Почему-то на всех картинах, рисунках и фресках женщины Леонардо таинственно усмехаются. Иногда эту полуулыбку вы можете увидеть и у мужчин. Улыбается Иоанн Креститель, указывая на крест - символ будущего распятия. Улыбается Мадонна Лита, склоняясь над кудрявым Богомладенцем. Об улыбке Джоконды написаны тома.
Так улыбается всякий, знающий великую тайну. Леонардо да Винчи, видимо, действительно знал многое, сокрытое от нас даже сегодня. Он был первым человеком, взглянувшим на себя и на нас изнутри. Можно было устрашиться и отшатнуться от этого адского переплетения живых шлангов и костных рычагов - не зря церковь запрещала вскрытие... Леонардо нарушал закон, тайно спускаясь ночью в подвалы, где за плату препарировал тела казненных. Вначале ему показалось, что люди - всего лишь сложные механизмы. Ведь он сам был изобретателем. Вместе с анатомическими зарисовками сохранились чертежи вертолета, подводной лодки, скафандра и даже велосипеда.
Вертолеты Леонардо не летали, подлодки не плавали. А вот человек исправно функционировал, хотя Творец его всегда был где-то вне поля зрения. И Леонардо стал искать Творца в человеке...


Улететь в прошлое
Удивительными, пророческими изобретениями великого Леонардо да Винчи наши современники всё больше дивятся на чертежах. Некоторые, правда, делают муляжи для музейных экспозиций. Считается, что воплотить и использовать эти проекты в жизни невозможно: технических ошибок там немало. Несмотря на все эти доводы, 42-летний механик из Бедфордшира Стив Робертс точно по чертежам Леонардо сконструировал действующий прообраз современного дельтаплана, изобретённый да Винчи пять веков назад. Английский умелец сделал его исключительно из материалов, доступных при жизни гениального итальянца. Аппарат похож на скелет птицы и выполнен из итальянского тополя, тростника, сухожилий животных и льна, обработанного глазурью из секрета жуков. Нашёлся, а точнее, нашлась и отважная испытательница, прыгнувшая с крыльями Леонардо с холмов графства Суррей. Дважды чемпион мира по дельтапланеризму Джуди Лиден призналась после: "Это был самый опасный полёт в моей жизни". В результате 20 попыток ей всё же удалось поднять изобретение да Винчи на высоту в 10 м и продержаться в воздухе 17 секунд. Этого было достаточно, чтобы доказать: аппарат действительно работает. Хотя, бесспорно, ему далеко до современных дельтапланов. "Управлять им было почти невозможно, я летела туда, куда дул ветер, и не могла ничего с этим поделать. Наверное, так же чувствовал себя испытатель первого в истории автомобиля", - рассказала Джуди. Полёты были проведены в рамках экспериментального телепроекта общей стоимостью 1 миллион фунтов стерлингов.

Шифр на века
Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них "дозреет". Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого мало - он все буквы переворачивал в зеркальном изображении. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, видимо, немало, поэтому те или иные его детища вдруг обнаруживаются через века. Как было с мадонной Бенуа, которую долгое время в качестве домашней иконы возили с собой странствующие актеры.

Сфумато
Леонардо изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она "живая". На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству.

Метод аналогии
Леонардо предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии - это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Но одно. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хоть знаменитую иллюстрацию Мастера, доказывающую пропорциональность человеческого тела. С раскинутыми руками и раздвинутыми ногами фигура человека вписывается в круг. А с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками - в квадрат, при этом образуя крест. Такая "мельница" дала толчок ряду разнообразных мыслей. Флорентиец оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся - равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения - шариковому подшипнику.

Контрапост
Леонардо любил использовать правило контрапоста - противопоставления противоположностей. Контрапост создает движение. Делая скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, художник расположил ноги скакуна в контрапосте, что создавало иллюзию особого свободного хода. Все, кто видел статую, невольно меняли свою походку на более раскованную.

Окна незаконченности
Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений - "незавершенка". Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью коего он на готовой картине будто специально проделывал "окна незаконченности". Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.

