Стихотворение «Парус» было написано М. Лермонтовым в 1832 г. В «Парусе» нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в. : чувство одиночества, разочарования и стремление к свободе в обстановке реакции после восстания декабристов. Быть может, грустное восприятие паруса, переходящее в глубокое философское раздумье, и сам образ были навеяны стихами А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». По композиции стихотворение представляет собой расчлененный символический образ, данный в развитии. В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи (строчки) воссоздают предметный образ (меняющуюся картину моря и паруса) , а третий и четвертый - мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение. Несмотря на то, что стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, его образная структура дана в развитии: картину моря и далеко плывущего в голубом тумане паруса сменяет изображение надвигающейся бури. Парал лельно идет развитие в мыслях и переживаниях лирического героя. Одиночество гонимого странника, символически изображенное в первой строфе, вызвано его отчаянием и неприятием жизни. Но мятежник хочет обрести душевный и нравственный покой в обновлении жизни, в перемене ее, в очистительной буре. Именно в этом сопоставлении: одинокий парус и мучительные вопросы; поднимающаяся буря и отчаяние, уход от жизни; восхитительный пейзаж и жажда перемен, обновления - и заключается внутренняя напряженность стихов, сила их эстетического воздействия. Языковая изобразительность стихотворения определяется творческим замыслом поэта. Важную роль играет слово одинокой. В нем совмещаются значения, соотнесенные с предметным рядом (парус одинокой, т. е. плывущий один, без подобных себе) и с рядом символическим (одинокой, т. е. не имеющий единомышленников, близких людей) .

М.Ю. Лермонтов был очень взыскательным художником. Из многих произведений, написанных в юности, ничего не было отдано в печать. Читатель после смерти Лермонтова познакомился с его юношеским лирическим творчеством, в котором нашлись незабываемые шедевры: «Ангел», «Нищий», «Русалка». Анализу стихотворения Лермонтова «Парус» будет посвящена данная статья.

Продолжатель реформы русской поэзии

Лермонтов явился перед публикой, по мнению большинства современников, преемником Пушкина. Одним из первых стихотворений, широко известных, стало «На смерть поэта».

В русской литературе после Пушкина сформировался пушкинский канон. Одна из его характерных черт - речь, которая связывается плавным литературным потоком. Истоки Пушкина - «дней александровых прекрасное начало», героическая пора русской истории, эпоха всенародного патриотизма, света и время надежд. Пушкинский канон - канон ясного твердого мужского солнечного отношения к жизни.

Общая характеристика творчества поэта

Лермонтов возрастал в иное время. Героическая эпоха русской истории миновала. Укреплялись центральные, помещичьи, чиновнические власти. Отношение человека 30-х годов к миру нельзя было выразить пушкинским языком. Художественные вкусы Лермонтова сложились в Московском благородном пансионе, в Московском университете, где интерес к философскому знанию преобладал над социально-политическими вопросами, где занимались философской эстетикой.

В юности Лермонтов напитался идеями Шеллинга. Именно он обосновал романтическую идею полной свободы художника: противостояние одинокой романтической личности миру, контрастный способ изображения действительности и выражения души поэта.

Байрон и Руссо также были близки Лермонтову. Английский поэт не принимал лицемерия общественных установлений, поставив личность и общество во враждебные отношения. Что же касается Руссо, то Лермонтову наиболее близка руссоистская коллизия: природа - цивилизация, особенно в байроновском преломлении. Это отразится в стихотворении Лермонтова «Парус», анализ которого предстоит сделать.

Природа, общество, личность в творчестве М. Лермонтова

Природе у Лермонтова противостоит общественный человек, который выдумал свои законы. Гармоничная природа и страдающее от противоречий общество враждуют между собой. Для романтизма мир, каким он мыслился Богу, в замысле прекрасен и совершенен. Но он не совершенен в исполнении, потому что Создатель поручил его завершение человеку. Однако человек не исполнил достойно задачу, поставленную перед ним Творцом.

Эти кратко обрисованные истоки, питавшие Лермонтова, предопределили стиль его ранней лирики. На первый план в ней вышла идея личности, которая заявляла о своих неотъемлемых правах, обращалась к миру со своими вопросами, сомнениями и претензиями. Выражение идеи личности потребовало нового стиля. Все почувствовали разрушение пушкинского канона.

