Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Верди Джузеппе

ВЕРДИ (Verdi) Джузеппе (полн. Джузеппе Фортунато Франческо) (10 октября 1813, Ле Ронколе, близ Буссето, Пармское герцогство - 27 января 1901, Милан), итальянский композитор. Мастер оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы. Оперы: «Риголетто» (1851), «Трубадур», «Травиата» (обе 1853), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы» (для Петербургского театра, 1861), «Дон Карлос» (1867), «Аида» (1870), «Отелло» (1886), «Фальстаф» (1892); Реквием (1874).

Детство
Верди родился в глухой итальянской деревушке Ле Ронколе на севере Ломбардии в крестьянской семье. Необычайная музыкальная одаренность и страстное желание заниматься музыкой проявились очень рано. До 10 лет он учился в родной деревне, затем в городке Буссето. Знакомство с купцом и любителем музыки Барецци помогло получению городской стипендии для продолжения музыкального образования в Милане.

Потрясение тридцатых годов
Однако Верди не был принят в консерваторию. Он занимался музыкой частным образом у педагога Лавинья, благодаря которому бесплатно посещал спектакли «Ла Скала». В 1836 он женился на горячо любимой Маргерите Барецци, дочери своего покровителя, от брака с которой у него родились дочь и сын. Счастливый случай помог получить заказ на оперу «Лорд Гамильтон, или Рочестер», которая с успехом была поставлена в 1838 в «Ла Скала» под названием «Оберто, граф Бонифачо». В том же году были изданы 3 вокальных сочинения Верди. Но первые творческие успехи совпали с рядом трагических событий в личной жизни: менее чем за два года (1838-1840) умирают его дочь, сын и жена. Верди остается один, а сочиненная в это время по заказу комическая опера «Король на час, или Мнимый Станислав» терпит провал. Потрясенный трагедией, Верди записывает: «я... принял решение никогда больше не сочинять».

Выход из кризиса. Первый триумф
Из тяжелого душевного кризиса Верди вывела работа над оперой «Навуходоносор» (итальянское название «Набукко»).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Опера, поставленная в 1842 году, имела громадный успех, чему способствовали и великолепные исполнители (одну из главных ролей пела Джузеппина Стреппони, ставшая впоследствии женой Верди). Успех окрылил композитора; каждый год приносил новые сочинения. В 1840-е годы им было создано 13 опер, среди которых «Эрнани», «Макбет», «Луиза Миллер» (по драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь») и др. И если опера «Набукко» сделала Верди популярным в Италии, то уже «Эрнани» принесла ему европейскую известность. Многие из написанных тогда сочинений и в наши дни ставятся на оперных сценах мира.
Произведения 1840-х годов принадлежат историко-героическому жанру. Их отличают впечатляющие массовые сцены, героические хоры, пронизанные мужественными маршевыми ритмами. В характеристиках персонажей преобладает выражение не столько темперамента, сколько эмоций. Верди здесь творчески развивает достижения своих предшественников Россини, Беллини, Доницетти. Но в отдельных сочинениях («Макбет», «Луиза Миллер») вызревают черты собственного, неповторимого стиля композитора - выдающегося реформатора оперы.
В 1847 Верди совершает первое заграничное путешествие. В Париже он сближается с Дж. Стреппони. Ее идея жить в загородной местности, занимаясь творчеством на лоне природы, привела по возвращении в Италию к покупке участка земли и созданию имения Сант-Агата.

«Тризвездие». «Дон Карлос»
В 1851 появляется «Риголетто» (по драме В. Гюго «Король забавляется»), а в 1853 «Трубадур» и «Травиата» (по пьесе А. Дюма «Дама с камелиями»), которые составили знаменитое «тризвездие» композитора. В этих сочинениях Верди отходит от героических тем и образов, его героями становятся простые люди: шут, цыганка, женщина полусвета. Он стремится не только показать чувства, но и выявить характеры персонажей. Мелодический язык отмечен органичными связями с итальянской народной песней.
В операх 1850-60-х гг. Верди обращается к историко-героическому жанру. В этот период были созданы оперы «Сицилийская вечерня» (поставлена в Париже в 1854), «Симон Бокканегра» (1875), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы», которая была написана по заказу Мариинского театра; в связи с ее постановкой Верди дважды посетил Россию в 1861 и 1862. По заказу Парижской оперы был написан «Дон Карлос» (1867).

