Анатолий Константинович Лядов


Анатолий Лядов родился 11 мая 1855 года в Петербурге. Вся жизнь Лядова связана с этим городом, с его художественной средой. Выходец из семьи профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Отличной школой для него был Мариин-ский театр, в котором работал его отец, известный дирижер русской оперы. Весь оперный репертуар театра был знаком Лядову с детства, а в юные годы он сам нередко участвовал в спектаклях в качестве статиста.

Редкая одаренность Лядова проявлялась не только в его музыкальном таланте, но и в прекрасных способностях к рисованию, поэтическому творчеству, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся остроумные, полные юмора стихотворения и рисунки композитора.

Первые уроки фортепианной игры он получил у пианистки В. А. Антиповой, сестры его матери. Однако регулярных занятий долгое время не было. Беспорядочная жизнь отца, «богемная» обстановка в доме, отсутствие настоящей родительской ласки, заботы, любви (Лядов в возрасте шести лет потерял мать), неустроенность и хаотичность быта - все это не только не способствовало планомерному развитию юного музыканта, но, напротив, формировало в нем некоторые негативные психологические черты, например, внутреннюю несобранность, пассивность, безволие, впоследствии отрицательно влиявшие на весь творческий процесс композитора.

В 1867–1878 годах Лядов обучался в Санкт-Петербургской консерватории у профессоров Ю. Иогансена (теория, гармония), Ф. Беггрова и А. Дубасова (фортепиано), а с 1874 года - в классе композиции у Римского-Корсакова, сразу же оценившего дарование своего ученика: «Талантлив несказанно». И, несмотря на то, что учебный процесс протекал далеко не гладко, Лядов блестяще закончил консерваторию, представив в качестве дипломной работы выполненную на высоком профессиональном уровне кантату «Заключительная сцена из „Мессинской невесты", по Шиллеру».

В студенческие годы Лядов обратился к популярному в России жанру романса. Но быстро потерял вкус к романсовой лирике и неоднократно подчеркивал в своих высказываниях, что «слава, приобретенная романсами, - дешевые лавры».

Еще будучи студентом, Лядов при содействии Римского-Корсакова вошел в содружество композиторов «Могучая кучка», которые тепло приняли одаренного юношу в свой клан как преемника «новой русской школы». Так состоялось знакомство с Мусоргским, Бородиным, Стасовым и приобщение к высоким идеалам кучкистов. И хотя Лядов застал кружок уже в период заката и неизбежного раскола, вызванного естественным самоопределением гениальных его представителей, он все же не мог не ощущать могучего воздействия великой традиции. Именно от нее унаследовал он ту «бесконечную преданность искусству и осознание себя как художника русского, национального», которые пронес через всю жизнь.

В середине 1880-х годов Лядов вошел в состав нового объединения петербургских музыкантов - «Беляевский кружок», где сразу занял ведущее положение, став членом руководящего триумвирата. Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов. Эта ведущая группа, при поддержке Беляева, выполняла самую сложную работу по отбору, редактированию, изданию новых сочинений. Активное участие принимал Лядов и в музыкальных собраниях, известных под названием «беляевских пятниц», где постоянно звучали его сочинения, оказавшие значительное воздействие на младших современников, представителей петербургской школы.

Как художник Лядов сформировался довольно рано, и на протяжении всей его деятельности нельзя заметить сколько-нибудь резких переходов от одного этапа к другому. Да и в самом образе жизни, в своих привычках он оставался консервативным. Внешне спокойно и крайне однообразно протекали его годы: «30 лет на одной квартире - зимой; 30 лет на одной даче - летом; 30 лет в весьма замкнутом круге людей», - отмечал А. Н. Римский-Корсаков.

Типичный петербургский интеллигент конца века, Лядов словно специально отгораживался от внешнего мира, опасаясь его вторжения в свою жизнь, каких-либо изменений в ней к худшему. Быть может, именно этого вторжения извне ему и недоставало для творческой активности. В отличие от многих русских художников, находивших в зарубежных странствиях и в новых впечатлениях сильнейшие стимулы к творческой мысли, Лядов, в силу своей природной инерции и вялости, боялся «сдвинуться с места». Лишь дважды ровное течение петербургской жизни было нарушено короткими поездками за границу: на Всемирную художественную выставку в Париж летом 1889 года, где исполнялись его сочинения, и в Германию в 1910 году.

В свою личную жизнь Лядов никого не допускал. В этом плане весьма характерным для него оказался факт сокрытия своей женитьбы в 1884 году от друзей. Никому из них не представил он свою супругу Н. И. Толкачеву, с которой счастливо прожил всю жизнь, воспитав двух сыновей.

С молодых лет формировалось у Лядова и то характерное скептическое мировоззрение, которое к концу жизни приняло пессимистическую окраску. В лядовской переписке все время ощущается неудовлетворенность жизнью, собой, своим творчеством. Почти в каждом письме пишет он о скуке, тоске, которая мешает ему сосредоточиться как на работе, так и на отдыхе. Повсюду, где бы он ни находился, его преследуют грустные мысли, предчувствия «рокового конца», с годами усугублявшиеся.