Юный Лермонтов внёс напряжение в нашу поэзию. Он лишает стих и поэзию гармони и равновесия, чтобы стихи звучали более страстно и остро. В дальнейшем, примером послужит анализ стихотворения Лермонтова «Парус».

У поэта всё рассчитано на внушение читателю определённого эмоционального впечатления. Всё должно работать на создание выразительности целого. С этим связаны две противоречивые тенденции. С одной стороны, поэт не избегает простых определений. С другой стороны, утонченная и изощренная книжно-поэтическая живопись, а также напряженность психологических состояний.

А теперь, ознакомившись в целом с тенденциями поэзии юного творца, мы приступим к анализу стихотворения Лермонтова «Парус».

История создания

В 1832 году М. Лермонтов из Москвы уезжает в северную столицу, чтобы поступить в университет. Но ему не засчитывают два года обучения в Москве. Поэтому он колеблется: надо ли ему связывать свою жизнь с армией. Он много размышляет, прислушиваясь к советам родственников. Гуляя на берегу Финского залива, он видит парусный флот и отдельно стоящие корабли.

Появляются вдохновенные строки короткого стихотворения М.Лермонтова «Парус», анализ которого мы начали.

Тематика стихотворения

Это философско-лирическое произведение, в которое включён пейзаж. В голубом тумане моря автор видит, на фоне светлых лазурных волн, под лучом солнца, одинокий парус. Пейзаж в стихотворении - это внутренний мир человека. Далее мы разовьем эту мысль поэта и рассмотрим стихотворение Лермонтова «Парус». Анализ коротко разберёт все элементы произведения.

Тема, идея стихотворения

Что значит море для поэта? Бурные житейские волны. А парус - это он сам, неприкаянный и не решивший, что ему делать. Одиночество в мире чиновников, большого света, куда он стремится, и где его не принимают, - это главная мысль, которая занимает молодого человека. Он во всём желает совершенства, но этого никто не оценивает.

В Николаевскую эпоху, после декабрьского восстания, большинство дворян до дрожи боится в чём-либо противоречить императору. Мятежный дух поэта прорывается в стихотворении «Парус», который ищет бурь, не боясь их. То есть для Лермонтова, столкновение с миром чиновников неизбежно как неотвратимы и штормы, которые парус не просто встретит на своём пути, а даже найдёт их. Он отыщет свою высокую цель, ради которой имеет смысл жить, преодолевая все помехи и препятствия на своём пути. Мы продолжаем анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Парус».

Композиционное построение

В стихотворении всего три строфы. Каждая из них начинается описанием пейзажа, который постоянно меняется: он то спокоен, то разыгрывается ветер и под ним гнётся мачта, то вновь море успокаивается, сияет лазурью, и пробивается луч солнца. В каждой строфе мы видим автора, с волнением наблюдающего за парусом. Он задаётся вопросами, которые связаны с психологически неустойчивым состоянием поэта.

Образы

Автор в своём произведении использовал аллегорию. Жизнь обозначена, как образ моря, то спокойного, то бурного. Оно символизирует тернистые, запутанные, суровые пути. Парус - это символ человека с его проблемами, поисками, устремлениями. Так возникает конфликт между человеком и жизнью, в которую он брошен, и смыслом, который он хочет найти.

Художественные средства автора

Продолжая анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус», мы рассмотрим художественные приёмы автора. Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой. Поэт применяет инверсию (парус - одинокий, море - голубое), антитезу (кинул - ищет, страна - далёкая, край - родной), олицетворение (волны играют, ветер свищет), обилие глаголов. Все это усиливает впечатление от стихотворения.

Лингвистический анализ текста стихотворения Лермонтова «Парус»

Мы уже упоминали, что всё стихотворение построено на противопоставлениях. Пейзажные двустишия сталкиваются с психологическими. Антитезой также служит пара море (бытийное) и парус, под которым понимается человек, который борется с препонами жизни. Для усиления выразительности применена, кроме уже упомянутых средств, анафора («что ищет», «что кинул»). Большое количество глаголов выражают динамику, изменчивость природы и паруса.