Новый взлет
В 1868 египетское правительство обратилось к композитору с предложением написать оперу к открытию нового театра в Каире. Верди отказался. Переговоры продолжались два года, и лишь сценарий ученого-египтолога Мариетт-бея, основанный на старинной египетской легенде, изменил решение композитора. Опера «Аида» стала одним из его совершеннейших новаторских созданий. Она отмечена блеском драматического мастерства, мелодическим богатством, мастерским владением оркестром.
Смерть писателя и патриота Италии Алессандро Мандзони вызвала создание «Реквиема» - великолепного творения шестидесятилетнего маэстро (1873-1874).
В течение восьми лет (1879-1887) композитор работал над оперой «Отелло». Премьера, состоявшаяся в феврале 1887, вылилась в национальное торжество. В год своего восьмидесятилетия Верди создает еще одно блестящее творение - «Фальстаф» (1893, по пьесе В. Шекспира «Виндзорские проказницы»), в котором он на основе принципов музыкальной драмы осуществил реформу итальянской комической оперы. «Фальстаф» отличает новизна драматургии, построенной на развернутых сценах, мелодическая изобретательность, смелые и утонченные гармонии.
В последние годы жизни Верди написал произведения для хора и оркестра, которые в 1897 году объединил в цикл «Четыре духовные пьесы». В январе 1901 года его разбил паралич и через неделю, 27 января, он скончался. Основу творческого наследия Верди составили 26 опер, многие из которых вошли в мировую музыкальную сокровищницу. Им были также написаны два хора, струнный квартет, произведения церковной и камерно-вокальной музыки. С 1961 в Буссето проводится конкурс вокалистов «Вердиевские голоса».

Имя: Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi)

Возраст: 87 лет

Деятельность: композитор, дирижёр

Семейное положение: вдовец

Джузеппе Верди: биография

Джузеппе Верди (полное имя – Джузеппе Фортунино Франческо Верди) – великий итальянский композитор. Его музыкальные произведения – это «сокровища» мирового оперного искусства. Творчество Верди – кульминация развития итальянской оперы 19 века. Благодаря ему опера стала такой, какой она является сейчас.

Детство и юность

Родился Джузеппе Верди в маленькой итальянской деревне Ле Ронколе, недалеко от города Буссето. В тот момент эта территория принадлежала Первой Французской империи. Таким образом, в официальных документах указана страна рождения Франция. Родился он 10 октября 1813 года в крестьянской семье. Его отец Карло Джузеппе Верди содержал местный трактир. А мать Луиджа Уттини работала пряхой.


Любовь к музыке мальчик проявил еще в детстве, поэтому сначала родители подарили ему спинет – клавишный струнный инструмент, похожий на клавесин. А вскоре он начала изучать музыкальную грамоту и учиться игре на органе в деревенской церкви. Первым его учителем стал священник Пьетро Байстрокки.

В 11 лет маленький Джузеппе стал исполнять обязанности органиста. Однажды на службе его заметил состоятельный городской купец Антонио Барецци, он предложил помочь мальчику получить хорошее музыкальное образование. Сначала Верди переехал в дом Барецци, мужчина оплачивал для него самого лучшего преподавателя, а позднее оплатил и обучение Джузеппе в Милане.


В этот период времени Верди увлекся литературой. Предпочтение отдает классическим произведениям , .

Музыка

По приезду в Милан он пытается поступить в Консерваторию, но сразу получает отказ. Его не принимают из-за недостаточного уровня игры на фортепиано. Да и возраст, на тот момент ему уже было 18 лет, превышал установленный для приема. Примечательно, что сейчас Миланская Консерватория носит имя Джузеппе Верди.


Но молодой человек не отчаивается, он нанимает частного преподавателя и изучает основы контрапункта. Он посещает оперные спектакли, концерты различных оркестров, общается с местным бомондом. И в это время он начинает задумываться о том, чтобы стать композитором для театра.

По возвращении Верди в Буссето Антонио Барецци организовал для молодого человека первое в его жизни выступление, которое произвело настоящий фурор. После этого Барецци предложил Джузеппе стать преподавателем для его дочери Маргариты. Вскоре между молодыми людьми возникла симпатия, и у них начался роман.


В начале карьеры Верди писал небольшие по объему произведения: марши, романсы. Первой значимой постановкой стала его опера «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», которая была представлена миланскому зрителю в театре «Ла Скала». После оглушительного успеха с Джузеппе Верди был подписан договор на написание еще двух опер. В оговоренные сроки он создал «Король на час» и «Набукко».

Постановка «Король на час» была плохо принята зрителем и провалилась, а от «Набукко» импресарио театра поначалу и вовсе отказался. Ее премьера все же состоялась, правда, спустя два года. И эта опера имела оглушительный успех.


Для Верди, который после провала «Короля на час» и потери жены и детей собирался покинуть музыкальное поприще, «Набукко» стала глотком свежего воздуха. За ним закрепилась репутация успешного композитора. «Набукко» за год была поставлена в театре 65 раз, к слову, она и по сей день не сходит с мировых сцен.

Этот период в жизни Верди можно охарактеризовать как творческий подъем. После оперы «Набукко» композитор написал еще несколько опер, которые были также прекрасно встречены зрителем – «Ломбардцы в крестовом походе» и «Эрнани». Позднее постановка «Ломбардцы» была поставлена в Париже, правда, для этого Верди пришлось внести изменения в изначальный вариант. В первую очередь он заменил итальянских героев на французских, а во вторую – переименовал оперу в «Иерусалим».

Но одним из самых известных произведений Верди стала опера «Риголетто». Написана она по мотивам пьесы Гюго «Король забавляется». Сам композитор считал эту работу своим лучшим творением. Русский зритель знаком с «Риголетто» по песне «Сердце красавицы склонно к измене». Оперу поставили тысячи раз в различных театрах мира. Арии главного героя, шута Риголетто, исполняли , .

Два года спустя Верди пишет «Травиату» по произведению «Дама с камелиями» Александра Дюма-младшего.

В 1871 году Джузеппе Верди получает заказ от египетского правителя. Его просят написать оперу для Каирского оперного театра. Премьера оперы «Аида» состоялась 24 декабря 1871 года и была приурочена к открытию Суэцкого канала. Самая известная ария оперы – «Триумфальный марш».

Композитор написал 26 опер и реквием. В те годы оперные театры посещали все слои общества, как местная аристократия, так и бедняки. Поэтому итальянцы Джузеппе Верди по праву считают «народным» композитором Италии. Он создавал такую музыку, в которой простой итальянский народ чувствовал собственные переживания и надежды. В операх Верди люди слышали призыв к борьбе с несправедливостью.


Примечательно, что со своим главным «соперником» Джузеппе Верди родился в один год. Творчество композиторов вряд ли спутаешь, но именно их считают реформаторами оперного искусства. Разумеется, композиторы были наслышаны о друг друге, но ни разу не встречались. Однако в своих музыкальных произведениях отчасти они старались полемизировать друг с другом.


О жизни и творчестве Джузеппе Верди были написаны книги и даже снимались фильмы. Самой известной киноработой стал мини-сериал Ренато Кастеллани «Жизнь Джузеппе Верди», который вышел на экраны в 1982 году.

Личная жизнь

В 1836 году Джузеппе Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци. Вскоре девушка родила дочь Вирджинию Марию Луизу, но в полуторогодовалом возрасте девочка умирает. В этом же году, месяцем ранее, Маргарита родила сына Ицилио Романо, который тоже умирает в младенчестве. Через год скончалась и сама Маргарита от энцефалита.


В 26 лет Верди остался один: его покинули и дети, и супруга. Он снимает жилье недалеко от церкви Санта Сабина, ему тяжело пережить эту потерю. В какой-то момент он даже решает перестать сочинять музыку.


