Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Жанры древнерусской литературы

Древнерусская литература начинается в Х веке. В 988 году Русь приняла христианство, которое стало государственной религией. Именно в тот период появилась письменность. Здесь большую роль сыграли монахи Кирилл и Мефодий: они придумали славянский алфавит.

В то далекое время книги были только рукописными. Создавали их жившие в монастырях монахи. Писали книги не на бумаге, а на пергамене (это специально выделанная кожа телят или ягнят).

Как это происходило? Начинали с листа: губкой или пемзой заглаживали его шероховатости, циркулем отмечали поля, карамсой (дощечка с натянутыми нитями) намечали строки. Потом принимались за перо: очинивали его ножом -- делали косой срез. Чаще всего употреблялись гусиные перья, реже -- лебяжьи и павьи. Писали чернилами, которые делали из сажи, чернильных орешков, дубовой или ольховой коры. Украшали книги орнаментами, миниатюрами, портретами. Выполнялись они чернилами, твореным золотом (золотой порошок и клей), красной краской или киноварью (минерал красного-оранжево цвета) и т.д. У орнамента было и утилитарное значение -- он разбивал текст на главы.

Обычно писец держал лист на коленях. Слова в строке не разделялись, только абзацы выделялись киноварной буквицей -- инициалом.

Хорошо известные слова писались сокращенно под особым надстрочным знаком «титлом».

Если случались ошибки, их соскабливали специальным ножом. Когда все листы были готовы, их сшивали толстыми нитками или тонкими веревками. В качестве обложки использовались обтянутые кожей доски. Как правило, кожа была черного или темно-коричневого цвета. Если рукопись была дорогой, ее украшали драгоценными камнями. Чтобы книги не портились, их застегивали при помощи специальных ремешков. «Кто книгу не застегнет, будет проклят», -- говорили наши предки.

Конечно, все мы знаем летописи , они дошли до нас в немалом количестве. Повествование в летописях велось по годам в хронологической последовательности. Рассказ о событиях каждого года начинался словами «В лето…», отсюда и название -- «летопись». О чем писали летописцы? О военных походах, смерти князей, эпидемиях, затмениях солнца. Бывало, в летописи включались тексты грамот, договоров, развернутые сюжетные повествования. Д.С. Лихачев говорил, что летопись относится к числу «объединяющих жанров».

Начало русского летописания -- «Повесть временных лет». Сохранилось две ее редакции, датируемые 1116 и 1118 годом. Первый вариант 1113 года, выполненный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, до нас не дошел.

Надо сказать, повестью в Древней Руси называли не только летописные своды, но и жития (повесть о житии…), сказания. Таким образом, повесть -- это общая жанровая форма, в которую входят произведения разных или одного жанра, объединенные мыслью повествователя.

В древнерусской литературе были распространены повести : переводные («Повесть о Еруслане Лазаревиче»), о княжеских преступлениях (об убиении Андрея Боголюбского), воинские. Воинские повести изображали воинские подвиги русского народа, многочисленные битвы (о битве на реке Калке, о нашествии хана Батыя, о Куликовской битве). Центральным героем воинской повести была реальная историческая личность, князь. Как правило, образ князя идеализировался, наделялся большим количеством положительных качеств. Ярким примеров воинской повести является «Слово о полку Игореве».

С течением времени повесть претерпевала изменения: исторические факты вытеснялись художественным вымыслом. В повести появлялись черты любовно-приключенческой новеллы («Повести о начале Москвы»). Сформировались новые жанры -- бытовая повесть («Повесть о Горе-Злосчастии»), сатирическая повесть («Повесть о Шемякином суде»). В сатирических повестях говорилось о важных общественных проблемах: о взяточничестве, продажности суда, социальном неравенстве и т.д. Иногда они были пародиями на челобитные, церковные службы и другие популярные тексты.

Важным жанром древнерусской литературы были жития -- произведения, в которых рассказывалось о жизни святых. Первым русским житием было «Житие Бориса и Глеба». Борис и Глеб -- это сыновья великого князя Владимира. Житие рассказывает о том, как старший брат Бориса и Глеба Святополк убил их, чтобы стать киевским князем. В начале XV века было составлено житие Сергия Радонежского, в котором говорилось о его подвигах и чудесах.

