От Гость >> 0 пожалуйстаа" title="Предыдущий вопрос">

1. Прочитайте статью Пословицы и поговорки и ответьте на вопросы: О чем говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них? Почему пословицы
легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга? 2.озаглавьте каждую группу пословиц. если вы затрудняетесь вот слова для справки:трудолюбивы,глупость,дружба,родина,лень,нерадивость,трусость.
пословицы:
Родимая строна-мать,а чужая-мачеха
На чужой строне и весна не красна.
Не мил и свет,когда друга нет.
Один в поле не воин.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
К большому терпению придет и уменьем.
Делу-время,потехе-час.
Маленкое дело лутше большого безделья.
Красная птица перьем,а человек ученьем.
Без наук как без рук.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Дело не медьведь,в лес не уйдет.
Говорил день до вечера,а слушать нечего.
Молодец на овец,а на молодца-сам овца.
Волков боятся,так и в лес не ходит.
Пуганая ворона куста боится.
На печи не храбрись,а в поле не трусь.
На голове густо,а в голове пусто.
В трех соснах заблудился.
Лоб что лопата,а ума небогато.3.Вспомните другие пословицы, объясните их смысл. 4.Часть поговорок и пословиц пришла из сказок (Битый не битого везет, Кому вершки, а кому корешки и др.) некоторые пословицы вошли в народ из басен И.А. Крылова, например: " Сильнее кошки зверя нет", " А Васька слушает да ест", " У сильного всегда бессильный виноват", Слона то я и не приметил", " А воз и ныне там". Припомните, из каких басен эти пословицы?

Ответ оставил Гость

1)Пословицы- это народная мудрость,устное творчество,передаваемое из поколения в поколение.В пословицах народ говорит о всех хороших качествах людей,высмеивает плохие,о всех сферах народной жизни.
Пословицы образно высказывают мораль,назидательно поучают.Темы пословиц бывают о Родине,о труде и лени,о глупости и уме,о дружбе,о семье,о грусти и печали.
Пословицы состоят из рифмующихся частей,поэтому легко запоминаются.Меткий смысл,краткость,мудрость и опыт -главная прелесть пословиц.
Поговорка не передаёт мысль,подтверждающую истину,не несёт морали и поучения.Поговорка-это краткое изречение,меткое выражение,а пословица-это законченная мысль,суждение,где на народном опыте сделан вывод.

2)Пословицы по смыслу:

Трудолюбие:
-Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
-К большому терпению придет и уменьем.-Делу-время,потехе-час.
-Маленькое дело лучше большого безделья.
Ученье,знания:
-
Красная птица перьем,а человек ученьем.-Без наук как без рук.-Корень учения горек, да плод его сладок.
Глупость:
-На голове густо,а в голове пусто.-В трех соснах заблудился.-Лоб что лопата,а ума небогато.
Дружба:
-Не мил и свет,когда друга нет.
-Один в поле не воин.
Родина:
-Родимая сторона-мать,а чужая-мачеха.
-На чужой стороне и весна не красна.
Лень:
-Лежебоке и солнце не в пору всходит.
-Дело не медьведь,в лес не уйдет.
Нерадивость:
-Говорил день до вечера,а слушать нечего.-Молодец на овец,а на молодца-сам овца.
Трусость:
-Волков боятся,так и в лес не ходит.-Пуганая ворона куста боится.-На печи не храбрись,а в поле не трусь.

3)Примеры и смысл пословиц.
"На чужой каравай,рот не разевай"-не зарься на чужое добро,живи своим.
"Старый друг лучше новых двух."Друг,близкий человек,всегда поймёт и придёт на помощь,дружба проверяется временем,а новые друзья-хорошо,но не известно,настоящие или нет.
"Доверяй,но проверяй"-Доверие-это одно из главных человеческих качеств,но люди могут и обманывать,поэтому необходимо проверять,пока человек не заслужил полного доверия,а в работе всегда надо проверять результат,можно и ошибиться,лучше проверить и спать спокойно.