В 35 лет Джузеппе Верди влюбился. Его возлюбленной стала итальянская оперная певица Джузеппина Стреппони. 10 лет они прожили в так называемом «гражданском» браке, чем вызывали в обществе крайне негативные толки. Пара поженилась в 1859 году в Женеве. А от злых языков супруги предпочитали скрываться вдали от города – на вилле Сант-Агата. Кстати, проект дома был создан самим Верди, он не захотел прибегать к помощи архитекторов.


Дом получился лаконичным. А вот сад, окружающий виллу, был по-настоящему роскошным: всюду цветы и экзотические деревья. Дело в том, что свободное время Верди любил посвящать садоводству. К слову, как раз в этом саду композитор похоронил свою любимую собаку, оставив на ее могиле надпись: «Памятник моему другу».


Джузеппина стала для композитора главной музой и опорой в жизни. В 1845 году у певицы пропадает голос, и она принимает решение закончить оперную карьеру. Вслед за Стреппони это решил сделать и Верди, на тот момент композитор уже богат и знаменит. Но супруга уговаривает мужа продолжить свою музыкальную карьеру, и как раз после его «ухода» был создан шедевр оперного искусства – «Риголетто». Джузеппина вплоть до своей смерти в 1897 году поддерживала и вдохновляла Верди.

Смерть

21 января 1901 года Джузеппе Верди был в Милане. В отеле у него случился инсульт, композитора парализовало, однако он продолжал читать партитуры опер «Тоска» и «Богема» , «Пиковая дама» , но его мнение по поводу этих произведений так и осталось невысказанным. Каждый день силы покидали великого композитора, и 27 января 1901 года его не стало.


Похоронили великого композитора на Монументальном кладбище в Милане. Но через месяц его тело было перезахоронено на территории дома отдыха для пенсионеров-музыкантов, который в свое время создал сам композитор.

Произведения

  • 1839 – «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо»
  • 1940 – «Король на час»
  • 1845 – «Жанна д’Арк»
  • 1846 – «Аттила»
  • 1847 – «Макбет»
  • 1851 – «Риголетто»
  • 1853 – «Трубадур»
  • 1853 – «Травиата»
  • 1859 – «Бал-маскарад»
  • 1861 – «Сила судьбы»
  • 1867 – «Дон Карлос»
  • 1870 – «Аида»
  • 1874 – Реквием
  • 1886 – «Отелло»
  • 1893 – «Фальстаф»

Сочинения Джузеппе Верди по жанрам с указанием названия, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями.