Современники упрекали Лядова за малую творческую продуктивность. Одна из причин этого - материальная необеспеченность Лядова, вынужденного много заниматься педагогической работой. В 1878 году он был приглашен в консерваторию профессором и в этой должности состоял до конца жизни. А с 1884 года он еще и преподавал в инструментальных классах Придворной певческой капеллы. Надо сказать, что как педагог Лядов добился немалых успехов. Среди его учеников Прокофьев, Асафьев, Мясковский. Преподавание отнимало в день не менее шести часов. Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щелочки времени», и это его очень удручало. «Сочиняю мало и сочиняю туго, - писал он своей сестре в 1887 году. - Неужели я только учитель? Очень бы этого не хотелось! А кажется, что кончу этим…» Вдобавок с 1879 года он активно занимался дирижерской деятельностью.

Лядов был прекрасным пианистом, хотя и не считал себя виртуозом и не занимался публичной концертной деятельностью. Все современники, слышавшие его игру, отмечали изящную, утонченно-камерную манеру исполнения.

Обращение Лядова к фортепианному творчеству явилось вполне естественным. Лядовские фортепианные пьесы - своего рода музыкально-поэтические зарисовки отдельных жизненных впечатлений, картин природы, отображенных во внутреннем мире художника.

Наиболее оригинален цикл «Бирюльки», созданный в 1876 году и сразу выявивший талант двадцатилетнего композитора. От «Бирюлек» так и веет свежестью, молодым вдохновением.

В полосу творческого становления Лядов вступил к концу 1880-х годов, проявив себя как мастер миниатюры. Эта наклонность проявилась у него уже в первых фортепианных сочинениях, в которых выкристаллизовывались присущие ему краткость, отточенность музыкальной мысли и формы, ювелирная отделка деталей. «Тончайший художник звука», он, по словам Асафьева, «на место импозантности чувства выдвигает бережливость чувства, любование крупицами - жемчужинами сердца».

Вершиной же камерной формы явились, несомненно, прелюдии Лядова. Его вполне можно назвать основоположником русской фортепианной прелюдии. Этот жанр был особенно близок эстетическому мировоззрению Лядова-миниатюриста. Неудивительно, что именно в ней наиболее ярко проявились индивидуальные, специфические черты его почерка. Из сочинений 1890-х годов выделяются «прелюдии-размышления», глубоко психологические, навеянные какой-то безутешной печалью.

Но не только инструментальная музыка увлекала композитора. Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен», написанные Лядовым в 1887–1890 годы. В их основу легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров - заклинаний, прибауток, присказок.

В оригинальных же авторских мелодиях «Детских песен» легко узнаются знакомые с детства интонации «нянюшкиных напевов», нежных колыбельных «Детские песни» Лядова поражают удивительной чуткостью, трогательной любовью и глубоким пониманием детской души. Композитор подает мелодию то с мягким юмором, то с задорной игривостью, то в нарочито-важном, повествовательном тоне, то в плане гротеска и даже парадокса. В каждой из «Детских песен» проскальзывает тонкий лядовский юмор - ласковый и добрый. Но почти все они оставляют на душе чувство легкой грусти, жалости, а порой чуть жутковатого ощущения безвыходности и «нестроения» жизни.

«Не мог ли Лядов лучше засвидетельствовать свой русский дух, чем в своих обработках русских песен?» - писал известный музыкальный критик Витол. Публикация первого из четырех сборников «Песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано» (30 песен) относится к 1898 году, хотя заниматься русским фольклором Лядов начал еще в 1880-е годы. Всего же Лядов обработал 150 русских народных песен. Симфонические шедевры Лядова появились в последний период его жизни.

Более всего удавались ему сочинения, связанные с тематикой русской сказки, с фантастикой, с русским фольклором. Путь к ним пролегал через «Детские песни» и другие обработки песенных образцов.

Блестящим подтверждением творческой эволюции Лядова являются и его знаменитые программные миниатюры - «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Созданные в 1904–1910 годы, они отразили не только традиции предшественников, но и творческие искания современности. Оркестровые сказочные картины Лядова, при всей самостоятельности их замыслов, можно рассматривать как своеобразный художественный триптих, крайние части которого («Баба-Яга» и «Кикимора») представляют собой яркие «портреты», воплощенные в жанре фантастических скерцо, а средняя («Волшебное озеро») - завораживающий, импрессионистский пейзаж.

Последняя работа в сфере симфонической музыки - «Кеше» («Скорбная песнь»), связана с образами Метерлинка.

«Скорбная песнь» оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба».

Этой «исповедью души» завершился творческий путь Лядова, чей оригинальный, тонкий, лирический талант художника-миниатюриста, быть может, проявился несколько раньше своего времени.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Факультет культуры и искусства

Кафедра теории и истории музыки

Анатолий Константинович Лядов

Выполнила: КНС-004-О-08

Шумакова Т.В.

Проверила: Фаттахова Л.Р.

Омск, 2010 г.

Введение

Биография

Лядовы - семейство музыкантов

Черты стиля

Заключение

Фотографиистр.

Список произведений

Список литературы


Слово «фольклор» имеет несколько значений

В широком значении, фольклор - это традиционная народная культура, компонентами которой являются верования, обряды, танцы, прикладное искусство, музыка и т. п.

В узком же смысле термин стал использоваться с начала 20 века. Под фольклором стали понимать словесное творчество конкретного народа.

