольню с Климентовским и Неопалимовским приделами. Архитектором мог быть, предположительно, К. Бланк или А.П. Евлашов. В 1762 году прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 году на средства купца 1-й гильдии К.М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено. Предположительно, его выстроил И.Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини.

Авторы путеводителя «По Москве» 1917 г. писали: «Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка». Даже в советское время никто не мог остаться равнодушным к грандиозной и величественной красоте пятиглавой церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Удивляла ее оригинальная и изысканная ограда сложной конфигурации. Выдающимся явлением русской архитектуры эпохи барокко был признан входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. К сожалению, этот уникальный памятник московского зодчества снесли во второй половине 1930-х гг.
16.

Надеюсь, Вам было интересно узнать о том, кто же такой был священномученик Климент и почему на Руси возводили храмы в его честь. Я, со своей стороны, теперь совершенно по-другому стал смотреть не только на этот замечательный величественный храм московского Замоскворечья, но и вообще, понял, что когда видишь подобные впечатляющие архитектурные шедевры, начинаешь осознавать, что за внешним фасадом храмов всегда стоит глубокая и седая история, история полная тайн, откровений и святой веры, той веры, что творит чудеса, что дает силы подняться из пепла и возродить былое величие своей родины.

Источники и дополнительная информация:

Сайт храма во имя священномученика Климента папы Римского
Сайт vidania . ru о Клименте Папе Римском: http://www.vidania.ru/p_klimentrimsky.html
Биография Климента на сайте «Католичество»: http://credoindeum.ru/publ/stati/svjatye/kliment_i_papa_rimskij/15-1-0-72
Сайт sobory . ru о храме Климента папы Римского в Замоскворечье: http://sobory.ru/article/?object=02177
Статья Андрея Васильева "Обретение мощей святого Климента Римского в Херсонесе"

Святой Климент - один из непосредственных учеников и соратников апостолов, рукоположен в епископы Рима . В Древней Руси Климент был очень почитаемым святым, считался покровителем русских земель.

Он происходил из знатной римской семьи. Рос в Риме и получил блестящее образование. В 24 года Климент услышал о Христе и решил узнать о христианстве больше. Для этого он отправился на Восток. В Александрии Климент слушал проповеди , а в Иудее встретил святого апостола Петра, принял от него крещение и стал его учеником.

Христиан в то время преследовали, и Климента отправили на каторгу. Он попал на каменоломни возле крупного античного города Херсонес Таврический (нынешний Севастополь), где встретил много христиан. Работая среди них, Климент утешал их и наставлял. По молитве святого Господь открыл водный источник близ места работы. Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову и многие жители приходили креститься. Климент каждый день крестил до 500 язычников, и число христиан так увеличилось, что для них потребовалось устроить до 75 новых церквей.

В Херсонес для наведения порядка был направлен специальный посланник, который приказал привязать Климента к якорю и утопить в море, чтобы последователи не нашли его тела. Однако по молитвам учеников Климента и остального народа море отступило от берега на три стадия (около 500 метров), и люди нашли тело мученика.

Интересные факты о Клименте, папе Римском

    Самое известное сочинение Климента Римского — послание к коринфянам (верующим церкви в городе Коринфе). В древности оно читалось во время богослужений наравне с апостольскими книгами.

    Семья святого Климента была в родстве с с императорской фамилией. Когда Климент был ребенком, его мать и братья пропали без вести после кораблекрушения. Отец Климента отправился на их поиски. Когда Климент познакомился с апостолом Петром, он нашел среди его учеников своих пропавших братьев. Спустя некоторое время нашлись мать и отец, которые тоже приняли христианство.

    Возможно, именно будущий епископ Климент упоминается апостолом Павлом в послании к Филиппийцам (4:3): «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни».

    Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми Кириллом и Мефодием и перенесены в храм города Херсонес.