Особо напряжена вторая строфа. Всё живо: природа, море, парус. Именно здесь указано, что счастья он не ищет, но и не бежит от него. Эта конструкция построена зеркально. Здесь мы впервые встречаемся с фатализмом, который углубится в более поздних произведениях Лермонтова: "пусть случится то, что должно произойти". В синтаксисе интересен параллелизм:

  • "Белеет парус в тумане…";
  • "Ищет он в стране...";
  • "Кинул он в краю...".

Слово «парус» использовано только один раз. Вместо него имеется 6 местоимений «он». В синтаксисе двух последних строк каждого четверостишия применяются или вопросительные, или восклицательные знаки. На этом мы завершим анализ «Паруса» Лермонтова.

  • Это стихотворение стало романсом. А. Варламов написал музыку в 1848 году, А. Рубинштейн - год спустя. Наш современник А. Матюхин в 1985 году также положил его на музыку и проникновенно исполнил.
  • «Парус» опубликовали после смерти М. Лермонтова в 1841 году.
  • Впервые он упоминается в письме к В. Лопухиной.
  • Первая строка в первоначальном варианте звучала как «Белеет парус отдалённый».

Другие материалы по творчеству Лермонтов М.Ю.

  • Краткое содержание поэмы "Демон: восточная повесть" Лермонтова М.Ю. по главах (частях)
  • Идейно-художественное своеобразие поэмы "Мцыри" Лермонтова М.Ю.
  • Идейно-художественное своеобразие произведения "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • Краткое содержание "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова М.Ю.
  • «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности» В.Г. Белинский

Это лермонтовское стихотворение вам знакомо, но мы попробуем прочитать его на новом, более глубоком уровне, как перечитывали уже в этом учебном году «Бедную Лизу» Карамзина, «Горе от ума» Грибоедова, «Тараса Бульбу» Гоголя, «Капитанскую дочку» Пушкина и другие произведения русских классиков и как будем углубленно повторять «Героя нашего времени».

Когда Лермонтов создал свой «Парус», ему было семнадцать лет, почти столько же, сколько вам сейчас. Ho та резкая система оппозиций, то столкновение полярных образов, которое проходит через все стихотворение, нельзя объяснить только юношеским максимализмом; нет, такова была художественная картина мира, которая утвердилась в творчестве Лермонтова с самого начала и потом лишь углублялась, сохраняя неизменную основу.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

При ознакомительном, самом беглом чтении мы замечаем, что первые две строки этой строфы дают объективную картину, связывают замысел поэта с традицией пейзажной лирики. Главное здесь - цвет; белизна паруса и голубизна моря, уподобленного туману. Лишь эпитет «одинокой» да неожиданный знак препинания в конце периода (восклицательный плюс многоточие) указывают на эмоциональную связь между пейзажем и лирическим героем, его душевным переживанием.

Казалось бы, пока все построено очень просто, образ возникает почти жизнеподобный. Ho потом, прочитав следующие две строки, передающие субъективное состояние поэта, мы «задним числом» отмечаем важное обстоятельство, которое поначалу ускользает от нашего читательского внимания. Дело в том, что в пейзажном описании дважды использован один и тот же вид тропа, поэтического оборота речи: на часть перенесен признак целого. Нам говорят не о корабле и о море, а именно о парусе и о «тумане моря». Парусу лирический герой адресует вопросы, которые в обыденной речи могут быть отнесены только к самому кораблю: «Что ищет? Что кинул?» He может парус ничего «кинуть» или «искать»! Более того, композиционный прием единоначатия (анафора), использованный в третьей и четвертой строках, подчеркивает контрастность, разорванность чувств лирического героя, которые сродни неясному стремлению паруса в глубь морской пучины. Недаром на самое «заметное» место, в позицию рифменного окончания, поставлены слова-антонимы «далекой» - «родном».

Один из секретов этого короткого стихотворения в том и заключен, что многое в нем обманчиво, иллюзорно. Перечитав еще раз первую строфу, вдумавшись в ее художественный смысл, мы начинаем сомневаться: а что на самом деле описывает лирический герой? Реальное море и реальный корабль? Или он только фиксирует в ярких образах смутные волнения своей души? Пока окончательного ответа мы дать не можем, для этого нужно вслушаться, всмотреться, вдуматься в художественный смысл следующих строф.

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...

Первая строфа (обратите внимание!) завершалась двойным вопросом, а вторая тем не менее открывается вовсе не ответом! Пятая и шестая строки стихотворения возвращают читателя к «картинке», к описанию моря и паруса. Ответ предложен лишь в седьмой и восьмой строках:

Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Опять применен тот же композиционный прием: первые две строки строфы отсылают нас к законам пейзажной лирики, последние две - к традиции лирического монолога. Ho и пейзаж, и монолог захвачены теперь единой лирической стихией. Герой стихотворения так эмоционально, так «сочувственно» говорит о стремлении паруса, что мы почти готовы сделать окончательный вывод: это не парус «счастия не ищет/ И не от счастия бежит»; это герой Лермонтова стремится к чему-то тревожному, может быть, даже трагическому, зато величественному, исполненному настоящей романтической энергии, байроновского индивидуализма. Так и хочется сказать: между героем и образом паруса - полное тождество, они сливаются неразличимо.

Лишь одно художественное обстоятельство удерживает нас от итогового вывода: непонятно в таком случае, зачем было их вообще разделять? Почему Лермонтов не ограничился только аллегорическим пейзажем, сквозь который внимательный читатель без труда различил бы движение душевной жизни самого поэта? Или только лирическим монологом, прямой исповедью своего лирического героя? Для чего ему понадобилась такая сложная игра, отчего он предпочел балансировать на опасной грани двух разных жанров? Чтобы разобраться, вчитаемся в последнюю строфу:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Опять Лермонтов прибегает к приему единоначатия, анафоры, чтобы подчеркнуть: до сих пор все образы стихотворения выстраивались «по горизонтали», теперь они разверстаны «по вертикали», от морских глубин до небесных высот. Мы видим и светлую струю под белеющим «парусом», и солнечный луч над ним; мятежный порыв паруса к буре сразу приобретает вселенский масштаб. Однако появляется и нечто принципиально новое. Лирический герой Лермонтова по-прежнему сочувствует парусу и его порыву, но все-таки несколько обособляется от тех романтических переживаний, которые парус собою олицетворяет, взирает на все стороны извне. В последних двух строчках стихотворения появляется оттенок горечи; лирический герой поэта одновременно и разделяет индивидуалистический протест, и сознает его обреченность. Финальный восклицательный знак («Как будто в бурях есть покой!») передает не чувство восторга, а настоящий драматизм.

И тут самое время сопоставить лермонтовское стихотворение с одним из лирических шедевров Пушкина, стихотворением «Пора, мой друг, пора: покоя сердце просит...»:

...На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег...

Лермонтовский «Парус» и пушкинское стихотворение явно перекликаются друг с другом; мотивы счастья, тревоги, покоя - в центре обоих произведений. Ho совпадают поэты только в одном: в отношении к привычному миру, от которого оба они «бегут». Во всем остальном они различны до противоположности. Умудренная, даже усталая интонация пушкинского стихотворения так непохожа на энергичную, при всем своем драматизме, интонацию лермонтовского произведения. Лирический герой Пушкина отказывается поднимать мятеж против реальности, которую он не приемлет; он хочет удалиться от нее в царство уединения, в область душевного покоя, в пределы семьи (стихотворение недаром адресовано жене). Лирический герой Лермонтова, наоборот, бунтует против чрезмерного покоя реальности, даже если она прекрасна, исполнена золотого света. Он рвется вперед - без цели, ради самого порыва, хотя сам понимает всю обреченность такого порыва.

