Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню матери «МАМА-слово-то какое!»

Учитель: Ермолаева И.Н.

Цель: воспитание гражданско-патриотического сознания и развитие духовно-нравственного потенциала учащихся.

Задачи.

    Воспитание уважительного отношения к матери, к женщине.

    Развитие познавательных интересов, расширение общего кругозора.

    Воспитание внимательности, заботливости, уважительного отношения к матери;

    Воспитание чувства прекрасного.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, костюмы и декорации для сценки, цветы матерям

Предварительная подготовка : создание учащимися презентаций о своих матерях, заучивание стихов, постановка сценки по сказке М.Горького «Воробьишко»

Ход мероприятия:

Блок 1. Вступление. Рассказ о матерях учащимися.

Ведущий 1

Есть в мире слово нашем вечное -

Короткое, но самое сердечное.

Оно прекрасное и доброе,

Оно простое и удобное,

Оно душевное, любимое.

Ни с чем на свете не сравнимое.

Слово «Мама» - особое слово.

Ведущий 2.

Слова «Мама, мать - одно из самых древних на земле». Все люди уважают и любят своих матерей. Словом «Мать» называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по–матерински относится к своим детям. Этот день отмечается во многих странах, люди поздравляют своих матерей и приезжают к ним в гости, дарят подарки, внимание и заботу, устраивают для них праздник. И мы сегодня собрались, чтобы поговорить о маме.

Ведущий 1. Мама, мамочка…Сколько тепла таит это маленькое слово, которое называет самого близкого и дорогого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть добрыми, мудрыми, даёт советы, оберегает нас.

На дворе ноябрь. И вдруг мы говорим о маме. Обычно эта тема появляется весной. Почему же мы заговорили о ней сегодня?

Ведущий 2 . Во время войны, в 1944-ом, когда страна знала, что Победа –скоро, что надо заживлять страшную рану-потерю павших солдат и убитых фашистами граждан, был учреждён орден «Мать-героиня». В 1997 году Государственная дума приняла указ об учреждении Дня Матери, который решили отмечать в последнее воскресенье ноября.

Ведущий 1. Дорогие мамы! Сегодня мы пригласили вас на вечер, посвященный Вам. Первое слово, которое произносит человек» - «мама». Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живёт в человеке до конца его дней. Максим Горький писал: «Без солнца не растут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

Ведущий 2. Сегодня каждый хочет поздравить свою маму и поздравить по-особенному, ведь каждая мама – особенная. (Учащиеся рассказывают о своих матерях, сопровождая рассказ подготовленными презентациями, зачитывают стихи о мамах)

Блок 2. Сценка по сказке М.Горького «Воробьишко».

Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать - что такое божий мир и годится ли он для него? (Слайд 2)

Мама – воробьиха. - Что, что? - спрашивала его воробьиха-мама.

Воробьишк о - Чересчур черна, чересчур!

Воробьишко - - Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его:

Мама – воробьиха. - Чив, чив!

И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

Мама – воробьиха. - Чадо, чадо, - беспокоилась мать, - смотри - чебурахнешься!

Воробьишко - - Чем, чем? - спрашивал Пудик.

Папа - воробей - Да не чем, а упадешь на землю, кошка - чик! и слопает! - объяснял отец, улетая на охоту.

Подул однажды ветер - Пудик спрашивает:

Воробьишко - - Что, что?

Мама – воробьиха. - Ветер дунет на тебя - чирик! и сбросит на землю - кошке! - объяснила мать.

Воробьишко - А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...

Воробьишко - Чисто крылья ему оборвала кошка, - сказал Пудик,- одни косточки остались!

Мама – воробьиха. - Это человек, они все бескрылые! - сказала воробьиха.

Воробьишко - Почему?

Мама – воробьиха. - У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?

Воробьишко - Зачем?

Мама – воробьиха. - Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек...

Воробьишко - Чушь! - сказал Пудик. - Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:

Воробьишко

Эх, бескрылый человек,

У тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!

А я маленький совсем,

Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:

Воробьишко - Честь имею, имею честь...

Мама – воробьиха. - Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети...

Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:

Мама – воробьиха. - Что, что?

Воробьишко - Ну что ж! - сказал Пудик. - Всему сразу не научишься!

Кот - Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка... мя-увы...

Блок 3. Исполнение песни «Мама для мамонтёнка»

Ведущий 1 . Мама нужна каждому, не просто нужна – необходима.(Дети исполняют песню под видео – сопровождение мультфильма).

По окончании песни дети дарят мамам цветы.

Государственное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №300

Г. Санкт-Петербург

Центральный район

Открытый урок для студентов

по литературному чтению

М.Горький «Воробьишко»

Учитель: Кяйверяйнен Т. В.

3Д класс

2013 - 2014 учебный год

Конспект урока чтения в 3-м классе по теме "М.Горький. «Воробьишко»"


Цель:Проанализировать сказку: помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто любит их, дорожит им.Воспитать чувство юмора.Развитие навыков высказывания своего отношения к героям.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Я вам дарю свою улыбку, а вы мне свои. Раскрасьте свое настроение.
– Сегодня героем нашего урока будет представитель пернатого мира. Послушай загадку.
Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это?
Дети. Воробей.
– Правильно, а точнее, целая семья. Подберите однокоренные слова.
(Вешая картину воробья)
Д. Воробьиха, воробьенок, воробушки.
(Записываю на доске).
– Молодцы, сколько слов назвали. А мы сегодня познакомимся еще с одним произведением Максима Горького “Воробьишко”.
(Дописываю на доске).
2. Работа с произведением.
– Как вы думаете, почему автор так назвал своего героя?
Д. Он был маленький, а может быть, горький очень любил его. Он к своему герою хорошо относился, он любил воробьев.
– Мы сейчас узнаем, кто был прав.
(Прослушивание записи)
Пауза.
– Что вы почувствовали? Почему было смешно?
Д. Когда выпал воробей, я испугался за воробья. Мне стало жалко маму-воробьиху. Мне было смешно, потому что Воробьишко был глупый. Он ничего не знал о мире.
– Кто был прав? Докажите.
Д. Мы правильно рассуждали о Пудике. Он был маленький. Мы были правы.
– Еще раз перечитайте, отметьте себе незнакомые слова карандашом, передайте красками свое настроение-восприятие по частям (чтение про себя).
– Возникли ли у вас вопросы?
Д. Что такое пакля?
– Кто знает, что такое пакля?
Д. Этим пользуются при строении дома, укладывают для утепления между бревнами.
– Кому больше всего не повезло? Почему? Докажи?
Д. Я думаю коту, он остался без обеда. А я думаю маме–воробьихе, она осталась без хвоста.
– А кому повезло? Докажи?
Д. Пудику, он научился летать.
– Что за произведение? Почему?
Д. Это сказка. Птицы не разговаривают, только в сказках животные и птицы как люди разговаривают.
– Давайте представим, что мы Пудики и споем песенку.
(Все вместе поем)
– Вот вы сказали Пудик маленький. Найдите в сказке слова, которые указывают на это.
Д. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда.
– Каким вы его представили? Почему? Докажи? Найдите в тексте слова.
Д. Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал...
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику...
Пудик думал: “Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо”.
А зачем деревья качаются? Пусть перестанут тогда ветра не будет...
Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались.
Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
– Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать все, что его окружало?
