Экспозиция музея истории искусств или художественного исторического музея в Вене размещена в двух огромных зданиях, стоящих не далеко друг от друга. Все экспозиции расположенные в этих двух зданиях посещаются по одному билету. Это мы поняли только когда купили билет, поскольку информация в интернете представлена так, что кажется, что нужен отдельный билет на каждую из этих выставок. Для того чтобы посетить этот музей понадобится целый день.

Экспозиции очень обширны. Это один из богатейших музеев в мире. Оба этих здания были построены при предпоследнем императоре Австро-Венгерской империи Франце Иосифе. Именно он решил собрать вместе все разрозненные коллекции Габсбургов и выставить их на всеобщее обозрение. После распада империи в 1918 году все коллекции перешли в собственность Австрийской республики.

В здании, стоящем на площади Марии Терезии (Maria-Theresien-Platz , 1010 Wien) размещены:

  1. На первом этаже расположена Кунскамера , в которой представлены всякие любопытные штучки типа музыкальных шкатулок, заводных игрушек и прочее — это самая ранняя кунскамера центральной Европы сведения об ее организации восходят к 1550 году. И собрание древнеегипетского, древнегреческого и древнеримского искусства .
  2. На втором этаже огромная коллекция живописи , включающая в себя картины именитых европейских живописцев — Тициана, Веронезе, Тинторетто, Энтони ван Дейк, Питера Брейгеля и многих других.
  3. На третьем этаже огромная нумизматическая коллекция .
Здание на площади Марии Терезии

В Новом Бурге (Neue Burg Heldenplatz, 1010 Wien) расположены:

  1. Эфесский музей.
  2. Охотничья и Оружейная палата.
  3. Коллекция старинных музыкальных инструментов.
  4. Кроме того в этом же здании расположена штаб-квартира миссии ОБСЕ, но туда не пускают.


Здание Новый Бург

Все вышеперечисленное посещается по одному билету и быстрее всего осмотреть все за один день не удастся, поэтому лучше подумать заранее на какие выставки пойти.

Взрослый 16€, дети до 19 лет бесплатно. Предлагается комбинированный билет музей истории искусств + = 22€ (экономия 6€). Есть годовой билет — 44€. Указанные цены действительны на 2019 год. В высокий сезон в музей возможны большие очереди и по электронному ваучеру предоставляется скидка 5% в музейном сувенирном магазине, так европейцы пытаются стимулировать посетителей покупать билеты через интернет. Музею в этом случае удастся сэкономить на содержании кассиров, ну и на печати самих бланков бумажных билетов.

Аудиогиды есть. На немецком, английском, итальянском и французском языках описано 990 объектов музея, а на русском всего 120. Стоимость пользования аудиогидом 4 евро.

В сувенирном магазине можно купить книги на русском языке с описанием коллекций, но цены кусаются от 19 евро за описание избранных экспонатов только одной Кунскамеры, за описание картинной галереи столько же и еще 39 евро за описание произведений грандиозной выставки Велласкеса (она проходила в 2016 году). В музее всегда проводятся очень впечатляющие выставки

Художественно-исторический музей

Здание художественно исторического музея на площади Марии Терезии является зданием близнецом . Эти два здания стоят друг напротив друга и почти одинаковы по архитектуре.

Внутренний интерьер музея истории искусств тоже очень хорош, можно сказать что просто шикарен.



Художественно-исторический музей — внутренний интерьер

Как и в музее естественной истории под центральным куполом расположено кафе.



Художественно-исторический музей — кафе под куполом

Шикарная парадная лестница.



Художественно-исторический музей — главная лестница

Искусство древнего мира

Собрание Египетских и ближневосточных ценностей считается одним из самых значительных в мире благодаря представительной коллекции древнеегипетских памятников периода Древнего царства (300 — ок. 2270 до н.э.). Скульптурные портреты фараонов и высокопоставленных чиновников, изваяния животных, рельефы, каменные и бронзовые статуэтки, амулеты, украшения, папирусы, мумии, саркофаги и другие предметы знакомят нас с древнейшей цивилизацией народов северо-восточной Африки и передней Азии.

Зал посвященный искусству древнего Египта

Собрание греческих и римских древностей относится к числу наиболее значимых в мире, включает античные памятники культуры и сокровища эпохи Великого переселения народов и раннего средневековья.

Искусство древней Греции 550 — 525 до н.э.

Золотые украшения выставлены в общих залах, никаких специальных и кладовых как у нас в Эрмитаже.



Экспозиция античных золотых украшений

Все залы музея оформлены очень изыскано, сразу бросается в глаза, что музейные работники продумывали каждую деталь декора стен, потолков, расположения витрин с экспонатами.

Гемма Августа считается значимым сокровищем музея и выставлена в отдельной витрине.

Гемма Августа. Не ранее 10 г. н.э., оникс

Во всех залах идеальное освещение.



