Сценарий концерта « Очарование романса»

Ведущий. Вот и ещё один музыкальный вечер распахнул двери для гостей. Вечер концерта «Очарование романса».

Романс… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.

1.(звучит романс)

м. И. Шварца сл. «Я ехал к вам» из к/ф «Станционный смотритель»

Ведущий. Во все века, во всех странах существовали лирические песни про любовь. Их пели и простые деревенские девушки, и городские барышни, и их служанки. Конечно, содержание этих песен было разным. Аристократам слово песня казалась плебейским. Вот тогда-то по всей Европе песни с любовным содержанием и чувствительной мелодией стали называть красивым испанским словом «романс».

2. .(звучит романс)

м. А. Чернявского сл. П. Шлаксета «Цветики»

Ведущий. Первые русские романсы сочинялись едва ли не повсюду, где для этого хватало грамотности. Эта тяга к «самостоятельному распеванию» поэтических текстов захватывает, по меньшей мере, весь 19 век, остаётся характерной и для первых десятилетий 20 века.

Многие из этих романсов и сегодня близки и понятны.

3. .(звучит романс)

м. П. Фальбинова сл. Н. Дулькевич «Как хороши те очи»

Ведущий.У талантливого русского композитора Петра Петровича Булахова, написавшего много прекрасных романсов, была очень трудная судьба. Он много болел, нуждался в поддержке. Композитора из милости приютил в своей московской усадьбе Кусково граф Шереметьев.

С тех пор прошло более 200 лет. Нет Булахова, но живут до сих пор его мелодии, помогают людям пережить невзгоды. Найти утешение, ощутить радость.

4. .(звучит романс)

м. П. Булахова «Тук, тук, тук так сердце бьется»

Ведущий. Вечная тема романса-любовь, которая заставляет радоваться и переживать, ожидать и надеяться.

Прощаясь, в алее мы долго сидели,

А слёзы и речи лились и кипели.

Дрожа, лепетали над нами берёзы,

А мы доживали все лучшие грёзы

И в эти минуты любви и разлуки

Мы прожили много-и счастья, и муки.

5. .(звучит романс)

м. Дюбюк сл. Г. Гейне «Не обмани!»

Ведущий. В ноябре 1843г. написал стихи, всё ещё находясь под впечатлением, разрыва с Татьяной Бакуниной (сестрой известного революционера-анархиста Михаила Бакунина.

Тогда, в марте 1842г. он написал ей прощальное письмо: «Я всё хочу забыть, всё, вашего взгляда, который я теперь так живо, так много вижу…»

Стихи Тургенева стали прекрасным романсом, музыку к которому сочинил лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одарённый музыкант-любитель, прекрасно игравший на гитаре. Сегодня этот романс звучит.

6. Дуэт.(звучит романс)

м. Абаза сл. Тургенева «Утро туманное»

Когда без страсти и без дела бесцветно дни мои текли

Она как буря налетела и унесла меня с земли.

Любовь меня лишила веры и вдохновение зажгла,

Дала мне счастие без меры и слёзы, слёзы без числа.

7. .(звучит романс)

м. П. Булахова сл. Н.Н. «Не пробуждай воспоминаний»

Ведущий. Не уезжай ты, мой голубчик!

Печальна жизнь мне без тебя

Дай на прощанье обещанье,

Что не забудешь ты меня.

Когда порой тебя не вижу,

Грустна, задумчива хожу,

Когда речей твоих не слышу

Мне кажется: я не живу.

8. .(звучит романс)

м. М.Балакирева сл. М. Лермонтова «Слышу ли голос твой»

Ведущий. Ты помнишь ли, когда в уединенье

Я столько раз с заботою немой

Тебя ждала, завидя в отдаленье

Как билось грудь от радости живой?

Ты помнишь ли, как в робости невольной

Тебе кольцо я отдала с руки

Как счастьем я твоим была довольна?

Я помню всё.…Но ты-ты помнишь ли?

9. .(звучит романс)

м. А.Алябьева сл. Бистрома «Я вижу образ твой»

Ведущий. Не смолкай, говори. В ласке речи твоей

В беззаветном веселье свиданья

Принесла мне с собой ты свежесть полей

И цветов благовонных лобзанья

В беспредельном молчанье теней и лучей

Шепчешь ты про любовь и участье

Не смолкай, говори. В ласке речи твоей

Мне звучит беспредельное счастье.

