До сих пор для очень многих людей день празднования Рождества Христова остаётся просто традицией, не наполненной почти никаким смыслом, кроме желания поддержать культурную принадлежность и общность. Сегодня многие традиционные и нетрадиционное верующие, считающие себя христианами, просто празднуют этот день 25 декабря или 7 января по новому (григорианскому календарю) без того, чтобы исследовать происхождение этой даты. Что де мы действительно знаем о дне рождения Иисуса Христа? Какого числа это произошло?
Существует мнение, поддерживаемое, например, официальным католичеством, что изначально Рождество не праздновалось первыми христианами. Ни Иереней, ни Тертулиан не говорили о таком праздничном дней.
Известно, например, что английское слово «Christmas» — рождество —
произошло от слова, обозначающего дословно «месса Христу». Считается, что до третьего столетия нашей эры этот день не отмечался как праздник.
Резонно задаться, в этом случае, вопросом, почему же Рождество празднуется 25 декабря или 7 января? Можно ли как-то определить, хотя бы примерно, когда родился Иисус Христос? Необходимо ли христианину знать день рождения Спасителя мира?
Существует целый ряд доводов, которые говорят, что, на самом деле, Иисус Христос не мог родиться зимой, а произошло это событие осенью.

Рождение зимой?

Обратимся к Библии. Согласно Евангелию от Луки (2:8), в Иудее в то время «….на поле пастухи, …...содержали ночную стражу у стада своего.»
Известно, что в то время в конце декабря погода достаточно холодная, а порою даже выпадает снег. Следовательно, пастухи никак не могли в это время выпасать свои стада в окрестностях Вифлеема.
Также известно, что во время, когда родился еврейский Мессия, его земные родители — Мария и Иосиф — отправились на перепись в Вифлеем (Евангелие от Луки.2:1-5):

«1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3 И пошли все записываться, каждый в свой город.
4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.»

Неизвестны факты, подтверждающие то, что перепись населения, вынудившая Иосифа и Марию отправится в город происхождения, произошла именно в зимний период. В то же время, представляется маловероятным, чтобы римские власти затеяли бы такое мероприятие весною или летом. Наверняка более целесообразным было бы провести перепись осенью, после сбора урожая. Передвижение, в том числе торговое, в зимний период было затруднено климатическими условиями (Деян.27:12). Весною проводился посев. Его срыв был чреват голодом, недостаточным сбором налогов и народными недовольствами. В летний период перепись также была затруднена сезонными сельскохозяйственными работами по сбору урожая, что также имело важнейшее значение для всех жителей империи. Бесспорно, наиболее удобным временем для переписи была осень – после сбора урожая, а он на территории Израиля завершался в октябре (Левит 23:39).
Есть предположение, что невозможность для Иосифа и Марии найти места остановки в Вифлееме было вызвано не только переписью, но и празднованием Праздника кущей — Суккота. В Иерусалиме тогда собиралось около нескольких миллионов человек, тогда, как в обычное время их проживало всего около 120 тыс. Предполагается, что именно этим можно объяснить, почему Иосиф и Мария не могли найти места в Вифлееме, который находился в полдесятке километров от города Иерусалима. Однако аргумент о перегруженности гостиниц из-за Суккота кажется сомнительным, потому что, во время этого праздника евреи должны были выходить из домов и жить в шатре (сукке, куще), вспоминая, таким образом, о блуждании еврейского народа по Синайской пустыне.

Так, всё же, Рождество произошло осенью?

Для оценки «осенней теории» происхождения Рождества, давайте прочитаем Евангелие от Луки 1:35-42 (начнём с обращения Ангела к матери Иисуса Христа):

«35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!»

Из прочитанных строк можно понять, что Мария, не долго думая, пошла к своей родственнице Елисавете. И мы читаем об Елисавете, которая находится на шестом месяце.
Потом Елисавета говорит в Луки 1:43 – 44:

«43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.»

Что интересно: Марию, деву, которая не знала мужа, её родственница Елисавета назвала Матерью. Исходя из этого, можно предположить, что Мария при их встрече была уже беременна. В этом смысле важно изучить время встречи двух родственниц.
Из первой главы Евангелия от Луки, а именно из стихов 24 – 40 видно, что Елисавета забеременела сразу после поучения её мужем откровения о рождении их — Иоанна Крестителя. А когда Мария посетила Елисавету, та была уже примерно на шестом месяце беременности: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц…» — сказал Марии Ангел Божий. (Евангелие от Луки 1: 36).
Принимая во внимание сказанное выше, давайте поразмыслим. Известно, что муж Елисаветы – Захария — священник Авиевой череды (Луки 1: 5) – восьмой при отсчёте (1-Паралипоменон 24:7,10). Царь Давид, в своё время, установил очередность служения в храме. Существовала 24 череды – то есть по два раза (две череды) в месяц. Таким образом, Захария начал службу во второй половине 4-го месяца согласно еврейскому календарю. Именно во время прохождения службы отец Иоанна Крестителя и встретился с Ангелом и получил от него пророческое слово. В связи с этим, проведём отсчёт: первый месяц Нисан (месяцы март—апрель), второй месяц Ияр (месяцы апрель — май), третий месяц Сиван (месяцы май — июнь), четвёртый месяц Таммуз (месяцы июнь—июль).
Черёд отца Иоанна Крестителя – Захарии — служить в Храме приходился на июнь — первую часть июля. Итак, производим простой отсчёт: начиная от первого августа отсчитать 6 месяцев (беременности) – выходит январь. Итак, встреча Елисаветы с Марией могла быть в декабре — январе. Так вычисляем 9-й месяц Марии: это — сентябрь—октябрь. Значит, Рождение Иисуса Христа могло быть в октябре.
Конечно, можно предположить, что Елизавета при встрече с Марией просто пророчествовала, и Мария еще не была беременна. Но в контексте других обстоятельств, описанных выше, это кажется сомнительным.
К тому же, нетрудно посчитать, что Иисус Христос находился в служении в течение трёх с половиной лет. Мы знаем, что Он был зверски убит перед Пасхою (Иоанн.19:14) – в апреле месяце, а начинал Он Своё грандиозное служение, когда Ему исполнилось около 30 лет (Лук.3:23). Если от апреля отнять шесть месяцев — выходит октябрь. Выходим на предположение, что Иисус Христос родился в октябре месяце.

