Во-первых , я понял, что нельзя ждать вдохновения. Коварная штука это вдохновение. Подстроиться под него очень сложно. Почти невозможно, если параллельно ты работаешь или учишься. Вдохновения ждать не нужно. Отнеситесь к написанию рассказа, как к школьному сочинению – хочешь, не хочешь, а работать надо. Никто ведь не говорил учительнице: Марь Иванна, про Машу и Дубровского сочинения не сдал, вдохновения не было.

Во-вторых , я понял, что для рассказа важны три вещи: смысл, стиль и объем. Проще говоря, должно получиться ясно, красиво и кратко.
Узнав две эти главные вещи, приступаем, к рассказу, соблюдая семь правил.

Первое. Сначала определите, о чем будет рассказ, изложив содержание одной фразой. Фразы: «о любви» или «о дружбе» не подходят. Нужна конкретика. Например: о том, как Золушку уволили с работы из-за козней начальника; о том, почему Мальчику-с-пальчик грустно, когда идет дождь.

Второе. Второй шаг - создание персонажей. Вы тщательно обдумываете образ главного героя (далее – ГГ). Какой он? Пол-возраст, цвет глаз-волос-кожи, характер, привычки, биография, с кем живет, что любит, на кого похож и т.д.
Потом берете лист бумаги и записываете на нем все, что придумали. Очень подробно и обстоятельно. А потом пришпиливаете лист булавкой к столешнице, чтобы было легче подглядывать, и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! не вносите это описание в рассказ. По-крайней мере, в этом объеме.
Обычная ошибка начинающих авторов в том, что они пытаются втиснуть все сведения о ГГ в текст рассказа. Несчастные читатели на протяжении двух страниц узнают, что у ГГ «были черные веселые глаза, черные кудрявые волосы, у него была белоснежная улыбка, пухлые губы и широковатый рот. Он был высокого роста, с сильными, мускулистыми руками и ногами. Ему было тридцать лет, восемнадцать из которых он провел в сиротском приюте, потому что его родители, когда ему было пять лет…». Заканчивается подобный опус обычно так: «у него была черная кожа, он был негр».
Гораздо проще, четче и выразительнее написать: «Это был негр средних лет, одинокий, но неунывающий ни при каких обстоятельствах».
Сразу оговорюсь, что я не пропагандирую краткость изложения. Сам не люблю, когда кратко. Рассказы из 55-ти слов кажутся мне особенно страшными. Так мы скоро дойдем до рассказов в 55 букв.
Но сейчас мы говорим о рассказе, в котором (см. выше) важен объем. Значит, надо избавиться от всего лишнего, поэтому витиеватость текста отсекаем безжалостно.

Третье. Придумываем сюжет. Главное условие – занимательность и динамичность. Приоритет диалогам. Постарайтесь выразить чувства героев ИХ словами, а не своими.
Например, для рассказа лучше:
«-Ты меня бесишь, Чупакабра! – прошипел Кот-в-сапогах, играя эфесом шпаги».
Чем:
«Кот-в-сапогах почувствовал, как в глубине его существа закипает, подобно воде в чайнике, дикое, первобытное бешенство. Он прищурил глаза, воинственно распушил хвост, сдвинул на затылок широкополую шляпу, увенчанную плюмажем из алых перьев страуса, и принялся поглаживать лапкой, мгновенно обнажившей стальные когти и переставшей быть бархатной, эфес шпаги, доставшейся ему при следующих обстоятельствах…»
Как построить сюжет?
Формула обычного рассказа проста. Вступление, приключение, финал. Вступление должно быть интересным, а финал - весомым. Вступление заманивает читателя, а финал заставляет его (читателя) обдумывать рассказ еще некоторое время после прочтения. Даже если, прочитав ваш рассказ, человек замрет на три секунды, таращась в пространство, и подумает: «Вон оно как!..» - считайте, это – победа. Ваш рассказ состоялся.
Не начинайте вступление «издалека». Это не повесть и не роман, где можно пару страниц любоваться окрестностями, потом упомянуть о бликах восходящего солнца на море, а потом посвятить еще страниц пять на описание старинного замка, к которому летит через это самое море стая черных лебедей. Должна быть некая интрига, которая заставит читателя задержать взгляд, заинтересоваться: а что будет дальше? Ну-ка, посмотрим…
Если со вступлением и финалом более-менее понятно, перейдем к приключениям. Можете назвать их конфликтами, событиями – суть не изменится. Для динамики рассказа хорошо бы не менее трех конфликтов-приключений. Например, встреча Кота-в-сапогах с младшим сыном мельника и их преступный сговор с целью захвата королевства и прилегающих территорий; набег указанных персонажей на королевский дворец, во время которого они крадут алмаз «Санси» и принцессу; спасение сбежавшей принцессы от оборотня с последующей влюбленностью принцессы в своего спасителя – Кота-в-сапогах. Как вступление можно представить похищение Котом дизайнерских сапожек от «Армани», а финалом – бегство Кота от влюбленной принцессы с извинениями, что он не в силах составить ее счастье.