Легко предположить, что Лермонтов сознательно оглядывался на опыт великого предшественника, вел с ним поэтический спор. Тем более что мы достоверно знаем: Лермонтов в «Парусе» аукался со стихами поэтов-современников; первая же строка «Белеет парус одинокий» полностью позаимствована у знаменитого романтика 1820-1830-х годов А. Бестужева-Марлинского. Мы с вами уже говорили, что ничего странного в таких «заимствованиях» нет, что русские лирики ощущали себя участниками большого, нескончаемого поэтического разговора. Ho стихотворение Пушкина датируют обычно 1834 годом; напечатано оно было и того позже. Так что, создавая в 1832 году свой «Парус», семнадцатилетний поэт не мог спорить с картиной мира, изображенной предшественником. (Как, например, Павел Катенин поэтически спорил с балладами Жуковского.) Тем более не мог спорить с Лермонтовым Пушкин; он даже не успел узнать о существовании нового великого поэта. Просто оба они почти одновременно обратились к традиционному тогда поэтическому противопоставлению бури покою. И предложили неожиданные художественные решения, которые каждому из них были подсказаны его неповторимым жизнеощущением.

«Парус» — одно из самых известных стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в Петербурге, куда он только что приехал продолжить образование.

Это было для него временем перемен, расставания с Москвой, с привычным укладом жизни. Поэту в ту пору было всего 17 лет. Cуществует версия, что стихотворение родилось во время прогулки по берегу Финского залива, когда Лермонтов увидел белеющий вдали парус. Но, быть может, этот образ и философские размышления были навеяны стихами из повести А. А. Бестужева- Марлинского «Андрей, князь Переяславский»:

Белеет парус одинокий,
Как лебединое крыло,
И грустен путник ясноокий;
у ног колчан, в руке весло.

в начале сентября 1832 года Лермонтов послал текст стихотворения « Парус в Москву, в письме М. А. Лопухиной. Но, видимо, образ паруса в воображении поэта возник гораздо раньше — сохранилась акварель 11-летнего Лермонтова, на которой изображён белый парус в море.

Внешне стихотворение, написанное четырёхстопным ямбом, отличается редкой простотой: в нём всего 12 строчек — три четверостишия. Каждая строфа стихотворения делится на « половинки»: две первые строчки дают описание моря и паруса (передается состояние природы), а каждые две последние строчки дают лирический отзыв на него (передаётся состояние человеческой души). Зрительные впечатления каждый раз преобразуются в философские размышления.

Поэтической же канвой является образ моря. Все художественные образы в стихотворении аллегоричны: море ассоциируется с жизнью со всеми её бедами, волнениями и переменами, а парус — символ брошенного в житейское море человека. Перед нами блуждающий в тумане парус и герой, блуждающий «житейском море».

Парусу дан эпитет — одинокой. Это означает, что у него нет единомышленников близких. Но парус не боится бури: он силён духом не покоряется ударам судьбы — он мятежный.

Каждое из трёх четверостиший разделено многоточием — так графически автор обозначил паузы, которые несут глубокий смысл. Они не дают возможности слиться изображению пейзажа со строчками, рисующими психологическое состояние героя. Такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение как глубоко психологическое и не относить его только к пейзажной лирике.

Жанр «Паруса» — лирическая новелла. Стихотворение можно отнести к философской лирике, в которой присутствует символический пейзаж. Всё произведение насыщено красивыми романтическими образами и мотивами.

Поэт использовал современную ему лексику за исключением двух архаизмов: струя (вода) и лазурь (небо), а также форм слов: парус одинокой и скрыпит — эти формы соответствуют старомосковскому произношению. Написано произведение простыми словами, использованными в их прямом значении, а если в переносном, то также в общепринятом для поэзии смысле: «играют волны», «ветер свищет», «луч золотой».

Всё стихотворение построено на художественном приёме антитезы, что выражено подбором антонимов и противоположных утверждений. Противопоставлены друг другу герои произведения: парус и поэт — с одной стороны, и море — с другой.

Противопоставлены также состояния природы: буря: «Играют волны — ветер свищет, / и мачта гнется и скрипит», — И штиль: «Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой ». Антитезы есть и в языке стихотворения: «Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном?»; « … он счастия не ищет / и не от счастия бежит »; «над ним — под ним ».

Лермонтов использует и другие средства художественной выразительности: эпитеты (луч солнца золотой); инверсию (в тумане моря голубом); анафору и синтаксический параллелизм (Что ищет он в стране далёкой? / Что кинул он в краю родном?); аллитерацию (луч солнца золотой).

Звучание стихотворной речи легкое и плавное. В первых двух строчках легко заметить обилие звуков л, р, н, м и пропуск одного И того же ударения — так автор передал плеск морской волны во время штиля. А когда «мачта гнётся и скрипит, свистит ветер и шумит море, — всё это передаётся звуками с, т, ч, щ.

Поэт пользуется цветовыми эпитетами — У него целая палитра ярких и радостных красок: голубая (туман), лазурная (море), золотая (лучи солнца), белая (парус).

Философские размышления поэта каждый читатель может понимать по-разному. Но каждый из нас согласится, что одиночество и простор не дают человеку ответов на мучительные вопросы, а встреча с бурей не приносит счастья. Но буря все-таки предпочтительнее покоя и бездействия — эта мысль звучит в заключительной строфе стихотворения.

Человек, который вечно не удовлетворён, не может быть внутренне застывшим. И не может, подобной природной стихии, пребывать в каком-то одном состоянии — покоя или бури. Закон жизни — мятеж. А каждый человек — одинокий парус, брошенный в море жизни.

Теперь посмотрим, как анализирует стихотворение «Парус» Г. Б. Мальцева, учитель литературы в школе №223 г. Москвы.

Аннотация. В материале даётся ход анализа стихотворения М. ЮЛермонтова «Парус». Большое внимание уделяется работе со словом и художественными образами произведения.

Ключевые слова: романтика, романтическое, парус, море, душа, поиск,
аллитерация, эпитеты.

Уже не одно десятилетие я работаю в школе, и, слава богу, лермонтовский «Парус», несмотря ни на что, всегда оставался в школьных программах и всегда, замечу, вызывал эмоциональный отклик школьников. Интересным он остаётся для них и сейчас. Может быть, потому, что семнадцатилетний поэт удивительно точно передал состояние юной души, мечтательной, порывистой, ищущей. И
современный подросток открывается ему навстречу, чувствуя родство с молодым поэтом, несмотря на то что их разделяют столетия.

Работу со стихотворением мы начинаем с подготовительной беседы, которая поможет детям окунуться в атмосферу морской романтики. Наверняка вы не раз наблюдали за морем.

Каким вы любите его больше всего? Почему?

Большинство шестиклассников говорит о спокойном море, поражающем прозрачной водой, сквозь которую видны камешки, ракушки, мелкие рыбёшки, плещущиеся у берега. Им нравятся закатные и рассветные краски, отражающие небо, а самое главное — то умиротворение, которое рождает такое море.

Многим по душе море с белыми барашками небольших волн, лёгкой рябью от бриза и криками чаек. Кому-то просто нравится купаться, нырять, брызгаться в ласковой морской воде. Кто-то любит лунную дорожку на морской глади и тихий плеск ночных волн. А какие ассоциации и каких героев вы чаще всего связываете с морем?

Дети называют: корабли, чайки, волны, паруса, приключения, путешествия, неизведанные острова, сокровища, золотой песок, яхты; пираты, капитаны, моряки, русалки и т. д.

Какие из них, на ваш взгляд, самые романтические и почему?

О романтике, без сомнения, нам напоминают слова: паруса, приключения, путешествия, неизведанные острова, пираты, капитаны … Ведь именно с ними связана тема рискованных и увлекательных дальних странствий, сулящих неожиданности и открытия, дающих возможность проявить себя и даже, может быть, совершить подвиг.

И когда смотришь на море, то невольно связываешь с ним все эти удивительные возможности. Давайте и мы сейчас полюбуемся морскими пейзажами, чтобы ещё раз проникнуться духом любимого нами моря.

Почему никогда не надоедает наблюдать за морем?

Оно всегда разное и меняется на наших глазах, каждый раз удивляя новыми красками, переливами света, игрой волн … Поэтому все так и любят наблюдать за ним. Как любил и Михаил Лермонтов … Стихотворение «Парус» он написал в семнадцать лет, то есть ему было немногим больше лет, чем вам, и по возрасту его можно сравнить с нашими старшеклассниками.

Попробуем представить, каким он был в этом возрасте, о чём мечтал, какие настроения им владели. Теперь, когда мы подготовили подростков к восприятию произведения, и звучит «Парус» в исполнении учителя, после чего обращаемся к учащимся с вопросами.

Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

Детям нравится стихотворение своей романтической устремлённостью, энергией, которая исходит от него, привлекают их и морские картины, созданные молодым
поэтом.

Почему поэт не может оторвать взгляда от паруса «в тумане моря голубом»?
Парус всегда приковывает внимание тех, кто на берегу. Он зовёт за собой, так и
хочется оказаться на этом судне, которое, подняв паруса, уходит в море и постепенно тает где-то у горизонта. Куда оно плывёт? Кто стоит у штурвала? Что его ждёт? Целый рой мыслей и фантазий проносится в голове у того, кто следит за парусом в море, и невольный вздох сожаления вырывается из груди, когда парус исчезает «в тумане моря, голубом» …

Опишите картину, которую видит поэт с берега моря. Она одна или их несколько?

В стихотворении описана не одна картина. Сначала мы видим безбрежную гладь синего моря, лёгкую дымку голубого тумана над ним. В синеве неба и моря ярко белеет парус, он движется вдаль, становясь всё меньше и меньше, и скоро растает вдали:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.

Затем перед нами разворачивается картина бури, шторма, с которым парусник отважно борется:

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит …

И наконец, возникает умиротворённый пейзаж: полный штиль, тишина, море, как зеркало, отражает лёгкие облака и искрится от солнечных лучей, которые пронизывают воду:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой …

Можно ли видеть эти картины одновременно? (Нет.) Тогда что из этого следует?
Можно предположить, что поэт реально видит первую картину, а остальное дорисовывает в своём воображении.

Как вы считаете, всё ли можно увидеть с берега?

Нет, с берега виден только парус «в тумане моря голубом». Две другие картины мы будто видим с борта корабля, куда переносит нас воображение поэта.

Кстати, какое слово нам подсказывает, что парус очень далеко?

Это слово белеет, которое помогает понять, что очертания паруса постепенно сливаются с морской далью и он исчезает за горизонтом.

Есть ли что- то общее в этих картинах?

Да, их объединяет романтическое начало. Какое чувство вызывает каждая из них? Первая зовёт нас в дальние страны, увлекает мечтой о путешествиях, вторая тревожит, третья дарит умиротворение.

Какие краски преобладают в описаниях моря? (Голубые, синие, лазурные, золотые.) Но мы не только видим, но и слышим шум моря.

Какая строфа помогает нам услышать вой бури и свист ветра? Какие звуки этому способствуют?
В строфе

Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит.
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит —
отчётливо слышатся звуки бури: шум и грохот штормовых волн, скрип гнущихся
под ветром мачт, тревожные крики чаек. И помогают этому звуки: р, щ, с, ч.

Здесь использован художественный приём аллитерации.

А в какой строфе нам слышится спокойный плеск волн и какие звуки помогают воссоздать его?

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой …

В этой строфе преобладают гласные: о, а, и, а также сонорные согласные (носовые звуки) n, н, м, которые придают стиху плавность, помогают передать лёгкое колыхание воды.

Что неизменно присутствует во всех картинах стихотворения? (Море и парус)
Как они связаны между собой?

Они неразделимы и гармоничны: без моря не может быть и паруса, он повинуется морскому ветру, следует за струёй «светлей лазури» и золотым лучом солнца. Но с другой стороны, парус будто «спорит» с морем, противостоит стихии, противопоставляя ей свои цели и желания. И парус немыслим без … человека. Парус в его руках! Поэтому за образом паруса угадывается человек.

Какими эпитетами охарактеризован парус?

Сначала он назван одиноким, а потом-мятежным. Задумаемся, есть ли между этими эпитетами смысловая связь. Чтобы найти ответ, обратим внимание на некоторые слова и словосочетания.

В первой строфе поэт задаёт сам себе вопросы:

Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Назовите ключевые слова в каждом просе. (Ищет и кинул.)

Что можно искать «в стране далекой»?

«Наверно, счастья, — говорят дети. – А может быть, каких-то приключений, чего-то нового, неизведанного». Предполагаются и поиски сокровищ, и исследование новых земель. Но больше всего всё-таки сходятся на мысли о счастье, может быть, потому, что её подсказывает следующая строфа.

