Выполнен при помощи техники пластилиновой мультипликации . В основе сюжета - забавная новогодняя сказка про мужичка, отправившегося на поиски ёлки.

Падал прошлогодний снег

Кадр из мультфильма
Тип мультфильма пластилиновая мультипликация
Жанр сатирическая сказка
Режиссёр Александр Татарский
Автор сценария Сергей Иванов
Роли озвучивали Станислав Садальский
Композитор Григорий Гладков
Мультипликаторы Александр Федулов , Борис Савин, Александр Татарский, Владлен Барбэ
Оператор Иосиф Голомб
Звукооператор Нелли Кудрина
Студия ТО «Экран»
Страна СССР СССР
Язык русский
Длительность 19 мин. 45 сек.
Премьера 31 декабря
IMDb ID 0219233
BCdb
Аниматор.ру ID 4741

Мультфильм выделяется тем, что афористичные реплики персонажей мультфильма, полные абсурдистского юмора, превратились в народные поговорки .

Премьера мультфильма состоялась 31 декабря 1983 года в 15:50 по 2-й программе Центрального телевидения Гостелерадио СССР , а впоследствии показывали также по 3-й и 5-й программам ЦТ. В 1990-е годы мультфильм показывали на РТР, а на других каналах он ежегодно транслируется под Новый год.

Сюжет

Главный герой мультфильма - глуповатый, хитрый, ленивый и жадный мужичок. К тому же, он ещё и косноязычный (не выговаривает «некоторые буквы и цифры»), очень любит пить пиво и постоянно попадает в дурацкие ситуации. К счастью, у него есть «строгая и авторитетная» жена. Вся история начинается с того, что жена посылает мужика принести из лесу ёлку на Новый год . Но новогодний лес - сказочное место, полное неожиданных событий и превращений. Запутавшись в чудесах, неоднократно потеряв и снова обретя собственный облик, мужик возвращается домой ни с чем.

Сюжет разделён на две связанные истории - про мечты мужика и невероятные превращения в избушке на курьих ножках. В основе первой истории лежит сюжет, встречающийся в сказках многих народов мира - о жадном человеке, который, увидав в лесу зайца, размечтался, как разбогатеет на пойманном звере. В итоге он ненароком вспугивает зайца криком и остаётся ни с чем.

Фильм заканчивается словами рассказчика о том, как мужик в третий раз ходил за ёлкой и наконец добыл её. Но поскольку это было уже весной , он отнёс ёлку обратно.

Работа над фильмом

Во время выступления в передаче «Вокруг смеха » композитор Григорий Гладков рассказывал, что мультфильм имел первоначальное рабочее название «Ёлки-палки, лес густой», а главным героем в нём был дворник из «Пластилиновой вороны » . Потом визуальную концепцию главного персонажа пришлось доработать, впрочем, как и название.

Режиссёр безуспешно со скандалами пытался протолкнуть свой сценарий. Уже вначале Татарскому не давали начать работу над этим фильмом, заставляя снимать мультфильм о пионерах, собирающих металлолом . В конце концов он пошёл на уловку - заявил, что будет снимать фильм про Владимира Ленина , причём две недели добивался права снять этот мультфильм, попутно добавив, что картина будет экранизацией произведения Михаила Зощенко . Под таким безапелляционным натиском чиновники сдались и согласились на первоначальный сценарий, лишь бы не затрагивать запрещённую тему .

Озвучивать мультфильм приглашали Рину Зелёную и Лию Ахеджакову . Последняя даже озвучила мультфильм, но Татарскому не понравилось. Тогда монтажёр Людмила Коптева предложила кандидатуру Станислава Садальского , с которым Татарский впоследствии подружился.

Интересно, что в финальных титрах его не указали. Перед сдачей мультфильма до председателя Гостелерадио Сергея Лапина дошли сведения, что Садальский был задержан в ресторане гостиницы «Космос » с иностранной гражданкой (по словам самого Садальского, это была его двоюродная бабушка, гражданка Германии). В качестве наказания за общение с иностранцами фамилию актёра убрали из титров .

По словам Гладкова, характерный «крякающий» звук в некоторых композициях мультфильма был создан с помощью музыкального инструмента из класса рожков под названием казу . Объясняя композитору, какой должна быть финальная музыкальная тема, Татарский сказал: «Под эту мелодию нас будут хоронить!» Так и вышло: тема из мультфильма «Падал прошлогодний снег» звучала на похоронах режиссёра .

Несмотря на отчаянное сопротивление режиссёра и сценариста, мультфильм «Падал прошлогодний снег» был отправлен «на доработку». Его пришлось заново смонтировать и местами переозвучить. Режиссёр Александр Татарский вспоминал: «На сдаче „Снега“ у меня было предынфарктное состояние. Мне заявили, что я неуважительно отношусь к русскому человеку: „У вас всего один герой - русский мужик, и тот идиот!..“»

То, что вы сейчас видите перед собой, -- сценарий моего любимого мультика. Он случайно мне попался где-то в Сети. Теперь он есть и на моей странице.
Read&Enjoy!

Падал
прошлогодний
снег (Note: А -- автор, М -- мужик)

Точно не скажешь, но давненько когда-то, еще в Староглинянные времена, в одной Пластилиновой Местности... ну вот!.. Хотел вам про щуку рассказать...
Вы знаете, в этой истории с вами что хочешь, то и случается: то вроде лепится, а то не лепится... Скажем, повстречались как-то две милых таких, симпатичных... ой, и этих унесло.
Нет, вот... или вот Мельник: вздумалось Мельнику... Я сейчас вам про него ТАКОЕ могу рассказать!..
Или так: одна кружка была навечно прикована... впрочем, не стоит об этом.
А... один гражданин любил очень арбузы... Вы мне напомните, я про него завтра расскажу, хорошо?
Тихо!!! Тихо, тихо, тихо! То все присказка была; во, вот же про кого буду рассказывать: ладно скроен, ловко слеплен -- ну просто выли тый я в молодости!
Ой! Куда же он?! Хотел про него сказку... Царем бы сделал!
Ой, ну прямо все настроение испортил!.. Тут опять эти кости, собаки... эти круж... а где кружечка??!! Ну и сказочка... Так вот же он! Ну, так я и говорю, что давненько когда-то, в одной Весьма Пластилиновой Местности...