4) Басни И.Крылова:
" Сильнее кошки зверя нет"-"Мышь и крыса".
" А Васька слушает да ест" -"Кот и Повар"
"У сильного всегда бессильный виноват"-"Волк и ягнёнок"
"Слона то я и не приметил"-"Любопытный".
" А воз и ныне там"-"Лебедь,рак и щука".

Ответы к школьным учебникам

Язык мал, великим человеком ворочает.
Язык языку ответ даёт, а голова смекает.
Язык до Киева доведёт.

4. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил», «А воз и ныне там». Припомните, из каких басен эти пословицы.

Пословицы, которые возникли из басен И.А. Крылова:

«Сильнее кошки зверя нет» - басня «Мышь и Крыса»; «А Васька слушает да ест» - басня «Кот и Повар»;
«У сильного всегда бессильный виноват» - басня «Волк и Ягнёнок»;
«Слона-то я и не приметил» - басня «Любопытный»; «А воз и ныне там» - басня «Лебедь, Щука и Рак».

Развивайте дар слова (к стр. 15)

1. Определите смысл поговорок:
«Заткнуть за пояс» -победить кого-либо;
«Рвёт и мечет» -
«При царе Горохе» -
«Медведь на ухо наступил» -
Составьте предложения с этими поговорками.

1. «Рвёт и мечет» - говорят о человеке, который возмущается чем-то и эмоционально выражает это возмущение.
«При царе Горохе» - так говорят о том, что было очень давно, и неизвестно, было ли это вообще.
«Медведь на ухо наступил» - говорят о человеке, у которого нет слуха.

2. На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей.

Смысл выражения «Пословица несудима» в том, что о пословице нельзя составлять или высказывать какое- нибудь мнение, потому что она сама есть суждение.

3. Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб неймёт», «Дорого, да мило, дёшево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Близок локоток, да не укусишь», «Мал золотник, да дорог»? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.

«Видит око, да зуб неймёт»: то, что видят глаза, иногда невозможно взять.
«Дорого, да мило, дёшево, да гнило»: хочется купить дешёвое, но дешёвое, как правило, бывает плохого качества; а то, что нравится, что мило, обычно бывает дорого.
«Делить шкуру неубитого медведя»: говорить о результате дела, которое ещё не сделано.
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»: прежде чем сделать дело, надо хорошо подумать.
«Близок локоток, да не укусишь»: то, что кажется близко, иногда невозможно бывает достать.
«Мал золотник, да дорог»: не всегда бывает дорогим то, что большое по размерам. Золота может быть мало, но оно всё равно будет очень дорогое.

4. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведений?

5. Проверьте себя. Назовите пословицу, отгадав её по первой части:

Пень не околица, глупая речь не пословица.
Своя земля и в горсти мила.
Век живи - век учись.
Делу время - потехе час.
Волков бояться, так и в лес не ходить.
Красно говорит, а слушать нечего.
Маленькое дело лучше большого безделья.

6. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах.

Примеры рифмы в пословицах:
Грамоте учиться всегда пригодится.
Чего в детстве просим, то под старость бросим.
На всякого Егорку есть поговорка.

Что за роскошь, что за смысл, какой толк
в каждой поговорке нашей! Что за золото!

А. С. Пушкин - -

Народ создал несметное количество пословиц и поговорок, в которых мудро и точно отразилась вся его жизнь.

Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Появились они ещё в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал их. Они, как правило, не имеют автора.

    Пословица - это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. Например: «Век живи, век учись», «Без друга на сердце вьюга», «Глаза страшат, а руки делают».

Яркую и точную характеристику пословицам дал сам народ. Он отметил правдивость пословиц: «Пословица правду всем говорит», их мудрость: «Пень не околица, глупая речь не пословица». В пословице видели доброго советчика: «Пословица - всем делам помощница»; отмечали долголетие пословиц: «Пословица век не сломится».

Темы пословиц и поговорок бесчисленны и безграничны. Самый большой сборник «Пословицы русского народа» В. И. Даля, в котором более 30 000 пословиц и поговорок, содержит 180 разрядов по разным темам.

Хорошо известны пословицы о Родине: «С родной земли - умри, не сходи», «Своя земля и в горсти мила».