Как правило, житие включает в себя краткое предисловие составителя, основную биографическую часть и краткую похвалу. Биографическая часть рассказывает о происхождении святого, его благочестивом детстве, аскетических подвигах и кончине. В древнерусской литературе различается несколько видов житий: мученические (о святых, которые претерпели за свою веру мучения и смерть), исповеднические (о святых, которые подвергались при жизни преследованиям за проповедь христианства), преподобнические (о праведных, святых монахах) и т.д. Позже, в XVII веке, стали появляться жития, в которых рассказывалось о простых людях. Так, например, широко известно «Житие протопопа Аввакума», которое он написал сам. Аввакум (1621-1682) был лидером старообрядцев, противников церковной реформы, которую провел царь Алексей Михайлович. Власть преследовала раскольников, поэтому Аввакум провел в тюрьме и ссылке половину своей жизни, а затем был казнен. В своем «Житии» он говорил о своих страданиях за веру, о том, что эти страдания не могли заставить его отказаться от своих идей. рукописный книга летопись хожение

Большой популярностью пользовались на Руси хожения (или хождения). Хожения -- это произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Одно из ранних древнерусских хожений -- «Хожение игумена Даниила». Основной принцип этого жанра был сформулирован Даниилом следующим образом: «Писать надо о том, что видел и слышал сам: не хитро, но просто». В хожениях XIV-XV веков богомольцы вытесняются государственными послами и торговцами, которые описывают неизвестные доселе земли.

В 1564 году произошло знаменательное событие. В Москве И. Федоровым и П. Мстиславцевым впервые была напечатана книга «Апостол». Первые печатные книги походили на рукописные: они сохранили особенности шрифта, ударений, орнамента. Надо сказать, рукописная литература сосуществовала с печатной вплоть до VXII века.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Литература как один из способов освоения окружающего мира. Историческая миссия древнерусской литературы. Появление летописей и литературы. Письменность и просвещение, фольклористика, краткая характеристика памятников древнерусской литературы.

    реферат , добавлен 26.08.2009

    Возникновение древнерусской литературы. Периоды истории древней литературы. Героические страницы древнерусской литературы. Русская письменность и литература, образование школ. Летописание и исторические повести.

    реферат , добавлен 20.11.2002

    Период древнерусской литературы. Ораторская проза, слово и поучение как разновидности жанра красноречия. Писание древнерусских книг. Историзм древнерусской литературы. Литературный язык Древней Руси. Литература и письменность Великого Новгорода.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Ознакомление с литературными памятниками Древней Руси, исследование жанров и арсенала художественных приемов. Проблема авторства и анонимности произведений "Слова о полку Игореве", "Сказание о Мамаевом побоище", "Слово о погибели Русской земли".

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Периодизация истории древней русской литературы. Жанры литературы Древней Руси: житие, древнерусское красноречие, слово, повесть, их сравнительная характеристика и особенности. История литературного памятника Древней Руси "Слово о полку Игореве".

    реферат , добавлен 12.02.2017

    Выявление изменений в жизни женщины эпохи Петра I на примере анализа произведений литературы. Исследование повести "О Петре и Февронии" как источника древнерусской литературы и проповеди Феофана Прокоповича как примера литературы Петровской эпохи.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Выявление и описание языковых особенностей, антропонимов и зоонимов повестей-сказок Э. Успенского "Крокодил Гена и его друзья" и "Дядя Федор, пес и кот". Толкование значений имен героев произведений Успенского, анализ основных художественных средств.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2011

    Проза К.Д. Воробьева как замечательный образец русской литературы середины XX века, ее специфические признаки и достоинства произведений данного автора. Анализ диалектов, которые непонятны современному читателю, определение их сущности и значения.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений как основные жанры в литературоведении. Общая характеристика документально-публицистических жанров. Эссе как жанр, находящийся на пересечении литературы, публицистики, науки.