Экспозиция древнеримских статуэток

Кунскамера

Экспозиция кунскамеры Вены сильно отличается от экспозиции кунскамеры Санкт-Петербурга. В венской кунскамере собраны удивительные и драгоценные изделия рук человеческих, никаких заспиртованных уродцев, как у нас.



Экспозиция кунскамеры — приборы из золота

Многие залы снабжены интерактивными экранами, где можно почитать об экспонатах зала на английском и немецком языках.

Так, например, эта масштабная потолочная роспись сопровождена планшетом, тыкая пальчиком в который можно узнать как зовут и кем был каждый из персонажей этой огромной картины.



Роспись потолка в одном из залов

Экспозиция кунскамеры — изделие из кости

Картинная галерея

В картинной галерее фотографировать запрещено и ее экспозиция настолько богата, что не имеет смысла приводить фотографий. Ограничусь только одной произведшей на меня самое большое впечатление. Это удивительные картины итальянского живописца Джузе́ппе Арчимбо́льдо предвестника сюрреализма, он написал эти удивительные аллегории в 1560-х годах.

Примеры аллегорий из циклов 1560-х годов «Времена года»

Наряду с постоянной экспозицией живописи, в картинной галерее проходила огромная выставка произведений Диего Велласкеса, он был придворным живописцем при испанском короле и написал большое количество портретов семьи Габсбургов. На выставке представлено несколько портретов инфанты Маргариты и знаменитая картина «Менины», 59 вариаций которой кисти я видела в Барселоне.



«Менины» (1656, Прадо, Мадрид)

Картинная галерея очень богата на бессмертные шедевры, весь второй этаж огромного здания увешен картинами в несколько рядов.

Новый замок — охотничья и ружейная палата

Собрание оружия и доспехов считается одним из лучших в мире; самые ранние экземпляры относятся к V веку. Собрание сложилось в 1889 году в результате объединения императорского Арсенала с коллекциями, находившимися в замке Амбрас в Инсбруке.



Новый бург или Новый замок — интерьер

В этой витрине представлены самые старинные экземпляры коллекции.



Старинные доспехи XIV век

Впервые увидела такие подушки на шее у лошади, очевидно, они защищали лошадь при столкновении с соперником.



Рыцарь на турнире

Некоторые доспехи выглядят, как произведения искусства, настолько тонкая отделка.



Оружейная палата

Коллекция доспехов очень интересная, я например не знала, что бывают доспехи с физиономиями

Доспех Генриха фон Вюртемберга 1525-1530

Или такие вот шлемы в рыбьей мордой.



Шлем от доспеха с головой рыбы

Оружейная палата

В залах установлены интерактивные экраны. На них можно посмотреть историю рыцарских турниров в средневековых гравюрах. Кроме классических европейских доспехов, представлено еще и множество турецкого военного облачения, поскольку Вена частенько воевала с османской империей и даже один доспех японского самурая.



Оружейная палата

Охотничья и ружейная палата во много раз обширней, чем рыцарский зал Эрмитажа, поскольку рыцари все таки жили в Западной Европе и вполне естественно, что и большие коллекции рыцарских доспехов сложились именно в Европе.

Новый замок — музей старинных музыкальных инструментов

Признаюсь честно, что музыкальные инструменты мы не осматривали, поскольку это очень специфично и мы далеки от увлечения классической музыкой, однако арфа в интерьерах дворца смотрится отлично.



Арфа в музее музыкальных инструментов

Новый замок — Эфесский музей

В Эфесском музее представлено все, что было найдено при раскопках античного города Эфес, сейчас находящегося на территории Турции. Раскопки велись 1886-1906 годах, было отправлено целых 7 экспедиций с находками в Вену. В Эфесе конечно хотели найти знаменитый храм Артемиды Эфесской, являющийся одним из 7 чудес света. К сожалению храм был разрушен и не один раз еще в древности и от него мало, что осталось, но мраморных статуй и обломков хватило на целый эфесский музей в Вене.

Музей истории искусств в Вене это очень большое собрание произведений искусства разных эпох, начиная от становления цивилизации в Древнем Египте и до конца XVIII века. Это одно из самых больших собраний в мире, что вполне естественно, ведь все эти коллекции собирались Габсбургами на протяжении почти 500 лет. Любители искусства гарантированно получат большое удовольствие от осмотра коллекции.

На моем сайте вы можете узнать . Вам больше не придется просматривать десятки сайтов чтобы найти информацию про: какой вид транспорта выбрать (самолет, поезд, автобус,), все методы трансфера из аэропорта Вена-Швехат, чем заняться в Вене, что посмотреть самостоятельно, где можно скачать аудиогид, где попробовать легендарный торт Захер и чуть менее знаменитый тафельшпиц, Все в одной статье, все необходимые ссылки.

| 9 | 9 182, сегодня 36 |

Содержание статьи

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВА В ВЕНЕ (Kunsthistorisches Museum) – принадлежит к числу крупнейших музеев мира, в собрании которого хранятся прославленные шедевры западноевропейского искусства, был открыт 17 октября 1891. В настоящее время является собственностью государства, находится под его охраной, в ведении Министерства культуры.

