Годы жизни: с 08.02.1828 по 24.03.1905

Французский географ, широко известный писатель, классик приключенческой литературы; его произведения в значительной мере способствовали не только становлению научной фантастики, но и послужили стимулом к началу практических работ по освоению космоса.

Жюль Габриэль Верн родился в старинном городе Нанте, расположенном на берегу Луары, недалеко от ее устья. Жюль был старшим сыном адвоката Пьера Верна, который имел свою адвокатскую контору и предполагал, что со временем сын унаследует его дело. Мать писателя, урожденная Аллотт де ла Фюйе, происходила из древнего рода нантских судовладельцев и кораблестроителей.

С 6 лет Жюль ходит на уроки к соседке, вдове капитана дальнего плавания. В 8 лет он поступает сначала в семинарию Сен-Станислав, затем в лицей, где получает классическое образование, включавшее знание греческого и латинского языков, риторики, пения и географии.

Получив в 1846 году диплом бакалавра, Жюль, согласившийся – под большим давлением отца – унаследовать его профессию, начинает изучать юриспруденцию в Нанте. В апреле 1847 года он отправляется в Париж, где сдает экзамены за первый год обучения, затем возвращается в Нант.

Его непреодолимо влечет театр, и он пишет две пьесы («Александр VI» и «Пороховой заговор»), прочитанные в узком кругу знакомых. Жюль хорошо понимает, что театр – это, прежде всего, Париж. С большим трудом он добивается от отца разрешения продолжить учебу в столице, куда и отправляется в ноябре 1848 года.

По строгому предписанию отца он должен был стать правоведом, и он им стал, окончив в Париже Школу права и получив диплом, но в адвокатскую контору отца не вернулся, соблазненный более заманчивой перспективой - литературой и театром. Он остается в Париже и, несмотря на полуголодное существование (отец не одобрял «богемы» и не помогал ему), с энтузиазмом осваивает выбранную стезю - пишет комедии, водевили, драмы, либретто комических опер, хотя сбыть их никому не удается.

В этот период Жюль Верн живет в мансарде вместе со своим другом, и оба очень бедны. Несколько лет писатель перебивается случайными заработками. Его карьера в нотариальной конторе не складывается, поскольку не оставляет времени для литературы, не удается долго продержаться и в банке на должности клерка. Верн занимается в основном репетиторством со студентами юридического факультета.

Наитие привело Жюля Верна в Национальную библиотеку, где он слушал лекции и научные диспуты, свел знакомство с учеными и путешественниками, читал и выписывал из книг заинтересовавшие его сведения по географии, астрономии, навигации, о научных открытиях, не совсем пока представляя, зачем ему это может понадобиться.

В 1851 году Верн устраивается секретарем в только что открывшийся «Лирический театр», и одновременно в журнал «Мюзе де фамий». В последнем в этом же году опубликованы рассказы молодого писателя «Первые корабли мексиканского флота» (позже переименованный в «Драма в Мексике»), «Путешествие на воздушном шаре» (второе название - «Драма в воздухе»). Как начинающий литератор, он познакомился с Виктором Гюго и Александром Дюма, который стал ему покровительствовать. Возможно, именно Дюма посоветовал молодому другу сосредоточить внимание на теме путешествий. Жюль Верн зажегся грандиозной идеей описать весь земной шар - природу, животных, растения, народы и обычаи. Он решил объединить науку и искусство и населить свои романы небывалыми доселе героями.

В январе 1857 года Верн женится на двадцатишестилетней вдове Онорине де Виан (в девичестве Морель).

Жюль Верн порвал с театром ив 1862 году завершил свой первый роман «Пять недель на воздушном шаре». Дюма порекомендовал обратиться с ним к издателю юношеского «Журнала воспитания и развлечения» Этцелю. Роман - о географических открытиях в Африке, сделанных с высоты птичьего полета - был оценен и в начале следующего года опубликован. Этцель заключил с успешным дебютантом долгосрочный договор - Жюль Верн обязался писать по два тома в год.

Далее, будто наверстывая упущенное время, он выпускает шедевр за шедевром «Путешествие к центру Земли» (1864), «Путешествие капитана Гаттераса» (1865), «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870). В этих романах писатель задействовал четыре проблемы, которые в то время занимали ученый мир управляемое воздухоплавание, завоевание полюса, загадки подземного мира, полеты за пределы земного тяготения.

После пятого романа - «Дети капитана Гранта» (1868) - Жюль Верн решил написанные и задуманные книги объединить в серию «Необыкновенные путешествия», а «Дети капитана Гранта» стали первой книгой трилогии, в которую вошли еще «Двадцать тысяч лье под водой» (1870) и «Таинственный остров» (1875). Трилогию объединяет пафос ее героев - они не только путешественники, но и борцы со всякими формами несправедливости расизмом, колониализмом, работорговлей.

В 1872 году Жюль Верн навсегда покинул Париж и переселился в небольшой провинциальный город Амьен. С этого времени вся его биография сводится к одному слову - работа.

Необычайный успех вызвал роман «Вокруг света в восемьдесят дней» (1872).

В 1878 году Жюль Верн издает роман «Пятнадцатилетний капитан», протестующий против расовой дискриминации и ставший популярным на всех континентах. Эту тему писатель продолжил в следующем романе «Север против Юга» (1887) - из истории гражданской войны 60-х годов в Америке.

Всего Жюль Верн написал 66 романов, в том числе неоконченные, опубликованные в конце XX века, а также более 20 повестей и рассказов, более 30 пьес, несколько документальных и научных работ.

9 марта 1886 года Жюль Верн был тяжело ранен в лодыжку выстрелом из револьвера психически больным племянником Гастоном Верном и о путешествиях пришлось забыть навсегда.

В 1892 году писатель стал кавалером ордена Почётного легиона.

Незадолго до смерти Верн ослеп, но все так же продолжал надиктовывать книги. Писатель скончался 24 марта 1905 года от сахарного диабета.

По статистике ЮНЕСКО, Верн - самый «переводимый» автор в мире. Его книги были напечатаны на 148 языках.

В одиннадцатилетнем возрасте Жюль едва не сбежал в Индию, нанявшись юнгой на шхуну «Корали», но вовремя был остановлен. Будучи уже известным писателем, он признавался «Я, должно быть, родился моряком и теперь каждый день сожалею, что морская карьера не выпала на мою долю с детства».

Жюль Верн не был «кабинетным» писателем, он много путешествовал по миру, в том числе и на своих яхтах «Сен-Мишель I», «Сен-Мишель II» и «Сен-Мишель III».

Был членом Французского Географического общества.

В изначальной версии «20000 лье под водой» капитан Немо был польским аристократом, построившим «Наутилус» для мести «проклятым русским оккупантам». И только после активного вмешательства издателя Этцеля, который торговал книгами и в России, капитан Немо стал сначала «бездомным», а в романе «Таинственный остров» превратился в принца Даккара - сына индийского раджи, мстящего англичанам после подавления восстания сипаев.

Прототипом Мишеля Ардана из романа «С Земли на Луну» стал друг Жюля Верна - писатель, художник и фотограф Феликс Турнашон, более известный под псевдонимом Надар.

В России «Пять недель на воздушном шаре» появились в один год с французским изданием, а первая рецензия на роман, написанная Салтыковым-Щедриным, была опубликована не где-нибудь, а в некрасовском «Современнике».

Жюль Верн так и не побывал в России, но, тем не менее, в России (полностью или частично) разворачивается действие нескольких его романов.

В 60-х годах XIX века в Российской империи было запрещено издание романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», в котором духовные цензоры нашли антирелигиозные идеи, а также опасность уничтожения доверия к Священному писанию и духовенству.

Мог находиться за письменным столом буквально от зари до зари - с пяти утра до восьми вечера. За день ему удавалось писать по полтора печатных листа, что равняется двадцати четырем книжным страницам.

На написание романа «Вокруг света в восемьдесят дней» писателя вдохновила журнальная статья, доказывающая, что если к услугам путешественника будут хорошие транспортные средства, он сможет за восемьдесят дней объехать земной шар. Верн также подсчитал, что можно даже выиграть одни сутки, если использовать географический парадокс, описанный Эдгаром По в новелле «Три воскресенья на одной неделе».

Американский газетный магнат Гордон Беннет просил Верна написать рассказ специально для американских читателей - с предсказанием будущего Америки. Просьба была исполнена, но рассказ, озаглавленный «В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году», в Америке так и не вышел.

Награды писателя

1872 год - Большая премия французской Академии.