10. .(звучит романс)

м. П.Булахова сл. «Колькольчики мои»

И тихо, и ясно, и пахнет сиренью,

И где-то звенит соловей

И веет мечтательно сладкою ленью

От этих широких аллей

Река чуть трепещет холодною сталью,

Не в силах мечты превозмочь

И дышит любовью и дышит печалью

Весенняя страстная ночь.

11. .(звучит романс)

м. П. Булахова сл. Н. Огарева «Признание»

Ведущий. Ты сидишь молчаливо и смотришь с тоской,

Как печально камин догорает,

Как в нём яркое пламя то вспыхнет порой

То бессильно опять угасает

Ты грустишь всё о чём? Не о прошлых ли днях,

Полных неги, любви и привета?

Так чего же ты ищешь в сгоревших углях?

О себе не найти в них ответа.

12. .(звучит романс)

м. М. Журбина «Не пробуждай»

Ведущий. Я грущу. Если можешь понять

Мою душу доверчиво, нежную,

Приходи ты со мной попенять

На судьбу мою, странно мятежную.

Как-то странно и дико мне жить без тебя.

Сердце лаской любви не согрето,

Иль мне правду сказали, что будто моя

Лебединая песня пропета.

13. .(звучит романс)

м. и сл. н. Зубова «Не уходи побудь со мною»

Ведущий. О, позабудь былые увлеченья,

Уйди, не верь обману красоты

Не разжигай минувшие мученья,

Не воскрешай уснувшие мечты.

Пойми меня! Пойми, что безнадёжно

Я откажусь от милых светлых грёз,

Чтоб дать тебе изведать безмятежной

Святой любви, отрадных чистых слёз.

14. .(звучит романс)

м. Б. Кейна сл. «Нет, нет не хочу»

Ведущий. Не слышно гитары, умолкли все звуки,

Романс распевал про любовные муки.

Романс распевал про любовные страсти

Про самое личное нежное счастье.

15.Дует.(звучит романс)

м и сл. Н. Листова «Я помню вальса звук прелестный»

Ведущий. Пропеты последние строки, прозвучали последние слова.

Наш «Вечер романса» подошёл к концу. Нам верится, что он не уйдёт бесследно, ведь это неповторимые звуки любви….. Спасибо за внимание.

Столы, покрытые скатертями, на столах свечи в подсвечниках, цветы в вазочка,
рисунки.
Ход мероприятия
« Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцатым веком временно
расстаться,
Позвольте, я в любви вам
объяснюсь
Высоким слогом русского
романса»...
1 вед. Добрый день, уважаемые гости!
2 вед. Здравствуйте, друзья!
1 вед. Сегодня мы с вами встретились, чтобы окунуться в чарующий
мир романса.
2 вед. Русский романс…
В чём заключается притягательная сила и чарующая прелесть его? Романс ­ это песня­
вздох, песня­откровение, выражающая всё, что наболело на сердце, что тревожит и
уснуть не даёт.
Ведущий. Русский романс… Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним
всегда приятна и желанна. Сейчас мы услышим «красивые страдания».
Ведущий. Добро пожаловать на наше мероприятие «Романса трепетные звуки»,
посвященное русскому романсу!
прозвучит романс «…………………..».
Звучит романс «…………….».
Ведущий. У романса нет определённых «тем», у него есть только одна тема –
любовь. Всё остальное: жизнь и смерть, вечность и время, судьба и её удары, вера и
неверие, одиночество и разочарование – только в той мере, в которой связано с этой
главной и единственной темой.