А что можно «кинуть» «в краю родном»?

Родной дом, семью, близких людей и друзей, любимые уголки родного края — всё, что связывает нас с родиной.

Подберите синонимы к слову «кинуть». (Бросить, оставить.) Какое слово самое резкое? (Кинул.) В каком состоянии и в каких ситуациях его употребляют? (Такое слово говорят обычно в состоянии возбуждения, может быть, даже раздражения, отрицания, когда сердце что-то активно отторгает, не принимает.)

Обратим внимание на строки: «Увы, он счастия не ищет / И не от счастия бежит».

Что они нам рассказывают о жизни паруса?

У него был дом, «родной край», но почему-то он бежал оттуда (глагол кинул подсказывает нам, что сделал он это в эмоциональном порыве), чего-то ищет в морском просторе, но найдёт ли — неизвестно …

Найдите противоречия в действиях паруса.

Он что-то ищет — но не счастия (а что же тогда можно искать?) и «не от счастия бежит». У него была родина, а теперь он «одинокий». Море одарило его красотой, гармонией («Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой»), «а он, мятежный, просит бури … ».

Зачем ему буря?

Возможно, ему хочется испытать себя, померяться силами с бурей, почувствовать себя могучим и вольным. Вот что он ищет, вот что даёт ему ощущение счастья! Лермонтов заканчивает стихотворение строками:

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Чем интересны эти строки?
Из них следует, что можно искать если
не счастья, то покоя. Но когда море дарит
его парусу (Под ним струя светлей лазури, /
Над ним луч солнца золотой), он просит бури.

Как вы думаете, найдёт ли когда-нибудь парус то, что его удовлетворит?

Вряд ли: он в постоянном поиске и движении, и в каждом его новом состоянии обязательно будет то, что не даст ему полной гармонии и заставит снова искать что-то новое.

Хорошо это или плохо?

На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Прекрасно состояние покоя (тишины, душевного спокойствия, красоты и гармонии), но продолжительный покой может привести к лености и омертвению, только в движении (прежде всего в поиске ищущей души) и заключается на- стоящая жизнь. Чувство постоянной неудовлетворённости собою — это признак живой натуры, стремящейся к новым вершинам.

1.3 (26.67%) 12 votes

Романтическое стихотворение «Парус» было написано в 1832 году. Вынужденный оставить Москву и университет, Лермонтов уезжает в Петербург и однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет это стихотворение, о чем свидетельствует М. Лопухина, в письме к которой Лермонтов послал первый вариант стихотворения.

Композиция . Стихотворение состоит из трех строф, которые построены по одной модели: первая и вторая строка рисуют картину природы, а третья и четвертая - изображают внутреннее состо­яние лирического героя, наблюдающего за парусом.

В философском стихотворении «Парус» поднимается одна из основных тем лермонтовской ли­рики - тема одиночества. В первой строфе два центральных образа - парус и лирического героя - объединяет ключевое слово «одинокий». Одинокий парус привлекает внимание лирического героя именно своим одиночеством, потому что одинок и он сам. Во второй строфе парус как бы приближается к глазам зрителя. Ощутить игру волн, свист ветра и скрип мачты возможно, толь­ко находясь под парусом, в самом суденышке. То есть лирический герой как бы переместился в открытое море и сам управляет ветрилом. Зачем это ему? Может быть, спасение от одиночества именно в борьбе со стихией? Но он не бежит от счастья, которого не было в его смятенной душе, и не ищет счастья в океане. Ключевым словом становится здесь «увы», выражающее чувство разочарования, показывающее, что нигде в мире нельзя найти счастье, так как это - состояние души, а не состояние мира. В третьей строфе картина окружающего мира на редкость гармонич­ная, светлая и яркая. В ней и «струя светлей лазури», и «луч солнца золотой». Но эта картина контрастна состоянию лирического героя. «Как будто», появляющееся в последнем стихе демон­стрирует иллюзорность поисков счастья и попытки убежать от самого себя. Лирический герой Лермонтова страдает от разлада не только с окружающим миром, но и с самим собой.