В чём причина того, что весь западный мир празднует Рождество 25 декабря?

Объясняется это тем, что до Рождения Иисуса Христа существовал языческий праздник в честь богини неба («царицы небесной»), который праздновался именно 25 декабря – в сутки с самой длинной ночью в году. Поклонение этой богине известно было намного раньше Рождения Иисуса Христа. Этот культ был распространён в Ассирии (Иштар), в Сирии (Атар), в Израиле (Асторет, Аштарот), в Финикии (Астарта), в Абиссинии (Астар), в Вавилоне.
Данный праздник считался днём рождения бога солнца (младенца на руках у женщины). Этот праздник называли сатурналиями. Но если быть более точным, сатурналии сопровождались чередой различных календарных дат чествования различных языческих божеств. Так, римляне отмечали день зимнего солнцестояния, приуроченного к 25 декабря. Череда празднований длилась около семи дней: начиная с 17 декабря и вплоть до 23 декабря.
Празднование можно условно разделить на три части:
I. Непосредственно сатурналия – праздновалась с 17 декабря и посвящалась Сатурну.
II. Опали – отмечалась, начиная с 19 декабря. Второй этап посвящался Опис – «богине» земли и супруге Сатурна.
III. Сигиллария – праздновалась 22 – 23 декабря (в 6-ой и 7-ой день сатурналии). Известно, что на этом этапе продавались и покупались игрушки из глины. Есть мнение, что отсюда появился обычай дарить подарки детям в канун Рождества.

Праздник знаменовался деревянным истуканом, изображавшим богиню неба, который ставился также и в домах людей. Его наряжали.
Лишь в 354 году нашей эры появляется первое упоминание о праздновании Рождества в один из дней солнцестояния, а именно 25 декабря, когда, как упоминалось, наблюдается «поворот» Солнца «с зимы на лето».
Предполагается, что, в более поздние века нашей эры, формальное «христианство» насаждалось насильственно, стало выгодным из-за политической конъюнктуры и существовало стремление его распространить. Вот, именно поэтому языческий праздник стал «христианским». Есть, как минимум, предположение, что Рождество было установлено 25 декабря с целью внедрить, со сравнительной лёгкостью, в людские умы обычай праздновать Рождество вместо языческих сатурналий.

Почему православные верующие празднуют этот день 7 января?
До октябрьского переворота Россия жила по юлианскому календарю. В 1918 году, после захвата большевиками власти, по указанию Ленина, Россия перешла на европейский (григорианский) календарь. Православная церковь к тому времени была уже отделена от государства.
После перехода на новый календарь, русское православие продолжало придерживаться юлианского календаря. Если прибавить к 25 декабря около 14 дней – разницу между григорианским и юлианским календарями – получится 7-ое января — этот же праздник, только отмечаемый на пару недель позже из-за реформы, проведённой Лениным.

Правильно ли праздновать Рождество 25 декабря или 7 января?

Считаю, что на вопрос о правильности празднования Рождества 25 декабря или 7 января, принимая во внимание возможные языческие предпосылки этих дат, с точки зрения христианской морали нельзя ответить однозначно. В Послании к Римлянам (14 глава) Господь, через апостола Павла объясняет, что всё, что бы не делал христианин, должно происходить с его уверенностью в правильности такого поведения, а иначе Бог расценивает это, в качестве греха. Апостол Павел отлично раскрывает эту проблему, используя как повод, тему употребления пищи, хотя Божье установление явно носит более широкий характер применения. Согласно Божьему взгляду, всё, что имеет место без веры, а в контексте Первого Коринфянам 10:23 – без пользы, считается грехом.
Истинное – библейское — христианство, зиждущееся на Божьем водительстве, а не на бесплодном стремлении сохранить те или иные традиции и ритуалы, без того, чтобы вникнуть в суть своей веры и полностью без остатка посвятить себя Богу, может бороться за те или иные даты. Однако думается, что следование за Христом и понимание Его характера делает нас полностью свободными от всяких религиозных предрассудков: ведь, зная любовь Небесного Отца, обычно, не так важно знать в какой конкретно день родился Христос. Бог заинтересован в твоём искреннем, добром и преданном Ему сердце. Очень уместно привести в качестве аналогии слова Господа о настоящем посте, который – как оказалось! – не состоит, главным образом в лишении себя пищи, а в поддержании правильного духовного состояния человека (Исайя 58: 6 — 9):

«6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» ….»