Оперы

  1. «Оберто, граф Бонифачо» («Oberto, conte di san Bonifacio»), либретто А. Пьяцца и Т. Солера. Первая постановка 17 ноября 1839 г. в Милане, в театре La Scala.
  2. «Король на час» («Un giorno di regno») или «Мнимый Станислав» («Il finto Stanislao»), либретто Ф. Романи. Первая постановка 5 сентября 1840 г. в Милане, в театре La Scala.
  3. «Набукко» («Nabucco») или «Навуходоносор», либретто Т. Солера. Первая постановка 9 марта 1842, г. в Милане, в театре La Scala.
  4. «Ломбардцы в первом крестовом походе» («I Lombardi alla prima crociata»), либретто Т. Солера. Первая постановка 11 февраля 1843г. в Милане, в театре La Scala. Позднее опера переработана для Парижа под названием «Иерусалим» («Ierusalem»). Ко второй редакции написана балетная музыка. Первая постановка 26 ноября 1847 г. в Париже, в театре Grand Op?ra.
  5. «Эрнани» («Ernani»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 9 марта 1844г. в Венеции, в театре La Fenice.
  6. «Двое Фоскари» («I due Foscari»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 3 ноября 1844 г. в Риме, в театре Argentina.
  7. «Джованна д’Арко» («Giovanna d’Arco»), либретто Т. Солера. Первая постановка 15 февраля 1845 г. в Милане, в театре La Scala.
  8. «Альзира» («Alzira»), либретто С. Каммарано. Первая постановка 12 августа 1845 г. в Неаполе, в театре San Carlo.
  9. «Аттила» («Attila»), либретто Т. Солера и Ф. М. Пиаве. Первая постановка 17 марта 1846 г. в Венеции, в театре La Fenice.
  10. «Макбет» («Macbeth»), либретто Ф. М. Пиаве и А. Маффеи. Первая постановка 14 марта 1847 г. в Флоренции, в театре La Pergola. Позднее опера переработана для Парижа. Ко второй редакции написана балетная музыка. Первая постановка в Париже 21 апреля 1865 г. в Theatre Lyrique.
  11. «Разбойники» («I Masnadieri»), либретто А. Маффеи. Первая постановка 22 июля 1847 г. в Лондоне, в Королевском театре.
  12. «Корсар» («Il Corsaro»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 25 октября 1848 г. в Триесте.
  13. «Битва при Леньяно» («La Battaglia di Legnano»), либретто С. Каммарано. Первая постановка 27 января 1849 г. в Риме, в театре Argentina. Позднее, в 1861 г., опера шла с переработанным либретто под названием «Осада Гарлема» («Assiedo di Harlem»).
  14. «Луиза Миллер» («Luisa Miller»), либретто С. Каммарано. Первая постановка 8 декабря 1849 г. в Неаполе, в театре San Carlo.
  15. «Стиффелио» («Stiffelio»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 16 ноября 1850 г. в Триесте. Позднее опера переработана под названием «Арольдо» («Aroldo»). Первая постановка 16 августа 1857 г. в Римини.
  16. «Риголетто» («Rigoletto»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 11 марта 1851 г. в Венеции, в театре La Fenice.
  17. «Трубадур» («Il Trovatore»), либретто С. Каммарано и Л. Бардаре. Первая постановка 19 января 1853 г. в Риме, в театре Apollo. Для постановки оперы в Париже написана балетная музыка и переработан финал.
  18. «Травиата» («La Traviata»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 6 марта 1853 г. в Венеции, в театре La Fenice.
  19. «Сицилийская вечерня» («I vespri siciliani»), («Les v?pres siciliennes»), либретто Э. Скриба и Ш. Дюверье. Первая постановка 13 июня 1855 г. в Париже, в театре Grand Op?ra.
  20. «Симон Бокканегра» («Simon Boccanegra»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 12 марта 1857 г. в Венеции, в театре La Fenice. Позднее опера переработана (либретто А. Бойто). Первая постановка 24 марта 1881 г. в Милане, в театре La Scala.
  21. «Бал-маскарад» («Un ballo in maschera»), либретто А.Сомма. Первая постановка 17 февраля 1859 г. в Риме, в театре Apollo.
  22. «Сила судьбы» («La Forza del destino»), либретто Ф. М. Пиаве. Первая постановка 10 ноября 1862 г. в Петербурге, в Мариинском театре. Опера позднее переработана. Первая постановка в Милане 20 февраля 1869 г., в театре La Scala.
  23. «Дон Карлос» («Don Carlo»), либретто Ж.Мери и К. дю Локля. Первая постановка 11 марта 1867 г. в Париже, в театре Grand Opera. Позднее опера переработана. Первая постановка в Милане 10 января 1881 г. в театре La Scala.
  24. «Аида» («Aida»), либретто А. Гисланцони. Первая постановка 24 декабря 1871 г. в Каире. К опере написана увертюра (неизданная), исполнявшаяся при постановке «Аиды» в Милане (La Scala) 8 февраля 1872 г.
  25. «Отелло» («Otello»), либретто А. Бойто. Первая постановка 5 февраля 1887 г. в Милане, в театре La Scala (для постановки в Париже в 1894 г. написана балетная музыка: «Арабская песня», «Греческая песня», «Гимн Магомету», «Танец воинов»).
  26. «Фальстаф» («Falstaff»), либретто А. Бойто. Первая постановка 9 февраля 1893 г. в Милане, в театре La Scala.

Сочинения для хора

  • «Звучи, труба» («Suona la tromba») на слова гимна Г. Мамели, для мужского хора и оркестра. Соч. 1848 г.
  • «Гимн наций» («Inno delle nazioni»), кантата для высокого голоса, хора и оркестра, на слова А. Бойто. Соч. для Лондонской всемирной выставки. Первое исполнение 24 мая 1862 г.

Церковная музыка

  • «Реквием» («Messa di Requiem»), для четырех солистов, хора и оркестра. Первое исполнение 22 мая 1874 г. в Милане, в церкви San Marco.
  • «Pater Noster» (текст Данте), для пятиголосного хора. Первое исполнение 18 апреля 1880 г. в Милане.
  • «Ave Maria» (текст Данте), для сопрано и струнного оркестра. Первое исполнение 18 апреля 1880 г. в Милане.
  • «Четыре духовные пьесы» («Quattro pezzi sacri»): 1. «Ave Maria», для четырех голосов (соч. ок. 1889); 2. «Stabat Mater», для четырехголосного смешанного хора с оркестром (соч. ок. 1897); 3. «Le laudi alla vergine Maria» (текст из «Рая» Данте), для четырехголосного женского хора без сопровождения (конец 80-х годов); 4. «Те Deum», для двойного четырехголосного хора и оркестра (1895-1897). Первое исполнение 7 апреля 1898 г. в Париже.

Камерная инструментальная музыка

  • Струнный квартет e-moll. Первое исполнение 1 апреля 1873 г. в Неаполе.

Камерная вокальная музыка

  • Шесть романсов для голоса с ф-п. на слова Дж. Витторелли, Т. Бьянки, К. Анджолини и Гете. Соч. в 1838 г.
  • «Изгнанник» («L’Esule»), баллада для баса с ф-п. на слова Т. Солера. Соч. в 1839 г.
  • «Обольщение» («La Seduzione»), баллада для баса с ф-п. на слова Л. Балестра. Соч. в 1839 г.
  • «Ноктюрн» («Notturno»), для сопрано, тенора и баса с сопровождением флейты obligato. Соч. в 1839 г.
  • Альбом - шесть романсов для голоса с ф-п. на слова А. Маффеи, М. Маджони и Ф. Романи. Соч. в 1845 г.
  • «Нищий» («Il Poveretto»), романс для голоса с ф-п. Соч. в 1847 г.
  • «Покинутая» («L’Abbandonata»), для сопрано с ф-п. Соч. в 1849 г.
  • «Цветочек» («Fiorellin»), романс на слова Ф. Пиаве. Соч. в 1850 г.
  • «Молитва поэта» («La preghiera del poeta»), на слова Н. Соле. Соч. в 1858 г.
  • «Сторнель» («Il Stornello»), для голоса с ф-п. Соч. в 1869 г. для альбома в пользу Ф. М. Пиаве.

Юношеские сочинения

  • Несколько оркестровых увертюр, среди них увертюра к «Севильскому цирюльнику» Россини. Марши и танцы для городского оркестра Буссето. Концертные пьесы для фортепиано и для солирующих духовых инструментов. Арии и вокальные ансамбли (дуэты, трио). Мессы, мотеты, laudi и другие церковные сочинения.
  • «Плач Иеремии» (по библии, в переводе на итальянский язык).
  • «Безумие Саула», для голоса с оркестром, на слова В. Альфьери. Соч. до 1832 г.
  • Кантата для голоса соло и оркестра в честь бракосочетания Р. Борромео. Соч. в 1834 г.
  • Хоры к трагедиям А. Мандзоии и «Ода на смерть Наполеона» - «5 мая», слова А. Мандзони, для голоса с оркестром. Соч. в период 1835 - 1838 гг.

Верди Джузеппе (1813- 1901), итальянский композитор.

Родился 10 октября 1813 г. в Ронколе (провинция Парма) в семье деревенского трактирщика. Первые уроки музыки брал у органиста местной церкви. Затем занимался в музыкальной школе в Буссето у Ф. Провези. В Миланскую консерваторию принят не был, но остался в Милане и частным образом занимался с профессором консерватории В. Лавиньи.