И одним из ярких примеров композиторов-фольклористов стал Анатолий Константинович Лядов

Биография

Русский композитор и педагог Анатолий Константинович Лядов родился в Санкт-Петербурге 29 апреля (11 мая) 1855 года в семье музыкантов - отец Лядова был дирижером Мариинского театра, мать - пианисткой. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, но был исключен Римским-Корсаковым из его класса гармонии за «невероятную лень». Вскоре, однако, был восстановлен в консерватории и начал помогать М. А. Балакиреву и Римскому-Корсакову в подготовке нового издания партитур опер Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила".

В 1877 с отличием окончил консерваторию и был оставлен в ней профессором гармонии и композиции. Среди учеников Лядова - С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский.

В начале 1880-х годах Лядов, вместе с А.К. Глазуновым и Римским-Корсаковым, сделался руководителем русских квартетных вечеров, основанных М.П. Беляевым, музыкального издательства и симфонических концертов, выступая в них дирижером.

Лядов написал сравнительно немного, но все, им написанное, значительно, многое же представляет собою шедевры искусства. Большая часть его сочинений написана для фортепиано: "Бирюльки", "Арабески", прелюдии, этюды, интермеццо, мазурки, баллада "Про старину", "Идиллия", "Марионетки", "Музыкальная табакерка" (особенно популярная), баркарола, канцонетта, 3 канона, 3 балетных пьесы, вариации на тему Глинки, на польскую песню; кантата Мессинская невеста по Шиллеру, музыку к пьесе Метерлинка Сестра Беатриса и 10 церковных хоров. Все это - изящные миниатюры, отличающиеся ясностью фактуры, характерностью и богатством мелодии, хрустальной чистотой гармонии, разнообразной, изощренной, но не вычурной, превосходной звучностью. Влияния Шопена, Шумана, Глинки, а в последних сочинениях - и Скрябина, не заглушают собственной индивидуальности автора, коренящейся в русском народном музыкальном творчестве. Глубокое знание последнего сказывается и в его вокальных миниатюрах - прелестных песенках на народные слова,- и в его высокохудожественных обработках русских народных песен.

Он издал несколько сборников их для голоса соло, с сопровождением фортепиано, и для вокального квартета. Три сборника - "120 песен русского народа"- представляют обработки песен, собранных песенной комиссией при Императорском Русском Географическом обществе.

В высшей степени замечательна его оркестровая обработка восьми русских песен, сведенных в сюиту; ее отличительные черты - счастливый выбор тем, остроумие и богатство фантазии в их варьировании, характерная гармония и контрапунктические подробности, колоритная, тонкая инструментовка. К более ранним оркестровым сочинениям - скерцо, "Сельская сцена у корчмы" (мазурка) и к двум полонезам (одному памяти Пушкина, другому - А.Г. Рубинштейна), относящимся к среднему периоду творчества Лядова, прибавился в последние годы ряд сказочных симфонических картинок, оригинальных по замыслу и выполнению: "Баба-Яга", "Волшебное озеро", "Кикимора". Особняком стоит фантазия для оркестра: "Из Апокалипсиса", запечатленная суровой мистикой в духе русских народных духовных стихов.

В конце 1890- начале 1900-х гг. Лядов создал свыше 200 обработок народных песен для голоса с фортепиано и других исполнительских составов (мужские и женские, смешанные хоры, вокальные квартеты, женский голос с оркестром). Сборники Лядова стилистически примыкают к классическим обработкам М.А. Балакирева и Н.А. Римского-Корсакова. В них собраны старинные крестьянские песни и сохранены музыкально-поэтические особенности.

В 1909 С.П. Дягилев заказал Лядову балет по русской сказке о Жар-Птице, но композитор тянул с выполнением заказа так долго, что сюжет пришлось передать И.Ф. Стравинскому.

Лядовы - семейство музыкантов

1) Александр Николаевич (1818-1871). Был дирижером балетного оркестра Императорских театров (1847-1871). Написал музыку балетов "Пахита" и "Сатанилла".

) Брат его, Константин Николаевич (1820-1868), был с 1850 г. дирижером русской Императорской оперы в Петербурге. Его сочинения в русском народном (не вполне выдержанном) характере - фантазия для хора и оркестра на народную песню "Возле речки, возле мосту" (русские песни, танцы) пользовались в свое время известностью.

) Сын его, Анатолий Константинович (1855-1914) - замечательный композитор. Театральная артистическая среда, свободный доступ за кулисы содействовали его артистическому развитию. Врожденная музыкальность развилась под руководством отца настолько, что 9 лет от роду он написал 4 романса.

Его экзаменационная работа - заключительная сцена из "Мессинской Невесты" Шиллера - не утратила и поныне интереса. Знакомство с балакиревским кружком и особенно общение с Балакиревым, очень его полюбившим, оказали большое влияние на расширение его музыкального кругозора. Отношения его к Римскому-Корсакову скоро перешли в дружбу. Еще во время учения в консерватории Лядов был сотрудником Балакирева и Римского-Корсакова по редактированию для печати оркестровых партитур обеих опер Глинки, к стилю которого он примыкает в своих собственных сочинениях. Он участвовал, вместе с Римским-Корсаковым, Бородиным и Кюи в сочинении фортепианных "Парафраз", а также в коллективных сочинениях: смычковом квартете B-la-f (скерцо), квартете "Именины" (одна часть), "Фанфарах" к юбилею Римского-Корсакова (1890 г, 3 части), фортепианной кадрили в 4 руки ("Bodinage"), квартетной сюите "Пятницы" (мазурка, сарабанда, фуга). Был профессором санкт-петербургской консерватории по классу свободного сочинения.

