Библиотечный урок

«В мире рассказов Евгения Пермяка»,

посвященный 115- летию

со дня рождения русского писателя

Евгения Андреевича Пермяка

Ход урока

Сегодня на уроке мы с вами поговорим об известном детском писателе.

Это Евгений Андреевич Пермяк.

Знаете ли вы этого писателя?

В этом году у этого писателя юбилейная дата – 115 лет со дня рождения. И мы отмечаем его юбилей, вспоминая его биографию и произведения, написанные им.

1. Знакомство с биографией Е.Пермяка

Родился Евгений Андреевич Пермяк 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии – Висов - предпочел псевдоним Пермяк. Он родился в семье почтового служащего. Отец его умер, когда ему было 3 года.

В детстве и юности Е.Пермяк вместе со своей мамой часто ездил по родным городам и посёлкам Урала и близко познакомился с жизнью мастеровых людей. Ещё мальчиком он полюбил ремёсла и сам стал мастером на все руки. Топор и пила, рубанок и молоток стали его верными друзьями. В Воткинске он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное и стал писать свои первые заметки и стихи.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым. По книгам П.П. Бажова Евгений Андреевич написал несколько пьес. Впоследствии Пермяк посвятил Бажову книгу "Долговекий мастер". По совету Бажова Евгений Андреевич стал сочинять сказки и книги для детей.

Первая книга «Кем быть?», знакомившая детей с различными профессиями, вышла под псевдонимом Евгений Пермяк в 1946 году.

Послушайте отрывок из этой книги.

Я формовщик, - начала свое выступление Даша. - Не знаю, удастся ли мне рассказать о своей работе. Но я очень хочу, чтобы Вы почувствовали, как хорошо быть формовщиком. Ведь, вот, товарищи, земля. Груда земли! И вдруг беру я эту землю - и выходят чудеса. Нальют в форму расплавленный металл, остудят, вытрясут землю, пригладят заусенцы - и получится вещь. И чувствую, что не зря прожила день, а сделала полезную вещь. Мы, конечно, не вышивальная мастерская. Но золотом обсыпь меня, в шелк и бархат наряди, а с формовки я не уйду! А вытащить меня оттуда теперь, - живой не дамся! - так закончила Даша рассказ о своей профессии.

Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. Самым известным собранием сказок Пермяка признана «Дедушкина копилка», в которую вошли 50 сказок.

Евгений Андреевич Пермяк говорил: “Только труд делает маленького человека большим, только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека”. Евгений Пермяк принес в литературу свой опыт, свою трудовую биографию, во многом определившую творческую самобытность писателя. Ему не нужно было выдумывать героев. Его книги населены живыми людьми, выхваченными из самой жизни. Они прошли через сердце писателя, наделены его радостями и болями, живут в труде и борьбе, не кичатся подвигом и не ищут легкой доли.

Давайте вспомним, какие рассказы вы читали к уроку.
- Я называю первое слово, а вы продолжаете.
«ДЕДУШКИНЫ (ОЧКИ)»
«ЧУЖАЯ (КАЛИТКА)»
«ПЕРВАЯ (РЫБКА)»
«ПИЧУГИН (МОСТ)»
«ТОРОПЛИВЫЙ (НОЖИК)»
«ЗНАКОМЫЕ (СЛЕДЫ)»

Посмотрите на экран и вы увидите некоторые книги, которые написал Е.Пермяк.

С какими книгами вы знакомы?

2. Викторина

1 «Определить рассказ по его началу»

    Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! («Самое страшное»)

    Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. (Две пословицы»)

    Вася и Ваня ещё в первом классе решили стать строителями. Большие дома решили строить. (Птичьи домики)

    Танюша много слышала о черенках, а что это такое - не знала.(«Смородинка»)

    По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.
    - Хорошо бы, - говорит один, - на пожаре ребёнка спасти!(«Пичугин мост»)

    Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала.("Как Маша стала большой")

    Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. («Чужая калитка»)

    У деда внук был. Не ахти какой самоцвет - парень и парень. Только старик очень внука любил.(«Дедушкины очки.»)

    Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.(«Торопливый ножик»)

    У агронома в колхозе «Ленинские искры» подрастал сын Славик. («Славка»)

    Один раз в сто лет самый добрый из всех самых добрых стариков - Дед-Мороз - в ночь под Новый год приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать всё, что захочешь, и нарисованное оживёт.(«Волшебные краски»)

    Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было. («Первая рыбка»)


2 Викторина «Кто это?» Определи героя по его описанию.

    Вот и задумал он старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точённый. И стал он рубить им ветлу. Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку. (Сема Пичугин «Пичугин мост»)

    Много пришлось поработать, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.
    Разметила шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать. (Таня Калинникова «Смородинка»)

    Громко Василий работать начал. Во всю силу его трудовая слава зацвела. Василием Петровичем величать стали, редким мастером. Когда же состарился он, сам стал молодым мастерам хитрые «дедушкины очки» надевать. Чтобы глубже свое дело видели да на работу шире смотрели. (Вася «Дедушкины очки»)

    На третий год он засеял поле самостоятельно. Он хорошо удобрил землю. Хорошо взрыхлил и засеял два квадратных метра. Он переходил уже во второй класс, и ему было под силу справиться с таким опытным полем. И он справился. (Слава «Славка»)

    Он не заметил, как стал настоящим художником. Он рисовал все, что было вокруг, и то, что еще никто никогда не видел: самолеты, похожие на огромные стрелы, и корабли, похожие на самолеты, воздушные мосты и дворцы из стекла. Люди с удивлением смотрели на его рисунки, но никто не ужасался. Наоборот, все радовались и восхищались. (Мальчик «Волшебные краски»)

    Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, трудовым человеком себя чувствовал. Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. (Алеша Хомутов «Чужая калитка»)

    Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его терпеливым быть. (Митя «Торопливый ножик»)

    Да глазами-то я всё, что хочешь сделать могу, только руки меня не слушаются. Они во всем виноваты, а не я.(Филя «Филя»)

    Тетеревиное перо найдет – и то без внимания не оставит. А уж про другие находки и говорить нечего… При бабушке Авдотье жил в старом доме возле болотца” (Васятка Копейкин “Тухлявое болотце” )

3. «Бюро находок»

    Кто потерял эти предметы? Назвать героя и рассказ.

Карандаш, краски – мальчик, «Волшебные краски»

Колосья – Слава, «Славка»

черенки, смородина – Таня Калиникова, «Смородинка»

рыбка - Юра, «Первая рыбка»

перочинный нож – Митя, «Торопливый ножик»

топор- Сёма Пичугин, «Пичугин мост»

веник – Маша, "Как Маша стала большой"

банка краски, кисть – Алёша Хомутов, «Чужая калитка»

4 Из какого рассказа иллюстрации?

1 «Пичугин мост»



2 «Чужая калитка»



3 «Как Маша стала большой»


4 «Первая рыбка»



5 «Самое страшное »


6 «Гусь лапчатый »



7 «Двойка»

7 Заключение

Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?

- С кем из рассказов Е.Пермяка вы хотели бы дружить?

Пермяку очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека «не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке». А в том, что руки эти делать могут.

"Я - это книги. По ним пусть знают и судят обо мне. А карточки, снимочки, статейки - это все ветер-ветерок, притом изменчивый. Книги и только книги определяют место писателя в писательском строю. ..."


Евгений Пермяк - псевдоним Евгения Андреевича Виссова. Он родился 31 октября 1902 года в Перми, но в первые же дни после рождения вместе с матерью был привезён в Воткинск. В разные годы Женя Виссов непродолжительное время жил в Перми у родственников, но большая часть его детства и юности прошла в Воткинске.

"Годы, прожитые у моей тётушки на Воткинском заводе, - вспоминал писатель, - можно назвать первоисточником моего детства и отрочества... В мартеновскую печь заглянул раньше, чем в букварь. С топором, молотом, зубилом, с инструментами вообще подружился до знакомства с таблицей умножения".