Зная образ мыслей Бога, можем с уверенностью сказать, что не чествование календарных дат спасёт нас от Божьего гнева и дарует нам вечную жизнь. Если человек с чистым и искренним сердцем, без сомнения и с верой, празднует рождение Спасителя, без того, чтобы связывать это с теми или иными языческими традициями, которые для него не имеют никакой ценности и даже противны ему, думается, что Господь не станет вменять это в грех. Если же христианин сомневается в правильности празднования Рождества в день, совпадающий с прошлыми праздниками язычества, или опасается соблазнить этим кого-то, то без сомнения не стоит тогда отмечать этот день или делать это на соблазн кому-то. Думается, всё же, что Рождество, как и Пасху, празднуемые также и «традиционными церквями», можно использовать для того, чтобы передать погибающему человечеству Божье послание Любви:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Евангелие от Иоанна 3: 16).

А, что Вы думаете о правильной дате празднования Рождества Господа Иисуса Христа? Поделитесь, пожалуйста, Вашими мыслями и убеждениями. Нам действительно важно знать Ваше мнение по этому теме. Для этого, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий под статьёй.

Вы же, друзья, кому понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею с другими через социальные сети. Заранее благодарим Вас за это. Пусть Господь Вас обильно благословит!

Во все времена людей волновал вопрос - когда родился Иисус. С тех пор прошло не одно тысячелетие, а ученые, теологи, историки, даже искусствоведа и литераторы до сих спорят о дате и месте рождения Иисуса Христа.

Год рождения Иисуса

Начнем с того, что Иисус является совершенно реально существовавшей личностью, в наше время споров на эту тему не возникает. А если жил, значит, есть число, месяц и год, когда родился Иисус Христос. Библия говорит, что в день рождения его сна на небе горела яркая звезда. Ученые доказали, что такой звездой могла быть комета, которая как раз в то время была видна с Земли в Иудее (Израиле). Этот факт неоспорим. А вот с датой, когда комета пролетела над Землей, опять у многих ученых возникают разногласия. Если собрать многие высказанные мнения, то определится временной отрезок, в течение которого родился Иисус. Это с 12 года до нашей эры по 4 год нашей эры. Это время правления царя Ирода, когда он вел свою войну с младенцами. Этот факт тоже исторически доказан. Конечно, 16 лет большой промежуток времени, но за давностью лет и из-за огромной противоположности документальных свидетельств в виде Евангелие, даже такой разброс можно считать полным попаданием в цель. Эти даты позволяют нам доподлинно ответить на вопрос, в каком году родился Иисус.

Дата рождения Иисуса

Теперь можно остановиться на числе рождения Иисуса. Мы празднуем Рождество в декабре-январе из-за разницы в календаре. 26 декабря отмечается католическое Рождество, 7 января – православное. А что же говорят ученые об этих датах? Даже в православных религиозных источниках можно прочитать, что рождение Христа было весной, 25-27 марта. Об этом говорят описания этого события во всех источниках. Но 26 декабря на тот момент праздновался языческий День солнца. И дабы отучить население от «плохого» праздника, древние церковники узаконили Рождество именно в этот день. Это мнение современной православной церкви!

Современные астрологи тоже занимаются исчислением даты рождения Иисуса Христа. Герман Ломов написал целый труд «И это все о Нем», посвященный именно дате рождения Христа. Он свел воедино исследования многих астрологов, живших в разных городах, странах и веках. Исследователи человеческих судеб по звездам выстроили гороскоп Христа и вычислили его точную дату рождения (на их взгляд) – 24 декабря.

Место рождения Иисуса

С местом, где родился Иисус, такой путаницы нет, версия одна. Отец его Иосиф и мать его Мария жили до момента зачатия Мессии в Назарете. Но перед родами ангел известил Иосифа о том, что ребенок должен родиться в Вифлиеме. Поэтому Фифлием – город, в котором родился Иисус. Туда семья и отправилась, прямо накануне рождения младенца. Как только Иисус родился и волхвы вознесли благую весть, а пастухи увидели звезду, все побывали в том хлеву, где отдыхала Мария с младенцем и принесли им свои дары. После этого из-за преследований Ирода семья бежала в Египет. Прожили они там недолго, Ирод скончался в скором времени. Иисуса родители привезли обратно на родину, в Назарет, еще в младенческом возрасте.

Дева Мария, которой предстояло стать матерью Иисуса Христа, родилась в Вифлееме в семье праведников Иоакима и Анны. В 12 лет Мария дала обет вечного девства, а когда достигла совершеннолетия, ее выдали за благочестивого старца Иосифа из Назарета, который с большим относился к обету Марии.

Вскоре Пречистой Деве явился архангел Гавриил и принес благую весть, что у нее должен родиться сын, зачатый посредством Святого Духа, и назвал точный срок.

Незадолго до этого предсказания римский император Август, под властью которого тогда находилась Иудея, объявил перепись населения. Каждый должен был записаться по месту проживания своего рода.

Согласно ветхозаветным пророчествам, Мессия должен был появиться на свет в Вифлееме.

Ожидавшая ребенка Мария и Иосиф отправились в Вифлеем – на родину предков. В гостиницах города мест не было, и они укрылись в пещере, где пастухи содержали свой скот.

Рождение Иисуса Христа

В ночь предсказание исполнилось, и Пресвятая Дева Мария произвела на свет младенца. В Евангелии от Луки говорится, что Богородица положила сына в ясли, и в пещере появилось облако, и засиял яркий свет.

В апокрифических Евангелиях говорится о воле и осле, которые находились в пещере, где родился младенец Христос, и первыми поклонились ему.

Первыми узнали о рождении Мессии вифлеемские пастухи, которые пасли свои стада. Неожиданно все озарилось светом, перед ними предстал Ангел и сообщил о рождении Спасителя.

Тем временем в столицу Иудеи – город Иерусалим – пришли с Востока волхвы. Мудрецы проделали длинный путь для того, чтобы поклониться новорожденному Спасителю, грядущему иудейскому царю. Его рождение ознаменовалось появлением на небе звезды, указавшей мудрецам путь.