Черты стиля

Наряду с этим Лядов воплощал и жанрово-характерное народное начало, приобретающее у него в отдельных случаях национально-эпический, "бородинский" оттенок, и впечатления любимой им светлой и спокойной русской природы.

Неотъемлемую черту творческого облика Лядова составлял юмор (весьма присущий ему и в жизни). Задорная шутка, ирония или незлобивая лукавая усмешка нашли своеобразное отражение в его музыке. Чрезвычайно близка была ему также область народной сказочной фантастики. Тяготение к ней раскрылось наиболее полно в ряде симфонических произведений последнего периода творчества, принадлежащих к наиболее яркому из всего созданного Лядовым.

Одной из характернейших особенностей творчества композитора является исключительное ограничение им своих замыслов масштабами малой формы. Какого бы жанра Лядов ни касался, везде он неизменно оставался в рамках миниатюры, никогда не выходя за ее пределы.

Это было органическим свойством его дарования.

Заключение

Я считаю, что Лядов сделал достаточно большой вклад в русский фольклор и умер, когда под фольклором стали понимать словесное творчество конкретного народа, т. е. применять этот термин в узком его значении. Думаю, в этом есть и его заслуга.

Также стоит сказать, что более известными стали его поздние произведения, отсюда можно сделать вывод, что А.К. Лядов скончался в полном расцвете таланта.

лядов композитор дирижер стиль

Список произведений

"Бирюльки", "Арабески" (для фортепиано)

Прелюдии, этюды, интермеццо, мазурки

Баллада "Про старину", "Идиллия", "Марионетки", "Музыкальная табакерка" (особенно популярная)

Баркарола, канцонетта

канона, 3 балетных пьесы, 10 церковных хоров, 4 романса

Вариации на тему Глинки, на польскую песню

Кантата Мессинская невеста по Шиллеру

Музыка к пьесе Метерлинка Сестра Беатриса

сборника "120 песен русского народа"

русских песен, сведенных в сюиту

"Сельская сцена у корчмы" (мазурка)

полонеза (1- памяти А. С. Пушкина, 2 - А. Г. Рубинштейна)

Ряд сказочных симфонических картинок, оригинальных по замыслу и выполнению: "Баба-Яга", "Волшебное озеро", "Кикимора"

Фантазия для оркестра: "Из Апокалипсиса", запечатленная суровой мистикой в духе русских народных духовных стихов

В конце 1890 -начале 1900-х гг.: свыше 200 обработок народных песен для голоса с фортепиано и других исполнительских составов (мужские и женские, смешанные хоры, вокальные квартеты, женский голос с оркестром)

Участвовал в сочинении фортепианных "Парафраз", а также в коллективных сочинениях: смычковом квартете B-la-f (скерцо), квартете "Именины" (одна часть), "Фанфарах" к юбилею Римского-Корсакова (1890 г, 3 части), фортепианной кадрили в 4 руки ("Bodinage"), квартетной сюите "Пятницы" (мазурка, сарабанда, фуга) и др.

Список используемой литературы

1.БСЭ. М. 1980 г.

Музыкальная литература. М., Музыка, 1975 г.

Русская музыка середины XIX века, «РОСМЕН» 2003 г.

ВикипедиЯ, свободная энциклопедия

"Самый ленивый классик русской музыки"-

Анатолий Константинович Лядов

Анатолий Константинович Лядов [(11 мая 1855 - 28 августа 1914)
Личность яркая и самобытная. Он сочинил не так уж много произведений, но зато каких! Русский эпос в музыке - основное направление в его творчестве. Современники говорили, что он превзошёл Римского-Корсакова.

Современники упрекали Лядова за малую творческую продуктивность.

Одна из причин этого — материальная необеспеченность Лядова, вынужденного много заниматься педагогической работой. Надо сказать, что как педагог Лядов добился немалых успехов. Среди его учеников Прокофьев, Асафьев, Мясковский. Преподавание отнимало в день не менее шести часов. Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щелочки времени», и это его очень удручало. «Сочиняю мало и сочиняю туго, — писал он своей сестре в 1887 году. — Неужели я только учитель? Очень бы этого не хотелось! А кажется, что кончу этим...»

Д.Мацуев.

"Арабески"

Вершиной камерной формы явились прелюдии Лядова.
Его вполне можно назвать основоположником русской фортепианной прелюдии. Этот жанр был особенно близок эстетическому мировоззрению Лядова-миниатюриста. Неудивительно, что именно в ней наиболее ярко проявились индивидуальные, специфические черты его почерка.








Особое место занимают «Восемь русских народных песен для оркестра», в которых Лядов мастерски использовал подлинные народные напевы — эпические, лирические, плясовые, обрядовые, хороводные, выразив разные стороны духовного мира русского человека.
8 русских народных песен для оркестра.