Проект музея разрабатывали архитекторы Карл Хазенауер и Готфрид Земпер . Здание музея – одно из зданий-близнецов, входящих в музейный ансамбль, построенный в 1871–1891. Музей истории искусства и Музей естественной истории стоят по двум сторонам сквера, в центре которого расположен величественный монумент императрицы Марии-Терезии работы Цумбуша.

Главное здание музея включает 91 зал, где находятся собрание восточных и египетских древностей, коллекция античных памятников, произведения западноевропейской скульптуры, нумизматический кабинет, а также всемирно-известная картинная галерея.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ

Художественное собрание Музея истории искусства первоначально было частной коллекцией австрийского Императорского Дома. Императоры, короли, эрцгерцоги из династии Габсбургов собирали произведения искусства, начиная с 15 в.

Основополагающим вкладом в процесс формирования современного музея явилась деятельность эрцгерцога Фердинанда II (1529–1595), штатгальтера (губернатора) Богемии в 1547–1563 и правителя альпийских земель в 1564–1595, скомплектовавшего свою коллекцию в замке Амбрас по истинно музейным меркам. Впоследствии лучшие вещи из этого собрания были увезены в Вену.

Император Рудольф II (1552–1612) устроил в пражском Граде, куда он перенес столицу империи, картинную галерею и Кунсткамеру. Более всего Рудольф II восхищался произведениями Альбрехта Дюрера и Питера Брейгеля Старшего , составляющими сейчас гордость венского музея. Позже самые значительные вещи были перевезены в Вену, которая стала столицей империи австрийских Габсбургов, включавшей почти всю Центральную и Южную Европу в 16–17 вв., в том числе и Южные Нидерланды.

Основателем венского музея считают эрцгерцога Леопольда-Вильгельма (1614–1662). С 1647 по 1656 эрцгерцог был штатгальтером (губернатором) Южных Нидерландов. В Брюсселе, который в то время являлся центром торговли произведениями искусства, он приобретал живописные ценности. Из Англии после падения Карла I были привезены для аукциона обширные коллекции английской аристократии (герцога Бекингема, графа Эрандела), а также часть картин из собрания короля Карла I, которые были куплены Леопольдом-Вильгельмом. За короткий срок им была создана лучшая в Европе картинная галерея. В его коллекции были полотна Джорджоне , Тициана , Веронезе , Андреа Мантеньи , Тинторетто , Яна ван Эйка , Питера Пауля Рубенса , Якоба Йорданса.

Во время правления императрицы Марии-Терезии (1717–1780) было решено усовершенствовать картинную галерею: следуя идеям просвещения, художественные сокровища открыли для публики, и произвели новую систематизацию собрания. Для этого из всех принадлежавших императрице дворцов, резиденций, замков были привезены самые значительные в художественном отношении произведения искусства. Впервые в основу экспозиции был положен исторический принцип: картины были сгруппированы по национальным школам и развешаны в хронологическом порядке.

Императорские собрания были доступны публике и до официального открытия Музея истории искусства, но были рассеяны по разным местам. Императорская картинная галерея прежде находилась в замке Верхний Бельведер, собрание египетского, восточного, греческого и римского искусства, предметы эпохи Ренессанса из золота, бронзы и слоновой кости, а также произведения эпохи барокко – в замке Нижний Бельведер. Многие шедевры декоративного искусства, в том числе династические регалии и фамильные драгоценности Габсбургов, хранились в сокровищнице Хофбурга, императорского дворца. В нескольких залах Хофбурга выставлялись монеты и медали, а также коллекции минералов, раковин и других чудес природы, которые сейчас вошли в состав Музея естественной истории (Naturhistorisches Museum).

Еще до официального открытия Музея истории искусства императором Францем Иосифом (1830–1916) в 1891, различные его отделы были заново классифицированы и стали доступны для посетителей. Первой среди них была оружейная палата (Leibstrammer), мемориал австрийской военной славы, с доспехами и вооружением. Ныне военная коллекция (Waffen-Samlung) выставлена в Придворном, Охотничьем и Оружейном залах замка Нойебург, являющегося флигелем старого замка Хофбург. В Хофбурге же, в свою очередь, открыт Музей старинных музыкальных инструментов, Эфесский музей и другие экспозиции. Эти собрания, так же как и собрания в Шталбурге, в замке Шёнбрунн и в замке Амбрас близ Инсбрука, хотя и разрознены, но составляют единое целое достояние Музея истории искусства.

В 1918 венский музей, как и все габсбургские коллекции, был экспроприирован и стал государственным достоянием.

Здание музея сильно пострадало во время второй мировой войны, но памятники большей частью были вывезены и спрятаны в 1939. В 1959 музей был снова открыт для посетителей.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Наиболее значительной частью коллекции Музея является картинная галерея. Она считается четвертой по величине в мире и включает в себя живописные полотна исключительной ценности западноевропейских художников 14–18 вв.

