Национальный академический театр имени Янки Купалы станет гостем Московского Художественного театра в 2015 году. Об этом на пресс-конференции в Минске сообщила первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига.

Сегодня белорусская сцена принимает гостей - на сцене Купаловского театра 27 и 28 октября будет показан спектакль «Дом» Московского Художественного театра. Проект будет иметь продолжение, и вскоре коллектив Купаловского театра определится, какую постановку он представит на суд москвичей.

Художественный руководитель Национального академического театра имени Янки Купалы Николай Пинигин выразил надежду, что обменные проекты станут постоянными. «Минск не избалован хорошими спектаклями, хорошими театрами. Такие обмены обязательно нужно организовывать», - считает он.

Говоря о сотрудничестве в театральной сфере, Ирина Дрига отметила, что российские театры, как столичные, так и региональные, являются постоянными участниками белорусских фестивалей. «Выступления российских коллективов - всегда интересный творческий опыт для сотрудничества, для дальнейших контактов», - уверена первый замминистра.

Белорусские коллективы также выступают на подмостках театров России. Национальный академический театр имени Янки Купалы выезжал на гастроли в Томск, в каком-то смысле на свою историческую родину, выступал на сцене ТЮЗа, где театр работал, находясь в оккупации в годы Великой Отечественной войны. Российская публика с восторгом приняла белорусские спектакли, актеры получили приглашение приехать снова. Белорусские коллективы также участвуют в российских фестивалях.

Как отметила Ирина Дрига, сотрудничество Беларуси и России происходит на постоянной основе. Она напомнила, что в 2009 году прошел Год культуры России в Беларуси, а в 2010-м - Год культуры Беларуси в России. Практикуются обменные творческие акции, такие как Дни культуры Москвы, Дни культуры Санкт-Петербурга в Беларуси, и наоборот. Новая форма сотрудничества - Дни духовной культуры России в Беларуси. В этих мероприятиях принимали участие театральные, музыкальные коллективы, деятели искусств, художники. Взаимодействие происходит и на уровне организаций.

Заместитель министра культуры Российской Федерации Елена Миловзорова добавила, что объявление в России нынешнего года Годом культуры стало импульсом к дальнейшему развитию отношений в области культуры, в том числе с Беларусью. Это планка, которую уже нет права снижать, считает она. Ведущие федеральные театры представили зрителям в регионах свои лучшие постановки. Показ спектакля «Дом» МХТ в Минске, одного из лучших спектаклей, - это тоже знаковое событие.

По ее словам, результаты переговоров по дальнейшим совместным планам Беларуси и России найдут отражение в межведомственном соглашении. Планируется организация гастролей театров, музыкальных коллективов, а также проекты в области музейной деятельности. В частности, речь идет об организации передвижных выставок российских музеев.


Ящик с костюмами.


В гримерной еще ​​видны следы недавнего переезда.



Актер Николай Кучиц гримируется в Харитона Куторгу.





Мастера по звуку и свету готовятся к спектаклю.










Сцена из спектакля «Пинская шляхта».

«Наша Нива» посетила недавно открытый после реконструкции Национальный академический театр имени Янки Купалы. В ходе реконструкции фасаду здания был возвращен облик начала XX века. Редактор по связям с общественностью театра Вероника Молокова провела для «НН» экскурсию по новому зданию.

«Нам до сих пор непросто ориентироваться в театре, - смеется Молокова. - В первые дни вообще было очень тяжело».

Общая площадь помещений Купаловского увеличилась в два раза, теперь же единственной проблемой для сотрудников остается невозможность попасть из одной части здания в другую напрямую - только через первый этаж.

Первое место куда мы попадаем - бывшее служебное помещение, превращенное в место для отдыха зрителей. Здесь все выдержано в стиле дореволюционного театра. Единственное, что выбивается из общего стиля, - плазменными телевизор.

«Весь театр оформлен в синих и серых тонах, - объясняет Вероника Молокова. - Таким он был изначально. Архитекторы проводили анализ стен и обнаружили остатки этой краски».