История Монны Лизы
Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая сделала ей всемирную известность. Мона Лиза получила всемирную славу не только из-за качеств работы Леонардо, которые впечатляют художественных любителей и профессионалов, долго оставались бы только для тонких знатоков искусства, если бы ее история также не была бы исключительна. С начала шестнадцатого столетия картина, приобретенная Франциском I непосредственно из рук Леонардо да Винчи, после смерти Леонардо оставалась в королевской коллекции. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достоянии национальной коллекции. Она изучалась историками, копировалась живописцами, копировали её часто, но 21 августа 1911 года картина была похищена итальянским живописцем, Vincenzo Peruggia, с целью возвратить её на историческую родину. После полицейского допроса всех подозреваемых, живописца Cubist, поэта Guillaume Apollinaire (в тот день он призывал сжечь весь Лувр) и многих других, картину нашли только спустя два года в Италии. Её осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. На протяжении этого времени Мона Лиза не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. В двадцатом столетии картина почти не покидала Лувр. В 1963 побывав в США и 1974 в Японии. Поездки только закрепили успех и ее славу.

СФУМАТО

- (от итальянского sfumato - затушеванный, буквально - исчезнувший как дым), прием в живописи: смягчение очертаний предметов, фигур и светотеневой моделировки в целом, которое позволяет передатьокутывающий их воздух. Прием сфумато как важнейший элемент воздушной перспективы был теоретически обоснован и применен Леонардо да Винчи.

(Илл. Леонардо да Винчи. Мария с младенцем и со Святой Анной. Между 1500 и 1507 гг.)

Словарь терминов изобразительного искусства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СФУМАТО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СФУМАТО в Большом энциклопедическом словаре:
    (итал. sfumato букв. - исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. …
  • СФУМАТО
    (итал. sfumato - затушёванный, буквально - исчезнувший как дым), приём в живописи: смягчение очертаний изображаемых предметов, фигур (и светотеневой моделировки …
  • СФУМАТО в Современном энциклопедическом словаре:
  • СФУМАТО в Энциклопедическом словарике:
    (итальянское sfumato, буквально - исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов, позволяющее передать окутывающий их воздух. Прием сфумато разработан …
  • СФУМАТО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СФУМ́АТО (итал. sfumato, букв.- исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. …
  • СФУМАТО в словаре Синонимов русского языка:
    живопись, …
  • СФУМАТО в Полном орфографическом словаре русского языка:
    сфумато, нескл., …
  • СФУМАТО в Орфографическом словаре:
    сфум`ато, нескл., …
  • СФУМАТО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (итал. sfumato, букв. - исчезнувший как дым), в живописи смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. …
  • УЛЫБКА ДЖОКОНДЫ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    "самая странная улыбка в мире", одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована …
  • ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    да Винчи (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, - 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, …
  • САРТО, АНДРЕА ДЕЛЬ в Словаре Кольера:
    (Sarto, Andrea del) (1486-1531), итальянский художник флорентийской школы, родился во Флоренции 16 июля 1486. Среди первых произведений художника - пять …
  • ПЬЕРО ДИ КОЗИМО в Словаре Кольера:
    (Piero di Cosimo; Piero di Lorenzo) (1462-1521), флорентийский живописец. Годы его творчества пришлись на период перехода от раннего к Высокому …
  • ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ в Словаре Кольера:
    (Leonardo da Vinci) (1452-1519), великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом …

Великий итальянский живописец эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи . Как много великих открытий сделано этим выдающимся человеком! Причём не только в живописи. Но нас как интересует прежде всего его изобразительное новаторство. Сфумато - одно из них. Что это такое? Почему эта техника до сих пор притягивает взоры очарованных зрителей? Как её освоить? Наша статья обо всём этом.


Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)», 1500-е, «Святой Иоанн Креститель», 1513.

Что такое сфумато

Итальянское слово, которое мы используем для обозначения данной техники, буквально означает «исчезающий как дым» или «затушёванный» в современной интерпретации. Раз слово итальянское, значит, и родина сфумато - солнечная Италия. Именно там жил и творил великий Леонардо.