А: Подожди, только ты не пропадай, ладно?

Жил да был орел-мужчина...

М: Нитиво не понимаю!

Правда он не выговаривал некоторые буквы и цифры, да и работничек был... угу, вот именно. Но зато большой он был любитель побездельничать; хорошо, что жена ему попалась строгая и авторитетная.
Как-то под Новый Год она послала...

Ну, в общем, послала его за елкой.

М: Ус послала, так послала. А то говорит: "Стоз это за Новый Год, и без елотьки, а?"
А: Ну что ты тут лазишь? Что ты все примеряешься? Послали -- так руби!
М: Малавата, панимаес! Малавата будет!
А: А, ну это другое дело. Тогда вот тебе -- ель-царевна, целый дом!

Крадется...

А: А че ты крадешься?
М: Тсс! Замолкни! Зверя видис, нет? Во, как пымаю!..
А: Иш размечтался...
М: Жнатный зверюга! Мех! мясо! Шкварок назарю... Не, луцсе снесу-ка я его не ярманку. Тута дураков много, а зайцев, поди, мало... А вот зайца кому?! Зайца! Выбегайца! Кому заяц?!! Свежепойманный!!!
М: Хошь как хошь, а малавата!Малавата будет!
М: Езели я весь из себя такой купец, то на сто мне эта худая зена? Малавата будет! ... Просу знакомиться: моя половина.
А: А при такой жене тебе, наверное, хоромы нужно? Во! Нет, нет, или во!! Не, не, во какие!!!
М: Малавата, говорю! Малавата будет!
А: А палаты белокаменные не желаете? Или "дом -- полная чаша"?
М: Стой, стой! Обратно не то. Другой дом отгрохаю: надезно! добротно! хорошо! А хотя бы я и задничаю -- зато от чистого сердца! Ага, хоромина! Во, огромина!!! Ох... Да и я... да при таком фонтане!.. Боярином стану. Мы, бояре, народ работятий -- такая уж наса, боярская, доля... ... Малавата будет! Вот это мой размертик.
А: Слушай, а ты про елку не забыл, боярин дубовый?
М: Когда золудь шпелый... а... его каждая свинья... шлопает! При таких свиньях как-то и сам становишься... А я и в цари записаться могу!.. Да!.. Кто тут... кто тут, к примеру, в цари крайний?! Никого?!! Так я первый... буду! Карету мне! Понимаес, ка-ре-ту! Ну, дворец! Ну, хорош! С лебедями, с чучелами!
М: Ой, как я отень это богатство люблю и увазаю! ... Как царем, знатит, заделаюсь, первым делом... первым делом... те первым делом? А, пианину! А сто эта за зизнь без пианины? Пиры закатывать буду... Малавата. Пир зелаем горой!
А: Эх, улетело твое счастьице...
М: Сто б тебе провалиться! ... Ох, скукота! Втера -- царь, сегодня -- царь... каздый день -- все царь да царь! Малавата. А те-то я... те-то я и сам какой-то малаватый... Малавата!!! МАЛАВАТА БУДЕТ!!!
А: Стой! Да подожди, стой, образумься! Да перестань ты расти, лопнешь!
М: Малавата! Малавата будет!!! Малавато-о!!!
А: Ну что, достукался?
М: Ну зайтик! Подозди! Ну погоди!
А: Ни елки, ни зайца! Ничего! А спички ты еще весной посеял.
М: Э-э-хо-хо, пианина, пианина...
А: А все-таки жалко его. Неужели на том и конец?
М: Конец, конец... Концы в воду!

Не пустила его жена. Опять послала за елкой.

М: Иди, говорит, и без елки не возврасяйся! А зато с елкой, говорит, возврасяйся!..
М: Эге-гей, хе-хеа-хеей!!! Ну и лес! Елки-моталки, куда з вы все поедвались?
М: Ой... Кого-то... кого-то ты мне напоминаес, тетя! И вроде раньше тебя тут не было... Э-хе-э-э-э-эй!!! Тьфу!
А: Не плюй! Забыл пословицу?
М: У вас все дома? А? Ну и ладно!
М: Хо! Хоу! Сумаседсый дом!.. Малавата!
А: Слушай, че ты тут распоряжаешься? Тебя сюда звали?
М: Замолкни, зануда! Ты глянь! Хыы-хы-хи! Ой... старые веси какае-то... рухлядь какая-то. Тонкая, однакоЮ работа!.. Красиво... волшебно! Ой! Ой! Ой! Нитиво не понимаю!
А: Озябла, милая, на снегу-то сидеть! Всего ж не рассчитаешь...
М: Ой!
А: А руки твои загребущие!..
М: Ис, тего откаблучивают,а!
А: Ой, какой нос любопытный!..
М: Какой хороший половитек! Был...
А: А глаза ненасытные!..
М: Аэто сто? Вроде, деревянная...
А: Это головушка у тебя деревянная!.. А палочка -- волшебная! Осторожно! Да-а, жадноватый парень!..
М: Ни-ти-во не понимаю!
А: Сейчас поймешь...
М: А ну, растите назад! Растите назад, я говорю! А это сто за игруски? Ой! караул! На помось! Ой, помогите! Помираю... Ой как зить охота!.. ... Ну, это я узе видел!
А: Брейся, не брейся, а на елку не похоже! ... И елок много, и тебя много... а толку -- малавата будет!
М: А, теперь я и без этой палки во сто хос превратюсь...В теле такая приятная гибкость образовалась... Ой, вот только в себя я не могу!..
А: Все у тебя не тик-так!
М: Ой! Мама!!! Все! Все, больше не играю! ... А как зе я домой пойду? У меня и ног-то нет... А ведь дома -- зена... Палотька! Вырутялотька! Иди сюда!.. ... Тетенька, отпустите меня! Я волсебное слово знаю: ПОЗАЛУСТА! ... Пчхи!
М: Э, народ! Это зе я! Ой, ходу отседова!.. Ой... ... Ой! А где з она? Где з она, говорю -- тут вроде домик стоял? А? Ну тего молтис?!!
А: На-до-ел!
М: Ох уз эти сказотьки! Ох уз эти сказотьники!.. Э-э-хо-хо...