Следуя за Рождественской звездой, волхвы отправились в Вифлеем. Звезда остановилась над крышей дома, в который, покинув пещеру, поселились Мария с младенцем и Иосиф.

Увидев новорожденного Спасителя волхвы опустились на колени и преподнесли свои дары: (знак ), ладан (Божественное предназначение) и мирру (символизирующую краткость человеческой жизни).

В память об этом знаменательном событии в установилась традиция дарить на Рождество подарки.

Различные ученые (историки, теологи, астрологи) пытаются вычислить точную дату рождения Иисуса Христа. Но к согласию они не пришли. В разных исследованиях Христа определяется в интервале 12 - 7 г. до н. э. 12 год связывают с прохождением кометы Галлеи, которую некоторые исследователи считают Вифлеемской звездой, а в 7 г. до н. э. проходила единственная известная перепись населения. Указывается также 4 г. до н. э. – Ирода Великого, согласно легенде, устроившего избиение младенцев в день рождения Христа.

Так же точно неизвестен и день рождения Иисуса Христа. По установившейся традиции, Рождество Христово отмечается католической церковью 25 декабря, а православной – 7 января. Связано это с различными календарями (григорианскому и юлианскому) , которые они используют.

Время рождения Иисуса Христа

Вопрос о точном определении времени рождения Иисуса Христа требует особого рассмотрения, поскольку евангелисты, не будучи летописцами, не дают точной исторической датировки. Тем не менее Евангелия содержат данные, при помощи которых можно определить время главных пунктов евангельской истории. Так, по свидетельству евангелистов Матфея и Луки, Христос родился в правление Ирода Великого. Это свидетельство, дополненное сообщением Иосифа Флавия о том, что в последние дни жизни Ирода было лунное затмение, позволяет по точным астрономическим вычислениям заключить, что смерть Ирода наступила в начале апреля 750 года от основания Рима. Следовательно, Христос родился не ранее этого года.

Евангелист Лука сообщает, что Иоанн Креститель выступил на проповедь в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, Иисусу Христу было тогда тринадцать лет. Август принял Тиверия в соправители за два года до своей смерти, в январе 765 года. Следовательно, пятнадцатый год царствования Тиверия начинался в 779 года от основания Рима. Таким образом, согласно этим данным Христос родился в 749 года от основания Рима.

Другим указанием даты рождения Христа является свидетельство евангелиста Матфея о звезде, явившейся волхвам. Уже со второго века отцы и учители Церкви поставили вопрос о природе и происхождении этой звезды. Святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феофилакт рассматривают её как проявление какой-то разумной силы — ангела, принявшим вид звезды. Другие предполагали, что это была комета, движение которой, ясно различаемое по направлению хвоста, показывала волхвам путь в Палестину. Однако такое предположение лишено основания, поскольку явление комет, хотя и редкое, было хорошо известно астрономам древности и не могло побудить их к путешествию в Иерусалим. Нельзя признать эту звезду и за метеор, так как метеор внезапно появляется на небосводе и быстро исчезает, что не соответствует обстоятельствам евангельского рассказа о звезде. Скорее всего это била настоящая звезда, невидимая раньше и по яркости света необыкновенная (св. Игнатий Богоносец, Ориген, Евсевий), подобная тем, которые появлялись и позднее.

В 1604 году в созвездии рыб была замечена новая необыкновенная звезда, блеск которой превосходил свет звезд первой величины и был виден даже днем. Вскоре, однако, ее свечение стало ослабевать и спустя два года, в марте 1606 года она совсем исчезла. Причиной появления этой звезды было соединение в 1603 году* двух больших планет — Юпитера и Сатурна, к которым в марте 1604 г. присоединился еще и Марс. Эго дало повод знаменитому астроному Кеплеру думать, не было ли подобного соединения планет и явления необычайной звезды во время рождения Христа.

Астрономические расчеты показали, что действительно в конце 747 и начале 748 года происходило подобное соединение планет Юпитера, Сатурна и затем Марса. Поэтому Кеплер, а за ним и другие астрономы утверждали, что звездой Мессии было ни что иное, как такое соединение планет, сопровождавшееся появлением особой, «необыкновенной звезды»*.

Приведенные данные являются достаточным основанием для того, чтобы утверждать, что Христос родился в 748-749 годах от основания Рима. Днем Рождества Христова со времени Второго Вселенского собора считается 25 декабря**.

Принятое у нас теперь исчисление «от Рождества Христова» введено в VI веке римским монахом Дионисием Малым , который вычислил, что Иисус Христос родился в 754 году от основания Рима. Этот расчет, как показали потом тщательные исследования, оказался ошибочным: Дионисий ошибся не менее чем на 5 лет. Тем не менее, введенное Дионисием летоисчисление, которое первоначально предназначалось лишь для церковного употребления, с X столетия стало общепринятым в христианском мире и используется в качестве гражданского летоисчисления.

__________________

* Звезда, которую волхвы видели на Востоке, могла быть настоящей, невидимой раньше и по яркости света необыкновенной, Звезда же, которая указала путь волхвам от Иерусалима до Вифлеема, уже не была ни настоящей звездой, ни планетой, а совершенно особым чудесным явлением. Видя эту звезду, волхвы действительно, возрадовались великой радостью, так как в этом явлении нашли новое подкрепление своей веры в действительность рождения необыкновенного Младенца.