Когда смотришь на его знаменитую Джоконду, невольно ловишь себя на мысли, что здесь скрыта тайна, которую очень хочется понять. Как Леонардо да Винчи сумел передать удивительную загадочность её улыбки? Ему помогло сфумато - техника живописного письма, которую великий художник изобрёл, а затем активно использовал и развивал.


Джорджоне «Мальчик со стрелой», 1505, «Лаура», 1506.

Эта техника сглаживания , размытия цветовых переходов и контуров создаёт иллюзию воздушности и загадочности. В творчестве мэтра эпохи Возрождения она обрела подлинное совершенство. Благодаря сфумато Леонардо творил удивительные шедевры, которые до наших дней чаруют своим волшебным чувством полёта и сказочной виртуозностью.

Позже другие мастера стали активно использовать сфумато в своём творчестве, внося в эту технику свои изюминки. Так, Микеланджело создал свой вариант. Он сочетал контрастное письмо с размытостью в стиле да Винчи. Такой подход придавал картинам воздушную глубину, позволяя хорошо передавать объём и перспективу.

Вплоть до наших дней разновидности сфумато продолжают активно применяться в . Художники используют, как классический вариант этой техники, так и современные модернизированные разновидности. От этого популярность изобретения Леонардо только выигрывает, продолжая очаровывать зрителей своей сказочной неповторимостью.


Антонио Корреджо «Портрет молодого человека», «Мадонна с Иоанном Крестителем», 1516.

Живопись в технике сфумато

Если у вас уже текут слюнки и не терпится попробовать эту технику на деле, то готовьте кисти, краски и мольберт. Итак, сфумато - это сглаживание контуров, а также переходов цветов и светотени. Благодаря ей создаётся впечатление воздушности и загадочности. Как этого добиться?

Для начала рассмотрим разные техники живописного письма, применяемого в сфумато. Вот основные из них:

    • Сухая кисть . Нанеся краску на холст, её растирают жёсткой кистью до равномерного слоя. По сути, краску втирают в поверхность холста. Также делают переход от одного цвета или тона к другому.
    • Тонкая глазурь . Нанесение тонких слоёв прозрачной краски друг на друга. Незаметности переходов добиваются многослойностью наложения разных оттенков.
    • Затирание . Порой пальцы часто заменяют кисть у многих живописцев. В этой технике это особо востребованный инструмент, когда надо сгладить резкие переходы. Для этой цели также используют ветошь или специальные стеки.


Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом», 1506, «Дама с единорогом», 1506.

  • Чистка . Когда пишешь масляными красками, то после высыхания часто остаются бугорки, которые создают дополнительные световые эффекты. Чтобы их убрать, некоторые художники применяют специальную зачистку таких бугорков после высыхания. Затем на ровную поверхность накладывают несколько тонких слоёв краски глазурью. В итоге сфумато предстаёт во всей своей красе.
  • Пастель . Данные краски сами по себе уже предрасположены к расплывчатости и неопределённости. Поэтому изобретение да Винчи классно сочетается с такими красками.
  • Оттиск . Ещё один интересный способ создания удивительных картин. Заготовку для них делают маслом на деревянной основе, затем несколько раз делают отпечатки на чистых дощечках и заключительный отпечаток делают на холст. В итоге таких манипуляций получаются очень туманные произведения.

Это далеко не все виды создания сфумато. Поэкспериментировав с классическими вариантами, вы самостоятельно можете попробовать придумать что-то своё. И кто его знает, может, из вас тоже получится великий маэстро, творчество которого будут изучать наши потомки.

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Техника масляной живописи - одна из самых доступных. Ею может овладеть даже начинающий художник. Однако трудно переоценить роль этой техники в истории мирового искусства. Благодаря ей создавались шедевры, возникали новые направления в искусстве. Использование масляной краски способствовало настоящей революции в живописи.

Разнообразные приёмы и выразительные возможности масляной живописи в руках мастеров способствовали появлению самых удивительных и таинственных явлений в мировой культуре.

