Викторина по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"


Правила викторины 1)Участники делятся на три группы. Каждой команде необходимо выбрать капитана, который будет отвечать. 2)Время на размышление ответа около одной минуты. Баллы даются лишь той команде, которая первая даст правильный ответ. 3)За правильный ответ заданий в первой части (слайд3 и 4)даются по одному баллу. За правильный ответ заданий во второй части (слайд 5 и 6) даются два балла. За правильный ответ заданий третьей части (слайд 7,8,9,10 и 11) даются три балла. 4)В процессе игры запрещается выкрикивать ответы с места и использовать текст произведения.


Блиц-опрос 1.Имя отца Гринева? (Андрей Петрович) 2.Выучился Петруша грамоте на … (двенадцатом году) 3.В Марье Ивановне « я нашел …» (благоразумную и чувствительную девушку) 4.Швабрин сказал Гриневу: « Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серег) 5.Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: « А почему ты об ней такого мнения?» (« Знаю по опыту ее нрав и обычай»)


Знаете ли вы героев произведения? 1.«Ротмистр гусарского полка, находившийся в Симбирске при приеме рекрут.» (Иван Иванович Зурин) 2.«Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым; разговор его остер и занимателен.» (Швабрин)


Знаете ли вы героев произведения? 3.«Добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности; главной его слабостью была страсть к прекрасному полу; он был врагом бутылки.» (мосье Бопре) 4.«Слуга, приставленный Петру Гриневу.» (Савельич) 5.«Строгий, сердитый старик, не знающий ничего, кроме своей службы, и готовый за всякую безделицу сажать Петра Гринева под арест на хлеб и воду (по представлению Петра).» (капитан Миронов)


Дополните предложение 1.«Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не …». (шаматон) 2.«Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь к Савельичу, который был и денег, и белья, и дел моих …, приказал отдать мальчику сто рублей.» (рачитель)


Дополните предложение 3.«Время ненадежно: ветер слегка подымается; - вишь, как он сметает ….» (порошу) 4.«Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и … Емельян Пугачев собрал злодейскую шайку.» (раскольник) 5.«Бог милостив: солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачеву. …» (Господь не выдаст, свинья не съест)




Вспомните, откуда взят данный эпиграф? 3.«Сторона ль ты моя, сторонушка, Сторона моя незнакомая.» (Старинная песня) 4.«Мирская молва – Морская волна.» (Пословица) 5.«Меж тем Российский царь, заняв луга и горы, С вершины, как орел, бросал ко граду взоры.» (Херасков)


Фото-вопрос Какой эпизод изображен на картинке? С.Герасимов "Поединок" (иллюстрация к "Капитанской дочке") А.Иткин "Я упал и лишился чувств"


Как вы понимаете значение эпиграфа? 1.7 глава «Приступ» 2.12 глава «Сирота» 3.14 глава «Суд» (Мирская, то есть мира людей. В этом мире – ничему не верящие судьи, которым Гринев не может рассказать всю правду, хотя он рассказывает ее Пугачеву, и тот верит; в этом мире и императрица, уверенная, что Гринев – безнравственный, вредный негодяй.) (Отношением к беззащитному оценивает Пушкин человека. Швабрин, пользуясь беззащитностью Маши, держит ее под замком. Гринев – защищает, Пугачев – берет под покровительство.) (Храбрый, скромный, честный капитан Миронов не выслужил ни почета, богатства у начальников, ни сострадания у казаков. Это сострадание - Пушкина – звучит в эпиграфе, народной песне. Учит видеть человека за должностью и мундиром.)

Тест по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Уважаемые ученики! Будьте внимательны! На вопросы может быть один или несколько правильных ответов!

Глава №1 "Сержант гвардии"

1. Назовите отца главного героя.

А) Петр Андреевич Гринёв Б) Андрей Петрович Гринёв В) Алексей Андреевич Гринёв

2. Назовите воинское звание отца.