Д. Он думал, что он самый лучший. Мама и папа его любят, они о нем заботятся. Все должны его любить.
– Интересные вопросы задавал пудик? Значит он какой? Докажите?
Д. Любопытный. Он все высовывался из гнезда, всеми интересовался. Жизнерадостный. Все было хорошо, нечего было бояться.
– Найдите слова родителей Пудика, которые предупреждали об опасности.
Д. Ветер дунет на тебя – чирк! И сбросит на землю – кошке!
Чадо, чадо, – смотри, чебурахнешься.
– А верил ли Пудик родителям?
Д. Не верил родителям. Он думал, что его пугают.
– Давайте прочитаем, то место, где Пудик вывалился из гнезда.
Д. Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения. Пел, пел, да и вывалился из гнезда.
– Как вы думаете, для чего Максим Горький в двух местах пишет “без хвоста”? Найдите эти места и прочитайте.
Д. Наверно ему было жалко маму Пудика.
Тут мама подлетела – без хвоста...
Все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...
– А для чего хвост?
Д. Для того, чтобы летать. Для красоты.
– А хвост у мамы отрастет?
Д. Наверное, как это без хвоста.
– Нет, ребята хвост у мамы не отрастет.
Д. Тогда ей будет трудно без хвоста летать. Жалко маму.
– На кого похож Пудик? А воробьиха?
Д. Пудик похож на ребенка. Да, он похож на непослушного ребенка. Воробьиха похожа на нашу маму.
– Что общего между воробьихой и вашей мамой?
Д. Мама Пудика и наши маму все время нас чему-то учат. За нас беспокоятся, нам желают все доброе. Они сильные и решительные.
– Кто чему научился?
Д. Пудик научился летать. Он понял, что надо слушаться старших.
– Исправится ли Пудик? Почему?
Д. Да он исправится. Он станет послушным. Он сильно испугался кошки. Он по–другому посмотрит на мир, изменится его отношение к родителям, будет любить своих родителей.
– Как ваше настроение? Нарисуйте. Как изменилось ваше настроение?
Д. В начале урока у меня настроение было беспокойное, робкое. А сейчас у меня веселое, светлое, теплое, сказочное. Мне было интересно рассуждать о Пудике, о его поступках. А у меня настроение грустное, потому что мне жалко маму Пудика.
– Видите, что с нами делает хорошее произведение. Вот поэтому дети любят читать сказки, а люди веселые юмористические и сатиристические произведения. Побольше читайте.
3.Викторина по рассказу Максима Горького "Воробьишко"
1. Где жил воробей Пудик? Над окошком бани На самой толстой ветке дуба Рядом с забором
2. Что чирикал воробей, глядя из гнезда на землю? "Что-то там, что?" "Хочу туда!" "Чересчур черна"
3. Как Пудик объяснял то, из-за чего дует ветер? Старый дворник метет двор и поднимает ветер Кто-то из-за дома дует Деревья качаются и делают ветер
4. Кого Пудик описывает так: "Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались"? Коня Человека Козла
5. Что Пудик решил сделать для всех, когда сам вырастет? Чтоб у всех были крылья и все летали Чтобы все были сыты Чтобы все были здоровы
6.После чего Пудик вывалился из гнезда? После разговора с вороной После песни собственного сочинения После того, как увидел кошку и испугался
7.Какого цвета была кошка, которая решила полакомится свалившимся из гнезда воробышком? Рыжая Черно-белая Серая, полосатая
8. Что приподняло Пудика в воздух и помогло ему перелететь на окно? Крылья Страх Его мама
9.Что потеряла в бою с кошкой мама воробьишки? Голос Несколько перышков Хвост
10.Какой вывод сделал Пудик из этой ситуации? "Всему сразу не научишься!" "Кошка для птиц - лютый враг" "Нужно учиться летать!"