Симфонические миниатюры А.К. Лядова появились в зрелый период творчества композитора. Их немного, и все они программны. И некоторые из них имеют конкретную литературную программу, изложенную автором. «Восемь русских народных песен» музыкальные исследователи обычно не относят к программной музыке Лядова, но и к обработкам народных песен, которых у него более 200 - тоже. В чем же тут подвох? Давайте разберемся.
Сочинение представляет из себя цикл миниатюр для оркестра. Собственного названия у него нет, но каждая пьеса имеет свое «имя» по жанру народных песен. Некоторые из этих песен уже были опубликованы ранее в сборниках обработок народных песен Лядова для одного голоса и фортепиано. Но композитор вновь решил обратиться к этим подлинным мелодиям, только в инструментальном виде. Но зачем это ему понадобилось? Ведь из песни слово не выкинешь... А он это сделал свободно, без угрызений совести... Неужели ему нечего было оркестровать?
Как всегда, у гениев все просто, но не так примитивно...
Как поведала история, Лядов жил «двойной» жизнью. Зимой он преподавал в Петербургской консерватории, а все лето проводил на даче, в деревне Полыновке. Что же удивительного? На дачах написано много произведений Чайковского, Рахманинова, Прокофьева и других композиторов. Но Лядов жил не просто на даче. Он жил в деревне. Много времени проводил в общении с семьей крестьянина Ивана Громова, ходил по окрестностям и записывал народные песни. Конечно, он весь был пропитан духом русского фольклора. Он знал не только крестьянский быт (особенно любил косить и рубить дрова), но и понимал тип мышления «простых людей», их нравы и характеры, отношение к земле, к жизни. В то же время он был прекрасно образованным, «начитанным» и глубоко мыслящим человеком. И это сочетание интеллегентности и деревенской простоты сказалось в его творчестве. Именно в «Восьми русских народных песнях» он соединил две непересекаемые в обычной жизни вещи - деревенскую хоровую песню и симфонический оркестр. Это делали и другие русские композиторы - Мусоргский и Бородин, Римский-Корсаков, и Чайковский, и даже Скрябин. Но Лядов это сделал по-своему неповторимо.
Да, автор использует подлинные народные мелодии, у которых раньше были слова. Но это не просто еще одна «обработка», и его задумка не в том, чтобы к народной мелодии «приписать» оркестровый аккомпанемент. А в том, чтобы богатыми средствами оркестра выразить то, что между слов, между строк, о чем не принято говорить словами.
Да, он тоже, как и его коллеги, соединял народные мелодии с европейскими принципами гармонизации, применял в оркестре инструментальные приемы народных инструментов (жалеек, балалаек); использовал народные жанры и рисовал сказочных персонажей. Но в «Восьми песнях» он пошел дальше и глубже.
В этом цикле - емкое отражение души народа в символическом проявлении. Литературной программы, как в других его симфонических картинах, здесь нет. Но если Лядов сам не выписал сюжет из русских сказок, то это еще не значит, что его там нет вовсе. Программа заложена в самих жанрах песен, которые выбраны автором не случайно, не просто для «разнообразия» и выстроены не случайно именно в таком, а не ином порядке.
Как это может быть? Жанр - это всего лишь классификация песен по тем или иным признакам.
В науке - да. Но не в фольклорной традиции. Ни одна песня в деревне не поется «просто так». Она всегда «к месту». И «ко времени». Речь идет не только о «приуроченных песнях», которые связаны с календарным обрядом, и который творится в определенное время года (Колядки - в новогодье, заклички - весной, купальские - летом и так далее). Плясовые, застольные, свадебные, шуточные песни - тоже соответствуют своему действию. Словом, за каждой песней - целая сказка. Поэтому композитору не пришлось комментировать песни. Каждый жанр говорит сам за себя. Лядову, видимо как раз нравилось то, что коротко и лаконично можно выразить очень глубокую мысль.
Каждая песня из цикла - это характер. Не столько портрет персонажа, сколько выражение состояния души. Эта душа многогранна. И каждая пьеса - это ее новая грань.
Теперь подробнее о каждой пьесе и о том, что она означает в неписанной программе Лядова.