** Об этом свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, а также древние предания Римской Церкви.

Взято отсюда:http://www.petroprognoz.spb.ru/prognostic/mistic/article6.htm

Он родился в Вифлееме, в субботу 21 сентября 5 года до "новой эры", но самое удивительное, что "официальные" даты (25 декабря и 7 января) тоже верны! Как это может быть? Оказывается, может!

ИСТОРИЯ ВОПРОСА О ДАТЕ Р.Х.
Ни тексты Нового Завета, ни апокрифы, ни устное предание не донесли до нас действительную дату и год рождения Иисуса Христа. Почему? Дело в том, что по глубокой традиции, вероятно со времен Моисея, иудеи не праздновали дни рождения. Конечно, свой возраст знал каждый, но дни рождения не отмечали, а если бы даже и захотели, то не смогли бы это сделать из-за принятого также издавна солнечно-лунного календаря с плавающим началом года, определяющимся иногда даже не весенним новолунием, а днем, "когда ячмень заколосится". Празднование дня рождения было для ортодоксальных иудеев признаком "язычества" и могло практиковаться только в среде отступников от веры отцов, в близких и дружественных Риму кругах.
Так было и во времена тетрарха Ирода Великого, который тридцать четыре года правил Иудеей вплоть до своей смерти весной 4-го года до н.э., и в правление которого родился в Вифлееме младенец Иешуа, Иисус Христос. Если бы иудей тех времен захотел бы что-то сказать о дате своего рождения, то он смог сказать бы что-то вроде следующего: родился в последний день праздника Кущей, в 33-й год правления Ирода, или, скорее (поскольку иудеи не любили Ирода), сказано было бы - в 15-й год Обновления Храма. Евангелие Иоанна свидетельствует, что год освящения перестроенного Иродом иудейского храма в Иерусалиме (20-й год до н.э.) являлся для иудеев важнейшей в те времена точкой отсчета лет. Мы еще вернемся к этому, а пока напомним, как возникла "официальная" дата Рождества Христова, - ночь с 24 на 25 декабря 1-го года до н.э. (в православии с 1918г. - 7 января 1-го года н.э.)

Церковь и Рождество Христово. Как была установлена дата Р.Х.?

До семидесятых годов 1-го века н.э. подавляющее большинство христиан составляли иудеи и среди них вопрос о дате рождения Спасителя просто не поднимался. Но после Иудейской войны, полного разрушения Иерусалима и рассеяния около шести миллионов евреев, среди которых были уже и десятки тысяч христиан, по странам Средиземноморья, - после этого начался значительный и постоянный рост христианских общин вне Иудеи за счет новообращенных "язычников", для которых этот вопрос был привычен, а принятый в правление Юлия Цезаря 1 января 46 года до н.э. юлианский календарь позволял отмечать любой день рождения ежегодно в один и тот же срок, - почти так, как мы отмечаем свои дни рождения теперь. Во втором веке н.э. иудео-христианство, тесно связанное с соблюдением законов Моисея, было отвергнуто новым христианским большинством, хотя для обращенных ко Христу "язычников" еще апостолом Петром были введены по откровению свыше значительные послабления и затем апостольский Иерусалимский собор подтвердил его нововведения, - это было примерно в 50-м году н.э. Ко второму-третьему векам и относятся первые известные нам попытки установить дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских праздников.
Первая широко известная и принятая египетской Церковью в Александрии дата Рождества Христова была связана с древнеегипетским праздником возрождающегося Солнца, с зимним солнцестоянием, которое отмечалось в Египте в те времена 6 января (по юлианову календарю), хотя астрономически это было уже давно неточно, - на самом деле зимнее солнцестояние следовало отмечать двумя неделями раньше. Однако и до сих пор некоторые христианские общины, ведущие начало от древнейшей Александрийской традиции, отмечают Рождество Христово 6 января, - например, Армянская автокефальная Церковь. Привязка даты Р.Х. к солнечному календарю и зимнему солнцестоянию объясняется тем, что с древнейших времен все народы считали, что Солнце-Дух первенствует во Вселенной надо всем, и что именно со дня зимнего солнцестояния световой день начинает прибывать, - Дух Вселенной возрождается, побеждает тьму в мире. Именно так обосновывали свое решение отцы Александрийской Церкви.
Фламарион в своей "Истории неба" писал (по другому поводу, не в связи с рассматриваемым вопросом), что в древнеегипетской традиции Солнце весеннего равноденствия изображалось в образе юноши, летнее Солнце - в образе мужа с окладистой бородой, осеннее Солнце изображал старец, а Солнце зимнего солнцестояния изображалось в образе ребенка, младенца. Отцы Александрийской церкви конечно же знали древнеегипетские верования и традиции и, очевидно, с ними был связан их выбор даты Рождества Христова. В Риме праздник возрождения Солнца отмечался в ночь с 24 на 25 декабря, сразу после римских Сатурналий, самого веселого римского праздника. Праздник Солнца был связан в Риме с культом Митры, - солнечного бога древних персов-зороастрийцев, - культ которого был издавна воспринят римлянами.
В 337г н.э. Папа римский Юлий Первый утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. Соединению праздника Солнца с Рождеством Христовым в Риме во многом способствовало видение императора галлов Константина Великого 27 октября 312 года. Перед битвой за Рим он увидел на солнечном диске крест с инициалами Иисуса Христа и надписью "In hoc signo vinces" ("Сим победиши"). Еще отец Константина Великого император галлов Константин Хлор сочувствовал христианам, а Константин Великий впоследствии провозгласил христианство государственной религией Римской империи. Соединение "языческого" праздника Солнца с Рождеством Христовым было, очевидно, и чисто прагматически выгодно христианской Церкви, так как этот любимый народом "языческий" праздник был непобедим иначе никакими увещеваниями церковников и папскими буллами. Церковь никогда не скрывала, что действительный день рождения Иисуса Христа не известен и что дата 25 декабря была установлена по праву самой Церкви.
Летом 1996 года в одном из своих посланий Папа римский Иоанн Павел Второй подтвердил, что историческая дата Рождества Христова не известна, и что в действительности Спаситель родился на 5-7 лет раньше новой эры, "официального" Рождества Христова. Летоисчисление от Рождества Христова (от "новой эры") установилось еще позже принятия даты 25 декабря, в шестом веке по нынешнему счету, а до этого счет шел от основания Рима, от 22 апреля 754 года до н.э. В 1997 году 22 апреля в Риме отмечали 2750 лет от легендарного основания великого города. Иной читатель спросит, как же так, ведь 1997 плюс 754 получается 2751 ? Дело в том, что после 1-го года до н.э. идет 1-й год н.э., а "нулевого" года нет, поэтому, например, если Иисус Христос родился в 5г.до н.э., то в 1г.н.э. Ему исполнилось не шесть, а пять лет, а 33 года Ему исполнилось в 29г.н.э.,- но к этому мы еще вернемся.
А в 1278 году от основания Рима Папа Иоанн Первый поручил составить пасхальные таблицы монаху Дионисию Малому, выдающемуся богослову, астроному и математику тех времен, кстати, скифу по происхождению. Именно в целях удобства составления пасхальных таблиц Дионисий и выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова, а затем предложил Иоанну Первому ввести новое летоисчисление, от Рождества Христова, - и шел тогда, получалось, 525-й год от Р.Х., а точнее- от 1 января 754 года по старому счету, от 1 года новой эры по новому счету. Но еще сотни лет после этого многие в Европе придерживались римского счета лет, и только в Х1V веке окончательно почти по всей христианской Европе установилось новое летоисчисление...
Некоторые исследователи считают, что Дионисий Малый при своих подсчетах сроков правления Римских императоров просто "проглядел" четыре года из правления императора Августа; другие полагают, что он в своей работе руководствовался не столько исторической точностью, сколько удобством составления пасхальных таблиц, - ведь именно такая задача была поставлена перед ним. Так или иначе, но такова, вкратце, история установления принятой ныне даты Рождества Христова. Остается добавить, что в 1918 году, после принятия в советской России григорианского календаря, православная Церковь, чтобы оставаться в юлианском счете дней, перенесла все церковные праздники на 13 дней вперед, поэтому с 1919 года и Рождество Христово празднуется Православным миром в ночь с 6 на 7 января. Но не эти детали, хотя бы и существенные, являются предметом нашего рассмотрения.