    реферат , добавлен 18.06.2015

    Особенности древнерусской литературы, функциональная и территориальная её дифференциация. Лексическая, фонетическая, морфологическая и синтаксическая структура древнерусского языка. Мифологические символы как символы замещения, уподобления или знамения.

Жанры древнерусской литературы

совокупность жанров, возникших и развивавшихся в пределах древнерусской литературы.

"Литературные жанры Древней Руси имеют очень существенные отличия от жанров нового времени: их существование в гораздо большей степени, чем в новое время, обусловлено их применением в практической жизни. Они возникают не только как разновидности литературного творчества, но и как определенные явления древнерусского жизненного уклада, обихода, быта в самом широком смысле слова" (Д.С. Лихачев).


Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

Смотреть что такое "жанры древнерусской литературы" в других словарях:

    БИБЛИОГРАФИЯ БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - БИБЛИОГРАФИЯ [от греч. βιβλίον книга и γράφω пишу] БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, информация об изданиях, относящихся к комплексу научно богословских дисциплин. Термин «библиография» появился в Др. Греции и первоначально означал «переписывание книг».… … Православная энциклопедия

    1) прозаический жанр древнерусской литературы дидактического или политического содержания в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры древнерусской литературы Пример: Послание Ивана Грозного князю… …

    1) основная единица языка, служащая для наименования предметов, лиц, процессов, свойств. Рубрика: язык. Изобразительно выразительные средства Целое: лексика Прочие ассоциативные связи: знак, значение слова … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Исторический жанр древнерусской литературы. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры древнерусской литературы Пример: Повесть временных лет...Рождается новый жанр летописание. Повесть временных лет, одно из самых значительных произведений… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Жанр древнерусской литературы, повествующий о жизни людей, причисленных церковью к сонму святых. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры древнерусской литературы Пример: Житие Феодосия, Житие Александра Невского XI веком датируются... первые … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    1) жанр древнерусской литературы дидактическо проповеднического характера. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры древнерусской литературы Пример: Поучение Владимира Мономаха Заботами о судьбах страны, глубокой человечностью проникнуто… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    - (франц. genre род, вид) исторически сложившийся и развивающийся тип художественного произведения, который определяется на основе: 1) принадлежности произведения к тому или иному литературному роду; 2) преобладающего эстетического качества… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Жанр путешествия в древнерусской литературе. Рубрика: Роды и жанры литературы Синоним: хождение Род: Жанры древнерусской литературы Пример: Афанасий Никитин. Хождение за три моря Наиболее ранним хождением Древней Руси является хождение игумена… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Включает в себя произведения XI XVII вв., причем не только собственно литературные, но и исторические (летописи), описания путешествий (хожения), поучения, жития, послания и т.д. Во всех этих памятниках имеются элементы художественного творчества … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Обрядовое произведение фольклора, элегическая импровизация, связанная с похоронами, свадебными, рекрутскими и пр. обрядами, неурожаем, болезнью и т.д. Рубрика: роды и жанры литературы Синоним: причитание Род: обрядовая поэзия Прочие ассоциативные … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Книги

  • Шедевры древнерусской литературы , . "Рукописи не горят"-это утверждение одного из булгаковских героев можно по праву отнести к древнерусским литературным памятникам, чудом обретенным, горевшим при пожаре 1812 года, и всеже…

Каково время существования древнерусской л-ры и в чём состоит её периодизация?

Хронологические границы:

В 11 веке было зафиксировано одно из пр-ий - «Слово о законе и благодати». Заканчивается древнерусская л-ра в середине 17-го века, когда начинают исчезать черты древнерусской л-ры и появляется вымышленный герой, ведущий себя далеко не идеально. Переходный период – 1/3 18-го века – конец 18-го века.

Периодизация:

1. Киевский (11-12век). Первым считалось «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. 1-ый летописец – Нестор. Он составил «Повесть временных лет», «Житие Бориса и Глеба». Развивается жанр повести.

2. Литература периода феодальной раздробленности (12-13 век). В этот период развивается переводная литература. Создается «Слово о полку игореве».