Зал Купаловского выглядит совсем непривычно - вместо рядов узких кресел появились основательные синие кресла с подлокотниками. Бельэтаж разделен на ложи по четыре места, чего раньше не было.

Мест в зале стало значительно меньше: вместо 500 их осталось 340. Самые дешевые из них на балконе, но нужно помнить, что с первого кресла последнего ряда балкона сцены не видно совсем. По словам купаловцев, «коробка зала» восстановлена именно в первоначальном виде.

Чем «купаловцы» действительно гордятся, так это техническим оборудованием сцены, где сейчас есть электрические лебедки и люки-провалы, радиоуправляемые подвижные элементы, которые можно перемещать по сцене: раньше все это приходилось делать вручную.

«Вся техника сделано в Германии, США, Австрии, - объясняет Молокова. - Полная установка всего оборудования займет еще некоторое время. Здесь пока прошли только три спектакля, затем был перерыв, - объясняет Молокова. - Многое нужно дорабатывать».

Еще один немаловажный вопрос - цены билетов на спектакли в новом здании заметно отличаются от цен на других площадках. Попасть на спектакль «купаловцев» во Дворец профсоюзов можно и за 30 000 рублей. А вот в обновленном здании самые дешевые билеты стоят по 70 тысяч. Связано ли это с приказом поставить театр на самофинансирование?

«И это, конечно же, тоже, - объясняют в бухгалтерии. - Отчасти эти деньги идут на оплату всех этих новшеств, на обслуживание нового здания. Если мы будем заниматься только театральной деятельностью, то без помощи государства не выживем». В Купаловском, кстати, работает несколько дополнительных предприятий, например, кафе и ателье.

В целом театр оставляет приятное ощущение - его нынешний дизайн напоминает старые московские площадки. Изменилась, кстати и галерея фотографий в фойе - теперь там висят фото не только действующих актеров, но и музыкантов оркестра.

Вскоре у служебного входа должен открыться ресторан для актеров и посетителей.

Все Республиканский театр белорусской драматургии Театр киноактера Национальной киностудии "Беларусьфильм" Белорусский государственный театр кукол Республиканский Дворец культуры ветеранов Республиканский Дворец культуры имени Н.Ф.Шарко Дворец культуры профсоюзов Дворец культуры и спорта железнодорожников Новый драматический театр Белорусский государственный академический музыкальный театр Дворец культуры Минского тракторного завода Драматический театр Белорусской Армии Концертный зал "Минск" Концертный зал "Минск" Малый зал Гостиница "Президент-Отель", Конгресс-холл "Минск" Центральный Дом офицеров Национальный академический драматический театр имени М.Горького Дворец спорта Дворец Республики Большой зал Дворец культуры Минского автозавода Центр Современных Искусств Зал "Премьера" ЦК ОО "БРСМ" Концертный зал "Верхний город" Дом литератора Гостиница "Планета" Банкетный зал Демонстрационный зал "Национальная школа красоты" Концерт-холл "Prime Holl" Молодежный театр эстрады Костел Святых Симеона и Елены Молодежный театр эстрады ЦЭХ Белорусский государственный молодежный театр Новый драматический театр (блэк-бокс) Дворец искусств Белорусский республиканский театр юного зрителя ЦЭХ (бывш. МЕ100) Дворец детей и молодежи "Золак" Камерный Драматический театр Зал ресторана "Прованс" Дом Москвы в Минске Гостиница "Президент-Отель", Конгресс-холл "Минск" Национальный центр правовой информации РБ Беларускі рэспубліканскі тэатр юнага гледача Cotton Hall МКРСК "Чижовка-арена" Клуб "Music Hall" Русский Детский Театр MКСК "Минск-арена" Театральное пространство Дворец культуры Минского тракторного завода (малый зал) Открытое пространство "Верх" (Конференц-зал) Концерт-холл "Prime Hall" Белорусский государственный молодежный театр, Малый зал Белорусский государственный молодежный театр, Малая сцена Палац Мастацтваў Клуб-ресторан "Мулен Руж" Дворец культуры "МАЗ" зритель на сцене в спектакле "Деменция" Креативный хаб "Корпус 8" Дворец культуры профсоюзов* Дворец культуры "МАЗ" зритель на сцене в спектакле "Кинг сайз"" Белдзяржфiлармонiя Вялiкая канцэртная зала Гостиница "Беларусь" Театральный зал Концертный зал "Атлант" Лицей БГУ Минский зоопарк "Дельфинарий "Немо" Студия "Black Beast Media" Национальный центр современных искусств Костел Святых Симеона и Елены* Мемориальный музей-мастерская З.И.Азгура Пространство "ВЕРХ" Галерея "Сталоўка XYZ" Административный комплекс "Победителей,14" Ледовый Дворец спорта Минской области Арт-пространство "ВЕРХ" Клуб "Crazy Horse" Арт-пространство "ОК 16" Арт-пространство "ВЕРХ" * Гостиница "Пекин" Музей "Замковый комплекс "Мир" Музей истории белорусского кино Рестобар "Буфет" Летний амфитеатр парка "ДРИМЛЭНД" Riviera Country Club (Уст.схема зала)ЦЕХ (бывш.МЕ100)* Дворец культуры "МАЗ" * Robinson Club Riviera Country Club * Центральный Дом офицеров Малый зал Галерея "Арт-Беларусь" Зал№2 Дом литератора* Конгресс-холл отеля "Виктория" Терраса "Двор 28/26" Клуб имени Ф.Э.Дзержинского Дворец Республики Малый зал Культурный хаб "Ок16" Белорусский государственный молодежный театр, Сцена на Машерова 33 Фарный костел Клуб "RE:PUBLIK" Театр-студия киноактера Национальной киностудии "Беларусьфильм" Дипсервис Холл (Royall Hall) Дипсервис Холл