Много пословиц создано о труде, семье, воспитании: «Дело мастера боится», «Дерево смотри в плодах, а человека - в делах», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Дома и стены помогают».

В пословицах народ выразил своё отношение к обязанностям и поведению человека, его взглядам на дружбу: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг лучше новых двух».

С осуждением и презрением народ говорит о лодырях и болтунах: «Под лежачий камень вода не течёт», «На печи по дрова поехал», «Не спеши языком, торопись делом».

Почти каждая пословица имеет прямой и переносный смысл, который расширяет рамки её применения. «Большому кораблю большое плавание» - это пословица не столько о корабле, сколько о человеке и его возможностях.

Пословица кратка, в ней нет лишних слов. Она легко и быстро запоминается, потому что в ней, как в стихотворении, есть ритм и рифма:

    Ни то ни сё кипело,
    да и то пригорело.

    Дружно - не грузно,
    а врозь - хоть брось.

    Поговорка - это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения. Например: «Лёгок на помине», «Бить баклуши», «Как снег на голову», «Ни к селу ни к городу».

Отличие поговорки от пословицы сам народ видит в том, что поговорка - украшение речи (цветок), тогда как пословица - суждение полное, завершённое, зрелое (ягодка).

В живой речи поговорка часто становится пословицей, а пословица превращается в поговорку. «Чужими руками жар загребать» - это поговорка. Так говорят о любителе использовать даром чужой труд. Это выражение может стать пословицей, если мы скажем: «Легко чужими руками жар загребать». В ней есть поучительный вывод и законченность суждения.

Пословицы

    Родимая сторона - мать, а чужая - мачеха.
    На чужой стороне и весна не красна.

    Не мил и свет, когда друга нет.
    Один в поле не воин.

    Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
    К большому терпению придёт и умение.
    Делу - время, потехе - час.
    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Красна птица перьем, а человек ученьем.
    Без наук как без рук.
    Корень учения горек, да плод его сладок.

    Лежебоке и солнце не в пору всходит.
    Дело не медведь, в лес не уйдёт.
    Говорил день до вечера, а слушать нечего.

    Молодец на овец, а на молодца - сам овца.
    Волков бояться, так и в лес не ходить.
    Пуганая ворона куста боится.
    На печи не храбрись, а в поле не трусь.

    Дураков не сеют, не жнут - сами родятся.
    На голове густо, а в голове пусто.
    В трёх соснах заблудился.
    Лоб что лопата, а ума небогато.

Поговорки

    Лёгок на помине.
    Кота в мешке покупать.
    Ума палата.
    Хоть шаром покати.
    Их водой не разольёшь.
    Соловьём поёт.

Вопросы и задания

  1. Прочитайте статью «Пословицы и поговорки» и ответьте на вопросы: о чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отралсены в них? Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?
  2. Озаглавьте каждую группу пословиц. Если вы затрудняетесь, вот слова для справок: «трудолюбие», «глупость», «дружба», «родина», «лень», «нерадивость», «трусость».
  3. Вспомните другие пословицы, объясните их смысл.
  4. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил», «А воз и ныне там». Припомните, из каких басен эти пословицы.

    Определите смысл поговорок:

      «Заткнуть за пояс» - победить кого-либо;
      «Рвёт и мечет» -
      «При царе Горохе» -
      «Медведь на ухо наступил» -

    Составьте предложения с этими поговорками.

  5. На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей.
  6. Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб неймёт», «Дорого, да мило, дёшево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Близок локоток, да не укусишь», «Мал золотник, да дорог»? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.
  7. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведений?
  8. Назовите пословицу, отгадав её по первой части:

      Пень не околица.............................
      Своя земля и................................
      Век живи -.................................
      Делу - время,...............................
      Назовите пословицу по её второй части:
      ......................... так и в лес не ходить.
      ............................ а слушать нечего.
      .....................лучше большого безделья.

    Назовите пословицы полностью, объясните их смысл. По одной из них придумайте рассказ (устный или письменный).

  9. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах.
  10. Напишите рассказ на школьную тему, озаглавив его одной из пословиц.