Духовный стих - это характер калик перехожих. В старину в зеленые Святки (неделя перед Пасхой) в дом приходили бродячие музыканты и пели Духовные стихи. В каждой песне - сюжеты о «небесной» жизни, о загробном мире, о душе и так далее. В данном цикле - это символ молитвы. И эта «духовность», собственно, задает тон всем остальным пьесам.
***
Коляда-Маляда - это зимние Святки, неделя перед Рождеством, когда в дом приходили ряженные, плясали с хозяевами дома, пели им величальные (то есть хвалебные) песни, показывали кукольный театр (вертеп) на библейский сюжет. Быть может, это марионетки зажигают вифлеемскую звезду и несут дары младенцу Иисусу? В оркестровке все «кукольное», «крошечное» - тихие шаги пиццикато, негромкие трубы - голоса кукол, но характер все же торжественный.
***
Протяжная - это наиболее красочное выражение страдания народного. Как сказал поэт, «этот стон у нас песней зовется». Несомненно, имелись ввиду протяжные. В каждой такой песне рассказывается о тяжкой судьбе, женской доле или какая-то душещипательная история с грустным концом... Мы не будем даже искать подлинные слова этой песни, ведь средствами оркестра композитор выразил еще больше... Хочется обратить внимание, как ансамбль виолончелей исполняет основную мелодию в подражание ансамблю голосов хора. Виолончели здесь особенно задушевны...
***
Шуточная - «Я с комариком плясала». Изображение писка комаров - это не самая главная прелесть пьесы. Звукоизобразительность - это неотъемлемая часть почерка автора, но этим он лишь отвлекает внимание, желая немного приободрить слушателя после такого глубокого горя, которое было в предыдущей пьесе. Вспомним, что значит выражение «чтоб комар носа не подточил»... Или - как это Левша блоху подковал? Все эти символы - тонкость, отточенность ума, остроумие. Веселая шутка - что может лучше отвлечь от горя и печали?
***
Былина о птицах - это разговор особый.
Былина - это какая-то быль, то есть история о том, что было. Она обычно рассказывает о подвигах русских богатырей. И музыка обычно повествовательного характера, медленная спокойная, «эпическая». А отношение к птицам в древние времена было особенным. Птицы были почитаемы на Руси как священные. Весной, «закликали» жаворонков, а осенью провожали журавлей на юг. Но автор не использовал веснянки, а написал «былина», что говорит о каком-то мифе.
В сказках часто упоминаются вороны, орлы, голуби, ласточки, которые могут разговаривать человеческим голосом. Так же есть примета, что если птица бьется в окно, значит вестей жди. По поверьям - птица - это символ человеческой души, летящей с «того» света, то есть из загробного мира. Словно наши далекие предки подсказывают нам что-то очень важное.
В то же время музыка этой былины - далеко не повествовательного характера. Композитор остался верен самому себе, выбрав звукоизобразительный путь: сплошь я рядом форшлаги деревянных духовых, что изображает полеты птиц и порхания с ветки на ветку; в начале пьесы - птица словно стучится в окно (пиццикато), и, судя по музыке, несет весть недобрую... Она мечется, стонет, а в самом конце - низкие унисоны струнных словно выносят суровый приговор Судьбы. И, скорее всего, он неотвратим...
***
Колыбельная - логическое продолжение «приговора». Традиционные колыбельные песни для детей обычно очень спокойные. Но здесь - не все так прямо. Если кто и качает люльку - так это не добрая мамаша, а сама Смерть. Это она стучалась в дверь в прошлой пьесе. А сейчас - стонет и вздыхает. Словно кто-то прощается навеки с дорогим человеком. Но ведь это не похоронная песня, а колыбельная! Все правильно. Когда человек умирает своей смертью - он постепенно засыпает и больше не просыпается. И вот смерть поет эту жалобную колыбельную, словно окутывает своим туманом, увлекая за собой в сырую могилу. «Спите, спите... вечным сном...»
***
Но тут - Плясовая - появилась волшебная дудочка пастуха, свирель. Связь с загробным миром в деревне приписывалась всем пастухам, потому что они знали язык птиц и зверей, и скота. А дудочки делали из «волшебной» травы, которая играет сама. Эта волшебная дудочка - маленькая, тоненькая как комар, может проскользнуть в царство смерти и вывести человека обратно на «этот» свет. Но он должен не просто идти, а плясать. И тогда, пройдя по тонкой ниточке, связывающей «тот» свет и «этот», человек возвращается к жизни.
И что он видит первым делом?
Свет! То есть Солнце!
И людей - друзей и родных.
***
Хоровод - это когда все вместе держатся за руки и идут по кругу. Круг - это символ солнца. А солнце - это тепло, изобилие и богатство. Последняя пьеса - это победа над смертью и радостный гимн Ее Величеству Жизни.

Вот так в коротких пьесах, буквально, в «нескольких словах» вместилась вся философия и поэзия русского народа в гениальном пересказе композитора-миниатюриста Анатолия Лядова. Прислушайтесь, и вы услышите там частичку себя как истинно русского человека.
Инна АСТАХОВА



Блестящим подтверждением творческой эволюции Лядова являются и его знаменитые программные миниатюры — «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Созданные в 1904- 1910 годы, они отразили не только традиции предшественников, но и творческие искания современности. Оркестровые сказочные картины Лядова, при всей самостоятельности их замыслов, можно рассматривать как своеобразный художественный триптих, крайние части которого («Баба-Яга» и «Кикимора») представляют собой яркие «портреты», воплощенные в жанре фантастических скерцо, а средняя («Волшебное озеро») — завораживающий, импрессионистский пейзаж.


Последняя работа в сфере симфонической музыки — «Кеше» («Скорбная песнь»), связана с образами Метерлинка.

«Скорбная песнь» оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба».
Этой «исповедью души» завершился творческий путь Лядова, чей оригинальный, тонкий, лирический талант художника-миниатюриста, быть может, проявился несколько раньше своего времени.

Совершенно неизвестен Лядов как художник. Он рисовал много для своих детей, рисунки развешивались на стенах квартиры, составляя маленькие семейные тематические выставки. То это был вернисаж мифологических существ: странных человечков, чертиков - кривых, хромых, косых и даже «благообразных», или карикатур на «творческую личность»: литератора, певицы, учителя танцев…

Цикл состоит из четырнадцати миниатюрных пьесок, из которых первая и последняя, выполняющая роль финала, основаны на одном и том же музыкальном материале. При контрастности отдельных пьес произведение в целом окрашено в беспечно-жизнерадостные тона с оттенком некоторой «детскости», «игрушечности» (что отражено и в названии цикла).
Средняя часть № 1 представляет собой изящный вальс. Вальсовая основа встречается и в некоторых других номерах цикла, приобретая иногда лирическую окраску (например, в № 3). Для некоторых пьесок характерна большая подвижность, моторность, порой с оттенком игривого юмора или жизнерадостной задорной устремленности (см. № 4, 12, 13).
Два номера «Бирюлек» выделяются ярко выраженным национально-русским характером интонаций. Это —№ 5 (си мажор), начальная попевка которого навеяна темой «Прогулки» из «Картинок с выставки» Мусоргского и пятидольный № 6 (ми минор), напоминающий эпические образы Бородина и Мусоргского.