Четвертое. Определившись с героем и сюжетом, приступаем непосредственно к написанию. Пишем так, как получится, стараясь, все-таки, помнить о трех китах рассказа – ясности, красоте и краткости.
Помните о ярких образах, старайтесь избегать банальностей. Лучше описать ночь, как блеск бутылочного осколка на земле (см. Чехов А.П.), а не как «серебряный свет призрачной луны на темно-синем небе, усыпанном звездами».
В результате четвертого шага у вас, скорее всего, получится рассказ на 15-ти листах 14-ым шрифтом. Это, примерно, 20000-30000 знаков. То есть, вдвое больше нормы. Смело приступаем к следующему этапу.

Пятое. Корректировка рассказа. Запасаемся дюжиной носовых платков, чтобы вытирать невольные слезы, перечитываем текст и удаляем (с сохранением смысла) лишние прилагательные («черный негр», «холодный, искрящийся снег») и притяжательные местоимения – моя, мое, свое, твое и проч. («он ударил меня СВОЕЙ рукой», «очнувшись, я понял, что МОЯ шея до сих пор болит»). После правки, текст уменьшится, примерно, на две страницы. Но, уверяю, читатель все равно поймет, что негр был черным, снег – холодным, а после того, как вас ударили, болела именно ваша шея.
Потом начинается самое неприятное и трудное. Надо сократить не просто лишние слова, а лишний текст. В идеале должно остаться не больше 10 страниц, значит, безжалостному вымарыванию надо подвергнуть три страницы. Перестаем плакать, и снова перечитываем рассказ. Читаем очень внимательно, время от времени удаляя целые абзацы, которые не несут смысловой нагрузки для подтверждения главной мысли рассказа (см. пункт первый). Все, что выходит за рамки увольнения бедной Золушки с работы – шикарные деловые костюмы и хрустальные кроссовки; воспоминания о том, как мачеха в прошлом году облила ее апельсиновым соком прямо на автобусной стоянке; завтрак, во время которого Золушка скушала кусочек торта «Анна Павлова» и загрустила о нелепой смерти великой артистки - удаляем.
Почувствуйте себя пластическими хирургами, отсекающими с милого, но несколько обрюзгшего лица известной певицы, лишнее. Певица должна покинуть операционный стол с личиком упругим, как резиновый мячик. Ничего лишнего! Никаких: «вот эта родинка так мило смотрится…»!
Думайте не о своих желаниях, а о желаниях певицы. Ей не нужны сентиментальные старческие родинки, она хочет натяжку по полной. Так дайте ей то, что она хочет! Срежьте, что только можно и натяните до предела!
Над родинкой поплачете дома, пересчитывая гонорар.

Шестое. Неопытные авторы зачастую считают, что шестой этап в создании рассказа лишний. И с гордостью торопятся выложить рассказ (а по сути, не рассказ, а сырой полуфабрикат) для прочтения или отправляют в издательство, а потом обижаются, когда их подвергают разгромной критике.
А ведь этого так легко избежать, если соблюсти простое правило: прежде чем выносить рассказ на публику, дайте ему вылежаться. Дня два-три, неделю, если хватит терпения. А если выдержите месяц – снимаю шляпу!
Вопрос: зачем так поступать?
Ответ: затем, что по истечении времени вы перечитаете то, что написали, свежим взглядом. И заметите ошибки, которых раньше не видели. Помните, что чем чаще вы будете производить подобную манипуляцию, тем чище будет текст. Выполнив шестое правило, вы заставите ваш рассказ сиять бриллиантом, а иначе он рискует так и остаться неограненным алмазом – тусклым, корявым камешком, о ценности которого никто не догадывается.
Прочтите рассказ вслух, с выражением. Это поможет выявить неблагозвучные слово- и буквосочетания, и случайные повторы. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ стал песней, читался, как стихотворение в прозе.

И, наконец, седьмое. Потратьте еще полчаса, чтобы прочитать рассказ и исправить допущенные ошибки в орфографии и пунктуации. Не хватает знаний или трудолюбия? Отдайте умному другу. Пусть он проставит запятые, напишет «не» отдельно с глаголами, и разберется с суффиксами «бер-бир», «дер-дир». И не надо про то, что есть редакторы и корректоры, и что им за это деньги платят. Им платят не за это. А за то, чтобы находили СЛУЧАЙНЫЕ ошибки.
Если же рассказ начинается «гиниальными славами», 99% тут же бросят его читать. Конечно, кто-нибудь прочитает, но только чтобы посмеяться над двоечником или прокомментировать: «Супирски! Пешите исчо!»
Поверьте, грамматические ошибки противны так же, как волосок в ресторанном блюде.
А если серьезно, то пишите от души, пишите так, как подсказывает сердце. Ведь талант и вдохновение – великая сила. И если они у вас есть, то все обязательно получится.

(оценок: 8 , среднее: 4,50 из 5)

Заслуженные писатели признают, что жанр рассказа – один из самых трудных, поскольку процесс создания шедевра требует точности построения, безупречной отделки, многозначительности смысла и высокой напряженности сюжета. Но в этой статье мы все-таки разложим все по полкам и найдем ответ на волнующий вопрос: как написать рассказ?

Каждый день на ваших глазах происходят сотни интересных событий, а в голове кружится еще не одна сотня мыслей. Необходимо все то, что вы хотите сказать читателю, изложить в доступной и понятной форме. Те, кто первый раз берется за написание рассказа, как один думают, что рассказ – совсем не трудный жанр, поскольку пишется он гораздо быстрее, чем любой другой. Но это не так. Я бы даже сказал, что в этом кроется главная .

