Впервые посетила «Гоголь-центр», смотрела постановку «(М)ученик». В основе спектакля – адаптированная для российского зрителя пьеса немецкого автора Мариуса фон Майенбурга. В 2016 году режиссёр спектакля Кирилл Серебренников снял по нему фильм «Ученик» практически с тем же актерским составом, кроме исполнителя главной роли. Спектакль в год выхода получил пять номинаций на театральную премию «Золотая маска». Фильм был отмечен призом в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля, а также на других зарубежных и отечественных кинофорумах.

Актеры спектакля «(М)ученик» на поклонах

Про спектакль

«(М)ученик» — современный и актуальный спектакль Гоголь-центра, он затрагивает достаточно болезненные темы, про которые не умеют и не любят говорить в обществе. Надо отдать должное смелости худрука и режиссера, который не побоялся столь прямо и открыто высказаться о происходящих в обществе процессах.

Спектакль Мученик рассказывает про обычного вроде школьника, который превратил Библию в орудие влияния и фактически подчинил себе и школьное, и домашнее окружение. Никто не хочет и не умеет спорить с ним и противостоять ему. Никто, кроме школьного психолога - она же учительница биологии.

Сцена из спектакля «(М)ученик»

В спектакле «Мученик» множество узнаваемых и реалистичных ситуаций: непонимание между сыном и матерью-одиночкой, детская жестокость по отношению к слабому, нетерпимость педагогов ко всему новому, бесконечное лицемерие взрослых перед подростками, которых они считают ещё детьми. А дети, пользуясь этим, легко манипулируют взрослыми.

«(М)ученик» — не развлекательный спектакль, он заставляет размышлять и о глобальных тенденциях, и о собственном поведении в этом мире. Я, например, после спектакля несколько дней примеряла на себя ситуацию с обеих сторон: как что-то доказать клинически упёртому человеку и как донести, объяснить оппоненту свою позицию, если тебя считают клинически упёртым. И, конечно, одна из главных проблем современности: где та грань, за которой проповедь добра становится нетерпимостью, а свобода – вседозволенностью? И что ты, конкретно ты сможешь сделать, если вокруг безумие становится нормой?

«Гоголь-центр» — больше, чем театр, это пространство, объединившее несколько видов искусств. Неслучайно на стойке администраторов вас встречает такое выражение кредо Гоголь-центра:

Помимо театральных спектаклей, в Гоголь-центре проходят кинопоказы, лекции, дискуссии, концерты и выставки, а книжный магазин «Гоголь books» и кафе «N» открыты для посетителей в течение всего дня. Здесь можно скоротать время у стеллажа с книгами

Можно устроить фотосессию в фирменной студии «Гоголь-центра», при этом название спектакля можно взять в руки и запечатлеться с ним

Здесь вы найдете для себя ещё одну точку совершения добрых дел

На крышке инструкция

Кафе, как и все пространство «Гоголь-центра», оформлено изображениями и цитатами известных театральных деятелей

Цены, правда, здесь не маленькие, но меня несколько утешили большущие порции пирогов и их превосходный вкус))

Помимо кафе, есть ещё бар с напитками покрепче

В «Гоголь-центре» несколько залов, я была в Большом зале. К нему ведут вот такие деревянные ворота

В Большом зале нет балконов и лож, весь зал состоит из партера и амфитеатра. Обратите внимание на следующем снимке, какой пологий уклон партера – зрители сидят друг за другом с небольшой разницей по высоте. В результате обзор сцены не очень удобный

Амфитеатр гораздо круче по уклону. Тут обратите внимание на отсутствие привычных кресел: места обозначаются подушками на деревянных ступенях. Не могу сказать, насколько удобно сидеть на таких местах, надо попробовать в следующий раз))

Достоинством «Гоголь-центра» является возможность купить билеты через сайт, без посещения касс.

И ещё одна важная особенность «Гоголь-центра»: спектакли, особенно в будние дни, начинаются преимущественно в 20.00, иногда даже в 20.30. Так что будьте внимательны и при покупке билетов, и в день посещения.