1. Сфумато - секрет живописи Леонардо да Винчи

Несколько столетий человечеству не дает покоя тайна портрета Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи. Каких только гипотез того, кто изображен на нём не предлагали исследователи: от автопортрета самого да Винчи или портрета его матери - до изображения знаменитой авантюристки и любовницы флорентийского правителя Джулиано Медичи Пачифики Брандано. Гипотеза Вазари о том, что модель - Лиза Герардини, супруга флорентийца Франческо дель Джокондо почему-то не устраивает исследователей творчества Великого Леонардо.

Но не это главная тайна. Поражает тонкость и мастерство изображения. Знаменитый биограф художников эпохи итальянского Возрождения Джорджо Вазари писал, что если присмотреться, то кажется, что видишь биение пульса в углублении шеи. «Самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной», - таково мнение Вазари. Может быть причина такого поразительного воздействия портрета на зрителя заключается в технике сфумато ,виртуозное использование которой возможно только в рамках масляной живописи.

Сфумато в переводе с итальянского языка означает «исчезающий как дым». Очень мелкие мазки кистью позволяют достичь тончайших переходов от света к тени, от одного цвета к другому. Но только совсем недавно французские реставраторы открыли то, насколько микроскопическими были эти мазки. Толщина слоя лессировок составляла один-два микрона. Реставраторы не могут объяснить, как Леонардо да Винчи смог совершить такое чудо. Художник сам изобретал добавки к лакам, краскам, маслам, он добивался чередования слоев красок, достигая великолепного эффекта различного преломления лучей света, падающих на картину. Так достигалось впечатление глубины, объема, особой живости и трепетания красок.

Одним из изобретений Леонардо да Винчи было совершенствование процесса изготовления масляной краски, благодаря добавлению в неё пчелиного воска.

2. Масляные краски изменили способ работы живописца

Масляные краски медленно сохнут. В отличие от работы с темперой и любыми клеевыми красками, художник может исправить картину, переписать слои. У него гораздо больше времени на раздумья, а значит, больше возможностей для творческого эксперимента, на воплощение своих идей на полотне. Кроме того, краски при этой технике не тускнеют, не меняются оттенки цветов, что способствует долговечности произведений искусства. Именно эти возможности сделали открытие масляных красок поистине революционным.

Искусство Гандхара

3. Новое - хорошо забытое старое

Так уж повелось у человечества, что некоторые изобретения были известны ещё много столетий назад. То же случилось и с масляной живописью. В европейском искусстве эта техника стала известна с XV века, благодаря усилиям фламандского художника Яна ван Эйка.

Но по разным данным, масляную живопись изобрели ещё пять тысяч лет назад. Более достоверная информация - эта техника была широко распространена на территории Западного Афганистана в VII веке нашей эры. Об этом свидетельствуют находки в Бамианской долине образцов искусства Гандхара, оставившего свой след в росписях комплекса буддийских монастырей.

4. Основа красок - масло

Связующим веществом в масляной живописи являются масла: ореховое, льняное, сафлоровое. Основные элементы этих красок - измельчённый пигмент, связующие масла и скипидар в качестве разбавителя. На создание пигментов идут как минеральные вещества, так и органические. Их изготовляли даже из полудрагоценных камней. В прошлом самым дорогим пигментом был синий ультрамарин. Для его создания использовали ляпис-лазурь, а это вещество когда-то было дороже золота.

Тициан, картина «Флора»

5. У каждого мастера живописи прошедших веков были свои секреты состава масляных красок

Почти каждый великий мастер живописи XVI–XVIII веков изобретал свои способы изготовления масляных красок. Например, Альбрехт Дюрер использовал ореховое масло в качестве связующего вещества, он пропускал его через просеянный уголь. А Тициан предпочитал маковое масло, которое осветлял на солнце и лавандовую эссенцию. Рубенс писал свои замечательные полотна лаком, который создавался на основе кокосовой копры, лавандовой эссенции и макового масла.

6. Масляная краска использовалась для окраски щитов

В средние века масляным краскам нашли неожиданное применение. Тогда для создания картин и фресок предпочитали темперу, а вот подобием масляных красок раскрашивали щиты. Считалось, что так они становились прочнее.