Размер: 108 МБ

Формат: wmv

Биография

Лядова Анатолий Константинович

Лядов Анатолий Константинович (1855-1914) Россия

Анатолий Константинович Лядов - русский композитор, дирижер, педагог. Он родился 11 мая 1855 года в Петербурге. Музыкальное образование он получил в Петербургской консерватории; ученик Ю. Иогансона, Н. Римского-Корсакова.

В 1878 году Лядов был приглашен на педагогическую работу в консерваторию, профессором которой он состоял до конца жизни (с небольшим перерывом в 1905 году, когда покинул консерваторию в знак протеста против увольнения Римского-Корсакова). В 1879 году он приступил к дирижерской деятельности, продолжавшейся до 1910 года. С 1884 года Лядов стал преподавателем в инструментальных классах Придворной певческой капеллы.

Лядов был участником Беляевского кружка. К ученикам Лядова принадлежали многие советские композиторы: Б. Асафьев, В. Дешевов, С. Майкапар, Н. Мясковский, С. Прокофьев, В. Щербачев и другие.

По складу дарования композитор был выдающимся мастером симфонической миниатюры. Творчество его отмечено верностью реалистическим принципам русской музыкальной классики, связью с народно-песенным и поэтическим искусством, изяществом выражения, совершенством формы.

В музыке Лядова огромную роль играет русская народная песня. Он не только обработал более 150 народных мелодий, но и творил свои собственные мелодии на интонациях народной песни. Особенной известностью пользуется сюита "Восемь русских народных песен для оркестра" (1905), где композитор необычайно тонко и глубоко передал характер и особенности русских песен различного вида.

Лядов сочинил много пьес для фортепиано, чаще всего не больших, но всегда лаконичных и мастерски отделанных. Особенно популярна его пьеса "Про старину" (1889), где изображен народный сказитель, играющий на гуслях. Шутливая пьеска "Музыкальная табакерка" воссоздает звучание музыкальной игрушки. Хороши его "Детские песни" на народные тексты - здесь Лядов просто, но очень метко зарисовал ряд живых сцен.

Лядов развивал в своих произведениях другую линию творчества своего учителя Римского-Корсакова. Он создал ряд маленьких сказочных картинок для оркестра: "Баба-Яга" (1904), "Кикимора" (1910), "Волшебное озеро" (1909). В них проявился замечательный талант художника, способного рисовать музыкой яркие и оригинальные образы, создавать портреты сказочных персонажей, фантастические пейзажи.

СОЧИНЕНИЯ:

Заключ. сцена из "Мессинской невесты" (по Шиллеру) для 4 сол., хора и орк. (1878, перераб. в 1890 в кантату)

Кантата памяти М. Антокольского для хора и орк. (совм. с А. Глазуновым, 1902)

Полонез памяти Пушкина (1899)

"Баба-Яга" (1904)

8 нар. песен для орк. (1906)

"Волшебное озеро" (1909)

"Кикимора" (1910) и др. произв. для орк.

Многочисл. пьесы для фп., в т.ч. "Бирюльки" (1876), "Арабески" (1878), баллада "Про старину" (1889), "Музыкальная табакерка" (1893), 3 багатели (1903), Вариации на нар. польск. тему (1901), прелюдии, мазурки, этюды, интермеццо и др.

Сборник русских на родных песен (ор. 43, издан 1898), 35 песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано из собранных в 1894-95 годы И. В. Некрасовым и Ф. М. Истоминым (издано 1902), 50 песен русского на рода для одного голоса с сопровождением фортепиано из собранных в 1894-1899 и 1901 годы И. В. Некрасовым, Ф. М. Истоминым и Ф. II. Покров ским (издано 1903), 35 песен русского народа из собранных в 1894, 1895 и 1902 годы И. В. Некрасовым, Ф. М. Истоминым и Ф. И. По кровским в губерниях: Владимирской, Нижегородской, Сара товской, Тверской и Ярославской для одного голоса с сопровождением фортепиано (издание Песенной комиссии Русского географ. общества, б. г.);

для хора a cappella-
10 русских народных песен (переложено для женских голосов, ор. 45, издано 1899), гимн А. Рубинштейну в день торжественного открытия статуи А. Г. Рубинштейна в С.-Петербургской кон серватории (ор. 54, 1902), 5 песен русского народа, положенных на голоса (для женского, мужского и смешанных хоров, издание Песенной комиссии Русского географического общества, 1902), 15 русских народных песен для хора (ор. 59, изданы 1907), 15 русских народных песен для женских голосов (1908), 10 переложений из Обихода (ор. 61, изданы 1909?)

5 русских песен (для женского хора, 1909-10);

Для хора с инструментальным сопровождением-
Слава (для женского хора с coпpовождением 2 арф и 2 фортепиано в 8 рук, ор. 47, издано 1899), Сестра Беатриса (хор в сопровождении фисгармонии в 4 руки, ор.60, 1906);

орк. отд. номеров из оперы Мусоргского "Сорочинская ярмарка" и др.

