Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение было написано М.Ю. Лермонтовым в 1830 го­ду. В основе этого стихотворения лежит реальное событие, заме­ченное поэтом: он увидел, как молодежь бросала слепому нище­му камушки вместо подаяния. Бессердечие этого поступка глу­боко поразило Лермонтова. Барышня, в которую он был влюб­лен (Е. Сушкова), не отвечала ему взаимностью, была холодна, в определенном смысле жестока, и в душе его рождались горькие чувства. Так родилось стихотворение «Нищий».

В основе композиции стихотворения лежит сопоставление безнадежно влюбленного героя с нищим, которому бросают ка­мушки. Все лучшее, что есть в душе лирического героя, — лю­бовь, поклонение, восхищение, — все это попрано юной герои­ней. В ответ на молитву о любви он получает лишь обман, по­добно нищему. Лирический герой понимает, что счастье его не­сбыточно, он словно прощается со своей мечтой о любви.

Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Пер­вая часть — картина жизни бедняка, увиденная поэтом. Вторая часть — жизненная история лирического героя.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: анафору («И взор являл живую муку, И кго-то камень положил»), ряды однородных членов («От глада, жажды и страданья»), ин­версию («куска лишь хлеба он просил»), ассонанс («Стоял про­сящий подаянья»).

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Нищий” изучается на уроках литературы в 9 классе. Полный и краткий анализ “Нищий” по плану вы найдёте в нашей статье. Эти знания помогут подготовится к уроку, сделать более глубокий анализ стихотворения, познакомится с идеей, историей создания произведения.

Краткий анализ

История создания – написано в 1830 году, посвящено Екатерине Сушковой, которую любил молодой поэт.

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание.

Композиция – четыре строфы с чётким разделением лирического сюжета.

Жанр – лирическое стихотворение с чертами притчи и элегии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “живая мука”.

Эпитеты “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами”.

Антитеза “хлеб” и “камень” .

История создания

Стихотворение написано в 1830 году. Это лето юный поэт проводил в подмосковном имении Середниково, где познакомился с красавицей Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний юноша был младше неё на два года, поэтому его знаки внимания не воспринимались всерьёз, девушка потешалась над его чувствами.

Как-то раз при посещении Троице-Сергиевой лавры Лермонтов услышал рассказ нищего, который сетовал на чёрствость молодёжи. Ему вместо подаяния шутники положили в чашу камни. Рассказ настолько впечатлил Лермонтова, что он в тот же день написал стихотворение “Нищий”, в котором провёл параллель со своими болезненными сердечными муками. Девушка оказала настолько сильное впечатление на молодого Лермонтова, что в течение долгих пяти лет его сердце разрывалось от безответной любви. Это были болезненные, мучительные отношения. У Лермонтова написан целый цикл стихов, называемый “сушковским”. К сожалению, издано оно было только после смерти поэта в журнале “Библиотека для чтения” в 1844 году.

Тема

Тема – людская чёрствость, равнодушие, злость и непонимание, отсутствие любви к ближнему, сопереживания. Поэт описывает случай, произошедший у ворот храма: в просящую руку нищего, незрячего, голодного человека кто-то положил камень. Таким камнем стало для молодого Лермонтова равнодушие возлюбленной на его мольбы и признания в любви. Камень в ответ на мольбы о подаянии символизирует обман, жестокосердие. Болезненные безответные чувства длиною в пять лет стали толчком к написанию молодым Лермонтовым цикла прекрасных стихов, проникнутых страстью, грустью и надеждой.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший. Есть чёткое смысловое разделение на две части. Первые две строфы повествуют об истории голодного нищего, обманутого жестоким, бессердечным человеком; последняя строфа – сравнение личной трагедии поэта, безответной любви с символическим “камнем” – обманом, которым оказался ответ возлюбленной. По сути, стихотворение – развёрнутое сравнение человеческого равнодушия в общем и личном плане.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение. Оно имеет черты притчи: об этом говорит библейский мотив и поучительное символическое повествование. Есть в произведении и черты элегии, учитывая его эмоциональность, напевность и стихотворный размер и ритм. Последняя строфа напоминает послание, однако чёткого адресата не прослеживается. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Высокая лексика, используемая поэтом, придаёт звучанию торжественность, мелодичность, строгость. Вторая и третья строфа содержат анафору, которая придаёт мелодичность, оттенок безнадёжности, безысходности, сожаления об утраченном.