«Падал прошлогодний снег» - советский мультипликационный фильм , который снял в 1983 году режиссёр Александр Татарский по сценарию Сергея Иванова . Выполнен при помощи техники пластилиновой анимации . В основе сюжета - забавная новогодняя сказка про мужичка, отправившегося на поиски ёлки.

Мультфильм выделяется тем, что афористичные реплики персонажей мультфильма, полные абсурдистского юмора, превратились в народные поговорки .

Премьера мультфильма состоялась 31 декабря 1983 года по 2-й программе Центрального телевидения Гостелерадио СССР , а впоследствии показывали также по 3-й и 5-й программам ЦТ. В 1990-е годы мультфильм показывали на РТР, а на других каналах он ежегодно транслируется под Новый год.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Падал прошлогодний снег (1983) Пластилиновый мультик | Золотая коллекция

    ✪ Падал прошлогодний снег в HD качестве 😀🍭😁(1983) Пластилиновый мультик ⭐🍬⭐| Золотая коллекция

    ✪ Остров сокровищ. Фильм 1. Карта капитана Флинта (1986) Советский мультфильм | Золотая коллекция

    ✪ Мультфильмы для взрослых: Фильм, фильм, фильм

    ✪ И падает снег. 1 серия (2007). Мелодрама, драма @ Русские сериалы

    Субтитры

    Точно не скажешь, но давненько когда-то... Еще в староглиняные времена, В одной пластилиновой местности... Ну вот, хотел вам про щуку рассказать. Вы знаете, в этой истории смотря, что хочешь, то и случается. То вроде лепится, а то не лепится. Скажем, повстречались как-то две милых таких, Симпатичных... Ой! И этих унесло. Нет. Вот. Или, вот, мельник. Вздумалось мельнику... Я сейчас вам про него такое могу рассказать! Или так... Одна кружка была навечно прикована... Впрочем, не стоит об этом. А один гражданин Любил очень арбузы. Вы мне напомните, я про него завтра расскажу. Хорошо? Тихо… Тихо, тихо, тихо! То все присказка была. Вот. Вот же про кого буду рассказывать. Ладно скроен. Ловко слеплен. Ну, просто вылитый я в молодости. Куда он? Хотел про него сказку... Царем бы сделал. Ой, ну прямо все настроение испортил. Тут опять эти кости, собаки... Эти кружки... А где кружечка? Ну и сказочка... Так вот же он! Ну, так я и говорю: что давненько, когда-то... В одной весьма пластилиновой местности... Подожди, только ты не пропадай, ладно? Жил да был Орел - мужчина. - Ничего не понимаю! Правда, он не выговаривал некоторые буквы и цифры. И работничек был... Угу. Вот именно. Но зато большой он был любитель побездельничать. Хорошо, что жена попалась строгая и авторитетная. Как-то под Новый Год... Она послала... Ну, в общем, послала его за елкой. - Уж послала так послала! - А то, говорит: что ж это за Новый Год и без елочки? А? Ну что ты тут лазаешь? Что ты все примеряешься? Послали - так руби! - Маловато, понимаешь. - Маловато будет. А... Ну это другое дело. Тогда вот тебе: ель - царевна. Целый дом. Крадется. А чего ты крадешься? - Тсс-ссс-сс… Замолкни! - Зверя видишь? Нет? - Во как поймаю. Ишь, размечтался... - Знатная зверюга. - Мех, мясо. - Шкварок нажарю. - Нет. Лучше отнесу-ка его на ярмарку. - Тут-то дураков много, а зайцев, поди, мало. - А ну, зайца-то кому? Зайца? - Выбегайца? - Кому заяц? - Свежепойманный! - Хочь как хочь, а маловато. - Маловато будет. - Ежели я весь такой из себя купец... - То на что мне эта худая жена? - Маловато будет. - Прошу знакомиться. Моя половина. А при такой жене тебе, наверное, и хоромы нужно. Во! Нет нет. Или во... Нет, нет. Во какие! - Маловато, говорю. - Маловато будет! А палаты белокаменные не желаете? Или дом - полная чаша? - Стой! Стой! Обратно не то! - Другой дом отгрохаю. - Надежно. - Добротно. - Хорошо. - А хотя бы я и жадничаю! - Зато от чистого сердца. - Ага! Хоромина! - Во! Огромина! - Ой. Да и я... - Да при таком фонтане боярином стану! - Мы, бояре, народ работящий. - Такая уж наша боярская доля. - Маловато будет! - Вот - это мой размерчик! Слушай, а ты про елку не забыл, боярин дубовый? - Когда желудь спелый, хэ-э… - Его каждая свинья слопает. - При таких свиньях - Как-то и сам становишься... - А я и в цари записаться могу! - Да! Кто тут... Кто тут, к примеру, в цари крайний? - Никого? Так я первый буду! - Карету мне, понимаешь? - Карету! Ну, дворец! Ну, хорош! С лебедями, с чучелами... - Ой, как я очень богатство это люблю и уважаю! - Как царем, значит, заделаюсь... - Первым делом... - Первым делом... Чё первым