А) генерал-майор Б) подполковник В) премьер-майор

3. Назовите главного героя романа.

А) Пётр Андреевич Гринёв Б) Григорий Петрович Гринёв В) Пётр Алексеевич Гринёв

4. Сколько детей было в семье Гринёвых?

А)12Б) 14В) 9

5. В какой полк был записан главный герой?

А) ПреображенскийБ) Семёновский

6. Чему научил главного героя Савельич?

А) математикеБ) рассказал о борзом кабелеВ) русской грамоте

7. Кто стал следующим учителем главного героя?

А) немец ПаульБ) француз БопреВ) англичанин Пьер

8. Кем он был у себя на родине?

А) продавцомБ) дворникомВ) парикмахером

9. Какие склонности были у учителя?

А) любил петьБ) любил выпитьВ) волочился за женщинами

10. Чему научил новый учитель мальчика?

А) говорить по-французскиБ) ничемуВ) говорить по-немецки

11. Чему научил мальчик учителя?

А) танцевать русские танцыБ) скакать на лошадиВ) болтать по-русски

12. За что был изгнан учитель?

А) за воровство

Б) за пьянство

В) за соблазнение прачки Палашки и коровницы Акульки

13. Кого в те времена называли недорослем?

А) молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия

Б) людей не способных к обучению

В) людей маленького роста

14. Сколько лет было главному герою?

А) 15Б) 16В) 17

15. Какое важное решение принял отец после неудачного обучения своего сына?

А) отправить его в городскую гимназию

Б) отправить его в Москву к родственникам

В) отправить его на военную службу

16. Как сын отреагировал на решение отца?

А) разревелсяБ) обрадовалсяВ) замкнулся в себе

17. В какой город отправили героя?

А) в МосквуБ) в ПетербургВ) в Оренбург

18. Какой пословицей проводил отец сына из родительского дома?

А) жить - Родине служитьБ) береги платье снову, а честь смолоду

В) без труда не вынешь и рыбку из пруда

19. С кем он познакомился в трактире города Симбирска?

А) Василием Петровичем Зверевым

Б) Николаем Ивановичем Зориным

В) Иваном Ивановичем Зуриным

20. Сколько денег он проиграл ротмистру?

А) 50 рублейБ) 75 рублейВ) 100 рублей

21. Какие плохие поступки еще совершил герой?

А) напилсяБ) подрался В) оскорбил участников игры?

22. Какие поучительные слова сказал ему Савельич?

А) пить - себе вредить

Б) пьянство до добра не доведет

В) человек пьющий, ни на что не годится

Ответы к тесту по главе №1

1. Б, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б, 6. Б, 7. Б, 8. В, 9. Б, В. 10. Б, 11. В,

12. Б, В, 13. А, 14. В, 15. В, 16. Б, 17. В, 18. В, 19. В, 20. В, 21. А, 22. В

Критерий оценивания

«5» 20-22 балла

«4» - 17 - 19

«3»- 12- 16

«2» - 11 и менее

Тест по главе №7 «Приступ»

1. Какие чувства одолевали П. А. Гринёва?

А) страх перед будущим;

Б) нетерпеливое ожидание опасностей;

В) сладостные надежды на отношения с Машей;

Г) чувство благодарного честолюбия.

2. Чем была окружена крепость?

А) валом - возвышением, образованным природой;

Б) частоколом;

В) глубоким, залитым водой рвом.

3. С каким донесением прибыл капрал к П. А. Гринёву?

А) что около крепости разъезжают неведомые люди;

Б) о том, что Пугачёв вошёл в крепость;

В) о том, что войско Пугачёва начало приступ соседней крепости.

4. Кто были эти люди?

А) казаки;

Б) татары;

В) русские;

Г) башкиры, которых легко можно было распознать по рысьим шапкам и по колчанам;

5. Каким было войско Пугачёва?