Библиография

Романы

Серия «Капитан Немо»:
- (1867)
- (80000 километров под водой, Восемьдесят тысяч верст под водой, Двадцать тысяч лье под водой) (1870)
- (1875)

:
- (1886)
- Властелин мира (1904)

Серия «Приключения участников "Пушечного клуба"»:
- (С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут, Из пушки на Луну) (1865)
- Вокруг Луны (1870)
- (1889)

Самостоятельные романы:
- (Пять недель на аэростате, Воздушное путешествие через Африку. Составленное по запискам доктора Фергюссона Юлием Верн) (1863)
- (1864)
- (1865)
- Ледяная пустыня (часть романа Путешествия и приключения капитана Гаттераса) (1866)
- Плавающий город (1870)
- Приключения троих русских и троих англичан в Южной Африке (1872)
- (Вокруг света в восемьдесят дней) (1872)
- В стране мехов (1873)
- Ченслер. Дневник пассажира Ж.-Р. Казаллона (1875)
- (Михаил Строгов) (1876)
- (Путешествие на комете) (1877)
- Черная Индия (1877)
- (1878)
- Пятьсот миллионов бегумы (1879) Со
- Треволнения одного китайца в Китае (Бедственные приключения одного китайца в Китае, Приключения китайца) (1879)
- (1880)
- Жангада. Восемьсот лье по Амазонке (Жангада, Жангада. Восемьсот миль по Амазонской реке) (1881)
- (1882)
- Зеленый луч (1882)
- (1883)
- (1884) Соавтор: Андре Лори
- Архипелаг в огне (1884)
- (Тайна матроса Патрика) (1885) Со
- (1885)
- Лотерейный билет № 9672 (Лотерейный билет) (1886)
- Север против Юга (1887)
- Дорога во Францию (Возвращение на родину, Полет во Францию) (1887)
- Два года каникул (1888)
- (Безымянное семейство) (1889)
- Цезарь Каскабель (1890)
- Миссис Бреникен (Мистрис Браникан, Миссис Брэникен) (1891)
- Замок в Карпатах (1892)
- Клодиус Бомбарнак. Записная книжка репортера об открытии большой Трансазиатской магистрали (1892)
- Малыш (1893)
- (1894)
- Плавучий остров (1895)
- (Родное знамя) (1896)
- Кловис Дардантор (1896)
- (1897)
- (Река Ориноко, Великолепное Ориноко) (1898)
- Завещание чудака (1899)
- Вторая родина (Второе отечество) (1900)
- (Воздушная деревня) (1901)
- История Жана-Мари Кабидулена (Морской змей, Рассказы Жана-Мари Кабидулена) (1901)
- Братья Кип (1902)
- Путешествие стипендиатов (Юные путешественники) (1903)
- Драма в Лифляндии (1904)
- Вторжение моря (Нашествие моря, Наступление моря) (1905)
- Маяк на краю света (Маяк на краю земли) (1905) Со
- (1906) Со
- Агентство Томпсон и К° (Турагентство Томпсона и К°) (1907) Со
- (1908) Со
- (Прекрасный желтый Дунай, Сергей Ладко) (1908) Со
- Кораблекрушение «Джонотана» (В Магеллании) (1909) Со
- (Поклятая тайна) (1910) Со
- Необыкновенные приключения экспедиции Барсака (Необычайные приключения экспедиции Барсака) (1914) Со

Повести, рассказы, сказки

- Драма в Мексике (1851)
- Драма в воздухе (1851)
- Мартин Пас (1852)
- Мастер Захариус (Мэтр Захариус, Старый часовщик) (1854)
- Зимовка во льдах (Зимовка среди льдов) (1855)
- Граф де Шантален (1864)
- Нарушители блокады (Прорвавшие блокаду, Прорыв блокады) (1865)
- (Причуда доктора Окса, Опыт доктора Окса, Доктор Окс) (1872)
- Идеальный город (Амьен в 2000 году) (1875)
- Мятежники с «Баунти» (1879) Со
- Десять часов на охоте (1881)
- Фритт-Флакк (Трикк-Тррак, Фритт-Флак) (1885)
- Жиль Бралтар (Гиль Бралтар, Обезьяний генерал) (1887)
- Экспресс будущего (Курьерский поезд будущего, На дне океана, Курьерский поезд через океан, Будущие поезда) (1888) Со
- В 2889 году (1889)
- Один день американского журналиста 2890 году (День американского журналиста в 2890 году) (1891)
- Приключения семьи Ратон. Философская сказка (1891)
- Господин Ре-диез и госпожа Ми-бемоль (Месье Ре-Диез и мадемуазель Ми-Бемоль) (1893)
- Судьба Жана Морена (1910) Со
- Блеф. Американские нравы (1910) Со
- Вечный Адам (1910) Со

Документальные очерки, статьи, географические и научные произведения

- Научная загадка (1851)
- Моя хроника. Научный обзор (реферат) (1852)
- Подводный локомотив (1857)
- По поводу «Гиганта» (1863)
- Эдгар По и его сочинения (1864)
- Иллюстрированная география Франции и её колоний. С предисловием Теофиля Лавайе (1864)
- Отчёт о поездке вокруг Атлантического океана на борту Great-Eastern (1867)
- De Paris au Rhin (1870)
- Двадцать четыре минуты на воздушном шаре (1873)
- Меридианы и календарь (1873)
- Note pour l"affaire J. Verne contre Pont Jest (1876)
- История великих путешествий и великих путешественников (1880):
+Конкистадоры и миссионеры.
+За убегающим горизонтом.
- Кристофор Колумб (1883)
- Воспоминания детства и юности (1891)
- Y a-t-il obligation morale pour la France d"intervenir dans les affaires de la Pologne? (1988)
- Заметки о деле Ж. Верна против Пон Жеста (2000)

Посмертные (оригинальные) авторские рукописи

- Moeurs americains. Le Humbug (1985)
- Тайна Вильгельма Шторица (Невидимка, Невидимая невеста, Секрет Шторица) (1985)
- La Chasse au Météore (Le Bolide) (1986)
- В Магеллании (На краю света) (1987)
- Прекрасный желтый Дунай (1988)
- Pierre-Jean (1988)
- Золотой вулкан (Клондайк) (1989)
- Путешествие в Англию и Шотландию (Путешествие вспять) (1989)
- Жедедья Жаме или история одного наследства (1991)
- Осада Рима (1991)
- Женитьба г-на Ансельма де Тийоля (1991)
- Сан Карлос (1991)
- Священник в 1835 году (Священник в 1839 году) (1991)
- Дядюшка Робинзон (1991)
- Edom (1991)
- Ознакомительная поездка (1993)
- (1994)
- Le Phare du bout du monde. Version originale (1999)
- Joyeuses Misères de trois voyageurs en Scandinavie (2003)

Драматические произведения

- Les Pailles rompues (1850)
- Les Châteaux en Californie ou Pierre qui roule n"amasse pas mousse (1852)
- Le Colin-Maillard (1853)
- Les Compagnons de la Marjolaine (1855)
- L"Auberge des Ardennes (1860)
- Onze jours de siège (1861)
- Un neveu d"Amérique ou Les Deux Frontignac (1873)
- Вокруг света за 80 дней (1879)
- Дети капитана Гранта (роман) (1879)
- Michel Strogoff (1880)
- Monna Lisa (1974)
- Monsieur de Chimpanzé (1981)
- Voyage à travers l"impossible (1981)
- Kéraban-le-têtu (1988)
- Alexandre VI - 1503 (1991)
- La Conspiration des poudres (1991)
- Le Quart d"heure de Rabelais (1991)
- Don Galaor (1991)
- Le Coq de bruyère (1991)
- Un Drame sous Louis XV (dite egalement Un drame sous la Regence) (1991)
- Abd"allah (1991)
- La Mille et deuxième nuit (1991)
- Quridine et Quiridinerit (1991)
- Une promenade en mer (1991)
- De Charybde en Scylla (1991)
- La Guimard (1991)
- Au bord de l"Adour (1991)
- La Tour de Montlhéry (1991)
- Les Heureux du jour (1991)
- Guerre au tyrans (1991)
- Les Sabines (1991)
- Le Pôle Nord (1991)
- Fragment of the second act of a comedy with at least three acts (1991)

Экранизации произведений, театральные постановки

Таинственный остров (1902, 1921, 1929, 1941, 1951, 1961, 1963, 1973, 1975, 2001, 2005)
- Флаг родины (1958)
- Остров приключений
- Злоключения китайца в Китае (1965)
- Таинственный остров капитана Немо (фильм)
- Остров монстров (фильм)
- 800 лье вниз по Амазонке (1993)
- 20 000 лье под водой (1905,1907, 1916, 1927, 1954, 1975, 1997, 1997 (II), 2007 и др)
- Дети капитана Гранта (1901, 1913, 1962, 1996; 1936, 1985 СССР и др)
- С Земли на Луну (1902, 1903, 1906, 1958, 1970, 1986)
- Путешествие к центру земли (1907, 1909, 1959, 1977, 1988, 1999, 2007, 2008 и др)
- Вокруг света за 80 дней (1913, 1919, 1921, 1956 Оскар за лучший фильм, 1957, 1975, 1989, 2000, 2004)
- Пятнадцатилетний капитан (1971; 1945, 1986 СССР)
- Михаил Строгов (1908, 1910, 1914, 1926, 1935, 1936, 1937, 1944, 1955, 1956, 1961, 1970, 1975, 1997, 1999)

Жюль Габриель Верн
(Verne, Jules Gabriel, 1828 - 1905)

На 2005 г. приходилась дата, отмечаемая литературной и читательской общественностью не только Франции, но и многих других стран. В этом году исполнялось 100 лет со дня смерти великого французского писателя Жюля Габриеля Верна, которого считают своим кумиром миллионы читателей в самых разных странах.
Жюль Верн родился 8 февраля 1828 года в городе Нанте, на одном из многочисленных островков в русле Луары. Нант находится в нескольких десятках километров от устья Луары, но в нем расположен крупныйпорт, посещаемый множеством торговых парусников.
Пьер Верн, отец Верна, занимался адвокатурой. В 1827 году он женился на Софи Аллот де ла Фюи, дочери живших по соседству судовладельцев. Предки Жюля Верна со стороны матери ведут свое начало от шотландского стрелка, поступившего в 1462 году на службу в гвардию Людовика ХI и получившего дворянское звание за оказанные королю услуги. По отцовской линииВерны являются потомками кельтов, живших в древности на территории Франции. В начале ХVIII века Верны перебрались в Париж.
Семьи в то время нередко были многодетными, и вместе с первенцем Жюлем в доме Вернов росли брат Поль и три сестры, Анна, Матильда и Мари.
С 6 лет Жюль ходит на уроки к соседке, вдове капитана дальнего плавания. В 8 лет он поступает сначала в семинарию Сен-Станислав, затем в лицей, где получает классическое образование, включавшее знание греческого и латинского языков, риторики, пения и географии. Это не самый его любимый предмет, хотя он и мечтает о дальних странах и парусных кораблях.
Реализовать свои мечты Жюль попытался в 1839 году, когда тайком от родителей устроился юнгой на уходившую в Индию трехмачтовую шхуну «Корали». К счастью, отец Жюля успел на местный «пироскаф» (пароход), на котором ему удалось догнать шхуну в расположенном в устье Луары местечке Пембеф и снять с нее несостоявшегося юнгу. Пообещав отцу, что он никогда больше не повторит ничего подобного, Жюль неосмотрительно добавил, что впредь будет путешествовать только в мечтах.
Однажды родители разрешили Жюлю вместе с братом прокатиться на пироскафе вниз по Луаре до места ее впадения в залив, где братья впервые увидели море.
«В несколько прыжков мы спустились с судна и скатились вниз по камням, покрытым слоем водорослей, чтобы зачерпнуть морской воды и поднести ее ко рту...
– Но она совсем не соленая, – пробормотал я, побледнев.
– Совершенно не соленая, – ответил брат.
– Нас обманули! – воскликнул я, и в моем голосе прозвучало страшное разочарование.
Какими же мы были глупцами! В это время был отлив, и из небольшой впадины в скале мы зачерпнули воду Луары! Когда начался прилив, вода показалась нам даже более соленой, чем мы ожидали!»
(Жюль Верн. Воспоминания о детстве и юности)
Получив в 1846 году диплом бакалавра, Жюль, согласившийся – под большим давлением отца – унаследовать его профессию, начинает изучать юриспруденцию в Нанте. В апреле 1847 года он отправляется в Париж, где должен сдать экзамены за первый год обучения.
Родной дом он покидает без сожаления и с разбитым сердцем – его любовь отвергла кузина Каролина Тронсон. Несмотря на посвященные возлюбленной многочисленные сонеты и даже небольшую трагедию в стихах для театра марионеток,Жюль не показался ей подходящей партией.
Сдав на юридическом факультете экзамены за 1847 год, Жюль возвращается в Нант. Его непреодолимо влечет театр, и он пишет две пьесы («Александр VI» и «Пороховой заговор»), прочитанные в узком кругу знакомых. Жюль хорошо понимает, что театр – это, прежде всего, Париж. С большим трудом он добивается от отца разрешения продолжить учебу в столице, куда и отправляется в ноябре 1848 года.
Жюль устраивается в Париже на улице Ансьен-Комеди вместе со своим нантским приятелем Эдуардом Бонами. В 1949 году он получает степень лиценциата права и может работать адвокатом, но не спешит устраиватьсяв адвокатскую контору и, тем более, не рвется вернуться в Нант.
Он с увлечением посещает литературные и политические салоны, где знакомится с многими известными литераторами, в том числе, со знаменитым Александром Дюма-отцом. Он интенсивно занимается литературой,пишет трагедии, водевили и комические оперы. В 1948 году из-под его пера появляются 4 пьесы, на следующий год - еще 3, но все они не доходят до сцены. Только в 1850 году очередная его пьеса «Сломанные соломинки» смогла увидеть (с помощью старшего Дюма) огни рампы. Всего состоялось 12 представлений пьесы, принесших Жюлю прибыль в 15 франков.
Вот как он рассказывает об этом событии: «Моим первым произведением была небольшая комедия в стихах, написанная при участии Александра Дюма-сына, который был и оставался одним из лучших моих друзей до самой его смерти. Она называлась «Сломанные соломинки» и ставилась на сцене Исторического театра, владельцем которого был Дюма-отец. Пьеса имела некоторый успех, и по совету Дюма-старшего я отдал ее в печать. «Не беспокойтесь, - ободрял он меня. - Даю вам полную гарантию, что найдется хотя бы один покупатель. Этим покупателем буду я!» [...] Вскоре мне стало ясно, что драматические произведения не дадут мне ни славы, ни средств к жизни. В те годы я ютился в мансарде и был очень беден».
(Из интервью Жюля Верна)