    Подготовьте и проведите конкурс на лучшее знание пословиц и верное их толкование. Определите жюри конкурса, а также группу художников-дизайнеров, библиографов, которые подберут книги и статьи для выставки, иллюстрации к пословицам.

Что за роскошь, что за смысл, какой толк
в каждой поговорке нашей! Что за золото!

А. С. Пушкин

Народ создал несметное количество пословиц и поговорок, в которых мудро и точно отразилась вся его жизнь.

Пословицы и поговорки создавались многими поколениями людей. Появились они ещё в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал их. Они, как правило, не имеют автора.

Яркую и точную характеристику пословицам дал сам народ. Он отметил правдивость пословиц: «Пословица правду всем говорит», их мудрость: «Пень не околица, глупая речь не пословица». В пословице видели доброго советчика: «Пословица - всем делам помощница»; отмечали долголетие пословиц: «Пословица век не сломится».

Темы пословиц и поговорок бесчисленны и безграничны. Самый большой сборник «Пословицы русского народа» В. И. Даля, в котором более 30 000 пословиц и поговорок, содержит 180 разрядов по разным темам.

Хорошо известны пословицы о Родине: «С родной земли - умри, не сходи», «Своя земля и в горсти мила».

Много пословиц создано о труде, семье, воспитании: «Дело мастера боится», «Дерево смотри в плодах, а человека - в делах», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Дома и стены помогают».

В пословицах народ выразил своё отношение к обязанностям и поведению человека, его взглядам на дружбу: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг лучше новых двух».

С осуждением и презрением народ говорит о лодырях и болтунах: «Под лежачий камень вода не течёт», «На печи по дрова поехал», «Не спеши языком, торопись делом».

Почти каждая пословица имеет прямой и переносный смысл, который расширяет рамки её применения. «Большому кораблю большое плавание» - это пословица не столько о корабле, сколько о человеке и его возможностях.

Пословица кратка, в ней нет лишних слов. Она легко и быстро запоминается, потому что в ней, как в стихотворении, есть ритм и рифма:

Отличие поговорки от пословицы сам народ видит в том, что поговорка - украшение речи (цветок), тогда как пословица - суждение полное, завершённое, зрелое (ягодка).

В живой речи поговорка часто становится пословицей, а пословица превращается в поговорку. «Чужими руками жар загребать» - это поговорка. Так говорят о любителе использовать даром чужой труд. Это выражение может стать пословицей, если мы скажем: «Легко чужими руками жар загребать». В ней есть поучительный вывод и законченность суждения.

Пословицы

Родимая сторона - мать, а чужая - мачеха.
На чужой стороне и весна не красна.

Не мил и свет, когда друга нет.
Один в поле не воин.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
К большому терпению придёт и умение.
Делу - время, потехе - час.

Красна птица перьем, а человек ученьем.
Без наук как без рук.
Корень учения горек, да плод его сладок.

Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Дело не медведь, в лес не уйдёт.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.

Молодец на овец, а на молодца - сам овца.

Пуганая ворона куста боится.
На печи не храбрись, а в поле не трусь.

Дураков не сеют, не жнут - сами родятся.
На голове густо, а в голове пусто.
В трёх соснах заблудился.
Лоб что лопата, а ума небогато.

Поговорки

Лёгок на помине.
Кота в мешке покупать.
Ума палата.
Хоть шаром покати.
Их водой не разольёшь.
Соловьём поёт.

Ответы на вопросы о пословицах и поговорках

1. Прочитайте статью «Пословицы и поговорки» и ответьте на вопросы: о чём говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них? Почему пословицы легко запоминаются? Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?

1. В пословицах люд гласит о многом, в том числе о наилучших и дурных человечьих качествах: о труде, семье, воспитании, об отношении к обязательствам и поведению человека, о дружбе, о лентяях и болтунах.

Пословицы просто запоминаются, так как они коротки, в их есть ритм и часто рифма.

И пословица, и поговорка - это короткое меткое изречение. Пословица содержит законченную идея, а поговорка - это часть суждения без вывода.

2. Озаглавьте каждую группу пословиц. Если вы затрудняетесь, вот слова для справок: «трудолюбие», «глупость», «дружба», «родина», «лень», «нерадивость», «трусость».