А) небольшая шайка вооружённых людей;

Б) конные толпы и вся степь, усеянная множеством людей;

В) сотня людей, вооружённая луками и стрелами.

6. Как произошёл захват крепости?

А) гарнизон во главе с Иваном Кузьмичом дрались отчаянно, бой шёл долгий и кровопролитный;

Б) войско Пугачёва без единого выстрела захватило крепость;

В) гарнизон солдат не тронулся с места, за крепостным валом оказались только комендант Иван Игнатьич и Гринёв, мятежники ворвались в крепость, гарнизон бросил ружья.

7. Как вели себя жители крепости?

А) встречали мятежников хлебом и солью;

Б) попрятались по домам, на улицах не было ни души;

В) оборонялись, кто, чем мог;

8. Как погиб комендант крепости?

А) просил о пощаде, но был расстрелян;

Б) сначала был ранен в голову, назван Пугачёвым вором и самозванцем, затем был повешен;В) был убит в бою.

9. Кто спас Петра Андреевича Гринёва?

А) Савельич просил помиловать барского дитя;

Б) Пугачёву стало жалко молодого офицера;

В) Швабрин назвал Гринёва своим другом и просил его помиловать.

10. Как поступил Алексей Иванович Швабрин?

А) до последнего был со своим гарнизоном, не присягнул на верность Пугачёву;

Б) где-то спрятался, никто не знал где он;

В) перешёл на сторону мятежников, был острижен в кружок, одет в казацкий кафтан.

11. Как мятежники расправились с Василисой Егоровной?

А) вытащили на крыльцо растрёпанную и раздетую донага, молодой казак зарубил её саблей;

Б) была повешена;

В) была расстреляна.

Ответы по 7-ой главе

1. Б, В, Г, 2. А, Б, 3. А, 4. Г, 5. Б, 6. В, 7. А, 8. Б, 9. А, 10. В, 11. А, 12. А

Критерий оценивания

«5» -11 -12

«4» -9-10

«3» - 7 - 8

«2» - 6 и менее

Тест по главе №14 "СУД"

1. Как решил вести себя П. А. Гринев перед судом?

А) ничего не объяснять, так как все равно не поверят;Б) объявить сущую правду;

В) отрицать свое знакомство с Пугачевым.

2. В какой город привезли П. А. Гринева?

А) КазаньБ) ОренбургВ) Петербург

3. Кто оказался «главным доносителем»?

А) А. И. Швабрин;Б) И. И. Зурин;В) Архип Савельич.

4. Какие изменения произошли во внешности «доносителя»?

А) был чисто выбрит, одет в новый мундир;Б) был ужасно худ и бледен;

В) побрит наголо, одет в лохмотья, на лице огромные кровоподтеки;

Г) волосы, недавно черные, как смоль, совершенно поседели, длинная борода была всклокочена.

5. В чем обвинил А. И. Швабрин Гринева?

А) в том, что П. А. Гринев был шпионом,засланным в Оренбург;

Б) в том, что он разрушил его жизнь, разлучив его с Машей;

В) в том, что помогал Е. Пугачеву губить своих товарищей;

Г) в том, что П. А. Гринев выдал Пугачеву Машу Миронову - капитанскую дочку;

Д) в том, что П. А. Гринев передавал письменные известия Е. Пугачеву о всех событиях происходивших в осажденном Оренбурге.

6. Как родители П. А. Гринева приняли Машу?

А) радушно, искренно привязались, полюбили ее;Б) сдержанно, молчаливо;

В) грубо, всячески показывая ей, что она здесь лишняя.

7. Какой приговор был вынесен П. А. Гриневу государыней?

А) казнить;Б) оправдать;В) сослать в отдаленный край Сибири на вечное поселение.

8. Что решает делать Маша?

А) ехать в Петербург, попытаться спасти Петра Андреевича;

Б) уехать в Белогорскую крепость, чтобы не быть обузой для родителей Петра Андреевича;

В) уехать в Москву к дальним родственникам, надеясь там найти приют и успокоение.