В каком году родился Иисус Христос?

Верхняя граница определяется временем смерти Ирода Великого, а умер он ранней весной 4г.до н.э., вскоре после лунного затмения 13 марта того года (750-го от основания Рима). В этом вопросе практически единодушны почти все современные исследователи. Нижняя граница возможного года Р.Х. также довольно уверенно определяется из совместного рассмотрения канонических Евангелий. В Евангелии Луки о начале служения Христа сказано, что было это "в пятнадцатый же год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее..."(Лк.3:1). Известно, что Тиберий Клавдий Нерон Цезарь,- таково его полное имя,- родился в 712г. от основания Рима (42г.до н.э.), был объявлен соправителем императора Августа в 765г.(12г.н.э.), а единодержцем стал в 767г.(14г.н.э.). В первом случае начало служения Иисуса приходится на 27г.н.э., во втором - на 29 г.н.э.
Далее в Евангелии Луки сказано, что "Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати."(Лк.3:23). Вероятно евангелист Лука считал началом правления Тиберия 765 год, так как иначе получается, что Христос родился после смерти Ирода Великого, а это уже противоречит Евангелию Матфея, вся вторая глава которого посвящена рассказу о событиях Рождества, связанных с Иродом Великим. Кроме того, из Евангелия Иоанна следует, что первое появление Иисуса с апостолами в Иерусалиме было незадолго до пасхи иудейской в 27г.н.э. Действительно, читаем Евангелие Иоанна о первых спорах с иудеями в храме: "Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Ему иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?" (Ин.2:19,20). Храм был в основном перестроен Иродом Великим и освящен первосвященниками в 20г.до н.э., а затем постоянно достраивался и улучшался, - следовательно, 46 лет его строительства, - это 27г.н.э. Как видим, свидетельства евангелистов сходятся, если считать началом правления Тиберия 12г.н.э. и началом служения Иисуса 27г.н.э.
Теперь мы почти готовы установить нижнюю границу возможного года рождения Иисуса Христа, принимая слова Луки "был лет тридцати". Очевидно, более тридцати, так как иначе опять мы выходим за верхнюю границу, за 4г.до н.э. Если в 27г.н.э. Спасителю исполнялся 31 год, то год Его рождения - 5г.до н.э., если 32 года, то получим 6г.до н.э., если 33 года исполнялось Ему в 27году, то год Рождества Христова получается 7-й до н.э. Большинство исследователей считает, что это и есть нижняя граница возможного года рождения Иисуса Христа. Добавим, что если обнаруженная в расчетах Дионисия Малого ошибка в четыре года единственная, то получается пятый год до новой эры как наиболее вероятный.
Иногда, правда, приходится слышать, со ссылкой на то же Евангелие Иоанна, что в последний год земного служения Спасителю было около пятидесяти лет. Ссылаются при этом на следующие слова из этого Евангелия, относящиеся ко времени последнего, третьего посещения Спасителем Иерусалима: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и возрадовался. На это сказали Ему иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?" (Ин, 8-57). Чтобы правильно понять эти строки, надо вспомнить вышеприведенный эпизод из второй главы того же Евангелия, когда при первом посещении Иерусалима (в 27г.), иудеи говорят, что храму сорок шесть лет. Эпизод из восьмой главы также связан с возрастом храма, а не Иисуса. Дело опять происходит, как следует из Евангелия, в храме, в последний день праздника Кущей,- теперь, если следовать хронологии Евангелия, в 29г., и иудеи опять соотносят поведение и слова Иисуса, на этот раз об Аврааме, с возрастом храма. То есть, они опять указывают Назарянину, что Он моложе храма, моложе многих своих оппонентов,- и при этом смеет учить их. Эта "линия храма" в Евангелии Иоанна позволяет, как видим, восстановить хронологию евангельских событий через возраст храма,- вот и все. Впрочем, далеко не все. Мы еще попробуем понять потом, о каком "дне Своем" говорил Иисус Христос в последний день праздника Кущей в 29г.,- но об этом позже. А пока попробуем уточнить год Рождества Христова.