Насколько велика была ограниченность средств к существованию, которыми располагали Верн и Бонами, можно представить из того, что у них был только один вечерний фрак, и поэтому они выбирались на светские приемы по очереди. Когда однажды Жюль не смог удержаться и приобрел сборник пьес Шекспира, своего любимого писателя, то потом он был вынужден поститься три дня, так как у него не осталось денег на еду.
Как пишет в своей книге о Жюле Верне его внук Жан Жюль-Верн, в эти годы Жюлю пришлось серьезно побеспокоиться о заработках, поскольку не мог рассчитывать на достаточно скромные по тем временам доходы отца. Он устраивается на службу в нотариальную контору, но эта работа не оставляет ему времени, чтобы писать, и он вскоре бросает ее. На непродолжительное время он устраивается банковским клерком, а в свободное время занимается репетиторством, натаскивая студентов юридического факультета.
Вскоре в Париже открывается «Лирический театр», и Жюль становится его секретарем. Служба в театре позволяет ему подрабатывать в популярном тогда журнале «Мюзе де фамий», в котором в1851 году был опубликован его рассказ «Первые корабли мексиканского флота» (позднее получивший название «Драма в Мексике»).
Следующая публикация на историческую тему состоялась в том же году в том же журнале, где появился рассказ «Путешествие на воздушном шаре», более известный под названием «Драма в воздухе»,под которым он был напечатан в 1872 году в сборнике «Доктор Окс».
Жюль Верн продолжает развивать успех своих первых историко-географических произведений. В 1852 году он публикует рассказ «Мартин Пас», действие которого происходит в Перу. Затем в «Мюзе де фамий» появляются фантастическая новелла «Мастер Захариус» (1854) и большая повесть «Зимовка во льдах» (1855), которую не без оснований можно считать прообразом романа «Путешествия и приключения капитана Гаттераса». Таким образом, постепенно уточняется круг предпочтительных для Жюля Верна тем: путешествия и приключения, история, точные науки, наконец, фантастика. И все же юный Жюль продолжает упорно тратить силы и время на написание посредственных пьес... На протяжении 50-х годов из-под его пера одна за другой выходят либретто комических опер и оперетт, драмы, комедии... Время от времени некоторые из них появляются на сцене «Лирического театра» («Жмурки», «Спутники Маржолены»), но существовать на эти случайные заработки невозможно.
В 1856 году Жюль Верн приглашен на свадьбу своего приятеля в Амьен, где знакомится с сестрой невесты. Это красивая двадцатишестилетняя вдова Онорина Морель, урожденная де Виан. Она недавно потеряла мужа, и у нее есть две дочери, но это не мешает Жюлю увлечься юной вдовушкой. В письме домой он говорит о намерении жениться, но, поскольку голодающий литератор не может дать будущей семье достаточных гарантий безбедной жизни, он обсуждает с отцом возможность стать биржевым маклером с помощью брата своей невесты. Но... чтобы стать пайщиком фирмы, нужно внести круглую сумму в 50 000 франков. После непродолжительного сопротивления отец соглашается помочь, и в январе 1857 года Жюль и Онорина связывают свои судьбы браком.
Верн много работает, но у него находится время не только для любимых пьес, но и для поездок за границу. В 1859 году он совершает вместе с Аристидом Иньяром (автором музыки к большинству оперетт Верна) путешествие в Шотландию, а через два года отправляется с тем же спутником в поездку по Скандинавии, во время которой он побывал в Дании, Швеции и Норвегии. В эти же годы театральные подмостки увидело несколько новых драматических произведений Верна –в 1860 году "Лирическим театром" и театром "Буфф" ставятся комические оперы «Гостиница в Арденнах» и «Господин Шимпанзе», а на следующий год в театре "Водевиль" с успехом прошла комедия в трех действиях «Одиннадцать дней осады».
В 1860 году Верн знакомится с одним из самых необычных людей того времени. Это Надар (так кратко называл себя Гаспар-Феликс Турнашон), знаменитый аэронавт, фотограф, художник и писатель. Верн всегда интересовался воздухоплаванием – достаточно вспомнить его «Драму в воздухе» и очерк творчества Эдгара По, в которых Верн много места уделяет «воздухоплавательным» новеллам почитаемого им великого писателя. Очевидно, это повлияло на выбор темы его первого романа, работа над которым была завершена к концу 1862 года.
Вероятно, первым читателем романа «Пять недель на воздушном шаре» был Александр Дюма, познакомивший Верна с известным в то времяписателем Брише, который, в свою очередь, представил Верна одному из крупнейших парижских издателей Пьеру-Жюлю Этцелю. Этцель, собиравшийся основать журнал для подростков (позднее ставший широко известным под названием «Журнал воспитания и развлечения»), сразу понял, что знания и способности Верна во многом соответствуют его планам. После небольших исправлений, Этцель принял роман, опубликовав его в своем журнале 17 января 1863 г. (по некоторым сведениям – 24 декабря 1862 г.). Кроме того, Этцель предложил Верну постоянное сотрудничество, подписав с ним договор на 20 лет, в соответствии с которым писатель обязывался передавать Этцелю ежегодно рукописи трех книг, получая за каждый том 1900 франков. Теперь Верн мог вздохнуть спокойно. Отныне у него был хотя и не слишком большой, но стабильный доход, и он имел возможность заниматься литературным трудом, не думая, чем он будет кормить семью завтра.
Роман «Пять недель на воздушном шаре» появился исключительно своевременно. Прежде всего, широкая публика в эти дни была увлечена приключениями Джона Спика и других путешественников, искавших в неизведанных джунглях Африки истоки Нила. Кроме того, именно на эти годы приходится стремительное развитие воздухоплавания; достаточно сказать, что параллельно с появлявшимися в журнале Этцеля очередными выпусками романа Верна читатель мог следить за полетами гигантского(он так и назывался – «Гигант») воздушного шара Надара. Поэтому неудивительно, что роман Верна завоевал во Франции невероятный успех. Вскоре он был переведен на многие европейские языкии принес автору международную известность. Так, уже в 1864 году вышло его русское издание под названием «Воздушное путешествие через Африку».
Впоследствии Этцель, вскоре ставший близким другом Жюля Верна (их дружба продолжалась до смерти издателя), в финансовых отношениях с писателем всегда проявлял исключительное благородство. Уже в 1865 году, после публикации первых пяти романов Жюля Верна, его гонорар был увеличен до 3 000 франков за книгу. Несмотря на то, что по условиям договора издатель мог свободно распоряжаться иллюстрированными изданиями книг Верна, Этцель выплатил писателю за 5 выпущенных к тому времени книг компенсацию в размере пяти с половиной тысяч франков. В сентябре 1871 года был подписан новый договор, по которому Верн обязывался передавать издателю уже не три, а только две книги ежегодно; гонорар же писателя отныне составлял 6 000 франков за том.
Здесь мы не только не будем останавливаться на содержании всего, что было написано Жюлем Верном за последующие 40 с лишним лет, но даже не будем перечислять названия его многочисленных – около 70 – романов. Вместо библиографических сведений, которые можно найти в книгах и статьях Е.Брандиса, К. Андреева и Г.Гуревича, посвященных Жюлю Верну, а также в переведенной на русский язык биографии, написанной внуком писателя Жаном Жюль-Верном, мы остановимся несколько подробнее насвоеобразии творческого метода писателя и его взглядах на науку и общество.
Существует весьма широко распространенное мнение, своего рода миф, что Жюль Верн выразил в своих произведениях «потрясение человека могуществом техники, надежды на ее всесилие», как обычно отмечали его биографы. Иногда, впрочем, они неохотно признавали, что к концу жизни писатель стал более пессимистично смотреть на способность науки и техники осчастливить человечество. Пессимизм Жюля Верна в последние годы его жизни объяснялся его плохим здоровьем (диабет, потеря зрения, раненая нога, причинявшая постоянные страдания). Нередко при этом как свидетельство мрачного взгляда писателя на будущее человечества упоминался его большой рассказ под названием «Вечный Адам», написанный в конце ХIХ века, но впервые опубликованный после смерти писателя в сборнике «Вчера и завтра», вышедшем в свет в 1910 году.
Археолог далекого будущего обнаруживает следы исчезнувшей высокоразвитой цивилизации, тысячи лет назад уничтоженной океаном, затопившем все континенты. Только на поднявшейся из Атлантики суше после катастрофы уцелело семь человек, положивших начало новой цивилизации, еще не достигшей уровня предшествующей. Продолжая раскопки, археолог обнаруживает следы еще более древней погибшей культуры, по-видимому, созданной когда-то атлантами, и с горечью осознаетизвечный круговорот событий.
Внук писателя Жан Жюль-Верн так определяет основную идею рассказа: «...Усилия человека тщетны: им препятствует его недолговечность; все преходяще в этом бренном мире. Прогресс, как и вселенная, кажется ему беспредельным, тогда как едва заметного содрогания тонкой земной коры достаточно, чтобы сделать напрасными все достижения нашей цивилизации.»
(Жан Жюль-Верн. Жюль Верн)
Еще дальше Жюль Верн пошел в посмертно опубликованном в 1914 году романе «Удивительные приключения экспедиции Барсака», в котором показывает, как человек использует научные и технические достижения с преступной целью, и как он может с помощью науки разрушить то, что было ею создано.
Говоря о взглядах Жюля Верна на общество будущего, нельзя не сказать несколько слов еще ободном его романе, написанном в 1863 году, но обнаруженном только в конце ХХ столетия и опубликованном в 1994 году. В свое время роман «Париж в ХХ веке» активно не понравился Этцелю, и после продолжительных обсуждений и дискуссий был оставлен Жюлем Верном и основательно забыт. Значение романа молодого Верна заключается отнюдь не в провидческих, иногда удивительно точно угаданных технических деталях и научных открытиях; главное в нем – это изображение будущего общества. Жюль Верн искусно выделяет черты современного ему капитализма и экстраполирует их, доводя до абсурда. Он предвидит огосударствление и бюрократизацию всех слоев общества, возникновение жесткого контроля не только за поведением, но и за мыслями граждан, предсказывая таким образом возникновение государства полицейской диктатуры. «Париж в ХХ веке» – это роман-предупреждение, настоящая антиутопия, одна из первых, если не первая, в ряду знаменитых антиутопий Замятина, Платонова, Хаксли, Оруэлла, Ефремова и других.
Еще один миф о жизни писателя гласит, что он был заядлым домоседом, и очень редко и неохотно совершал небольшие поездки. На деле же Жюль Верн был неутомимым путешественником. Выше мы уже упоминали о нескольких его путешествиях 1859 и 1861 годов в Шотландию и Скандинавию; еще одно увлекательное путешествие он совершил в 1867 году, побывав в Северной Америке, где посетил Ниагарский водопад.
На своей яхте "Сен-Мишель-III" (у Верна сменилось три яхты под этим названием – от небольшого суденышка, простого рыбацкого баркаса,до настоящей двухмачтовой яхты длиной 28 метров, снабженной мощным паровым двигателем) он дважды обошел Средиземное море, посетил Португалию, Италию, Англию, Шотландию, Ирландию, Данию, Голландию, Скандинавию.
Наблюдения и впечатления, полученные во время этих путешествий, постоянно использовались писателем в его романах. Так, впечатления от поездки в Шотландию явно просматриваются в романе «Черная Индия», в котором рассказывается о жизни шотландских шахтеров; путешествия по Средиземному морю послужили основой для ярких описаний событий, происходящих в Северной Африке. Что же касается плавания в Америку на пароходе «Грейт Истерн», то ему посвящен целый роман под названием «Плавучий город».
Жюль Верн очень не любил, когда его называли предсказателем будущего. То, что описания научных открытий и изобретений, содержащиеся в романах Жюля Верна, постепенно сбываются, писатель-фантаст объяснял так: «Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются. Все эти заметки тщательно классифицируются и служат материалом для моих повестей и романов. Ни одна моя книга не написана без помощи этой картотеки. Я внимательно просматриваю двадцать с лишним газет, прилежно прочитываю все доступные мне научные сообщения, и, поверьте, меня всегда охватывает чувство восторга, когда я узнаю о каком-нибудь новом открытии...»
(Из интервью Жюля Верна)
Писатель на протяжении всей жизни отличался завидным трудолюбием, пожалуй, не менее фантастическим, чем подвиги его героев. В одной из статей о Жюле Верне прекрасный знаток его жизни и творчества Е.Брандис приводит рассказ писателя о его приемах работы над рукописями: «... я могу раскрыть секреты моей литературной кухни, хотя и не решился бы рекомендовать их никому другому. Ведь каждый писатель работает по своему собственному методу, выбирая его скорее инстинктивно, чем сознательно. Это, если хотите, вопрос техники. За много лет вырабатываются привычки, от которых невозможно отказаться. Начинаю я обыкновенно с того, что выбираю из картотеки все выписки, относящиеся к данной теме; сортирую их, изучаю и обрабатываю применительно к будущему роману. Затем я делаю предварительные наброски и составляю план по главам. Вслед за тем пишу карандашом черновик, оставляя широкие поля – полстраницы – для поправок и дополнений. Но это еще не роман, а только каркас романа. В таком виде рукопись поступает в типографию. В первой корректуре я исправляю почти каждое предложение и нередко пишу заново целые главы. Окончательный текст получается после пятой, седьмой или, случается, девятой корректуры. Яснее всего я вижу недостатки своего сочинения не в рукописи, а в печатных оттисках. К счастью, мой издатель хорошо это понимает и не ставит передо мной никаких ограничений...
Благодаря привычке к ежедневной работе за столом с пяти утра до полудня мне удается уже много лет подряд писать по две книги в год. Правда, такой распорядок жизни потребовал некоторых жертв. Чтобы ничто не отвлекало от дела, я переселился из шумного Парижа в спокойный, тихий Амьен и живу здесь уже много лет – с 1871 года. Вы спросите, почему я выбрал Амьен? Этот город мне особенно дорог тем, что здесь родилась моя жена и здесь мы с ней когда-то познакомились. И званием муниципального советника Амьена я горжусь нисколько не меньше, чем литературной известностью.»
(Е.Брандис. Интервью с Жюлем Верном)
К концу ХIХ века писателя все сильнее и сильнее одолевают накопившиеся за долгую жизнь недуги. У него проблемы со слухом,сильный диабет, повлиявший на зрение – Жюль Верн почти ничего не видит. Пуля, оставшаяся в ноге после нелепого покушения на его жизнь (в него стрелял психически больной племянник, пришедший с просьбой одолжить денег) едва дает возможность писателю передвигаться.
«Писатель все больше замыкается в себе, его жизнь строго регламентирована: встав на рассвете, а иногда и раньше, он тут же принимается за работу; около одиннадцати часов он выходит, передвигаясь крайне осторожно, ибо у него не только плохо с ногами, а и сильно ухудшилось зрение. После скромного обеда Жюль Верн курит небольшую сигару, усевшись в кресло спиной к свету, чтобы не раздражать глаза, на которые падает тень от козырька фуражки, и молча размышляет; затем, прихрамывая, идет в читальный зал Промышленного общества...»
(Жан Жюль-Верн. Жюль Верн)
В 1903 в одном из писем к сестре Жюль Верн жаловался: «Я вижу все хуже и хуже, моя дорогая сестра. Операции катаракты еще не было... Кроме того, я оглох на одно ухо. Итак, я в состоянии теперь слышать только половину глупостей и злопыхательств, которые ходят по свету, и это меня немало утешает!»
Умер Жюль Верн в 8 часов утра 24 марта 1905 во время диабетического криза. Он похоронен неподалеку от своего дома в Амьене. Через несколько лет после смерти на его могиле был поставлен памятник, изображавший писателя-фантаста с рукой, протянутой к звездам.
До 1914 года продолжали выходить написанные Жюлем Верном книги (более или менее существенно доработанные его сыном Мишелем),очередныетома"Необыкновенных путешествий". Это романы «Вторжение моря», «Маяк на краю света», «Золотой вулкан», «Агентство Томпсон и Ко», «Охота за метеором», «Дунайский лоцман», «Кораблекрушение «Джонатана», «Тайна Вильгельма Шторица», «Удивительные приключения экспедиции Барсака», а также сборник рассказов под названием «Вчера и завтра».
Всего же в серию «Необыкновенные путешествия» вошло 64 книги - 62 романа и 2 сборника рассказов.
Если же говорить об остальном литературном наследстве Жюля Верна, то к нему относятсяеще 6 романов, не входящих в «Необыкновенные путешествия», более трех десятков очерков, статей, заметок и рассказов, не вошедших в сборники, почти 40 пьес, капитальные научно-популярные труды «Иллюстрированная география Франции и ее колоний», «Научное и экономическое завоевание Земли» и «История великих путешествий и великих путешественников» в трех томах («Открытие Земли», «Великие путешественники ХVIII века» и «Путешественники ХIХ века»). Велико и поэтическое наследие писателя, насчитывающее около 140 стихотворений и романсов.
Вот уже много лет Жюль Верн является одним из наиболее часто публикуемых писателей во всем мире. В предисловии к биографии Жюля Верна, написанной его внуком Жаном Жюль-Верном, Евгений Брандис сообщает:«За годы советской власти в СССР издано 374 книги Ж.Верна общим тиражом 20 миллионов 507 тысяч экземпляров» (данные Всесоюзной книжной палаты за 1977 г.). По числу переводов на языки народов мира книги Жюля Верна в конце 60-х - начале 70-х годов находились на третьем месте, уступая только сочинениям Ленина и Шекспира (Библиографический справочник ЮНЕСКО) .
Добавим, что весьма полное собрание сочинения Верна в 88 томах начало выходить в России в издательстве Сойкина, начиная с 1906 года, то есть сразу же после смерти писателя.
В 90-е годы на русском языке выходит несколько многотомных собраний сочинений Верна: в 6 (два издания), 8, 12, 20 и 50 томах.
Во многих странах созданы и активно работают общества поклонников и любителей Жюля Верна. В 1978 году в Нанте был открыт музей писателя, а 2005 год, в котором исполняется 100 лет со дня смерти писателя, объявлен во Франции годом Жюля Верна.

