Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну букв»,

посвященный Дню славянской письменности и культуры .

Программные задачи: познакомить детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием. Расширять представление детей о культурном наследии нашего народа. Развивать творческие способности, воображение, внимание, память. Содействовать развитию интереса, любви к книге.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель:

Здравствуйте, дорогие, ребята!

Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие.

А на чём можно путешествовать?

А мы отправляемся в путешествие на паровозике «Букашка»

(звучит музыка , дети строятся в колонну, «паровозиком»), паровозик отправляется и останавливается в сказочном лесу.

Звучит музыка леса.

Воспитатель:

Мы прибыли в Волшебную страну.

Посмотрите вокруг, что необычного в этом сказочном лесу?

(на ветках висят буквы)

Ребята, а вы догадались в какую страну мы попали?(В Страну букв)

В этой стране много интересных станций.

Посмотрите, а кто –то для нас под деревом оставил волшебный ларец.

Отгадывают загадки, а отгадки находят на дереве

Воспитатель:

На новую станцию мы спешим.

Путь сегодня нам открыт,

Опоздать никак нельзя,

Отправляемся друзья!

АБВГДейка

Воспитатель:

Ребята, на этой станции живут разные буквы.

А где же они?

(выходят дети - буквы)

Буква А:

Всем известна буква А.

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

Буква О:

Буква О - луна и солнце,

В доме круглое оконце,

И часы и колесо-

И это, кажется, не все.

Буква Б:

Веселый толстый клоун

Играет на трубе.

На этого пузатого

Похожа буква Б.

Буква В:

В - буква очень важная,

Воображала страшная.

Грудь колесом, живот надут,

Как будто нет важнее тут.

Игра «Составление слов из кубиков» (лес,мама,мир)

Воспитатель:

А мы отправляемся путешествовать дальше по Стране букв.

Прочтите название станции.

Дети читают «Игровая».

Отгадать ребусы

Воспитатель:

А наше путешествие продолжается дальше по Стране букв.

Мы приблизились к новой станции .

Прочтите название станции.

Дети читают « Историческая».

Ребята, а что такое история?(ответы детей)

Ребёнок в русском народном костюме:

Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

А грамоты не ведали, не умели книги читать и письма писать.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

(Демонстрация наскальных рисунков)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

(Демонстрация наскальных символов-букв)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

(Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия)

И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византия и славянской земли в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!

(Изображение первых книг)

В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

(Изображение: Берестяные грамоты)

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. )

Знаки на бересту наносились костяным стерженьком – писало. Первые книги были рукописными.

Рукописи держали на коленях, в руках - гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами.

Красными писались заглавные, а черными все остальные буквы. Отсюда название «красная строка» - начало текста. Богато украшенные переплетами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью, их берегли.

А затем Иван Федоров придумал печатный станок и книги стали печатать.

На этой станции мы встретим буквы, которые были раньше. Вот они.

(Выходят славянские буквы)

    ребёнок

Раньше азбука у нас

Начиналась с буквы («азъ»)

    ребенок

С нее начинаются все науки.

А за азом следует («буки»)

    ребенок

О нашей мудрой азбуке

Наш разговор зашел.

Четвертая буква кириллицы («глагол»)

    ребенок

В мир неси свое душевное тепло.

Этому нас учит буква («добро»)

Доброта - лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.

Воспитатель: Показ предметов старины .

Станция «Сказочная»

Интерактивная игра «Собери слово»

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу.

Итог.

В какую страну мы совершили путешествие?

Назовите имена святых учителей, составивших азбуку.

Что использовали люди для письма в древности?

Зачем нужно учить буквы?

Дети исполняют песню «Азбука»

(Звучит музыка, дети строятся в колонну и отправляются в детский сад )

Екатерина Малыгина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. НЕМАНА» д/о

Развлечение «День славянской письменности и культуры »

для детей старшего дошкольного возраста .

Подготовила и провела :

Малыгина Е. А.

Цель : Знакомить дошкольников со славянской культурой .

Задачи :

1. Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре .

2. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор.

3. Познакомить со старославянским алфавитом ;

4. Обратить внимание детей на значимость каждой буквы кириллицы

5. Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Ход мероприятия:

Воспитатель в народном костюме заходит в зал

Воспитатель

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются .

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных ,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими ,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Звучит праздничный колокольный звон. Дети змейкой заходят в зал и останавливаются лицом к гостям

Русоволосые, сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные .

Древляне, русичи, славяне

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне !

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовёмся ныне россияне,

Издревле кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне !

Мы чтим берёзы белоствольные,

Мы любим песни наши вольные.

Зовёмся Оли, Маши, Тани

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне !

Звучит колокольный звон. Дети садятся на места.

Выходит воспитатель со свитком в руках.

Воспитатель

Здравствуйте, славные наши гостюшки , разлюбезные милые детушки. Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых.

Жили – были тогда добры молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книг читать да письма писать .

(Слайд 2) И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. Родом они были из македонского города Солуни. Кирилл изучал богословие и преподавал философию. Его и прозвали философом, а по-русски мудрецом. Еще с детства мечтал он написать книги, понятные славянам . Ему стал помогать старший брат Мефодий . Долго речь они русскую слушали, а потом её стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку. (Слайд 3)

Раскрывает свиток, показывает азбуку. Слайд 4

Звучит хор «Славься » из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» .

Воспитатель Как называется эта азбука?

Дети (хором) Кириллица!

Воспитатель А почему она так названа?

Дети В честь Кирилла, её создателя.

Воспитатель Посмотрите повнимательней на эти буквы.

Не напоминают ли они уже знакомые вам буквы?

Воспитатель Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имело своё имя.

Послушайте, как звучит старинная азбука : аз, буки, веди, глагол…

Названия букв напоминали людям об их жизни :

«добро» , «люди» , «земля» , «покой» и т. д.

Мы сегодня оживим эти старинные буквы и узнаем о их значении.

Звучит отрывок хора «Славься » М. И. Глинки.

Дети берут буквы и по очереди выходят

Выходит ребёнок с буквой.

Реб. А (Лиза) Здравствуйте, дети! Меня зовут АЗ. Назовите слова, которые начинаются с этой буквы.

Дети перечисляют.

Выходит ребенок с буквой.

Реб. Б (Паша) Меня зовут БУКИ. Вспомните, сколько хороших слов начинается с этой буквы.

Дети перечисляют.

Воспитатель Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять вначале нашего алфавита. В народе так говорят : «Сначала «аз» , «буки» , а потом все науки». С познания азов начинается путь каждого из вас в мир знаний! А к нам спешит ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

Представьтесь, пожалуйста!

Реб. В Меня зовут «Веди» ! Я всё знаю, про всё ведаю.

Отгадайте мою загадку :

Она богаче всех на свете,

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете,

И так красива на рассвете.

И кормит всех людей на свете.

Что это? Подскажите, дети. (Земля) Слайд 5

Хоровод «Земелюшка-чернозем»

Воспитатель

А мы продолжим знакомство со славянской азбукой .

Звучит фрагмент хора «Славься » М. И. Глинки.

Выбегает ребёнок.

Реб. Г Здравствуйте, дети! Я буква «Глаголь» . Глаголить, значит

говорить. Но прежде, чем говорить, надо хорошенько подумать.

В народе говорили : «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за

словечко, да не выкупишь».

Воспитатель

На Руси всегда уважали тех, кто был обучен грамоте - умел читать и писать. И много пословиц про это сложили. И сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы :

Кто много читает, тот много знает

С книгой поведешься, ума наберешься.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Написано пером,не вырубишь топором

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Воспитатель : Смотрите, к нам спешит ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

Реб. Д Добрый день ! Меня зовут «Добро» .

Какое у тебя доброе имя! Добро.

Реб. Д Слайд № 7

Доброта – лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет ,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Воспитатель : Из «Азбуки» к нам идёт новая гостья!

Выбегает ребёнок.

Реб. Л Здравствуйте, дети! Я буква «Люди» !

Люди, вы в ладу живёте?

Ласку и любовь несёте?

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Танец «Дружба»

Воспитатель : Знакомьтесь, к нам идёт новая буква.

Выбегает ребёнок.

Реб. М Здравствуйте, меня зовут «Мыслите» .