3. Литература периода борьбы с татаро-монголами и централизация гос-ва (13-16 век). Появляется «Задонщина». Развивается жанр хождения. «Хождение Афанасия Никитина за три моря». Развивается публицистика. В 16 веке создается «Повесть о Петре и Февронии» получают развитие бытовые повести.

4. 17 век - Смутное время. Борьба власти, раскол церкви. Появляется «Повесть о Савве Грудцыне».

Особенности древнерусской л-ры. В чём проявляется её религиозный характер.


  • Вся литература религиозная

  • Вся литература рукописная

  • Анонимность(черта фольклора) (авторы очень часто подписывались именами известных византийских летописцев). Книги переводились с греческого и болгарского.

  • Не было понятий об авторском праве

  • Литературой считалось все: повести, сочинения по астрологии, создание рецептов.

  • Отсутствие вымысла. Лит-ра носила исторический характер. В произведениях были реально существующие князья, монахи, священники.

  • Строится на библейский и еванглиевских принципах.

  • Носила классовый характер (литература боярства и литература духовенства).

  • Дидактизм- писатель должен воспитывать, высказывать истину.

Религиозный характер отражается в:

1. Особенностью худ. Творчества писателя является «литературный этикет». Стремление подчинить изображение мира особым правилам.



2. Л-ра основана на книжной христианской культуре и развитых формах фольклора, откуда перенимались образы и сюжеты.

Какова система жанров древнерусской литературы? Охарактеризуйте основные жанры.

Дррус. Лит-ра складывалась под влиянием византийской лит-ры и заимствовала у нее систему жанров. Жанры древнерусс. лит-ры принято делить на первичные и объединяющие.

Первичные жанры. - служили строит.мат-лом для объединяющих жанров. Первичные жанры: житие, слово, поучение, повесть.

Житие . Это самый распространенный и любимый жанр ДРЛ. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизир-ли, т.е. причисляли к лику святых. Житие созд-сь всегда после смерти человека. Оно вып. воспитат. функцию. + житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеч. души. Житие строилось по определенным канонам . Каноны жития : 1) Благочест-е происх-е героя жития, родители к-го обязат. должны были быть праведн-ми. Святой рождался святым, а не стан-ся им; 2) Святой отличался аскетич.образом жизни, проводил время в уединении и молитве; 3) Описание чудес, которые происх-ли при жизни святого и после его смерти; 4)Святой не боялся смерти; 5) Заканчивалось житие прославл-м святого (житие святых князей Бориса и Глеба ).

Древнерусское красноречие - В древнерусс.лит-ре красноречие выступало в трех разновидностях: Дидактическое (поучительное); Политическое; Торжественное.

Поучение – это жанр, в к-м древнерусс. летописцы пытались предст-ть модель поведения для любого древнерусс. человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести врем. лет» «Поучение Владимира Мономаха».

Слово . Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» . Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее. Образцом торжеств. разновидности древнерусс. красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона , к-е создано в первой трети 11 века. Осн.идея «Слова о Законе и Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия.

Повесть. Повесть – это текст эпич. хар-ра, повеств-й о князьях, о воинск.подвигах, о княж.преступл-х. Примерами являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем».

Объединяющие жанры Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик.

Летопись – это повествование об историч.событиях. Это самый древн. жанр древнерусс. лит-ры. В Др.Руси летопись сообщала об историч.событиях прошлого, но и была политич. и юридич. докум-м. Древнейш. летописью является «Повесть временных лет ». Летопись рассказ-т о происхожд-и русских, о генеалогии киевских князей и о возникн-и древнерусс. гос-ва.

Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произвед-й о святых людях.

Патерик – описание жизни святых отцов.

Апокриф –с древнегреч. языка как «сокровенный, тайный». Это произвед-я религиозно-легендарн. характера. Апокрифы получили особое распростр-е в 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени.