делом? - А! Пианину! - А что это за жизнь без пианины? - Пиры закатывать буду. - Маловато! - Пир желаем горой! Эх, улетело твое счастьице! - Чтоб тебе провалиться! - Ой, скукота. - Вчера - царь, сегодня - царь. - Каждый день все царь да царь. - Маловато. Эх… - А чего-то... А чего-то я и сам какой-то маловатый. - Ма-ло-ва-то! - Ма-ло-ва-то! Ну, ты стой, образумься! Перестань ты расти, лопнешь! - Маловато! - Маловато будет! - Маловато! Ну что? Достукался, да? -Ой! - Ну зайчик! Подожди! - Ну, погоди! Ни елки, ни зайца, ничего. А спички-то еще весной посеял. - Эх, хо-хо. Пианина, пианина... А все-таки жалко его. Неужели на том и конец? - Конец, конец... - Концы в воду. Не пустила его жена. Опять послала за елкой. - Иди, говорит. - И без елки не возвращайся. - А, зато, с елкой, говорит, возвращайся! - Эээ-эй, эээ-гэ-гэ-й! - Ну и лес! - Елки - моталки. Куда ж вы все подевались? - Ой! - Ой! Кого-то... Кого-то ты мне напоминаешь, тетя. - И, вроде, раньше тебя тут не было... - Э-хей! - Тьфу. Не плюй. Забыл пословицу? /Стук в дверь/ Ничего, скоро вспомнишь. /Стук/ - У вас все дома? - А?... Ну и ладно. - О! Ох! Сумасшедший дом. - Маловато! Слушай, чего ты тут распоряжаешься? Тебя сюда звали? - Замолкни, зануда. - Ты глянь! Хи-хиии… - Вот старые вещи какие-то. Рухлядь какая-то. - Тонкая, однако, работа. Хык… - Красиво. - Душевно. - Ой! Ой! /Звук сигнализации: пи-пи-пи/ - Ничего не понимаю. Озябла, милая на снегу-то сидеть? Всего ж не рассчитаешь. - Ой! Ой, руки твои загребущие! /Стук каблуков/ - Вишь, чего откаблучивают, а? Ой, какой нос любопытный! - Ой, какой хороший половичок! - Был. А глаза ненасытные! - А это чё? - Вроде деревянная. Это головушка у тебя деревянная. - А я говорю... А палочка волшебная. Осторожно! Да... Жадноватый парень. - Ничего не понимаю. Сейчас поймешь. - А ну растите назад! - Растите назад, я говорю! - Ой, это что за игрушки? - Ой, караул! - На помощь! - Ой, помогите! - Помираю. - Ой, как жить охота! - Ну, это я уже видел. Брейся не брейся, а на елку не похоже. И елок много и тебя много, а толку... Маловато будет! - А, теперь я без этой палки во что хочешь превращусь. - В теле такая приятная гибкость образовалась. - Ой, только в себя не могу. Все у тебя не тик-так. - Ох! Мама! Всё! - Всё, больше не играю! - А как же я домой пойду? - У меня и ног-то нет. - А ведь дома - жена... - Палочка! - Выручалочка! - Иди сюда. - Тетенька... - Отпустите меня! - Я волшебное слово знаю. - Пожалуйста! - Пчхи… - Эй! Народ! - Это же я. - Ой, ходу отседова. - Ой! - Ой. А где ж она? - Где ж она, говорю? - Тут вроде домик стоял. - А? Ну, чего молчишь? - Ну чего молчишь? Надоел! - Ох уж эти сказочки... - Ох уж эти сказочники... - Эх-хо-хо... На том и кончилась сказка. А вот теперь... Начинается чистая правда. - А-ааааа-ааа! - А-аа-ааа! Он и в третий раз ходил за елкой. И добыл ее. Но это было уже весной. И он отнес елку обратно. /Звук дудки, грустная мелодия/

Сюжет

Главный герой мультфильма - глуповатый, хитрый, ленивый и жадный мужичок. К тому же, он ещё и косноязычный (не выговаривает «некоторые буквы и цифры»), очень любит пить пиво и постоянно попадает в дурацкие ситуации. К счастью, у него есть «строгая и авторитетная» жена. Вся история начинается с того, что жена посылает мужика принести из лесу ёлку на Новый год . Но новогодний лес - сказочное место, полное неожиданных событий и превращений. Запутавшись в чудесах, неоднократно потеряв и снова обретя собственный облик, мужик возвращается домой ни с чем.

Сюжет разделён на две связанные истории - про мечты мужика и невероятные превращения в избушке на курьих ножках. В основе первой истории лежит сюжет, встречающийся в сказках многих народов мира - о жадном человеке, который увидав в лесу зайца, размечтался, как разбогатеет на пойманном звере. В итоге он ненароком вспугивает зайца криком и остаётся ни с чем.

Фильм заканчивается словами рассказчика о том, как мужик в третий раз ходил за ёлкой и наконец добыл её. Но поскольку это было уже весной , он отнёс ёлку обратно.

Создатели

Награды

Фильм «Падал прошлогодний снег» получил много фестивальных наград:

Цензура

Мультфильм «Падал прошлогодний снег» не избежал пристального внимания цензуры . Уже вначале Татарскому не давали начать работу над этим фильмом, заставляя снимать мультфильм о пионерах, собирающих металлолом .