Когда мы говорим "Папа Римский", то мы сразу представляем Католический Ватикан, однако до раздела Христианской Церкви христианство было ЕДИНО и уже тогда епископ Рима именовался Папой, а потому Православной Церкви канонизировано несколько Римских Пап, которые служили в Риме до раздела Церкви на Восточную и Западною. Один из Пап, которых Православная Церковь почитает за святого и есть священномученик Климент, который считается четвёртым от апостола Петра, епископом Рима. Католическая Церковь именует его Папой Климентом Первым .

Климент происходит из знатной римской семьи. Вскоре после рождения Климента (30-е годы по Р. Х.), его мать и два брата отправились по морю из Рима в Афины, попали в кораблекрушение, выжили, но потеряли друг друга. Мать Климента, оплакивая потерю детей, осталась на одном из островов Восточного Средиземноморья; малолетние же братья оказались в Иудее и были там усыновлены. Через некоторое время отец Климента отправился разыскивать пропавших членов семьи, решив не возвращаться в Рим, пока не отыщет их. Климент же взрослел в Риме, изучая науки и скорбя о пропавших родичах. Ни языческая религия, ни философия не могли дать ему удовлетворительного ответа на вопрос о том, что происходит с людьми после смерти. Когда Клименту исполнилось 24 года, он услышал о пришествии Христа в мир и решил узнать подробнее о его учении, для чего отправился на восток. В Александрии он слушал проповеди апостола Варнавы, а в Иудее нашёл святого апостола Петра , принял от него крещение и присоединился к его ученикам (среди которых оказались и пропавшие братья Климента, им не узнанные). Затем, по усмотрению Божию, во время путешествия апостола Петра были встречены мать, а потом и отец Климента; при участии апостола семья воссоединилась, родители приняли крещение. Климент стал одним из ближайших сподвижников Петра и был рукоположён им в епископы, а около 91 года, после смерти епископа Анаклета, возглавил Римскую церковь. Мудро управляя церковью во времена волнений и усобиц в Риме, Климент прославился многочисленными обращениями ко Христу, благодеяниями и исцелениями.

Сам апостол Пётр рукоположил Климента во епископы и в последствии Климент был предстоятелем римской церкви с 92 по 101 годы .

В период очередной волны гонений на христианство, Климент был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или быть отправленным в изгнание на каторжные работы. Прибыв в каменоломни возле крупного античного города Херсонес Таврический (нынешний Севастополь ), отождествляемые обычно с Инкерманскими каменоломнями. Климент нашёл там большое число ранее осужденных христиан. Работая среди них, Климент утешал их и наставлял. Близ места работы не было воды, вследствие чего каторжане терпели значительные неудобства; вследствие молитвы святого Господь открыл водный источник. Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову и многие туземные обитатели приходили креститься. Климент всякий день крестил до 500 язычников , и число христиан так увеличилось, что для них потребовалось устроить до 75 новых церквей;.

Тем самым святой Климент Папа Римский стал одним из самых первых христианских проповедников на территории современной Руси за более чем 7 веков до крещения Руси князем Владимиром. Правда в то время Севастополь являлся частью Византии, а не России.

Сегодня Севастополь, это город Украины с населением 342 762 человек. Можно сказать, самый русский город Украины с 71,6 % русских, и где 90,6 % населения разговаривают на русском языке.

И сегодня в Севастополе есть места связанные с жизнью в этом городе Святого Папы Римского Климента. Для этого надо отправиться в один из пригородов города, город районного подчинения который называется Инкерман с населением 11 990человек и находится он в 8 км. от Севастополя. До 1991 года с 1976 года назывался Белокаменск, а ещё ранее Каламита. Именно там и жил в 101 году святой Климент. И сегодня этот святой изображается на гербе и флаге Инкермана.

Через Инкерман проходит железная дорога Симферополь—Севастополь (станция Инкерман-1).

В 1957 году Инкерман (как и Балаклава) был включён в состав города Севастополя, в 1976 вновь получил статус отдельного города под именем Белокаменск, в 1991 городу возвращено историческое название.