Хо́жение, хо́ждение - жанр средневековой русской литературы, форма путевых записок, в к-х русс.путешеств-ки описывали свои впечатления от посещения иностранн. земель. В ранний период существ-я хожения в первую оч. писались паломниками, посетивш. святые места - например, в Палестине или Константинополе («Хождение игумена Даниила» ). В дальнейшем, к XV в., жанр теряет свой религиозн. оттенок; в частности, среди поздних хожений выделяется «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, описавшего впечатления от похода на восток с торговыми целями. Хожение за три моря - самый известный и совершенный образец жанра. «Хождение Богородицы по мукам» - довольно популярный в древнеслав. письм-ти апокриф, представляющий собой перевод и отчасти переделку греческого «Откровения пресвятой Богородицы». Тема его - описание мук грешников в аду.

В этой статье мы рассмотрим особенности древнерусской литературы. Литература Древней Руси являлась прежде всего церковной . Ведь книжная культура на Руси появилась с принятием христианства. Центрами письменности становятся монастыри, и первые литературные памятники — это в основном сочинения религиозного характера. Так, одним из первых оригинальных (то есть не переводных, а написанных русским автором) произведений стало "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона. Автор доказывает преимущество Благодати (с ней связан образ Иисуса Христа) перед Законом, который, по мнению проповедника, консервативен и национально ограничен.

Словесность создавалась не для развлечения, а для поучения . Рассматривая особенности древнерусской литературы, следует отметить ее поучительность. Она учит любить Бога и свою Русскую землю; она создает образы идеальных людей: святых, князей, верных жен.

Отметим одну, казалось бы, незначительную особенность древнерусской литературы: она была рукописной . Книги создавались в единственном экземпляре и лишь потом переписывались от руки, когда необходимо было сделать копию или первоначальный текст приходил в негодность от времени. Это придавало книге особую ценность, порождало уважительное к ней отношение. К тому же для древнерусского читателя все книги вели свое происхождение от главной — Священного Писания.

Поскольку литература Древней Руси была в основе религиозной, то в книге видели кладезь мудрости, учебник праведной жизни. Древнерусская литература — не художественная, в современном значении этого слова. Она всячески избегает вымысла и строго следует фактам. Автор не проявляет своей индивидуальности, скрывается за повествовательной формой. Он не стремится к оригинальности, для древнерусского литератора важнее удержаться в рамках традиции, не нарушить ее. Поэтому все жития похожи одно на другое, все жизнеописания князей или воинские повести составляются по общему плану, с соблюдением "правил". Когда «Повесть временных лет» рассказывает нам о смерти Олега от своего коня, это красивое поэтичное предание звучит как исторический документ, автор действительно верит, что все так и было.

Герой древнерусской литературы не обладает ни индивидуальностью, ни характером в нашем сегодняшнем представлении. Судьба человека находится в руках Бога. И одновременно его душа выступает ареной борьбы между добром и злом. Первое одержит победу лишь тогда, когда человек будет жить по нравственным правилам, данным раз и навсегда.

Конечно, в русских средневековых произведениях мы не найдем ни индивидуальных характеров, ни психологизма — не потому, что древнерусские писатели этого не умели. Точно так же иконописцы создавали плоскостные, а не объемные изображения не потому, что не могли написать «лучше», а потому, что перед ними стояли другие художественные задачи: лик Христа не может быть похож на обычное человеческое лицо. Икона — это знак святости, а не изображение святого.

Литература Древней Руси придерживается таких же эстетических принципов: она создает лики, а не лица , дает читателю образец правильного поведения , а не изображает характер человека. Владимир Мономах ведет себя как князь, Сергий Радонежский — как святой. Идеализация — один из ключевых принципов древнерусского искусства.

Древнерусская литература всячески избегает приземленности : она не описывает, а повествует. Причем автор повествует не от себя лично, он лишь передает то, что написано в священных книгах, то, что он прочитал, услышал или увидел. Ничего личного в этом повествовании быть не может: ни проявления чувств, ни индивидуальной манеры. («Слово о полку Игореве» в этом смысле — одно из немногих исключений.) Поэтому многие произведения русского средневековья анонимны , авторы и не предполагают такой нескромности — поставить свое имя. А древний читатель не может даже вообразить, что слово не от Бога. И если устами автора говорит Бог, то зачем ему имя, биография? Поэтому так скудны доступные нам сведения о древних авторах.