Художник Яна ван Эйк, картина «Богоматерь каноника ван дер Пале»

7. Трещины на поверхности картины заставила ван Эйка вновь изобрести масляные краски

Существует предание о том, что именно заставило художника искать другой состав красок. Как-то он создал прекрасное полотно, использовав темперу. Он покрыл свою картину маслом и оставил сушить её на солнце. Ян ван Эйк был неприятно поражен, что его полотно покрылось трещинами. Художник стал искать масло, которое можно было бы высушить в тени. Множество попыток окончились неудачей, но усилия ван Эйка в конце-концов увенчались успехом. Уже отчаявшийся художник смешал льняное масло и так называемый «белый лак из Брюгге», который мы сейчас называет скипидаром. В этот раствор он добавил пигменты, добившись нужной густоты. Выяснилось, что такая краска медленно сохнет, что позволяет внести поправки в уже готовую работу. А главное – готовая картина не покрывается трещинами и краски не тускнеют.

8. Изобретение тюбика для хранения масляных красок способствовало появлению нового направления в живописи

Один из основателей импрессионизма Пьер Ренуар говорил, что без изобретения красок в тюбиках не было бы и импрессионизма. Ведь художники сами делали масляные краски, они были привязаны к мастерским, студиям. Для импрессионистов было очень важно запечатлеть мгновение, изменчивость окружающего мира. Без красок в тюбиках работа на пленэре, на открытом воздухе была очень проблематична. В 1841 году американским художником Джоном Рендом был изобретен оловянный тюбик, который можно было сжимать и выдавливать из него необходимое количество красок. Тюбик был снабжен крышечкой. Все эти усовершенствования способствовали тому, что краска не высыхала и художник мог спокойно создавать свою картину на пленэре.

9. Как долго сохнут масляные краски

На ощупь масляные краски становятся сухими спустя две недели после окончания работы над картиной. Однако окончательно их можно считать сухими лишь по истечении шести месяцев, а то и года.

10. Как твердеют масляные краски

Затвердение этого вида красок происходит, благодаря окислению кислородом, а не испарению.

← К списку статей

Существует два классических живописных стиля, ассоциирующихся со старыми мастерами: «сфумато» и «чиароскуро», и сходства между ними не больше, чем между куском сыра и угольком. Но мы все равно путаемся в этих двух соснах, часто не разбирая, какой художник использовал какую технику.

Сфумато и Леонардо

Сфумато использует тонкие переходы тонов с целью замаскировать четкие контуры и создать живое взаимодействие света и тени. Как объяснял один из крупнейших историков искусства Эрнст Гомбрих, «…это знаменитое изобретение Леонардо… благодаря размытым очертаниям и мягким тонам одна форма сливается с другой и всегда оставляет нам пространство для воображения».


Да Винчи пользовался этой техникой с большим мастерством: улыбка Моны Лизы своей загадочностью обязана именно этому методу. Неуловимая улыбка будто тает, а нам остается лишь додумывать детали.

Как же именно Леонардо добился этого эффекта? Для всей картины он подобрал определенный диапазон тонов, объединяющих все полотно: это синие, зеленые и земляные оттенки одинаковой насыщенности. Яркие блики нарушили бы приглушенный колорит картины, поэтому мастер от них вовсе отказался. Леонардо принадлежит цитата: «Если вы желаете создать портрет, пишите в пасмурную погоду или с наступлением вечера».

Впрочем, сфумато работает и на фоне, а не только лишь в центральной части картины: средние тона мягко уходят в темноту, цвет растворяется в монохромных тенях, словно на фотографии с четко настроенным фокусом.

Если ваш натурщик стесняется морщин, сфумато — ваш выбор!

Чиароскуро и Рембрандт

На картинах Караваджо, Корреджо, и, конечно, Рембрандта подход совершенно иной: никаких нежных тоновых градаций, граница между светом и тенью четкая и жесткая. Центр композиции освещен очень ярко, будто светом прожектора, а окружение темное и мрачное - жгучие коричневые тона переходят в непроглядный черный.