Говоря о удивительной популярности великого писателя, нельзя не отметить непреходящее значение Жюля Верна, как одного из первых фантастов как во французской, так и в мировой литературе. Известный современный французский писатель-фантаст Бернар Вербер сказал: «Жюль Верн – это пионер современной французской научной фантастики». Верн справедливо считается не только творцом «научного» романа, но и одним из ее «отцов-основателей» вместе с англичанином Гербертом Уэллсом и американцем Эдгаром По.
Незадолго до конца Верн писал:
«Моей целью было описание Земли, и не только Земли, но и всей Вселенной, потому что в моих романах я иногда уносил читателей далеко от Земли».
Нельзя не признать, что писатель достиг своей грандиозной цели. Написанные Верном семь десятков романов образуют настоящую многотомную географическую энциклопедию, содержащую описание природы всех континентов Земли.Выполнил Верн и обещание унести своего читателя далеко от Земли, так как из почти двух десятков его романов, с полным правом относимых к научной фантастике, есть такие, как «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны», составляющие космическую «лунную» дилогию, а также еще один космический роман «Гектор Сервадак» о путешествии по Солнечной системе на осколке суши, выбитой из Земли столкнувшейся с ней кометой. Фантастический сюжет присутствует и в романе «Вверх дном», в котором идет речь о попытке выпрямить наклон земной оси. Не без оснований отнесены к фантастике геологическая эпопея «Путешествие к центру Земли», два романа о покорителе воздушной стихии Робуре, роман «Тайна Вильгельма Шторица» о приключениях невидимки и многие другие.
Тем не менее, специфической особенностью фантастики Верна является то, что она обычно не слишком фантастична; к примеру, писатель ни разу не сказал ни слова о встрече землян с инопланетянами, не затронул проблему путешествий во времени и многие другие темы фантастики, позднее ставшие классическими. В середине ХХ века фантастику Верна назвали бы фантастикой ближнего прицела, к которой в СССР относили произведения Охотникова, Немцова, Адамова и многих других представителей официально признаваемой советским государством фантастики. Даже выдвигая фантастическую гипотезу, Верн старается научно обосновать ее, нередко с помощью математических расчетов, или же дает объяснение, не противоречащее основным законам науки. Так, если Эдгар По заканчивает свою «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» мистическим видением гигантской человеческой фигуры в саване, воплощающей смертельный ужас, то в написанном Верном продолжении, романе «Ледяной сфинкс», гибель для моряков, имеющих при себе железные предметы, несет скала из магнитного железняка.
Но нельзя не отметить, что во многом вина за подобную «приземленность» фантастики Верна может быть возложена на Этцеля, который всегда считал главной задачей Верна писать не столько научно-фантастические, сколько научно-популярные книги, в которых приключенческая оболочка искусно сочеталась с географической или исторической начинкой, к которой Верн иногда добавлял элементы фантастики. По убеждению Этцеля, книги Верна предназначались прежде всего для образования и развлечения читателя школьного возраста. К счастью, волшебный талант Жюля Верна позволял ему избегать создания скучных и малоинтересных научно-популярных лекций на естественнонаучные или исторические темы. Мастерски построенный увлекательный авантюрный сюжет завораживал читателя, незаметно увлекал его в мир, в котором искусно сочетались наука и фантастика, приключение и литература, тайна и математический расчет… Не будь этого, вряд ли книги писателя читали и дети, и взрослые через сто лет после его смерти...
Вот как объясняет секрет бессмертия книг Жюля Верна, их растущую популярность даже в наши дни, когда большинство технических предсказаний писателя оказалось реализованным, а во многом и превзойденным, французский критик Жак Шено: «Если Жюль Верн и его необыкновенные путешествия не умирают, так это только потому, что они – а вместе с ними и столь привлекательный ХIХ век – поставили проблемы, от которых не удалось и не удастся уйти веку ХХ».
И.Найденков

Жюль Верн - писатель и географ, признанный классик приключенческой литературы, основатель научно-фантастического жанра. Жил и работал в 19 веке. Согласно статистике ЮНЕСКО, произведения Верна занимают второе место в мире по количеству переводов. Жизнь и творчество этого удивительного человека мы и рассмотрим.

Жюль Верн: биография. Детство

Родился писатель в небольшом французском городке Нанте 8 февраля 1828 года. Отец его владел юридической контрой и был очень известен среди горожан. Мать, шотландка по происхождению, любила искусство и даже какое-то время преподавала литературу в местной школе. Считается, что именно она привила сыну любовь к книгам и направила его на писательский путь. Хотя отец видел в нем только продолжателя своего дела.

С детства Жюль Верн, биография которого представлена здесь, находился меж двух огней, воспитываемый столь непохожими людьми. Неудивительно, что он сомневался, какой путь выбрать. В школьные годы много читал, книги ему подбирала мать. Но повзрослев, решил пойти в юристы, для чего отправился в Париж.

Уже будучи взрослым, он напишет небольшой автобиографический очерк, в котором расскажет о своем детстве, стремлении отца обучить его азам юридического дела и попытках матери вырастить его человеком искусства. К сожалению, рукопись не сохранилась, прочли ее только самые близкие.

Образование

Итак, по достижении совершеннолетия Верн отправляется в Париж, чтобы учиться. В это время давление со стороны семьи было настолько сильным, что будущий писатель буквально сбегает из дома. Но и в столице он не обретает долгожданного покоя. Отец решает и дальше направлять сына, поэтому тайно пытается помочь ему поступить на юридический факультет. Верн узнает об этом, специально проваливает экзамены и пытается поступить в другой университет. Так продолжается до тех пор, пока в Париже не остается всего лишь один факультет юриспруденции, куда юноша еще не пытался поступить.