В то же время в древнерусской литературе рождается особый, национальный идеал красоты , запечатленный древними книжниками. Прежде всего это красота духовная, красота христианской души. В русской средневековой литературе, в отличие от западноевропейской той же эпохи, гораздо меньше представлен рыцарский идеал красоты — красоты оружия, доспехов, победного боя. Русский рыцарь (князь) ведет войну ради мира, а не ради славы. Война ради славы, наживы осуждается, и это хорошо видно в "Слове о полку Игореве". Мир оценивается как безусловное благо. Древнерусский идеал красоты предполагает широкий простор, необъятную, «украшенную» землю, а украшают ее храмы, ибо они и созданы специально для возвеличивания духа, а не для практических целей.

С темой красоты связано и отношение древнерусской словесности к устно-поэтическому творчеству, фольклору. С одной стороны, фольклор имел языческое происхождение, поэтому не вписывался в рамки нового, христианского мировоззрения. С другой — он не мог не проникнуть в литературу. Ведь письменным языком на Руси с самого начала был русский язык, а не латынь, как в Западной Европе, и непроходимой границы между книжным и устным словом не было. Народные представления о красоте и добре тоже в целом совпадали с христианскими, христианство почти беспрепятственно проникло в фольклор. Поэтому богатырский эпос (былины), начавший формироваться еще в языческую эпоху, представляет своих героев и как воинов-патриотов, и как защитников христианской веры, окруженной «погаными» язычниками. Так же легко, иногда почти неосознанно, используют древнерусские литераторы фольклорные образы и сюжеты.

Религиозная литература Руси быстро переросла узкоцерковные рамки и стала подлинно духовной литературой, создавшей целую систему жанров. Так, "Слово о Законе и Благодати" относится к жанру торжественной проповеди, произносимой в церкви, однако Иларион не только доказывает Благодать христианства, но и прославляет Русскую землю, соединяя религиозный пафос с патриотическим.

Жанр жития

Важнейшим для древнерусской литературы был жанр жития, жизнеописания святого. При этом преследовалась задача, рассказав о земной жизни канонизированного церковью святого, создать образ идеального человека в назидание всем людям.

В "Житии святых мучеников Бориса и Глеба " князь Глеб обращается к своим убийцам с просьбой пощадить его: «Не режьте колоса, еще не созревшего, наполненного молоком беззлобия! Не режьте лозы, не до конца возросшей, но плод несущей!» Покинутый дружиной Борис в шатре своем «плачется сокрушенным сердцем, а душою радостен»: ему страшна смерть и в то же время он сознает, что повторяет судьбу многих святых, принявших мученическую смерть за веру.

В "Житии Сергия Радонежского " рассказывается, что будущий святой в отрочестве с трудом постигал грамоту, отставал от своих сверстников в учении, что доставляло ему немало страданий; когда Сергий удалился в пустынь, к нему стал наведываться медведь, с которым отшельник делился своей скудной пищей, бывало, что святой отдавал зверю последний кусок хлеба.

В традициях жития в XVI веке была создана «Повесть о Петре и Февронии Муромских », но она уже резко расходилась с канонами (нормами, требованиями) жанра и поэтому не была включена в собрание житий «Великие Четьи-Минеи» рядом с другими жизнеописаниями. Петр и Феврония — реальные исторические лица, княжившие в Муроме в XIII веке, русские святые. У автора XVI столетия получилось не житие, а занимательная повесть, построенная на сказочных мотивах, прославляющая любовь и верность героев, а не только их христианские подвиги.

А «Житие протопопа Аввакума », написанное им самим в XVII веке, превратилось в яркое автобиографическое произведение, наполненное достоверными событиями и реальными людьми, живыми подробностями, чувствами и переживаниями героя-повествователя, за которыми встает яркий характер одного из духовных вождей старообрядчества.

Жанр поучения

Поскольку религиозная литература призвана была воспитать истинного христианина, одним из жанров стало поучение. Хотя это жанр церковный, близкий к проповеди, его использовали и в светской (мирской) литературе, поскольку представления тогдашних людей о правильной, праведной жизни не расходились с церковными. Вам известно "Поучение Владимира Мономаха ", написанное им около 1117 года «сидя на санях» (незадолго до смерти) и адресованное детям.