I. Родина.

II. Дружба.

III. Трудолюбие.

IV. Учение.

VI. Трусость

VII. Глупость.

3. Вспомните другие пословицы, объясните их смысл.

О судьбе.

Не узнав горя, не узнаешь и радости.
Что ни делается, всё к лучшему.
Придёт солнышко и к нашим окошечкам.

О счастье.

Счастье без ума нипочём.
Счастье со счастьем сойдётся, а без ума не разминётся. Наперёд не узнаешь, где найдёшь, где потеряешь.

О терпении и надежде.

Топор своего дорубится.
Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

О муже и жене.

Жена не сапог, с ноги не скинешь.
Не наряд жену красит - домостройство.
Муж и жена - одна душа.

О языке и речи.
Язык мал, великим человеком ворочает.
Язык языку ответ даёт, а голова смекает.
Язык до Киева доведёт.

4. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый небитого везёт», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «Сильнее кошки зверя нет», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил», «А воз и ныне там». Припомните, из каких басен эти пословицы.

Пословицы, которые возникли из басен И.А. Крылова:

«Сильнее кошки зверя нет» - басня «Мышь и Крыса»; «А Васька слушает да ест» - басня «Кот и Повар»;
«У сильного всегда бессильный виноват» - басня «Волк и Ягнёнок»;
«Слона-то я и не приметил» - басня «Любопытный»; «А воз и ныне там» - басня «Лебедь, Щука и Рак».

1. Определите смысл поговорок:
«Заткнуть за пояс» -победить кого-либо;
«Рвёт и мечет» -
«При царе Горохе» -
«Медведь на ухо наступил» -
Составьте предложения с этими поговорками.

1. «Рвёт и мечет» - говорят о человеке, который возмущается чем-то и эмоционально выражает это возмущение.
«При царе Горохе» - так говорят о том, что было очень давно, и неизвестно, было ли это вообще.
«Медведь на ухо наступил» - говорят о человеке, у которого нет слуха.

2. На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей.

Смысл выражения «Пословица несудима» в том, что о пословице нельзя составлять или высказывать какое- нибудь мнение, потому что она сама есть суждение.

3. Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб неймёт», «Дорого, да мило, дёшево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Близок локоток, да не укусишь», «Мал золотник, да дорог»? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.

«Видит око, да зуб неймёт»: то, что видят глаза, иногда невозможно взять.
«Дорого, да мило, дёшево, да гнило»: хочется купить дешёвое, но дешёвое, как правило, бывает плохого качества; а то, что нравится, что мило, обычно бывает дорого.
«Делить шкуру неубитого медведя»: говорить о результате дела, которое ещё не сделано.
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»: прежде чем сделать дело, надо хорошо подумать.
«Близок локоток, да не укусишь»: то, что кажется близко, иногда невозможно бывает достать.
«Мал золотник, да дорог»: не всегда бывает дорогим то, что большое по размерам. Золота может быть мало, но оно всё равно будет очень дорогое.

4. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведений?

5. Проверьте себя. Назовите пословицу, отгадав её по первой части:

Пень не околица, глупая речь не пословица.
Своя земля и в горсти мила.
Век живи - век учись.
Делу время - потехе час.
Волков бояться, так и в лес не ходить.
Красно говорит, а слушать нечего.
Маленькое дело лучше большого безделья.

6. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах.

Примеры рифмы в пословицах:
Грамоте учиться всегда пригодится.
Чего в детстве просим, то под старость бросим.
На всякого Егорку есть поговорка.

Тема. Пословицы и поговорки

Педагогические задачи: создать условия для организации в группах; способствовать формированию представления о малых жанрах УНТ, развитию интереса к использованию пословиц, поговорок в устной и письменной речи.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: отличать малые жанры УНТ; владеть умениями самостоятельно добывать знания. Формировать собственное отношение к произведениям УНТ.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные: ориентироваться в учебнике; обобщать, делать выводы; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Участвовать в коллективном обсуждении.

Методы и формы обучения: групповая, индивидуальная.