Средства выразительности

Эпитеты : “бедняк иссохший”, “чувства лучшие”, “горькими слезами” делают лирическое повествование образным и живым. Метафора “живая мука” подчёркивает страдания лирического героя, его тягостные чувства, переживания. Можно проследить наличие скрытого развёрнутого сравнения в смысловом аспекте произведения: рука просящего нищего и душа лирического героя. Обманут просящий, стоящий у “ врат святых “, он получает камень вместо хлеба. Ожидания лирического героя, его чувства обмануты так же жестоко и бесчеловечно. Антонимами в данном контексте становится пара “камень – хлеб” , образуя яркую антитезу во второй строфе стихотворения.

Анафора – во второй строфе: “ И взор являл живую муку… И кто-то камень положил”…

В третьей строфе: “Так я молил твоей любви… Так чувства лучшие мои…”

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова

Стихотворение «Нищий» Лермонтов написал в 1830 г. после посещения Троице-Сергиевой лавры в компании молодежи. Он посвятил его Е. Сушковой, в которую был страстно влюблен в то время.

Многие исследователи считают, что произведение основано на реальном жестоком поведении легкомысленной возлюбленной поэта. У стен монастыря Сушкова в шутку подала нищему камень. Лермонтов был настолько возмущен этим поступком, что женщина сразу же утратила в его глазах всю привлекательность. Современники утверждали, что все так и было. Сама Сушкова категорически отрицала этот неприглядный факт в своей биографии. Как бы то ни было, но именно после этого посещения монастыря Лермонтов значительно охладел к своей возлюбленной, а через несколько лет даже смог ей отомстить. Сушкова сама влюбилась в поэта, но он встретил ее признание с холодным презрением.

Стихотворение относится к лучшим образцам любовной лирики. Лермонтов использует очень яркое сравнение. Бедняк, который просит милостыню около святого места, считался в России наделенным особой благодатью. Это означало, что он уже успел побывать во многих местах и в поисках спасения и защиты прибегнул к последнему средству. Отказать такому человеку в подаянии было просто невозможно, так как его душа уже приобщилась к Богу. Описанный Лермонтовым обман был совершенно немыслим в религиозной стране. В сознании людей протянувший камень совершил бы преступление против самого Бога и понес бы немедленное наказание.

Сравнивая свою безнадежную любовь с положением нищего, Лермонтов подчеркивает ее силу. Он выстраивает параллели между голодом и мольбами, жаждой и слезами, страданиями и тоской. Отказ возлюбленной он воспринимает как предательское подношение камня в протянутую руку. Такой поступок не может быть прощен. Лермонтов боготворил свою избранницу, поэтому обман его «лучших чувств» он сравнивает с духовным преступлением.

Лермонтов не так уж и часто обращался в своем творчестве к религиозным символам. Он не был набожным христианином, но при этом считал, что не стоит злоупотреблять священной темой и использовать ее в описании бытовых ситуаций. Только невероятно сильное чувство подтолкнуло его пойти на это в стихотворении «Нищий».

Как жаль, что именно Гении, особенно тонко чувствующие всё, что происходит вокруг, и вынашивающие в себе боль за себя, друзей и родных, за Родину и мир в целом, вынуждены претерпевать ужасающие страдания - и как результат, рано погибать.

К сожалению, М.Ю. Лермонтов был как раз таким гением, который, светя другим, сгорал сам - и сгорел очень рано, не разменяв и четвёртый десяток. Он не познал в жизни большого счастья - и не познал истинной любви, разделённой, чистой и нежной, а ему, поэту, чья душа была особо чувствительна, любовь была необходима, будто воздух.

Современники запомнили поэта очень ранимым, временами слишком близко принимающим всё к своему чувственному сердечку. Этого мужчину даже называли неуравновешенным, так как его настроение могло меняться, будто погода в Англии - за считанные минуты.

Быть может, талантливого поэта запомнили бы по-другому. Может, он не стал бы «Луной» русской поэзии, как его называли в противовес «солнечному» А.С. Пушкину. Может, может, может…

Однако судьба круто обошлась с юным и трепетным Мишелем, как называли его самые близкие, в том числе и бабушка, фактически вырастившая поэта. Если бы не события его юности, Лермонтов не стал бы «певцом одиночества». В какой-то степени этому «поспособствовала» красавица Екатерина Сушкова, в которую был влюблён шестнадцатилетний Мишель. Однако Михаилу Юрьевичу, как и после В.В. Маяковскому, оказалось «полезно пострадать». Как и Маяковский, Лермонтов, помучившись, мог «написать хорошие стихи» (по выражению Л. Брик). Таким стихотворением стали три катрена под общим заголовком «Нищий» - едва ли не венец любовной лирики поэта.