Для многих этот пригород Севастополя известен своими винами, там находится винодельный завод.

А в русской истории Инкерман известен по Инкерманскому сражению котороепроизошло 5 ноября 1854 во время Крымской войны. Русские войска численностью 19 000 человек под командованием генерала Соймонова атаковали позиции англичан (около 8 тысяч человек) на участке 2-й пехотной дивизии с целью срыва генерального штурма Севастополя.

В Инкермане и сейчас сохранились каменоломни на которых в ссылке высланный из Рима работал святой Папа Климентий. Инкерманский камень был известен еще древним римлянам, не говоря уж о последующих народах — красивый, прочный, хорошо поддающийся обработке и поглощающий жару. В этом карьере трудился Святой Климент в 98-101 годах. Гладкие, отвесные, явно обработанные стены карьера выглядят грандиозно, напоминая кадры из фильмов про Индиану Джонса. Кое-где сквозь гору проходят порталы высотой десять-пятнадцать метров, по которым может спокойно проехать грузовик.

Из инкерманского камня сложены многие здания в Севастополе, его использовали также в Александрии, Марселе.

Пещерный монастырь расположен прямо у железной дороги, и его храмы, стоящие у подножья отвесной скальной стены, прекрасно виды с поездов. Само название Инкерман переводится с турецкого как "Пещерный город". Монастырь основан при византийцах в память о Святом Клименте - римском епископе, умершем в 101 году на каторге в этих краях. После захвата Крыма турками (1475) монастырь пришел в упадок, и был возрожден лишь в 1850 году. В нынешнем монастыре собственно пещеры сохранились с византийских времен, а все постройки у подножья скалы (включая церкви) построены во второй половине XIX века. Однако пещерные постройки хорошо видны, прямо в гладком обрыве скалы устроены окна и балконы.
Замечательное место! Сверху над монастырем - плато с руинами старой крепости, оттуда открывается панорамный вид в одну сторону на бухту, в другую - на карьеры. Это действующий мужской монастырь Московского Патриархата.

В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.
В 1991 году древний монастырь стали возраждать в память о Папе Клименте .

Здесь в Севастопольской бухте святой Папа Климент принял мученическую смерть. В Херсонес для наведения порядка императором Траяном был направлен специальный посланник, который приказал привязать Климента к якорю и утопить в море, дабы последователи не нашли его тела. Однако по молитвам учеников Климента и остального народа, море отступило от берега на три стадия (около 500 м.), и люди нашли тело мученика, которое не было взято на берег, но было положено в специальном саркофаге на дне Севастопольской бухты.
Впоследствии, на протяжении семи веков море каждый год, 8 декабря отступало на несколько дней, давая возможность приходить желающим поклониться. При этом совершались многие чудеса по молитве святого, которого прославил Господь. В начале 800-х годов море перестало отступать, однако около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми создателями славянской азбуки Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии . Мощи были внесены в Херсонесский храм и по молитвам святого Климента много совершалось чудес.


В последствии именно Кирилл и Мефодий перевезли мощи Папы в город Рим, оставив в Севастополе только череп (голову) святого и стали его почитать святым покровителем. И в самом деле Климент очень помог в дальнейшем Кириллу и Мефодию. Так в то время все богослужения проходили только на трёх языках, на латыни, еврейском или греческом. Когда Кирилл и Мефодий создали славянскую грамоту, то на славянском языке нельзя было проводить богослужения без благословения первоиерархов. И вот парадокс! Именно Папа Римский, Адриан Второй из Рима разрешил славянам использовать славянский язык (на котором сейчас проводит богослужения в том числе и русская Церковь) как четвёртый официальный язык богослужения на ряду с греческим, еврейским и латынью. А случилось это после того, как Папа узнал, что азбуку изобрели те Кирилл и Мефодий, которые Риму подарили мощи святого Климента! Это была ответная благодарность понтифика из Рима.

