Тема любви в произведениях А.И Куприна.
Любовь…Когда-нибудь это чувство приходит к каждому. Наверное, нет такого человека, который бы никогда не любил. Не любил мать или от-
ца, женщину или мужчину, своего ребёнка или друга. Любовь способна
воскрешать, делать людей более добрыми, душевными и гуманными. Без
любви не было бы жизни, ибо сама жизнь есть любовь. Именно это все-
поглощающее чувство вдохновляло А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,
Л.Н. Толстого, А.А. Блока, и вообще, всех великих писателей и поэтов.
Лёгкий взмах гусиного пера и на листках появлялись такие замечательные
стихи и произведения, как «Я вас любил …» , «Анна Каренина» , «Они лю-
били друг друга так долго и нежно …» .
20 век подарил нам А. И. Куприна – писателя, в творчестве которого те-
ма любви занимала одно из самых важнейших мест. Я особо восхища-
юсь этим человеком – открытым, мужественным, прямодушным, благород-
ным. Большинство рассказов Куприна – гимн чистой, идеальной, возвы-
шенной любви, о которой он писал на протяжении всей своей жизни.
Писатель остро чувствововал потребность в «героических сюжетах» , в са-моотверженных, самокритичных героях.В результате под пером Александра
Ивановича родились замечательнейшие произведения: «Гранатовый браслет» ,
«Олеся» , «Суламифь» и многие другие.
Рассказ «Олеся» был написан в 1898 году и вошёл в цикл полесских произведений. Помимо темы любви А.И Куприн затрагивает в рассказе не
менее важную тему взаимодействия цивилизованного и природного миров.
С самых первых страниц произведения мы попадаем в глухую деревуш-
ку Волынской губернии, на окраину Полесья. Именно сюда судьба забро-
сила Ивана Тимофеевича – грамотного, интеллигентного человека. Из его уст мы узнаём о диких нравах перебродских крестьян. Эти люди безгра-
мотны, неотёсаны, необщительны. По всему видно, что они ещё не полнос-
тью избавились от привычек польского крепостничества.
Иван Тимофеевич страшно скучает в этом месте, где нескем поговорить,
где совершенно нечем заняться. Вот почему так сильно взволновал его
рассказ Ярмолы о старой ведьме. Молодой человек жаждет приключений,
он хочет хотя бы на некоторое время отвлечься от повседневной рутины
деревенской жизни.
Во время очередной охоты Иван Тимофеевич неожиданно натыкается на
старую избушку, где и происходит его первая встреча с Олесей – внучкой
местной колдуньи Мануйлихи. Олеся завораживает своей красотой. Не кра-
сотой светской дамы, а красотой дикой лани, живущей на лоне природы.
Но не только внешность этой девушки привлекает Ивана Тимофеевича.Мо-
лодой человек восхищён самоуверенностью, гордостью, дерзостью,с кото-
рой держит себя Олеся. Именно поэтому он решается на повторный визит
к Мануйлихе. Сама Олеся тоже заинтересована нежданным гостем. Вы-
росшая в лесу, она мало общалась с людьми, привыкла относиться к ним
с большой осторожностью.Но Иван Тимофеевич подкупает девушку своей
непринуждённостью, добротой, интеллигентностью. Олеся очень рада, ког-
да молодой гость приходит навестить её снова. Именно она,гадая по руке,
характеризует нам главного героя как человека «хотя и доброго, но только
слабого” ,признаётся, что доброта его “ не сердечная”. Сердце у него “хо-
лодное, ленивое” , и тем, кто “будут его любить” , принесёт он, хотя и не-
вольно, “много зла”.Таким образом, со слов юной гадалки, молодой чело-
век предстаёт перед нами как эгоист, неспособный к глубоким душевным переживаниям. Но несмотря ни на что, Олеся и Иван Тимофеевич влюбляются друг в друга и полностью отдаются этому чувству.
Любовь Олеси делает явной её чуткую деликатность, особенный врож-
дённыё ум, наблюдательность и такт, её инстинктивные знания тайн жиз-
ни. Кроме того, её любовь открывает огромную силу страсти и самоот-
вержения, обнаруживает в ней великий человеческий талант понимания и
великодушия. Олеся готова отказаться от своего чувства, стерпеть страда-
ния и муки ради своего любимого и единственного. На фоне всех людей,
окружающих главную героиню, её фигура выглядит возвышенно и делает
блеклыми окружающих. Образы полесских крестьян становятся тусклыми,
духовно порабощёнными, злобными,безрассудно жестокими. В них нет ни
широты ума, ни щедрости сердца.А Олеся готова на всё ради своей люб-
ви: пойти в церковь, вытерпеть издёвки местных жителей, найти в себе
силы уйти, оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус,как сим-
вол вечной любви и преданности.Для Куприна образ Олеси является иде-
алом возвышенной, исключительной личности.Эта девушка – открытая, са-
моотверженная, глубокая натура, смысл её жизни составляет любовь. Она
поднимает её над уровнем обычных людей, она дарит ей счастье, но она
же делает Олесю беззащитной и ведёт к гибели.
Проигрывает от соседства с Олесей и фигура Ивана Тимофеевича. Его
любовь обыкновенна, порой даже похожа на увлечение.Молодой человек в
глубине души понимает, что его возлюбленная никогда не сможет жить вне природы. Он не представляет Олесю в светском платье и всё же пред-
лагает ей свою руку и сердце, подразумевая, что она будет жить с ним в
городе. Иван Тимофеевич даже не допускает мысли о том,чтобы ради сво-
ей любви отказаться от положения в обществе и остаться жить вместе с
Олесей в лесу. Он полностью смиряется с тем, что произошло и не соби-
рается бороться за свою любовь, бросать вызов сложившейся ситуации.Я
считаю, что если бы Иван Тимофеевич по-настоящему любил Олесю, то он
обязательно бы разыскал её , попытался бы изменить свою жизнь, но он, к
сожалению, так и не понял,какая любовь прошла мимо него.
Тема взаимной и счастливой любви затрагивается А. И. Куприным и в рассказе “Суламифь” . Любовь царя Соломона и бедной девушки Суламифь с виноградника крепка как смерть, а сами любящие выше царей и цариц.
Но писатель убивает девушку, оставляя Соломона одного, потому что, по
мнению Куприна, любовь-это миг, который освещает духовную ценность
человеческой личности, пробуждает в ней всё самое лучшее.
В одном из известнейших произведений писателя “Гранатовый браслет” звучит тема безответной любви как великого дара,который преображает человеческую ду-
шу. Княгиня Вера Шеина была строгой, независимой, любезной и “царственно
спокойной “ женщиной, любившей своего мужа. Но идиллия в доме была разру-
шена после появления подарка с письмом от “Г.С.Ж” . Вместе с посланием в дом
князей Шеиных вошла бесксрыстная, самоотверженная, не ждущая награды лю-
бовь:любовь-тайна, любовь – трагедия.Весь смысл жизни Желткова – отправителя послания, был в том, чтобы любить Веру Николаевну, не требуя за это ничего
взамен, восхвалять свою возлюбленную от чистого сердца, произнося слова: “Да
святится имя твоё “.Неясная тревога княгини Веры после получения подарка от
Желткова переросла в горечь утраты чего-то высокого и прекрасного при послед
ней последней встрече с уже мёртвым обажателем: “В эту секунду она поняла,
что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё” . И Вера Николаевна плакала, слушая Вторую сонату Бетховена, зная, что любила. Люби-
ла всего лишь одно мгновение,но навеки.
В своих рассказах А.И. Куприн показал нам искреннюю, преданную,бескорыст-
ную любовь.Любовь, о которой мечтает каждый человек.Любовь, во имя которой
можно пожертвовать чем угодно,даже жизнью. Любовь, которая переживёт тыся-
челетия, одолеет зло, сделает мир прекрасным, а людей добрыми и счастливыми.

Особое место в творчестве занимает тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся». Писатель подарил нам три повести, объединенных этой прекрасной темой, - «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь».

Разные грани этого чувства показал Куприн в каждом из своих произведений, но неизменно одно: любовь освещает необычайным светом жизнь его героев, становится самым ярким, неповторимым событием жизни, подарком судьбы. Именно в любви раскрываются лучшие черты его героев.

Судьба забросила героя повести «Олеся» в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья. Иван Тимофеевич - писатель. Он человек образованный, умный, любознательный. Ему интересны люди, с их обычаями и традициями, интересны легенды и песни края. Он ехал в Полесье с намерением пополнить свой жизненный опыт новыми наблюдениями, полезными для писателя: «Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры», - думал он, сидя в вагоне.

Жизнь преподнесла Ивану Тимофеевичу неожиданный подарок: в полесской глуши он встретил замечательную девушку и свою настоящую любовь.

Олеся вместе с бабкой Мануйлихой живет в лесу, подальше от людей, которые когда-то изгнали их из села, подозревая в колдовстве. Иван Тимофеевич человек просвещенный и, в отличие от темных полесских крестьян, понимает, что Олесе и Мануйлихе просто «доступны некоторые инстинктивные знания, добытые случайным опытом».

Иван Тимофеевич влюбляется в Олесю. Но он человек своего времени, своего круга. Упрекая Олесю в суеверии, Иван Тимофеевич сам не в меньшей степени находится во власти предрассудков и правил, по которым жили люди его круга. Он не смел себе даже представить, как будет выглядеть Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами его сослуживцев, Олеся, вырванная из «очаровательной рамки старого леса».

Рядом с Олесей он выглядит человеком слабым, несвободным, «человеком с ленивым сердцем», которое не принесет никому счастья. «Радостей вам в жизни больших не будет, но будет много скуки и тяготы», - предсказывает ему по картам Олеся. Иван Тимофеевич не смог уберечь от беды Олесю, которая, стремясь сделать приятное любимому, отправилась в церковь вопреки своим убеждениям, несмотря на страх перед ненавистью местных обывателей.

В Олесе есть смелость и решительность, которой не хватает нашему герою, в ней есть способность на поступок. Ей чужды мелочные расчеты и опасения, когда речь идет о чувстве: «Пусть будет, что будет, а я своей радости никому не отдам».

Преследуемая и гонимая суеверными крестьянами, Олеся уходит, оставив на память Ивану Тимофеевичу нитку «коралловых» бус. Она знает, что для него скоро «все пройдет, все изгладится», и он без горя, легко и радостно вспомнит ее любовь.

Повесть «Олеся» вносит новые штрихи в бесконечную тему любви. Здесь любовь у Куприна не только величайший дар, от которого грешно отказаться. Читая повесть, мы понимаем, что это чувство немыслимо без естественности и свободы, без смелой решительности защищать свое чувство, без умения жертвовать во имя тех, кого любишь. Поэтому Куприн остается интереснейшим, умным и деликатным собеседником для читателей всех времен.

1. Образ Олеси, особенные черты ее характера.
2. Чувство, возникшее у Ивана Тимофеевича к Олесе.
3. Жертвенность и решительность девушки из Полесья.

... Значит, не хочет судьба нашего с тобой счастья... А если бы не это, разве, ты думаешь, я чего-нибудь испугалась бы?
А. И. Куприн