Вифлеемская звезда.

Еще одно указание на время Рождества Христова - это рассказ о Вифлеемской звезде в Евангелии Матфея. Этому рассказу посвящены сотни исследований, поэтому приведем его здесь:
"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка... Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидали Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему, и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну." (Мф.2:1-11).
Отцы церкви с самых первых веков христианства занимались толкованием природы этой звезды. Ориген (в третьем веке) и Иоанн Дамаскин (ок.700г.) предполагали, что это была "хвостатая звезда", то есть комета, и эта гипотеза время от времени вновь поддерживается в том или ином виде, даже в наши годы,- в связи с появлением весной 1997г. кометы Хейла-Боппа. Что касается именно этой кометы, то Вифлеемская звезда никак не могла быть ею хотя бы потому, что прошлый раз она проходила близ Земли около четырех тысяч лет назад,- так показывают современные астрономические расчеты,- а вот в следующий раз она действительно будет видна на небе примерно через 2000 лет, ее орбиту сильно изменяет каждый раз притяжение Юпитера. Кроме того, и это главное, трудно представить, чтобы такая особенность Вифлеемской звезды не была отмечена летописцами тех времен и самим евангелистом Матфеем. Все летописцы всегда особо отмечали явления комет, называя их "хвостатыми звездами", или "подобными копью",- так или иначе всегда отмечая эту особенность комет. Достаточно прочитать, например, "Повесть временных лет" (СПб,1996) с комментариями академика Д.С.Лихачева, чтобы убедиться в этом. Нет никаких оснований полагать, что евангелист Матфей был хуже, чем другие летописцы, менее внимателен, менее сведущ в таких несложных вещах. Но что же это была за звезда?
В октябре 1604г. Иоганн Кеплер, наблюдая тройное соединение Юпитера, Сатурна и Марса вблизи вспыхнувшей тогда же и в той же области неба Новой звезды, пришел к мысли, что нечто подобное могло быть в небесах и во времена Рождества Христова. Такое предположение подкреплялось еще и тем, что с древнейших времен Юпитер называли "звездой королей", а Сатурн считали "иудейской звездой",- планетой, связанной с иудаизмом, поэтому соединение Юпитера и Сатурна могло быть истолковано звездочетами как знак будущего рождения Царя Иудейского,- тем более, что, по преданиям востока, такое соединение Юпитера и Сатурна предшествовало рождению Моисея, издревле почитаемого не только иудеями, но и многими народами величайшим пророком.
Соединения Юпитера и Сатурна происходят раз примерно в двадцать лет и действительно, в 7г.до н.э. Юпитер и Сатурн трижды соединялись в знаке Рыб, а поскольку именно изображение рыбы (и греческое написание этого слова) являлось тайным символом ранних христиан, то предположение Иоганна Кеплера поддерживалось многими исследователями. Однако современные точные расчеты показывают, что в 7г.до н.э. Юпитер и Сатурн подходили друг к другу не ближе диаметра Луны, поэтому их соединение никак не могло выделяться в небесах своей яркостью, хотя, конечно, волхвы-зведочеты могли воспринять это как предвестие будущего рождения Царя Иудейского. Ну а вспыхивала ли в те годы в небесах Новая или Сверхновая звезда?
Астрономы знают, что яркие новые звезды, раз или два в сотни лет вспыхивающие на небе, после нескольких дней или месяцев своего сияния или полностью исчезают, оставляя лишь постепенно увеличивающую свои размеры туманность (такова Крабовидная туманность, оставшаяся на месте вспыхнувшей однажды звезды), или после сброса необыкновенной яркости становятся маленькими звездочками, малой звездной величины. Первые называются Сверхновыми, вторые - Новыми звездами. Из Евангелия Луки можно предположить, что волхвы-маги видели на востоке Новую звезду.
Еще до И.Кеплера другой великий астроном, математик и изобретатель, итальянец Иероним Кардан выдвинул именно такое предположение. И действительно, в конце концов, уже ближе к нашему веку, в китайских, а затем корейских древних летописях- хрониках были найдены астрономические записи, относящиеся по современному счету к 5г.до н.э., и свидетельствующие о вспышке Новой звезды, о том, что она ярко сияла весной того года в течение семидесяти дней перед восходом солнца на востоке низко над горизонтом. На эти летописи ссылались некоторые исследователи еще в начале нашего века, однако только в 1977 году английские астрономы Д.Кларк, Дж.Паркинсон и Ф.Стефенсон предприняли серьезное их исследование. Им пришлось столкнуться с немалыми трудностями, потому что необходимо было установить и привести в соответствие с европейской систему деления неба на созвездия, выявить древнюю классификацию небесных объектов для отличия вспышек Новых от наблюдения комет, перевести восточные календарные даты на современную шкалу.
Все это сделали английские астрономы. Они до 1977г. провели анализ этих китайских и корейских астрономических хроник за период с 10г.до н.э. по 13г.н.э. и отождествили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней вспышкой яркой Новой звезды весной 5г.до н.э., причем им удалось довольно точно установить ее небесные координаты. В пересчете на 1950г. это был бы 3-й градус зодиакального знака Водолея, а в 5г.до н.э. эта Вифлеемская звезда находилась примерно в 7-м градусе зодиакального знака Козерога. Астрономические расчеты подтвердили, что весной того года ее яркое сияние могло наблюдаться в Персии (откуда пришли волхвы-маги) и вообще от Сирии до Китая и Кореи на востоке, низко над горизонтом, перед восходом солнца, - все точно по Евангелию Матфея. Однако во время прихода магов в Иерусалим звезду уже никто не видел, только маги помнили о ней, - значит, это было после семидесяти дней ее сияния весенними ночами, летом или осенью 5г.до новой эры...
До сих пор мы рассказывали то, что исследователям раннего христианства хорошо известно, да и широкая публика более-менее знакома с изложенным выше, кроме, разве что, исследования английских астрономов (сообщение о нем было опубликовано в журнале "Природа", 1978г.,номер 12). Эти же английские астрономы рассчитали, что Юпитер и Сатурн сближались в 7г.до н.э. не ближе нескольких видимых с земли диаметров Луны (около градуса дуги), так что их соединение не могло выделяться на небе.
Теперь я изложу свою версию того, как Вифлеемская звезда привела волхвов-магов из Иерусалима в Вифлеем: "И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец..." Известны попытки сторонников отождествления Вифлеемской звезды с соединением Юпитера и Сатурна объяснить эту странную фразу тем, что Юпитер во время троекратного соединения проходил точку стояния, и волхвы истолковали это как прибытие на место, - что дальше идти не следует. Однако, даже отвлекаясь от года соединения Юпитера и Сатурна (7г.до н.э.), это объяснение не выдерживает критики, так как для наблюдателя с земли Юпитер стоит в небесах несколько суток, по крайней мере в течение суток его движение в небесах в этой точке стояния для невооруженного мощным телескопом глаза абсолютно неразличимо, а расстояние от Иерусалима до Вифлеема около 6/7 км, - два часа пешего хода.
Вифлеем (в переводе с евр. "Дом хлеба") расположен точно на юг от Иерусалима, в двух часах пешего хода от его древнего центра. Так вот, несложные астрономические расчеты показывают, что та самая Вифлеемская звезда, которая находилась весь 5г.до н.э. в 6-м градусе знака Козерога, могла быть видна в Иерусалиме на юге сразу после заката Солнца осенью того года, в конце сентября или октябре. Она восходила после заката Солнца, поднималась невысоко над горизонтом точно на юге от Иерусалима и примерно через три часа заходила за горизонт. В ноябре эта звезда восходила над горизонтом уже глубокой ночью и не на юг от Иерусалима, а в декабре она восходила над горизонтом только днем, так что она вообще не могла быть видна в небе Иерусалима и Вифлеема в декабре 5г.до н.э. и в следующие месяцы.
Значит, если волхвы пришли в Иерусалим в конце сентября или начале октября, то о ни могли вечером, после захода Солнца, увидеть в небе точно на юге ту самую, отслеживаемую ими уже много месяцев (хотя и неяркую теперь) звезду. Значит, видя звезду на юге перед собою, волхвы могли пойти на юг от Иерусалима, за ней, и она "привела" их в Вифлеем, и зашла за горизонт ("остановилась"), когда они были в Вифлееме и, возможно, зашла за горизонт именно над тем домом (местом), где были тем вечером сентября или октября Мария и Младенец, Святое Семейство...