9. Как выглядела женщина, которую Маша встретила в саду утром?

А) молодая, в ярко-красном наряде, роскошной розовой шляпе;

Б) дама лет сорока, в белом платье, ночном чепце, душегрейке; лицо полное и румяное, а голубыеглаза и легкая улыбка имели прелесть необыкновенную;

В) пожилая женщина, с дряблым морщинистым лицом, колкими, злыми глазами; неопрятно одетая.

10. Почему императрица решила остаться неузнанной?

А) чтобы узнать всю правду от Маши о П. А. Гриневе;

Б) стеснялась своего утреннего наряда;

В) не сочла нужным представляться простой девушке.

11. Какое решение приняла императрица?

А) не менять своего решения, привести приговор в исполнение;

Б) признать невиновность жениха Маши;

В) решила оставить Гринева при царском дворе.

12. Как была решена судьба Маши?

А) императрица пообещала побеспокоиться о ее состоянии, за заслуги ее отца - капитана Миронова;

Б) императрица предложила ей остаться при царском дворе;

В) императрица предложила уехать в Белогорскую крепость и забыть о Гриневе.

13. Чем закончилась повесть «Капитанская дочка»?

А) П. А. Гринев женился на Марье Ивановне; потомство их благоденствует в Симбирской губернии;

Б) П. А. Гринев уехал в неизвестном направлении, никому ничего не сказав;

В) П. А. Гринев и Маша решили расстаться, так как все пережитое будет мешать им стать счастливыми.

14. Как решилась судьба Е. Пугачева?

А) был убит в бою;

Б) был казнен, голова мертвая и окровавленная была показана народу;

В) странным образом бежал из-под стражи, большеникто, никогда его не видел.

Ответы по 14-ой главе.

1. Б, 2. А, 3. А, 4. Г, Б, 5. А, Д, 6. А, 7. А, 8. А, 9. Б, 10. А, 11. Б, 12. А,

13. А, 14. Б

Критерий оценивания

«5» - 14- 13

«4» - 11-12

«3» - 8 - 10

Тест по главе №12 " СИРОТА"

1. Как вел себя Швабрин при встрече с Пугачевым и Гриневым?

А) помог Пугачеву вылезти из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие;

Б) услышав колокольчик приближающейся кибитки, спрятался, боясь показаться Пугачеву на глаза;

В) увидев Гринева, смутился, но вскоре оправился, протянул ему руку;Г) упал на колени и стал просить у Пугачева, пощадить его.

2. Какой увидел Машу Гринев?

А) избитая она лежала в чулане, одежда была изодрана в клочья;

Б) на полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами;

В) Маша сидела на кровати в своей комнате, в красивом ярком платье, но с очень грустными глазами.

3. Из-за чего омрачился Пугачев по поводу дальнейшей судьбы Гринева и Маши?

А) Швабрин сообщил ему, что П. А. Гринев его обманывает в том, что Маша не племянница здешнего попа, а дочь капитана Миронова;

Б) потому что Маша при виде его упала без чувств;

В) оттого что в Белогорской крепости царил беспорядок, пьянство.

4. Какое решение принял Пугачев по поводу дальнейшей судьбы Гриневаи Маши?

А) приказал Швабрину держать их под караулом до его возвращения;Б)приказал ехать с ним служить ему верой и правдой; В) отпустил их и пожелал им совета да любви.

5. У П. А. Гринева появилось огромное желание: А) уехать с Пугачевым в его войско в знак благодарности за его сочувствие к нему и Маше;

Б) пламенно желал вырвать Пугачева из среды злодеев, которыми он руководил и спасти его грешную душу;

В) расстаться с этим ужасным человеком и больше никогда не встречать его на своем жизненном пути.