Это и есть чиароскуро, в буквальном переводе означающее «свет и тьма», техника, созданная для передачи эффектных драматических контрастов. Эффект достигается последовательным нанесением полупрозрачных коричневых тонов. К сожалению, коричневые краски, столь любимые мастерами Возрождения, зачасту. имели в своей основе смолы, и теперь многие полотна находятся в плачевном состоянии, так как смола все время просачивается сквозь холсты.


Достичь эффекта чиароскуро в наши дни вы можете с помощью последовательного нанесения умбры (или жженой умбры для более теплых оттенков). Помните, что если вы хотите нанести пятна света рядом с темными участками, вам следует сделать тон теплее, добавив в смесь красок красной краски - это уравновесит холодные тени.

Удачи в живописи!

Вольный перевод с английского.

Значение слова

Итальянское слово «сфумато» буквально обозначает «исчезающий как дым». Во времена Возрождения этот термин стали использовать живописцы, подразумевая под ним особое затушеванное изображение. Позже этот термин стал применяться для наименования особой техники передачи полутонов.

Технические особенности

Считается, что Леонардо да Винчи, которого считают родоначальником сфумато, обобщил и усовершенствовал существовавшие во времена итальянского Возрождения способы передачи полутонов. Техника заключается в нанесении тончайших, полупрозрачных слоев, которые не перекрывают друг друга, а лишь затемняют или высветляют фрагменты полотна. Тонкие глазури минимального цветового различия позволяют создать ощущение дымки, тумана. Сфумато в живописи Леонардо да Винчи было доведено до совершенства. Современные исследования показывают, что он мог наносить слои толщиной всего в 3-4 микрона. Приемы сфумато применяются для выделения композиционного центра. Размытые контуры позволяют более рельефно и эффектно подчеркнуть самый главный объект на полотне. Полутона постепенно переходят в плотную тень, не создавая видимых глазом границ переходов.


Классическое сфумато создается при помощи специальных полупрозрачных красок, глазурей. Для работы художники используют легкие кисти из соболя, которые позволяют делать практически невидимые мазки. Позже появилась техника «сухой кисти», когда по основному изобразительному полотну художник проходился легчайшими мазками с небольшим количеством сухой красящей смеси. А после полного высыхания изображения он еще подчищал излишки, чтобы оставить буквально микроскопический слой.

Отличительные признаки сфумато

Увидеть всю прелесть сфумато в живописи можно на полотнах Леонардо да Винчи. Фон на его полотнах лишен четкости, выраженных линий и мазков. Дымчатость и размытость заднего плана позволяет сконцентрировать внимание зрителя на главном объекте картины. При этом мягкий фон придает произведению атмосферности и глубины.

Существует заблуждение, что сфумато - это исключительно живописная техника. Это не так. Тот же Леонардо прекрасно использовал технику в карандашном рисунке. Добиваясь штриховкой и растушевкой тончайших переходов. Также этот прием эффектно работает в технике пастели. Изменяя степень нажима на пастельную кисть, художник достигает разной степени интенсивности цвета, а применение влажного мелка позволяет получить разную степень глубины изображения. Также в пастели для создания эффекта сфумато используется растушевка и подкрашивания. Это позволяет стереть границу между цветовыми и тональными переходами и получить желаемый эффект тумана и дымки.

Шедевры Леонардо

Есть всего несколько гениев, которые смогли придумать что-то исключительно новое в живописи, и один из них - Леонардо да Винчи. Прием в живописи сфумато, также как пространственная перспектива, - это важнейшая находка художника. Когда мы говорим о сфумато, то, естественно, вспоминается главный шедевр да Винчи - «Джоконда». Фон этой работы является образцом классической «дымчатой» живописи. Фигура Моны Лизы становится рельефнее и выразительнее именно благодаря размытому, неяркому и такому атмосферному заднему плану. Таинственность ее улыбки во многом проявляется именно благодаря прозрачности фона. Также техника сфумато в живописи представлена еще в нескольких работах мастера, в том числе это «Мадонна в скалах», «Мадонна с младенцем», «Иоанн-креститель», «Мадонна с гвоздикой».