Ход урока

    Орг.момент

    Введение в тему урока

    С какого раздела начинается учебник «Литература»? Как вы думаете, почему?

    Вспомните малые жанры УНТ.

    Прочитайте высказывание Н.В.Гоголя и попробуйте определить, о каких жанрах так говорил писатель. (слайд)

(«… в них все есть: издевка, насмешка, попрек, словом – все живое и задирающее за живое»)

    Обсуждение

    Формулирование темы урока

    Постановка целей и задач урока

Прочитайте высказывание А.С.Пушкина и сформулируйте цели урока.

    Открытие новых знаний

    Работа в группах (Те, у которых лежит цветная карточка, читают начало пословицы, остальные смотрят на карточки и находят продолжение.)

1 группа – Без углов дом не строится ,

2 группа – Корень учения горек , да плод сладок.

3 группа – Человек неученый , что топор неточеный.

4 группа – Поговорка – цветок , пословица – ягодка.

5 группа – Ум хорошо , а два лучше.

    Проверить, правильно ли дети разделились на группы.

    Групповая работа

1 группа

Что такое пословица?

Когда появились пословицы?

2. “Из пословицы… слова не выкинешь” (Вспомните продолжение пословиц. Объяснить смысл любых пяти пословиц.)

    Что написано пером …(не вырубишь и топором)

    Без труда не вытащишь…(и рыбку из пруда)

    Красна птица перьем…(а человек – ученьем).

    Готовь сани летом…(а телегу зимой)

    Поспешишь…(людей насмешишь)

    Старый друг…(лучше новых двух)

    Не спеши языком…(торопись делом)

    Кончил дело…(гуляй смело)

    Терпенье и труд…(все перетрут)

    Волков бояться…(в лес не ходить)

    Слово – не воробей…(вылетит– не поймаешь)

2 группа

Что такое поговорка?

1) Кота в мешке покупать.

3) Как снег на голову.

4) Их водой не разольёшь

3 группа (1. Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки» и составить таблицу «Сходство и различия пословиц и поговорок».

    Что посеешь, то и пожнешь.

    Семь пятниц на неделе.

    Семеро по лавкам.

    Седьмая вода на киселе.

4 группа (1. Выбрать из статьи учебника информацию, которая поможет ответить на вопросы:

1) Друг познается в беде, как золото в огне.

2) Дело мастера боится, а иной мастер – дела.

3)Шито-крыто, а узелок-то тут.

4) На чужой каравай рта не разевай, а раньше вставай и свой затевай.

5)В ступе воду толочь – вода будет.

5 группа - Прочитайте статью и ответьте на вопросы:

Заслуга В.И.Даля.

Вспомните и назовите по двум данным словам пословицы и поговорки:

    дело – смело 7) время – потеха

    шило – мешок 8) лес – щепка

    труд – пруд 9)журавль – синица

    болит – говорит 10)телега – сани

    коса – камень 11) брод – вода

    перо – топор 12) слово – воробей

Кончил дело – гуляй смело.

Шила в мешке не утаишь.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

У кого что болит, тот о том и говорит.

Нашла коса на камень.

Что написано пером, того не вырубишь и топором.

Делу – время, потехе – час.

Лес рубят – щепки летят.

Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

Готовь телегу зимой, а сани летом.

Не зная броду, не суйся в воду.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Сообщения учащихся

6. Рефлексия

- Что вы сегодня узнали для себя нового?

- Как вы можете это применить в жизни?

7. Домашняя работа

    Что посеешь…(то и пожнешь).

    Грамоте учиться…(всегда пригодится)

    Не сиди сложа руки…(так не будет и скуки)

    Не красна изба углами…(а красна пирогами)

    Не все то золото…(что блестит)

    Не рой яму другому…(сам в нее попадешь)

    Скучен день до вечера…(коли делать нечего)

    Глаза страшатся…(а руки делают)

    Что посеешь…(то и пожнешь).

    Что в воду упало…(то и пропало)

    Одна голова хорошо…(а две лучше)

    Родина-мать…(сумей за нее постоять)…

    Самостоятельная работа («Перевертыши») Запись в тетрадях.

Враги не знают друг друга в счастье.

На своей родине и зима прекрасна.

Великое безделье хуже крошечного бизнеса.

Безделье неумеху не страшится.

    Проверка

Без углов дом не строится,

Корень учения горек

Человек неученый

Поговорка – цветок

Ум хорошо

без пословицы речь не молвится.

да плод сладок.

что топор неточеный

пословица – ягодка.

а два лучше.

без пословицы речь не молвится.

да плод сладок.

что топор неточеный

пословица – ягодка.

а два лучше.

без пословицы речь не молвится.

да плод сладок.

что топор неточеный

пословица – ягодка.

а два лучше.

без пословицы речь не молвится.

да плод сладок.

что топор неточеный

пословица – ягодка.

а два лучше.

1 группа – 1. Выбрать из статьи учебника информацию, которая поможет ответить на вопросы:

Что такое пословица?

Когда появились пословицы?

Какие темы отражены в пословицах?

2.“Из пословицы… слова не выкинешь” (Вспомните продолжение пословиц. Объяснить смысл любых пяти пословиц.)

    Что написано пером …

    Без труда не вытащишь…

    Красна птица перьем…

    Готовь сани летом…

    Поспешишь…

    Старый друг…

    Не спеши языком…

    Кончил дело…

    Тише едешь...

    Терпенье и труд…

    Волков бояться…

    Слово – не воробей…

    Грамоте учиться…

    Не сиди сложа руки…

    Не красна изба углами…

    Не все то золото…

    Не рой яму другому…

    Скучен день до вечера…

    Глаза страшатся…

    Что посеешь…

    Что в воду упало…

    Одна голова хорошо…

    Родина-мать…

2 группа (1.Выбрать из статьи учебника информацию, которая поможет ответить на вопросы:

Что такое поговорка?

Что общего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?

- Объясните смысл поговорок. Придумайте ситуацию, когда можно использовать данные поговорки.

1) Кота в мешке покупать.

2) Чужими руками жар загребать.

3) Как снег на голову.

4) Их водой не разольёшь

3 группа (1. Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки» и составить таблицу «Сходство и различия пословиц и поговорок». 2. Определите, какие из них относятся к пословицам, какие – поговоркам?

    Что посеешь, то и пожнешь.

    Семь пятниц на неделе.

    Цени по заслугам, а не по услугам.

    Семеро по лавкам.

    Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Седьмая вода на киселе.

4 группа (1. Выбрать из статьи учебника информацию, которая поможет ответить на вопросы:

Чем отличается пословица от поговорки? Почему их легко запомнить?

2. Восстановите пословицы, используя поговорки. Объясните их смысл.

1) Друг познается в беде, А) А узелок-то тут.

2) Дело мастера боится, Б) а раньше вставай и свой затевай

3)Шито-крыто, В) вода будет.

4) На чужой каравай рта не разевай, Г) а иной мастер – дела

5)В ступе воду толочь – Д) как золото в огне.

5 группа

1. Прочитайте статью и ответьте на вопросы:

Когда появились пословицы? Когда началось собирание пословиц?

Заслуга В.И.Даля.

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирание пословиц началось в 16 веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к 17-18 векам. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Лишь со второй половины 18 века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М.Снегирев, Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, солдат, ремесленников.

2. Вспомните и назовите по двум данным словам пословицы и поговорки:

1)дело – смело 7) время – потеха

2)шило – мешок 8) лес – щепка

3)труд – пруд 9)журавль – синица

4)болит – говорит 10)телега – сани

5)коса – камень 11) брод – вода

6)перо – топор 12) слово – воробей

Творческое задание (работа в группах)

Сегодня на уроке, мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок. Теперь мы будем учиться употреблять их в речи. Сейчас, каждый из вас, в своих тетрадях, попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки. Чтобы вам было легче, я зачитаю один из таких рассказов.

И так сойдёт.

У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт». Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали: «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал: «И так сойдёт!»

Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…», - уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит», - отвечал сын и шёл по своим делам.

Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются: «Эх, ты, «И так сойдёт»! Волков бояться, в лес не ходить!»