Как попасть в «Гоголь-центр»

Ближе всего до «Гоголь-центра» идти от станции метро Курская. С Кольцевой линии надо идти по указателю выхода в город к поездам дальнего следования и к театру им.Гоголя (при движении от Таганской к Комсомольской это в голову состава). С Арбатско-Покровской линии надо идти по указателям к ул.Казакова (при движении из центра это в голову состава). Простой ориентир: с обеих линий вы должны попасть в подземный вестибюль с огромным каменным цветком в центре. Прямо из этого вестибюля идти через турникеты в подземный туннель под железнодорожными путями Курского вокзала. В туннеле следовать указателям к ул.Казакова

Сама по себе идея ставить в театре киносценарии вместо пьес невообразимо хороша и действительно расширяет всевозможные горизонты. Что доказывают, например, показанные в «Гоголь-центре» накануне «Братья» Алексея Мизгирева по мотивам классической ленты Висконти. Серебренников же взялся за Ларса фон Триера. И именно что за Триера, а не за конкретный сценарий к фильму 1998 года: скажем, сама эстетика «Догмы» и прямые цитаты из «Догвилля» в новом спектакле «Гоголь-центра» обозначены куда существеннее интимных тонкостей «Идиотов».

У Триера история такая. Группа маргиналов, живущих вместе где-то на отшибе, время от времени выбирается в общество. Они изображают душевнобольных, проверяя социум на толерантность, и имеют с этого бонусы - бесплатный ужин в ресторане или пожертвования сердобольных горожан. Дома они тоже изображают идиотов, но делают это совершенно в других целях: обнаружить в себе отсутствие фальши и обрести истинную свободу. Но до конца в этом стремлении к свободе дойти никто не может чисто физически - на этом история заканчивается. Однако есть тонкости, в которых и состоит весь смысл. Крупные планы с тихими слезами радости и отчаяния на протяжении всего фильма обосновывают ужасающую патологию финала, очень личного, сокровенного, человеческого.

Так вот, ничего похожего в спектакле Серебренникова нет. Стараниями драматурга Валерия Печейкина сюжетная канва была спроецирована на современную Москву со всеми вытекающими цитатами из суда над Pussy Riot, с макетиком Кремля и синим ведерком на сцене. В итоге темы гомофобии, рабского сознания и тоталитарного режима капитально перевесили неуверенные попытки уловить момент инициации человеческого сознания через опыт погружения в «ненормальность». То есть спектакль получился все-таки снова про то, что в России жизни нет, и оказался ближе по духу скорее Паланику, чем Триеру. Если бы не совершенно неуместный, но абсолютно триеровский ошарашивающий финал (описание которого здесь было бы нежелательным спойлером).

Планка была поставлена высоченная - спектакль должен был быть создан по принципам театрального аналога манифеста «Догма-95», написанного к спектаклю собственно Серебренниковым. То есть: без художественного света; только с видимыми источниками звука; без специально созданной бутафории, декораций и костюмов; без действий, «которые приходится имитировать на сцене» и т.д. На деле же нарушенными оказались буквально все пункты манифеста: свет самый что ни на есть художественный (разве что без изысков); Die Antwoord задорно звучат из динамиков, которые не так легко обнаружить; белые линии на полу на месте стен - пусть цитирование Триера, но все же тоже своего рода декорация, не говоря уже об обилии пестрых костюмов - от BDSM до балетных пачек; «имитируется» практически все - от справления малой нужды (никто у Серебренникова по-настоящему не писает, в отличие, кстати, от триеровских персонажей) до сумасшествия (которого у Триера в фильме по понятным причинам попросту нет). Существование актеров далеко от бытового - реплики звучат столь же театрально и жирно, сколь и сопровождающие их жесты. В этом смысле очень здорово раскрылся актер Олег Гущин сразу в нескольких на загляденье театральных, по-хорошему карикатурных ролях; особенно он запоминается в образах неотесанного чернорабочего и совкового чиновника. Другое дело, что театральность эта к «Догме» не имеет никакого отношения. А по-настоящему психологического существования актеров здесь, увы, не случилось.

Приемы технического толка, вытекающие из манифеста «Догмы», у Триера работают на раскрытие универсальных человеческих качеств, это как бы диалог с цивилизацией как таковой. Тогда как Серебренников, напротив, все очевиднее стремится к конкретике: он создает политический театр о конкретной политической ситуации во вполне конкретной Москве. Что само по себе не плохо. Только Триер тут ни при чем.