Раздел нидерландского искусства

15–16 вв. включает в себя произведения корифеев живописи Северного Возрождения – Яна ван Эйка (ок.1390–1441), Рогира ван дер Вейдена (1399 или 1400–1464), Гуго ван дер Гуса (ок.1440–1482), Питера Брейгеля Старшего (1525/1530–1569).

Ян ван Эйк : Кардинал Никколо Альбергати (ок.1431), Ювелир Ян де Леу (Лееува ) (1436).

Рогиру ван дер Вейдену принадлежит алтарный Триптих с распятием (ок.1440-1445), а Гуго ван дер Гусу – диптих Первородный грех и Оплакивание Христа (1475).

Огромную ценность представляет собой самое крупное в мире собрание картин Питера Брейгеля Старшего – половина всего сохранившегося наследия нидерландского художника 16 в. (15 работ). Наиболее значительные произведения живописца – пейзажи, первоначально входившие в цикл Времена года из шести картин (1565): Возвращение охотников (Зима ), Пасмурный день (Канун весны) , Возвращение стада (Осень ), а также две композиции на сельскую тему: Крестьянская свадьба и Крестьянский танец (ок.1568).

Фламандская живопись

в музее представлена коллекцией произведений Питера Пауля Рубенса (1577–1640), Якоба Йорданса (1599–1641), Антониса ван Дейка (1599–1641). Питер Пауль Рубенс : Алтарь Св. Ильдефонсо (1630–1632), Портрет Елены Фоурмен , обычно называемый Шубка (ок. 1638), Автопортрет (ок. 1639).

Якоб Йорданс: Праздник бобового короля (ок. 1638).

Антонис ван Дейк: Принц Рупрехт (с датским догом) , Принц Карл Людвиг Пфальцский (1631/1632), Портрет воина в золоченых латах (ок. 1624) и др.

Раздел голландской живописи

в музее невелик, но насыщен подлинными шедеврами Франса Хальса (1580/85–1666), Рембранта ван Рейна (1606–1669), Яна Вермеера Дельфтского (1632–1675), Герарда Терборха (1617–1681).

Франс Хальс: Мужской портрет (ок. 1654).

Герард Терборха: Дама, чистящая яблоко (1661).

Рембрант Харменс ван Рейн: Портрет матери художника (1639), Большой автопортрет (1652), Малый автопортрет (ок. 1657) и Портрет читающего Титуса (ок. 1656).

Позднюю картину Яна Вермеера Дельфтского В мастерской художника (ок. 1665) часто называют Аллегория живописи .

Раздел немецкого искусства

насыщен шедеврами эпохи Возрождения: Альбрехта Дюрера (1471–1528), Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553), Ганса Гольбейна Младшего (1497–1543) и других.

Из восьми работ Альбрехта Дюрера следует выделить: Портрет императора Максимилиана I (1519), Мария с младенцем (1512) и одну из главных работ художника – алтарный образ Поклонение всех святых Троице (1511).

Лукас Кранах Старший: Охота на оленей Курфюрста Фридриха Мудрого (1529), Юдифь с головой Олоферна (ок. 1530).

Ганс Гольбейн Младший: Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии (1536), Портрет молодого купца (1541).

Итальянская коллекция славится обилием имен и шедевров эпохи Возрождения, 17–18 вв.: Андреа Мантенья (1431–1506), Рафаэль Санти (1483–1520), Джорджоне (ок. 1477–1510), Тициан (Тициано Вечеллио) (ок. 1490–1576), Паоло Веронезе (1528–1588), Тинторетто (1518–1594), Микеланжело Меризи да Караваджо (1571–1610) и других.

Андреа Мантенья: Св. Себастьян (ок. 1460).

Рафаэль Санти: Мадонна в зелени (1505).

Среди нескольких картин Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко) центральное место занимает картина Три философа (ок. 1508).

Тициан: алтарный образ Се человек (1543), Портрет Якопо де Страда (1567–1568).

Паоло Веронезе: Лукреция (1580).

Тинторетто (Якобо Робусти): Сусанна и старцы (ок. 1560).

Караваджо (Микеланджело Меризи): Мадонна с четками (ок. 1607) и Давид с головой Голиафа (ок. 1606).

Коллекция испанской живописи.

Главным украшением являются работы Диего де Сильва Веласкеса (1599–1660). Придворный живописец испанских королей писал многочисленные портреты короля, его детей, придворных: Портрет инфанты Маргариты -Терезии (1659), Портрет короля Филиппа IV (1652–1653).

ОТДЕЛ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Египетское собрание венского музея – не только одно из самых больших в мире, но и одно из старейших. В Вену начали стекаться произведения древнеегипетского искусства еще до общеевропейского интереса к Египту, который возник после военного похода Наполеона в 1798. Самый древний экспонат был приобретен еще в 16 в., а к первой четверти 19 в. коллекция насчитывала почти 4000 предметов. В 20 в. основные поступления происходили за счет археологических исследований австрийских ученых, в особенности, в некрополе пирамиды Хеопса в 1912–1929. Венская коллекция имеет огромное значение, благодаря прекрасным образцам скульптуры всех периодов истории Древнего Египта . Это глубоко реалистичные портреты фараонов, скульптуры, знакомящие нас с важными сановниками, и скрупулезные изображения животных. В залах собрание рельефов, архитектурных фрагментов, статуэток из камня, бронзы, дерева и других материалов, саркофагов и предметов погребального обряда, папирусов, скарабеев, амулетов, украшений.