Ещё один интересный факт. Большинство Римских Пап хоронили в соборе святого Петра на месте нынешнего Ватикана. А вот для Папы Климента в центре Рима был построен отдельный храм, Basilica di San Clemente в котором и положили его мощи.

Ни одна из церквей Рима по местоположению своему не заслуживает внимания в такой степени, как эта церковь , так как на том месте, на котором она была построена, имеются памятники различных эпох. Глубоко под церковью лежат огромные глыбы туфа какого-то древнего здания, принадлежащего времени если не царей, то республики. Над этими глыбами подымаются постройки императорской эпохи. Раскопками, кроме того, выяснено, что первоначальная, самая древняя, церковь Св. Климента была воздвигнута на древнем святилище Митры. После того как древняя базилика, которую знал Иероним, с течением времени погибла, над нею в Средние века была выстроена другая; ее устройство, хотя в ней неоднократно производились изменения, еще и в настоящее время дает самое наглядное представление о древних базиликах.

За храмом Митры открывается длинная череда зернохранилищ (I-II века), а в самой глубине, куда не проникает свет, течет подземная река, чье журчание оглушительно отдается от сводов.

В нижней базилике находится предполагаемая гробница Кирилла (того самого, который вместе с братом Мефодием ввел в обращение кириллицу). Вокруг множество мемориальных досок от благодарных славянских народностей: болгаров, греков, сербов, македонцев, украинцев и т.п. (самые невзрачные и незаметные - отчего-то от России , зато сразу две).



Святынями церкви являются мощи святого Климента и правая рука священномученика Игнатия Богоносца принявшего смерть в Римском Колизее, а также единственная сохранившаяся до настоящего времени частица мощей равноапостольного Кирилла - просветителя славян . 14 февраля 869 года Кирилл скончался в Риме и был, по желанию Адриана II и римского народа, погребён в Сан-Клементе . Нечто невероятное, одно из лучших мест в Риме .

Однако святой Папа Климент не оставил без своего покравительства и православную святую Русь. Святой великий князь Киевский Владимир , прежде чем в водах Днепра крестить Киевскую Русь, он прибыл в Херсонес и в современном Севастополе принял крещение, там где пострадал святой Климент . Возвращаясь в Киев Князь Владимир привёз с собой череп святого Климента и 6 тонную гробницу, в которой покоились мощи в Севостополе до тех пор как их перевезли в Рим. Вначале эти святыни находились в Киевской Десятинной Церкви, которая являлась первым храмом Киева и была разрушена при нашествии хана Батыя.
Ныне же Севастопольская гробница Климента находится в Софийском Соборе Киева .


Однако она больше известна, как саркофаг князя Ярослава Мудрого. Святой князь Ярослав Мудрый, был сыном святого князя Владимира и когда он умер, то его тело было положено в каменной 6 тонный саркофаг (гробницу) святого Папы Климента. Ныне этот саркофаг с предположительными останками князя Ярослава Мудрого и находится в Софийском соборе. Каждый кто бывает в соборе (ныне это музей), может подойти к этой очень древней гробнице, в которой в Севастополе покоился Папа Климент.


Остаётся вопрос, а где же череп святого Климента? Глова (череп) святого Папы Климента и сегодня находится в Киевской Лавре в пещерах. Мироточивая Глава святого Климента находится в стеклянном сосуде и источает миро (целебное масло), что можно видеть всем своими глазами, кто входит в пещеры, а масло разливается и раздаётся людям для помазания головы и больных мест, считаясь целительным.. .


Храмы святому Клименту Папе Римскому есть во многих городах России, включая Москву и Новгород , что является показателем глубокого почитания этого святого православным народом России на ровне с Римом и католическим Западом..


Икона святого Папы Климента из Киевской Лавры.

Флакончик с маслом мироточивой главы из Пещеры Киевской Лавры

Возсиял как солнечная заря, и блестаешь преподобне всему миру светлыми учениями твоими, Богогласне Клименте светоносный, мучеников похвала .