Спектакль «Маленькие трагедии» - настоящий феномен. В нем отлично сочетается классика и современность, поэзия и рэп. Цельный спектакль понравится как подросткам, так и людям в возрасте - каждый найдет в нем что-то близкое сердцу.

О спектакле «Маленькие трагедии»

Классика русской литературы считается «фундаментом» деятельности Гоголь-центра. Коллектив нередко презентует малоизвестные, но требующие внимания рассказы и повести таких авторов, как Салтыков-Щедрин, Гончаров или Некрасов. Современная интерпретация смотрится свежо, именно это и привлекает зрителей.

Сюжет

Всего спектакль состоит из четырех основных произведений: «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Скупой рыцарь». Важная особенность - режиссер не пытается изменить сценарий, он вообще не вносит правки в оригинальный текст.

Герои «Каменного гостя» предстают перед зрителями в необычном амплуа. По сюжету, Дона Анна и Дон Гуан встречаются в поздней старости и осознают, что их счастье было безвозвратно утеряно.

Наиболее интересно изменился главный герой пьесы «Скупой рыцарь» - но как именно, зритель узнает сам, ведь в этом и заключается главная интрига. Персонажи «Пира во время чумы» также заметно постарели - они устраивают праздник в доме для престарелых, вспоминая былые приключения.

Постановка «Маленькие трагедии» в Москве показывается не первый раз. Впервые произведение Кирилла Серебренникова было показано 15 сентября 2017 года. В 2018 «Маленькие трагедии» будут представлены публике еще несколько раз, а значит, возможность насладиться актерской игрой и глубоким саундтреком у зрителей еще есть.

Кто принял участие

В спектакле «Маленькие трагедии» в Гоголь-центре принял участие рэпер Хаски (выступил в прологе к спектаклю). Его музыка органично вписалась в повествование и дополнила его, передав эмоции героев. Режиссер постановки - Кирилл Серебрянников, по совместительству является художественным руководителем Гоголь-Центра.

Помимо данного спектакля, он стал режиссером нескольких фильмов, получил премию «Золотая маска», номинировался на «Золотого льва» и «Золотую ветвь». Серебрянников запомнился как режиссер спектаклей «(М)ученик», «Арлекин», «Барокко», «Без страха» и прочих. Другие произведения автора также запомнились зрителям нестандартным повествованием, яркими персонажами и образами.

Как купить билеты на спектакль

Если вы хотите купить билеты на «Маленькие трагедии» в Гоголь-центре, обратитесь в наше агентство. Мы предлагаем быструю и совершенно бесплатную доставку печатных билетов, несколько различных способов оплаты (картой, переводом, наличными).

Покупая билеты на «Маленькие трагедии» группой от десяти человек, вы получаете скидку. Мы успешно работаем более десяти лет и всегда готовы проконсультировать вас по всем возникающим вопросам, в том числе, с выбором мест.

«Маленькие трагедии» действительно стоят внимания. Если вы хотите испытать настоящий восторг от нестандартных образов, погрузиться в мир «футуристической» классики - обязательно посетите спектакль. Заряд положительных эмоций гарантирован. Надеемся, что вам понравится эта постановка!

Анна Ковалева

12 мин.

Кто-то называет «Гоголь-центр» новым «местом силы», кто-то - просто модным и важным театром. Но главное, что это место, в которое люди хотят попасть.

«Гоголь-центр»- это особенный театр. Феномен, в корне изменивший театральный ландшафт современной Москвы. Вот уже четвертый год подряд театр выпускает ряд амбициозных и провокационных премьер, собирающих полные залы неравнодушных зрителей. Кто-то называет «Гоголь-центр» «местом силы», кто-то - модным и важным театром. Но главное, что это место, в которое люди хотят попасть. Это целый город внутри отдельно взятого театра, переживший свою маленькую культурную революцию. Это театр, существующий в диалоге с реальностью и создающий уникальную реальность внутри себя.

Довольно сложно поверить в то, что еще несколько лет назад никакого «Гоголь-центра» на карте не было, а в доме 8 по улице Казакова царили совсем другие правила. «Гоголь-центр» создан режиссером Кириллом Серебренниковым на базе расформированного Московского драматического театра имени Н.В. Гоголя, основанного еще в 1925 году. В начале 2000-х театр переживал отнюдь не лучшие времена. В 2012 году на пост художественного руководителя не очень успешного к тому моменту театра был назначен Кирилл Серебренников. Режиссер решил полностью изменить вид и формат театра на улице Казакова, став одним из создателей одного из самых ярких явлений в постсоветском театре и сделав «Гоголь-центр» новой точкой притяжения продвинутой столичной публики.

«Гоголь-центр» - не просто театр в традиционном понимании этого слова. Это один из самых обсуждаемых, громких и необычных проектов, посвященных комплексному развитию современного искусства. Основная задача этого творческого формирования - знакомить зрителя с современными культурными тенденциями. Здесь сочетаются разные формы и направления искусства: острые споры и лекции на самые актуальные темы в дискуссионном клубе «Гоголь+» соседствуют с мировыми премьерами не дошедших до российского проката фильмов в клубе «Гоголь-кино»; музыкальные концерты талантливых исполнителей сочетаются с мастер-классами признанных мэтров творческих профессий. Но главное в «Гоголь-центре»- это спектакли ярких российских и европейских режиссеров.

Спектакли «Гоголь-центра» вызывают у зрителей разные чувства (порой совершенно полярные друг другу), дают критикам благодатную почву для дискуссии, и почти никогда не забываются. Послевкусие от просмотра подтверждает, что со своей главной задачей - вызывать эмоции - «Гоголь-центр» справляется на «ура». Но как не прогадать при выборе спектакля?

Ниже 5 важных постановок, которые нужно посмотреть в «Гоголь-центре».


(М)ученик



«(М)ученик»

Спектакль «(М)ученик »- совместная постановка «Гоголь-центра» и «Седьмой студии» по пьесе современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Поставил спектакль и адаптировал пьесу к российским реалиям художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников.
Главный герой постановки - подросток Вениамин в исполнении Никиты Кукушкина - считает, что знает все о существующих моральных нормах. Школьник, выросший с матерью-одиночкой и толком не знавший отца, увлекается религией и становится фундаменталистом-самоучкой. Этот «очень православный» школьник учит сверстников и взрослых, что они живут неправильно. Вениамин - то ли религиозный террорист, постоянно цитирующий Священное Писание, и требующий от окружающих полного повиновения в соответствии с текстами Библии, то ли заблудившийся школьник, нашедший в религии рычаг давления на чуждое ему окружение. И в течение спектакля его поведение становится серьезным испытанием для окружающих. Новый пророк готов на все за свою правду и не остановится даже перед преступлением. Главный антагонист и враг школьника - учительница биологии и по совместительству школьный психолог в исполнении блистательной Виктории Исаковой.

«(М)ученик» исследует границы между моралью и нетерпимостью, ищет связь между свободой и вседозволенностью, противопоставляет религию и манипуляцию. Постановка - едва ли не самое смелое и открытое высказывание о безумии современной России, о больном обществе, которое постепенно становится все более подверженным фанатизму. Это спектакль о том, как быстро и легко религиозный фанатизм подчиняет себе конформистское сообщество на примере отдельно взятой школы.

Отдельного внимания заслуживает киноверсия спектакля - фильм «Ученик», с которым Кирилл Серебренников представлял Россию на Каннском фестивале. Главные роли в фильме исполняют почти те же актеры, что и в спектакле, за исключением исполнителя главной роли Никиты Кукушкина - в фильме его сменил «брусникинец» Петр Скворцов, больше соответствующий роли школьника-старшеклассника. «Ученик» - это не только фильм о фанатизме, но еще и политическая картина о современной системе образования, об антисемитизме, о гомосексуализме, о лицемерии и обо всех формах тоталитаризма. В Каннах «Ученик» получил специальный приз имени Франсуа Шале - эта награда присуждается фильмам, лучше других показывающим реалии современного мира.

Кафка

«Кафка»

В основе нового спектакля "Кафка" - пьеса о жизни выдающегося писателя, которую специально для «Гоголь-центра» сочинил драматург Валерий Печейкин. Личность Франца Кафки, действительно, легендарная - днем работавший мелким чиновником, он писал свои произведения по ночам. Сегодня Кафка воспринимается как гениальный пророк безумий XX века, его имя прочно ассоциируется с абсурдистской литературой. Однако Печейкин призывает не путать абсурд с бредом - абсурд Кафки имеет жесткую внутреннюю логику, найти которую драматург ставил одной из своих главных задач.