Ведущий. Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный,
чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий... О романсе можно говорить очень
много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его
таинственный смысл и сила.
Ведущий. Слова и музыка ………………….. В исполнении.……………………
прозвучит романс «…………………….».
Звучит романс «…………….».
Ведущий. Родина романса – Испания. Именно здесь, в 13­14 веках странствовали по
дорогам певцы­трубадуры, которые исполняли песни на родном «романском» языке.
Отсюда и пошло название «романс». Позже романсом стали называть всякую сольную
песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.
2 вед.
В музыке романса – нежность и страсть расцвета влюблённости, восторг юной
надежды. В одном романсе, в нескольких строчках – вся история любви, которая
повторяется из века в век. Но никто и никогда не сможет выразить её так, как это
сделали Пушкин и Глинка.
Исполняется романс «Я помню чудное мгновенье».
Выходят трубадур и биограф – ведущий.
Трубадур: Как, в зале ещё пусто? До начала бала у меня есть еще 5 минут. Извините,
забыл представиться. Я странствующий певец и поэт, на родине в Испании люди
называют меня трубадур. Именно мы, бродячие певцы, в XIII веке создали новый
музыкальный жанр – романс. Не так ли, знаток – биограф?
Биограф: Да, так. Слово романс происходит от испанского “романсе”, что значит
романский, то есть исполняемый на романском (испанском) языке. В романсах –
красивые плавные мелодии, лирические проникновенные слова о дружбе, любви,
разлуке, ревности, красоте души и природы
Трубадур: А сейчас – бал.
Биограф: Грянет музыка, польются звуки, и закружатся пары в волшебном вальсе.
(Уходят.)
Исполняется вальс.
Ведущий. Основателями жанра русского романса принято считать композиторов Н.С.
Титова, А. Алябьева, М. Яковлева, А. Варламова, А. Гумилева, чье творчество
приходится на первую половину 19 века. Они писали романсы на стихи А.С. Пушкина,
А.А. Дельвига, М.Ю. Лермонтова, А.Кольцова.

Ведущий. Слова и музыка ………………….. В исполнении.……………………
прозвучит романс «Не уходи».
Звучит романс «…………….».
Ведущий. Романс ­ крохотный островок в океане бытия. Его легко можно узнать по
своему словесному составу. Черпая из русской лирики и русской музыки, романс
стал выразительнейшим явлением национальной культуры.
Ведущий. Романс не позволяет оставаться равнодушным никому, донося до каждого
всю прелесть и красоту человеческой души в ее страдании, в ее победе.
Ведущий. Слова и музыка ………………….. В исполнении.……………………
прозвучит романс «………………».
Звучит романс «…………….».
Ведущий. Это сама любовь говорит и взывает чудным голосом романса. Это сама
любовь невыразима и до конца непостижима, а потому также непостижим и бесконечен
сам романс, замечательный жанр, или даже не жанр, а язык исполнительского искусства.
Ведущий. Любовь к романсу непреходяща. Он звучал много лет назад и звучит сегодня.
Ведущий. Слова и музыка ………………….. В исполнении.……………………
прозвучит романс «………………».
Звучит романс «…………….».
Ведущий. Русский романс… Сколько тайн разбитых судеб и растоптанных чувств он
хранит! Но сколько нежности и трогательной любви воспевает!
Ведущий. В конце 19­го­начале 20­го веков романс в России был очень популярным.
Русские романсы первой половины 19в. создавались не для исполнения в концертах,
их назначение мыслилось авторами куда более скромными: будить чувство
прекрасного у узкого круга людей, встретившихся в непринуждённой обстановке.
Важное место в эту эпоху занимают романсы­исповеди, романсы­признания.
Ведущий. Слова и музыка ………………….. В исполнении.……………………
прозвучит романс «………………».
Звучит романс «…………….».

Ведущий. Многие романсы, став популярными и любимыми народом, теряли свое
авторство и считались народными песнями. Романс­песня «Ой, то не вечер» исполняет
Ведущий. У романса нет возрастных границ и ограничений, его не назовешь ни
молодежной культурой, ни культурой старших поколений. И многочисленные любители
романса ­ это те, в ком романс находит свой живой отклик, свой приют и в ком приносит
свои плоды ­ плоды любви, плоды терпения, плоды очищения и возрождения.
Ведущий. Вот и подошла к концу наша встреча. В народе существует поверье, что
горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжёлого, что пока она горит, у
человека есть надежда. Хочется верить, что и прозвучавшие сегодня романсы дали
вашей душе что­то необыкновенное, доброе и нежное.
Ведущий. Пока наша душа стремится к прекрасному, к поэтичному, пока она жива, в
ней будет жить любовь! Будут рождаться новые романсы вместе с новыми
влюблёнными. Но никогда не отзвучат и старые лирические романсы – бесценный дар на
все времена!
Ведущий.
Я счастлив тем, что встретил Вас,
Неповторимый и прекрасный!
И значит, жил я не напрасно…
Благодарю, волшебный мой РОМАНС!

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Сценарий музыкальной гостиной
«Романса свежее дыханье»

Выполнила: Дедова Анжелика Анатольевна – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, специального фортепиано, концертмейстер

г. Александровск-Сахалинский
2013г.
Цели
Познакомить учащихся и зрителей с историей возникновения и развития жанра романса. Приобщить к национальному и культурному наследию. Расширить формы творческого сотрудничества.
Задачи
Обучающие:Познакомить:
- с историей возникновения и развития жанра классического и бытового романса;
- с творчеством русских композиторов и поэтов;- с русскими национальными традициями;
- с языком современного романса;Развивающие:- развитие представления о жанре романса;- расширение знаний по музыкальной литературе и поэзии XIX века;- расширение связей литературы с другими областями искусства – музыкой, театром;- развитие культуры поведения и общения;- развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, как исполнители;- подготовка к успешной социализации в обществе.Воспитательные:- воспитание любви к русской национальной культуре, традициям;
- влияние на становление и развитие личности современного молодого поколения, посредством русской музыки и литературы XIX века;- развитие организационных навыков и работа в коллективе с разновозрастным составом;
- создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.
Предварительная работа:

· Разработка сценария.

· Подбор музыкального материала.

· Репетиционно - постановочная работа.

Исполняемый репертуар

М. Яковлев, сл. А. Пушкина «Зимний вечер»
А. Варламов, сл. А. Фета «На заре ты ее не буди»
М. Глинка, сл. А. Баратынского «Не искушай»
А. Даргомыжский, сл. Ю. Жадовской «Я все еще его люблю»
А. Рубинштейн, сл. М. Лермонтова (из Гете) «Горные вершины»
М. Шишкин «Ночь светла»
«Тихо, так тихо», музыка и слова неизвестного автора
Д. Алигьери «Дождь стучит по крыше»
В. Синенко, сл. С. Плахутиной «Снег выпал»
В. Синенко, сл. В. Понуриной «Я положу любовь на ноты»
В. Синенко, сл. С. Плахутиной «Не приучай меня к рукам»

Сценарий вечера

Звучит «Романс о романсе» в исполнении Пелагеи (1-2 куплеты), на фоне инструментального проигрыша стихи:
Сегодня я нисколько не боюсьС двадцатым веком временно расстаться,Позвольте, я в любви Вам объяснюсьВысоким слогом русского романса.
Грустит романс тревожно и светло,И к вам непостижимо в слове каждомПриходит откровение само,Как Вы в мою судьбу вошли однажды.

О, русский романс, восхищаюсь тобой.За то, что красив ты и светел.За то, что на все, что случилось с судьбойТы просто и ясно ответил.
2. За то, что умна твоя старая грусть.
И я перед нею немею.
За то, что я знаю тебя наизусть
И лучше сказать не сумею. Я счастлив тем, что встретил Вас,Неповторимый и прекрасный.И, значит, жил я не напрасно...Благодарю, волшебный мой Романс!

Список использованной литературы
Золотая коллекция русского романса. – Москва, «Современная музыка», 2001.
Лирический альбом. Вокальные ансамбли русских композиторов. Автор-составитель Л.И.Чустова. – Москва, Владос, 2004.
Синенко В. «Мне с вами хорошо». Избранные романсы для голоса в сопровождении фортепиано. – Владивосток, 2004.
Интернет-источники: www.romance.ru
ђђЗаголовок 215

Сценарий вечера «Русский романс»

« Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцатым веком временно

Расстаться,

Позвольте, я в любви вам

Объяснюсь

Высоким слогом русского

Романса»... Романс-слово испанское. В средневековой Испании это слово означало светскую песню на романском, т.е. испанском языке. В Россию этот термин пришёл из Франции. Романсами назывались произведения, написанные на французский текст. В противоположность им, произведения с русским текстом именовались «российскими песнями». Позже романсами стали называть произведения для голоса с сопровождением, с характерными лирическими оборотами. «Высокий романс»… Этим словом удобно обозначить камерные вокальные произведения, созданные профессиональными композиторами на слова профессиональных поэтов. Это романс во фраке и галстуке бабочкой, для исполнения профессиональным певцом в камерном концерте и не предназначен для бытового пения.

У романса нет «тем», у него есть только одна тема – любовь. Всё остальное: жизнь и смерть, вечность и время, судьба и её удары, вера и неверие, одиночество и разочарование – только в той мере, в которой связано с этой главной и единственной темой.

Романс - крохотный островок в океане бытия. Его легко можно узнать по своему словесному составу. Черпая из русской лирики и русской музыки, романс стал выразительнейшим явлением национальной культуры и в свой черёд заметно повлиял на развитие поэзии и музыкального искусства, на театральные и эстрадные жанры, на кинематограф.

Русские романсы первой половины 19в. создавались не для исполнения в концертах, их назначение мыслилось авторами куда более скромными: будить чувство прекрасного у узкого круга людей, встретившихся в непринуждённой обстановке. Важное место в эту эпоху занимают романсы-исповеди, романсы-признания. В них чувство любви, как правило, не ищет своего утоления, потому что ещё только зарождаются слова, обращённые к возлюбленной, или возлюбленному.

1 номер: сл. Ниркомского, муз. Гурилёва «Матушка-голубушка».

В основу многих романсов легли подлинные истории большой любви. У каждого такого романса была своя муза. В 1825 году М.И.Глинка написал на стихи Е.Баратынского романс. Это было любимое произведение многих замечательных певцов и певиц. Кто же вдохновил поэта на эту элегию? Самое поразительное, что ко времени написания «Разуверения» Евгений Баратынский, видимо, ещё не знал любви-страсти – она застигнет его лишь через несколько лет. Но, возможно, юношеская влюблённость в Вареньку Кучину послужила толчком для создания стихотворения. Евгений виделся с Варенькой, когда жил в родовом поместье после исключения из Пажеского корпуса, гулял с нею, иногда они вместе обедали. Может быть «Разуверение» было продиктовано не столько разочарованием в любви, сколько разочарованием в самом себе. Быть может, твердя «Забудь бывалые мечты», поэт хотел обратного? Музыка М.Глинки как раз выявила этап второй, сокровенный смысл стиха. Впоследствии Евгений Баратынский счастливо женился, имел много детей. Но в письмах друзьям нет-нет, а прорывались жалобы, напоминавшие «Разуверение».

2 номер: сл. Е.Баратынского, муз. М.Глинки «Разуверение».

В русской поэзии бывают стихи-пророчества. Одно из них – стихотворение Ивана Сергеевича Тургенева «В дороге»: «Утро туманное, утро седое»…Много лет спустя Юлия Абаза написала романс на эти стихи. Его воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо. Тургенев и Виардо встретились впервые в 1843г. Полина Виардо была одной из самых замечательных женщин 19в. Великая певица, умная и разносторонне одарённая, хотя и очень некрасивая, она для многих стала символом женского совершенства. Дочь испанских артистов, она была дружна со многими властителями дум своего времени. Ференц Лист давал её уроки фортепианной игры. Её ближайшей подругой стала знаменитая французская писательница Жорж Санд, писавшая свою Консуэло с Полины Виардо. Шопен преклонялся перед нею не только как певицей, но и как композитором. Камиль Сен-Санс посвятил ей оперу «Самсон и Далила». Ей посвящали стихи Плещеев, Бенедиктов. Каждый раз она уезжала из России, осыпанная драгоценными подарками. Но дороже подарков и всех наград была любовь к ней Тургенева. Письма Тургенева к Виардо – потрясающий роман любви, длившийся 40 лет. Друзья писателя вспоминали, что на отношения Тургенева с Виардо «лёг какой-то печальный туман».

Полина Виардо пережила Тургенева на двадцать семь лет и умерла в глубокой старости в 1910 году. В последние годы жизни она особенно любила вспоминать свои первые встречи с Тургеневым в России и рассказывала внукам какой это был богатырь: высокий, могучий, седой красавец, с ослепительно-синими глазами.

3 номер: сл. И.Тургенева, муз. Ю.Абаза «Утро туманное».

В музыкальном наследии 19века есть произведения, которые написаны композиторами на стихи неизвестных авторов. Таковым является романс «Не пробуждай воспоминаний» Петра Петровича Булахова. О жизни этого композитора мало что известно. Но по некоторым записям его дочери мы узнаём о нелёгкой судьбе П.П.Булахова. Например, значительную часть жизни он был прикован к креслу параличом, а это усугублялось тяжёлым материальным положением в последние годы жизни композитора. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Сквозная тема его романсов - любовная лирика.

Вспоминая шедевры русской вокальной лирики невозможно пройти мимо творчества Александра Егоровича Варламова. Едва ли во всей истории русской музыки отыщется композитор со столь изменчивой творческой судьбой. И сегодня его лучшие романсы продолжают звучать, трогая своей искренностью. А.Е.Варламов является автором по существу первой русской «Школы пения». Среди его популярных романсов выделяется «На заре ты её не буди». Тайна его очарования скрыта в создающейся иллюзии, будто постоянно (от куплета к куплету) меняется музыкальный материал, тогда как на самом деле мелодия не претерпевает никакого обновления.

5 номер: сл. Фета, муз. А.Е.Варламова «На заре ты её не буди».

В середине 1822 года в русскую дипломатическую миссию в Мюнхен прибыл новый сотрудник, Федор Иванович Тютчев. Совсем недавно он окончил Московский университет, с 15 лет печатает стихи. Судя по всему, стихи были для него скорее досугом. Вскоре Тютчев стал желанным гостем в придворных кругах Мюнхена. На одной из светских встреч он увидел девушку поразительной красоты и почувствовал себя околдованным и влюбленным. Звали ее Амалия Лерхонфельд. Она была побочной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III и двоюродной сестрой жены Николая I . Тогда в первую встречу с Тютчевым Амалии было всего...14 лет. В 1826 году Тютчев женился на Элеоноре Петерсон. Амалия стала женой первого секретаря русского посольства в Мюнхене барона А.С. Крюденера. Шли годы. Тютчев продолжал дипломатическую службу. Иногда он писал Амалии, иногда спрашивал о ней в письмах. И всегда не скрывал своей радости, если встречал ее, случайно или намеренно. Прошло несколько лет. Июль 1870 года. Тяжко больной Федор Иванович Тютчев - к концу года ему стукнет 67 лет...И вдруг новая встреча с Амалией Крюденер. Ей за шестьдесят...Казалось бы, встретились два старых человека, все в прошлом, все заросло травой забвения. Но... Как будто бы романтический юноша встретил ту же девочку, которая когда-то бесконечно, бесконечно давно так потрясла его воображение и сердце!

Я встретил вас и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло…

6 номер: сл. Ф.Тютчева, муз. Л.Малашкина «Я встретил вас».

В 1984 году на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», который являлся экранизацией драмы А.Н.Островского «Бесприданница». «Жестокий» означало роковой, фатально-гибельный, когда всё по высшей мере страстей: если любовь – так невероятная, небывалая, немыслимая; если ревность – так адски – мучительная; если коварство – так вероломное и ужаснее не придумаешь, если разлука – так стремительная, а тоска – так могильная…

Романсы и музыку в фильме написал Андрей Петров. Написанная в традициях русской классики, музыка по сути своей современна. Её не спутаешь с романсами 19 века. Для главной героини картины, в соответствии с замыслом режиссера, А.Петрову пришлось написать сразу три романса. Первый – «Под лаской плюшевого пледа» на стихи М.Цветаевой (когда Лариса ещё надеется на счастье), второй – «Любовь – волшебная страна», третий – главный романс Ларисы на стихи Беллы Ахмадулиной «А напоследок я скажу».

7 номер: сл. Б.Ахмадулиной, муз. А.Петрова «А напоследок я скажу».

Романс меняется, то он усложняется, становится развёрнутым монологом или исповедью, то возвращается к простой и ясной форме. Но всегда – и в наши дни, как и в прежние, - романс не может прожить и дня без любви.

«Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды».


Сценарий музыкально-поэтической композиции

«Высоким слогом русского романса...»

Цель: знакомство с творчеством русских поэтов, композиторов, с русской культурой;

воспитание интереса к русской культуре, побуждение к познанию, осмыслению

нравственных ценностей;

активизировать творческий и духовный потенциал учащихся.

(Актовый зал. Полумрак. На сцене стоит журнальный столик, накрытый скатертью с кистями. В зале участники вечера сидят за столиками, на которых свечи в подсвечниках.