Верн с блеском прошел экзамены и проучился первые полгода, когда узнал о том, что один из преподавателей давно знает его отца и является его другом. За этим последовала крупная семейная ссора, после которой юноша долгое время не общался с отцом. Тем не менее в 1849 году стал выпускником юридического факультета Жюль Верн. Квалификация по окончании обучения - лиценциат права. Однако он не торопится возвращаться домой и решает остаться в Париже. К этому времени Верн уже начинает сотрудничать с театром и знакомится с такими мэтрами, как Виктор Гюго и Александр Дюма. Отцу он прямо сообщает о том, что не станет продолжателем его дела.

Театральная деятельность

Последующие несколько лет испытывает страшную нужду Жюль Верн. Биография даже свидетельствует о том, что полгода своей жизни писатель провел на улице, так как платить за комнату было нечем. Но это не подвигло его вернуться на путь, выбранный отцом, и стать юристом. В эти тяжелые времена и родилось первое произведение Верна.

Один из друзей по университету, видя его бедственное положение, решает устроить товарищу встречу с главной Исторического парижского театра. Потенциальный работодатель изучает рукопись и понимает, что перед ним невероятно талантливый писатель. Так в 1850 году на сцене впервые появляется постановка пьесы Верна «Сломанные соломинки». Она приносит писателю первую известность, и появляются доброжелатели, готовые финансировать его работу.

Сотрудничество с театром продолжается до 1854 года. Этот период биографы Верна называют начальным в карьере писателя. В это время формируются основные стилистические особенности его текстов. За годы театральной работы писатель выпускает несколько комедий, рассказов и либретто. Многие из его произведений продолжали ставиться еще долгие годы.

Литературный успех

Очень много полезных навыков вынес из сотрудничества с театром Жюль Верн. Книги следующего периода сильно отличаются своей тематикой. Теперь писателя охватила жажда приключений, он хотел описать то, что не смог еще ни один автор. Так появляется на свет первый цикл, получивший название «Необыкновенные путешествия».

В 1863 году печатается первое произведение цикла «Пять недель на воздушном шаре». Читатели высоко его оценили. Причиной успеха было то, что Верн дополнил романтическую линию приключенческими и фантастическими деталями - для того времени это было неожиданным новшеством. Осознав свой успех, продолжил писать в том же стиле Жюль Верн. Книги выходят одна за другой.

«Необычайные путешествия» принесли писателю известность и славу сначала на родине, а потом и в мире. Его романы были настолько многогранны, что каждый мог найти для себя нечто интересное. Литературная критика видела в Жюле Верне не просто основателя фантастического жанра, но и человека, верящего в научно-технический прогресс и силу разума.

Путешествия

Путешествия Жюля Верна были не только на бумаге. Больше всего писатель любил морские странствия. У него даже было три яхты, носивших одно и то же название - «Сен-Мишель». В 1859 году Верн побывал в Шотландии и Англии, а в 1861 - в Скандинавии. Через 6 лет после этого отправился в трансатлантический круиз на известном в то время пароходе «Грейт-Истерн» в США, увидел Ниагарский водопад, посетил Нью-Йорк.

В 1878 году писатель на своей уже яхте путешествует по Средиземному морю. В этой поездке он побывал в Лиссабоне, Гибралтаре, Танжере и Алжире. Позднее он также самостоятельно снова плавал в Англию и Шотландию.

Путешествия Жюля Верна приобретают все более масштабный характер. И в 1881 он отправляется в большое плаванье в Германию, Данию и Нидерланды. В планах также было посещение Санкт-Петербурга, но этой задумке помешал шторм. Последняя экспедиция писателя состоялась в 1884 году. Тогда он побывал на Мальте, в Алжире и Италии, а также в ряде других стран Средиземноморья. Эти путешествия легли в основу многих романов Верна.

Причиной прекращения путешествий стал несчастный случай. В марте 1886 года на Верна напал и тяжело ранил психически нездоровый племянник Гастон Верн.

Личная жизнь

В юности писатель несколько раз был влюблен. Но все девушки, несмотря на знаки внимания со стороны Верна, выходили замуж. Это так его расстроило, что он основал кружок под названием «Обеды одиннадцати холостяков», куда входили его знакомые музыканты, литераторы и художники.

Женой Верна стала Онорина де Виан, происходившая из весьма состоятельной семьи. Писатель познакомился с ней в небольшом городе Амьене. Сюда Верн приехал на празднование свадьбы двоюродного брата. Через полгода писатель попросил руки возлюбленной.

Семья Жюля Верна жила счастливо. Супруги любили друг друга и ни в чем не нуждались. В браке родился сын, которого назвали Мишелем. При родах отец семейства не присутствовал, так как в это время был в Скандинавии. Повзрослев, сын Верна серьезно занялся кинематографией.

Произведения

Произведения Жюля Верна были не только бестселлерами своего времени, они остаются востребованы и любимы многими и сегодня. Всего автор написал более 30 пьес, 20 повестей и рассказов и 66 романов, среди которых есть недописанные и изданные лишь в 20 веке. Причиной того, что интерес к творчеству Верна не утихает, является способность писателя не только создавать яркие сюжетные линии и описывать удивительные приключения, но и изображать интересных и живых персонажей. Его герои притягательны не менее событий, которые с ними происходят.

Перечислим самые известные произведения Жюля Верна:

  • «Путешествие к центру Земли».
  • «С Земли на Луну».
  • «Властелин мира».
  • «Вокруг Луны».
  • «Вокруг света за 80 дней».
  • «Михаил Строгов».
  • «Флаг родины».
  • «15-летний капитан».
  • «20 000 лье под водой» и пр.

Но в своих романах Верн не только говорит о величии науки, но и предостерегает: знание можно использовать и в преступных целях. Такое отношение к прогрессу свойственно поздним работам писателя.

«Дети капитана Гранта»

Роман публиковался частями с 1865 по 1867 г. Он стал первой частью известной трилогии, которую продолжили «20 000 лье под водой» и «Таинственный остров». Произведение имеет трехчастную форму и делится в зависимости от того, кто выступает главным героем повествования. Основная цель путешественников - найти капитана Гранта. Ради этого им приходится побывать в Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии.

«Дети капитана Гранта» признаны одним из лучших романов Верна. Это прекрасный образец не только приключенческой, но и юношеской литературы, поэтому прочесть его будет легко даже школьнику.

«Таинственный остров»

Это роман-робинзонада, который был издан в 1874 году. Является завершающей частью трилогии. Действия произведения разворачиваются на придуманном острове, где решил обосноваться капитан Немо, приплывший туда на созданной им подводной лодке «Наутилус». Случайно на этот же остров попадают пятеро героев, бежавших из плена на воздушном шаре. Они начинают осваивать пустынные земли, в чем им помогают научные знания. Однако вскоре выясняется, что остров не так уж необитаем.

Предсказания

Жюль Верн (биография не подтверждает того, что он всерьез занимался наукой) предсказал в своих романах немало открытий и изобретений. Перечислим самые интересные из них:

  • Телевидение.
  • Космические полеты, в том числе и межпланетные. Также писатель предсказал ряд моментов освоения космоса, например использование алюминия при строительстве вагона-снаряда.
  • Акваланги.
  • Электрический стул.
  • Самолет, в том числе и с перевернутым вектором тяги, и вертолет.
  • Постройка Трансмонгольской и Транссибирской магистралей.

Но случались у писателя и несбывшиеся предположения. Например, так и не был обнаружен подземный пролив, расположенный под Суэцким каналом. Также стал невозможен полет в пушечном снаряде на Луну. Хотя именно из-за этой ошибки Циолковский решил заняться изучением космических полетов.

Для своего времени Жюль Верн был удивительным человеком, который не боялся заглядывать в будущее и мечтать о научных открытиях, которые даже ученые предположить не могли.

ЖЮЛЬ ВЕРН
(1828-1905)

Жюль Верн — французский писатель-фантаст был и остался верным спутником молодости. 1-ые романы принесли ему общенародное признание. Только книжки французского писателя выходили в свет, они немедля переводились на многие языки и распространялись в мире.

Жюль Верн был в расцвете творческих сил, он ещё не успел выполнить и половины задуманного, когда восхищенные современники стали именовать его «глобальным путником», «прорицателем», «волшебником», «пророком», «провидцем», «изобретателем без мастерской» (заглавия статей, которые появлялись при его жизни). А он просто замыслил обрисовать весь земной шар — природу различных погодных зон, животный и растительный мир, традиции и обычаи всех народов планеты. И не просто обрисовать, как это делают географы, а воплотить этот план в многотомной серии романов, которую он именовал «Необыкновенные путешествия».

Трудолюбие Жюля Верна поражает масштабностью. Серия включает шестьдесят три романа и два сборника повестей и рассказов, изданных в 97 книжках. В полном объеме — около тысячи печатных листов либо восемнадцать тысяч книжных страничек!

Жюль Верн работал над «Необыкновенными путешествиями» более сорока лет (с 1862 до начала 1905 года), издание же всей серии растянулось более чем на полста лет. За этот период времени сменились поколения школьников, для которых он писал свои книжки. Поздние романы Жюля Верна попадали в нетерпеливые руки отпрысков и внуков его первых читателей.

«Необыкновенные путешествия» в совокупности — это универсальный географический очерк земного шара. Если распределить романы по месту действий, то окажется, что в 4-х романах описываются кругосветные путешествия, в пятнадцати — в страны Европы, в восьми — в Северную Америку, в восьми — Африка, в пятм — Азия, в 4-х — Южная Америка, в 4-х — Арктика, в 3-х — Австралия и Океания и в одном — Антарктида. Не считая того, что в 7-ми романах местом действия являются моря и океаны. Четыре романа составляют цикл «робинзонады» — действие разворачивается на необитаемых островах. И в конце концов, в 3-х романах действия происходят в межпланетном пространстве. К тому же в почти всех произведениях — не только лишь «кругосветного» цикла — герои путешествуют из страны в страну. Можно сказать без преувеличения, что странички книжек Жюля Верна захлестывают морские волны, песок пустынь, вулканический пепел, арктические вихри, галлактическая пыль. Место действия в его романах — земля, и не только лишь Земля, да и вся Вселенная. География и естествознание соседствуют с техническими и точными науками.

Герои Жюля Верна всегда путешествуют. Преодолевая большие расстояния, они стремятся выиграть время. Заслуга необычной скорости требует новейших средств передвижения. Жюль Верн «усовершенствовал» все виды транспорта от сухопутных до воображаемых межпланетных. Его герои делают быстроходные машины, подводные и воздушные корабли, изучат вулканы и глубины морей, попадают в труднодоступные дебри, открывают новые земли, стирая с географических карт последние «белоснежные пятна». Весь мир служит им мастерской для тестов. На дне океана, на необитаемом полуострове, на Северном полюсе, в межпланетном пространстве — где бы они не были, всюду их лаборатория, они работают, действуют, спорят, вводят в реальность свои дерзкие мечты.

В Верне сочетаются как будто несколько фигур. Он был реальным основоположником научной фантастики, основанной на научной достоверности и часто на научном предвидении, был восхитительным мастером приключенческого романа, страстным пропагандистом науки и её будущих достижений.

Делая упор на поиски научной мысли, он изображал желаемое как уже осуществленное. Изобретения, которые ещё не получили внедрения, модели устройств, которые проходили тесты, машины, что только намечались в набросках, он представлял в законченном, безупречном виде. Отсюда — неописуемые совпадения желаний писателя с воплощением схожих мыслей в жизнь. Но он не был ни «прорицателем», ни «пророком». Его герои решали задачки, подсказанные самой жизнью — бурным развитием индустрии, транспорта, связи. Научно-технические фантазии романиста практически никогда не превосходили способностей их воплощения в более высочайшем степени научного и технического прогресса.

Конкретно в этих направлениях работает любознательная идея героев «Необыкновенных путешествий». Изобретатели, инженеры, строители, они строят красивые городка, орошают пустыни, находят методы ускорять рост растений при помощи аппаратов искусственного климата, конструируют электронные приборы, позволяющие созидать и слышать на огромных расстояниях, грезят о практическом использовании внутреннего тепла Земли, энергии солнца, ветра и морского прибоя, о способности скопления припасов энергии в массивных аккумуляторах. Они изыскивают методы продления жизни и подмены изношенных органов тела новыми, изобретают цветную фотографию, звуковое кино, автоматическую счетную машину, синтетические пищевые продукты, одежку из стеклянного волокна и много других восхитительных вещей, облегчающих жизнь и труд человека что помогают ему преобразовывать мир.

Когда Жюль Верн писал свои книжки, Арктика ещё не была завоевана, полюса ещё не были открыты, Центральная Африка, Внутренняя Австралия, бассейн Амазонки, Памир, Тибет, Антарктика практически ещё не были исследованы. Герои Жюля Верна совершают географические открытия, опережая истинные.
Преобразование мира — главное в его творчестве. Всесильный разум познает природу. Все четыре стихии: земля, вода, воздух, огнь — безизбежно покорятся людям. Объединенными усилиями население земли преобразит и сделает лучше планетку:

Конкретно отсюда начинается оптимистический пафос наилучших произведений Жюля Верна. Он сделал роман нового типа — роман о науке и про бескрайние способности. Фантазия у него сдружилась с наукой и стала его неразлучной спутницей. Фантазия, окрыленная научными поисками, перевоплотился в научную фантастику.

Вкупе с новым романом в литературу вошел новый герой — рыцарь науки, бескорыстный ученый, готовый во имя собственных творческих мыслей, ради воплощения огромных надежд совершить подвиг, пойти на всякую жертву. В будущее ориентированы не только лишь научно-технические фантазии Жюля Верна, но и его герои — первооткрыватели новых земель и создатели умопомрачительных машин. Время диктует писателю свои требования. Жюль Верн поймал эти требования и откликнулся на их «Необыкновенными путешествиями».

Отыскать свою цель оказалось сложнее, чем положить жизнь на её достижение. Старший отпрыск адвоката, Жюль Верн, знал еще в молодости, что давнишняя домашняя традиция просит стать правоведом и потом унаследовать контору отца. Но желание юноши расползались вместе с семейными ожиданиями.
Он вырос в приморском городке Нанте, бредил морем и кораблями и даже попробовал — ему было тогда одиннадцать лет — бежать в Индию, нанявшись юнгой на шхуну «Кораллы». Но неумолимый отец отправляет его после лицея в парижскую Школу права. Море остается светлой мечтой, а любовь к поэзии, театру и музыке сокрушает крепость родительской власти. В угоду отцу, получает диплом правоведа, но не идет служить в адвокатскую контору в Нанте, а выбирает полуголодное существование литератора, который перебивается маленькими заработками — пишет комедии, водевили, драмы, составляет либретто смешных опер и после каждой очередной беды работает с ещё огромным азартом.

В то же время скупая любознательность, увлечение естественными науками принуждают его посещать Национальную библиотеку, лекции и ученые диспуты, делать выписки из прочитанных книжек, не зная ещё, на что понадобится ему эта куча различных справок по географии, астрономии, навигации, истории технике и научных открытиях.

В один прекрасный момент — это было в середине 1850-х годов — в ответ на уговоры отца отрешиться от никчемных занятий и возвратиться к Нанту парень решительно заявил, что он не колеблется в собственном будущем и до 35 лет займет в литературе крепкое место. Ему исполнилось 27 лет. и огромное количество пророчеств Жюля Верна, реализовались с огромным либо наименьшим приближением, этот 1-ый прогноз оказался идеально четким.
Но поиски еще длились. Несколько написанных рассказов из морской темы, которым сам он не присваивал огромного значения, хотя позднее и включил их в собственную большую серию, были вехами на пути к «Необыкновенным путешествиям». Только на рубеже 60-х годов, убедившись, что сейчас он полностью подготовлен, Жюль Верн стал разрабатывать новые просторы. Это было осознанное художественное открытие. Он открыл для литературы поэзию науки. Порывая со всем, что его когда-то тормозило, он сказал друзьям, что отыскал свою золотую жилу.

Осенью 1862 года Жюль Верн закончил собственный 1-ый роман. Его давнешний покровитель Александр Дюма посоветовал обратиться к Етцеля, умному, опытнейшему издателю, который подыскивал способных служащих для юношеского «Журнальчика воспитания и утехи». С первых же страничек рукописи Етцель угадал, что случай привел к нему конкретно того писателя, которого не хватало детской литературе. Етцель стремительно прочел роман, высказал свои замечания и отдал Жюлю Верну на доработку. Уже через две недели рукопись возвратился в исправленном виде, и сначала 1863 года роман вышел в свет.
Само заглавие — «5 недель на воздушном шаре» — не могло пройти незамеченным. Фуррор затмил все ожидания и ознаменовал рождение «романа о науке», в каком интереснейшие приключения смешиваются с популяризацией познаний и обоснованием разных гипотез. Так, уже в этом первом романе про воображаемые географические открытия в Африке, изготовленные с высоты птичьего полета, Жюль Верн «сконструировал» аэростат с температурным управлением и безошибочно предсказал местопребывание тогда ещё не открытых источников Нила.

Романист заключил с ним длительный контракт, согласившись писать по три книжки в год. Сейчас он мог без препятствий, не думая о следующем дне, приступить к осуществлению бессчетных планов. Етцель становится его другом и советчиком. В Париже они нередко видятся, а когда Жюль Верн едет работать к морю либо курсирует вдоль берегов Франции, замкнувшись в «плавучем кабинете» на борту собственной яхты «Сен-Мишель», они часто обмениваются письмами. С запозданием обнаружив своё актуальное поприще, писатель издает книжку за книжкой, и что не роман, то шедевр. Фантазию воздушную меняет геологическая — «Путешествие к центру Земли» (1864). Позже возникает фантазия арктическая — «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» (1864-65).
Пока читатели совместно с конкретным Гаттерасом медлительно продвигались к Северному полюсу на страничках «Журнальчика воспитания и утехи», Жюль Верн создал галлактическую фантазию — «С Земли на Луну» (1865), отложив продолжение («Вокруг Луны»), так как был должен окончить к сроку издавна задуманный и объявленный в журнальчике роман о кругосветном путешествии — «Приключения Роберта Гранта». Сейчас роман без всякой фантастики вырос до 3-х томов! Жюль Верн ещё в рукописях изменил заглавие, и он стал окончательным — «Дети капитана Гранта».

Работая раз в день от зари до зари, с 5 утра до 7 вечера, он ассоциирует себя с першероном — ломовой лошадью, которая и отдыхает в собственной упряжке. Излишек нерастраченных сил помогает ей бодро тянуть ввысь до изнеможения перегруженный воз.

Обязательно выполняя условия контракта — три книжки в год! — летом 1866 года, соблазненный перспективой рассчитаться со старыми долгами, Жюль Верн берется по заказу Етцеля за дополнительный труд — «Иллюстрированную географию Франции». Используя много источников, он успевает сделать скрупулезное описание 2-ух департаментов за неделю, выдавая на-гора по 800 строк — практически полтора печатных листа в день. И это не считая основной работы над третьей частью «Детей капитана Гранта», 1-го из самых восхитительных романов, что он когда-либо создавал. Вручив издателю собственный 5-ый роман, Жюль Верн решил соединить уже написаны и еще не написанные произведения в общую серию «Необыкновенных путешествий».