Режиссёр безуспешно со скандалами пытался протолкнуть свой сценарий. В конце концов он пошёл на уловку - заявил, что будет снимать фильм про Владимира Ленина , причём две недели добивался права снять этот мультфильм, попутно добавив, что картина будет экранизацией произведения Михаила Зощенко . Под таким безапелляционным натиском чиновники сдались и согласились на первоначальный сценарий, лишь бы не затрагивать запрещённую тему .

Несмотря на отчаянное сопротивление режиссёра и сценариста, мультфильм «Падал прошлогодний снег» был отправлен «на доработку». Его пришлось заново смонтировать и местами переозвучить. Режиссёр Александр Татарский вспоминал :

На сдаче «Снега» у меня было предынфарктное состояние. Мне заявили, что я неуважительно отношусь к русскому человеку: «У вас всего один герой - русский мужик, и тот идиот!..»

  • Во время выступления в передаче «Вокруг смеха » композитор Григорий Гладков рассказывал, что мультфильм имел первоначальное рабочее название «Ёлки-палки, лес густой», а главным героем в нем был дворник из «Пластилиновой вороны » . Потом визуальную концепцию главного персонажа пришлось доработать, впрочем, как и название.
  • Озвучивать мультфильм приглашали

, Борис Савин , Александр Татарский , Владлен Барбэ

Оператор Звукооператор

Нелли Кудрина

Студия Страна

СССР СССР

Дистрибьютор

Гостелерадио СССР

Язык Длительность

19 мин 45 сек

Премьера IMDb BCdb Аниматор.ру

«Падал прошлогодний снег» - советский мультипликационный фильм , который снял в 1983 году режиссёр Александр Татарский по сценарию Сергея Иванова . Выполнен при помощи техники пластилиновой анимации . В основе сюжета - забавная новогодняя сказка про мужичка, отправившегося на поиски ёлки.

Мультфильм выделяется тем, что афористичные реплики персонажей мультфильма, полные абсурдистского юмора, превратились в народные поговорки .

Премьера мультфильма состоялась 31 декабря 1983 года по 2-й программе Центрального телевидения Гостелерадио СССР , а впоследствии показывали также по 3-й и 5-й программам ЦТ. В 1990-е годы мультфильм показывали на РТР, а на других каналах он ежегодно транслируется под Новый Год.

Сюжет

Главный герой - мужичок, глуповатый, хитрый, ленивый, жадный, да ещё к тому же и косноязычный (не выговаривает «некоторые буквы и цифры»). Очень любит пить пиво , постоянно попадает в дурацкие ситуации. К счастью, у него есть жена - «строгая и авторитетная». Вся история начинается с того, что жена посылает мужика принести из лесу ёлку на Новый год . Но новогодний лес - сказочное место, полное неожиданных событий и превращений. Запутавшись в чудесах, неоднократно потеряв и снова обретя собственный облик, мужик возвращается домой ни с чем.

Сюжет разделён на две связанные истории - про мечты мужика и невероятные превращения в волшебной избушке на курьих ножках. В основе первой истории лежит сюжет, встречающийся в сказках многих народов мира - о жадном человеке, который увидав в лесу зайца, размечтался, как разбогатеет на пойманном звере. В итоге он ненароком вспугивает зайца криком и остаётся ни с чем.

Мультфильм заканчивается словами рассказчика о том, как мужик ходил за ёлкой в третий раз и наконец добыл её, но поскольку это было уже весной, ему пришлось отнести ёлку обратно.

Создатели

  • Автор сценария: Сергей Иванов
  • Режиссёр: Александр Татарский
  • Оператор: Иосиф Голомб
  • Художник-постановщик: Людмила Танасенко
  • Композитор: Григорий Гладков
  • Аранжировщик: Игорь Кантюков
  • Художники-мультипликаторы: Александр Федулов , Борис Савин , Александр Татарский , Владлен Барбэ
  • Художники: Елена Косарева , Иван Романов, Ирина Черенкова, Ольга Прянишникова, О. Ткаленко, Татьяна Кузьмина
  • Монтажёр: Любовь Георгиева
  • Звукооператор: Нелли Кудрина
  • Редактор: Алиса Феодориди
  • Директор: Зинаида Сараева
  • Роли озвучивал Станислав Садальский (в титрах не указан)

Награды

Цензура

«Падал прошлогодний снег» не избежал пристального внимания цензуры .

Уже в начале Татарскому не давали начать работу над мультфильмом, заставляя снимать мультфильм про пионеров, собирающих металлолом . Режиссёр безуспешно со скандалами пытался протолкнуть свой сценарий. В конце концов, он пошёл на уловку - он заявил, что будет снимать фильм про Ленина , причём две недели добивался права снять мультфильм про Владимира Ильича, попутно добавив, что картина будет по мотивам произведения Зощенко . Под столь безапелляционным натиском чиновники сдались и согласились на первоначальный сценарий, лишь бы не затрагивать запрещённую тему .

Несмотря на отчаянное сопротивление режиссёра и сценариста, «Падал прошлогодний снег» был отправлен «на доработку». Мультфильм пришлось заново смонтировать и местами переозвучить. Режиссёр Александр Татарский вспоминал :

На сдаче «Снега» у меня было предынфарктное состояние. Мне заявили, что я неуважительно отношусь к русскому человеку: «У вас всего один герой - русский мужик, и тот идиот!..»

  • Как упоминал композитор Григорий Гладков во время выступления в передаче «Вокруг смеха », мультфильм имел первоначальное рабочее название «Ёлки-палки, лес густой», а главным героем в нем был дворник из «Пластилиновой вороны » . Потом визуальную концепцию главного персонажа пришлось доработать, впрочем, как и название.
  • Озвучивать мультфильм приглашали Рину Зелёную , Лию Ахеджакову . Ахеджакова даже озвучила мультфильм, но Татарскому не понравилось. Тогда монтажёр Людмила Коптева предложила кандидатуру Станислава Садальского, с которым Татарский впоследствии подружился. Интересно, что в финальных титрах его имя отсутствует. Перед сдачей мультфильма до председателя Гостелерадио Сергея Лапина дошли сведения, что Садальский был задержан в ресторане гостиницы «Космос » с иностранной гражданкой. В качестве наказания за общение с иностранцами фамилию актёра убрали из титров .
  • По мотивам мультфильма есть две одноимённых компьютерных игры, в которых повествуется о новых приключениях Мужика . Обе игры озвучил Садальский.
  • По словам Гладкова, характерный «крякающий» звук в некоторых композициях мультфильма был создан с помощью музыкального инструмента из класса рожков, под названием казу .
  • Объясняя композитору, какой должна быть финальная музыкальная тема, Татарский сказал: «Под эту мелодию нас будут хоронить!» Так и вышло: тема из мультфильма «Падал прошлогодний снег» звучала на похоронах режиссёра .
  • Фраза «Ох уж эти сказочники» - это эпиграф первого романа Фёдора Достоевского «Бедные люди» , являющийся в свою очередь цитатой из рассказа князя В. Ф. Одоевского «Живой мертвец» .
  • Начальная музыкальная тема была позже использована в одной из серий «Братьев Пилотов».
  • В Киеве был открыт ресторан, посвященный мультфильму, под названием «Кабачок на бочок».

Издания

Мультфильм неоднократно издавался на VHS и DVD в сборниках мультфильмов:

  • Сборник мультфильмов «Видеопрограмма Госкино СССР», середина 1980-х - начало 1990-х, видеокассета «Электроника ВК», SECAM
  • Сборник мультфильмов «Электроника Видео», конец 1980-х, начало 1990-х, видеокассета «Электроника ВК». Первый постоянный выпуск в системе PAL.
  • Лучшие советские мультфильмы, Studio PRO Video , середина 1990-х, Мультфильмы на кассете: Пластилиновая ворона и другие…
  • «Детский кинотеатр: Следствие ведут колобки» (Сборник мультфильмов ТО «Экран»), «Мастер Тэйп», VHS, 2000 год.
  • «Падал прошлогодний снег. Сборник мультфильмов (ТО „Экран“)», «Мастер Тэйп», DVD, 2002 год. PAL и NTSC.
  • «Зимняя сказка» (Сборник мультфильмов ТО «Экран»), «ИДДК », DVD, 2002 год.
  • «В лесу родилась ёлочка» (Сборник мультфильмов ТО «Экран»), DVD Мультфильмы на диске:

Напишите отзыв о статье "Падал прошлогодний снег"

Примечания

Ссылки

  • «Падал прошлогодний снег» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • на «Аниматор.ру »
  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • на YouTube
  • Дарья Печорина Статья на сайте Наш фильм.ру