Музейные залы, в которых расположилась эта коллекция, переносят нас в мир Древнего Египта не только из-за богатейшего собрания, но и благодаря декоративно-отделочным работам, которые блестяще имитируют внутреннее убранство храмов той эпохи. Архитекторы использовали три подлинные колонны из гранита (ок. 1420 до н.э.), а также декорировали залы росписями, которые повторяют фрески погребальных камер.

ОТДЕЛ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА

Античная коллекция включает себя греческие, этрусские и римские ценности, а также сокровища эпохи Великого переселения народов раннего Средневековья, найденные при археологических раскопках. С 16 в. собирались монеты, медали, резные камни. В 18 в. были объединены разрозненные коллекции, разбросанные по территории огромной Империи Габсбургов, а археологические экспедиции 19 в. значительно обогатили этот раздел музея предметами скульптуры и архитектуры.

Жемчужиной отдела античности является серия уникальных камей. Камея Птолемеев (274–270 до н.э.), выполненная из девятислойного оникса – шедевр эллинистической глиптики изображает портреты супружеской четы династии Птолемеев. Гемма Августа (конец 1 в. до н.э.) – двухслойный оникс римской работы поражает своей многофигурной композицией. Часто ювелиры последующих эпох использовали произведения своих предшественников: итальянские мастера 16 в. украсили драгоценной оправой античную камею Орел (27 до н.э.).

Скульптура представлена статуями, выполненными из мрамора, бронзы: Голова Аристотеля (4 в.до н.э.), Саркофаг амазонок (4 в.до н.э.), найденный в 16 в. на Кипре.

Интересна большая коллекция золотых и серебряных вещей эпохи Великого переселения народов, найденных в 18–20 вв. в Европе: украшения тончайшей работы, декорированные драгоценными камнями, разнообразные вазы и кубки.

КУНСТКАМЕРА

Экспозиция этого отдела продолжает коллекцию искусства раннего Средневековья, охватывает весь период европейского Средневековья, Возрождения, эпохи барокко, рококо – вплоть до начала 19 в. Ядро этого отдела сформировано в 16–17 вв. Группа наиболее значительных экспонатов происходит из казны немецких королей и императоров Средневековья, т.н. «императорской сокровищницы». Предметы из этой «золотой кладовой» ярко выражают религиозную направленность средневекового искусства, одновременно продолжая многие традиции античного мира, Древнего Востока, Германии: Кувшин в форме грифона (12 в.). Музей обладает двумя превосходными образцами средневекового искусства: Мадонна из Крумау (ок. 1400), Мадонна скульптора Рименсшнайдера (ок. 1500). Прикладное искусство в этом разделе – это разнообразные чаши, кубки, часы, выполненные из хрусталя, золота, драгоценных камней и жемчуга вычурных, роскошных форм. Наиболее известный экспонат – Солонка Бенвенуто Челлини (1500–1572), изготовленная автором (1540–1543) из золота, частично покрытого эмалью, эбенового дерева для французского короля Франциска I. В кунсткамере выставлены шпалеры тончайшей работы, вытканные из шерсти и шелка в первой половине 18 в. Поражают изяществом, изысканностью и виртуозностью исполнения небольшие по размерам статуэтки и сложнейшие скульптурные композиции из слоновой кости 17 в.

В Вене более 100 музеев. Обойти их все за время поездки не возможно. Посмотрите рейтинг 10 лучших художественных галерей Вены и выберите, что вам больше по душе.

1. Художественно-исторический музей

Альбертина, фото Theron LaBounty

Галерея (Albertina) располагает коллекцией графики мирового значения (около 65 000 рисунков и более 1 млн. произведений печатной графики) с такими произведениями как «Полевой заяц» и «Руки молящегося» Дюрера, наброски женских портретов Климта, наброски детей Рубенса. Альбертина обладает архитектурной и фотоколлекцией, где представлены старинные строительные схемы и чертежи, архитектурные макеты и планы, фотографии. В постоянной экспозиции представлены полотна импрессионистов начала XX века (французские, немецкие, русские художники). В Альбертине проходят временные выставки.

6. Венский Дом Искусств

(Künstlerhaus) на Карлплац построен в 1865–68 гг. по заказу Австрийского художественного сообщества. Сегодня в этом здании, на площади 2000 м², проходят творческие семинары, летние фестивали, форумы. В Доме Художника проводятся выставки живописи, прикладных искусств и скульптуры; архитектурные экспозиции. В боковых крыльях здания работают кинотеатр и театр.