Если у А.С. Пушкина женщина всегда оставалась прекрасной Музой, которую поэт обожествлял в своих стихотворениях, то Лермонтов своих Муз проклинал, поскольку они не приносили ему ничего, кроме боли и безумного разочарования - в себе, в женщинах, в жизни, в любви.

«Нищий» был написал в 1830 году, и этому предшествует весьма прозаическая история: как-то Лермонтову, посетившему вместе с детьми других знатных семей Троице-Сергиеву лавру, довелось услышать рассказ слепого бедняка, просившего подаяния. Старик рассказал, что другие господа «насмеялись» над ним и положили в его чашу для пожертвований горсть мелких камешков. Поэт был настолько шокирован и удручён этой историей, что вечером того же дня практически набело написал строки «Нищего». Чуть позже к стихотворению добавится последний, наиболее значимый катрен.

Любовная тема в этом произведении раскрывается с неожиданной для поэта-романтика стороны. «Байроновское» видение проблемы неразделённой любви усугубляется ощущением одиночества, неверия во взаимопонимание между людьми. Стихотворение проникнуто болезненным состоянием измученного чувствами лирического героя; в своих страданиях он практически дошёл до крайней линии, за которой - лишь презрение к любви в целом.

Несмотря на автобиографичность произведения, Лермонтов добивается высочайшего уровня обобщения, так что адресат этого послания остаётся для читателя загадкой до тех пор, пока не примется изучать биографию автора. Поэт соединил в этом стихотворении обращение не только к конкретной женщине, но ко всей плеяде жестоких и бесчувственных красавиц, неспособных разглядеть пылкие и искренние чувства. В «Нищем» Лермонтов буквально выворачивает душу наизнанку - и он не был готов делиться с читателем такими интимными переживаниями. Так что впервые произведение было опубликовано через три года после гибели талантливейшего классика.

«Нищий» композиционно разделяется на две неравные части. Первая из них состоит их двух катренов, сюжет которых полностью повторяет сценку, описанную Лермонтову просящим милостыню стариком.

Набожный поэт нарочно вводит в повествование евангельский мотив о сыне, просящем хлеба: так, во время Нагорной проповеди Иисус говорит о просящем, что получает: пророк спрашивает, найдётся ли среди горожан хоть кто-то, кто протянет камень сыну, что просит у отца хлеба. Второй катрен служит чётким ответом на этот вопрос - увы, ответом горьким и бездушным.

Такой представляется юному Мишелю и женская любовь: это чувство, полное обид, разочарований, жестокости и коварства; об этом свидетельствует последний катрен, бессюжетный, но наполненный ярчайшими чувственными образами. Если рассматривать стихотворение в контексте биографии его автора, то можно отметить, что Екатерина Сушкова, возлюбленная будущего классика, насмехалась над чувствами пылкого юноши и не принимала его всерьёз. Спустя много лет Лермонтов отомстит барышне за ту боль, что она ему причинила, и прилюдно унизит её, обвинив в глупости и бесчувственности. Он вернёт ей камень, положенный некогда в его протянутую в мольбе руку.

Интонационно стихотворение читается слегка замедленно, даже напевно, благодаря тому, что Лермонтов выбирает для его написания четырехстопный ямб с многочисленными пиррихиями. Он неслучайно вводит в текст слова книжной лексики: глад, иссохший и другие. Именно они позволяют создать особую одухотворённую картину несчастного бедняка, просящего лишь самого необходимого - хлеба.

Произведение построено на приёме развёрнутой метафоры. Евангельская картина сменяется вполне реалистичными мотивами отверженной любви. В произведении Михаил Юрьевич проводит параллель между двумя случаями чудовищного человеческого равнодушия: как нищий нуждается в хлебе, чтобы выжить, так и поэту необходима любовь. В последнем четверостишии прослеживается образ насмешки над «лучшими чувствами» лирического героя.

Особую выразительность, подчёркивающую смену настроения с элегического на обвинительное, придаёт третьему катрену повторение частицы «так». Благодаря ей гневная и в то же время обиженная речь звучит особенно выразительно и чувственно.

Несмотря на то, что строки «Нищего» проникнуты болью и разочарованием, особняком стоит мысль о ценности истинных, разделённых чувств. Лирический герой отрицает возможность насладиться любовью, однако не лишает этой возможности других.

Стихотворение «Нищий», пожалуй, можно назвать венцом любовной лирики М.Ю. Лермонтова и классическим образцом тематики любви в произведениях русской классической литературы. Поэт, обожествляя прекраснейшее из чувств, показывает, как больно разбиваются мечтания преданного и пылкого сердца о человеческую жестокость и коварство.