Ответы по 12-ой главе

1. А, В, 2. Б, 3. А, 4. В, 5. Б

Критерий оценивания

«5» - 6

«4» - 5

«3» - 4

«2» - 3 и менее

Описание презентации Вопросы на знание текста романа А. С. Пушкина по слайдам

Тест № 1 по 1 главе «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке» ? 2. В каком веке происходит действие романа «Капитанская дочка» ? 3. По какой причине учитель Петруши Гринева, мосье Бопре, был выгнан отцом мальчика? 4. Что обычно любил читать отец Петра Гринева? 5. Из какого предмета, необходимого для учения, Петруша Гринёв соорудил летающего змея? 6. Сколько лет было Гриневу, когда отец решил отдать «его в службу» ? 7. Как представлял себе службу Гринев? 8. Куда отправил служить Петра его отец? 9. Какое самое главное напутствие сказал отец сыну Петру перед расставанием? 10. Чей это портрет: «Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и трубкой в зубах» ? 11. Где, кому, сколько денег проиграл Гринев по пути на службу?

Тест № 2 по 2 -5 главам «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Коротко опишите события 2 главы, связанные с бураном. o Что помогло спастись? o Чем Гринев отблагодарил за услугу? 2. Как поначалу складывается жизнь и служба Гринева в Белогорской крепости (круг общения, симпатии и антапатии)? 3. Как относились к Гриневу в доме коменданта крепости? 4. Как относились к Швабрину в доме капитана Миронова? 5. В чем причина поединка Гринева и Швабрина? 6. Чем он закончился? Как ведут себя соперники в бою? 7. О чем Гринев просил родителей в своем письме после дуэли? 8. Что написал Гриневу отец в ответ на его просьбу? 9. В чем Гринев-старший обвинил Савельича в письме к нему? Каков был тон письма? 10. В чем подозревает Гринев Швабрина? 11. Чем заканчивается 5 глава? 12. Каково настроение Гринева в конце главы, с чем это связано?

Тест № 3 по 6 главе «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Что послужило причиной военного совещания в доме коменданта? 2. Куда и под каким предлогом Иван Кузмич отправил жену, чтобы провести совещание? 3. Кого Василиса Егоровна сумела расспросить о Пугачеве? 4. Кому Василиса Егоровна по секрету рассказала о возможном нападении Пугачева? 5. Что сообщил урядник, вернувшись из разведки? 6. Как он повел себя дальше? 7. Чьи это слова? «Каков мошенник! Что смеет еще нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамена! Ах он собачий сын! Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись? Неужто нашлись такие командиры, которые послушались разбойника? » 8. Чей это портрет? «… У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен…» 9. «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания; об этом и говорить нечего. Но надобно подумать о безопасности женщин. Отправьте их в Оренбург, если дорога еще свободна, или в отдаленную, более надежную крепость, куда злодеи не успели бы достигнуть, «- предложил Петр Андреевич. Какое решение было принято в отношении Василисы Егоровны и Марии Ивановны?

Тест № 4 по 7 главе «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Как ведет себя Иван Кузмич во время осады крепости? 2. А гарнизон? 3. Как встретили Пугачева местные жители? 4. Каким мы видим Швабрина? 5. Какова судьба коменданта? Ивана Игнатьича? Василисы Егоровны? 6. Поцеловал ли Гринев руку Пугачеву? 7. Что спасло Гринева от виселицы? 8. «Отец родной!. . Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради, вели повесить хоть меня старика!» Чьи это слова? 9. «Его благородие знать одурел от радости. Подымите его!» Чьи это слова?

Тест № 5 по 8 — 10 главам «Капитанской дочки» А. С. Пушкина Вопросы на знание текста 8, 9 глав 1. Что сообщила Гриневу попадья Акулина Памфиловна? 2. Какие «царские знаки» Пугачева перечисляет казак в разговоре с Гриневым? 3. Кого назначает Пугачев комендантом Белогорской крепости? Вопросы на знание текста 10 главы 4. Что решалось на военном совете в Оренбурге. Какое решение было принято? 5. Кто решал этот важный вопрос? Прокомментируйте событие. 6. С кем встретился Гринев во время очередной вылазки? Что было передано Гриневу? 7. Что сообщала в своем письме М. И. ? 8. Что услышал Гринев от генерала в ответ на свою отчаянную просьбу?