(Museum im Schottenstift) открыт в помещении бывшей резиденции прелатуры на площади (Freyung). Публике представлена коллекция работ голландских и немецких живописцев XVII–XVIII вв., картины фламандцев, венская живопись Бидермайер. Ключевой экспонат – позднеготический алтарь, созданный неизвестным мастером XV столетия. Большое панно с многоцветной росписью на библейские сюжеты интересно не только как произведение искусства. На двух его панелях изображены топографически точные городские пейзажи Вены 1470 года. Среди экспонатов Schottenstift – гобелены и мебель, облачения священников и монахов, исторические документы.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Он принадлежит к редкой разновидности музеев, раскрывающих высочайшие художественные достижения человечества с древнейших времён. В России к такому типу можно отнести и музей им. Пушкина. Искусство Древнего Египта, Греции, Рима здесь объединено с коллекцией картин голландских, итальянских, фламандских, немецких мастеров времён Средневековья и эпохи Возрождения. Примечательно и само здание музея, открытое в 1891 году в паре с музеем-«близнецом», в котором работает музей естественной истории.

1. Здания для обоих музеев поистине огромные. Хотя в каждом из них всего по два этажа, выглядят они очень внушительно.

2. Между музеями раскинулась площадь Марии Терезии с памятником оной в окружении уже закрывшейся рождественской ярмарки (на дворе было 4 января, зеленела травка, на кустах недавно подстригли свежие листочки).

3. При входе в музей сразу попадаем в вестибюль, украшенный пышной росписью под лепнину.

4. Быстро преодолев все формальности, такие как покупка билетов и сдача вещей в гардероб, выходим на главную лестницу. На площадке лестницы стоит скульптура Антонио Канова «Тесей, убивающий Кентавра».

5. Имперские львы.

6.

7. Стены украшены вензелями Франца Иосифа и Елизаветы, при которых был построен музей.

8. Новый год.

9. Плафон над парадной лестницей.

10. Его украшает огромное полотно «Апофеоз Возрождения» венгерского художника Михая Мункачи.

11. С лестницы попадаем в верхний, ещё более пышный вестибюль под огромным куполом.

12. Сейчас его занимает кафе, в центре колодец, смотрящий в нижний вестибюль.

13. Боковые коридоры не уступают в великолепии залам.

14. Росписи сводов напомнили мне Эрмитаж.

15. Второй этаж музея полностью отдан живописи.

16. Анфилада больших залов по периметру окружена рядом более мелких.

17. Картины часто висят во много рядов, подписей к ним нет. Зато есть аудиогид на русском.

18. В залах попадаются и скульптуры, но нечасто.

19. Демокрито Гандольфи, «Яков и Рахиль у колодца».

20. Цезарь.

Северная Италия долгое время входила в состав Австрийской Империи, поэтому в музее скопилось огромное количество произведений почти всех художественных стилей Италии — раннее и Высокое Возрождение, маньеризм, барокко, караваджизм, мастера ведуты XVIII века и др. Нагие тела пышных южных красавиц не могли не попасть в этот пост.

21. Корреджо, «Ио и Юпитер» (1530).

22. Тинторетто, «Сусанна и старейшины» (1555).

23. Дирк де Квад ван Равестин, «Отдых Венеры».

24. Пармиджанино, «Амур, изготовляющий лук». Одному купидону, кажется, поплохело.

25. Андреа дель Сарто на картине «Архангел Рафаэль с Тобиасом» люди удались куда лучше собачки)

26. Европейское Средневековье невозможно представить без картин на религиозные темы. Триптих Рогира ван дер Вейдена на тему распятия.

27. Когда рама почти равна по значимости картине, получается алтарь. Он принадлежит кисти Альбрехта Дюрера и называется «Поклонение святой Троице» или «Алтарь Ландауэра» (1511).

28. Себастьяно Майнарди, «Дева Кормящая / Млекопитательница».

29. Питер Пауль Рубенс, «Чудеса святого Франциска Ксавьера».

30. Ученик Леонардо да Винчи Андреа Соларио, «Саломея с главой Иоанна Крестителя».

31. У Бернардино Луини в том же сюжете Саломея выглядит почему-то более весёлой.

32. Немало картин посвящено теме Страшного суда, как это полотно фламандца Франса Флориса.

33. Ад на картине Давида Рейкарта Третьего.

34. Лука Джордано, «Архангел Михаил свергает восстающих ангелов».

35. А это не Страшный суд, а «Чудеса святого Игнатия Лойолы» Рубенса.

36. На многих картинах прослеживается тема смерти физической, а не духовной. Черепа на картине Антонио де Переда «Аллегория тщеславия».

37. Мария фон Остервейк, «Суета сует» (1668). Череп изображён на натюрморте, чтобы усилить ощущение бренности человеческой жизни рядом с букетами цветов.

38. Гвидо Каньяччи. «Смерть Клеопатры» (1658).

39. Также забавно наблюдать на полотнах различных гадов и борьбу с ними. Например, противостояние тигра с крокодилом на большой аллегории Рубенса «Четыре континента и четыре великих реки».