Читатели «Журнальчика воспитания и утехи» начали кругосветное плавание с 1866-го до 1868 года, когда роман «Дети капитана Гранта» вышел отдельным изданием и ещё более добавил славы Жулю Верну. В этом романе кругосветное путешествие свободно от всякой фантастики. Действие развивается только по законам внутренней логики, без каких-то наружных пружин. Дети отправляются на поиски пропавшего отца. их отец — шотландский патриот, который не вожделал примириться с тем, что Великобритания поработила Шотландию. По воззрению Гранта, интересы его родины не совпадали с интересами англосаксов, и он решил основать свободную шотландскую колонию на одном из островов Тихого океана. Либо он грезил, что эта колония когда-нибудь добьется гос. независимости, как это вышло с Соединенными Штатами? Той независимости, что безизбежно в какой-то момент завоюют Индия и Австралия? Естественно, он мог так мыслить. И просто представить, что английское правительство оказывало капитану Гранту препятствия. Но он подобрал команду и отплыл изучать большие острова Тихого океана, чтоб отыскать подходящее место для поселения. Такая экспозиция. Потом лорд Гленарван, единомышленник капитана Гранта, случаем находит документ, что разъясняет его исчезновение. И таким макаром, кругосветное путешествие мотивируется свободолюбивыми рвениями героев. А далее испорченный документ поведет по неверному следу. Позже появится ученый-всезнайка, другими словами француз Жак Паганель, секретарь Парижского географического общества, знатный член чуть ли не всех географических обществ мира. Через его анекдотичную невнимательность сюжетные хитросплетения будут ещё более усугубляться. Паганель нужен не только лишь для оживления деяния. Этот человек — ходячая энциклопедия. Он знает полностью всё. В закоулках его памяти огромное количество фактов, которые он будет преподавать при каждой комфортном случаи. Но наука не должна отрываться от деяния. Роман полон захватывающих приключений. И совместно с тем, он географический, это собственного рода занятная география. Трудности заключались в том, чтоб познавательные данные не отделялись от текста, чтоб действие не могли без их продвигаться. В таких случаях Жюля Верна всегда выручала его умопомрачительная изобретательность».

В среде персонажей «Необыкновенных путешествий» мы находим представителей всех человечьих рас, включающих большую часть наций, 10-ки национальностей, народностей и племен. Галерея образов Жюля Верна, включающая несколько тыс. персонажей — население целого городка! — умопомрачительно богатая по этническому составу. Тут с Жюлем Верном не может сравниться никакой другой писатель.

Его враждебность к расовым предрассудкам ясно проступает даже в самом выборе положительных персонажей, представляющих вместе с европейцами и янки народы колониальных и зависимых государств. Чтоб далеко не ходить за примерами, вспомним, каким благородством и чувством людского наделен американский краснокожий Талькав.

Жюль Верн соболезновал угнетенным народам. Разоблачение рабовладения, колониальных грабежей, истребительных агрессивных войн — неизменный мотив «Необыкновенных путешествий». Сатирические выпады против английской колониальной политики мы находим и в «Детях капитана Гранта». Австралийский парень Толине, который получил в школе первую оценку по географии, уверен, что британцам принадлежит весь земной шар. «Ах так преподают географию в Мельбурне! — восклицает Паганель.- Пошевелить мозгами только: Европа, Азия, Африка, Америка, Океания — все, весь мир принадлежит британцам! К черту! При таком воспитании я понимаю, почему аборигены подчиняются британцам».

С величайшим негодованием создатель говорит про так именуемые резервации — более отдаленные и глухие районы, отведенные для коренного населения Австралии. «Овладев страной, британцы призвали на помощь колонизации убийство. Беспощадности были неописуемые. Они вели себя в Австралии так же, как в Индии, где погибло 5 миллионов индусов, так же, как в Капской области, где из миллиона готтентотов сохранилось только 100 тыс».

Познавательный материал, сосредоточенный в «Детях капитана Гранта», как и в других романах Жюля Верна, естественно, не произвел бы такового воспоминания, если бы все эти описания, рассуждения, экскурсы не сплетались с намерениями и делами героев. Люди тут отличаются необычной моральной чистотой, физическим и чистосердечным здоровьем, целеустремленностью, собранностью, не знают ни лицемерия, ни расчета. Смельчакам, которые веруют в фурор собственного дела, удается хоть какой, самый непростой план. Товарищ выручает товарища из неудачи. Сильный приходит на помощь слабому. Дружба крепчает от грозных испытаний. Злодеев всегда разоблачают, и они несут наказание за свои злодеяния. Справедливость всегда торжествует, мечта всегда осуществляется.

Образы измышленных героев вылеплены так рельефно, что запоминаются на всю жизнь. Скажем, тот же Жак Паганель — кто не знает этого чудака-ученого? Фанатик науки, «ходячая энциклопедия», он всегда пересыпает суровые рассуждения смешными шуточками и забавными проделками. Ему присуще неистребимое чувство юмора. Вкупе с тем он завлекает смелостью, добротой., справедливостью. Ободряя собственных спутников, Паганель не перестает шутить даже во времена невзгод, когда идет речь о жизни и погибели. В романе это — центральная фигура. Без неё распалась бы вся композиция. Рядом с ним — шотландский патриот Гленарван, который делает всё невероятное и неосуществимое, чтоб разыскать по чуть внятным следам, собственного свободолюбивого соотечественника, капитана Гарри Гранта. Сильным и мужественным нравом, который раскрывается в действии и закаляется в борьбе с жестокими испытаниями, наделены и молодые герои Жюля Верна. Какой-то из них — Роберт Грант. Для достойного отпрыска отважного шотландца полностью естественным является чистосердечный порыв — навлечь на себя преследования волков, чтоб спасти от смерти собственных друзей.

По тиражам и количеству переводов Верн и на данный момент — один из самых фаворитных писателей. Его читают всюду, куда просачивается печатное слово. В различных странах возникают всё новые и новые издания произведений Жюля Верна, пьесы, киноленты, целые телесериалы по сюжетам «Необыкновенных путешествий».

Приход галлактической эпохи ознаменовало высший триумф писателя, который предугадывал искусственные спутники и межпланетные перелеты с Земли на Луну.

Когда русская галлактическая ракета в первый раз передала на Землю фото обратной стороны Луны, одному из «потусторонних» лунных кратеров было присвоено имя «Жюль Верн». Кратер Жюль Верн примыкает к Морю Мечты…



В 70-х годах прошлого века каждое лето, в любую 1828-1905 погоду, у северных берегов Франции можно было видеть небольшую парусную яхту. Встречные корабли салютовали ей первые, а их капитаны выкрикивали в рупор слова привета человеку в матросской блузе, стоявшему на палубе судёнышка. Это был легендарный «капитан Берн», знаменитый писатель.

Где только не побывали храбрые и великодушные герои 65 книг Жюля Верна («Пять недель на воздушном шаре», «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «80 тысяч километров под водой», «Из пушки на Луну», «Путешествие к центру Земли» и многих других)! Не удивительно, что об авторе этих романов сочиняли легенды.

«Жюль Верн - неутомимый путешественник,- говорили одни.- В романах он описал собственные приключения».

«Никакого Жюля Верна нет,- утверждали другие.- Жюль Верн - это просто псевдоним, под которым скрывается целое географическое общество».

На самом деле Жюль Верн не был ни географом, ни великим путешественником. Он просто был влюблён в науку.

В портовый город Нант, где он родился, приходили корабли из разных стран. Глядя на них, мальчик мечтал о таинственных островах и небывалых приключениях. Однако отец решил, что сын станет юристом, и отправил его в Париж, в университет.

Но Жюль и там продолжал мечтать о путешествиях, о невиданных научных открытиях и технических изобретениях. Из этой мечты, из любви к науке, из упорного труда родились знаменитые на весь мир романы Жюля Верна.

У писателя было много добрых друзей. Они с жаром спорили обо всём на свете. Выступления французских рабочих против хозяев-капиталистов, героическая борьба революционной Парижской коммуны - всё это вызывало симпатии Жюля и его друзей. В своих романах он славил мужество, бесстрашие и героизм людей, идущих смело навстречу опасностям. Главным украшением его рабочего кабинета в тихом городке Амьене была большая карта мира, и, глядя на неё, писатель мысленно отправлялся в далёкий путь вместе с неустрашимым Гаттерасом, весёлым Мишелем Арданом, рассеянным Паганелем, благородным капитаном Немо.

Множество великих открытий и изобретений предвидел Жюль Верн в своих фантастических романах задолго до того, как они появились в жизни,- подводную лодку, самолёт и вертолёт, управляемый аэростат, радио, телевидение, кино, электродвигатели... Конечно, он не был создателем этих чудесных машин и приборов, которые сегодня нас уже не удивляют. Но фантазия писателя направляла поиски учёных. говорил, что мысль о космических полётах была подсказана ему книгами Жюля Верна.

Тот, кто читает книги Ж. Верна, совершает перелёт через Африку на воздушном шаре, отправляется во льды Арктики, спускается к центру Земли через кратер вулкана и летит на Луну в пушечном снаряде. И, наверное, тот космонавт, который первым побывает на Луне, непременно вспомнит имя дерзкого мечтателя Жюля Верна.