4
. Подпиши картинку







Домашнее задание.
– Вы сегодня интересно рассуждали о Пудике, его поступках. Я предлагаю вам дома нарисовать Пудика таким, каким вы его представляете.
5. Очень хорошо рассуждали...
Спасибо за активную работу.

Государственное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №300

Г. Санкт-Петербург
Центральный район

Открытый урок для студентов

По литературному чтению

М.Горький «Воробьишко»

Учитель: Кяйверяйнен Т. В.
3Д класс

2013 - 2014 учебный год
Конспект урока чтения в 3-м классе по теме "М.Горький. «Воробьишко»"

Цель:
Проанализировать сказку: помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто любит их, дорожит им.
Воспитать чувство юмора.
Развитие навыков высказывания своего отношения к героям.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Я вам дарю свою улыбку, а вы мне свои. Раскрасьте свое настроение.

– Сегодня героем нашего урока будет представитель пернатого мира. Послушай загадку.

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?

Дети. Воробей.

– Правильно, а точнее, целая семья. Подберите однокоренные слова.

(Вешая картину воробья)

Д. Воробьиха, воробьенок, воробушки.

(Записываю на доске).

– Молодцы, сколько слов назвали. А мы сегодня познакомимся еще с одним произведением Максима Горького “Воробьишко”.

(Дописываю на доске).

2. Работа с произведением.

Д. Он был маленький, а может быть, горький очень любил его. Он к своему герою хорошо относился, он любил воробьев.

– Мы сейчас узнаем, кто был прав.

(Прослушивание записи)

– Что вы почувствовали? Почему было смешно?

Д. Когда выпал воробей, я испугался за воробья. Мне стало жалко маму-воробьиху. Мне было смешно, потому что Воробьишко был глупый. Он ничего не знал о мире.

– Кто был прав? Докажите.

Д. Мы правильно рассуждали о Пудике. Он был маленький. Мы были правы.

– Еще раз перечитайте, отметьте себе незнакомые слова карандашом, передайте красками свое настроение-восприятие по частям (чтение про себя).

– Возникли ли у вас вопросы?

Д. Что такое пакля?

– Кто знает, что такое пакля?

Д. Этим пользуются при строении дома, укладывают для утепления между бревнами.

– Кому больше всего не повезло? Почему? Докажи?

Д. Я думаю коту, он остался без обеда. А я думаю маме–воробьихе, она осталась без хвоста.

– А кому повезло? Докажи?

Д. Пудику, он научился летать.

– Что за произведение? Почему?

Д. Это сказка. Птицы не разговаривают, только в сказках животные и птицы как люди разговаривают.

– Давайте представим, что мы Пудики и споем песенку.

(Все вместе поем)

– Вот вы сказали Пудик маленький. Найдите в сказке слова, которые указывают на это.

Д. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда.

– Каким вы его представили? Почему? Докажи? Найдите в тексте слова.

Д. Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал...

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику...

Пудик думал: “Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо”.

А зачем деревья качаются? Пусть перестанут тогда ветра не будет...

Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались.

Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

– Подумайте, что позволяло ему так рассуждать, критиковать все, что его окружало?

Д. Он думал, что он самый лучший. Мама и папа его любят, они о нем заботятся. Все должны его любить.

– Интересные вопросы задавал пудик? Значит он какой? Докажите?

Д. Любопытный. Он все высовывался из гнезда, всеми интересовался. Жизнерадостный. Все было хорошо, нечего было бояться.

– Найдите слова родителей Пудика, которые предупреждали об опасности.

Д. Ветер дунет на тебя – чирк! И сбросит на землю – кошке!

Чадо, чадо, – смотри, чебурахнешься.

– А верил ли Пудик родителям?

·
Д. Не верил родителям. Он думал, что его пугают.

– Давайте прочитаем, то место, где Пудик вывалился из гнезда.

Д. Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения. Пел, пел, да и вывалился из гнезда.

– Как вы думаете, для чего Максим Горький в двух местах пишет “без хвоста”? Найдите эти места и прочитайте.

Д. Наверно ему было жалко маму Пудика.

Тут мама подлетела – без хвоста...

Все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...

– А для чего хвост?

Д. Для того, чтобы летать. Для красоты.

– А хвост у мамы отрастет?

Д. Наверное, как это без хвоста.

– Нет, ребята хвост у мамы не отрастет.

Д. Тогда ей будет трудно без хвоста летать. Жалко маму.

– На кого похож Пудик? А воробьиха?

Д. Пудик похож на ребенка. Да, он похож на непослушного ребенка. Воробьиха похожа на нашу маму.

– Что общего между воробьихой и вашей мамой?

Д. Мама Пудика и наши маму все время нас чему-то учат. За нас беспокоятся, нам желают все доброе. Они сильные и решительные.

– Кто чему научился?

Д. Пудик научился летать. Он понял, что надо слушаться старших.

– Исправится ли Пудик? Почему?

Д. Да он исправится. Он станет послушным. Он сильно испугался кошки. Он по–другому посмотрит на мир, изменится его отношение к родителям, будет любить своих родителей.

– Как ваше настроение? Нарисуйте. Как изменилось ваше настроение?