Как композитора Верди более всего привлекала опера. Им создано 26 произведений в этом жанре. Известность и славу принесла автору опера «Навуходоносор» (1841 г.): написанная на библейский сюжет, она проникнута идеями, связанными с борьбой Италии за независимость. Та же тема героико-освободительного движения звучит в операх «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1842 г.), «Жанна д’Арк» (1845 г.), «Аттила» (1846 г.), «Битва при Леньяно» (1849 г.). Верди стал в Италии национальным героем. В поисках новых сюжетов он обратился к творчеству великих драматургов: по пьесе В. Гюго написал оперу «Эрнани» (1844 г.), по трагедии У. Шекспира - «Макбет» (1847 г.), по драме «Коварство и любовь» Ф. Шиллера - «Луизу Миллер» (1849 г.).

Композитора привлекали сильные человеческие эмоции и характеры, нашедшие столь полное соответствие его музыке. Не менее велик Вердилирик. Этот дар проявился в операх «Риголетто» (по драме Гюго «Король забавляется», 1851 г.) и «Травиата» (по драме А. Дюма-сына «Дама с камелиями», 1853 г.).

В 1861 г. по заказу Мариинского театра в Петербурге Верди написал оперу «Сила судьбы». В связи с её постановкой композитор дважды посещал Россию, встречая горячий приём. Для Парижской оперы Верди сочинил оперу «Дон Карлос» (1867 г.), а специально по заказу египетского правительства на открытие Суэцкого канала - оперу «Аида» (1870 г.).

Пожалуй, вершиной оперного творчества Верди стала опера «Отелло» (1886 г.). А в 1892 г. он обратился к жанру комической оперы и написал свой последний шедевр - «Фальстаф», опять на сюжет Шекспира.

Каждому, кто хоть немного разбирается в классической музыке, знакомо имя Д. Верди. Оперы (список их будет рассмотрен в этой статье) великого итальянского композитора до сих пор идут на сценах мировых театров. Верди часто называют итальянским Чайковским.

Рассмотрим более подробно искусство данного музыканта.

Юность композитора

Верди родился в небольшой в 1813 году, однако в тот момент ее территория считалась частью Франции. Родители его были бедны, поэтому они не могли позволить сыну заниматься музыкой всерьез, хотя верили в то, что Джузеппе все-таки добьется успеха.

Детство и юность мальчика прошли в борьбе за право получить образование музыканта, однако часто на этом поприще его ждали неудачи: например, он не был принят в число учеников Миланской консерватории (которая сегодня носит имя этого величайшего композитора).

Верди повезло: он нашел мецената в лице купца Антонио Барецци. Антонио попросил молодого музыканта стать учителем его дочери Маргариты. Молодые люди полюбили друг друга и поженились. Однако судьба их брака была печальной: Маргарита родила двоих детей, которые умерли в младенчестве, а вскоре и сама скончалась.

В это время молодой композитор работал над своей первой оперой.

Первые оперы

Миланская Ла Скала поставила первую оперу композитора, которая называлась «Оберто, граф Бонифачьо». Постановка была одобрена как критиками, так и публикой. Руководство театра заключило с композитором контракт на написание еще двух опер. Оперы Верди, написанные благодаря этому контракту, назывались «Король на час» и «Набукко». Первая была принято достаточно холодно, что вызвало у Верди приступ депрессии, однако вторая (премьера ее состоялась в 1842 году), напротив, вновь была встречена громкими аплодисментами.

С момента первого показа на сцене началось триумфальное шествие этой оперы Верди по всему миру. Она была поставлена около 65 раз на разных театральных площадках, что принесло молодому композитору настоящую славу и материальный достаток.

Последующие творческие работы

Верди поспешил приступить к созданию новых опер. Ими стали оперы «Ломбардцы в крестовом походе» (позже переименованная автором в «Иерусалим») и опера «Эрнани».

«Иерусалим», впервые показанный в 1847 году, также получил широкую известность. После этих двух музыкальных творений оперы Верди стали популярны во всем мире, а сам композитор получил и то, о чем мечтал все свое трудные детство и юность: возможность писать музыку и находить отклик в сердцах публики.

Оперы-шедевры

Популярность произведений Верди (оперы, список которых все рос) принесли ему почет и достаток. В возрасте за 30 лет к нему снова пришла любовь. Его избранницей стала певица Джузеппина Стреппони. Верди решил уйти на покой, но прежде этого написал и поставил в театре оперу, которая принесла ему всемирную славу.

Эта опера называлась «Риголетто». Сюжет ее был взят у знаменитого французского писателя В. Гюго.

Другим произведением мастера стала работа, также принесшая ему большой успех. Называлась она «Травиата» и была создана по мотивам произведений А. Дюма.

Следующие оперы стали менее популярными, однако публика посещала их с неизменным интересом, так как имя Верди было уже у всех на слуху. Это такие произведения, как «Сицилийская вечеря», «Трубадур», «Бал-маскарад».

Оперы Верди (список этих произведений очень велик) писал даже по заказу российских театров. Так, опера «Сила судьбы», премьера которой состоялась в 1862 году, была написана для Императорского театра, расположенного в Петербурге.

Оперы из египетской истории и творчества Шекспира

В последние годы своей жизни Верди становится не просто знаменитым композитором, чье имя заставляет замолкать ведущих музыкантов мира, но и признанным гением музыкального искусства.

Он создает произведения, которые до сих пор считаются непревзойденной классикой. Эти слова можно отнести к нескольким из его поздних произведений - опере «Аида», премьера которой состоялась в Каире в 1871 году (опера была написана в честь открытия и опере «Отелло» (1887 год).

Оперы Джузеппе Верди, список которых представлен выше, поразили современников силой страсти, любви и верой в возможности человека. Эти творения рассказывают о том, как непросто героям дается право на счастье и как часто трагические обстоятельства заставляют терять все, что ценилось когда-то.

Последняя работа композитора

Среди последних произведений маэстро можно назвать оперу «Фальстаф» 1893 года, созданную по пьесе Шекспира. Спустя 8 лет после ее премьеры Верди умер в почтенном возрасте от общего инсульта. Похоронили его в Милане с огромными почестями. Его ученики завершили еще несколько начатых им оперных партитур.

Кратко рассмотрим сюжеты этих опер.

Оперы Верди: список по мотивам и их сюжет

Рассмотрим сюжеты наиболее популярных произведений композитора.

  • Опера «Набу́кко» - рассказывает о библейских событиях: о том, как царь Вавилона отпустил на волю плененных евреев.
  • Опера «Эрна́ни» написана по мотивам произведений В. Гюго. В ней в романтическом ключе пересказывается историю любви разбойника.
  • Опера «Жа́нна д’Арк» создана по мотивам пьесы Шиллера «Орлеанская дева». Является малоизвестной работой Верди (оперы, список которых мы рассматриваем, включают в себя в целом 26 работ композитора).
  • Опера «Макбе́т» также написана по мотивам литературного произведения. В данном случае это работа Шекспира о чете Макбетов, решившихся на кровавое и страшное преступление ради власти и богатства.
  • Опера «Риголе́тто» рассказывает о трагической истории жизни старого и уродливого шута герцога, с которым его господин проделал очень злую шутку.
  • Опера «Травиата» передает сюжет «Дамы с камелиями» А. Дюма. Произведение рассказывает о судьбе падшей женщины.
  • Опера «Аи́да» - одна из наиболее сильных работ композитора. Рассказывает о любви между эфиопской красавицей-принцессой и военачальником фараона Рамзеса.
  • «Оте́лло» передает сюжет одноименного произведения Шекспира.

Оперы Верди (список с содержанием этих творений был приведен выше) до сих пор остаются эталоном музыкального искусства. Проходят века. Однако произведения маэстро как были популярными, так популярными и остаются. Ученые до сих пор изучают неповторимый стиль композитора. А простые зрители просто наслаждаются музыкой Верди.

Много сил отдал своим произведением Верди. Оперы, список которых мы рассмотрели в этой статье, стали визитной карточкой маэстро.