В постановке Кирилла Серебренникова биографические мотивы из жизни писателя переплетаются с сюжетами, порождёнными его воображением, а персонажи из кафкианского бестиария действуют наряду с реальными людьми из его жизни. При этом Кафку страшат отнюдь не фантастические метаморфозы, а наоборот, казалось бы, нормальные вещи - семья, работа, общественный порядок.

Как известно, записей голоса Кафки не сохранилось, поэтому исполняющий роль писателя Семен Штейнберг за все 3 часа спектакля выразительно не произносит почти ни слова, лишь иногда болезненно шевеля губами. О значении звука зрителю напоминают в начале спектакля - пока зрители рассаживаются на свои места, на сцене идет кастинг: артистов пробуют на роль голоса писателя.

В спектакле впечатляет все: выдающаяся сценография Серебренникова, по привычке выступающего и в роли режиссера, и в роли художника, великолепный вокал артистов, потрясающая хореография в исполнении актеров. Спектакль словно состоит из отдельных кусочков и самодостаточных инсталляций, вдохновленных кафкианскими мотивами. Будучи лишенным традиционного эпатажа «Гоголь-центра», «Кафка» - один из самых интересных спектаклей театра.

Мертвые Души

«Мертвые души»

Спектакль «Мертвые души» - первая премьера «Гоголь-центра», поставленная по произведениям Н.В. Гоголя. В версии Кирилла Серебренникова история Чичикова не переносится в наше время буквально, но получает новое и современное звучание. Разные эпохи соседствуют друг с другом в вечном российском безвременье, где правит абсурд, и ничего не меняется.

Кирилл Серебренников - большой поклонник творчества Гоголя. Поставил «Мертвые души» он уже во второй раз - первый был на латышском языке в Риге. Шесть лет назад в Национальном театре в Риге постановка Серебренникова получила высшую театральную премию Латвии «Ночь лицедеев» в номинации «Лучший спектакль». Но «Мертвые души» не отпускают Серебренникова - теперь постановку можно посмотреть на русском языке в «Гоголь-центре». По словам режиссера, в этом произведении зашифрованы невероятно важные ключевые формообразующие элементы - русская матрица. Все это в совокупности и есть Россия.

В «Мертвых душах» играют только мужчины. Десять актеров на практически пустой сцене играют всех: детей, собак, женщин, мужчин. Но главное здесь отнюдь не гендерные различия. Как говорит сам режиссер, важно, что это не мужчины, а артисты - артисты как «сверх существа» гораздо шире пола. Интересно, что больше всего Серебренникова привлекают именно литературно-художественные свойства текста Гоголя. Ткань языка, если она соединилась с воображением читателя, оборачивается реальностью, плотью. Своей задачей Серебренников поставил донести как можно больше до сцены, не расплескав. Так, в «Мертвых душах» пустая сцена, похожая на ящик, десять мужиков, которые играют все роли, из пустоты доставая образы, персонажей, обстоятельства и потом в пустоту же обращаясь.

По словам самого Серебренникова, спектакль он ставил как музыкальное произведение: у Гоголя очень сложная симфоническая структура - с темами, контрапунктами, рефренами, с множеством мотивов, нисходящих, восходящих и перекликающихся между собой. «Мертвые души» - один из самых смешных и злободневных спектаклей «Гоголь-центра». По сути это спектакль о дурной повторяемости явлений российской жизни - о том, что жизнь в России - порочный круг, из которого так просто не выпрыгнуть.

Митина Любовь



«Митина Любовь»

Спектакль «Митина любовь» по повести Ивана Бунина в постановке молодого режиссера Владислава Наставшева стал первой премьерой на малой сцене «Гоголь-центра» после его открытия и перестройки. В спектакле, в котором играют артисты Филипп Авдеев и Александра Ревенко, сюжет повести изъят из исторического и социального контекста, лишен примет быта и узнаваемых деталей.

Бытовые элементы заменяются эмоциональными, а фантастическая сценография больше напоминает состояние растерянной влюбленной молодой души, летающей между небом и землей. Так, почти все действие происходит в вертикальной плоскости на стене, в которую воткнуты металлические стержни. По этим стержням герои перемещаются на протяжении всего спектакля. “Митина любовь” - почти акробатический этюд, где актеры практически не стоят на земле и «лезут на стену» от любви в буквальном смысле слова. В финале Митя кончает жизнь самоубийством, а его возлюбленная говорит о том, как низко пала.

В спектакле только два героя: Митя и его любовь - Катя, которая является для заглавного героя всем: она и воздух, и лес, и все другие персонажи. В Митином мире нет больше места ни для кого - возлюбленная мерещится Мите в каждом встречном, от этого все роли, кроме главной мужской, исполняет Александра Ревенко.

«Митина любовь» идёт на малой сцене Гоголь-центра уже не первый год, но не устаревает, ещё раз напоминая о том, насколько может быть драматична первая любовь. Удивительно искренний спектакль, который с каждым сезоном приобретает всё новые и новые грани.

Кому на Руси жить хорошо


«Кому на Руси жить хорошо»

“Кому на Руси жить хорошо” по поэме Николая Некрасова - премьера прошлого сезона, исследующая вопросы потерявшегося русского счастья. В одном спектакле удивительным образом соединились совсем разные жанры: здесь и стильная европейская режиссура с видеокамерами, и грубоватая политическая сатира, и талантливая опера, и физический театр, и актерская импровизация в зрительном зале, и добрая «русская школа» с переживаниями, и даже дефиле русских костюмов.

Над поэмой Некрасова Кирилл Серебренников начал работать больше года назад: в компании своих коллег актеров он путешествовал по Ярославской области. Актеры общались с местными жителями, брали у них интервью, ходили по музеям и готовили отрывки из поэмы. Своего рода продолжением и дополнением к «Кому на Руси жить хорошо» стали иммерсивные «Русские сказки» по сочинениям из собрания Афанасьева, которые тоже идут в «Гоголь-центре». Это своеобразная дилогия. Кирилл Серебренников называет соседство Некрасова и Афанасьева вполне органичным, так как несмотря на все различия, у двух авторов есть одно общее - безусловная любовь и интерес к русским людям и к родине.
Поэма Некрасова, написанная уже после отмены крепостного права, задается вопросами свободы и рабства. "Кому на Руси жить хорошо" - о невозможности обретения свободы, удобстве традиционного уклада и главное - о счастье. «Сказки», наоборот, - это пространство, где русский человек абсолютно свободен и словом, и телом. Поэтический язык Некрасова оказался на удивление гибким: стихи по воле режиссера стали звучать и как обыденная речь, и как оратория, и даже как хип-хоп.

«Кому на Руси жить хорошо» - один из самых впечатляющих спектаклей «Гоголь-центра» и совершенно точно большая победа Серебренникова в должности художественного руководителя театра.

«Гоголь-центр» - это территория, где дух бунтарства пропитан огромной любовью к театру, а ощущение абсолютной свободы сталкивается с объективной реальностью. В репертуаре «Гоголь-центра» множество спектаклей на социальные темы. Есть и совсем скандальные (чего стоит премьера прошлого сезона «Машина Мюллер»).

По словам Серебренникова, театр занимается контрпропагандой, то есть именно тем, что сегодня должен делать любой честный театр. В пропагандистских СМИ человек расценивается как объект зомбирования. В «Гоголь-центре» человек расценивается как личность, с которым ведется персональный разговор. В контексте столичной театральной жизни феномен «Гоголь-центра» и вовсе уникален: театру Кирилла Серебренникова за считанные месяцы удалось стать местом, способным не столько сообщить культурный опыт зрителям, но и обрести собственную социокультурную идентичность.

А еще в «Гоголь-центр» приходят абсолютно потрясающие зрители - умные, интеллигентные, образованные люди. Кажется, и нам самое время запланировать свой поход на Казакова, 8!

«Отморозки», реж. Кирилл Серебренников

Первым громким спектаклем и визитной карточкой театра стали «Отморозки» Кирилла Серебренникова по произведения Захар Прилепину про левую оппозиционную молодежь с налетом анархии.

Этот спектакль Серебернников поставил вместе со своими студентами из Школы-студии МХАТ, которые потом составили труппу Гоголь-центра. Тогда это был революционный хит: на пике болотных протестов, когда эта повестка дня была еще востребована. Спектакль про молодых пассионариев, которым плохо живется на Руси, которые хотели перемен, возможно, радикальными способами. Исповедь новых униженных и оскорбленных.