В Воткинске Е. Виссов окончил школу второй ступени, затем служил конторщиком на Купинском мясопункте, работал на конфетной фабрике "Рекорд" в Перми. Одновременно пробовался в качестве общественного корреспондента в газетах "Звезда", "Красное Прикамье" (г.Воткинск), свои рабселькоровские корреспонденции и стихи подписывал псевдонимом "Мастер Непряхин"; был режиссером драмкружка в рабочем клубе им.Томского.



В Государственном архиве Пермской области хранится первый корреспондентский билет Евгения Андреевича, где указано, что "билет выдан тов. Евгению Андреевичу Виссову-Непряхину, что ему поручена редакционная работа корреспондента по г.Воткинску. Все ответственные, профессиональные, партийные и советские работники приглашаются оказывать тов. Виссову-Непряхину полное содействие. Тов. Виссов-Непряхин, как представитель местной печати, имеет право быть на всех открытых собраниях, заведениях и совещаниях. В интересах дела все учреждения и организации благоволят оказывать тов. Виссову-Непряхину полное содействие. 15 сентября 1923 г.". Казенная бумага, но какой слог!

В 1924 г. Евгений Виссов поступил в Пермский университет на педагогический факультет на социально-экономическое отделение. В анкете при поступлении на вопрос "Чем обуславливается решение поступить в ПГУ?" он написал: "Имею желание работать в области народного образования по отрасли экономики". В университете он с головой окунулся в общественную работу: занимался клубной работой, активно участвовал в организации популярного в то время кружка Живой Театрализованной Газеты (ЖТГ).

Вот что писал Евгений Андреевич, обращаясь к пермским студентам по случаю 50-летнего юбилея комсомольской организации ПГУ в 1973 г.: "В комсомольской работе Пермского университета конца двадцатых годов значительное место занимала ЖТГ (Живая Театрализованная Газета), которую мы называли хотя и не очень звонко, но точно: "Кузница". Пермский университет в те годы на Урале был едва ли не единственным высшим учебным заведением. И, без преувеличения, он был кузницей педагогов, врачей, агрономов, химиков и фармацевтов. ЖТГ "Кузница" была создана вскоре после первой в Перми рабочей живгазеты "Рупор" в клубе коммунальников. "Кузница"... была лучшей газетой в городе. И это понятно. Были большие возможности отбора желающих работать в ЖТГ. Для тех, кому не совсем ясно, что из себя представляли ЖТГ, скажу в двух словах: Живая Театрализованная Газета от печатной и стенной отличалась главным образом средствами "воспроизведения" газетного материала. А главным средством была театрализация. Материал ЖТГ от передовой до хроники, от фельетона до объявлений "разыгрывался" в лицах, "театрализировался". Иногда было устное чтение, какое мы видим теперь на телеэкране, а иногда (и чаще всего) исполнялся в виде сценок, куплетов, частушек с пляской и т.д. (ну, чем не современный КВН! Примеч. авт.).

Выпуск номера "Кузницы" в университете было маленькой сенсацией. Во-первых, эта самая "злободневная злоба" дня. Во-вторых, смелость, а иногда и беспощадность критики. И, наконец, зрелище! Речитатив. Пение. Танцы и... даже в некотором роде "акробатика" и, само собой, музыка. Иногда даже небольшой оркестр. И если в университете на выпуске ЖТГ было теснее тесного в зале, то можно себе представить, что делалось на выездных выпусках ЖТГ. Ее добивались. Требовали чуть ли не через окружком... Живая газета, как и всякий мир, принадлежит к категории явлений неумирающих. А газета как газета, как общественный агитатор, пропагандист и организатор - явление вовсе незыблемое."

В качестве делегата от ПГУ Евгений Виссов ездил в Москву на Всесоюзный съезд клубных работников в 1925 г., на Всесоюзное совещание живых газет в 1926 г.

Студенческая жизнь была нелегкой, и, хотя Е.Виссов получал стипендию и небольшие гонорары от газет, денег не хватало. Приходилось подрабатывать. И вот в личном деле студента Виссова-Непряхина встречаем документ о том, что он "уволен со службы в Управлении водоканала с 1 октября 1925 г., где получал жалованье 31 руб. в месяц..." К сожалению, документы о его приеме и работе в Пермском водоканале не найдены. Единственное, что стало известно: Евгений Андреевич был контролером водопровода, подрабатывая на жизнь во время летних каникул в 1925 г. Пути господни неисповедимы! Может быть, его водоканальский опыт в какой-то степени нашел свое отражение в творчестве писателя?

После окончания университета Евгений Андреевич уехал в столицу, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы "Лес шумит" и "Перекат" шли практически во всех театрах страны, но Урал не забывал. Когда началась Великая Отечественная война, он эвакуировался в г.Свердловск, где прожил все военные годы. В Свердловск в то время приехали Федор Гладков, Лев Кассиль, Агния Барто, Анна Караваева, Мариэтта Шагинян, Евгений Пермяк, Илья Садофьев, Ольга Форш, Юрий Верховский, Елена Благинина, Оксана Иваненко, Ольга Высоцкая и многие другие. Собралась большая писательская семья.

В то время Свердловскую писательскую организацию возглавлял П.П.Бажов. Е.А.Пермяк часто бывал в гостях у Павла Петровича и не только по писательским делам, но и просто на дружеских посиделках. Вот что пишет, вспоминая те времена, внук П.П.Бажова Владимир Бажов: "В гости к дедушке на Новый год пришел писатель Евгений Пермяк со своей женой и дочерью Оксаной. Евгений Андреевич любил удивить чем-нибудь необычным. В этот вечер он принес пачку картинок, нарисованных под его руководством дочерью. На каждом рисунке цветными карандашами был нарисован кто-нибудь из семьи П. П. Бажова или Е. А. Пермяка. Елка была очень веселой и незабываемой. Мы с Оксаной рассказывали стихи и плясали под дружный хохот взрослых. Вообще Евгений Пермяк слыл веселым и жизнерадостным человеком. Из всех людей, бывавших в то время в доме дедушки, он запомнился мне больше всех."

Жизнь в Перми, Воткинске, в Свердловске нашла отражение в книгах писателя: "Азбука нашей жизни", "Высокие ступени", "Дедушкина копилка", "Детство Маврика", "Мой край", "Памятные узелки", "Сольвинские мемории". Он - автор сборников сказок и научно-популярных книг для детей и юношества "Кем быть?" (1946), "Дедушкина копилка" (1957), "От костра до котла" (1959), "Замок без ключа" (1962) и др., в которых утверждается великое значение труда. Писатель верен этой теме и в романах: "Сказка о сером волке" (1960), "Последние заморозки" (1962), "Горбатый медведь" (1965), "Царство Тихой Лутони" (1970) и др.

"Я - это книги. По ним пусть знают и судят обо мне. А карточки, снимочки, статейки - это все ветер-ветерок, притом изменчивый. Книги и только книги определяют место писателя в писательском строю. И нет силы в положительном и отрицательном смысле, кроме книг, которая могла бы возвеличить писателя или зачеркнуть", -это строчки из письма писателя Н.П. Сунцовой, заведующей городской детской библиотекой №1 г.Воткинска. Почти все произведения писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве.

Книги Евгения Пермяка переведены на многие языки, издавались во многих странах. Он награжден 2 орденами, медалями.

Сложно себе представить, что такое светлое трогательно-поэтическое произведение, как «Алые паруса» было написано в голодном холодном сумрачном опустевшем после революции и Гражданской войны Петрограде автором, которого соседи характеризовали, как замкнутого неприветливого отшельника. Он же назвал «Алые паруса» повестью-феерией и посвятил любимой женщине – Нине Мироновой. Александр Грин познакомился с ней в 1918 году, а в 1921-м они встретились случайно, когда молодая вдова, отчаянно нуждавшаяся хоть в каких-то деньгах для пропитания, продавала свои вещи. Через месяц писатель и его муза поженились и не расставались больше ни на один день. Ради жены Грин даже переехал из Петрограда в Крым, чтобы она могла поправить свое здоровье. Неизвестно, узнал ли писатель впоследствии, что Нина чувствовала себя плохо только после пьяных питерских кутежей мужа, и не нашла другого способа их прекратить, как сказаться больной. На гонорары Грина им удалось купить квартиру в Феодосии, и на этом «эпоха» материального благополучия семьи закончилась. Собственно, длилась она недолго и случилась благодаря НЭПу. В 20-е годы писатель активно издавался и не чувствовал давления идеологии нового строя, в которую ему «вписаться» не удалось. Он это почувствовал очень скоро, потому что жить стало практически не на что. Союз писателей лимитировал возможности издания для автора одним произведением в год и отказал в пенсии. Гринам пришлось переехать из Феодосии в небольшой домик в Старом Крыму, они практически голодали и часто болели. Писатель даже пытался охотиться с луком на птиц, но редко мог похвастать добычей. Идти на компромисс с навязываемым соцреализмом романтик и символист Грин не мог и не хотел. При полном отсутствии денег он отказался от оплаченного интервью в журнале «Безбожник», и в 1932 году умер от рака желудка. У него не было желания жить и бороться за свободное творчество. Через два года, встретив 39-летнюю Нину Грин у Паустовских, писатель Малышкин встал перед нею на колени со словами: "Ассоль! Ну почему же ты седая?". Но силы бороться за наследие писателя у его вдовы еще были. Она хотела создать дом-музей Грина, хотя ее старания в довоенные годы не принесли никаких результатов. Когда Крым был захвачен фашистами, Нине, присматривающей за престарелой матерью, пришлось работать в оккупационной газете «Официальный бюллетень Старо-Крымского района». Затем она была угнана на принудительные работы в Германию и вернулась домой в 1945 году, находясь на момент окончания войны в американской зоне оккупации. Вернулась ненадолго. Почти сразу же Нина Грин была осуждена на 10 лет лагерей за коллаборационизм и измену родине с конфискацией имущества и отбыла почти весь срок. Освободившись в 1955 году по амнистии и снова вернувшись в Крым, она узнала, что их саманный домик секретарь Старокрымского райкома партии Л. С. Иванов превратил в собственный курятник. После смерти Сталина запрет на издания Грина был снят, и Нина Грин с воодушевлением и с помощью друзей-писателей возобновила усилия по созданию в Крыму дома-музея мужа. Но новый хозяин «недвижимости» не намерен был расставаться со своим курятником и инициировал травлю Нины. Вдогонку писательской вдове «сознательные» местные граждане шипели «фашистка», доведя ее до инсульта. Но к 80-летию Грина Нина все-таки получила ордер и ключи от их старого дома в Старом Крыму, где открылся музей писателя-романтика. В нем она прожила последние 10 лет. В 1970 году, написав мемуары, Нина Грин умерла. Она завещала похоронить себя рядом с мужем, но это ее желание не было поддержано "ответственными лицами". Для могилы было выделено другое место. Но в следующем году в день рожденья Нины Грин шестеро ее друзей ночью перезахоронили тело в соответствии с завещанием, и с тех пор Александр Грин и его «Ассоль» покоятся рядом. Нина Грин была реабилитирована в 1997 году. Рядом с ней писатель создал свое лучшее, по мнению литературных критиков, произведение - роман «Недотрога», который так и не был закончен.

Евгений Пермяк - известен в первую очередь своими книгами для детей. Но он также писал и для взрослых. Что мы ещё знаем о нем? Где родился Евгений Пермяк? Настоящая ли это фамилия или псевдоним, который принято брать в писательской среде? На эти вопросы вы получите ответы в данной статье. А также в ней вы сможете прочитать информацию о творчестве и узнать любопытные факты из жизни советского писателя.

Евгений Пермяк: биография

31 октября 1902 года в уральском городе Пермь родился мальчик, которого назвали Евгением. Его родители были простыми тружениками. Отец работал на почте. Впоследствии мальчик стал известным детским писателем. В честь родного города взял псевдоним - Пермяк. О детских годах его известно не очень много. Как и многие мальчишки, рожденные в 20 веке, Евгений играл в индейцев, бегал на улице и наслаждался самой беззаботной порой в жизни.

Но его детство - это были не только игры и забавы со сверстниками. Евгений Пермяк рано познакомился с тяжелым трудом рабочих заводов, приисков и рудников. Человек труда вызывал его повышенный интерес и искреннее уважение. Позднее эта тема станет одной из центральных в его творчестве. Сам он тоже очень любил труд. В шестилетнем возрасте самостоятельно сделал себе лук и стрелы с наконечниками, а позднее уже овладевал разнообразными рабочими профессиями.

Он учился в церковно-приходской школе, затем в гимназии. Если бы родителям Евгения или ему самому сказали, что он будет писателем, никто бы из них не поверил. Его первым литературным опытом стали заметки и стихи, написанные для газеты.

Любопытные факты из жизни писателя

  • Настоящая фамилия - Виссов.
  • Детские годы прошли в удмуртском городе Воткинск. Здесь жила бабушка писателя.
  • Окончил педагогический институт в городе Пермь.
  • Изучение ремесел всегда вызывало повышенный интерес у мальчика. Еще в школьные годы он овладел такими профессиями, как: столяр, слесарь, сапожник, токарь и кузнец.
  • Несмотря на то что большую часть своей жизни Евгений Пермяк прожил вдали от родного края, Урал присутствует во многих его произведениях.
  • Поддерживал дружеские отношения с такими известными советскими писателями, как: Павел Бажов, Агния Барто, Лев Кассиль.
  • За годы жизни занимался самой различной деятельностью. Кем он только не был: корреспондентом в газете, конторщиком мясопункта, рабочим на конфетной фабрике, режиссером драматического кружка, контролером водопровода, клубным работником и т. д.

Евгений Пермяк: книги

За свою жизнь написал более ста книг различных жанров: очерки, рассказы, сказки, пьесы, повести, романы. Давайте вспомним самые известные произведения Евгения Пермяка для взрослых и детей.

  • "Как Маша стала большой". Короткий рассказ даст малышу представление о том, что не вещи делают нас взрослыми, а поступки и помощь близким. Здесь есть что обсудить и над чем поразмыслить.
  • "Золотой гвоздь". Эта добрая сказка прославляет ремесла и трудящегося человека. Её непременно нужно читать и детям, и взрослым.
  • "Некрасивая Ёлка". Сюжет этой сказки взят из самой жизни. Здесь нет волшебных персонажей, а то, что деревья разговаривают, воспринимается совершенно нормально. Ёлка росла кривой и некрасивой, и кроме обидных насмешек ничего не слышала в своей жизни. А она ни на что не претендовала, и безропотно сносила все обиды. За свою скромность она получила достойную награду - из неё сделали книгу. Простая история становится поводом для хорошей дискуссии.
  • "Как Огонь Воду замуж взял".
  • "Кем быть". Сборник небольших рассказов, объединенных одной целью - познакомить детей с огромным миром профессий. Книга написана с большой любовью к труду. Прочитав её, дети понимают, что в каждой профессии есть свое очарование и красота.
  • "Последние заморозки". Роман о любви молодых людей, о юности, и о выборе пути, который делает в жизни каждый.

Особенности творчества

В чем своеобразие произведений, которые написал Евгений Пермяк? Давайте выделим и перечислим их отличительные особенности:

  • присутствие политического подтекста;
  • отражают дух времени;
  • идет речь о проблемах, которые беспокоят общество;
  • используются сказочные мотивы;
  • лаконичность описания;
  • неожиданность сюжетных поворотов;
  • реальные, а не придуманные люди и события;
  • восхваление трудящегося человека.

Разделы: Начальная школа

  • воспитывать интерес к книге;
  • формировать умение анализировать поступки людей;
  • развивать память, внимание, речь учащихся.

I. Организационный момент.

II. Фонетическая зарядка.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

для чего?

для каких дел?

Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

Вывод. Для чего дана жизнь человеку?

III. Речевая зарядка.

Прочитайте предложение жужжащим чтением и задайте соседу два вопроса.

«У ЧУЖОЙ КАЛИТКИ ЩЕКОЛДА НА ХОРОШИЕ ШУРУПЫ ПРИВЕРНУТА».

Какие задали вопросы?

Какие вопросы еще можно задать?

Сколько слов в предложении?

Сократите

  • до 7 слов.
  • до 5 слов.
  • до 3 слов.

Из какого рассказа эти слова?

Как понимаете выражение «чужая калитка»?

Когда чужую калитку отремонтировали, можно ли сказать, что совершили доброе дело?

IV. Беседа о рассказах Е.Пермяка.

Сегодня на уроке мы узнаем, какие добрые дела могут совершать ребята и кто их этому учит. А помогут нам рассказы Е.Пермяка.

(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни)

(рассказ ученицы о Е.Пермяке )

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.

Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

Давайте вспомним, какие рассказы вы читали к уроку.

Я называю первое слово, а вы продолжаете.

  • «ДЕДУШКИНЫ (ОЧКИ)»
  • «ЧУЖАЯ (КАЛИТКА)»
  • «ПЕРВАЯ (РЫБКА)»
  • «ПИЧУГИН (МОСТ)»
  • «ТОРОПЛИВЫЙ (НОЖИК)»
  • «ЗНАКОМЫЕ (СЛЕДЫ)»

(все названия рассказов помещаю на доску, одновременно выставляю книги с рассказами Е.Пермяка)

V. Викторина.

Пройдет наш урок в виде викторины. Все задания спрятаны в конвертах.

Что нарисовано на конвертах? (дом)

Каким, по-вашему, должен быть дом?

Какими должны быть люди в доме?

Кто помогает нам стать добрыми, трудолюбивыми, честными?

1 конверт «Предметы из рассказов».

Из какого рассказа эти предметы?

Как они связаны с героем?

Кто научил детей делу?

Кто помогал в работе?

Какие хорошие качества появились у детей?

2 конверт «Собери пословицу».

В четверках составить пословицы. Объяснить смысл.

«ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК ДЕЛАМИ»

«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И ПЛОДОВ»

«БЕЗ ТРУДА ЖИТЬ – ТОЛЬКО НЕБО КОПТИТЬ»

«КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»

«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»

«ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»

О чем эти пословицы?

Найдите и прочитайте в рассказах Е, Пермяка то место, где говориться о том, как дети учились трудиться, и кто им помогал.

(выборочное чтение учащихся)

Прочитайте, как взрослые хвалили детей.

(выборочное чтение учащихся)

Расскажите, чему вы научились дома, у кого?

(обмен мнениями)

Зачем вас дома учат трудиться?

Какими вас хотят видеть взрослые?

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

VII. 3 конверт. «Киножурнал «Ералаш».

Всегда ли дети бывают хорошими, выполняют все просьбы, трудятся?

Посмотрите отрывки из киножурнала «Ералаш» и дайте ответ на вопрос.

(по телевизору показываю отрывки из киножурнала «Ералаш»)

Понравились вам поступки детей?

Что не понравилось? Как должны вести себя ребята?

Хотели ли вы быть такими? Почему?

VIII. 4 конверт «Кроссворд».

  1. Что вырастила Танюша? (смородину)
  2. Что отремонтировал Алеша? (скамейку)
  3. Что построил Сема? (мост)
  4. Что построили Вася и Ваня? (птичьи домики)

Если вы правильно отгадаете, то получится главное слово нашего урока.

Какое слово получилось?

Почему это слово является главным?

Каким качествам нас учат в семье? (одновременно с ответами детей выставляю на листочках названия качеств человека)

Что у нас получилось?

Кто нам помог построить дом?

Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?