Д. В начале урока у меня настроение было беспокойное, робкое. А сейчас у меня веселое, светлое, теплое, сказочное. Мне было интересно рассуждать о Пудике, о его поступках. А у меня настроение грустное, потому что мне жалко маму Пудика.

– Видите, что с нами делает хорошее произведение. Вот поэтому дети любят читать сказки, а люди веселые юмористические и сатиристические произведения. Побольше читайте.

3.Викторина по рассказу Максима Горького "Воробьишко"

1. Где жил воробей Пудик?
Над окошком бани
На самой толстой ветке дуба
Рядом с забором

2. Что чирикал воробей, глядя из гнезда на землю?
"Что-то там, что?"
"Хочу туда!"
"Чересчур черна"

3. Как Пудик объяснял то, из-за чего дует ветер?
Старый дворник метет двор и поднимает ветер
Кто-то из-за дома дует
Деревья качаются и делают ветер

4. Кого Пудик описывает так: "Чисто крылья ему оборвала кошка, одни косточки остались"?
Коня
Человека
Козла

5. Что Пудик решил сделать для всех, когда сам вырастет?
Чтоб у всех были крылья и все летали
Чтобы все были сыты
Чтобы все были здоровы

6.После чего Пудик вывалился из гнезда?
После разговора с вороной
После песни собственного сочинения
После того, как увидел кошку и испугался

7.Какого цвета была кошка, которая решила полакомится свалившимся из гнезда воробышком?
Рыжая
Черно-белая
Серая, полосатая

8. Что приподняло Пудика в воздух и помогло ему перелететь на окно?
Крылья
Страх
Его мама

9.Что потеряла в бою с кошкой мама воробьишки?
Голос
Несколько перышков
Хвост

10.Какой вывод сделал Пудик из этой ситуации?
"Всему сразу не научишься!"
"Кошка для птиц - лютый враг"
"Нужно учиться летать!"

4. Подпиши картинку

Домашнее задание.

– Вы сегодня интересно рассуждали о Пудике, его поступках. Я предлагаю вам дома нарисовать Пудика таким, каким вы его представляете.

5. Очень хорошо рассуждали...

Спасибо за активную работу.

В книгу "Воробьишко" классика отечественной литературы Максима Горького вошли хрестоматийные сказки и рассказы "Воробьишко", "Дед Архип и Ленька", "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике", которые проходят в начальной и средней школе. Яркие произведения писателя увлекут ребят и расскажут им о жизни детей в дореволюционной России.

Для младшего и среднего школьного возраста.

Максим Горький
Воробьишко. Рассказы с вопросами и ответами для почемучек

Комментарии биолога – учитель биологии Елена Андреевна Маслова и ученики 10 биологического класса ГБОУ школы № 57 г. Москвы Анна Маковская, Дарья Файзуллина, Галия Мурсалимова, Мария Крупская

Воробьишко

У воробьёв совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи – пичужки скучные и обо всём говорят, как в книжках написано, а молодежь – живёт своим умом.

Жил-был желторотый воробей , звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в тёплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать – что такое божий мир и годится ли он для него?

– Что, что? – спрашивала его воробьиха-мама.

Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:

– Чересчур черна, чересчур!

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:

– Чив ли я?

Мама-воробьиха одобряла его:

– Чив, чив!

А Пудик глотал букашек и думал: "Чем чванятся – червяка с ножками дали – чудо!"

И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

– Чадо, чадо, – беспокоилась мать, – смотри – чебурахнешься!

– Чем, чем? – спрашивал Пудик.

– Да не чем, а упадёшь на землю, кошка – чик! и слопает! – объяснял отец, улетая на охоту.

Так всё и шло, а крылья расти не торопились.

Подул однажды ветер – Пудик спрашивает:

– Что, что?

– Ветер дунет на тебя – чирик! и сбросит на землю – кошке! – объяснила мать.

А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…

Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил – он любил объяснять всё по-своему.

Идёт мимо бани мужик, машет руками.

– Чисто крылья ему оборвала кошка, – сказал Пудик, – одни косточки остались!