Перед нами предстает идеальный древнерусский князь. Он заботится о благе государства и каждого своего подданного, руководствуясь христианской моралью. Другая забота князя — о церкви. Всю жизнь земную следует рассматривать как труд по спасению души. Это и труд милосердия и доброты, и ратный труд, и умственный. Трудолюбие — главная добродетель в жизни Мономаха. Он совершил восемьдесят три больших похода, подписал двадцать мирных договоров, изучил пять языков, сам делал то, что делали его слуги и дружинники.

Летописи

Значительная, если не самая большая, часть древнерусской литературы — произведения исторических жанров, вошедшие в состав летописей. Первая русская летопись — "Повесть временных лет " создана в начале XII века. Ее значение чрезвычайно велико: она явилась доказательством права Руси на государственную самостоятельность, независимость. Но если недавние события летописцы могли записать "по былинам сего времени", достоверно, то события дохристианской истории приходилось восстанавливать по устным источникам: преданиям, легендам, поговоркам, географическим названиям. Поэтому составители летописи обращаются к фольклору. Таковы сказания о смерти Олега, о мести Ольги древлянам, о белгородском киселе и т. д.

Уже в "Повести временных лет" проявились две важнейшие особенности древнерусской литературы: патриотизм и связь с фольклором. Тесно переплетены книжно-христианские и фольклорноязыческие традиции в «Слове о полку Игореве».

Элементы вымысла и сатиры

Конечно, древнерусская литература не была неизменной на протяжении всех семи веков. Мы видели, что со временем она становилась более светской, усиливались элементы вымысла, все чаще в литературу, особенно в XVI—XVII веках, проникали сатирические мотивы. Таковы, например, "Повесть о Горе-Злочастии ", показывающая, до каких бед может довести человека ослушание, желание "жити, как ему любо", а не как учат старшие, и "Повесть о Ерше Ершовиче ", высмеивающая так называемый "воеводский суд" в традициях народной сказки.

Но в целом можно говорить о литературе Древней Руси как о едином явлении, со своими сквозными, прошедшими через 700 лет идеями и мотивами, со своими общими эстетическими принципами, с устойчивой системой жанров.

Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.

Первичные жанры - эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров. Первичные жанры:

Поучение

К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду.

Жанр житие - был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души.

Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти. Заканчивалось житие прославлением святого.

Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.

Древнерусское красноречие - этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях:

  • 1. Поучение - разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение - это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь.
  • 2. Слово - является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что первоначальный текст «Слова о полку Игореве» не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этого времени вошло в моду опровергать его подлинность. Слово рассказывает о военном походе князя Игоря на половцев, который имел место в истории в 1185 году. Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участников описываемого похода. Споры о подлинности этого произведения велись в частности и потому, что оно выбивается из системы жанров древнерусской литературы необычностью используемых в нем художественных средств и приемов. Здесь нарушен традиционный хронологический принцип повествования: автор переносится в прошлое, затем возвращается в настоящее (это было не характерно для древнерусской литературы), автор делает лирические отступления. В слове очень много элементов традиционного устного народного творчества, символов. Ощущается явное влияние сказки, былины. Политическая подоплека произведения налицо: в борьбе с общим врагом русские князья должны быть едины, разрозненность ведет к смерти и поражению.

Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее.

Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века. Слово было написано митрополитом Илларионом по случаю окончания строительства военных укреплений в Киеве. В слове проводится идея о политической и военной независимости Руси от Византии.

3. Повесть - это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

Объединяющие жанры

Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик.

Летопись - это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», которая дошла до нас в списках Лаврентьевской летописи 14 века и Ипатьевской летописи 15 века. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.

Хронограф - это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») - собрание произведений о святых людях.

Патерик - описание жизни святых отцов.

Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф - буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный». Это произведения религиозно-легендарного характера. Апокрифы получили особое распространение в 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени.