Искусство Италии 15 и 16-го веков
К картине «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи приступил в 1483 году, получив заказ на алтарную картину от одного из религиозных братств. Расхождения с заказчиками из-за оплаты привели к тому, что Леонардо да Винчи оставил картину у себя, окончательно завершив ее между 1490 и 1494 годами. Размер картины 198 x 123 см, холст, дерево, масло. Картина «Мадонна в скалах» (другое название «Мадонна в гроте») может считаться первой монументальной алтарной композицией Высокого Возрождения. В отличие от «Поклонения волхвов» здесь эта задача решается им во всеоружии зрелого мастерства. Флорентийское «Поклонение» изобиловало множеством действующих лиц первого и второго плана. В луврской картине художник изобразил только четыре расположенные на первом плане фигуры – деву Марию, ангела, младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя. Но зато эти образы приобрели черты обобщенного величия; в сравнении с ними персонажи ранних леонардовских работ кажутся менее значительными. Образы «Мадонны в скалах» можно назвать идеально прекрасными, но с тем обязательным дополнением, что они сохраняют при этом всю полноту жизненной выразительности. В первую очередь это относится к образу самой мадонны, материнская любовь которой выражена не только в жесте ее руки, одновременно как бы благословляющем и оберегающем ее ребенка, но и в глубокой внутренней сосредоточенности, в той концентрированности душевного чувства, по сравнению с которым выглядит наивным образ юной матери в картине «Мадонна с цветком». Отпечаток серьезности присущ в луврской картине даже очаровательным детям.

Кватроченто знало два преимущественных типа изображения в живописных композициях – либо статичные образы торжественного предстояния, либо подробное повествование, оживленный рассказ. В леонардовской картине «Мадонна в скалах» нет ни того, ни другого. Действующие лица лишены скованности, они отличаются полной свободой физических и душевных движений. Здесь нет и ясно выраженного сюжетно-повествовательного раскрытия темы; вместо четкой фиксации определенного момента (который чувствуется в картине «Мадонна с цветком») Леонардо нашел в луврской картине один из важнейших изобразительных принципов Высокого Ренессанса, который можно определить как воплощение человеческого образа в состоянии гармонического бытия, особого равновесия внутренних и внешних движений. Это не отдельный момент, это своеобразное, «длящееся» состояние, свободное, однако, от внутренней скованности кватрочентистских образов. По-новому представлено здесь и окружение действующих лиц – подобие грота среди причудливых скал, напоминающих по форме гигантские темные кристаллы, почва, усеянная разнообразными цветами. Порознь каждый камень, каждая травинка и цветок – это тончайшее изображение натуры, свидетельство огромных познаний Леонардо да Винчи в геологии и ботанике, но в целом они образуют пейзаж почти фантастического характера. Это уже не фон, а своеобразная эмоциональная среда, вступающая в активную связь с человеческими образами, – недаром фигуры изображены не перед пейзажем, как это бывало прежде, а в самом пейзаже. Традиционная кватрочентистская разобщенность первого плана и фона тем самым была окончательно преодолена.

Под стать обобщенному характеру образов, «крупному» видению натуры и само композиционное мышление Леонардо да Винчи. Его раннее «Поклонение волхвов» по сравнению с картиной «Мадонна в скалах» показалось бы просто хаотичным. В луврской картине отчетливо проявилось умение располагать фигуры согласно четкому и ясному геометрическому построению: они как бы вписаны в равнобедренный треугольник, вершина которого совпадает с головой Марии. Так Леонардо да Винчи кладет начало чрезвычайно распространенной в живописи Высокого Возрождения пирамидальной композиции, способствующей созданию ясных и гармонических решений. В луврской картине фигуры чувствуют себя в границах этого построения свободно и естественно, тем более что Леонардо да Винчи избегает сухого геометризма, внося в композицию дополнительные оттенки. Так, утяжеляя правый нижний угол картины двумя фигурами – ангела и младенца Христа, – художник уравновешивает ее с помощью крупного просвета в левой верхней части, благодаря чему спокойная статика пирамидальной композиции обогащается движением по диагонали. Подобные приемы сложного динамического равновесия станут характерными для мастеров Высокого Ренессанса.

Леонардо да Винчи Мадонна в скалах . 1483-1486 La Vergine delle rocce Дерево, переведённое на холст, масло. 199 × 122 см Лувр , Париж Изображения на Викискладе

Варианты

Версия, хранящаяся в Лувре, была написана между 1483-86 гг. или даже раньше. Она на 8 см выше лондонской версии. Первое упоминание об этой картине относится к 1625 году , тогда она находилась во французской королевской коллекции .

«Мадонна в скалах», Лондонская Национальная галерея

Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года . Считается, что над некоторыми её частями работали братья де Преди (de Predis). Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане . Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию . После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году . В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Предположительно там была изображена коленопреклонённая женщина, в одной руке держащая ребёнка и вытянувшая вторую руку. Некоторые исследователи считают, что изначально Леонардо планировал написать поклонение младенцу Иисусу . Рентгеновское и инфракрасное исследования выявили также много других авторских поправок к картине.

Композиция и стиль

На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария , покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя . Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Вся сцена исполнена нежности и покоя, что очень контрастирует с пейзажным фоном, состоящим из отвесных скал. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». Композиция произведения построена в виде пирамиды. Леонардо передаёт глубину пространства не только с помощью геометрии, но и посредством разработанного им приёма сфумато , когда очертания предметов смягчаются для акцентирования их обволакивающей воздушной дымки .

В культуре

Картина упоминается в книге Дэна Брауна «Код да Винчи », где автор утверждает, что якобы на версии, вставленной в Лувре, не Иисус благословляет Иоанна Крестителя, а наоборот - ангел поддерживает Иоанна, а Мария обнимает Иисуса, поклоняющегося Иоанну Крестителю. Представители Лувра назвали эту версию «натянутой», а литературный эффект, вызванный книгой «Код да Винчи», - пародией на историю искусств .

Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет». Американские астронавты, впервые высадившись на Луну, обнаруживают следы ботинок, подбитых гвоздями. Следуя по ним, один из астронавтов попадает в кратер, наполненный туманом голубоватого оттенка. На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста. Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом - холодным, бледным, непередаваемо мягким…» и понимает, кто́ был на Луне до него.

Масло/Доска (1506)

Описание

Самое поразительное в картине - это просвет в скалах в левом верхнем углу. Там видится целая аллея гигантских зубчатых утёсов, а в напряжённых тональных контрастах заключён световой эпицентр полотна. Свет, распространяющийся из грота, - не просто физический свет, - он придаёт образу картины космический масштаб, одухотворяет, возвеличивает героев. Отблески небесного сияния ложатся на лики и фигуры людей. Их окружает та...

Эстетический замысел большого алтарного образа Леонардо "Мадонна в скалах" вмещает в себе и платоновское определение красоты как "сияния божественного света", и ренессансное представление о прекрасном как "сияния божественного лика".

Самое поразительное в картине - это просвет в скалах в левом верхнем углу. Там видится целая аллея гигантских зубчатых утёсов, а в напряжённых тональных контрастах заключён световой эпицентр полотна. Свет, распространяющийся из грота, - не просто физический свет, - он придаёт образу картины космический масштаб, одухотворяет, возвеличивает героев. Отблески небесного сияния ложатся на лики и фигуры людей. Их окружает та же мягкая светящаяся живописная материя, что льётся из Беспредельности.

Смысл картины не только в показе сцены материнства. Он глубже - в понимании предрешённой жертвенности божественного младенца. Эта неотвратимость искупительного подвига как бы изначально заложена в выражении жестов и лиц, где через внешнее спокойствие и улыбку проглядывает скрытая печаль, раздумья о будущем. И если настоящий миг сконцентрирован где-то в центре их группы, тобудущее, как второй светящийся эпицентр, - где-то там, вдали.

Считается, что Леонардо впервые в эпоху Возрождения в "Мадонне в скалах" решил задачу слияния человеческих фигур с пейзажем.

Янина БЕЛОШАПКИНА

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

1483–1486. Лувр, Париж

К артина была написана на переломном этапе деятельности Леонардо, когда он только что перебрался в Милан. Для нас она важна прежде всего тем, что это первое абсолютно достоверно его произведение и к тому же полностью законченное. Ученые рассматривают «Мадонну в скалах» как связующее звено Раннего и Высокого Возрождения.

Заказчики хотели, чтобы Леонардо написал композицию с большим количеством фигур, но он предпочел ограничиться четырьмя. В мягком полусумраке пещеры с небольшими просветами на далекий, окутанный дымкой пейзаж разворачивается загадочное действо, наполненное сложной жестикуляцией. Леонардо снова использует пирамидальную композицию, так удачно найденную в «Поклонении волхвов». Центром картины, без сомнения, является Мадонна – одну руку она простирает над своим Сыном, как бы стараясь благословить и уберечь его, а второй обнимает маленького Иоанна Крестителя, преклонившего колено перед Христом. Нежный пленительный ангел смотрит с картины на зрителя, указывая пальцем на Иоанна. Благословение, защита, поклонение – такой разнообразной игры рук итальянское искусство еще не знало!

В этой небольшой картине Леонардо удается объединить мир мистический и реальный. Базальтовые глыбы, растущие среди них фиалки, ирисы, анемоны выписаны настолько подробно, как будто бы их зарисовывал самый дотошный геолог и ботаник. Однако многие исследователи замечают, что эта самая обычная пещера напоминает материнскую утробу, символизируя, таким образом, начало новой жизни. Мальчик же Иоанн, которого Мадонна так бережно укрывает полой своего плаща, олицетворяет все человечество.

Все фигуры представляются неразрывно слитыми в пространстве при помощи светотени, знаменитого сфумато. В своих более поздних записях Леонардо замечал: «Моделировка есть душа живописи», и «Мадонна в скалах» блестящим образом демонстрирует этот постулат. Мало того, отныне светотень создает не только форму, но и окружающее пространство. Контуры растворяются в неуловимом мягком сфумато, превращающем реальный мир в мистический. Солнечная живопись Кватроченто сменилась сумерками, наполненными игрой рефлексов.

(Мадонна с младенцем, св. Иоанном и ангелом)
1508. Национальная галерея, Лондон

«Мадонна в скалах» интересна еще и тем, что существует в двух вариантах, хранящихся теперь в Лувре и Лондонской национальной галерее. Долгое время ученые пытались решить, какой из них оригинал, а какой – копия. Луврская картина выглядит более архаичной по манере написания, но в то же время более одухотворенной и глубокой. В лондонском варианте персонажи выглядят старше, рисунок мягче, а колорит менее пестрый, все это несомненные признаки сформировавшегося классического стиля. Однако нельзя не обратить внимание на некоторую вялость форм и отсутствие того духовного единства, которое так поражает в луврской картине. На основании этих наблюдений был сделан вывод, что оба произведения, бесспорно, принадлежат кисти Леонардо, но «Мадонна» из Лувра была написана в самом начале пребывания художника в Милане, тогда как лондонский вариант появился во время его второго приезда. Первую картину выкупил Франциск I, и недовольные заказчики обратились к Леонардо с требованием написать для них новую. Художнику пришлось согласиться, но большую часть работы он все же передоверил своим ученикам.

Жизнь Леонардо. Часть вторая. Нардини Бруно

«Мадонна в гроте»

«Мадонна в гроте»

Результат трудов Леонардо превзошел все ожидания. Традиционная ломбардская живопись, связанная со статичным и довольно архаичным стилем Фоппы, Бергоньоне и братьев де Предис, в сравнении с живописью Леонардо, стала не вчерашним, а позапозавчерашним днем искусства.

В центре картины - мадонна в широком голубом одеянии. Правую руку она положила, словно нежно его обнимая, на плечо Иоанна Крестителя, который, сложив молитвенно руки, преклонил колени перед младенцем Христом, сидящим на земле. Вскинув правую руку и подняв средний и указательный пальцы в знак благословения, Христос смотрит на Иоанна Крестителя, а мадонна простерла левую руку над его головой. Ангел, отведший глаза от этой сцены, служит как бы связующим звеном между персонажами картины и зрителями.

Сама мадонна сидит, опустив глаза и словно обнимает единым взглядом обоих младенцев. Эта слитность подчеркивается треугольным расположением мадонны и двух малышей. Все персонажи точно вписываются в окружность.

В глубине видны фантастические, неземные скалы, в вышине - густое сплетение ветвей, вдали, на фоне других скал,- ручей. На переднем плане - травяной ковер, усеянный цветами. Мадонна на картине очень домашняя и в то же время горделивая и величественная.

Леонардо решает сюжет картины, как некоторое духовное событие, которое активно и индивидуально переживается всеми его участниками.

Сейчас имеются два варианта этого шедевра Леонардо, о котором вскоре заговорил весь Милан, причем оба варианта - подлинные. Одна картина находится в Лувре, другая-в Лондонской Национальной галерее.

Случилось это вот почему. В 1483 году Леонардо и Амброджо де Предис заключили соглашение с монахами братства Сан Франциско. Но, начав работу и поняв сложности, связанные с ней, они потребовали, чтобы окончательная цена была определена по написании картины.

Когда картина была закончена, братство послало своих знатоков живописи определить ее стоимость. Картину оценили в двадцать пять дукатов.

Леонардо молча открыл перед оценщиками дверь и велел им удалиться.

Картина останется здесь, и меньше чем за сто дукатов братство ее не получит,- сказал он потом де Предису.

Монахи братства Сан Франческо не хотели платить больше двадцати пяти дукатов, но и лишаться картины тоже не желали. Они подали в суд.

Тяжба длилась свыше десяти лет, причем обе стороны несколько раз напрасно обращались за посредничеством к Лодовико Моро. В конце концов Де Предис предложил сделать копию картины. Вполне вероятно, что Леонардо, понимая ценность своего творения, помог Де Предису в работе.

Первый вариант теперь хранится в Лувре, второй, предназначавшийся для сутяжного братства монахов, до начала восемнадцатого века находился в Милане, а теперь-в Лондоне, в Национальной галерее.

По примеру маэстро Амброджо Де Предиса, пожелавшего стать учеником Леонардо, все молодые художники под влиянием теорий и работ Леонардо отказались от старой, довольно жесткой и несколько суховатой манеры, во имя новой.

Художники братья Эванджелиста и Амброджо Де Предис в 1483 году получили заказ на большой запрестольный образ в церкви Сан Франческо. Центральную часть триптиха они поручили написать Леонардо. Так родилась «Мадонна в гроте». Но художники неверно определили первоначальную цену за эту картину, поэтому по завершении работ они потребовали у братства монахов дополнительного вознаграждения.

Братство монахов оценило картину в 25 дукатов.

Картина останется здесь,- сказал Леонардо.

Амброджо Де Предис предложил сделать церкви копию с картины Леонардо. Поэтому имеются две «Мадонны в гроте». Первый вариант в Париже, он наверняка кисти Леонардо. Второй-в Лондоне, написан Амброджо Де Предисом, но Леонардо явно помогал ему.

Леонардо прервал свои поездки по окрестным селениям и разработку проектов каналов и вернулся в Милан, куда его вызвал Лодовико Моро.

Из книги Мои воспоминания (в пяти книгах, с илл.) [очень плохое качество] автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги Леонардо да Винчи автора Шово Софи

IV, 26. Мадонна Леонардо меня ожидал чудесный обед, весь состоявший из моих любимых блюд, и не успел я занять, свое место за столом, как уже ко мне на колени вскарабкалась сиявшая счастьем «маленькая Атя» - с огромной подаренной Тенишевой куклой на руках. Уж очень ей хотелось

Из книги 50 знаменитых любовниц автора Зиолковская Алина Витальевна

IVt 26. Мадонна Леонардо в требуемую атмосферу. Повторилось, но в еще большей степени то что я уже испытал в России в острый период своего увлечения Царским Селом и Петергофом. И на сей раз я доходил подчас до чего-то близкого к галлюцинации - особенно когда я, получив на то

Из книги 50 знаменитых звездных пар автора Щербак Мария

«Мадонна в скалах» Хотя стиль Леонардо все еще выдает его флорентийскую манеру, предложенная им интерпретация уже свободна от традиционных предписаний. Не может быть и речи о том, чтобы он ограничился изображением традиционной статичной группы Девы с Младенцем в

Из книги Жизнь Леонардо. Часть вторая. автора Нардини Бруно

Мадонна Настоящее имя - Луиза Вероника Чикконе (род. в 1958 г.)Американская поп-певица и актриса, автор книги «Секс» (1992 г.). «Я не чародейка, но я искусна в любви. Я буду твоим путеводным лучом в сумраке. Я изменю твою жизнь, я - отрава и цветок, Отдайся, повинуйся, отдайся и

Из книги Лермонтов автора Хаецкая Елена Владимировна

МАДОННА И ГАЙ РИЧИ Скандальная мегазвезда мирового шоу-бизнеса после многочисленных браков и романов остановила свой выбор на английском культовом кинорежиссере. Ему действительно удалось приручить строптивую «секс-бомбу», но будет ли долгим этот союз или у фильма «В

Из книги Наш влюбленный Пушкин автора Егорова Елена Николаевна

«Мадонна в гроте» Результат трудов Леонардо превзошел все ожидания. Традиционная ломбардская живопись, связанная со статичным и довольно архаичным стилем Фоппы, Бергоньоне и братьев де Предис, в сравнении с живописью Леонардо, стала не вчерашним, а позапозавчерашним

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Бал в «гроте Дианы» Вечером 8 июля Лермонтов и его друзья дали пятигорской публике бал в «гроте Дианы» возле Николаевских ванн.Об этом бале вспоминает Лорер: «В июле месяце молодежь задумала дать бал пятигорской публике… Составилась подписка, и затея приняла громадные

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

Мадонна Пушкина Встреча на Рождество

Из книги Война никогда не кончается (сборник) автора Деген Ион

«Моя Мадонна» «Пушкин за свою жизнь был влюблён во многих женщин, воспевал их в стихах, писал мадригалы в альбомы. Он называл их ангелами, богинями, гениями, розами, чудотворками, прелестными, прекрасными… Поэт не скупился на нежные эпитеты возлюбленным, но лишь одну –

Из книги Женщины, изменившие мир автора Великовская Яна

Мадонна «Нет арахисовому маслу – слишком много калорий»Мадо?нна Луи?за Веро?ника Чикко?не (Мадонна) (1958) – американская певица, автор песен, продюсер, танцовщица, писательница, актриса, режиссер и сценарист.Еще в молодости она оставила все сомнения в своем родном

Из книги Книга непокоя автора Пессоа Фернандо

МАДОННА Настоящее имя – Луиза Вероника Чикконе(род. в 1958 г.) Поп-певица и актриса, автор книги «Секс» (1992 г.). «Я не чародейка, но я искусна в любви. Я буду твоим путеводным лучом в сумраке. Я изменю твою жизнь, я – отрава и цветок, Отдайся, повинуйся, отдайся и позволь мне

Из книги Рассказы автора Леванович Леонид Киреевич

Мадонна Боттичелли Грустная это история. В стихах нет ни слова о том, что произошло. Стихи так, вообще.Конечно, мне приятно, что эти стихи полюбились в бригаде. Нравились и другие. Но, я думаю, больше потому, что ко мне хорошо относились. А эти… Все видели картину, о которой я

Из книги автора

Мадонна Мадо?нна Луи?за Веро?ника Чикко?не родилась шестнадцатого августа 1958 года в Бэй-Сити. Мадонна является мировым поп-идолом, американской певицей, актрисой, режиссером и писательницей, известна всему миру, благодаря своим скандальным видеоклипам, а также

Из книги автора

Мадонна тишины Порою, когда, подавленный и униженный, я теряю даже силу воображения, которая иссякает во мне, и я могу только думать о своих мечтах, тогда я их перелистываю, точно книгу, что листается, и это превращается в перелистывание, без чтения, каких-то неизбежных слов.

Из книги автора

Партизанская мадонна IПоезд остановился на станции Погодино. Молодая голосистая волна студентов сельхозакадемии хлынула в вагоны. Несколько парней и девчат с легкими портфелями, саквояжами, пластиковыми пакетами ворвались в наше купе. Сразу стало тесно, шумно. Пожилая