Анатолий Константинович Лядов - русский композитор, дирижер, педагог. Он родился 11 мая 1855 года в Петербурге. Музыкальное образование он получил в Петербургской консерватории; ученик Ю. Иогансона, Н. Римского-Корсакова.

В 1878 году Лядов был приглашен на педагогическую работу в консерваторию, профессором которой он состоял до конца жизни (с небольшим перерывом в 1905 году, когда покинул консерваторию в знак протеста против увольнения Римского-Корсакова). В 1879 году он приступил к дирижерской деятельности, продолжавшейся до 1910 года. С 1884 года Лядов стал преподавателем в инструментальных классах Придворной певческой капеллы.

Лядов был участником Беляевского кружка. К ученикам Лядова принадлежали многие советские композиторы: Б. Асафьев, В. Дешевов, С. Майкапар, Н. Мясковский, С. Прокофьев, В. Щербачев и другие.

По складу дарования композитор был выдающимся мастером симфонической миниатюры. Творчество его отмечено верностью реалистическим принципам русской музыкальной классики, связью с народно-песенным и поэтическим искусством, изяществом выражения, совершенством формы.

В музыке Лядова огромную роль играет русская народная песня. Он не только обработал более 150 народных мелодий, но и творил свои собственные мелодии на интонациях народной песни. Особенной известностью пользуется сюита "Восемь русских народных песен для оркестра" (1905), где композитор необычайно тонко и глубоко передал характер и особенности русских песен различного вида.

Лядов сочинил много пьес для фортепиано, чаще всего не больших, но всегда лаконичных и мастерски отделанных. Особенно популярна его пьеса "Про старину" (1889), где изображен народный сказитель, играющий на гуслях. Шутливая пьеска "Музыкальная табакерка" воссоздает звучание музыкальной игрушки. Хороши его "Детские песни" на народные тексты - здесь Лядов просто, но очень метко зарисовал ряд живых сцен: " ", " ", " " и другие.

Лядов развивал в своих произведениях другую линию творчества своего учителя Римского-Корсакова. Он создал ряд маленьких сказочных картинок для оркестра: "Баба-Яга" (1904), "Кикимора" (1910), "Волшебное озеро" (1909). В них проявился замечательный талант художника, способного рисовать музыкой яркие и оригинальные образы, создавать портреты сказочных персонажей, фантастические пейзажи.

СОЧИНЕНИЯ:

- Заключ. сцена из "Мессинской невесты" (по Шиллеру) для 4 сол., хора и орк. (1878, перераб. в 1890 в кантату)

Кантата памяти М. Антокольского для хора и орк. (совм. с А. Глазуновым, 1902)

Полонез памяти Пушкина (1899)

- "Баба-Яга" (1904)

8 нар. песен для орк. (1906)

- "Волшебное озеро" (1909)

- "Кикимора" (1910) и др. произв. для орк.

Многочисл. пьесы для фп., в т.ч. "Бирюльки" (1876), "Арабески" (1878), баллада "Про старину" (1889), "Музыкальная табакерка" (1893), 3 багатели (1903), Вариации на нар. польск. тему (1901), прелюдии, мазурки, этюды, интермеццо и др.

4 романса (ор. 1, 1873-74), 18 дет ских песен на народные слова (тетрадь 1, ор. 14, 1887; тетрадь 2, ор. 18, 1887; тетрадь 3, ор. 22, изданы 1890);

Романсы

Сборник русских на родных песен (ор. 43, издан 1898), 35 песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано из собранных в 1894-95 годы И. В. Некрасовым и Ф. М. Истоминым (издано 1902), 50 песен русского на рода для одного голоса с сопровождением фортепиано из собранных в 1894-1899 и 1901 годы И. В. Некрасовым, Ф. М. Истоминым и Ф. II. Покров ским (издано 1903), 35 песен русского народа из собранных в 1894, 1895 и 1902 годы И. В. Некрасовым, Ф. М. Истоминым и Ф. И. По кровским в губерниях: Владимирской, Нижегородской, Сара товской, Тверской и Ярославской для одного голоса с сопровождением фортепиано (издание Песенной комиссии Русского географ. общества, б. г.);

для хора a cappella:

10 русских народных песен (переложено для женских голосов, ор. 45, издано 1899), гимн А. Рубинштейну в день торжественного открытия статуи А. Г. Рубинштейна в С.-Петербургской кон серватории (ор. 54, 1902), 5 песен русского народа, положенных на голоса (для женского, мужского и смешанных хоров, издание Песенной комиссии Русского географического общества, 1902), 15 русских народных песен для хора (ор. 59, изданы 1907), 15 русских народных песен для женских голосов (1908), 10 переложений из Обихода (ор. 61, изданы 1909?)

5 русских песен (для женского хора, 1909-10);

для хора с инструментальным сопровождением:

Слава (для женского хора с coпpовождением 2 арф и 2 фортепиано в 8 рук, ор. 47, издано 1899), Сестра Беатриса (хор в сопровождении фисгармонии в 4 руки, ор.60, 1906);

Орк. отд. номеров из оперы Мусоргского "Сорочинская ярмарка" и др.