Олеся — рослая двадцатичетырехлетняя девушка из Полесья Волынской губернии сразу поразила рассказчика, Ивана Тимофеевича, своей необыкновенностью, неотразимостью, прирожденной природной красотой и естеством. Она была намного прекраснее местных девчат, потому что не прятала своей красы: «Высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом». Внучка колдуньи Мануйлихи жила вместе с бабушкой в лесной избушке и была очень внимательна к окружающей ее природе. Более того, Олеся была неотъемлемой частью этой живой, почти первозданной, не испорченной пагубной человеческой деятельностью, природы. В их с бабушкой хате жили скворцы и зяблики. Олеся ненавидела сам вид ружья, потому что знала: с его помощью люди убивают беззащитных животных и птиц: «Зачем бить пташек или вот зайцев тоже? Никому они худого не делают, а жить им хочется так же, как и нам с вами. Я их люблю: они маленькие, глупые такие...». У Олеси были уверенность в своих силах, независимость и неподдельное чувство собственного достоинства, некоторое благородство и «врожденная изящная умеренность». Девушка, выросшая в лесу и редко выходившая в деревню для того, чтобы купить мыло и чаю, обладала живым, гибким и проницательным умом. Несмотря на некоторую наивность и необразованность, у Олеси была превосходная врожденная интуиция и некоторые сверхъестественные способности потомственной целительницы и ведьмы. И особенно Ивана Тимофеевича привлекала в Олесе «ее цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины».

Весной, когда главный герой произведения ощущал «грусть, исполненную беспокойных ожиданий и смутных предчувствий», познакомился с Олесей, Они стали вместе проводить вечерние часы, много разговаривая на разные темы. Постепенно это все переросло в особенную привязанность. Впервые Иван ощущает любовное чувство к Олесе перед своей болезнью, когда девушка словно охладела к нему: «Я еще не думал о любви, но я уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительно грустных ощущений. Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, — все мои мысли были заняты образом Олеси, все мое существо стремилось к ней, каждое воспоминание об ее иной раз самых ничтожных словах, об ее жестах и улыбках сжимало с тихой и сладкой болью мое сердце». Полумесячная разлука еще больше разожгла любовь Ивана Тимофеевича к молодой жительнице леса и, к счастью, чувство его оказалось взаимным. И до середины июня влюбленные наслаждались «наивной, очаровательной сказкой своей любви». Но что Иван сделал для того, чтобы удержать это счастье, чтобы стать для любимой защитником и надежной опорой на всю жизнь? Он задумывался о том, чтобы жениться на Олесе, но у крепкого образованного мужчины все не хватало решительности рассказать возлюбленной о том, что скоро ему надо уезжать. Молодой лесной жительнице приходится догадками вызнавать эту печальную весть у Ивана Тимофеевича. И он, делая ей предложение, выражает свое согласие на предложение Олеси пойти в церковь. Почему-то Иван мало задумывается о том, будет ли это «что-то очень Для него приятное» также радостно и для самой девушки? Будет ли это безопасно для молодой колдуньи? К сожалению, Иван Тимофеевич не придает особого значения беспокойству своего внутреннего голоса, не спасает любимую от рокового шага и, в результате, теряет ее.