О моей мудрости знают с давних пор.

Попробуйте отгадать мои загадки :

1. Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)

2. Первая книжка для малышей.

Учит - мучит, а научит - радует. (Азбука)

3. Чёрные, кривые,

От рожденья все немые .

Станут в ряд -

Сейчас заговорят. (Буквы)

Воспитатель Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них

Буква рычащая.

Выбегает ребёнок.

Реб. р Слайд 8

Здравствуйте, дети! Я буква «Рцы» !

Недаром я собой горжусь,

Ведь я начало слова «Русь» .

В сердце ты у каждого,

Родина- Россия!

Белые берёзки,

Колос налитой.

Нет тебя привольней,

Нет тебя красивей,

Нет другой на свете

Родины такой!

Реб. Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит, будет жить она.

Песня «Рощица» (Дети расходятся по всему ковру, после песни проходят на стульчики)

Спасибо, буквы, вы учите нас красоте, доброте, мудрости.

Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарили нам славянскую азбуку . 43 буквы-сестрицы смотрят на нас и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь встречайте современную русскую азбуку.

Звучит музыка. Слайд 10

Выходит русский алфавит.

Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём :

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Воспитатель :

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом -

Слава им , борцам суровым,

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !



Цель:

Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.

Задачи:

Дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.

Познакомить со старославянским алфавитом;

Формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;

Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Методы и приемы:

Активация деятельности различных анализаторов:

словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)

игровые (подвижные, сюрпризный момент)

практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия)

Оборудование:

Демонстрационный: Азбука, компьютерная презентация, камень, береста, мелки восковые, листы бумаги, выставка книг, магниты, 2 доски магнитные, буквы алфавитов (русский и кириллица).

Ход.

(Слайд 2) Звучит праздничный колокольный звон.

Воспитатель:

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

(Слайд 3) - Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Мы решила вам сделать сюрприз.

(Выносит букварь) (Слайд 4)

Вопросы детям:

Что это? (книга, Азбука)

Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)

Все буквы вместе как называются (алфавит)

Ребенок читает стих:

Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!

Букв есть множество вокруг, учат их все дети.

Вопросы детям:

Зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии написать письмо, узнать новое из книг и журналов)

А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.

Рассказ воспитателя:

Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности . (Слайд 5-6)

Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд 7-8-9)

Вот и у нас есть камень из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание.

(В зале большой камень. Дети на нем пытаются высечь знак)

Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго)

Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту. (Слайд 10-11)

Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд 12)

Вот такая история появления письменности.

А я хочу рассказать вам как появилась азбука.

Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. (слайд 13) Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (слайд 14-15-16)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. (слайд 17-18)

Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайды 19-20).

Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных - целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. (слайд 21-22)

Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. (слайд 23)

Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово». (слайд 24-25)

Физминутка

Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?

У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем…

Игра-задание «Напечатай букву»

Давайте, ребята, на листках мы напечатаем первую букву своего имени.

Рассказ воспитателя:

Первая бука древнего алфавита называлась «Аз» вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. (слайд 26)

(дети складывают написанные на бумаге слоги)

Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний. (слайд 27)

Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?

Чтение пословиц и поговорок детьми об учении

(Дети рассказывают пословицы об учении) (слайд 28)

Не пером пишут - умом.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Без муки нет и науки.

Ничего не мыслить – век киснуть.

Рассказ воспитателя

Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. (слайд 29)

С лавянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских.

Игра «Разбери буквы» (слайд 30)

(выбирается 10 детей. Задание разобрать буквы Кириллицы и современного алфавита по своим азбукам)

Рассказ воспитателя:

Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд 31)

А буквы мы учим теперь вот по таким букварям (слайд32)

(Дети читают стихи) (Слайд 33)

Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

(слайд 34) - Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.

Праздник славянской письменности и культуры.

для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: воспитывать люб овь к Родине , чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Задачи:

- по знаком и т ь со старославянским алфавитом;

- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему

миру;

Звучит праздничный колокольный звон. Дети змейкой заходят в зал и останавливаются лицом к гостям. Воспитатели в народных костюмах заходят в зал и останавливаются за детьми.