Нацыянальны акадэмічны тэатр імя Янкі Купалы - старейший театр в Белоруссии. Создан в Минске в 1920 году, под названием Белорусский государственный театр (с 1926 ‒ Белорусский 1-й государственный драматический театр).

В его состав вошли актёры, работавшие в «Первом товариществе белорусской драмы и комедии», в полупрофессиональных и любительских коллективах. В 1921‒31 театром руководил Е. А. Мирович, воспитавший поколение мастеров национальной сцены.

Первые спектакли создавались с опорой на белорусский фольклор и произведения белорусских авторов. Но с приходом Евстигнея Мировича в 1921 году театр начинает выходить за привычные репертуарные рамки: теперь ставятся пьесы не только отечественных, но и зарубежных драматургов.

1940 театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1944 ему присвоено имя Я. Купалы, в 1955 ‒ звание академического театра. В театре работали: В. И. Владомирский, О. В. Галина, Г. П. Глебов, Г. Ю. Григонис, Ф. П. и И. Ф. Жданович, В. Н. Крылович, Л. М. Литвинов, Б. В. Платонов, К. Н. Санников, Б. В. Эрин. В труппе (1970): народные артисты СССР П. С. Молчанов, Л. Г. Рахленко, Л. И. Ржецкая, 3. Ф. Стомма; народные артисты БССР М. С. Белинская, С. С. Бирилло, 3. И. Броварская, В. И. Дедюшко, Н. Н. Еременко, Р. Н. Кошельникова, Г. К. Макарова, В. Н. Полло, С. М. Станюта, В. П. Тарасов, И. Б.Шатилло. Главный режиссёр‒заслуженный деятель искусств РСФСР Т. А. Кондрашов, главный художник ‒ заслуженный деятель искусств БССР А. Б. Григорьянц.

Настоящий подъем театр переживает в 60-е годы двадцатого века. Эти годы открывают новый этап в его творческой судьбе - современный. Постановки В. Раевского, Б. Луценко вносят в театр дух новизны и свободы. Под руководством Валерия Раевского - в 1973 году он становится главным режиссером - театр имени Янки Купалы становится более раскрепощенным в плане свободного выражения чувств и мыслей на сценической площадке. Раевский сумел найти ту золотую середину между раскрепощенностью, новаторством, экспериментом, с одной стороны, и классической традицией -- с другой, которая сделала Купаловский театр по-настоящему уникальным.

