Пересказ тренирует память, мышление и речь ребенка. Учит детей грамотно, последовательно излагать свои мысли. Однако не всем детям пересказ дается легко. Причины, почему ребенок не умеет пересказывать самые разные:

  • трудности в запоминание текста
  • трудности в выделение главного и второстепенного в тексте
  • сложности в оформлении речевого высказывания (знаю, а сказать не могу)

К каждой из перечисленных проблем подходим индивидуально. Если у ребенка проблемы с запоминанием, то делаем упор на составление плана пересказа, который поможет ребенку вспомнить и произвести прочитанное. Так же необходимо тренировать общую память ребенка с помощью развивающий игр по типу Мемо.

Если ребенок не умеет выделять главное и второстепенно в тексте, путается с логикой повествования, то акцент следует делать на беседу по прочитанному произведению.

Если у ребенка есть сложности в формулировании мысли, необходимо общее развитие речи ребенка. Как можно чаще общайтесь с ребенком, придумывайте сказки, составляйте рассказы-описания.

А теперь давайте рассмотрим общий алгоритм обучения пересказу. Данная последовательность работы подходит детям всех возрастов.

1. Предварительная работа с текстом

Предварительная работа с текстом включает в себя объяснение непонятных ребенку слов, (терминов и словосочетаний), которые в дальнейшем будут встречаться в тексте для пересказа.

2. Чтение текста

Дошколятам читают родители, школьники же сами прочитывают текст. При чтении важна не скорость, а понимание. Убедиться, что ребенок правильно понимает смысл произведения можно с помощью уточняющих вопросов в конце каждого абзаца.

3. Беседа по прочитанному произведению

Пообщайтесь с ребенком. Выясните, что он понял из прочитанного, запомнил ли он всех героев? Понимает ли он мотивы и действия персонажей?

4. Повторное чтение

Повторное чтение проводится, если Вы видите, что ребенок не запомнил большее количество информации. Если текст короткий и простой, повторное чтение можно не делать.

5. Составление плана пересказа

Научить ребенка пересказывать текст помогает пошаговый план. План может быть словесным (используется для школьников) и иллюстративный (используется для детей дошкольного и школьного возраста).

Учить школьника пересказывать текст предпочтительнее с помощью письменного, а не иллюстративного плана. Т.к. полученные навыки составления письменного плана помогут вашему ребенку с изложениями и сочинениями на уроках русского языка. План может быть развернутый и сокращенный. Пример развернутого плана: «В первом абзаце автор рассказывает нам о том, как кошка решила съесть воробья». Данное предложение записывается в тетрадь и является опорой при пересказе. Сокращенный же план составляется по ключевым словам «Кошка, голодная, воробей».

Иллюстративный план – картинки, сюжетные или предметные, по которым ребенок восстанавливает происходящие события. Хороший пример сюжетных картинок: шпаргалки для мамы "Рассказы в картинках. 3 - 10лет"

Так же план для будущего пересказа ребенок может нарисовать сам или с помощью взрослого. Зарисовывать следует быстро и схематично. Не нужно рисовать дедушку целиком, достаточно просто наметить бороду или усы.

6. Непосредственный рассказ ребенка

Ваш малыш начал рассказ, не перебивайте, слушайте внимательно. При затруднении помогайте наводящими вопросами. Можно деликатно поправлять. Пересказывать станет интереснее, если включить элементы игры. Вырежете в листе картона окошечко и скажите, что сегодня он будет рассказывать «О кошке» по телевизору. Этот нехитрый прием поможет ребенку заниматься с удовольствием!

Чем старше ребенок, тем более сложные требования предъявляют учителя к пересказу. В средних и старших классах педагоги задают пересказы по биологии, истории и др. Помните, что лучше всего запоминается структурированная информация. Поработайте с текстом, выделите основные моменты, которые обязательно нужно включить в пересказ.

Пересказ полезен только в том случае, если ребенок понимает его содержание, иначе пересказ превращается в неинформативную зубрежку. В случае необходимости помогите ребенку разобраться в материале. Взрослым тоже бывает полезно освежить школьные знания!

Для того чтобы выяснить основные моменты произведения, его необходимо тщательно проанализировать. К сожалению, не все знают, с чего следует начать эту работу. План анализа рассказа поможет структурировать мысли читателя и качественно раскрыть все аспекты произведения.

С чего начать?

Любой школьник сталкивался с задачей проанализировать текст. Как правило, на уроке литературы это произведение, включенное в школьную программу. Но что делать, когда подробный рассказа нужно выполнить самостоятельно? Стоит начать с постановки цели.

Если основной задачей является анализ эпизода в рассказе, тогда следует определить его роль в нем. Как правило, к изучению предлагается одна из важнейших сцен в произведении. Например, как проявил себя герой в том или ином случае, какие его черты раскрылись при этом.

Но зачастую учитель требует проанализировать рассказ целиком, а для этого нужно более подробно изучить произведение.

Основные аспекты

Вы внимательно прочитали текст, теперь необходимо составить план анализа рассказа.

Начните с определения его темы. Обычно их в тексте несколько: темы дружбы, преданности, долга, любви. Необходимо выявить самые основные.

Теперь стоит перейти к описанию главных героев. Это не только внешний вид, который тоже немаловажен, но и основные черты характера персонажей. После переходим к роли героев в раскрытии проблематики рассказа. Их взаимоотношения также являются важным аспектом плана.

Второстепенные герои нередко играют важную роль в произведении. Литературный анализ рассказа должен включить и их описание и характеристику.

Композиция и ее составляющие

Далее переходим к структуре самого рассказа. Каждое произведение имеет индивидуальные особенности построения. Для начала определим пролог, то есть момент предварения основного действия. После перейдем к завязке и опишем момент начала конфликта или проблемы произведения.

Теперь необходимо выявить развитие действия в рассказе. Эта часть композиции обычно самая продолжительная. В ней мы увидим главных героев, их описание, основные события. А вот самый острый момент в рассказе называют кульминацией. Это событие, в котором раскрываются все тайны произведения, происходят самые напряженные действия. Теперь осталось лишь закончить анализ композиции развязкой. Это такой элемент, который снимает так называемое напряжение после кульминации, описывает, что стало с героями после произошедших событий.

План анализа рассказа

Заканчивая исследование произведения, осталось определить его художественное своеобразие. Следует указать творческую манеру любого писателя, которая отличает его от других авторов. Средства использованной художественной выразительности, найденные вами в тексте, сделают анализ более полным и глубоким. Не забудьте об эпитетах, олицетворениях, метафорах и других тропах.

После этого приступите к выводу, который будет включать в себя авторское отношение к проблеме, а также ваше собственное мнение и впечатление.

Перечислим основные пункты, которые содержит план анализа рассказа по литературе:

  1. Тема рассказа.
  2. Идея.
  3. Анализ главных героев.
  4. Второстепенные персонажи.
  5. Особенности композиции.
  6. Средства выразительности, использованные в тексте.
  7. Впечатление читателя.

Теперь вы легко проанализируете любой рассказ, используя нашу статью. Основные аспекты плана, представленные нами, помогут вам выполнить глубокую и качественную работу.

Привет всем, кто решил познавать искусство письма! С вами Анна – копирайтер с двухлетним стажем, написавший более 500 статей. Сегодня у нас важный урок.

Думаю, вам не раз встречались тексты в интернете, в которых сложно уловить суть. Автор резко переходит от одной мысли к другой, отходит от темы. Хочется закрыть этот кошмар и забыть о нем.

Чтобы вы избежали участи горе-писателя, работы которого никому не нужны, я вам покажу, как составить план текста просто и правильно, также объясню, что это такое.

Пользуйтесь моими советами, чтобы подняться на новый уровень в копирайтинге.

План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.

Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.

Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:

  • избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
  • сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
  • благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
  • количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.

Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

Составляем структуру правильно: подробная инструкция

Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.

Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.

С чего начать и как закончить:

  1. Прочитайте текст 2 – 3 раза. Делайте пометки, записывайте идеи по ходу чтения. Если пишете из головы, и вам не нужно изучать конкурентные статьи, тогда пропускайте этот шаг.
  2. Задайте себе два вопроса: какова его тема, для чего написан материал. Так вы сразу определитесь с главной мыслью.
  3. Присмотритесь к каждому абзацу и подумайте, где ключевой момент, в чем его смысл? Часто абзац – это уже законченная мысль, которую можно внести в структуру как подзаголовок. Не останавливайтесь на деталях. Нас интересуют только действие, сюжетный поворот.
  4. Оставьте список на несколько минут, отдохните. Перечитайте его. Понимаете ли вы, о чем работа, только взглянув на него? Да – вы все хорошо проработали, нет – надо дорабатывать.
  5. Перепишите план в чистовик, используйте по назначению.

Несколько советов на дорожку:

  1. Незнакомые слова, понятия, которыми будете пользоваться, выписывайте отдельно. Обязательно уточните их значение.
  2. Не повторяйтесь. Если одно и то же слово напрашивается несколько раз, замените его синонимом.
  3. Не бойтесь доработок. Если, вернувшись к списку через несколько минут, вы хотите внести правки, то делайте это.
  4. План текста для публичного выступления должен быть коротким. Один пункт состоит максимум из 2 – 3 слов.
  5. Оформляйте пункты цифрами, а подпункты маркированным списком.

Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.

Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.

Какие виды планов существуют?

План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

Тезисный

Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.

Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.

Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:

  1. Жил старче небогато со своей старушкой.
  2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
  3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
  4. Недовольная старуха послала старика за избой.
  5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
  6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
  7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
  8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.

Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с , материал будет приятно читать.

Вопросительный

Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.

Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:

  1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
  2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
  3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
  4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
  5. Что произошло со стариком и его женой в конце?

Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

Назывной

Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.

Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:

  1. Встреча старика и золотой рыбки.
  2. Прихоти старухи.
  3. Старик и старуха у разбитого корыта.

Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

Опорный

Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.

Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.

Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:

  1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
  2. Три желания старухи.
  3. Отказ рыбки.
  4. Разбитое корыто.

Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

Смешанный

Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.

Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:

  1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
  2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
  3. Три желания старухи.
  4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
  5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.

Можете им пользоваться для любых целей.

Простой и сложный

Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?

Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.

Например, сказку “Колобок” можно представить так:

Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.

Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

Как жанр статьи влияет на создание структуры?

Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:

  1. Научная работа строится так, чтобы пошагово доказать определенную теорию, закономерность. Автор излагает аргументы, в подтверждение приводя документы, ссылаясь на авторитетные источники. Читатель постепенно идет к выводу – основной идеи материала, которая находится в конце.
  2. Яркая заметка, новость и обзор пишется в другой последовательности. Первые пункты – важная, привлекающая внимание информация, середина подробно раскрывает изложенное в начале, а конец – обобщение, дополнительные сведения.

Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.

Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.

Типичные ошибки + примеры

В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся и готовы вам помочь.

А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:

  1. Нарушение логической связи, каждый пункт живет отдельной жизнью.
  2. Пункты пересекаются между собой, смысловые границы нарушены. Автор не смог разделить текст на ключевые моменты или слишком детально описал содержание.
  3. Все пункты указывают на второстепенную информацию. Скорее всего автор не сумел определить идею, тему статьи.
  4. Пропущены вступление, заключение.
  5. Автор подобрал неправильные слова для названия пунктов. Невозможно понять, о чем идет речь.
  6. Длина пункта превышает 9 слов, напоминает абзац.
  7. Размер пунктов, вид слишком различаются. Это допустимо только при написании комбинированного плана.

Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.

Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.

Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”

  1. Когда ребенок учится говорить?
  2. Ребенок не говорит.
  3. Что нужно говорить малышу?
  4. Как научить ребенка говорить быстро и четко?
  5. Частые ошибки, которые совершают родители: мало читают ребенку, заставляют учиться, ругают.

Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.

Какие ошибки здесь допущены:

  • Пункт 1 – лишнее. Мы ведь говорим о том, как научить малыша разговаривать, а не когда. Про это лучше написать отдельный текст.
  • Пункт 2 – тезисный, а мы оформляем все вопросами. Выглядит аляписто, нелогично.
  • Пункт 3 можно сделать подпунктом для удобства восприятия.
  • Пункт 5 длинный, однородные члены после запятой надо оформить подпунктами.

А вот исправленная версия:

  • Вступление.
  • Как научить говорить ребенка быстро и четко:
    • чтение вслух,
    • развивающие скороговорки,
    • артикуляционная гимнастика,
    • много общения,
    • словесные игры.
  • Почему ребенок не разговаривает?
  • Типичные ошибки родителей:
    • назойливое обучение,
    • недостаток внимания.
  • Заключение.

Учитесь писать подобные тексты для , чтобы зарабатывать.

Заключение

План – опора, помогающая собрать мысли в кучку. Когда я начинала на бирже статей, я и понятия не имела, как он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.

А вы уже пробовали составлять планы? Заметили, как проще пишутся статьи? Пишите комментарии. Поделитесь своим опытом.

Подписывайтесь, чтобы стать независимым, свободным фрилансером! У нас целый цикл статей по копирайтингу и фрилансу.

Я желаю вам удачи!

Литературное чтение — боль. И учебник неплохой, и составлен хорошо. Но как представлю, ЧТО нужно знать к аттестации, становится плохо. И тут два варианта: первый — плюнуть на оценку и заниматься в своё удовольствие, второй — всё же подзубрить имена-отчества, соответствия текстов разделам и прочую не очень нужную в данном возрасте «мишуру», за которой настоящей литературы и не видно. А пока я взяла и изучила текст планирования к литературному чтению учителя начальной школы и сделала краткий конспект.

Учебник Л.Ф. Климановой

Цели изучения:

  • беглое выразительное чтение вслух, навык чтения про себя;
  • умение работать с разными видами информации;
  • навык активного слушания;
  • формирование нравственно-эстетического отношения к людям и миру, интереса к чтению;
  • умение самостоятельно отбирать книги для чтения;
  • развитие образного мышления и поэтического слуха;
  • расширение кругозора и умения связанно излагать свои мысли.
  • уметь различать тексты: описания, рассуждения, повествования;
  • уметь соотносить заглавие с содержанием текста, определять тему произведения, его главную мысль и дополнительную информацию;
  • уметь озаглавить текст, составить план текста;
  • знать: что такое сказка, рассказ, загадка, пословица, поговорка, считалка, прибаутка, стихотворение, сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность, музыкальность речи;
  • отличать художественные тексты от научно-познавательных;
  • уметь пересказывать выборочно, кратко (основная мысль) и полно (используя цитаты);
  • читать по ролям, писать изложение и сочинение.

В школе на литературное чтение в 3 классе отводится 136 часов, то есть — 4 часа в неделю. Дома, нам, наверное, придётся больше заниматься.

А вот интересно — цели , которые ставят перед собой учителя начальных классов, вернее, Минобрнауки России. Чему должны детей научить уроки лит. чтения? Оказывается, многому. И это «многое» для меня даже частично неожиданное. Судите сами:

  • сформировать чувство гордости за свою Родину и российский народ;
  • способствовать становлению ориентации на гуманистические и демократические ценности;
  • сформировать целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии культур и религий;
  • воспитание художественного вкуса на основе заучивания наизусть произведений худ. литературы;
  • развитие этики, доброжелательности, понимания, сопереживания, толерантности;
  • начальная адаптация к школе (только в 3 классе!);
  • формирование социальной роли обучающегося, осознание смысла учёбы, нравственных норм общения;
  • сотрудничество со сверстниками и взрослыми, навык избегания конфликтов на основе прочитанных произведений;
  • мотивация к творчеству, установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные навыки:

  • ставить цель и искать средства для её осуществления;
  • планирование, контроль и оценка учебных действий;
  • умение конструктивно действовать в ситуациях неудач и неуспеха;
  • умение находить информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях и других источниках информации;
  • умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать;
  • умение слушать собеседника, принимать его точку зрения и отстаивать свою;
  • распределять роли в совместной деятельности;
  • разрешать конфликты.

План по изучению в соответствии с содержанием учебника

Первые книги — 5 часов

  • Иметь представление о первых печатных книгах.
  • Знать, как выглядели книги Древней Руси, имя первопечатника, при ком была напечатана первая книга.
    • Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров.
    • Первая «Азбука». Наставления Библии.

Жизнь дана на добрые дела — 19 часов

  • Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову.
  • Объяснять смысл старинных пословиц. В.И. Даль – собиратель пословиц.
  • Пословицы разных народов о человеке и его делах.
  • Пословицы и поговорки русского народа.
  • Уметь объяснить изречения мудрых людей и соотносить их с современностью.
  • Уметь определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять и обосновывать свой выбор книги.
  • Уметь читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания. Читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту.
  • Уметь самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника.
  • Знать определения терминов «юмористический рассказ», «подробный пересказ», «выборочный пересказ».
  • Уметь устанавливать соответствие между автором и названием произведения.
  • Уметь составлять отзыв о прочитанном произведении, делить пословицы по смыслу на группы.
  • Давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.
  • Знать определение термина «притча».
    • Н. Носов. «Огурцы». Смысл поступка. Характеристика героя.
    • М. Зощенко. «Не надо врать». Смысл поступка. Характеристика героев. Пересказ.
    • Л. Каминский. «Сочинение».
    • М. Зощенко. «Через тридцать лет». Поступок героя.
    • Н. Носов. «Трудная задача».
    • Притча.
    • В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано». Инсценирование.

Волшебная сказка — 14 часов

  • Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Виды сказок.
  • Уметь относить сказки к одному из видов: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.
  • Уметь объяснять основные понятия.
  • Волшебные сказки. Уметь определять отличительные особенности волшебной сказки. Знать структуру волшебной сказки. Уметь находить волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.
  • Уметь кратко пересказать содержание от лица одного из героев. Определить в чем волшебство сказки.
  • Давать характеристику персонажей сказки, подтверждать свой ответ примерами из текста.
  • Знать о художниках-иллюстраторах сказок.
    • Русская сказка. «Иван – царевич и Серый волк». Составление плана
    • В. Васнецов. «Иван-царевич и Серый волк». Рассказ по картине.
    • В художественном музее. Мини-сочинение
    • Русская сказка. «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки.
    • Русская сказка. «Морозко». Характеристика героев сказки.
    • Русская сказка. «Белая уточка». Смысл сказки.
    • Русские сказки. По щучьему веленью…

Люби все живое — 20 часов

  • Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор – рассказчик, периодическая литература.
  • Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы, автор – рассказчик, периодическая литература.
  • Сравнивание художественной и научно – познавательной литературы.
  • Сравнение текста художественного произведения и текста из энциклопедии.
  • Читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и частями текста.
  • Особенности юмористического произведения.
  • Анализировать стихотворение.
  • Искать в тексте слова, выражающие отношение автора.
  • Определять смысл названия произведения.
  • Знать произведения В.Бианки для детей. Находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа; составлять план текста. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки.
  • Создание текста по аналогии. «Как муравьишке бабочка помогла добраться домой».
  • Составлять текст по аналогии.
  • Задавать самостоятельно вопросы к тексту, план для составления текста.
  • Знать автобиографию автора, уметь кратко пересказывать главы из произведения.
  • Составлять краткий рассказ о герое произведения.
  • Сравнивать художественные и научно-популярные тексты.
  • Делить текст на части в соответствии с планом, пересказывать основные события рассказа в соответствии с планом.
  • Пересказывать содержание произведения подробно и выборочно.
  • Знать названия научно-познавательных журналов для детей.
  • Знать детскую периодическую печать.
  • Ориентироваться в содержании журнала.
  • Отзыв на книгу о природе.
    • К. Паустовский. «Барсучий нос». Особенности художественного текста.
    • Пересказ. Барсук (из энциклопедии).
    • В. Берестов. «Кошкин кот». Выразительное чтение.
    • Б. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения.
    • В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в произведениях.
    • О. Полонский. «Муравьиное царство». Особенности научно – популярного текста. Краткий пересказ.
    • Тим Собакин. «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту.
    • Д. Мамин – Сибиряк. «Серая Шейка». Герой художественного текста. Его особенности.
    • Н. Носов. «Карасик». Смысл поступка героев.
    • М. Горький. «Воробьишко».

Картины русской природы — 12 часов

  • Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.
  • Рассматривать картину, описывать объекты картины, рассказывать о картине.
  • Выразительно читать стихотворение.
  • Находить в тексте средства выразительности. Знать определения и уметь находить в тексте тропы: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.
  • Знать автобиографию автора. Знать алгоритм заучивания стихотворений.
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.
    • И. Шишкин. «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине.
    • Н. Некрасов. «Славная осень». Средства художественной выразительности: сравнение.
    • М. Пришвин. «Осинкам холодно». Прием олицетворения как средство создания образа.
    • Ф. Тютчев. «Листья». Контраст как средство создания образа.
    • А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения.
    • И. Бунин. «Первый снег». В. Поленов. «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи.
    • К. Бальмонт. «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.
    • К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень».
    • Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов. «Парк». А. Саврасов. «Зима».

Великие русские писатели — 30 часов

  • Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация.
  • Великие русские писатели. В. Берестов. А. С. Пушкин. Краткий пересказ.
  • Анализировать стихотворения.
  • Знать биографию И. Билибина.
  • Читать басни. Определять главную мысль, нравоучение, мораль. Знать несколько крылатых выражений. Объяснять смысл басен.
  • Знать биографию великих писателей.
  • Уметь представлять книгу.
  • Уметь инсценировать басню, передать игрой характер героя.
    • А. С. Пушкин «Зимнее утро».
    • И. Грабарь. «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи.
    • А. С. Пушкин. «Зимний вечер».
    • Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.
    • А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета…
    • П. Брейгель. «Зимний пейзаж».
    • В. Суриков. «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине.
    • А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сравнение с народной сказкой.
    • И.Я. Билибин – выдающийся иллюстратор.
    • И. А. Крылов. Басни. И. А. Крылов. «Слон и Моська». Особенности структуры басни.
    • И. А. Крылов. «Чиж и голубь». Особенности структуры басни.
    • Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи.
    • Л. Толстой. «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.
    • Л.Н. Толстой. «Лебеди». Составление плана.
    • Л.Н. Толстой. «Акула». Смысл названия. Составление плана.
    • Л. Толстой. «Волга и Вазуза». Особенности жанра.
    • Л. Толстой. «Как гуси Рим спасали». Особенности жанра.
    • Наш театр. И. Крылов «Квартет».

Литературная сказка — 19 часов

  • Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.
  • Соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль.
  • Переводная литература для детей.
  • Читать про себя и вслух небольшой текст с последующим пересказом его содержания.
  • Называть изученные произведения переводной литературы.
  • Выявлять особенности переводной литературы.
    • В. Даль «Девочка — Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. Особенности литературной сказки.
    • В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев.
    • Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». Герои произведения.
    • Б. Заходер. «Вини-Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы.
    • Р. Киплинг. «Маугли». Особенности переводной литературы. Герои произведения.
    • Дж. Родари «Волшебный барабан».
    • Тим Собакин. «Лунная сказка».
    • Ю. Коваль. «Сказка о серебряном соколе».
    • С. Михалков «Упрямый козленок».

Картины родной природы — 18 часов

  • Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.
  • Знать автобиографию Есенина.
    • Б. Заходер. «Что такое стихи?»
    • И. Соколов-Микитов. «Март в лесу».
    • Устное сочинение на тему « Мелодии весеннего леса».
    • А. Майков. «Весна». Е. Волков. «В конце зимы». Е. Пурвит. «Последний снег». Прием контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы.
    • С. Есенин. «Сыплет черемуха…». В. Борисов-Мусатов. «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы.
    • С. Есенин. «С добрым утром».
    • Ф. Тютчев. «Весенняя гроза». Прием звукописи, как средство создания образа.
    • А. Васнецов. «После дождя». И. Шишкин. «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства.
    • О. Высотская. «Одуванчик». З. Александрова. «Одуванчик». Сравнение образов.
    • М. Пришвин. «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов.
    • А. Толстой. «Колокольчики мои, цветики степные…». Авторское отношение к изображаемому.
    • Саша Черный. «Летом». А. Рылов. «Зеленый шум». Сравнение произведений.
    • Ф. Тютчев. «В небе тают облака». А. Саврасов. «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведений искусства.
    • Г. Юдин. «Поэты».
    • Я. Аким. «Как я написал первое стихотворение».

Сканы страниц учебника:

Часть первая, фото первое

Часть первая, фото второе

Часть первая, фото третье

Часть вторая, фото первое

Часть вторая, фото второе

Часть вторая, фото третье

Как видите, объём информации просто огромный! Обращаю внимание на то, что название раздела не всегда соответствует его содержанию, не понимаю логики формирования тем и произведений для учебника. Но делать нечего — сдавать аттестацию будет нужно, даже две — после каждого полугодия.

Скорее всего, мы будем:

  • читать произведения и некоторые заучивать наизусть;
  • пересказывать стихи и рассказы;
  • расшифровывать термины;
  • отличать произведения по видам;
  • обращать внимания на авторов, заучивать их биографии (неужели – всех??? Надо уточнить у учительницы);
  • учить фамилии, имена и отчества писателей, поэтов и художников;
  • соотносить автора с произведением, а произведение – с разделом, в котором оно изучалось (точно надо?)
  • писать сочинения по картинам, изложения по произведениям и отзывы на книги.

В общем, литературное чтение будет идти ежедневно, кроме выходных…

Сейчас нередко пишут рассказы в школах и на филологических факультетах вузов. Иногда полёт фантазии ничем не ограничен, а в ряде случаев необходимо создать произведение на заданную тему. Безусловно, на факультетах журналистики посвящают достаточно много времени объяснению всех нюансов написания рассказа и его плана, а вот в школе это зачастую невозможно преподнести подробно. Обычно ученики пишут рассказы по картине, о своей семье, своих интересах и повседневной жизни, а также посвящают первое произведение прочитанной книге или увиденному фильму. Рассказ может чем-то напоминать сочинение, но он должен иметь все признаки самостоятельного короткого произведения: сюжет, действующие лица, композиция. Чтобы выполнить работу хорошо, грамотно и чётко, необходимо в первую очередь составить план рассказа, в меру подробный и точный, а затем уже в соответствии с ним писать текст. Если вы пишете рассказ для себя или собираетесь публиковать его, вам тоже очень пригодится грамотный план – с ним работать значительно легче, произведение в итоге получится логичным и интересным.

Составляем план рассказа правильно. Основные принципы написания плана, рекомендации
Работа над хорошим рассказом обязательно включает в себя составление плана. Даже если у вас есть вдохновение, вам кажется, что произведение уже сложилось в голове, осталось только записать его целиком, всё равно необходимо сначала всё кратко отразить на бумаге. Лучше всего делать это чётко, по пунктам. Это и будет планом вашего рассказа.
  1. Перед началом работы над рассказом вам нужно определить его тему, идею, основное направление. От этого во многом будет зависеть и содержание вашего плана. Например, рассказывая о своей семье, вам понадобится не только перечислить ваших близких, но и постараться связать повествование в единое целое, сделать плавные переходы, чтобы текст не превратился в сухое перечисление фактов. Также стоит сразу обозначить и ваше место в семье, поскольку вы пишете не об абстрактной семье, а именно о своей. На этом нужно сделать акцент. Когда тема вам задана, обязательно напишите её в верхней части листа, где вы будете составлять план. Данная запись будет вам постоянно напоминать об основном направлении текста, поскольку сильно уклоняться от темы не стоит.
  2. Если вы сами придумываете тему, постарайтесь выбрать наиболее понятное и доступное вам направление. Пишите рассказ самостоятельно, не копируйте его из имеющихся источников. Даже если создание собственного произведения покажется вам слишком сложным, на этапе составления плана вы убедитесь, что такая работа вполне посильна. Главное – ориентироваться в выбранной теме, владеть необходимой информацией, чувствовать себя свободно. Вы можете написать рассказ о себе, о случае из своей жизни (каникулы, поход на какое-либо мероприятие, знакомство с интересным человеком), о понравившемся фильме, книге. Важно составить план рассказа, который будет полностью соответствовать содержанию будущего текста. Не забывайте о вашей теме и сразу записывайте её на листке с планом. Каждый пункт вашего план должен быть напрямую связан с темой. Больших отступлений не делайте, поскольку рассказ – это малый жанр прозы. Вам нужно в небольшом объёме понятно и подробно раскрыть тему вашего рассказа.
  3. Не позволяйте вдохновению уводить вас от продуманного плана. Для этого обязательно включите в него все важные и яркие детали. Кратко записывайте их прямо в соответствующих пунктах плана. Например, если в одной из частей развития действия вам нужно рассказать интересный случай, характеризующий героя рассказа, обозначьте этот момент в плане в сжатом виде.
  4. Вам потребуется тщательно составить план рассказа на заданную тему, грамотный и продуманный. Отнеситесь к этому делу ответственно. Даже если план не будет проверять преподаватель, пишите его так, как будто вам нужно сдавать его на проверку. Помните, что от чёткости и логичности, полноты вашего плана во многом зависит успех работы в целом. Не отвлекайтесь, не отступайте от темы, сосредоточьтесь и пишите тщательно. Хороший план поможет вам создать действительно достойный рассказ.
  5. Помните о необходимых для рассказа деталях и отражайте их в вашем плане:
    • герои должны быть обрисованы достаточно конкретно, чтобы читатель мог их представить;
    • хорошее описание не обязательно отличается излишней подробностью, в рассказе лучше писать более лаконично и ёмко;
    • герои раскрываются в произведении не только внешне, но и внутренне;
    • добавьте два-три интересных момента, яркие детали, которые привлекут внимание читателя.
    Например, когда вы решили несколькими запоминающимися штрихами обрисовать образ героя, запишите их кратко именно в тот пункт плана, который соответствует планируемой части рассказа, где и будут фигурировать эти детали
  6. Сразу запишите всех действующих лиц вашего будущего рассказа. В плане они должны идти после заголовка и краткого (две-три фразы) содержания произведения. Список героев может напоминать те списки, которые вы видели в пьесах. Прямо в нём обозначьте связи героев друг с другом, добавьте сжатые характеристики. Например: «Катя, дочь Натальи, весёлая девочка десяти лет».
  7. Если вам нужно составить план рассказа по картине, особенно тщательно продумайте композицию вашего текста. Она не просто должна быть хорошей и гармоничной сама по себе: вам необходимо соотнести её с композицией картины. Выделите самое главное в картине и постепенно подходите к его описанию, сделайте ваши выводы и обрисовку центрального в картине кульминацией рассказа. Обращайте внимание на детали, цветовые переходы, особенности построения композиции и ярко описывайте их в рассказе.
  8. В плане отразите развитие действия вашего рассказа. Постарайтесь разделить его на большее количество пунктов, чтобы по плану можно было спокойно проследить за связью событий. Когда вы подробно запишете сюжет, вам будет проще не только создать сам текст рассказа, но и внести необходимые коррективы ещё до написания основного текста. Помните, что в рассказе затягивать и усложнять сюжет не нужно, поскольку форма вашего произведения диктует краткость и лаконичность изложения. Не отвлекайтесь на боковые сюжетные линии, отступления, придерживайтесь одного, центрального направления.
  9. Особое внимание уделите в плане кульминации и развязке рассказа. Именно эти части должны быть наиболее интересными, яркими и запоминающимися, чтобы не разочаровать читателя. Кратко запишите основную суть в соответствующие пункты плана.
  10. Следите за соотношением частей вашего рассказа. Старайтесь не делать их слишком разными по объёму. Отличный вариант – записывать приблизительно предполагаемый объём, количество предложений данной части будущего рассказа, в каждом пункте.
Составление плана рассказа. Ход работы
Работайте по алгоритму, чтобы составить план рассказа правильно.
  1. Сначала обдумайте тему вашего рассказа.
  2. Обозначьте основной круг вопросов, маленьких подтем, которые вы затронете в рассказе. Запишите всё на листочек.
  3. Отразите тему вашего рассказа.
  4. Запишите имена действующих лиц, обозначьте их отношения друг с другом, особенности.
  5. При составлении плана не забывайте о теме, не отступайте от неё, поскольку ваше произведение будет отличаться краткостью.
  6. Пишите подробный план. Используйте деление на пункты и подпункты, например: 2, 2.1, 2.2, 2.3, 3, 3.1, 3.2. Так вам будет удобно выделять смысловые части по их значимости.
  7. Сразу записывайте в пунктах, какому примерно объёму рассказа они соответствуют.
  8. В плане отразите развитие сюжета.
  9. Придерживайтесь классической композиции:
    • вступление: описание места действия, знакомство с персонажами;
    • завязка: интересное событие, с которого начинает развиваться сюжет;
    • развитие действия;
    • кульминация: самый напряжённый момент в тексте;
    • развязка: описание того, к чему привели действия героев;
    • заключение.
  10. Особое внимание уделите кульминации и развязке.
  11. Не «теряйте» героев в вашем плане, не забывайте о действующих лицах: если персонаж появился в рассказе, нужно обозначить его роль в повествовании.
  12. Постарайтесь сделать план гармоничным, продуманным, части должны соответствовать друг другу объёмом.
Пишите план тщательно, подробно, помните основные рекомендации, тогда ваша дальнейшая работа над рассказом пойдёт гораздо лучше.