Воспитатель1 По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Воспитатель2 Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Воспитатель1 Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Воспитатель2 Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Звучит колокольный звон.

Реб. Русоволосые, сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные.

Древляне, русичи, славяне

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Реб. Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовёмся ныне россияне,

Издревле кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Реб. Мы чтим берёзы белоствольные,

Мы любим песни наши вольные.

Зовёмся Маши, Юли, Тани

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне!

Звучит песня «Родная песенка» Ю.Чичкова.

Звучит колокольный звон. Мальчики садятся на места.

Девочки перестраиваются в центре зала парами.

Хоровод с платочками «Берёзы» И. Матвиенко

Выходит воспитатель со свитком в руках.

Воспитатель1

Гой вы, славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки. Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых.

Жили – были тогда добры молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книг читать да письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. Долго речь они русскую слушали, а потом её стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку.

Раскрывает свиток, показывает азбуку.

Звучит хор «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Воспитатель2 Как называется эта азбука?

Дети (хором) Кириллица!

Воспитатель2 А почему она так названа?

Дети В честь Кирилла, её создателя.

Воспитатель2 Посмотрите повнимательней на эти буквы.

Не напоминают ли они уже знакомые вам буквы?

Воспитатель1 Каждая буква в древней славянской азбуке была

Особенной. Она имело своё имя. Послушайте, как звучит

старинная азбука: аз, буки, веди, глагол…

Названия букв напоминали людям об их жизни:

«добро», «люди», «земля», «покой» и т.д.

Пусть эти старинные буквы оживут с помощью нашей

волшебной азбуки.

Звучит отрывок хора «Славься» М.И. Глинки.

Дети берут буквы и прячутся за волшебной книгой.

Выходит ребёнок с буквой.

Реб. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая это буква? Верно, меня

зовут АЗ. Назовите слова, которые начинаются с этой буквы.

Дети перечисляют.

Выходит ребенок с буквой.

Реб. А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут БУКИ.

Вспомните, сколько хороших слов начинается с этой буквы.

Дети перечисляют.

А теперь назовите нас по порядку. Что получилось?

Дети АЗБУКА.

Воспитатель2 Получилось слово « Азбука». Вам, дорогие буквы, выпала

большая честь стоять вначале нашего алфавита. В народе так

говорят: « Сначала «аз», «буки», а потом все науки». С познания

азов начинается путь каждого из вас в мир знаний! А к нам спешит

ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

Представьтесь, пожалуйста!

Реб. Меня зовут «Веди»! Я всё знаю, про всё ведаю.

Отгадайте мою загадку:

– Смотри, уж в золотой багряный лес

Скользнул луч солнца золотой с небес.

И на земле ковёр лежит златой.

Когда лес одевается в наряд цветной?

Дети Осенью!

Хоровод «Здравствуй, осень!» Т.Попатенко

Воспитатель1 А мы продолжим знакомство со славянской азбукой.

Звучит фрагмент хора «Славься» М.И.Глинки.

Выбегает ребёнок.

Реб. Здравствуйте, дети! Я буква «Глаголь». Глаголить, значит

Говорить. Но прежде, чем говорить, надо хорошенько подумать.

В народе говорили: « Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за

словечко, да не выкупишь». Я предлагаю провести конкурс чтецов.

Свободные стихи.

Воспитатель2 Смотрите, к нам спешит ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

Реб. Добрый день, дети! Меня зовут буква «Добро».

Не дразните собак, не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.

И тогда воробьи песенкой разбудят,

А царапать и кусать вас никто не будет.

Хор рук «Музыкальный момент» Ф. Шуберт.

Воспитатель1 Из «Азбуки» к нам идёт новая гостья!

Выбегает ребёнок.

Реб. Здравствуйте, дети! Я буква «Люди»!

Люди, вы в ладу живёте?

Ласку и любовь несёте?

Лягушонок – да и тот

Без любви не проживёт!

Песня «Лягушонок» Протасовой – исполняют солисты.

Воспитатель 2 Знакомьтесь, к нам идёт новая буква.

Выбегает ребёнок.

Реб. Здравствуйте, меня зовут «Мыслите». О моей мудрости знают с

давних пор.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки.

Мастера там на все руки:

Шить, варить и рисовать,

Песни петь и танцевать.

Танец «Ну и до свидания» И.Штраус

Воспитатель 1 Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них

Буква рычащая.

Выбегает ребёнок.

Реб. Здравствуйте, дети! Я буква «Рцы»!

Недаром я собой горжусь,

Ведь я начало слова «Русь».

Танец «Сударушка» р.н.м.

Воспитатель 2 Очень дети игры любят,

Поиграем с вами в бубен.

Игра «Бубен».

(поют) Бубен, бубен долгий нос!

По чём в городе овёс?

Две копейки с пятаком.

Ехал Ваня с колпаком.

Овса Ваня не купил,

Только лошадь утопил,

Бубен бегать научил.

Бубен, бубен, беги за нами, хватай руками!

Воспитатель 1 Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит, будет жить она.

Частушки.

Мы частушки пропоём

И в весёлый пляс пойдём!

Запрягу я кошку в дрожки,

А котёнка в тарантас.

Повезу свою подружку

Всем соседям напоказ.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулася назад,

Сапоги мои лежат.

Ты куда, Ванюша, едешь,

Ведь телега без колёс?

А Ванюша отвечает:

«Заготавливать овёс!»

А у нас во дворе

Квакали лягушки.

А я с печки босиком

Думала, подружки.

Мы, ребята, шутку любим,

Шутка делу не вредит.

Гармонист ни на минутку

Без работы не сидит.

Научилась я работать,

Научилась я плясать.

А ещё я научилась

Громко песни распевать.

Рассыпься горох

С грядки на грядку.

Раздайся, народ,

Я пойду вприсядку.

Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот.

Заплету я русу косу,

Пусть завидует народ.

Песни весело поются,

Гости за столом сидят.

А хозяева трясутся

Неужели всё съедят?

Ох, кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Если делать нечего.

Воспитатель 2 Спасибо, буквы, вы учите нас красоте, доброте, мудрости.

Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарили нам славянскую азбуку. 44 сестрицы – буквы смотрят на нас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет уже другая история. А теперь, ребята, встречайте современную азбуку.

Звучит «Величальная».

Двое детей заносят плакат с изображением современного алфавита.

Реб. Буква к букве – будет слово.

24 мая 2020 года в нашей стране отмечается День славянской письменности и культуры. Во многих детских садах и школах проходят утренники, концерты и другие приуроченные к нему мероприятия.

Предлагаем один из возможных вариантов организации детского праздника ко Дню славянской письменности и культуры.

Сценарий праздника ко Дню славянской письменности и культуры в детском саду

Ведущий поздравит ребят с праздником и расскажет о Кирилле и Мефодии – просветителях славян, создателях славянской азбуки, христианских проповедниках. Они родились в городе Солуни (Салоники), который находится в Греции, и были очень образованными людьми.

Для записи текстов на славянском языке они создали азбуку, пользуясь которой, выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и нескольких богослужебных книг.

– Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам,
Чтобы научить нас читать.

Затем по на празднике, посвященном Дню славянской письменности и культуры для детей прозвучит рассказ об азбуке.

– Глаголица и кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «глаголица» происходит от слова «глагол», который обозначает «речь». А «кириллица» названа в честь ее создателя Кирилла.

– Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке.
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри!
Выучишь их – и сумеешь
Повторить все тридцать три.

Ведущий:
– Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

Ребята должны будут продолжить пословицы:

  • Слово не воробей, (вылетит – не поймаешь).
  • Что написано пером, (не вырубишь топором).
  • Грамоте учиться (всегда… пригодится).

Есть и другие пословицы и поговорки о языке. Что они означают?

  • Не бросай слов на ветер.
  • По речи узнают человека.
  • На чужой роток не накинешь платок.
  • Твоими бы устами да мед пить.

Затем ребята прочтут стихи о родном языке:

– Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Сценарий праздника ко Дню славянской письменности и культуры в детском саду также может включать игры на развитие речи: «Лишнее слово», «Подбери словечко», «Замени букву» и другие.

Кроме того, ребята могут поиграть в русские национальные игры: салочки, пятнашки, горелки, «третий лишний» и др.