– Это человек, они все бескрылые! – сказала воробьиха.

– Почему?

– У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?

– Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…

– Чушь! – сказал Пудик. – Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Пудик не верил маме; он ещё не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.

Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:

Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.

Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка – рыжая, зелёные глаза – тут как тут.

Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:

– Честь имею, имею честь…

А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у неё дыбом встали – страшная, храбрая, клюв раскрыла – в глаз кошке целит.

– Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…

Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями – раз, раз и – на окне!

– Что, что?

– Ну что ж! – сказал Пудик. – Всему сразу не научишься!

А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них – рыжая, зелёные глаза – и сожалительно мяукает :

– Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…

И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста

Справочное бюро

Почему воробей желторотый?

В тексте воробей – недавно вылупившийся птенец, ведь потомство воробьёв вылетает из гнезда уже через десять дней. А у птенцов окрас отличается от раскраски взрослой особи, в том числе у птенцов клюв жёлтого цвета и темнеет с возрастом. Так же птенцы отличаются от взрослых птиц размерами, окраской и формой тела. Например, у молодых воробьёв тело более округлое, а перья ярче.

Бывают ли червяки с ножками?

Да, бывают, например конечности (то есть "ножки") морских кольчатых многощетинковых червей. Они родственники обычных дождевых червей, но гораздо крупнее – до полуметра. Но здесь имеется в виду гусеница, а она совсем не червяк. Гусеницы – личинки бабочек. У некоторых других насекомых, например у жуков, тоже бывают личинки, похожие на червяков.

А зачем деревья качаются?

Вернее спросить почему: деревья качаются под ветром, так как обладают запасом гибкости, что позволяет им не ломаться. А ветер, в свою очередь, возникает из-за движения воздуха. Тёплый воздух легче холодного, он поднимается вверх, там остывает и опускается вниз.

Неужели воробьиха может победить кошку?

Физически в одиночку – не может, но в данном случае воробьиха поступает согласно распространённому поведенческому стереотипу – набору передающихся из поколения в поколение поведенческих реакций. Когда у животного нет возможности убежать, оно пытается показаться противнику большим и тем самым напугать его. И очень часто хищник, не ожидающий такого отпора, пугается и отступает. А здесь воробьиха защищает своего детёныша, и поэтому особенно яростно пугает кошку.

Может ли воробей жить без хвоста?

Да, может, хотя и не сможет летать и удерживать равновесие. Ведь хвост у птиц – это руль и дополнительная опора в полёте. Без хвоста воробьихе будет сложно взлетать и лететь. Она сможет летать только с ветки на ветку, перепархивая. Держать равновесие тоже будет сложно, например, сидя на тонких ветках. Таким образом, выжить птице будет невероятно сложно.

Бабушкин скворец

Скворцу , отнятому у кота, бабушка обрезала сломанное крыло, а на место откушенной ноги ловко пристроила деревяшку и, вылечив птицу, учила её говорить. Стоит, бывало, целый час перед клеткой на косяке окна – большой такой, добрый зверь – и густым голосом твердит переимчивой, чёрной как уголь птице:

– Ну, спроси: скворушке – кашки!

Скворец, скосив на неё круглый, живой глаз юмориста, стучит деревяшкой о тонкое дно клетки, вытягивает шею и свистит иволгой, передразнивает сойку, кукушку, старается мяукнуть кошкой, подражает вою собаки, а человечья речь не даётся ему.

– Да ты не балуй! – серьёзно говорит ему бабушка. – Ты говори: скворушке – кашки!

Чёрная обезьяна в перьях оглушительно орёт что-то похожее на слова бабушки, – старуха смеётся радостно, даёт птице просяной каши с пальца и говорит:

– Я тебя, шельму, знаю: притворяшка ты – всё можешь, всё умеешь!

И ведь выучила скворца: через некоторое время он довольно ясно просил каши, а завидя бабушку, тянул что-то похожее на

– Дра-астуй…

Справочное бюро

Что за птица – скворец?