В романе, например, воссоздаются события подобно тому, как видел их очевидец, повесть – последовательное их изложение. А вот рассказ – самая любопытная и сложная форма, поскольку автору придется из множества событий выделить лишь те, которые нужно скомпоновать для лаконичного полотна рассказа.

Написание рассказа

Итак, работа над любым литературным произведением состоит из трех пунктов: узнать, сказать, быть услышанным. Расшифруем эти «три кита» написания рассказа.

Узнать – означает, познать саму жизнь, переоценить и осмыслить свой собственный жизненный опыт, научиться слышать и понимать окружающий мир, людей. В совокупности это дает творческий замысел.

Сказать – означает сотворить литературное произведение, то есть самое важное. А именно: найти материал, отобрать его, обработать, правильно организовать, и, естественно, написать наш рассказ — изложить все в художественной форме.

Быть услышанным – это не значит просто написать произведение и поставить его пылиться на книжную полку, а дать ему жизнь, показать его читателям, ведь литературное творение живет только тогда, когда его прочли, поняли и по достоинству оценили. Чтобы книга была оценена по достоинству, нужно знать несколько небольших писательских секретов, которые пригодятся начинающему писателю в процессе творения.

Первая стадия в создании рассказа – рождение замысла

Оный появляется в вашей голове благодаря банальной любознательности, размышлениям, и, конечно же, фантазиям. Поспособствовать появлению свежего и интересного замысла могут различные факторы. Например, на ваше сознание сильно подействуют впечатления от прочтенной книги или какое-либо информационное сообщение, будь то небольшой документ, маленькая заметка в прессе или даже хроника. После прочтения произведения другого автора иногда возникает желание немного переделать его работу. Парадокс – желание переделать чужое произведение, в корне изменив все; личные переживания или сильный стресс; приукрашивание и дополнение ситуаций, произошедших в реальной жизни; какие-то допущения, вариации событий; идеал – воплощения совершенного представления художника о чем-либо, например, о справедливости.

Следующий этап к написанию рассказа – отбор материала

Хорошее владение языком не делает любого человека настоящим писателем. Для того чтобы стать признанным художником слова, необходимо знать и понимать жизнь. Знания дают лишь изначальный, опорный материал, а понимание его дает возможность не скопировать текст, а вознести свое изложение в ранг художественного произведения.

Отобрать необходимый материал можно несколькими способами. Первый – описание увиденного или пережитого. Но такой вид предоставления материала скорее работа журналиста, чем писателя. Задачей же литературы является творение того, что позволит увидеть читателю то, чего ранее он не мог или не хотел видеть. Следующий метод – конструирование. Здесь писатель сам придумывает персонажей и сюжет, выуживая все из своего воображения и памяти. И материал необходим немногим для того, что бы детально описать действия, например, где живут главные герои, в какой эпохе, во что они одеты, чем занимаются, каково их окружение и тому подобное. В таких моментах самые надежные помощники – память и собственный опыт. Последний способ добычи информации – синтез. В основу произведения автор кладет реальные события, но с некоторыми изменениями и многими домыслами.

Когда материалов много, в них сложно разобраться. Можно использовать удобные , о которых я писал в другой статье.

Составляющие рассказа

Пожалуй, самой важной деталью в рассказе является композиция. Композиция – удачное расположение ранее отобранного материала. Последовательность эпизодов создает эмоциональное и ассоциативное восприятие рассказа читателем.

Существует множество вариантов композиции:

Прямоточная – самый простой вид.
Кольцевая – здесь рассказ имеет авторское обрамление в начале и в конце произведения.
Точечная – когда имеется множество маленьких подробностей и деталей, которые в итоге привязываются к конкретному событию.
Плетеная – когда присутствует пространственно-временная масштабность.
Остросюжетная, детективная, инверсионная – основывается на контрасте.
Шарнирная – когда сюжет в конце рассказа неожиданно делает резкий поворот.
Револьверная – события, происходящие в рассказе показаны с разных точек зрения.

Зачин – является началом рассказа. Именно первая фраза является самой главной во всем рассказе. По ней создается первое впечатление, что, как известно, является важнейшим.

Эффектно рассказ можно начать с экспозиции, то есть без промедления ввести читателя в курс дела, или пейзажа, или действия, описания прошлых событий, основной характеристики героя, портрета и прочих моментов.

Стиль рассказа у каждого писателя свой, именно благодаря ему автор может стать узнаваемым. Это его личный почерк, его индивидуальный способ орудования мыслью.
Критериями определения техники являются такие элементы, как слово, речевой оборот, фраза, сочетание двух слов, стыки периодов и прочее. Выделить конкретный стиль написания рассказа невозможно, поскольку в одном рассказе всегда существует сочетание нескольких стилей.

Детали — то, без чего любой рассказ превратится в незнамо что. Именно детали и творят литературные произведения, о них нельзя забывать ни в коем случае. Деталями могут быть самые различные вещи – вкус, запах, цвет, осязание и прочее. В любом случае необходимо достойно описать каждую мелочь, дать ей жизнь.

Это все, что я хотел поведать вам сегодня. Теперь вы знаете, как написать рассказ. Выглядит сложно, верно, но сложно лишь начать. Пусть ваше вдохновение и талант принесут вам успех, а о том, и я поделюсь с вами в следующей статье.

Писать книги непросто: чтобы стать хорошим автором, надо овладеть этим искусством – создавать новые, интересные произведения. Безусловно, это не значит, что дар писательства даётся лишь избранным. Для кого-то это станет призванием, а кто-то напишет несколько вещей, но тоже хороших, востребованных. Принято считать, что проще всего написать небольшой рассказ: это занимает меньше времени, объём невелик, не нужно продумывать сложные сюжетные ходы и систему образов. На самом деле вопрос неоднозначен. Создание рассказа требует времени, сил и старания. Но вы вполне можете попробовать свои силы в качестве автора, а советы и алгоритм вам помогут освоить новую сферу деятельности и выяснить, насколько вам это близко, как относятся к вашим творениям эксперты и читатели. Возможно, у вас есть талант, о котором вы не подозреваете.


Как написать рассказ? Несколько полезных рекомендаций
  1. Если вы задумались о написании рассказа, значит, у вас уже есть какие-то идеи, сюжеты, или вы хотите испытать себя в роли писателя. Для начала стоит задуматься об определении целевой аудитории вашего рассказа. Когда идей много, существует несколько разных планов, следует выяснить, для кого именно вы пишете рассказ, какое издательство, газета или журнал могут вас опубликовать. Тогда вам понадобится подобрать будущий рассказ в соответствии с форматом потенциального издателя, ожиданиями читателей. Таким образом, у вашего произведения станет гораздо больше шансов быть опубликованным. Если у вас нет никаких наработок, и вы хотите начать писать «с нуля», возможны два пути:
    • вы заранее выясните, где велика вероятность напечататься, и напишете рассказ в заданном формате, учитывая особенности издательства, читателей;
    • вы реализуете творческий порыв, создадите произведение по вдохновению, а уже потом будете думать, куда можно отдать рассказ.
    Первый путь более практичный, но и второй имеет право на жизнь: вдруг ваш рассказ, написанный от души, получится действительно талантливым, ярким и неординарным. Тогда вы непременно найдёте и своего издателя, и читателей.
  2. Как написать рассказ, если есть желание самореализоваться, но пока не появился сюжет, не получается придумать саму историю, создать образы главных героев? Попробуйте начать с чтения книг, литературы, газет, просмотра новостных блоков, изучения социальных вопросов и проблем. Классическая литература даст ключи к написанию художественных текстов, выстраиванию логической последовательности повествования, обрисовке людей, их характеров и индивидуальных черт. Новости, современные картины из жизни – источник полезной информации, впечатлений, необходимых для любого автора. Сюжеты обязательно появятся, возникнут и образы героев, когда вы действительно заинтересуетесь какой-то реальной историей или проблемой. Главное, чтобы у вас сложилось собственное мнение, взгляд на вещи, который вы выразите в вашем произведении. Это и станет основой рассказа, его идеей.
  3. Когда у вас уже сложился сюжет, вы в целом представляете себе главных действующих лиц, не спешите приниматься за написание текста. Сначала сделайте только наброски: кратко запишите сюжетную канву, завязку и развязку, основные события, в нескольких предложениях обозначьте черты героев. Обязательно некоторое время, хотя бы несколько дней, оставьте на дальнейшее обдумывание произведения. Постепенно вы привыкнете к вашим героям, наверняка увидите какие-то несообразности в характерах, сюжете, внесёте исправления и дополните ваш рождающийся рассказ. Все новые мысли записывайте. Это время нужно вам ещё и для того, чтобы оценить увлекательность, перспективность вашего будущего рассказа: удерживает ли он ваше внимание, не пропадает ли желание сочинять. Однако при возникающих сложностях, ощущении бессмысленности работы бросать её сразу не нужно. Излишне критичное отношение к себе тоже может повредить. Лучше подождать, а потом вновь вернуться к рассказу.
  4. Чтобы написать небольшой рассказ, но сделать его действительно увлекательным и самобытным, уделите особое внимание развитию сюжета. Желательно, чтобы в вашем произведении была какая-то интрига, вызывающая у читателя интерес, стремление знакомиться с текстом дальше. Также хорошо применять приём недосказанности. Однако это требование не является обязательным. Есть оригинальные авторские ходы: например, вы можете начать рассказ с кульминации, развязки, а затем «вернуться» назад. В таком случае вам придётся удерживать читателя вашим мастерством слова, умением «плести» текст, создавать из него своеобразную «музыку». Если вы сами найдёте подобные произведения, с интересом будете читать их до конца, то вы увидите, что именно задержало вас над книгой, не позволило бросить её.
  5. Тщательно обрисовывайте образы ваших героев. Даже в маленьком произведении важно создать «живых» действующих лиц. У каждого героя должна быть своя внешность, судьба, взгляд на мир. Важно индивидуализировать речь действующих лиц, придать ей свои черты, характерные для конкретного персонажа. Например, школьник не должен строить свои фразы так же, как старушка или взрослый мужчина-бизнесмен.
  6. Продумайте систему взаимоотношений действующих лиц. В рассказе небольшого объёма тоже нужно создать связи между героями, в которых они проявят свои характеры, внутренний мир.
  7. Большое значение имеют детали. Прописывайте их в рассказе с особым старанием. Можно внести в ткань произведения символы, аллегории, наполнить глубоким смыслом некоторые описания. Детали зачастую помогают читателям вникнуть в описываемую ситуацию, понять мышление героев.
  8. Вырабатывайте свой авторский стиль, найдите вашу индивидуальную манеру, оригинальные «чёрточки». Старайтесь разнообразить стиль, демонстрировать умение владеть словом.
  9. Обращайте внимание на каждый нюанс, слово, знак препинания. Рассказ – это особый жанр. В таком маленьком объёме всё должно быть сжато, лаконично, насыщено смыслом. В хорошем рассказе все слова стоят на своём месте, действие развивается логично и последовательно, герои выглядят естественно. Старайтесь писать так, чтобы читатель не мог угадывать дальнейшее развитие событий, качества персонажей, тогда произведение будет увлекать новизной, неожиданными поворотами, развязкой.
  10. Работайте долго над черновиком рассказа. Желательно после написания окончательного варианта подождать несколько дней, немного «отвыкнуть» от текста, а потом вернуться к нему и внести дополнения. Так значительно проще увидеть ошибки, взглянуть на произведение более объективно.
  11. Хороший вариант – обсудить рассказ с друзьями, родными, дать им почитать его и узнать мнения, выслушать советы. Помните, что строгие и требовательные читатели помогут вам больше, они сумеют сделать рассказ лучше.
  12. Заключительный этап создания рассказа – работа с редактором. Когда ваше произведение окажется на стадии, предваряющей публикацию, вам понадобится провести окончательную шлифовку текста вместе с редактором. Внимательно относитесь к его рекомендациям, но и своё мнение при необходимости корректно высказывайте. Советы эксперта обязательно помогут, улучшат рассказ с художественной и содержательной стороны.
Как написать рассказ? Следуйте советам и работайте по алгоритму.
  1. Определите целевую аудиторию.
  2. Выберите наиболее перспективный план, сюжет или приступите к его созданию. Читайте литературу, интересуйтесь современными событиями, новостями. Ищите тему, интересную вам проблему.
  3. Напишите план вашего будущего рассказа. Кратко обрисуйте сюжет, главных героев.
  4. Уделите несколько дней продумыванию плана, характерных черт персонажей.
  5. Обратите внимание на детали, оригинальные авторские черты.
  6. Приступайте к написанию чернового варианта рассказа. Следите за стилем, логичностью повествования.
  7. Обратите внимание: рассказ должен заинтересовать, увлечь читателя, вызвать желание прочесть текст до конца. Можно использовать приём недосказанности, интриги.
  8. После написания рассказа дайте ему какое-то время «полежать». Когда пройдёт хотя бы неделя, перечитайте текст. Внесите дополнения, исправления.
  9. Отыскав редактора, который готов опубликовать ваше творение, начинайте дорабатывать произведение под его руководством.
Создавайте рассказ не спеша, вдумывайтесь в его тему, смысл, следите за повествованием, деталями, вырабатывайте авторский стиль. Тогда вы сумеете написать небольшой рассказ хорошо, и, возможно, это станет началом вашей новой увлекательной творческой деятельности.

Сегодняшняя статья станет своеобразным пособием для всех новичков писательского цеха, страстно желающих, но пока не знающих, как написать рассказ . В ней я постарался обозначить важные этапы и дать основополагающие рекомендации, которые позволят новоиспеченным литераторам избежать досадных и грубых ошибок при работе над своим первым художественным текстом.

Не секрет, что когда человек впервые садится за написание и видит перед собой чистый лист, в голове его, как правило, царит хаос и сумятица. Зачастую он слабо представляет, что и как будет делать, куда заведет история и чем она закончится; в подавляющем большинстве случаев начинающий автор даже не представляет себе четкой последовательности действий. Зная об этом не понаслышке, я подготовил статью, единственная цель которой — объяснить всем желающим, как написать свой первый рассказ.

Как это обычно происходит?

Свой первый рассказ я написал за вечер. Да-да, один единственный вечер понадобился мне для того, чтобы определиться с темой, ничего толком не обдумать, сесть и написать свой первый рассказ.

Случилось это благодаря книге Стивена Кинга «Как писать книги: мемуары о ремесле» (на блоге «Литературная мастерская» есть ее подробнейший ). В ней Король Ужасов предлагает читателю следующее занимательное упражнение: сесть и, не откладывая в долгий ящик, написать остросюжетный рассказ об условной влюбленной парочке – Дике и Джейн. Главное условие упражнения — нельзя заранее ничего обдумывать; завязка, развязка и перипетии должны родиться сами собой уже в процессе написания текста (данный способ в писательской обиходе называется «спонтанное письмо» ). Условие, на мой взгляд, довольно претенциозное, но пойдя на поводу у Кинга, я за каких-то пару часов написал свой первый рассказ.

Естественно, сие произведение не подвергалось никакой редактуре, зато было быстро выложено в интернет и встречено на его просторах очень тепло – хороших отзывов в массе своей накопилось на порядок больше, чем плохих. И это не смотря на то, что по ходу написания меня, как говорится, «понесло», и огромный кусок текста оказался посвящен событиям прошлого, которые не имели практически никакого отношения к главному конфликту истории. Ну, и вспоминается еще безумнейшая концовка, в которой пятилетний ребенок убивал канцелярскими ножницами кого-то из родителей (теперь поняли, каким образом Кинг придумывает такие моменты?) Трудно поверить, но такую историю в интернете кто-то даже хвалил! Хотя писалось это, по сути своей, наобум. В голове не было ни плана, ни четкого понимания, в каком направлении движется история, и чем она вообще закончится. Не было ни малейшей предпосылки к тому, чтобы из этой авантюрной затеи выросло хоть что-то адекватное и удобочитаемое. Поэтому я искренне желаю, чтобы вы подходили к написанию своего первого текста хотя бы с минимальным знаниями о процессе. И чтобы ваш первый литературный опыт оказался удачен, я постарался четко обозначить ту последовательность действий, с которой нужно приступать к написанию текста.