40. Известная библейская сцена «Святой Георгий, поражающий дракона» кисти Леонхарда Бека.

41. Рафаэль, «Святая Маргарита» (и «змеекот»).

42. «Отрубленная голова Медузы» Рубенса.

43. Оставим эпоху Возрождения и на время перейдём к более спокойным поздним сюжетам. Давид Тенирс Младший, «Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей картинной галерее». Забавна европейская традиция использовать картины вместо обоев.

44. Самюэл Диркс ван Хогстратен, почти все картины которого изображают человека в окне.

45. Лоренцо Лотто, «Мужской портрет».

46. Бернардо Беллотто, вид Вены в XVIII веке.

47. Дворец Шённбрунн.

48. Уже много лет здесь работает художница, делающая копии картин. Её почти всегда можно встретить в залах. Бамбуковая палка служит ей опорой для выписывания мелких деталей.

49. Тут можно насладиться забавой начала XX века - стереофотографиями.

50. Дальше я покажу картины, которые были мне знакомы до посещения музея. Это «Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино (1524).

51. Питер Брейгель Старший, «Вавилонская башня» (1563) - наверное, самая известная картина в этом музее.

52. Стройку приехал проинспектировать царь Нимрод — легендарный завоеватель Вавилона во II тысячелетии до н.э.

53. Его же «Крестьянский танец» (1568).

54. «Битва Масленицы и Поста» (1559).

55. Картина изображает праздник, проводившийся в Средневековой Франции и Голландии в последний день карнавала перед Великим Постом и заключавшийся в шуточной битве свиты Масленицы и сторонников Поста.

56. «Охотники на снегу» (1565).

57. Маленький, но отдельный зал отведён под знаменитые картины Арчимбольдо.

58. «Зима» из серии «Времена года».

59. «Вода» из серии «Стихии».

60. Верхушка головы крупнее.

61. «Огонь» из серии «Стихии».

62. «Лето» из серии «Времена года».

63. Казалось бы, что делать в художественном музее слепым? Но и об них дотошные австрияки побеспокоились.

64. Вот портрет шута кисти Жана Фуке.

65. А вот его вариант для незрячих.

66. Закончив на этом с живописью, спустимся на первый этаж для продолжения осмотра.

67. Здесь собрана неплохая коллекция различных предметов австрийского искусства.

68. Скульптура, украшения, разные мелочи - всё здесь.

69. Из-за трудностей идентификации, подписей над фото, увы, не будет.

70.

71.

72.

73.

74. Голландский молитвенный орех из самшита - иконостас в кармане.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85. Наконец, мы дошли до экспозиции античного искусства. Наиболее великолепен Египетский зал, где потолок подпирают оригинальные гранитные колонны, вывезенные из Египта.

86. Разные изображения бога мудрости и знаний Тота, VI век до н.э.

87. Куча всякой мелочёвки, как на каирском рынке.

88. Египтяне поймали НЁХ и теперь разделывают его.

89. Сушёные нильские крокодильчики.

90. Внешний слой погребальной «матрёшки».

91. Куча саркофагов.

92.

93. Коллекция греческих ваз V-VI веков до н.э.

94.

95. После захвата Египта Римской Империей египтяне стали прикладывать к мумиям портреты погребённых, выполненные в эллинском стиле. Эта женщина с ожерельем жила в 161-192 годах н.э.

96. Мозаика из древнеримской виллы, изображающая лабиринт Минотавра, перенесена целиком из Зальцбурга.

97. Изразцовый лев с ворот богини Иштар в Вавилоне (604-562 гг. до н.э.). Целиком ворота находятся в Пергамском музее Берлина.

98. В целом венский художественный музей оставляет неизгладимо положительное впечатление. Нельзя не отметить, с какой тщательностью сделана индивидуальная подсветка экспонатов в отделе древней скульптуры.

Музей истории искусств — наиболее посещаемая достопримечательность Вены и хранилище мировых произведений искусства. Музей входит в пятерку самых значимых и больших музейных комплексов мира.

Он был открыт в 1891 году, в нем помещались императорские коллекции живописи и скульптуры семьи Габсбургов.

В здании музея — 91 зал, где хранятся коллекции ближневосточного и древнеегипетского, греческого и римского искусства, а также огромная картинная галерея с работами великих европейских художников от Возрождения до наших дней.

В музее истории искусств есть кафе, где можно перекусить и отдохнуть, и сувенирная лавка.

Экспозиция музея истории искусств в Вене

Коллекция Венского музея истории искусств насчитывает десятки тысяч экспонатов, которые разделены географически и по историческим периодам.

Наиболее обширная экспозиция музея — залы Ближневосточного и Древнеегипетского искусства . Эта коллекция входит в число важнейших мировых собраний артефактов Египта и насчитывает 17 000 экземпляров. Датируется большинство экспонатов периодом от 3500 г. до н. э. до начала эры христианства.

Коллекция разделена на четыре больших части:

  • предметы культа (религиозного и погребального),
  • история культуры,
  • скульптура,
  • письменность.

В числе основных экспонатов залов — сохранившаяся древнеегипетская часовня из Старого Царства, саркофаги и мумии, в том числе — животных, экземпляры Книги Мертвых, стелы и фрагменты стен с иероглифами, фигурки богов, а также предметы быта (одежда, скульптуры и т. п.).

В залах древней тематики находятся артефакты не только Древнего Египта, но и Древнего Востока — Вавилона, Аравии и Месопотамии.

Следующая обширная коллекция посвящена искусству Древней Греции и Рима . Временные рамки происхождения ее экспонатов также широкие — от 3000 г. до н. э. до Средних веков.

Произведений искусства в этой секции музея насчитывается свыше 2500 единиц. В их числе — античные украшения, камеи, вазы и амфоры, бюсты и статуи полководцев и знаменитых людей, а также предметы быта и религии древних греков и римлян. Из крупных экспонатов выделяются саркофаг воительницы-амазонки, статуя человека в полный рост, найденная на Кипре, бронзовые таблички с письменами и другие ценности.

Весь второй этаж Kunsthistorisches Museum занимает картинная галерея , в основу которой легла коллекция живописи Габсбургов, дополненная и приумноженная с годами бесценными полотнами.

Основные картины галереи относятся к XVI-XVII векам: Венецианская живопись в лице Тициана и Веронезе, ранняя нидерландская живопись, представленная работами Яна ван Эйка, Роже ван дер Вейдена и других мастеров, фламандская и немецкая живопись в лице художников П. П. Рубенса, Энтони ван Дейка, Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха и других.

Жемчужиной галереи является богатая коллекция картин Питера Брейгеля-Старшего, которых в мире сохранилось немного.

В залах картинной галереи можно увидеть также известные на весь мир работы художников Караваджо, Рембрандта, Рафаэля, Джорджоне и других ярких представителей эпох и стилей.

В Венском музее истории искусств находится одна из самых больших в мире коллекций предметов быта, украшенных на манер своей эпохи. Секция эта носит название «Кунсткамера» и включает в себя предметы роскоши разных периодов истории и стран. В их числе — золотые украшения, статуи и кухонная утварь, а также чаши, часы и прочие предметы. Самый известный экспонат — солонка Бенвенуто Челлини, созданная из золота и дерева ценных пород.

На последнем этаже здания находятся коллекции нумизматики — различные монеты, датируемые широкими временными рамками — от древности до наших дней, и классифицированные по странам-производителям. Наибольшую ценность здесь представляют монеты древних государств, однако есть и редкие монеты Нового времени, которые являются уникальными реликвиями Венского музея истории искусств.

Все залы и помещения музея оформлены в роскошном стиле барокко, с аркадами, колоннами и лепниной, что добавляет храму искусства элегантности. Вход в музей истории искусств в Вене осуществляется по парадной мраморной лестнице, которая с порога погружает посетителей в атмосферу исторических реалий и настраивает на знакомство с прекрасным.

Цена билета в музей истории искусств в Вене в 2019 году

Стоимость билета в музей истории искусств Вены зависит от возраста посетителя и рассчитана на пребывание на территории в течение всего дня.

  • Детям до 19 лет вход в музей бесплатный,
  • студентам до 25 лет, пенсионерам после 65 лет — 12 €,
  • взрослым — 16 €.

Есть также годовые абонементы на посещение музея истории искусств. Цена их — 44 €. Подобные билеты действуют в течение всего года и предусматривают многократный вход на территорию и доступ к экспозиции.

Отдельно можно арендовать аудиогид , который доступен на нескольких языках, включая и русский. Стоимость аренды:

  • аудиогид — 5 €,
  • два единовременно (для семей, друзей и т. п.) — 7 €,
  • для семей (2 взрослых+до 3 детей) — 8 €.

Цены могут меняться. Узнать актуальную информацию и приобрести билет онлайн, избежав очередей у касс, можно на официальном сайте Музея истории искусств в Вене .

Как добраться в Музей истории искусств в Вене

Музей истории искусств расположен на одной из центральных улиц австрийской столицы, поэтому добраться до него не составит труда.

Одним из самых удобных и быстрых способов является метро : музей находится рядом сразу с двумя станциями на разных линиях — U2 (станция Museums Quartier), линия U3 (станция Volkstheater). От каждой из них — 10 минут пешей прогулки.

Из наземного транспорта удобнее всего будет автобус : маршрут № 57А останавливается почти у музея, пройти пешком придется 5 минут. Остановка автобуса называется Burgring . Одноименная остановка, расположенная чуть дальше, — остановка трамвая . Чтобы добраться до Венского музея истории искусств, нужно сесть на трамваи № 1, 2, 71 и D. Далее пешком — не более 5-7 минут.

Кроме того, добраться до музея истории искусств в Вене можно на автомобиле : рядом есть парковочные места. Или же можно воспользоваться услугами мобильных приложений такси : Uber, Kiwi и других.

Музей истории искусств в Вене — панорама Google Maps:

Видео о Kunsthistorisches Museum в Вене: