Мастер класс «Рисование для самых маленьких».


Шатохина Рита Вячеславовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Саратовской области».
Данный мастер класс предназначен для педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ. Мастер класс будет также интересен маленьким художникам от 4 лет и их родителям.
Назначение: данный мастер класс – это небольшой курс по рисованию для самых маленьких, в котором показаны способы рисования геометрическими фигурами.
Цель: создание условий для получения навыков рисования.
Задачи: научить ребёнка, как рисовать знакомые образы с помощью геометрических фигур;
прививать навыки аккуратно работать с красками и кисточкой;
развивать творческую фантазию и мелкую моторику руки.
На занятия в моё объединение приходят ребята совсем ещё маленькие, но им очень хочется рисовать. Из опыта работы с детьми я поняла, что им проще рисовать геометрическими фигурами. Рисуют дети по моему показу, поэтапно. Начиная занятие, я никогда не говорю детям, что мы сегодня будем рисовать. По опыту знаю, что им так интересней. В процессе они угадывают, кого рисуют, и им это доставляет много радости. А рисунки получаются у всех разные.

Мастер-класс по рисованию для детей «Улитка»

Приготовьте: альбомный лист А4, краски акварельные, кисти разных размеров, баночку для воды и салфетку.


Перед тем, как начать рисовать, я говорю детям, что краски спят и их надо разбудить, аккуратно поглаживая их кисточкой, первой разбудим жёлтую краску и начнём рисовать.
Рисуем в центре листа колобок, постепенно раскручивая кисть, а затем рисуем коричневой краской дугу.


Превращаем дугу в петельку.


Рисуем рожки и закрашиваем.


Украшаем домик улитки.


Рисуем глаза, рот улитки. Далее дети сами придумывают и украшают фон рисунка: где находится улитка?


Работы детей:


Мастер-класс по рисованию для детей «Черепашка».

Рисуем в центре листа жёлтой краской «колобок», коричневой краской рисуем 4 петельки.


Пятая петелька рисуется больше по размеру, все петельки закрашиваем.


Рисуем глаза-круги, с начала белой краской, затем чёрной.


Украшаем панцирь черепашки. Ребёнок может придумать свой узор.

Мастер-класс по рисованию для детей «Рыбка»

Рисуем жёлтой краской «колобок», рисуем дуги: сверху и снизу, получился как бы глаз.


Рисуем рыбке хвостик-треугольник. Затем украшаем рыбку с помощью красной краски. рисуем прикладывая кисть: ротик, плавники.


Рисуем чешуйки, украшаем хвостик.


"Печатаем" кисточкой: рисуем камушки и воду, проводим линии зелёной краской-водоросли.


Рисуем рыбке глаз чёрной краской. Чёрная краска любит пошалить, поэтому с ней мы особенно аккуратны.

«Зимняя полянка».

Берём лист голубого цвета, формат А4. Рисуем колобки белой краской. Проводим линии, рисуем сугробы.


Коричневой краской рисуем ствол и веточки деревьев, руки, глаза, рот и метлу снеговику.


Украшаем рисунок снежинками. Украшаем снеговика: рисуем ведро на голове и шарфик. Дети дополняют рисунок, украшают.


По такому же принципу можно нарисовать осенний лес, только изначально колобки будут жёлтым, оранжевым и зелёным, а листопад, рисуем прикладывая кисточку, печатаем.Работы детей:


Мастер-класс по рисованию для детей «Ёжик».

Рисуем «колобок» коричневой краской.


Рисуем носик-треугольник.

Работа ребёнка.
Рисуем ёжику полянку, дети фантазируют.



Работа ребёнка:

Мастер-класс по рисованию для детей «Лягушка».

Берём лист голубого цвета, формат А4. Рисуем в центре «колобок» зелёной краской.


Рисуем ещё один «колобок», а сверху два «мостика».


Рисуем лягушке лапки, обращаем внимание детей, что лапки у лягушки различаются своим строением, что помогает лягушке хорошо прыгать и удерживаться даже на самой скользкой поверхности.


Рисуем лягушке рот, глаза. Украшаем картину, предварительно побеседовав с детьми: где живёт лягушка?

Мастер-класс по рисованию для детей «Петушок».

Рисуем большой колобок-туловище, колобок поменьше – голову. Соединяем их плавными линиями, получается шея.


Рисуем петушку ноги-треугольники и хвост, линии-дуги.


Красной краской рисуем петушку гребешок (мостики), клюв и бородку, прикладываем кисть.


Рисуем петушку ноги.

Рисование – один из способов детского самовыражения. Сначала малыш рисует каракули, нечто, описываемое в стишке «палка, палка, огуречик, получился человечек», потом его талант растет, и кроха подчас может выдавать настоящие шедевры. Но что делать, если у малыша не получается рисовать так, как он хочет? Из-за этого ребенок расстраивается и впадает в уныние.

Или другой пример: малыш замечательно с упоением рисует, но как сделать этот его талант по-настоящему профессиональным? Как подтолкнуть ребенка на «путь художника»? Другими словами, как научить ребенка рисовать? Об этом пойдет речь далее.

Когда учить ребенка рисовать?

Все детки имеют склонность к творчеству, и сложно найти малыша, который не любил бы рисовать.

Интересоваться миром красок и карандашей малыши начинают уже в 7-8 месяцев. В этот период происходит скачок развития, дети находят все больше нового и интересного вокруг себя.

В это время можно показать им простые рисунки, а также поэтапно (1-2 этапа) объяснить, как их рисовать. Пусть мама сама орудует карандашом на бумаге, а малыш следит за этими манипуляциями. Скорее всего, он и сам потянется к карандашу. Не стоит препятствовать этому. Предоставьте малышу полную свободу творчества.

Но, разумеется, о хоть сколько-нибудь профессиональном рисовании в 8-12 месяцев речи не идет. Научить малыша творить на более высоком уровне можно позже. В 2 года ребенок уже способен держать кисточку и карандаш правильно, то есть в кулачке, а тремя пальцами. В этот период можно начинать понемногу приобщать малыша к художеству. На ранних этапах можно обойтись домашним обучением (о нем пойдет речь ниже), но если вы всерьез решили вырастить второго Васнецова или Айвазовского, лучше отдать чадо в специальную художественную школу.


Подготовительный этап

Приобщение ребенка к творчеству – процесс крайне увлекательный, но и довольно затратный. Пока вы не поймете, что больше по душе вашему чаду – краски или карандаши, – придется купить и то, и другое.

Для начала приобретите:

  • листы бумаги (это лучше, чем альбом);
  • акварельные краски;
  • гуашь;
  • цветные карандаши и фломастеры;
  • простые карандаши;
  • цветные мелки или пастель;
  • кисти – лучше белку, колонок;
  • позже можно купить акриловые и масляные краски.

Очень интересно смотрятся рисунки на стекле. Они делаются специальными витражными красками, которые можно приобрести в художественных магазинах.

Поэтапно предлагайте крохе тот или иной инструмент для рисования.

Перед началом творческого процесса наденьте на ребенка старую одежду, которую не жалко запачкать. Подготовьте поле для деятельности: можно расположиться даже на полу! Создайте атмосферу: включите музыку, откройте шторы, чтобы в комнате стало светлее.

А теперь начинайте творить!


Осваиваем рисование карандашом

Перед тем как научить ребенка рисовать карандашом, необходимо познакомить его с основными геометрическими фигурами. Именно из них на первых порах будет состоять рисунок.

Следующий этап – раскрашивание. Начните с крупных раскрасок. Пусть малыш научится орудовать карандашами и аккуратно закрашивать детали рисунка.

  1. Найдите в Интернете простой урок, где поэтапно показано рисование любого предмета. Вместе с малышом выберите то, что будете рисовать.
  2. Возьмите один лист себе, другой дайте чаду. Поэтапно рисуйте картинку, следите, чтобы ребенок повторял за вами.
  3. Сначала картинка малыша будет несколько топорной, лишенной плавных линий и изгибов, но со временем он научится рисовать более аккуратно и красиво.
  4. Позже (в возрасте 6-7 лет) чадо можно познакомить с такими понятиями, как блик, тень, рефлекс. Для этого лучше отдать малыша в специальный кружок, где работают профессиональные художники.


Как научить малыша рисовать акварелью?

Акварель – это одна из лучших красок для обучения ребенка от 5 лет рисованию.

Для начала лучше выбрать обыкновенную медовую акварель – 12 или 18 цветов. Бумага – обычный ватман.

Подготовка

  1. Бумагу слегка намочите и прикрепите кнопками к доске или планшету.
  2. Акварельные краски разведите на специальной палитре.
  3. Подготовьте кисточки (беличьи или колонковые) и стакан с водой.

Рисование

  1. Для начала объясните ребенку, что есть всего три базовых цвета (красный, синий, желтый), а также покажите, как, смешивая их между собой, можно получить новые цвета.
  2. Пусть малыш попробует смешать краски на отдельном листе.
  3. Объясните чаду, что рисование акварелью требует скорости движения. Картину, нарисованную этой водной краской, сложно исправить, особенно, когда та высохнет.
  4. Начинайте рисовать. Поэтапно покажите малышу, как изобразить небо, деревья, дома. Помните, что начинать рисование нужно с фона, поэтапно накладывая новые слои.


Несколько интересных техник

Как научить ребенка рисовать карандашом или акварелью? Ответ прост: нужно позволить малышу поработать в разных техниках. Гуашь, цветные карандаши, пастель – все это вроде бы знакомо и даже банально, но творческий процесс не терпит обыденности. Создавать картины можно совершенно удивительными способами. Несколько таких техник представлено ниже.

Рисуем ладошкой

Ваш ребенок (этот способ можно предлагать даже малышам 2-3 лет) будет в восторге от такого рисования, ведь в глубине души каждому карпузу хочется, не сдерживая себя, пачкать все краской.

  1. Застелите пол газетами или большой клеенкой, положите на нее лист ватмана, в блюдца налейте разноцветные краски, подготовьте рулон бумажных полотенец и глубокую миску с водой.
  2. Пусть малыш «макает» ладошки в краску и, оставляя отпечатки на бумаге, творит свою картину.
  3. Время от времени руки ребенка следует мыть, чтобы картина не получилась грязной.

Для такой техники выбирайте только безопасные натуральные краски.

Рисование губкой

Нарисованные губкой картины выглядят очень необычно и красиво.

  1. Подготовьте блюдца с краской, миску с водой и несколько кусочков обычных губок для уборки дома.
  2. Лучше, если у губки будет четкая форма, например круг, прямоугольник.
  3. Нарисованную губкой картину можно дорисовать фломастерами или кистью.

Лучше взять несколько губок, чтобы рисунок получился более интересным, а процесс рисования – занимательным.

Восковые рисунки

Для рисования возьмите обычную парафиновую или восковую свечу. На листе бумаги вместе с ребенком нарисуйте узоры или напишите слова. Сначала все нарисованное будет невидно глазом, но успокойте малыша: чудеса начнутся, когда в дело вступят краски!

Аккуратно закрашивайте лист акварелью. Краска будет скатываться с вощеных частей листа и образовывать красивую необычную картину.


Кружок рисования: за и против

Отличный способ как научить ребенка рисовать, так и развить его коммуникативные навыки – отдать его на специальные занятия. Как и все кружки, такие занятия имеют свои плюсы и минусы:

Плюсы:

  • занятия ведет опытный художник;
  • ребенок общается с детьми своих лет, в группе присутствует дух соперничества, а значит, мотивация не лениться;
  • мотивацией являются периодические выставки и конкурсы;
  • обучение проходит по специальной программе.

Минусы:

  • занятия происходят в группе, и у преподавателя не всегда есть время подойти именно к вашему чаду;
  • занятия платные (часто довольно дорогие);
  • уроки лучше не пропускать, чтобы не отстать от группы.

Также можно отдать малыша на индивидуальные занятия по рисованию. Но помните, что стоимость таких занятий в разы выше, чем занятий в группе. Также в индивидуальных уроках нет соревновательного настроя.

Еще один способ обучить ребенка живописи – видеоуроки. Их можно скачать в Интернете или купить готовую программу в специализированных магазинах.

Со скольких лет отдавать ребенка учиться живописи профессионально, каждый родитель решает сам.

Заключение

Сколько бы лет ни было вашему чаду, учить его рисованию никогда не поздно. Будете ли вы это делать дома или же отдадите ребенка на специальные уроки, важно все делать поэтапно, чтобы не отбить у малыша желание творить.

В этой статье:

Современная педагогика стремится развивать в детях таланты, творческое мышление . Один из методов занятий с малышами дошкольного возраста - рисование. Так проще научиться выражать свои чувства и эмоции, рассказывать о своих переживаниях.

Развитие творческого мышления поможет ребенку в дальнейшем. Почему бы и не заняться этим? Ваш ребенок вполне может открыть у себя настоящий талант! Для этого преподавателям рекомендуется показывать детям разные способы рисования .

Для мотивации к творчеству используются игровые подходы и поощрения. Для детей это погружение в сказку, которую они же создают на листе бумаги. Яркие краски и карандаши, спокойная атмосфера и доброжелательное отношение воспитателя или родителя - это необходимо для того, чтобы маленький художник раскрыл свою душу.

Не ставьте запретов, не ругайте детей - они лишь пытаются показать вам, о чем и как думают. Для развития эмоциональной сферы рисование - один из лучших методов.

Зачем учить детей рисовать?

Дети обычно сами тянутся рисовать. Для них это очень простой, но интересный процесс - ручка или карандаш подчиняются их движениям. Сначала рисунки лишен всякого смысла – это лишь набор черточек и закорючек.

Затем родители показывают детям, как правильно рисовать . После этого ребенок открывает для себя этот интереснейший вид творчества. Конечно, существуют самые разные техники рисования для детей всех возрастов – не стоит ограничиваться только карандашами или красками.

В рисовании мы открываем себя миру. Демонстрируем то, что хотим сказать или показать, но не может сделать этого словами.

Лучше всего начинать уроки в раннем дошкольном возрасте : сейчас дети очень сенситивны .
Это важно еще и потому, что в возрасте 3-4 лет начинает активно развиваться логическое и абстрактное мышление. Рисование - это не только срисовывание, но и бескрайнее поле для воображения.

Придумывать мир, изображать героев сказок такими, как ребенок их видит, раскрашивать привычные предметы в самые необычные цвета - вот что дает нам этот вид творчества. Мы можем быть свободны в том, что делаем, менять мир так, как нам нравится. Дети, которые занимаются с детства (не просто рисуют, а с ними действительно занимаются родители или педагоги), впоследствии делают большие успехи в учебе и социальных взаимодействиях.

Что дает нам рисование

Развитие творческого навыка помогает детям. Для многих это отличный способ раскрепостится , снять какие-то внутренние психические ограничения. Это базис, позволяющий ребенку раскрыть свои творческие способности. Совсем
необязательно, что он будет рисовать в дальнейшем.

Возможно, лепка, музыка, литература привлекут его больше . Но главный урок уже получен: показывать себя миру, открывать свои мысли - это не страшно.

С развитием навыка рисования приходит лучшее понимание себя. Становление собственного «я» происходит быстрее, ведь человек нашел еще один способ связать свой внутренний мир с миром внешним - перенести на бумагу свои переживания, страхи, рассказать о том, что он любит и ценит.
Так гораздо проще знакомиться с миром и другими людьми .

Нельзя оценивать творчество детей негативно - это лишь создаст психические проблемы или же усугубит их. Творчество должно быть, с одной стороны, свободным, но с другой - иметь смысл, цель. Что хочет донести до нас художник? Для начала эту цель будет устанавливать педагог, а затем маленький художник сам сможет делать это. Причем не только в рисовании, но в учебе, общении, работе.

Формирование творческого мышления

У детей дошкольного возраста большой потенциал, который нужно развивать. Сейчас их мозг способен развиваться очень интенсивно, если давать ему пищу. Простые методы рисования быстро наскучивают детям. Интересные, нестандартные материалы и способы изображения привлекают их больше всего. Ведь такая деятельность сродни игровой.

Вы даете ребенку самые обычные предметы, но показываете, как их можно использовать для создания картины. Именно в свободной изобразительной деятельности самый большой коэффициент пользы для мозга . Развитие мышления, самовыражения - вот главная задача сейчас. Вы можете не только подготовить ребенка к школе, но и сформировать у него стремление к творческой деятельности.

Самовыражение ребенка

У детей не всегда есть способ выразить свои мысли и чувства. Особенно это относится к малышам 2-4 лет. Они еще не очень хорошо владеют речью , но через рисунок могут многое рассказать нам о себе, мире вокруг, семье и своих проблемах.

Через рисунок же эти проблемы можно
решить. Активное развитие мозга в этот период помогает развивать таланты . А творческая деятельность, в свою очередь, благотворно влияет на личность ребенка.

Развитие его способностей должно проходить рядом с человеком, который сможет направить его – мало кто из детей начал рисовать сам и достиг больших успехов.

Сейчас во всех детских садах воспитатели активно привлекают малышей к творческому самовыражению. Это помогает адаптироваться к новым условиям, научиться концентрироваться на процессе . Любое творчество - стимул для обучения и развития.

Как правильно учить детей рисовать?

Для малышей это веселое и полезное занятие. В процессе творчества они часто находят себя.

4 метода обучения рисованию

Это основные методы, которые педагог применяет для того, чтобы научить ребенка (или взрослого) чему-то. Для детишек дошкольного возраста все они подходят, а применяются в зависимости от ситуации и целей работы . Они указаны в определенной последовательности – по степени самостоятельности.

Начинать нужно с того метода, который предусматривает демонстрацию примера. Так проще разобраться в чем-то новом. Чем дальше продвигаются занятия, тем больше простора для творчества детей должно оставаться. Их больше не сдерживают рамки - теперь абстрактное мышление способно само устанавливать цели.

Информационно-рецептивный метод

Воспитатель показывает, как нужно работать – как пользоваться красками, кистями, карандашами, рисовать пальцами и т.д.

Он делает образец - простой, но понятный. Дети смотрят, задают вопросы, если что-то осталось неясным. На данном этапе воспитатель вводит их в мир рисования, дает базовые знания.

Его работа - некий образец, который первое время дети будут пытаться повторить. Им обязательно нужно сказать, что это - рисунок педагога, а их вариант может быть таким же, похожим или совсем другим. Пока что дети немного побаиваются «творить» сами, но их нужно настраивать на это.

Метод воспроизведения

Помогает довести какие-то навыки до автоматизма. Здесь дети повторяют одно и то же действие, пока оно не закрепится и не перейдет в навык. Подходит для работы с новым материалом, нестандартными методами творчества, которых дети еще не встречали. Это «разучивание», которое потом поможет им свободно, без стеснения использовать новый навык уже для создания собственной работы.

Эвристический подход

Учитель дает больше самостоятельности ребенку, позволяя ему продолжить заданную мысль. Здесь можно увидеть, как отличается подход каждого ученика к рисованию. Например, задается тема и какие-то обязательные объекты на картинке - все остальное будет выбором ребенка. Что еще изобразить? Каких персонажей добавить? На этом этапе обучения начинается активное развитие абстрактного мышления и воображения.

Метод исследователя

Свободное творчество. У детей может быть общая тема для работ. Например, их просят нарисовать картинку на тему
«осень». Это может быть все что угодно – как ребенок видит, знает, воспринимает осень.

Развитие его творчества тут связано с опытом, сенситивным восприятием, личным отношением. Все работы получаются разные - это и есть смысл занятия. Это создание своего собственного мира на бумаге, глядя на который, нам легче понять ребенка.

Как можно стимулировать желание рисовать?

Иногда для того, чтобы рисунок был более эмоциональным и отражал переживания ребенка, необходимо дополнительно стимулировать его воображение и психику. Есть несколько простых методов, которые знают воспитатели в детских садах и специальных кружках по рисованию.

Игра

Творчество преподносится как игра. Способов реализации множество . Например, детей делят на несколько команд,
которые состязаются между собой.

Задание может быть общим для всей команды, или же каждый вносит свой вклад, делая определенный рисунок. Затем все вместе обсуждают результаты работы , общаются между собой. Это важный стимул: дети не должны стесняться показывать свои рисунки . Конечно, все получат награду за участие в этом конкурсе-игре.

Внезапный сюрприз

Появление сказочного героя. Организовать это можно разными способами. Он зовет детей в свой мир, предлагая им какое-то задание. Такие живые, веселые уроки можно проводить перед праздниками. Дед Мороз приходит к детям с подарками и просит нарисовать новогодние картинки, рассказывает им сказку, предлагая проиллюстрировать ее.

Помощь

Маленькие дети знают много историй о том, что нужно помогать слабым. Они не откажут в помощи, если их кто-то попросит. Воспитатель приносит на урок игрушку, например котенка или собачку.

Этот персонаж просит о помощи - нарисовать для него теплый домик на зиму или любящую семью, в которую он бы мог пойти жить . Масса вариантов существует в этой ситуации. Дети с радостью реализуют свои идеи. Ведь пока у них еще не так хорошо развита речь, нарисовать на самом деле проще всего. Это занятие развивает эмоциональную сферу, эмпатию, сопереживание.

Эмоции воспитателя

Хорошим стимулом будут эмоции самого воспитателя. Дети видят, что он тоже вовлечен в деятельность. Это может быть выразительный рассказ или чтение детям стихотворения, сказки. По мотивам рассказанного нужно создать рисунок . Интересно, как эмоции одного человека переходят к другому. Все это направлено на развитие эмоциональной сферы, необходимой для творчества.

Создание комфортных условий

Первое, что необходимо сделать воспитателю или преподавателю - создать комфортные условия для творчества. В классе должно быть достаточно света. Это важное условие, ведь при недостаточном освещении можно
серьезно испортить зрение.

Психологи советуют включать тихую приятную музыку: она не отвлекает детей, а позволяет погрузиться в себя в поисках новых идей.

Самое главное здесь - психологический комфорт. Дети должны сосредоточиться на рисовании, не отвлекаясь на шум, разговоры, другие занятия. Воспитателю необходимо следить за дисциплиной. Всегда находятся дети, которым хочется заняться чем-то другим, привлечь внимание шутками. Этого нужно избегать. Дети 3-5 лет не могут концентрировать внимание долго, поэтому на занятие должно уходить не более 20-25 минут . Это время нужно провести с максимальной пользой.

Постановка задачи

Для детей необходимо поставить задачу. Малышам еще трудно самим определяться с темой, цветами, они не до конца осознают свои возможности. Постановка задачи должна быть четкой, но позволять ребенку выражать свое отношение к
теме работы
. Иначе вы получите совершенно одинаковые картинки, лишенные логики, души, эмоций.

Очень важно познакомить детей с картинами известных художников. Расскажите им немного о выборе темы, поговорите о картине. Пусть дети выразят свое отношение к ней - даже простые слова «мне она нравится» значат много. Так учитель рисования воспитывает в детях чувства гармонии, красоты, цвета, эстетики.

Материалы

Развитие навыка невозможно, если у вас всегда будут однообразные материалы: белый лист бумаги, 12 цветных карандашей… Это скучно, а ведь в дошкольном возрасте ребенку необходимо постоянно узнавать что-то новое: это
дает стимул для развития его психики и моторных навыков.

Рисование может быть очень разнообразным. Карандаши, краски, цветные фломастеры - это лишь начало . Для создания картин можно использовать клей и аппликации, блестки, объемные предметы, которые становятся частью рисунка.

Чем больше идей у воспитателя, тем больший эмоциональный отклик он получит от своих учеников. Для детей важно иметь выбор. Кому-то не даются краски, зато он делает очень красивые аппликации, умеет точно раскрашивать картинки. Предлагайте им разные виды работ, а материал сам найдется. Чем он сложнее и разнообразнее, тем активнее работает мозг . Это отличный тренинг для мелкой моторики и ситуативной логики.

Вы можете разместить разные материалы в центре комнаты. Скажите детям, что они могут выбирать все, что им нравится, для создания работы на определенную тему.

Здесь нет «проигравших», а есть 10-15 совершенно разных взглядов детей на наш мир. Конечно, так им будет интереснее создавать что-то, ведь не нужно следовать жестким правилам, а можно выбирать, пробовать, исследовать свои возможности.

Образы

Для начала выбираются простые и понятные: герои сказок, игрушки, животные, члены семьи. Все то, что уже знакомо. Как только дети привыкнут и освоятся с техникой работы (все равно с какой), можно вводить новые образы, подключать воображение. Например, расскажите детям про разных птиц, которые живут в вашем регионе. Покажите им картинки, расскажите что-то про них. А затем предложите выдумать свою собственную птичку и историю про нее :

  • где живет;
  • чем занимается;
  • что кушает;
  • куда летает.

Активное развитие воображения будет основано на уже увиденных образах. Так ребенок сможет придумать действительно сказочную птицу. Точно так же вы можете вводить другие образы, интересные детям.

Обсуждение работы

Не оставляйте картинки без комментариев. Для детей дошкольного возраста важно получить «обратную связь». Дело в том, что это мотиватор их творчества. Они привыкли, что за правильно выполненным действием следует похвала взрослого.

Дома это родители, а в садике или в кружке - воспитатель. Детям важно знать, что взрослые думают про их картинки, работы . Важно и мнение друзей.

Оставьте 5 минут для того, чтобы прокомментировать каждую картинку. Или же предложите подождать, пока краски высохнут, а потом повесьте все рисунки на доске и поговорите о них. Вы можете предложить каждому малышу самому сказать пару слов о том, что он нарисовал. Главное, чтобы среда для обсуждения была психологически комфортной . Обязательно похвалите всю картинку или какую-то ее деталь.

Детям 3-4 лет критика все еще кажется агрессивным действием. Лучше приберечь ее для более старших детей. В 5-6 лет развиваются психические механизмы оценки себя, «социальное я». Вы уже можете сказать ребенку, что, например, задумка очень интересная, но он выполнил картинку неаккуратно. Возможно, ему захочется переделать ее?

Что делать, если не получается?

Что ж, не всем дано быть художниками. Не акцентируйте внимание на том, что у ребенка не получается. Предложите ему помощь: дорисуйте что-то, подправьте. Причем делать это
нужно очень деликатно.

Ребенку становится очень обидно, если что-то не получается только у него одного, а других воспитатель хвалит . Это может разочаровать его и заложить основу для низкой самооценки и комплексов.

Нет такого понятия, как «плохо нарисовал». Все дети рисуют так, как могут, а это значит, что именно так они общаются с миром.Они доверили вам свое видение - уважайте это. Учите менее успешных так же, как и других, показывайте разные техники.

Возможно, в одной из них ребенок найдет себя . Тут важно, чтобы педагог понимал: все детки разные, и у кого-то абстрактное мышление развито очень хорошо, а у кого-то нет. Но это не повод для того, чтобы расстраиваться.

Само по себе рисование очень полезно для развития психики. Действия, движение, выбор цвета и формы - вот что важно на самом деле.

Движения рук помогают нервной системе развиваться , пальцы становятся более чувствительными, они могут выполнять мелкие движения. Работает логика, дети вспоминают все то, что они знают о предмете, который рисуют. У них получится в любом случае.

Техники рисования для детей всех возрастов

Главное, чтобы детям было интересно, иначе сама суть процесса теряется. Творить насильно - бессмысленная трата времени. Дети с радостью делают то, что помогает им, дает повод гордиться собой. Это важный стимул для ребенка: создать что-то такое, за что его похвалят.

Тогда и он начинает видеть себя иначе: значимым, важным
, интересным
. С осознанием таких качеств многое меняется в психической жизни малыша. Ему гораздо проще заводить друзей, он с радостью пробует новое, не боясь неудачи.

Отличных результатов вы достигнете, если будете совмещать творческий процесс и обучение. Разнообразие природы, смена времен года, страны и города, семья - темой для рисования может быть что угодно. Расскажите немного о предмете, которым занимаетесь на уроке, покажите фотографии, картинки, диафильм . Таким простым способом можно даже научиться писать буквы и цифры.

Младший возраст

Рисование пальцами отлично подходит для малышей. Этот метод простой: ребенок окунает палец в краску и водит по бумаге. Следите, чтобы краски были натуральные, а не химические.

Такой метод считают терапевтически-полезным: он развивает мелкую моторику и благотворно влияет на нервную систему. Активизируются связи пальцев с мозгом – теперь ребенку будет легче справляться с мелкими движениями, ведь его пальцы стали активнее. Он может делать рисунок одним пальчиком, двумя или всеми пятью -выбор техники за ребенком.

В момент творчества активизируются одни участки мозга, а другие, наоборот, успокаиваются – так можно снять стресс, страх, негативные мысли. Малыш настраивается на размышление, его давление и пульс приходят в норму. Такой способ творческой релаксации можно применять после физической активности. Он позволит, например, подготовиться
ко сну.

Главное, что рисование пальцами – это простой способ. Для него не нужно ничего лишнего. Пальчики малыша – это и есть «кисти» для рисования. Так ему проще познакомиться с самим видом творчества. Это одна из первых возможностей выразить собственное «я», заявить миру о том, как малыш видит цвета, краски, формы.

Младший дошкольный возраст

Сейчас детям уже проще рисовать, ведь они знают о мире больше. Простые картинки можно сделать интереснее. Например, предложите им окунать ватную палочку в гуашь и рисовать «методом тычков». Рисунок будет состоять из точек и линий - это увлекательное занятие, которое и
взрослым должно понравиться
. Оно полезно для развития чувства цвета и гармонии рисунка.

Еще один интересный способ рисования для детей – «проявляющиеся рисунки». Контуры нужно нанести восковым карандашом (цветным или бесцветным), для этого же может подойти обычная свечка. Потом на рисунок наносится акварельная краска.

С воска краска будет стекать, а скрытый рисунок проявится . Для детей это настоящее волшебство. Они могут делать друг другу «сюрпризы»: рисовать свою задумку, а потом обмениваться листами для «проявления».

Для младшего дошкольного возраста подходят развивающие техники. Вы уже можете совмещать искусство и познание. Гуляя в парке или перед детским садом, собирайте осенние листочки разных деревьев. Воспитатель может рассказывать про разнообразие природы, учить определять по листьям, какому дереву они принадлежат.

С этими сухими листочками появляется новая возможность для рисования - «метод печати листьями». На крепкий листик наносится краска. После этого его нужно аккуратно прижать к листу бумаги.

Покажите детям, как это делается. Через несколько секунд просто снимите листик за черенок – на бумаге останется ажурный отпечаток. Предложите детям создать букет из разных листьев. Эта красивая техника позволит перенести структуру сухого листа дерева на бумагу - получаются выразительные и довольно реалистичные картинки.

Старший дошкольный возраст

Для старшего дошкольного возраста (5-6 лет) подойдет интересная техника творчества - монотипия. Она дает полную свободу действий и стимулирует воображение. С ее помощью можно нарисовать небо или морское дно.

Это принцип оттиска. Краску наносят на гладкую ровную поверхность (это может быть гладкий кусок пластика). Детям нужно объяснить, что делать все необходимо быстро, пока краска не засохла. Можно сочетать несколько цветов и оттенков . Затем на покрытую краской поверхность накладывается белый лист бумаги и разглаживается.

Можно прикладывать его несколько раз, постепенно смещая. Тогда получится плавный переход цветовой гаммы. Если вы хотите изобразить морское дно, то это могут быть голубые, синие, фиолетовые, бирюзовые тона . Здесь можно научить детей предварительно смешивать краски, чтобы получать оттенки.

Когда фон готов, можно начинать творить: дети дорисовывают камешки, водоросли, разноцветных рыбок. Монотипия - сочетание нескольких творческих подходов . Каждый раз у вас получаются новые рисунки, ведь все зависит от того, какие цвета и в какой последовательности наносятся на пластиковую «матрицу». Дальше - только воображение.

Родители и дети: совместное творчество

Часто психологи рекомендуют детям с социально-коммуникативными проблемами заниматься дома с родителями рисованием. Это простой способ помочь малышам справиться с их страхами, зажатостью, низкой самооценкой.

Если нет возможности отдать ребенка в садик или водить на занятия, то все то же самое вы можете сделать дома .

Родитель может положить начало развитию интереса к творческой деятельности. Вам нужно создать комфортные условия дома, предложить большой выбор тем, материалов, сюжетов, чтобы заинтересовать ребенка. Это поможет детям с проблемами проще адаптироваться к социальной жизни.

Помогите начать

Покажите ребенку, как нужно рисовать. Самые простые формы отработайте вместе. Детям 3-4 лет нет смысла давать сложные задания. Пока что мелкая моторика только
развивается - они видят мир проще, чем мы. И все же начало положено - ребенок заинтересовался рисованием.

Теперь некоторое время вам нужно предлагать ему идеи или же заниматься вместе. Тем, у кого присутствует задержка в психомоторном или эмоциональном развитии, тяжелее начать самостоятельно рисовать, выдумывать себе сюжеты. Вы можете повторять те же модели и методы, которые даются малышам в детском саду – иллюстрация для сказки, например.

Совместный рисунок – помощь в адаптации

Для очень закрытых детей, имеющих проблемы с выражением своих эмоций, задержку речи, предлагается «лечение рисунком». Рисовать нужно вместе с мамой, например. У вас
должен быть один лист бумаги, на котором вы вместе что-то изображаете.

Для начала мама может рисовать половину формы, а малыш будет дорисовывать . Он может не пускать вас в свое «пространство» на листе, закрываться. Со временем, когда появится уверенность в себе, он откроется.

Совместное рисование - это не только первый шаг для развития творчества для таких детишек, но и существенная помощь им. В процессе развивается доверие, пропадают границы . Теперь уже проще становится общаться с ребенком посредством рисунка. Ваши темы и мотивы должны быть доброжелательными: домики, солнышко, лето, семья.

Все это вызывает яркий эмоциональный отклик. Никто не сказал, что он придет сразу же.

Часто нужно долго и упорно рисовать вместе, чтобы малыш справился со своими внутренними проблемами. Когда он начнет делать это с вами охотно, без страха - цель достигнута . Ему стало лучше. Этот метод применяется для детей с психологическими травмами, сложной адаптацией в обществе.

Похвала и замечание

В классе рисования или дома – все действия взрослого направлены на развитие собственного видения ребенка, мнения о предмете или явлении. Оно совершенно не обязано совпадать с вашим или чьим-то еще.

Конечно, детей в любой возрасте нельзя ругать за рисунки. Это их видение мира, а также возможности их моторики. Не все ведь научатся рисовать профессионально .

Этот навык дается нам частично от природы. Для творчества необходима предрасположенность. В детстве проще всего научиться правильно изображать свои мысли, если будет присутствовать похвала. Маленькие дети будут в восторге от небольших конкурсов, когда все получают поощрение - вы можете присуждать каждому из них победу в определенной «номинации».

Чем старше малыш, тем у него активнее работает интерес к соревновательной деятельности. Тогда уже можно выбирать победителя или нескольких победителей из группы. Этот способ подходит и для тех, кто занимается дома. Обязательно хвалите малыша, указывайте на интересные моменты рисунка, выбор цвета.

Даже если в будущем он не станет художником, графиком, вообще не будет иметь связи с искусством, заложенные в детстве понятия об эстетике и гармонии цвета очень помогут ему в жизни. Многие взрослые не умеют рисовать, а на просьбу нарисовать что-то реагируют резким отказом. Возможно, кто-то в детстве смеялся над их рисунками, осуждал их. Делать этого нельзя, даже если родитель или воспитатель по-доброму критикует работу. Ребенок расстраивается и запоминает это надолго.

Не ругайте детей

Ругать за разлитые краски по полу - одно, а вот за рисунок - совсем другое. Суть этого процесса - научиться выражать себя, мыслить творчески, создавать. Кто может осудить ребенка, воссоздавшего на листе бумаги целый мир своего воображения? Если что-то кажется вам нелогичным или странным, деликатно поговорите с малышом.

Почему ты нарисовал это?

Что это означает?

Почему ты выбрал эти цвета?

Зачем на рисунке этот персонаж/предмет?

Обсудив все спокойно, можно получить интересные ответы. Например, некоторые педагоги хотят скорее добиться реализма в творчестве детей. Это нормальная практика, ведь застревать на уровне 3-4 лет нет смысла.

Развитие
реалистичного рисунка - важная задача. Но ругать ребенка за то, что он изображает улыбку и ручки у солнца, ни в коем случае не следует. Лучше показывайте ему готовые работы – пейзажи, портреты, натюрморты. Объясняйте разницу между стилями рисования.

Все, что дети делают, не ошибочно . Они так видят. Вы можете развить в них чувство прекрасного, усовершенствовать их работы. Для этого не должно быть агрессии, оскорблений, публичной критики работы. Обычный разговор поможет все расставить на свои места. Иначе вы получите лишь нежелание развиваться дальше и отказ от рисования.

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

(от 3-4 лет)

Детское рисование только внешне похоже на подобную деятельность взрослых. Оно имеет совершенно другие мотивы и цели. Для детей рисование – это игра. Научить ребенка рисовать означает развить его умение отражать жизненные впечатления в графической форме на листе бумаги, представляя предмет изображения в определенной форме, в цвете, в строении. Главное в обучении – не просто в развитии руки и подчинении ее задаче изображения, а в совместном движении руки и глаза.

В каком возрасте начинать обучение? В возрасте 3-х лет, рисуя, ребенок подражает изображаемым предметам звуками, мимикой, движениями. На листе бумаги можно увидеть в разбросанном виде животных и головоногих людей.

В 4 года ребенок делает для себя очень важное открытие – оказывается, окружающий мир имеет определенную структуру. На детском рисунке отчетливо просматривается изображение земли/поверхности темного цвета, рисуется зеленая лужайка/полянка, на которой могут быть нарисованы различные предметы и люди, обязательно показывается голубое небо. Чаще всего для этого ребенок пользуется простыми линиями. В этом возрасте дети могут замечать различные состояния людей. То, что ребенок любит и что для него важно, он выделяет более крупным размером. Так, красивый цветок оказывается больше дерева, а мама выше бабушки. Себя ребенок показывает в самых больших величинах. В этом возрасте ребенок рисует сам все объекты так, как он их понимает.

К 6-7 годам у ребенка появляется желание показать на бумаге изображаемый объект так, как он выглядит на самом деле. Дети часто обращаются за помощью к взрослым. Вот этот возраст и считается самым подходящим для обучения рисованию.

Какие особенности ребенка нужно учитывать? Поскольку ребенок еще не умеет правильно держать карандаш или кисть, а движения руки скованные, неточные, неуверенные, то в процессе рисования у него возникает сильное мышечное напряжение, и ребенок очень быстро утомляется.

Все дети непоседливы, они не могут долго и упорно заниматься каким-то одним упражнением – однообразие их утомляет и очень быстро надоедает, рисование становится неинтересным занятием.

Шестилетний ребенок, осознавая свое неумение, может стесняться и отказываться выполнять задания.
Рисунки детей своеобразны по цвету. Ребенок иногда окрашивает объект тем цветом, который ему очень понравился или отражает его настроение в данный момент.
Поэтому обучение ребенка рисованию требует от взрослых большого терпения и элементарных знаний методики обучения рисованию.

С чего начать обучение? В самом начале на занятиях рисования ребенку важно объяснить, чем различаются большое и маленькое; близкое и далекое, длинное и короткое, целое и половина.

Для того, что рисование не оказалось для ребенка скучным делом, надо показать ему возможности не только фломастера, но и карандаша, мелков, красок.

Фломастеры не особенно подходят для обучения рисованию. Во-первых, они развивают руку ребенка хуже, потому что нанесение ими линий не требует нажатия. Во-вторых, они не передают разнообразие цветовых оттенков. Лучше подходят карандаши, мелки и краски. Ребенку надо показать их возможности - чем сильнее нажатие, тем цвет становиться ярче и насыщеннее.

Начальной задачей является обучение ребенка элементарным приемам пользования карандашом или кистью. Сначала нужно научить его проводить вертикальные, горизонтальные и замкнутые линии – так ребенок учится выдерживать направление. Для таких упражнений лучше подходит карандаш. Затем ребенка надо научить элементарному пространственному восприятию – где находится левая/правая сторона рисунка, какое изображение вверху/внизу.

Кроме того, дети учатся различать форму некоторых предметов (круглая, квадратная, треугольная) и их цвета. Для упражнений в цветовой гамме удобнее применять кисти и краски.

Графика – важная сторона рисования

Способности к рисованию у ребенка определяет навык графического изображения. Существуют различные механизмы отработки техники рисования. Главное помнить – навык отрабатывается многократным повторением действия и доведение его до автоматизма. Для рисования нужны следующие навыки:

· правильно держать карандаш/кисть и правильно располагать руку при рисовании линий различного направления;
· регулировать силу нажима, размах, равномерность, плавность движения;
· удерживание направленности движения руки, произвольной остановки в нужном месте рисунка, изменение направления движения руки.

В процессе обучения рисованию необходимо развивать наблюдательность у ребенка, чтобы детский рисунок был похож на реальный объект. Для начала нужно помочь ребенку рассмотреть игрушку или картинку, обращая внимание на характерные детали, помочь увидеть форму, цвет, пропорции. Надо учитывать, что понимание логической и зрительной связи между оригиналом и изображаемым объектом у ребенка возникает не сразу.

Обучая ребенка рисованию, следует помнить, что ребенок в своем рисунке живет и чувствует, выражает свои желания и интересы.