Тест № 6 по 11 главе «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Как зовут наперсников Пугачева? 2. Признался ли Гринев Пугачеву о цели своей поездки? 3. Чей это портрет? «Один из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку. » 4. Чей это портрет? «Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках…» 5. На чем настаивает Белобородов в отношении Гринева? 6. В чем смысл калмыцкой сказки? Кто её рассказал?

Тест № 7 по 12 -14 главам «Капитанской дочки» А. С. Пушкина 1. Что думает Гринев о Пугачеве в момент расставания с ним? 2. С кем вновь сводит Гринева судьба на пути из Белогорской крепости? 3. Под чьим началом продолжает воевать Гринев после освобождения М. И. из рук Швабрина? 4. Куда намеревался ехать Гринев в день, когда его арестовали? 5. В чем, по его мнению, заключалась причина ареста? 6. В чем на самом деле обвиняли Гринева? 7. Какой приговор был вынесен Гриневу? 8. Чей донос стал причиной ареста Гринева? 9. Каким и где Гринев в последний раз видел Швабрина? 10. Кто сопровождал М. И. в поездке в Петербург? 11. Где встретилась М. И. с императрицей? 12. Где и при каких обстоятельствах Гринев видел Пугачева в последний раз?

Тематическая викторина по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"ТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.С.
ПУШКИНА
"КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА"

Викторина включает в себя 5 туров:
1) блиц-опрос "Внимательный читатель"
2) тур на знание устаревшей лексики
3) фото-тур с иллюстрациями
4) тур на знание пословиц
5) финальный тур.

Тур 1. Блиц-опрос "внимательный читатель"

Перед вами 5 заданий на знание сюжета. Необходимо дать
правильный ответ в виде слова или словосочетания.
1) Назовите имя и фамилию Савельича.
Архип Савельев
2) Назовите обращение Пугачёва к Гринёву.
Ваше благородие
3) Назовите причину перевода Швабрина из гвардии
в Белогорскую крепость.
Дуэль с Гринёвым
4) Назовите имя учителя, научившего Петра
Гринёва "уму-разуму"
Савельич
5) Назовите место, где происходят события,
описанные в повести.
Оренбургская губерния

Тур 2. Устаревшая лексика

Перед вами два фрагмента из текста. Найдите
значение устаревших слов, присутствующих в
фрагментах.
1) "Хорошо, коли отсидимся или дождёмся
сикурса" - сказал Кузьмич. Что такое сикурс?
Помощь
2) “На другой день поутру подвезена была к
крыльцу дорожная кибитка, уложили в неё
чемодан, погребец. Для чего был предназначен
погребец в 18 веке?
Дорожный сундук для посуды и еды

Тур 3. «Кто есть кто?»

Перед вами три иллюстрации. Угадайте, кто на них
изображён.
Пётр Гринев и
Маша Миронова
Пётр Гринев и
Емельян Пугачев
Комендант Миронов

Тур 4. «Пословицы»

Угадайте пословицы
Какая пословица взята Пушкиным в качестве
эпиграфа ко всей повести “Капитанская дочка”?
Береги честь смолоду
Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на
слова Гринёва: “Ах! я было и забыл благодарить
тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы
до города и замёрз бы на дороге”?
Долг платежом красен
Какую пословицу дважды употребляет в
“Капитанской дочке” Савельич? Подсказка: ею он
оправдывает участие молодого барина в дуэли и
разбой пугачёвцев в офицерских домах.
Конь и о четырёх ногах, да спотыкается