В работе над любым литературным произведением (в т.ч. и над рассказом) можно выделить три основных этапа: подготовка , написание, редактирование . Если один из этапов пропущен или не проработан в должной мере, ожидать, что на выходе получится торт, по меньшей мере, наивно. Однако видя перед собой и выполняя простые локальные задачи, вполне возможно шаг за шагом покорить даже самую высокую и казавшуюся недостижимой вершину. Все в ваших руках.

Этап 1. Подготовка (Составление плана рассказа)

Подготовка, по моему мнению, является важнейшим и определяющим этапом в работе над любым литературным произведением. От того, насколько хорошо и скрупулезно вы все продумали, и будет зависеть, в конечном итоге, ваш результат. Подготовка к написанию состоит из следующих элементов: подбор материала, разработка структуры текста, составление плана . Причем все три процесса по необходимости могут проводиться в уме, даже без использования блокнотов и письменных принадлежностей: можно вспомнить или придумать некий сюжет, разбить его на сцены, прикинуть их последовательность, а дальше, утвердив в уме план произведения, сесть реализовывать его на бумаге. Однако на первых порах я настоятельно рекомендую свой план записывать.

Прежде чем сесть за монитор или за письменную тетрадь, следует хорошенько продумать некоторые моменты.

  • Какова цель написания текста? Просто развлечь читателя или донести какую-то идею (мораль)?
  • О чем будет рассказ? Какова его тема? Какова главная идея?
  • Кто будет главным действующим лицом?

Возможно, вас испугают эти вопросы. Но дать на них четкие ответы – значит, направить мышление в правильное русло. Для начала стоит твердо определиться, что за вещь мы пишем. Если это сугубо развлекательное чтиво, то упор нужно делать на сюжете, постараться максимально насытить его интересными и неожиданными эпизодами. Если же мы пытаемся донести до читателю какую-то идею, то нужно хорошенько обдумать, каким образом это реализовать: подобрать такой сюжет и таких персонажей, позволяющих раскрыть идею максимально полно и ярко. Далее, когда мы определились с целью, нужно сопоставить ее и тот сюжет, который есть у нас в задумке, и решить, соответствует ли сюжет тем задачам, которые мы перед ним ставим. И если не соответствует, решить, каким образом можно его подправить.

Например, своим рассказом мы хотим донести до читателя идею вселенской справедливости – добро всегда побеждает зло. Однако сюжет у нас больше напоминает термоядерный боевик с морем кровищи и трупов. Очевидно, это не лучший сюжет для иллюстрации идей справедливости. Тогда нам нужно определиться – либо мы пишем сугубо развлекательный боевик, либо подбираем под свою идею более подходящий сюжет.

Теперь самое время садиться за монитор или за письменную тетрадь. Однако приступать к написанию пока рано. Пришло время набросать хотя бы простейший план будущего рассказа. Как это делается? Все очень просто. Сперва записываем основную идею, чтобы она всегда была перед глазами, а ниже кратко описываем последовательность событий нашей истории. На первых порах лучше придерживаться правила «чем больше, тем лучше». Не бойтесь заносить в план все свои идеи, касающиеся текста, впоследствии вы отбракуете все ненужное, оставив наиболее удачные задумки, которые станут твердой основой вашего рассказа. В дальнейшем по мере набора опыта и мастерства вы сможете сокращать объем своих планов или вовсе перейти на спонтанное письмо, но поперву лучше все заранее подробно расписывать, чтобы не завести повествование в дебри.

Здесь я считаю своим долгом предупредить о том, что на подготовительном этапе у вас обязательно возникнет масса трудностей. И это хорошо, потому что лучше решить их до написания, а не мучиться в его процессе. Основные проблемы заключаются в отсутствии внятных переходов между сценами, отсутствии имен персонажей, названий мест и объектов, и многих других деталей. Однако подготовительный этап для того и создан, чтобы заблаговременно придумать имена и описания всех персонажей, географические названия, заполнить пробелы в сюжетных линиях. Таким образом, чем лучше вы поработаете на этом этапе, тем проще и быстрее напишите свой рассказ.

В результате обозначенной выше работы у вас на руках должен оказаться план, в котором:

  • четко обозначена идея рассказа;
  • кратко, но последовательно расписаны все события, происходящие в истории;
  • придуманы имена всех персонажей, даны их описания;
  • придуманы названия всех мест, упоминающихся в истории.

Согласитесь, не так уж и много. Однако это тот минимум, который позволит вам максимально комфортно пройти следующий этап. Если вас интересует более детальный алгоритм работы над планом, читайте статью Для более опытных авторов рекомендую чрезвычайно важную статью « », в которой рассматриваются тонкости и секреты подготовительной работы над художественным произведением.

Этап 2. Написание рассказа

Это основная, но далеко не самая важная часть. При наличии хорошо продуманного плана написание становится чисто технической процедурой. Но и здесь стоит придерживаться некоторых рекомендаций.

Во-первых, не стоит растягивать написание рассказа . Понимаю, что зачастую невозможно написать вещь за один вечер, но лично я руководствуюсь лозунгом «ни дня без строчки ». Это значит, что писать нужно обязательно каждый день – и чем больше, тем лучше. Если у вас возникнет перерыв в несколько дней, он, наверняка, отразится на тексте и уж совершенно точно не в лучшую сторону. В общем, в ваших же интересах закончить писать как можно скорее.

Во-вторых, следует старательно избегать сюжетных и речевых штампов . Важно запомнить, что в подавляющем большинстве случаев простота стиля лучше искусственной вычурности. Начинающие авторы очень любят украшать свои тексты различными формами художественной выразительности: длинными описаниями, полными эпитетов и метафор, любят вставлять стихи и эпиграфы. Почти всегда это не к месту. И почти всегда молодой автор попадает в ловушку клише и штампов. Описать все многообразие литературных клише в ознакомительной статье невозможно – более подробную информацию ищите в других статьях блога, а также на просторах интернета. Здесь же я коротко поясню, что относят к тем или иным видам штампов.

Сюжетные штампы – это действия и приемы, наиболее часто используемые писателями, режиссерами и драматургами. Да-да, не удивляйтесь, если вы возьмете за основу текста сюжет (или часть сюжета) какого-то широко известного фильма, сериала или компьютерной игры, читатель обязательно это заметит. Кроме того, есть такие сюжетные ходы и целые сцены, которые повторялись в книгах и фильмах уже по тысячу раз. К ним, например, можно отнести описание персонажа через зеркало, многочисленные случаи суицида главного героя в современной прозе, ну и, конечно, маги, бросающиеся огненными шарами. Это не значит, что на такие вещи наложено табу – просто использование их в рассказе повышает степень ответственности за общий уровень текста. Ведь читатель, проглотивший до этого пару десятков фильмов и книг, где герой тем или иным образом решал свести счеты с жизнью, ждет от вашей истории чего-то особенного, чего еще никогда не видел, и удивить его будет ой как непросто! Наиболее яркие примеры сюжетных штампов я постарался собрать в статье " " .

Речевые штампы – это наиболее часто используемые и потому примелькавшиеся читателю художественные средства выразительности. «Свинцовые тучи », «алая кровь », «скупая мужская слеза », «суровый взгляд отца » и многие другие – это и есть речевые штампы. Помните, если вы уж взялись городить использовать средства выразительности, то они должны быть свежи. Поэтому прежде чем описать какое-то явление, прикиньте, насколько часто вы встречали в книгах ту формулировку, которой собираетесь выразить мысль. И если вам кажется, что такое происходило неоднократно, попытайтесь переделать фразу, сохраняя смысл. И только если переформулировать невозможно – лепите штамп.

В-третьих, не бойтесь писать! Не старайтесь копировать чей-то стиль, не стесняйтесь тех формулировок, что крутятся у вас в голове – как показывает практика, они самые подходящие (конечно, если это не штампы). Ваш рассказ – как бы пафосно это не прозвучало, часть вашей души, вашей индивидуальности, и он облекается в ту форму, которую выбираете вы сами. Именно этот момент, по моему мнению, является ключевым в формировании авторского стиля. Лично я, начав прислушиваться во время написания к собственным мыслям, быстро заметил улучшения стиля – тексты стали более гармоничными. Предлагаю и вам более чутко относиться к себе любимым.

Этап 3. Редактирование

Очень важная часть, которую, тем не менее, часто оставляют без внимания.

После того как рассказ написан, ему нужно дать некоторое время отлежаться (1-2 недели), а вашим мозгам – проветриться. Это нужно для того, чтобы вы при редактировании смотрели на написанное, как на чужой текст – именно тогда вы сможете максимально эффективно находить и исправлять ошибки и недочеты.

В чем суть процесса редактирования? Вы вдумчиво и медленно читаете текст и попутно исправляете те ошибки и шероховатости, которые замечаете. Не бойтесь полностью переписывать или даже выбрасывать какие-то предложения и абзацы – если вы считаете, что это пойдет тексту на пользу, стало быть, так оно и есть. Пробуйте читать медленно, будто проверяя каждую фразу на прочность, потом прочитайте текст в обычном темпе – обращайте внимание на места, где вы сбиваетесь с ритма, возможно, их нужно подправить в угоду плавности чтения. Потом зачитайте текст вслух – убедитесь, что запинок стало больше и по возможности исправьте те, что можете.

Таких проходов должно быть не менее пяти. После этого по возможности распечатайте текст и прочтите его с бумаги. Уверяю, вы обнаружите, что он вовсе не так хорош, как казался на экране монитора. Делайте пометки и исправления на распечатанном экземпляре, а затем перенесите их на электронный вариант. Когда вы уже не сможете ничего исправить, отдайте рассказ на прочтение кому-нибудь из интересующихся друзей. Наверняка, он высмотрит еще некоторое количество ошибок и шероховатостей.

Скажу сразу: невозможно исправить все недочеты, сделать текст абсолютно мелодичным и плавным, сохранив при этом точность формулировок. Все равно что-то где-то будет выбиваться. Это нужно принять как должное. И быть готовым, что критики обязательно укажут на слабые места. Идеального текста в природе не существует; но это совершенно не отменяет того, что ваши тексты должны пройти плотную и въедливую редактуру. Только после нее рассказ можно считать написанным.

Вот, в принципе, и все. Вы познакомились с методикой написания рассказа, разобрались в том, какие существуют этапы и какие действия подразумевает каждый из них. Надеюсь, вам уже не терпится опробовать полученные знания на практике. В чем и желаю вам успеха! Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на блог «Литературная мастерская » и развивайте свой писательский навык, а уж я новыми статьями постараюсь вам всячески в этом способствовать. До новых встреч!

Не все, что сейчас выходит на свет, заинтересовывает нас. Как зацепить читателя, пробудить его заинтересованность? Сегодня мы найдем ответ.

Пишите о том, что никто не знает

Опишите в своем рассказе такой факт, о котором мало кто слышал. Редкая болезнь, научное открытие, исторический факт все это может стать отличной основой хорошего рассказа. Данный факт может стать отличной бомбой для финала.
Благодаря интернету поиск интересных фактов стал проще. Сейчас можно найти специализированный сайт и стать почти экспертом всего за час. Но не всегда данный способ дает полную картину о явлении. Отсюда вытекает следующий пункт.

Пишите о том, что знаете лучше всех

Если вы эксперт в чем-то это прекрасный повод создать рассказ. У вас накопился опыт, фишки и приемы – поделитесь с миром. Читать профессионала всегда интересно. Его любовь к делу чувствуется. Она заразительна, читатель погружается в этот мир с большой охотой.

Как же быть, если вы только начинаете жить. За вашими плечами всего 1,5 – 2 десятка лет. Вы еще так мало в жизни успели и смогли. Для таких моментов существует следующий пункт написания интересного рассказа.

Пробуйте жизнь на вкус

Вы молоды – это здорово! Это уникальный шанс поведать миру о вашем опыте. Ваши шаги, поступки, действия – все это темы для рассказов. Каждая ваша мысль и действие это попытка познания мира, а значит, рождается извечный конфликт между молодостью и опытом жизни. В этом благодарная почва для интересных тем.

Больше путешествуйте, любите, мечтайте. Чем больше вас будет в этом мир, тем больше у вас появиться идей для творчества. Первая любовь, предательство близкого, чем не повод написать отличный рассказ? Не давите из себя, просто расслабьтесь и отдайтесь бумаге.

Будьте искренними

Искренность сразу же подкупает. Читатель вам простит огрехи стиля, не докрученный сюжет и вяловатость героев, но он никогда вам не простит лжи. Если вы пишете о том, во что не верите, пишите по нужде, читатель обязательно заметит этот. Ему станет понятно на интуитивном уровне, что данное произведение похоже на незапланированного ребенка.

Пишите всегда то, что считаете правильным для себя. Никого не слушайте. Если слово идет вразрез с голосом вашей души, смело уничтожайте его. Ваше произведение должно быть продолжением вас. Это ваше дитя, с которым вам жить дальше. Пусть оно будет любимым, чистым и искренним.

Любите людей и мир вокруг

Люди – это бесконечный источник занимательных историй. Они сыплют ими каждую мину. Просто записывайте! Будьте внимательны и держите блокнот с ручкой наготове. Записывайте события, фразы, зарисовки интересных личностей. Это будет вашим волшебным сундуком с богатствами, из которого вы всегда можете извлечь что-то важное для рассказа.

Отрабатывайте навыки коммуникаций. Не жалейте денег на тренинги и больше общайтесь с людьми. Будьте открыты миру, и он обязательно вам подарит интересный сюжет. Когда вы искренне полюбите мир вокруг вас и каждого входящего в вашу жизнь, вы откроете такой канал связи с Вселенной, который сделает из вас настоящего профессионала.

Еще хочу рассказать об одной сложности, что поджидает вас при написании рассказа. Это перфекционизм. Он может превратить вас в зануду с одним идеально выточенным рассказом. Не забывайте, зачем вы пишите. Вы пишите, чтобы выразить себя. Но вы перфекционизмом заспиртовываете ваш труд. Вы убиваете его постоянным совершенствованием. Рассказ перезревает и погибает. Значит ли это, что надо заниматься графоманством и писать скучные бездарные рассказы? Ни в коем случае! Я дам вам отличный совет!

Больше пишите

Пишите чаше и больше. Этот поможет вам расти. С каждым словом, рассказом, книгой вы набираете писательский вес. В новых трудах вы превосходите себя. Каждый раз, создавая новое творение, вы растете над собой. Но этот рост требует ориентира. Вспомните, как в детстве вы рисовали метки на стене и проверяли, насколько вы выросли за год. Такой линейкой станет для вас наставник. Такой опытный человек, что покажет вам, какими вы были ранее и какими стали. Ищите наставников!

Семинары

Отличным местом для встречи с наставником являются семинары. Опытный мастер будет вам помогать расти. Его советы и взгляд со стороны помогают по новому смотреть на вещи. К тому же на семинаре есть и другие участники, а это бесценный источник критики. Не забывайте также о силе групповой динамики. В одиночку вы добьетесь меньше, чем в надежной компании соратников.

Вам нужны знания, опыт, искренность, открытость, труд и надежное племя под руководством опытного вождя.

А как Вы считаете, что необходимо для написания интересного рассказа? Оставьте ваши комментарии внизу. Поделитесь информацией об этой статье в социальных сетях и вместе мы найдем истину.