Звучит фонограмма романса « Напрасные слова» в исполнении А.Малинина. Перед тем как выйти ведущим, слова приветствия произносят учителя литературы.)

Уч.1: Дорогие друзья! Мы обращаемся к вам именно так, потому что сегодня здесь собрались, по-видимому, истинные ценители прекрасного. Собрались для того, чтобы постичь прелесть русского романса, насладиться его необъяснимым очарованием.

Уч.2: Перед вами чередой пройдут имена выдающихся поэтов и композиторов трех веков русской поэзии, творивших в жанре романса. Сегодня можно подпевать нашим замечательным исполнителям, ведь романс как особый жанр затрагивает струны нашей души. И в этом его основное предназначение.

Уч.1: Методическое объединение учителей русского языка и литературы приглашает вас в литературную гостиную на «Вечер русского романса». Мы бы хотели, чтобы вам в гостях было уютно и тепло.

(Фрагмент фильма «Жестокий романс» с исполнением романса «А напоследок я скажу..)

На фоне музыки Р.Паулса «Долгая дорога...» выходят ведущие.

Вед1: Вы узнали этот прекрасный романс из фильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Романс – истинное украшение многих фильмов, пьес. Фильм прошёл, а романс живет.

Вед2: Русский романс…Любимый и забытый, томительный, рвущий душу, грустный и даже жестокий, волнующий. Романс никого не оставит равнодушным, он входит без стука к вам в сердце.

Вед1: Первоначально романсы появились в Испании. И само слово «романс» испанского происхождения и означало когда-то светскую песню на испанском (романском) языке в отличие от церковных песнопений на латыни. Но именно русский романс придал этому слову его особый смысл.

Вед.2: У романса нет тем, у него есть только одна тема-любовь. Все остальное: жизнь и смерть, вечность и время, судьба и ее удары, вера и неверие, одиночество и разочарование. Романс знает только две временные категории: миг-мгновенье, вечное сейчас-и всегда, до самой смерти.

(Звучит романс «Очарована-околдована» в исполнении Прилукова В.Г.)

(На фоне музыки П.И. Чайковского «Осенняя песня. Октябрь»)

Вед1: Сначала в жанре романса в России работали известнейшие композиторы Глинка, Даргомыжский, позднее Бородин, Мусоргский,Чайковский,Римский –Корсаков.

Вед 2: Русский романс в главной своей части - это великая поэзия.

И Пушкин, и Лермонтов,и музыкальный Фет, и философ Тютчев … А Денис Давыдов, Баратынский,А.К.Толстой…

Вед1: « Высокий романс»…Этим понятием удобно обозначить камерные произведения, созданные профессиональными композиторами на слова профессиональных поэтов. Это романс во фраке и в галстуке бабочкой.

Вед2 : Романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье», написанный на текст всем известного стихотворения А.С. Пушкина, является примером идеального слияния вдохновенных стихов и столь же вдохновенной музыки.

Вед 1: История его началась в 1819году,когда на одном из вечеров в доме Оленина Пушкин увидел 19 – летнюю Анну Керн. Пушкин влюбился в юную красавицу: чувство оказалось взаимным. Итогом этой незабываемой встречи и явилось бессмертное творение поэта – «Я помню чудное мгновенье».

Вед 2:А музыку к этому стихотворению написал Михаил Иванович Глинка, воодушевлённый встречей с одной из дочерей Керн, Анной Ермолаевной.

(Звучит романс «Я помню чудное...» в исполнении Шакировой Е.В.)

(На фоне музыки М.Таривердиева «Возвращение»)
Вед1: Афанасий Афанасьевич Фет жил и творил в 40-80-е годы 19 века. «Романсы его распевает почти вся Россия…» И неудивительно, мелодия и ритмика стиха Фета приближаются к музыке.

Вед2: «И откуда у этого добродушного и толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость»,- писал Лев Толстой. Красота природы, одушевление ее, любовь, искусство - вот темы его стихотворений.

Чтец: Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!...

(Звучит романс «На заре ты её не буди» в исполнении Ивашкеевой Ю.А.)

(На фоне музыки Ф.Листа)

Вед 2: Одна из прекраснейших тем творчества Фёдора Ивановича Тютчева - любовь как сложнейшее человеческое чувство. В судьбе поэта была удивительная встреча с Еленой Денисьевой. Встреча, которая положила начало большой любви.