Юнионэ

Свое развитие сфумато в живописи получило в технике юнионэ. Она характерна в первую очередь для Рафаэля. В сравнении с классическим сфумато в юнионэ применяются более яркие краски, а контуры фигур остаются более выраженными. Однако здесь также сохраняется основной принцип незаметности тональных переходов и прозрачности, что создает ощущение воздуха на полотне. Эта новая техника, вобравшая в себя лучшие черты сфумато, а также другие приемы итальянской живописи представлены в таких работах Рафаэля, как «Три грации» и несколько «Мадонн» флорентийского периода.

Канджианте

Появление сфумато в живописи привело к тому, что возникает несколько его вариаций. Так, Микеланджело создает свой вариант многослойно манеры письма - канджианте. Техника построена на передаче света и тени, но, в отличие от сфумато, где переходы были максимально сглажены, здесь применяется цветовой контраст. Задача приема та же - придание изображению глубины и перспективы. Ярким примером этой техники является работа Микеланджело «Мадонна Дони».

Кьяроскуро

Появление сфумато в живописи спровоцировало художников на поиски подобных возможностей в графике. Это привело к появлению многослойной техники кьяроскуро. Она заключается в последовательном оттиске изображения с нескольких досок, что позволяет передать игру света и тени и создать объемную композицию. Родоначальником этой техники был итальянский художник Уго да Карли. Самым известным мастером, который владел данной техникой, был французский график Жорж де Латур.

Последователи да Винчи

Со времен Леонардо сфумато в живописи, примеры которого можно найти в разных странах, стало классической техникой создания глубоких, атмосферных произведений. Многие художники применяли и применяют это прием. Самыми заметными последователями да Винчи считаются Тициан, Йохан Абелинг, Омар Галлиани.

1. Сфумато - секрет живописи Леонардо да Винчи

Несколько столетий человечеству не дает покоя тайна портрета Моны Лизы кисти Леонардо да Винчи. Каких только гипотез того, кто изображен на нём не предлагали исследователи: от автопортрета самого да Винчи или портрета его матери - до изображения знаменитой авантюристки и любовницы флорентийского правителя Джулиано Медичи Пачифики Брандано. Гипотеза Вазари о том, что модель - Лиза Герардини, супруга флорентийца Франческо дель Джокондо почему-то не устраивает исследователей творчества Великого Леонардо.

Но не это главная тайна. Поражает тонкость и мастерство изображения. Знаменитый биограф художников эпохи итальянского Возрождения Джорджо Вазари писал, что если присмотреться, то кажется, что видишь биение пульса в углублении шеи. «Самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной», - таково мнение Вазари. Может быть причина такого поразительного воздействия портрета на зрителя заключается в технике сфумато ,виртуозное использование которой возможно только в рамках масляной живописи.


Сфумато в переводе с итальянского языка означает «исчезающий как дым». Очень мелкие мазки кистью позволяют достичь тончайших переходов от света к тени, от одного цвета к другому. Но только совсем недавно французские реставраторы открыли то, насколько микроскопическими были эти мазки. Толщина слоя лессировок составляла один-два микрона. Реставраторы не могут объяснить, как Леонардо да Винчи смог совершить такое чудо. Художник сам изобретал добавки к лакам, краскам, маслам, он добивался чередования слоев красок, достигая великолепного эффекта различного преломления лучей света, падающих на картину. Так достигалось впечатление глубины, объема, особой живости и трепетания красок.

Одним из изобретений Леонардо да Винчи было совершенствование процесса изготовления масляной краски, благодаря добавлению в неё пчелиного воска.

2. Масляные краски изменили способ работы живописца

Масляные краски медленно сохнут. В отличие от работы с темперой и любыми клеевыми красками, художник может исправить картину, переписать слои. У него гораздо больше времени на раздумья, а значит, больше возможностей для творческого эксперимента, на воплощение своих идей на полотне. Кроме того, краски при этой технике не тускнеют, не меняются оттенки цветов, что способствует долговечности произведений искусства. Именно эти возможности сделали открытие масляных красок поистине революционным.

Искусство Гандхара

3. Новое - хорошо забытое старое

Так уж повелось у человечества, что некоторые изобретения были известны ещё много столетий назад. То же случилось и с масляной живописью. В европейском искусстве эта техника стала известна с XV века, благодаря усилиям фламандского художника Яна ван Эйка.

Но по разным данным, масляную живопись изобрели ещё пять тысяч лет назад. Более достоверная информация - эта техника была широко распространена на территории Западного Афганистана в VII веке нашей эры. Об этом свидетельствуют находки в Бамианской долине образцов искусства Гандхара, оставившего свой след в росписях комплекса буддийских монастырей.

4. Основа красок - масло

Связующим веществом в масляной живописи являются масла: ореховое, льняное, сафлоровое. Основные элементы этих красок - измельчённый пигмент, связующие масла и скипидар в качестве разбавителя. На создание пигментов идут как минеральные вещества, так и органические. Их изготовляли даже из полудрагоценных камней. В прошлом самым дорогим пигментом был синий ультрамарин. Для его создания использовали ляпис-лазурь, а это вещество когда-то было дороже золота.

Тициан, картина «Флора»

5. У каждого мастера живописи прошедших веков были свои секреты состава масляных красок

Почти каждый великий мастер живописи XVI–XVIII веков изобретал свои способы изготовления масляных красок. Например, Альбрехт Дюрер использовал ореховое масло в качестве связующего вещества, он пропускал его через просеянный уголь. А Тициан предпочитал маковое масло, которое осветлял на солнце и лавандовую эссенцию. Рубенс писал свои замечательные полотна лаком, который создавался на основе кокосовой копры, лавандовой эссенции и макового масла.

6. Масляная краска использовалась для окраски щитов

В средние века масляным краскам нашли неожиданное применение. Тогда для создания картин и фресок предпочитали темперу, а вот подобием масляных красок раскрашивали щиты. Считалось, что так они становились прочнее.

Художник Яна ван Эйк, картина «Богоматерь каноника ван дер Пале»

7. Трещины на поверхности картины заставила ван Эйка вновь изобрести масляные краски

Существует предание о том, что именно заставило художника искать другой состав красок.


к-то он создал прекрасное полотно, использовав темперу. Он покрыл свою картину маслом и оставил сушить её на солнце. Ян ван Эйк был неприятно поражен, что его полотно покрылось трещинами. Художник стал искать масло, которое можно было бы высушить в тени. Множество попыток окончились неудачей, но усилия ван Эйка в конце-концов увенчались успехом. Уже отчаявшийся художник смешал льняное масло и так называемый «белый лак из Брюгге», который мы сейчас называет скипидаром. В этот раствор он добавил пигменты, добившись нужной густоты. Выяснилось, что такая краска медленно сохнет, что позволяет внести поправки в уже готовую работу. А главное – готовая картина не покрывается трещинами и краски не тускнеют.

8. Изобретение тюбика для хранения масляных красок способствовало появлению нового направления в живописи

Один из основателей импрессионизма Пьер Ренуар говорил, что без изобретения красок в тюбиках не было бы и импрессионизма. Ведь художники сами делали масляные краски, они были привязаны к мастерским, студиям. Для импрессионистов было очень важно запечатлеть мгновение, изменчивость окружающего мира. Без красок в тюбиках работа на пленэре, на открытом воздухе была очень проблематична. В 1841 году американским художником Джоном Рендом был изобретен оловянный тюбик, который можно было сжимать и выдавливать из него необходимое количество красок. Тюбик был снабжен крышечкой. Все эти усовершенствования способствовали тому, что краска не высыхала и художник мог спокойно создавать свою картину на пленэре.

9. Как долго сохнут масляные краски

На ощупь масляные краски становятся сухими спустя две недели после окончания работы над картиной. Однако окончательно их можно считать сухими лишь по истечении шести месяцев, а то и года.

10. Как твердеют масляные краски

Затвердение этого вида красок происходит, благодаря окислению кислородом, а не испарению.