Отрывок, характеризующий Падал прошлогодний снег

Но никогда ей так жалко не было, так страшно не было потерять его. Она вспоминала всю свою жизнь с ним, и в каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней. Изредка между этими воспоминаниями врывались в ее воображение искушения дьявола, мысли о том, что будет после его смерти и как устроится ее новая, свободная жизнь. Но с отвращением отгоняла она эти мысли. К утру он затих, и она заснула.
Она проснулась поздно. Та искренность, которая бывает при пробуждении, показала ей ясно то, что более всего в болезни отца занимало ее. Она проснулась, прислушалась к тому, что было за дверью, и, услыхав его кряхтенье, со вздохом сказала себе, что было все то же.
– Да чему же быть? Чего же я хотела? Я хочу его смерти! – вскрикнула она с отвращением к себе самой.
Она оделась, умылась, прочла молитвы и вышла на крыльцо. К крыльцу поданы были без лошадей экипажи, в которые укладывали вещи.
Утро было теплое и серое. Княжна Марья остановилась на крыльце, не переставая ужасаться перед своей душевной мерзостью и стараясь привести в порядок свои мысли, прежде чем войти к нему.
Доктор сошел с лестницы и подошел к ней.
– Ему получше нынче, – сказал доктор. – Я вас искал. Можно кое что понять из того, что он говорит, голова посвежее. Пойдемте. Он зовет вас…
Сердце княжны Марьи так сильно забилось при этом известии, что она, побледнев, прислонилась к двери, чтобы не упасть. Увидать его, говорить с ним, подпасть под его взгляд теперь, когда вся душа княжны Марьи была переполнена этих страшных преступных искушений, – было мучительно радостно и ужасно.
– Пойдемте, – сказал доктор.
Княжна Марья вошла к отцу и подошла к кровати. Он лежал высоко на спине, с своими маленькими, костлявыми, покрытыми лиловыми узловатыми жилками ручками на одеяле, с уставленным прямо левым глазом и с скосившимся правым глазом, с неподвижными бровями и губами. Он весь был такой худенький, маленький и жалкий. Лицо его, казалось, ссохлось или растаяло, измельчало чертами. Княжна Марья подошла и поцеловала его руку. Левая рука сжала ее руку так, что видно было, что он уже давно ждал ее. Он задергал ее руку, и брови и губы его сердито зашевелились.
Она испуганно глядела на него, стараясь угадать, чего он хотел от нее. Когда она, переменя положение, подвинулась, так что левый глаз видел ее лицо, он успокоился, на несколько секунд не спуская с нее глаза. Потом губы и язык его зашевелились, послышались звуки, и он стал говорить, робко и умоляюще глядя на нее, видимо, боясь, что она не поймет его.
Княжна Марья, напрягая все силы внимания, смотрела на него. Комический труд, с которым он ворочал языком, заставлял княжну Марью опускать глаза и с трудом подавлять поднимавшиеся в ее горле рыдания. Он сказал что то, по нескольку раз повторяя свои слова. Княжна Марья не могла понять их; но она старалась угадать то, что он говорил, и повторяла вопросительно сказанные им слона.
– Гага – бои… бои… – повторил он несколько раз. Никак нельзя было понять этих слов. Доктор думал, что он угадал, и, повторяя его слова, спросил: княжна боится? Он отрицательно покачал головой и опять повторил то же…
– Душа, душа болит, – разгадала и сказала княжна Марья. Он утвердительно замычал, взял ее руку и стал прижимать ее к различным местам своей груди, как будто отыскивая настоящее для нее место.
– Все мысли! об тебе… мысли, – потом выговорил он гораздо лучше и понятнее, чем прежде, теперь, когда он был уверен, что его понимают. Княжна Марья прижалась головой к его руке, стараясь скрыть свои рыдания и слезы.
Он рукой двигал по ее волосам.
– Я тебя звал всю ночь… – выговорил он.
– Ежели бы я знала… – сквозь слезы сказала она. – Я боялась войти.
Он пожал ее руку.
– Не спала ты?
– Нет, я не спала, – сказала княжна Марья, отрицательно покачав головой. Невольно подчиняясь отцу, она теперь так же, как он говорил, старалась говорить больше знаками и как будто тоже с трудом ворочая язык.
– Душенька… – или – дружок… – Княжна Марья не могла разобрать; но, наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил. – Зачем не пришла?
«А я желала, желала его смерти! – думала княжна Марья. Он помолчал.
– Спасибо тебе… дочь, дружок… за все, за все… прости… спасибо… прости… спасибо!.. – И слезы текли из его глаз. – Позовите Андрюшу, – вдруг сказал он, и что то детски робкое и недоверчивое выразилось в его лице при этом спросе. Он как будто сам знал, что спрос его не имеет смысла. Так, по крайней мере, показалось княжне Марье.
– Я от него получила письмо, – отвечала княжна Марья.
Он с удивлением и робостью смотрел на нее.
– Где же он?
– Он в армии, mon pere, в Смоленске.
Он долго молчал, закрыв глаза; потом утвердительно, как бы в ответ на свои сомнения и в подтверждение того, что он теперь все понял и вспомнил, кивнул головой и открыл глаза.
– Да, – сказал он явственно и тихо. – Погибла Россия! Погубили! – И он опять зарыдал, и слезы потекли у него из глаз. Княжна Марья не могла более удерживаться и плакала тоже, глядя на его лицо.
Он опять закрыл глаза. Рыдания его прекратились. Он сделал знак рукой к глазам; и Тихон, поняв его, отер ему слезы.
Потом он открыл глаза и сказал что то, чего долго никто не мог понять и, наконец, понял и передал один Тихон. Княжна Марья отыскивала смысл его слов в том настроении, в котором он говорил за минуту перед этим. То она думала, что он говорит о России, то о князе Андрее, то о ней, о внуке, то о своей смерти. И от этого она не могла угадать его слов.
– Надень твое белое платье, я люблю его, – говорил он.
Поняв эти слова, княжна Марья зарыдала еще громче, и доктор, взяв ее под руку, вывел ее из комнаты на террасу, уговаривая ее успокоиться и заняться приготовлениями к отъезду. После того как княжна Марья вышла от князя, он опять заговорил о сыне, о войне, о государе, задергал сердито бровями, стал возвышать хриплый голос, и с ним сделался второй и последний удар.
Княжна Марья остановилась на террасе. День разгулялся, было солнечно и жарко. Она не могла ничего понимать, ни о чем думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минуты. Она выбежала в сад и, рыдая, побежала вниз к пруду по молодым, засаженным князем Андреем, липовым дорожкам.
– Да… я… я… я. Я желала его смерти. Да, я желала, чтобы скорее кончилось… Я хотела успокоиться… А что ж будет со мной? На что мне спокойствие, когда его не будет, – бормотала вслух княжна Марья, быстрыми шагами ходя по саду и руками давя грудь, из которой судорожно вырывались рыдания. Обойдя по саду круг, который привел ее опять к дому, она увидала идущих к ней навстречу m lle Bourienne (которая оставалась в Богучарове и не хотела оттуда уехать) и незнакомого мужчину. Это был предводитель уезда, сам приехавший к княжне с тем, чтобы представить ей всю необходимость скорого отъезда. Княжна Марья слушала и не понимала его; она ввела его в дом, предложила ему завтракать и села с ним. Потом, извинившись перед предводителем, она подошла к двери старого князя. Доктор с встревоженным лицом вышел к ней и сказал, что нельзя.
– Идите, княжна, идите, идите!
Княжна Марья пошла опять в сад и под горой у пруда, в том месте, где никто не мог видеть, села на траву. Она не знала, как долго она пробыла там. Чьи то бегущие женские шаги по дорожке заставили ее очнуться. Она поднялась и увидала, что Дуняша, ее горничная, очевидно, бежавшая за нею, вдруг, как бы испугавшись вида своей барышни, остановилась.
– Пожалуйте, княжна… князь… – сказала Дуняша сорвавшимся голосом.
– Сейчас, иду, иду, – поспешно заговорила княжна, не давая времени Дуняше договорить ей то, что она имела сказать, и, стараясь не видеть Дуняши, побежала к дому.
– Княжна, воля божья совершается, вы должны быть на все готовы, – сказал предводитель, встречая ее у входной двери.
– Оставьте меня. Это неправда! – злобно крикнула она на него. Доктор хотел остановить ее. Она оттолкнула его и подбежала к двери. «И к чему эти люди с испуганными лицами останавливают меня? Мне никого не нужно! И что они тут делают? – Она отворила дверь, и яркий дневной свет в этой прежде полутемной комнате ужаснул ее. В комнате были женщины и няня. Они все отстранились от кровати, давая ей дорогу. Он лежал все так же на кровати; но строгий вид его спокойного лица остановил княжну Марью на пороге комнаты.
«Нет, он не умер, это не может быть! – сказала себе княжна Марья, подошла к нему и, преодолевая ужас, охвативший ее, прижала к щеке его свои губы. Но она тотчас же отстранилась от него. Мгновенно вся сила нежности к нему, которую она чувствовала в себе, исчезла и заменилась чувством ужаса к тому, что было перед нею. «Нет, нет его больше! Его нет, а есть тут же, на том же месте, где был он, что то чуждое и враждебное, какая то страшная, ужасающая и отталкивающая тайна… – И, закрыв лицо руками, княжна Марья упала на руки доктора, поддержавшего ее.
В присутствии Тихона и доктора женщины обмыли то, что был он, повязали платком голову, чтобы не закостенел открытый рот, и связали другим платком расходившиеся ноги. Потом они одели в мундир с орденами и положили на стол маленькое ссохшееся тело. Бог знает, кто и когда позаботился об этом, но все сделалось как бы само собой. К ночи кругом гроба горели свечи, на гробу был покров, на полу был посыпан можжевельник, под мертвую ссохшуюся голову была положена печатная молитва, а в углу сидел дьячок, читая псалтырь.
Как лошади шарахаются, толпятся и фыркают над мертвой лошадью, так в гостиной вокруг гроба толпился народ чужой и свой – предводитель, и староста, и бабы, и все с остановившимися испуганными глазами, крестились и кланялись, и целовали холодную и закоченевшую руку старого князя.