Вед. 1: Возлюбленная Тютчева ради сильного страстного чувства пожертвовала многим: карьерой, положением в обществе, мнением близких и окружающих людей. Именно это вдохновило его на создание гениальной интимной лирики.

Чтец: О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошёл – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Всё опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при, нашей встрече,

При первой встрече роковой,

Её волшебной взор, и речи,

И смех младенческий – живой?

И что ж теперь? И где всё это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!...

(На фоне музыки П.И.Чайковского «Июнь.Бараколла»)

Вед2: У Тютчева есть стихотворение, которое он писал почти всю жизнь. Кто не знает этих замечательных строк о любви:

Я встретил Вас – и все былое

В отжившем сердце ожило...

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло...

Чувство, которое поэт бережно нес в себе много лет и в котором не побоялся признаться на самом краю жизни, было обращено к Амалии Крюденер, женщине, одаренной редкостной, уникальной красотой, которой восхищались Г.Гейне, А.С.Пушкин, Николай Первый,баварский король Людовик 1 заказал портрет Амалии, когда собирал галерею европейских красавиц. Это необыкновенное чувство вдохновило Тютчева на одно из самых прекрасных стихотворений, посвященных любви-дружбе, прошедшей через всю жизнь.

(Звучит романс «Я встретил Вас...» в исполнении Прилукова В.Г.)

Вед1: Средь шумного бала случайно встретились… Она – Софья Андреевна Миллер. И он – Алексей Константинович Толстой.

(Под звуки вальса В.Доги вальсируют пары)

Вед2: Вот некоторые строки из писем Алексея Толстого к Софье Андреевне: «Всё вокруг свет и счастье. Посылаю тебе свою душу – да будет она всегда с тобой». Чайковский воспел эту трогательную любовь в своём бессмертном творении.

(Звучит фонограмма романса «Средь шумного бала...»)

Чтец исполняет на фоне музыки К.Сен-Санса стихотворение С.Есенина

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И,как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

(На фоне музыки И Крутого «Нежность»)

Вед1: Сергея Есенина по праву называют поэтическим сердцем России, ведь самой большой любовью поэта была Русь, его родная деревня,крестьянская изба. Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, плачут глухари,заливаются бубенцы.

.Вед 2: Синее,голубое,алое, зеленое,золотое брызжет и переливается в стихах поэта.

Глубоко и проникновенно воспевает поэт красоту родной природы, ее коренную слитность с человеком.

(Звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу» в исполнении дуэта)

Вед1: Городской романс. Начало ему положили песни шарманщиков. Одной из таких песен стала «Песнь узника» Федора Глинки, героя Отечественной Войны 1812 года. Вед.2: Неизмерима роль поэта, музыканта, исполнителя Булата Окуджавы в развитии русского городского романса. Это имя вряд ли нуждается в особом представлении. Окуджава родился в Москве и вырос на Арбате. Поэт-бард современен, его песни, стихи, романсы – слушают, поют.

(Звучит романс «Давайте говорить друг другу комплименты» в исполнении Благиной И.В.)

(На фоне музыки Шопена прелюдии №6)

Чтец: Целую ночь соловей нам насвистывал,

Город молчал, и молчали дома,

Белой акации гроздья душистые

Ночь напролёт нас сводили с ума.

Сад был умыт весенними ливнями,

В темных оврагах стояла вода,

Боже! Какими мы были наивными!

Как же мы молоды были тогда!

Вед1: Судьба романса полна превратностей. Времена менялись, менялся романс. То подымался до вершин классики, то опускался до самопародии. А люди пели и поют. Из поколения в поколение.

Чтец: Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,

И в оный час явлений и чудес

Живая колесница мирозданья

Открыто катится в святилище небес.

Тогда густеет ночь, как хаос на водах,

Беспамятство, как Атлас, давит сушу,

Лишь музы девственную душу

В пророческих тревожат боги снах!

(Звучит романс «Белой акации гроздья душистые» в исполнении Шакировой Е.В.)

Вед2: Высоким слогом русского романса мы попытались сегодня донести до вас его прелесть, красоту, неповторимость и, наконец, его бессмертие.

В этом нам помогли наши артисты. Всех благодарим! До новых встреч!