Финальный тур

Ответьте на вопросы
"Литература + Музыка”
Этот подарок Гринёва Пугачёву воспевает группа “Любэ”.
К какому виду народных песен относится песня, из которой
взят эпиграф к главе №3 “Крепость”?
Тулупчик, Солдатская песня
"Литература + География"
Куда по приговору суда был сослан Гринёв?
В каком городе находилась тюрьма, куда был доставлен после
ареста Гринев?
В Сибирь, Казань
"Литература + Математика"
Сколько лет было Гринёву, когда отец решил его отправить
на службу?
Сколько душ крестьян было у отца Гринёва?
16 лет, 300 душ

Урок литературы в 8 классе

Урок - викторина по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цели:

    Углубить понимание идейно-художественного богатства повести;

    Развивать навыки анализа текста.

Тип урока: урок обобщения с элементами игры.

Методы: слово учителя, беседа, тестирование.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести «Капитанская дочка».

Эпиграф:

«В "Капитанской дочке" все не только самая правда, но еще как бы лучше ее».

(Н.В. Гоголь)

Литература:

    Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.

    Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2001.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

Итак, мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея - последняя, на которой присутствовал Пушкин.

И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них со-кровенный смысл. И в этом отношении « Капитанская дочка» - удивительное произве-дение.

Кому книга показалась сложной? Простой? И все ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд?

Наша - задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.

III. Викторина.

Давайте вспомним страницы романа.

1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович.)

2. Служил при графе... (Минихе).

3. Сколько было крепостных у отца Гринева и в какой губернии была его деревня? (Триста крепостных; в Сuмбирской губернии.)

4. Сыну был пожалован в дядьки... (стремянный Савельич).

5. Выучился Петруша грамоте… (на двенадцатом году).

6. …. и мог очень здраво судить о… (свойствах борзого кобеля).

7. Был нанят француз... (мосье Бопре).

8. … который в отечестве своем был... (парикмахером).

9. … в Пруссии... (солдатом).

10. … а потом приехал в Россию, чтобы... (стать учителем, не очень понимая значения этого слова).

11. Батюшка вошел на урок... (географии).

12. В это время Гринев... (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды).

13. А Бопре… (спал на кровати сном невинности).

14. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?..» (Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии... да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.)

15. Шаматон - это... (бездельник, шалопай).

16. Капитан Миронов и его жена были люди самые... (почтенные).

17. Иван Кузмич вышел в офицеры из... (солдатских детей)

18. Он был необразованный и простой, но самый... (честный и добрый человек).

19. В Марье Ивановне «я нашел...» (благоразумную и чувствительную девушку).

20. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миpоновa ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серег).

21. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты об ней такого мнения?» («Знаю по опыту ее нрав и обычай».)

22. Как ответил Гринев? («Ты лжешь, мерзавец, ты лжешь самым бесстыдным образом!»)

23. Позднее он скажет: «Вместо грубой и непристойной насмешки увидел я в его гнусных словах...» (обдуманную клевету).

24. «Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце... года». (1773 г.)

25. С некоторого времени яицкие казаки «были для правительства…» (неспокойными и опасными подданными).

26.Последовало усмирение бунта... (картечью и жестокими наказаниями).

27. Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак...» (Емельян Пугачев).

28 ...учинил непростительную дерзость. (Принятием на себя имени покойного императора Петра III.)

29.Закончите слова Ивана Кузмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите?.. Умирать так умирать:...» (дело служивое.)

30. Кто «сидел под образами в красном Кафтане…»? (Пугачев.)

31. «Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой и голубой лентой через плечо». (Капрал Белобородов.)

32. «Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами... нос без ноздрей». (Афанасий Соколов Хлопуша).

33. «Схвачен был башкирец с... » (возмутительными листами).

34. «Я взглянул на него и содрогнулся... Ему казалось лет семьдесят. У него не было... » (ни носа, ни ушей).

35. «Но узенькие глаза его еще...» (сверкали огнем).