Итак, Вифлеемская звезда, - Новая звезда, - вспыхнула и сияла по ночам на востоке в течение семидесяти дней весной 5г.до н.э. Уже более года после соединения Юпитера и Сатурна в знаке Рыб маги в Персии, воспринявшие это соединение как знамение будущего рождения Царя Иудейского, предсказанного в их священной книге Авесте Спасителя, ждали нового знака с неба, и дождались его весной. Путь из Персии в Иерусалим занимал пять/шесть месяцев, и они прибыли в царство Ирода Великого осенью 5 г. до н.э., скорее всего в конце сентября или октябре.
В Иерусалиме никто не знал ни о родившемся "Царе Иудейском", ни о Новой звезде, сиявшей весною на востоке. Встревоженный слухами Ирод приглашает магов к себе. Они рассказывают ему о соединении "звезды королей" Юпитера и "звезды иудеев" Сатурна, бывшем два года назад, рассказывают, возможно, и о новом знаке, о сиявшей весною Новой звезде. Маги-волхвы уходят в Вифлеем и не возвращаются к Ироду, уходят на родину по откровению свыше другим путем. Через какое-то время Ирод приказывает перебить "всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Мф.2:16). Почему "от двух лет и ниже"? - Теперь понятно, - маги рассказали ему о знамении, бывшем два года назад! Евангелист Матфей точен, - и никакого символизма нет в рассказе о Вифлеемской звезде! Все Евангелисты описывали реальные события и были точны... Только наше незнание или наше неверие мешает нам понять иногда всю мощь и правду Евангелий.
продолжение.