Внутренние переживания Олеси не описываются на страницах повести, но ее любовь видна нам через ее слова, выражения лица, жесты, поступки. Лесная девушка более сильная, бесстрашная и решительная, чем ее возлюбленный. Ведь с самого начала, уже после гадания на картах, она точно знала, что эта любовь принесет ей беду. Узнала, что Иван — «человек хотя и добрый, но только слабый». Но она не могла отказаться от своего счастья, ни от счастья любимого Вани. И, вообще, Олеся верила в то, что судьбы не избежать. Ее смелость и независимость выражаются не только в гордом заявлении бабушке Мануйлихе «Мое дело, мой и ответ», но и в других ее поступках. Именно она, Олеся, склоняет Ивана Тимофеевича к близким отношениям, говоря на его опасения: «Сегодня наш день, и никто у нас его не отнимет...». Иногда возникает ощущение, что Олеся отдала всю себя, все лучшее, что в ней есть своему возлюбленному. И сам Иван Тимофеевич чувствует ее высокую самоотдачу: «...И как много я читал в больших темных глазах Олеси: и волнение встречи, и упрек за мое долгое отсутствие, и горячее признание в любви... Я почувствовал, что вместе с этим взглядом Олеся отдает мне радостно, без всяких условий и колебаний, все свое существо». Но не все было гладко в разговорах молодой лесной ведьмы и Ивана: у них возникали противоречия по поводу религии. Ваня был верующим христианином, а Олеся чувствовала, что и ей, и ее бабушкой, и ее матерью всегда руководили темные силы, дьявол. Почувствовав горечь предстоящей разлуки, девушка самоотверженно решила сделать любимому приятное и сходить ради него в церковь. Она не услышала от любимого ни слов предостережения, ни сопротивления. Наоборот, Иван поддержал это столь опасное для молодой ведьмы намерение словами: «Женщина должна быть набожна без рассуждений. В той простой и нежной доверчивости, с которой она отдает себя под защиту Бога, я всегда чувствую что-то трогательное, женственное и прекрасное». Знала ли Олеся на что идет? Скорее всего да.. Но она, в отличие от Ивана Тимофеевича, умела жертвовать собой ради любимого человека. И всю вину, всю ответственность за страшные последствия этого шага она взяла на себя. Значит, Олеся по-настоящему сильная, волевая и независимая женщина. Молодой ведьме жаль, что у нее нет ребенка от любимого, но, превозмогая физическую и душевную боль, она сама становится инициатором окончательной разлуки с Иваном. В конце концов Олеся счастлива, что сумела доставить радость любви Ивану Тимофеевичу.

В качестве эпиграфа к своему сочинению я взял цитату российского писателя Константина Семёновича Мелихана. Мужчина заставляет нас задуматься. Первая часть цитаты очевидна и понятна, я думаю, каждому, вторая же говорит о том, что для любви нужно изменять себя изнутри. Люди зачастую стремятся «реформировать» кого угодно, но только не себя. Особенно в браке. Стремясь изменить человека, можно лишить его личности, в которую вы влюбились.

Многие говорят, что брак-это работа в первую очередь над собой. Я согласен с данной фразой. За любовь нужно бороться.

Вспомним самый знаменитый роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Автор знакомит нас со множеством непохожих друг на друга героев. Рассмотрим таких персонажей, как Пьер Безухов и Наташа Ростова. Данные герои выделяются своей непохожестью с окружающим их обществом. В начале произведения Пьер предстаёт перед нами в образе «большого ребёнка». Но по мере развития сюжета произведения мы можем наблюдать нравственное взросление героя. Наташа в начале романа предстаёт перед нами тринадцатилетней искренней активной девочкой, но жизненные трудности «закаливают» её характер.

Большие изменения людей повлекли за собою большую любовь. Пьер Безухов и Наташа Ростова, пожалуй, самая прекрасная пара в русской литературе.

Александр Иванович Куприн в повести «Олеся» тоже рассуждает над темой верности и измены. Главным героем произведения является Иван Тимофеевич. Молодой барин знакомится с Олесей и влюбляется в неё. Девушка оказывается внучкой ведьмы, что негативно сказывается на её репутации. Спустя некоторое время Иван предлагает Олесе переехать в город и выйти за него замуж, но та отказывается, так как, будучи язычницей, не может венчаться в церкви. Вскоре Иван узнаёт о том, что девушка пыталась изменить свою веру, но ничего хорошего не вышло. Хотелось бы разобрать данный эпизод более подробно. Олеся поверила Ивану и была готова изменить свою веру ради него. Молодой барин же не готов на решительные поступки. Его поведение можно назвать эгоистичным. Как гласит пословица: «Один в поле не воин».

Таким образом на основании вышеизложенного я хочу сделать вывод. Русский писатель Константин Семёнович Мелихан, безусловно, прав, говоря о том, что для любви нужно изменяться, причём как мужчине, так и женщине. В литературе множество примеров, которые подтверждают его слова. Нужно стараться менять себя самого, нежели кого-то другого.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-10-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тема любви основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.

А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания быть вместе с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на смутных влечениях, но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: Доброта ваша не хорошая, не сердечная. И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ дочери лесов. Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.