36. «Юлай взял плеть и замахнулся, - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот… (в котором вместо языка шевелился короткий обрубок

IV. Тест.

    Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:

б) повествователя;

в) Маши Мироновой;

г) Петра Гринева;

а) композиции;

б) эпиграфов;

д) выбора героя.

    Какие исторические личности упоминаются в повести?

а) Фридрих II;

б) граф Миних;

в) Григорий Орлов;

г) Екатерина I;

д) Елизавета I;

е) Екатерина II.

4. Назовите художественные приемы, которые Пушкин использовал для создания образа Пугачева.

б) портрет;

в) эпиграфы;

г) речевая характеристика;

д) отношение других персонажей;

е) вставные элементы.

5. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова -...

а) единственный женский персонаж повести;

б) находится в центре сюжета;

в) носительница высокой нравственности и чести;

г) дочь погибшего русского офицера.

6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

а) экспозиция

б) завязка

в) кульминация

г) развязка

    сцена дуэли со Швабриным, письмо отца,

    освобождение Гринева, женитьба на Маше,

    детство Петруши в родовом имении,

    знакомство Гринева с главной героиней повести.

7. С какой целью в повесть вводится сон Гринева?

а) характеризует Гринева;

б) предвещает развитие отношений двух персонажей;

в) характеризует Пугачева;

г) подчеркивает кровожадность Пугачева.

8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный... »?

б) Екатерине II;

в) Савельичу;

9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

а) Пугачев; 1) оренбургские генералы;

б) Швабрин; 2) Екатерина II;

в) «енералы» Пугачева; 3) Гринев.

10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачева?

а) былины;

б) загадки;

в) сказки;

г) песни;

д) пословицы, поговорки;

11. Какую главу предваряет собой эпиграф:

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

"Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?"-

спросил он ласково». (А. Сумароков) .

а) «Суд»;

б) «Арест»;

в) «Приступ»;

г) «Незваный гость»;

д) «Мятежная слобода».

    Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

а) проблема любви;

б) проблема чести, долга и милосердия;

в) проблема роли народа в развитии общества;

г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства.

    Каким показан в повести Савельич?

а) забитым, безгласным крепостным;

б) послушным, рабски преданным своим господам;

в) глубоким, наделенным чувством собственного достоинства;

г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком.

14. Отметьте верное суждение. Литературный характер – это…

а) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени;

б) художественное изображение человека;

в) персональные черты, присущие герою.

15. Какие символические образы используются А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка»?

а) путь, дорога;

б) могила;

в) буря, буран;

г) орел, ворон;

д) кинжал;

е) виселица.

16. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачева?

а) ум, сметливость;

б) лень, бездеятельность;

в) удальство, широта натуры;

г) склонность к пьянству;

д) память о добре, благодарность.

17. Чей это портрет? «Она была в белом yтpeннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»

а) Марии Мироновой;

б) Василисы Егоровны; в) Екатерины II;

г) Авдотьи Васильевны.

18. На военном совете в Оренбурге решено было действовать:

а) наступательно;

б) путем подкупа;

в) оборонительно.

19. «Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок» - это портрет:

а) Гринева;

б) Пугачева;

в) Швабрина.

20. Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги.

а) Пугачев;

б) капитан Миронов;

в) Гринев.

^ Ключ к тесту : 1-г; 2-б, в, д; 3-а, б, е; 4-а; 5-б, в, г; 6 – а-3, б-4, в-1, г-2; 7-б, в; 8-г; 9 – а-2, б-3, в-1; 10-в, г, д; 11-д; 12-б; 13-г; 14-а; 15-а, в, г, е; 16-а, в, д; 17-в; 18-б; 19-б; 20-а.

V . Выводы по уроку.

Роман А.С.Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

Загадки романа – это загадки жизни, которые писатель учит нас видеть и понимать.

Д/з. Индивидуальное задание: подготовить сообщение по темам «Биография М.Ю.Лермонтова», «История создания поэмы «Мцыри».