«Идиоты», реж. Кирилл Серебренников

«Идиоты» стали одним из самым громких постановок по сценариям европейских фильмов. Новые идиоты под руководством Оксаны Фандеры собрались на суд в современной России: они враги, они чужие, они пятая колонна. Провокация и эпатаж, все что показывали Павленский и Pussy Riot на улице, теперь на сцене. Спектакль с успехом в этом году показали в рамках авторитетного Авиньонского кинофестиваля.

«Братья», реж. Алексей Мизгирев

Еще одной из серии таких театральных интерпретаций киносценариев стала постановка «Братьев» по фильму «Рокко и его братья» Висконти. Еще важно, что это был театральный дебют российского режиссера Алексея Мизгирева, автора нашумевшей картины «Бубен-барабан».

Естественно, эти братья тоже поменяли миланскую прописку на московскую, благодаря усилиям Мизгирева и драматурга Дурненкова. Приезжие герои помещены в суровые условия столичной жизни, где нужно бороться за место под солнцем. И чем жестче, тем лучше. Их способ — бои без правил. О том, как выжить в большом городе, остаться людьми и братьями — вот о чем эта человеческая трагедия Мизгирева. Очень брутальная, мощная и витальная. Постановка, где каждую минуту ощущаешь себя на пороховой бочке. Ведь и зал выглядить как будто арена для боев без правил. Жизнь в современном мегаполисе, согласитесь, похожа на этот вид спорта. В общем, «Братья» заслуженно стали хитом и удачей Мизгирева на сцене. И опять же эксперимент этот случился именно здесь. Если еще не видели, сходите на этой неделе в Гоголь-центр, «Братьев» как раз показывают в эти дни. Не упустите шанс увидеть одну из лучших постановок.

«Метаморфозы», реж. Давид Бобе


Одна из самых поэтичных постановок театра — «Метаморфозы» по Овидию. Этот спектакль поставил друг и партнер Серебренникова, французский режиссер Давид Бобе. Сцены из поэмы Овидия превращаются здесь в мультимедийный перформанс. У авторов получилось создать целую картину мира: в одном спектакле объединить вечное и актуальное, божественное и мирское.

«(М)ученик», реж. Кирилл Серебренников

Важная постановка последнего времени — «Мученик». Про оскорбление чувств верующих и трудности воспитания, откровенно и в точку. Это спектакль по пьесе Майенбурга. Про мальчика, который живет по своим правилам. Который бунтует говорит о своих моральных нормах. Он знает, что такое хорошо и что такое плохо. Но вопрос, кому попадется этот ученик.

«Кому на Руси жить хорошо», реж. Кирилл Серебренников


Современные мужики из смежных деревень, которые сошлись на столбовой дороженьке и решили выяснить, кому живется весело вольготно на Руси. Современным помещикам, чиновникам, попам, купцам, боярам, министрам, царю в конце концов?

К этому спектаклю готовились основательно: артисты с режиссером повторили маршрут тех мужичков, а результат увиденного представили в Гоголь-центре.

Архетипы живучи, народный дух, рабство, голод, надежда, вечное терпение и, конечно, крепостное право — все это вечно. Это Серебренников очень тонко и показывает. Отсюда и рождается тот самый бессмысленный и беспощадный «русский мир», о котором сегодня так любят говорить. А какой он, на самом деле, никто до конца на самом деле не понимает. Или что такое те самые пресловутые наши духовные скрепы? А вот они — сострадание, смиренность, пассивность, надежда на чудо, вечное пьянство, холопство и полное примирение с судьбой и действительностью. Ничего светлого и оптимистичного.

Постановка тоже мультижанровая: и Некрасов, и вербатим, и даже целый балет во второй части, где мужики в пьяной ночи уходят в свой экспрессивный психологически танец-отрыв, который максимально точно передает ту боль, тот надлом, который всегда на Руси. Танец мужиков продолжается плачем по счастью женскому, мощным монологом актрисы МХТ Евгении Добровольской. Это, конечно, самое сильное в спектакле, высказывание про долю женскую, а, на самом деле, про всю нашу Русь, убогую и обильную.

Получилась настоящая энциклопедия русской жизни. После спектакля уходишь с тяжелом сердцем, но все-таки с каким-то щемящим чувством и ощущением, что все это не просто так. Получается, как по Шевчуку, про нашу родину, пусть кричат — уродина, а она нам нравится, хоть и не красавица.