Певчая птица длиной около 20 см, чёрного с металлическим отливом цвета. Зимой у скворцов появляются светлые крапинки. Клюв длинный, чёрный, весной, в сезон размножения – жёлтый. Скворцы известны своей способностью к звукоподражанию – то есть способны копировать многие звуки. Например, звуки транспорта, других животных, человеческую речь.

Инсценировка по мотивам сказки М. Горького сказка «Воробьишка»

Цель: воспитывать в детях наблюдательность, скромность, умение оценивать свои действия.

Ход занятия

I. Вводное слово воспитателя.

Сегодня у нас очень интересное занятие.

Отгадайте загадки:

Целый день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей.)

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой:

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица. (Воробей.)

Птичка-невеличка,

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок -

Получается прыжок. (Воробей.)

II. Беседа о воробьях.

Воспитатель. Перед вами изображение воробьиной стаи. Что вы можете рассказать об этих птицах?

Дети рассказывают о воробьиных повадках.

III. Просмотр видеофильма о повадках и жизни воробьев.

IV. Воробьиный танец.

Звучит песня Ю. Антонова «Воробьиная дискотека».

Под мелодию песни дети танцуют, выполняя следующие движения: прыжки, хлопки, взмахи руками (крыльями), повороты головы вправо, влево. Они изображают воробьев.

V. Инсценировка сказки. «Воробьишка».

Действующие лица : сказочник, Воробьиха-мама, Пудик, Воробей-папаша, Кошка.

Сказочник. Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик. Летать он еще не мог, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда: хотелось узнать, что такое мир?

Воробьиха-мама. Что, что?

Пудик (смотрит на землю). Чересчур черна, чересчур!

Воробей-папаша (принес сыну букашек, хвастается). Чив ли я?

Воробьиха-мама (одобряет). Чив, чив!

Пудик (в сторону). Чем чванятся! Червяка с ножками дали - чудо! (Высовывается из гнезда.)

Воробьиха -мама (беспокойно). Смотри, чебурахнешься!

Пудик. Чем, чем?

Воробей-папаша (объясняет). Да не чем, а упадешь на землю, кошка - чик! И слопает! (Улетает на охоту.)

Сказочник. Однажды подул ветер. Деревья закачались.

Пудик. Что, что?

Воробьиха-мама. Ветер дунет на тебя - чирк! И сбросит на землю кошке!

Пудик (капризно). А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...

Воробьиха-мама. Нельзя этого сделать. Это не от нас зависит.

Пудик (наблюдает из гнезда, видит мужика). Ой, что это? Чисто крылья ему оборвала кошка. Одни косточки остались!

Воробьиха-мама. Это человек, они все бескрылые!

Пудик. Почему?

Воробьиха-мама. У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу!

Пудик. Зачем?

Воробьиха-мама. Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек.

Пудик. Чушь! Чушь! Чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе! Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Сказочник. Пудик не верил маме: он еще не знал, что если маме не верить, что это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения.

Эх, бескрылый человек,

У тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!

А я маленький совсем,

Зато сам я мошек ем.

Сказочник. Пел, пел и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка - рыжая, зеленые глаза - тут как тут.

Кошка. Мя-у!

Пудик (растопырил крылья, чирикает). Честь имею, имею честь...

Воробьиха -мама (отталкивает Пудика в сторону, клюв раскрыла, целится кошке в глаз). Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети...

Пудик (раз-раз - и на окне). Лечу, мама, лечу!

Кошка. Мя-у! Мяу-мяу! (Хватает Воробьиху за хвост.)

Воробьиха-мама (вырывается из лап кошки, садится рядом с Пудиком, клюет его в затылок). Что, что!

Пудик. Ну, что ж! Всему сразу не научишься.

Кошка (смотрит на них). Мя-аконький такой воробышек, словно мы-ышка, мя-у...

Сказочник. И все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста.

VI. Беседа по сказке.

Почему воробьиха осталась без хвоста?

Как родители заботились о воробышке?

Какой была воробьиха?

Каким был воробышек?

Какие чувства вызывает эта сказка?

Чему она учит?

VII. Рисование иллюстраций к сказке.

В конце занятия - конкурс рисунков.

VIII. Рефлексия занятия.