В 1969 году произошло событие, которое произвело резонанс не только в театральной, но и в общественной жизни. Речь идет о спектакле "Что тот солдат, что этот", поставленный Раевским по пьесе Брехта. Конечно, в театре ставили и Шекспира, и Брехта, и других зарубежных драматургов, но совершенно особое место занимали - и занимают - спектакли по произведениям белорусских авторов: "Трибунал" А. Макаёнка, "Врата бессмертия" К. Крапивы, "Человек из легенды" Е. Шабана, "Последний шанс" В. Быкова, "Мудромер" Н. Матуковского и другие.

ул. Энгельса, 7

Снимок 1956 года. Фото Иванова Н.А.

Образованный вельможа, поклонник высокого искусства минский губернский князь Трубецкой поставил перед городской Думой вопрос о сооружении нового театра, так как старый, на Соборной площади, сгорел в 1884 г. 18 августа 1887 г. Дума единогласно постановила избрать строительную комиссию с возложением на нее обязанностей по сбору средств.

Дума от имени жителей города выразила князю Трубецкому глубокую признательность за его «попечение о нуждах и преуспеянии города, прося вместе с тем его ходатайства о воспомоществовании от казны на устройство театра». К началу постройки было собрано 25 тысяч рублей.

26 июня 1888 г. в три часа дня к месту закладки здания будущего театра прибыли великий князь Владимир Александрович с супругой — великой княгиней Марией Павловной. Для них был сооружен с большим вкусом открытый павильон. Протоиерей Екатерининского собора Никанор Смолич совершил молебен, и их императорские высочества опустили несколько золотых монет на месте закладки и положили на них по кирпичу. «Так было положено основание лучшему в настоящее время по красоте и изяществу зданию в городе — минскому городскому театру», — говорится в «Памятной книжке Минской губернии на 1910 г.», изданной годом раньше Минским Губернским Статистическим Комитетом.

Здание театра было построено в 1890 г. по проекту архитекторов К. Введенского и К. Козловского. В проекте были использованы все технические достижения того времени. Здание определило композицию Александровского сквера. Главный фасад театра выходит на площадь, образованную пересечением улиц К. Маркса (Подгорная) и Ф. Энгельса (Петропавловская).

Сцена имела глубину 10,6 м, ширину 14,9 м, высоту 17,0 м. Зрительный зал подковообразной формы, в три яруса поначалу вмещал 550 мест, затем их стало 700. Партер и ложи первого яруса предназначались для более состоятельной публики, балкон — для беднейших. Интерьер украшали лепка, росписи на стенах, портреты Михаила Глинки, Александра Пушкина, Николая Гоголя, Александра Островского. Портал сцены был украшен лепным гербом Минской губернии.

Открылся Минский городской театр 17 (5 по старому) июня 1890 г. любительским спектаклем А. Фелье «Сфинкс». Первый театральный сезон открылся 9 сентября 1890 г. спектаклем «Злоба дня» Н. Потехина. В здании театра выступали оперные, драматические и опереточные труппы, Парижский театр под руководством М. Метерлинка, «Итальянская опера» Ф. Костелана.


Так выглядело здание театра в конце ХIХ века

В здании театра в 1917 г. проходил Первый съезд военных и рабочих депутатов армий и тыла Западного фронта, Первый съезд крестьянских депутатов Минской и Виленской губерний.


Делегаты Первого съезда депутатов армий и тыла Западного фронта возле здания Минского городского театра, 1917 г.

3 февраля 1919 г здесь состоялся Всебелорусский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял 1-ю Конституцию БССР.

С 1920 г. здесь находится театр им. Янки Купалы.


Театр. Фото 1957-58 гг. Копия с открытки. Представлено П. Ростовцевым.

С 1922 г до начала 1930-х перед зданием театра находился памятник Карлу Марксу, который был снесен во время прокладки трамвайных путей.

В 1956-58 гг. строение было реконструировано (архитектор А. Духан).


Здание театра в 2010 г. 20.07.2010 г. Фото Воложинского В.Г. Реконструкция театра. 3 ноября 2011 г. Фото Воложинского В.Г.
Так театр выглядит сегодня. 06.07.2013. Фото Воложинского В.Г.