Богучарово было всегда, до поселения в нем князя Андрея, заглазное именье, и мужики богучаровские имели совсем другой характер от лысогорских. Они отличались от них и говором, и одеждой, и нравами. Они назывались степными. Старый князь хвалил их за их сносливость в работе, когда они приезжали подсоблять уборке в Лысых Горах или копать пруды и канавы, но не любил их за их дикость.
Последнее пребывание в Богучарове князя Андрея, с его нововведениями – больницами, школами и облегчением оброка, – не смягчило их нравов, а, напротив, усилило в них те черты характера, которые старый князь называл дикостью. Между ними всегда ходили какие нибудь неясные толки, то о перечислении их всех в казаки, то о новой вере, в которую их обратят, то о царских листах каких то, то о присяге Павлу Петровичу в 1797 году (про которую говорили, что тогда еще воля выходила, да господа отняли), то об имеющем через семь лет воцариться Петре Феодоровиче, при котором все будет вольно и так будет просто, что ничего не будет. Слухи о войне в Бонапарте и его нашествии соединились для них с такими же неясными представлениями об антихристе, конце света и чистой воле.

01 сентября 2017

Знаменитому мультику Александра Татарского в этом году исполняется 34 года. Фразы глупого мужичка, который отправился в лес за ёлкой, ушли «в народ», а сам мультфильм стал атрибутом празднования Нового года в нашей стране.

Кадр из фильма

сайт узнала о «зашифрованных посланиях», о вкладе Достоевского в создание мультфильма, и кое-что ещё об этой пластилиновой сказке.


В советские времена художникам приходилось отстаивать практически каждую свою идею. В случае с мультфильмом «Падал прошлогодний снег», цензоры не оценили абсурдистский юмор Александра Татарского и поначалу вообще не давали ему возможность начать работу. Когда мультфильм был готов, они нашли какие-то «зашифрованные послания» в уморительных репликах главного героя.

Режиссёр очень нервничал по этому поводу. Ну а после обвинения в неуважительном отношении к русскому человеку, вообще слёг в постель с сердечным приступом.


Кадр из фильма

Когда встал вопрос, кто же должен озвучить мультфильм, ассистенты Татарского предложили кандидатуры Рины Зелёной и Лии Ахеджаковой. После пробной записи режиссёр велел продолжать поиск.

Станислава Садальского и Александра Татарского познакомила Людмила Коптева, которая работала в команде постановщика. Садальский отлично справился со всеми поставленными перед ними задачами, мультфильм был выпущен, однако его имя исчезло из финальных титров. Что же произошло?


Источник: globallookpress.com

Дело в том, что Садальский рос в детдоме и долгое время искал близких. В середине 70-х он смог связаться со своей бабушкой, которая ещё с 1917 года жила в Германии. За общение со своей родственницей-иностранкой артисту запретили выезжать за границу. И именно из-за бабушки убрали его имя из финальных титров мультфильма «Падал прошлогодний снег». Однако страна знала своих героев: и без титров, которые чаще всего никто и не читает, зрители были в курсе, чьим голосом говорит рассказчик и мужичок.


Кадр из фильма

Главный герой мультика, оказавшись в эпицентре волшебных событий, до самого конца оставался реалистом. Он отказывался верить в происходящее и время от времени приговаривал: «Ох уж эти сказочники!» Эту знаменитую фразу Татарский позаимствовал у Фёдора Михайловича Достоевского – она является эпиграфом дебютного романа писателя «Бедные люди».

Александр Татарский, во время обсуждения финальной музыкальной темы с композитором Григорием Гладковым, проронил фразу: «Под эту мелодию нас будут хоронить». В 2007 году режиссёра не стало и, согласно его желанию, на его похоронах звучала музыка из нашего любимого мультфильма.